Наши читатели пишут о схимонахине Марии (Матукасовой, † 14 января 2000 г.).
Про матушку Марию (Матукасову) я прочитала в «Благовесте» уже, наверное, в 2003 году. Люди писали о том, как по молитвам к Матушке получали помощь Божию и исцеления. Мне очень захотелось прочитать книгу о схимонахине Марии, которую я, к сожалению, никогда не видела. И на следующий день в магазине Воскресенского монастыря я купила последнюю книгу «Блаженная схимонахиня Мария». Я ее за три дня прочитала, очень сильно полюбила матушку Марию и стала благодаря ей воцерковляться, учиться избавляться от грехов.
Тогда я (прости, Господи!) курила, муж по несколько дней домой не приходил. Однажды в таком нервном состоянии стала молиться Матушке и вдруг как будто сильное успокоительное приняла, так на душе спокойно стало.
Однажды по моим грехам заболела дочка. Неделю я усиленно молилась, ходила в храм, потом исповедалась и причастилась. И в ночь после Причастия вижу в тонком сне: несусь я на поезде по своей жизни! Поезд то и дело останавливается, и я вижу себя каждый раз иного возраста, от шести или семи лет и до сего дня, и на каждой станции своей жизни вспоминаю какой-то неисповеданный грех. И я в том же тонком сне как будто открываю глаза и вижу матушку Марию в схимническом облачении. Стоит она надо мной и внутри меня что-то чистит. А перед тем как уйти, матушка подошла к моим детям, сыну и дочери. После этого все у нас стало налаживаться, и дочь перестала болеть.
Николушкина водичка
В следующий раз, опять после Святого Причастия, легла я спать, а сама думаю: матушка говорила, хорошо, когда в храме всегда стоишь на одном месте. Я всегда стою возле иконы Божией Матери «Утоли моя печали» и Николая чудотворца в храме Петра и Павла. Засыпаю… и чувствую, будто я лечу через какой-т тоннель и оказываюсь, наверное, в Небесном храме Петра и Павла. Сижу в каком-то зале ожидания, там же сидят мужчина и женщина: у них сын воевал где-то в «горячей точке» и пропал. Они дождались известия: оказывается, все хорошо, сын нашелся и скоро будет дома.
А я оказываюсь возле своих любимых икон. Смотрю на Царские врата: сверху и снизу вижу свет. И я понимаю, что у Престола Божия сейчас молятся за меня и мою семью, и сама начинаю молиться. Подходит очень энергичная, молодая - лет тридцати трех - матушка Мария, в платочке, одета в телогреечку, подвязана то ли веревкой, то ли поясом. Обнимает меня, здоровается, называет Олечкой. Двое мужчин подводят мою бабушку: она в белой рубахе, с крестом на груди, простоволосая. Матушка Мария показывает на меня: «Это твоя внучка!» А потом матушка говорит мне: «Сейчас я научу тебя, как надо молиться». Берет ковш и подносит к иконе Николая Чудотворца, с иконы ручьями льется в ковш вода. Матушка показывает, как надо омывать этой водой лицо, шею и грудь во имя Отца, Сына и Святого Духа, и пить с молитвой.
На следующий день я пошла к своей подруге, и она отдала мне бутылку с водой из источника Николая Чудотворца! Говорит, хотела убрать эту бутылку, но вдруг пришла мысль: надо Оле отдать… Я пила эту водичку и омывалась уже наяву - и благодарила Святителя Николая и дорогую Матушку.
Разболелся зуб…
Разболелся у меня как-то зуб. Думаю, и так зубов осталось мало, неужели опять удалять придется! Прошу: «Матушка, помоги!» И вот во сне слышу: Матушка в схимническом облачении отходит от меня и ворчит: «Матушка, матушка!.. Сама знает, что ей делать…» - и идет к детям. Даже к кошке, которая этим вечером родила восьмерых котят, подошла и…исчезла.
Зуб болеть перестал, а я поняла, что нечего по пустякам угодников Божиих дергать, они за весь мир, за всех страждущих молятся.
Защитила матушка Мария
Еще расскажу, как Матушка спасла меня от смерти.
Однажды звонит свекровь и говорит, что сильно заболела, горло болит. А я про себя и думаю: «Не любишь ты нашу дочь, ругаешь - вот тебя Господь и наказал!» Мое ли дело рассуждать, кого за что Господь наказывает!.. Сама тут же и получила наказание.
Только подумала нехорошо о свекрови, как захотелось мне поесть мела. После рождения детей я его ела пачками. Нашла кусочек и съела. Тут же мне почему-то стало плохо, я легла с дочкой спать и уснула. Просыпаюсь от страшного жара, температура под сорок, меня колотит от озноба. Чувствую: умираю… Из последних сил, почти теряя сознание, взмолилась к матушке. Тут же вижу: у икон, где у меня лежала и кассета с фильмом о матушке Марии, появился свет: не от лампочки и не солнечный, такого на земле нет… Я лежу вполоборота и боюсь повернуться. Мысленно говорю, что мне очень плохо, и чувствую прикосновение, как будто по всему телу разливается тепло. Через несколько минут свет пропал, а мне стало легче. Утром я смогла пойти в церковь, отстояла (вернее, отсидела) Литургию, и за два дня все прошло. Оказалось, что мелок-то был ядовитый, от тараканов, и у меня было сильное отравление.
Блаженная схимонахиня Мария, моли Бога о нас!
Ольга Давыдова, г. Самара
Лидия, г. Самара
11 марта - день блаженной кончины старицы схимонахини Марии (Маковкиной), похороненной на нашем Шуваловском кладбище.
Схимонахиня Мария (Мария Павловна Маковкина) родилась в 1884 году.
В юности будущая подвижница жила в Москве. Известно, что после окончания фельдшерских курсов она побывала в Гефсиманском скиту у старца Варнавы*. Эта поездка предопределила всю ее жизнь. Келейник старца специально вышел из домика для того, чтобы из многочисленного люда пригласить именно ее, стоящую в очереди последней.
Матушка Мария позже вспоминала, что беседа с прозорливым старцем продолжалась два часа, старец предсказал всю её дальнейшую жизнь (предсказания сбылись).
По благословению старца Варнавы во время войны она начала работу в Санкт-Петербурге в Императорском госпитале, где в это время оказывали помощь раненным войнам Великие Княжны и Государыня Императрица Александра Федоровна.
Любовь и почтение к Царственным Мученикам матушка Мария сохраняла до конца своих дней.
Незадолго до начала войны по благословению митрополита Алексия и старца Серафима Вырицкого матушка Мария перешла на жительство при Никольском соборе.
В сентябре 1941 года немецко-фашистские войска вплотную подошли к Ленинграду. 8 сентября оккупантами был захвачен Шлиссельбург, вокруг Ленинграда замкнулось кольцо блокады. Германское командование, не сумев захватить город штурмом, решило задушить Ленинград голодом, холодом, непрерывными артиллерийскими обстрелами и авиационными бомбардировками. Тревогами и лишениями наполнилась жизнь Ленинграда.
Всю блокаду матушка Мария молилась в осажденном городе. В блокаду она утешала и ободряла людей. Во время артиллерийских обстрелов старица слезно молилась Спасителю, Божией Матери, святителю Николаю об избавлении города и России от вражеского нашествия. Несмотря на слабость и воздушные тревоги, она постоянно ходила молиться на Смоленское кладбище к блаженной Ксении.
Ей довелось ночами молиться в Никольском соборе о спасении России вместе с митрополитом Алексием (Симанским). Много сил на продолжение богослужебной жизни в блокадном городе положил владыка Алексий. Не боясь артобстрелов, он обходил церкви, встречаясь с духовенством и мирянами. По свидетельству очевидцев митрополит Алексий, испытывая все бедствия блокады, проявил героическую бодрость духа и огромное самообладание. Он постоянно совершал богослужения, ободрял и утешал верующих. Несмотря на голод и бомбежки, обессиленные люди с опухшими лицами, едва держась на ногах, ежедневно наполняли храм, где служил архипастырь, и во множестве приобщались у него святых Христовых Таин. В дни блокады владыка Алексий служил Божественную литургию один, без диакона, сам читал помянники. Каждый вечер он служил молебен Святителю Николаю, затем обходил Николо-Богоявленский собор, где жил тогда, с иконой Святителя Николая, моля его, чтобы он сохранил храм и город от разрушения.
27 января 1944 года блокада Ленинграда была окончательно снята - в Никольском соборе торжественный молебен служил сам митрополит Алексий.
Став Патриархом, он не раз посылал к матушке Марии «связных» - советовался с ней по важным вопросам церковной политики. (После своего переезда в Москву Владыка благословил старицу оставаться в соборе, где она и почила, проведя последние годы в комнатке при алтаре собора.)
Клавдия Петровна Петруненкова, рассказывала, что в Печерах она однажды услышала от одного из вернувшихся в Россию Валаамских старцев: «Мать Мария - это столп, на котором держится весь город и все вокруг».
По молитвам прозорливой старицы Марии люди спасались от преследований, исцелялись от тяжелых недугов. По свидетельству Клавдии Петровны - после кончины Святейшего Патриарха Алексия I, старица, отказавшись от пищи, молилась дни и ночи. После избрания святейшего Патрираха Пимена, она, облегченно вздохнув, сказала: «Слава Богу, верующего выбрали. Он верующий».
К прозорливой старице за духовным советом обращались монашествующие, священники и миряне, для многих их них она стала духовной матерью.
Схимонахиня Мария почила 11 марта 1971г. в алтаре Николо-Богоявленского Собора после причастия.
Тысячи людей пришли проводить в последний путь великую подвижницу. Похоронили схимонахиню Марию на Шуваловском кладбище.
По сей день верующие Санкт-Петербурга и других городов приходят на могилку старицы Марии и, погребенной рядом, ее сестры схимонахини Марфы (+1969), молятся об упокоении их душ и просят молитвенной помощи.
Царствия Небесного схимонахине Марии - великой труженице и молитвеннице!
*Преподобный Варнава старец Гефсиманского скита (1831-1906 гг.)
Последние годы жизни блаженной схимонахини Марии (Матукасовой †14 января 2000 г.) были связаны с Оптиной пустынью. Если раньше ее подвиг юродивой Христа ради проходил «на юру», то после принятия схимы в январе 1998 года старица стала нести иное служение - молитвенницы за весь мир и, по слову величания преподобным, «наставницы монахов и собеседницы ангелов». Об этом периоде ее жизни рассказывает иеродиакон Александр (Матюхин), насельник Свято-Введенской Оптиной пустыни, духовный писатель, автор книги о современном подвижнике, старце Николае Дивеевском.
- Как вы считаете, Мария Ивановна была принята в Оптиной пустыни как человек Божий?
Матушка Мария сама ответила на этот вопрос, перед смертью уйдя из нашей обители... Кто-то ее принял, кто-то не принял... Есть искренние почитатели старицы, и их немало. Но общего «принятия» ее предсказаний, советов, когда они не только выслушиваются, но и исполняются, видимо, все же не было.
Но как бы кто ни относился к матушке, у многих из нас было ощущение, что всей ситуацией в монастыре управляла схимонахиня Мария. Она спокойно сидела в своем кресле, видимым образом ни во что не вмешивалась, всячески «умаляла» себя, и тем не менее вся ситуация была в ее руках. С приходом к нам старицы микроклимат в монастыре заметно улучшился.
- В чем заключалось служение схимонахини Марии в вашем монастыре?
Старец Нектарий говорил: «Во всем ищите великого смысла». Матушка Мария впервые приехала в Оптину пустынь на праздник Рождества Пресвятой Богородицы. Ее к нам привела Матерь Божья. Об этом неоднократно говорила и сама матушка Мария, ведь она была послушницей Божией Матери. А про Оптину пустынь старица говорила так: «Здесь хлеба много-много (благодати), а дыр-то сколько...» Вот она и пришла к нам - латать эти дыры... «Я по семечку сажаю. А потом хлеб вырастет и все серпом срежут...» - говорила она. А еще ее служение в монастыре было миротворческое. Об этом мне сказал мой духовник, известный старец архимандрит Кирилл (Павлов). Перед тем, как мы привели к нему старицу Марию, у меня с отцом Кириллом состоялась беседа. Он расспросил меня про матушку, а после встречи с ней сказал: «Матушка пришла к вам как миротворица».
Старица Мария пришла в монастырь, чтобы напомнить нам о евангельской нищете. Мы в монастыре на то время сильно увлеклись строительством, материальным укреплением обители. А она пыталась наши сердца и взоры направить на внутреннее строительство, возведение храма своей души. Когда к ней приходили монахи, она нередко говорила: «А вы книжечку-то почитаете? Почитайте книжечку...» Старица этим нам хотела сказать: «Вы Евангелие чтите? А если чтите, то надо и жить по-евангельски...» Она давала нам в руки Евангелие и просила читать вслух по нескольку главок. Преподобный Нифонт Кипрский писал: «Вся злоба в мире от неведения Писаний». И старица Мария нам напоминала об этом.
До приезда матушки Марии в Оптину пустынь неподалеку от монастыря, в селе Клыково подвизалась другая старица, схимонахиня Сепфора. Ее служение тоже было связано с монастырем?
Когда схимонахиня Сепфора умерла, матушка Мария сказала: «Старуха ушла на небо и весь хлеб забрала». Значит, некому стало окормлять обитель. Схимонахиня Сепфора, как потом и Мария Ивановна, все силы прилагала к тому, чтобы братия монастыря обратила свои взоры на внутреннее делание, а не только на внешнее строительство.
Матушка Мария целует крест на могиле схимонахини Сепфоры в Клыково
Известно пророчество старицы Сепфоры, что после нее в Оптиной пустыни будет другая старица, большая, чем она...
Накануне полугодия со дня смерти схимонахини Сепфоры новый келарь монастыря отказался выделить продукты на поминки старицы. Мать Пантелеимона обратилась к Марии Ивановне, попросила ее молитв, чтобы поминки, хоть бедные - киселем да кашей - но все-таки состоялись на скромные рубли почитателей старицы. «Хорошие поминки будут, красивые поминки...» - загадочно ответила старица Мария. А ночью приехала некая раба Божия, почитательница старицы Сепфоры, и привезла множество продуктов. Когда мы приехали в Клыково, сели за поминальный стол, мы поразились изобилию яств. Даже монастырь не смог бы устроить такие богатые поминки. Котлеты из балыка, в супе балык... «Красивые поминки» получились...
- Вам запомнились какие-то важные пророчества блаженной схимонахини Марии?
Старица несомненно обладала пророческим даром. Но на вопросы она не всегда отвечала прямо - как правило, это были притчи, иносказания... При мне старец архимандрит Кирилл спросил ее: что нас ждет? Она ответила притчей: «Вода, песок, глина... Кирпичики лепят, кирпичик к кирпичику подгоняют, печка русская - тепло-тепло... Хлеба, булок много...» Что имела в виду старица? Может, гонения, ссылки... Бог весть. Я ей говорю (я был тогда келарем в обители): «Матушка, может, нам консервами запастись?» - «Молитвой запасайтесь!» - ответила старица.
- Вы лично ощущали на себе благодатную силу молитв старицы?
Когда у меня начались тяжелые скорби, матушка мне очень помогла. Мне было тяжело, я нигде не находил себе покоя... Пришел к матушке. Она в это время спала (а на самом деле молилась). Кто-то из самарцев, бывших в то время при ней, вынес мне недоеденную матушкой картошку. И говорит мне немного смущенно: «Матушка сказала, что сейчас придет человек, ему нужен «доктор», и надо дать ему это покушать». Я съел картошку и... успокоился. Как будто принял очень сильную успокоительную таблетку. Так матушка помогла мне выдержать вражье нападение. Потом я снова пришел к ней со слезами на глазах. А она свои четочки передвигает, молится. Легла на кровать - так, что голова ее висит в воздухе. Сама в напряжении, вся дрожит. Встала и говорит: «Ну, все!..» Потом тихо добавила: «Так выйти из себя!» - о моем состоянии. С этого момента искушение пошло на убыль и окончательно сгладилось в день смерти матушки Марии. И мне даже показалось, что она и жила-то как будто за тем, чтобы окончательно вызволить меня из беды, вызволить из лап врага...
Пострижение блаженной Марии Ивановны Матукасовой в великую схиму. Оптина пустынь. 5 января 1998 года. Рядом с ней - также в этот день постриженная в монахини ее келейница Евгения Мавринская.
- Известны ли вам предсказания старицы, которые уже сбылись?
Их много. Приведу лишь один пример. В прошлом году на Успение Божией Матери к нам в Оптину приехали три иеромонаха-японца - Петр, Даниил и Серафим. В храме на всенощной я спросил у матушки, кто из них станет Митрополитом Японским? - «Три!» - ответила старица. Я ей возразил: «Как же так, матушка. Ведь один должен быть?» - «Три!..» - снова ответила старица. Стал я с ней спорить, так что даже вывел ее из терпения. Она «постучала по голове», обличая в неразумии, и говорит: «Даниил». Тогда я пошел к отцу Иоанну, начальнику Миссии, и сообщил предсказание старицы. Митрополитом был избран не Даниил, а Петр, самый опытный и пожилой из японских священников. Но вскоре он умер и снова стал решаться вопрос о Митрополите Японском, о главе Японской Автономной Православной Церкви. В это время Святейшему Патриарху Алексию II уже стали известны слова старицы о том, что Митрополитом станет Даниил. Он и решил назначить его Митрополитом Токийским и всея Японии... Возможно, и третий иеромонах, Серафим, тоже со временем станет японским Митрополитом...
Теперь о другом. Известно, что Оптина пустынь возвысила свой голос против повсеместного введения ИНН. Рапорт на эту тему был подан наместником монастыря Архимандритом Викентием Святейшему Патриарху Алексию II. В чем оптинцы увидели главную опасность «идентификации»?
Известный старец монах Сергий из города Минеральные Воды сказал, что принявшие ИНН потеряют способность к покаянию... Об этой угрозе нам прикровенно говорила и матушка Мария, предупреждала, что нас ждут тяжелые испытания. Я расскажу об одном случае, который стал известен многим в нашем монастыре. Он похож на притчу, и тем не менее это все случилось в действительности. Одна женщина жила со своей дочерью душа в душу. Потом она приняла ИНН. И когда пришла домой из налоговой инспекции, сразу же поссорилась с дочерью, да так сильно, что у них произошел полный разрыв отношений. Дочь ушла из дома, возненавидела мать. А мать сначала не могла понять, что происходит. Потом ей объяснили, что все это произошло из-за принятия «номера». Научили, что нужно снова пойти в налоговую инспекцию и написать отказ от ИНН. И вот наконец она пошла в налоговую инспекцию и... увидела на ступеньках инспекции свою дочь, заполняющую бланк заявления на принятие «номера». Она начала уговаривать свою дочь этого не делать! Наконец ей пришло настоящее понимание того, что с ними произошло. Ведь между ней и дочерью была любовь, а после «идентификации» все сразу разладилось... Отношения между ними и сейчас не улучшились, но зато стала известна подлинная причина разрыва. Ведь эта ситуация, когда дочь восстала на мать, - один из признаков Апокалипсиса, возвещенный в Евангелии (Мк. 13, 12): «Предаст же брат брата на смерть, и отец - детей; и восстанут дети на родителей и умертвят их».
Другая ситуация. Женщина в большом городе уверовала в Бога и решила всецело служить Церкви. Бросила прежнюю работу и пошла трудиться в храм. И вот настоятель велел всем принять ИНН. Она послушалась священника и тоже приняла «номер». Когда я был в этом храме и узнал об этом, стал говорить, что принятие ИНН губительно для души, эта женщина вдруг зарыдала и стала чуть ли не волосы на себе рвать. Ее успокаивали, говорили, что, мол, «номер» не страшен, это же еще не печать... А она им ответила: «Нет, этот номер страшен! И вы погубили меня... Я пришла в Церковь спасаться, и вот... Когда я приняла ИНН, нас с дочерью сразу выгнали из квартиры. Мы ютились по углам, а когда сняли другую квартиру, то на нас... обрушился потолок!» Господь страданиями вразумляет оступившихся.
- А что бы вы посоветовали тем верующим людям, кто по неведению уже принял ИНН?
Я бы сравнил принятие ИНН с ходьбой по тонкому льду. Рано или поздно лед этот обломится под тяжестью тела. И потому лучше всего остановиться на том месте, где сейчас стоишь, и постараться идти назад. Тем, кто принял «номер» - не нужно им пользоваться и, конечно, надо написать заявление с отказом от него.
Остается не до конца понятой «тайна» ИНН. Все мы видим, что Господь отступает от «проидентифицированных» людей. Даем этому свои объяснения. И все же вопросов тут больше, чем ответов...
Главный тезис «нью эйдж» - «никто выше закона». Никто... Звучит привлекательно, но если задуматься, то становится очевидным, что нас возвращают к тому состоянию, которое восторжествовало во времена Распятия Господа Иисуса Христа. Его распяли как «нарушителя закона». Ведь Он провозгласил: «Не человек для субботы, а суббота для человека». То есть не человек для закона, а закон для человека...Святым, людям Нового Завета, очистившимся от страстей, закон уже не нужен в той степени, как людям неочистившимся, порочным. Закон ведь нужен грешникам, чтобы с них не спадали оковы до тех пор, пока человек не преобразится благодатью Святого Духа... И вот нас хотят от благодати снова возвратить к закону. И все, кто принимает ИНН, вместе с ним принимает и этот отказ от благодати во имя «закона». То есть подписывается под тем, во имя чего распяли Господа Иисуса Христа... Вот почему благодать отступает от принявших «номер»...
- От всего этого легко впасть в уныние... Такие тяжелые искушения приблизились к каждому из нас!
Мария Ивановна не раз говорила, что на короткое время Господь даст нам Царя. Я верю, что и эти слова ее сбудутся. Так что не нужно отчаиваться...
Антон Жоголев, 17.11.2000
Прощание с блаженной старицей Марией. Свято-Казанский монастырь
ПАМЯТИ БЛАЖЕННОЙ СТАРИЦЫ СХИМОНАХИНИ МАРИИ
Посвящается моей духовной матери.
Александр Алмазов, г. Москва.
Аромат волнами от иконы,
И небесно-прозорливый взгляд.
Мне твои натруженные руки
Так о многом тихо говорят.
Говорят о подвигах суровых,
Корке хлеба в день, как о посте,
И о сорокакилограммовых
Сумках за спиною в простоте.
О молитвах в бдениях безсонных,
О холодных и немых ночах,
О слезах всегда печально-звонных,
О юродиво-простых речах.
О чужих грехах, тобой носимых,
О людских печалях и скорбях...
Душ врачевание ранимых
Непомерным грузом на плечах.
Щедро дары Божии прияла,
Над людьми Христом вознесена.
Для Руси духовной матью стала,
Отдавая всю себя сполна.
В жизни есть извечная примета.
Как ты жил - такой и жди конец,
На одре лежала снопом света,
Над главой сиял златой венец.
"Со святыми упокой" - печально
Прозвучало, будто вдалеке,
И уже без скорбей и печалей
Уходила к Богу налегке.
И за гробом, предстоя Владыке,
Молишь Господа о нас: "Прости!
Да не разлучимся и в разлуке,
Дай им силы Крест свой донести...
14 января (1 января ст.ст.) на 92 году жизни скончалась блаженная схимонахиня Мария (Матукасова).
Тысячи людей, знавших матушку, или только слышавших о ее жизненном подвиге, тяжело скорбят об этой невосполнимой утрате. На рубеже двух тысячелетий Господь забрал в Свои селения эту великую труженицу на ниве Христовой, поднявшуюся на необозримые высоты духа. Особенно больно, что эта утрата произошла в то время, когда новым поколениям христиан так нужны носители великой православной традиции, так нужен пример праведной жизни во Христе…
Мария Ивановна Матукасова родилась в Самаре 14 (1) апреля 1908 года. Училась в железнодорожном техникуме. Работала учительницей. В послевоенные годы взяла на себя подвиг юродства. С начала 60-х годов жила при Вознесенской церкви р.п. Кинель-Черкассы Самарской области. Часто приезжала в Самару (Куйбышев). В 1996 г. окончательно переехала в Самару. 5 января 1998 г. по благословению архиепископа Самарского и Сызранского Сергия в Оптиной пустыни приняла схиму с именем Мария. С этого времени поселилась в Оптиной пустыни. Умерла от инсульта в Вышневолоцком Казанском женском монастыре Тверской епархии.
Когда я пишу эти строки, уже определено место упокоения праведницы. В последние годы жизни она стала всероссийской старицей. Ее имя с любовью и надеждой произносили христиане далеко за пределами нашей области. И хотя до последних дней схимонахиня Мария говорила: «Я - самарская!», это скорее означало ее духовную родину, но никак не масштаб ее деятельности, ее личности. Она молилась за всю Россию. И потому не случайно она похоронена между двумя российскими столицами, в монастыре, где двумя годами ранее нашла последний приют другая великая старица наших дней - блаженная Любушка из-под Санкт-Петербурга. В их судьбах, в их жизненном подвиге много общего. Им, великим подвижницам последних времен, достался тяжелый жребий: в век технотронных «чудес» - молитвой творить подлинные чудеса Божии; в век «торжества разума» - юродством во Христе оберегать чистоту души; во времена зловерия и неверия - держать крепко в своих руках щит Православия, отбивая все удары врагов нашего спасения. Неожиданным для многих был уход блаженной Любушки из ставшей родной Вырицы в вышневолоцкую обитель, где она вскоре скончалась на руках сестер монастыря. Неожиданным был для нас и отъезд схимонахини Марии из прославленной Оптиной пустыни в Дивеево, а потом в Вышний Волочек. «Поедем к Любушке», - прошептала старица иссохшимися губами. Такова была ее воля. Последняя воля, как оказалось. Значит, так нужно, чтобы они, никогда в земной жизни не встречавшиеся, упокоились вместе, до воскресения. Значит, так надо, чтобы обе подвижницы до последнего дня своей земной жизни не имели где главу подклонить, но имели домом - всю Россию…
Я много раз приезжал к Марии Ивановне в Кинель-Черкассы, где в церковной сторожке решались мировые вопросы, разрубались мистические узлы, исцелялись больные, возносилась к Богу великая молитва старицы. Был я у Марии Ивановны в уютном домике возле Воскресенской церкви, что на рабочей окраине Самары. Встречался со старицей в родной Петропавловской церкви. Ездил к ней за советом в Ташлу. Даже в Оптиной пустыни посчастливилось с ней увидеться. И вот у нее, никогда не имевшей постоянного крова, появилась наконец окончательная «прописка». Что же, Бог даст, и туда к ней приеду. В Вышневолоцкий Казанский монастырь, на могилу матушки.
Эта статья - вовсе не некролог. Не рассказ об ушедшем замечательном человеке. Должно пройти время, чтобы мы смогли осознать значение подвига схимонахини Марии. Пока же - это переживание личной боли от утраты очень близкого, родного человека. Попытка разделить эту скорбь «на всех» знавших и любивших матушку Марию…
Из дневника.
6 марта 1995 г. Чистый понедельник. Кинель-Черкассы. Мария Ивановна вышла на улицу посидеть на солнышке, помолиться. Я смотрел на нее через окно. Сидит себе обычная бабушка, живенькая такая. Все мы связаны с Небом, кто - ниточкой, кто - веревочкой, кто-то едва заметной хрупкой паутинкой, а эта старушка - стальным канатом. Ее молитва идет на Небо, и сразу ей дается ответ.
Я подошел к ней, когда она взошла на пригорок за воротами храма. Смотрела она вдаль, за овраг. И тут я услышал странное:
- Там похоронишь, как умру.
Я переспросил, растерявшись.
- Я умру и там, там меня похоронишь, - скороговоркой пробормотала она, указывая куда-то вдаль. Казалось, ее слегка раздражила моя «безтолковость». Что же, мол, тут может быть непонятно?
Что это значит? Какое-то предчувствие или, может, видение?
… Проехала на большой скорости машина. Мария Ивановна вздрогнула, словно пришла в себя. Отпрянула к церковным воротам.
- Скажите, вот есть пророчество, что преподобный Серафим перед концом света воскреснет. Как это надо понимать? Буквально или духовно?
- И буквально понимай, и духовно, - ответила старица.
- А скоро это будет?
- Почему же не скоро?
Я не раз писал про Марию Ивановну.
С журналистским интересом несколько лет наблюдал за блаженной, старался записывать свои впечатления. Пытался постичь ее духовный мир, понимая, что мне выпала большая удача - общаться с великой подвижницей, прозорливицей, быть может, последним пророком. Но признаюсь, что в этом не преуспел. Она ушла такой же загадочной, непонятой, странной, какой появилась - лет тридцать, а то и больше, назад на пыльных самарских улочках с мешками вместо вериг и с Иисусовой молитвой в сердце. «Духовный судит о всех, о нем же никто не может судить», - говорит апостол Павел. Нам не дано понять духовный мир старицы, для этого нужно подняться на ту же высоту, что и она. Но, рассказывая о ней, можно хотя бы прикоснуться к тайне «безумства во Христе», к тайне неотмирной любви.
Меня всегда удивляло поразительное одиночество старицы, которая с утра и до вечера была окружена людьми. Она любила всех - «хожалок», больных, несчастных, близких и дальних. Даже про экстрасенсов, то и дело «валивших» ее с ног, говорила: «Я их целую!» - и велела их пускать к ней, быть может, предвидя их раскаяние… Молилась за всех истово. Четки в ее натруженных руках двигались быстро, как пулеметная лента. Хотя и был возле нее круг самых близких людей, сотаинников рядом с ней я не увидел. В свой духовный мир она никого не впускала. Быть может, потому, что нам, «душевным», рано еще переходить на «твердую пищу», рано, да и соблазнительно узнавать приоткрытые ей «тайны Царствия Божия»…
Так случилось, что «Благовест» более пяти лет жил и развивался под молитвенным «щитом» старицы. Началось это в далеком 93-м году, когда мы в первый раз приехали к матушке, сами не ведая, зачем едем, к кому… Потом появилась первая статья о блаженной Марии Ивановне. В Кинель-Черкассы со всей страны потянулись за помощью и утешением больные и страждущие. В ее жизни начинался новый этап - общественного служения. Уходили в прошлое тяжелые мешки, подрезанные валенки, непонятные слова…Люди ждали от старицы не только юродства, но и совета, молитвы. У нас, «благовестовцев», появился молитвенник и мудрый наставник. Участие старицы в жизни редакции было очень большим, хотя и не всегда явным. Многое совершалось по ее прямому благословению, а что-то - по ее молитве… Однажды Мария Ивановна передала в редакцию покаянное письмо неизвестной нам женщины, рабы Божией Любови. Автор письма публично каялась в грехах богоотступничества и цареубийства, которому она способствовала своей прежней безбожной жизнью…Сила покаяния и искренность этого письма потрясали. Мы опубликовали его, впервые затронув тему покаяния в грехе цареубийства. Письмо это дало толчок к осмыслению этой важнейшей темы, пришли другие письма, отклики на покаянный плач незнакомой нам женщины…Сейчас я понимаю, что Мария Ивановна указала нам столбовую тему на будущее. Она предвидела, какая битва разгорится вокруг канонизации Царя-Мученика Николая II.
Некоторые упрекают нас (видимо, начитавшись «ученых» книжек) за симпатии к Григорию Распутину, Другу царской семьи. Отмечу, что, помимо личной убежденности в его праведности, мне как редактору все же требовалось для публикации статей в его защиту решение «суда иной инстанции». Я поехал к матушке, спросил, можно ли публиковать статью, изображающую Распутина в ином, непривычном для многих свете.
- Можно… Публикуй… Очень красивый, - ответила старица.
А вскоре вышли новые, правдивые книги, где уже фактически доказывалась правота слов матушки о Распутине ("очень красивый"), естественно, этих книг никогда не читавшей.
Не раз удерживала меня матушка от ошибок, «смягчала» мой не в меру горячий нрав. Однажды я приехал к ней с какой-то кручиной. Сел напротив нее и… забыл, зачем пожаловал. И вот сижу, глазами хлопаю, а вспомнить никак не могу. Ладно, думаю, спрошу что-нибудь другое, про книгу, например. Смогу ли издать, спрашиваю, такую-то православную книгу?
- Книгу? - переспросила Мария Ивановна и, обращаясь к «хожалке», сказала: «Дай ему вон ту книгу», - и показала на толстую книгу творений святителя Тихона Воронежского. «Хожалка» попробовала объяснить старице, что я-то ведь о другой совсем книге ее спрашиваю. Но она твердила свое: «Дай ему вон ту книгу». Пришлось дать. Я спрашиваю: что мне с ней делать? Читать? - Да, читай. - Вслух читать? - Вслух.
Открываю книгу на середине, наугад. И читаю первые попавшиеся строки: «Плохо обижать человека, но особенно плохо обижать несчастного. Плохо оскорблять человека, но особенно плохо оскорблять больного. Плохо унижать человека, но особенно плохо унижать убогого». И тут меня осенило: да это же… ответ на мой вопрос! Я же за этим и приехал к старице! Приехал спросить, как мне быть с обиженным мной несчастным, больным, убогим человеком… Я с ним поступил так безжалостно, так жестоко…
- Матушка, что же мне теперь делать? - спрашиваю блаженную.
- «Святителю отче (далее она назвала имя обиженного мной человека), моли Бога о нас!»
Дала понять, что поможет только молитва.
Крупные личности, сильные люди, как я заметил, многим и часто снятся. Но Мария Ивановна снилась не просто много. Из снов с ее участием, виденных разными людьми, как близкими, так и едва знакомыми (а то и вовсе незнакомыми, что тоже случалось), можно составить интересную и поучительную книгу. Нередко матушка снилась и мне. Отвечала на конкретные, вполне «дневные» вопросы (когда была далеко и к ней трудно было съездить), «вызывала» к себе, предостерегала от ошибок… После моего причастия Cв. Таин в Храме Воскресения Христова в Иерусалиме пришла во сне улыбающаяся, чтобы разделить со мной радость. Когда учился водить машину - призывала к терпению. Утешала в неудачах. Во время скорбей благословляла во сне…
Но этот сон, увиденный мной в октябре 1997 г., почему-то особенно запомнился. Словно был он как завещание матушки. В тот день вся моя семья в последний раз причастилась из одной св. Чаши с Марией Ивановной на клиросе Петропавловской церкви. Прийдя домой, я уснул и… снова оказался в храме. Там была и матушка. Она сказала мне (и показала жестами), чтобы я… отрезал пуговицы у пиджака. Новый пиджак, жалко, я колеблюсь. А она настаивает: отрезай пуговицы, отрезай… И жене моей советует, чтобы та… сумочку выкинула. Я растерялся. При чем тут сумочка? Да и пуговиц жаль… Но тут появляется знакомый и шепчет мне: «Отрежь, отрежь пуговицы, на них в рай можно войти, если отрежешь…» И тут я понимаю, что «пуговицы» - никакие не пуговицы вовсе, а мои «житейские попечения», которые поскорее следует «отложить». Пиджак без пуговиц - это ведь почти что подрясник. А сумочка? Сумочка современной женщины - это символ мелких, вполне бытовых, привычных и тем особенно опасных грешков. Косметика, всякие ненужные мелочи… Я говорю старице, что хотя сейчас еще не готов все пуговицы отпороть, но понял ее и постараюсь меньше внимания уделять слишком земному, «житейскому»…
А Мария Ивановна, уже наяву, стала нам говорить своей характерной скороговоркой: «Подскажите ради Бога, где железная дорога?» Мы пожимали плечами. О чем это она? А потом она села на поезд и уехала в Оптину пустынь принимать схиму. Свои - уже самые последние - «пуговицы» отрезать.
Прошлой зимой матушка в последний раз, ненадолго, уже как гостья, побывала в Самаре. Я вошел к ней в комнату-келью (где она - там был везде словно бы монастырь). Взял благословение, попросил молитв. «Идет, идет», - привычно ответила старица. Потом стала, как иногда бывало, говорить какие-то безсвязные, непонятные слова. Про «картошечку», «хлебушек», про что-то еще… И вдруг среди этих неясных слов я совершенно ясно услышал: «Книги ваши люблю…» Разве я мог подумать тогда, что эти ее слова окажутся последним напутствием и мне, и редакции?!
Блаженная схимонахиня Мария, моли Бога о нас!
Матушка Мария Евгеньевна Ильяшенко с детства мечтала о большой семье, где много детей, а отец служит Богу. Именно в такой большой и дружной многодетной семье выросла она сама, внучка , дочь . Ради того, чтобы стать хорошей матерью, она выучилась на врача-педиатра.
У протоиерея Александра и матушки Марии Ильяшенко 12 детей и 18 внуков – большая, дружная, православная семья. Мария Евгеньевна всегда отказывается давать интервью, но с радостью помогает советом всем прихожанам (а особенно прихожанкам!) храма Всемилостивого Спаса , помня проблемы и трудности каждого. Однажды нам посчастливилось получить согласие Марии Евгеньевны ответить на вопросы о семье и воспитании детей.
– Мария Евгеньевна, отец Александр всегда много работал, основное время с детьми проводили вы, как это и бывает в практически каждой семье. Может ли отец принимать активное участие в воспитании детей, в семейной жизни, проводя дома значительно меньше времени, чем мать, можно ли быть главой семьи в таких условиях?
– Я проводила целый день с детьми, конечно, к вечеру я устала, что-то делаю и говорю детям не так. Дети могут мне нагрубить, а я этого не замечу, мы можем уже и на повышенных тонах разговаривать, оказывается, мы уже кричим, сами того не замечая. Приходит папочка домой и спрашивает, что такое – почему вы кричите – а я и не замечаю уже, что мы кричим. Я вечером расскажу ему все трудности, все спорные моменты, он все взвесит, научит меня, что делать, как кому и что сказать.
– Какой, например, мог быть совет?
– Отец Александр всегда знал, что ребенку нужно свою просьбу сказать один раз и спокойно. Бывает так, что ребенок не может этой просьбы исполнить, ему трудно послушаться, и тогда надо попросить его сделать что-то очень простое, что ему выполнить нетрудно, например, сказать: «Подойди ко мне». Как только он первый раз послушался, ему будет легче послушаться второй раз. Такие советы и секреты воспитания намного ценнее, чем если бы отец Александр все время стоял рядом со мной, готовил бы еду, одевал детей, и тд.
Папа, муж в семье всегда должен быть на первом месте. Всегда, когда он приходит, встретить его, отложив все дела, встать – папа вошел! Потом уже и дети так делают. Всегда ему лучший кусок за столом. Были сложные времена, когда еды не было вдоволь, питание делилось, и надо было уследить, чтобы дети не съели, чтобы папочка наелся. Очень важно понимать, что, если мама и жена ставит мужа на первое место, то и дети так учатся воспринимать свою семью и перенимают это отношение. Последнее слово за папой, папа – это закон.
Главное в семейной атмосфере – это любовь, человек должен чувствовать и знать, что его дома любят, что ему будут рады, что придя домой, он встретит не упрек, а радость. Когда мы поженились и у нас не было еще детей, для меня весь мир был – папочка. Я так его любила, и он, конечно, всегда спешил домой.
Интервью для "Православия и мира". Фото Анатолия Данилова
И сейчас, хотя дети могут в чем-то с нами спорить, когда они попадают в обстановку, где нас нет, они о нас говорят всегда очень уважительно: все, что сказал папа – это истина, это правильно. У старших детей особенно уважительное отношение к папе, в главном они продолжают нашу линию. Маленькие дети по молодости могут говорить: «Папочка, ты не прав, мамочка ты не права», а старшие окружают нас почтением, любовью и защищают нас от младших, указывают, что нельзя так сказать, таким голосом, таким тоном.
– Мария Евгеньевна, многодетные родители часто говорят, что после рождения третьего ребенка становится значительно легче, но пока не родилось трое детей, так сложно в это поверить…
– С рождением детей легче становится не только в быту, когда уже опытным путем понимаешь, что первостепенно, что менее важно, но самое главное – в воспитании. Одного ребенка, я думаю, намного труднее воспитать. Мы всегда замечали, что чем больше детей, тем легче решить многие проблемы, тем воспитывать детей легче. Если бы мы остановились на двоих-троих, то те трудности и недостатки, которые были в детях, расцвели бы и развились дальше, а благодаря тому, что появились еще дети, старшие становились лучше. Каждый новый ребенок – это солнышко, которое приносит мир, радость, доброту. Дети сами ждали нового малыша с таким же нетерпением, как и я, мы все всегда хотели еще детей. Когда у нас родились двойняшки, мы приглашали всех своих друзей: “Приходите, посмотрите, у нас родились сразу две девочки! Порадуйтесь с нами!” Все наши дети с радостью и нетерпением каждый раз ждали следующего малыша. Они беспрерывно спрашивали меня: “Мама, ну когда же появится маленький? Когда же ты родишь нам ребеночка?”.
Я хотела детей, всегда молилась об этом, и Господь посылал их нам. Конечно, и трудно было вставать по ночам, и хотелось поспать подольше… Иногда, как только мы все засыпали, ребенок снова начинал плакать, я думала: “Хоть бы перестал, хоть бы еще часок поспать, совсем ведь сил никаких нет!”. А потом все-таки вставала и подходила к малышу,- брала его на руки, укачивала, успокаивала, пеленала, кормила, и начинала укорять себя: “Ну, как же я могла такое подумать! Кто же больше, чем я нужен сейчас этой беззащитной маленькой крохе!”
– А получалось ли в равной мере развивать детей, успевать на разные занятия, кружки, секции?
– Здесь у нас с дочерьми сложилось разное мнение.
Когда мы растили детей, было меньше возможностей, но и меньше требовалось усилий. Мы не ставили таких задач, как ставят многие родители сегодня, и мне казалось, что если я каждый день с детьми общаюсь, то это самое главное. Мы постоянно гуляли, и всю дорогу я им рассказывала стихи, которые знаю, книжки, кино пересказывала, и мы были в постоянном общении, они даже не всегда играли с другими детьми, им было действительно интересно с родителями. У нас не было телевизора, поэтому мы много смотрели диафильмы, потом видео уже появилось не так давно.
Сегодня мои дети, невестки считают, что важнее одного отвести на физкультуру, другого – на танцы, а третьего на музыку и пение в ущерб режиму дня, гулянию, младшим детям. Они считают, что они не могут сами дать всего этого детям в той мере, в какой требуется это сегодня.
Для меня же всегда было важно, что я детям закладываю знания, восприятие мира сама, страшно доверять воспитание чужой тете. Ведь маленькому можно вложить, что угодно, поэтому я не могла их отдать в сад, слишком трепетно я относилась к тому, чему научат их другие люди. Сейчас, наверное, другое время.
– Получалось ли хоть иногда переключаться, отдыхать от детей и многочисленных забот по дому?
– Мне уезжать от детей никогда не хотелось. Выкраивать время для себя у меня получалось и с ними, например, они днем спят, я тоже прилягу с ними и книжку читаю. Один раз мне пришлось уехать по делам на несколько дней. Я ждала этой поездки, думала, что отдохну от забот, и почти сразу, как уехала, и поняла, что без детей я не могу. Все время мне их не хватало, я привыкла, что они рядом, а тут я места себе не находила – как же – они там, а я здесь. Поэтому в тот раз от детей отдохнуть не получилось.
– Мария Евгеньевна, какое, на ваш взгляд, самое важное правило ежедневного построения отношений в семье?
– Есть одно очень важное правило, и я его проверила на себе, и дети тоже. Никогда не надо решать серьезные проблемы и начинать серьезные обсуждения вечером. Недаром же говорят: «Утро вечера мудренее». Вечером все устали, все нервничают, все уже выбились из сил, поэтому те проблемы, которые утром решаются просто – вечером часто могут приводить к ссорам, серьезным разногласиям. Если отложить серьезный разговор до утра, то все вопросы, возможно, получится решить быстрее и добрее.
– Спасибо Вам за беседу!
Беседовала Анна Данилова