THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Средства обучения в единстве с методами обучения способствуют качественному усвоению знаний, расширяют объем изучаемого материала, мобилизуют психическую активность учащихся.

Средства обучения - это специально созданные пособия и материалы различного характера, которые помогают учителю управлять познавательно-практической деятельностью школьников, решать стоящие перед ними задачи: давать знания, формировать знания, умения и навыки, воздействовать на детей, а ученику помогают учиться.

Средства обучения - источник получения знаний, формирования умений. Средства обучения как один из важнейших дидактических принципов разрабатываются и реализуются в теории и практике преподавания экономики на протяжении всего школьного образования, но будут полезны только в том случае, если они органически связаны с содержанием урока в целом.

Средства обучения помогают решать такие задачи, как мобилизация психической активности учащихся; введение новизны в учебный процесс; повышение интереса к уроку; увеличение возможности непроизвольного запоминания материала; расширение объема изучаемого материала; выделение главного в материале и его систематизация.

Таким образом, средства обучения используются практически на всех этапах обучения:

На этапе объяснения нового материала;

На этапе закрепления знаний;

На этапе контроля знаний;

На этапе систематизации изученного материала.

Существует несколько видов классификаций средств обучения. А.В.Хуторской дает следующую классификацию средств обучения:

По способу объектов - материальные (помещения, оборудование, мебель, компьютеры) и идеальные (образные представления, знаковые модели, мысленные эксперименты);

По отношению к источникам появления - искусственные (приборы, картины, учебники) и естественные (натуральные объекты, препараты, гербарии);

По сложности - простые (образцы, модели, карты) и сложные (видеомагнитофоны, компьютерные сети);

По способу использования - динамичные (видео) и статичные (кодопозитивы);

По особенностям строения - плоские (карты), объемные (макеты), смешанные (модель Земли), виртуальные (мультимедийные программы);

По характеру воздействия - визуальные (диаграммы), аудиальные (магнитофон, радио), аудиовизуальные (телевидение, видеофильмы);

По носителям информации - бумажные (учебник), магнитооптические (фильмы), электронные (компьютерные игры), лазерные (CD-ROM, DVD);

По уровням содержания образования - средства звучания на уровне урока (тестовый материал), на уровне предмета (учебник), на уровне всего процесса обучения (учебный кабинет);

По отношению к техническому прогрессу - традиционные (наглядные пособия, музей, библиотека), современные (средства массовой информации, мультимедийные средства, компьютеры), перспективные (веб-сайты, локальные и глобальные компьютерные сети, системы распределенного образования).


Кроме того, средства обучения делят на основные и неосновные.

К основным средствам обучения относятся: школьные учебники, слово учителя; учебные материалы, дополняющие учебники (сборники упражнений и задач, справочники, словари); наглядные пособия различных типов, технические средства обучения.

К неосновным средствам обучения относятся: раздаточный материал; транспаранты; диапозитивы.

Рассмотрим некоторые средства обучения подробнее .

Зрительные средства обучения:

1. Таблицы. Основная дидактическая функция таблиц - вооружение учащихся ориентиром применения правила, раскрытие экономических закономерностей, облегчение запоминания экономических явлений.

При объяснении нового материала учитель часто использует записи на доске, которые помогают легче усвоить изучаемый материал. Например, при изучении темы «Издержки производства» макет доски может выглядеть следующим образом:

При объяснении нового материала пустые части таблицы заполняются, что делает материал легче понимаемым при зрительном восприятии.

2. Картина. При использовании репродукций картин художников требуется предварительное произношение экономического термина, а затем рассматривание картины и определение ее экономического смысла. С помощью картин формируется не только экономическое мышление, но и развивается эстетическое восприятие окружающего мира.

3. Демонстрационные карточки. Это карточки с пропущенными словами и словосочетаниями, которые необходимо заполнить. Демонстрационные карточки позволяют многократно предъявлять одно и то же слово для полного его усвоения и умения употреблять в речи. Пример демонстрационной карточки.

4. Раздаточный материал (карточка с рисунком) используется для обогащения словарного запаса учащихся, сопровождается дополнительными заданиями для уточнения тех или иных экономических понятий.

5. Диапозитивы. При работе с кадром необходимо обыгрывать экономический материал, который изображен в виде рисунка, схемы, чертежа, графика.

6. Транспаранты. Это один из видов подвижных таблиц, обеспечивающих порциональную подачу материала, дающую возможность показать изображение в динамике. Содержание транспарантов проецируется с помощью кодоскопа. Наложение прозрачных пленок друг на друга позволяет создавать на уроке динамические таблицы и таким образом демонстрировать ход рассуждений при освоении нового материала.

7. Диафильмы помогают видеть экономический сюжет в действии, что развивает внимание и мышление.

8. Компьютерные программы позволяют видеть происходящие события и изменять их с целью улучшения экономических условий игры.

Работа с терминами во время дидактической игры имеет большое значение при изучении экономики. Необходимость в специальной работе по обогащению словарного запаса учащихся определяется через умение использовать экономическую лексику, которая несет в себе разнообразную семантическую информацию - понятийную, эмотивную, функциональную, стилистическую, грамматическую. Кроме того, чем больше запас экономических терминов у учащихся, тем точнее они реализуют коммуникацию как в устной, так и в письменной форме.

Источниками обогащения словарного запаса учащихся являются книги, словари, учебники, газеты, журналы, речь учителя и сверстников, теле-радиопередачи, посещение бирж, банков, фирм и т.д.

10. Кроссворды. Кроссворды экономического содержания выполняют роль занимательности и в то же время расширяют словарный запас учащихся по экономике.

Слуховые средства обучения.

1. Грампластинка. Звукозапись выполняет особую дидактическую функцию. Она представляет собою образец звучащей речи и служит средством формирования культуры устной речи. Отрывки из произведений художественной литературы, записанные на грампластинку, можно анализировать с точки зрения экономических процессов и закономерностей: объяснять причину роста или снижения цен и как это влияет на благосостояние семьи, что такое собственность, как разумно управлять собственностью, какова экономика ближайшего окружения.

2. Магнитофонная запись. Используется при объяснении нового материала, когда содержание изучаемого материала надиктовано на магнитофон. Учащиеся слушают объяснение учителя с магнитофона, при этом возможно использование лингафонного кабинета для усвоения знаний. Кроме того, с помощью магнитофона можно организовать прослушивание отрывков из художественных произведений, которые имеют экономический смысл, затем объяснять услышанное с точки зрения экономических процессов и закономерностей.

На подготовительном этапе, предваряющем прослушивание магнитофона, ставятся перед учащимися задачи о том, что они должны услышать, на что обратить внимание. Учитель готовит учащихся к целенаправленному и осознанному прослушиванию текста. Во время прослушивания текста важно не нарушать звучание текста, не прерывать комментариями или вопросами. Ученик должен слушать, не отвлекаясь. На заключительном этапе, после прослушивания, учащиеся отвечают на вопросы, поставленные перед прослушиванием, выполняют задания, дают свою интерпретацию услышанным событиям в сюжете и комментируют текст с экономической точки зрения.

Зрительно-слуховые средства обучения.

1. Медиаобразование. Медиаобразование - направление в педагогике. В качестве средств в школьном обучении используют элементы информационной среды: учебник, печать, радио, телевидение, видео, компьютерные обучающие программы, игры, мультимедиа, сеть Интернет.

2. Учебные компакт-диски и лазерные компакт-диски. Диски с различной экранно-звуковой информацией используются с помощью компьютера для демонстраций информации, для фронтальной и индивидуальной работы с учащимися на уроке и дома.

3. Электронный учебник. Электронные учебники допускают графику, анимацию, речь диктора, регистрационные формы, интерактивные задания, мультимедийные эффекты, предоставляют большие возможности для личной творческой работы, усиливают внимание учащихся к предмету, развивают индивидуальность. За такими учебниками будущее.

4. Образовательный веб-сайт. Веб-сайты предоставляют информацию для учителей, учащихся и их родителям. Главный принцип конструирования образовательного сайта - его адресность, интерактивность, продуктивность.

5. Образовательные веб-квесты. Веб-квестами называют веб-страницы по определенной теме на образовательных сайтах. Веб-страницы посвящаются какому-либо вопросу. Каждый тезис вопроса сопровождается ссылками на статьи, иллюстрации, относящиеся к изучаемому вопросу, и располагаются как на данном сервере, так и на удаленных веб-серверах.

Зрительно-слуховые средства обучения - одно из эффективных средств развития речи учащихся, так как позволяют соединить изображение и звучащее слово воедино.

В целом же наглядные средства развивают связную логическую речь, формируют экономические понятия и умение использовать их в теоретической и практической деятельности.

Средства обучения – обязательный элемент оснащения учебных кабинетов и их информационно-предметной среды, а также важнейший компонент учебно-материальной базы школ различных типов и уровней. К средствам обучения относят различные материальные объекты, в том числе объекты, искусственно созданные специально для учебных целей и вовлекаемые в воспитательно-образовательный процесс в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и учащихся.

Термину «средства обучения» соответствуют эквиваленты: «учебное оборудование», «учебно-наглядные и учебные пособия», «дидактические средства».

По составу объектов средства обучения делятся на две группы.

1. Материальные средства обучения. Это учебники, пособия, таблицы, макеты, модели, учебно-технические средства, помещения, мебель, учебно-лабораторное оборудование, расписание, средства наглядности и т. п.

2. Идеальные средства обучения. Это чертежи, условные схемы, диаграммы, произведения искусства, речь, письмо и т. п. Материализация – средства представлены в виде абстрактных символов. Вербализация – средства представлены в виде речевого изложения.

Материальные и идеальные средства обучения дополняют друг друга.

По субъекту деятельности средства обучения делятся на две группы.

1. Средства преподавания. Например, оборудование демонстрационного эксперимента. Такими средствами пользуется учитель для объяснения и закрепления учебного материала.

2. Средства учения. Например, оборудование лабораторного практикума. Такими средствами пользуется учащийся для усвоения новых знаний.

Технические средства обучения – это приборы и устройства, представляющие собой экранно-звуко-вые носители учебной информации. К ним относятся: 1) учебные кинофильмы; 2) диафильмы; 3) компьютеры; 4) магнитофонные записи; 5) грамзаписи; 6) радиопередачи; 7) телепередачи и т. д

Классификации средств обучения:

1.По характеру воздействия на обучаемых:

· визуальные: предметы, макеты, карты, диафильмы, слайды, ИКТ - презентации;

· аудиальные: музыкальный центр, радио;

· аудиовизуальные: телевидение, кинофильмы, ИКТ - презентации.

2.По степени сложности:

· простые: учебники, печатные пособия, картины, модели;

· сложные: механические визуальные средства, лингафонные кабинеты, компьютеры.

3.По происхождению:

· натуральные природные средства (предметы, непосредственно взятые из самой действительности: коллекция камней, растений, шишек, желудей, семечек);

· символические (представляют действительность с помощью символов, знаков: рисунки, схемы, карты;

· технические: визуальные, аудиальные, аудиовизуальные средства.

Функции средств обучения: 1. Познавательная обеспечивают передачу более точной и полной информации об изучаемом объекте и явлении, позволяют наблюдать объекты и явления, недоступные или труднодоступные непосредственному наблюдению с помощью органов чувств (например, школьный микроскоп позволяет увидеть объекты, недоступные невооруженному глазу). 2.Формирующая функция заключается в том, что средства обучения формируют познавательные способности, чувства и волю учащихся, их эмоциональную сферу. 3. Дидактическая функция состоит в том, что средства обучения являются важным источником знаний и умений, облегчают проверку и закрепление учебного материала, активизируют познавательную активность. Все функции выступают в учебном процессе в единстве, дополняя друг друга.

Виды средств обучения и их характеристика. I.Вербальные средства обучения: Остаются главным в арсенале: устное слово, речь учителя. Главный инструмент общения, передача знаний. 2.Визуальные средства обучения позволяют реализовать принцип наглядности в обучении. Учащиеся более 80 % информации воспринимают зрительно. К визуальным средствам относятся: Естественные предметы и объекты в природной и искусственной среде (гербарии, коллекции). Карты, схемы, диаграммы, модели, дорожные знаки, математические символы, наглядные пособия. Диафильмы, диапозитивы, кинофильмы, видеофильмы

3. Технические средства обучения:ТСО - это приборы и устройства, используемые в процессе обучения. В ряде случаев ТСО незаменимы, т.к. позволяют показать явления, быстро протекающие процессы. Их не следует применять там, где без них можно обойтись (провести опыт или наблюдения).

Рационально сочетать компьютерную технику, ИКТ с другими средствами обучения, не преувеличивать значимость использования новых информационных технологий. Они, несмотря на высокую эффективность, не могут заменить живое слово учителя, общение, недооценка которых может привести к сдерживанию развития личности.

При использовании ТСО необходимо обучать учащихся пользоваться ими и воспринимать их. Например, перед просмотром видеофильма дать учащимся инструктаж: когда и на что обратить внимание; дать задание: что запомнить, что записать.

Виды средств обучения и их характеристика

Средства обучения.

1. Средства обучения и их классификация. Средства обучения, или дидактические средства, - это различные объекты, используемые учителем и учениками в процессе обучения. К материальным объектам относят материальные предметы, не­посредственно воздействующие на органы чувств учеников и облег­чающие процесс прямого и косвенного познания: учебники; пособия; модели; таблицы;средства наглядности; учебное оборудование; мебель;помещения и т.п. К идеальным объектам относят символьные, словесные, модель­ные заменители материальных объектов, а также усвоенные знания, умения, социальный опыт, т.е. средства духовной культуры, кото­рые используются в учебном процессе. Например, к идеальным объектам Л.С. Выготский относил такие средства обучения, как речь, письмо, условные обозначения, произведения искусства и т.п. К ним также относятся и известные всем опорные сигналы и опор­ные конспекты В.Ф. Шаталова.

Предметы духовной культуры как идеальные объекты очень важны для обучения. В процессе учебного познания они позволяют учащимся оттолкнуться от материальных предметов и через внеш­нюю речь переходить во внутреннюю речь, а от нее - к мышле­нию. Использование таких идеальных объектов, как символов и знаков, есть показатель развития мышления учащихся. С помощью знаков и символов учащийся мысленно преобразует объект изуче­ния, переводит его в мыслительную сферу, осуществляя тем самым процесс познания. С другой стороны, через знаки происходит мате­риализация мыслительных образов и операций, поэтому использо­вание знаково-символических средств обеспечивает важное для процесса учебного познания и умственного развития ребенка соот­ношение между предметом изучения, его знаком (символом) и мышлением.

Средства обучения выполняют следующие функции :

1) познавательная (средства обучения служат непосредственному познанию действительности; обеспечивают передачу более точной и полной информации об изучаемом объекте или явлении; позволяют наблюдать объекты и явле­ния, не доступные или труднодоступные непосредственному наблюдению с помощью органов чувств. Например, школьный микроскоп и телескоп позволяют увидеть объекты, не доступ­ные невооруженному глазу);

2) формирующая (средства обучения формируют или развивают познавательные способности, чувства и волю учащихся, их эмоциональную сферу);

3) дидактическая (средства обучения являются важным источником знаний и умений, облегчают проверку и закрепление учебного материала, активизируют познаватель­ную активность, интенсифицируют учебную деятельность).

Все эти функции взаимно переплетены и выступают в учебном процессе в органическом единстве, дополняя друг друга.

Выбор средств обучения определяется целью и задачами урока, содержа­нием учебного материала (его характером, степенью трудности, объемом и др.), применяемыми методами обучения, дидактико-методической компетентности учителя, материальным обеспечением обучения. В то же время начинающему учителю надо иметь в виду, что перегрузка урока наглядностью, разнообразными средствами обучения, осо­бенно техническими, приводит к снижению эффективности процесса обучения за счет рассеивания внимания учащихся, отвлечения их на второстепенные и сопутствующие детали.
Средства обучения условно разделяют на сред­ства преподавания и средства учения. К средствам учения относятся и средства самообучения, например различные самоучители, научно-популярная литература, литература для внеклассного чтения, кон­структоры типа «Сделай сам» и т.п. Однако это деление условное, так как многие из них используются и в учении и в преподавании. В современной дидактике средствам учения уделяется все большее внимание, так как они в значительной мере определяют эффек­тивность обучения. Большой эффект дает таким образом органи­зованная учебная деятельность, в ходе которой учитель совместно с учениками конструируют необходимые средства обучения. На­пример, в ходе урока при решении задачи разрабатывается общий алгоритм действий, фиксируемый затем в виде записей на плака­те, в тетради и используемый при решении задач этого типа. Та­кой подход способствует повышению качества знаний, эффектив­ному умственному развитию учащихся.

Существует несколько классификаций средств обучения .

По характеру воздействия на обучаемых средства обучения сис­тематизируются как:

Визуальные - предметы, макеты, карты, диафильмы, слай­ды и т.п.;

Аудиальные (звуковые) - магнитофон, проигрыватель, ра­дио и т.п.;

Аудиовизуальные - телевидение, кинофильмы.
По степени сложности средства обучения делятся на простые и

сложные. К простым средствам обучения относят: учебники, печат­ные пособия, карты, картины, диаграммы, модели, оригинальные предметы и т.п. К сложным - технические средства обучения: ме-ханические визуальные средства, аудиальные, аудиовизуальные, лингафонные кабинеты, дидактические машины, компьютеры и т.п.

По происхождению средства обучения группируют следующим образом:

Натуральные, природные средства - предметы, непосредст­венно взятые из самой действительности (коллек­ции камней, растений и т.п.);

Символические средства - они представляют действитель­ность с помощью символов, знаков (рисунки, схемы, карты, графы, живое и печатное слово и т.п.);

Технические средства - визуальные, аудиальные и аудиови­зуальные средства (модели, лингафонные кабинеты, дидак­тические машины, компьютеры и т.п.).

Приведенные классификации являются достаточно условными. Применение той или иной классификации необходимо с точки зрения дидактического описания процесса обучения.

Виды средств обучения и их характеристика

Вербальные средства обучения известны давно.

Однако эффективность их применения низка, что отмечал еще Я.А. Коменский в XVII в. Онже предложил дидахографию (обучаю­щее письмо) - объединение вербальных средств и учебника, что по­зволило повысить результативность обучения за счет включения учащихся в познавательную деятельность с разнообразным использо ванием учебной книги. Затем пришло наглядное обучение, основанное на народной мудрости «лучше один раз увидеть, чем сто раз ус­лышать». Сейчас в организации обучения используют деятельный | подход - «лучше один раз выполнить действие, чем сто раз увидеть, как оно выполняется». Тем не менее вербальные средства остаются главными в арсенале учителя, хотя сейчас появились электронные учебники.Устное слово, речь учителя - главный инст­румент общения, передачи знаний, установления обратной связи. К речи учителя предъявляются высокие требования: она должна быть образцом для учащихся, которые очень чутки к технике речи и особенно к ее недостаткам. Сложность речи должна быть при­ближена к уровню развития учащихся, но в то же время не быть слишком академичной.



Вербальное общение обеспечивает не только передачу знаний, но является и средством управления познавательной деятельностью. Ло­гически правильное построение речи обеспечивает понимание и ус­воение учебного материала. В речи учителя проявляется его интеллект, его педагогическое мастерство. Ученики чувствуют в речи учителя его отношение к ним и к предмету. Посредством речи учитель может управлять эмоциями учеников, возбуждать и поддерживать познава­тельный интерес на уроке. Все это возможно тогда, когда учитель не только владеет техникой речи, но сам глубоко знает свой предмет, имеет оригинальное мышление, является самобытной личностью.

С другой стороны, как отмечал еще Л.С. Выготский, речь обес­-
печивает переход от слова к мысли и от мысли к слову, поэтому
представляет собой основу мышления. Процесс мышления внешне
проявляется в речи.

К визуальнымсредствам относятся:

естественные предметы и объекты как в природной, так и в

Искусственной среде (оригинальные предметы, приборы, гербарии, коллекции и т.п.);

Карты, схемы, диаграммы, модели, дорожные знаки, матема­тические символы, наглядные пособия и т.п.;

Диафильмы, диапозитивы, кодоленты, кинофильмы, видео­фильмы;

Использование визуальных средств позволяет связывать между собой умственное и чувственное познание, соотнести содержание работы ума с действительностью. Умственное познание, основанное на речи и мышлении, имеет смысл в той степени, в какой оно свя­зано с изучаемыми предметами и явлениями, поэтому в обучении очень важно использование визуальных средств наглядности.

В ряде случаев визуальные средства незаменимы, так как позво­ляют показать недоступные явления и процессы или наглядно рас­крыть их особенности, например быстропротекающие процессы.

Применение визуальных средств наглядности на учебных заня­тиях должно быть организовано в соответствии с закономерностями обучения. Они должны соответствовать содержанию учебного мате­риала, быть хорошо видимыми, возбуждать познавательный интерес. К проведению демонстраций предъявляются определенные требова­ния. Демонстрируемые на классной доске или учительском столе предметы должны иметь достаточные размеры для хорошей видимо­сти даже с последних мест. Для малых объектов применяют различ­ного вида проекции, оптическое увеличение или организуют пооче­редное наблюдение с вызовом учащихся к демонстрационному столу. Во время демонстрации учителю следует выбирать позицию лицом к классу, чтобы видеть реакцию учащихся. При показе не следует сто­ять спиной к учащимся и загораживать демонстрируемое, иначе воз­можны ошибки в представлении материала учениками, нарушения дисциплины. Количество и объем демонстраций должны быть опти­мальными: недостаток наглядности снижает качество обучения, а из­быток - пресыщает учащихся, рассеивает их внимание, утомляет, снижает степень познавательного интереса и активности.

В учебном процессе применяется большое разнообразие средств обучения, однако имеется их обязательный список по всем предме­там, который изложен в «Типовом перечне учебно-наглядных посо­бий и учебного оборудования», издаваемом Министерством образо­вания Российской Федерации для школ.

Технические средства обучения (ТСО) - это приборы и технические устройства, используемые в процессе обучения (диапроектор, кодопозитив, кинокамера и др.). К ним используется дидактический материал, в который входят диафильмы, слайды, видеофильм, ком­пьютерные диски с учебными программами, учебные кинофильмы, магнитные записи и т.п.

Роль ТСО: ТСО повышают продуктивность усвоения знаний, эффективность и качество обучения, способствуют расширению круга используемых средств обучения. В ряде случаев ТСО незаменимы, так как позволяют по­казать недоступные явления, процессы, предметы, показать быстропротекающие процессы и т.п. (К примеру, учебный фильм о расщеплении молекулы). ТСО делают обучение живым, со­держательным и интересным, позволяют разнообразить формы и методы урочной и внеурочной работы.

Технические средства не заменяют другие средства обучения. Их не следует применять там, где можно без них обойтись, (напри­мер, провести опыты или непосредственные наблюдения). Они лишь дополняют и развивают эти наблюдения. Технические средства обу­чения - это лишь материальное обеспечение тех или иных приемов и методов работы, поэтому имеет смысл говорить об эффективно­сти тех или иных методов и приемов обучения с использованием технических средств.

Технические средства интенсифицируют учебный процесс, ос­вобождают учителя от чисто технической, рутинной части, умень­шают утомляемость, имеют воспитательное воздействие на учащих­ся. Их можно использовать в качестве средств: передачи информации; диагностики и контроля знаний; индивидуального информационного пространства; тренажера; полинаглядности; рабочего инструмента; оснащения учебных аудиторий - клас­сные доски, системы дистанционного управления ТСО и т.п.; комбинированного средства, выполняющего несколько функ­ций (лингафонные кабинеты, замкнутые телевизионные системы, компьютерные классы и т.п.).

Методика использования ТСО в учебном процессе разработана во всех частных методиках, тем не менее отметим некоторые дидактические особен­ности, влияющие на эффективность их применения.

При использо­вании ТСО необходимы :

Предварительный инструктаж и постановка заданий (возможно-проблемного характера) перед учащимися;

Соблюдение меры в использовании ТСО (не подменяя ими других средств обучения);

Демонстрация видеоматериала частями (порциями), поскольку ученик естественно может испытать проявление порога восприятия учебного материала;

Непременное предоставление пауз в просмотре фильма для постепенного выполнения учениками задания по фильму;

Обязательное возвращение к выполнению заданий учениками после просмотра видеоматериала;

Соблюдение санитарно-гигиенических норм : в отношении дли­тельности их применения на уроке, (в младших классах рекомендуемая длительность не более 10 мин, т.е. одна часть фильма длиной 120 м, в старших классах - не более 30 минут); в отношении технических параметров используемых приборов и качества демонстрации (в частности, размера и яркости изображения на экра­не). Например, для восприятия глазами считается оптимальным, что­бы размер изображения на экране составлял примерно 1/5 расстоя­ния от экрана до последнего ряда учеников.

Возможно использование такого обучающего приема: на последующем занятии демонстрируется фрагмент учебного кинофильма с выклю­ченным звуком, а комментарий дается вызванным учеником.

Типичные ошибки при использовании ТСО: длительный экранный пока­з разнообразных рисунков, фотографий, схем, конструкций, чер­тежей и даже формул и определений; записи учащихся в ходе просмотра фильма; игнорирование санитарно-гигиенических норм; педагогически нецелесообразный выбор использования ТСО и др.

Современные информационные средства обучения . В современных условиях все большая роль в информационном обеспечении процесса обучения отводит­ся персональным компьютерам, которые обеспечили информатиза­цию обучения, позволили создать новые информационные техноло­гии обучения.

Использование персональных компьютеров в обучении приобре­тает все более широкое распространение. Современные персональ­ные компьютеры являются мультимедийными: позволяют показы­вать цветное динамическое изображение со стереозвуком. Имеется большое количество разнообразных компьютерных обучающих про­грамм по большинству школьных предметов. Лучшие из них со­ставлены по разветвленной схеме и адаптируются к уровню обучен­ности ученика, предлагая разные уровни сложности (обычно три) при прохождении учебного материала.

Современные компьютеры и телекоммуникационные сети спо­собствуют быстрому и широкому доступу учащихся к информации, хранящейся на разных носителях в разных уголках земного шара, в библиотеках, в электронных архивах, справочниках, энциклопедиях и базах данных. С помощью Интернета и системы гиперссылок ученики могут получать информацию с любого компьютера и баз данных в реальном масштабе времени, например на уроке геогра­фии «заглянуть» в разные уголки земного шара и даже посмотреть, какая там сейчас погода. Все это значительно расширяет возможно­сти учителя и учащихся в учебном процессе.

Программное обеспечение компьютеров непрерывно совершен­ствуется, что позволяет сейчас даже малоподготовленным пользова­телям составлять простейшие контролирующие и обучающие про­граммы. Простейшие презентации различной информации на ком­пьютере сейчас создают на уроках даже старшеклассники, исполь­зуя входящие в стандартный набор программного обеспечения пер­сонального компьютера прикладные программы для создания пре­зентаций.

Особо стоит вопрос о санитарно-гигиенических нормах приме­нения в обучении компьютеров - в этом направлении предстоят дополнительные исследования врачей-гигиенистов и педагогов. На­пример, продолжительность работы на компьютере для учащихся начальных классов не должна превышать 10 мин на уроке, а в средних и старших классах – 30 минут.

Технические средства обучения быстро совершенствуются , по­являются принципиально новые. Обычный кодоскоп теперь стал портативным и в сложенном виде имеет толщину менее 10 см. Сей­час на экран кодоскопа вместо прозрачной пленки с изображением помещают жидкокристаллическую панель, подсоединяемую к ком­пьютеру или видеомагнитофону. Это позволяет демонстрировать яркое компьютерное и видеоизображение на большом экране.

Достаточно распространенными стали электронные проекторы, или, как их еще называют, мультимедиа-проекторы, которые под­ключаются к персональному компьютеру (обычно к ноутбуку) и по­зволяют в незатемненных классных помещениях демонстрировать яркие цветные динамические компьютерные изображения с высо­ким разрешением. Они снабжены объективами с переменным фо­кусным расстоянием, дающими возможность изменять размер изо­бражения на экране, не меняя местоположения проектора. Некото­рые модели проекторов содержат встроенную аудиосистему (дина­мик и звуковые колонки). Такой проектор можно даже прикрепить к потолку, что позволяет не занимать дополнительного места и не мешать обзору аудитории. К такому проектору можно подключать не только компьютер, но и видеомагнитофон, видеокамеру, проиг­рыватель лазерных дисков.

Большой интерес представляют электронные копировальные классные доски. Такие доски внешне выглядят как обычные белые доски. Все, что пишется преподавателем на ее поверхности, мгно­венно переносится на персональный компьютер и может быть со­хранено в его памяти или распечатано на обычном принтере. Над­писи на доске могут делаться специальными цветными маркерами, а копии распечатываться на цветном принтере.

Помимо электронных есть копировальные доски, позволяющие выдавать бумажную копию на специальной термобумаге. Простым нажатием одной кнопки на устройстве, встроенном в доску, напи­санную информацию можно распечатать и раздать аудитории. Не­которые модели таких досок имеют две и более рабочих поверхно­сти, благодаря чему можно подготовить рисунки на одной стороне заранее, а затем, эффектно нажав кнопку, быстро сменить и проде­монстрировать их. Поверхность доски можно также использовать в качестве обычного экрана.

Известная нам не одно столетие классная доска претерпела сильное изменение: она теперь имеет магнитную поверхность и стала светлой, на ней пишут вовсе не мелом, а разноцветными фломастерами, написанное стирают не тряпкой, а мокрой губкой.

Вместо обычных классных досок во многих случаях стали при­меняться так называемые лекционные блоки(или флипчат). Они представляют со­бой небольшие переносные доски, напоминающие большой блок­нот на ножках. Для письма используется бумажный блок, а исполь­зуемые листы просто переворачиваются. Достоинства лекционных блоков - всегда можно вернуться к ранее написанному тексту и рисункам или же заранее подготовить необходимые иллюстрации. В некоторых лекционных блоках есть выдвижные перекладины, на которые можно повесить предыдущие листы.

Глава I. Анализ психолого-педагогической литературы по данной теме.

Введение………………………………………………………………………с 2

1. Средства обучения, как важный компонент процесса обучения……...с 4

2. Характеристика материальных и идеальных средств обучения………с 7

3. Функции средств обучения……………………………………………...с11

4. Особенности использования средств обучения в процессе работы с детьми

младшего школьного возраста………………………………...с 12

5. Вывод ……………………………………………………………………с 18

ГлаваII. Исследование влияния различных средств обучения, их рационального

сочетания на эффективность процесса обучения.

2.1 Констатирующий эксперимент………………………………………...с 19

2.2 Преобразующий эксперимент………………………………………….с 22

2.3 Контрольный эксперимент……………………………………………..с 29

2.4 Вывод……………………………………………………………………. Заключение…………………………………………………………………..с

Список литературы………………………………………………………….с 33

Приложения……………………………………………………….с3

Введение.

Понятие «средство обучения» используется в дидактике для обозначения

одного из компонентов процесса обучения на ряду с другими компонентами.

Средства преподавания имеют существенное значение для реализации

информационной и управленческой функции учителя. Они помогают возбудить и

поддержать познавательные процессы учащихся, улучшают наглядность учебного

материала. Делают его более доступным, обеспечивают наиболее точную

информацию об изучаемом явлении. Интенсифицируют самостоятельную работу и

позволяют вести её в индивидуальном темпе. Этому компоненту процесса

обучения посвятили свои научные исследования: Занков Л.В, Выготский Л.С.,

Прессман Л.П., Пидкасистый П.И.. Исследователи делят средства обучения на

материальные и идеальные. Во многих исследованиях, подчеркивается,

например, в труде Занкова.Л.В. «Дидактика и жизнь», что учителя

недооценивают роль средств обучения, не связывают выбор средств обучения с

целями урока, содержанием обучения, особенностями детей. Иногда

преувеличивают значение материальных средств или наоборот идеальных.

Цель нашей работы установить, что только рациональное сочетание

идеальных и материальных средств, влияет на эффективность педагогического

процесса.

Объектом нашего исследования является процесс обучения детей младшего

школьного возраста.

Предметом исследования являются средства обучения.

В своем исследовании мы выдвигаем следующую

Гипотезу: если рационально использовать в соответствии с целями урока,

идеальные средства обучения, то можно существенно повлиять на эффективность

обучения.

1) изучить психолог – педагогическую литературу по данной теме.

2) выявить, на сколько рационально использует учитель средства обучения на

3) разработать систему уроков с использованием различных средств обучения.

4) выявить результативность рационального использования различных средств

обучения.

Глава 1.Анализ психолого – педагогической литературы.

1.1. Средства обучения, как важный компонент процесса обучения.

Процесс обучения – сложное единство деятельности учителя и

деятельности учащихся направленных к общей цели – вооружению обучающихся

знаниями, умениями, навыками, к их развитию и воспитанию.

По утверждению Лихачева.Б. педагогический процесс реально существует,

как научно обоснованная, развивающая и совершенствующаяся система,

опирающаяся на законы воспитания, творчество педагогов динамику

возрастного изменения детей. Структура педагогического процесса образуется

из органически связанных элементов:

Системообразующим звеном педагогического процесса является

целенаправленная педагогическая деятельность, ее носитель педагог, он

определяет цели.

Полноправным элементом педагогического процесса является ребенок.

Эти элементы инвариантны.

Изменяющимся элементом педагогического процесса является его

подвергается педагогическому анализу; обобщается, оценивается с позиции

мировоззрения, структурируется, приводится в соответствии с возрастными

возможностями детей. В содержание педагогического процесса входят основы

человеческого опыта в области общественных отношений, идеологии,

производства, труда, науки, культуры. Понятие основ человеческого опыта

является для педагогики одним из основных и определяющих. Конкретно оно

раскрывается через понятие; основы наук, общественные отношения, культура,

технология производства, труд, физическая культура. Благодаря содержанию

идеологического процесса у детей осуществляется социализация, формируется

отношение к миру, мировоззрение, формируются основные мотивы, стимулы и

формы поведения. Содержание педагогического процесса формирует духовные

потребности и ценные ориентации ребёнка, вооружает его знаниями, способами

познания и преобразования мира раскрывает ему пути и формы удовлетворения

материальных и духовных потребностей.

Вторым изменяющимся структурным компонентом педагогического процесса

является его организационно-управленческий комплекс (формы, методы,

средства обучения). Педагогический процесс всегда строится как

целесообразная, управляемая система отношений, взаимодействий взрослых и

детей, передачи и усвоения знаний, умений и навыков. Эта система способна

функционировать при условии регулярного обмена информации, Управленческая

система педагогического процесса органически связанна со всеми его

компонентами. Она включает в себя организационные формы, средства обучения,

методы обучения и воспитания, способы и приёмы педагогической диагностики,

осуществления обратной связи, критерии эффективного педагогического

взаимодействия и воздействия.

Следующим элементом педагогического процесса является педагогическая

диагностика. Педагогические способы и приёмы диагностики получения обратной

информации, используются в целях изучения эффективности педагогического

процесса, воспитанности и обученности детей, подготовленности к работе

самого педагога. К способам и методам диагностики относятся: проверка

знаний, умений, навыков; результаты трудовой, общественной деятельности

детей, плоды самостоятельной работы.

Четвёртым элементом являются критерии эффективности педагогического

процесса установленных педагогикой и психологией. В их состав входят

оценки знаний, умений, навыков, экспертные оценки и характеристики

привитых детям убеждений, черт характера, свойств личности. Наиболее четким

и определенным показателем эффективности педагогического процесса является

повседневное поведение детей, их практические дела, поступки, отношения к

учёбе, труду, обществу, людям, друг к другу.

Пятым структурным элементом педагогического процесса является

организация взаимодействия с общественной и природной средой.

Общественная жизнь является важнейшим фактором воспитания.

Педагогический процесс, обособляясь в специальную целенаправленную систему,

не изолируется от жизни. Его цель- в организации отношения к ней

воспитанников, в стремлении к распространению своих влияний, педагогизация

общественной жизненной среды. Педагогически организованной средой можно

общественных организаций, трудового коллектива, неформальных объединений.

1.2. Характеристика материальных и идеальных средств обучения.

Средство обучения - это идеальный или материальный объект, который

используется для освоения знаний, формирования опыта, познавательной и

практической деятельности.

Идеальные средства обучения – это те усвоенные ране знания и умения,

которые используют учителя и учащиеся для усвоения новых знаний.

Материальные средства обучения – это физические объекты, которые

используют учитель и ученик для детализированного обучения.

Пидкасистый П.И., опираясь на исследования Выготского.Л.С.,

Ильину.Т.А., Габай.Т.В., классифицирует объекты, выполняющие функцию

средств обучения, по различным основаниям: по их свойствам, субъектам

деятельности, влиянию на качество знаний и на развитие различных

способностей, их эффективности в учебном процессе (в плане уменьшения

количество ошибок при решении задач).

По субъекту деятельности средства обучения можно условно разделить на

средства преподавания и средства учения. Средствами преподавания

пользуется в основном учитель для объяснения и закрепления учебного

материала, а средствами учения- учащиеся для его усвоения. В то же время

часть средств обучения может быть и тем и другим, в зависимости от этапа

обучения, средства преподавания имеют существенное значение для реализации

информационной и управляющей функций учителя. Они помогают возбудить и

поддерживать познавательные интересы учащихся, улучшают наглядность

учебного материала, делают его наиболее доступным, обеспечивают более

точную информацию об изучаемом явлении, интенсифицируют самостоятельную

работу и позволяют вести её в индивидуальном темпе. Их можно разделить на

средства объяснения нового материала, средства закрепления и средства

контроля.

Интенсивность умственного развития зависит от того, даются ли средства

обучения в готовом виде или конструируются учащимися на уроке совместно с

учителем. Изготовление средств даёт большой развивающий эффект и более

высокое качество знаний учащихся, нежели их ординарное использование по

образцу, данному преподавателем. Это объясняется тем, что разработка новых

средств обучения, как и усовершенствование основных, предполагает изменение

познавательных знаний и инструкций, использование новых видов

тренировочных упражнений. Не абсолютное количество задач, а их разнообразие

составляют одну из дидактических основ повышения качества знаний учащихся,

расширения их кругозора и способностей.

Пидкасистый П.И. разделяет средства обучения на материальные и

идеальные.

Наглядные пособия обычно классифицируются на три группы:

1.Обьемные пособия (модели, коллекции, приборы, аппараты и т.п.)

2.Печатные пособия (картины, плакаты, графики, таблицы, учебники и т.

3.Проэкционный материал (кинофильмы, видеофильмы, слайды и т.п.)

Печатные издания широко используются в практике обучения.

Они дешевле, проще в изготовлении, печатаются в типографии или

выполняются учителем совместно с учащимися. Их целесообразно применять как

дополнительное средство наряду с натуральными предметами и их моделями.

Материальные средства, необходимые для усвоения всей учебной

дисциплины, составляют систему, производную от системы учебного предмета.

Система средств обучения строится согласно следующим принципам:

1.Оборудование должно полностью удовлетворять педагогическим

требованиям предъявляемым к другим элементам учебного процесса: наглядно

воспроизводить существенное в явлении, быть легко воспринимаемым и

обозримым, иметь эстетический вид и т.п.

2.Количество и типы средств обучения должны полностью обеспечивать

материальные потребности учебной программы в системе, но без излишеств.

3.Средства обучения должны соответствовать реальными условиям работы и

потребностям местного населения. Каждое действие совершается с помощью

какого-нибудь средства. Умственные действия совершаются при помощи

идеальных средств, которые входят в состав компонентом мышления наряду с

образом конечного продукта (целью), условием задачи (деятельности) и

технологией работы (операционным составом мышления). В процессе объяснения

нового материала учитель выражает эти средства наглядно (графически,

символически и т.п.), либо вербализует их (словесно). Вербальные выражения

средств всегда начинаются с глагола (нарисовать, изобразить и т. п.).

Последовательность используемых средств обучения (иногда называемый план

решения задачи). Каков же состав идеальных средств обучения?

Выготский Л.С. приводит такие средства обучения, как: речь, письмо,

схемы, условные обозначения, чертежи, произведения искусства и другие. В

общем случае идеальное средство – это орудие освоения культурного наследия,

новых культурных ценностей. Усвоенная информация, ставшая знанием, является

также и «первоначальным арсеналом» средств обучения. Из нее учащийся

«черпает» способы рассуждения, доказательства, расчета, запоминания и

понимания. Обучение представляет собой коммуникацию, в ходе которой

происходит обмен информацией между участниками учебного процесса,

протекающей в виде процесса общения, беседы, дискуссии, сообщения, доклада,

лекций и т.д.

Речь как средство обучения многоаспектна: она отражает уровень

умственного развития говорящего, опосредует процессы восприятия,

воздействует и управляет, обеспечивает познание и общение, выражает

отношение и позицию личности к информации и слушателям. В процессе

овладения лингвистическими средствами речь учителя является образцом для

учащихся, она не только средство изложения учебной информации, но и

средство управления вниманием, средство образования представлений и

Совершенствование содержания образования закономерно требует

совершенствования форм, методов и приемов, средств обучения. Создание

средств обучения находится в тесной связи с развитием техники, уровнем

педагогической и психологической мысли, передовым педагогическим опытом.

Наряду с центральным звеном системы средств обучения (учебники, учебные

пособия и т.д.), большое внимание в настоящее время уделяется

совершенствованию наглядных пособий.

1.3. Функции средств обучения.

Методика преподавания любого предмета, по утверждению Полат Е.С.,

предполагает использование в учебно-воспитательном процессе разнообразных

средств обучения. Применение специфических видов средств обучения дает

возможность познакомить детей с сущностью и методами изучаемой науки.

Поскольку каждый из видов средств обучения имеет свои характерные

особенности, дидактические функции, то одно пособие не всегда может дать

полную информацию об изучаемом объекте, раскрыть все содержание изучаемого

материла. Поэтому средства обучения на уроке используются комплексно.

Средства обучения являются одним из основных факторов, оказывающих

влияние на процесс обучения и воспитания. Кроме наглядности содержания

обучения внимание заслуживает их роль в развитии воображения учащихся,

мышлении, в формировании умений, закреплении знаний и их практическом

использовании.

В комплексном применении средств обучения ведущую роль играет одно из

средств: остальные являются его дополнением.

Применение многих средств обучения требует от учителя тщательной

подготовки плана (сценария) каждого урока. Для этого необходимо знания о

принципах применения средств обучения и функциях, которые они должны

выполнять. Современная педагогика видит смысл средств обучения не только в

иллюстрировании преподаваемых знаний, но прежде всего считает их

самостоятельным источником знания, оказывающим глубокое влияние на личность

учащегося.

1.4. Особенности использования средств обучения в процессе работы с

детьми младшего школьного возраста.

Прессман Л.П. отводит особую роль наглядности при обучении детей

младшего школьного возраста, так как она соответствует особенностям их

восприятия и усвоения знаний. Воздействуя на органы чувств (зрительные,

слуховые и т.д.), средства наглядности обеспечивают разностороннее, полное

формирование какого-либо образа, понятия и тем самым способствует более

прочному усвоению знаний, пониманию связи научных знаний с жизнью.

Наглядность содействует выработке у учащихся эмоционально-оценочного

отношения к сообщаемым знаниям. Проводя самостоятельные опыты, ученики

могут убедиться в истинности приобретаемых знаний, в реальности тех явлений

и процессов, о которых им рассказывает учитель. А уверенность в истинности

полученных сведений, убежденность в знаниях делают их осознанными, точными.

Средства наглядности повышают интерес к знаниям, делают более легким

процесс усвоения, поддерживают внимание ребенка. В использовании любого

вида средства обучения необходимо соблюдать меру и пропорцию, определяемые

закономерностью обучения. Так, отсутствие или недостаточное количество

средств наглядности снижает количество знаний за счет уменьшения

познавательного интереса и затруднения понимания и образного восприятия

материала. Однако большое количество демонстраций создает развлекательное

настроение учащихся. Оптимальным следует считать при изучении новой

трудной темы 4-5 демонстраций за урок, считая средства для самостоятельной

работы учащихся и средства контроля. Прежде чем отобрать для урока тот или

иной вид наглядности, необходимо продумать место его применения в

зависимости от его дидактических возможностей. При этом следует иметь в

виду, в первую очередь, цели и задачи конкретного урока и отбирать такие

наглядные средства, которые четко выражают наиболее существенные стороны

изучаемого на уроке явления и позволяют ученику вычленять и группировать те

существенные признаки, которые лежат в основе формируемого на данном уроке

представления или понятия. От учебных задач зависит и выбор одной из форм

сочетания наглядности и рассказа учителя.

Термин «формы сочетания» мы употребляем в качестве понятия,

охватывающего и формы сочетания, и их варианты, таким образом, данный

термин обозначает в наиболее общем виде характер связи между словами

учителя и применяемыми им наглядными средствами. Выявление многообразия

способов сочетания слова учителя и наглядных средств занимает существенное

место в разработке данной проблемы. Основаниями выделения различных форм

сочетания служат:

а) учебные (дидактические) задачи, для выполнения которых применяется

та или иная форма сочинения.

б) функции слова учителя и средств наглядности.

в) характер умственной деятельности учащихся.

Занков.Л.В. выделяет четыре формы сочетания слова и средств

наглядности:

Описание и анализ первой формы сочетания.

При выделении первой формы сочетания и слова и средств наглядности мы

имеем в виду определённую типическую ситуацию, отличающуюся тем, что

учебная задача состоит в ознакомлении с внешним обликом объекта. Знания

школьник получает самостоятельно в процессе непосредственного восприятия

объекта. Одним из существенных оснований для выделения первой формы

сочетания служит своеобразие функций слова учителя и наглядных средств

используемых им в учебном процессе. Роль слова педагога здесь заключается

не в сообщение знаний школьникам, а в том, что словесные обращения педагога

к учащимся побуждают их к наблюдению наглядных объектов, направляет

процесс наблюдения по определённому руслу в целях изучения объекта.

Функция средств наглядности определяется тем, что именно из наблюдения

данного объекта, а не из словесных сообщений учителя школьник получает

знания о внешнем облике объекта.

Характерные черты первой формы сочетания слова учителя и наглядных

средств заключаются в следующем: при посредстве слова учитель руководит

наблюдением, которое осуществляется учащимися, а знания об облике объекта,

его непосредственно воспринимаемых свойствах и отношениях учащиеся

извлекают из самого наглядного объекта в процессе наблюдения.

Описание и анализ второй формы сочетания.

Переходя к рассмотрению второй группы сочетания слова и средств

наглядности, следует обратить внимание на то, что при использовании данной

формы учащиеся познают связи между явлениями, в то время как при применении

первой формы школьники знакомятся с внешним обликом объектов. Таким

образом, вторая форма отграничивается от первой по линии отношения к

учебной (дидактической) задаче.

При использовании первой формы сочетания знания черпаются учащимися в

процессе непосредственного восприятия объекта, в то время как при

использовании второй формы наблюдение лишь составляет базу для осмысления

связей между явлениями, само же уяснение связей не может быть почерпнуто из

непосредственного восприятия.

Функция слова учителя в составе второй формы сочетания заключается не в

руководстве процессом наблюдения, а в том, чтобы направлять истолкование

сделанных наблюдений и избирательное воспроизведение знаний, которые были

приобретены учащимися ранее. Функция средств наглядности состоит в том,

чтобы служить опорной точкой для осознания связей между явлениями.

Характерные черты второй формы сочетания слова и средств наглядности

следующие: при посредстве слова учитель на основании осуществленного

школьниками наблюдения наглядных объектов и на базе имеющихся у них знаний

ведет учащихся к осмыслению и формулированию таких связей в явлениях,

которые не могут быть высмотрены в процессе восприятия.

Описание и анализ третьей формы сочетания.

Данная форма сочетания, подобно первой форме, имеет место на уроках в

тех случаях, когда школьник знакомится с внешним обликом объекта, с теми

его свойствами, которые доступны восприятию. В то же время в отношении

функций словесных и наглядных средств, третья форма сочетания

противоположна первой форме сочетания. При использовании третьей формы

сочетания педагог при помощи слова сообщает учащимся сведения об облике

объекта, а наглядные средства лишь иллюстрируют то, что сообщено ученикам

словесным путем. Когда применяется первая форма сочетания, школьник черпает

знания из наглядного объекта благодаря собственным наблюдениям, а при

посредстве слова учитель руководит ходом наблюдения. Характерные черты

третьей формы сочетания слова и средств наглядности следующие: сведения об

облике объекта, о его непосредственно воспринимаемых свойствах и отношениях

учащихся получают из словесных сообщений педагога, а наглядные средства

служат подтверждением или конкретизацией словесных сообщений.

Описание и анализ четвёртой формы сочетания.

В случаях применения четвёртой формы сочетания учитель сообщает

словесным путём о связях между явлениями, недоступных непосредственному

наблюдению. Функции слова учителя в 4-ой и 3-ей форме аналогичны: и в том,

и в другом случае педагог при посредстве слова сообщает знания учащимся. В

то же время функции наглядных средств резко отличаются. При использовании 3-

ей формы сочетания наглядный объект органически включён в процесс познания:

он подтверждает, конкретизирует то, что сообщено словесным путём. Когда

применяется 4-ая форма сочетания наглядный объект служит лишь отправным

пунктом словесного сообщения учителя, которое содержит сведения о явления и

связях, не воспринимаемых непосредственно.

Характерные черты 4-ой формы сочетания слова и средств наглядности

следующие: отправляясь от осуществляемого школьниками наблюдения наглядного

объекта, педагог сообщает о таких связях между явлениями, которые

непосредственно не воспринимаются учащимися, либо делает вывод, объединяет,

обобщает отдельные данные. Количество средств обучения, применяемых на

одном уроке, определяется конкретными образовательными, воспитательными и

развивающими целями урока. Вполне возможны случаи, когда учитель считает

достаточным использовать на уроке лишь учебник, не прибегая к другим

средствам обучения. Вместе с тем в ряде случаев необходимо комплексное

применение разных видов наглядности. В начальных классах формируются не

только представления учащихся об изучаемых объектах, но и понятия.

Достижению каждой из этих задач способствует использование различных видов

наглядности. Это требование комплексного подхода к использованию средств

обучения связано со спецификой их функций.

Прессман.Л.П. пишет о том, что при выборе любого варианта комплексного

применения средств наглядности звеном каждого комплекса будет материал

учебника, в котором выражено основное содержание предмета по каждому

учебному вопросу, его границы, направленность, дидактическая структура

формирования знаний и умений, в которую надлежит «вписать» избранную

систему средств наглядности. Учебник предназначен для учителя и ученика,

однако функции учебника в том и другом случае несколько различны. Для

ученика учебник является источником информации, средством её усвоения и

самоконтроля. Для учителя – это прежде всего ориентир в руководстве учебным

познанием учащихся, в определении объема и сложности учебного материала,

средство контроля и в определенной степени дифференциации обучения.

Результаты учебно–воспитательного процесса по всем предметам зависят во

многом от того, насколько учитель обеспечен разнообразными средствами

обучения, а также от мастерства его, использующего эти средства.

1.5. Вывод.

Материальные и идеальные средства обучения не противостоят, а дополняют

друг друга. Влияние всех средств обучения на качество знаний учащихся

многосторонне: материальные средства связаны в основном с возбуждением

интереса и внимания, осуществлением практических действий, усвоением

существенно новых знаний; идеальные средства- с пониманием материала,

логикой рассуждения, культурой речи, развитием интеллекта.Между сферами

влияния идеальных и материальных средств нет чётких границ; часто оба они

влияют в совокупности на становление тех или иных качеств личности

учащихся.

Глава II. Исследование влияния различных средств обучения, их

рационального сочетания на эффективность процесса обучения.

Экпериментальная работа проводилась в школе №479 Кировского района, во

2а классе. В классе 22 учащихся: 11 мальчиков и 11 девочек. Класс учится по

типовой программе (1-3). Учитель данного класса имеет высшее педагогическое

образование, высшую квалификационную категорию, является отличником

просвещения.

2.1. Констатирующий эксперимент.

Цель констатирующего эксперимента:

Наблюдение уроков и выявление используемых средств, рациональность их

использования учителем.

1).Наблюдение уроков и выявление используемых средств, рациональность

их использования учителем.

Наблюдал 4 урока по: русскому языку, математике, природоведению.

Протоколы наблюдения № 1, 2, 3, 4 (См. приложение №1). В ходе наблюдений

отмечал используемые учебные средства учителем и время их использования.

Наблюдение в течение 4 уроков выявило следующие результаты:

|Средства обучения |Время использования |

|информация учителя + наглядные |85 минут |

|пособия | |

|учебник |95 минут |

Из полученных результатов мы видим, исходя из целей урока и содержания

обучения, что учитель отдает своей информации основное время, уделяя мало

внимания на уроке материальным средствам, а следовало бы строить урок

исходя прежде всего из особенностей детей, у которых в этом возрасте

преобладает наглядно – действенное мышление.

2). Определение уровня обученности детей данного класса.

Учащимся была предложена проверочная работа. Знания оценивались по

диагностике Беспалько.

Уровень «знать» - включает в себя знания о том, на какие вопросы отвечают

имена существительные.

Уровень «уметь» - включает в себя умение найти в предложении имя

существительное.

Таблица №2

Анализ работ выявил следующие результаты:

|имя |знает |умеет |

|Шамиль |+ |+ |

|Татьяна. |+ |+ |

|Борис |_ |_ |

|Валентин |+ |_ |

|Алена |_ |+ |

|Никита |+ |+ |

|Настя |+ |+ |

|Зина |+ |_ |

|Мари |_ |+ |

|Алекса |+ |+ |

|Таня |+ |+ |

|Галя |+ |+ |

|Коля |+ |+ |

|Ваня |+ |+ |

|Миша |+ |_ |

|Гоша |+ |_ |

|Сейфи |+ |+ |

|Даша |+ |_ |

Исходя из данных таблицы, можно сделать вывод о том, что уровень

обученности детей экспериментального класса, по данной теме, находится на

низком уровне. Более чётко результат в процентном соотношении можно

посмотреть на диаграмме.

Диаграмма № 1.

2.2 Преобразующий эксперимент.

Цель преобразующего эксперимента:

Построить систему уроков с использованием различных средств обучения.

Предметом на котором мы будем проводить экспериментальную работу будет

«Русский язык».

Тема: «Имя прилагательное».

Задачи: Ознакомить детей с существенными признаками имени прилагательного,

с изменением прилагательных по родам и с родовыми окончаниями.

Умения: Учащиеся должны в результате изучения темы употреблять

прилагательные в речи, изменять прилагательные по родам и писать родовые

окончания, находить прилагательные в тексте.

В соответствии с целями уроков использовал наглядные пособия такие как:

Предметные картинки отображающие свойства предметов,

Иллюстрации,

Карточки для проверки знаний учащихся

(См. приложение № 2).

В ходе эксперимента было проведено 5 уроков.

(См приложение №3).

Тема урока: Понятие об имени прилагательном как части речи.

Цель: ознакомление с существенными признаками имени прилагательного и его

ролью в нашей речи.

План урока.

1. Наблюдение над ролью прилагательного в нашей речи.

2. Обобщение знаний об имени прилагательном как части речи.

3. Упражнения.

4. Подведение итогов урока.

Ход урока.

1). Вызываю ученика, даю ему картинку с изображением предмета и предлагаю

описать его (остальные картинку не видят, отвечающий название предмета в

рассказе не употребляет).

Описание делают 2-3 ученика, чтобы можно было сравнить рассказы.

Рассказ какого ученика позволил нам ярко представить предмет? Какую часть

речи он особенно часто употреблял, описывая предмет и почему? (Имя

прилагательное. Потому что называл признаки предмета).

2). Работа с учебником.

Упражнение № 387.

В каждом предложении подчеркните имя прилагательное волнистой линией и

найдите слово с которым оно связано. С какой частью речи связано имя

прилагательное (с существительным).

Разберите первое предложение по членам предложения. Каким членом

предложения являются прилагательные?

Вывод по вопросам:

Что обозначает имя прилагательное?

На какие вопросы отвечает?

С какой частью речи связано?

Каким членом предложения чаще всего бывает?

3).Упражнения.

Игра «Будь внимателен».

На доске написаны слова: цвет, вкус, запах, вес, размер, ширина, высота,

Показываю предметную картинку:

Учащиеся записывают имя существительное. Затем указываю на одно из слов

написанных на доске. Учащиеся дописывают подходящее по смыслу имя

прилагательное вместе с вопросом. Например: мяч (какой?) синий, лёгкий,

Какие признаки предметов обозначают имена прилагательные (цвет, размер,

Имена прилагательные могут обозначать и качества людей (аккуратный,

Работа по карточкам с заданиями.

Подчеркните имена прилагательные в предложении.

|На улице дождливая погода. |

|В комнате стоит большой шкаф. |

|Пятнистые коровы пасутся на зеленом лугу. |

(См. приложение № 4)

4).- Что узнали об имени прилагательном?

С какой целью вы употребляете эти слова в своей речи?

Тщательно продумал используемые на уроке средства обучения.

Уровень обученности детей и учебных умений позволил объяснительную часть

изложить за 10 минут, дальнейшая работа над совершенствованием и

закреплением знаний о прилагательном осуществлялась детьми самостоятельно с

помощью следующих средств обучения:

Предметные картинки отображающие свойства предметов.

Задания из учебника.

Карточки с заданиями.

Тема: употребление в речи имен прилагательных близких и противоположных по

Цель: уточнение представления о синонимах и антонимах; развитие умения

потреблять их в речи.

План урока.

1) наблюдение над употреблением имен прилагательных – антонимов.

2) наблюдение над употреблением имен прилагательных в речи близких по

3) итог урока.

Ход урока.

1).А Проверка домашнего задания.

Учащиеся читают упражнение и объясняют по какому признаку

противопоставляются предметы (предметы противопоставляются по одному

какому-либо признаку).

1).Б Дополните предложения противоположными по смыслу именами

прилагательными. Допишите предложение (текст на доске).

Слон – животное огромное, а мышь - ……………………

Хорек – слабый зверек, а рысь - …………………..зверь.

Черепаха – медлительное животное, а ящерица - ……………

Почему в речи мы нередко противопоставляем признаки одного предмета

признакам другого предмета?

Назовите предметы, которые можно противопоставить друг другу и по

какому признаку.(некоторые словосочетания записываются).

1).В Творческий диктант.

Текст записан на доске, рядом иллюстрации к нему.

“После дождя”

Теплый ветер дует в лицо.

Легкие облака плывут над рекой.

Доносятся слабые раскаты грома.

Проводится беседа по тексту с использованием иллюстрации:

Что изображено на картинке?

Какой бывает ветер? (холодный, сильный).

Какие бывают облака? (воздушные, легкие, белые)

Назовите имена прилагательные, которые есть в тексте.

Какие прилагательные нужно было бы употребить, что бы текст можно было

озаглавить “Перед дождем”. Показ иллюстрации.

Учащиеся самостоятельно записывают новый вариант текста.

“Перед дождем”

Холодный ветер дует в лицо.

Тяжелые облака плывут над рекой.

Доносятся сильные раскаты грома.

Разобрать по составу: холодные и сильные.

Работа по карточкам с заданием.

Напишите противоположные по смыслу прилагательные.

|Высокий - ………………… |

|Толстый - …………………. |

|Мокрый - …………………. |

|Твёрдый - ………………… |

2)Читаю текст.

“В пустыне”

Очень жаркий день.

Жаркое солнце нещадно палит почву.

По жаркой пустыне идет караван верблюдов.

Что кажется неудачным?

Как бы вы изменили текст?

Учащиеся рассуждают: солнце, которое нещадно палит – жгучее.

Пустыню точнее можно назвать знойной.

Переделанный текст:

“В пустыне”

Жаркий день.

Нещадно палит жгучее солнце.

По знойной пустыне идет караван верблюдов.

Выпишете словосочетания.

Что такое словосочетание?

Слова жаркий, знойный, жгучий близки по смыслу, но неодинаковы.

3) Что нового узнали о прилагательном?

Использованные средства обучения на данном уроке:

Иллюстрации природы – для более полного представления текста;

Текст написанный на доске - для лучшего восприятия.

Карточки с заданием – для проверки знаний учащихся.

Выбор средств обучения обусловлен тем, что дети имеют некоторые знания по

данной теме. И выбраны такие средства обучения, которые помогут учащимся

закрепить уже имеющиеся знания и навыки по данной теме.

2.3.Контрольный эксперимент.

Цель контрольного эксперимента:

Определение уровня обученности детей данного класса.

Учащимся была предложена проверочная работа на уровне «знать» и «уметь».

Уровень «знать» - включает в себя знания о том, на какие вопросы

отвечают имена прилагательные.

Уровень «уметь» - включает в себя умение находить в предложении имя

прилагательное.

|Имя |знает |умеет |

|Даша |+ |+ |

|Валентин |+ |- |

|Татьяна Б. |+ |+ |

|Борис |+ |+ |

|Настя |+ |+ |

|Шамиль |+ |+ |

|Зина |+ |+ |

|Мари |+ |- |

|Никита |+ |+ |

|Алекса |+ |+ |

|Таня |+ |+ |

|Галя |+ |+ |

|Николай |+ |+ |

|Иван |+ |+ |

|Алёна |+ |+ |

|Михаил |+ |+ |

|Гоша |+ |+ |

|Сейфи |+ |- |

Исходя из результатов контрольного эксперимента, мы можем наблюдать

увеличение уровня обученности данного класса. В процентном соотношении это

можно увидеть на диаграмме № 2.

Диаграмма № 2.

С целью выявления эффективности рационального использования средств

обучения сравним результаты констатирующего и контрольного экспериментов.

Диаграмма № 3.

Сравнение уровня обученности детей показало, что на уроках, где тщательно

отбирают средства обучения в соответствии с целями, задачами уроков,

становится выше.

Заключение.

В результате проделанной работы нами были выполнены следующие задачи:

1) Изучена психолого-педагогическая литература по данной теме.

2) Выявлена рациональность используемых учителем средств обучения на

3) Разработана система уроков с использованием различных средств обучения.

4) Выявлена результативность рационального использования различных средств

обучения.

Проводя, наше исследование, мы подтверждали важность средств обучения, как

компонента процесса обучения. Тщательный отбор в соответствии с целями и

задачами уроков, содержанием обучения, особенностями детей (уровнем

обученности и обучаемости), позволяет повысить эффективность обучения.

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что если рационально

использовать материальные и идеальные средства обучения, то можно

существенно повлиять на эффективность обучения.

Список литературы.

1.Бабанский.Ю. Педагогика – М.: 1983.

2.Бабанский.Ю., Нойнер.Г. Педагогика – М.: 1984.

3.Вахтеров.В.П. Избранные педагогические сочинения – М.: 1987.

4.Габай.Т.В. Учебная деятельность и её средства – М.: 1960.

5.Дидактические основы комплексного использования средств обучения в учебно

– воспитательном процессе образовательной школы – М.: 1991.

6.Занков.Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении – М.: 1960.

7.Ильясов.И.И. Структура процесса учения – М.: 1986.

8.Лордниканидзе.Д.О. Принципы организации и методы обучения – М.: 1957.

9.Махмутова.М.И. Современный урок – М.: 1981.

10.Пидкасистый.П.И. Педагогика – М.: 2000.

11.Преессман.Л.П. Методика и техника эффективного использования средств

обучения в учебно – воспитательном процессе – М.: 1985.

12.Скаткин.М.Н. Совершенствование процесса обучения – М.: 1971.

Функция, согласно энциклопедическому словарю – есть внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений. Дидактические функции, следовательно, характеризуют сущностные свойства и возможности средств обучения в определенной образовательной среде. Для средств обучения характерны такие функции, как:

1) информационная , которая заключается в том, что некоторые средства обучения являются непосредственными источниками знаний, другие же способствуют его передаче опосредованно, например проекционная аппаратура;

2) адаптивная функция средств обучения направлена на поддержание благоприятных условий протекания процесса обучения, организацию демонстраций, самостоятельных работ, ориентирование на индивидуальные возможности учащихся и пр.;

3) компенсаторная функция направлена на облегчение процесса обучения, она способствует достижению цели с наименьшими затратами сил, здоровья и времени учащихся, иначе говоря она направлена на интенсификацию труда учителя и учащихся и повышение темпа их работы;

4) управленческая функция направлена на организацию и управление учебно-познавательной деятельности учащихся, предполагает подготовку учащихся к выполнению заданий, организацию их выполнения, получение обратной связи и коррекцию процессов восприятия и усвоения информации;

5) интегративная функция позволяет рассматривать объект или явление как часть и как целое, реализуется при комплексном использовании средств обучения, учит отбирать, связывать в единое целое знания, приобретенные из различных источников информации;

6) интерактивная функция проявляется в прямом взаимодействии учащихся со средством обучения, во взаимном обмене информацией в режиме диалога, т.е. в реализации не только прямой, но и обратной связи;

7) мотивационная функция проявляется в стимулировании и активизации познавательной деятельности учащихся .

В реальном педагогическом процессе все указанные функции средств обучения представлены комплексно. В отдельном же средстве обучения может доминировать та или иная функция, определяя его роль и место в учебном процессе, в системе средств обучения. Именно эти функции учитываются при проектировании системы средств обучения, в определении методики комплексного использования средств обучения.

Рассмотрим функциональные возможности системы средств обучения, опираясь на выбранную нами их классификацию.

Первый элемент системы средств обучения в этой классификации –вербальные средства . Какие функции они выполняют? Известно, что в процессе обучения большая доля информации предъявляется вербально, в форме печатного слова. Как уже отмечалось ранее (гл.2) учебная информация многокомпонентна, она содержит информацию о научном знании, о способах деятельности, о способах организации своей собственной познавательной деятельности, информацию воспитательного характера. В учебно-методической литературе она присутствует в разных видах: вербальном, образном, знаковом. Отсюда следует, что вербальные средства обучения выполняют информационную функцию. Наряду с информационной, они выполняют и управленческую функцию. Она проявляется в руководстве учебной деятельностью учащихся и реализуется за счет разбивки учебного материала на разделы, параграфы, абзацы, за счет заданий и внетекстового компонента (иллюстративный материал, ориентиры усвоения предметного материала и пользования самим учебником), а также за счет вспомогательных заданий, включенных в учебную литературу. Кроме этого, управленческая функция вербальных средств проявляется и в руководстве самостоятельной работой учащихся.

Вербальные средства обучения реализуют и адаптивную функцию, т.к. с их помощью может быть предъявлена информация разных видов, использованы приемы управления восприятием и передачей материала (шрифты, специальные знаки, подчеркивания и пр.), однако затруднена адаптация материала к индивидуальным особенностям учащихся.

Другой элемент системы средств обучения – учебно-наглядные средства . Они помогают полноценному раскрытию учебного материала, особенно когда явления и процессы не могут быть воспроизведены в учебном процессе, когда необходимо ознакомить с внешним видом предмета в его современном виде и в историческом развитии и пр. Иногда учебно-наглядные пособия выступают в роли основного источника информации. Отсюда следует, что этот элемент системы средств обучения также выполняет информационную функцию. В ее выполнении особенно важен начальный этап процесса усвоения знаний – ощущения и восприятия. «Все сигналы, воспринимаемые через органы чувств и ставшие фактором сознания, подвергаются логической обработке, попадают в сферу абстрактного мышления. В итоге «чувственные образы» включаются в суждения и умозаключения» . Более полное использование зрительных и слуховых анализаторов создает основу для более успешного протекания следующих этапов процесса усвоения. Большие возможности этот элемент системы средств обучения оказывает и на запоминание. Он позволяет закрепить полученные знания в образах, выделить главное и путем создания ярких опорных моментов запечатлеть логическую нить учебного материала. На восприятие, осмысление и запоминание будет оказывать влияние подбор учебно-наглядных пособий, определенная последовательность, логика их подачи, т.е. применение разнообразных управляющих воздействий. Следовательно, эта группа средств обучения выполняет управленческую функцию. Причем разные средства обучения этой группы имеют неодинаковые управленческие возможности. Так, группа натуральных пособий не приспособлена специально к использованию в процессе обучения в отличие от изобразительных и знаковых пособий, в которых заложены некоторые приемы управления восприятием (планы, ракурсы, цветовые выделения и пр.).

Кроме этого, управленческая функция учебно-наглядных средств не ограничивается воздействием на интеллектуальную сферу, она направлена на развитие других сторон психики. Например, зачастую применение учебно-наглядных пособий приводит к переходу произвольного внимания в непроизвольное и наоборот. Следовательно, учебно-наглядные средства позволяют управлять вниманием, концентрировать его, перераспределять, быстро переключать с одного объекта на другой, поддерживать его устойчивость. Однако, управляя восприятием и закреплением, эта группа средств обучения в меньшей степени направлена на преобразование и адаптацию учебного материала к особенностям учащихся.

Учебно-наглядные пособия за счет усиления чувственного аспекта знаний, демонстрации их практической значимости способствуют возбуждению и поддержанию познавательных интересов, т.е. выполняют мотивационную функцию.

Система средств этой группы, улучшая наглядность учебного материала, делает его более доступным, обеспечивает более точную информацию, т.е. выполняет компенсаторную функцию.

Третий элемент системы средств обучения – учебно-лабораторное оборудование в большей степени реализует информационную функцию, т.к. лабораторное оборудование помогает изучить отдельные стороны, свойства, особенности объектов и явлений, выявить их некоторые закономерности, познакомиться с методами, применяемыми в научном исследовании. Управленческие возможности средств обучения этой группы проявляются больше в практической, чем в интеллектуальной сфере. Средства этой группы в большей степени, чем предыдущие создают условия для индивидуальной работы, дают возможность учащимся работать в соответствии с их потребностями и возможностями, т.е. реализуют адаптивную функцию.

Технические средства обучения – четвертый элемент системы средств обучения, их функции подробно описаны Н.М. Шахмаевым, А.П. Прессманом, а функции современных технических средств Г.М. Коджаспировой, К.В. Петровым и Е.С. Полат. В процессе обучения технические средства выполняют роль основного источника информации, или дополняют информацию основного источника, делают ее более наглядной, убедительной, запоминающейся и пр. То есть, они выполняют информационную функцию, при этом особенно важно, что ТСО более полно использует возможности и зрительных, и слуховых анализаторов, в отличие от других средства обучения. Сочетание зрительного и звукового каналов информации при работе с ТСО создает особую атмосферу познавательной активности, соучастия, оказывает сильное эмоциональное воздействие на учащихся. Сказанное выше говорит о высоком уровне реализации в процессе обучения мотивационной функции технических средств.

Технические средства обучения выполняют также компенсаторную функцию, так как их применение делает доступным для учащихся труднодоступный или недоступный учебный материал, позволяет увеличить объем самостоятельной работы на уроке и пр. Благодаря реализации с помощью ТСО приемов управления восприятием и переработкой информации (подача материала небольшими порциями, использование планов, ракурсов и пр.) можно говорить об их значительных управленческих возможностях. Технические средства обучения способствуют также реализации адаптивной функции за счет приспособления учебного материала к потребностям аудитории: выборочный показ материала, варьирование темпа и объема информации и пр.

Как мы уже отмечали, за последнее десятилетие принципиально изменилась номенклатура технических средств обучения. На смену учебным кинофильмам, диафильмам, грампластинкам пришли современные электронные средства обучения : видеозаписи, аудиокассеты, CD-ROM, DVD диски, информационно-образовательные среды, типа Интернет. Разрабатываются такие универсальные ТСО, как электронные учебники (см. далее). Например, новый электронный учебник по истории России ХХ века состоит из 4 компакт-дисков и базового «бумажного» тома. В этом учебнике уместилось 6000 иллюстраций, кинохроника и забавная анимация. Можно рассмотреть в подробностях карту военных действий, редкий архивный материал, можно составить конспект, разгадать «исторический» кроссворд, пройти тестирование или ответить на каверзные вопросы, которые даются после каждой лекции. За ответы ставится оценка, которая заносится в память компьютера, открыв соответствующий файл в программе учитель сможет удостовериться в результате самостоятельного обучения . CD-ROM, DVD диски, компьютерные программы дают учащимся возможность вмешиваться по ходу работы в программу, что-либо менять при обсуждении различных вопросов по поводу услышанного, или увиденного. Другими словами, создание новых технических средств обучения привело к расширению функций средств обучения, в частности к появлению интерактивной функции.

Как видим, самая высокая степень реализации указанных выше функций наблюдается у группы технических средств обучения. Это связано с определенными дидактическими особенностями ТСО, к которым относятся: а) информационная насыщенность; б) возможность преодолевать существующие временные и пространственные границы; в) возможность глубокого проникновения в сущность изучаемых явлений и процессов; г) показ изучаемых явлений в развитии, динамике; д) реальность отображения действительности; е) выразительность, богатство изобразительных приемов, эмоциональная насыщенность .

Однако другие группы средств обучения играют в процессе обучения свои, не менее важные роли. Только комплексное применение различных групп средств обучения позволяет реализовать им в процессе обучения интегративную функцию.

Таким образом, использование того или иного средства обучения будет эффективным для реализации целей обучения, если будут учитываться его дидактические свойства и соответственно функции, что зависит от умений учителя, от знания им дидактических свойств и функций.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама