THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Формирование экономики, основанной на знании, становится сегодня одним из базовых стратегических приоритетов политики как развитых, так и развивающихся стран. В 2000 году на Лиссабонском саммите Совет Европы сформулировал стратегическую цель Европейского Союза в наступающем столетии – стать к 2010 году "наиболее конкурентоспособной и динамичной в мире экономикой, основанной на знании, способной обеспечить устойчивый экономический рост, наряду с ростом числа и качества рабочих мест и укреплением социального согласия".

Зарубежный опыт показывает, что конкурентоспособными в настоящее время являются те компании, которые в составе имущества имеют высокий (по сравнению с конкурентами) уровень объектов интеллектуальной (промышленной) собственности. Этот факт является особенностью инновационной экономики.

Прежде всœего, следует сказать, что общее утверждение о важной роли знания в экономике не выглядит чем-то новым. Производство всœегда было основано на различных формах знания. Новая роль науки в преобразующей мир производственной деятельности человека, которую емко отражает идеологема "знание-сила", зафиксирована еще в трудах Фрэнсиса Бэкона в 17 веке. Что позволяет говорить об экономике, основанной на знании, как о новом феномене последних десятилетий? Мы рассмотрим несколько тенденций, которые, как считается, формируют фундамент экономики, основанной на знаниях, и позволяют говорить о новой роли знания:

Превращение знания в важнейший фактор производства наряду с природными ресурсами, трудом и капиталом.

Увеличение доли сферы услуг и опережающий рост знание-емких услуг для бизнеса.

Рост значения человеческого капитала и инвестиций в образование и подготовку кадров.

Развитие и широкомасштабное использование новых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Превращение инноваций в основной источник экономического роста и конкурентоспособности предприятий, регионов и национальных экономик.

Рост осознания в политических и деловых кругах важности знания и инноваций для обеспечения конкурентоспособности и экономического роста.

Инновации являются основной формой превращения знаний в благосостояние определяют собой ключевую характеристику экономики, основанной на знании. Как показывают исследования экономистов, инновации сегодня основной источник экономического роста и важнейший фактор конкурентоспособности предприятий, регионов и национальных экономик.

Подсчеты экспертов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) показывают, что экономический рост развитых стран в последние два десятилетия более чем наполовину обусловлен инновациями.

Можно сформулировать несколько принципиальных особенностей и тенденций развития инновационных процессов в современной экономике (некоторые из которых являются новым пониманием инноваций, но не новой тенденцией):

1. Исследования и разработки не являются единственным источником знания для инноваций. Изучение рынка, опыт конкурентов и партнеров и т.п. составляют не менее часто используемые источники инновационной информации.

2. Инновации не являются прерогативой исключительно наукоемких секторов экономики. Инновационная активность важна и осуществляется сегодня во всœех отраслях промышленности, сферы услуг и государственного сектора экономики, включая органы государственного управления.

3. Линœейная модель инновационного процесса (от фундаментальных исследований к коммерческой реализации) неточна. Современное понимание инноваций исходит из интерактивной и системной модели инновационных процессов, в которой ключевую роль играют инновационные системы (региональные, национальные и международные) в рамках которых создается, распространяется и используется новое научное и технологическое знание и осуществляется поддержка инновационных процессов.

4. Скорость инноваций возрастает, и их стимулирование является важным для обеспечения конкурентоспособности.

5. Инновационные процессы становятся всœе более глобальными.

6. Опираясь на широкий спектр технологий, предприятия всœе чаще вынуждены получать новые знания извне. Растет число технологических альянсов, соглашений с научными организациями, сетей и кластеров инновационно активных предприятий.

Концепция экономики, основанной на знании, примыкает к исходной теории "информационного общества" и по многим положениям близка ей. Она исходит из того, что деятельность по производству, распространению и использованию знания играет в современной экономике как никогда важную роль, определяя ее существенные черты и темпы развития.

С точки зрения формирования экономики, основанной на знании, важна четко фиксируемая тенденция последних лет – опережающий рост знание-емких услуг для бизнеса (различные виды консалтинга, системная интеграция, подготовка специалистов и т.п.), которые играют большую роль в диффузии знаний в отраслях экономики и стимулировании инноваций.

Термин "экономика знаний" был введен в научный оборот австроамериканским ученым Фрицем Махлупом (1962) в применении к одному из секторов экономики. Сейчас данный термин, наряду с термином "экономика, базирующаяся на знаниях", используется для определœения типа экономики, в которой знания играют решающую роль, а производство знаний является источником роста. Широко применяемые понятия "инновационная экономика", "высокотехнологическая цивилизация", "общество знаний", "информационное общество" близки понятию " экономика знаний".

Сегодня инвестиции в знания растут быстрее, чем инвестиции в основные фонды: в странах – членах OECР в 90-е годы – в среднем на 3.4% в год против 2.2%. Из всœего объёма знаний, измеренных в физических единицах, которым располагает человечество, 90% получено за последние 30 лет, аналогично тому, как 90% из общего числа ученых и инженеров, подготовленных за всю историю цивилизации, - наши современники. Это наиболее явные признаки перехода от экономики, базирующейся на использовании природных ресурсов, к экономике, основанной на знаниях.

Отмечая высокую восприимчивость к инновациям постиндустриальных стран (Япония, США, страны ЕС и др.), крайне важно отметить следующее. Приспособление к интернационализации знаний позволило экономически высокоразвитым странам гармонизировать всœе виды инноваций: технологические, производственные, торговые, экономические, управленческие и другие. Οʜᴎ в инновационной деятельности участвуют системно в рамках разработанных программ. Как показывает американский опыт, наиболее динамичное развитие получают те регионы, где сформировались комплексы или инкубаторы компаний, исследовательских центров научных учреждений и высших учебных заведений на базе специализированных поставщиков, потребителœей и производителœей, связанных технологическим циклом.

Проблема качественных преобразований в условиях современной экономики состоит в инновационной направленности стратегии и тактики развития производства. При этом главным ресурсом в новой хозяйственной системе становится воспроизводство знаний, или способность людей к нововведениям и инновациям. Это в конечном итоге и явилось тем, что в 90-е годы во многих западных странах, и, в первую очередь, в США, был преодолен ряд негативных тенденций посредством роста инвестиций в высокотехнологичном секторе экономики. Продукция информационного сектора, широко импортируясь за пределы рынков Запада, находила еще более распространенное применение внутри развитых стран, причем в целом не встречала ограничений со стороны спроса потому, что она характеризовалась способностью к удешевлению в силу возрастающих в ней потребностей.

Основой высокотехнологичного производства, как видно из вышеприведенного материала, стали инвестиции, которые затем воплотились в развитие новых технологий, научно-технический прогресс в информационной, компьютерной, биологической и общественной сферах экономики. И, как следствие, появились понятия ʼʼинформационная экономикаʼʼ и ʼʼэкономика знанийʼʼ, что не равно одно другому и имеет различия

И, как показал опыт развитых экономических государств, только знания посредством научно-технического прогресса более эффективно умножают результат. Очевидно и то, что экономика стран Запада более восприимчива к достижениям научно-технического прогресса. При этом определяющим фактором роста экономики западных стран стал рост расходов на научные исследования и образование. Так, в США с середины 40-х до середины 60-х годов расходы на НИОКР выросли в 15, а на образование – в 6 раз при росте ВНП за данный период только в 3 раза. В данный период были предприняты радикальные шаги стран Запада по внедрению сберегающих технологий и применению системы экономических, правовых, социальных мер по стимулированию научно-исследовательских и конструкторских работ.

Экономика знаний имеет три принципиальные особенности. Первая – дискретность знания как продукта. Конкретное знание либо создано, либо нет. Не должна быть знания наполовину или на одну треть. Вторая особенность состоит в том, что знания, подобно другим общественным (публичным) благам, будучи созданными, доступнывсœем без исключения. И, наконец, третья особенность знания: по своей природе это информационный продукт, а информация после того, как ее потребили, не исчезает, как обычный материальный продукт.

Свойство дискретности знания вызывало сомнения, что в применении к нему рыночный механизм должна быть столь же эффективным, как в случае с традиционными продуктами. Но отмечается, что основные результаты, полученные для делимых продуктов, при достаточно общих и реалистичных условиях оказываются верными также и для дискретных продуктов типа знаний или крупных инвестиционных проектов.

Вторая и третья особенности имеют своим следствием то, что в рыночной экономике распространители знаний оказываются в своеобразном, в некотором смысле монопольном, положении. Какую бы цену они ни назначили на свой продукт, невозможно продать максимальное количество "копий знания". Стремление же продать побольше вполне естественно, тем более что копия практически ничего не стоит (затраты на копирование чрезвычайно малы). В случае если назначить высокую цену, покупателœей будет мало. При низкой цене покупателœей будет много, но выручка может оказаться меньше, чем при высокой цене. В ряде работ показано, что в экономике знаний традиционный рыночный механизм не приводит к эффективным состояниям. Эффективность достигается тогда, когда используются так называемые дискриминационные цены, то есть цены, рассчитанные на конкретного потребителя (категорию потребителœей).

Отличительной чертой "экономика знаний", или новой экономикой является ускоренное развитие нематериальной сферы и нематериальной среды хозяйственной деятельности. Производство, распределœение и использование знаний составляют основу новой экономики, а ее инфраструктурой становится всœемирная информационная "паутина" (табл. 6.1..). В этом заключается смена парадигмы экономического развития, которая существенно уменьшает материально-ресурсные и пространственные пределы границ темпов роста.

Экономисты первыми обратили внимание на данный факт, и в обиход вошел коэффициент Тобина – соотношение рыночной цены компании к цене замещения ее реальных активов. Разрыв между этими показателями имеет разные названия: невидимые активы, интеллектуальный капитал, организационные возможности. Сегодня мало кто сомневается в том, что именно интеллектуальный капитал создает основную стоимость для акционеров фирмы, а компетентность ее менеджмента определяется качеством управления этими невидимыми активами.

Экономика знаний имеет три принципиальные особенности. Первая - дискретность знания как продукта. Конкретное знание либо создано, либо нет. Не может быть знания наполовину или на одну треть. Вторая особенность состоит в том, что знания, подобно другим общественным благам, будучи созданными, доступны всем без исключения. И, наконец, третья особенность знания: по своей природе это информационный продукт, а информация после того, как ее потребили, не исчезает, как обычный материальный продукт.

Свойство дискретности знания вызывало сомнения, что в применении к нему рыночный механизм может быть столь же эффективным, как в случае с традиционными продуктами. Недавние работы показывают, что основные результаты, полученные для делимых продуктов, при достаточно общих и реалистичных условиях оказываются верными также и для дискретных продуктов типа знаний или крупных инвестиционных проектов .

Вторая и третья особенности имеют своим следствием то, что в рыночной экономике распространители знаний оказываются в своеобразном, в некотором смысле монопольном, положении. Какую бы цену они ни назначили на свой продукт, невозможно продать максимальное количество "копий знания". Стремление же продать побольше вполне естественно, тем более что копия практически ничего не стоит (затраты на копирование чрезвычайно малы). Если назначить высокую цену, покупателей будет мало. При низкой цене покупателей будет много, но выручка может оказаться меньше, чем при высокой цене. В ряде работ показано, что в экономике знаний традиционный рыночный механизм не приводит к эффективным состояниям. Эффективность достигается тогда, когда используются так называемые дискриминационные цены, то есть цены, рассчитанные на конкретного потребителя.

Использование дискриминационных цен требует большего профессионализма, чем использование обычных цен. Дискриминацию надо уметь правильно вводить. Опыт рыночного предоставления продуктов типа знаний и информации постепенно накапливается в разных странах применительно к разным типам продуктов. Особенно распространены дискриминационные цены на рынке статистической информации и программного обеспечения. Известно, что в традиционной экономике дискриминационные цены осуждались и даже законодательно запрещались, поскольку они являются способом получения сверхприбылей монополиями.

Как известно, на стандартном совершенном рынке конкуренция приводит к снижению цен до предельных издержек . На рынке знаний цены выше предельных издержек. Ценообразование на рынке компьютерных программ демонстрирует, насколько тонким может быть этот механизм. Продавец программ, стараясь получить максимальную прибыль, вынужден обеспечивать своей продукцией максимальное число пользователей. Система дискриминации по времени покупки, по юридическому статусу покупателя (коммерческая фирма, правительственная структура, университет), усложнение самого продукта (версии программы, система upgrade, подписка, пакетное обслуживание) в конечном счете приводят к максимальному удовлетворению потребностей в знаниях и информации. При этом еще и решается проблема качественного предоставления товара, то есть экономическим методом искореняется распространение пиратских копий. Впрочем, вопрос о пиратских копиях остается спорным. Некоторые потребители предпочитают менее качественные, но дешевые копии. Существование нелегального бизнеса по продаже пиратских копий объективно приводит к более широкому распространению знаний и информации, тем самым к лучшему удовлетворению потребительского спроса. Видимо, развитие данного рынка пока находится на той стадии, когда наличие нелегального сектора является позитивным. В процессе совершенствования рынка этот сектор будет сокращаться и в перспективе сойдет на нет, поскольку его функционирование станет неэффективным.

Чрезвычайно широким и одновременно тонким инструментом регулирования отношений собственности в сфере так называемых неосязаемых благ, к которым относятся знания, является авторское право . Наряду с регулируемым законодательно, действует и так называемое неформальное авторское право. Мировое научное сообщество пристально следит за тем, чтобы оно не нарушалось.

Перечисленные особенности экономики знаний обусловливают ее существенные отличия от стандартной рыночной экономики по действующим закономерностям и механизмам. И это затрудняет построение теории.

Важное обстоятельство: экономика знаний - неразделимая триада рынков - рынка знаний, рынка услуг и рынка труда. Их нельзя рассматривать изолированно, настолько тесно они друг с другом взаимодействуют, из чего вытекает много следствий и что должно быть осознано людьми, которые принимают решения в данной области.

В данном контексте нельзя не упомянуть о так называемом неотделимом, или неявном, знании. Это очень тонкое понятие: речь идет о том знании, которое невозможно отделить от его носителя - индивида или научного, конструкторского, производственного коллектива. Есть мнение, что доля накопленного неотделимого знания у нас выше, чем у представителей других стран, и это может стать нашим конкурентным преимуществом. Но коллективы легко уничтожить. И сейчас мы являемся свидетелями того, как разрушаются выдающиеся коллективы, которые создавали, например, крупные системы вооружений. Тем самым разрушается неотделимое знание, которое потенциально стоит миллиарды долларов.

В современном обществе нужно достигнуть понимания того, что сектор знаний есть машина по решению проблем. Поток проблем разнообразен и интенсивен, поэтому организация сектора знаний, отвечающая этому вызову, должна быть гибкой, динамичной, быть именно экономикой. Но тогда нужен особый тип специалиста, так называемый инновационный менеджер. Он должен нутром чувствовать прорывное направление.

Следует, однако, учитывать, что эпохе экономики, основанной на знаниях, соответствует иная, по сравнению с привычной, социальная структура. Мы привыкли к разделению труда между производителями и потребителями знания при участии посредника. Сейчас возникает новая система, в которой потребитель знания участвует в его создании. Рынок продуктов (знаний) заменяется рынком услуг. А это предполагает иную институциональную среду, создание вокруг крупных компаний многочисленных мелких инновационных фирм, которые получают заказы от "материнской" компании. Так действует большинство американских гигантов, например "Дженерал моторс", вкладывающий десятки миллиардов долларов в исследования и разработки.

В Казахстане, к сожалению, этого пока нет. Крупнейшие отечественные компании должны быть игроками в экономике знаний, создавать новую среду, симбиоз производства и потребления знаний. Тем самым будет обеспечиваться спрос на знания. И здесь принципиальна роль государства. Без участия государства спрос на знания организовать не удастся.

Литература: Тимина Е.И. От экономики услуг к экономике, основанной на знаниях // Россия и мировое образовательное пространство. Материалы IV Международной научной конференции. М., МИЭМП. 2008. Кадзумо Т. Вечный дух предпринимательства. Практическая философия бизнесмена. М., 1990. Брукинг Э. Интеллектуальный капитал. СПб., Питер, 2001

Термин "экономика знаний" был введен в научный оборот австроамериканским ученым Фрицем Махлупом (1962) в применении к одному из секторов экономики. Сейчас этот термин, наряду с термином "экономика, базирующаяся на знаниях", используется для определения типа экономики, в которой знания играют решающую роль, а производство знаний является источником роста. Широко применяемые понятия "инновационная экономика", "высокотехнологическая цивилизация", "общество знаний", "информационное общество" близки понятию "экономика знаний".

В настоящее время инвестиции в знания растут быстрее, чем инвестиции в основные фонды: в странах - членах Организации экономического сотрудничества и развития (OECD) в 90-е годы - в среднем на 3.4% в год против 2.2%. Из всего объема знаний, измеренных в физических единицах, которым располагает человечество, 90% получено за последние 30 лет, так же, как 90% из общего числа ученых и инженеров, подготовленных за всю историю цивилизации, - наши современники. Это наиболее явные признаки перехода от экономики, базирующейся на использовании природных ресурсов, к экономике, основанной на знаниях.

Однако вопрос о том, является ли экономика знаний новой эрой общественного развития, пришедшей на смену аграрной и индустриальной эпохам, остается дискуссионным. Ряд экспертов считает, что экономика знаний существенно отличается от экономики индустриального типа, когда накопление богатства было связано с материальными активами. По мнению других, это всего лишь следующая фаза индустриальной эпохи, благосостояние по-прежнему определяется производственными процессами, а нематериальные активы повышают конкурентоспособность, не более.

Так или иначе, знания - вещь нешуточная, они переворачивают экономическую картину мира. Вот несколько примеров. Всем известна электронная игра "Тетрис". Ее придумал программист Вычислительного центра Академии наук Пажитнов, и она принесла ему лично 15 тыс. долл. Вычислительный центр, продав права на распространение игры фирме "Nimtanda". получил 4 млн долл., фирма же - свыше 1 млрд. долл. Другой пример - знаменитая фирма "Microsoft". Ее рыночная стоимость оценивается и 350-400 млрд. долл., стоимость по прибыли 50-70 млрд., a бухгалтерская стоимость всего 5 10 млрд. Россия только еще вступает в эту область, но и у нас ecть примеры высокотехнологичного бизнеса, в капитализации которого доля знаний преобладает. Рыночная стоимость российской фирмы "Paragraph International" составляет 40 млн. долл. при бухгалтерской стоимости 1 млн. долл.

ИЗМЕРЕНИЕ ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ

Наука, исследующая экономику знании, пере живает период накопления информации, постепенно переходя к первичнои ее обработке. Проблема состоит в отборе и правильной систематизации огромного объема данных.

Измерение знаний - методологически очень тонкая вещь, поскольку знания - это продукт, с одной стороны, частный, который можно присваивать, а с другой - общественный, принадлежащий всем. Поэтому сложились два подхода к измерению знаний: по затратам на их производство и по рыночной стоимости проданных знаний. Затраты включают расходы на исследования и разработки, на высшее образование, на программное обеспечение. По этому показателю Россия очень существенно отстает от США и стран OECD.

Как известно, на настоящем этапе развития человеческой цивилизации в качестве интегрального показателя экономического развития чаще всего используется показатель валового внутреннего продукта (ВВП). В его основе - идея о том, что нужный продукт - это тот, который кем-то куплен. Цена, по которой продукт куплен, является истинной оценкой его полезности. Акт купли-продажи принципиален. ВВП показывает, сколько нужных обществу продуктов произведено за определенный промежуток времени.

Однако этот подход дает сбой на продуктах. которые называются общественными (публичными) благами, поскольку они потребляются бесплатно или по ценам, не соответствующим их реальной ценности для человека. Поэтому производство и потребление общественных благ отражается в ВВП (и системе национальных счетов) не по акту покупки, а по произведенным затратам, что коренным образом противоречит идее, заложенной в основу измерения результатов экономической деятельности.

Знания, по крайней мере значительная их часть, являются общественным благом. Измерение их ценности, исходя из затрат, дает искаженную картину: затраты государства на науку отнюдь не есть стоимость произведенных знаний. Значит, нужно научиться измерять спрос на знания.

Для знания как публичного блага акт признания состоит в его использовании в той или иной форме. Степень его использования может быть разной: обращение к нему, запрос; ознакомление с ним; запоминание, способность его воспроизвести и передать другому; наконец, производство нового знания на базе использованного. Акт потребления знания состоит, как минимум, в осуществлении запроса. Запрос есть проявление интереса, готовность к более детальному "потреблению".

Спрос и только спрос определяет, жить или не жить знанию дальше. Как это, быть может, ни печально, нет ни малейших сомнений в том, что огромное число идей, открытий, изобретений и других произведенных людьми знаний исчезло, по-настоящему не родившись. То же самое можно сказать и о потенциальных гениях человечества.

Эксперименты, проведенные на компьютерной модели, которая имитирует действия участников экономики знаний, показывают, что ее эффективность предполагает соблюдение некоторого оптимального соотношения между всеми категориями действующих лиц. Количество знаний принимается равным числу людей, суммарно потребивших все виды знаний. Таким образом, экономика знаний дает тем больший объем продукции, чем, с одной стороны, больше знаний создано учеными, и, с другой стороны, чем больше людей потребили эти знания. То есть важна и работа ученых, и работа людей, которые доводят знания до конечного потребителя. Каково оптимальное соотношение между ними, может быть установлено экспериментально.

В настоящее время особое внимание начинает уделяться человеческому капиталу, созданию такой инфраструктуры, которая позволила бы использовать накопленные опыт и знания в производстве и потреблении. Соответственно этим задачам, а также для исследования новых процессов и явлений формируется система индикаторов, отражающих уровень развития сектора повышенного спроса на знания и в целом экономики, основанной на знаниях. В качестве положительного примера можно привести предложенную OECD систему индикаторов, которая позволяет сопоставить уровень и динамику развития стран-участниц этой организации. В составе этой системы можно выделить следующие группы индикаторов:

развитие высокотехнологичного сектора экономики, его удельный вес в продукции обрабатывающей промышленности и услугах; инновационная активность;

Размер инвестиций в сектор знаний (общественный и частный), включая расходы на высшее образование, научные исследования и опытно-конструкторские разработки, а также в разработку программного обеспечения (сейчас расходы на эти цели в странах OECD составляют в среднем 4.7% ВВП, а с учетом всех уровней образования - свыше 10%);

Разработка и выпуск информационного и коммуникационного оборудования, программного продукта и услуг (вложения в инфокоммуникационные продукты и технологии возросли с 15% от инвестиций в производство в начале 1980-х годов до 35% в 1999 г., причем инвестиции в программное обеспечение (ПО) составили 25-40% от вклада инфокоммуникационного сектора в рост инвестиций в целом);

Рост численности занятых в сфере науки и высоких технологий (в 1999 г. в странах OECD насчитывалось около 38 млн. человек, 25% трудовых ресурсов, занятых высококвалифицированным трудом в данной сфере);

Объем и структура венчурного капитала, который пока сохраняет роль основного источника финансирования новых высокотехнологичных фирм (его доля во второй половине 1990-х годов составляла 0.21% ВВП в США и 0.16% ВВП в Канаде и Нидерландах);

Участие частного капитала в финансировании НИОКР (в большинстве стран OECD его доля в 1990-е годы возросла, в частности, в странах ЕЭС с 52% до 55%, в США с 57% до 67%);

Структура расходов на НИОКР по стадиям научных исследований (в большинстве стран расходы на фундаментальные исследования возросли по сравнению с 1980 г. как в абсолютном, так и в относительном выражении) и по направлениям (в странах OECD доля расходов на военные НИОКР снизилась, в то время как повысилась доля расходов на НИОКР в области здравоохранения, биотехнологий и инфокоммуникационных технологий);

Межстрановые потоки знаний, а также международное сотрудничество в области науки и инноваций (в середине 1990-х годов в странах OECD 27% научных публикаций были международными);

Усиление кооперации между фирмами, научно-исследовательскими организациями и университетами;

Межстрановый обмен результатами изобретательской деятельности (14% полученных в странах OECD патентов приобретено иностранными резидентами, одновременно страны OECD приобрели около 15% патентов, полученных за рубежом);

Мобильность ученых и инженеров, особенно высокой квалификации, а также студентов, уезжающих учиться в США, Англию, Германию и другие страны (в Англии более 10% студентов - иностранцы);

Увеличение объема финансовых операций, в том числе потоков прямых иностранных инвестиций;

Распространение инфокоммуникационных технологий, широкое использование персональных компьютеров, определяющий вклад инфо-коммуникационного сектора в рост числа рабочих мест и занятости (в 2000 г. в Швеции персональные компьютеры имелись в 60% домохозяйств, в Дании - в 65%; в этих же странах более половины взрослого населения использует Интернет, соответственно, 68% и 62%);

Доля высокотехнологичных отраслей обрабатывающей промышленности и высокотехнологичных услуг (доля валовой добавленной стоимости отраслей высоких технологий высокого и среднего уровня в ВВП в конце 1990-х годов была особенно высокой в Ирландии - свыше 16%, Южной Корее - 12.6%, Германии - 11.7% и Японии -10.7%);

Уровень развития рыночных услуг с повышенным спросом на знания (в странах OECD - около 18% ВВП, а вместе с нерыночными - образованием и здравоохранением - примерно 29%);

Возрастание доли высокотехнологичной продукции в товарообмене между странами, положительное сальдо ведущих стран в торговле высокотехнологичной продукцией;

Ускорение патентования результатов новых разработок и изобретений в области высоких технологий.

Экономику, основанную на знаниях, можно охарактеризовать двумя путями. Во-первых, со стороны входа, то есть на основе оценки общего объема затрат (суммарных инвестиций) на развитие ее базового сектора, в котором вырабатываются и распространяются новые знания; во-вторых, со стороны выхода, то есть оценивая вклад по валовой добавленной стоимости отраслей, которые в основном и потребляют новые знания; здесь возможно рассмотрение нескольких концентрических, постепенно расширяющихся областей: от так называемых высокотехнологичных отраслей высшего уровня (high technologies) или ведущих высоких технологий (leading edge), включающих также отрасли оборонной промышленности, к высоким технологиям среднего уровня (medium high technologies) и затем к сфере высокотехнологичных услуг; при расширенной трактовке сектора повышенного спроса на новые знания и технологии дополнительно учитываются также образование и здравоохранение, а иногда - культура и управление.

Оценка соответствующих показателей позволяет рассчитать следующие наиболее важные индикаторы: уровень поддержки сектора знаний, определяемый относительно мирового уровня или уровня наиболее передовых стран; уровень использования знаний в экономике России, также определяемый относительно мирового уровня или уровня передовых стран; сбалансированность развития экономики знаний. Соотнеся затраты на входе, то есть на научные исследования и образование, и получаемый эффект на выходе, то есть вклад потребителей знаний - отраслей повышенного спроса на знания в ВВП, можно оценить сбалансированность развития экономики знаний. Показатель сбалансированности должен находиться в определенных границах: не быть чрезмерно низким (в этом случае затраты на производство и распространение знаний неэффективны) или слишком высоким (последнее свидетельствует о том, что в стране либо не развита сфера НИОКР и образования, либо не выделяются ресурсы на их развитие, а накопленный ранее научный потенциал эксплуатируется, что сейчас наблюдается в России). Соотношение между показателями различного уровня на выходе позволяет оценить внутреннюю сбалансированность сектора отраслей повышенного спроса на знания.

Рассмотрим оценки конкретных показателей. Переход к экономике, основанной на знаниях, сопряжен с ростом суммарных инвестиций в соответствующий сектор. Как уже было сказано, в настоящее время объем финансирования этой сферы рассчитывается как сумма расходов на НИОКР, высшее образование (из частных и государственных источников) и программное обеспечение. Однако при прямом суммировании этих трех составляющих оценка завышается из-за двойного счета: расходы на ПО включаются в расходы на НИОКР и образование, а расходы на НИОКР и образование взаимно перекрываются. Поэтому обычно часть расходов на ПО рассматривается не как инвестиции, а как потребление (покупка пакетов ПО домохозяйствами и оперативными службами на фирмах) и исключается вместе с расходами на ПО при проведении НИОКР из общих расходов на программную продукцию (расходы на ПО в образовании не выделяются из-за трудности их оценки).

В применении к России, где исследования сектора знаний только начинаются и где они затруднены из-за сложностей переходного периода и ослабления системы государственной отчетности, могут использоваться некорректированные, несколько завышенные оценки. Пока вследствие широкого распространения импортного программного обеспечения, как правило, "пиратской продукции", ошибки, по-видимому, не очень велики.

Сопоставление данных о затратах на входе сектора знаний в странах OECD и России для двух вариантов выбора отраслей (только высшее образование и все уровни образования) показывает, что относительно ВВП у нас выделяется в первом случае в 3 раза, а во втором в 2.1 раза меньше ресурсов, чем в среднем в указанных странах (табл. 1). В сравнении с США, Швецией, Южной Кореей Россия проигрывает еще больше.

Как следует из данных таблицы 2, в конце 1990-х годов наиболее высокой доля добавленной стоимости высокотехнологичных отраслей высшего и среднего уровня в ВВП была в Германии (11.7%) и Швейцарии (11.5%), с учетом телекоммуникации, финансовых, страховых и деловых услуг, включая НИОКР, - в Германии (31.0%), США (30.0%), Великобритании (28.1%), наконец, с учетом образования и здравоохранения суммарная доля валовой добавленной стоимости в ВВП может превысить 40%. Таким образом, по использованию знаний Европа опережает США. Что касается России, то следует обратить внимание на тот факт, что, несмотря на значительный спад в промышленности, ситуация в области высоких технологий заметно лучше, чем по более широкому кругу отраслей.

Наконец, расчет показателей сбалансированности развития экономики знаний, а также внутренней сбалансированности сектора отраслей повышенного спроса на знания свидетельствует, что здесь Россия существенно отстает от развитых стран и близка по уровню к Мексике: сектор высокотехнологичных, финансовых и других видов услуг развит слабо, затраты на НИОКР низки. В среднем показатели внутренней сбалансированности для России хуже, чем у наиболее развитых стран примерно на 30%.

Соотношение между показателями на входе и выходе подтверждает, что в настоящее время в стране недооценен труд занятых в науке и образовании, финансирование этих отраслей приближается к уровню стран с невысоким научно-техническим и образовательным потенциалом.

ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ

Экономика знаний имеет три принципиальные особенности. Первая - дискретность знания как продукта. Конкретное знание либо создано, либо нет. Не может быть знания наполовину или на одну треть. Вторая особенность состоит в том, что знания, подобно другим общественным (публичным) благам, будучи созданными, доступны всем без исключения. И, наконец, третья особенность знания: по своей природе это информационный продукт, а информация после того, как ее потребили, не исчезает, как обычный материальный продукт.

Свойство дискретности знания вызывало сомнения, что в применении к нему рыночный механизм может быть столь же эффективным, как в случае с традиционными продуктами. Недавние работы показывают, что основные результаты, полученные для делимых продуктов, при достаточно общих и реалистичных условиях оказываются верными также и для дискретных продуктов типа знаний или крупных инвестиционных проектов.

Вторая и третья особенности имеют своим следствием то, что в рыночной экономике распространители знаний оказываются в своеобразном, в некотором смысле монопольном, положении. Какую бы цену они ни назначили на свой продукт, невозможно продать максимальное количество "копий знания". Стремление же продать побольше вполне естественно, тем более что копия практически ничего не стоит (затраты на копирование чрезвычайно малы). Если назначить высокую цену, покупателей будет мало. При низкой цене покупателей будет много, но выручка может оказаться меньше, чем при высокой цене. В ряде работ показано, что в экономике знаний традиционный рыночный механизм не приводит к эффективным состояниям. Эффективность достигается тогда, когда используются так называемые дискриминационные цены, то есть цены, рассчитанные на конкретного потребителя (категорию потребителей).

Использование дискриминационных цен требует большего профессионализма, чем использование обычных цен. Дискриминацию надо уметь правильно вводить. Опыт рыночного предоставления продуктов типа знаний и информации постепенно накапливается в разных странах применительно к разным типам продуктов. Особенно распространены дискриминационные цены на рынке статистической информации и программного обеспечения. Замечу, что в традиционной экономике дискриминационные цены осуждались (Дж. Робинсон) и даже законодательно запрещались, поскольку они являются способом получения сверхприбылей монополиями.

Как известно, на стандартном совершенном рынке конкуренция приводит к снижению цен до предельных издержек. На рынке знаний цены выше предельных издержек. Ценообразование на рынке компьютерных программ демонстрирует, насколько тонким может быть этот механизм. Продавец программ, стараясь получить максимальную прибыль, вынужден обеспечивать своей продукцией максимальное число пользователей. Система дискриминации по времени покупки, по юридическому статусу покупателя (коммерческая фирма, правительственная структура, университет, церковь), усложнение самого продукта (версии программы, система upgrade, подписка, пакетное обслуживание) в конечном счете приводят к максимальному удовлетворению потребностей в знаниях и информации. При этом еще и решается проблема качественного предоставления товара, то есть экономическим методом искореняется распространение пиратских копий. Впрочем, вопрос о пиратских копиях остается спорным. Некоторые потребители предпочитают менее качественные, но дешевые копии. Существование нелегального бизнеса по продаже пиратских копий объективно приводит к более широкому распространению знаний и информации, тем самым к лучшему удовлетворению потребительского спроса. Видимо, развитие данного рынка пока находится на той стадии, когда наличие нелегального сектора является позитивным. В процессе совершенствования рынка этот сектор будет сокращаться и в перспективе сойдет на нет, поскольку его функционирование станет неэффективным.

Чрезвычайно широким и одновременно тонким инструментом регулирования отношений собственности в сфере так называемых неосязаемых (intangible) благ, к которым относятся знания, является авторское право. Наряду с регулируемым законодательно, действует и так называемое неформальное авторское право. Мировое научное сообщество пристально следит за тем, чтобы оно не нарушалось.

Воровство научных результатов строго осуждается, в какой бы завуалированной форме оно ни осуществлялось. В таком контексте авторское право тесно связано с понятием репутации. Репутация в научной сфере в чем-то сродни производственной мощности предприятия, хотя, конечно, является более сложным и многоаспектным понятием. Репутация получает рыночную оценку, в частности, в форме уровня заработной платы ученого, а также спроса на его труд.

Перечисленные особенности экономики знаний обусловливают ее существенные отличия от стандартной рыночной экономики по действующим закономерностям и механизмам. И это затрудняет построение теории.

Важное обстоятельство: экономика знаний - неразделимая триада рынков - рынка знаний, рынка услуг и рынка труда. Их нельзя рассматривать изолированно, настолько тесно они друг с другом взаимодействуют, из чего вытекает много следствий и что должно быть осознано людьми, которые принимают решения в данной области.

Сейчас готовится Указ Президента РФ об охране интеллектуальной собственности. Надо сказать, что Президент прямо указал на необходимость рассмотрения всей проблемы в комплексе. Однако сейчас большим препятствием является взаимодействие правительственных органов: надо, чтобы в унисон работали и Минпромнауки, и Минюст, и Минтруда, и Академия наук, и даже МВД.

В данном контексте нельзя не упомянуть о так называемом неотделимом, или неявном, знании (tacit knowledge). Это очень тонкое понятие: речь идет о том знании, которое невозможно отделить от его носителя - индивида или научного, конструкторского, производственного коллектива. Есть мнение, что доля накопленного неотделимого знания у россиян выше, чем у представителей других стран, и это может стать нашим конкурентным преимуществом. Но коллективы легко уничтожить. И сейчас мы являемся свидетелями того, как разрушаются выдающиеся коллективы, которые создавали, например, крупные системы вооружений. Тем самым разрушается неотделимое знание, которое потенциально стоит миллиарды долларов.

УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ

В современном обществе нужно достигнуть понимания того, что сектор знаний есть машина по решению проблем. Поток проблем разнообразен и интенсивен, поэтому организация сектора знаний, отвечающая этому вызову, должна быть гибкой, динамичной, быть именно экономикой. Но тогда нужен особый тип специалиста, так называемый инновационный менеджер. Он должен нутром чувствовать прорывное направление.

Уже есть люди, которые становятся миллионерами, даже миллиардерами, работая в этой сфере, но пока не у нас. У нас эта профессия только зарождается.

В качестве примера прорывного направления можно привести фуллерены. Хотя Нобелевская премия присуждена не нам, но 7% мирового потока публикаций в области фуллеренов - российские, причем основной вклад вносит Академия наук. Данное направление сулит очень много. Но нужны инновационные менеджеры, которые знают, как превращать фундаментальное знание в деньги.

Следует, однако, учитывать, что эпохе экономики, основанной на знаниях, соответствует иная, по сравнению с привычной, социальная структур ра. Мы привыкли к разделению труда между производителями и потребителями знания при участии посредника. Сейчас возникает новая система, в которой потребитель знания участвует в его создании. Рынок продуктов (знаний) заменяется рынком услуг. А это предполагает иную институциональную среду, создание вокруг крупных компаний многочисленных мелких инновационных фирм, которые получают заказы от "материнской" компании. Так действует большинство американских гигантов, например "Дженерал моторе", вкладывающий десятки миллиардов долларов в исследования и разработки.

В России, к сожалению, этого пока нет. Крупнейшие российские компании должны быть игроками в экономике знаний, создавать новую среду, симбиоз производства и потребления знаний. Тем самым будет обеспечиваться спрос на знания. И здесь принципиальна роль государства. Без участия государства спрос на знания организовать не удастся.

Учитывая эту нарождающуюся новую ситуацию, определенные выводы для себя должна сделать и Российская академия наук. Ведь можно рассматривать нашу академию как своего рода крупную компанию. Ее тоже следует окружить мелкими инновационными фирмами, которые создадут спрос. Необходимы и новые формы менеджмента в институтах, назрело разделение функций директора на функции научного руководителя и исполнительного директора, как это принято во многих западных странах, организация отделов, которые занимались бы зарабатыванием денег.

Гигантским рыночным ресурсом Академии наук является ее репутация. Представители власти, которые ее финансируют, должны это понимать. В экономике знаний оплата репутации - уже аксиома.

* * * В заключение хотел бы сказать о главных уроках становления экономики, базирующейся на знаниях, для России. Прежде всего это необходимость изменения массового сознания. Нужно убеждать людей, что богатство в мозгах, а не в недрах. Хотя в нашем народе очень сильна уверенность в том, что мы богатая страна, потому что у нас полно нефти, газа, пресной воды, наконец. Надо разъяснять, что мы не будем жить достойно, пока не научимся продавать знания.

экономика знание инновация

Экономика знаний - высший этап развития постиндустриальной экономики и инновационной экономики. Часто термин экономика знаний используют как синоним инновационной экономики. Однако экономика знаний - высший этап развития инновационной экономики. И является базой, фундаментом общества знаний или информационного общества. Главным фактором формирования и развития экономики знаний является человеческий капитал Человеческий капитал -- совокупность знаний, умений, навыков, использующихся для удовлетворения многообразных потребностей человека и общества в целом.

Термин "экономика знаний" был введен в научный оборот австроамериканским ученым Фрицем Махлупом (1962) ,который обосновал значимость влияния их создания на развитие производственной деятельности экономических агентов. В дальнейшем И. Нонака обосновал подходы к оценке эффективности деятельности по производству новых знаний. В частности, в качестве основного критерия оценки производственной эффективности, он выделяет способность хозяйствующего субъекта преобразовывать неформализованные знания в формализованные . Необходимо отметить, что И. Нонака не предлагал методов оценки эффективности внедрения новых знаний в деятельность хозяйствующих субъектов.

Сейчас этот термин, наряду с термином "экономика, базирующаяся на знаниях", используется для определения типа экономики, в которой знания играют решающую роль, а производство знаний является источником роста. Широко применяемые понятия "инновационная экономика", "высокотехнологическая цивилизация", "общество знаний", "информационное общество" близки понятию "экономика знаний".

Стремительное развитие современных рыночных отношений, формирование позитивных тенденций экономического роста и благополучного качества жизни населения основаны на всестороннем применении достижений экономики, построенной на знаниях.

Мировая экономика начала XXI века характеризуется становлением общества знаний - «новой экономики», в которой ключевое значение приобретают такие факторы развития, как умственная сила людей и технологии, обеспечивающие многократное ее возрастание. Человечество приближается к переходу в инновационную фазу развития. Отличительной ее особенностью и фундаментальной основой является повышенное внимание к знаниям, как к непосредственной производительной силе и главному производственному ресурсу. Закономерна и актуальна проблематика эффективности использования накопленных человечеством знаний, стимулов и условий значительного расширения спроса на новые технологии, а также влияния «новой экономики» на социальную и экономическую действительность.

Необходимо отметить, что длительный период времени, начиная с А. Маршалла и до середины ХХ века, видные ученые-экономисты, отводя важную роль использованию новых знаний в экономической деятельности экономических субъектов, рассматривали только один вид знаний - формализованное знание, необходимое в производственных процессах. Таким образом, до 60-х гг. ХХ века в мировой научной мысли отсутствовали попытки классификации знаний. Недостаточное внимание экономической науки к проблематике понятия знаний было обусловлено общими тенденциями развития экономических отношений и производственных процессов. Интенсивное внедрение новых знаний в производственные процессы хозяйствующих субъектов началось лишь в 60-е гг. ХХ века. Именно в этот период в странах с развитой экономикой начали предприниматься попытки учета фактора новых знаний при анализе процессов развития, что и послужило началом становления экономики, основанной на знаниях.

Основные этапы становления экономики знаний приведены на схеме (рис.1.)

Рис 1.Основные этапы становлении экономики знаний.

Современная "экономика знания" базируется на четырех столпах: образовании (только образованное и хорошо обученное население способно эффективно разрабатывать и использовать все новое), информационной инфраструктуре (средства связи, обмена данными и пр.), правилах игры в сфере экономики (позволяет адаптировать новые технологии и идеи, поддерживает инвестиции в науку и пр.) и наличие "инновационной системы" - развитой сети университетов, лабораторий, научных центров и пр.

Год от года мир становится образованней. По оценкам ООН, за прошедшие десятилетия мир добился значительных успехов в борьбе с неграмотностью. Если в 1960 году 36% населения мира не имело даже базового образования, то к 2000 году их число уменьшилось до 25%, несмотря на то, что население мира за этот же период времени выросло вдвое (с 3 млрд. до 6 млрд.). В индустриально развитых странах неграмотные составляют не более 1-2%. По данным Организации Экономического Сотрудничества и РазвитияOrganization for Economic Cooperation and Development, все больше людей получают высшее образование. В среднем, 32% трудоспособных людей (оценивалась возрастная категория 25-65 лет) ныне имеют законченное высшее образование. Наиболее значительна доля людей с высшим образованием в Канаде (43%), США (38%) и Японии (36%), наименее - в Мексике (6%), Турции и Португалии (по 9%).

Понятие «экономика знаний» или «экономика, основанная на знаниях» выражает способ производства материальных благ, который приобретает важное значение с переходом в новое тысячелетие.

В статье определены основные проблемы экономики знаний в современной России. Уточнено понятие «экономика знаний», выявлены характерные черты, особенности, а также предложены пути ее развития

Ключевые слова: ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ, ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ, ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ, НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТРЕНД РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ

Современная отечественная экономика находится в новом качественном состоянии, которое связано с изменением условий хозяйствования, обусловленного: внедрением новых, высокого уровня технологий в производство, расширением информационного пространства, мобильностью капитала, повышенным значением креативного, творческого труда, возрастанием роли теоретических знаний. Тип экономики, в которой знания и информация становятся главными факторами производства, можно определить как экономику знаний. В теоретических и практических аспектах, как целостная концепция, экономика знаний находится в процессе динамичного развития, и, в зависимости от происходящих политических и экономических процессов, приобретает определенные черты и особенности, поэтому, представляется необходимым в данной работе выявить и уточнить основные черты, характерные особенности и основные тренды ее развития в современной России.

Углубленное исследование экономики знаний требует выявления главных предпосылок ее формирования. В современной экономике знание наряду с информацией превращается в фактор производства. Обладателям необходимых обществу знаний, креативного мышления и информации, как ресурса данные факторы производства приносят доход, мультипликативным эффектом которого можно назвать повышение интеллектуально-творческого потенциала общества при активном использовании новых ИКТ-технологий на рынках услуг и информации.

Кроме того, главными предпосылками экономики знаний можно назвать: повышение значимости интеллектуального капитала и инвестиций в системе образования и подготовки кадров; превращение инноваций в основной источник экономического роста и конкурентоспособности предприятий, регионов и национальных экономик .

Выявим отличительные черты современной экономики знаний. В монографии «Микроэкономика знаний» ученые-экономисты Г.Б. Клейнер и В.Л. Макаров выделяют значимые черты экономики знаний : знание становится полноценным товаром; любой товар несет в себе уникальные знания; знание становится одним из основных факторов производства наряду с уже известными факторами, такими как: земля, труд, капитал.

Обобщая главные предпосылки формирования экономики знаний и ее отличительные черты можно определить, что в постиндустриальной экономике происходит активное развитие нематериальной сферы хозяйственной деятельности, а современная российская экономика имеет тенденцию к позиционированию себя как экономика знаний. Для подтверждения этого исследуем концептуальные подходы к определению понятия «экономика знаний».

Сущностные характеристики понятия «экономика знаний» можно определить как результат эволюции постиндустриальной экономики и рассматривать как инновационную модель производства в виде взаимодополняемости информационно-коммуникативных технологий, человеческого капитала и креативного потенциала фирм с участием социальных сетей, дополняющих и в ряде случаев заменяющих традиционные типы организации рынка. Согласно данному подходу экономика знаний представляет синтез фундаментальных характеристик различных теорий развития экономики, к ним относится:

  • -увеличение в структуре национального производства доли сферы услуг, которая в большинстве стран уверено доминирует в процентном соотношении над сферой производства (постиндустриальная экономика);
  • -информация является фактором производства, а информационные технологии создают необходимую инфраструктуру для обработки и передачи информационных потоков делового, финансового и личного назначения (информационная экономика);
  • -знания являются источником для генерации нововведений во всех сферах национального хозяйства и отвечают непрерывно и динамично изменяющимся потребностям (инновационная экономика) .

В этом же направлении проводит свои исследования экономист Е.А. Ярушкина, которая считает, что более высокая по сравнению с прежними периодами эффективность различного уровня экономических организаций обеспечивается наличием и функционированием специфической системы генерации, освоения и распространения новых знаний, рыночное признание которых фиксируется в понятии инновационной деятельности. Распространение компьютерных систем формирует технологическую основу системы управления знаниями, требующую инженерных и менеджерских усилий с целью оценки спроса на знания и реализации коммерческого применения знаний .

Для всестороннего исследования понятия «экономика знаний» обратимся к исследованию выбранной тематики с позиций некоторых других методологических подходов.

Первый подход акцентирует главное внимание на роли ведущего ресурса в сфере производства, что свидетельствует о переходе хозяйства материального типа к организации общества, основанному на создании и последующем применении знаний . Фокусируясь на особенностях производства и потребления знаний в полезной деятельности людей, экономика знаний дает возможность превращать знания в доход не только в отраслях, непосредственно связанных с высокими технологиями .

Второй подход раскрывает сущность экономики знаний с точки зрения критерия эффективности. Экономист-ученый Л.М. Гохберг связывает экономику знаний с интенсивным использованием знаний для ускорения экономического роста . Экономисты М.В.Федоров и Э.В. Пешина отождествляют знания с источниками конкурентоспособности .

Третий подход связан с изменениями, произошедшими в трудовой деятельности общества. В рамках этого направления экономика знаний понимается как экономика «человека творческого с открытым сознанием», а также как специфическая сфера человеческой деятельности . В рамках этой экономики происходит процесс воспроизводства знаний, необходимый человеку для решения фундаментальных и прикладных задач.

Эксперты Организации экономического сотрудничества и развития, понимают под экономикой знаний - экономику, основанную на производстве, обновлении, циркуляции, распределении и применении знаний. Человеческий капитал становится определяющим фактором возникновения и развития экономики знаний .

Понятие «экономика знаний» в настоящее время используется для характеристики типа экономики, в которой знания играют решающую роль в создании общественного богатства и являются важнейшим фактором экономического роста и конкурентоспособности .

Учитывая выше изложенное, дадим авторское определение понятию «экономика знаний» - это очередная стадия общественного развития, ресурсом и фактором производства которого является знание, преобразующееся в воспроизводственном процессе в товар и услуги, присутствующее в каждом виде деятельности индивида и являющаяся человеческим капиталом в информационной и инновационной экономике.

В современной России в рамках хозяйственной деятельности общества экономика знаний динамично активизируется в своем тренде развития. Спецификой российской модели экономики знаний является возрастание роли знания, объединяющего в рамках новых коммерциализированных отношений образование, науку и производство, с активным поощрением государства и бизнеса спроса на науку и знания в рыночном понимании, то есть как оплаченного интереса потребителя. Кроме того, как российские, так и западные ученые считают, что в настоящее время кардинально новым является кодификация теоретического знания и его ключевая роль в инновациях, как в сфере создания новых знаний, так и в сфере производства товаров и услуг .

Обратим внимание, что для современной экономики знаний присущи сетевой и глобальный характер ее структуры. С появлением и распространением технологий, использующих сеть Интернет, бизнес становится сетевым. Исследователями доказано, что при прочих равных условиях такие сети уменьшают транзакционные издержки, а потому их развитие представляется весьма целесообразным для совершенствования организации экономической деятельности на всех ее уровнях . В современной экономике знаний ресурсы также имеют сетевую природу, вспомним электронную почту, мобильные телефоны, но основной ресурс экономики знаний - это человеческий капитал, который является результатом затрат общества на образование, здравоохранение, физическую культуру и т.д. Вложение инвестиций в человеческий капитал имеют долгосрочный характер, поэтому значение их для национальной экономики огромно, что осознано в полной мере высокоразвитыми странами, где затраты на социальные нужды достигают 30 % ВВП .

Один из важных аспектов развития человеческого капитала - образование. Оно предоставляет услуги в виде обучения, его товар - образовательные услуги. Современная российская система образования формируется в рамках экономической, политической и административной структур, характерных для России. В ряде статей ученых Бутаковой М.М. и Соколовой О.Н. выделены наиболее значимые характеристики и тенденции развития системы высшего образования Российской Федерации:

  • -изменение направления тренда, характеризующего развитие высшего образования; экономика знание образование россия
  • -сохранение высокой привлекательности высшего образования для населения и соответственно высокой доли студентов в общей численности населения;
  • -развитие рынка услуг высшего образования при сохранении доминирующих позиций государственных вузов;
  • -переход на уровневую систему подготовки;
  • -активное использование целевого подхода со стороны государства к финансированию образовательных учреждений;
  • -институциональные изменения в системе высшего образования;
  • -изменение технологий обучения;
  • -ориентация образовательных программ на требования рынка труда .

Добавим также, что непрерывное образование и способность к переквалификации - неотъемлемая часть сохранения социального статуса личности . Изменения экономической и социальной сфер общества в условиях роста значимости знания неизбежно ведут к трансформации института высшего образования. Эта трансформация стала следствием целого ряда факторов, среди которых можно отметить рост спроса на высшее образование, глобализацию, изменение функций знаний, использование современных информационных технологий и развитие дистанционного образования. Центральное место теоретического знания напрямую связано с четвертой отличительной особенностью экономики: ее инновационным характером .

В качестве немаловажной особенности формирующейся национальной экономики знаний можно выделить тенденцию устойчивого долгосрочного развития, под которым подразумевается становление рациональных, прогрессивных пропорций в экономике, служащих нуждам индивида. Этот новый тип развития, по аналогии с теорией ноосферы русского ученого В.И. Вернадского, можно назвать ноосферным, понимая под этим разумно управляемое соразвитие человека, общества и природы, при котором удовлетворение жизненных потребностей людей осуществляется без ущерба для интересов конкретных людей, природы и будущих поколений .

В современной экономике России с развитием единого информационного пространства экономические и политические границы становятся транспарентными, а экономика отличается доминирующим значением креативного, творческого труда в производстве благ и характеризуется такими чертами, как: приоритет информации и знаний по сравнению с другими ресурсами; преобладание творческой деятельности; развитие информационной экономики; производство, ориентированное на индивидуального клиента; конкуренция в условиях глобального рынка; высокотехнологичные и информационные технологии, приобретающие глобальный характер, охватывают все сферы социальной деятельности человека; свободный доступ общества к информационным ресурсам; высокий темп изменений в социальной среде .

Обобщая вышеизложенное, можно определить основные направления национального тренда развития экономики знаний.

  • 1. Устойчивое и эффективное развитие наукоемкого сектора, где главной отличительной особенностью отраслей, занимающихся производством и распространением знаний, а также отраслей, предъявляющих повышенный спрос на знания, является высокий удельный вес добавленных стоимостей в производимых товарах и услугах. Учитывая, что в ведущих отраслях промышленности развитых стран добавленная стоимость составляет значительную долю в произведенной продукции и услугах, можно утверждать, что развитие наукоемких отраслей экономики в России окажет положительное влияние как на развитие экономики знаний, так и на экономическое благополучие общества в целом.
  • 2. В последние годы ситуация в России в плане воспроизводства человеческого капитала имеет положительную динамику, однако расходы на науку все еще не достигли необходимого уровня, или финансирование производится преимущественно в крупных научных центрах. Этот фактор является одной из главных причин отсутствия стимулов у российской молодежи для работы в этих основных секторах экономики, ориентированной на знания. Недостаточный объем финансирования исследований приводит к усугублению проблемы преемственности знаний. Происходит значительное обесценение человеческого капитала, представленного в виде опыта и знаний ученых, инженеров и специалистов. Без принятия адекватных мер в данных сферах в ближайшее время существует возможность сокращения научно-технического потенциала страны.
  • 3. На данном этапе формирования экономики знании в России необходимо уйти от модели развития экономики с сырьевой направленностью, предпринять адекватные меры на устранение препятствий, тормозящих становление экономики знаний и пойти по модели развития с инновационной направленностью с повышенным вниманием на науку и человеческий капитал. Согласно этой модели, в стране необходимо развивать сферу науки, увеличить ее финансирование, сделать науку привлекательной для инвестирования со стороны бизнеса и иностранных инвесторов, и всячески поддерживать деятелей науки, создав нормативно-правовую базу, направленную на эффективную защиту их интересов и др.
  • 4. Приоритетные направления исследований и разработок должны стимулироваться в соответствии с принципами, которые используются в наиболее развитых странах мира. Эти принципы должны основываться на изменении удельного веса, выделяемых финансовых ресурсов, а не абсолютных объемов, что необходимо для сохранения и увеличения научного потенциала на неприоритетных в данных направлениях, но необходимых для развития научной среды в стране. Все перечисленные меры должны учитывать долгосрочные тенденции развития сферы исследований и разработок. На рисунке 1 представлена российская модель развития экономики знаний.

Современная Россия, из-за возникших внешних неблагоприятных политических и экономических факторов имеет и успешно решает целый ряд возникающих проблем. К современным проблемам можно отнести: введение экономических санкций со стороны стран Евросоюза и США, падение цен на нефть, падение курса рубля, повышение уровня инфляции. Происходят структурные сдвиги в экономике, меняется национальный менталитет общества, экономика знаний приобретает новые черты.

Рис. 1

Эти тенденции в основном проявляются в экономическом развитии целого ряда наукоемких отраслей машиностроения, таких как электротехническая промышленность, приборостроение и оборонно-промышленного комплекса, занимающегося производством военной и гражданской продукции. Накопленный за последнее время объем научно-технического потенциала позволяет рассчитывать на то, что при правильной экономической, промышленной и научно-технической политике правительства развитие экономики знаний может быть значительно ускорено.

Таким образом, в процессе исследования были сделаны следующие выводы.

Обобщены главные предпосылки формирования экономики знаний и ее отличительные черты. Определено, что в современной постиндустриальной экономике происходит активное развитие нематериальной сферы хозяйственной деятельности, т.е. современная российская экономика имеет тенденцию к позиционированию себя как экономика знаний. В исследовании применен ряд концептуальных подходов, а также синтез фундаментальных характеристик различных теорий развития экономики в тренде экономики знаний.

В первом подходе экономика знаний рассматривается как хозяйство, в котором знания становятся определяющим фактором производства во всех отраслях экономики. Второй подход раскрывает сущность экономики знаний с точки зрения критерия эффективности. Экономика знаний связывается с интенсивным использованием знаний для ускорения экономического роста, а знания отождествляют с источником конкурентоспособности. В рамках третьего подхода экономика знаний понимается как экономика человека творческого с открытым сознанием, а также как специфическая сфера человеческой деятельности. В рамках этой экономики происходит процесс воспроизводства знаний, необходимый человеку для решения фундаментальных и прикладных задач.

В работе сформулировано авторское определение понятия «экономика знаний» - это очередная стадия общественного развития, ресурсом и фактором производства которого является знание, преобразующееся в воспроизводственном процессе в товары и услуги, присутствующее в каждом виде деятельности индивида и являющееся человеческим капиталом в информационной и инновационной экономиках.

Предложена российская модель развития экономики знаний.

Уточнены сущностные характеристики понятия «экономика знаний»: это результат эволюции постиндустриальной экономики в виде инновационной модели производства с применением информационно-коммуникативных технологий, человеческого капитала и креативного потенциала фирм с участием социальных сетей, дополняющих и в ряде случаев заменяющих традиционные типы организации рынка. Согласно данному подходу экономика знаний представляет синтез фундаментальных характеристик, различных теорий развития экономики.

Определены специфические пути развития экономика знаний в современной России в рамках хозяйственной деятельности общества:

  • -кодификация теоретического знания и его ключевая роль в инновациях, как в сфере создания новых знаний, так и в сфере производства товаров и услуг;
  • -сетевой и глобальный характер экономики знаний, ее структуры и логики взаимодействия хозяйствующих субъектов, функционирующих в ней;
  • -образование, предоставляющее услуги в виде обучения, т.е. его товар - образовательные услуги, способность к переквалификации, непрерывному образованию, являющееся неотъемлемой частью сохранения социального статуса личности;
  • -развитие единого информационного пространства, экономические и политические границы становятся более прозрачными, а экономика отличается доминирующим значением творческого труда в производстве благ;
  • -развитие наукоемких отраслей экономики в России оказывает положительное влияние на развитие экономики знаний и на экономическое благополучие страны.

Выявлен современный тренд развития российской экономики знаний:

  • 1. Устойчивое и эффективное развитие наукоемкого сектора, где главной отличительной особенностью отраслей, занимающихся производством и распространением знаний, а также отраслей, предъявляющих повышенный спрос на знания, является высокий удельный вес добавленных стоимостей в производимых товарах и услугах.
  • 2. Обеспечение достаточного объема финансирования исследований. Происходит значительное обесценение человеческого капитала, представленного в виде опыта и знаний ученых, инженеров и специалистов. Без принятия адекватных мер в данных сферах в ближайшее время существует возможность сокращения научно-технического потенциала страны.
  • 3. Развитие сферы науки, увеличение ее финансирования. Необходимость сделать науку привлекательной для инвестирования со стороны бизнеса и иностранных инвесторов, и всячески поддерживать деятелей науки, создав нормативно-правовую базу, направленную на эффективную защиту их интересов и др.
  • 4. Приоритетные направления исследований и разработок имеют тенденцию стимулирования в соответствии с принципами, которые используются в наиболее развитых странах мира. Эти принципы должны основываться на изменении удельного веса, выделяемых финансовых ресурсов, а не абсолютных объемов, что необходимо для сохранения и увеличения научного потенциала на неприоритетных, но необходимых для развития научной среды в стране.

Определено, что в последнее время в России наблюдается позитивная динамика в развитии экономики знаний. Эти тенденции в основном проявляются в росте экономики целого ряда наукоемких отраслей машиностроения, таких как электротехническая промышленность, приборостроение и оборонно-промышленного комплекса, занимающегося производством военной и гражданской продукции и т.д. Накопленный за последнее время объем научно-технического потенциала позволяет рассчитывать на то, что при правильной экономической, промышленной и научно-технической политике правительства развитие экономики знаний может быть значительно ускорено.

Литература

  • 1. Мильнер Б.З. Управление интеллектуальными ресурсами / Б.З. Мильнер. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://institutiones.com/gener al /1072-upravlen ie-in tel lektualn im iresursami.html. Загл. с экрана.
  • 2. Клейнер Г. Микроэкономика знаний и мифы современной теории / Г. Клейнер // Высшее образование в России. 2006. № 9. С. 32-37.
  • 3. Мамедов О.Ю. Что обнаружил научный анализ «экономики знания»?// Вопросы регулирования экономики. 2012. Т. 3. №2. С. 9.
  • 4. Ярушкина Е.А. Сфера образования как первое подразделение экономики знаний// Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. 2012. №4. С. 26.
  • 5. Гоженко К.Н. Теоретические характеристики экономики знания/ /К.Н.Гоженко/ Terra Economicus. 2011. Т. 9. №4-3. С. 11.
  • 6. Бариленко В.И. Роль повышения качества образовательных услуг вузов и научных организаций в развитии экономики, основанной на знаниях /В.И.Бариленко// Сибирская финансовая школа. 2012. №6. С. 42.
  • 7. Гохберг Л.М. Национальная инновационная система России в условиях «новой экономики» /Л.М.Гохберг// Вопросы экономики. 2003. №3. С 11.
  • 8. Федоров М.В., Пешина Э.В. Пентаспираль- концепция производства знаний винновационной экономике /М.В.Федоров, Э.В.Пешина// Управленец. 2012. №3-4. С. 4.
  • 9. Ермолов Ю.А. Современные факторы трансформации процесса труда вусловиях формирования экономики знаний// Социально-экономические явления ипроцессы. 2011. №8. С. 77.
  • 10. Унтура, Г. А. Экономика знаний как определяющий элемент новой экономики региона / Г. А. Унтура, А. В. Евсеенко // Регион: Экономика и Социология. 2007. № 1. С. 154-168.
  • 11. Экономика знаний: коллективная монография / Отв. ред. д-р экон. наук, проф. В. П. Колесов. М.: ИНФРА-М, 2008. 432 с. (с. 8).
  • 12. Ченцова М.В. Концепция экономики знаний как новое направление формирования современной экономической парадигмы / М.В. Ченцова // Вестник Финансовой академии. 2008. №2. С. 118-126.
  • 13. Костюк В.Н. Специфика экономики, основанной на знаниях / В.Н. Костюк // Общественные науки и современность. 2004. № 4. С. 36-48.
  • 14. Степанова Т.Е. Закон реконфигурации знаний / Т.Е. Степанова // Креативная экономика. 2007. № 3. С. 36-44.
  • 15. Бутакова М.М., Соколова О.Н. Высшее профессиональное образование в инновационно ориентированной экономике // Известия Алтайского государственного университета. 2012. №2-2 (74). С. 281-286.
  • 16. Бутакова М.М., Соколова О.Н. Исследование тенденций развития высшего профессионального образования в инновационной экономике регионов России // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2012. Т.2-2. №144. С.252-256.
  • 17. Гендина Н.И. Образование для общества знаний и проблемы формирования информационной культуры личности / Н.И. Гендина. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.mediagram.ru/.../h_4d6078f5bb9c0b11832651977d1e57e1. Загл. с экрана.
  • 18. Чернышова Ю.Н. Характерные особенности формирующейся экономики/Ю.Н.Чернышова. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://arch.kyrlibnet.kg/uploads/Chernyshova%20U.N..pdf. Загл. с экрана.
  • 19. Макаров, В.Л. Микроэкономика знаний / В.Л. Макаров, Г.Б Клейнер. М.: Экономика, 2007. 204 с.
  • 20. Петрова Е.А. Денисова, А.А. Развитие системы управления регионом в условиях становления «экономики знаний»/Е.А.Петрова, А.А.Денисова. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.volsu.ru/struct/generalservices/publish/vestniki/lastmagazine/ser-3-economy-1(20)-2012/1_Петрова,%20Денисова.pdf. Загл. с экрана.


THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама