THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Контрольная работа на тему:

«Сознание и самосознание личности»

Введение

Историческое развитие сознания у человека

Структура сознания

Сознание как высшая ступень развития психики

Взаимодействие сознания и подсознания

Состояния сознания. Роль сна

Я-концепция

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Первой предпосылкой человеческого сознания было развитие человеческого мозга. Но сам мозг человека и вообще его природные особенности – продукт исторического развития. В процессе становления человека отчетливо выступает основной закон исторического развития человеческого сознания. Основной закон биологического развития организмов, определяющий развитие психики у животных, заключается в положении об единстве строения и функции. На основе изменяющегося в ходе эволюции образа жизни организм развивается, функционируя; его психика формируется в процессе его жизнедеятельности. Основной закон исторического развития психики, сознание человека заключается в то, что человек развивается, трудясь: изменяя природу, он изменяется сам; порождая в своей деятельности – практической и теоретической – предметное бытие очеловеченной природы, культуры, человек вместе с тем изменяет, формирует, развивает свою собственную психическую природу. Основной принцип развития – единство строения и функции – получает применительно к историческому развитию психики свое классическое выражение в одном из основных положений марксизма: труд создал самого человека; он создал и его сознание. В процессе созидания культуры духовные способности человека, его сознание не только проявлялись, но и формировались. Необходимые для создания человеческой – материальной и духовной – культуры высшие формы человеческой специфики человеческих форм трудовой деятельности, сознание является и ее продуктом.

Сознание – это воспроизведение человеком идеального образа своей деятельности и идеального представительства в ней позиций других людей. Сознание – рефлексия субъектом действительности, своей деятельности, самого себя. Сознание есть сознание в том смысле, что индивидуальное сознание может существовать только при наличии общественного сознания и языка, являющегося его реальным субстратом. Сознание не дано изначально и порождается не природой, а обществом.

Сознание является высшим уровнем отражения человеком действительности, его психику рассматривают с материалистических позиций, и собственно человеческой формой психического начала бытия, если психику трактуют с идеалистических позиций. В истории психологической науки сознание явилось труднейшей проблемой, которую до сих пор не удалось решить с материалистических или идеалистических позиций, на пути ее материалистического понимания возникало множество самых сложных вопросов. Именно по этой причине сознание, несмотря на важнейшее значение этого явления в понимании психологии и поведении человека, до сих пор остается одним из наименее разобранных.

Независимо от того, каких философских позиций придерживались исследователи сознания, с ним неизбежно связывали так называемую рефлексивную способность, т.е. готовность сознания к познанию других психических явлений и самого себя. Наличие у человека такой способности является основанием для существования и развития психологических наук, ибо без нее данный класс феноменов был бы закрыт для познания. Без рефлексии человек не мог бы иметь даже представления о том, что у него есть психика.

Историческое развитие сознания у человека

Начало человеческой истории означает качественно новую ступень развития, коренным образом отличную от всего предшествующего пути биологического развития живых существ. Новые формы общественного бытия порождают и новые формы психики, коренным образом отличные от психики животных, - сознание человека. Возникновение человеческого сознания и человеческого интеллекта может быть правильно объяснено в зависимости от его материальной основы, в связи с процессом становления человека как исторического существа.

Развитие все более совершенных чувств было неразрывно связано с развитием все более специализированных сенсорных областей в мозгу человека, преимущественно тех, в которых локализованы высшие чувства, а развитие все более совершенных движений – с развитием все более дифференцированной моторной области, регулирующей сложные произвольные движения. Все более усложнявшийся характер деятельности человека и соответственно все углублявшийся характер его познания привел к тому, что собственно сенсорные и моторные зоны, т.е. так называемые проекционные зоны в коре мозга, которые непосредственно связаны с периферическими и эффекторными аппаратами, как бы расступились, и особое развитие в мозгу человека получили зоны, богатые ассоциативными волокнами. Объединяя различные проекционные центры, они служат для более сложных и высоких синтезов, потребность в которых порождается усложнением человеческой деятельности. В частности, особое развитие получает фронтальная область, играющая особенно существенную роль в высших интеллектуальных процессах. При этом с обычным у большинства людей преобладанием правой руки связано преобладающее значение противостороннего левого полушария, в котором расположены главнейшие центры высших психических функций, в частности центры речи. Благодаря речи индивидуальное сознание каждого человека, не ограничиваясь личным опытом, собственными наблюдениями, питается и обогащается результатами общественного опыта: наблюдения и знания всех людей становятся или могут благодаря речи стать достоянием каждого. Огромное многообразие стимулов, которое получает благодаря этому человек, дало мощный толчок для дальнейшего развития его мозга. А дальнейшее развитие мозга создало новые возможности для развития его сознания. Эти возможности расширялись по мере развития труда, открывающего человеку в процессе воздействия на окружавшую его природу все новые ее стороны.

Развитие внешнего облика, самой природы человека шло в связи с развитием общественного труда, с развитием техники изготовления и применения орудий, с развитием общества. В процессе общественно-производственной деятельности людей, благодаря которой они изменяют окружающую их природу, изменяется и их собственная природа. Изменяется их природа – и физическая, и психическая. Словом из Homo neandertalensis формируется Homo sapiens – человек с теми морфологическими чертами, которые в основном характеризуют современных людей, и это уже подлинная история со сменой эпох, которые недаром обозначают как каменный, медный, бронзовый, железный век. За ними следуют уже исторические времена, определяемые датами, хронологией.

Структура сознания

Понятие “сознание” не однозначно. В широком смысле слова под ним имеют в виду психическое отражение действительности, независимо от того, на каком уровне оно осуществляется - биологическом или социальном, чувственном или рациональном. Когда имеют в виду сознание в этом широком смысле, то тем самым подчеркивают его отношение к материи без выявления специфики его структурной организации.

В более узком и специальном значении под сознанием имеют в виду не просто психическое состояние, а высшую, собственно человеческую форму отражения действительности. Сознание здесь структурно организовано, представляет собой целостную систему, состоящую из различных элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях. В структуре сознания наиболее отчетливо выделяются прежде всего такие моменты, как осознание вещей, а также переживание, то есть определенное отношение к содержанию того, что отражается. Способ, каким существует сознание, и каким нечто существует для него, это - знание. Развитие сознания предполагает прежде всего обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и о самом человеке. Познание, осознание вещей имеет различные уровни, глубину проникновения в объект и степень ясности понимания. Отсюда обыденное, научное, философское, эстетическое и религиозное осознание мира, а также чувственный и рациональный уровни сознания. Ощущения, восприятия, представления, понятия, мышление образуют ядро сознания. Однако они не исчерпывают всей его структурной полноты: оно включает в себя и акт внимания как свой необходимый компонент. Именно благодаря сосредоточенности внимания определенный круг объектов находится в фокусе сознания.

Воздействующие на нас предметы, события вызывают в нас не только познавательные образы, мысли, идеи, но и эмоциональные “бури”, заставляющие нас трепетать, волноваться, бояться, плакать, восхищаться, любить и ненавидеть. Познание и творчество - это не холодно-рассудочное, а страстное искание истины.

Без человеческих эмоций никогда не бывало, нет и быть не может человеческого искания истины. Богатейшая сфера эмоциональной жизни человеческой личности включает в себя собственно чувства, представляющие собой отношение к внешним воздействиям (удовольствие, радость, горе и др.), настроение или эмоциональное самочувствие (веселое, подавленное и т.д.) и аффекты (ярость, ужас, отчаяние и т. п.).

В силу определенного отношения к объекту познания знания получают различную значимость для личности, что находит свое наиболее яркое выражение в убеждениях: они проникнуты глубокими и устойчивыми чувствами. А это является показателем особой ценности для человека знаний, ставших его жизненным ориентиром.

Чувства, эмоции суть компоненты человеческого сознания. Процесс познавания затрагивает все стороны внутреннего мира человека - потребности, интересы, чувства, волю. Истинное познание человеком мира содержит в себе как образное выражение, так и чувства.

Познание не ограничивается познавательными процессами, направленными на объект (внимание), эмоциональной сферой. Наши намерения претворяются в дело благодаря усилиям воли. Однако сознание - это не сумма множества составляющих его элементов, а их гармоничное объединение, их интегральное сложноструктурированное целое.

Сознание и познание

Познание можно определить как процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом - получение нового знания об окружающем мире. Ученые выделяют следующие виды познания: обыденное, научное, философское, художественное, социальное. Ни один из этих видов познавательной деятельности не является изолированным от остальных, все они тесно взаимосвязаны друг с другом.

В процессе познания всегда присутствуют две стороны: субъект познания и объект познания. В узком смысле, под субъектом познания обычно подразумевают познающего человека, наделенного волей и сознанием, в широком - все общество. Объектом познания, соответственно, является либо познаваемый предмет, либо - в широком смысле - весь окружающий мир в тех границах, в которых с ним взаимодействуют отдельные люди и общество в целом. Также объектом познания может быть и сам человек: практически каждый человек способен делать объектом познания самого себя. В таких случаях говорят, что имеет место самопознание.

Сознание есть форма ориентации индивида в мире культуры, в окружающей среде. Эта среда формировалась в течение тысячелетий истории человечества, она создана трудом множества поколений людей. Каждый предмет в культуре имеет какое-либо идеальное общественное значение. Сознание позволяет человеку ориентироваться в этой идеальной среде, в мире значений.

Функционально сознание понимают как мышление, т.е. операциональную систему. Весьма приблизительно сознание объясняется и через функцию мозга. Такой взгляд, распространенный в естествознании (биологии, медицине), не способен охватить ценностно-смысловую деятельность сознания, которая выходит за рамки физиологического описания и понимания явления.

Для человека сознание представлено в познавательной деятельности. Человеческое познание начинается с усвоения значений простейших предметов культуры. Оперируя этими предметами, ребенок перенимает и заключенные в них значения, и учится оперировать этими значениями как таковыми (главным образом, в плане словесно-речевом), не трогая реальных предметов. Эта деятельность с чистыми значениями вещей и есть сознание.

Наиболее часто самосознание определяют как осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, переживаний, интересов, своего положения в обществе.

Вначале человек отличает себя от объекта, затем самосознание проявляется как родовое, коллективное. С появлением цивилизации и обособлением индивида возникает собственно самосознание личности. Исторически первоначально человек осознает предметы и свои действия, а на более высоком уровне - и свои мысли о предметах и действиях (рефлексия), осознает свое тело и свой дух.



Самосознание включено в сознание, существует в его пределах, немыслимо без него, оно субъекта делает объектом это­го субъекта - его мысли, чувства, волю, цели, действия и т.п. Именно в процессе самосознания человек становится личностью. «Познай самого себя!» - говорил Сократ. Человек осознает себя не только посредством других людей, но и через со­зданную ими культуру. Познавая себя, человек изменяется, никогда не остается таким, каким был прежде, ибо он осуществляет самоконтроль, самооценку и, следовательно, саморегулирование.

Самосознание, как и сознание, в целом развивается, что проявляется в самонаблюдении и контроле над собой; критическом и самокритичном отношении к самому себе (не «впадая» ни в возвеличивание, ни в самобичевание); самообладании; ответственности за свои поступки.

Подчеркнем еще раз важную роль рефлексии в формировании самосознания. Ориентируя сознание человека на осмысление собственных чувств, мыслей и действий, рефлексия может иметь разные уровни. Диапазон ее довольно широк - от элементарного состояния до глубоких раздумий над глубинными смыслами своего бытия, нравственными, религиозны­ми и иными коллизиями своего внутреннего мира. В процессе рефлексии происходит не просто осознание того, что есть в опеке, но всегда одновременно и переделка самого человека, его сознания и духовного мира. Правда, представления человека о самом себе часто расходятся с тем, что он есть на самом деле.

Таким образом, самосознание - оценка человеком своих знаний, умений, нравственного облика, интересов, идеалов, целей, мотивов поведения и т.п. - это целостная оценка самого себя как чувствующего, мыслящего и действующего субъекта.

Самосознание свойственно не только индивиду, но и социальным группам, различного рода общностям людей, когда они поднимаются до понимания своего положения в той или иной социальной системе, своих общих интересов и идеалов. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности.

Осознание человеком мира не сводится к отображению лишь внешних объектов. Фокус сознания может быть направлен и на самого субъекта, на его собственную деятельность, его внутренний мир. Такое осознание человеком самого себя получило в психологии статус особого феномена - самосознания.

Самосознание представляет собой сложный психический процесс, сущность которого состоит в восприятии личностью многочисленных образов самой себя в различных ситуациях деятельности и поведения, во всех формах взаимодействия с другими людьми и в соединении этих образов в единое целостное образование-представление, а затем в понятие своего собственного "Я" как субъекта, отличающаяся от других субъектов.

В отличие от сознания самосознание ориентировано на осмысление человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своей позиции в обществе Если сознание является знанием о другом, то самосознание - знанием человека о самом себе. Если сознание ориентировано на весь объективный мир, то объектом самосознания является сама личность. В самосознании она выступает и как субъект, и как объект познания.

Самосознание связано со способностью к рефлексии, к взгляду на себя как бы "сбоку". Как объект самопознания личность - это человек, каким он ощущает, наблюдает, чувствует себя, каким он известен себе и каким оно воспринимается, мыслится, с ее точки зрения, другими. Благодаря самосознанию человек осознает себя как индивидуальную реальность, отдельную от природы и других людей. Она становится явной не только для других, но и для себя.

Самосознание не является чем-то аморфным, она имеет свою собственную структуру. С одной стороны, в ней можно выделить систему психических процессов, связанных с самопознанием, переживанием собственного отношения к себе и регулированием собственного поведения. С другой стороны, можно говорить о системе относительно устойчивых образований личности, которые возникают как продукты этих процессов. Так, через самопознание человек приходит к определенному знанию о самом себе. Эти знания входят в содержание самосознания как его сердцевина. Сначала они выступают в виде отдельных ситуативных, нередко случайных образов себя, возникающих в конкретных условиях общения и деятельности. Далее эти образы интегрируются в более или менее целостное и адекватное понятие о собственном "Я".

Однако любой объект познания, а человек в этом качестве и подавно, не является исчерпывающим. Поэтому самопознание, как и всякая другая форма познания не приводит к конечному, абсолютно завершенному знанию. Относительность знаний о себе обусловлена постоянными изменениями во времени реальных условий жизнедеятельности и самого человека. Часто прослеживается расхождение между реальными изменениями человека и тем, что отражено им в образе самого себя, когда новое в психическом развитии еще не стало содержанием его знания. Недостаточно ясно осознавая то новое в себе, что появилось, человек как бы с опозданием его "открывает" и к тому времени пользуется старыми знаниями о себе, старыми оценками, хотя они на самом деле уже не соответствуют содержанию нового психологического образования и объективном его проявления.

Самопознание всегда страстное. Отражая реальное бытие личности, делает это не зеркально. Это еще одна причина того, почему представления человека о самом себе не всегда адекватное. Например, мотивы, которые человек выдвигает, обосновывая перед другими людьми и перед собой свое поведение (даже и тогда, когда он стремится правильно осознать свои побуждения и субъективно вполне искренен), далеко не всегда отражают эти побуждения, реально предопределяют ее действия.

Переживание различных эмоций, сопровождающих процессы самопознания, формируют у человека отношение к себе. Знание о себе, соединенное с определенным отношением к себе, составляет самооценку личности.

В современной психологической науке различают несколько видов самооценки. Они отражают особенности объектов оценивания, их сложность, а также некоторые качественные и количественные характеристики самой оценки. В зависимости от того, что подлежит оцениванию - отдельные стороны личности, конкретные свойства, которые проявляются только в некоторых особых видах деятельности, или личность в целом, - различают два вида самооценки: глобальную, под которой понимают общую недиференційовану самооценку личности, и частичная, которая относится к разным уровням познания свойств личности. Еще одним основанием для выделения видов самооценки является такая ее характеристика, как адекватность. Согласно степени адекватности обычно различают два вида самооценки: адекватную и неадекватную. В свою очередь неадекватная самооценка по отношению к эталону, с которым она сравнивается, может быть завышенной или заниженной.

Самооценки человека формируются под воздействием различных факторов. Это и сравнение образа реального "Я" с образом идеального "Я", то есть с представлением о том, каким человек хотел бы быть. Это и присвоения человеком тех оценок и стандартов, которые она получает от других людей, в первую очередь от своего ближайшего окружения. И, наконец, это успешность действий человека - как реальная, так и мнимая. Независимо от того, лежат ли в основе самооценки собственные суждения человека о себе или интерпретации суждений других людей, индивидуальные идеалы или культурно заданные стандарты, всегда носит субъективный характер.

Содержание знаний человека о себе и отношение к себе с начальных этапов формирования имеют свой "выход" через процесс саморегулирования и самоорганизации личностью своего поведения. Этот процесс характеризуется специфической активностью, направленной на соотнесение поведения личности с требованиями ситуации, ожиданиями других людей, на актуализацию психологических резервов соответственно особенностям ситуации общения, межличностного взаимодействия. Обязательной чертой саморегулирования является постоянное внутреннее оценивание протекания акта поведения, которое соотносится с прямым или предполагаемым оцениванием Его другими людьми.

Функцию корректировки действий или вербальных компонентов поведения в саморегулировании выполняет механизм самоконтроля, что составляет внутренний отчет личности о соотнесенность мотива, цели действия и его хода. Механизм самоконтроля проявляется в готовности перевести действие в другое русло, внести в нее дополнительные элементы. Это как бы общение внутри самой личности - между личностью в действии и личностью, что планирует действие с определенной целью.

Розрізнюючи сознание и самосознание, стоит заметить, что, несмотря на специфику проявлений, разделить их можно только в абстракции, поскольку в реальной жизнедеятельности человека они внутренне едины В процессе сознания самосознание присутствует в форме осознавания отнесенности акта сознания именно к своему "Я", а процессы самосознания могут осуществляться только на основе сознания. Человек не только осознает воздействие объектов реального мира и своими переживаниями проявляет отношение к ним, а, выделив себя из этого мира и противопоставляя себя ему, осознает себя как своеобразную личность и определенным образом относится к себе.

Структура сознания в значительной мере весьма условна. Дело в том, что элементы сознания тесно взаимосвязаны. Однако при всей условности в сознании можно выделить такие элементы: Первым элементом является знание . Это главный компонент, ядро сознания, средство его существования. Знание -- это понимание человеком действительности, отражение ее в виде осознанных чувственных и абстрактных логических образов. Благодаря знаниям человек может «охватить», осмыслить все то, что его окружает и составляет предмет познания. Знание предопределяет такие свойства сознания, как возможность предметной деятельностью целеустремленно «создавать мир», предусматривать ход событий, проявлять творческую активность. Иными словами, сознание -- это отношение к действительности в форме знаний с учетом потребностей человека.

Вторым важным элементом структуры сознания являются эмоции . Человек познает окружающий мир не с холодным равнодушием автомата, а с чувством удовлетворения, ненависти или сочувствия, увлеченности или негодования. Он переживает то, что отражает Эмоции или стимулируют, или тормозят осознание индивидом реальных явлений действительности. То, что радует глаз, более легко запоминается. Но иногда «радужное» восприятие мира может ослепить, породить иллюзии, выдать желаемое за действительное. Некоторые, особенно отрицательные, эмоции негативно сказываются на ясности ума. Чувство страха, например, становится препятствием на пути осознания человеком происходящего. Высшим уровнем эмоций являются духовные чувства (например, чувство любви), которые формируются вследствие осознания связей личности с наиболее существенными социальными и экзистенциальными ценностями. Чувства характеризуются предметным содержанием, постоянностью, независимостью от реальной ситуации. Эмоциональная сфера существенно влияет на все проявления сознания человека, выполняет функцию основы его деятельности.

Третьим структурным элементом сознания является воля -- осознанное, целенаправленное регулирование человеком своей деятельности. Это способность человека мобилизовать и направить свои психические и физические силы на решение задач, которые возникают в его деятельности и требуют сознательного преодоления субъективных и объективных трудностей и препятствий. Изготовление орудий человеком -- это первая и наиболее главная школа формирования воли. Воля и цель взаимно дополняют друг друга. Без воли нельзя достичь цели; без целесообразной деятельности нет воли. Воля -- это осознанное стремление и побуждение к действию. Однако для человека характерны и неосознанные побуждения. Иногда бывает так, что человек куда-то стремится, а куда и зачем -- сам не знает. Такая подсознательная регуляция осталась у человека от животных.

В структуре сознания следует упомянуть и такой элемент, как мышление . Мышление -- это процесс познавательной деятельности индивида, который характеризуется обобщенным и опосредованным отражением действительности. Этот процесс завершается созданием абстрактных понятий, суждений, которые представляют собой отражение существенных, закономерных отношений вещей на основе известного, ощутимого, услышанного и т. п. Благодаря мыслительной деятельности мы проникаем в невидимое, в то, что не воспринимается путем прикосновения и что нельзя почувствовать. Мышление дает нам знание о существенных свойствах, связях и отношениях. С помощью мышления мы осуществляем переход от внешнего к внутреннему, от явления к сущности вещей, процессов.

К структуре сознания относятся также внимание и память . Внимание -- это форма психической деятельности человека, которая проявляется в направленности и сосредоточенности на определенных объектах. Память -- это психический процесс, который заключается в закреплении, сохранении и воспроизведении в мозге индивида его прошлого опыта. Основными элементами памяти являются запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. Физиологической основой запоминания являются образование и закрепление временных нервных связей в коре головного мозга. Последующее оживление нервных связей дает воспроизведение запомненного материала, а торможение этих связей ведет к забыванию.

В субъективной реальности человека имеет место такая важная подструктура, как самосознание . Это осознание человеком себя как личности, осознание своей способности принимать самостоятельные решения и вступать на этой основе в сознательные отношения с людьми и природой, нести ответственность за принятые решения и действия. Иными словами, это целостная оценка самого себя, своего морального облика, собственных знаний, мыслей, интересов, идеалов, мотивов поведения, действий и т. п. С помощью самосознания человек реализует отношение к самому себе, осуществляет свою самооценку как мыслящего существа, способного ощущать. В этом случае объектом познания субъект делает самого себя и свое сознание. Итак, человек -- самооценивающее существо, которое без этого характерного действия не смогло бы определиться и найти свое место в жизни. Обращение философов к самосознанию как особой сфере субъективного мира началось от Сократа, с его максимы «Познай самого себя». В процессе становления философии как специфического знания о мире и человеке сложился взгляд на деятельный, неспокойный характер души, диалогичность и критичность разума относительно самого себя. По Платону, деятельность души -- это внутренняя работа, которая имеет характер беседы с самим собой. Размышляя, душа постоянно разговаривает с собой, спрашивает, отвечает, утверждает и возражает.

Таким образом, самосознание -- важное условие постоянного самосовершенствования человека. В структуре самосознания можно выделить такие элементы; самочувствие, самопознание, самооценка, самоконтроль. Самосознание в целом тесно связано с рефлексией. В философской литературе рефлексию определяют как принцип мышления, с помощью которого она осуществляет анализ и осознание собственных форм (категорий мышления) деятельности. Вот почему, на наш взгляд, рефлексию можно рас­ сматривать как деятельность самосознания, раскрывающую внутреннее строение и специфику духовного мира человека. Понимание человеком своего внутреннего состояния, способность к самоконтролю приходят не сразу. Самосознание наряду с такими духовными элементами личности, как мировоззрение, способности, характер, интересы, формируется под влиянием социальной среды. Среда требует от личности контроля над своими действиями и ответственности за их результаты. Уровень сознания в значительной мере зависит от того, какие требования ставятся перед личностью и какие социальные ценности культивируются в данной среде. Основным требованием здесь выступает то, что человек сам должен контролировать свои действия и отвечать за их последствия.

Структурные элементы сознания находятся во взаимосвязи и взаимодействии и обеспечивают сознанию ряд жизненно важных для человека функций.

Первой функцией сознания является познавательная , или отражательная функция, т. е. получение знаний о действительности, окружающей человека, и о нем самом. Эта функция является всеохватывающей, из нее происходят все другие. Познавательная функция носит не пассивный, а активный, эвристический характер, т. е. сознание имеет свойство опережающего отражения действительности.

Познавательная функция сознания обусловливает аккумулятивную (накопительную) функцию. Суть ее в том, что в памяти человека «оседают», накапливаются знания, полученные не только из непосредственного, личного опыта, но и от современников или предшествующих поколений людей. Эти знания по мере необходимости актуализируются, воссоздаются и служат средством реализации других функций сознания.

Следующая функция -- аксиологическая (оценочная). Человек не только получает данные о внешнем мире, но и оценивает их с точки зрения своих потребностей и интересов.

Оценочная функция непосредственно переходит в функцию целенаправленности (формирования цели). Целеустремленность -- это сугубо человеческая способность, которая является кардинальной характеристикой сознания. Цель -- это идеализированная потребность человека, нашедшего свой предмет; это такой субъективный образ предмета деятельности, в идеальной форме которого предполагается результат деятельности человека. Цели формируются на базе всего совокупного опыта человечества и восходят к высшим формам проявления в виде социальных, этических, эстетических и других идеалов.

Высшие возможности сознания обнаруживаются в творческой (конструктивной ) функции. Человек создает то, чего природа до него не порождала. Он создает принципиально новое, строит новый мир.

Еще одна функция -- коммуникативная (связи). Она обусловлена тем, что люди принимают участие в общем труде и нуждаются в постоянном общении.

Завершает логический цикл сознания личности регулятивная (управленческая ) функция. На основании оценки факторов и в соответствии с поставленной целью сознание регулирует, приводит в порядок действия человека, а затем и действия коллективов. Регулятивная функция сознания зависит от взаимодействия человека с окружающей средой и выступает в двух формах: побудительной и исполнительной регуляции.

Таковы главные функции сознания. Лишь гармоничное их развитие дает в конечном итоге поистине целостную в интеллектуальном и духовном плане личность.

Сознание и самосознание

Самосознание - способность человека одновременно отображать явления и события внешнего мира и иметь знание о самом процессе сознания на всех его уровнях. Впервые в философии проблема самосознания была сформулирована Сократом, который называл самосознание смыслом философии. Но в античной философии проблема самосознания не получила развернутого толкования.

Впервые вопрос о самосознании стал проблемой в средневековой философии. Средневековое религиозное мировоззрение предполагало и требовало от человека определенного усилия, направленного на преобразование телесной природы, связанной с грехом. Понятно, что прежде чем человек будет способен осознать себя образом и подобием Бога, он должен просто осознать себя.

В философии Нового времени проблема самосознания оказалась связанной с проблемой познания и возможностью человека знать о своих собственных способностях. Философия XVII - XVIII веков утверждает, что нет сознания без самосознания, а сознание в свою очередь сводится к мышлению

Современная философия отказалась от отождествления сознания, мышления и самосознания. В современной философии интерпретируется уже не столько вопрос о сознании или самосознании, сколько проблема принципиальной возможности рефлексии по поводу любых проявлений человека: сознательных и бессознательных, интеллектуальных, эмоциональных или волевых. Самосознание рассматривается не только в форме знания о самом себе, но и переживания по поводу содержания субъективной реальности, понимается как любое возможное самоотображение, равноценное отображению внешнего мира.

В вопросе о соотношении сознания и самосознания среди философов нет единства, а отсутствие единства часто порождает путаницу в терминах и интерпретациях. Одна сторона в этом споре утверждает, что самосознание это высшая форма сознания, которая проявляется только у взрослой развитой личности. Сторонники этой точки зрения связывают самосознание с мышлением, интеллектуальным самоотображением, и определяют его как рефлексию по поводу собственных мыслительных актов. Результаты такого интеллектуального самоотображения фиксируются в строгих понятиях и суждениях. Очевидно, что в этом случае необходимо предположить существование таких видов и проявлений сознания, которые не сопровождаются самосознанием.

Теоретически более корректной и эмпирически подтвержденной является другая точка зрения на природу и содержание самосознания. Согласно этой позиции самосознание - это аспект любого сознательного акта, независимо от степени его ясности или зрелости. В этом случае самосознание понимается как любое возможное самоотображение, которое осуществляется на уровне мышления, эмоций, ощущений и т.п. Если сознание это контролируемое и управляемое личностью отображение действительности, то разумно предположить, что частью этой действительности является и сама сознательная личность. Именно поэтому, самосознание - неотъемлемый фрагмент любого сознательного акта.

При таком подходе сознание рассматривается как единство самосознания - активности сознания, направленной на самое себя, и иносознания - сознательной активности, направленной на внешний мир. Самосознание и иносознание образуют единую структуру.

Степень ясности самосознания может быть различной у разных людей и у одного и того же человека в разные моменты его жизни. Смутное отображение телесных ощущений или интенсивные размышлений о самом себе, смысле жизни и собственной душевной деятельности - все это проявления самосознания. Основа самосознания - чувство "я", исчезающее только в исключительных случаях: обморок, кома и т.п. На чувство "я" наслаиваются другие, более развернутые и высокие уровни сознания и самосознания. Поскольку самосознание - неотъемлемый компонент любого сознательного акта, постольку в структуре самосознания можно выделить те же элементы, что и в структуре сознания: отображение процесса мышления, отображение собственных эмоций, отображение телесных ощущений и т.п. Как и иносознание, самосознание это не только знание, но и переживание, и отношение к себе. сознание самосознание социальный идеалистический

Осознание внешнего мира, не сопровождающееся осознанием самого себя, ущербно. Эта мысль не является достижением только современной философии, поскольку была сформулирована еще Сократом. Идея о том, что сознание не существует без самосознания, одна из центральных в немецкой классической философии. Современная экзистенциальная и феноменологическая философия также предполагают неразрывное единство сознания и самосознания. В плане дальнейшего прояснения проблемы сознания утверждение единства сознания и самосознания означает, что сознание, каким бы сложным явлением оно ни было, открыто для самого себя, т.е. может быть предметом философского или научного изучения.

Осмысление внешнего мира человеком при помощи сознания предполагает также определенную совокупность представлений о самом себе, своей роли во внешнем мире, оценку своих действий и поступков, а также тех возможностей, которые раскрываются перед ним. Это предполагает наличие особой сферы сознания, которую принято обозначать термином самосознание.

Самосознание – это познание и оценка человеком самого себя как субъекта мыслящего, чувствующего и действующего, как субъекта индивидуального, так и коллективно-социального.

Одним из первых вопрос о самосознании в европейской культуре ставит Сократ, провозглашая свою знаменитую установку «познай самого себя». Однако, самосознание понималось им в форме самопознания. В философии Средневековья проблемы самосознания анализировались в контексте исследования человеческой души и ее способностей. Фундаментальную роль в разработке проблем самосознания сыграла философия Нового времени , и в частности, философия Р. Декарта с его знаменитой формулой cogito ergo sum («Я мыслю, следовательно, я существую»). По мнению Декарта единственное, что реально и непротиворечиво дано человеку – это его собственное «Я», факт его мышления. Самосознание тем самым основывалось на непосредственной данности психического, что означало, что внутреннему взору человека его духовная жизнь открывается такой, какая она есть на самом деле. Важный вклад в разработку идеи самосознания внесла философия И. Канта , который утверждал зависимость познания и самосознания человека от априорных (доопытных) структур человеческого разума. Однако, и у Декарта и у Канта в основе процессов сознания и самосознания играл разум. Разумным было самосознание в философии Гегеля , где оно понималось не только как способность человеческой природы, но как проявление Абсолютного Духа. Позднее в западной философии появились иррационалистические тенденции в трактовке самосознания. Разум перестает рассматриваться в качестве существенной человеческой способности. Мыслители исходят из того, что вместе с разумом, его нормами в деятельность самосознания проникают субъективные пристрастия, стереотипы мышления, предрассудки, социальные мотивы. На место разума встает особое созерцание.

Самосознание представляет собой процесс непрерывного развития и совершенствования. Первой его ступенью является осознание человеком своего тела, выделение его из мира вещей и других людей. На более высоком его уровне происходит осознание своей принадлежности к определенному сообществу, социальной группе, конкретной культуре. Самым высоким уровнем самосознания является понимание своего «Я» как индивидуального явления, своей неповторимости, уникальности. На этом уровне осознается возможность относительно свободных самостоятельных поступков и ответственности за них, необходимость самоконтроля и самооценки. Это обеспечивается через осознание человеком своего знания, нравственного облика, присущих ему идеалов, мотивов поведения. Самосознание – это всегда осознание определенного количества своих желаний и потребностей.

Самосознание существует не только в различных формах и на разных уровнях, но и в разной степени проявленности. Самосознание имеет явные и неявные формы. Осязательное восприятие человеком внешних вещей достаточно часто является неявной формой самосознания. Явные формы самосознания, когда те или иные феномены сознания становятся предметом специальной аналитической деятельности носят название рефлексии. Рефлексия представляет собой не только осознание того, что есть, но и одновременно фактор изменения самого человека. При этом рефлексия над состояниями сознания, над особенностями той или иной личности всегда возникает в контексте осознаваемой или неосознаваемой задачи перестройки системы сознания и личности.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама