THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Лабораторная работа №7

Тема: Работа с матрицами.

Цель: получение практических навыков по работе с матрицами в языке C.

Темы для предварительной проработки

Операторы цикла языка C. Вложенные циклы. Условный оператор языка C.

Задания для выполнения

Создать квадратную матрицу целых чисел размером 9х9. В индивидуальных заданиях указано, какую обработку матрицы требуется выполнить.

Если по условию задания матрицу следует заполнить случайными числами, рекомендуем выбирать эти числа из диапазона 0 - 99. Если по условию задания в матрицу следует записать ЛП - линейную последовательность чисел, имеется в виду последовательность: 1, 2, 3, ...

Варианты индивидуальных заданий

Заполнить матрицу случайными числами. Развернуть матрицу

на 90o по часовой стрелке.

Заполнить матрицу случайными числами. Отобразить

матрицу симметрично относительно главной диагонали

Заполнить матрицу ЛП, от левого верхнего угла по спирали:

вправо - вниз - влево - вверх.

Заполнить матрицу ЛП, от центра по спирали: влево - вниз -

вправо - вверх.

5. Заполнить матрицу случайными числами. На главной диагонали разместить суммы элементов, которые лежат на той же строке и том же столбце.

6. Заполнить матрицу ЛП, от левого верхнего угла по диагонали: вправо - вверх.

7. Заполнить секторы матрицы, которые лежат влево и вправо от главной и побочной диагоналей, ЛП, от левого верхнего угла вниз - вправо. Остаток матрицы заполнить нулями.

8. Заполнить матрицу случайными числами. Отобразить симметрично относительно вертикальной оси секторы матрицы, которые лежат влево и вправо от главной и побочной диагоналей.

9. Заполнить матрицу ЛП, от левого нижнего угла по диагонали: влево - вверх.

10. Заполнить матрицу случайными числами. Отобразить главную и побочную диагонали симметрично относительно вертикальной оси.

11. Заполнить матрицу случайными числами. Разместить на главной диагонали суммы элементов, которые лежат на диагоналях, перпендикулярных к главной.

12. Заполнить матрицу случайными числами. Отобразить верхнюю половину матрицы на нижнюю зеркально симметрично относительно горизонтальной оси.

13. Заполнить матрицу случайными числами. Розбити матрицу на квадраты размером 3х3. В центре каждого квадрата поместить сумму остальных элементов квадрата.

14. Заполнить матрицу случайными числами. Отобразить правую половину матрицы на левую зеркально симметрично относительно вертикальной оси.

15. Заполнить секторы матрицы, которые лежат влево и вправо от главной и побочной диагоналей ЛП, от левого верхнего угла вправо - вниз. Остаток матрицы заполнить нулями.

16. Заполнить матрицу случайными числами. Развернуть матрицу на 90o против часовой стрелки.

17. Заполнить матрицу случайными числами. Отобразить матрицу симметрично относительно побочной диагонали

18. Заполнить матрицу ЛП, от левого верхнего угла по спирали: вниз - вправо - вверх - влево.

19. Заполнить матрицу ЛП, от центра по спирали: вниз - влево - вверх - вправо.

20. Заполнить матрицу случайными числами. На побочной диагонали разместить суммы элементов, которые лежат на той же строке и столбце.

21. Заполнить матрицу ЛП, от левого верхнего угла по диагонали: влево - вниз.

22. Заполнить секторы матрицы, которые лежат выше и ниже главной и побочной диагоналей, ЛП, от левого верхнего угла вниз - вправо. Остаток матрицы заполнить нулями.

23. Заполнить матрицу случайными числами. Отобразить симметрично относительно горизонтальной оси секторы матрицы, которые лежат выше и ниже главной и побочной диагоналей.

24. Заполнить матрицу ЛП, от правого верхнего угла по диагонали: влево - вниз.

25. аполнить матрицу случайными числами. Отобразить главную и побочную диагонали симметрично относительно горизонтальной оси.

26. Заполнить матрицу случайными числами. Разместить на побочной диагонали суммы элементов, которые лежат на диагоналях, перпендикулярных к побочной.

27. Заполнить матрицу случайными числами. Отобразить левую половину матрицы на правую зеркально симметрично относительно вертикальной оси.

28. Заполнить матрицу случайными числами. Развернуть матрицу на 180o.

29. Заполнить матрицу случайными числами. Отобразить нижнюю половину матрицы на верхнюю зеркально симметрично относительно горизонтальной оси.

30. Заполнить секторы матрицы, которые лежат выше и ниже главной и побочной диагоналей ЛП, от левого верхнего угла вправо - вниз. Остаток матрицы заполнить нулями.

Пример решения задачи (вариант 30)

Разработка алгоритма решения.

Если ми обозначим размерность матрицы как S , номер строки как L , а номер столбца как R , и (имея в виду, что реализация алгоритма будет выполнена на языке С) договоримся, что нумерация строк и столбцов будет начинаться с 0, то можно определить, что в строке с номером L ненулевые элементы в верхней части матрицы лежат на столбцах с номерами R1=L < R < R2=S-L , а в нижней - R1=S-L-1 < R < R2=L . Следовательно, алгоритм может состоять из перебора матрицы строка за строкой с определением для каждого элемента, удовлетворяют ли его индексы вышеприведенным условиям. Если да - элементу присваивается следующее значение из ЛП, если нет - 0.

Но можно несколько упростить алгоритм, обойдя вычисления граничных значений для каждого элемента и необходимости определения, в верхнюю или нижнюю часть матрицы ми попадаем. Обратим внимание на то, что для первой строки (L=0) R1=1, R2=S-2 . Для каждой следующей строки R1 увеличивается на 1, а R2 уменьшается на 1. Когда мы пересекаем середину матрицы, то направление модификации изменяется на противоположное: теперь для каждой следующей строки R1 уменьшается на 1, а R2 увеличивается на 1. Признаком пересечения середины может быть условие R1 > R2 , оно выполняется в момент пересечения. Схема последнего алгоритма показана на рисунке.

Вместе с описанными выше переменными R1 и R2 , которые получают начальные значения для первой строки матрицы, ми вводим переменную dd с начальным значением 1 - это то значение, которое будет модифицировать R1 и R2 для каждой следующей строки, и переменную k - в которой будет значение текущего члена ЛП, начальное значение - 1 (блок 2). Далее организуются вложенные циклы. Во внешнем цикле перебираются строки (блок 3), а во внутреннем - столбцы матрицы (блок 4). В каждой итерации внутреннего цикла номер столбца R сравнивается с граничными значениями R1 , R2 (блоки 5,6). Если он лежит в пределах от R1 до R2 , то текущему члену матрицы присваивается значение k - текущего члена ЛП, а затем k увеличивается на 1 (блок 7). Если нет, текущему члену присваивается значение 0 (блок 8).

После выхода из внутреннего цикла модифицируются граничные значения: R1 увеличивается на dd , а R2 уменьшается на dd (блок 9). Напомним, что начальное значение dd=1 . Когда выполняется условие R1 > R2 (блок 10) мы присваиваем dd значение -1, далее модификация границ будет соответствовать правилам для нижней части матрицы.

После выхода из внешнего цикла, который начался в блоке 3, вновь организуются вложенные цикли перебора строк (блок 12) и столбцов (блок 13). В каждой итерации внутреннего цикла выводится значение одного элемента матрицы (блок 14), после выхода из внутреннего цикла начинается новая строка вывода (блок 15).

Определение переменных программы

Для реализации алгоритма нам будут нужны такие переменные.

Матрица представляется в памяти как 2-мерний массив (должен быть размещен в статической памяти):

Переменные для представления текущих номеров строки (l ) и столбца (r ): short l, r;

Переменные для представления граничных номеров столбцов: short r1,r2;

Переменная - модификатор граничных номеров: short dd;

Переменная - текущий член ЛП: short k;

Всем скалярным переменным назначаем тип short , т.к. их значения никак не могут выходить из диапазона -128 - 128.

Разработка текста программы

Текст программы начинаемо с включения файла stdio.h и определения макроконстанты S - размера матрицы (хотя по условию задания можно было бы использовать просто константу 9 в тексте программы, определение размера через макроконстанту более соответствует стилю программирования на языке C).

Массив-матрицу Ar объявляем до открытия тела главной функции, что обеспечивает его размещение в статической памяти.

Открываем тело главной функции и объявляем переменные в соответствии с п.5.2. Присваиваем переменным r1 , r2 , dd , k начальные значения (это можно было сделать и при их объявлении). Открываем цикл перебора строк с изменением l от 0 до S-1 и цикл перебора столбцов с изменением r от 0 до S-1 . Внутренний цикл состоит из одного условного оператора, так что нет необходимости брать его тело в операторные скобки. Тело внешнего цикла берется в скобки.

В условном операторе проверяем сразу оба условия (блоки 5 и 6). Поскольку для выхода за пределы должно выполняться хотя бы одно из них, они соединены операцией "ИЛИ".

При выполнении условия значение k записывается в элемент массив с индексами и сразу же увеличивается. При невыполнении - в элемент массива записывается 0.

После выхода из внутреннего цикла, но еще в теле внешнего модифицируются значения r1 и r2 . Потом условным оператором проверяется условие r1>r2 и, если он выполняется знак модификатора dd меняется на противоположный.

Потом открываются два цикла для вывода. В каждой итерации внутреннего цикла выводится значение одного элемента массива. Формат вывода обеспечивает вывод положительного числа из 2 цифр и пробела перед ним. После каждого выхода из внутреннего цикла выводится символ перехода на новую строку. Таким образом, матрица будет выведена в наглядном представлении.

Полный текст программы.

#include "stdafx.h" #include #include #include #include #include #define S 9

int Ar[S][S]; /* матрица */

int _tmain(int argc, _TCHAR* argv) {setlocale(0,"Rus" );

short l, r; /* текущие индексы */

short r1,r2; /* граничные номера столбцов */ short dd; /* модификатор граничных номеров */ short k; /* текущий член ЛП */

/* начальные значения переменных */ r1=1; r2=S-2; dd=1; k=1;

for (l=0; l

/* условие ненулевого значения */ if ((rr2)) Ar[l][r]=0; else Ar[l][r]=k++;

/* конец перебора строк */ /* модификация границ */ r1+=dd; r2-=dd;

/* уловие перехода в нижнюю часть */ if (r1>r2) dd=-dd;

} /* конец перебора столбцов */ /* вывод матрицы */

for (l=0; l

printf("%3d" ,Ar[l][r]);

printf("\n" );

getch(); return 0;

} /* конец программы */

Отладка программы

Форма вывода результатов программы столь наглядна, что по результатам можно убедиться в правильном функционировании программы или - при неправильном функционировании - можно делать выводы о том, у реализации какой именно ветви алгоритма сделана ошибка. При наличии ошибок можно в отладке программы также использовать средства пошаговой отладки, при чем следует контролировать текущие

индексы граничные номера и текущее значение модификатора. Наиболее вероятные ошибки - неправильное определение граничных номеров или неправильное определение момента перехода в нижнюю часть матрицы.

Результаты работы программы

Как вы, наверное, знаете, наше зрение бинокулярное. Попросту говоря, во время разглядывания какого-то объекта оба наших глаза одновременно смотрят в одну точку под одинаковыми углами. Поскольку глаза отстоят друг от друга на некотором расстоянии, то из-за эффекта смещения в зрительный центр мозга попадают немного отличающиеся друг от друга зрительные образы. Мозг «собирает» эти образы в единое четкое объемное изображение.

Главное условие бинокулярного зрения – строго согласованные движения глазных яблок и одинаковые оптические свойства глаз. Только в таком случае лучи света от рассматриваемого предмета попадают на симметричные участки сетчатки обоих глаз. Согласованность движений глаз обеспечивают глазные мышцы, прикрепленные к глазным яблокам и получающие по нервам синхронные управляющие импульсы от мозга.

Диплопия – это такая аномалия зрения, которая проявляется двоением видимого изображения. Такое грубое нарушение зрения возможно только в случае, когда световые лучи от рассматриваемого объекта попадают на глазное дно правого и левого глаз под разными углами, в результате чего они воспринимаются несимметричными участками сетчаток. Зрительный центр мозга не способен подкорректировать свою работу в новых условиях, он по-прежнему совмещает изображения, попадающие на симметричные участки сетчаток, и человек видит двоящееся изображение.

Что может быть причиной диплопии?

Выделяют две основные причины двоения изображения:

1) Расстройство согласованной работы глазодвигательных мышц в результате травм, спазмов и заболеваний (кровоизлияния в мозг, энцефалит, внутричерепные образования и т.п.).

2) Дефекты оптической системы глаза: подвывих хрусталика, разрыв, деформация и даже отрыв роговицы. Они могут быть следствием травмирования глаза и некоторых заболеваний (глаукома, иридоциклит, астигматизм).

Диплопию, вызванную первой причиной, специалисты называют бинокулярной . Двоение изображения в этом случае наблюдается только при рассматривании предметов обоими глазами. Но как только прикрыть один глаз (не имеет значения какой), то двоение сразу исчезает и зрение человека станет четким.

В случае дефекта оптической системы глаза нормальный ход лучей в нем нарушается и возможна ситуация, когда лучи от одного объекта фокусируются на двух разных участках сетчатки данного глаза. Это случай так называемой монокулярной диплопии. Если закрыть здоровый глаз, то двоение не исчезает. Для того, чтобы убрать двоение видимого изображения, нужно закрыть больной глаз.

Для исправления (или ослабления) диплопии в традиционной медицине используют специальные призматические очки (подбираются и изготавливаются индивидуально для каждого больного), хирургическое вмешательство (не раньше, чем через 6 месяцев после травмы) и специальные упражнения для восстановления бинокулярного зрения. Если диплопия является симптомом какого-то заболевания, то в первую очередь лечат это заболевание.

В ряде случаев бинокулярная и монокулярная (при астигматизме) диплопии успешно лечатся с помощью так называемой гимнастики Бейтса, которая нормализует состояние глазных мышц и восстанавливает их согласованную работу.

Например, Федор Лисовский рассказывает в своей статье как ему удалось буквально за несколько дней занятий гимнастикой Бейтса избавиться от бинокулярной диплопии.

Гимнастика Бейтса для восстановления зрения

Гимнастика Бейтса включает в себя упражнения для глазных мышц, упражнения для шейно-плечевого отдела и известный многим пальминг (от английского palm — ладонь).

Данный комплекс упражнений желательно делать либо за час до еды, либо после больших зрительных нагрузок (работа за компьютером, просмотр телепередач, чтение книг и т.п.) от 2 до 5 раз в день. Пальминг, к тому же, можно делать всегда, когда стают заметны первые признаки усталости глаз.

Упражнения для глазных мышц

Перед выполнением гимнастики Бейтса снимите очки и расслабьте глаза, быстро и легко поморгав некоторое время.

Эти упражнения лучше всего выполнять сидя. Двигаться должны только глаза. Голова остается неподвижной. Глазные мышцы не должны перенапрягаться (перенапряжение глаз сопровождается возникновением болевых ощущений). Каждое упражнение выполняйте от 5 до 20 раз или до появления дискомфорта. Перед тем, как перейти к следующему упражнению, дайте глазам отдохнуть, легко поморгав в течение нескольких секунд.

1. Переводите взгляд вверх и вниз, фиксируя на секунду глаза в каждой крайней позиции.

2. Двигайте глазами вправо и влево с задержкой на секунду в крайних позициях.

3. Перемещайте глаза по условной диагонали вправо-вверх и влево-вниз, задерживая их на секунду на концах «диагонали».

4. Двигайте глаза по другой условной диагонали влево-вверх и вправо-вниз с фиксацией взгляда на секунду на концах этой «диагонали».

5. Делайте круговые движения глазами в направлении часовой стрелки.

6. Теперь перемещайте глаза по кругу в направлении против часовой стрелки.

7. Перемещайте глаза вдоль сторон воображаемого квадрата по часовой стрелке.

8. Скользите глазами вдоль сторон воображаемого квадрата против часовой стрелки.

Описанные выше упражнения в условиях нехватки времени можно делать во время пальминга. А вот следующие 2 упражнения совместить с пальмингом не удастся.

9. Упражнение на тренировку аккомодации. Вытяните сначала руку максимально вперед с выставленным на уровне глаз большим пальцем. Неотрывно смотрите на большой палец, медленно приближая его к глазам вплоть до касания с носом. После касания, сохраняя фокусировку взгляда на пальце, двигаем палец в обратном направлении. Как только рука полностью выпрямится, переводим взгляд на несколько секунд на удаленный предмет.

10. Крепко зажмурьте глаза, а потом медленно откройте их.

Упражнения для шейно-плечевого отдела

Длительная сидячая работа и стресс вызывают ненужное напряжение мышц шеи и плеч, что негативно сказывается на проходимости кровеносных сосудов. Как глаза, так и зрительный центр мозга недополучают питание и кислород, в результате чего зрение ослабевает. Чтобы возобновить нормальное кровообращение в области шеи, головы и глаз, необходимо сделать несколько упражнений для шейно-плечевого отдела.

Эти упражнения выполняются быстро, но плавно (от 2 до 10 раз каждое).

1. Попеременные повороты головы вправо и влево.

2. Боковые попеременные наклоны головы с укладыванием ее на правое и левое плечо.

3. Поочередные наклоны головы вперед и назад.

4. Круговые движения головой в направлении часовой стрелки.

5. Круговые движения головой в направлении против часовой стрелки.

6. Попеременные движения головой по условной диагонали вправо-вверх и влево-вниз.

7. Попеременные движения головой по условной диагонали влево-вверх и вправо-вниз.

8. Круговые движения опущенных вдоль туловища рук в плечевом суставе.

9. Круговые движения в плечевом суставе с согнутыми в локтях руками (кисти при этом лежат на плечах).

Пальминг – расслабление с помощью темноты

Темнота – один из , который используется в системе д-ра Бейтса для снятия излишнего напряжения с психики и глазных мышц. Согласно Бейтсу, расслабление – главное оружие в борьбе со спазмом глазных мышц, вызывающим разные патологии зрения, в том числе и диплопию.

Затемнение глаз с целью их расслабления используется в пальминге – пожалуй, самым известным упражнением из методики Бейтса.

Приступая к пальмингу, сначала разотрите ладони друг о друга, чтобы разогреть их и повысить, таким образом, расслабляющий эффект упражнения. После этого наложите внутренние части ладоней на глаза таким образом, чтобы пальцы скрещивались на лбу, а основания мизинцев были прижаты к твердой части переносицы (там, где обычно располагается дужка очков). Пальцы и ладони должны быть плотно прижаты ко лбу и щекам, чтобы исключить попадание света к глазам.

Классический способ выполнения пальминга – сидя. Локти согнутых рук при этом упираются о что-то мягкое, расположенное на столе (сложенное в несколько раз полотенце, небольшая подушечка и т.п.). Спина при этом составляет с шеей прямую линию. Делайте пальминг в течение нескольких минут. Для достижения большего эффекта на это время мысленно отвлекитесь от текущих проблем и предайтесь приятным воспоминаниям.

Заканчивая пальминг, немного поморгайте, снимите ладони и медленно откройте глаза.

Выполнение гимнастики Бейтса занимает не более 10 минут, но польза от нее огромна! Этот комплекс упражнений способен не только эффективно бороться с переутомлением глаз и устранять диплопию, но может стать для вас первым этапом на пути естественного восстановления зрения.

Успеха вам на этом пути!

Цели урока:

  1. Ввести понятие координат точки.
  2. Научить определять координаты точки.
  3. Развивать логическое и творческое мышление.

Ход урока

1. Игра “Танграм”.

Начнем наш урок с одной древней геометрической игры “Танграм”. Многие века в нее играют и дети и взрослые. Ее описание можно встретить в разных книгах. Хотите узнать, почему эта игра привлекает внимание многих людей? Хотите? Тогда...

Тогда давайте поиграем в “Танграм”. И попутно займемся геометрией.

У вас на партах лежит квадрат, который нужно разрезать на 7 частей.

Рисунок 1

Какие фигуры у вас получились?

  • Два больших равных треугольника;
  • два маленьких равных треугольника;
  • один средний треугольник;
  • один квадрат;
  • один параллелограмм.

Какие это фигуры?

(Плоские).

Из этих кусочков - частей квадрата можно составить много других плоских фигур, таких, например, которые похожи на людей, птиц, зверей.

По правилам игры все семь плоских геометрических фигур обязательно должны содержаться в составляемой фигуре, при этом фигуры не должны накладываться друг на друга.

Попытайтесь составить по рисунку голубя.

(На доске изображение голубя).

Рисунок 2

(10 мин. на работу).

Почувствовали, что сделать это не просто? А ведь это не самая сложная фигура.

Как же научиться легко и быстро собирать любые фигуры и по образцу, и по собственному замыслу?

К сожалению, точный рецепт неизвестен. Можно указать только некоторые из таких приемов. Один из них - использование бумаги в клетку.

При этом рисунок нужно расположить на листе так, чтобы части квадрата сразу бросались в глаза.

Для этого мы обратимся к графическим диктантам. Да-да, не удивляйтесь, и на уроках геометрии пишут диктанты.

2. Графические диктанты.

Отметим в тетради точку А и назовем ее стартовой точкой. Из этой точки карандаш начнет свой путь по странице.

Из точки А карандаш может пойти по линиям квадратной сетки:

  • Вправо;
  • Влево;
  • Вверх;
  • Вниз.

При этом он может пройти одну, две, три и больше клеток.

Карандаш может соединять две несоседние вершины клетки, двигаясь по диагонали:

  • вправо вверх по диагонали;
  • вправо вниз по диагонали;
  • влево вверх по диагонали;
  • влево вниз по диагонали,

и опять нужно указать, сколько клеток проходит карандаш.

Напишем следующий графический диктант:

  • Стартовая точка А:
  • вниз 8;
  • вправо вниз по диагонали 2;
  • вправо 1;
  • вправо вверх по диагонали 1;
  • вправо вниз по диагонали 2;
  • влево 4;
  • влево вниз по диагонали 3;
  • вверх 1;
  • влево 3;
  • влево вверх по диагонали 3;
  • вверх 3;
  • влево вверх по диагонали 1;
  • вправо 3;
  • вниз 3;
  • вправо вниз по диагонали 1;
  • вверх 6;
  • вправо вверх по диагонали 4.

Что у вас получилось? (голубь).

А с какой целью мы обратились к графическим диктантам?

(Найти приемы для игры “Танграм”).

Тогда попробуем закрыть его частями квадрата.

(Разрезать квадрат со стороной 4 см на клетчатой бумаге).

Легче стало найти решение?

3. Координаты.

Напишем еще один графический диктант.

  • Стартовая точка А;
  • вправо вниз по диагонали 4;
  • влево 2;
  • вправо вниз по диагонали 3;
  • влево 3;
  • вправо вниз по диагонали 4;
  • влево 12;
  • вправо вверх по диагонали 4;
  • влево 2;
  • вправо вверх по диагонали 3;
  • влево 3;
  • вправо вверх по диагонали 4.

У всех получилась елочка?

Составьте ее из частей квадрата.

Рисунок 3

Посмотрите на рисунок и развесьте такие же фонарики на своей елочке.

Могли бы вы нарисовать елочку, если на листе бмаги уже были бы нарисованы ее фонарики?

Попробуйте разместить такие фонарики в своей тетради. И расскажите соседу, как вы это сделали.

Согласитесь, что развесить фонарики гораздо проще, чем рассказать о том, куда вы их поместили на листе.

А для того, чтобы не запутаться, нужно посчитать кое-какие клеточки.

Именно эта идея нам поможет.

Давайте договоримся, что будем ориентироваться на странице с помощью шкалы отсчета, и даже не одной шкалы, а двух.

Чтобы их построить, возьмем две линии сетки, горизонральную и вертикальную, на них нанесем штрихи и запишем соответствующие числа.

Рисунок 4

Одну шкалу назовем горизонтальной шкалой отсчета, другую - вертикальной шкалой отсчета.

А теперь рассмотрим рисунок и попытаемся разобраться, где находится первый фонарик.

Точка А1 находится на пересечении двух линий сетки. Опустимся по одной из них и попадем на горизонтальной шкале отсчета в точку, которой соответствует число 7. Если будем двигаться из точки А1 по второй линии сетки, то на вертикальной шкале отсчета получим точку, которой соответствует число 12.

Будем говорить: “ Точка А1 имеет координаты 7 и 12”.

Запись А1 (7; 12).

Посмотрим теперь на другой фонарик - точку А2 и определим координаты этой точки.

  • Что нужно сделать, чтобы найти первую координату точки А2? Как должен двигаться при этом карандаш по странице тетради?
  • Назовите первую координату точки А2.
  • Что нужно сделать, чтобы найти вторую координату точки А2?
  • Назовите вторую координату.
  • Запишите координаты точки А2.
  • А теперь определите координаты оставшихся точек - фонариков.

А3 (9; 8), А4 (6; 8), А5 (3; 8), А6 (3; 5), А7 (5;5), А8 (9; 5), А10 (13; 1), А11 (1;1)

На палубу вышел, сознанья уж нет,
В глазах его все помутилось.
..


Именно с внезапного помутнения в глазах у автора и началось функциональное расстройство зрения, обозначаемое термином "диплопия" (от греческого diploos+opos - двойной взгляд). При диплопии человек, рассматривая любой предмет, видит одновременно два его изображения, разнесенные в пространстве.

Целью публикации этой заметки является желание помочь тем людям, которые попали в аналогичную ситуацию и не знают, как её исправить. Может быть, мой опыт окажется полезным и для других.


Преамбула


Современная медицина считает, что диплопия может быть симптомом, или клиническим проявлением целого ряда неврологических, инфекционных, наследственных и других заболеваний (напр. ишемический инсульт, опухоль головного мозга, офтальмоплегическая мигрень, клещевой энцефалит, ботулизм, диабет и пр.). Причинами возникновения диплопии могут быть также переутомление глазных мышц, травмы головы, алкогольное отравление и др.

Eщe до госпитализации в клинику с целью выяснения причин случившегося автор с помощью сведений, найденных в интернете, установил, что он стал обладателем так называемой бинокулярной перекрестной диплопии, когда два изображения (правое и левое) располагаются крест на крест по отношению друг к другу, причем при закрытии левого глаза исчезает левое изображении, а при закрытии правого - правое. Размах удаления двух изображений зависит от расстояния до наблюдаемого объекта и, как ни странно, от наклона и поворота головы. Изменяя положение головы, удавалось, например, раздвинуть два изображения экрана телевизора на стене на несколько метров друг от друга, причем одно из них упиралось в потолок, а другое - в плинтус. Линия, соединяющая центры двух иображений, при этом составляла с вертикалью угол около 45 градусов.

Жить с таким дефектом зрения можно, но не так уж просто. Особую опасность представляет ходьба по лестницам (особенно при спуске), когда вы видите перед собой вместо одной лестницы две, ступеньки которых скошены друг относительно друга на десятки градусов. Такое передвижение можно осуществлять только держась за перила и прикрывая один глаз; пренебрежение этими правилами грозит падением, поскольку вместо реальной ступеньки вы рискуете наступить в пустоту. Проблемными становятся (если не закрывать один глаз) самые простые и обыденные действия, например, взятие предмета со стола, бритьё, чтение, пользование клавиатурой, пультами, выключателями, наблюдение происходящего на экране дисплея или телевизора - практически всё, что так или иначе связано с определением реального местоположения чего-либо. Немного помогает использование обычных очков, но это - довольно слабое утешение.

В стационаре клиники в течение почти трёх недель автора лечили как от основного заболевания - по стандартной методике, так и от его клинического проявления в виде диплопии - по методике стимуляции головного мозга аппаратом Брейн-Порт (BrainPort), используемой профессором Ю. Даниловым из лаборатории тактильных коммуникаций и нейрореабилитации университета штата Висконсин (США) . Основы этого метода заложил известный нейрофизиолог Пол Бах-у-Рита, ранее возглавлявший эту лабораторию и посвятивший много лет исследованию феномена кожного зрения (вспомним нашу Розу Кулешову, более полувека назад убедившую авторитетную научную комиссию в реальности существования этого феномена). Известно его знаменитое высказывание: "Мы видим не глазами, а мозгом", смысл которого заключается в том, что информация об изображении может поступать не только через основные - зрительные, но и через запасные - тактильные или слуховые ощущения. Последние включаются в работу в случае необходимости.

Первоначально в методике стимуляции головного мозга использовались системы BrainPort Vision (восстановление зрения) и BrainPort Position (двигательная адаптация), где тактильная информация вводилась через помещаемую на язык пациента пластину с матрицей электродов, на которые подавались импульсные сигналы соответственно с видеодатчиков или датчиков ускорения. Информация о применяемой в настоящее время универсальной системе BrainPort недоступна. По-видимому, в этой разработке подача внешних сигналов на матрицу электродов отсутствует и предполагается, что воздействие на язык определенной последовательности электрических импульсов, создаваемой автономным встроенным генератором, приводит к автоматической коррекции работы соответствующих разделов мозга.

Если принцип действия двух ранних систем понятен, по крайней мере, лицам, знакомым с принципами работы систем с автоматическим регулированием, то о современной системе этого сказать нельзя. Впрочем, об этом говорит и сам профессор Данилов в многочисленных выступлениях и интервью для прессы: "Но если вы спросите, как это происходит, я честно отвечу: пока это до конца не ясно." Основным аргументом в таких случаях является ссылка на многочисленные успешные применения в клинической практике. Плацебо, или что-то другое, непонятное, но - помогает.

Поэтому я почти три недели по два раза в день послушно помещал на язык пластину аппарата Брейн-Порт, предварительно установив амплитуду импульсов на уровне, достаточном до появления очень заметного покалывания с "кислым вкусом", и каждый раз в течение 15 минут проделывал всё предписываемое на данный сеанс: неподвижная стойка на полу с открытыми или закрытыми глазами, то же - на толстом пружинящем коврике, попеременная фокусировка глаз на удаленные и близко расположенные предметы, упражения на низком велотренажере (аналоге детского трехколесного велосипеда) , релаксация с закрытыми глазами с прослушиванием музыки с подмешиванием ритмов головного мозга, упражнения с движением глаз по очертаниям или этажам зданий за окном и др.

При поступлении в стационар при взгляде вниз из положении стоя на собственные ноги я видел четыре ноги, причем носки обуви одной пары ног отстояли от носков другой пары на расстояние около 30 см. Мы с лечащим врачом решили, что наличие положительного эффекта от использования аппарата Брейн-Порт можно оценивать по уменьшению этого расстояния. Поначалу мне казалось, что эффект есть, но оказалось, что это не так. День шёл за днём, но никаких ощутимых изменений в лучшую сторону не происходило. Тем не менее, при выписке я, чтобы не расстраивать своего лечащего врача, сказал, что изображения ног "разъезжаются" уже не так сильно.

Вернувшись домой, я вспомнил, что ещё до госпитализации одна из сотрудниц нашей тематической группы сказала, что у её сестры несколько лет назад произошел инсульт, после чего у нее появилась диплопия, от которой она избавлялась в течение шести месяцев. Помимо стандартной схемы медикаментозного лечения пациентов, перенесших инсульт, в течение всех этих месяцев она регулярно несколько раз в день делала так называемую гимнастику Бейтса, что и позволило полностью устранить диплопию. Рецидивов не наблюдалось.

Мне понадобилось всего несколько дней занятий гимнастикой Бейтса (3 раза в день по 10 мин), чтобы тоже избавиться от диплопии. Я не мог в это поверить, и каждый раз, просыпаясь, открывал глаза с опаской: а вдруг опять увижу мир раздвоенным. При визите к лечащему врачу для закрытия больничного я назвал происшедшее волшебством.

А между тем в компьютерных сетях можно найти довольно нелестные отзывы о гимнастике Бейтса. Приведу один из них.

Уильям Горацио Бейтс (англ. William Horatio Bates) (23 декабря 1860, Ньюарк, Нью-Джерси — 10 июля 1931, Нью-Йорк) — американский врач-офтальмолог, изобретатель немедикаментозного метода восстановления зрения. Эффективность этого метода сомнительна, а теория, на которой он базируется, противоречит данным офтальмологии и оптометрии как времен Бейтса, так и современным данным.

Причина появления таких отзывов заключается в том, что Бейтс надеялся с помощью своей методики вообще избавить человечество от очков. Однако, сейчас совершенно ясно, что далеко не всякие нарушения зрения, в частности, связанные с хрусталиком, могут быть устранены с помощью гимнастики Бейтса. Более того, в определенных случаях она даже может нанести вред. Поэтому переходя к изложению методики Бейтса, прошу читателей обратить на это внимание.

Гимнастика Бейтса для восстановления зрения.


Гимнастика Бейтса включает в себя упражения для глазных мышц, упражнения для шейно-плечевого отдела и так называемый "пальминг" (от английского palm - ладонь).

Комплекс надо делать либо за час до еды, либо после больших нагрузок на зрительный аппарат (компьютер, телевизор, чтение и пр.) несколько раз в день (от двух ло пяти). Пальминг можно делать не только в составе комплекса упражнений, но и независимо при появлении признаков усталости глаз.

Упражнения для глазных мышц


Эти упражнения делаются без очков и -лучше всего - сидя перед столом в сочетании с пальмингом. При этом локти должны опираться не на сам стол, а на подставку (коробку, подушку и др.) с высотой, обеспечивающей горизонтальное положнение спины. Не лопускайте перенапряжения глазных мышц с появлением болевых ощущений. Голова при выполнении упражнений должна оставаться неподвижной. После выполнения каждого упражнения (от 5 до 20 раз или до появления дискомфорта) необходимо несколько секунд поморгать.

1. Смотрите попеременно вверх и вниз, фиксируя взгляд на секунду в каждой из позиций.

2. Смотрите попеременно вправо и влево, фиксируя взгляд на секунду в каждой из позиций.

3. Смотрите попеременно "по диагонали" вправо-вверх и влево-вниз, фиксируя взгляд на секунду в каждой из позиций.

4. Смотрите попеременно "по диагонали" влево-вверх и вправо-вниз, фиксируя взгляд на секунду в каждой из позиций.

5. Вращайте глазами по кругу по часовой стрелке.

6. Вращайте глазами по кругу против часовой стрелки.

7. "Рисуйте" глазами квадрат по часовой стрелке.

8. "Рисуйте" глазами квадрат против часовой стрелки.

Упражнения 1-8 лучше делать с пальмингом (в темноте). Следующие два упражения, естественно, на свету.

9. Фокусируйте взгляд на большом пальце максимально вытянутой руки. Приближайте палец к носу (до касания), затем удаляйте с непрерывным сохранением фокусировки. После этого сФокусируйте взгляд на удаленный предмет.

10. Крепко зажмурьтесь. потом медленно откройте веки.

Упражнения для шейно-плечевого отдела


Выполняются энергично, но плавно, для улучшения кровообращения мозга и зрения (от 2 до 10 раз каждое).

1. Поворачивайте голову попеременно вправо и влево.

2. "Укладывайте" голову на правое и левое плечо попеременно.

3. Наклоняйте голову вперед и запрокидывайте назад попеременно.

4. Выполняйте движение головой по кругу по часовой стрелке.

5. Выполняйте движение головой по кругу против часовой стрелки.

6. Выполняйте движение головой попеременно "по диагонали" вправо-вверх и влево-вниз.

7. Выполняйте движение головой попеременно "по диагонали" влево-вверх и вправо-вниз.

8. Выполняйте движение руками вверх (до плеч) и вниз со скольжением вдоль туловища.

9. Выполняйте вращение согнутых рук по кругу (кисти лежат на плечах) попеременно в одну и дрругую сторону.

Пальминг - прогревание глаз теплом ладоней.


Для выполнения пальминга сначала потрите ладони друг о друга до разогрева, а затем скрестите пальцы и поместите их на лоб таким образом, чтобы нос оставался свободным между ладонями. Плотно прижмите пальцы и ладони ко лбу и щекам, чтобы полностью блокировать проникновение света к глазам. Находитесь в таком положении несколько минут, думая о чем-нибудь приятном. Затем несколько раз поморгайте, снимите ладони и медленно откройте глаза.

Выполнение всего комплекса упражнений занимает не более 10 минут

Желаю успеха.

PS. Описание близкого по содержанию комплекса упражнений с иллюстрациями можно найти в сети по адресу: очки-бейтса.рф/component/content/article/1 00



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама