THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Карантин при коклюше длится определенное время, которое зависит от наличия иммунитета к возбудителю.

Если среди детей обнаруживается источник поражения, то с этого момента для всех контактировавших рекомендуется исключение из коллектива на срок от 14 до 16 дней. В случае, когда ребенок, больной коклюшем, остается в группе, то проводится общая изоляция на 25 суток.

Для чего вводится карантин при коклюше? Что используется для профилактики инфекции? Для полного понимания картины рассмотрим основные признаки и особенности влияния инфекции на человека.

Заболевание коклюшем имеет особенность, которая проявляется в остром поражении дыхательных путей. Это бактериальная инфекция, передающаяся воздушно-капельным способом, которая определяется наличием возбудителя – коклюшной палочки под названием Bordetella pertussis.

Болеют чаще всего дети раннего возраста с 2 до 7 лет. Это связано с материнским иммунитетом, который передается с рождения до окончания грудного вскармливания. Массовое скопление малышей становится причиной быстрой передачи коклюша. Но для детской инфекции характерна средняя либо легкая форма течения.

Специфическим симптомом бактериального поражения считается тяжелый спазматический кашель, который появляется через 2 недели после заражения (день, когда устанавливается карантин). Но, кроме того, перед острой фазой болезни, в катаральный период коклюша могут проявляться такие признаки как:

  • воспаление носоглотки – насморк, чихание;
  • умеренная температура – повышение показаний до 38-38,5 С;
  • кашель – переходящий в приступы.

Помимо этого, при коклюше поражаются клетки нервной системы, вследствие чего ребенок становится раздражительным и капризным.

У грудничков наличие признаков бактериального поражения коклюшной палочкой несет опасность в виде остановки дыхания, когда спазмы при кашле приводят к нарушению функции легких. В результате чего малыш может погибнуть.

Практически в каждом случае обнаружения коклюша требуется незамедлительная антибактериальная терапия. Тогда врач назначает комплекс препаратов, способных предотвратить наступление острого проявления инфекции в виде серьезных и тяжелых приступов кашля. Такое лечение часто проводится еще до подтверждения точного диагноза, так как лабораторные исследования тканей больного занимают несколько дней. При этом человек с признаками бактериального коклюша отправляется в карантин.

В ходе лечения любой формы заболевания очень важно создать правильные условия для выздоровления, которые реально помогают справиться с недомоганиями:

  • обеспечить больному покой, исключить внешние (звуковые, световые) раздражители;
  • назначить щадящую диету с повышенным содержанием белков – пища не должна быть слишком острой, кислой или сухой, так как это может спровоцировать очередной приступ кашля;
  • регулярно проветривать помещение, гулять на свежем воздухе;
  • соблюдать прием предписанных лекарств;
  • употреблять больше жидкости (компоты, чаи с малиной, липой).

Хорошо наряду с медицинскими препаратами использовать народные средства для облегчения кашля. Один из таких действенных методов следующий: берут горсть сухой горчицы и кладут в носки, которые надевает ребенок.

Очень эффективным будет также компресс из шерстяной ткани, пропитанный смесью из пихтового масла, столового уксуса и камфоры. При соблюдении постельного режима его кладут ребенку на грудь для прогревания.

Первой и главной профилактической мерой при коклюше является изоляция больного от коллектива сроком на 14-16 дней. Если у ребенка заболевание протекает тяжело или с осложнениями, то рекомендуется лечение в стационаре. Карантин при коклюше может быть увеличен до 25 дней с момента возникновения первых признаков инфекции в группе.

При контакте с заразным человеком, больных детей дошкольного возраста необходимо временно отправить на карантин. В целях профилактики проводят вакцинацию иммуноглобулином для тех, кто не был ранее привит АКДС. Бесклеточная вакцина представляет собой три инъекции, которые вводят однократно с перерывом в 1-3 месяца. Она содержит защиту от коклюша, дифтерии и столбняка, и сегодня считается самым эффективным средством профилактики коклюша. Прививку ставят детям возрастом до 5 месяцев подкожным способом. В дальнейшем для поддержки иммунной защиты, потребуется ревакцинация.

Чтобы диагностировать болезнь на ранней стадии, и исключить массовое заражение, при первых признаках коклюша необходимо провести лабораторное исследование. Особому риску подвергаются дети первых месяцев жизни, у которых вирус протекает обычно в тяжелой форме. В остальных случаях детского заболевания прогноз является благоприятным. Обязательной госпитализации в начальной стадии коклюша подлежат такие пациенты:

  • дети до года, не болевшие бактериальной инфекцией;
  • больные до 3 лет из семей с неблагоприятными жилищными условиями;
  • первые заболевшие в детских учреждениях.

Карантин при коклюше составляет 21 день с момента последнего посещения коллектива последним заразившимся ребенком.

Получается, что карантин продлевается, если в школе или саду заболеет кто-нибудь еще. А в основном, врачи рекомендуют лечение в домашних условиях около месяца, а то и больше, так как защитные силы у ребенка при коклюше особенно ослабляются.

Для маленьких деток при коклюше в первую очередь проводят курс витаминотерапии. Применяют такие препараты, как: Пассилат, Мистик, Хромвитал+ и другие. Для восстановления микрофлоры кишечника после приема сильнодействующих антибиотиков, рекомендованы пробиотики (например, Линекс). Из растительных средств для укрепления здоровья подойдут настойка женьшеня, аралии маньчжурской или элеутерококка.

В постболезненный период, который должен длиться не менее 2 недель, очень важное значение имеет режим жизни ребенка. Чтобы исключить повторные приступы кашля, необходимо больше гулять, двигаться, и по возможности, сократить до минимума отрицательные эмоции.

Симптомы коклюша

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 17 марта 2014 г. N 9
"Об утверждении СП 3.1.2.3162-14"

Требования
к взятию и транспортированию материала для лабораторной диагностики коклюша

1. Взятие, транспортирование и лабораторное исследование материала на коклюш проводят согласно нормативным документам по лабораторной диагностике коклюша.

2. Исследуемым материалом является слизь из верхних дыхательных путей, осаждающаяся при кашле на задней стенке глотки, которую забирают натощак или через 2-3 ч после еды, до применения полоскания или других видов лечения.

3. Взятие материала проводится медицинским персоналом лечебно-профилактических и детских организаций, прошедшим соответствующий инструктаж. Материал берут в специально выделенном для этих целей помещении лечебно-профилактических и детских организаций. В отдельных случаях материал может быть взят на дому. Взятие материала осуществляют с использованием шпателя при хорошем освещении с задней стенки глотки, не касаясь тампоном языка и внутренних поверхностей щек и зубов.

4. Для бактериологической диагностики взятие материала проводится: заднеглоточным тампоном, "кашлевыми пластинками".

Заднеглоточным тампоном материал забирают как с диагностической целью, так и по эпидемическим показаниям. Метод "кашлевых пластинок" используют только с диагностической целью при наличии кашля. У детей грудного возраста патологический материал забирают заднеглоточным тампоном.

Для взятия материала используют либо тампоны, изготовленные в лаборатории, либо стерильные тампоны из хлопка или вискозы на алюминиевой основе в индивидуальной пластиковой пробирке. При извлечении из пробирки конец тампона изгибают под тупым углом (110-120°).

Взятие патологического материала производят двумя тампонами: сухим и смоченным забуференным физиологическим раствором. Взятие материала сухим тампоном стимулирует кашель и повышает возможность выделения возбудителя при взятии материала вторым влажным тампоном. Материал с сухого тампона засевают на чашку Петри с питательной средой обязательно на месте взятия, а с влажного тампона посев производят после доставки тампона в лабораторию.

Взятие материала "кашлевыми пластинками" производят на 2 чашки с питательной средой, поднося во время приступа кашля чашку с питательной средой на расстоянии 10-12 см так, чтобы капельки слизи из дыхательных путей попали на поверхность среды. Чашку в таком положении держат некоторое время (в течение 6-8 кашлевых толчков), при непродолжительном покашливании чашку подносят повторно. На питательную среду не должны попадать слюна, рвотные массы, мокрота. Затем чашку с питательной средой закрывают крышкой и доставляют в лабораторию.

Тампоны и посевы с патологическим материалом доставляют в лабораторию в сумках-термосах, обязательно оберегая его от прямых солнечных лучей и сохраняя при температуре 35-37°С, не позднее 2-4 ч после взятия материала.

5. Для молекулярно-генетического исследования патологический материал с задней стенки ротоглотки собирают последовательно двумя сухими стерильными зондами из полистирола с вискозными тампонами, которые объединяют в одну пробу.

После взятия рабочую часть зонда с тампоном помещают на глубину 1,5 см в стерильную одноразовую пробирку с 0,5 мл транспортной среды или стерильного физиологического раствора (оба тампона помещают в одну пробирку). Рукоятку зонда с тампоном опускают вниз и отламывают, придерживая крышкой пробирки. Пробирку герметично закрывают и маркируют.

Допускается хранение материала в течение трех суток при температуре 2-8°С. Пробирку с патологическим материалом помещают в индивидуальный полиэтиленовый пакет и доставляют в лабораторию в сумках-термосах при температуре 4-8°С, сопроводив документацией.

6. Для серологического исследования (ИФА) взятие крови производят обязательно натощак из вены в объеме 3-4 мл или из подушечки третьей фаланги среднего пальца в объеме 0,5-1,0 мл (у детей младшего возраста) в одноразовую пластиковую пробирку без антикоагулянта.

Взятие крови из локтевой вены для получения сыворотки производят одноразовой иглой (диаметр 0,8-1,1 мм) в пробирку без антикоагулянта или одноразовый шприц объемом 5 мл. При заборе в шприц кровь из него аккуратно (без образования пены) переносят в одноразовую стеклянную пробирку. Капиллярную кровь берут из пальца в асептических условиях в пробирки без антикоагулянта, отстаивают при комнатной температуре в течение 30 мин или помещают в термостат при 37°С на 15 мин. Затем проводят центрифугирование в течение 10 мин при 3000 об./мин, после чего сыворотку переносят в стерильные пробирки.

Каждую пробирку маркируют, помещают в полиэтиленовый пакет и доставляют в лабораторию, сопроводив документацией, в сумках-термосах при температуре 4-8°С, исключая в зимнее время ее замораживание.

Сыворотку крови хранят при комнатной температуре в течение 6 часов, при температуре 4-8°С в течение 5 суток, при температуре не выше -20°С - до 3 месяцев. Многократное замораживание/оттаивание сыворотки крови недопустимо.

7. Исследуемый материал должен быть пронумерован и иметь сопроводительную документацию, где указывается: фамилия, имя, отчество; возраст; адрес обследуемого лица; название учреждения, направляющего материал; дата заболевания; метод лабораторной диагностики; наименование материала и метод его взятия; дата и время взятия материала; цель обследования; кратность обследования; подпись лица, взявшего материал.

8. Медицинские работники, осуществляющие взятие патологического материала, проходят инструктаж не реже 1 раза в год. Врачи клинической лабораторной диагностики повышают квалификацию на курсах тематического усовершенствования по лабораторной диагностике коклюша.

Интерпретация результатов серологической диагностики коклюша при использовании метода иммуноферментного анализа (ИФА)

Серологическую диагностику коклюша проводят методом ИФА с использованием наборов реагентов по определению уровня специфических противококлюшных антител классов IgM, IgA, IgG, зарегистрированных и разрешенных к применению на территории Российской Федерации в установленном законодательством порядке. В инструкциях по применению тест-систем определен пороговый уровень антител, выше которого результат считается положительным.

Исследование проводят начиная с 3-й недели болезни.

Тактика серологического исследования должна строиться с учетом закономерностей формирования иммунного ответа у непривитых и привитых лиц.

В начале острой стадии коклюша у непривитых детей и взрослых формируются IgM-антитела, которые можно выявить начиная со 2-й недели болезни. Отрицательный результат по определению антител этого класса в первые две недели не исключает инфицирование возбудителем коклюша, так как отрицательный результат теста может быть связан с низким уровнем антител. Острый процесс и прогрессирование заболевания сопровождается появлением IgA- и IgG-антител на 2-3-й неделе от начала болезни.

Подтверждением клинического диагноза "коклюш" у непривитых больных является выявление при однократном исследовании сывороток крови IgM-антител или IgM-антител с различными сочетаниями с IgA- и IgG-антителами. В случае получения отрицательных результатов исследование повторяют через 10-14 дней.

У детей, привитых против коклюша и утративших со временем поствакцинальные антитела, иммунный ответ формируется по вторичному типу: на 2-3-й неделе заболевания происходит интенсивное нарастание IgG-антител, уровень которых превышает пороговый в 4 и более раз, или на фоне низкой продукции IgM-антител происходит быстрое нарастание IgA-антител, а в дальнейшем IgG-антител в показателях, превышающих пороговый уровень в 4 и более раз.

Для оценки нарастания уровня специфических антител у привитых детей необходимо исследование парных сывороток с интервалом 10-14 дней. При планировании исследования парных сывороток от привитых лиц взятие первого образца допустимо производить, независимо от сроков заболевания. Если при первичном исследовании сыворотки крови от привитого против коклюша ребенка выявляются IgG-антитела в количестве, превышающем пороговый уровень в 4 и более раз, повторное исследование не проводится.

Исследование образцов парных сывороток, взятых как от непривитых, так и привитых лиц, рекомендуется проводить на одной панели.

При заболевании детей первых месяцев жизни, учитывая особенности иммуногенеза в этом возрасте (замедленную сероконверсию), целесообразно проводить исследование парных сывороток крови одновременно ребёнка и матери.

Краткая характеристика
клинических форм коклюша у детей

Выделяют типичные и атипичные формы коклюша.

В течении коклюша различают 4 периода: инкубационный, продромальный, спазматический и период обратного развития.

Инкубационный период при всех формах коклюша колеблется от 7 до 21 дня.

Типичные формы коклюша подразделяют на легкую, среднетяжелую, тяжелую, атипичную, коклюш у детей первых месяцев жизни и бактерионосительство.

1. Типичные формы:

К легким формам типичного коклюша относят заболевания, при которых число приступов кашля не превышает 15 в сутки, и общее состояние нарушается в незначительной степени.

Продромальный период продолжается в среднем 10-14 дней. Основным симптомом начинающегося коклюша является кашель, обычно сухой, в половине случаев навязчивый, наблюдается чаще ночью или перед сном. Самочувствие ребенка и его поведение, как правило, не меняются. Кашель постепенно усиливается, приобретает более упорный, навязчивый, а затем приступообразный характер, и болезнь переходит в спазматический период.

Приступообразный кашель характеризуется рядом быстро следующих друг за другом выдыхательных толчков, сменяющихся судорожным свистящим вдохом - репризом. У единичных детей возникает рвота при отдельных приступах кашля. Более постоянным симптомом является небольшая отечность лица и особенно век, которая обнаруживается почти у половины больных.

Аускультация выявляет у ряда детей жесткое дыхание. Хрипы, как правило, не выслушиваются.

В анализах крови лишь у части больных легкой формой наблюдаются тенденция к увеличению общего числа лейкоцитов и лимфоцитоз, однако сдвиги незначительны и не могут быть использованы в диагностических целях.

Несмотря на легкое течение спазматический период сохраняет большую продолжительность и составляет в среднем 4,5 недели.

В периоде разрешения, продолжающемся 1-2 недели, кашель теряет свой типичный характер и становится реже и легче.

Среднетяжелая форма характеризуется учащением числа приступов кашля от 16 до 25 раз в сутки или более редкими, но тяжелыми приступами, частыми репризами и заметным ухудшением общего состояния.

Продромальный период короче, в среднем составляет 7-9 дней, спазматический период - 5 недель и больше.

Появляются изменения поведения и самочувствия больного, отмечается повышение психической возбудимости, раздражительность, слабость, вялость, нарушение сна. Приступы кашля затяжные, сопровождаются цианозом лица и вызывают утомление ребенка. Явления гипоксии могут сохраняться и вне приступов кашля.

Почти постоянно наблюдается одутловатость лица, появляются признаки геморрагического синдрома.

В легких нередко выслушиваются сухие и разнокалиберные влажные хрипы, которые могут исчезать после приступов кашля и снова появляться спустя короткое время.

С большим постоянством выявляются изменения со стороны белой крови: лейкоцитоз до 20-30 на /л, абсолютное и относительное увеличение лимфоцитов при нормальной или сниженной СОЭ.

Для тяжелых форм характерна более значительная выраженность и многообразие клинических проявлений. Частота приступов кашля достигает 30 в сутки и более.

Продромальный период обычно укорочен до 3-5 дней. С наступлением спазматического периода общее состояние детей значительно нарушается. Наблюдается снижение массы тела. Дети вялые, возможна инверсия сна.

Приступы кашля длительные, сопровождаются цианозом лица. На фоне нарастающей гипоксии развивается дыхательная, а позднее и сердечно-сосудистая недостаточность. У детей первых месяцев жизни могут возникнуть остановки дыхания - апноэ, связанные с перевозбуждением дыхательного центра и спастическим состоянием дыхательной мускулатуры. У недоношенных детей, а также при поражении центральной нервной системы апноэ возникают чаще и могут быть длительными. В некоторых случаях наблюдаются энцефалические расстройства ("коклюшная энцефалопатия"), сопровождаемые судорогами клонического и клонико-тонического характера, угнетением сознания.

Наряду с длительными остановками дыхания тяжелые энцефалические расстройства являются наиболее опасными проявлениями коклюшной инфекции и на фоне резко снизившейся летальности остаются одной из главных причин смертельных исходов при коклюше.

Аускультативная картина соответствует клиническим проявлениям "коклюшного легкого".

В спазматическом периоде чаще наблюдаются симптомы нарушений сердечно-сосудистой системы: тахикардия, повышение кровяного давления, одутловатость лица, иногда отеки на кистях и стопах, петехии на лице и верхней части туловища, кровоизлияния в склеры, носовые кровотечения.

В большинстве случаев наблюдаются изменения со стороны крови: выраженный лейкоцитоз до 40-80 тысяч в 1 крови. Удельный вес лимфоцитов составляет до 70-80%.

2. Атипичная форма характеризуется нетипичным покашливанием, отсутствием последовательной смены периодов болезни.

Длительность кашля колеблется от 7 до 50 дней, в среднем составляет 30 дней. Кашель, как правило, сухой, навязчивый, с напряжением лица, наблюдается преимущественно ночью и усиливается в сроки, соответствующие переходу катарального периода в спазматический (на 2-й неделе от начала болезни). Иногда удается наблюдать появление единичных типичных приступов кашля при волнении ребенка, во время еды или в связи с наслоением интеркуррентных заболеваний.

Из других особенностей атипичной формы следует отметить редкое повышение температуры и слабую выраженность катаров слизистых носа и зева.

При физикальном исследовании легких выявляется эмфизема.

3. Коклюш у детей первых месяцев жизни характеризуется значительной тяжестью. Продромальный период укорочен до нескольких дней и мало заметен, тогда как спазматический период удлиняется до 1,5-2,0 месяцев. Особенностью спазматического кашля является отсутствие характерных репризов. Приступы кашля состоят из коротких выдыхательных толчков. Появляется сначала гиперемия надбровных дуг и орбит глаз, затем гиперемия лица, которая сменяется разлитым цианозом лица и слизистой оболочки полости рта. Приступы кашля сопровождаются задержкой дыхания вплоть до возникновения апноэ. Апноэ у детей до трех месяцев наблюдается почти в половине случаев, а у детей второго полугодия наблюдается редко. У детей раннего возраста в 6-8 раз чаще развиваются неврологические расстройства.

4. Бактерионосительство возбудителя коклюша наблюдается у взрослых и детей старшего возраста, привитых против коклюша или переболевших этой инфекцией. Длительность бактерионосительства, как правило, не превышает две недели.

) направлено на поголовную иммунизацию детского населения ассоциированными дифтерийно-коклюшными вакцинами. Однако успех такой иммунизации более значителен в отношении дифтерии, чем в отношении коклюша. Усилия специалистов направлены в настоящее время на повышение эффективности коклюшного компонента ассоциированной вакцины.

В проведении противоэпидемических мероприятий в очагах коклюша некоторые затруднения могут возникать в связи с поздней диагностикой первых случаев заболеваний. Это связано с недостаточной выраженностью начального периода болезни (стадия катарального кашля), который продолжается 7-10 дней, но является наиболее заразным для окружающих. Больным детям при этом часто ставится диагноз бронхита , трахеита, ларингита и др. В этих случаях только при возникновении стадии судорожного кашля диагностируется коклюш. Более того, в условиях массовой привитости детей у части заболевших период судорожного кашля так и не возникает, что определяет стертую картину заболевания.

Другая трудность связана с тем, что сходная клиническая картина заболевания, хотя и более легкая, отмечается при паракоклюше, т. е. при инфекции, имевшей самостоятельный эпидемический процесс.

Все сказанное говорит о необходимости широких диагностических бактериологических исследований на коклюш среди больных и подозрительных на это заболевание.

Патогенез коклюша характеризуется локализацией процесса в нижних отделах дыхательных путей. Густой и вязкий секрет, содержащий жизнеспособных возбудителей инфекции, может быть выделен из организма только при кашле. После выделения тяжелые капли довольно быстро оседают вблизи источника инфекции, определяя возможность заражения от него только при близком общении, тем более что бактерии коклюша довольно быстро погибают во внешней среде.

Важная особенность коклюша связана с характером клинической картины болезни: большинство детей переносит заболевание на ногах, нередко продолжая общаться со своими сверстниками не только в помещении, но также во дворе и на улице. Отсюда растянутость вспышки во времени, в том числе в детских коллективах, постепенное вовлечение в эпидемический процесс новых лиц из числа общавшихся подобно расхождению кругов по воде, в которую брошен камень.

Однако при коклюше имеется ряд особенностей, связанных прежде всего с более длительными и более растянутыми ориентировочными сроками заражения. Инкубационный период при коклюше равен 3-14 дням, но в некоторых случаях может достигать 3 недель.

Хотя в последние годы заболеваемость детей старших возрастов несколько выросла на фоне довольно значительного снижения заболеваемости дошкольников, практически возрастные группы старше 10 лет в эпидемическом процессе принимают малое участие. Поэтому в процессе обследования в число лиц, общавшихся с больным, обычно включаются только дети до 10 лет. Они подвергаются ограничительным мерам и среди них ведутся поиски источника инфекции.

Вместе с тем при обследовании очага коклюша более тщательно проводится опрос с целью выяснения всех «внешних контактов» заболевшего (вне семьи и детского учреждения).

Лабораторные методы исследования касаются бактериологического подтверждения диагноза, что особенно важно в сомнительных случаях.

Материал для исследования забирают методом кашлевых пластинок или тампоном. В первом случае во время приступа кашля чашку с казеиново-угольным агаром помещают перед ртом на расстоянии до 10 см, затем закрывают крышкой и направляют в лабораторию. Во втором случае используют тампоны на изогнутой ручке. Материал забирают из заднеглоточного пространства и тут же производится посев на казеиново-угольную среду.

Бактериологическое исследование дает положительные результаты чаще всего в первые 2-3 недели заболевания. В более поздние сроки постановке диагноза могут помочь серологические реакции (реакция агглютинации и реакция связывания комплемента).

Противоэпидемические мероприятия . Меры в отношении источника инфекции. Больные обычно изолируются на дому на срок до 40 дней от начала заболевания или на 30 дней от начала судорожного кашля. Госпитализация в инфекционную больницу необходима по клиническим показаниям (тяжелая и осложненная форма заболевания) или по эпидемиологическим показаниям (наличие в окружении непривитых детей, первые больные из детских учреждений).

По прошествии указанного выше срока переболевшие могут быть допущены в детские учреждения.

Меры в отношении окружающих лиц. Дети до 10 лет, не болевшие коклюшем, подлежат наблюдению в течение 14 дней. На этот же срок (при условии госпитализации больного) на них накладывается карантин. При продолжении общения с источником инфекции карантин удлиняется до 40 дней со дня заболевания или до 30 дней от начала судорожного кашля у заболевшего. Общавшимся детям 1-го года жизни проводится гамма-глобулинопрофилактика (двукратно по 3 мл через день).

Все неболевшие дети до 10-летнего возраста подлежат бактериологическому обследованию на носительство. Выявленные бактерионосители (даже при полном отсутствии клиники коклюша) не допускаются в детское учреждение до получения отрицательных результатов трех бактериологических исследований, проведенных с трехдневными интервалами.

При возникновении коклюша в детском учреждении или в первых 4 классах школы на группу накладывается карантин на 14 дней со дня изоляции заболевшего. Одновременно проводится клиническое и бактериологическое обследование всех детей группы для выявления других больных со стертым течением заболевания и бактерионосителей. Обращается особое внимание на детей, у которых отмечается кашель.

При выявлении потенциальных источников инфекции карантин удлиняется еще на 14 дней со дня удаления последнего источника.

Если в детском учреждении появляется одновременно несколько заболевших, для них здесь организуется изолированная группа, для которой устанавливается социальный оздоровительный режим (длительные прогулки и сон на открытом воздухе).

Дети, общавшиеся с больными или носителями, могут быть при необходимости повторно ревакцинированы, если после последней прививки прошло более 1 года. Непривитые иммунизируются ускоренным методом (сокращение интервалов между прививками до 10 дней).

Меры в отношении внешней среды при коклюше специально не проводятся ввиду малой стойкости возбудителя вне организма. Рекомендуется регулярно проводить влажную уборку помещения, а больному - чаще пользоваться свежим воздухом (прогулки, проветривание помещения).

Санитарное просвещение в очаге имеет целью раннее выявление новых больных, а потому включает в основном ознакомление взрослых с начальными признаками заболевания.

Выводы из эпидемиологического обследования . В выводах следует указать не только коллективы, с которыми был связан заболевший постоянно, но также детей вне этих коллективов. Выявление источника инфекции хотя и стало несколько более трудной задачей в условиях массовой привитости детей, однако оно вполне выполнимо, тем более при возможности использования бактериологических методов диагностики стертых форм заболевания.

Разумеется, возможно заражение в условиях кратковременного общения с источником на елке, в вагоне поезда и в других аналогичных условиях, при которых конкретный источник инфекции не может быть указан. Ссылка на подобные условия заражения допустима только в тех случаях, когда эпидемиологическое обследование исключает возможность заражения в среде обычного круга общения.

Малая стойкость возбудителя во внешней среде исключает необходимость специального изучения путей передачи инфекции: она всегда осуществляется через воздух.

Прививка от коклюша и целый ряд других профилактических мер в значительной степени предохраняют от заражения детей уже с первых месяцев жизни. Профилактика коклюша у детей направлена на своевременное (раннее) выявление больных, прерывание распространения инфекции и восприимчивый контингент. Однако радикально воздействовать на эпидемический процесс и резко снизить заболеваемость может только активная иммунизация, для которой используется вакцина от коклюша.

Общие профилактические мероприятия при коклюше по целому ряду причин имеют ограниченную эффективность:

  • длительный заразный период заболевания,
  • большая частота стертых форм,
  • высокая заразность (контагиозность) в катаральный период.

Профилактика коклюша подразделяется на специфическую и неспецифическую. Ранняя диагностика заболевания и изоляция больного ограничивают распространение инфекции. Эти мероприятия относятся к неспецифической профилактике дифтерии.

Специфическая профилактика включает в себя активную иммунизацию — самый эффективный метод профилактики коклюша.

Рис. 1. На фото ребенок больной коклюшем.

Выявление больных

Выявить больного коклюшем — обязанность каждого врача. Для этого используются клинические критерии диагностики заболевания с обязательным подтверждением диагноза бактериологическим методом. Раннее выявление больного — самая эффективная методика профилактики коклюша.

Кашель — основной симптом заболевания. Особенно должен насторожить сухой упорный кашель, длительность которого составляет 5 — 7 дне подряд. При этом катаральные явления верхних дыхательных путей выражены слабо. При подозрении на коклюш дети подлежат 2-х кратному бактериологическому исследованию, которое проводится либо два дня подряд, либо через день. За ребенком устанавливается активное наблюдение. При выявлении заболевания врач обязан оповестить санэпидстанцию и сотрудников детского учреждения, которое посещает ребенок. Ребенок изолируется. Лечение организуется либо в домашних условиях, либо в стационаре.

Лабораторная диагностика заболевания — важное звено в системе профилактических мероприятий коклюша.

Рис. 2. Кашель — основной симптом коклюша. Вначале заболевания он сухой и упорный, в разгар заболевания — приступообразный, спазматический.

Рис. 3. Выделение возбудителей коклюша из носоглоточной слизи — классический метод лабораторного подтверждения заболевания. На фото колонии возбудителей на питательных средах.

Изоляция больного

Изоляция больного — наиболее эффективное . Больные, коклюш у которых протекает в легкой форме, изолируются в домашних условиях. Для ребенка выделяется отдельная комната, но даже ширма надежно защитит от распространения заболевания.

Показания к госпитализации больного в лечебное учреждение:

  • госпитализации подлежат дети, заболевание у которых протекает в среднетяжелой и тяжелой формах,
  • осложненное течение коклюша,
  • изоляции подлежат дети, у которых приступы спазматического кашля сопровождаются рвотой, чрезмерным утомлением, потерей аппетита и нарушением сна,
  • при развитии на фоне коклюша других заболеваний в острой форме,
  • при сочетании коклюша с хроническими заболеваниями дыхательных путей, гипертонией, эпилепсией и другими заболеваниями ЦНС, протекающими с судорогами.

Изоляция больного продолжается 40 дней от начала заболевания или 30 дней с момента появления спазматического кашля.

Рис. 4. Изоляция больного ребенка — наиболее эффективное противоэпидемическое мероприятие.

Разобщение контактных лиц

  • Контактные дети в возрасте до семи лет, которые ранее не болели коклюшем и не прививались, разобщаются на две недели со дня изоляции больного.
  • Контактные дети старше семи лет и взрослые подлежат тщательному медицинскому наблюдению в течение 2-х недель.
  • Контактные лица в возрасте до 14-и лет, которые ранее не болели коклюшем, независимо от того, прививались они или нет, при наличии у них кашля допускаются к посещению детского коллектива после 2-х кратного отрицательного результата бактериологического обследования.
  • 2-х кратное бактериологическое обследование контактных лиц, посещающих детские дошкольные учреждения, и обслуживающего персонала проводят с целью выявления больных коклюшем.
  • бактериологическое обследование учеников в школе проводится только у кашляющих детей.

Контактным лицам гамма-глобулин с целью профилактики коклюша не вводится.

Раннее проведение всего комплекса профилактических мероприятий в детских коллективах значительно уменьшат размеры вспышки заболевания и его дальнейшее распространение.

Рис. 5. Разобщение контактных лиц предотвратит распространение заболевания.

Противоэпидемические мероприятия в очаге

Возбудители коклюша весьма чувствительны к факторам внешней среды и дезинфицирующим средствам, из-за чего заключительная дезинфекция в очаге инфекции после изоляции больного не проводится.

Ежедневная влажная уборка, частое проветривание помещения, обеззараживание посуды больного, его полотенец и носовых платков — достаточные меры профилактики коклюша.

Прививка от коклюша

Основой профилактики коклюша является массовая активная иммунизация. Она радикально воздействует на эпидемический процесс, путем резкого снижения уровня заболеваемости.

Активная иммунизация — важное звено в профилактике коклюша. Чем больше детей охвачено вакцинацией и ревакцинацией, тем меньше уровень заболеваемости.

Вакцины от коклюша

Прививка от коклюша проводится как отечественной , так и зарубежными вакцинами Тетракокк, Инфанрикс, Инфанрикс Гекса, Пентаксим.

АКДС-вакцине принадлежит основная роль в профилактике дифтерии (А — анатоксин, Д — анатоксин дифтерийный, С — анатоксин столбнячный, К — взвесь убитых коклюшных бактерий).

Рис. 6. На фото вакцина АКДС.

Вакцинация

Прививка от коклюша вакциной АКДС проводится всем детям, начиная с 3-х месячного возраста и до 3-х лет. Полная вакцинация включает в себя три прививки, интервал между которыми составляет 1, 5 месяцев. Сокращение интервалов введения вакцины от коклюша недопустимо.

Вакцина вводится внутримышечно в область средней части бедра. Детям старшего возраста вакцина вводиться в область плеча.

Рис. 7. Прививка от коклюша проводится путем введения вакцины АКДС внутримышечно в область средней части бедра. Детям старшего возраста вакцина вводиться в область плеча.

Ревакцинация АКДС

После введения 3-х инъекций вакцины при вакцинировании через 1 — 1,5 года проводится ревакцинация АКДС. Если ребенок вакцинировался в возрасте 2 — 3-х лет, то повторная вакцинация (ревакцинация) детям старше 3-х лет не проводится. Если на введение вакцины АКДС развилась необычная реакция (высокая температура тела, аллергическая сыпь, судороги и др.), то далее ребенок прививается только против столбняка и дифтерии.

Противопоказания для вакцинации

Противопоказанием для проведения прививки от коклюша служат:

  • тяжелая температурная реакция на первое введение вакцины АКДС, пронзительный крик и продолжительный плач ребенка в течение 3-х и более часов после введения вакцины, отек Квинке или анафилактический шок;
  • прогрессирующее поражение центральной нервной системы и онкологического заболевания;
  • туберкулез в активной форме.

Побочное действие прививки АКДС

Побочные реакции на введение вакцины АКДС регистрируются крайне редко.

  • Небольшая отечность и покраснение места введения являются нормальной реакцией на введение вакцины. Эти явления исчезают в течение 2 — 3 дней. Допустим прием антигистаминных препаратов (кларитин, тавегил и др.)
  • Температура после прививки АКДС снимается приемом жаропонижающих средств.
  • При большой температуре тела после прививки АКДС, судорогах и покраснении места введения вакцины до размеров 8 см в диаметре и более необходимо обратиться за медицинской помощью. Чаще всего побочное действие вакцины обусловлено наличием коклюшного компонента.

Риск развития побочных реакций на прививку от коклюша значительно меньше риска развития заболевания и осложнений у непривитых детей. Чем больше непривитых детей в коллективах, тем выше уровень заболеваемости коклюшем при появлении больного ребенка.

Рис. 8. На фото кожная реакция на прививку АКДС.

Иммунитет при коклюше

Уровень защиты от коклюша после прививки в течение 6 — 12 лет снижается наполовину. Продолжительность защиты от заболевания зависит от количества полученных доз, схемы вакцинации и уровня циркуляции возбудителей в популяции. Привитые дети заболеть коклюшем могут, но заболевание у них протекает легко и часто в стертой форме.

Изоляция пациента

Выявить всех контактных

Карантин на контактных на 14 дней (в ДОУ)

Осмотр ежедневный (выявить детей с кашлем)

Обследовать детей методом «кашлевых пластинок»

Просмотр формы № 63

Влажная уборка, кварцевание помещений

6. Техника постановки горчичников детям раннего возраста.

ЦЕЛЬ:

· провести рефлекторную терапию при заболеваниях органов дыхания.

ОСНАЩЕНИЕ:

· горчичники;

· лоток с водой 40 - 45°С;

· лоток со стерильным растительным маслом 37 - 38°С;

· пеленки (тонкая и теплая);

· одеяло;

· лоток для отработанного материала.

ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ УСЛОВИЕ:

· горчичники ставить при температуре тела не выше 38°С и на неповрежденную кожу.

Этапы Обоснование
ПОДГОТОВКА К ПРОЦЕДУРЕ
- Объяснить маме/ребенку цель и ход проведения процедуры, получить согласие -Обеспечение права на информацию, участие в процедуре
- Подготовить необходимое оснащение - Проверить пригодность горчичников (горчица не должна осыпаться с бумаги и иметь резкий специфический запах) -Обеспечение четкости и эффективности выполнения процедуры
- Вымыть и осушить руки
- Раздеть ребенка по пояс - Осмотреть кожные покровы -Горчичники ставятся только на неповрежденную кожу
ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОЦЕДУРЫ
- Свернуть тонкую пеленку в виде гармошки и смочить ее в теплом растительном масле - Отжать и расстелить на ровной поверхности -Обеспечение более «мягкого» и длительного действия горчичников
- Смочить горчичники в воде 40 - 45° С в течение 5 - 10 секунд, поместив их в воду горчицей вверх -При более низкой температуре воды эфирное горчичное масло не выделяется, при более высокой - разрушается
- Поместить горчичники горчицей вниз в центральной части тонкой пеленки так, чтобы на правой стороне их было 2 - 4, на левой 1 - 2 (количество горчичников зависит от размеров грудной клетки) , оставив свободное пространство между ними, для позвоночника -Исключение избыточной тепловой нагрузки на сердце и позвоночник
- Завернуть верхний и нижний края пеленки над горчичниками
- Перевернуть пеленку нижней стороной вверх -Обеспечение действия горчицы на кожу ребенка через один слой пеленки
- Уложить ребенка спиной на пеленку так, чтобы позвоночник располагался в свободном от горчичников пространстве - Исключение избыточной тепловой нагрузки на позвоночник и сердце
- Завернуть правый край пеленки вокруг грудной клетки, затем левый (горчичники не должны располагаться в области сердца
- Укрыть ребенка теплой пеленкой и одеялом - Обеспечение сохранения тепла
- Держать горчичники до стойкой гиперемии кожи - Создание условия для обеспечения рефлекторного воздействия горчичников
ЗАВЕРШЕНИЕ ПРОЦЕДУРЫ
- Снять горчичники, сбросить их в лоток для отработанного материала
- Тепло укутать ребенка и уложить в кровать на час - Сохранение эффекта процедуры и обеспечение необходимого отдыха
- Вымыть и осушить руки - Обеспечение инфекционной безопасности

Эталон ответа к задаче № 2.



Проблемы пациента:

Трещина слизистой оболочки нижней губы

Не знает, как правильно питаться при сахарном диабете

Беспокоится о своём состоянии

Приоритетная проблема:

Цель: ощущение жажды уменьшится к концу первых суток

План Мотивация
1. М/с обеспечит строгое соблюдение диеты N 9, исключая раздражающую острую, сладкую и соленую пищу. Нормализация обменных процессов в организме, прежде всего углеводного и жирового
2. М/с проведет беседу с родственниками о характере передач Нормализация обменных процессов и повышения защитных сил
3. М/с осуществит уход за слизистыми ротовой полости Профилактика присоединения инфекции, появления новых трещин
4. М/с обеспечит доступ свежего воздуха путем проветривания палаты в течении 30 минут Обогащение воздуха кислородом, улучшающие очистительные процессы в организме
5. М/с обеспечит психологическую поддержку пациенту и его досуг Использование приёмов отвлечения

Оценка: пациент отмечает улучшение самочувствия, уменьшение жажды.

Задача № 1.

В инфекционное отделение поступила Таня А. 8-ми лет с диагнозом: дифтерия зева. При сестринском обследовании медицинская сестра получила следующие данные: девочка больна 2-й день. Заболевание началось с головной боли, болей в горле при глотании.



При осмотре: состояние средней тяжести, t тела 38,5ºС, кожные покровы чистые, бледные. Зев гиперемирован, миндалины отечны, покрыты грязно-серым налетом. Подчелюстные лимфатические узлы увеличены да размера боба, болезненные при пальпации. Имеется незначительный отек шеи. Тоны сердца приглушены, пульс 110 в минуту. В легких везикулярное дыхание, живот мягкий, безболезненный. Физиологические отправления в норме. Медицинский диагноз: дифтерия зева, субтоксическая форма.

Задания:

3. Определите цели, и составить план сестринского вмешательства с мотивацией

4. Объясните матери необходимость изоляции больного

5. Обучите ребенка полоскать полость рта

Задача № 2.

В хирургический кабинет поликлиники обратился пациент 40 лет с жалобами на боли в области обеих костей, онемение конечностей. Из анамнеза медицинская сестра выяснила, что пациент находился на морозе без перчаток в течение 2х часов. При осмотре выявлено: кожные покровы кистей рук цианотичны, определяется мраморность кожи, чувствительность нарушена, имеются пузыри, наполненные светлым содержимым. Пульс - 80 в мин., АД - 130/80 мм.рт.ст., ЧДД - 18 в мин., температура - 36,9.

Задания:

1. Определите и обоснуйте вид повреждения на момент осмотра.

2. Выявите, удовлетворение, каких потребностей нарушено у пациента.

3. Определите настоящие и потенциальные проблемы пациента.

4. Определите цели и составьте план сестринского вмешательства с мотивацией.

5. Продемонстрируйте наложение повязки на кисть «варежка».

Эталон ответа к задаче № 1.

1. У ребенка нарушены потребности: поддерживать температуру тела, есть, быть здоровым, общаться, пить.

Проблемы пациента: (настоящие)

Лихорадка,

Боли в горле при глотании из-за воспалительного процесса,

Головная боль.

(потенциальные)

Нарушение глотания, нарушение речи и зрения.

Из данных проблем приоритетной является – боль в горле при глотании.

2. Краткосрочная цель: к концу недели у ребенка уменьшатся боли в горле при глотании, нормализуется температура тела.

Долгосрочная цель: к моменту выписки у ребенка наступит клиническое выздоровление.

ПЛАН МОТИВАЦИЯ
Медицинская сестра:
1. Поместит ребенка в отдельный бокс. 1. С целью изоляции
2. Обеспечит ребенку строгий постельный режим. 2. Для предупреждения осложнений
3. Будет обслуживать ребенка в маске. В боксе будет переодеваться в другой халат 3. Для строгого соблюдения санэпидрежима
4. Проконтролирует, чтобы ребенок получал полужидкую легкоусваиваемую пищу, обильное питье. 4. Для уменьшения болей в горле при глотании. Для уменьшения симптомов интоксикации.
5. По назначению врача введет противодифтерийную сыворотку по методу Безредка 5. Для специфического лечения.
6. проведет по назначению врача инфузионную терапию: введет в/в 5% р-р глюкозы 6. Для уменьшения симптомов интоксикации.
7. По назначению врача введет преднизолон, ампициллин в/мышечно 7. Для лечения инфекции.
8. Обеспечит регулярное снятие ЭКГ ребенку. 8. С целью ранней диагностики возможных осложнений со стороны сердца.
9. Будет регулярно брать мочу на исследования. 9. Из-за возможного развития нефрита
10. Будет регулярно брать у ребенка мазок из зева и носа 10. Для контроля за бактериовыделением
11. Организует досуг ребенка. 11. Для смягчения отрицательного влияния режима изоляции.

Оценка: к концу недели состояние ребенка улучшится: температура тела нормализуется, уменьшатся симптомы интоксикации, боли в горле при глотании. Цель будет достигнута.

3. Студент продемонстрирует правильно выбранный уровень общения с матерью, способность доступно, грамотно и аргументировано объяснить ей необходимость изоляции ребенка?

4. Студент продемонстрирует матери правила полоскания полости рта.

5. Студент продемонстрирует манипуляцию на муляже в соответствии с алгоритмом, принятым в данном учебном заведении

Техника проведения АКДС – вакцины.

ЦЕЛЬ ВВЕДЕНИЯ:

· Профилактика коклюша, дифтерии, столбняка

ОСНАЩЕНИЕ:

· стерильный столик с ватными шариками, салфетками, пинцетом

· перчатки

· вакцина АКДС

· мензурка, для помещения в неё ампулы с вакциной

· светозащитный конус из чёрной бумаги

· лоток с дезраствором для сбрасывания шприцев

· ёмкость с дезраствором для отработанного материала

· 70% этиловый спирт

Этапы Обоснование
ПОДГОТОВКА К ПРОЦЕДУРЕ
-Организовать выполнение 1-4 принципов иммунопрофилактики (См. принципы иммунопрофилактики) -Профилактика поствакцинальных осложнений
-Подготовить необходимое оснащение -Обеспечение чёткости и быстроты выполнения процедуры
-Вымыть и осушить руки -Надеть перчатки -Обеспечение инфекционной безопасности
-Достать из упаковки ампулы с вакциной, протереть шейки ампулы ватным шариком со спиртом, надрезать наждачным диском -Накрыть стерильной салфеткой и надломить -Отработанные ватные шарики, салфетку сбросить в ёмкость с дезраствором -Ампулы поставить в мензурку -Обеспечивается профилактика инфицирования во время инъекции. -Вскрытие ампул с использованием салфетки предупреждает попадание сухой вакцины в окружающую среду -Все, что касалось вакцины должно обеззараживаться во избежание загрязнения окружающей среды -Предотвращение падения ампул и, следовательно, предотвращение попадания живой вакцины в окружающую среду.
-Вскрыть упаковку шприца -Надеть на него иглу с колпачком, зафиксировать иглу на канюле шприца -Снять с иглы колпачок -Предупреждение падения иглы во время работы
-Взять ампулу с АКДС – вакциной и набрать его в шприц 0,5 мл препарата (пустую ампулу сбросить в дезраствор) - Строгий учёт вакцины
-Взять пинцетом со стерильного столика салфетку и выпустить в неё воздух из шприца (сбросить салфетку в ёмкость с дезраствором) -Положить шприц внутрь стерильного столика -Предупреждение попадания живой вакцины в окружающую среду
ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОЦЕДУРЫ:
-Обработать верхненаружный квадрант ягодицы 70% этиловым спиртом, (ватный шарик оставить в руке) -Ввести вакцину внутримышечно -Обеззараживание инъекционного поля -Местом введения вакцины АКДS является верхненаружный квадрант ягодицы.
-Извлечь иглу -Место инъекции обработать ватным шариком, оставленным в руке после обработки инъекционного поля -Сбросить ватный шарик и шприц в лоток с дезраствором (предварительно промыв шприц) -Профилактика развития постинъекционного абсцесса.
ЗАВЕРШЕНИЕ ПРОЦЕДУРЫ:
-Снять перчатки и сбросить их в дезраствор -Все, что касалось вакцины должно быть обезврежено
-Организовать выполнение 6-7 принципов иммунопрофилактики (см. принципы иммунопрофилактики) -Чёткая регистрация введённой вакцины -Учёт поствакцинальных осложнений

Эталон ответа к задаче № 2.

1.У пациента отморожение обеих кистей I-П степени. Информация, позволяющая м/с заподозрить данную патологию: пребывание на холоде около 2х часов; цианоз и мраморность кожи; наличие пузырей со светлым содержимым.

2.У.пациента нарушено удовлетворение потребностей, быть здоровым, поддерживать состояние. Одеваться, раздеваться, работать.

3. Проблемы пациента:

1.Нарушение целостности кожных покровов при отморожении, связанных с нарушением периферических кровообращений.

2. Дефицит самообслуживания. .

Приоритетная проблема - нарушение целостности кожных покровов.

4.Краткосрочная цель - уменьшить возможность инфицирования.

Долгосрочная цель - добиться восстановления целостности кожных покровов.

Повязка на кисть «варежка».

Показания: те же что и для повязки типа «перчатка».

Материальное обеспечение: бинт 7-10 см.

Этапы Обоснование
1. Пациенту придают удобное положение. В таком положении накладывают повязку.
2. Бинтующий встает лицом к больному. Бинтующий должен вести наблюдение за больным.
3.Бинтование производят открытым бинтом слева направо. Согласно правилам бинтования.
4.Закрепляющий тур производят круговым движением вокруг лучезапястного сустава. Закрепляющий тур проводят через узкую часть конечности.
5.Затем бинт перегибают на 90 о и ведут по тыльной поверхности к кончикам пальцев, перегибают на ладонную поверхность, доводя до лучезапястной области. Этапы бинтования.
6.Действия повторяют 3-4 раза, прикрывая 4 пальца одновременно.
7.Круговым ходом в лучезапястной области фиксируют предыдущие туры, предварительно перегнув бинт на 90 о.
8.Затем круговыми ходами по спирали спускаясь в низ до кончиков пальцев, и поднимаясь вверх фиксируют свободные туры повязки.
9.Фиксирующий тур закрепляется в месте лучезапястного сустава.

Задача № 1.

Пациентка 36 лет поступила в эндокринологическое отделение с диагнозом сахарный диабет 1 типа, средней тяжести. Предъявляет жалобы на повышенный аппетит, жажду, полиурию, сильный кожный зуд, который не дает заснуть ночью. Знает принципы диетического питания при диабете, но часто нарушает диету, так как «не может удержаться».

Поведение беспокойное, раздражительное из-за кожного зуда. Кожные покровы телесного цвета, сухие с многочисленными следами расчесов, ногти в неопрятном состоянии, отросшие. Пульс 78 ударов в 1 минуту, ритмичный, АД - 120\80 мм рт. ст., частота дыхания 18 в 1 минуту, температура тела - 36,8° С. Рост 168 см, масса тела 60 кг.

Задания

1. Определите проблемы пациентки; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.

2. Объясните, как собрать мочу на общий анализ, оформите направление.

3. Обучите пациента принципам профилактики гипогликемических состояний.

Задача № 2.

Наташа Р., 6 лет, заболела остро, появился озноб, многократная рвота, t тела повысилась до 39ºС. Был вызван участковый врач, который, осмотрев девочку, дал направление в стационар. Жалобы при поступлении: боль в горле, головная боль, суставные и мышечные боли.

Объективно: общее состояние ближе к тяжелому. Правильного телосложения, удовлетворительного питания. На гиперемированном фоне кожных покровов обильная, мелкоточечная сыпь. Пульс 130 ударов в 1 минуту, тоны сердца приглушены. Кончик языка сосочковый. Язык обожжен густым белым налетом. В зеве яркая ограниченная гиперемия, рыхлые миндалины, гнойные налеты на них. Подчелюстные лимфоузлы увеличены, болезненные при пальпации.

Диагноз: «Скарлатина», тяжелое течение.

Задание:

1. Выявите, удовлетворение, каких потребностей нарушено у ребенка.

2. Определите проблемы пациента с их обоснованием

3. Определите цели и составьте план сестринских вмешательств с мотивацией

4. Объясните матери необходимость применения антибиотиков для лечения

5. Обучите мать сбору мочи у девочек на общий анализ

Эталон ответа к задаче № 1.

Проблемы пациента:

Не может спать и отдыхать из-за сильного кожного зуда

Риск инфицирования расчёсов кожи из-за неопрятного состояния ногтей

Допускает погрешности в диете

Приоритетная проблема – не может спать и отдыхать из-за сильного кожного зуда.

Цель: пациентка отметит улучшение сна к концу 1-ой недели

План Мотивация
1. М/с обеспечит физический и психический покой пациентке, постельный комфорт. Для улучшения общего состояния
2. М/с обеспечит строгое соблюдение диеты N 9, исключая раздражающую острую, сладкую и соленую пищу Для нормализации углеводного обмена
3. М/с проведет беседу с родственниками о характере передач Для ранней диагностики и своевременного оказания неотложной помощи в случае возникновения осложнений
4. М/с обеспечит гигиену кожи пациентки (обтирание, душ, ванна). Пациентка с помощью сестры приведёт ногти в порядок. Профилактика присоединения инфекции
5. М/с осуществит уход за кожей, за промежностью, используя растворы антисептиков, по назначению врача Для уменьшения кожного зуда и профилактики инфицирования расчесов
6. М/с обеспечит смену хлопчатобумажного нательного и постельного белья по мере загрязнения Для улучшения комфортного состояния
6. М/с обеспечит доступ свежего воздуха путем проветривания палаты в течение 30 минут перед сном Обогащение воздуха кислородом

Оценка: пациентка отмечает улучшение сна, уменьшение зуда. Цель достигнута.

Эталон ответа к задаче № 2.

1. У ребенка нарушены потребности: быть здоровым, поддерживать t тела, выделять, быть чистым, играть, общаться.

Проблемы пациента: (настоящие)

Боль в горле,

Головная боль,

Суставные и мышечные боли,

Лихорадка,

Гнойный налет на миндалинах,

Изоляция ребенка.

(потенциальные)

Риск развития миокардита, нефрита

Из данных проблем приоритетной является – лихорадка, боли (в горле, суставные, мышечные, головная)

2. Краткосрочная цель: лихорадка и боли уменьшатся в течение 2-х дней, прекратится рвота.

Долгосрочная цель: ребенок будет здоров через 10 дней без осложнений.

ПЛАН МОТИВАЦИЯ
Медицинская сестра:
1. Обеспечит изоляцию ребенка в отдельный бокс на 10 дней + 12 дней домашнего режима. Подаст экстренное извещение в СЭС 1. Для предотвращения распространения заболевания (по эпидемическим показаниям)
2. Обеспечит постельный режим до исчезновения температуры, выраженных симптомов интоксикации. 2.
3. Обеспечит полноценное витаминизированное питание в теплом, жидком, полужидком виде. 3. Для уменьшения болей при приеме пищи.
4. Обеспечит обильное питье (морс, соки) при отсутствии рвоты. 4. Для дезинтоксикации.
5. обеспечит полоскание зева раствором антисептика, травами: фурациллин, ромашка, ромашка, календула и д. … 5. Для уменьшения болей в горле и снятия налетов.
6. Обеспечит смену нательного и постельного белья, обработку кожи. 6. Для удовлетворения потребности быть чистым.
7. Обеспечит влажную уборку в боксе с дез. средствами, проветривание, обработку посуды больного с использованием дез. средств, мытьё игрушек. 7. Для предотвращения распространения заболевания.
8. Обеспечит капельное введение реополиглюкина, глюкозо-совевых растворов – парентерально по назначению врача. 8. Для дезинтоксикации.
9. Обеспечит дачу симптоматических средств: жаропонижающих, сердечных, витаминов. 9. Для снижения температуры, улучшения сократительной способности миокарда.
10. Будет вести учет диуреза, подсчет пульса, ЧДД, сбор анализов мочи. 10. Для профилактики осложнений.
11. Выполнит назначения врача: введет антибиотики пенициллинового ряда, десенсибилизирующие. 11. Для действия на стрептококк, уничтожения возбудителя.


THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама