THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Конфликты в школе: причины возникновения и способы разрешения

■ Е.Захарченко

Конфликты, возникающие в школе, не только обуслав­ливают характер педагогического процесса в целом, но и оказывают негативное влияние как на профес­сиональное и личное самочувствие учителя, так и на психоэмоциональное состояние ученика. Дальнейшие отношения между учителем и учащимися, вовлеченными в конфликт, во многом зависят от характера его протека­ния и результата. Школьная практика богата примерами конфликтных ситуаций и вариантов их разрешения.

Еще совсем недавно тема конфликтных ситуаций в системе образования счи­талась некорректной для публичных обсуждений. Сегодня многочисленные со­общения СМИ о всевозможных конфлик­тах, происходящих в наших школах, уже никого не удивляют. Тем более что мно­гие взрослые люди, вчерашние школьни­ки, знают о них не понаслышке и могут привести свои собственные примеры как учительского непрофессионализма, так и ученической агрессии. Многолетние на­блюдения свидетельствуют о тесной взаи­мосвязи подобных явлений. Любое из них может выступать как причиной, так и следствием конфликтной ситуации. При­чем каждая из сторон - участников кон­фликта склонна, как правило, отстаивать свою позицию до конца. Одна, опираясь на статусно-профессиональную принадлеж­ность, другая - на эмоционально-возраст­ную отнесенность.

Плоды непонимания и отчужденности

Вот лишь один пример. Учительница на­чальной школы в ответ на жалобы детей по поводу оскорблений со стороны одно­классника предложила наказать обидчи­ка следующим образом.

    Дети, поднимите руки, кого Миша оби­дел. В кого он плевался и обзывал плохи­ми словами?

В ответ поднялось несколько рук.

    А тебе, Миша, будет приятно, если все также возьмут и плюнут в тебя?

Дети разом плюнули в сторону Миши. Си­ла коллектива сработала.

    Иди Миша, умойся и сделай выводы на будущее, - сказала учительница.

Ничего кроме унижения и агрессии про- тив учителя этот ребенок не испытал. (Впрочем, не только он, но и одноклассни- (ки, ставшие по воле учителя участника­ми этой расправы. Она надолго сохранит- | ся в их памяти, и где гарантия, что «удав- , шийся» опыт не получит свое дальнейшее продолжение и не вызовет агрессивные

Интересно, что современные дети давно подметили эту тенденцию к личностной центрации многих учителей и с успехом используют ее, выстраивая собственные отношения с учителем или провоцируя на уроках затяжные разговоры на бытовые темы в ущерб учебному плану.

Иногда дети сами создают ситуации, в ко­торых может проявиться поведенческая реакция учителя, и по его реакции опре­деляют характер внутреннего настроя учи­теля не только на педагогический процесс, классный коллектив в целом, но и на отдель­ных учеников.

В средней школе на уроке истории кто-то из учеников бросил на пол гранату с кри­ком: «Ложись!» Молодой учитель истории упал на пол и прикрыл гранату своим те­лом, спасая от взрыва учеников. Никто из учеников не пошевелился. Все знали, что это розыгрыш. Просто хотели посмотреть на реакцию учителя. Одни ученики посту­пок учителя одобрили, а другие посчита­ли его «лохом».

Чувствовать ребенка и понимать

ответственность за его судьбу

Для того, кто связал свою судьбу со шко­лой, значение конфликтных ситуаций со­стоит в том, что при их проживании, оценке и разрешении происходит не только акту­ализация целей, задач и функций педаго­гического процесса, но и становление са­мого учителя как профессионала.

Под воздействием той или иной ситуации педагогический процесс перестает быть отражением абстрактного воображения учителя, а переходит в реально осязае­мое явление и приобретает межличност­ный смысл.

Показательно, что конфликтные педаго­гические ситуации возникают не только в педагогическом процессе, но и в повсед­невной жизни. В моей родительской прак­тике был случай, когда собственный вось­милетний ребенок в порыве несогласия с требованиями семейно-бытового харак­тера заявил, что не может больше жить в такой обстановке и хочет уйти из дома. Вопреки его ожиданиям, уговоров с моей стороны не последовало. Я лишь предло­жил ему помочь собрать вещи, а затем вы­звался проводить в «дальний путь». Си­туация разрядилась не сразу, а поэтапно. Первые признаки потепления отношений начали проявляться при сборе вещей в дорогу. Особенно явно это обнаружилось во время комплектации дорожной сумки. Я предлагал взять с собой ту или иную вещь или игрушку. Сын снисходитель­но одобрял или решительно отказывал­ся. По пути на троллейбусную остановку в разговоре мы незаметно затронули при­чины возникшего между нами конфликта и выяснили, что они вовсе не стоят тако­го кардинального поступка. Конфликт был исчерпан, и в будущем попытки ухода из дома не повторялись. Это был мой первый интуитивный опыт выхода из конфликтной педагогической ситуации.

Педагогической наукой и практикой на­коплен достаточный материал, позволяю­щий не только распознавать, анализиро­вать и классифицировать школьные ситуа­ции, но и определять возможные варианты способов их разрешения. Поведенческий выбор учителя нельзя свести к усвоению алгоритмов действий по четко разрабо­танной схеме. Здесь мало знать возраст­ные особенности и приемы воздействия на ученика, надо «чувствовать ребенка», по­нимать свою ответственность за его судь­бу, за развитие его индивидуальности. Ре­альная действительность всегда потребует от учителя необходимости внесения опре­деленной поправки на личность ребенка, на сущность момента, на уровень педаго­гического творчества.

Глубокий и всесторонний анализ педа­гогической ситуации исключает возмож­ность применения педагогических рецеп­тов в чистом виде. Дело это нелегкое, но стремиться к нему необходимо. Содержа­ние и способы организации педагогичес­кого процесса всегда будут обусловлены особенностями ситуаций, которые воз­никают независимо от воли и сознания учителя. Вместе с тем возникновение не­которых из них можно предугадать (если учитель достаточно глубоко изучил внут­ренний мир ребенка) или смоделировать (если этого требуют интересы организации учебно-воспитательного процесса). Более того, протеканием многих педагогических ситуаций можно управлять, приглашая уче­ников к совместному поиску приемлемых вариантов их разрешения.

Такая возможность может представить­ся учителю на любом уроке. Главное, не оставлять без внимания то, что может явиться причиной возникновения конф­ликта, вовремя давать объективную оцен­ку происходящему, стремиться к обсуж­дению проблем, а не замалчивать их. Это поможет сократить наметившуюся дистан­цию между учителем и учениками, а сле­довательно, предотвратить ухудшение от­ношений. Ведь не секрет, что результатом совместного поиска способов выхода из сложных ситуаций, как правило, являет­ся улучшение отношений и взаимопони­мания участников.

Многолетний опыт работы в школе убежда­ет меня в том, что конфликтные ситуации не стоит считать неожиданной и досадной помехой. Они всегда были и будут, потому следует понять и принять неизбежность встречи с ними, научиться выявлять реаль­ные причины, видеть трудности их разре­шения и осознавать необходимость овла­дения способами их предупреждения.

Простые и сложные ситуации

Для удобства распознавания и анализа конфликтных ситуаций предлагаем раз­делять их на простые и сложные. Пер­вые, как правило, разрешаются учителем благополучно без сопротивления учени­ков через разумную организацию их по­ведения. В разрешении сложных ситуаций большую роль играют эмоциональное со­стояние учителя и ученика, характер ело- [ жившихся между ними отношений, вли- j яние присутствующих при этом школь- (

Хочу познакомить читателей с условной i характеристикой основных фаз развития; конфликтной ситуации. Первую фазу ини­циирует непредвиденное начало, которое нарушает привычный ход учебного про­цесса или стиль устоявшихся отношений. Вторая фаза обусловлена наличием от­ветной реакции одного из участников. От характера данной реакции зависит даль­нейшее развитие событий. Третья фаза ха­рактеризуется способом разрешения кон­фликта. Она обуславливает последствия, перемены в протекании педагогического процесса, улучшение или ухудшение ра­нее сложившихся отношений.

Базовая основа конфликтных ситуаций может быть представлена целым рядом совокупных причин. Наши наблюдения позволили выявить некоторые из них. В их числе:

    ограниченная возможность учителя про­гнозировать характер поведения учени­ков на уроке;

    неожиданность поступков учеников, часто нарушающая запланированный ход урока;

    оценивание учителем не отдельного по­ступка ученика, а его личности; излишняя строгость учителя по отношению к учени­ку, попытка связать отрицательный посту­пок с действиями его родителей или обра­зом жизни семьи в целом;

    отчужденность учителя от личностных проблем ребенка.

Причиной многих конфликтных ситуаций является также низкий уровень общения отдельных учителей. Такие учителя, как правило, не сдерживают свои негатив­ные эмоции, позволяя себе резкие слова в адрес учеников. Давая характеристику ученику, стараются подчеркивать отрица­тельные качества его самого или его ро­дителей. Высмеивают ученика перед его сверстниками.

Учителя часто сталкиваются с конфликтны­ми ситуациями, которые провоцируются их собственной формальной неподготовлен­ностью к работе (опоздание на собствен- ныеуроки,слабоезнание программного ма­териала, неадекватная реакция на внешние раздражители и т.п.). Сегодня к числу при­чин, порождающих конфликтные педаго­гические ситуации, следует отнести и такое парадоксальное положение вещей, при ко­тором учителю приходится учить детей то­му, чему он сам не обучен. В первую очередь это связано с внедрением в образователь­ный процесс новых информационных тех­нологий. Как следствие, источники инфор­мации, доступные детям, часто не попадают всферувниманияучителяилиустойчивоим и гнори ру ются. В резул ьтате уч ител ь утрач и - ваетпрежние позиции единственного носи­теля учебной информации и дополнитель­ными причинными факторами выступают: ситуативное настроение учителя, его жиз­ненное неблагополучие, состояние обще­го климата, сложившегося в педагогичес­ком коллективе.

Кроме того, в погоне за результатом мно­гие учителя допускают проявление излиш­ней жесткости по отношению к детям, не способны преодолеть затруднения в об­щении с родителями, коллегами по рабо­те. Все это также влечет за собой возник­новение конфликтов.

Неслучайно большинство из разрабатыва­емых сегодня методик обращено к лучшим проявлениям личности и помогает учите­лю достичь возможной самореализации не через насилие и самоутверждение, а через сотрудничество и самоопределение.

В последнее время актуализировалась проблема развития способности учителя к общению как неотъемлемого свойства личности, главного профессионального качества. Только в условиях тесного кон­такта с ребенком становится возможным прогнозировать ход педагогического про­цесса, а следовательно, предупредить воз­никновение конфликтных ситуаций, спо­собных его затормозить.

Нет готовых рецептов, но есть разные способы

Опыт исследования школьных конфлик­тов убеждает в том, что рецептов, устой­чиво гарантирующих их позитивное раз­решение, не существует. Предлагаемый нами способ решения конфликтных педа­гогических ситуаций направлен на органи­зацию учителем самостоятельного поиска вариантов, имеющих позитивное начало, а значит, способных обеспечить положи­тельный ход событий. В основе такого по­иска лежит знакомство молодого учителя с педагогическими заповедями и максима­ми, выработанными известными учеными и педагогами-гуманистами. В занятиях со студентами педагогического вуза мы в ка­честве практических упражнений предла­гаем им использовать набор конфликтных ситуаций, которые наиболее часто встре­чаются в современной школе, определить способ выхода и смоделировать дальней­ший ход событий. Для этого используем такую анкету.

«Поставьте себя на место каждого из участ­ников конфликта и постарайтесь дать объ­ективные ответы на вопросы:

    Как исход ситуации отразился на само­чувствии учителя?

    Как исход ситуации отразился на само­чувствии ученика?

    Как повели себя свидетели конфликта (ученики, другие учителя)?

    Что ученики - участники конфликта рассказали своим родителям?

    Что ученики - свидетели конфликта рассказали своим сверстникам?

    Какова реакция родителей учеников - участников конфликта?

    Какова позиция родителей учеников - свидетелей конфликта?

    Что изменилось в отношении ученика к учителю?

    Что изменилось в отношении учителя к ученику?

    Что изменилось в отношении родителей к учителю?

    Чью сторону в происходящем заняла ад­министрация школы?

    Как исход ситуации отразился на проте­кании педагогического процесса? И др.

Для отработки навыков самостоятельно­го выбора в педагогических ситуация может быть полезен и метод ролевого ро­зыгрыша. Студенты с большим воодушев­лением принимают условия данного ви­да практической работы. В качестве ори­ентиров поведения учителя предлагаем использовать гуманистические принци­пы. Следование этим принципам способ­но, по нашему мнению, предотвратить воз­никновение конфликтов или помочь най­ти оптимальный выход. Вот некоторые из них: будь честен; будь справедлив; поставь себя на место ребенка; умей прощать; не сравнивай детей друг с другом; допускай, что в некоторых ситуациях ученики ока­зываются умнее тебя; предъявляй учени­ку требования, соответствующие реально­му уровню его развития; никогда не делай ученику того, чего бы ты не пожелал по от­ношению к себе.

И Захарченко Евгений Юрьевич, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель России, директор средней общеобразовательной школы № 4 г. Ростова-на-Дону, доцент кафедры педагогики Ростовского государственного педагогического университета

Журнал «Директор школы» №1/2008

Приветствую моих дорогих читателей! Конфликты в школе — актуальная тема. Поговорим об этом.

Школьные конфликты

Почему после первого месяца учебы многие дети идут в школу, как на каторгу? Причину в первую очередь следует искать в школьных конфликтах.

Конфликты в школе бывают разные. Но каким бы странным это не казалось, чуть ли не самым главным является конфликт между учеником и преподавателем. Ведь в школе дети балуются, часто не слушаются, а иногда и уроки отказываются выполнять.

Учитель, конечно, делает замечание, пытается как-то повлиять. А затем, в конце концов, вызывает родитетей. Вот здесь и кроется опасность. Если отец или мать не найдут понимания с учителем, то это может негативно отразиться на самом школьнике.

Например, если мать во время общения будет проявлять агрессию, говорить, что ее сын или дочь самые лучшие, или вообще будет доказывать, что обвинения несправедливы. То это может не понравиться учителю.

В итоге создается треугольник: учитель — ученик — родители. Однако ребенок в этой ситуации, при выяснении отношений «сдвигается» в сторону. А уже потом при общении с учеником у преподавателя подсознательно будет появляться неприятный образ его мамочки.

Вот так банальная стычка между учеником и преподавателем перерастает в большую проблему, в которую будут втянуты и все родственники. А закончится все может тем, что мальчика или девочку придется переводить в другой класс или даже другую школу.

Что же делать родителям?

В первую очередь, во избежание конфликтной ситуации, взрослым нужно спокойно без проявления эмоций выяснить, почему ребенок так себя вел и не реагировал на замечания педагога. Кроме того, непосредственно при разговоре не нужно стыдить виновника, а лучше обсудить это без него. А затем поговорить с ребенком в спокойной домашней обстановке.

Важно отделить фактический материал, то есть сам конфликт и его причину от отношения к этому окружающих. То есть всех заинтересованных – родителей, преподавателя, ученика. Если даже учитель повел себя некорректно, то ребенку об этом совсем необязательно говорить, ведь потом он может этим манипулировать.

Ну, и очень опасный момент, когда учитель ругает ученика за непослушание при всем классе.

Отличники и двоечники

Одинаковых детей не бывает, они все разные и . Не одинаковы и их поступки. Так уже повелось, что в классе всегда есть «сильные», «середнячки», «хвосты». О таком условном делении классный руководитель хорошо знает.

И так получатся, что отличников он всегда хвалит, ставит в пример другим. Больше всего о достижении учительских любимцев придется выслушивать двоечникам.

Обычно, в классах есть и такие, кого называют «изгоями». Особенность таких детей — обособленная от других жизнь. Понятное дело, «изгоев» одногодки недолюбливают, а иногда свое негативное отношение проявляют с применением жестокости.

А еще в классах есть лидеры, обычно их два. Почему-то уж так сложилось, что лидер есть, как у отличников, так и у двоечников. То есть выходит, что один позитивный, другой — негативный. Понятно, что сосуществовать мирно эти лидеры и те, кто их наследует, вряд ли будут. Поэтому конфликтных ситуаций опять же не избежать.

Однако опустить руки и спокойно наблюдать за спорами между группами нельзя. Поэтому педагогу самостоятельно нужно переосмыслить свои действия и не выделять отличников или, так сказать, своих любимцев среди других.

И, бесспорно, прилагать усилия, чтобы постоянно объединять всех детей, сделать все возможное, чтобы они почувствовали себя единым классом.

Школьные драки

Больше всего детей сплачивают школьные драки. К сожалению, такого явления не избежать. А касается это, прежде всего, мальчишек. Но чего удивляться: взрослые мужчины решают свои проблемы с помощью кулаков, а здесь вспыльчивые и энергичные дети.

Однако такие «разборки» не всегда имеют серьезный характер. Любящие мамы это, конечно, не понимают и как только узнают о чем-то таком, сразу пытаются узнать, кто посмел поднять руку на их чадо. Доходит до того, что они даже устраивают скандалы родственникам того или другого мальчишки, мол, как он посмел ударить моего ребенка.

В действительности же такие действия неприемлемы, поэтому вряд ли принесут хотя бы какой-то позитивный результат. Скорее наоборот — усилится раздор не только между школьниками, но и между их родителями.

Поэтому, прежде всего, нужно спокойно разобраться в том, почему возник конфликт.

Возможно, он вообще был несерьезным, и уже завтра ребята опять станут лучшими друзьями и будут сидеть за одной партой. Если уж и встречаться с теми или другими родителями, то не для того, чтобы кричать друг на друга, а чтобы обсудить поведение и воспитание обоих детей.

Модель поведения формируется в детстве. Будет ли ребенок в школе конфликтовать, можно определить, наблюдая за ним в семье. Ведь именно здесь формируется модель поведения сына или дочери.

В семьях тоже не обойтись . То, как их улаживают, видят дети, и соответственно впитывают это в себе. А затем применяют. И, если в семье проблемы решаются путем разговоров и компромиссов, то в случае подобной ситуации, ребенок поступит так же.

Конфликты родителей и детей в семье

Семьи разные, поэтому иногда дети могут вынести из семьи агрессивный тип поведения. Конечно, педагог не это должен поддерживать, но категорически бороться с таким поведением тоже не стоит.

Нужно просто понять: то, что другие считают неприемлемым, для юного человека является нормой. А потому, если мальчику или девочке на это указать, то они не будут понимать, в чем их обвиняют. Ведь в их семье такая модель поведения — норма. Единственное, что остается — понимание и корректный подход.

Но в любом случае поведение детей, каким бы оно ни было, нужно уважать! Если у школьника возникает какой-то конфликт, он, по примеру отношений в своей семье, пытается мирным путем выйти из этой ситуации.

Но такие хорошие намерения не всегда устраивают других участников разлада. Особенно, если эти дети вынесли из своей семьи агрессивную модель поведения. Конечно, это приводит к огорчению ребенка. Он понимает, что спокойно решить проблему вряд ли удастся, поэтому старается отыскать другие выходы.

Обычно, если у мальчика или девочки возникают проблемные ситуации, например, их кто-то обижает, то первое, что они делают — обращаются за помощью к учителю. Хорошо, если тот не игнорирует такие просьбы. Однако известно, что педагог ни всегда может уделить внимание всем ученикам, а если и помогает, то не всегда сразу.

Родителям о своих школьных проблемах дети тоже не рассказывают откровенно. В конечном итоге, такие дети не видят никакого нормального способа решения вопроса, поэтому прибегают к агрессивным действиям.

А это не решает проблем, а, наоборот, их обостряет. Поэтому мы снова и снова возвращаемся к взрослым, то есть к родителям. Именно они должны постоянно знать все о своих детях и всячески им помогать, одновременно, оставаясь «невидимкой». То есть незаметно корректировать их действия.

В этом видео дополнительная информация: конфликты в школе

Друзья, ждем в комментариях ваши примеры из жизни

Школьные конфликты


школьный конфликт дисциплина ученик

Введение

Понятие школьных конфликтов

Уровни развития конфликтных ситуаций, их диагностика

Заключение

Список литературы


Введение


Школа - это важная ступень эволюции человека в обществе. Именно здесь ребенок начинает проявлять свою самостоятельность относительно собственных желаний, способностей и наклонностей. Мы знаем, что каждый человек уникален, у каждого свои интересы и особенности. Когда же сталкиваются противоположности, возникает конфликт.

Конфликты среди учеников происходят довольно часто, что и, по мнению учителей, "являются обычным делом для школы". Основные поводы для конфликтов между учениками - грубость, хамство, жестокость, озлобленность. Конфликты в подростковой среде характерны для всех времен и народов. Детская жестокость - явление общеизвестное. Один из парадоксов мировой педагогики заключается в том, что ребенок гораздо больше взрослого "подвержен соблазну стадности, немотивированной жестокости, травли…".

Можно ли изжить конфликты между учениками? Вряд ли. В школе происходит формирование личности ребенка, и в зависимости от того, сколь успешно осуществляется этот процесс, в первую очередь усвоение духовных нравственных ценностей снижается (возрастает) количество конфликтов между школьниками. Большую роль в предотвращении конфликтов играет дисциплина - умение обеспечить ребенку необходимую для его полноценного развития свободу в рамках разумного подчинения установленному порядку.

Второй центральный конфликт "ученик - учитель". Причинами такого противостояния, с точки зрения учеников, являются: 1) оскорбления со стороны учителя; 2) нетактичное поведение; 3) необъективность при оценке знаний; 4) завышенные требования.

Наиболее распространены следующие формы поведения старшеклассников в конфликтных ситуациях с учителем: 1) сотрудничество, 2) компромисс, 3) соперничество, 4) уклонение от контактов, 5) приспособление.

Целью данной работы будет изучение конфликтов в школьной среде.

В процессе ее достижения предполагается решение ряда задач:

рассмотреть понятие школьных конфликтов;

изучить уровни развития конфликтных ситуаций, их диагностику;

Объектом данной работы являются конфликтные ситуации в процессе обучения.

Предметом, соответственно, будет значение и роль конфликтных ситуаций.

Работа состоит из введения, трех параграфов, заключения и списка литературы.


1. Понятие школьных конфликтов


Конфликт - чрезвычайно распространенное явление общественной жизни. Известно, что конфликтуют не только люди. Конфликты происходят между отдельными представителями биологических сообществ и между видами, в общественной жизни - между людьми, социальными группами, классами, государствами.

Конфликт (лат. coflic us - столкновение) в самом общем виде определяют как предельно обостренное противоречие. Конфликты можно классифицировать по разным основаниям и выделить: ролевые и личностные, межличностные и внутриличностные, кратковременные и затяжные, явные и скрытые, конструктивные и деструктивные, ситуационные и системные и др.

В книге Чарльза Ликсона "Конфликт. Семь шагов к миру" приводится такое определение конфликта: "Конфликт - это столкновения, серьезные разногласия, во время которых вас обуревают неприятные чувства или переживания. Конфликт отличается от огорчения тем, что в конфликтной ситуации всегда есть, по крайней мере, два пути, два варианта поведения; причем или один из них, или оба могут оказаться либо приемлемы, либо неприемлемы".

Так, например, межличностный (межгрупповой) конфликт можно определить как ситуацию, в которой взаимодействующие люди или преследуют несовместимые цели, или придерживаются несовместимых (взаимоисключающих) ценностей и норм, или одновременно стремятся в острой конкурентной борьбе к достижению одной и той же цели, которая может быть достигнута лишь одной из конфликтующих сторон.

Мы в своей работе рассмотрим школьный конфликт. Конфликт в школе - явление многоплановое.

В школе ребенок проводит большую часть времени. Поэтому конфликты, которые неизбежно возникают между подростками и учителями, являются для него очень серьезными. Российские психологи недавно провели исследование, которое показало, что практически во всех типах школьных конфликтов "лидируют" мальчики. Так, проблемы из-за плохого поведения в школе имеют 18.9% юношей и 11,3% девочек, а пропуски занятий и опоздания характерны для 19,8% учеников и 15,7% учениц.

Многие родители считают, что школьник сам должен решать свои проблемы. Отправив детей в школу, некоторые родители вздохнули с облегчением: можно и отдохнуть, ведь теперь львиная доля забот о воспитании ляжет на плечи педагогов. Но расслабляться не стоит. Очень скоро у ребят появляются новые проблемы, одна из которых - школьный конфликт, без которого не обходится ни один учащийся. А у учащихся 1, 5 и 10 классов они просто неизбежны в силу того, что происходит процесс адаптации на новой ступени обучения.

Педагогические конфликты могут быть разнесены по трем большим группам. Первую группу образуют конфликты, связанные с недостатками в организации обучения в школе. Имеется в виду четыре конфликтных периода, через которые проходят ученики в процессе обучения в школе.

Период №1:

Начиная обучение, первоклассник переживает довольно сложный этап в своей жизни, происходит смена его ведущей деятельности с игровой на учебную, меняется его социальная позиция. Из ребенка он превращается в школьника, возникают новые для него требования и обязанности. В среднем психологическая адаптация в школе может длиться от нескольких месяцев до 1,5 года.

Только ученик привык к новой роли, учителю в школе, как наступает новый конфликтный период.

Период №2:

Ученик переходит в 5-й класс. Вместо одного учителя учащиеся начинают учиться у разных учителей-предметников. И если учителя начальных классов, как правило, опекают своих ребят, то учителя средних классов в основном относятся более строго и требовательно. Да и приспособиться сразу к нескольким учителям бывает нелегко. Кроме того, появляются новые школьные предметы, более сложные по сравнению с предметами начальной школы.

Период №3:

В начале 9-го класса возникает новая болезненная проблема. Нужно решить, куда идти после 9-го класса: продолжить учебу в школе, и какой выбрать профиль или поступить в какое-то другое учебное заведение? Таким образом, для многих молодых людей 9-й класс выступает чертой, до которой они прожили беззаботное детство и бурное отрочество, но после которой они вынуждены начинать взрослую жизнь со всеми ее заботами и проблемами.

Период № 4:

Окончание школы, выбор профессии, конкурсные экзамены в вуз, начало личной жизни. К сожалению, школа, обеспечивая базовое образование, еще недостаточно готовит ребят к вступлению во взрослость, к выполнению роли работника, студента, мужа, отца. Поэтому данный период зачастую бывает остроконфликтный: неудачи, срывы и проблемы.

Во вторую группу входят мотивационные конфликты. Они возникают между учителями и учениками. Чаще всего мотивационные конфликты возникают по причине учеников из-за того, что школьники либо не хотят учиться, либо учатся без интереса, по принуждению. Имея в своей основе мотивационный фактор, конфликты этой группы разрастаются, и в конечном итоге между учителями и учениками возникает взаимная неприязнь, противостояние, даже борьба. О чем чаше всего говорят в учительской? Конечно же, об учениках: "Они не хотят учиться! Они ничего не умеют и ничего не понимают! Не слушаются!" Нетрудно догадаться о ком говорят школьники, разумеется, об учителях: их неумении и нежелании понять, о несправедливых оценках, неуважении к ученикам. Конечно же, учителя устают, а ребята не хотят учиться.

Третью группу конфликтов составляют конфликты взаимодействий: учащихся между собой, учителей друг с другом, учителей и администрации. Данные конфликты происходят по причинам не объективного характера и личностных особенностей конфликтующих, их целевых установок и ценностных ориентации.

Итак, мы убедились, что школьная жизнь насыщена педагогическими конфликтами. Наиболее распространенными среди учащихся являются конфликты лидерства, часто конфликтуют группа мальчиков и девочек и т.д. Поэтому каждому необходимо знать о психологической природе конфликта, его структуре, динамике, эффективных способах разрешения.

В конфликте необходимо выделять субъекты конфликта (участников), вторым элементом является объект, вызывающий данную конфликтную ситуацию. Определить его в каждом конкретном случае крайне не просто. Чтобы люди могли вступить в конфликт, они обязательно должны действовать. Для того чтобы конфликт произошел, нужны действия со стороны оппонентов, направленные на достижение целей. Такие действия называют инцидентом. Следовательно, конфликт - это конфликтная ситуация плюс инцидент.

Школьные конфликты очень разнообразны и почти не поддаются классификации.

Очень трудно найти критерии, по которым их можно было бы объединить в определенные однородные группы. Школьный конфликт почти всегда индивидуален, так как мы имеем дело с еще неустоявшейся психикой ребенка, и поэтому невозможно предугадать, в каком направлении развернется течение конфликта.

Существуют различные уровни развития конфликтных ситуаций, подробнее их мы рассмотрим во втором параграфе.


2. Уровни развития конфликтных ситуаций, их диагностика


Выделяют следующие уровни развития конфликтных ситуаций:

Низкий уровень - деструктивный: школьник неверно воспринимает ситуацию рассогласования как конфликтную, в оценке конфликта наблюдается неправильное соотношение объективного и субъективного, налицо ложный конфликт; гибкость ума отсутствует; мотивации конфликта сопутствуют неуправляемые чувства гнева, ненависти, раздражения, злобы.

Тенденция вступления в конфликт актуализируется во всех случаях разногласия с оппонентом, при этом природа конфликта не принимается во внимание; конфликтное поведение реализуется в одном стиле соперничестве, отсутствие умений и навыков управления конфликтной ситуацией делает этот выбор устойчивым.

Средний уровень - непродуктивный: в анализе и оценке ситуации противоречия у школьников непоследовательно проявляется адекватное понимание конфликта; ситуативно (референтность оппонента) гибкость ума позволяет объективно воспринимать ситуацию как конфликтую или неконфликтную и находить оптимальные модели дальнейшего конфликтного поведения; эмоциональный фон - обида, нетерпение, чувство ущемления собственного достоинства; предпочитает не вступать ни в какие конфликты, от споров уходит, из стилей поведения в конфликтной ситуации выбирает приспособление.

Высокий уровень - продуктивный: школьник понимает причины и содержание ситуаций рассогласования, отличает предметные и непредметные конфликтные ситуации, может сформулировать объект конфликта; сознательно управляет конфликтом, использует оптимальный подход к выбору конфликтных стратегий; успешно контролирует отрицательные эмоции; с желанием проявляет в отношениях с окружающими коммуникативные и альтруистические эмоции; охотно отстаивает свои интересы в конструктивном споре, внимателен к эмоциональному благополучию оппонента.

Есть разные способы диагностики уровня конфликтности личности. В качестве примера мы приведем следующий тест.

Выберите один из трех предлагаемых вариантов ответа на вопросы и запишите его, например, в таком виде: 1 - А, 2 - Б, 3 - В.

Вы склонны к доминированию, то есть Вы подчинить своей воле других?

Б - Иногда.

Знаете ли Вы тех людей в коллективе, которые Вас побаиваются, а возможно ненавидят?

Б - Затрудняюсь ответить.

Кто Вы в большей степени?

А - Умиротворяющий.

Б - Принципиальный.

В - Предприимчивый.

Часто ли Вам приходится выступать с критическими суждениями?

А - Часто.

Б - Периодически.

В - Редко.

Что для Вас было бы на первом месте, если бы Вы возглавили новый коллектив?

А - Создал бы программу работы коллектива на год вперед и убедил бы коллектив в нее целеобразности.

Б - Изучил бы, кто есть кто, и установил бы контакт с лидерами.

В - Советовался и общался бы с людьми.

Г- Начал бы размышления о монархии в России или как на Руси хорошо живется

В случае неудач, какое для Вас состояние наиболее характерно?

А - Пессимизм.

Б - Плохое настроение.

В - Обида на себя.

Вы отстаиваете и соблюдаете традиции Вашего коллектива?

Б - Скорее да.

Готовы услышать горькую правду о себе, сказанную в глаза?

Б - Скорее да.

Какие качества Вы стараетесь изжить в себе?

А - Раздражительность.

Б - Обидчивость.

В - Нетерпимость к критике в свой адрес.

Кто Вы в большей степени?

А - Независимый.

Б - Лидер.

В - Генератор идей.

Каким человеком считают Вас друзья?

А - Экстравагантным.

Б - Оптимистом.

В - Настойчивым.

С чем Вам чаще всего приходится бороться?

А - Несправедливостью.

Б - Бюрократизмом.

В - Эгоизмом.

Что для Вас наиболее характерно?

А - Недооценивание своих способностей.

Б - Объективная оценка своих способностей.

В - Переоценивание своих способностей.

Что приводит Вас к столкновению и конфликту с людьми?

А - Излишняя инициативность.

Б - Излишняя критичность.

В - Излишняя прямолинейность.

Обработка и интерпретация результатов. Подсчитайте количество набранных Вами баллов, используя приведенную далее таблицу. Отметим, что наиболее высокий уровень конфликтности предполагает наличие черт характера, обусловливающих продуцирование конфликтов, использование конфликтогенов общения и, безусловно, повышение конфликтности отношений в коллективе.

17 баллов - очень низкий уровень конфликтности.

20 - низкий уровень конфликтности.

23 - уровень конфликтности ниже среднего.

26 - уровень конфликтности несколько ниже среднего.

29 - средний уровень конфликтности.

32 - уровень конфликтности несколько выше среднего.

35 - уровень конфликтности выше среднего.

38 - высокий уровень конфликтности.

42 - очень высокий уровень конфликтности.


Признать существование конфликта. Практически эти вопросы не так просто решить, бывает достаточно сложно сознаться и заявить вслух, что ты находишься в состоянии конфликта с подростком по какому-то вопросу. Иногда конфликт существует уже давно, дети страдают, а открытого признания его нет. Каждый выбирает свою форму поведения и воздействия на другого. Однако, совместного обсуждения и выхода из создавшейся ситуации не происходит.

Определить возможность переговоров. После признания наличия конфликта и невозможности его решить "с ходу" целесообразно договориться о возможности проведения переговоров и уточнить, каких именно переговоров: с посредником или без него и кто может быть посредником, равно устраивающим обе стороны.

Согласовать процедуру разговоров. Определить, где, когда и как начнутся "переговоры", т.е. оговорить сроки, место, процедуру ведения переговоров, время начала совместной деятельности.

Выявить круг вопросов, составляющих предмет конфликта. Основная проблема состоит в том, чтобы определить в совместно используемых терминах, что является предметом конфликта, а что нет. Уже на этом этапе вырабатываются совместные подходы к проблеме, выявляются позиции сторон, определяются точки наибольшего разногласия и точки возможного сближения позиций.

Разработать варианты решений. Стороны при совместной работе предлагают несколько вариантов решений с расчетом затрат по каждому из них, с учетом возможных последствий.

Принять согласованное решение. После рассмотрения ряда возможных вариантов, при взаимном обсуждении и при условии, что стороны приходят к соглашению, целесообразно это общее решение представить в письменном виде: резолюции, договоре о сотрудничестве и т.д. В особо сложных или ответственных случаях письменные документы составляются после каждого этапа переговоров.

Реализовать принятое решение на практике. Если процесс совместных действий заканчивается только принятием проработанного и согласованного решения, а дальше ничего не происходит и не меняется, то такое положение может явиться детонатором других, более сильных и продолжительных конфликтов. Причины, вызвавшие первый конфликт, не исчезли, а только усилились невыполненными обещаниями. Повторные переговоры проводить будет намного сложнее.


Заключение


Конкретных советов по выходу из конфликтных ситуаций дать почти невозможно, так как конфликт всегда индивидуален. И здесь значение имеет педагогическое мастерство и такт учителя, или руководителя, его гражданское лицо, а также его авторитета в глазах учащихся. Еще ни один человек, не обладавший уважением учащихся, не смог ликвидировать конфликтную обстановку или же ликвидировать конфликт.

Конфликт нельзя ликвидировать с помощью волшебной палочки. Тем более конфликт детский, так как он основан в основном на эмоциях, которые в детском возрасте у детей очень сильны: они вытесняют голос рассудка. Эмоции дают установку на определенный тип отношения, и с этим трудно справиться. Конфликт можно погасить, доказывая оппоненту, что его соперник - достойный человек, что он обладает большими достоинствами, что ему трудно, как и тебе, что он переживает по поводу случившегося. Иногда при этом будет внешнее согласие при внутреннем: "Ничего, переживет и не только это еще переживет". Понимание, что другой страдает, в данном случае может вызвать не чувство сострадания к нему, а чувство удовлетворения.

Если же школьные конфликты становятся нормой, то лечить надо не психологией, а режимом и дисциплиной. "Школа без дисциплины, что мельница без воды" - отмечал великий чешский педагог Я.А. Коменский. На первых порах надо привести массу, пораженную "демократией", в норму. Мы никогда не освободимся от конфликтов между учениками, между учениками и педагогами, если не научимся бесконфликтно жить в школьной среде.

Прежде всего, надо начинать с себя. Здесь возможна профилактика, в том числе и психологическая: надо учиться слушать другого, видеть себя глазами другого, уметь чувствовать за другого, уметь решать бесконфликтно вопросы, прийти к общему мнению, уметь правильно спорить.


Список литературы


1. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе / М.М. Рыбакова. - М.: Просвещение, 1991.

Чарльз Ликсон "Конфликт. ... Семь шагов к миру. - СПб.: Питер Паблишинг, 1997 - (Серия "Гений общения").

3. Атаянц Н.Г. Психология конфликтов в средней школе: Моногр. - Владикавказ: Изд-во Сев.-Осет. гос. ун-та им. К.Л. Хетагурова, 2002. - 124 с. - Библиогр.: 134 назв.

Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии. М., 1995.

Экспресс-диагностика устойчивости к конфликтам / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. C. 211-212.

Н.М. Коряк и Ф.М. Бородкин и "Внимание, конфликт". СПб., 1994.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Конфликтные ситуации в школе - вещь неизбежная. Другое дело, что направив ситуацию в нужное русло, из всего можно извлечь пользу. Научиться этому без помощи взрослых получится вряд ли.

Детское восприятие во многом зависит от реакции окружающих на те или иные действия. Если ребятам повезет с учителем в начальной школе, и конфликты будут решаться исключительно деструктивным методом, то школьный период будет вспоминаться с теплом и нежностью долгие годы.

Причины конфликтов между детьми в школе

Причин для недопонимания в стенах школы может быть немало. Даже присущий школьникам дух соревнования можно рассматривать как провокацию, стимулирующую к действию, познанию, стремлению стать лучшим. Задача учителя - сделать так, чтобы конкуренция была здоровой.

Возникнуть конфликт может по следующим причинам :

  • желание стать лидером;
  • личная неприязнь;
  • борьба за признание, обида;
  • безответное чувство;
  • недолюбливание и высокомерное снисходительное отношение к кому либо;
  • желание дружить с кем-то против кого-то.

Иногда в школе конфликтуют дети разных классов. А бывает и так, что на кланы разделены одноклассники.

Часто втянутыми в ситуацию оказываются также любимчики или те ученики, которым учителя постоянно делают прилюдные замечания. Дети жестоки, сильного они могут недолюбливать не меньше, чем слабого.

Как избежать конфликтных ситуаций

От учителя зависит не все, но многое. Это на его плечи ложиться груз ответственности. Избежать конфликта между детьми в школе и постараться сгладить ситуацию - святая обязанность педагога.

Даже после сорванного урока «разбор полетов может быть разным». Первый способ - искать виноватого среди учеников, возможно даже с привлечением директора и классного руководителя. Виноватые обязательно найдутся, и плодородная почва для разборок между учениками в будущем тоже.

Конструктивный способ выглядит иначе.

Ситуация следующая. Узнав о болезни учителя, старшеклассники договариваются прогуляться за территорией школы. Замена находится в последний момент, но решение прогулять принято и обжалованию не подлежит.

На урок приходит единственная девушка, отличница. Реакция учителя - единица в ее дневнике и никакого «разбора полетов» после. Непедагогично? Вряд ли. Так мог поступить только настоящий детский психолог.

Сложно представить каких масштабов мог бы достичь конфликт между оставшейся ученицей и ее одноклассниками, при «разборе полетов».

Причины конфликтов

Какими бы ни были причины конфликтов между детьми в школе, именно педагогу приходится разрешать многие из них. Иногда для этого не обязательно даже открыто вмешиваться в происходящее.

Учитель обучает не только грамоте, он помогает ребенку адаптироваться в коллективе, научиться цивилизовано общаться, спорить, отстаивать свою точку зрения, уступать, понимать и принимать ошибки, отвечать за свои поступки.

Особенности конфликтов

Несколько разную природу могут иметь конфликты между школьниками и одноклассниками. Важно понимать, что любой класс это коллектив. Иногда недопонимание может возникнуть между старшими и младшими школьниками.

Причин здесь может быть много вплоть до чувства ревности к любимому учителю, взявшему на воспитание других учеников.

Что делать, если у ребенка конфликт с учителем

Намного сложнее, если конфликтующими сторонами являются учащийся и учитель. Причины конфликта ребенка с учителем могут быть разными, вплоть до личной неприязни.

Иногда дают себя знать разные методы воспитания в стенах школы и в семье. Прежде чем принимать чью-либо сторону, важно разобраться в ситуации. Иногда родители точно не знают, как определить, что у ребенка конфликт с учителем.

Для начала стоит сходить в школу и пообщаться с учителем. Только так можно понять, кто виноват, и что происходит на самом деле. Исходы могут быть разными: от полного разрешения проблемы без привлечения посторонних до жалоб в вышестоящие инстанции и даже перевода в другую школу.

Всегда нужно пытаться сглаживать острые углы и не провоцировать возникновение конфликтных ситуаций.

Если не хотите, чтобы ребенок замкнулся в себе и затаил обиду на всех и вся, никогда нельзя ругать его прилюдно, даже если он не прав. Выслушать всех это одно, а лишить ребенка поддержки - другое.

Не помешает и беседа с учителем один на один или сбор информации о педагоге, его методах воспитания и прочем. Мирный путь всегда лучше.

Что делать если ребенок конфликтует в школе — советы родителям

На конфликт детей в школе действия родителей бывают разными. Всегда лучше сначала попробовать разобраться в ситуации. В большинстве случаев правда находится где-то посередине.

Принимать безапелляционно сторону учителя или ребенка нельзя. Делать поспешные выводы тоже не стоит.

Конечно можно при любых жалобах «любимого дитяти» учинять разборки и тут же переводить кровиночку в другую школу, но гарантий того, что в новом коллективе сын или дочь сможет адаптироваться и не станет конфликтовать, никто дать не сможет.

Не бойтесь общаться и открыто высказывать свое мнение. Только так можно найти истинные причины происходящего и варианты для устранения неприятной ситуации.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама