THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Виды психологического консультирования

Индивидуальное консультирование

Экстренная психологическая помощь в экстренных ситуациях (телефон доверия)

Индивидуальная психолого-педагогическая помощь

Индивидуальное психологическое консультирование

Катарсическая психотерапия

Библиотерапия

Психоанализ

Семейное консультирование

Тренинг эффективности родителя

Поведенческая терапия

Коллаборативная терапия (терапия совместного проживания – Спок)

Конкурентная терапия

Групповое консультирование

Ролевой и коммуникативный тренинг

Психодрама

Тренинг сензитивности (эмпатии)

Группы встреч

Разъяснительная психотерапия (лекции)

Телесно-ориентированные тренинги

Арт-терапия

Тренинг делового общения

Групп-анализ

Виды психологического консультирования по характеру решаемых задач:

возрастно-психологическое, профессиональное, психолого-педагогическое, семейное и другие виды психологического консультирования.

Консультативная психология в структуре практической психологии

Психологическое консультирование как профессия является относительно новой областью психологической практики, выделившейся из психотерапии. Эта профессия возникла в ответ на потребности людей, не имеющих клинических нарушений, однако ищущих психологическую помощь.

Структура процесса консультирования

Ни одна из теоретических ориентаций или школ психологического консультирования не отражает все возможные ситуации взаимодействия консультанта и клиента.

Общую модель структуры консультативного процесса, называемую эклектической (В. Е. Gilland и сотрудники; 1989). Эта системная модель, охватывающая шесть тесно связанных между собой стадий, отражает универсальные черты психологического консультирования или психотерапии любой ориентации.

1. Исследование проблем . На этой стадии консультант устанавливает контакт (raport) с клиентом и достигает обоюдного доверия: необходимо внимательно выслушать клиента, говорящего о своих трудностях, и проявить максимальную искренность, эмпатию, заботу, не прибегая к оценкам и манипулированию. Следует поощрять клиента к углубленному рассмотрению возникших у него проблем и фиксировать его чувства, содержание высказываний, невербальное поведение.

2. Двумерное определение проблем . На этой стадии консультант стремится точно охарактеризовать проблемы клиента, устанавливая как эмоциональные, так и когнитивные их аспекты. Уточнение проблем ведется до тех пор, пока клиент и консультант не достигнут одинакового понимания; проблемы определяются конкретными понятиями. Точное определение проблем позволяет понять их причины, а иногда указывает и способы разрешения. Если при определении проблем возникают трудности, неясности, то надо вернуться к стадии исследования.



3. Идентификация альтернатив . На этой стадии выясняются и открыто обсуждаются возможные альтернативы решения проблем. Пользуясь открытыми вопросами, консультант побуждает клиента назвать все возможные варианты, которые тот считает подходящими и реальными, помогает выдвинуть дополнительные альтернативы, однако не навязывает своих решений. Во время беседы можно составить письменный список вариантов, чтобы их было легче сравнивать. Следует найти такие альтернативы решения проблем, которые клиент мог бы использовать непосредственно.

4. Планирование . На этой стадии осуществляется критическая оценка выбранных альтернатив решения. Консультант помогает клиенту разобраться, какие альтернативы подходят и являются реалистичными с точки зрения предыдущего опыта и настоящей готовности измениться. Составление плана реалистичного решения проблем должно также помочь клиенту понять, что не все проблемы разрешимы. Некоторые проблемы требуют слишком много времени; другие могут быть решены лишь частично посредством уменьшения их деструктивного, дезорганизующего поведение воздействия. В плане решения проблем следует предусмотреть, какими средствами и способами клиент проверит реалистичность выбранного решения (ролевые игры, "репетиция" действий и др.).

5. Деятельность . На этой стадии происходит последовательная реализация плана решения проблем. Консультант помогает клиенту строить деятельность с учетом обстоятельств, времени, эмоциональных затрат, а также с пониманием возможности неудачи в достижении целей. Клиент должен усвоить, что частичная неудача - еще не катастрофа и следует продолжать реализовывать план решения проблемы, связывая все действия с конечной целью.



6. Оценка и обратная связь . На этой стадии клиент вместе с консультантом оценивает уровень достижения цели (степень разрешения проблемы) и обобщает достигнутые результаты. В случае надобности возможно уточнение плана решения. При возникновении новых или глубоко скрытых проблем необходим возврат к предыдущим стадиям.

Эта модель, отражающая консультативный процесс, помогает лишь лучше понять, как происходит конкретное консультирование. Реальный процесс консультирования значительно обширнее и нередко не подчиняется данному алгоритму.

Ни одна из теоретических ориентаций или школ психологического консультирования не отражает все возможные ситуации взаимодействия консультанта и клиента. Поэтому рассмотрим самую общую модель структуры консультативного процесса, называемую эклектической (В. Е. Gilland и сотрудники; 1989). Эта системная модель, охватывающая шесть тесно связанных между собой стадий, отражает универсальные черты психологического консультирования или психотерапии любой ориентации.

1. Исследование проблем . На этой стадии консультант устанавливает контакт (raport) с клиентом и достигает обоюдного доверия: необходимо внимательно выслушать клиента, говорящего о своих трудностях, и проявить максимальную искренность, эмпатию, заботу, не прибегая к оценкам и манипулированию. Следует поощрять клиента к углубленному рассмотрению возникших у него проблем и фиксировать его чувства, содержание высказываний, невербальное поведение.

2. Двумерное определение проблем . На этой стадии консультант стремится точно охарактеризовать проблемы клиента, устанавливая как эмоциональные, так и когнитивные их аспекты. Уточнение проблем ведется до тех пор, пока клиент и консультант не достигнут одинакового понимания; проблемы определяются конкретными понятиями. Точное определение проблем позволяет понять их причины, а иногда указывает и способы разрешения. Если при определении проблем возникают трудности, неясности, то надо вернуться к стадии исследования.

3. Идентификация альтернатив . На этой стадии выясняются и открыто обсуждаются возможные альтернативы решения проблем. Пользуясь открытыми вопросами, консультант побуждает клиента назвать все возможные варианты, которые тот считает подходящими и реальными, помогает выдвинуть дополнительные альтернативы, однако не навязывает своих решений. Во время беседы можно составить письменный список вариантов, чтобы их было легче сравнивать. Следует найти такие альтернативы решения проблем, которые клиент мог бы использовать непосредственно.



4. Планирование . На этой стадии осуществляется критическая оценка выбранных альтернатив решения. Консультант помогает клиенту разобраться, какие альтернативы подходят и являются реалистичными с точки зрения предыдущего опыта и настоящей готовности измениться. Составление плана реалистичного решения проблем должно также помочь клиенту понять, что не все проблемы разрешимы. Некоторые проблемы требуют слишком много времени; другие могут быть решены лишь частично посредством уменьшения их деструктивного, дезорганизующего поведение воздействия. В плане решения проблем следует предусмотреть, какими средствами и способами клиент проверит реалистичность выбранного решения (ролевые игры, "репетиция" действий и др.).

5. Деятельность . На этой стадии происходит последовательная реализация плана решения проблем. Консультант помогает клиенту строить деятельность с учетом обстоятельств, времени, эмоциональных затрат, а также с пониманием возможности неудачи в достижении целей. Клиент должен усвоить, что частичная неудача - еще не катастрофа и следует продолжать реализовывать план решения проблемы, связывая все действия с конечной целью.

6. Оценка и обратная связь . На этой стадии клиент вместе с консультантом оценивает уровень достижения цели (степень разрешения проблемы) и обобщает достигнутые результаты. В случае надобности возможно уточнение плана решения. При возникновении новых или глубоко скрытых проблем необходим возврат к предыдущим стадиям.

Эта модель, отражающая консультативный процесс, помогает лишь лучше понять, как происходит конкретное консультирование. Реальный процесс консультирования значительно обширнее и нередко не подчиняется данному алгоритму. Выделение стадий условно, поскольку в практической работе одни стадии смыкаются с другими, и их взаимозависимость сложнее, чем в представленной схеме.

Алан Е.Айви, Мэри Б.Айви, Линк Саймэн-Даунинг, описывая процесс консультирования, отмечают, что его основным методом является интервью, в структуре которого выделяют следующие стадии:

Определение стадии Функции и цели стадии
1. Взаимопонимание /структурирова­ние. «Привет!» Построить прочный союз с кли­ентом, добиться, чтобы он чувст­вовал себя психологически ком­фортно. Структурирование может быть необходимо для объяснения целей интервью. Определенная структура помогает не отвлекать­ся от главной задачи, а также дает клиенту информацию о возможностях консультирующего.
2. Сбор информа­ции. Выделение проблемы, иден­тификация по­тенциальных возможностей клиента. «В чем проблема?» Определить, зачем клиент пришел на консультацию и как он видит свою проблему. Умелое опреде­ление проблемы поможет избе­жать бесцельного разговора, за­дает направление беседе. Необ­ходимо четко уяснить позитивные возможности клиента.
3. Желаемый ре­зультат. К чему хочет прийти клиент? «Чего вы хотите до­биться?» Определите идеал клиента. Ка­ким бы он хотел стать? Что произойдет, когда проблемы будут решены? (Это информиру­ет психолога о том, что именно хочет клиент.) Желаемое направ­ление действий клиента и психо­лога должно быть разумно со­гласовано. С некоторыми клиен­тами необходимо, опустив 2-ю стадию, выделить сначала цели.
4. Выработка аль­тернативных ре­шений. «Что еще мы можем сделать по это­му поводу?» Поработать с разными варианта­ми решения данной проблемы. Это подразумевает творческий характер подхода к данной задаче, поиск альтернатив во избежание ригидности и выбор среди этих альтернатив. Данный этап может включать длительное исследование личностной дина­мики. Эта фаза интервью может быть самой продолжительной
5. Общение результатов. Переход от обучения к действию. «Вы будете делать это?» Способствовать изменению мыслей, действий и чувств в повседневной жизни клиента. Многие клиенты после интервью ничего не делают, чтобы изменить свое поведение, оставаясь на своих прежних позициях.

Специалисты, занимающиеся практикой консультирования отмечают, что в процессе рабоыт с клиетом важны не столько схемы (хотя общее представление и понимание хода консультирования обязательны), сколько профессиональная и человеческая компетенция консультанта.

Р.Кочунас формулирует общие правила и установки консультанта, структурирующие процесс консультирования и делающие его эффективным:

1. Не бывает двух одинаковых клиентов и ситуаций консультирования. Человеческие проблемы только извне могут казаться схожими, однако поскольку они возникают, развиваются, существуют в контексте уникальных человеческих жизней, то и сами проблемы в действительности являются уникальными. Поэтому каждое консультативное взаимодействие уникально и неповторимо.

2. В процессе консультирования клиент и консультант постоянно изменяются сообразно их отношениям; в психологическом консультировании нет статичных ситуаций.

3. Самым лучшим экспертом собственных проблем является клиент, поэтому при консультировании следует помочь ему принять на себя ответственность за решение его проблем. Видение собственных проблем клиентом не менее, а может быть, и более важно, нежели представление о них консультанта.

4. В процессе консультирования чувство безопасности клиента важнее, чем требования консультанта. Таким образом, в консультировании неуместно добиваться цели любой ценой, не обращая внимания на эмоциональное состояние клиента.

5. Стремясь помочь клиенту, консультант обязан "подключить" все свои профессиональные и личностные возможности, однако в каждом конкретном случае он не должен забывать, что он всего лишь человек и поэтому не способен полностью отвечать за другого человека, за его жизнь и трудности.

6. Не следует ожидать непосредственного эффекта от каждой отдельно взятой консультативной встречи - решение проблем, а также успех консультирования не похожи на равномерно поднимающуюся вверх прямую; это процесс, в котором заметные улучшения сменяются ухудшениями, потому что самоизменение требует многих усилий и риска, которые не всегда и не сразу завершаются успехом.

7. Компетентный консультант знает уровень своей профессиональной квалификации и собственные недостатки, он ответственен за соблюдение правил этики и работу на благо клиентов.

8. Для обозначения и концептуализации каждой проблемы могут быть использованы различные теоретические подходы, но нет и не может быть наилучшего теоретического подхода.

9. Некоторые проблемы - это сущностные человеческие дилеммы и в принципе неразрешимы (например, проблема экзистенциальной вины). В таких случаях консультант должен помочь клиенту понять неизбежность ситуации и смириться с ней.

10. Эффективное консультирование - это процесс, который выполняется вместе с клиентом, но не вместо клиента.

В психологических словарях понятие "консультация" объясняется как однократное предоставление специалистом компетентной информации о запросу клиента для оптимального решения тех или иных жизненных, личностных или профессиональных проблем. Соответственно "консультирование" определяется как совокупность процедур, направленных на помощь в решении проблем и принятии решений относительно профессиональной карьеры, брака, личностного роста, межличностных отношений и тому подобное. Таким образом, консультация - это одноразовая встреча психолога-консультанта с клиентом, а серия встреч будет создавать консультативный процесс в оказании помощи тем, кто в ней нуждается.

Профессиональное предоставление консультативных услуг должно соответствовать некоторым формальным требованиям, в частности, консультант имеет представить себя как специалиста в определенной области психологических проблем, обсудить пределы желаемого гонорара и получить четкую согласие клиента на предоставление указанных консультативных услуг. Любые неформальные разговоры за пределами этих формальных требований не считаются профессиональным консультированием.

Весь процесс психологического консультирования структурируется в соответствии с последовательностью основных консультативных этапов, каждый из которых имеет свою цель, задачи, содержание, процедуру и специфические техники. Вместе с тем, как отмечает Р.Кочюнас, реальный процесс консультирования выходит за пределы определенных структурных компонентов, поскольку для консультативного процесса значимыми являются не столько схемы, сколько профессиональная и личностная компетентность самого консультанта. На основе этого стадии консультативного процесса он считал несколько "условными", поскольку одни стадии могут сочетаться с другими, переходить друг в друга, создавая дополнительные сложные взаимосвязанные образования.

Наиболее распространенной моделью консультативного процесса является та, что предложена Б. Е. Джиландом (BE Gilland) (рис.5.1), в которой определены следующие структурные компоненты:

Рис. 5.1. Структура консультативного процесса по Б. Е. Джиландом

1) исследование проблемы - стадия установления контакта с клиентом и достижения взаимного доверия. Необходимо внимательно выслушать клиента и всячески поддерживать его желание к углубленному анализу проблемы, фиксируя чувства, содержание высказываний и невербальное поведение личности;

2) двухуровневое определение проблемы - на этой стадии, опираясь на эмоциональные и когнитивные сведения предыдущего контакта, консультанту необходимо четко охарактеризовать проблему и вместе с клиентом сделать ее общего понимания;

3) идентификация альтернативы - стадия выяснения и открытого обсуждения альтернативных вариантов решения проблемы. Консультант стимулирует клиента назвать все возможные варианты решения ситуации и в ненавязчивой форме предлагает альтернативные шаги;

4) планирование - стадия создания реального плана решения проблемы путем проведения критического анализа выбранных альтернатив на предыдущей стадии;

5) деятельность - стадия последовательной реализации плана решения проблемы. Консультант помогает клиенту построить деятельность, учитывая обстоятельства, время, эмоциональную нагрузку, а также возможные неудачи на пути достижения цели;

6) оценка и обратная связь - стадия оценки уровня достижения желаемой цели как с стороны консультанта, так и с точки зрения клиента.

Таким образом, модель консультативного процесса включает следующие структурные компоненты:

1) цель консультативного процесса;

2) задачи консультативного процесса;

3) процедуры, методы и техники;

4) диагностическая и развивающие-коррекционная деятельность консультанта;

5) самостоятельная работа клиента по реализации задач произведенных в ходе консультативного процесса;

6) оценка и обратная связь по поводу результативности применяемых техник и достижения цели.

Цель консультативного процесса имеет специфические отличия и формируется в соответствии с выбранным психологом-консультантом методологического направления или концепции.

В общем варианте цель консультативного процесса выглядит следующим образом:

1) эмоциональная поддержка и внимание к переживаниям клиента;

2) расширение сознания и повышение психологической компетентности клиента;

3) изменение отношения к проблеме (от анализа ситуации "тупика" до "принятия решения")

4) повышение кризисной и стрессовой толерантности;

5) развитие реалистического и плюралистического восприятия;

6) повышение ответственности клиента и выработка готовности к творческому усвоения окружающей действительности.

Задачами консультативного процесса являются:

Уточнение проблемы клиента;

Информирование клиента о содержании его проблемы и реальность ее угрозы;

Изучение психологом-консультантом личности клиента с целью выяснения того, сможет ли клиент самостоятельно справиться со своей проблемой;

Предоставление текущей помощи клиенту в виде дополнительных практических советов, которые могут сопровождать выполнения им задачи;

Обучение клиента тому, как лучше предупредить возникновение в будущем аналогичных проблем;

Передача психологом-консультантом клиенту элементарных, жизненно необходимых психологических знаний и умений, которые он способен усвоить самостоятельно.

Под процедурами в психологическом консультировании принято понимать группы приемов ведения специалистом клиента, объединенные по целевому назначению и направлены на решение одной из задач консультативного процесса. Каждой процедуре соответствуют определенные техники - специальные приемы, использует консультант для решения задач на каждом этапе психологического консультирования.

Диагностику в консультативном процессе понимают как фиксацию факта сигнала проблемности, установление контакта с личностью, проговаривания проблемы самим клиентом и поиск совместной оценки и понимания содержания проблемы психологом- консультантом и клиентом. Также психодиагностике используют как средство контроля за личностными изменениями клиента и оценки эффективности выбранных консультантом приемов, методов и техник психологического воздействия.

Коррекционно-развивающая деятельность психолога-консультанта предполагает создание соответствующих социально-психологических условий для целостного психологического личностного роста и развития психологических качеств клиента с учетом его собственных задач, актуальных для определенного жизненного периода. Этот вид деятельности консультанта состоит из системы мер, которые позволяют решать задачи своевременной помощи личности в сложный для нее жизненный период.

Следует понимать различия между психокоррекционные влиянием и психологическим развитием личности. Так, в ходе псикорекцийного влияния работа психолога-консультанта направлена на усовершенствование существующих личностных или профессиональных качеств и форм поведения клиента. А развивающий влияние предполагает формирование у личности новых психологических качеств или форм поведения. .

Оценка и обратная связь в психологическом консультировании является универсальным механизмом саморегуляции поведения личности как клиента, так и профессиональной деятельности психолога-консультанта по результативности использованных им приемов и техник для достижения цели консультативного процесса. С помощью обратной связи психолог имеет возможность проверить, насколько правильно им подобраны приемы, способы и техники психологического воздействия на личность. Для клиента обратная связь означает сравнение собственного состояния на начальном этапе консультативного процесса с достижением уровня изменчивости, в частности осознание достижения желаемых личностных изменений и конечной цели на время завершения консультирования. Именно анализ и интеграция содержания собственного обратной связи клиентом в ходе консультации обеспечивает коррекцию его личностных характеристик, способствуя формированию целостного и адекватного образа собственной личности.

Ни одна из теоретических ориентаций или школ психологического консультирования не отражает все возможные ситуации взаимодействия консультанта и клиента. Поэтому рассмотрим самую общую модель структуры консультативного процесса, называемую эклектической (В. Е. Gilland и сотрудники; 1989). Эта системная модель, охватывающая шесть тесно связанных между собой стадий, отражает универсальные черты психологического консультирования или психотерапии любой ориентации.

1. Исследование проблем. На этой стадии консультант устанавливает контакт (raport) с клиентом и достигает обоюдного доверия: необходимо внимательно выслушать клиента, говорящего о своих трудностях, и проявить максимальную искренность, эмпатию, заботу, не прибегая к оценкам и манипулированию. Следует поощрять клиента к углубленному рассмотрению возникших у него проблем и фиксировать его чувства, содержание высказываний, невербальное поведение.

2. Двумерное определение проблем . На этой стадии консультант стремится точно охарактеризовать проблемы клиента, устанавливая как эмоциональные, так и когнитивные их аспекты. Уточнение проблем ведется до тех пор, пока клиент и консультант не достигнут одинакового понимания; проблемы определяются конкретными понятиями. Точное определение проблем позволяет понять их причины, а иногда указывает и способы разрешения. Если при определении проблем возникают трудности, неясности, то надо вернуться к стадии исследования.

3. Идентификация альтернатив. На этой стадии выясняются и открыто обсуждаются возможные альтернативы решения проблем. Пользуясь открытыми вопросами, консультант побуждает клиента назвать все возможные варианты, которые тот считает подходящими и реальными, помогает выдвинуть дополнительные альтернативы, однако не навязывает своих решений. Во время беседы можно составить письменный список вариантов, чтобы их было легче сравнивать. Следует найти такие альтернативы решения проблем, которые клиент мог бы использовать непосредственно.

Ни одна из школ консультирования не отражает все возможные ситуации взаимодействия клиента и консультанта. Поэтому, Р. Кочюнас, вслед за Б.Гилландом, предлагает рассматривать общую модель структуры консультативного процесса, называемого эклектической, и включающей несколько этапов:

1) Исследование проблемы. На этой стадии консультант устанавливает контакт с клиентом и достигает обоюдного доверия: необходимо внимательно выслушать клиента, проявить максимальную искренность, внимание, сочувствие. Следует поощрять клиента раскрываться, углубляться в свою проблему;

2) Двумерное определение проблем. На этой стадии консультант стремиться точно, охарактеризовать проблему клиента. Уточнение проблемы ведется до тех пор, пока клиент и консультант не достигнут одинакового понимания проблемы. Г.С. Абрамова пишет: « Вторая стадия интервью обычно начинается со сбора информации о контексте проблемы; решается вопрос об идентификации потенциальных возможностей клиента. Маркировка этой стадии интервью: «В чем проблема?». Психолог решает следующие вопросы: зачем клиент все таки пришел? Как видит свою проблему? В чем его возможности в решении проблемы? На материале заявленной темы психолог уясняет позитивные возможности клиента в решении проблемы. Когда цели клиента будут четко поняты, психолог возвращается к определению темы».

3) Идентификация альтернатив. На этой стадии выясняются и открыто обсуждаются возможные альтернативы решения проблем. Пользуясь открытыми вопросами, консультант побуждает клиента назвать все возможные варианты, которые тот считает подходящими и реальными, помогает выдвинуть дополнительные альтернативы решения проблем. Можно составить список возможных решений. Следует найти такие решения, которые клиент может использовать непосредственно.

4) Планирование. На этой стадии осуществляется критическая оценка выбранных альтернатив решения. Консультант помогает клиенту разобраться, какие решения являются реалистичными с точки зрения его, клиента, опыта и желания измениться. Реалистичность проверяется средствами ролевых игр, репетиций действий и др. Г.С. Абрамова, описывая интервью в структуре консультирования, отмечает: «На этой стадии интервью задачи психолога состоят в том, чтобы способствовать изменению мыслей. Действий и чувств клиентов в повседневной их жизни. Из практики консультирования известно, что многие клиенты ничего не делают для изменения своего поведения. Психологу надо относиться к этому спокойно, так как эффект от консультирования определяется, скорее не действиями, а переживаниями клиента, которые приводят к медленному изменению»;

5) Деятельность. На этой стадии происходит последовательная реализация плана решения проблем. Консультант помогает клиенту построить деятельность с учетом обстоятельств, времени, эмоциональных затрат, а также с пониманием возможности неудачи в достижении цели. Клиент должен усвоить, что частичная неудача – еще не катастрофа.

6) Оценка и обратная связь. На этой стадии клиент вместе с консультантом оценивает уровень достижения цели и обобщает достигнутые результаты. В случае надобности возможно уточнение плана решения.

Такая структура не является жестко заданной. У консультанта должны быть общие установки, структурирующие процесс консультирования сообразно с реальностью:

1) Не бывает двух одинаковых клиентов, поэтому каждое взаимодействие неповторимо;

2) В процессе консультирования постоянно изменяются и консультант, и клиент;

3) Самым лучшим экспертом своих проблем является сам клиент, поэтому в процессе консультирования следует помочь ему принять на себя ответственность за свои решения;

4) В процессе консультирования чувство безопасности клиента важнее, чем требования консультанта. В консультировании нельзя добиваться цели любой ценой. Клиент должен в эмоциональном плане чувствовать себя, по крайней мере, удовлетворительно;

5) Консультант должен помнить, что не может прожить жизнь другого человека, и несет ответственность за свою. Но он обязан подключить весь свой профессионализм, чтобы помочь клиенту;

6) Не следует ожидать немедленного или неизменного успеха. Эффект от консультирования может сказаться намного позже.

Самоизменение – это процесс, состоящий из эмоциональных взлетов и падений, поэтому клиенту иногда может становиться и хуже. 7) Консультант соблюдает этические требования профессии; 8) Для разрешения проблем могут быть использованы разные теоретические подходы, но нет и не может быть наилучшего; 9) Некоторые проблемы в принципе неразрешимы. Например, проблемы вины за упущенные в жизни возможности. В таких случаях консультант может помочь смириться с неизбежным положением вещей; 10) Эффективное консультирование – это процесс, выполняемый вместе с клиентом, а не вместо клиента.

Симптомы и факторы эскалации
Часто в конфликте происходит быстрое обострение борьбы, что свидетельствует об эскалации конфликта. Эскалация заключается в резкой интенсификации борьбы оппонентов. Симптомами эскалации являются: сужение когнитивной сферы, возникновение о...

Принцип "всегда есть главарь"
Чем выше взбираешься по иерархической лестнице, тем более скользкими становятся ее ступени Поскольку мужчинам на работе, как правило, важно обладать властью, особое значение приобретает собственное позиционирование в системе власти. Поэт...

Психологические особенности переговоров
В политической, предпринимательской, коммерческой и иных сферах деятельности важную роль играют деловые беседы и переговоры. Изучением этики и психологии переговорных процессов занимаются не только отдельные исследователи, но и специальны...



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама