THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

ЗАХАРИЯ (память Господня, евр.) - пророк-серповидец, один из 12 так называемых малых пророков, из племени Левиина, преставился около 520 г. до Р. Хр. и предсказал благодатное царство Христово. Назван серповидцем потому, что во время одного из откровений видел свиток, летящий с неба в виде серпа. Память 8 февраля .

Пророк Захария был, по указанию книги его имени (1 , 1, 7), сын Варахии и Адды; в первой же книге Ездры 5 , 1; 6 , 14 он называется уже сыном одного Адды, представителя священнического рода, возвратившегося вместе с Зоровавелем из плена вавилонского (Неем. 12 , 4). Последнее наименование понимают или в том смысле, что Адда был воспитателем Захарии (Кирилл Александрийский, Розенмюллер), или в том, что он приходился ему дедом. Второе объяснение наиболее правдоподобно, так как в родословиях еврейское «ben» значит не только сын, но и внук (см. напр. Быт. 29 , 5; 32 , 55 и т. п.). Кроме того, что Адда не был просто воспитателем пророка, но и состоял с ним в родстве, это достаточно ясно из Неем. 12 , 16. Пророческое служение Захарии началось со второго года царствования Дария Гистаспа (1 , 7), т. е. в 520 г. до Р. Хр., чрез 16-17 лет по возвращении евреев из плена, продолжалось в четвертом году его правления (7 , 1) и закончилось, как думают, после шестого года Дария, т. е. после построения храма;, к этому времени относят произнесение речей шести последних глав. О последующей жизни пророка Захарии ничего неизвестно. По преданию, он умер в глубокой старости.

Книга пророка Захарии, состоящая из 14 гл., распадается на две части; одна обнимает восемь начальных глав, другая шесть последних. Содержание первой, включая сюда и небольшое введение (1 , 1-6), находится в довольно близком отношении к построению второго храма. Во второй год царствования Дария Гистаспа, когда все известные евреям народы наслаждались миром (1 , 11), святая земля была по большей части занята языческими народами, пред которыми трепетали возвратившиеся пленники (Ездр. 3 , 3; 4 , 4), а построение храма было затрудняемо самарянами и, наконец, совсем прекратилось (Ездр. 4). Вследствие всего этого у благочестивых была потеряна вера в верность божественных обетований и всемогущество Божие (1, 12). Поддержкой для них в подобном состоянии и являлось первое видение Захарии. Храм, говорилось пророку в его разъяснение, будет восстановлен, Иерусалим застроен и вместе с другими городами переполнится добром (1 , 16-17). В то время как Господь «сжалится над Сионом», на «народы безбоязненные Он негодует великим негодованием» (ст. 15). В чём выразится это негодование, какова будет участь язычников, разъясняет второе видение (1 , 18-21). Пророк видит четыре рога, - символы народов, развеявших иуду и Израиля и разрушивших Иерусалим (ст. 19), и веслед затем четырех кузнецов, идущих сбить эти роги. Сила притеснителей евреев будет сокрушена. И если они мешали построению города и храма (Ездр. 4 , 12-16, 21), то с уничтожением их могущества устранится препятствие к выполнению этого дела. Иерусалим не только будет восстановлен, но и заселен бесчисленным народом: Господь призовёт в него тех, которые ещё находятся в рассеянии, к ним присоединится множество язычников (2 , 6, 11), и сам Господь поселится на Сионе (2 , 10). Третье видение заканчивается обещанием Господа поселиться на Сионе. Но как же святой может обитать среди греховного народа? На это недоумение и отвечает четвертое видение (3 гл.) Оно возвещает, что грехи народа будут прощены: с первосвященника Иисуса, представителя всей нации, снимаются запятнанные одежды - символ нечистоты, греховности, и он облачается в чистые одежды. Это чудесное дело милости Божией преобразует будущее, гораздо более великое дело очищающей грехи благодати Божией, - изглаждение грехов всей земли в один день отраслию - Мессиею. Очищение грехов обусловливало возможность беспорочного, поддерживаемого благодатиею Божиею, хождения очищенных пред Господом. Это славное состояние общества и изображается в следующем, пятом видении (4 гл.). Пророк созерцает золотой светильник (символ церкви, - Апок. 1 , 13, 20), который увенчивается чашею, в которую чрез два желобка текло масло из ветвей двух плодовитых маслин (Иисус и Зоровавель, жречество и судейское достоинство). Из верхней чаши масло текло чрез особые трубочки в семь лампад, которые висели на светильнике. Плодовитые ветви оливковых дерев, источавшие масло, источали из себя золото. В объяснении видения существование этого славного общества соединяется с существованием храма, как центра служения Богу (4 , 5 и дал.). Он будет выстроен Зоровавелем, несмотря ни на какие препятствия (ст. 7). Все пять видений говорили пророку, какими милостями будет награжден народ еврейский, в какое славное состояние он будет приведен силою Божиею. Но оно не будет вечным, настанет время, когда народ развратится, впадет в нечестие и за это будет наказан. Эта мысль и раскрывается в видении свитка, на котором было написано проклятие на всех воров и клятвопреступников, и ефы с сидящей в ней женщиною (само нечестие), унесенной двумя другими женщинами в землю вавилонскую (5 гл.). Захария созерцает то время, когда развращение достигнет своей вершины. Тогда проклятие полетит по всей земле, т. е. Иудее, и будет поражать нечестивых до тех пор, пока исполнится мера неправд народа и наступит последнее наказание. Нечестивая женщина - это народ иудейский; ефа - мера неправд, на которые произнесено проклятие. Если так поступит Господь с избранным народом, то чего же должен ожидать мир? Ответ на данный вопрос заключается в седьмом видении (6 , 1-8). Пророк видит четыре колесницы, запряженные конями рыжими, вороными, белыми и пегими; они имеют обойти всю землю для приведения в исполнение божественного суда над всеми врагами Божиими. По уничтожении языческого мира на земле водворится царство Мессии. Эту мысль пророк выражает символическим действием (6 , 9-15) - возложением на голову первосвященника Иисуса венца. Венчанный первосвященник Иисус должен был преобразовать для народа Мессию, Который создаст церковь, примет славу и воссядет на престоле своем. Речи 7 и 8 гл., произнесенные в 4 год царствования Дария Гистаспа, подобно предшествующим видениям, имеют отношение к построению второго храма. В четвертый год Дария постройка храма значительно подвинулась вперёд, и всё предсказывало скорое её окончание. В виду этого современники Захарии задавали себе вопрос: следует ли оплакивать разрушение прежнего храма, - поститься в пятый месяц? Для решения данного недоумения было отправлено посольство в Иерусалим, и Господь ответил на него чрез Захарию. Последний, прежде всего, обличает внутреннее побуждение, из которого возник указанный вопрос. Внешнему выражению благочестия - постам народ приписывал достоинство благочестия внутреннего, забывая, что первое имеет значение только в связи с последним. Господь требует исполнения нравственного закона, без которого внешнее благочестие не имеет цены. Прежде, когда Иерусалим был населен, Господь требовал правды на суде, взаимной любви и милосердия к несчастным. За непослушание Господь прогневался на народ, так что Палестина превратилась в пустыню (7 , 1-14). В настоящее же время Господь снова будет оказывать благоволение к Иерусалиму, поселится на Сионе и подаст народу всякие блага. Тогда и самые посты будут днями радости и веселия, и множество людей придет тогда в Иерусалим для поклонения Господу (8 , 1-23). Во второй части книги Захарии содержатся пророческие речи о временах благодатного мессианского царства. В начале 9 гл. пророк говорит, что Господь накажет сирийцев, финикиян и филистимлян, а народ Свой защитит. Иерусалим будет находиться под особым покровительством Божиим. Господь оградит его от врагов, проходящих вперед и назад, и к нему не пройдет уже более никакой притеснитель. Затем пророк приглашает народ иудейский радоваться, так как к нему придёт скоро Царь, Который, будучи сам праведным, и на земле имеет водворить праведность и спасет народ Свой. Кроткий, Он уничтожит высокомерие и самонадеянность людей; поэтому Он и откроет Своё царство, въехав в Свою столицу не на блестящей колеснице, как военный победитель народов, но сидя на ослице и молодом осленке, животных кротких, служивших символом мира. Мир, который придёт водворить на земле Царь Сиона, прежде всего, будет обвялен в земле обетованной, а из неё распространится по всей вселенной; этот Царь спасет народ и привлечет его в Своё царство не силою, но кровавою жертвою, которую Он принесет за все человечество, чтобы примирить его с Богом и освободить от ада. Духовному царству Мессии будет предшествовать внешнее временное восстановление еврейского народа (9 , 13-17): Господь сделает его победоносным в войне с эллинами. Предвидя божественное покровительство евреям, пророк советует им обращаться со своими молитвами к Господу, а не богам языческим. Он сам будет заботиться о Своём стаде и сделает народ Свой победителем вселенной, возвратит в отечество тех из израильтян и иудеев, которые еще оставались в землях пленения (10 , 1-12). Изобразив светлую сторону будущей судьбы народа еврейского, пророк переходит к указанию предстоящего ему отвержения. Захария обращается с просьбою к Ливану, чтобы он открыл двери свои входящему врагу, который опустошит всю Иудею (11 , 1-3). В чём заключается причина таких бедствий, указывают два нижеописанные символические действия. В первом (11 , 4-14) Захария изображает Пастыря-Мессию, старающегося спасти народ иудейский, которого злые пастыри ведут к погибели, как «овец заколения». Попечения Мессии будут отвергнуты ослепленным народом: Его пастырское служение он оценит в 30 сребреников, т. е. ценою раба. Тогда и Мессия сложит с Себя пастырскую должность, в результате чего наступит конец завету между Богом и избранным народом. Когда был отвергнут пастырь добрый, стадо впало в руки разбойников и наемников. Желая указать народу на этих последних, пророк символически изображает пастыря безумного, который не позаботится о погибающих, не будет искать потерявшихся, лечить больных, кормить здоровых и т. п. Но горе этим пастырям. «Рука их совершенно иссохнет, и правый глаз потускнеет». В последних главах (12-14) Захария пророчествует о судьбе Иерусалима, т. е. церкви Христовой, от времени явления Мессии до конца мира. Он предсказывает страшное устремление народов на Иерусалим (12 , 1-3), которое, однако отразит Иегова. Он создаст в Иерусалиме благодатное царство, обилующее милостями и щедротами (10 , 14), очищенное от всех мерзостей языческих (13 , 1-6), небольшое по числу, составляющее только третью часть живущих на земле, но зато искушенное и святое (7- 9). В конце времён все народы ополчатся против этого царства, но сам Господь восстанет на его защиту и на поражение врагов (14 , 1-5). После того как тьма покроет землю, настанет день единственный и вечный, когда Господь будет светом для всех. Тогда из нового небесного Иерусалима изыдет вода жива. Иерусалим будет средоточием царства Божия, в котором будут обитать только праведники, а враги будут наказаны (6-21).

Вторая часть книги пророка Захарии представляет некоторые отличия от первой: не содержит, напр., определения времени и имени пророка; не имеет указания на те обстоятельства, среди которых Захария изрекал свои предсказания; в ней не встречается ни видений, ни действующих ангелов, ни сатаны; наконец, и самый язык отличен от языка первой части. Всё это вместе взятое и служит основанием для того мнения, что вторая часть книги Захарии не принадлежит сыну Варахии, а составлена из многих отрывков Захарии, современника Исаии, и в свой настоящий вид приведена в эпоху Маккавеев. Но в пользу единства книги, в пользу того, что она есть произведение одного пророка, решительно говорит то обстоятельство, что исходным пунктом для речей обеих частей является послепленное состояние, народа (народ завета рассеян между язычниками, как стадо без пастыря, - 10 , 3; дом Ефрема еще долженствует быть собранным и спасенным, -10 , 6-10; нет розни между иудейским и израильским царствами, а она существовала до погибели того и другого царства, - 11 , 14 и т. п.). Неупоминание имени пророка так же мало говорит против происхождения пророческих речей гл. 9 -14 от жившего после плена Захарии, как мало неупоминание у пророка Исаии своего имени в надписях к речам гл. 15 , 17 , 19 и т. п. говорит против их происхождения от Исаии. Что касается различия в изложении, то и оно не исключает сходства. В обеих частях употребляются одни и те же образы (очи Божии - 3 , 9; 4 , 10; 9 , 1, 8; источник - 3 , 9; 13 , 1; 14 , 8), те же характеристические выражения (7 , 14; 9 , 8), те же речения (2 , 14; 9 , 9) и намеки на предшествующие священные книги.

* А. П. Лопухин.

Источник текста: Православная богословская энциклопедия. Том 5, стлб. 671. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу "Странник" за 1904 г. Орфография современная.

Святой пророк Захария, священник из потомства Ифамара, сына Ааронова, имел жену Елисавету, которая также была из рода Ааронова и доводилась сестрой Анне, матери Пресвятой Богородицы. Святое Евангелие свидетельствует о Захарии и Елисавете, что они были украшены всеми добродетелями, непорочно проходя свое жизненное поприще. Святой Апостол и Евангелист Лука говорит о них: "оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно". Что житие их было действительно благочестиво, о сем свидетельствует также и святая их отрасль, честный и славный пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн. В Писании сказано: "по плодам их узнаете их": плод от доброго дерева действительно не может быть дурным, ибо, как говорит то же Писание: "если корень свят, то и ветви". Посему и святая ветвь Иоанн могла произойти только от святого корня.


Икона . Пророк Захария. Галерея икон .

Св. Захария, отец Предтечи, священствовал в Иерусалиме в царствование Ирода. Он был из дневной чреды Авиевой, то есть из рода Авии, очередь которого приходилась в восьмую седмицу.

О сих чредах повествуется следующее.

Царь Давид, видя, что род Аарона стал очень многочислен, так что не было никакой возможности всем вместе совершать служение в храме, разделил потомков Аарона на двадцать четыре чреды или лика, чтобы они, один за другим, справляя каждый свою седмицу, совершали службы в храме. Во всякой отдельной чреде царь избрал одного честнейшего мужа и сделал его начальником лика, так что каждая чреда имела своего главного священника, в чреде же было более пяти тысяч священников.

Для того чтобы не было между главными священниками спора о том, кому из них с своим ликом служить первую седмицу, кому вторую, кому третью и т.д. до двадцать четвертой, они бросили жребий и по жребию сделали распределение, и такой раз установленной очереди они держались до наступления новой благодати, так что потомки каждого священника соблюдали свою очередь по жребию, который выпал их предку. Восьмой жребий выпал священнику Авии, в числе потомков коего был также и святой Захария; поэтому-то он и отправлял в течение восьмой седмицы службу в храме вместе со всей своей чредой, ибо он был главным над остальными священниками своего ряда.

Однажды Захарии, когда он, соблюдая очередь свою, служил пред Богом, по обычаю священников, нужно было войти в храм Господень для каждения; было же в то время на молитве множество народа. Войдя во святилище, Захария заметил ангела Господня, стоящего по правую сторону кадильного алтаря. При виде ангела Захарию объял страх; но посланник Божий успокоил его, сказав: "Не бойся, Захария". И утешил он праведного священника, возвестив, что молитва его благоприятна богу; внимая ей, Господь дарует ему милость: Он благословил жену его Елисавету, разрешая несмотря на ее престарелый возраст узы ее неплодства, и она родит сына, тезоименитого благодати Иоанна, который своим рождением принесет радость не только родителям, но и множеству людей: "Многие, прибавил ангел, возрадуются рождению его".

Возвестил ангел Захария также и о том, что сын его будет велик пред Господом не телом, но духом; он будет постником и будет вести такую воздержную жизнь, как никто другой; и действительно, таково же о нем было и свидетельство Самого Сына Божия: "ибо пришел Иоанн Креститель: ни хлеба не ест, ни вина не пьет". Ангел предсказал, что еще во чреве матери Иоанн исполнится Духа Святого и многих из сыновей израильских обратит к истинному Господу Богу, что он будет Христовым Предтечей в духе и силе пророка Илии и приготовит народ к принятию Господа Спасителя.

Услыша всё сие, Захария был удивлен и поражен, так что не решался верить сказанному; странным казалось ему сие потому, что Елисавета была неплодна, и оба они были уже преклонного возраста. И сказал он ангелу:

Как мне поверить сему: ведь я уже стар, состарилась также и жена моя, которая никогда не имела детей?

Тогда ангел ответил ему:

Я - Гавриил, предстоящий пред Богом; я послан сказать и благовестить тебе сие. И за то, что не поверил ты моим словам, ты будешь нем и не скажешь ни одного слова до тех пор, пока всё сие исполнится.

Так как Захария в беседе с ангелом замедлил в алтаре, то народ, бывший в церкви, дивился сему. Выйдя к народу, Захария принужден был знаками показывать, что он стал нем; тогда присутствовавшие поняли, что ему в алтаре было видение.

Окончив свою очередь, Захария возвратился в дом свой, находившийся в горной стране, в Хевроне, городе Иудове. Этот город был одним из тех, которые даны были по жребию потомкам Иуды и предназначены для жительства священникам.

Когда исполнилось возвещенное ангелом, и бывшая дотоле неплодной Елисавета родила Иоанна, имя сие Захария написал на поданной ему дощечке, отверзлись уста Захарии, язык его разрешился, и он стал говорить, благословляя Бога. Исполнившись Святого Духа, он начал пророчествовать, говоря: "благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему, и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего, как возвестил устами бывших от века святых пророков Своих, что спасет нас от врагов наших и от руки всех ненавидящих нас; сотворит милость с отцами нашими и помянет святой завет Свой, клятву, которою клялся Он Аврааму, отцу нашему, дать нам, небоязненно, по избавлении от руки врагов наших, служить Ему в святости и правде пред Ним, во все дни жизни нашей. И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему, дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их, по благоутробному милосердию Бога нашего, которым посетил нас Восток свыше, просветить сидящих во тьме и тени смертной, направить ноги наши на путь мира".

Но вот наступило время, когда родился Господь наш Иисус Христос в Вифлееме, и волхвы, пришедшие с востока по видению чудесной звезды, возвестили Ироду о новорожденном Царе. Тогда Ирод, послав в Вифлеем воинов, чтобы они избили всех детей, приказал умертвить и сына Захарии, о коем много слышал. Ироду известно было всё случившееся во время рождения Иоанна; так как все события, коими сопровождалось рождение Иоанново, вызывали страх и изумление среди окрестных жителей. Все иудеи говорили о сих чудесных событиях; молва дошла и до Ирода. Все слушавшие слагали в сердце своем происшедшее и говорили: "что будет младенец сей?".

Ирод, вспомнив теперь об Иоанне, подумал: "Не сей ли будет царем иудейским?" Задумав умертвить его, царь отдельно послал в дом Захарии убийц, но посланные не нашли святого Иоанна. Ибо, когда началось безбожное избиение детей в Вифлееме, стоны и вопль были услышаны в Хевроне, городе Иудове, где жили священники, так как он находился на недалеком расстоянии от Вифлеема; скоро узнали в Хевроне конечно и о причине такого вопля. Тогда святая Елисавета, взяв сына своего, отрока Иоанна, коему тогда было уже полтора года бежала с ним в горы. А святой Захария в то время находился в Иерусалиме, отправляя обычную службу по порядку чреды своей.

Скрываясь в горах, Елисавета со слезами молилась Богу, чтобы Он защитил ее и ее сына. Увидав с горы воинов, кои тщательно разыскивали беглецов и уже были недалеко, она в ужасе возопила к ближайшей каменной горе: "Гора Божия, приими мать с сыном!" Гора тотчас расступилась, заключила их в себе, и таким образом они укрылись от настигавших их убийц. Не найдя тех, кого искали, посланные ни с чем возвратились к царю. Тогда Ирод послал к Захарии в храм приказание, чтобы он отдал ему сына своего Иоанна.

Я служу ныне Господу Богу Израилеву, - отвечал на сие святой Захария, - и не знаю, где теперь находится сын мой.

Разгневанный Ирод вторично послал к нему и приказал убить самого Захарию, если он не отдаст своего сына. Свирепые убийцы устремились как звери, стараясь немедленно исполнить повеление царя, и с яростью закричали священнику Божию:

Где скрыл ты своего сына? отдай нам его, ибо так повелел царь; если же не дашь сына своего, то сам погибнешь лютою смертью.

На сие святой Захария отвечал:

Тело мое вы убьете, а душу мою восприимет Господь.

Тогда убийцы бросились на Захарию и между церковью и алтарем убили его, как повелел им царь; пролившаяся же кровь святого сгустилась на мраморе и отвердела как камень во свидетельство и вечное осуждение Ироду; а Елисавета, хранимая Богом, с своим сыном пребывала в расступившейся горе. Божиим повелением устроилась для них там пещера, открылся источник воды, а над пещерою выросла финиковая пальма, на коей явились плоды в изобилии. Когда мать с сыном хотели есть, дерево склонялось, подавая в пищу плоды свои, а затем снова выпрямлялось.

Спустя сорок дней после убиения Захарии, святая Елисавета, мать Предтечи, преставилась в той пещере, а святой Иоанн был питаем ангелом до совершенного возраста и храним в пустынях до дня явления своего к израильтянам.

[греч. Ζαχαρίας], прав., прор., отец св. Иоанна Крестителя и муж прав. Елисаветы, родственницы Пресв. Богородицы (пам. 5 сент.). З. был священником в Иерусалиме «из Авиевой чреды» (Лк 1. 5; годичный цикл богослужения в Иерусалимском храме делился на 24 части, продолжительностью в 1 или 2 недели, в течение к-рых священники по жребию совершали положенные ритуалы (Nolland . 1989. P. 26)).

Согласно рассказу Евангелия от Луки (Лк 1. 5-23), во время совершения обряда воскурения фимиама в Иерусалимском храме З. сподобился явления арх. Гавриила , к-рый сказал ему: «...не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн» (Лк 1. 13). Хотя З., судя по его последующей реакции, молился не о сыне, а о спасении Израиля, ему (сверх ожиданий) было дано пророчество о рождении сына. Блж. Феофилакт Болгарский считает, что услышана была молитва З. о том, чтобы Бог простил народу грехи. «Откуда это видно? Ангел говорит: вот я тебе даю знамение: Елисавета родит тебе сына, а из того, что Елисавета родит, ты должен удостовериться и в отпущении грехов народу» (Theoph. Bulg . In Luc. 1 // PG. 123. Col. 698). Вместе с тем в ВЗ приводится много случаев молитвы бездетных родителей о даровании детей (см., напр.: Быт 25. 21; 30. 22; 1 Цар 1. 10-13, 17), поэтому З. мог также молиться и о рождении сына. По обетованию арх. Гавриила сын его «не будет пить вина и сикера» (Лк 1. 15) в знак своей особой посвященности Богу (см.: Лев 10. 9; Суд 13. 14 и 7) и станет пророком, исполнившись «Духа Святого... еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их» (Лк 1. 15-16), а также «предыдет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный» (Лк 1. 17).

З. выразил сомнение в возможности рождения сына, т. к. он и его жена были уже в преклонных летах. Для вразумления и в качестве подтверждения верности слов небесного вестника З. стал глух и нем (Лк 1. 22; ср.: Лк 1. 62). «Справедливо подвергается тому и другому - глухоте и немоте, ибо как преслушник наказывается глухотой, а как противоречащий - молчанием» (Theoph. Bulg . In Luc. 1 // PG. 123. Col. 700). В этом состоянии З. пребывал до дня появления на свет его сына, ставшего в последующем пророком и проповедником покаяния в Израиле и Предтечей Господа Иисуса Христа. По всей видимости, в этом рассказе раскрывается тройной смысл немоты З.: как наказания, как знамения того, что предсказанное сбудется (ср.: Быт 15. 9-21; Суд 6. 36-40; 4 Цар 20. 8-11; 1 Цар 10. 2-16; Лк 1. 36; 2. 12), а также как мотива апокалиптического сокрытия, согласно к-рому немота З. должна была стать средством сохранения в тайне от людей божественных замыслов до момента их исполнения (ср.: Дан 8. 26; 12. 4, 9; Откр 10. 4). Кроме того, неверие З. противопоставляется вере Марии, о к-рой повествуется далее (Лк 1. 45) (Brown . 1993. P. 263). Стоявший вне святилища народ, после того как З. вышел к ним и «объяснялся... знаками» (Лк 1. 22), понял, что ему было видение.

Когда через 9 месяцев у З. родился сын, то на 8-й день после рождения родственники и соседи собрались в доме З. и Елисаветы, чтобы обрезать младенца и дать ему имя. Елисавета, памятуя о повелении Божием, переданном через арх. Гавриила, сказала, что имя его должно быть Иоанн, что подтвердил и З., написав на дощечке то же имя. После этого З. исцелился и, исполнившись Св. Духа, благословил Бога и изрек пророчество, в к-ром возвестил о грядущем вскоре обещанном спасении Израиля и о роли в этом событии своего новорожденного сына (Лк 1. 67-79).

История З. встречается также в повествовании апокрифического «Протоевангелия Иакова» (2-я пол. II в.). Здесь З. представлен в качестве первосвященника. По сюжету апокрифа он получает откровение о судьбе Богородицы, о том, что Марии суждено стать женой Иосифа (гл. 8). Также упоминается (но без указания причин и обстоятельств) о немоте З. (гл. 10). В конце апокрифа описана сцена убийства З. за нежелание выдать местонахождение своего сына. По приказу царя Ирода он «был убит… перед храмом» (гл. 23). Заканчивается рассказ загадочными словами о том, что священники, войдя в храм, «тела его не нашли, только кровь, сделавшуюся как камень» (гл. 24). Последняя деталь из жизнеописания З., по всей видимости, является результатом отождествления его с др. Захарией, «убитым между жертвенником и храмом», о к-ром Иисус Христос упоминает в Лк 11. 51 (ср.: Мф 23. 35). Блж. Феофилакт приводит толкование, имевшее широкое распространение в его время, к-рое также сохраняет это предание. Он говорит, что З. «не исключил из ряда дев Богородицу после того, как Она родила Христа, и поставил Ее на том же месте, где и они стояли, а это место было между храмом и внешним медным алтарем. За это и убили его. Так как некоторые ожидали во Христе будущего царя своего, а другие между тем не желали быть под властью царя, то поэтому убили этого святого и за то, что он утверждал, что родила Дева и что родился Христос, будущий Царь их, что было им противно, ибо они желали быть без царя» (Theoph. Bulg . In Luc. 11 // PG. 123. Col. 872). О том, что З. был первосвященником, также упоминал (возможно, под влиянием «Протоевангелия Иакова») и свт. Иоанн Златоуст (Ioan. Chrysost. De incompreh. 2 // PG. 48. Col. 710-711).

По мнению большинства совр. библеистов (см., напр.: Peels. S. 594), в Лк 11. 51 содержится ссылка на 2 Пар 24. 20-22, где рассказывается о сыне свящ. Иодая Захарии, который, исполнившись Св. Духа, обличил вероотступничество царя Иоаса и был по приказу последнего побит камнями «на дворе дома Господня» (2 Пар 24. 21). Согласно Мф 23. 35, Господь говорит о Захарии, сыне Варахии, отождествляя этого мученика с одним из малых пророков послепленного периода (см.: Зах 1. 1). Такое отождествление допускали еще свт. Иоанн Златоуст (Ioan. Chrysost. In Matth. 74 // PG. 58. Col. 681) и блж. Феофилакт (Theoph. Bulg . In Matth. 23 // PG. 123. Col. 405). Никифор Каллист (XIV в.) со ссылкой на свт. Ипполита Римского, пишет в «Церковной истории» о том, что первая жена прав. Иосифа Обручника, Саломея, приходилась племянницей З. (Niceph. Callist. Hist. eccl. II 3 // PG. 145. Col. 760).

В визант. источниках сохранилось анонимное апокрифическое Мученичество З., основанное на тексте «Протоевангелия Иакова» (BHG, N 1881). Кроме того, З. посвящен ряд агиографических произведений: Слово патриарха К-польского Германа II (1223-1240) (BHG 1881m), Похвальное слово Михаила Синкелла (IX в.) (BHG, N 1881n - 1881nb), 2 Похвальных слова Космы Веститора (VIII-IX вв.) (BHG, N 1881q - 1881r), 3 анонимных Похвальных слова (BHG, N 1881p, N 1881v - 1881x).

В РПЦ и др. правосл. Церквах память З. отмечается 5 сент. Древнейший Иерусалимский Святогробский Типикон, сохранившийся в арм. и груз. версиях, кроме памяти З. 5 сент. отмечал 27 сент. явление ему арх. Гавриила, 1 дек.- обретение мощей З., ап. Иакова Праведного и Симеона Богоприимца и 18 мая - память этих 3 святых в церкви, построенной в Иерусалиме Павлом из Элевтерополя (Кекелидзе. Канонарь. С. 114, 135, 144; Tarchnischvili. Grande Lectionnaire. Т. 2. P. 11, 42, 54; Garitte. Calendrier Palestino-Georgien. P. 67, 92, 107). В Патмосском списке Типикона Великой ц. (IX-X вв.) под 23 окт. есть сообщение, что память З., ап. Иакова Праведного и Симеона Богоприимца отмечалась в К-поле в церкви, посвященной Пресв. Богородице, рядом со Св. Софией. Согласно лат. описанию К-поля XII в. («Аноним Меркати»), в этой церкви находились мощи З., Иакова и Симеона (Описание святынь К-поля в лат. рукописи XII в. // Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. М., 1996. С. 448). Известно, что мощи З. были перенесены в К-поль в 415 г. В ряде визант. календарей память З. указывалась 15 или 16 мая, а обретение мощей - 11 февр. В Синаксаре К-польской ц. кон. X в. есть упоминание о 2 храмах во имя некоего св. Захарии, в Атроа и в монастыре Парадисий. И. Делеэ и Р. Жанен полагают, что церковь в Парадисии была освящена во имя З. Храм в Атроа Жанен не упоминает. В BHG приводится еще один день памяти З., которого нет в SynCP,- 30 дек., видимо, указанный в одной из визант. рукописей.

По свидетельству паломника Иоанна Фоки (1185), гробницы с мощами З. и Елисаветы находились в ц. св. Иоанна Предтечи, устроенной на месте его темницы в г. Севастии (ППС. 1889. Т. 8. Вып. 2. (Вып. 23). С. 39). В наст. время мощи (или часть мощей) З. пребывают в афонском монастыре Кастамонит (Meinardus O. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church // Oriens Chr. 1970. Bd. 54. S. 176).

В Римско-католич. Церкви память З. совершается 6 нояб. (в нек-рых Мартирологах указываются даты 6 сент. и 5 нояб.), особенно торжественно в Латеранской базилике в Риме, где, согласно зап. традиции, хранятся мощи З. (Mariani . Col. 1445).

Ист.: BHG, N 1881-1881x; SynCP. Col. 15-16, 155, 169, 366; Νικόδημος . Συναξαριστής. Τ. 1. Σ. 85-88.

Лит.:Mariani B. Zaccaria // BiblSS. Vol. 12. Col. 1443-1446; Janin . Églises et monastères. P. 133; ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 1198-1199; Nolland J. Luke. Dallas (Tex.), 1989. Vol. 1: 1-9: 20. P. 13-81. (WBC; 35a); Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 160; Watson J. F. Zechariah (31) // ABD. Vol. 6. P. 1060-1061; Witherington B . The Birth of Jesus // Dictionary of Jesus and the Gospels / Ed. J. B. Green et al. Downers Grove (Ill.), 1992. P. 60-74; Brown R. E. The Birth of the Messiah. N. Y.; L., 19932. P. 256-285; 367-392; idem. An Introduction to the NT. N. Y.; L., 1997. P. 225-230; Peels H. G. L. The Blood «from Abel to Zachariah» (Matthew 23, 35; Luke 11, 50f.) and the Canon of the OT // ZAW. 2001. Bd. 113. S. 583-601; Murphy C. M. John the Baptist: Prophet of Purity for a New Age. Collegeville (Minn.), 2003. P. 43-90.

П. Ю. Лебедев, О. Н. А., О. В. Л.

Гимнография

З. вспоминается в правосл. богослужении в праздники, посвященные Иоанну Крестителю (Зачатие (23 сент.) и Рождеству (24 июня)) как его отец.

В груз. памятниках, отражающих традиции древнего иерусалимского богослужения, память З. вместе с Елисаветой отмечается 26 июня, в рамках многодневного празднования Рождества Иоанна Предтечи (Garitte. Calendrier Palestino-Géorgien. P. 261; Марр И. Я. Описание груз. рукописей Синайского мон-ря. М.; Л., 1940. С. 139).

В Типиконе Великой ц. IX-XI вв. (Mateos. Typicon. T. 1. P. 16) память З. установлена 5 сент. наряду с памятью др. святых, в нек-рых списках помещается последование З., включающее тропарь ῾Η σεπτὴ τοῦ προφήτου σου πανήγυρις̇ (Честное пророка твоего празднование), прокимен из Пс 63, Апостол Евр 9. 11-14, аллилуиарий со стихом из Пс 98, Евангелие Мф 23. 29-39, причастен Пс 111. 6b.

В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. (Пентковский. Типикон. С. 277-278), содержащем самую раннюю сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, на память З. 5 сент. приводится праздничное последование, включающее 6 стихир З. на «Господи, воззвах», пение «Бог Господь» на утрене и тропарь 8-го гласа по 9-й песни светилен () (студийский светилен малых праздников). На литургии на блаженнах поются 3-я и 6-я песни канона З., прокимен из Пс 109, Апостол Евр 4. 14 - 5. 6; аллилуиарий, Евангелие и причастен те же, что и в Типиконе Великой ц. В Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 260-261) 5 сент. соединяются последования З. и еп. Гортинского Кирилла, совершается служба с пением «Бог Господь» и тропаря З. 4-го гласа ῾Ιερωσύνης στολισμόν, περιβαλλόμενος σοφέ̇ (), проч. указания те же, что и в Студийско-Алексиевском Типиконе. На литургии прокимен, Евангелие и причастен те же, что и в Типиконе Великой ц., Апостол Евр 5. 4-10, аллилуиарий со стихом из Пс 96. В Мессинском Типиконе 1131 г. (Arranz. Typicon. P. 15-16) 5 сент. указана только память З., тропарь тот же, что и в Евергетидском Типиконе, на утрене поется «Бог Господь». На «Господи, воззвах» 3 стихиры З. и 3 - Пресв. Богородицы. На литургии прокимен, Апостол и Евангелие те же, что и в Типиконе Великой ц., аллилуиарий тот же, что и в Евергетидском Типиконе, причастен Пс 32.1. В афонской редакции Студийского устава, сохранившейся в груз. переводе (Георгия Мтацминдели Типикон - см.: Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 230) на литургии 5 сент. прокимен, Апостол и Евангелие те же, что и в Типиконе Великой ц., аллилуиарий со стихом из Пс 91, причастен Пс 32. 1.

В иерусалимских Типиконах разных редакций, начиная от ранних (см.: Lossky. Typicon. P. 158-159) и вплоть до нынешних, устав службы 5 сент. практически не менялся, сохраняя сходство со студийскими Типиконами. На «Господи, воззвах» стихиры З. поются на 6, канон на утрене также на 6, т. о., З. относится к «святым, поемым на 6» (см. ст. Знаки празднков месяцеслова). В XVI в. в рус. списках иерусалимских Типиконов начинают регулярно ставить красный знак 3 точек в полукруге (), обозначающий малый праздник; начиная с 1-го московского издания Типикона 1610 г., 5 сент. ставится черный знак (), означающий «святого, поемого на 6». На литургии прокимен, Евангелие и причастен те же, что и в Типиконе Великой ц., аллилуиарий, как в Евергетидском Типиконе, Апостол Евр 6. 13-20. В греч. Типиконах сохраняется то же последование, однако в Минеях количество песнопений З. увеличилось - добавлены стихиры на стиховне вечерни, славник на стиховне утрени исчезает. В Типиконе мон-ря прп. Дионисия (Τυπικόν τῆς ἐν Αθῷ μονῆς τοῦ ἁγίου Διονυσίου. ῞Αγιον ῎Ορος, 2004. Σ. 12-13) 5 сент. указываются стихиры З. на стиховне вечерни, они же повторяются на утрене на хвалитех, после чего поется великое славословие. В Типиконе протопсалта Константина (К-поль, 18512, Венеция, 1869) содержится краткая глава о совпадении 5 сент. с воскресным днем, отражающая ту же традицию празднования З. с пением великого славословия (на хвалитех указано пение стихир З.).

В рус. Минеях, начиная с московского издания 1724 г., печатается также 2-я служба в честь З. и Елисаветы для торжественного совершения памяти Елисаветы (ради тезоименитства дочери имп. Петра I), число песнопений З. остается неизменным.

Последование З., содержащееся в совр. слав. богослужебных книгах, включает: тропарь 4-го гласа ῾Ιερωσύνης στολισμὸν περιβαλλόμενος, σοφὲ̇ (); кондак 3-го гласа, на подобен «Дева днесь» ῾Ο προφήτης σήμερον κα ῾Ιερεὺς τοῦ ῾Υψίστου̇ (); канон 1-го гласа авторства Феофана с акростихом Τὸν Προδρόμοιο τοκῆα κροτῶ σοφὸν ἀρχιερῆα (Предтечи родителю рукоплещу премудрому архиерею - в слав. Минеях отсутствует), ирмос: ῾Υγρὰν διοδεύσας̇ (), нач.: Τὴν μνήμην, Προφῆτα, σοῦ εὐφημῶν (); цикл из 3 стихир-подобнов; 3 стихиры-самогласна; седален; светилен.

По рукописям известны песнопения З., не вошедшие в совр. богослужебные книги: кондак 6-го гласа (Амфилохий . Кондакарий. С. 234); дополнительные икосы (Там же. С. 160, 234).

А. А. Лукашевич

Иконография

З. изображается старцем с седыми, длинными, мягко вьющимися волосами, со слегка вьющейся средней длины бородой, сужающейся книзу. Его отличительной чертой являются одежды первосвященника, к-рые изображали с достаточной степенью подробности: ефод, нагрудник с закрепленными на нем 12 драгоценными камнями по числу колен Израилевых, верхняя одежда в виде плаща, украшенная по подолу, длинная рубаха и пояс. Одежды довершает тканый головной убор с золотым щитком, с вырезанными на нем словами: «Святыня Яхве». В руках кадило и ладанница. В изображениях З. как пророка сохраняются священнические одежды, но в руках у него свиток с текстом из Евангелия от Луки (Лк 1. 68-69), напр., в росписи ц. Успения на Волотовом поле близ Вел. Новгорода (1363, не сохр.) на свитке приведен текст полностью: «Благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему, и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего» (см.: Вздорнов . 1989. Док. № 76).

Единоличные изображения

В мозаике апсиды базилики св. Евфразиана в Порече, Хорватия (543-553), в левом простенке между алтарными окнами представлено наиболее раннее единоличное изображение З.-первосвященника. В декорации храмов изображение З. всегда встречается в купольной росписи среди изображений пророков (напр., в Палатинской капелле (ок. 1143-1146) и в ц. Санта-Мария дель Аммиральо (Марторана) (1143-1148) в Палермо, Сицилия; в ц. Спаса на Нередице в Вел. Новгороде (1199)) и в алтарной зоне (напр., в каппадокийских храмах в ряду 10 святых рядом со св. Иоанном Предтечей (между 945 и 1025) в Тавшанлы-килисе (св. Евстафия) и в сев. апсиде Баллы-килисе; в сев. апсиде Дирекли-килисе (976-1025); предположительно в ц. Св. Креста и св. Георгия в Ачиксарае (1060/61 или 1100). В рус. традиции З. изображается преимущественно на восточных столпах или склонах алтарных арок: в Спасо-Преображенском соборе Мирожского (40-е гг. XII в.) и в соборе Рождества Богородицы Снетогорского (1313) мон-рей в Пскове, в новгородских церквах Успения Пресв. Богородицы на Волотовом поле, Рождества Христова на Красном поле (90-е гг. XIV в.), арх. Михаила Сковородского монастыря (нач. XV в.?, не сохр.), прп. Сергия Радонежского в Новгородском кремле (между 1453 и 1463). В каппадокийской ц. Пресв. Богородицы, св. Иоанна Предтечи и св. Георгия (Гёреме 9; нач. или 1-я пол. X в.) в алтарной нише деисусной композиции по сторонам Иисуса Христа изображены св. Иоанн Предтеча и З. (что объясняется посвящением престола в юж. апсиде св. Иоанну Предтече).

На миниатюре из Христианской топографии Космы Индикоплова (посл. четв. IX в.) З. представлен в уникальной композиции «Богоматерь, Иисус Христос, Иоанн Предтеча, Захария, Елисавета, Анна и Симеон» (Vat. gr. 699. Fol. 76; см.: Лазарев В. Н. История визант. живописи. М., 1986. С. 68. Табл. 97).

Изображение прор. З. включалось в пророческий ряд иконостасов (икона «Пророки Елисей, Захария, Иоиль» из Успенского собора Кириллова Белозерского мон-ря, ок. 1497, ГРМ; см.: Рус. мон-ри: Искусство и традиции. [СПб.], 1997. С. 36). Как пророк со свитком в руке З. изображен на 2-сторонней иконе-таблетке «Избранные святые - Симеон Столпник, прор. Захария, свт. Иоанн Новгородский. Благовещение» (кон. XV - нач. XVI в., ГЭ; см.: Синай, Византия, Русь. 2000. С. 266).

Единоличные изображения З. входят в состав минейных циклов на сент.: в настенных минологиях (в ц. вмч. Димитрия Маркова мон-ря близ Скопье, Македония, ок. 1376; в ц. свт. Николая в Пелинове, Черногория, 1717-1718), на миниатюрах (в минологии Служебного Евангелия (Vat. gr. 1156. Fol. 245v, К-поль, 3-я четв. XI в.), в греко-груз. рукописи XV в. (РНБ. O.I.58. Л. 48 об., 79)), в иконописи (на иконе «Минея годовая» (нач. XIX в., УКМ)).

Житийные сцены

Основу изображения житийного цикла З. составили тексты канонических Евангелий, гл. обр. Евангелия от Луки, дополненные сюжетами из «Протоевангелия Иакова» (2-я пол. II в.): «Введение Богородицы во храм» (Протоевангелие. Гл. 7. 2-3), «Обручение (вручение) Марии Иосифу» и «Моление о жезлах» («Чудо о процветшем жезле») (Мф 1. 18; Лк 1. 27; Протоевангелие. Гл. 8, 9), «Благовестие Захарии» (Лк 1. 8-20), «Немой Захария перед народом» (Лк 1. 21-22), «Встреча (целование) Захарии и Елисаветы» (Зачатие св. Иоанна Предтечи) (Лк 1. 23-24), «Рождество Иоанна Предтечи» и «Захария называет имя Иоанна» (Лк 1. 57, 62-63), «Убиение Захарии на пороге храма» (Мф 23. 35).

Сцены с изображением З., как правило, появляются в связи с историей св. Иоанна Предтечи, образуя составную часть его житийного цикла, или входят в состав протоевангельского Богородичного цикла. Самые ранние известные сюжеты Жития З. представлены в росписи ранневизант. периода в церкви бывшего мон-ря св. Иоанна Предтечи (Дейр-Абу-Хиннис) близ Маллави (Египет). Живописный фриз, датированный VII в., включает 5 изложенных в порядке исторического следования житийных сцен праведных З. и Елисаветы, среди них «Благовестие прав. Захарии», «Захария перед народом» (кисть левой руки касается губ, указывая на немоту); «Убиение Захарии» показано в цикле изображений, посвященных детству Иисуса Христа, между сценами «Бегство в пустыню» и «Сон Иосифа». Единичные сцены сохранились также в каппадокийских храмах, освященных во имя св. Иоанна Предтечи. Так, «Убиение Захарии» представлено в росписи ц. Бахаттин-Саманлыгы в долине Ихлара (2-я пол. X или 1-я пол. XI в.) в цикле сюжетов земной жизни Христа; в росписи XI-XII вв. алтарного придела во имя св. Иоанна Предтечи (св. Марка) ц. св. Макария Великого одноименного мон-ря (Дейр-Анба-Макар) в Вади-эн-Натрун в тромпах килевидных ниш под куполом помещены сцена «Благовестие Захарии» и парная ей композиция «Благовещение Богородицы». Сцена «Убиение Захарии» сохранилась в росписи жертвенника ц. Карагедик (св. Георгия); очевидно, она входила в цикл св. Иоанна Предтечи (кон. X-XI в.).

Традиция посвящения на Руси св. Иоанну Предтече расположенного в сев. апсиде жертвенника обусловила программу его декорации в XII в.- размещение там житийного цикла пророка. Развернутые циклы, включавшие эпизоды детства с обязательными сценами «Благовестие прав. Захарии», «Захария называет имя Иоанна», известны в росписи Спасо-Преображенского собора Мирожского мон-ря, реконструируются во фрагментарно сохранившейся росписи новгородской ц. Благовещения на Мячине (в Аркажах) (1189), в соборе Рождества Богородицы Снетогорского мон-ря в Пскове и др. В рус. иконописи самые ранние житийные циклы с подробным изложением истории рождения родителей пророка относятся ко времени не ранее 1-й пол. XVI в.: иконы 1-й пол. XVI в., АМИИ; сер. XVI в., ЯХМ, ЯИАМЗ; сер. XVI в. из с. Павлова, близ Ростова (ГТГ); 2-й пол. XVI в. из Сольвычегодска (СИХМ) (об этом см.: Устинова. 2005. С. 197-212).

Самая ранняя композиция «Благовестие Захарии» представлена на миниатюре в Эчмиадзинском Евангелии (Матен. 2374. Л. 228. Армения, VI в.) (см.: Дурново Л. А. Очерки изобразительного искусства средневек. Армении. М., 1979. Ил. 92). Как иллюстрация, предваряющая Евангелие от Луки, эта композиция включена в Псалтирь и Евангелиарий (Lond. Brit. Lib. Harl. 2788, ок. 800 г.) - на развороте миниатюра с изображением ап. Луки (Fol. 108v) и «Благовестие Захарии» (Fol. 109r) - перед алтарем в скинии завета напротив друг друга стоят указующий перстом правой руки арх. Гавриил и З. с кадилом; по сторонам в медальонах - погрудные изображения Пресв. Богородицы (слева) и прав. Елисаветы (справа). В Минологий Василия II (Vat. gr. 1613. К-поль, 976-1025 гг.) включены миниатюры «Убиение Захарии» (P. 14), «Благовестие прав. Захарии» (P. 61), «Обретение мощей» (P. 391). Отдельная миниатюра «Захария перед народом» иллюстрирует рукопись «De Virginitate Beatae Mariae» (Palat. lat. 1650. Fol. 38, Клюни, ок. 1090-1100 гг.) свт. Ильдефонса, архиеп. г. Толет (ныне Толедо).

Протоевангельские Богородичные циклы, включающие сюжеты с изображением З., разной полноты и сохранности, известны в росписях мн. храмов: собора Св. Софии Киевской (40-е гг. XI в.) (в этот цикл входит сцена «Вручение Марии багрянца и пурпура», однако «Протоевангелие Иакова» содержит оговорку, что в связи с немотой драгоценные материалы для церковной завесы Деве Марии вручал не З., а первосвященник с именем Симеон (гл. 9. 9)); новгородского храма Рождества Богородицы Антониева мон-ря (1125); собора Рождества Богородицы Снетогорского мон-ря в Пскове; мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле, ок. 1316-1321, и др. Первая по последовательности изложения композиция с изображением З.- это «Введение Богородицы во храм»: первосвященник, склонившись к маленькой Марии, встречает Ее перед (или под) киворием храма. В иллюминированных рукописях один из ранних примеров представлен миниатюрой в Минологии имп. Василия II (Vat. gr. 1613, К-поль, 976-1025 гг.). Однако развитая схема этой композиции, предваряющей сцены детства Христа, встречается уже в росписи каппадокийских храмов, напр. в ц. Кызылчукур в Гёреме (рубеж IX и X вв.). Эта сцена широко представлена в ряде памятников монументальной живописи XI-XII вв., напр. на сев. стене ц. Спаса на Нередице в Вел. Новгороде (1199, фрески не сохр.) в паре со сценой «Сретение Господне»; в кипрских церквах Асину (Панагии Форвиотиссы), близ Никитари (1105/06), Панагии Аракос, близ Лагудеры (1192).

В рус. иконописи как отдельное изображение встречается «Зачатие св. Иоанна Предтечи», где З. и Елисавета приникают друг к дугу (напр., храмовая икона из церкви дер. Новокотово Тверской обл. (Новгород, 2-я пол.- кон. XV в., ЦМиАР, см.: Иконы XIII-XVI вв. в собр. ЦМиАР: Кат. М., 2007. Кат. 14. С. 102-105); 2-сторонняя выносная икона «Знамение. Зачатие св. Иоанна Предтечи», Новгород, 2-я пол. XVI в., ГТГ). Как отдельная сцена на новгородской 2-сторонней иконе-таблетке «Рождество Христово. Зачатие св. Иоанна Предтечи и вмц. Евфимия Всехвальная» (1-я пол. XVI в., ЦАК МДА; см.: «Угодно в очах Божиих дело сие….»: Сокровища ЦАК МДА. Серг. П., 2004. С. 54-58) представлено явление арх. Гавриила З.: на фоне белокаменного храма, увенчанного 4 куполами с крестами в навершиях, у престола слева стоит склонившись З., в епитрахили; справа у престола - арх. Гавриил; позади З.- 3 жреца. Именование этой композиции «Зачатие св. Иоанна Предтечи», несмотря на то что ее изображение как «Встреча Захарии и Елисаветы» известно с XV в. (см.: Смирнова, Лаурина, Гордиенко. Зачатие св. Иоанна Предтечи. Икона. 2-я пол. - кон. XV в. (ЦМиАР)


Зачатие св. Иоанна Предтечи. Икона. 2-я пол. - кон. XV в. (ЦМиАР)

В расширенных композициях «Рождество Христово» на рус. иконах показано клеймо «Убиение Захарии», напр. на иконе из собрания И. С. Остроухова (кон. XVI в., ГТГ), на иконе круга Гурия Никитина (Кострома, ок. 1687, КГОИАМЗ; см.: Костромская икона XIII-XIX вв., 2004. Кат. 200), и др.

В Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733) описание облика З. приведено в разд. «Святые пророки…», о нем сказано: «…старец с длинною бородою в священнической одежде» (Ч. 2. § 132. № 24). В сборнике изображения З. упоминаются также в сюжетах, входящих в циклы «Как изображаются праздники Богородичные» и «Чудеса Предтечи»: «Введение Богородицы во храм» - «В глубине храма в дверях с тремя ступенями стоит пророк Захария в иерейской одежде, протянув руки к Пресв. Марии…», «Благовестие Захарии» (Ч. 3. § 5. № 4); «Иосиф принимает Богородицу из храма» - «Внутри храма стоит пророк Захария благословляющия. Позади его некоторые иереи указывают друг другу на Пресв. Марию, а пред ним Иосиф…» (Ч. 3. § 5. № 5); «Благовестие Захарии» - «В храме пред жертвенником стоит Захария и держит в правой руке кадильницу, а левую поднял кверху и смотрит на небо. Выше жертвенника парит архангел Гавриил, держа хартию со словами: не бойся, Захарие, зане услышана бысть молитва твоя. Вне храма молятся многие евреи - мужи и жены» (Ч. 3. § 21. № 1); «Рождество Предтечи» - о З. сказано, что он при постели прав. Елисаветы «сидит и пишет на хартии: Иоанн будет имя ему» (Там же. № 2).

В рус. сводном иконописном подлиннике (XVIII в.) по списку Г. Д. Филимонова под 5 сент. облик З. описан подробно: «Подобием стар, сед, власы главныя долги, а косы по плечам, аки авраамовы, брада до пояса длина, на конце мало раздвоилася, узка, на главе шапка червлена, заломы белые, риза верхняя киноварь, а по ней плащи златые, в двунадесяти местах, средняя риза лазорь, трития риза исподняя бакан светлый. Инде пишется: риза на нем греческая, на главе митра двоерогая по Ветхому закону…» (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 145); под 23 сент., в празднование Зачатия св. Иоанна Предтечи, сказано: «…во святилище Захария… с кадилом у престола, служит святую службу, против его стоит архангел Гавриил смиренно, в руке держит скипетр, а Захария молебно к престолу держит руки, над ними по херувиму киноварь, за Захарию стоят старцы по ветхому закону…» (Там же. С. 157-158); под 24 июня, в празднование Рождества св. Иоанна Предтечи, З. упоминается так: «…сидит мало поодаль одра [Елисаветы], подобием стар, брада долга, в руках дщица, а на ней пишет «Иоанн да будет имя ему»» (Там же. С. 372-373).

Лит.: Ерминия ДФ. С. 83, 146-147, 183; Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. Кат. 371. С. 29; Кат. 543. С. 149; Миjовић. Менолог. С. 286, 316, 344, 362, 376; Смирнова Э. С., Лаурина В. К., Гордиенко Э. А. Живопись Вел. Новгорода XV в. М., 1982; Вздорнов Г. И. Волотово: Фрески ц. Успения на Волотовом поле близ Новгорода. М., 1989; Jolivet-Levy C. Les églises byzantines de Cappadoce. P., 1991. P. 110, 181, 224, 256, 301, 314, 320, 326; Синай, Византия, Русь: Правосл. искусство с VI до нач. XX в.: Кат. выст. / Мон-рь св. Екатерины на Синае, ГЭ. [СПб.,] 2000. С. 266. Кат. R-15a; Пивоварова Н. В. Фрески ц. Спаса на Нередице в Новгороде: Иконогр. программа росписи. СПб., 2002. С. 49-50, 138. Кат. 238-239. Ил. 146, 182, 208; Лифшиц Л. И., Сарабьянов В. Д., Царевская Т. Ю. Монументальная живопись Вел. Новгорода: Кон. XI - 1-я четв. XII в.: Кат. СПб., 2004. С. 616-621, 742-744, 754; Устинова Ю. В. «Зачатьевский цикл» в составе жития св. Иоанна Крестителя в древнерус. искусстве XVI - 1-й пол. XVII в. // ИХМ. 2005. Вып. 9. С. 197-212.

Э. В. Шевченко

Который жил в конце эпохи Первого - в начале периода Второго Храма. Умер пророк Зехария в 3448 г. (312 г. до н.э.).

Зехарья принадлежал к роду коэнов, и был главой одного из отчих домов (Нехемья 12:16 ).

В 3390 году (370 г. до н.э.) Зехарья возвратился из Вавилонского изгнания в Землю Израиля вместе с Зерубавелем (там же; Седер адорот ).

Позднее снова жил в изгнании, где был близок к провидцу Даниэлю (Санхедрин 93б, Раши ).

Пророчествовал, начиная с месяца Хешван 3408 года (352 г. до н.э.) до месяца Кислев 3410 года (353 г. до н.э.) (Зехарья 1:1, 7:1; Седер адорот ). Призывал евреев Персии возвратиться на Святую Землю и возобновить строительство Храма (Эзра 5:1, Раши; Мегила 15а, Раши ).

Зехарья также призывал евреев к раскаянию: «Так сказал Б-г Воинств: Возвратитесь ко Мне, …и Я возвращусь к вам» (Зехарья 1:3 ).

Многие его пророчества относятся к периоду последнего избавления, который принято называть «концом времен» . «Так сказал Б-г, - предрекал пророк, - Я возвращусь в Сион и обитать буду в Иерусалиме, и назван будет Иерусалим городом истины, а гора Б-га Воинств - святой горой. Так сказал Б-г Воинств: еще будут сидеть старики и старухи на площадях Иерусалима, каждый со своим посохом в руке - в глубокой старости. И город наполнится мальчиками и девочками, играющими на его площадях» (там же 8:3-5, Мецудат Давид ).

Тогда, в «конце времени», Иерусалим станет «чашей яда для всех народов вокруг» - город «будет осажден, …соберутся против него все племена земли» (12:2-3, Радак ). В той последней из войн Творец «сразится с народами», подобно тому, как Он сражался с египтянами у Тростникового моря (14:3, Раши ), и «поразит Б-г все народы, воевавшие против Иерусалима». С тех пор «не будет больше разрушений и станет жить Иерусалим в безопасности» (14:11-12 ).

«Без крепостной стены будет жить Иерусалим», - предсказывал Зехарья. В ту эпоху святой город будет находиться под охраной Творца: «И Я буду ему, - говорит Б-г, - стеной огненной вокруг, и для славы его буду посреди города» (2:8-9, Раши ).

В те дни «многие народы и сильные племена станут искать Б-га Воинств в Иерусалиме и молиться Б-гу» (8:22 ). «И будет Б-г царем над всей землей, - предрекал Зехарья. - В тот день Б-г будет един для всех, и имя Его - едино» (14:9 ).

Зехарья был одним из руководителей Великого Собрания мудрецов Торы, созданного Эзрой (Раши, Бава батра 15а; Седер адорот ).

Вместе с Эзрой и Хагаем Зехарья записал пророчества Йехезкеля и предсказания Даниэля, а также составил «Книгу пророков» , в которую были включены и его пророчества (Бава батра 15а, Раши ).

Зехарья бен Берехья умер в 3448 году (312 г. до н.э.) (Седер адорот ).

В Талмуде рассказывается, как его пророчества утешали мудрецов после разрушения Второго Храма. Однажды четверо величайших мудрецов, среди которых был и раби Акива , увидели, как по Храмовой горе пробежала лисица - по месту, где прежде располагалась Святая Святых. Трое мудрецов разрыдались, а раби Акива засмеялся. «Почему ты смеешься?» - спросили у него остальные. Раби Акива объяснил своим спутникам, что взял себе в верные свидетели двух пророков: Урию и Зехарью, сына Берехьи. Урия предсказывал: «…из-за вас словно поле, будет вспахан Сион и Иерусалим превратится в руины, а Храмовая гора станет лесистым холмом». А Зехарья предрекал, говоря о более позднем будущем: «…еще будут сидеть старики и старухи на площадях Иерусалима, …и город наполнится мальчиками и девочками, играющими на его площадях». Пока не сбылось пророчество Урии, я опасался, что может не исполниться и пророчество Зехарьи. Но теперь, когда слова Урии сбылись, нет сомнения, что и предсказание Зехарьи осуществится. В ответ мудрецы сказали: «Акива, ты нас утешил!» (Макот 24б ).

Автор

Из книги самого Захарии, а также из книг Эзры и книг Эзры и Нехемии , мы можем утверждать, что Захария был современником пророка Хагая , Зерубавеля и первосвященника Иеhошуа; пережив последнего, он был при его сыне Иоакиме главою своего священнического рода. Начало пророческой деятельности Захарии по данным этих книг определяется достаточно точно; о конце же ее, равно как о времени смерти пророка и месте его погребения, мы не имеем в Танахе никаких указаний.

О его времени и месте рождения нет точныхданных. Наиболее принятое у исследователей мнение таково: если во время первосвященства Иеhошуа, дед пророка Иддо был еще представителем своего священнического рода, то следовательно, Захария, при возвращении пленников в Иерусалим в царствование Кира, был сравнительно молодым человеком; а из того обстоятельства, что он, восемнадцать лет спустя, во втором году Дария Гистаспа (520–518 до н. э.), называет себя "юноша" (2:8), это предположение становится еще более вероятным. Отсюда делается такое заключение: пророк родился в Вавилоне незадолго до издания указа Кира и в детском возрасте прибыл в Иерусалим .

Первое записанное пророчество Захарии относится ко второму году Дария Гистаспа. Последнее из пророчеств Захарии, имеющих определенное указание времени, относится к девятому месяцу четвертого года Дария (7:1). Пророчества глав 9-14 не имеют хронологических данных. Таким образом,период пророчества Захарии совпадает со временем первоначального устроения еврейской общины по возвращении из Вавилона, и временем воссоздания Храма (или, как выражаются некоторые ученые, - временем реставрации). Оно было параллельно с пророческою деятельностью Хагая, но при этом было более продолжительным (если судить по указаниям книг этих пророков).

Общий характор книги

Захария стремится приободрить строителей Храма и весь народ в трудную пору восстановления общины после Вавилонского плена; вместе с тем, он старается рассеять ложное мнение о праведности и богоугодности освобожденных из плена и о непосредственной близости мессианских времен. Пророк подчеркивает, что будущее Царство Мессии осуществиться лишь после долгой борьбы с язычеством, после неоднократных падений самого еврейского народа; действия Провидения, ведущие народ к предназначенной ему цели, будут выражаться в чудесной помощи сынам Израиля в борьбе с язычеством, с одной стороны, и в тяжких наказаниях за грехи их самих, с другой; причем язычники служат орудием в руках Бога для наказания сынов Израиля.

Книга Зхарии распадается на две части (главы 1-8 и главы 9-14), различающиеся как содержанием, так и стилем.

Первая часть книги пророка Захарии

Первая часть , в которой содержатся откровения пророку, бывшие во второй и четвертый годы царствования Дария Гистаспа (1:7; 7:1). Она сосредоточена на построении Храма и на главных деятелях того времени, Зерубавеле и первосвященнике Иеhошуа. Эта часть может быть разделена на три раздела.

  1. Первый раздел (1:1-6) заключает вступительное увещание к обращению от злых путей к Богу, с указанием на бедствия, которым подверглись предки современников пророка за их нераскаянность, и на непреложность божественных определений.
  2. Второй раздел (1:7-6:15) состоит из описания восьми пророческих видений и заключающего их символического действия.
  3. В третьем разделе (7 и 8 гл.) пророк предлагает от имени Бога разрешение вопроса о соблюдении постов , установленных в память разрушения Иерусалима и Храма , а также Божественных увещеваний и обещаний.

Конкретным поводом написания для написания отрывка 6:9-15 послужило прибытие в Иерусалим Хелдая со спутниками из Вавилона, с дарами для храма. Главы 7 и 8 написаны ввиду обсуждения в еврейском народе вопроса об уместности соблюдения установленных в память разрушения Иерусалима и Храма постов, при изменившихся обстоятельствах.

Кроме того пророк обращается к вопросу об основном смысле служения Богу, который он видит в соблюдении этических норм - справедливости, милосердии, сострадании и приверженности истине . Первая часть книги завершается видением «многих племен и сильных народов», которые придут «взыскать Господа... в Иерусалиме» (8:22; ср. Ис. 2:3). Таким образом, Зхария, подобно предшествующим ему пророкам, верит в универсальную миссию еврейской религии и - как и Второисайя - ожидает ее скорого исполнения.

Вторая часть книги пророка Захарии и проблема ее авторства

Вторая часть книги пророка Захарии (главы 9 – 14) содержит в себе изображение будущих судеб мира вообще и мессианских времен в частности. В этой части книги нет обозначений времени получения откровений и имени пророка. Ангелы и злой дух, о которых говорится в видениях первой части, также не встречаются во второй части книги.

Вторую половину книги Захарии можно разделить на два пророчества (главы 9-11 и главы 12-14), начинающаяся одинаково словами: «מַשָּׂא דְבַר-יי» - «Пророческое слово Господа»:

  1. Первое пророчество, состоящее из двух частей - гл. 9-10 и гл. 11
  2. Второе пророчество, состоящее из двух частей - 12:1-13:6 и 13:7-14:21.

Первое пророчество , изреченное на землю Хадрах, изображает борьбу между языческим миром и Израилем и уничтожение власти язычников; а второе пророчество (об Израиле) рисует картины будущего состояния избранного народа, когда он очищенный бедствиями, достигнет высокой степени святости и славы.

Особенности второй части книги

В отличие от первой части, здесь речь идёт о низвержении враждебной еврейскому народу мировой державы, добром и негодном пастыре, о великом преступлении народа и его раскаянии и всеобщем освящении.

Язык и стиль второй части также существенно отличаются от первой. Первая часть, как правило, написана прозой, вторая - поэтическим языком; в первой части каждый самостоятельный отрывок начинается с краткой вводной формулы, во второй они отсутствуют. Во второй части встречается сравнительно большее количество арамеизмов, могущих указывать на ее более позднее происхождение.

Проблемы второй части книги

Ввиду существенного отличия стиля этих глав от первой половины книги Захарии, направление «библейской критики» начиная с 17 в. стало выражать все большее сомнение в их подлинности . Для христианских ученых дополнительным поводом для отделения последних шести глав было то обстоятельство, что в евангелии от Матфея (27:9) цитата из Захарии 11:12 приведена со ссылкой не на Захарию, а на Иеремию.

Время создания второй части

Мнения исследователей о времени составления этих пророчеств расходятся. Некоторые ученые относят их к периоду правления иудейского царя Уззии (8 в. до н. э.), другие считают форму, в которую облечены теологические мотивы пророчеств, характерной для эллинистического периода и на этом основании относят и пророчества к 3 в. до н. э..

Вопрос авторства

Противники отнесения второй части книги Захарии иному автору считают, что различие между двумя частями не настолько велико, чтобы можно было на этом основании исключить возможность единого авторства. Вторая часть не содержит видений; но и в первой части довольно значительные отрывки (гл. 7-8) представляют собой повествование, а не видение; символическому действию, описанному в первой части, во второй части соответствуют символические действия в 9:4-17.

Добрые и злые духи не являются действующими лицами и не упоминаются во второй части, но о них нет речи и в гл. 7-8; с другой стороны, в Зах. 12:8 упомянуто об «Ангеле Господа», а в Зах. 14:5,о «святых» которых также многие комментаторы относят к ангелам. Несоответствие содержания второй части Захарии историческим обстоятельствам также не может быть достоверно показано.

В итоге, скрупулезный анализ второй части книги Захарии приводит к выводу о том, что трудно, если вообще возможно, вынести окончательное суждение о ее авторстве. У каждой из полемизирующей сторон есть сильные аргументы в пользу своей позиции, но в такой же мере обнаруживаются и слабые места в предлагаемой ими модели.

Сноски

Ссылки

  • Текст книги (иврит)
  • Текст книги (перевод)
Уведомление : Предварительной основой данной статьи была статья Зхария в ЭЕЭ

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама