THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Человек в группе .

Группа реально существующее образование, в котором люди объединяются по каким-то определенным признакам: семья, школьный класс, дружеская компания, интеллигенция, молодежь, ветераны и др .

Именно в группах происходит общение человека с другим человеком.

Малая группа группа из двух и более человек , объединенных одной целью, сходными интересами и потребностями в общении и совместной деятельностью, находящиеся в непосредственном контакте друг с другом .

Основные признаки малой группы :

Взаимодействие членов группы, их личное знакомство между собой;

Групповые интересы;

Групповые ценности;

Групповые сенсации (запретительные, поощрительные).

Статус – положение человека в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии.

В различных группах один и тот же человек может иметь разный статус.

В группе человек всегда играет какую-нибудь роль.

Роль – роль, это способ поведения, определяемый статусом человека.

Некоторые роли как бы постоянно закреплены за человеком: роль члена семьи, роль работника. В группе же человек играет различные роли, которые определяются деятельностью групп. наиболее важной является роль лидера.

Лидер в группе – член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, то , реально играющая центральную роль в организации совместной деятльности и регулировании в группе.

По ходу деятельности лидер может меняться. Вероятна ситуация при которой решения в группе принимаютя не определенным человеком, а всеми участниками, или в этой группе может не быть никого, способного выполнять функции лидера. Тогда каждый из участников группы предоставлен самому себе.

Групповые нормы - совокупность правил и требований, вырабатываемых и играющих роль важнейшего средства регуляции поведения данной группы, характера их взаимоотношений, взаимодействия и общения.

Отношения между людьми, складывающиеся в группе, приучают человека выполнять существующие социальные нормы, несут в себе ценностные ориентиры, которые усваиваются личностью.

Помимо положительного воздействия малая группа может оказать и отрицательное влияние на человека. Речь идет о групповом эгоизме.

Групповой эгоизм – достижение целей группы за счет ущемления интересов отдельных ее членов в ущерб интересам всего общества.

Иногда человек, чтобы остаться в группе, становится конформистом.

Конформизм - податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией большинства.

Конформист осознанно расходится в мнениях с окружающимися людьми, но тем не менее соглашается с ними , исходя из каких-либо соображений.

Существуют три способа реагирования человека на давление группы:

1\ внушаемость – человек бессознательно принимает линию поведения, мнение группы.

2\ конформизм – осознанное внешние согласие при внутреннем расхождении с мнением группы.

3\ коллективизм – сознательное согласие с мнением группы, принятие и активное отстаивание ее ценностей, норм, идеалов.

Человек не может жить в полном одиночестве.

Социальная группа - объединение людей с це­лью удовлетворения потребностей индивидов в осуществлении совместных действий. Люди объединяются по самым различным признакам: принадлежность к нации (историко-культурная общность людей, объединенных языком, общи­ми чертами психологического склада), профес­сии, возрастной группе, гражданству, идеологии, религии, по общим интересам. Группу можно определить как объединение людей по опреде­ленному признаку. Группы имеют определенные нормы (правила поведения) и ценности, откло­нение от которых карается санкциями (от осуж­дения до бойкота и исключения из группы).

Все группы людей можно разделить на боль­шие (нации, классы) и малые (семья, компания друзей). Разница между ними не только количе­ственная (по разным оценкам малая группа включает 7-20 человек), но и качественная (осо­бенностью малой группы является возможность прямых контактов между всеми представителя­ми группы).

Малая группа - это немногочисленное по составу объединение людей, члены которого имеют общую цель и находятся друг с другом в непосредственных личных контактах. По количественному составу: от 2 до 40 человек.

Малую группу характеризуют: наличие об­щей цели, совместная деятельность, личное (прямое) взаимодействие членов группы, опреде­ленный эмоциональный фон, длительность суще­ствования, добровольный характер, наличие вза­имных ожиданий.

Малые группы бывают :

Условными (члены группы не имеют постоянных контактов друг с другом);

Реальными (члены группы имеют постоянные контакты друг с другом);

Естественными (складывающимися сами по себе).

Естественные группы делятся на:

Формальные - группы, которые создаются и существуют лишь в рамках официально признанных организаций;

Неформальные - группы, которые возникают и существуют на базе личных интересов их участников и действуют вне официальных организаций.

Все группы могут быть высокоразвитыми и слаборазвитыми.

Группа оказывает определенное давление на индивида. По способу реакции на такое давле­ние определяют возможные модели поведения: конформизм или приспособленчество (измене­ние человеком своего поведения, чтобы внешне соответствовать требованиям других людей при внутреннем несогласии), внушаемость (человек принимает линию поведения), активное согла­сие (сознательное отстаивание интересов груп­пы), нонконформизм (несогласие с большин­ством, отстаивание собственных интересов).

Группы могут быть первичными и вторичными.

Первичные группы - каждый член такой группы видит других членов как личностей и индивидуальностей (семья, дружеская компа­ния). Здесь обычно формируется личность, каж­дый находит интимную среду, симпатии и воз­можности реализации личностных интересов.

Вторичные группы - социальные контакты в них носят безличный, односторонний характер (мастер - бригада, тренер - команда). Члены находят эффективный механизм для достижения собственных целей, но часто ценой потери интимности и теплоты во взаимоотношениях.

Религия, атеизм и свобода совести.

Религия - это мировоззрение и поведение отдельного индивида, группы, общности, которое определяется верой в существование сверхъестественного.

Типология религий:

1) Исторические типы:

а) Архаичные (древние) религии:

Тотемизм - вера в животных и растения (тотем), обладающих сверхъестественной силой.

Фетишизм - поклонение фетишу, неоду­шевленному предмету, наделяемому сверхъе­стественной силой. В дальнейшем приписы­ваемые предмету свойства стали, как бы «отделившись» от него, самостоятельными сущностями - «духами».

Анимизм - вера в призраков и духов, которые населяют мир наравне с людьми.

б) Современные религии

Теистические - вера в богов (христианство, иудаизм, ислам)

Этические - вера в этические идеалы связи со Вселенной (буддизм, даосизм, конфуцианство)

2) По количеству богов:

Политеистические - вера в нескольких богов

Монотеистические - вера в одного единственного бога.

3) По степени распространения на планете:

Мировые - буддизм, христианство, ислам

Локальные (национальные) - иудаизм, конфуцианство, синтоизм.

Атеизм - система взглядов, отвергающая религиозные представления (веру в бога, в бессмертие души, в воскресение из мертвых и т. д.). Как система взглядов атеизм не сводится только к исторической, философской, естественнонаучной критике религии. Атеизм объясняет причины возникновения, источники веры у людей, изучает социальную природу религии. Атеизм следует отличать от других видов критики религии (антиклерикализм, вольнодумство и т. д.). Это исторически разнообразные формы отрицания религиозных представлений и культа и утверждение самоценности бытия мира и человека. Современный атеизм рассматривает религию как иллюзорное сознание.

Одним из путей преодоления религиозных противоречий является признание и соблюдение свободы совести и вероисповеданий .

Всеобщая декларация прав человека в статье 18 провозглашает: “Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии: это право включает – свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения…”

По Конституции Российская Федерация является светским государством. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Статья 28 Конституции РФ гласит: “Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними”.

Билет №9

1. Общество и его типы. Основные сферы общественной жизни.

Общество- в широком смысле - часть материального мира, неразрывно связанная с природой и включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения

В узком смысле - совокупность людей, наделенных волей и сознанием, осуществляющих действия и поступки под влиянием определенных интересов, мотивов, настроений. (напр., общество книголюбов и т.п.)

Понятие «общество» неоднозначно. В исторической науке есть понятия - «перво­бытное общество», «средневековое общество», «российское общество», означающие определен­ный этап исторического развития человечества или конкретную страну.

Под обществом обычно понимают:

Определенный этап человеческой истории (первобытное общество, средневековое и т. д.);

Людей, объединенных общими целями и интересами (общество декабристов, общество книголюбов);

Население страны, государства, региона (европейское общество, российское общество);

Все человечество (человеческое общество).

Функции общества:

Производство жизненных благ;

Систематизация производства;

Воспроизводство и социализация человека;

Распределение результатов труда;

Обеспечение законности управленческой деятельности государства;

Структурирование политической системы;

Формирование идеологии;

Историческая передача культуры и духовных ценностей

Человеческое общество включает в себя ряд об­ластей - сфер общественной жизни:

- экономическую - отношения между людьми в процессе производства, распределения, обме­на и потребления материальных и нематери­альных благ, услуг и информации;

- социальную - взаимодействие больших социальных групп, классов, слоев, демографичес­ких групп;

- политическую - деятельность государствен­ных организаций, партий и движений, связан­ная с завоеванием, удержанием и осуществле­нием власти;

- духовную - мораль, религия, наука, образова­ние, искусство, их влияние на жизнь людей.

Под общественными отношениями понима­ются многообразные связи, возникающие между людьми в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельнос­ти. Различают отношения в сфере материально­го производства, в духовной жизни.

Проявление сфер общества :

а) Политико-правовая сфера:

Ратификация международного договора

Введение поправок к закону

Проведение выборов в парламент

б) Экономическая сфера:

Рост числа акционерных предприятий

Увеличение денежной массы в стране

Уменьшение производства товаров

Введение нового налога

Отношения собственности

в) Социальная сфера:

Демографические изменения в государстве

Типы обществ:

1) доиндустриальный (традиционный)- состязание человека с природой

Для него характерно преобладающее значение земледелия, рыболовства, скотоводства, горнодобывающей и деревообрабатывающей промышленности. В этих областях хозяйственной деятельности занято около 2 / 3 работоспособного населения. Доминирует ручной труд. Использование примитивных технологий, основанных на обыденном опыте, передававшемся из поколения в поколение.

2) индустриальный - состязание человека с преобразованной природой

Для него характерно развитие производство товаров массового потребления, которое осуществляется за счет широкого применения различного рода техники. В хозяйственной деятельности преобладает централизм, гигантизм, единообразие в труде и жизни, массовая культура, низкий уровень духовных ценностей, угнетение людей, разрушение природы. Время гениальных умельцев, которые могли без фундаментальных специальных знаний изобрести ткацкий станок, паровой двигатель, телефон, самолет и т.п. Монотонный конвейерный труд.

3) постиндустриальный - состязание между людьми

Для него характерно не только повсеместное использование достижений науки и техники во всех областях человеческой деятельности, но и целенаправленное совершенствование самой техники на основе развития фундаментальных наук. Без применения достижений фундаментальных наук невозможно было бы создать ни атомный реактор, ни лазер, ни компьютер. Человек заменяется автоматизированными системами. Один человек с помощью вооруженной компьютером современной техники может произвести конечный продукт, причем не в стандартном (массовом), а в индивидуальном исполнении в соответствии с заказом потребителя.

4) Новые информационные технологии, по мнению современных ученых, могут привести к кардинальным изменениям во всем нашем образе жизни, а их повсеместное применение ознаменует создание нового типа общества - информационного.

2. Глобальные проблемы человечества.

Глобальные проблемы - это совокупность проблем человечества, которые встали перед ним во второй половине XX века, и от решения которых зависит существование цивилизации.

Основные глобальные проблемы:

а) преодоление экологического кризиса и его последствий :

Истощение природных ресурсов

Загрязнение окружающей природной среды

б) демографическая проблема (проблема роста населения земного шара)

в) проблема сокращения разрыва в уровне экономического развития между странами

г) проблема предотвращения угрозы третьей мировой (ядерной) войны

д) борьба с международным терроризмом, с наркомафией и наркоманией

е) предотвращение распространения СПИДа

Глобальные проблемы:

Возникли во второй половине XX века

Все глобальные проблемы взаимосвязаны

Охватывают все стороны жизни людей

Касаются всех без исключения стран мира

Причины: эксплуатация ресурсов, гонка вооружений, низкая культура людей, рост населения

К числу социальных последствий НТР относится

Рост требований к подготовке специалистов

Увеличение доли работающих в сфере обслуживания

Увеличение продолжительности обучения в школе
- рост образования населения

О б щ е н и е - это сложный процесс установления контактов меду людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Общение - важнейшая потребность и не менее важная ценность для человека. Общение может быть формальным (официальным) и неформальным.

Потребность в неформальном общении естественна. Она дает возможность общаться без каких-либо формальных (кем-то установленных) правил или по правилам, установленными членами самой группы. Для неформального общения подростки или молодые люди объединяются обычно в малые группы.

М а л а я г р у п п а - это реально существующее образование, в котором люди объединяются по каким-то признакам. Оптимальное число членов малой группы от 3 до 7, иногда до 10 человек.

Признаком, отличающим малую группу, можно считать общую деятельность, подчиненную общей цели. По этому признаку можно выделить производственные, учебные, спортивные, семейные и др. группы. Среди подростков малые группы образуются по интересам, по месту жительства.

Малые группы могут быть постоянными и временными .

Человек в малой группе всегда имеет определенный статус - положение. Оно определяет права, обязанности и привилегии человека. В неформальной группе всегда есть лидер и рядовые члены группы. Лидер в группе - это человек (подросток) имеющий влияние на всех рядовых членов при выполнении ими совместных действий, при принятии решений.

Малая группа, как правило, сплоченная, иначе она просто прекратит свое существование. Групповая сплоченность достигается благодаря строгому следованию групповых норм. Групповые нормы - это принятые в группе стандарты поведения, правила поведения. Без соблюдения норм группа действовать не может. Она просто перестанет существовать. Вот некоторые нормы: подчинение лидеру, подчинение групповому решению, взаимная поддержка и выручка, в некоторых случаях - справедливое распределение материальных благ. Тот, кто не принимает этих правил, выпадает из группы, или по отношению к нему применяются санкции - осуждение, внушение, вплоть до исключения из группы.

Иногда цели группы достигаются за счет ущемления интересов отдельных членов и нескольких человек. Тогда можно говорить о групповом эгоизме .

Подростки, молодые люди, а иногда и сформировавшиеся личности могут изменять свое поведение таким образом, чтобы оно соответствовало мнениям окружающих, требованиям других людей. В обыденной жизни такое поведение называют приспособленчеством, а в научной терминологии - конформизмом.

Существует несколько способов реагирования человека на давление группы:

  • 1) бессознательно принять мнение группы, линию поведения, принятую в группе;
  • 2) конформизм - осознанное внешнее согласие человека с нормами поведения в группе при внутреннем расхождении с мнением группы;
  • 3) сознательное согласие с мнением группы, принятие и активное отстаивание ее норм, ценностей.

Таким образом, малые группы имеют большое значение в жизни людей и особенно подростков. Именно в группах происходит общение человека с другими людьми, признание его индивидуальности, формирование самоуважения, самооценки.

Группа является одной из основополагающих форм социального взаимодействия. Люди, как и многие из представителей братьев наших меньших, объединяются в группы для удовлетворения разнообразных потребностей. Происходит данный процесс посредством взаимодействия членов объединения между собой.

Различия в поведении

То, как проявляет себя человек в группе, можно представить при помощи самого простого примера. Представьте себе, что в комнате находится обычный человек. Он может отдыхать, может пойти пообедать, а если ему заблагорассудится - соберет сумку и пойдет гулять. Но совершенно другую картину можно увидеть в том случае, когда упомянутый индивид будет членом группы. Свободное поведение возможно, только если он находится в обществе близких друзей или родственников. В остальных случаях человек в одиночестве и тот, что является частью группы, - это практически разные люди. Психологи утверждают: только после оценки того, как проявляет себя человек в группе, можно судить о его характере и личных качествах. Невозможно составить мнение об индивиде, не зная, каким образом он ведет себя в обществе себе подобных.

Типы групп

Существует огромное количество групп. Это различные социальные объединения, семейный круг, школьный класс, студенческая группа. В какие-то объединения человек может попасть случайно, частью других он становится по собственному желанию. Одни можно легко покинуть, а другие - практически невозможно. То, как проявляет себя человек в группе, кратко говоря, во многом зависит от ее типа. Среди всего их многообразия выделяют большие и малые объединения. К большим относятся союзы на основе профессиональных интересов, этнические группы, социальные образования, связанные с географическим положением. Время жизни таких объединений больше времени отдельно взятого человека, оно зависит от исторических событий.

Толпы

Также к категории групп относят возникающие стихийно толпы. Проявляются они в виде политических митингов, стихийных действий. Существование толпы недолговечно. Она исчезает так же внезапно, как и появляется. Толпы часто бывают неуправляемыми, одно из их главных свойств - это высокая эмоциональная заряженность. Как проявляет себя человек в группе подобного рода?

Первым свойством, определяющим его поведение, является анонимность. Человек теряется в «безликой толпе» и практически прекращает нести ответственность за свои поступки. Именно отсюда и происходит жестокость толпы, ее агрессивность. В такой группе у индивида создается ложное ощущение, что он свободен от других типов социальных связей - например, он забывает, что является частью трудового коллектива, семьи.

«Растворение» в толпе

То, как проявляет себя человек в группе такого типа, во многом определяется упомянутой анонимностью и безответственностью. Индивид полностью отдается во власть таким инстинктам, которым в здравом уме он бы никогда не дал волю. Он оказывается неспособным перерабатывать информацию рационально. Если у изолированного индивида сохраняется способность к критике, наблюдению, то у человека в толпе она полностью исчезает.

В толпе индивид подвержен ассоциации с другими ее членами. Такая группа напрямую влияет на человека своим присутствием, он чувствует ее мощь. Это воздействие может выражаться двумя способами - либо усилением поведения индивида, либо его подавлением. Человек чувствует непреодолимую которая обусловлена ее огромной численностью. Здесь не существует такого понятия, как невозможность. Именно поэтому индивид отдает себя во власть инстинктам.

Человек как часть коллектива

Как было указано, поведение человека меняется, когда он становится частью группы. Общение человека в группе существенно влияет на его мотивацию, сферу оценок и другие характеристики. Интересы его становятся более широкими, ведь он теперь не только занят собой, но и заостряет внимание на проблемах других членов объединения.

Кроме того, в коллективе человек наделяется определенным «весом». Люди могут находиться на совершенно одинаковых позициях, выполнять одинаковую работу. Однако они будут иметь абсолютно разный «вес» внутри коллектива. Для многих эта характеристика имеет особую ценность, ведь вне группы человек никогда бы не смог обрести значимость.

Группа также влияет на самооценку индивида, его самовосприятие. Член группы постепенно идентифицирует себя с ней, что приводит к изменениям в данной сфере. Он начинает по-другому относиться к своему месту под солнцем, у него формируется новый тип мировоззрения.

Роль и статус

То, как проявляет себя человек в группе (обществознание или психология обычно являются теми предметами, при изучении которых школьники разбирают данный вопрос), зависит от индивидуального положения участника того или иного объединения, его статуса. Каждая группа наделяет своего члена определенным статусом. Он, в свою очередь, предполагает ту или иную роль. Статус человека в группе - это позиция по отношению к другим участникам объединения. Роль представляет собой определенный набор функций, которые предписываются участнику группы другими ее членами. Также она зависит от той спецификой деятельности, которая характерна для данной группы. Существует большое количество типологий ролей в социальном объединении. Однако большинство из них построены по критериям власти и подчинения либо предпочтения и отторжения.

Типы социальных статусов

Лучше всего для понимания различных социальных статусов и ролей подходит группа с жесткой социальной иерархией. Обычно ей свойственен недостаток ресурсов, а также внутри таких объединений наблюдаются проблемы с их справедливым распределением. Не последнюю роль в группах подобного рода играет низкая ее вожака (или лидера). У него могут отсутствовать понятия о морали и ценностях. Место человека в группе с жесткой социальной иерархией обычно обозначается буквой греческого алфавита. В ней наблюдаются следующие роли:

  1. Альфа - это «вожак стаи». Лидер пользуется приоритетом в распределении благ, он обладает самым большим авторитетом.
  2. Бета представляет собой второе после лидера лицо в группе. Нередко бета бывает умнее альфы. Однако он не так энергичен. Он занимает второе место в иерархии и потому имеет соответствующее право на распределение благ. Нередко бета является своеобразным хранителем принятых в и правил.
  3. Гамма-1. Это приближенные лидера группы, его соратники.
  4. Гамма-2. Членов группы с таким статусом обычно больше всего. Они, как правило, инертны и нередко становятся объектами манипуляций со стороны более «высокопоставленных» членов объединения.
  5. Гамма-3. Эта подгруппа также вынуждена подчиняться, однако ее представители нередко бывают недовольны присвоенным им статусом. К ним члены с более высоким рангом применяют политику «кнута и пряника». В роли «пряника» обычно выступает возможность стать приближенным к высшим слоям группировки, а «кнут» - это лишение прав, уменьшение количества получаемого вознаграждения, иногда - изгнание из группы, а также физическая расправа.
  6. Гамма-4. Это своеобразный «шут», которому позволено делать критические и язвительные замечания в адрес других членов группы. Естественно, такое позволение ему дают представители высших рангов. Гамма-4 несет особую роль: он поддерживает видимость «свободы слова» и «демократии» в группе.
  7. Омега - это индивид, который принимает на себя всю агрессию объединения. Роль омеги нужна для того, чтобы группа была сплоченной. С помощью человека с данным статусом другие члены объединения обретают ощущение «мы». В том случае, если человек не согласен с этой ролью и покидает группу, в скором времени на эту позицию находится другой кандидат.

Цели членов группы

Обычно поведение члена группы направлено на достижение одной из двух целей - решение практических задач или же построение взаимоотношений. Одному человеку сложно выполнять сразу обе функции, поэтому каждый участник объединения либо занимается решением практических задач, либо способствует развитию гармоничных отношений в коллективе.

Социальный статус - положение, занимаемое индивидом в системе межличностных отношений (в социальной структуре группы/общества), определяющих его обязанности, права и привилегии. Иерархия социальных статусов фиксируется понятием престижа, отражающим значимость тех или иных позиций личности.

Социальный статус характеризует позицию человека в социальной общности, его положение в системе межличностных отношений и те права, обязанности, полномочия и привилегии, которые он получает благодаря своему положению.

Социальный статус человека сохраняется до тех пор, пока он живет в соответствии с установленными (конвенциальными) правилами и нормами, управляющими поведением людей данной категории.

Уровни статусной позиции человека:

1. личный статус – положение индивида в малой группе (семье, школьном классе, студенческой группе, сообществе сверстников и т. д.), которое определяется индивидуальными качествами личности и зависит от того, как ее оценивают и воспринимают члены малой группы;

2. социально-групповой статус – это положение индивида в обществе, которое он занимает как представитель большой социальной группы (расы, нации, пола, класса, слоя, религии, профессии и т. д.). Он зависит от положения социальной группы в социальной стратификации общества.

Виды социальных статусов:

1. прирожденный и приписываемый статус – приобретается человеком автоматически при рождении и не зависит от усилий и стремлений человека (национальность, пол, раса, членство в царской семье и т. д., а также статусы по системе родства – сын, дочь, брат, сестра.);

2. приписываемые, но не прирожденные статусы приобретаются благодаря стечению определенных обстоятельств, а не по личной воле индивида, например, благодаря заключению брака (теща, зять, невестка, золовка и т. д.);

3. достигнутый статус – приобретается благодаря усилиям самого человека с помощью различных социальных групп.

Достигнутые статусы разделяют на определяемые:
а) должностью (например, директор, заведующий);

б) званиями (генерал, народный артист, заслуженный учитель и т. д.);
в) ученой степенью (доктор наук, профессор);
г) профессиональной принадлежностью (народный артист России или заслуженный мастер спорта);

4) основные статусы – это достаточно постоянные статусы (прирожденные, приписываемые, достигаемые, личные);

5) не основные статусы, обусловленные кратковременной ситуацией (прохожий, пациент, свидетель, зритель).

Человек не может быть совершенно лишен социального статуса или нескольких статусов, в случае, когда он покидает один из них, то обязательно оказывается в другом.

Каждый человек обладает несколькими статусами относительно различных групп (директор (по должности), муж (для жены), отец (для детей), сын (для родителей) и т. д.). Эти статусы не равны. Основным социальным статусом обычно является положение в обществе, в основе которого лежат должность и профессия. Благодаря этому статусу обычно определяются «стоимостные ресурсы» человека, такие как богатство, престиж, власть.

Изначальный статус индивида влияет на его оценку в обществе, формирует точку зрения на мир, которая во многом и определяет его дальнейшее поведение. Люди, имеющие разные изначальные социальные статусы обладают неравными условиями социализации.
Социальные статусы отражаются в одежде, жаргоне, манерах, а также в установках, ценностных ориентациях, мотивах.

Социальный статус может повышаться или понижаться, что предполагает адекватное изменение поведения. Если этого не происходит, возникает внутриличностный конфликт.

Социальная роль - это модель поведения личности, направленная на выполнение прав и обязанностей, соответствующих принятым нормам и обусловленная статусом (ожидаемое поведение, обусловленное социальным статусом).

Социальную роль – это статус в движении, т. е. набор реальных функций, ожидаемых поведенческих стереотипов. Ожидания могут быть зафиксированы в определенных институционализированных социальных нормах: юридических документах, инструкциях, положениях, уставах и т. д., а могут носить характер обычаев, нравов, и в том и в другом случае они определяются статусом.

Ролевые ожидания, прежде всего, связаны с функциональной целесообразностью. Время и культура произвели отбор наиболее целесообразных для каждого данного статуса типичных черт личности и закрепили их в виде образцов, стандартов, норм поведения личности.
Однако, каждый индивид в ходе социализации вырабатывает сам представление о том, как он должен поступать во взаимодействии с миром других социальных статусов. В связи с этим между ролевым ожиданием и ролевым исполнением невозможно полное совпадение, что вызывает развитие ролевых конфликтов.

Виды ролевых конфликтов:

1) внутриличностный – возникает в связи с противоречивыми требованиями, предъявляемыми к поведению личности в разных или в одной социальной роли;

2) внутриролевой – возникает на основе противоречия в требованиях, предъявляемых к исполнению социальной роли разными участниками взаимодействия;



3) личностно-ролевой – причиной является несовпадения представлений человека о себе и его ролевых функций;

4) инновационный – возникает как результат расхождения ранее существовавших ценностных ориентаций и требований новой социальной ситуации.

Основные характеристики роли (по Парансону):
1) эмоциональностью – роли различаются по степени проявления эмоциональности;

3) способ получения – одни роли могут предписываться, другие завоевываются;

4) структурированностью – часть ролей сформирована и строго ограничена, другая – размыта;

5) формализацией – часть ролей реализуется в строго установленных шаблонах, алгоритмах, другая – произвольно;

6) мотивацией – системой личностных потребностей, которые удовлетворяются исполнением роли.

Виды социальных ролей в зависимости от норм и ожиданий:

1) представляемые роли – система ожиданий индивида и определенных групп;

2) субъективные роли – субъективные представления человека о том, как он должен действовать по отношению к лицам с другими статусами;
3) играемые роли – наблюдаемое поведение личности, имеющей данный статус, по отношению к другому лицу с другим статусом.

Нормативная структура исполнения социальной роли:

1) описания поведения, характерного для данной роли;
2) предписания – требования к поведению;
3) оценки исполнения предписанной роли;
4) санкций за нарушение предписанных требований.

Для реализации социального статуса человек исполняет множество ролей, которые в совокупности представляют собой ролевой набор, индивидуальный для каждого человека. Т. е. личность можно рассматривать как сложную социальную систему, состоящую из совокупности социальных ролей и ее индивидуальных особенностей.

Значимость роли для человека и идентификация себя с исполняемой ролью определяется индивидуальными особенностями личности, её внутренней структурой.

Человек может сильно «вживаться» в свою роль, что называется ролевой идентификацией или наоборот сильно дистанцироваться от неё, перемещаясь из актуальной части сферы сознания на периферию или даже вытесняя её из сферы сознания полностью. В случае если объективно актуальная социальная роль не осознается в качестве таковой субъектом, то это выливается в развитие внутреннего и внешнего конфликта.

Внутренняя позиция личности - это индивидуальные ценности и смыслы человека, его взгляды и отношение к миру, нормы, установки и мотивы. Все то, что формируется в условиях семейного и социального воспитания, ведь внутренние потребности или мотивы человека включают в себя часть общественных мотивов и потребностей. Однако в процессе общения, каждый человек проявляет свою индивидуальную внутреннюю позицию, свой собственный взгляд на ситуацию или отношение к кому-либо.

Собственная позиция личности формируется через систему личностных смыслов. Личностные смыслы - это индивидуальные ценностные ориентации человека, которые он усваивает и создает с первых лет жизни. Плюс к этому к личностным смыслам можно отнести определенную линию поведения, которую выбирает человек самостоятельно для отстаивания своих ценностей.

Итак, с раннего детства, человек усваивает нормы и ценности общества в целом и своей семьи, в частности. На основе усвоенного, формируются собственные мотивы, взгляды и отношение к миру, т.е. часть информации принимается, часть отвергается, а часть трансформируется и видоизменяется. Так мы получаем собственную личностную позицию.

Потребности человека также составляют его внутреннюю позицию, ведь с ними тесно связаны мотивы поведения и формирование ценностных ориентаций. Удовлетворенные потребности, становятся лишь условием развития личности, а не источником развития.

Считается, что человек не может стать личностью без условий социального окружения, поскольку именно через социум человек присваивает духовный опыт, исторические ценности, нормы и мораль. Кроме того, без общения человек не может развить такие стороны личности, как эмоциональную, волевую и рациональную, а именно через развитие сторон личности и происходит личностный рост.

Таким образом, внутренняя позиция личности, как и ее развитие, протекает в условиях социального взаимодействия, что позволяет человеку использовать накопленный коллективный опыт и формировать собственные ценности, мотивы и отношение к миру. Кроме того, в этих же условиях происходит формирование самоотношения, понимания себя и своего места в мире.

Вопрос 7. Социально-психологические подходы к изучению личности в зарубежной психологии.

Психоаналитический подход. Согласно психоаналитической теории З. Фрейда, многие виды поведения, включая сны и оговорки, вызываются бессознательными мотивами. Личность в основном определяется биологическими потребностями. По мысли Фрейда, началом и основой психической жизни человека являются различные инстинкты, влечения и желания, изначально присущие человеческому организму. Согласно фрейдовской теории строения личности, личность состоит из «оно», эго, и суперэго, которые часто вступают в противоречие. «Оно» действует по принципу удовольствия, стремясь к немедленному удовлетворению биологических импульсов. Эго подчиняется принципу реальности, откладывая удовлетворение потребности до того момента, когда его можно будет достичь социально приемлемыми путями. Суперэго (совесть) навязывает индивиду моральные стандарты. У хорошо интегрированной личности эго сохраняет прочный, но гибкий контроль над «оно» и суперэго.

Бихевиористский подход. Американский психолог Скиннер делал упор на интенсивный анализ характерных особенностей прошлого опыта человека и уникальных врожденных способностей. По Скиннеру, изучение личности включает в себя нахождение своеобразного характера взаимоотношений между поведением организма и результатами, подкрепляющими его. В соответствии с этой точкой зрения, индивидуальные различия между людьми следует понимать в терминах интеракций поведение-окружение во времени. Изучать же предполагаемые свойства и воздействия каких-то гипотетических структур внутри человека – только терять время.

Гуманистический подход. Сосредоточен на субъективном опыте индивидуума, был создан как альтернатива психоаналитическому и бихевиористскому подходам. Психологи гуманистического направления считают, что понятие человека о себе определяет его стремление к росту и самоактуализации. В гуманистической теории личности выделяется два основных направления. Первое, «клиническое» (ориентированное преимущественно на клинику), представлено во взглядах американского психолога К. Роджерса. Основоположником второго, «мотивационного», направления является американский исследователь А. Маслоу. Главным источником развития личности представители гуманистической психологии считают врожденные тенденции к самоактуализации. Развитие личности есть развертывание этих врожденных тенденций. Согласно К. Роджерсу, в психике человека существуют две врожденные тенденции. Первая, названная им «самоактуализирующейся тенденцией», содержит изначально в свернутом виде будущие свойства личности человека. Вторая – «организмический отслеживающий процесс» – представляет собой механизм контроля за развитием личности. На основе этих тенденций у человека в процессе развития возникает особая личностная структура «Я», которая включает «идеальное Я» и «реальное Я». Эти подструктуры структуры «Я» находятся в сложных отношениях – от полной гармонии (конгруэнтности) до полной дисгармонии. А. Маслоу выделил два типа потребностей, лежащих в основе развития личности: «дефицитарные», которые прекращаются после их удовлетворения, и «ростовые», которые, напротив, только усиливаются после их реализации. Всего, по Маслоу, существует пять уровней мотивации:

1) физиологический (потребности в еде, сне);

2) потребности в безопасности (потребность в квартире, работе);

3) потребности в принадлежности, отражающие потребности одного человека в другом человеке, например в создании семьи;

4) уровень самооценки (потребность в самоуважении, компетенции, достоинстве);

5) потребность в самоактуализации (метапотребности в творчестве, красоте, целостности и т. д.).

Экзистенциальный подход. В общих чертах экзистенциализм можно определить, как стремление понять человека, не раскалывая его на субъект и объект. Его основная концепция состоит в в том, что человек существует, выступает из реальности, активно и свободно действуя в мире. Этот термин подчеркивает противоположность тем теориям, которые воспринимают человека как высоко структурированный предмет или ящик, переполненный инстинктами. который бы реагировал на соответствующий стимул всегда одной и той же закономерной реакцией. Таким образом, экзистенциализм означает первичность духовной субстанции, а личность для нее - субъект-объект.

Интеракционистский подход. Данным названием традиционно объединяется целая «палитра» теоретических моделей социализации, для которых общим является акцент на анализе взаимодействия человека со своим социальным окружением. личность формируется на основе множества взаимодействий людей с окружающим миром. В процессе этих интеракций люди создают свое «зеркальное Я». «Зеркальное Я» состоит из трех элементов:

1) того, как, по нашему мнению, нас воспринимают другие;

2) того, как, по нашему мнению, они реагируют на то, что видят;

3) того, как мы отвечаем на воспринятую нами реакцию других

По мнению Дж. Мида, процесс формирования личности включает три различные стадии. Первая -имитация . На этой стадии дети копируют поведение взрослых, не понимая его. Затем следуетигровая стадия , когда дети понимают поведение как исполнение определенных ролей: врача, пожарного, автогонщика и т. д. Третий этап, по Дж. Миду, стадия коллективных игр , когда дети учатся осознавать ожидания не только одного человека, но и всей группы. На этой стадии приобретается чувство социальной идентичности. Следовательно, в рамках данного теоретического направления движущей силой социального развития личности является социальное взаимодействие, а не внутренние психические состояния и не факторы социальной среды. В центре внимания исследователей оказывается активный, разумный, деятельный субъект.

ВОПРОС 8. Понятие, этапы, факторы и механизмы социализации личности .(по лекциям)

Социализация личности- это двусторонний процесс усвоения индивидом социального опыта того общества, к которому он принадлежит, с одной стороны, и активного воспроизводства и наращивания им систем социальных связей и отношений, в которых он развивается – с другой. Первая сторона процесса социализации – усвоение социального опыта – это характеристика того, как среда воздействует на человека; вторая его сторона характеризует момент воздействия человека на среду с помощью деятельности.Усвоение различных социальных ролей является важнейшей составляющей процесса социализации личности.

Этапы (стадии)социализации:

1. Дотрудовая:

· Ранняя социализация (с рождения до школы)

· Стадия обучения (школа, ВУЗ)

2. Трудовая (от начала до конца трудовой деятельности)

3. Послетрудовая.

Факторы социализации:

1. Социальные:

1. Макро-факторы(страна, ее культура)

2. Мезо-факторы (местность, региональные условия, тип населени, СМИ)

3. Микро-факторы (семья, школа, коллектив)

2. Индивидуальные: личностные факторы (характер)



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама