THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Задания для ребенка 6-7 лет, направленные на экспресс подготовку к школе: изучение мягкого знака, виды линий и углов, развитие мышления и устный счет, развитие речи и внимания.


Обучение чтению. Знакомство с "Ь"

Цель : формирование навыка чтения, знакомство с новой буквой.

Материал : рабочий лист. Карточка с Ь. Карточки со словами – ПЫЛ и ПЫЛЬ, МОЛ и МОЛЬ.

В русском языке есть знак, который обозначает мягкость согласного – мягкий знак. Мягкий знак не является звуком.

Педагог показывает карточку с мягким знаком.

- Мягкий знак – это особый знак. Мягкий знак - это просто сигнал ротику и язычку - сказать ЗВУК иначе.
- Ь почти всегда смягчает, как подушка.

Педагог показывает карточки со словами:

  • пыль - пыл,
  • мол - моль.
  • Дети обводят букву пальчиком по контуру, "запоминают букву".

    - Какая буква написана на рабочих листах наверху слева? (Ь).
    - Напишите Ь пальчиком в воздухе.
    - Дорисуйте узоры на букве Ь.
    - Обведите и допишите самостоятельно Ь.
    - На что похож Ь?

    Обучение чтению. Мягкий знак

    Цель : формирование знания образа буквы.

    Материал : рабочий лист. Пластилин.

    Давайте слепим мягкий знак из пластилина.

    А теперь послушайте стихотворение про мягкий знак:

    Прочитайте стихотворение самостоятельно. Выучите его дома наизусть.

    Обучение чтению. Слова с "Ь"

    Цель : формирование навыка чтения.

    Материал : рабочий лист.

    Прочитайте слова. Подчеркните Ь в словах.

    Диктант. Предложения

    Цель : формирование навыка письма, развитие способности к кодированию.

    Материал : рабочий лист.

    Напишите под диктовку предложение:

    В ПАРКЕ РОС ТОПОЛЬ.

    Поставьте в словах ударение.

    Что стоит в конце предложения? Обведите точку в кружочек.

    Математика. Работа со шнурками. Повторение всех видов линий и углов

    Цель : Закрепление понятий "замкнутая", "незамкнутая", "прямая", "кривая" линии. Повторение всех видов углов (прямой, острый, тупой). Повторение дней недели. Закрепление графических образов цифр.

    Материалы : каждому ребенку – бусинки, шнурок с узелком на одном конце. Три шнурка. Мяч.

    Педагог бросает мяч детям, задавая вопросы и давая задания:

    - Посчитай от 1 до 5-ти.
    - Посчитай от 4 до 8.
    - Посчитай от 7 до 3.
    - Назови соседей цифры 5.
    - Назови соседей цифры 8.
    - Какие бывают линии? (Прямые, кривые, замкнутые, незамкнутые).
    - Что такое отрезок? (Это кусочек линии, часть линии).
    - Какие бывают углы? (Острые, прямые, тупые).
    - Сколько дней в одной неделе? (Семь). Верно! Сейчас мы будем нанизывать бусинки на ниточку, словно дни на недельку, и проговаривать каждый день недели по порядку.

    Педагог раздает детям шнурки (с узлом на одном конце) и бусинки и предлагает, надевая бусинки на шнурок, повторять за ним дни недели по порядку:

    - Понедельник (дети хором повторяют "Понедельник", надевая на шнурок первую бусинку).
    - Вторник (надевают вторую бусину, хором повторяя второй день недели).
    - Среда... И т.д.
    - Молодцы! Самоделкин прислал каждому из вас по три шнурка и написал задания. Я буду читать, а вы – выполнять:

    1. Преврати первый шнурок в прямую линию (кладут на столах шнурок в виде прямой линии), второй шнурок превратите в кривую незамкнутую линию (кладут), а третий шнурок – в кривую замкнутую линию. (Кладут.) Взрослый проверяет, кто не справился – рисует ответы на доске, напоминая, что такое замкнутая и незамкнутая линии.

    2. Второе задание: преврати первый шнурок в острый угол, второй – в прямой угол, а третий – в тупой угол. (Дети выполняют. Затем взрослый рисует на доске – дети себя проверяют).

    3. Сложи первый шнурок в овал, второй – в треугольник, третий – в круг.

    4. Последнее задание: сложи первый шнурок в цифру "1", второй – в цифру "6", а третий – в цифру "3". На какую букву похожа цифра "3"?

    Развитие мышления. Игра "Что лишнее?"

    Цели : развитие логического мышления, систематизация представлений об окружающем мире, развитие умения группировать предметы по общему признаку.

    Материалы : Мяч.

    Дети встают в круг. Педагог бросает мяч каждому ребенку по очереди, называя 4 слова. Задача ребенка – назвать лишнее слово и объяснить свой выбор.

    Группы слов:

  • Облако, солнце, звезда, цветок. (Цветок, так как он не на небе).
  • Автобус, троллейбус, холодильник, автомобиль. (Холодильник – не транспорт).
  • Роза, тюльпан, берёза, фиалка.
  • Огурец, йогурт, морковь, помидор.
  • Кошка, собака, тигр, корова.
  • Туфли, носки, сапоги, ботинки.
  • Лыжи, санки, ролики, коньки.
  • Март, апрель, май, сентябрь.
  • Кузнечик, соловей, муха, паук.
  • Веревка, лента, змея, шнурок.
  • Круг, шар, треугольник, квадрат
  • Кукла, сковородка, кастрюля, половник и т.п.
  • Математика. Устный счет

    Цель : Счет в пределах 10-ти.

    Материалы : каждому ребенку -карточки с цифрами.

    Послушайте, сколько раз я хлопну в ладоши, и поднимите карточку с числом, большим на два. (Педагог хлопает в ладоши 5 раз, дети должны поднять карточку с цифрой "7").

    Послушайте, сколько раз я топну ногой, и поднимите карточку с числом, меньшим на две единицы. (Педагог топает 7 раз, дети поднимают карточку с цифрой "5"). Можно попросить кого-то из ребят прокомментировать свой ответ, в случае необходимости помогая ему. Ребенок говорит: "Вы хлопнули в ладоши 7 раз, а число, которое меньше семи на две единицы, это пять").

    Молодцы! А теперь послушайте, сколько раз я стукну ручкой по столу, и поднимите число, большее на 1 единицу. (Стучит ручкой по столу 9 раз, дети поднимают число "10").

    Чтобы вам потруднее задать... Послушайте, сколько раз я позвоню в колокольчик, и покажите число, меньшее на три единицы. (Звонит в колокольчик 9 раз, дети показывают карточку с цифрой "6").

    Задания могут быть и более простыми: прослушать хлопки и показать цифру, равную их количеству или большую/меньшую на 1 единицу.

    Математика. Знакомство с понятием "Цилиндр"

    Цель : Счет в пределах 10. Знакомство с понятием "Цилиндр".

    Материалы каждому ребенку: Карточки с цифрами. На каждый стол: Резиновая репка или тяжёлый предмет, набор не заточенных карандашей. Для педагога: предметы цилиндрической формы: колбаса, карандаши, баночки, клей-карандаш и т.д.

    Педагог выставляет на столе предметы цилиндрической формы: стакан, колбасу, шляпу-цилиндр, банку цилиндрической формы, клеящий карандаш и т.д.

    - Ребята, что общего у всех этих предметов? (У всех этих предметов похожая форма).

    Если дети затрудняются ответить, можно задать наводящие вопросы:

    - Может, предметы сделаны из одинакового материала? Может, они одного цвета? Размера? Формы? Когда дети ответят на вопрос, взрослый резюмирует:
    - Такая форма называется цилиндр, а предметы такой формы - цилиндрическими. Слово "цилиндр" на древнегреческом языке означало валик, который можно катить по земле.

    Педагог раздает детям цилиндры и предлагает покатать их по столу или по полу. Дети убеждаются, что цилиндры катаются.

    - В старину, когда не было машин и подъёмных кранов, люди с помощью цилиндров передвигали тяжёлые предметы. Вот и дед с бабой, когда вытащили репку, поняли, что до дома они ее сами не донесут.
    - Нужны цилиндры! – сказал дед.
    - Где ж мы их найдём? – удивилась бабка.
    - Срубим несколько деревьев, возьмём их стволы – и получатся у нас цилиндры!

    Так они и сделали. Срубили несколько деревьев, очистили их от веток, и получились цилиндры. Представим себе, что карандаши – это очищенные стволы деревьев. (Дети получают набор не заточенных круглых карандашей ("стволы деревьев") и резиновые репки (или другие "тяжелые" предметы). Подумайте, как с помощью цилиндров можно переместить Репку или любой другой тяжелый груз с одного конца стола на другой?

    Дети высказывают свои предложения, взрослый помогает придти к мысли о том, что Репка ставится сверху карандашей, карандаши катятся, передвигая тяжелый предмет. Дети пробуют это сделать на практике.

    Математика. Примеры

    Цель : развитие операций мышления.

    Материал : рабочий лист.

    Вставьте пропущенные знаки, чтобы примеры стали верными.

    Развитие внимания Чашки

    Цель : развитие свойств внимания.

    Материалы : рабочий лист, карандаши.

    Найдите все чашки на рисунке.

    Сколько чашек вы нашли?

    Развитие речи. Сочинение вариантов концовки сказки

    Цель : развитие мышления, речи, фантазии.

    Материалы : нет.

    Педагог просит кого-то из детей рассказать сказку "Курочка Ряба".

    - Ребята, жалко ли вам, что мышка разбила золотое яичко и огорчила бабу и деда? (Да).
    - А может быть, могло быть по-другому? Яичко могло ведь и не разбиться, как вы думаете? (Могло). Давайте придумаем у этой сказки другой конец - где яичко не разбилось. Как такое могло случиться?
    (Варианты ответов.) Педагог побуждает детей фантазировать наводящими вопросами. Если дети молчат, взрослый сам начинает фантазировать вслух, подключая ребят к обсуждению:

    Варианты продолжения сказки:

    1. "... мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало, но не разбилось, потому что у него была прочная скорлупа и оно упало на солому. Дед и баба поняли, что это яичко не бьется, пошли к курочке и сказали: возьми, курочка, своё яичко обратно – ничего мы с ним сделать не можем". Курочка взяла свое золотое яичко и вывела из него цыпленка – не простого, а золотого! Цыпленок рос не по дням, а по часам, и вскоре стал золотым петушком, который мог исполнять желания..."

    2. – А как еще могла закончиться эта сказка? "... Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось... Тогда курочка снесла им другое золотое яичко. Взяли его старики, разбили, бабка замесила тесто и испекла Колобка. А золотые скорлупки они продали и купили бабке шубу, а деду шапку на зиму". И т.д.

    Затем – подведение итогов:

    - Ребята, какая концовка вам понравилась больше всего – та, которая была или одна из тех, что мы придумали? Почему?

    Развитие мышления. Что лишнее?

    Цель : развитие умственных действий анализа-синтеза, обобщения

    1. Волк, лиса, медведь, кролик.

    2. Рысь, кабан, заяц, лось.

    3. Пантера, барс, тигр, медведь.

    4. Лев, буйвол, жираф, осел.

    5. Волк, ежик, орел, лиса.

    Подготовка руки к письму. Копирование по клеточкам. Собака

    Цель : развитие графо-моторных функций.

    Материал : рабочий лист.

    Скопируйте собаку по клеточкам.

    Рисование красками. Медведь

    Цель : развитие графических функций. Развитие творческого мышления, воображения, развитие основ моделирования, закрепление представлений о геометрических фигурах (круге, овале, полукруге). Развитие умения работать с красками в технике "примакивание".

    Материалы : лист бумаги, коричневая гуашевая краска, кисточка, стакан с водой, салфетка, карандаш, готовый образец.

    - Давайте нарисуем медведя, используя в рисовании только круги, овалы и полукруги.
    - Что надо нарисовать у медведя? (Голову, туловище, лапы). Верно, а сколько лап у медведя? (Четыре лапы).
    - Спасибо. Итак, я рисовать на доске, а вы рисуйте на листочке.
    - Сначала надо нарисовать большой вертикальный овал. Получилось туловище мишки.
    - Потом надо подрисовать сверху круг. Круг - его голова.
    - Потом нарисуем 4 овала, которые будут лапами медведя.
    - Теперь займёмся головой. Сверху круга нарисуем два полукруга – получились... (Уши!)
    - Внутри круга нарисуем горизонтальный овал – мордочку мишки. Над овалом – три кружка: нос и глаза мишки. А в самом овале нарисуем полукруг – получился рот косолапого.

    Затем дорисуем когти на лапах и возьмем коричневую краску.

    - Чтобы изобразить шерсть медведя, надо класть краску тычками.
    - Рисунок мишки готов!

    Педагог задает домашнее задание детям.

    Собираясь отдать ребенка в школу, самым верным шагом родителей должна стать оценка готовности сына или дочки к таким переменам в жизни. Это поможет определить, стоит ли ребенку идти в школу сейчас или лучше подождать еще год. Также оценка готовности поможет организовать подготовку ребенка правильно, учитывая его слабые стороны.


    От настроя родителей и их рассказов о школе во многом зависит отношение ребенка к школе

    Как определить готовность?

    Ранее основным критерием готовности к обучению в школе считали умственное развитие ребенка. Сейчас же основное внимание направлено на психологическую готовность. У нее выделяют несколько важных критериев, среди которых:

    1. Интеллектуальная готовность. Она определяет развитие таких психических функций ребенка, как восприятие, мышление, воображение и память. К примеру, ребенок в 6-7-летнем возрасте должен из услышанных 10 слов запоминать от 3 до 5 слов, уметь найти «сокровища» с помощью схемы помещения, объединять предметы на основе похожих признаков и так далее.
    2. Социальная готовность. Ребенок должен уметь налаживать отношения как со сверстниками, так и с взрослыми. Для успешной адаптации в новом коллективе важно уметь находить компромисс, решать конфликты, быть толерантным. Большинство детей к 6-7-летнему возрасту уже умеют контролировать свое поведение и способны выполнять правила, например, не разговаривать во время урока, слушать учителя. Если поведение ребенка на уроке неадекватное, значит, он социально не готов к обучению. Кроме того, у ребенка должна быть адекватная самооценка. Если дошкольники оценивают себя необъективно высоко, то 6-7-летки должны уметь признавать ошибки и адекватно реагировать на критику.
    3. Личностная готовность. У 7-летнего ребенка появляется потребность получать новые знания и изменить свой статус – стать школьником. Мотивация может быть разной, например, быть похожим на старшего брата, носить портфель или не спать после обеда, но лучше всего, если ребенок ассоциирует школу с приобретением знаний. При этом очень важно наличие позитивного отношения к школе и понимания, зачем нужна учеба.

    О том, как определить готовность ребенка к школе, смотрите в видео канала на Youtube "Детская и семейная психология онлайн".

    Как подготовить психологически?

    Огромной ошибкой родителей называют запугивание ребенка, например, ему говорят, что из-за домашних заданий на игры времени больше не останется, в школе его ждут двойки и подобное. Очень важно добиться, чтобы ребенок не боялся школы и относился к ней хорошо.

    Делайте упор на том, что он приобретет новых друзей, узнает много нового и интересного, сможет посещать разные кружки, найдет хобби. Поделитесь историями о своем обучении, рассказав, какие предметы нравились, какой был учитель, что забавного произошло с вами в школьные годы.

    Однако не следует и излишне идеализировать обучение в школе, расписывая все в слишком радужных тонах. Если ребенок не будет знать, что во время обучения возможны сложности и некоторые проблемы, уже после первой плохой оценки или замечания он сильно разочаруется.


    От настроя ребенка зависит очень многое

    Хорошей идеей является игра с дошкольником в игру «Школа». В такой игре можно моделировать разные ситуации с помощью игрушек. Также стоит заранее сходить с ребенком в школу и показать ему обстановку. Замечательно, если в выбранной школе имеются подготовительные уроки или дни открытых дверей.

    Не забывайте и о собственном настрое. Ребенку будет легче адаптироваться в школе, если родители относятся к процессу обучения положительно и показывают своим поведением, что новый статус ребенка (школьник) важен для семьи.

    Возможные трудности

    Отсутствие дисциплины

    Если ребенок неусидчивый, а также не соблюдает нужные правила, посещение школы может стать большой проблемой. У ребенка может не хватать терпения, чтобы доводить дела до конца. В этом случае ему требуется помощь родителей – пусть мама некоторое время выполняет задания вместе с малышом.

    Также многим детям сложно работать по правилам, и приучить к дисциплине помогут игры, в которых есть некоторые ограничения.


    Дисциплинированность должна быть привита с ранних пор, ребенок должен удерживать внимание на длительное время

    Рассеянность и невнимательность

    Такие качества могут сильно сказаться на успеваемости и расстраивают родителей. Ребенок не спешит выполнять задание, отличает забывчивостью и часто отвлекается. Специалисты не считают такое состояние психологической проблемой, а связывают с преимущественным развитием правого полушария. Как правило, к десятилетнему возрасту проблема рассеянности исчезает сама.

    Чтобы уравновесить работу полушарий мозга ребенка, используют пальчиковые игры, рисование пальцами, лепку, игры со шнуровкой и подобные занятия.


    Занятия для левого полушария мозга особенно полезны для невнимательных детей

    Нежелание учиться

    Подготовительные занятия

    В наши дни многие центры развития и репетиторы предлагают занятия, на которых ребенка обучают счету и чтению. Однако отношение педагогов к таким занятиям неоднозначное. Одни относятся к ним положительно, другие полагают, что обучаться, как читать, так и писать ребенок должен уже в школе.


    Множество специальных центров занимаются подготовкой детей к школе

    Пример программы психологической подготовки детей к школе

    Занятия такого подготовительного курса проводятся 6 раз в неделю по 40 минут в день. В середине каждого занятия следует делать два пятиминутных перерыва. Длительность подготовки – 16 недель.

    Всего в неделю ребенок занимается 4 часа. Занятия каждой недели включают уроки для развития произвольного внимания, мышления (логического, образного), памяти (слуховой, зрительно-образной), восприятия и воображения. Кроме того, одно занятие в неделю направлено на развитие силы, подвижности и гибкости пальцев (мелкой моторики рук).

    Примерный план занятий может быть таким:

    Тема занятий

    Как заниматься

    Отличия и сходства

    Ребенку предлагают сравнивать картинки, отыскивать предметы, находить отличия, читать нелепицы.

    Недостающие фигуры

    Ребенок будет искать недостающие фигуры, а также развивать счет и память. Одно из занятий посвящено изучению квадрата.

    Лишние предметы

    Ребенку предлагают дорисовывать картинки, рисовать фигуры, искать лишний предмет. Для развития памяти играют в «магазин».

    Классификация

    Ребенок будет искать лишнее на рисунках, классифицировать предметы, запоминать фразы.

    Фрагменты

    Ребенку предлагают находить фигуры и запоминать рисунки, дорисовывать фрагменты и четвертую фигуру.

    Слова, классификация

    Ребенок будет запоминать слова, буквы и цифры, соединять фигуры и классифицировать их, а также достраивать фигуры.

    Сравнение предметов

    Ребенку предлагают находить называемые фигуры, запоминать слова, сравнивать предметы, а также расставлять значки.

    Пространство и лишние слова

    Ребенок будет изучать геометрические фигуры, развивать слуховую память, называть окончания слов, искать лишние слова.

    Наблюдательность

    Ребенку предлагают расставлять точки, отыскивать лишние картинки, быстро отвечать на вопросы, определять понятия.

    Воображение и внимание

    Ребенок должен расставить значки, сочинить сказку по рисунку, находить пропущенные предметы, говорить наоборот. Также с ребенком проводят игру «бывает или не бывает».

    Числа, последовательности и узоры

    Ребенок сравнивает картинки и отыскивает числа, дорисовывает узоры, называет правильную последовательность картинок и находит пропущенные фигуры.

    Копирование и закономерности

    Ребенок изучает цифры и их фрагменты, копирует образец. Также проводятся занятия с картинками, во время которых ребенок определяет их последовательность, классифицирует их и находит закономерность.

    Веселые картинки

    Парные картинки

    Ребенку предлагают занятие с одинаковыми картинками для их запоминания. Также ребенок играет с лабиринтами, запоминает и находит предметы, читает слова, ищет закономерности.

    Лишние фигуры

    Ребенок рассматривает смысловые ряды, изучает цвета, находит лишнее на рисунке, читает пословицы.

    Сравнение

    Ребенку предлагают сравнивать картинки, находить одинаковые, а также сравнивать фигуры

    Материал для таких занятий можно найти в разных пособиях для дошкольников.

    О том, что ребенок должен знать, чтобы адаптация к обучению в школе прошла легче, смотрите в видео канала на Youtube "Детская и семейная психология онлайн".

    Обобщение материала - умение, необходимое каждому ребенку. Смотрите об этом в видео канала на Youtube "Детская и семейная психология онлайн".

    Для развития умения ребенка работать по образцу посмотрите видео канала на Youtube "Детская и семейная психология онлайн".

    Займитесь развитием фонематического слуха по видео канала на Youtube "Детская и семейная психология онлайн", чтобы ребенок мог легко анализировать слова по звукам.

    Игры для подготовки в домашних условиях

    Учитывая тот факт, что дошкольники легче всего обучаются в процессе игры, подготовительные занятия в домашних условиях стоит основывать именно на играх.

    Занятия для мелкой моторики:

    • Штриховка карандашом.
    • Нанизывание бусин или макарон.
    • Рисование красками.
    • Завязывание шнурков.
    • Вырезание из бумаги.
    • Лепка из глины или пластилина.
    • Создание аппликаций.
    • Игры с мозаикой и конструктором.
    • Вышивка и вязание.
    • Завязывание узлов на веревке.


    Занятия можно проводить вместе с друзьями ребенка, чтобы было веселее


    Игры для внимания:

    • Найти в комнате предмет, название которого начинается на определенную букву.
    • Прочтите ребенку стих, пусть он хлопает в ладоши, когда слово будет начинаться с определенной буквы.
    • Учиться выполнять несколько дел сразу, например, рассматривать картинку и слушать рассказ.
    • Разложить перед ребенком 5 игрушек, а затем поменять их местами и предложить ребенку вернуть их на свои места.
    • Дать ребенку листик с группами цифр и предложить вычеркнуть определенную цифру.

    Игры для речи:

    • Назвать ребенку слово, с которым он сможет составлять словосочетания, например, вы говорите «пирог», а ребенок отвечает «вишневый пирог», «сладкий пирог», «испечь пирог».
    • Предложить ребенку озвучивать ваши действия, как журналист, например, как вы варите суп или пришиваете пуговицу.
    • Называть ребенку первый слог, а он будет продолжать слово.
    • Пересказывание мультфильмов, книг, событий вчерашнего дня.
    • Читать с ребенком.


    Ребенок должен воспринимать занятия с радостью, это ключевая задача родителей

    Игры для мышления:

    • Проговаривать слова наоборот (для этой игры подбирают слова из 3-4 букв).
    • Найти предмет, который мама назвала наоборот.
    • Связать предметы, которые использует мама в данный момент, например, что общего между пылесосом и веником.
    • Разгадывание ребусов и загадок.
    • Придумать историю по картинкам.
    • Составить картинку из разных геометрических фигур.
    • Составить из слов предложение.
    • Составлять из картинок историю.
    • Нарисовать продолжение комикса.
    • Придумать продолжение сказки.

    Игры для пространственного представления:

    • Найти в помещении предмет, который называет мама. Подсказывайте ребенку, как действовать, например, «сделай шаг вправо, потом шаг вперед, посмотри вверх».
    • Найти предмет по «карте» комнаты, отметив его на плане крестиком.
    • Срисовывание цифр, букв и картинок.
    • Рассматривание карт и схем.
    • Поиграть в морской бой.


    Приобретайте специальные пособия, которые помогут вам в обучении

    Игры для эмоционального развития:

    • Мама называет действие (например, читать, вытирать пыль или есть шоколад), а ребенок изображает отношение к нему.
    • Представить, что предмет ожил и рассказать, что он мог бы чувствовать, а также какое у него было бы настроение.
    • Рассматривать лица других людей и оценивать их эмоции.
    • Читая сказку, спрашивать ребенка, что чувствует герой.
    • Часто говорить ребенку о своих чувствах в разных ситуациях.


    Участие в театральных представлениях поможет эмоциональному развитию ребенка

    Игры для воображения:

    • Предложите ребенку изобразить позами и жестикуляцией загаданный предмет.
    • Рассматриваем овощи и обсуждаем, на что они похожи.
    • Соединение частей предметов на рисунке.
    • Представлять увеличение и уменьшение предметов, после чего рисовать или лепить их. Например, это может быть крохотный слон или огромная кошка.
    • Обсуждать, как можно необычно использовать привычный предмет.

    Для формирования ребенка представлений о времени проведите занятия, показанные в видео канала на Youtube "Детская и семейная психология онлайн".

    Режим дня

    Коррекцией режима дня ребенка советуют заняться примерно за месяц до первых занятий в школе. Выработать режим, при котором ребенок будет хорошо высыпаться, вовремя принимать пищу, успевать выполнять домашние задания, а также гулять и играть, очень важно.

    Ребенок должен понимать, что домашние занятия являются ответственной работой, которая выполняется в первую очередь, а уже после этого можно отправляться на прогулку или браться за игрушки.

    Если ребенок посещал детский сад, проблем с выстраиванием подходящего режима возникнуть не должно. Не посещающим садик детям довольно сложно просыпаться в 7 часов утра, поэтому приучать к более раннему подъему следует заранее.

    Пусть в первой половине дня ребенок будет занят какими-то полезными делами, а все развлечения и отдых оставляйте на время после обеда. Кроме того, уделите внимание своевременному отходу ко сну, что тоже немаловажно для ранних пробуждений.


    Проблемы с ранним просыпанием нужно решать еще до начала обучения в школе

    Здоровье ребенка

    В подготовке к школе здоровью сына или дочки следует уделить особое внимание. Это, прежде всего, относится к состоянию иммунитета. В дошкольных учреждениях для его поддержания используют закаляющие процедуры, уроки физкультуры и своевременную вакцинацию. Если ребенок не посещает детский садик, это все становится заботой родителей.

    Ребенок должен:

    • Ежедневно гулять на свежем воздухе.
    • Употреблять достаточно продуктов, богатых витаминами.
    • Пройти обследование специалистами.


    Закаливание и высокая физическая активность малыша укрепляют иммунитет

    • Начать готовиться к школе следует заранее. Выберите школу, желаемый профиль образования, познакомьтесь с учителем, присмотритесь к детям, которые посещают заведение. Вам нужно определиться, пойдет ли ребенок в школу рядом с домом или будет ездить в учебное заведение в другой части города. Продумайте возможные сложности, например, сможете ли вы отвозить ребенка, кто будет с ребенком после уроков.
    • Витамины
    • Гиперактивность

    Задания для подготовки к школе включают в себя лучшие познавательные экспресс- методики. Обучающий материал разрабатывают, в зависимости от индивидуальных особенностей будущих школьников. ПО ФГОС подготовка ребенка к школе означает формирование успешной личности, самостоятельной и уверенной в своих силах. В настоящее время присутствует множество интерактивных, электронных методик с описанием. Готовиться по ним дети могут на дому под чутким руководством родителей и совершенно бесплатно.

    Как подготовиться к школе: правила и требования

    Дошкольная подготовка важный этап в жизни каждого ребенка, но не все родители понимают, зачем это нужно и с чего начать.

    Занятия требуются, чтобы ребенок был умственно, эмоционально и психологически адаптирован к новому этапу в своей жизни.

    Задания для подготовительных групп помогут успешно учиться, разовьют физические и интеллектуальные навыки ребенка, помогут при поступлении в школу на собеседовании с педагогами.

    Присутствуют определенные требования, что должен знать и уметь первоклассник:

    • ФИО (свое и родителей), адрес проживания, город;
    • место работы родителей;
    • праздники;
    • профессии;
    • различать овощи и фрукты, съедобное от несъедобного;
    • времена года и количество месяцев в нем, дни недели;
    • известных поэтов и музыкантов;
    • правила дорожного движения;
    • различать цвета;
    • буквы, цифры;
    • читать слоги и заканчивать предложение;
    • писать в тетради;
    • считать от 0 до 10 и обратно;
    • рассказывать стихи с выражением наизусть;
    • пересказывать прочитанное и услышанное;
    • разгадывать загадки;
    • придумать и рассказать сказку;
    • составить историю по предложенной картинке;
    • четко отвечать на вопросы.

    Несмотря на то, что обучение в первом классе включает многое из списка, на тестировании/собеседовании при поступлении в школу обращают внимание на указанные пункты.

    Развивающие занятия

    В настоящее время существует множество развивающих подготовительных занятий и курсов. Каждое задание готовится индивидуально, опираясь на способности и умения дошкольника. Присутствуют конспекты, указывающие как лучше преподнести материал ребенку. Разнообразие методик включает в себя задания как для малышей, которым еще не исполнилось 4 года, так и для детей от 6 лет. Занятия позволяют ребенку без труда закончить первый класс и с успехом перейти во 2-ой. Подготовительные курсы включают большую часть школьной программы первоклашек.

    Грамматика

    Изучая русский язык, ребенок научится правильно склонять слова, подбирать предлоги к существительным. Обучение грамоте поможет овладеть устными и письменными навыками.

    • Задание с буквой К. Раскрасить те картинки на фото, где есть указанный звук.

    • Обвести картинки, названия которых начинаются на гласный звук.

    • Раскрасить гласные красным, согласные черным.

    • Соединить предметы со звуками, на которые начинаются их названия.

    • Подсказать слово. Продолжить выражение: «Наша Таня громко плачет, уронила в речку…(мячик)». «Зайку бросила хозяйка, под дождем остался…(зайка)».
    • Угадать предмет по описанию. «Пушистый, холодный, белый, скрипит под ногами зимой…(снег)». «Желтое, ярко светит днем на небе…(солнце)». «Высокое, растет в лесу, на нем много веток…(дерево)».
    • Назвать первый звук в слове, указать он гласный или согласный: к-картошка, а-апельсин, с-стол, т-телефон, у-улитка.
    • Назвать ребенку любое слово и спросить: какой звук первый, гласный он или согласный, на какую букву оканчивается слово. Затем ребенок сам продолжает называть слова, начало которых будет соответствовать последнему звуку. Дерево-Остров-Ведро-Обруч-Чайник и так далее.
    • Соединить линиями предметы с идентичным количеством звуков в слове.

    Навыки письма

    Овладение элементарными графическими и техническими навыками.

    Занимательные задания на дому:

    • Обвести буквы по контуру.

    • Нарисовать фигуры как на картинке.

    • Перенести фигуру на новое место.

    • Дорисовать домик.

    • Назвать животных на картинке, раскрасить разными цветами.

    • Скопировать рисунок.

    • Дорисовать кораблик.

    • Обвести предметы по пунктирным линиям.

    Математика

    Математические тренажеры учат логически мыслить, формируют быструю реакцию и познавательный интерес, помогают быстро подготовить шестилеток к 1 классу.


    Логические задания

    Занятия помогут ребенку научиться рассуждать, выстраивать логические цепочки, последовательность, разовьют любознательность и пытливость ума.

    • Что получится, если соединить цифры по порядку.

    • Найти и раскрасить одинаковых цыплят.

    • Найти закономерность и дорисовать фигуры.

    • Соединить линиями предметы по парам.

    • Раскрасить одним цветом одинаковые фигурки. Сосчитать сколько их.

    • Головоломка.

    • Найти, кто спрятался на картинке.

    • Найти на картинке лишний предмет, рассказать почему.

    • Из каких сказок картинки, раскрасить героев.

    Развитие речи

    Регулярно тренируясь, младший школьник учится передавать мысли и эмоции. В результате речь становится богаче, увеличивается словарный запас.

    • Описать любую ситуацию, рассказать о эмоциях, выразить чувства.
    • Подобрать похожие или противоположные слова к любым прилагательным (холодный - морозный, горячий).
    • Прочитать слова вслух.
    • Рассказать сказку глядя на картинки из любимых книг.

    Для развития правильной дикции полезно регулярно проводить гимнастику, включающую упражнения:

    • Ребенок упирает язык в левую, затем правую щеку, при этом рот закрыт.
    • Рот малыша открыт, язык выгнут дугой и упирается в нижние зубы.
    • Ребенок улыбается с приоткрытым ртом, кончик языка упирается в левую и правую сторону рта поочередно.
    • Представить, что кончик языка это зубная щётка, «чистить» зубы верхней и нижней челюсти, последняя остается недвижимой.
    • Ребенок на 7-10 секунд улыбается как можно шире, показывая свои зубки.

    Чтение

    Чтение развивает интерес к буквам, знакам, грамотность, увеличивает словарный запас.

    • Найти знакомое слово в предложенном ребенку тексте за 2 минуты.
    • Читать, увеличивая/уменьшая громкость речи.
    • Прочитать текст «про себя», рассказать о чем он.
    • За одну минуту ребенку предлагается написать как можно больше гласных/согласных звуков.
    • Прочитать текст, ответить на заготовленные вопросы.
    • Научить ребенка читать, не обращая внимания на посторонние звуки, например, можно включить телевизор.
    • Читать буквы разного размера.
    • Чтение коротких текстов, не размыкая зубов. Пересказ прочитанного.
    • Чтение «на скорость».
    • Ежедневный пересказ прочитанного.

    Рисование

    Утолить творческое любопытство, развить фантазию поможет рисование.


    Окружающий мир

    Занятия развивают сенсорные умения, знакомят малыша с природой, помогают изучать окружающую обстановку.


    Упражнения на внимание

    Развитие внимания способствует быстроте реакции, сосредоточенности, усидчивости, переключаемости.


    На мышление и память.

    Занятия развивают усидчивость, внимание на уроке, умение логически думать, воспринимать и усваивать информацию.


    На мелкую моторику

    Развитие мелкой моторики будущего первоклассника координируют нервная, костная и мышечная системы. В результате занятий приобретаются ловкость движений, навыки письма.

    • Взрослый своими ладошками легко массирует пальцы ребенка с присказкой «Сорока-ворона».
    • Игра в «Ладушки».
    • Перелистывание страниц книги или журнала.
    • Перебирание пальчиками бус.
    • Складывание башен из кубиков, домино,карт.
    • Рисование на песке.
    • Ребенку предлагается достать горошину из банки с легко открываемой крышкой, затем повторить манипуляции.
    • Застегивать и расстегивать молнии на одежде, шнуровать и расшнуровывать ботинки.
    • Лепка из пластилина, глины, теста.
    • Вырезание из журнала картинок, карточек.

    Графический диктант - рисунки по клеточкам

    Развивающая игра, которая подготавливает руки дошколенка к письму, формирует пространственное мышление, учит ориентироваться, согласно размерам листа бумаги. Часто применяется на подготовительных курсах к начальной школе.

    Не нужно ругать ребенка, если не сразу получается рисунок, спокойно подсказать и продолжить дальше.

    Важно следить за правильной посадкой за письменным столом, достаточным освещением, расположением руки, как малыш держит ручку.

    Получив результат, порадоваться вместе с ребенком за его усердный труд. Графические диктанты сопровождаются скороговорками, загадками, развивают мелкую моторику и мышление.

    Для выполнения диктанта при себе нужно иметь тетрадь в клетку, карандаш и ластик. Продолжительность занятия для детей до 5-6 лет не должна быть более 15 минут, с 7-8 лет до 25 минут. В начале проговаривать с ребенком понятия вверх/вниз, вправо/влево.

    Графический диктант выполняется одним из способов:

    • Дошкольнику предлагается нарисовать в тетради в клеточку геометрический рисунок.
    • Взрослый проговаривает последовательность действий, указывает направление (2 клеточки влево, 4 вверх, 1 вправо, 2 вниз и так далее). Ребенок на слух воспринимает информацию и рисует. В конце диктанта сравнивается изображение в пособии с тем, что получилось у ребенка.
    • Посредством игры ребенок учится воспринимать мир, развивает мышление, логику, память, внимание, укрепляется детская психика. Она должна быть веселой, непринужденной, интересной. В настоящее время существуют бесплатные познавательные онлайн-игры, в которые с интересом будет играть ребенок.

      В домашних условиях помочь освоить азы могут несколько вариантов программ учиться, играя:

      • «Волшебная палочка». Волшебной палочкой нарекается, к примеру, фломастер. Потерев его о шерстяную ткань или волосы, показать, как действует статическое электричество (поднести к фантику, кусочку бумаги, струе воды). Пусть ребенок сам решит, какие волшебные слова нужно произнести, чтобы «фокус» сработал.
      • Вырезать изображения животных, наклеить на лист бумаги и предложить ребенку нарисовать, чем питается каждый из них. Заяц - морковка, корова - сено и так далее.
      • Поговорить с ребенком о том, кого он видит, гуляя во дворе. Вырезать из журналов знакомые картинки того, что напоминает о прогулке (бабушек, дедушек, качели, песочницу). Наклеить иллюстрации на лист бумаги.
      • Сделать с малышом игрушечный лес. Для этого необходимо запастись веточками, листьями, опилками и краской.
      • Обучить вежливым словам, приветствию и прощанию. Для этого подойдут игрушки, пусть ребенок, играя персонажем в подходящей ситуации проговаривает «доброе утро», «спокойной ночи», «до скорой встречи» и другое.

      Психологическая подготовка: тесты

      Для того чтобы определить уровень психологической подготовки к школе достаточно выполнить специальные тесты.

      Тест 1

      Попросить ребенка изобразить на листе бумаги школу, в которой он будет учиться, какой он ее видит. Для выполнения задания понадобятся лист бумаги и цветные карандаши. Оценивается рисунок по цветовой гамме, сюжету и линиям, при этом выставляются баллы.

      Результаты в баллах:

      • 2 - теплое время года, светит солнце, школа расположена в центре листа, вокруг радостные люди, красивые цветы, деревья;
      • 0 - школа расположена ближе к краю, люди грустные, темное время суток, холодное время года;
      • 1 - на рисунке изображены элементы обоих характеристик;
      • 2 - линии ровные без разрывов;
      • 0 - нечеткие, слабые, двойные, с разрывами;
      • 1 - элементы обеих характеристик;
      • 2 - яркие, светлые тона;
      • 0 - мрачные цвета;
      • 1 - темные и светлые тона.

      Сложив баллы, проверяют, готов ли ребенок к школе:

      • 0-1- ребенок не готов к обучению в школе, возникнут препятствия в общении с учителями, сверстниками.
      • 2-4 - ребенок не совсем ясно представляет, что такое школа, могут возникнуть страхи, которые помешают обучению. Родителям необходимо поговорить с малышом, выяснить причину страха и обрисовать обучение в положительном ключе.
      • 5-6 - ребенок полностью готов к школе, не стоит беспокоится о взаимодействии с учителями и сверстниками.

      Тест 2

      Ребенку дается 30 секунд для того, чтобы поставить точки в кружочках: 1 точка - 1 балл. Чем больше точек, тем выше балл (считаются только те, что вошли в кружок).

      Результат:

      • менее 11 - низкий результат:
      • 12-17- развитию требуется уделить больше внимания;
      • 18-33 - средний балл;
      • 34 и выше - прекрасное развитие, результат отличный.

    ПРЕДШКОЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

    Уважаемые родители будущих первоклассников! Эта страничка для вас!

    Поступление в школу - чрезычайно ответственный момент как для самого ребёнка, так и для его родителей. Практический опыт психологического обследования детей показывает, что далеко не все дети всесторонне подготовлены к безболезненному и успешному вхождению в учебную деятельность в школе.

    Понимая важность подготовки детей к школе, даже за несколько месяцев до начала учебного года можно организовать целенаправленные развивающие занятия с детьми, которые помогут им на этом новом этапе жизни.

    Многое могут сделать для ребёнка в этом отношении родители - первые и самые важные его воспитатели.

    Психологическая готовность к школьному обучению предполагает следующие компоненты:

    Прежде всего у ребёнка должно быть желание идти в школу, то есть на языке психологии - мотивация к обучению ;

    Должна быть сформирована социальная позиция школьника: он должен уметь взаимодействовать со сверстниками, выполнять требования учителя, контролировать своё поведение;

    Важно, чтобы ребёнок был здоровым, выносливым , иначе ему будет трудно выдержать нагрузку в течение урока и всего учебного дня;

    У него должно быть хорошее умственное развитие , которое является основой для успешного овладения школьными знаниями, умениями и навыками, а также для поддержания оптимального темпа интеллектуальной деятельности, чтобы ребёнок успевал работать вместе с классом.

    Иногда родители думают, что если ребёнок перед школой умеет читать, писать и считать, то ему обеспечен успех. Однако педагогическая практика показывает, что часто такие дети, с лёгкостью приступив к учёбе, вдруг, совершенно неожиданно для родителей, начинают снижать свои успехи.

    Почему? Очень важно, чтобы к моменту поступления в школу у ребёнка были развиты такие познавательные процессы, как внимание, память, мышление, воображение, моторика.

    Здесь Вы найдёте материал, который даст Вам представление о том, какой объём знаний, умений и навыков должен иметь ребёнок 6-7 лет к моменту поступления в школу, поможет вам определить, какие способности вашего малыша развиты лучше всего, какие на достаточном уровне, а над чем ещё нужно поработать.

    Ребёнок дошкольного возраста обладает поистине огромными возможностями развития и способностями познавать. Помогите ребёнку развить и реализовать свои возможности. Не жалейте затраченного времени. Оно многократно окупится. Ваш ребёнок переступит порог школы с уверенностью, учение будет для него не тяжелой обязанностью, а радостью, и у вас не будет оснований расстраиваться по поводу его успеваемости.

    Чтобы ваши усилия были эффективными, воспользуйтесь следующими советами:

    1.Не допускайте, чтобы ребёнок скучал во время занятий. Если ребёнку весело учиться, он учится лучше. Интерес - лучшая из мотиваций, он делает детей творческими личностями и дает им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий.

    2.Повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей ребёнка определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите ребёнку более легкий вариант.

    3.Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и недостаточного продвижения вперед.

    4.Будьте терпеливы,не спешите, не давайте ребёнку задания, превышающие его интеллектуальные возможности.

    5.В занятиях с ребёнком нужна мера. Не заставляйте ребёнка делать упражнения, если он вертится, устал, расстроен; займитесь чем-то другим. Постарайтесь определить пределы выносливости ребёнка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень небольшое время. Предоставьте ребёнку возможность заниматься тем делом, которое ему нравится.

    6.Дети дошкольного возраста плохо воспринимают строго регламентированные, повторяющиеся, монотонные занятия. Поэтому при проведении занятий лучше выбирать игровую форму.

    7.Развивайте в ребёнке навыки общения, дух сотрудничества.

    8.Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребёнка за его терпение, настойчивость и т.д. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.

    А самое главное, постарайтесь не воспринимать занятия с ребёнком как тяжелый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения, никогда не теряйте чувство юмора. Помните, что у вас появилась прекрасная возможность подружиться с ребёнком.

    Успехов вам и больше веры в себя и возможности своего ребёнка!

    Тесты и упражнения для будущего первоклассника

      Общая подготовка

    Ответы на эти вопросы должен знать каждый ребёнок

    1.Назови своё полное имя и фамилию.

    2.Сколько тебе лет?

    3.Назови дату своего рождения.

    4.Назови имя и отчество твоей мамы.

    5.Где и кем она работает?

    6.Назови имя и отчество твоего папы.

    7.Где и кем он работает?

    8.Есть ли у тебя брат или сестра? Сколько им лет? Старше они тебя или младше?

    9.Назови свой домашний адрес.

    10. В каком городе ты живёшь?

    11. Как называется страна, в которой ты живёшь?

    12. Хочешь ли ты идти в школу? Почему? Нравится ли тебе заниматься?

    Умение действовать по правилу.

    Методика «да» и «нет»

    Мы с тобой будем играть в игру, в которой нельзя произносить слова «да» и «нет». Повтори, какие слова нельзя произносить? («да» и «нет»). Теперь будь внимателен, я буду задавать вопросы, а ты будешь отвечать на них, но без слов «да» и «нет».

    Пробные вопросы (не оцениваются):

    Ты любишь мороженое? (Я люблю мороженое)

    Заяц бегает медленно? (Заяц бегает быстро)

    Тест

    1.Мяч сделан из резины?

    2.Мухомор можно есть?

    3.Снег белого цвета?

    4.Лиса рыжего цвета?

    5.Ворона меньше воробья?

    Лягушка кукарекает?

    Голуби умеют плавать?

    У часов одна стрелка?

    Медведи бывают белыми?

    У коровы две ноги?

    Оценка полученных результатов:

    Высокий уровень – не допущено ни одной ошибки

    Средний уровень – одна, две ошибки

    Низкий уровень – более двух ошибок

      Внимание

    Проверьте, как развито внимание у вашего ребёнка.

    Задание 1 : Я буду произносить слова, если услышишь название цветка, хлопни в ладоши.

    Морковь, мак, синица, самолёт, ромашка, карандаш, тетрадь, расчёска, астра, трава, роза, берёза, куст, лист, ветка, гладиолус, муравей, пион, шпион, пират, дерево, незабудка, чашка, пенал, василёк.

    Результат:

    Средний уровень – 1-2 ошибки

    Низкий уровень – более 2 ошибок

    Задание 2 : Хлопни в ладоши, когда в словах, которые я назову, услышишь звук А .

    Арбуз, автобус, ананас, утюг, шапка, бант, лиса, волк, медведь.

    Результат:

    Высокий уровень– ни одной ошибки

    Средний уровень – 1 ошибка

    Низкий уровень –2 и более ошибок

    Задание 3 : Я назову четыре слова, а ты назови два из них, которые звучат похоже.

    Лук , медведь, трава, жук .

    Ослик, санки , лейка, банки .

    Мишка , рубашка, шишка , берёза.

      Память

    Успехи малыша в школе во многом зависят от его памяти. С помощью приведённых ниже заданий (лучше выполнять не более одного задания в день) Вы сможете оценить память своего ребёнка. Не расстраивайтесь, если результат не будет блестящим. Память можно развивать!

    Задание 1 : Прослушай внимательно 10 слов и постарайся их запомнить.

    Шар, кот, лес, окно, гриб, часы, ветер, стол, очки, книга.

    Попросите ребёнка повторить слова, которые он запомнил, в любом порядке.

    Результат :

    Не менее 6 слов – высокий уровень

    4-5 слов – средний уровень

    Менее 4 слов – низкий уровень

    Задание 2 : Читайте ребёнку фразы по одной и просите повторить каждую.

    1.В лесу растут грибы.

    2.Утром шёл сильный дождь.

    3.Мама читает детям интересную книгу.

    4.Вова и Саша несли красные и синие шары.

    Результат : Хорошо, если ребёнок с первого раза дословно повторил фразу и не поменял слова местами.

    Высокий уровень – все 4 фразы повторил точно

    Средний уровень – ошибся только в 1 фразе

    Низкий уровень – ошибся в 2 фразах и более

    Задание 3 : Послушай и запомни стихотворение.

    Прочитайте ребёнку это стихотворение и попросите повторить его. Если ребёнок повторил с ошибками, прочитайте его ещё раз и опять попросите повторить. Стихотворение можно читать не более 4 раз.

    Снежок порхает, кружится,

    На улице бело.

    И превратились лужицы

    В холодное стекло.

    Результат :

    Высокий уровень – повторил стихотворение дословно после 1-2 прочтений

    Средний уровень – повторил стихотворение дословно после 3-4 прочтений

    Низкий уровень –допустил ошибки после 4 прочтений

    Задание 4 :Послушай внимательно пары слов и постарайся их запомнить.

    Зачитайте ребёнку все 10 пар слов. Затем называйте ребёнку только первое слово из пары, а он пусть вспоминает второе слово.

    Осень – дождь

    Ваза – цветы

    Кукла – платье

    Чашка – блюдце

    Книга – страница

    Вода – рыба

    Машина – колесо

    Дом – окно

    Конура – собака

    Часы – стрелки

    Результат :

    Высокий уровень – 8-10 пар слов

    Средний уровень – 5-7 пар слов

    Низкий уровень – менее 5 пар слов

    Задание 5 : Упражнение на развитие объёма кратковременной слуховой памяти «Каскад слов».

    Попросите ребёнка повторять за вами слова. Начинайте с одного слова, затем называйте два слова, ребёнок повторяет обязательно в этой же последовательности, три слова и т.д. (интервалы между словами – 1 секунда).

    Когда ребёнок не сможет повторить определённый словесный ряд, зачитайте ему такое же количество слов, но других (для этого следует подготовить другой список слов).

    Если во второй попытке ребёнок справился с этим словесным рядом, то переходите к следующему ряду, и так до тех пор, пока и во втором прочтении ребёнок не сможет воспроизвести заданное количество слов.

    1. Огонь.
    2. Дом, молоко.
    3. Конь гриб, игла.
    4. Петух, солнце, асфальт, тетрадь.
    5. Крыша, пень, вода, свеча, школа.
    6. Карандаш, машина, брат, мел, птица, хлеб.
    7. Орёл, игра, дуб, телефон, стакан, сын, пальто.
    8. Гора, ворона, часы, стол, снег, книга, сосна, мёд.
    9. Мяч, яблоко, шапка, морковь, стул, бабочка, метро, цыплёнок, носки.
    10. Грузовик, камень, ягоды, портфель, санки, молоток, девочка, скатерть, арбуз, памятник.

      Мышление

    Ребёнок познаёт мир и учится мыслить. Он учится анализировать и обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.

    Малыш может столкнуться с трудностями при выполнении этих заданий. В этом случае объясните ему принцип выполнения заданий, а затем предложите ему аналогичные упражнения.

    Задание 1 : Ответь на вопросы :

    1.Чего в огороде больше – картофеля или овощей?

    2.Кого в лесу больше – зайцев или зверей?

    3.Чего в шкафу больше – одежды или платьев?

    Ответы: 1- овощей, 2- зверей, 3-одежды.

    Задание 2 : Прочтите ребёнку рассказы и попросите ответить на вопрос после каждого рассказа.

    1. Саша и Петя были одеты в куртки разного цвета: синюю и зелёную. Саша был одет не в синюю куртку.

    В куртку какого цвета был одет Петя?(синюю)

    2.Оля и Лена рисовали красками и карандашами. Оля рисовала не красками. Чем рисовала Лена? (красками)

    3.Алёша и Миша читали стихи и сказки. Алёша читал не сказки.

    Что читал Миша?(сказки)

    4.Растут три дерева: берёза, дуб и сосна. Берёза ниже дуба, а дуб ниже сосны. Какое дерево самое высокое? Какое самое низкое?

    5.Серёжа, Женя и Антон соревновались, кто быстрее бегает. Серёжа прибежал быстрее Жени, а Женя – быстрее Антона. Кто прибежал первым, а кто – последним?

    6.Жили-были три щенка: Кузя, Тузик и Шарик. Кузя пушистее Тузика, а Тузик пушистее Шарика. Какой из щенков самый пушистый? Какой самый гладкий?

    Задание 3 : Ответь на вопросы :

    1.Какое животное больше – лошадь или собака?

    2.Утром мы завтракаем, а в полдень …?

    3.Днём светло, а ночью …?

    4.Небо голубое, а трава …?

    5.Черешня, слива, вишня – это …?

    6.Почему, раньше чем проедет поезд, вдоль пути опускаются шлагбаумы?

    7.Что такое Москва, Калуга, Курск?

    8.Чем отличается день от ночи?

    9.Маленькая корова – это телёнок, маленькая собака – это …? Маленькая овечка – это …?

    10.Собака больше похожа на кошку или курицу? Чем, что у них одинакового?

    11.Почему у всех автомобилей есть тормоза?

    12.Чем похожи молоток и топор?

    13.Чем похожи друг на друга белка и кошка?

    14.Чемразличаются гвоздь и винт? Как бы ты их узнал, если бы они тут лежали рядом с тобой, на столе?

    15.Футбол, теннис, плавание – это…?

    16.Какие ты знаешь виды транспорта?

    17.Чем отличается старый человек от молодого?

    18.Почему люди занимаются спортом?

    19.Почему стыдно уклоняться от работы?

    20.Зачем на письмо нужно наклеивать марку?

    Когда это возможно, старайтесь, чтобы ребёнок дал 2-4 варианта ответов, задавая ему вопрос: «А ещё?»

    Норма не менее 15 правильных ответов.

    Задание 4 : Найди лишнее слово :

    Читайте ребёнку группу слов. 3 слова в каждой являются близкими по значению и могут быть объединены по общему для них признаку, а 1 слово отличается от них и должно быть исключено. Предложите ребёнку найти лишнее слово.

    1.Старый, дряхлый, маленький , ветхий.

    2.Храбрый, злой , отважный, смелый.

    3.Яблоко, слива, огурец , груша.

    4.Молоко, творог, сметана, хлеб .

    5.Час, минута, лето , секунда.

    6.Ложка, тарелка, сумка , кастрюля.

    7.Платье, шапка , рубашка, свитер.

    8.Мыло, зубная паста, метла , шампунь.

    9.Берёза, дуб, сосна, земляника .

    10. Книга , телевизор, магнитофон, радио.

    Задание 5 : Упражнение на развитие гибкости ума.

    Предложите ребёнку назвать как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие.

    1.Назови слова, обозначающие деревья.

    2.Назови слова, относящиеся к спорту.

    3.Назови слова, обозначающие зверей.

    4.Назови слова, обозначающие домашних животных.

    5.Назови слова, обозначающие наземный транспорт.

    6.Назови слова, обозначающие воздушный транспорт.

    7.Назови слова, обозначающие водный транспорт.

    8.Назови слова, относящиеся к искусству.

    9.Назови слова, обозначающие овощи.

    10.Назови слова, обозначающие фрукты.

      Развитие речи

    К 6-7 годам речь ребёнка должна быть связной и логичной, с богатым словарным запасом. Малыш должен правильно слышать и произносить все звуки родного языка. Развитие устной речи – основное условие успешного овладения письмом и чтением.

    Больше разговаривайте с ребёнком, просите его пересказывать мультфильмы, которые он смотрит, книги, которые читаете. Предлагайте составлять рассказы по картинкам.

    Если ваш ребёнок испытывает трудности при произнесении отдельных звуков или плохо различает звуки на слух, то вам следует обратиться за помощью к логопеду.

    Задание 1 : Определи на слух, какими звуками различаются слова.

    Прочтите ребёнку пары слов. Ребёнок должен давать ответ после каждой пары.

    Коза – коса, игра – игла, дочка – точка, день – тень, почка – бочка.

    Результат:

    Высокий уровень – без ошибок

    Средний уровень – 1 ошибка

    Задание 2 : Хлопни в ладоши, когда услышишь другой звук.

    Прочтите ребёнку цепочки звуков.

    Г-г-г-г-к-г

    С-с-с-з-с-с

    Р-р-р-р-л-р

    Результат:

    Высокий уровень – без ошибок

    Средний уровень – 1 ошибка

    Низкий уровень – 2 и более ошибки

    Задание 3 : Хлопни в ладоши, когда услышишь слово, которое отличается от других звуком.

    Прочтите ребёнку ряды слов.

    Рама, рама, рама, лама, рама.

    Колобок, колобок, коробок, колобок.

    Результат:

    Высокий уровень – без ошибок

    Средний уровень – 1 ошибка

    Низкий уровень – 2 и более ошибки

    Задание 4 : Правильно подбери противоположные по смыслу слова.

    Ребёнок должен правильно подобрать противоположное слово к каждому из предложенных. Ошибкой считается ответ типа «громкий – негромкий».

    Медленно – (быстро)

    День – (ночь)

    Горячий – (холодный)

    Толстый – (тонкий)

    Добрый – (злой)

    Результат:

    Высокий уровень – без ошибок

    Средний уровень – 1 ошибка

    Низкий уровень – 2 и более ошибки

    Задание 5 : Ответь на вопросы.

    Прочтите ребёнку вопросы. Он должен правильно подобрать слова к каждому из предложенных.

    Что бывает: кислым, быстрым, красным, мягким?

    Кто умеет: прыгать, плавать, рычать, петь?

    Что делает: рыба, самолёт, лягушка, машина?

    Результат:

    Высокий уровень – без ошибок

    Средний уровень – 1-2 ошибки

    Низкий уровень – 3 и более ошибки

    Задание 6 : Объясни значения слов.

    Прочитайте ребёнку слово. Попросите объяснить его значение. Перед тем, как выполнять это задание, объясните ребёнку на примере слова «стул», как его выполнять. При объяснении ребёнок должен назвать группу, к которой принадлежит этот предмет (стул – это мебель), сказать из чего состоит данный предмет (стул сделан из дерева) и объяснить, для чего он нужен (он нужен для того, чтобы на нём сидеть).

    Тетрадь, самолёт, карандаш, стол.

    Результат:

    Высокий уровень – ребёнок объяснил правильно все понятия

    Средний уровень – ребёнок объяснил правильно 2-3 понятия

    Низкий уровень – ребёнок объяснил правильно не более одного понятия

    Задание 7 : Послушай внимательно рассказ.

    Прочтите ребёнку рассказ и предложите ответить на вопросы.

    Утром первоклассник Толя вышел из дому. На дворе была вьюга. Грозно шумели деревья. Испугался мальчик, стал под тополем, думает: «Не пойду в школу. Страшно».

    Тут он увидел Сашу, стоявшего под липой. Саша жил рядом, он тоже собирался в школу и тоже испугался.

    Мальчики увидели друг друга. Им стало радостно. Они побежали навстречу, взялись за руки и вместе пошли в школу.

    Вьюга выла, свистела, но она уже была не страшной.

    В.А.Сухомлинский

    Ответь на вопросы:

    1.Про кого говорилось в рассказе?

    2.В каком классе учились мальчики?

    3.Отчего мальчикам стало радостно?

    Результат:

    Высокий уровень – ребёнок правильно ответил на все вопросы

    Средний уровень – ребёнок правильно ответил на 2 вопроса

    Низкий уровень – ребёнок правильно ответил только на 1 вопрос

      Окружающий мир

    На момент поступления в школу ребёнок должен иметь определённый запас знаний и представлений об окружающем мире. Хорошо, если у него есть элементарные знания о растениях и животных, о свойствах предметов и явлений, знания в области географии и астрономии, представление о времени. Ниже перечислены основные вопросы об окружающем мире, на которые ребёнок должен уметь ответить.

    1.Природа

    Назови времена года и приметы каждого времени года.

    Чем отличаются дикие животные от домашних?

    Какую пользу приносят домашние животные?

    Каких ты знаешь хищных животных?

    Каких ты знаешь травоядных животных?

    Назови перелётных и зимующих птиц. Почему их так называют?

    Какие ты знаешь травы, деревья, кустарники?

    Чем отличаются травы от деревьев и кустарников?

    Назови садовые и полевые цветы.

    Как называются плоды сосны, дуба, яблони?

    Какие ты знаешь явления природы?

    2.Время

    Назови части суток по порядку.

    Чем отличается день от ночи?

    Назови по порядку дни недели.

    Назови весенние, летние, осенние, зимние месяцы года.

    Что больше: минута или час, день или неделя, месяц или год?

    Назови месяцы по порядку.

    3.География

    Какие ты знаешь страны?

    Какие ты знаешь города, в каких странах они находятся?

    Чем отличается город от деревни?

    Какие ты знаешь реки?

    Чем отличается река от озера?

    Какие ты знаешь планеты?

    На какой планете мы живём?

    Как называется спутник Земли?

    4.Мир и человек

    Назови профессии :

    Кто учит детей?

    Кто лечит людей?

    Кто пишет стихи?

    Кто сочиняет музыку?

    Кто пишет картины?

    Кто строит дома?

    Кто водит автомобили?

    Кто шьёт одежду?

    Кто играет в кино и театре?

    Какой предмет нужен, чтобы:

    Измерять время;

    Разговаривать на расстоянии;

    Наблюдать за звёздами;

    Измерять вес;

    Измерять температуру?

    Какие ты знаешь виды спорта?

    В каких видах спорта нужен мяч? Коньки?

    Какие ты знаешь музыкальные инструменты?

    Каких ты знаешь писателей?

    Что такое честность, доброта, жадность, трусость, лень, трудолюбие?

    Зачем нужно учиться? Работать?

    Как правильно переходить дорогу?

    5.Свойства предметов.

    Что бывает деревянным, стеклянным, металлическим, пластмассовым?

    Что бывает мягким, твёрдым, сыпучим, гладким, жидким, острым?

    Список использованной литературы:

    1.Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г. Щербинина С.В. Готов ли ваш ребенок к школе? Книга тестов. - М.: ООО "Издательство "Росмэн-Пресс". - 2002. - 80 с. - (Школа для дошколят)

    2.Ковалева Е.С., Синицына Е.И.. Готовим ребёнка к школе. - М.: Лист Нью, Вече, КАРО 2001.-256с.,ил.

    3.Морозова О.В. Я иду в школу./Большая книга о школе для маленьких детей. Ростов/Д: "Феникс", 2000. - 320с.

    4.Чивикова Н.Ю. Как подготовить ребёнка к школе. - М.: Рольф, 2001. - 208с.

    Задания и упражнения на развитие памяти помогут будущему первокласснику лучше усваивать любую полезную новую информацию.

    Задание «Цепочка слов: слушай и запоминай»

    Из десяти произнесённых слов старший дошкольник (6-7 лет) способен запомнить около семи. Проверим, насколько хорошо развита память у вашего ребёнка?

    Цепочка слов для проверки: спальня, ваза, тигр, овал, квадрат, ромб, волк, рыба, зима, заяц, дом, солнце, ёж, облако.

    Задание «Пары слов»

    Зачитайте все пары слов. Затем называйте только первое и ждите в ответ второе:
    осень - дождь; ваза - цветы; кукла - платье;
    чашка - блюдце; книга - страница; вода - рыба;
    машина - колесо; дом - окно; часы - стрелки.

    Полезно знать. Русский психолог Лев Выготский советовал научить ребёнка нескольким приёмам, которые помогут ему запоминать информацию проще:

    Повторять вслух и про себя;
    - мысленно фиксировать одни объекты через другие, создавая ассоциации;
    - объединять предметы в группы, выделяя их сходства или различия.

    Упражнение «Вспомни и опиши»

    После совместной прогулки вспомните, что интересного вы увидели на улице. Возможно, это была яркая вывеска либо прохожий со смешной собачкой. Попросите ребёнка подробно описать объект.

    Упражнение «Повтори фигуру»

    Возьмите счетные палочки, выложите из них замысловатую фигуру и дайте дошкольнику время на то, чтобы он ее запомнил. Предложите по памяти изобразить такую же композицию из счетных палочек.

    Онлайн-игры на тренировку памяти и внимания

    Развивать скорость восприятия, реакцию и зрительную память можно играючи. Предложите ребёнку попробовать нашу игру «Мастер Шульте».

    Развиваем мышление

    Дети с развитым мышлением легче впитывают новые знания и придумывают, как их применить.

    Начните с подходящих по возрасту заданий

    • 5-6 лет
    • 6-7 лет
    • 1 класс

    Дошкольнику может быть непросто разобраться во всем многообразии заданий и упражнений самостоятельно. Чтобы облегчить первые шаги рекомендуем по 5-7 заданий из каждой категории выполнить вместе с ребёнком .

    «Что, зачем и почему?»

    Поразмышляйте вместе над следующими вопросами:
    Утром мы завтракаем, а в полдень - …?
    Почему, перед тем, как проедет поезд, вдоль пути опускаются шлагбаумы?
    Маленькая корова - это телёнок, детёныш овечки - это …?
    Собака больше похожа на кошку или курицу? Чем, что у них одинакового?
    Почему у всех автомобилей есть тормоза?
    Зачем на письмо нужно наклеивать марку?

    «Какое слово лишнее?»

    В каждом ряду нужно отыскать лишнее слово:
    Старый, дряхлый, маленький, ветхий;
    Храбрый, злой, отважный, смелый;
    Яблоко, слива, огурец, груша;
    Молоко, творог, сметана, хлеб;
    Час, минута, лето, секунда;
    Ложка, тарелка, сумка, кастрюля;
    Платье, шапка, рубашка, свитер;
    Мыло, зубная паста, метла, шампунь;
    Береза, дуб, сосна, земляника;
    Книга, телевизор, магнитофон, радио.

    Задача четвёртый лишний

    На платформе ЛогикЛайк можно выполнять подобные и другие задания на развитие мышления в интерактивном формате. Пример из нашей базы:

    Чтобы решать задачи, нажмите Начать занятия!

    Упражнение «Кто больше?»

    Предложите ребёнку назвать как можно больше слов, которые обозначают конкретные понятия: деревья, цветы, виды транспорта, виды спорта и т.д.

    Упражнение «Важные слова»

    Назовите одно понятие (сад) и добавьте к нему сопровождающие слова (растения, садовник, забор, земля). Попросите ребёнка выбрать из них два самых важных, без которых главный предмет не может обойтись. Задавайте вопросы, чтобы понять, почему он сделал выбор в пользу конкретных слов. Примеры других пар: магазин - продавец, молоко, прилавок, деньги; аквапарк - надувной круг, горки, вода, купальный костюм.



    THE BELL

    Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
    Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
    Email
    Имя
    Фамилия
    Как вы хотите читать The Bell
    Без спама