THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Раскрыт феномен Туринской плащаницы. Было ли завернуто в нее тело Христа после смерти?

Ученые, отрицающие сам факт существования Бога, порой сталкиваются с загадками, которым наука не в состоянии найти объяснение. Для скептиков, уверенных в том, что – всего лишь регулярно повторяющийся удар молнии, самым мистическим христианским феноменом остается Туринская плащаница. Действительно ли на ней отпечатался лик Создателя или история о ней – красивая сказка на библейскую тематику?

История плащаницы

О Плащанице упомянуто во всех четырех книгах Евангелия. В книгах от Матфея, Марка, Луки и Иоанна с небольшими разночтениями сказано о четырехметровом полотне изо льна, в которое Иосиф завернул тело Иисуса Христа после того, как его сняли с распятия. После чудесного воскресения Христа в гробу нашли этот же кусок ткани. На нем едва различим отпечаток мужского силуэта с ранами в области ступней, головы, рук и груди.

«Когда же настал вечер, пришёл богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который также учился у Иисуса; он, придя к Пилату, просил тела Иисусова. Тогда Пилат приказал отдать тело; и, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею и положил его в новом своём гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился»

Первые подозрения в том, что история о плащанице – не больше, чем фантазия, были спровоцированы церковной модой в Византии XI века. У тамошних священников стали пользоваться популярностью алтарные покровы с изображением Христа – по сути, копии, того самого погребального савана. В каждой церкви Константинополя можно было найти несколько таких покровов.


Впервые об оригинале Туринской плащаницы в истории становится известно в 1353 году. Французский рыцарь Жоффруа де Шарни в своем имении под Парижем выставляет плащаницу для поклонения, охотно показывая ее всем желающим и рассказывая историю полотна. В 1345 он участвовал в походе против турецкого ига, где в бою ему удалось заполучить в свои руки христианскую святыню. Находку Жоффруа оценило королевское семейство: на их деньги вокруг плащаницы возвели церковь и наладили паломничество к ней.

Шарни удалось быстро разбогатеть и передать плащаницу потомкам, когда в поместье вторглись англичане. Те вывезли ее в Швейцарию и выгодно продали Савойским герцогам. Благородное семейство пригласило на экспертизу плащаницы специалистов из Ватикана. их вердикт был таким:

«Обычный рисунок, не имеющий ценности.»

В 1983 году плащаницу герцоги передали в Турин – ее владельцем стал Ватикан, много лет назад считавший ее бесполезным лоскутом ткани.


Шокирующие результаты исследования плащаницы

Итак, святыня представляет собой льняное полотнище с двумя мужскими образами. Криминалисты считают, что завернутый в нее человек стал жертвой насильственной смерти, перед которой его пытали бичеванием. На одной половине – его лик со сложенными руками и лежащими вместе ногами. На другой – спина того же человека с кровоподтеками. Проведенные ими исследования подтвердили, что отпечаток на ткани появился тогда, когда мертвое тело завернули в нее.

Версия криминалистов заставила извлечь из пыльной библиотеки Ватикана записи о случае, произошедшем в конце XIX века. Фотограф Секондо Пиа сделал несколько снимков, а при проявлении негатива увидел четкий отпечаток Иисуса Христа. Причем, на ней незначительные нюансы лика были более заметны, чем на самой ткани.


«Во время работы с негативами пленки во мраке фотолаборатории я вдруг увидел, как на фотопластинке стал проявляться позитивный образ Иисуса Христа. С тех пор волнению не было предела. Я всю ночь проверял и перепроверял сделанное открытие. Все обстояло именно так: на Туринской Плащанице запечатлено негативное изображение Иисуса Христа, а позитивное можно получить, сделав негатив с Туринской Плащаницы»

Удалось ли скептикам доказать обратное?

В 1988 году зафиксирован единственный в истории случай, когда Рим разрешил отрезать небольшой кусочек плащаницы для экспертизы. Его разделили на три части и отправили в разные концы света: в Аризонский университет США, Политехнический институт в швейцарском Цюрихе и Оксфордский университет Великобритании. Ученые сошлись во мнении, что ткань была создана в промежутке между 1275 и 1381 годами. Диагональный способ ее плетения, по их мнению, подтверждает невозможность ее создания в древние времена – этот метод изобрели в Средние века. Они были непоколебимы в результатах диагностики, ведь для нее использовались новейшие технологии: ультрафиолетовое сканирование, спектроскопирование и радиоуглеводное датирование.


Необъяснимые события, связанные с Туринской плащаницей

Усомниться в точности современной техники заставляют рассуждения историков и археологов. Пока научные приборы доказывали, что плащаница сделана из хлопка, ученые упустили важное свойство этой ткани. Хлопок подвержен гниению, поэтому ткань с отпечатком просто бы не дожила до наших дней – в отличие от льна. Все ткани, созданные в Средние Века были смесовыми: в них добавляли шерсть или хлопок. Имело ли смысл фальсификаторам изготавливать особый ткацкий станок для плетения из 100% льна?

Плащаницу можно назвать «Пятым Евангелием» хотя бы потому, что анализ подтверждает, что следы на ней – это пятна человеческой крови. В области лба заметны отпечатки струй сосудистой крови. Они могли возникнуть от тернового венца: шипы его врезались в кожу, прокололи ее и вызвали обильное кровотечение. Кровь смешана с древними микроорганизмами и пыльцой растений, которые произрастают исключительно на территории Палестины, Турции и Центральной Европы.


То, что образ представляется в желто-коричневых тонах, объясняется удивительной гипотезой. Подобную окраску придать ткани может только химическая деформация молекул ткани, возникающая при нагревании или прохождении ультрафиолетового излучения. Это лишний раз подтверждает тот факт, что Туринская плащаница стала свидетелем не только смерти, но и воскрешения Иисуса.

В 1997 году плащаница доказала свою сакральную силу. Во время подготовки к празднованию 100-летия со дня первого научного изучения Туринской святыни случился серьезный пожар. Один из пожарных почувствовал в себе невероятный прилив сил. У него получилось без особых усилий разбить огнеупорное и пуленепробиваемое стекло саркофага с тканью, что неподвластно обычному человеку. Как еще можно назвать это событие, если не чудом Туринской плащаницы?


Сказание о Священном Полотне, которым было покрыто Тело умершего Христа Спасителя

По Виньону: соч. «Le Linceul du Christ»

Самые ранние исторические сказания о Священном Полотне относятся к VII веку. В разных записях того времени говорится о Полотне, покрывавшем Тело умершего Христа, на котором осталось Его изображение, но не говорится определенно ни о величине полотна, ни о характере изображения на нем; также трудно понять, где оно находилось. Более определенные сведения дают нам христианские паломники XI-го века; от них мы узнаем о Плащанице, т.е. о погребальных пеленах Христовых, находившихся у византийского императора. Но самое важное и определенное свидетельство принадлежит Роберту де Клари, относящееся к 1203 году, а также запискам его современника графа Рианта. Они сообщают, что в Константинополе в Императорской часовне, при храме Влахернской Богоматери среди замечательных священных реликвий находился сидониум, или то полотно, которым было обвито тело умершего Христа и на котором был виден Его отпечаток. Каждую пятницу развертывали эту ткань, и народ поклонялся этой святыне. Затем граф Риант рассказывает: когда крестоносцы разграбили побежденный ими Константинополь, то Влахернская капелла была не тронута, что исторически вполне верно. Одному епископу из Труа, находившемуся при войсках крестоносцев, по имени Гарнье де Тренель поручено было охранять все реликвии императорской капеллы. Но он вскоре умер (1203 г.), оставив список предметов, вверенных его охране; в этом списке не упоминается о Плащанице.

Из упомянутых предметов многие были отправлены им в Европу; Плащаницы среди них не оказалось. Куда же девалась она? Об этом нет сведений.

Далее высказывается предположение, что епископ Гарнье де Тренель оставил у себя Плащаницу как самую важную из вверенных ему священных реликвий, быть может, имея намерение привезти с собой эту Святыню в свой родной город Труа, но смерть помешала ему осуществить это намерение, и он мог завещать кому-либо из важных рыцарей Шампани отвезти ее на родину.

С этого времени о Святой Плащанице нет никаких исторических указаний, где и у кого она находилась.

Но вот в 1353 году один знатный владелец Шампани граф Жофруа де Шарни I принес в дар Лирийскому аббатству, основанному им близ города Труа, Плащаницу как подлинное полотно, которым было обвито Tело Умершего Христа и на котором остался Его отпечаток. Но откуда де Шарни получил Плащаницу, мы не имеем точных указаний: известно только, что Она с незапамятных времен находилась в замке де Шарни и члены этой фамилии говорили, что эта Плащаница досталась их предку как военная добыча с востока. Здесь является предположение, не находился ли этот предок де Шарни в числе тех знатных рыцарей-крестоносцев, которые овладели Константинополем в 1203 году, и не получил ли граф де Шарни Плащаницу Христа от умирающего епископа де Тренель из Труа для того, чтобы отвезти эту Святыню в родной город?

Слух о чудесной Плащанице распространился среди народа, и толпы богомольцев стали приходить поклониться этой Святыне. Но епископ порода Труа Генрих Пуатье нашел нужным прекратить это паломничество: он не верил в подлинность Плащаницы и считал изображение на ней делом руки плохого живописца. В 1353 году она была возвращена обратно прежнему владельцу графу де Шарни, и он хранил ее у себя все время, пока Шампань страдала от войны и чумы. Тридцать четыре года о ней не упоминается.

В 1389 году опять возобновляется поклонение этой Святыне. Но новый епископ города Труа Петр д’ Арсис также, как и его предшественник Пуатье, не хотел верить в ее подлинность и, чтобы покончить с этим спорным вопросом, отправляет папе Клименту VII послание, в котором пространно высказывает свое убеждение о неподлинности Плащаницы, прилагая при этом вымышленное письмо, будто бы найденное им, в котором какой-то неизвестный живописец признавался, что Плащаница написана им. Папа благосклонно отнесся к этому посланию и приказал буллой считать Плащаницу простой живописью. Тогда каноники вынуждены были снова возвратить ее зятю и наследнику Жофруа II де Шарни Гумберту, графу де ла Рош и владетелю Виллерсекселя и Лиреи. Затем вдова Гумберта Маргарита де Шарни в 1452 году передала Плащаницу во владение герцогов Савойских. В 1502 году 11-го июня она была торжественно внесена в капеллу замка Шамбери, а в 1503 году пожар уничтожил часть капеллы и Плащаница едва не погибла в пламени; но огонь не коснулся самого изображения, оставив лишь следы по сторонам на согнутых краях.

Королевский дворец и Палаццо Мадама. Турин. Фото 1880 г.

На эти прожженные места были потом наложены заплаты из белой шелковой матеpии, а через два года, в 1534 году, края Плащаницы были окаймлены для большей прочности особой тканью и она была положена на подкладку из шелковой материи.

Архиепископ Миланскийсв. Карл Баромей очень желал поклониться этой Святыни, но не имел сил совершить большого путешествия во Францию, где находилась она, и тогда в 1578 году Плащаница была перенесена в итальянский город Турин и помещена в королевской часовне при соборном храме Иоанна Крестителя; с того времени она стала именоваться Туринской. Плащаница была сложена и помещена в металлический ларец с несколькими замками, ключи от которых хранились у итальянского короля, у папы и у местного епископа Турина (1).

В 1691 году Себастиан Фальфре заменил подкладку ввиду ее ветхости, новой из черной шелковой ткани, и наконец 28апреля 1868 года принцесса Клотильда дала другую подкладку.

В продолжение ХIХ-го столетия пять раз вынимали Плащаницу в особенно торжественных случаях. В последний раз она была вынута в 1868 году по случаю бракосочетания принца Гумберта.

В мае 1898 года в Турине была устроена выставка наиболее замечательных произведений религиозно-церковного искусства. С разрешения итальянского короля на этой выставке была показана и Плащаница Христа. Ее необычайный вид возбудил к ней серьезное внимание. Для археологов Плащаница явилась совершенно новым необъяснимым предметом: ничего подобного ей не встречалось ранее. Теперь настало время беспристрастно и внимательно исследовать эту таинственную Плащаницу и выяснить ее значение.

Мнения разделились: одни желали видеть в изображениях на Плащанице не более как плохую, выцветшую живопись, не заслуживающую особенного внимания; громче всех высказывал это мнение ученый богослов каноник Шевалье, не давая при этом никаких технических или исторических подтверждений своего мнения. Те же, которые внимательно и беспристрастно исследовали Плащаницу, приходили к твердому убеждению, что изображения на ней не живопись и что они получились непосредственно от тела умершего человека, но как это произошло, оставалось для них тайной.

Тогда известный ученый доктор химии Поль Виньон решил сделать опыт, научным путем объяснить происхождение отпечатков на Плащанице.

Он в продолжение двух лет с помощью некоторых своих ученых товарищей сделал целый ряд химико-физиологических опытов и исследований и пришел к твердому научному убеждению, что при тех условиях погребения Христа, о которых рассказывают евангелисты, отпечатки на полотне, которым было обвито Тело Христа, могли получиться. Свои научные исследования он подробно изложил в книге «Le Linceul du Christ». В заключение он говорит:

«Туринская Плащаница представляет поразительное явление с научной точки зрения. Не имея в пользу своей подлинности последовательных и достоверных исторических данных, она сама неопровержимо ясно говорит о своей нерукотворности: история ее происхождения начертана на ней самой; каждый может прочесть эту дивную историю, с которой мы уже ознакомились».

Невольно возникает вопрос о ее раннем происхождении: откуда и как попала Плащаница в Константинополь? Об этом нет никаких исторических документальных свидетельств; остается лишь делать историко-психологические предположения, которые в некоторых случаях ближе подходят к истине, чем писаные документы. Евангелисты повествуют, что пелена, которой было обвито Тело умершего Христа, по Его Воскресении лежала на полу погребальной пещеры. Первыми ее увидели Его ученики Иоанн и Петр и жены-мироносицы. Всего вероятнее, что кто-либо из женщин, быть может, Мария Магдалина, взяла эту пелену как благоговейную память о Сыне Человеческом, Воскресшем Христе, и затем эта пелена как великая Святыня для верующих переходила из рода в род, пока наконец не достигла Константинополя, где царица Елена (в IV веке) усердно собирала в Палестине и других местах, не щадя трудов и средств, наиболее важные религиозные предметы, которые затем помещались в храме Влахернской Богоматери.

В настоящее время Святая Плащаница, развернутая во всю длину и укрепленная в раме за стеклом, утверждена над алтарем в королевской часовне при храме Иоанна Крестителя.

Описание и научное исследование Туринской Плащаницы

Каким путем получились изображения на Туринской Плащанице – живопись это или нечто другое, таинственное? На этот вопрос в конце девяностых и в начале девятисотых годов даны были два ответа.

Ученый богослов каноник Шевалье и другой каноник Шануан, как и их отдаленные предшественники католические епископы Петр д’ Арсис и Генрих Пуатье, продолжали настаивать на том, что изображение на Плащанице есть не более, как плохая выцветшая живопись, не заслуживающая особенного внимания . Совсем иначе объяснял изображения на Плащанице доктор химии Поль Виньон; он утверждал, что эти отпечатки получились непосредственно от Тела умершего Христа. Кому же из них верить: ученому богослову Шевалье или доктору химии Виньону? Вопрос этот для очень многих является затруднительным. Разрешить его может с полным правом только живописец, знающий все роды живописи. Один из таких живописцев, который тщательно исследовал Туринскую Плащаницу, говорит о ней следующее: «Я имел полную возможность, рисуя с Туринской Плащаницы, изучить изображения на ней. Свои исследования я и излагаю здесь, насколько возможно, наглядно и подробно, а также и непосредственный логический результат этих исследований».



Вот перед нами очень тонкая, ветхая, местами порванная желтоватая ткань длиною 4 м 36 см (около 6 аршин 6 вершков) и шириною 1 м 10 см (около 1 аршина 6 вершков). Посредине этого полотна во всю его длину мы видим бледно-коричневые пятна, которые намечаю собою человеческую фигуру, совершенно обнаженную, в натуральную величину, с двух сторон: лицевой и спинной. Головы этих изображений прикасаются одна к другой в центре полотна и расходятся в противоположные стороны, касаясь оконечностями ног краев полотна. По обеим сторонам этих изображений во всю длину полотна идут узкие темные, как бы обуглившиеся полосы. В некоторых местах этих полос видны наложенные заплаты из белой шелковой материи различной величины и формы. Эти полосы (их две) находятся на равном расстоянии от продольных краев полотна. Таков общий вид Плащаницы.

Теперь подойдем ближе и насколько возможно внимательно, детально исследуем эти изображения. Начнем с головы лицевого изображения. Черты лица как будто имеют негативный характер, т.е. там, где должны быть тени, мы видим светлые пятна и, наоборот, где должны быть светлые места, там мы видим тени. Глазные впадины светлые; одно светлое пятно несколько болеe другого глазного пятна. В середине этих светлых пятен замечаются небольшие темноватые пятнышки, окруженные особенно светлыми узкими продолговатыми кольцами. Нос и лоб темные, губы не имеют определенного очертания, волосы вокруг головы светлые, борода и усы темные. По этому изображению трудно составить себе какое-либо понятие о характере лица.

Очертание плеч едва намечается, контура шеи и ключиц, a также плечевых частей и боковых контуров туловища совсем не видно: на этих местах проходят светлые полосы почти такого же тона, как и окружающий изображение фон полотна. Темноватыми пятнами намечается нижняя часть груди, а также область живота. Предплечья видны отчетливо, кисти рук находятся внизу живота. Особенно хорошо видна кисть правой руки, которая лежит на левой, едва заметной. Спускаясь ниже, мы едва различаем очертания бедер; правое бедро виднее левого: оно выражено узкой полосой. Коленные чашки видны отчетливо темноватыми пятнами; контуры голеней совершенно расплываются, их трудно определить. Затем следуют недостаточно ясные очертания окончаний ног, так как здесь образовались складки подвернутого полотна.

Переходя затем к верхнему изображению спинной стороны, начнем с головы. Очертания волос, длинными прядями падающих на спину, ясно видны; высоко поднятые плечи и лопатки темными пятнами дают определенное очертание, спина значительно светлее; боковых контуров совсем не заметно, так же, как и плечевых частей. Темными пятнами ясно отмечены ягодицы (седалищные части); бедра и голени не ясны, пятки обрисовались отчетливо. На изображениях лицевом и спинном мы видим в некоторых местах темно-коричневые, довольно сильно выраженные пятна различной формы и величины. Это следы крови. На лицевом изображении на правой стороне лба мы видим вертикальную полоску. В левом боку, несколько ниже груди, видна чечевицеобразная, в 4 с половиной сантиметра длины, рана, ниже которой – кровавое пятно с небольшими струйками. В запястье правой руки такая же рана, от которой идут струйки крови по предплечью; такие же струйки крови видны и на левом предплечье. На спинном изображении кругом головы, в волосах, мы видим несколько кровавых пятен. На левом плече замечаем такие же кровавые продольные полоски.

Начиная от плеч, вся спина покрыта тонкими, едва заметными рубцами длиною, приблизительно, в 3 сантиметра; на концах этих рубцов у позвоночника в разных местах заметны более сильно выраженные небольшие пятнышки. Такие же рубцы слабо видны и на ногах до пяток; под пятками мы видим большие кровавые пятна. Еще мы замечаем на всем полотне Плащаницы в разных местах черные узкие полосы различной длины, которые идут в поперечном направлении; они пересекают некоторые части изображений, а также заметны и на продольных краях полотна. Эти узкие полосы означают порванные места; из их узких отверстий сквозит темная подкладка. На изображениях замечаются также слабые пятна от загрязненной воды, получившиеся, вероятно, при тушении пожара.

Наши тщательно исследованные изображения на Плащанице приводят к твердому, несомненному убеждению, что эти изображения не есть живопись. На Плащанице нет ни малейшего следа какой-либо краски, никакого движения кисти или карандаша. Здесь мы видим только пятна отпечатка; совсем отсутствуют определенные контуры, столь обязательные для каждого живописца, тем более когда вокруг изображений нет красочного фона; ни малейшего уплотнения полотна в местах видимых пятнистых изображений. Едва заметные поперечные складки тонкого полотна, нигде не задерживаясь, свободно проходят во всех поперечных направлениях.

С Плащаницы была снята фотография. Получился удивительный негатив: на нем отпечаталось позитивное изображение. Следовательно, видимые изображения на Плащанице суть негативы. Теперь перед нами находятся два позитивных отпечатка большого формата: один – головы, немного менее натуральной величины; другой отпечаток–всей фигуры с лицевой и спинной стороны. Изображения рельефно выделяются на темном фоне полотна. Пятнистость отпечатков Плащаницы здесь особенно отчетливо передалась; характер этих пятен окончательно убеждает нас, что это не есть живопись: такие пятна невозможно сделать кистью, и делать их искусственно было бы бессмысленно, да еще в негативном виде, что уже совсем невозможно. Рассматривая в лупу эти отпечатки, мы не нашли в них ни малейшего следа какой-либо ретуши. Вся поверхность полотна Плащаницы была покрыта едва заметными мелкими, как бы смолистыми бугорками (2) .


Начнем рассматривать лицевой отпечаток с головы. Лицо поражает своей значительностью, своей духовной красотой. Какое величаво-спокойное выражение, на котором заметны еще следы испытанных страданий! Какая духовная мощь сказывается во всех чертах лица!

Теперь рассмотрим детально это лицо. С левой стороны мы видим слипшиеся от пота и крови пряди волос, спустившиеся на лоб; струйка крови с левой стороны лба, выходя из-под волос, протекает к брови, задерживаясь по пути в двух поперечных морщинах лба; в темных глазных впадинах неясно намечаются очертания закрытых глаз; но в правом глазу отчетливо видны ресницы, некоторые из которых как бы слиплись; на левом же они едва заметны. Контура нижней части носа совсем не видно (3) ; едва намечены ноздри. Правая сторона лица отпечаталась яснее левой; на всем лице особенно отчетливо отпечатались губы (4) ; усы – в виде широких белых пятен, не имеющих формы; несколько прядок волос от усов местами прикрывают часть верхней губы. Небольшая белая борода, несколько раздвоенная посредине, концы которой сдвинуты немного в сторону. Боковых сторон лица и ушей совершенно нет: на этих местах лежат тени, а потому освещенное лицо кажется несколько удлиненным, на щеках и носу лежит узкой полосой поперечная слабая тень.

Волосы, окаймляющие лицо, темные и волнистые, обрываются у плеч. Белый цвет бороды и усов, а также некоторая пятнистость и местами загрязненность отпечатка, делают лицо старым.

Теперь с таким же вниманием рассмотрим изображение целой фигуры с обеих ее сторон. Как позитивные отпечатки, они имеют обратный характер с негативом Плащаницы. Шея, ключицы, плечевые части, а также боковые контуры туловища покрыты тенью, сквозь которую не видно очертаний. Нижняя часть груди ясно видна; менее заметен живот. В правом боку видна поперечная рана; под раной – большой сгусток крови. Особенно ясно отпечатались предплечья; кисть левой руки с тонкими, несколько согнутыми пальцами отчетливо видна во всех деталях; она лежит на правой – едва заметной. В запястье левой руки – кровавая рана, от которой идут по предплечью кровавые струйки, огибая впадины мышц; такие же кровавые следы заметны и на правом предплечье. Спускаясь ниже, мы почти не замечаем бедер; только на левом бедре – едва заметная полоса. Коленные чашки отпечатались с фотографической точностью; голени расплываются в неясных очертаниях; так же неясны обе стопы.

Перейдем теперь к спинному отпечатку. Длинные волосы с головы падают на спину. Небольшие кровавые пятна окружают голову. Затем мы видим очертания высоких плеч; на правом плече замечаются кровавые продольные полоски. Лопатки ясно отпечатались, спина менее ясно, рук совсем не видно. Седалищные части обрисовались отчетливо, бедра и голени слабо намечаются, икры виднее, пятки отпечатались рельефно, под ними образовались сгустки крови. На спине и ногах мы видим те рубцы, о которых мы подробно говорили, описывая кровавые знаки на самой Плащанице.

Темно-коричневые отпечатки крови на негативе Плащаницы, а также черные полосы на порванных местах полотна, на позитивном отпечатке фотографии получились белыми.

Теперь возникает неизбежный серьезный вопрос: каким путем могли получиться эти отпечатки на полотне плащаницы?

На этот вопрос французский ученый доктор химии Поль Виньон отвечает, что эти отпечатки могли получиться естественным путем. Он говорит: «Если тело человека, умершего от тяжелых физических страданий, вскоре после смерти покрыть полотном, пропитанным смолистым веществом как, например, алоэ и смирна, то пары аммиака, выделяемые телом, касаясь смолистой поверхности полотна, оставляют на нем коричневато-бурые отпечатки форм тела, покрываемых этим полотном. Но действие аммиака происходит только на очень близком расстоянии, и самые отчетливые отпечатки частей тела получаются там, где полотно непосредственно касалось этих частей, которые могут быть отпечатаны рельефно, фотографически; по мере же удаления полотна от частей тела действие аммиака ослабевает и на сравнительно большем удалении полотна совсем прекращается. Но пары аммиака нечувствительны к цвету тех частей тела, которые он проявляет на полотне, и получается такое впечатление, как будто и тело, и волосы имели одну общую окраску» (5) . Так Виньон объясняет нам тайну отпечатков Туринской Плащаницы. Эти объяснения мы можем проверить наглядно.

Возьмем тонкое полотно в длину и ширину Туринской Плащаницы, расстелем его по полу во всю его длину, положим на него совершенно обнаженного человека спиною такт, чтобы голова касалась средины полотна, положим кисть левой руки на правую внизу живота, согнем несколько в коленах ноги; затем вторую половину полотна перекинем через голову и покроем ею лицевую сторону до ножных пальцев; оно плотно ляжет на лбу, носу, губах и бороде, отойдет несколько от глазных впадин и боковых сторон носа, слегка коснется щек и сравнительно на большее расстояние удалится от боковых частей лица и ушей. И вот мы видим па Плащанице ясно отпечатанными те части лица, которых коснулось полотно; менее ясно – те части, от которых полотно несколько отступило и совсем не получилось отпечатка, где полотно значительно удалилось: здесь очевидно края полотна были приподняты так же, как от боков туловища и плечевых частей.

То же самое мы видим и на остальных частях тела: полотно, спускаясь с головы, удалилось от шеи, ключиц, плечевых частей и боковых сторон туловища: в этих местах отпечатка не получилось, едва отметились очертания плеч. Затем полотно коснулось нижней части груди, не касаясь близко живота, легло на кисть правой руки и на оба предплечья, которые отчетливо отпечатались; потом, спадая ниже, не касаясь бедер, полотно ляжет плотно на несколько согнутые колени, отпечаток которых получится во всех деталях.

Перейдем теперь к спинному отпечатку. Он даст нам тоже самое: затылок, плечи, лопатки и ягодицы, которых плотно коснется полотно, отпечатаются отчетливо, поясница слабее; ниже полотно не коснется бедер и голеней подогнутых ног, пройдет под пятки, которые рельефно оставят свой след; отпечаток бедер получится слабый, икры более ясны; от плечевых частей полотно было далеко и потому опечатка их мы не получим так же, как и контуров всего туловища.

Вот наглядное объяснение неровностей отпечатка на Плащанице, а также и воздействия складок полотна на отпечаток, так, например, полотно сдвинуло несколько в сторону концы бороды; выпуклая наружу узкая складка полотна поперек лица дала легкую полосу тени, идущую по щекам и середине носа, которую мы заметили на позитивном отпечатке. Выпрямленное затем полотно немного удлинило часть лица, начиная от названной складки; неровные складки полотна на оконечностях ног дали неясный отпечаток.

Но каковы бы ни были мнения относительно научных доказательств Виньона, остается одно несомненным, что изображения на Плащанице не есть дело человеческих рук.

Но кто же был этот умерший мученик, который оставил отпечаток своего тела на этом полотне? И какие страдания предшествовали его смерти? (6) .

Полотно, которым было обернуто тело умершего, заставляет предполагать еврейский обряд погребения. Пробитые раны в запястных сочленениях и кровь, струившаяся от них по предплечьям, указывают на то, что руки были приподняты вверх; рана с правой стороны груди и вертикально истекшая из нее кровь, заставляют предполагать, что тело находилось в таком же вертикальном положении. На заднем отпечатке от плеч до пяток мы заметили кровавые рубцы, которые могли получиться от бичевания.

Во всемирной истории мы находим только одно сказание о таком великом страдальце: это – сказание Евангелистов о Христе. Они повествуют, что, когда Христос был взят и приведен на суд к Пилату, воины Пилата глумились над Христом, обвили Его голову терновником, венчая как Царя Иудейского.

Вот эти видимые раны на отпечатках Плащаницы вокруг головы – от шипов терновника. Затем они сняли с него одежду, привязали к столбу и бичевали Его. Римский бич состоял из нескольких тонких и длинных ремней, прикрепленных к рукоятке; на концах этих ремней находились маленькие граненые шарики, которые при ударе бича рассекали кожу. Эти кровавые рубцы на спине и ногах от бичевания и маленькие сгустки крови от металлических шариков мы видим на Плащанице.

После сего заставили Его нести крест па Голгофу. Вот те кровавые ссадины на правом плече от тяжелого креста, который мы видим на Плащанице. На Голгофе, снова обнажив Христа, положили Его на крест, растянули руки по горизонтальной перекладине креста и, пронзив запястья рук длинными гвоздями, вбили их в перекладину (6) , а также и ноги через голеностопные сочленения к нижнему концу креста и подняли Его вертикально. Вот те кровавые следы ран на руках и ногах, которые мы видим на Плащанице. Рана с правой стороны груди – это та рана от копья, о которой говорит евангелист Иоанн. А вот что повествуют нам евангелисты о погребении Христа:

«Был час девятый по полудни, когда Христос умер на кресте, и вот некто богатый человек Иосиф из Аримафеи, член синедриона и тайный ученик Христа, пришел к Пилату просить, чтобы он позволил ему снять с креста Тело умершего Христа и похоронить Его; Питать разрешает. Тогда Иосиф покупает необходимые погребальные пелены, идет на Голгофу, снимает тело с креста и вместе с Никодимом относя его к недалеко находящейся погребальной пещере; здесь они расстилают на земле длинное полотно, предварительно пропитав его ароматическими смолистыми веществами – алоэ и смирной (7) . На это полотно они кладут спиною Tело Христа головою к центру полотна, другой половиной полотна через голову покрывают лицевую сторону до самих оконечностей ног.

Был уже вечер пятницы, когда по еврейскому закону прекращались всякие дела, и потому они должны были отложить полный погребальный обряд до третьего дня. Такими образом, Tело не было обмыто и помазано ароматами по обычаю богатых евреев (ибо ароматические смолы стоили дорого). Не было также покрыто Тело Умершего платком, что было необходимо при погребении каждого умершего еврея; предназначенный для этого платок был оставлен на полу пещеры, а Tело, обернутое только одними полотном, положили в нишу, высеченную в задней стене пещеры.

Затем вход в пещеру закрыт был плотно каменной плитой, и была поставлена стража для охраны этой гробницы. Так прошла суббота. На третий день рано утром приходят женщины, которые веровали во Христа, и приносят приготовленные ими ароматы, чтобы помазать Тело Христа для окончательного погребения, и видят, что отверстие пещеры открыто, камень, закрывавший его, лежал в стороне, а в погребальной пещере не было Тела Христа. Они в страхе кинулись назад и одна из них, Mapия Магдалина, бежит и возвещает ученикам Христа Петру и Иоанну о том, что они видели. Тогда ученики поспешно идут ко Гробу и видят там одну только пелену, которая покрывала Тело Христа, лежащею на земле и отдельно от нее лежащий головной плат, сложенный так, каким оставил его Иосиф Аримафейский.

Это, по-видимому, незначительное упоминание о плате очень важно: оно показывает, что Тело Христа было обвито только одним полотном; если бы платок был положен на Его Лицо, тогда на полотне Оно не отпечаталось бы.

И вот мы видим, что евангельские сказания вполне удостоверяют подлинность рассматриваемой нами Туринской Плащаницы: точно также Плащаница подтверждает подлинность евангельских сказаний.

Все выше изложенное приводит нас к твердому, несомненному убеждению в том, что Туринская Плащаница есть действительно то самое полотно, которым было обвито Тело Умершего Христа и на котором остался след Его Божественного Тела; посему она имеет великое историческое значение, а для верующих христиан она есть величайшая святая реликвия, которая заключает в себе следы великих страданий и пролитой Святой Крови Христа как искупительной жертвы за грехи миpa и за спасение людей.

Знаменательно то настойчивое слепое отрицание нерукотворности Святой Плащаницы, какое выражают видные представители католического духовенства; конечно, это показывает только их непонимание живописной техники, но они хотя бы обратили внимание на то, какой христианский храм поручил бы живописцу на длинном и узком полотне изобразить Христа совершенно обнаженным с двух сторон, с лицевой и спинной? Для чего понадобилось изобразить спину?

Ведь известно, какое изображение на плащанице принято христианской Церковью: только одно лицевое изображение Умершего Христа со сложенными на груди руками и с непременной полотняной перевязью внизу живота. Совсем иное являет собою Туринская Плащаница.

Живописец И.Л. Астафьев

Объяснение к рисункам

Прилагаемые здесь фототипии точно (насколько это возможно при таком уменьшенном размере) передают: первая – негативное изображение на самой Плащанице; вторая – позитивный отпечаток этого изображения; третья – позитивный отпечаток одной головы Христа, а четвертая снята с моего рисунка, сделанного мной с Туринской Плащаницы. Сравнивая мой рисунок с фотографическими отпечатком Туринской Плащаницы, замечаем значительную разницу как в конструкции, так и в характере лиц. На фотографическом отпечатке мы видим очень удлиненное пожилое лицо, чего нет в моем рисунке. Это произошло от следующих причин. На фотографическом отпечатке рельефно освещенное лицо не имеет височно-боковых частей, здесь лежит непроницаемая тень; поперечная складка полотна, пересекающая щеки и середину носа, и от которой осталась теневая полоса. Когда было выпрямлено полотно от названной складки, оно несколько оттянуло нижнюю часть липа. Вот почему лицо кажется очень удлиненным, а загрязненная пятнистость щек и лба и белый цвет бороды и усов делают лицо старым.

В моем рисунке я открыл боковые части лица и нижние края ушей, вследствие чего оно расширилось, немного сократил нижнюю часть лица, сделал бороду и усы темными, снял загрязненные пятна на щеках и лбу, сделал яснее очертание закрытых глаз, а также очертание оконечностей носа, при всем этом строго соблюдая точную передачу как черт Лица до мельчайших деталей, видимых на Плащанице, так и, самое главное, выражения Лица.

И. Астафьев

Возникновение Плащаницы в христианском храме и ее значение

Благообразный Иосиф с древа снем Пречистое Тело Твое, плащаницею чистою обвив и вонями во гробе нове покрыв положи.

Тропарь на утрене Страстной субботы

Святая Плащаница представляет собою ту пелену, который было обернуто Tело Умершего Христа. Она имеет глубокое символическое значение в христианском православном храме на Литургии. В самое раннее время христианской Церкви алтарь храма изображал собою пещеру погребения, а Престол – гробницу, в которую было положено после крестных страданий и смерти Тело Христа как великая искупительная жертва за грехи миpa. Воскресший Христос оставил нам свою пелену (плащаницу) в память о Его страданиях. И эта святая Плащаница стала для нас символом спасения и получила важное значение при совершении великого Таинства Евхаристии. Плащаница вначале представлялась в виде чистого белого полотна, которым покрывался алтарный Престол в то время, когда на нем совершалось Таинство Евхаристии. Далее этот холст стал называться илитоном. Обыкновенно сложенный, он развертывался перед началом Евхаристии и расстилался на Престоле. Позднее погребальную пелену олицетворяла тонкая прозрачная ткань, названная воздухом, которой покрывались потир и дискос. Это была как бы вторая верхняя Плащаница, которую в соборных храмах носили во время великого входа. На ней часто изображалось снятие со креста и положение во гроб. Еще позднее стали при совершении Таинства Евхаристии поверх илитона расстилать антиминс с изображением на нем положения во гроб Тела Христа, антиминс потом обертывался илитоном.

Наконец, начали изображать Плащаницу отдельно от той, которая была и осталась до сих пор на алтарном Престоле. На этой Плащанице изображали Умершего Христа, совершенно обнаженного, со сложенными на груди руками и с полотняной перевязью внизу живота. В таком виде Она перешла из Константинополя и в Россию (начало XVII века). Эта Плащаница выносится из церковной ризницы или из иной части храма один раз в год, в Страстную пятницу, и полагается посередине храма, где и остается до пасхальной утрени.

В западном католическом храме вместо полотняной плащаницы употребляется так называемый «сепулькр». «Сепулькр» представляет собой живописное на дереве изображение распятого Спасителя, украшенное зеленью, цветам и огнями.

Иногда бывает изображение и лежащего во гробе Господа. Но изредка встречается изображение умершего Христа и на полотне, как на восточной Плащанице.

Туринская Плащаница Иисуса Христа является тканью, в которую уважаемый в совете Иосиф завернул снятое с креста Тело Спасителя. (Матв. 27:37)

В каждом из четырех Евангелий говорится о снятии Христа Иосифом и погребении Его, завернутым в полотно после натирания Тела маслами.

Что такое Туринская Плащаница

Эта реликвия хранится в городе Турине, Италия в храме Святого Иоанна Крестителя более четырех веков. Долгое время о Плащанице Христа не было ничего слышно. Обнаруженное через несколько веков Полотно, на котором видны отпечатки человеческого Тела, до сих пор волнуют умы ученых.

О других православных чудесах:

Милостивый Творец через Святой Лик Своего Сына дарует миру еще одно свидетельство. Если Воскресение Иисуса Христа многими верующими принимается по вере, то хранящиеся в Турине Похоронные Полотна являются вескими доказательствами реальности событий Святой Пасхи.

Туринскую Плащаницу называют Пятым Евангелием, открывающим неверующим людям истинность подвига Христа - Сына Божьего, который доказали изотопические и медицинские исследования, признавшие факт Воскресения Иисуса Христа.

Туринская плащаница - история, легенды, исследования

Одна из самых загадочных религиозных реликвий – Туринская плащаница – с момента своего появления не дает покоя ученым. Это уникальный феномен не только в контексте христианского учения, но и с научной точки зрения – ведь это одно из немногих материальных подтверждений существования Иисуса Христа. В том случае, конечно, если плащаница на самом деле была его погребальным саваном, а не подделкой позднейшей эпохи. Поэтому на сегодняшний момент существует огромное количество попыток доказать либо опровергнуть научным путем ее подлинность.


Для верующего человека усомниться в подлинности плащаницы – это святотатство, для ученого сомнения – единственный способ докопаться до истины. Поэтому попытки рационального постижения иррациональных фактов продолжаются до сих пор. Впервые о плащаницах заговорили в эпоху Средневековья – тогда мошенники, пользуясь доверчивостью верующих, пытались на ней нажиться. В качестве священных реликвий предоставлялись кусочки ковчега Ноя, волоски из его бороды, больше 40 плащаниц – и в результате все эти предметы оказывались подделками.


Туринская плащаница представляет собой продолговатый кусок льняного полотна, который хранится в серебряном ковчеге над алтарем собора святого Иоанна Крестителя в Турине, на севере Италии. По центру полотна явственно проступают коричневатые пятна, которые сливаются в изображение лежащего мужчины. На фотографиях изображение проступает более отчетливо, особенно на негативах – дело в том, что оно само представляет собой негатив: затемненные участки, например, глазницы, выглядят на нем светлыми, и наоборот. Каким образом это необычное «фото» попало на ткань и самое главное – когда?


Более 400 лет плащаница хранится в Турине, до этого она находилась во Франции. До XIV в. история этой реликвии остается загадкой. Чтобы установить ее точный возраст, ученые прибегли к спорово-пыльцевому анализу. Выяснилось, что пыльца с плащаницы принадлежит растениям, произрастающим в Италии, Франции, Турции и Палестине. А самое удивительное – то, что были обнаружены и 7 экземпляров пыльцы солелюбивых растений, которые встречаются в районе Мертвого моря – там, где был распят Христос.


Кроме отпечатанного изображения человека, на плащанице были выявлены следы крови. Их изучение под рентгеновскими и ультрафиолетовыми лучами подтвердило, что это действительно кровь. Спектральный анализ показал наличие железа, калия, хлора и следы гемоглобина.


На микрофотографиях и под микроскопом следы крови выглядят реальными – то есть так, как если бы сгустки коричневого или красного цвета были оставлены недавно. Химический анализ установил, что кровь принадлежит мужчине.


Исследования доказали, что плащаница – это не рисунок, так как на ней почти не обнаружено красящих пигментов. А если бы изображение наносилось маслом, оно бы пропитало ткань насквозь. Ткань плащаницы по характеру плетения нитей принадлежит к эпохе античности, что доказал радиоуглеродный метод.


В 1976 г. было впервые получено компьютерное трехмерное изображение человека по следам на плащанице. В 1988 г. было разрешено отрезать от плащаницы три лоскутка для исследований в университетах Цюриха, Аризоны и Оксфорда. Все три лаборатории были единогласны: радиохронологический анализ датирует возраст ткани XIII-XIV вв. Но инфраскрасная спектроскопия опровергла результаты этих исследований.


Кроме методов точных наук, применялась также методика гуманитарных. Интерпретация текстов канонических евангелий и апокрифов позволяет установить, что почти во всех текстах упоминается саван, которым обернули тело Христа. То есть плащаница на самом деле существовала. Искусствоведы также обращают внимание на разительное сходство облика на саване с традиционным изображением лика Христа, которое с VI в. на иконах стало унифицированным: продолговатое лицо, прямой нос, борода, глубокие глазницы, широкий лоб. До VI в. Иисус изображался по-разному. Есть версия, согласно которой Туринская плащаница была впервые обнаружена именно в этом веке. К тому же, средневековые источники упоминают об именно таком лике Христа на плащанице.


В поддельности плащаницы заставляет усомниться тот факт, что следы от кровоточащих ран здесь находятся не на ладонях, как это принято в иконописной традиции, а на запястьях, что соответствует древнеримским обычаям. Если бы изображение на плащанице копировалось с икон, а не наоборот, то раны наверняка были бы в районе ладоней. Наверное, человечество никогда не устанет пребывать

Для наблюдателя Туринская Плащаница представляет собой кусок древнего полотна (4,3 х 1,1 метра) с довольно смутно проступающим на нем изображением обнаженного тела в двух проекциях - спереди со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами и со спины, - расположенного таким образом, как если бы человека положили на нижнюю часть полотна головой к центру, затем перегнули ткань пополам и накрыли ею тело.

Образ на Туринской Плащанице не яркий, но достаточно детальный; он дан одним цветом - желтовато-коричневым, разной степени насыщенности. Невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. На Туринской Плащанице имеются следы крови, которые оставили многочисленные раны на теле. По лбу и по длинным прядям волос сбегают как бы струйки крови. Кровоподтеки от ударов бичей покрывают всю грудь, спину и даже ноги. На запястьях и на ступнях видны следы, похожие на пятна застывшей крови, вытекшей из гвоздевых ран. В боку - большое пятно, возникшее, видимо, из-за глубокой раны, достигшей сердца.

Фотография плащаницы в ультрафиолетовых лучах

Считается, что образ на Туринской Плащанице возник тогда, когда тело Иисуса Христа, в согласии с евангельским повествованием, было положено в погребальную пещеру. При этом тело Его лежало на одной половине Туринской Плащаницы, а другая половина, перекинутая через голову, покрывала Его сверху.

Кусок льняной ткани христиане называют «Пятым Евангелием» – ведь на нем, словно на фотографии, удивительным образом отпечатались лик и тело Христа. Запечатлелась каждая из многих ран Иисуса, каждая капелька пролитой во спасение человечества крови!

– Это послание, которому уже почти две тысячи лет, зримо свидетельствует – все, что написано в Евангелии, правда! – говорит директор Российского центра Туринской плащаницы физик Александр Беляков. – Оно несет людям благую весть о Спасителе, о победе над смертью…

…Что только не делали воинствующие атеисты, пытаясь объявить уникальную реликвию подделкой! Тупо твердили, мол, это всего лишь рисунок художника. Экспертиза эту версию опровергла: на ткани действительно зеркальный отпечаток тела. С треском лопнул и другой аргумент скептиков – будто бы в ткань заворачивали измазанного краской человека. На полотне не охра, а кровь. Удалось обнаружить ее компоненты: гемоглобин, билирубин и альбумин. Кстати, повышенное содержание билирубина свидетельствует о том, что человек умер в состоянии стресса, под пытками. Установили группу крови – IV (АВ). По набору хромосом в лейкоцитах определили пол – мужской.

Цифровые технологии позволили воссоздать лик Христа

Но самый сильный аргумент доказательства подлинности плащаницы нашли эксперты Института криминалистики ФСБ Российской Федерации – они установили, что радиоуглеродный анализ возраста ткани, который сделали двадцать лет назад лаборатории в Великобритании, США и Швейцарии, мягко говоря, был неточным. По мнению доктора технических наук Анатолия Фесенко, возглавлявшего исследования, иностранные специалисты «омолодили» реликвию более чем на тысячу лет, потому что не учли важнейшего обстоятельства. В Средневековье в соборе, где хранилась плащаница, случился страшный пожар, и на ткани осели частицы сажи. Поэтому приборы зафиксировали не возраст самой ткани, а налипших на нее фрагментов соединений углерода…

Новейшие исследования в Оксфорде подтвердили, что эксперты ФСБ были правы – плащаница действительно была соткана во времена жизни Христа.

По заказу Ватикана с нее впервые сделан точнейший снимок разрешением в 12,8 миллиарда пикселей. На нем до мельчайших деталей запечатлен силуэт тела Спасителя и его облик. Самые современные технологии позволили детально изучить величайшую святыню.

Ученые сфотографировали тысячи фрагментов ткани, а затем из них, словно из частей пазла, на компьютере выкладывали снимок плащаницы.

Под сильным увеличением видны пятна священной крови Иисуса

– Мы соединили вместе 1600 кадров, каждый размером с кредитную карту, и создали огромный снимок. Он в 1300 раз больше, чем фотография, сделанная при помощи цифровой камеры с разрешением в 10 миллионов пикселей, – объясняет Мауро Гавинелли. – Благодаря новым технологиям можно рассмотреть каждую ниточку, все детали…

Погребальное облачение Христа крайне редко разворачивают перед верующими. Плащаница хранится в серебряном ларце в свернутом виде. За весь минувший век ее доставали всего пять раз! В последний раз она выставлялась перед паломниками в Турине в 2000 году. А в следующий – через 25 лет.

Здесь хранится Туринская плащаница

Теперь на многократно увеличенный облик Спасителя, отразившийся чудесным образом на льняном полотнище, смогут посмотреть все - цифровое фото ученые планируют выложить в Интернет. И каждый человек сможет присоединиться к ее изучению – для человечества это будет потрясающий день! Люди своими глазами увидят отпечаток тела Иисуса Христа.

Туринскую плащаницу начали изучать ровно 120 лет назад – и именно благодаря фотографии. Льняное полотно тогда снял на фотопластинку итальянский адвокат Секондо Пиа. Проявив ее, взглянул на негатив. И мгновенно понял, что объектив запечатлел то, что не видел глаз – отпечаток тела бородатого человека, у которого пронзены запястья и ступни. И его лик – как на иконах Христа!

Полотно «в елочку», сотканное из средиземноморского льна с примесью египетского хлопка, сохранило на себе изображение обернутого им Иисуса – в полный рост, спереди и сзади. Вот описание, сделанное по снимку судмедэкспертами:

«Волосы, беспорядочно распластавшиеся на сукне, небольшая борода и усы. Правый глаз закрыт, левый слабо приоткрыт. Над левой бровью капля крови. Носовая кость перебита от удара с левой стороны. С левой стороны лицо над скулой разбито, есть следы отека. Справа от рта пятно от крови».



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама