THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Первые длинные сюжетные игры и интеллектуальные задания сделают досуг малыша очень интересным и ярким, а заодно потренируют разнообразные полезные навыки.

Ваш подрастающий ребенок уже готов к более серьёзным играм, чем простые манипуляции с предметами или первое конструирование. Да вы и сами это видите. Хотя для большинства детей однотипные детские игры (катание машинки, забивание деревянных гвоздиков, игра в мяч) остаются актуальными и интересными, им можно предложить кое-что принципиально новенькое.

Сегодня рассмотрим игры с несколькими вариантами действий и первые сюжетные игры . Такие занятия требуют от малыша особого внимания и усидчивости. Однако не переживайте, если ребёнок быстро охладеет к новой игре. Такое поведение не означает отсутствие интереса, просто малыш осваивает новое для себя дело постепенно и в удобном для него темпе.

Пожалуй, единым правилом для первых сюжетных игр можно считать отсутствие временного ограничения. То есть пусть кроха играет столько, сколько хочет. Не стоит доводить «дело» до конца, а игру можно закончить даже на этапе приготовления материала. И это тоже будет полезный опыт!

Играем в магазин

Все дети любят играть в магазин . Конечно, эта игра присуща более старшему возрасту, однако уже сейчас можно предложить крохе это увлекательное занятие. К тому же оно разносторонне развивает ребенка. Внимание и память, предметное и образное мышление, отличные коммуникативные навыки и ещё много более мелких, но не менее важных свойств тренируются в этой игре.

Итак, начните с малого, постепенно расширяя ассортимент. Правила просты. Вы – поставщик, привозящий товар. Заготовьте заранее с малышом карточки – ценники (в пределах 10). Товаром могут быть игрушки, пластиковые продукты, стаканчики, имитирующие мороженое и т.д. Пусть малыш стоит по одну сторону табурета и раскладывает товар, а под каждый товар – ценник. Необходимо пересчитать то, что вы привезли и хватает ли ценников.

Когда товар расставлен, начинается игра. Вы покупаете товар и расплачиваетесь бумажной монеткой с номиналом, соответствующим ценнику. Когда покупки совершены, необходимо произвести «переучёт» и пересчитать оставшийся товар. Вы можете меняться ролями с карапузом, можете вводить новые правила, например, когда «поставщик» привозит меньше товара, чем обещал (количество ценников).

В игровой обиход можно вводить калькулятор и дробные монеты. Главное, чтобы ребенку нравилось!

Собираем буквы в слова

Такая игра зашифрована в каждом детском букваре . Однако практика показывает, что деткам не хватает набора слов, предлагаемого печатным изданием, да и книжный формат не всегда удобен для игры.

Карточки – вещь более мобильная и лёгкая, а это значит, что комбинировать карточки и самим придумывать задания можно практически до бесконечности. Итак, изготовьте карточки с буквами. Пусть это будут для начала карточки с гласными и наиболее часто встречающимися согласными – А, М, П, О, С, Н, Я. Карточки нужны крупные, 10х10см. Затем приготовьте изображения предметов и животных на эти буквы. Подойдут журнальные вырезки, карточки, распечатки из интернета. Главное – предмет должен легко узнаваться и быть ребёнку хорошо знакомым и часто встречающимся.

Игра заключается в том, чтобы вытягивать карточку с буквой (важно читать её не буквой, а звуком, то есть не «пэ», а «п») и к ней выбирать изображения предметов и животных, начинающихся на эту букву. Если малыш вдруг вытянет предмет, в названии которого есть эта буква, но она не первая, похвалите кроху и произнесите слово, выделяя нужный звук. Такая забава прекрасно закрепляет владение буквами и звуками, развивает логику, абстрактное представление, память и внимание.

Играем в путешествия

Цель урока – развитие понятий, пространственного ориентирования, логики, памяти, внимания.
Задача – расположить карточки на карте правильно.

Материалы : географическая карта мира (не меньше формата А3) и карточки, изображающие деревья и растения (берёза, пальма, банан, сосна, лотос и др.), животных (медведь, заяц, белка, верблюд, панда, утконос, змея, лев, жираф, кит, акула и пр.) и названия материков и океанов (шрифт выбирайте крупный и жирный).

Пригласите ребенка играть : «Давай отправимся в путешествие и посмотрим, что где находится».

Покажите карту, объясните, что изображено, и начинайте показывать карточки с названиями.

Раскладывайте их на соответствующую область карты (утконос – Австралия, берёза – Европа) и озвучивайте свои действия. Дайте крохе самому выбрать карточку и укажите, куда её надо класть.

Заканчивайте игру до того, как малыш потеряет интерес.

Похвалите карапуза. Удачного путешествия!

Возможно, вам будут интересны статьи

Татьяна Ярлыкина

Игра - одно из важных средств познания окружающего мира, наиболее естественный и продуктивный способ обучения детей; усвоение различных знаний и умений осуществляется в привлекательной и мотивированной для них деятельности. Для того, чтобы игра стала действительно развивающей, ребенка сначала нужно научить играть. Важным периодом для зарождения игры считается именно ранний возраст.

Сюжетная игра возникает не сразу, на протяжении раннего возраста она проходит несколько этапов развития.

Становление основных элементов игры происходит на втором году жизни ребенка. Первые игровые действия малыш совершает с помощью взрослого : кормит куклу, причесывает ее, баюкает на ручках. Сначала он играет с небольшим количеством игрушек. Постепенно круг игровых предметов расширяется, возникает перенос действий с одного предмета на другие, похожие на него. Так, если в год малыш укладывает спать только ту куклу, которую убаюкивала мама, то через некоторое время он начинает делать то же самое с другими игрушками.

Со временем число игровых сюжетов увеличивается . Растет интерес ребенка к играм с сюжетными игрушками , малыш начинает играть не только по инициативе взрослых, но и по собственному побуждению. В этом возрасте он действует преимущественно с реалистическими игрушками, т. е. с теми, которые имеют сходство с реальными предметами (например, с игрушечной посудой, кроваткой, с игрушками из специальных наборов для игры в парикмахерскую , больницу и пр.). Но после полутора лет ребенок с помощью взрослого уже может совершать некоторые простые действия с предметами-заместителями (например, кормить куклу палочкой вместо ложки, кубиком вместо хлеба) . Для ребенка привлекательно всё, что делают взрослые, воспроизвести же их действия в реальности малыш еще не может . Но у него есть возможность действовать в условном плане, понарошку, с помощью игрушек и предметов-заместителей. В этих играх ребенок чаще всего воспроизводит ситуации, знакомые ему по собственному опыту, перенося реальные бытовые действия на игрушечные персонажи (кукол, медвежат, собачек и пр.) .

Таким образом, на втором году жизни у ребенка появляется и увеличивается интерес к играм с сюжетными игрушками , малыш с удовольствием подражает игровым действиям взрослого, умеет самостоятельно воспроизводить некоторые игровые эпизоды. Самостоятельная игра ребенка в этом возрасте кратковременна, игровые действия хаотичны, их последовательность случайна, они часто переплетаются с манипуляциями. Поэтому так необходимо участие и помощь взрослого на этапе становления игры .

В режиме дня группы раннего возраста запланированы игры детей в утренние , дневные и вечерние часы, где малыши вместе с воспитателем учатся играть в такие игры , как «Дочки-Матери» , «Больница» , «Поварята» , «Шофёр» , «Магазин» .






Публикации по теме:

Тема: «Первые сюжетные игры малышей» Выполнила: Воспитатель: Першина Е. А. В работе с детьми третьего года жизни используются многие обучающие.

Первые занятия и первые уроки, или Что нужно знать родителям об адаптации ребенка «Первые занятия и первые уроки или что нужно знать родителям о адаптации ребенка». Адаптация – это приспособление, привыкание к новым условия.

Образовательная деятельность по сюжетному рисованию в средней группе «Первые проталинки, первые ручьи» Цель: формировать умение детей замечать изменения в природе с приходом весны, передавать в рисунке характерные особенности весенней природы;.

Первые сюжетные игры с детьми раннего возрасте Первые сюжетные игры с детьми раннего возрасте. Третий год жизни ребенка знаменуется зарождением игры. Малыш не просто требует разных игровых.

Подвижные игры для малышей. П/и «Мы пингвины» (младший возраст) Цель: учить правильно прыгать на двух ногах; слушать текст и выполнять движения в соответствии с.

В данной публикации мне хотелось бы объединить три направления в работе воспитателя с детьми – это подвижные игры, развитие речи дошкольников.

Волоцкова Ольга Борисовна, Муниципальное Бюджетное образовательное, Учреждение центр развития ребенка

детский сад №81 «Мальвина» город Сургут воспитатель первой квалификационной категории

Ключевые слова

  • Сюжетно –ролевая игра
  • Игровые действия
  • Моделирование игры
  • Сюжеты по представлению

Игра является основным видом деятельности ребенка – дошкольника. В игре он развивается, обучается и воспитывается. В игре формируется личность маленького человека. Наиболее весомый вклад в социализацию ребенка вносит сюжетно – ролевая игра.

Первая младшая группа – период расцвета сюжетно – ролевой игры. Точнее, имеются предпосылки, возможности. Новые впечатления, яркие, интересные, могут стать основой развития игры. Но при одном условии, этим предпосылкам следует помогать, и так, чтобы воспитатели на вопрос: «Во что играют дети?» - отвечали: «Целыми днями пьют чай. Сами пьют и кукол угощают» . Да, если нет должного руководства, игра сводится к стереотипным, отрывочным действиям.

Во многих методических пособиях сквозит такая мысль: «Для развития игры показывать, объяснять детям простейшие игровые действия, знакомые им по опыту, например, покормить куклу или мишку, покачать, уложить спать; закреплять эти действия в совместной игре, подталкивать к переносам на другие игрушки, чтобы к концу третьего года жизни сформировалось бы умение разыгрывать четыре – пять сюжетов» . Как видим, просматривается стремление разучивать с детьми определенные программные сюжеты. Однако, повторяя сюжет за взрослым, ребенок стереотипно усваивает цепочку действий.

Чтобы игра стала самостоятельной, инициативной, сюжетной, необходимо развивать и совершенствовать механизм моделирования жизненных явлений на игрушках. Моделирование – общая основа игры и воображения. Не прорабатывать многократно какой – то сюжет, а проигрывать, ежедневно осваивать новые сюжетные действия и их варианты.

Итак, как сформировать инициативную сюжетно – ролевую игру. Главным направлением считают развитие игрового сюжетного действия. На втором году жизни детей учат моделировать на игрушке все, что они делают сами. Развивать игровое моделирование – задача третьего года жизни. Теперь дети с помощью игрушки играют в «больницу» , проводят утреннюю зарядку, читают куклам книжки, организуют экскурсии. Для развития игры важно помочь детям освоить разные источники моделирования сюжета: проигрывать не только то, что сейчас случилось, но и то, что они раньше видели, о чем им читали, что они видели в мультфильмах. Весь сюжет, конечно, дети еще не смогут освоить, но элементы, игровые действия им вполне доступны. Разыгрывание действия по сюжетам художественных произведений имеет свои сложности. Ведь воспитателю надо выделить в текст описания действия, представить его, а затем смоделировать, используя подручные средства. Символы он заменяет образцами – реальными предметами. Задача облегчается тем, что диалоги повторяют текст произведения, а создание полного сюжета не требуется, достаточно обыграть интересное действие. Главное, что в игру привносится элемент знаний, открывается новый источник сюжета.

Чтобы игра стала отражением действительности, надо помогать детям создавать сюжеты на темы событий, какие были в их опыте ранее. Речь идет о сюжетах по представлению, т.е. о более высоком уровне игрового моделирования, когда материал для создания воображаемой ситуации поставляет память. Методика руководства созданием сюжета по представлению включает три элемента: оживление представлений с помощью вопросов; обогащение и уточнение сюжета за счет аналогичного рассказа или детей, или воспитателя; побуждение проиграть ситуацию, смоделировать сюжет.

Сюжеты по представлению, на мой взгляд, могут стать элементом повседневного общения в группе, формой индивидуально – групповой работы по развитию речи. Разумеется, преждевременно ставить в этом случае задачу воссоздать всю логическую цепочку действия по каждому сюжету. Малышам это непосильно. Достаточно, что они усваивают новые темы, новые игровые действия. И более того, подходят к воспитателю с предложением поиграть. Но одного согласия педагога не достаточно для развертывания интересной игры. Педагог должен развивать тему, выделять игровые сюжетные действия, да еще и показать.

Вторая половина третьего года жизни примечательна тем, что многие дети в ходе игры применяют диалог, что-то от игрушки требуют, поучают. Иногда можно видеть, слышать, как игрушка не слушается, препирается, ее наказывают. Увлекаясь, ребенок до десяти раз повторяет свое требование. Вслед за диалогом и на его основе проявляется характеристика игрушки, обобщение ее особенностей. Это уже показатель интеллектуального развития, развития восприятия, мышления. В чем же значение этого момента игры? Дело в том, что специфическая характеристика игрушки, дает множество вариантов каждому сюжету. Даже если ребенок не может сформулировать обобщающее определение, ему интереснее сюжеты с вариантами. Включаясь в игру, воспитателю целесообразно подать реплику от имени игрушки и тем самым подсказать новый сюжет. Реплики должны отражать реальное поведение, и тогда дети легко смогут разыгрывать ситуации в самостоятельной деятельности.

Из всех видов игры сюжетно – ролевая игра изучена наиболее глубоко и самыми авторитетными исследователями. Однако переход к ней, ее зарождение изучены недостаточно. В практике именно этот момент вызывает затруднения. Рассмотрим, несколько описанные выше направления развития игры подготавливают ролевые действия.

Умение отображать разнообразные сюжеты, да еще вариативно и в деталях, делает ребенка желаемым партнером по игре. С ним интересно играть, он увлекает. Видимо, это обстоятельство позволяет принять как аксиому известное высказывание А.С. Макаренко:

«Чем лучше ребенок играет в младшем возрасте в одиночку, тем лучшем товарищем он будет в дальнейшем» . Ролевая игра – групповое действие, она требует понимание действий друг друга и согласование замыслов. Эти процессы обычно выражаются словам. Без словесного сопровождения действий детям трудно понимать друг друга. В ролевой игре основные части сюжета выражаются в форме диалога. Роль определяет содержание речи каждого играющего. Это один из сложных моментов. Ступенька к овладению этим умением – диалог в сюжетно –ролевой игре, когда у ребенка и у игрушки – персонажа разные фразы, разная позиция.

Для многих детей переход ролевой игре затруднен тем, что они не могут создавать воображаемую ситуацию без практических действий. Ведь для раннего возраста характерна практика, мышление ребенка отличается наглядной действительностью, а ролевая игра требует опоры на образы. Как тренировочное упражнение для развития умения представить партнера, вести с ним диалог можно использовать игру в «телефон» . Можно предложить позвонить, скажем, маме и, подсказывая ответы, развивать воображаемый разговор. Сюжет телефонного разговора близок детям, они быстро подхватывают идею, стоят воображаемый диалог.

Телефон в группе должен стать одной из самых активных игрушек. Он послужит развитию воображения, речи, научат играть без предметных действий и строить диалог с игрушкой.

Обобщая сказанное. Еще раз подчеркну: основа игры – игровое сюжетное действие, которое должно быть сформировано на третьем году жизни со всей полнотой. Главная задача руководства формированием детской игры – помочь смоделировать впечатления.

Игра с куклой. Кукла – совсем не обычный предмет. Уже в раннем возрасте кукла становится для ребенка заместителем другого человека в игре и верным игровым партнером. Но оживить куклу и сделать ее настоящим другом, за которым можно ухаживать и с которым можно общаться, ребенок может только с помощью взрослого. Поэтому игры с куклой на первых порах требуют вашего участия. Следует приложить все усилия, чтобы сделать куклу настоящей, живой, для малыша. Для этого нужно разговаривать с ним от имени куклы, радоваться или плакать «Куклиным» голосом, просить его о помощи и пр.

Игры с куклой можно организовать уже на втором году жизни. Для этого следует выбрать одну куклу – не обязательно очень красивую и дорогую, но обязательно ей дать имя и характер. И постарайтесь, чтобы она стала для малыша любимой. Привязанность ребенка к игрушке далеко не всегда определяется ее внешними качествами. В значительно большей степени отношение к ней зависит от ее выразительности и от тех действий, которые с этой игрушкой можно совершать. Все это может придать игрушке только близкий взрослый.

Знакомство с куклой должно быть неожиданным и сюрпризным: «Ой, смотри, кто к нам пришел! Какая красивая девочка! Как тебя зовут?» - «Ляля» , - «Ее зовут Ляля! А где ты будешь жить?» - «Я хочу жить с вами! Давайте познакомимся. Тебя как зовут?» - обращается Ляля к малышу (если он молчит, вы помогаете ему ответить на вопросы куклы) .

Когда ребенок познакомиться с куклой и полюбит с ней играть, можно организовать вместе с ним различные жизненные ситуации с куклой, напоминающие его собственные. Например:

Кукла хочет спать. Ляля жалуется ребенку, что она очень устала и хочет спать. Она просит помочь ей раздеться и приготовить кроватку. Вместе с малышом вы раздеваете куклу, укладываете в кроватку, поете колыбельную песенку и пр.

Кукла хочет есть. Ляля хочет кушать. Вместе с ребенком вы накрываете стол и кормите куклу игрушечной ложкой. За едой Ляля может немножко покапризничать: отказаться от еды, потребовать конфетку или мороженое. Требования и капризы куклы могут напоминать требования самого ребенка. Важно, чтобы кукла с вашей помощью вела себя как настоящий ребенок, и чтобы малыш видел в ней живого человека.

Подобные игры можно организовывать на разные сюжеты: «Купание куклы» , «Прогулка» , «кукла заболела» и др. для таких игр нужны определенные игровые атрибуты – игрушечные наборы посуды, мебели, больницы, парикмахерской. К концу третьего года жизни в игре с ребенком можно вводить различные предметы – заместители: шарики, брусочки, тряпочки, кусочки бумаги и т.д. на первых порах вы можете подсказать, как можно использовать один предмет вместо другого. Если вы сможете действительно заинтересовать ребенка игрой и сделать ее увлекательной, он вскоре сам научиться играть, замещая одни предметы другими. Он будет сам, учиться играть, замещая одни предметы другими. Он будет сам, уже без вашей помощи, разыгрывать разные сюжеты с куклой, и ваше участие уже не потребуется.

Но чтобы после трех лет ребенок полноценно и творчески играл в сюжетные игры, сейчас, в раннем детстве, вы должны помочь ему войти в мир игры, научить его игровым действиям и сделать игрушки живыми и настоящими. Не надо жалеть на это силы и время! Ваше усилия не только избавят от дальнейшей необходимости занимать и забавлять малыша, но и сделать его детство радостным и счастливым.

Волоцкова Ольга Борисовна

25. 12. 1962 дата рождения

МБДОУ центр развития ребенка д/с №81 «Мальвина» город Сургут

Воспитатель первой квалификационной категории

Образной (сюжетной) можно назвать любую игрушку , отражающую в себе образ, животного, одушевленного существа. Это всевозможные мишки, зайки и котики, это, конечно же, куклы, пупсы и так далее. Игра с образными игрушками предполагает контакт ребенка с ними - как с живыми персонажами. Важный аспект таких игр – постановка определенного сюжета (сказки, жизненной ситуации) – потому они и называются – сюжетными.


Что помогает развивать сюжетная игра с образными игрушками у ребенка первого года жизни?

Ученые доказали, что игры с образными игрушками эффективно развивают личностную сферу ребенка , прямым образом влияя на егосоциально-эмоциональные позиции . Подберите малышу веселенькую куклу, изображающую из себя ребенка его возраста. Тогда кроха начнет сопоставлять себя с ней , и она будет оживлять представление о его собственной человеческой сущности и личности...

Впоследствии,кукла и сюжетная игра поможет малышу включиться в мир людей . Это произойдет потому, что в сюжетной игре он сможет отразить свой опыт и выразить чувства, переиграть то, что его волнует, воспроизводя действия людей или сказочных персонажей. Более того, такие игрушки помогут Вам в игре рассказать малышу – как бороться со своими страхами, как уметь сострадать, как нужно относиться животным и тому подобное. Сюжетная игра поможет крохе не только выразить себя (свой опыт, свои знания и переживания), а но и освоить раскрывающийся ему мир человеческих отношений и представлений.

Нужно ли говорить о том, что такие игры развивают творческую активность малыша – сколько ему потребуется воображения – чтобы самому строить сюжеты! Важную роль играет сюжетная игра и для развития речи детей.

Какие сюжетные игрушки подойдут для ребенка первого года жизни?

Игрушки, воспроизводящие реальное улыбающееся человеческое лицо, вызывают интерес и удовольствие малыша уже со второго месяца жизни. И для всего первого года жизни крохи подойдут следующие типы образных игрушек:

Колобок

Это крупный шарик с веселым лицом. Пусть он будет первой образной игрушкой для Вашего малыша. Его можно подвешать над кроваткой, показывая крохе, как колобок раскачивается. Чтобы развить зрительную активность ребенка - можно показывать колобка на стержне, передвигая его в разные стороны, приближая и отдаляя от глаз малыша, побуждая его следить за движениями.

Крупная неваляшка

Не стоит ею пренебрегать - это очень важная игрушка для младенца. В классическом виде - у нее веселые выразительные глаза и приятная улыбка, которую Ваш малыш полюбит рассматривать. Поставьте ее в кроватку, близко от ребенка и его случайные движения будут приводить ее в движение, и вызывать приятный перезвон.
Эта поистине универсальная игрушка подойдет не только для сюжетной игры – она относится еще к игрушкам с сюрпризом – динамическим и звуковым.

Кукла–пупс, тряпочные куклы

Пластиковый карапуз – это не только образное представление младенца, но и наглядное пособие по изучению частей тела. Куклу можно сажать поближе или подальше от глаз малыша, «заставлять» ее танцевать, кувыркаться или прыгать. Узнавая в такой кукле себя – кроха будет радоваться каждой встрече.

Фарфоровая кукла в одежде

Всем младенцам нравится смотреть на красивые вещи, будь то расписная ваза, или фарфоровая кукла. Такая кукла очень красива, порой напоминает настоящее произведение искусства - ее лицо, фигура и одежда в точности собою олицетворяют настоящего прекрасного маленького человечка. Такие куклы не надоедают крохе – он может в течение 2-3 месяцев радостно встречаться со знакомой куклой. Но, конечно, такую куклу показывать можно только из Ваших рук, либо поднося к ней ребенка.

Игрушки, изображающие животных или птиц

Это и плюшевый мишка, и мягкая собачка, и резиновая пищалка - петушок. Такие игрушки дадут Вам возможность обыграть тот же «Теремок», «построить» с малышом ферму, «посетить» зоопарк. Ознакомьте малыша с животным миром, расскажите, как животные могут «говорить». Вы увидите потом, как одними из первых слов Вашего любимого чада станут именно голоса животных – они ему интересны, и их легко произносить.

Как правильно выбрать сюжетную игрушку?

Кроме основных требований к выбору игрушек при выборе образных игрушек необходимо учесть следующее:

Для младенцев нужны достаточно крупные образные игрушки (не менее 40-50 см), с отчетливыми чертами лица . Важно, чтобы у образной игрушки было выразительное позитивное «лицо» с крупными глазами и улыбкой. И, желательно, чтобы черты лица были не четко прорисованы, недовершены - это подстегнет воображение малыша.

Игрушка с неожиданным появлением звука (приятного и не слишком громкого) привлечет внимание крохи, удивит его и обрадует. Хорошо будет – если животные «заговорят» своими голосами – корова замычит, киска за мяукает. Но не стоит увлекаться современными интерактивными куклами и игрушками.

Стремитесь к естественности при выборе образной игрушки : пусть лошадка будет гнедая или в яблоках, а не кислотно-оранжевого цвета. Природа дала нам много красочных цветов: яркий попугайчик, контрастно окрашенная зебра – и никакого искажения окружающей ребенка действительности. Пусть собачка говорит «Гав! Гав!», а не «С днем Рождения тебя!». Ярко разодетым в кукольную одежду может быть пупс, но не медведь.

Как играть?

Со второго месяца образную игрушку уже можно показывать крохе , используйте для этих целях вначале колобка или неваляшку – с крупными и приятными чертами лица. В дальнейшем такое разглядывание будет приносить Вашему ребенку явное удовольствие – он будет приветствовать полюбившуюся игрушку улыбкой и оживлением. Это будет хорошо способствовать его социально-эмоциональному развитию.
Малыши до 6-7 мес. не могут играть с образной игрушкой в прямом смысле слова, Максимум, что может сделать ребенок в период с третьего месяца до конца первого полугодия жизни – это возьмет ее в руки, чтобы изучить – рассмотреть, ощупать, попробовать на вкус...

Второе полугодие – становление сюжетной игры

Простые сюжеты – для самых маленьких

После 6 месяцев кроха с удовольствием и интересом будет следить за Вашими действиями в процессе сюжетной игры . Вы можете разыграть перед ребенком элементарные игровые сюжеты из 1-2 действи й – зайку кормят, собачка прыгает, кукла едет на лошадке, петушок поет и т.д.
Конечно же, каждая образная игрушка предназначена для показа действий алогичного живого существа: если это кукла, то она отражает действия человека, в частности ребенка; если птичка или бабочка, то они летают, порхают, лошадка скачет, ржет, и так далее.

Например:

Игра с неваляшкой:

Знакомство с неваляшкой начните с совместного рассматривания. Покажите и затем предложите ребенку найти у нее глазки, ротик, носик. Продемонстрируйте крохе возможности игрушки - как кукла она может раскачиваться и звенеть. Дайте малышу возможность поиграть с ней самому. Затем можно разыграть сюжет: например, неваляшка может танцевать - крутиться на месте, раскачиваться из стороны в сторону.

Игры в прятки

Спрячьте на глазах у малыша его любимую игрушку под пеленку или одеяло. На первых порах можно оставить часть игрушки призывно торчать, например, хвостик у собачки. Все свои действия обязательно сопровождайте комментариями: «Где Собачка? Гав! Гав!». Если ребенок не смог «отыскать» пропажу - пусть собачка внезапно выскочит – «Вот где собачка!». Несколько повторов – и вот малыш уверенно сдергивает с игрушки пеленку, или вытаскивает ее из-под одеяла. Действуйте всегда по ситуации, исходя из поведения крохи – Ваша задача поощрять его активность и инициативу, а не играть за него.

Поэзия в игре

Очень полезно для речевого и эмоционального развития крохи включать в игру какой-нибудь фольклорный текст или авторские детские стихи, а может Вы в состоянии сочинить что-нибудь и сами?

Например, несложно обыграть такое стихотворение А.Барто:

«Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шерстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик,
И верхом поеду в гости!»

Во время чтения этих незамысловатых строк – просто причесывайте гриву, шерстку и хвост игрушечной лошадке – заодно будет повод ознакомить ребенка с частями ее тела.

Эмоциональный контекст в сюжетной игре

Когда малышу исполнится 10-11 месяцев , усложните сюжетную игру – можно включить в нее эмоциональный контекст. Но такие сюжеты должны оставаться несложными, чтобы быть понятными для малютки. Пусть во время таких игр Вашему ребенку откроется весь волнующий и чувственный мир эмоций: слезы, смех, радость, сердитость, страх, веселье, грусть и пр.

Игровые сценки, в зависимости от сюжета, отражают эмоциональный мир человека. Ребенок начинает понимать причины тех или иных эмоциональных состояний человека: например, куколка заплакала, потому что упала; кукла смеется, потому что ей нравится кататься на машинке и др.

Пример такого сюжета: кукла едет на лошадке, упала. Затем заплакала, встала, отряхнулась. Далее - опять села на лошадку, поехала, запела песенку и т.п.

Можно так же объединить такую эмоциональную игру с поэзией: стихотворения «Уронили мишку на пол» или «Зайку бросила хозяйка» - способны вызвать сопереживания даже у самых маленьких. Не забудьте в конце игры утешить «несчастных» игрушек, пожалеть их вместе с малышом, а потом полюбоваться их танцами и порадоваться их смеху.

Сюжетно-ролевая игра – это ведущий вид деятельности дошкольников. Но умение играть в сюжетные игры формируется гораздо раньше. Дети до 3 лет с радостью вживаются в роли врачей, продавцов, строителей. Как и когда лучше начинать знакомить малыша с сюжетно-ролевыми играми? В чем особенность сюжетных игр в раннем возрасте? Для чего нужно проигрывать с ребенком различные сюжеты? Об этом мы хотим рассказать Вам в нашей статье.

Специалисты утверждают, что знакомство ребенка с сюжетно-ролевой игрой в раннем возрасте идет ему на пользу. В ходе проигрывания различных ситуаций и сцен из жизни, малыш узнает много нового о мире вокруг. Наблюдая за Вашими инсценировками, ребенок постепенно начнет понимать, что послужило причиной реакции персонажа (например, мишка плачет, потому что упал). Кроме того, сюжетно-ролевые игры – это отличный способ развить речь малыша, обогатив его словарный запас. Он научится лучше понимать интонации и мимику.

Поначалу ребенок будет лишь наблюдать за Вашей игрой, но со временем он начнет принимать активное участие и имитировать Ваши действия.

Моделирование жизненных ситуаций в сюжетных играх может быть частью воспитательного процесса. Вы можете показать малышу, какие последствия повлечет за собой то или иное поведение, как можно себя вести, а как нельзя. Например, котенок обижал друзей, и с ним никто не захотел играть, или кукла угостила мишку конфетой, а тот очень обрадовался. Любое занятие, будь то уборка игрушек, поход на горшок или прием пищи станет гораздо увлекательнее, если вовлечь малыша в соответствующую сюжетную игру. Помимо этого ролевые игры развивают в ребенке умение действовать по правилам и контролировать свое поведение.

Обычно дети 10-12 месяц уже с интересом наблюдают за действиями родителей, особенно если речь идет о небольших сценках, в которых задействованы любимые игрушки. Если раньше было достаточно показать малышу плюшевого медведя и сказать «это Мишка», то теперь к простому называнию предметов можно добавить незатейливые сюжетные игры. Начните с малого: покажите ребенку, как кукла кушает, ходит, играет, спит. Проговаривайте все действия персонажа и, по возможности, вовлекайте малыша в игру.

Может пройти довольно длительное время, прежде чем ребенок захочет принять активное участие в сюжетно-ролевой игре. Проявляйте терпение. Многократно повторяйте одни и те же сюжеты, если они интересны малышу.

Вот некоторые варианты сюжетов игр для самых маленьких:

  • Игрушки собрались на чаепитие;
  • Кукла идет в гости;
  • Котенок одевается и идет гулять;
  • Игрушки катаются на машинках;
  • Зайка ударился и заплакал – нужно его пожалеть и вылечить;
  • Собачка испачкалась – надо ее искупать;
  • Домик поросенка сломался – нужно его починить;
  • Кукла ложится спать.

Для сюжетно-ролевых игр также понадобятся всевозможные аксессуары, например, набор игрушечной посуды, инструменты, машинки, кроватка и одежда для куклы и так далее.

Сценарием для игр могут стать ситуации из реальной жизни ребенка. К примеру, если малыш увидел на прогулке настоящую стройку, придя домой, поиграйте в строителей: можно соорудить башню из кубиков, перевозить кубики на грузовике или построить замок из кинетического песка. Такого рода игры помогают ребенку лучше осмыслить полученные впечатления, способствуют развитию мышления, речи и воображения.

Существует мнение, что мальчики не должны играть в куклы, так как это воспитывает в них «женские» качества. Однако специалисты полагают, что до 3 лет в воспитании девочек и мальчиков не должно быть гендерных различий.

Детям постарше будут интересны более сложные игры-сценки, в которых большое разнообразие деталей и несколько персонажей. За основу можно взять один из этих сюжетов:

  • Игрушки играют в прятки;
  • День рождения куклы;
  • Кукла отправилась в магазин;
  • Зайка собирает овощи в огороде;
  • Кошка готовит обед своим котятам;
  • Игрушки пришли на праздник (например, день рождения);
  • Игры по мотивам сказок (к примеру, «Колобок», «Теремок», «Курочка-Ряба»);
  • Мишка-доктор лечит зверей;
  • Детский сад.

Для сюжетно-ролевых игр Вам и Вашему малышу могут пригодиться следующие атрибуты:

  • Градусник;
  • Шприц;
  • Стетоскоп;
  • Пластыри, бинты;
  • Подгузники;
  • Одежда для кукол;
  • Игрушечная мебель;
  • Посуда;
  • Кухонные приборы;
  • Игрушечный транспорт.

Наряду со специальными игровыми атрибутами ближе к 3 годам можно использовать различные предметы-заместители. Фантазируйте вместе с ребенком. К примеру, вместо градусника можно использовать палочку, вместо конфеты – камушек и т.д.

Не забывайте, что в раннем возрасте ребенок еще не может самостоятельно организовать сюжетно-ролевую игру. Без участия взрослого малыш, скорее всего, отступит от сюжета и будет занят отдельными предметными действиями, то есть, например, вместо строительства дома для мишки ребенок будет просто перекладывать кубики. Чтобы малыш запомнил простые сюжеты и научился их проигрывать, нужно время и многократное повторение.

Итак, сюжетно-ролевые игры не являются ведущим видом деятельности для детей до 3 лет. Но их значение для развития ребенка трудно переоценить. Знакомя малыша с различными сюжетами, вы помогаете ему разобраться в том, как устроен окружающий мир, и развиваете его мышление, речь, воображение, внимание. Игры-инсценировки позволяют ненавязчиво рассказать малышу, что такое хорошо и что такое плохо, и воспитать в нем такие качества, как сострадание, отзывчивость, трудолюбие, доброта.

Специалисты детского Монтессори-центра «Созвездие» уверены, что игра абсолютно необходима для гармоничного развития детской личности. Именно поэтому в сетку занятий, которые проводятся в нашем мини детском саду и группах полного дня, включены сюжетно-ролевые игры. Через них малыши знакомятся с миром взрослых, учатся взаимодействию, развивают свои познавательные и творческие способности. Будем рады видеть Вас в нашем центре!



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама