THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

1. Предмет и задачи социальной психологии. Отрасли социальной психологии.

Социальная психология - это отрасль психологической науки, изучающая закономерности возникновения и функционирования общественно-психологических явлений 1 , которые выступают ре­зультатом взаимодействия людей (и их групп) как представителей различных общностей.

Предмет – социально – психологические явления и процессы, выступающие результатом взаимодействия людей как представителей различных социальных общностей.

Объект – конкретные социальные общности(группы) или отдельные их представители(люди).

Задачи социальной психологии как науки. Социальная психо­логия как отрасль научных исследований имеет свои конкретные задачи, включающие:

    изучение: а) специфики и своеобразия феноменов, составляю­щих общественное сознание людей; б) соотношения между его ком­понентами; в) влияния последних на развитие и жизнь общества;

всестороннее осмысление и обобщение данных об: а) источниках и условиях возникновения, формирования, развития и функциони­рования социально-психологических явлений и процессов: б) воздействии этих факторов на поведение и поступки людей в составе многочисленных общностей;

    исследование наиболее значимых особенностей и отличий со­циально-психологических явлений и процессов от других психоло­гических и социальных феноменов, возникающих как результат взаимодействия, общения и взаимоотношений людей в различных общностях;

    выявление закономерностей функционирования социально-психологических явлений и процессов в различных социальных ус­ловиях;

    социально-психологический анализ взаимодействия, общения и взаимоотношений людей, а также факторов, обусловливающих специфику и эффективность их влияния на совместную деятель­ность;

    всеобъемлющее изучение социально-психологических харак­теристик личности и своеобразия ее социализации в различных об­щественных условиях;

    осмысление специфики функционирования социально-психо­логических явлений и процессов, возникающих в малой группе, и их влияния на поведение, общение и взаимодействие людей в ней;

    исследование своеобразия психологии больших социальных групп и специфики проявления мотивационных, интеллектуально-познавательных, эмоционально-волевых и коммуникативно-пове­денческих особенностей людей, являющихся их членами;

    выявление роли и значения религиозной психологии в жизни и деятельности людей, ее социально-психологического содержания и форм проявления, а также специфики ее влияния на общение и взаимодействие индивидов;

    всестороннее изучение социально-психологических особенно­стей политической жизни и политической деятельности людей, свое­образия трансформации психики человека и групп людей, оказав­шихся под непосредственным влиянием политических процессов, происходящих в обществе;

    исследование массовидных социально-психологических явле­ний и процессов, их роли и значения в общественной жизни, влия­ния на поступки и поведение людей в экстремальных ситуациях;

    прогнозирование политических, национальных и других про­цессов в развитии государства (общества) на основе учета социаль­но-психологических законов и механизмов.

Отрасли социальной психологии.

Задачи, решаемые социальной пси­хологией как наукой, а также большое разнообразие и сложность социально-психологических явлений, которые она изучает, и общностей, в которых они возникают, определили возникновение и развитие ее конкретных отраслей.

Этническая психология изучает психологические особенности людей как представителей различных этни­ческих общностей.

Психология религии изучает пси­хологию людей, вовлеченных в раз­личные религиозные общности, а так­же их религиозную деятельность.

Политическая психология иссле­дует различные стороны психологичес­ких явлений и процессов, относящихся к сфере политической жизни общества и политической деятельности людей.

Психология управления уделяет главное внимание анализу проблем, связанных с воздействием на группы, общество в целом или отдельные его звенья с целью их упорядочения, со­хранения качественной специфики, со­вершенствования и развития.

Психология социального воздей­ствия, пока слабо развитая отрасль социальной психологии, занимается изучением особенностей, закономер­ностей и методов влияния на людей и группы в различных условиях их жиз­ни и деятельности.

Психология общения раскрывает своеобразие процессов взаимодействия и обмена информацией между людьми и социальными группами.

Психология семьи (семейных от­ношений) ставит перед собой задачи всестороннего изучения специфики от­ношений между членами начальной ячейки человеческого общества.

Психология конфликтных отно­шений (конфликтология), бурно прогрессирующая отрасль социальной психологии, нацелена на доскональное исследование психологических особен­ностей различных конфликтов и выяв­ление путей наиболее эффективного их разрешения.

2 . Психология общения. Содержание, средства, цели общения. Формы, виды, функции общения. Взаимодействие в процессе общения.

Понятие и сущность общения.

Общение - сложный многоплановый процесс установления и раз­вития контактов и связей между людьми, порождаемый потребностя­ми совместной деятельности и вклю­чающий в себя обмен информацией и выработку единой стратегии взаи­модействия.

Общение включено в прак­тическое взаимодействие людей (со­вместный труд, учение, коллективная игра и т.п.) и обеспечивает планирова­ние, осуществление и контролирование их деятельности.

В ходе общения его участники обме­ниваются не только своими физическими действиями или продуктами, результатами труда, но и мыслями, намерени­ями, идеями, переживаниями и т.д.

Общение по своему содержанию - сложнейшая психологическая деятель­ность партнеров.

Особенности и функции общения.

Общение обычно проявляется в един­стве пяти его сторон: межличностной, когнитивной, коммуникативно-инфор­мационной, эмотивной и конативной.

Межличностная сторона обще­ния отражает взаимодействие человека с непосредственным окружением.

Когнитивная сторона общения позволяет ответить на вопросы о том, кто собеседник, что он за человек, чего от него можно ожидать, и многие дру­гие, связанные с личностью партнера.

Коммуникативно-информацион­ ная сторона представляет собой обмен между людьми различными представле­ниями, идеями, интересами, настроени­ями, чувствами, установками и т.п.

Эмотивная сторона общения свя­зана с функционированием эмоций и чувств, настроения в личных контак­тах партнеров.

Конативная (поведенческая) сто­ рона общения служит целям согласо­вания внутренних и внешних противоречий в позициях партнеров.

Общение выполняет определенные функции:

    Прагматическая функция об­щения отражает его потребностно-мотивационные причины и реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности.

    Функция формирования и раз­ вития отражает способность общения оказывать воздействие на партнеров, развивая и совершенствуя их во всех отношениях. Общаясь с другими людь­ми, человек усваивает общечелове­ческий опыт, исторически сложившие­ся социальные нормы, ценности, зна­ния и способы деятельности, а также формируется как личность.

    Функция подтверждения обес­печивает людям возможность познать, утвердить и подтвердить себя.

    Функция объединения-разъе­динения людей.

Функция организации и под­держания отношений служит инте­ресам налаживания и сохранения дос­таточно устойчивых и продуктивных связей, контактов и взаимоотношений между людьми в интересах их совмест­ной деятельности.

Внутриличностная функция общения реализуется в общении чело­века с самим собой (через внутреннюю или внешнюю речь, построенную по типу диалога).

Виды общения:

    Межличностное обще­ ние связано с непосредственными кон­ тактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников.

    Массовое общение - это множе­ство непосредственных контактов незнакомых людей, а также комму­ никация, опосредованная различными видами средств массовой информации.

    межперсональ­ное общение. Участниками общения являют­ся конкретные личности, обладающие специфическими индивидуальными качествами, которые раскрываются по ходуобщения и организации совмест­ных действий.

    В случае ролевой коммуникации ее участники выступают как носители оп­ределенных ролей (покупатель-про­давец, учитель-ученик, начальник- подчиненный). В ролевом общении человек лишает­ся определенной спонтанности своего поведения, так как те или иные его шаги, действия диктуются исполняемой ролью.

    дове­рительным. В ходе пе­редается особо значимая информация.

    Доверительность - существенный признак всех видов общения, без него нельзя осуществлять переговоры, ре­шать интимные вопросы.

    Конфликтное общение характе­ризуется взаимным противостояни­ем людей, выражениями неудоволь­ствия и недоверия.

    Личное общение - это об­мен неофициальной информацией.

    Деловое общение - процесс вза­имодействия людей, выполняющих совместные обязанности или вклю­ченных в одну и ту же деятельность.

    Прямое (непосред­ственное) общение является исто­рически первой формой общения лю­дей друг с другом.

    Опосредованное общение - это взаимодействие при помощи допол­нительных средств (письма, аудио-и видеотехники).

Средства общения:

Вербальное общение два варианта речи: уст­ная и письменная. Письменная речь - это та, которой обучают в школе. Устная речь, самостоятельная речью со своими правилами и грамматикой.

Невербальные средства общения нужны для того, чтобы: регулировать течение процесса общения, создавать психологический контакт между парт­нерами; обогащать значения, переда­ваемые словами, направлять истолко­вание словесного текста; выражать эмоции и отражать истолкование си­туации.

Они делятся на:

1. Визуальные средства общения - это (кинесика - движения рук, ног, головы, туловища; направление взгляда и визуаль­ный контакт; выражение глаз; выражение лица; поза кожные реакции и т.д.)

2. Акустические (звуковые) сред­ства общения - это (паралингвистические, т.е. свя­занные с речью (интонация, громкость, тембр, тон, ритм, высота звука, рече­вые паузы и их локализация в тексте, экстралингвистические, т.е. не связанные с речью (смех, плач, кашель, вздохи, скрежет зубов, шмыганье но­сом и т.п.).

3. Тактильно-кинестезические (связанные с прикосновением) сред­ства общения - это (физическое воздействие (ведение слепого за руку, контактный танец и др.); такесика (пожатие руки, хло­панье по плечу).

4. Ольфакторные средства обще­ния - это: приятные и неприятные запахи окружающей среды; естественный, искусственный запахи человека и др.

Предмет и объект социальной психологии

Социальная психология как наука

Социальная психология – наука, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные включением их в социальные группы, а так же психологические характеристики самих этих групп [Г.М. Андреева].

Как и всякая наука, социальная психология характеризуется определенной структурой элементов, из которых формируется определенная система. По мнению Б.Д. Парыгина, такая система может быть представлена следующим образом.

1. Теория, включающая в себя:

· методологию – концептуальный аппарат (принципы, законы, категории);

· феноменологию – концептуальные модели;

· праксиологию – концептуальные модели.

2. Практика, состоящая из:

· методологии – инструментальный аппарат (методы, процедуры и техника исследования);

· феноменологии – фактический (эмпирический) материал;

· праксиологии – опыт практического применения социально-психологической теории.

Из этой схемы видно, что социальная психология как наука может быть рассмотрена с трех сторон – методологической, феноменологической и праксиологической.

Методологию социальной психологии можно охарактеризовать как совокупность приемов исследования, совокупность средств, необходимых для организации и проведения процессов познания социопсихических явлений.

Феноменологию социальной психологии интересуют социально-психологические явления, т.е. психические состояния и поведение индивида в группе и в совокупной групповой деятельности.

Праксеологическиая сторона социальной психологии – конкретное индивидуальное и групповое поведение людей, т.е. прикладная социальная психология.

Разработка частных проблем социальной психологии весьма значима для более глубокого понимания ряда вопросов, связанных с феноменологическими основами науки. Структура социально-психологической теории, таким образом, может быть представлена следующим образом (табл. 2).


Таблица 2

Структура социально-психологической теории (по Парыгину)

Методологические основы теории Феноменологические основы теории Праксиологические основы теории
Концептуальный аппарат Проблема личности (понятия, функции, структура, динамика) Психология быта
1. Основные положения исторического материализма, связанные с определением места и роли психологического фактора в социальной жизни
2. Принципы, законы и категории социальной психологии Проблемы общности и общения (понятия, функции, структура, динамика) Индустриальная психология, правовая психология, психология политики, этническая психология
3. Теоретические предпосылки использования методов, методики и техники конкретного исследования Психология искусства, психология религии, психология науки

Задачи социальной психологии как науки В.Г. Крысько обозначил следующим образом.

1. Изучение:

· специфики и своеобразия явлений, составляющих общественное сознание людей;

· соотношения между его компонентами;

· влияния последних на развитие и жизнь общества.

2. Всестороннее осмысление и обобщение данных о:

· источниках и условиях возникновения, формирования, развития и функционирования социально-психологических явлений и процессов;

· воздействии этих феноменов на поведение и поступки людей в составе многочисленных общностей.

3. Исследование наиболее значимых особенностей и отличий социально-психологических явлений и процессов от других психологических и социальных феноменов, возникающих как результат взаимодействия, общения и взаимоотношений людей в различных общностях.

4. Выявление закономерностей функционирования социально-психологических явлений и процессов в различных общественных условиях.

5. Социально-психологический анализ взаимодействия, общения и взаимоотношения людей, а также факторов, обуславливающих специфику и эффективность их влияния на совместную деятельность.

6. Всеобъемлющее изучение социально-психологических характеристик личности и своеобразия ее социализации в различных общностях и условиях.

7. Осмысление особенностей функционирования социально-психологических явлений и процессов, возникающих в малой группе, и их влияния на поведение, общение и взаимодействие людей в ней.

8. Исследование своеобразия психологии больших социальных групп и специфики проявления мотивационных, интеллектуально-познавательных, эмоционально-волевых и коммуникативно-поведенческих особенностей людей, находящихся в них.

9. Выявление роли и значения религиозной психологии в жизни и деятельности людей, ее социально-психологического содержания и форм проявления, а также специфики ее влияния на общение и взаимодействие индивида.

10. Всестороннее изучение социально-психологических особенностей политической деятельности людей, своеобразия трансформации психики человека и групп людей, оказывающихся под непосредственным влиянием политических процессов, происходящих в обществе.

11. Выявление и оценка психологических проблем управления людьми и группами, регулирование конфликтных и других отношений между людьми.

12. Исследование массовидных социально-психологических явлений и процессов, их роли и значения в общественной жизни, влияния на поступки и поведение людей в экстремальных ситуациях.

Обычно выделяют следующие функции социальной психологии:

· методологическую – определение предмета и объекта, выявление принципов и методов познания исследуемых феноменов, формирование концептуального, инструментального аппаратов;

· теоретико-познавательную – познание общественно-психо-логических закономерностей и механизмов, их детерминант, раскрытие сущности общественно-психологических явлений и процессов, определение методов управления ими;

· мировоззренческую – выработка определенного видения социально-психологической картины мира;

· регулятивную – изучение воздействия общественно-психоло-гических явлений на функционирование других феноменов;

· прогностическую – раскрытие динамики соотношения и взаимосвязи между идеологией и общественной психологией в перспективе, определение оптимального соотношения между индивидуальным и коллективным;

· аксиологическую – определение реальных и мнимых социально-психологических ценностей в жизни и деятельности людей.

К основным отраслям социальной психологии относятся:

· этническая психология изучает психологические особенности людей как представителей различных этнических общностей;



· психология религии изучает психологию людей, вовлеченных в различные религиозные общности, а также их религиозную деятельность;

· политическая психология исследует различные стороны психологических явлений и процессов, относящихся к сфере политической жизни общества и политической деятельности людей;

· психология управления уделяет главное внимание анализу проблем, связанных с воздействием на группы, общество в целом или отдельные его звенья с целью их упорядоченья, сохранения качественной специфики, совершенствования и развития;

· психология социального воздействия, пока слабо развитая отрасль социальной психологии, занимается изучением особенностей, закономерностей и методов влияния на людей и группы в различных условиях их жизнедеятельности;

· психология общения раскрывает своеобразие процессов взаимодействия и обмена информацией между людьми и социальными группами;

· психология семьи (семейных отношений) ставит перед собой задачи всестороннего изучения специфики отношений между членами семьи;

· психология конфликтных отношений (конфликтология), бурно прогрессирующая отрасль социальной психологии, нацелена на исследование психологических особенностей различных конфликтов и выявление путей наиболее эффективного их разрешения.

Предмет и объект социальной психологии

Социальная психология сформировалась на стыке двух
наук: общей психологии и общей социологии. Интегрируя две научные дисциплины, которые стали ее своеобразным теоретическим фундаментом, в настоящее время социальная психология активно вбирает в себя все новое, что накапливается в смежных гуманитарных науках. Однако именно ее интегративность и создала существенные трудности при определении предмета данной науки.

Безусловно, объектом социальной психологии являются конкретные социальные общности (группы) или отдельные их представители (люди).

Определение же предмета социальной психологии долгое время вызывало споры между учеными.

Так, социологи всегда стремились изучать закономерности формирования, укрепления и распада человеческих групп, поэтому почти с самого начала они приняли социальную психологию как составную часть своей науки, призванную изучать именно группы. Психологи же обращали внимание, что социальная психология, являясь частью психологической науки, должна изучать устойчивое и повторяющееся в индивидуальном поведении, соответственно ее предмет – поведение человека (индивида). Очевидно, что представленные полярные точки зрения на предмет социальной психологии значительно затрудняли его формулировку и дальнейшую эмпирическую разработку.

И на сегодняшний день нет общепринятого представления о предмете социальной психологии. Это обусловлено высокой сложностью, системной и интегральной природой социально-психологических феноменов, фактов и закономерностей. Поэтому каждое психологическое направление производит сечение указанной феноменологии «под углом» доминирующих для данного направления проблем и, естественно, решает вопрос о содержании предмета социальной психологии. Так, например, одни исследователи в качестве такого предмета видят изменение поведения людей, другие – взаимодействие, третьи – содержание сознания и т.д.

Б.Д. Парыгинсчитал, что социальная психология изучает:

1) социальную психологию личности – проявления и формирование особенностей личности в различных общностях, когда личность рассматривается как системное качество, приобретаемое индивидом при взаимодействии с социальным окружением;

2) социальную психологию общностей и общения – психологические факты, закономерности и механизмы общения и взаимодействия людей в группах, а также психологические процессы возникновения, развития и функционирования различных общностей людей;

3) социальные отношения – разнообразные психологические взаимосвязи (симпатия, срабатываемость, совместимость и т.д.), которые устанавливаются между отдельными индивидами в процессе их взаимодействия;

4) формы духовной деятельности.

В.Н. Мясищевопределил предмет социальной психологии как изучение:

1) изменения психологической деятельности людей в группе под влиянием взаимодействия;

2) особенности групп;

3) психологическая сторона процессов общества.

Таким образом, при всех частных расхождениях можно сказать, что предмет социальной психологии достаточно широк и в нем обязательно присутствует как личность, так и массовые психические явления.

С незапамятных времен человек задумывался над тем, как лучше понимать других людей, влиять на них, устанавливать с ними определенные отношения. Это было вызвано потребностями практики - поиском наилучших форм организации и взаимодействия людей в различных областях - хозяйственной, политической, военной, воспитательной, лечебной и др.

Почему различные люди по-разному воспринимают и оценивают одни и те же явления? Как формируются убеждения человека и можно ли их изменить? Какие силы и каким образом влияют на поведение людей? На какой основе мы доверяем или, наоборот, не доверяем тому или иному человеку? Почему люди часто соглашаются с мнением большинства? Каким образом можно согласовать действия нескольких человек и даже больших масс людей? Отчего многие из нас стремятся помогать другим? Что может вызывать агрессивное поведение людей? По каким причинам люди ссорятся? Почему так разнообразны проявления дружбы и любви? Возможно ли обучение успешному общению? Как особенности взаимоотношений людей могут отражаться на их здоровье?

На все подобные вопросы, вытекающие из многообразных форм контактов между людьми, пытается ответить такая отрасль научного знания, как социальная психология. Это наука, которая изучает закономерности познания людьми друг друга, их взаимоотношений и взаимовлияний.

Предметом исследования в социально-психологической науке являются различного рода контакты между людьми. Эти контакты могут быть непосредственными, как говорится, «лицом к лицу». Они бывают и опосредствованными: например, путем использования средств массовых коммуникаций - прессы, радио, телевидения, кино, Интернета. Таким образом осуществляется влияние на людей не только со стороны тех или иных лиц, но и отдельных социальных групп, и общества в целом. Контакты между людьми могут быть случайными и сравнительно непродолжительными, как разговор двух попутчиков в одном купе железнодорожного вагона. И, наоборот, межличностные контакты могут приобретать систематический и продолжительный характер - в семье, на работе, в компании друзей. При этом объектом социальной психологии выступают не только небольшие по своей численности группы людей, но и такие общности, которые включают в себя значительное количество распределенных на большой территории лиц. Это нации, классы, партии, профессиональные союзы, крупные контингенты различных предприятий, фирм. Эти общности могут характеризоваться различной степенью организованности. Сравним, например, огромную толпу на площади, собравшуюся по поводу массового праздника, и крупное воинское подразделение. Самые разнообразные большие группы также выступают в качестве объектов социальной психологии. Те или иные отношения возникают не только между отдельными индивидами, но и между целыми группами, как малыми, так и большими. Межгрупповые отношения могут носить различный характер - от взаимопонимания и сотрудничества вплоть до острой конфронтации.

Рассматривая структуру социальной психологии как науки, можно выделить следующие ее разделы:

Социальная психология личности;

Социальная психология общения и межличностного взаимодействия;

Социальная психология групп.

Социальная психология личности охватывает проблематику, обусловленную общественной природой личности, ее включенностью в различные группы и общество в целом. Это вопросы социализации личности, ее социально-психологических качеств, мотивации поведения, влияния на него социальных норм.

Социальная психология общения и межличностного взаимодействия рассматривает различные виды и средства коммуникаций между людьми (включая и массовые коммуникации), механизмы этих коммуникаций, типы взаимодействия людей - от кооперации до конфликта. Тесно связаны с данной проблематикой и вопросы социального познания, такие как восприятие, понимание и оценка людьми друг друга. Социальная психология групп охватывает групповые явления и процессы, структуру и динамику малых и больших групп, различные стадии их жизнедеятельности, а также межгрупповые отношения.

Само по себе название науки - социальная психология - уже говорит о ее тесной связи и с социологией, и с психологией. Это положение обусловливает различное понимание проблематики социальной психологии и ее места в системе наук как отечественными, так и зарубежными исследователями. Одни из них считают, что социальная психология целиком входит в систему психологических наук. Другие, наоборот, включают ее в состав социологии. Третьи полагают, что социальная психология - это наука пограничная, рассматривающая проблематику, которая должна изучаться и психологами, и социологами, но с различных методологических и теоретических позиций. Дискуссии о предмете социальной психологии, ее месте в системе наук продолжаются. Все это говорит о сравнительной молодости социальной психологии как науки.

Социальная психология в качестве самостоятельной науки начала свое формирование с конца XIX века. Большинство ее вопросов формировалось в рамках философии взаимоотношений людей в обществе. Однако изучение поставленных проблем было достаточно трудоемким и вскоре произошла интеграция, которая и определила психологию и социологию в качестве отдельных самостоятельных наук. Так, социальная психология стала решать наиболее актуальные задачи, такие как: выработки практических рекомендаций и становление целостной системы, разработка методологии исследований и теорий. Специфика науки заключается в изучении закономерностей деятельности людей и их поведения, а также психологических характеристик социальных групп.

Предмет социальной психологии определяется вопросом о изучении в качестве самостоятельной отрасли знания. Предметом исследования в данной области выделяется сама личность, изучаемая в социуме, группе и обществе, поскольку исследует общую специфику социальных взаимодействий. Таким образом, предмет социальной психологии - это сам человек в обществе. Наиболее важным является положение в коллективе и группе. В ходе изучения также рассматриваются характеристики и особенности социальных групп, проблемы внутригрупповых и межгрупповых отношений, и многое другое. Каждая социальная группа отличительна, поскольку имеет индивидуальные, свойственные только ей, характеристики.

Основные методы социальной психологии .

Методы социальной психологии заключаются в способах познания главных социально-психологических явлений и закономерностей. Они нацелены на совокупность показателей, раскрывающих сущность явлений или процессов. Рассмотрим более подробно эти методы социальной психологии :
методы феноменологизации и концептуализации - данная группа методов нацелена на проведение предварительной работы по систематизации интересуемых социально-психологических проблем и феноменов, вычленение которых осуществляется в соответствии с потребностями социума. Концептуализация же осуществляется при соотнесении теорий и моделей;
методы исследования и диагностики - к методам исследования относятся такие методы социальной психологии , как:
наблюдение - строгофиксируемое целенаправленное восприятие социально-психологического явления. Оно позволяет ответить на следующие вопросы: Что необходимо наблюдать? Как зафиксировать полученный результат?;
опрос (письменный и устный) - метод изучения общения, мнений, лидерства, а также социальных отношений в коллективах и группах. Главную роль здесь играет мотивация, т. е. желание ответить искренне;
эксперимент - вмешательство исследователя в социальную деятельность группы с целью обеспечения определенных условий, способствующих обнаружению социально-психологического факта. Данный тип метода подразделяется на лабораторный (искусственно созданный) и естеспвенный;
моделирование - исследовательский метод, направленный на формирование моделей необходимого для изучения социально-психологического явления;
к методам диагностики относятся такие методы социальной психологии , как:
тестирование - стандартизированное испытание, которое предназначено непосредственно для измерения большинства социально-психологических переменных;
методы обработки и интерпретации - применяются в основном статистические методы для нахождения отклонений от среднего,уровня значимости, корреляции, средних значений, значения связи между переменными, достоверности, а также составления факторного анализа. Они позволяют изучить имеющиеся закономерности и предоставить всю информацию в наглядной форме, т. е. перейти от закономерностей и чисел к психологическим суждениям и понятиям
методы коррекции и терапии - способствуют развитию и улучшению групповых и личностных характеристик, навыков и умений;
методы мотивирования и управления - применяются для обесечения оптимального функционирования групп и отдельных личностей и побуждения их к деятельности для достижения единой цели;
методы обучения и развития - направлены на реализацию социально-психологического потенциала в ходе повышения эффективности усвоения умений, знаний и навыков; способствуют повышению компетентности;
методы конструирования и творчества.

.

Наука социальная психология занимается изучением личности и ее социального взаимодействия в конкретном обществе или группе. Проблемы социальной психологии скрываются в проявлении личностных черт, значительно различающихся в разных группах и социумах. В одних условиях могут раскрываться личностные черты, а совершенно в иных - могут и вовсе не проявиться. Основным главным ориентиром остаются взаимоотношения с социальной группой самой личности.

Объект социальной психологии – отдельно взятая личность из группы, малая, средняя или большая социальная группа, межличностное или межгрупповое взаимодействие.

Задачи социальной психологии

Ниже представлен список основных задач социальной психологии, но в действительности список гораздо шире, каждая отдельная задача содержит в себе еще целый ряд дополнительных задач:

  • Изучение феномена взаимодействия людей, информационного обмена;
  • Массовые психические явления;
  • Социально-психологические характеристики социальных групп как целостных структур;
  • Механизмы социального воздействия на человека и его причастности к обществу, как субъекта социальной жизни и социального взаимодействия;
  • Создание теоретических и практических рекомендаций для совершенствования взаимодействия людей и социальных групп:
    • Дальнейшее развитие социальной психологии как многоуровневой системы знаний;
    • Исследование и решение проблем в малых группах (иерархия, лидерство, манипулирование, межличностные отношения, конфликты и т.д.);
    • Исследование и решение проблем в больших группах (нации, классы, союзы и т.д.);
    • Исследование социально-психологической деятельности личности в коллективе.

Проблемы социальной психологии

Краткий список основных проблем социальной психологии:

  • Внутригрупповые колебания;
  • Ступени развития социальных групп;
  • Внутригрупповое и межгрупповое лидерство;
  • Психологические характеристики социальных групп;
  • Общение и межличностные отношения в социальной группе;
  • Межгрупповые социальные отношения;
  • Психология больших, средних и малых социальных групп и средств массовой коммуникации;
  • Массовидные социально-психологические явления (Массовое настроение, сознание, психическое заражение и т.п.);
  • Адаптация человека и ее особенности в социальных средах;
  • Управление социально-психологическими процессами.
  • Более подробно в статье

Методы социальной психологии

Социальная психология использует методы общей психологии и социологии:

  • анкетирование;
  • интервьюирование;
  • беседа;
  • групповой эксперимент;
  • изучение документов;
  • наблюдение (включенное и не включенное).

Так же социальная психология имеет и свои специфические методы, например метод социометрии - измерение приватных взаимосвязей людей в группах. Основу социометрии составляет статистическая обработка ответов испытуемых на вопросы связанные с их стремлением к взаимодействию с членами определенной группы. Получаемые в результате социометрии данные называют социограммой (рис. 1), которая обладает специфической символикой (рис. 2).

Рис. 1. Социограмма . По данной социограмме можно выявить центральное ядро группы, то есть лиц с устойчивыми положительными взаимосвязями (А, В, Ю, И); наличие других группировок (Б-П, С-Э); лицо, пользующееся наибольшим авторитетом в определенном отношении (А); лицо, не пользующееся симпатиями (Л); взаимоотрицательные отношения (П-С); отсутствие устойчивых социальных связей (М).

Рис. 2. Символы социограммы .

История социальной психологии

Социальная психология как отдельная область психологии оформилась только к середине 19-го века, но период накопления знаний об обществе и человеке в частности начался задолго до этого. В философских трудах Аристотеля и Платона можно встретить социально-психологические идеи, французские философы-материалисты и социалисты-утописты внесли существенный вклад, а позднее труды Гегеля и Фейербаха. Социально-психологические знания до 19-го века оформлялись в рамках социологии и философии.

Первым этапом становления социальной психологии, как самостоятельной области психологической науки считается вторая половина 19-го века, но это была только теоретико-эмпирическая наука, вся деятельность заключалась в описании наблюдаемых процессов. Этот переходный период связан с появлением журнала по языкознанию и этнопсихологии в 1899 году в Германии, основанному Лацарусом Морицом (Lazarus Moritz, философ и писатель, Германия) и Хейманом Штейнталем (Heymann Steinthal, философ и филолог, Германия).

Первыми выдающимися личностями на пути развития эмпирической социальной психологии являются Уильям Мак-Дауголл (McDougall, психолог, Англия), Гюстав Лебон (Gustave Le Bon, психолог и социолог, Франция) и Жан Габриель Тард (Gabriel Tarde, криминолог и социолог, Франция). Каждый из этих ученых выдвигал свои теории и обоснования развития общества свойствами отдельной личности: У.Мак-Дауголл обосновывал инстинктивным поведением , Г.Лебон - с точки зрения , Г.Тард - .

1908 год считается стартовой точкой Западной социальной психологии, благодаря изданию книги «Введение в социальную психологию » У. Мак-Дауголла.

В 1920-ых годах благодаря опубликованным работам исследователя В. Меде (Walther Moede, психолог, Германия), который впервые применил математические методы анализа, начался новый этап в истории социальной психологии - экспериментальная социальная психология (Experimentelle Massenpsychologie). Именно В.Меде впервые зафиксировал существенное различие способностей людей в группах и в одиночку, например переносимость боли в группе, устойчивое внимание и др. Также важно открытие влияния групп в эмоциональной и волевой сферах человека.

Следующим значительным шагом в развитии социальной психологии была детализация методики массового социально-психологического эксперимента выдающимся психологом Гордоном Уиллардом Олпортом (Gordon Willard Allport, США). Данная методика повлекла массу экспериментальных работ, в основе которых была разработка рекомендаций по развитию рекламы, политической пропаганды, военного дела и многого другого.

У. Олпорт и В. Меде поставили точку не возврата в развитии социальной психологии от теории к практике. В частности в США социальная психология тесно сопряжена с бизнес сферой и является прикладной наукой. Широкомасштабные исследования профессиональной диагностики, проблем управления, отношений управляющего и работника и многого другого.

Дальнейшим знаковым событием в развитии методической области социальной психологии стала разработка и создание метода социометрии Якоба Леви Морено (Jacob Levy Moreno, психиатр и социолог, США). Согласно работам Морено, каркас всех социальных групп определяет синтонность (симпатия/антипатия) отдельных членов этой группы. Якоб Морено утверждал, что все социальные проблемы разрешимы при правильном разделении и объединении личностей в микрогруппы по их симпатиям, ценностям, поведению и влечениям (если деятельность удовлетворяет человека, он делает ее максимально хорошо).

Во всех направлениях западной социальной психологии базовым элементом является «клетка» общества - микросреда социума, малая группа, то есть средняя структура в стандартной схеме «Общество — Группа — Личность». Личность зависима от своей социальной роли в группе, от ее стандартов, требований, норм.

В Западной социальной психологии большое значение играет теория поля Курта Цадека Левина (Kurt Zadek Lewin, психолог, Германия, США), по которой на индивида постоянно влияют поле притяжения и поле отталкивания.

Концепции Западной социальной психологии основаны на психологическом детерминизме, не связанном с экономическими условиями. Поведение человека объясняется психологическими причинами : агрессивность, сексуальность и тд. Все концепции социальной психологии Запада разделяют на четыре направления:

  1. Психоаналитическое;
  2. Необихевиористское;
  3. Когнитивистское;
  4. Интеракционистское.

Направления социальной психологии

Психоаналитическое направление социальной психологии основано на концепции и социально-психологических взглядах Зигмунда Фрейда, на базе чего современными последователями создано несколько теорий, одна из которых выдвинута Уилфредом Рупрехтом Байоном (Wilfred Ruprecht Bion, психоаналитик, Англия), по которой социальная группа - макровид индивида, то есть особенности и качества групп, как у отдельных людей. Межличностные потребности = биологическим потребностям. Все люди обладают потребностью нравиться другим людям и желают присоединения к группе (потребность быть звеном). Лидер группы обладает функцией высшего регулирования.

Неофрейдисты социальной психологии ищут объяснения межличностных отношений в подсознании и эмоциях человека.

Необихевиористское направление социальной психологии основывается на фактах наблюдения, исключая специфические свойства поведения людей, теоретические материалы, сферы ценностей и мотиваций. В концепции необихевиористического направления поведение напрямую зависит от научения. По необихевиористическим суждениям организм адаптируется к условиям, но отвергается принцип преобразования этих условий, как результата деятельности человека. Главный необихевиористический тезис: генезис индивида определяется случайными подкреплениями его реакций . Одним из главных представителей необихевиористического направления является Беррес Фредерик Скиннер (Burrhus Frederic Skinner, психолог и писатель, США), согласно его работам, состав поведения человека зависит от последствий этого поведения (оперантное обусловливание).

Одна из самых известных теорий необихевиористского направления - теория агрессии, в основе которой лежит гипотеза «агрессии-фрустрации» (1930 г.), согласно которой агрессивное состояние основа поведения всех людей.

У неофрейдистов и необихевиористов одинаковое трактование поведения человека, в основе которого лежит стремление к удовольствию, а все потребности и окружение человека не связывается с историческими условиями.

В основе когнитивистского направления социальной психологии (cognition — познание) лежат особенности познавательных процессов людей, которые являются основой социально-обусловленного поведения, то есть поведение основано на понятиях человека (социальных установках, взглядах, ожиданиях и т.д.). Отношение человека к объекту обусловлено его категориальным значением. Главный когнитивистский тезис: сознание определяет поведение .

Интеракционистское направление социальной психологии основывается на проблеме взаимодействия людей в социальной группе - интеракции , базируемые на социальных ролях членов группы. Само понятие «социальная роль » ввел Джордж Герберт Мид (George Herbert Mead, социолог и философ, США) в 1930-ых годах.

Представители интеракционизма Шибутани Тамотсу (Tamotsu Shibutani, социолог, США), Арнольд Маршал Роуз (Arnold Marshall Rose, социолог и политолог, США), Манфорд Кун (Manford H. Kuhn, социолог, лидер символического интеракционизма, США) и др. первостепенную значимость придавали таким социально-психологическим проблемам как коммуникация, референтные группы, общение, социальная роль, социальные нормы, социальный статус и др. Разработанный Гербертом Мидом и другими представителями интеракционизма понятийный аппарат, основательно распространен в социально-психологической науке.

Интеракционизм признает социальную обусловленность психики человека, как основы общения. В ряде эмпирических исследований, проведенных представителями интеракционизма, зафиксированы однотипные поведенческие проявления в сходных социальных ситуациях. Однако социальное взаимодействие интеракционистами рассматривается без конкретики в содержании процесса этого взаимодействия.

Проблема социальной психологии СССР и России

Исследования в области социальной психологии в 1920-ых годах основывались на биопсихологических позициях, что противоречило идеологии страны. В результате, работы в области социальной психологии и многих других отраслях психологии были запрещены, так как были восприняты в виде альтернативы марксизму. В России развитие социальной психологии началось только в конце 1950-ых годов. В результате этой «заморозки» в развитии социальной психологии, единая категориальная конкретика не сформирована, исследования ведутся на уровне эмпирики и описания, но несмотря на эти трудности социальная психология России обладает научными данными и применяет их в различных областях человеческой деятельности.

Книги по социальной психологии



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама