THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Процесс восприятия

Восприятие - это процесс выборочного отражения информации и приписывания ей значения. Наш мозг отбирает информацию, получаемую через органы чувств, организует отобранную информацию, интерпретирует и оценивает ее.

Внимание и отбор

Хотя мы подвергаемся постоянному воздействию огромного количества сенсорных стимулов, мы обращаем внимание на относительно немногие из них. Отбор стимулов частично зависит от наших потребностей, интересов и ожиданий.

Потребности

Мы с большей вероятностью обращаем внимание на информацию, которая соответствует нашим биологическим и психологическим потребностям. Когда вы входите в аудиторию, ваш настрой на обсуждаемую тему, вероятно, будет зависеть от того, считаете ли вы эту информацию важной для вас, то есть удовлетворяет ли она вашим потребностям.

Интерес

Мы с большей вероятностью обращаем внимание на информацию, соответствующую нашим интересам. Например, вы можете не обратить внимания на служащую фоном мелодию, пока вы вдруг не узнаете «забытый шлягер». Точно так же, когда какой-то человек действительно интересен нам, более вероятно, что мы обратим внимание на то, что он говорит.

Ожидания

Наконец, мы с большей вероятностью воспринимаем то, что ожидаем увидеть, и игнорируем ту информацию, которая не соответствует нашим ожиданиям.

Организация стимулов

Даже если наше внимание и процессы отбора ограничивают количество стимулов, которые должен обрабатывать мозг, общее число стимулов, попадающих в область нашего внимания в каждый отдельный момент, все же довольно велико. Наш мозг использует определенные принципы упорядочивания этих стимулов для придания им смысла. Два наиболее часто используемых принципа - это простота и выделение паттернов.

Простота

Если стимулы, на которые человек обращает внимание, очень сложны, мозг упрощает их до каких-то обычных узнаваемых форм. Например, взглянув на одежду, осанку и выражение лица незнакомой женщины, мы можем воспринять ее как «успешную деловую женщину», «стюардессу» или «мать футболиста». Подобным же образом мы упрощаем полученные вербальные сообщения. Например, Тони целый час провел у босса, где была дана оценка его работы. Босс сообщил ему о его четырех сильных сторонах и трех областях, в которых ему надо поработать над собой. Встретив своего сослуживца Джери, Тони сообщает ему: «Ну, лучше мне кое в чем измениться, или меня уволят!»

Паттерн - это набор характеристик, отличающих одни предметы от других, который используется для группирования предметов, имеющих одинаковые характеристики.

Паттерн облегчает интерпретацию побуждений. Например, когда вы видите толпу людей, а не каждого человека в отдельности, вы можете сосредоточиться на половых отличиях и «увидеть» мужчин и женщин или вы можете сосредоточиться на возрасте и «увидеть» детей, подростков, взрослых и пожилых. В нашем взаимодействии с людьми мы пытаемся найти паттерны, которые помогут объяснять их поведение и реагировать на него. Например, каждый раз, когда Джейсон и Билл случайно встречают Сару, она спешит к ним, пытаясь вовлечь в оживленную беседу. Но когда Джейсон один пробегает мимо Сары, она просто говорит ему «Привет!». По прошествии некоторого времени Джейсон может заметить паттерн поведения Сары. Она излучает тепло и дружелюбие, когда рядом Билл, но когда его нет поблизости, она не так дружелюбна.

Интерпретация побуждений . Интерпретировать - приписывать значения отобранной и систематизированной информации.

По мере того как мозг отбирает и систематизирует информацию, которую он получает от органов чувств, он также интерпретирует эту информацию, приписывая ей значения. Посмотрите на эти три набора чисел. Что вы о них можете сказать?

В. 4632 7364 2696 2174

В каждом из этих наборов можно увидеть ключи, которые придадут смысл этим числам. Поскольку человек использует аналогичные паттерны каждый день, вы, возможно, объясните пример А как телефонный номер. А как насчет Б? Возможное объяснение - это номер карточки социального страхования. А насчет В? Те, кто использует кредитные карточки, могут объяснить этот набор цифр как номер кредитной карточки.

ВОСПРИЯТИЕ СЕБЯ: «Я»-КОНЦЕПЦИЯ И САМООЦЕНКА

«Я»-концепция - это чувство собственной идентичности. Это мысль или мысленный образ, которые сложились у человека о собственных навыках, способностях, знаниях, компетентности и индивидуальности. Самооценка - это ваша общая оценка своей компетентности и ценности (Mruk, 1999).

Формирование и поддержание «Я»-концепция

Наша «Я»-концепция основана на отдельных интерпретациях себя, данных нами, исходя из нашего опыта и реакций других людей.

Восприятие себя

Формируя впечатление о себе, основанное на нашем собственном восприятии, основываясь на собственном опыте, мы развиваем наше собственное восприятие своих навыков, способностей, знаний, компетентности и индивидуальности. Например, если вы считаете, что легко завязываете беседу с незнакомыми людьми и вам нравится непринужденно беседовать с ними, то можете сделать заключение, что вы необыкновенно дружелюбны. Мы подчеркиваем огромную роль первого опыта как специфического феномена. Например, кто-то, отвергнутый при первой же попытке назначить свидание, может воспринимать себя непривлекательным для противоположного пола. Если последующие опыты привели к аналогичным результатам, первоначальное восприятие закрепляется. Даже если первый опыт не повторится немедленно, вероятно, может потребоваться еще не одна успешная попытка, чтобы изменить первоначальное восприятие. Когда мы получили положительный опыт, возникает высокая вероятность поверить, что мы обладаем теми личными качествами, которые у нас ассоциируются с этим опытом, и эти характеристики становятся частью нашего общего представления о себе. Так, если Соня быстро отлаживает компьютерные программы, с которыми безуспешно борется Джекки, она, наиболее вероятно, будет считать себя «компетентно решающей проблемы» в своей «Я»-концепция. Ее положительный опыт подтверждает, что она обладает определенными навыками, следовательно, эта характеристика получает подкрепление как часть ее «Я»-концепция.

Реакции других людей в дополнение к нашему восприятию себя наша «Я»-концепция формируется и поддерживается тем, как на нас реагируют другие люди. Например, если в ходе «мозгового штурма» один из сотрудников сказал: «Вы мыслите действительно творчески», - то вы можете решить, что эти слова как нельзя лучше подходят к вашему имиджу. Такие комментарии имеют особенную власть, воздействуя на восприятие себя, если вы уважаете человека, сделавшего вам комплимент. Эти замечания более действенны, если сделаны сразу после вызвавшего их факта (Hattie, 1992). Вы используете высказывания других людей как подтверждение вашего мнения о себе. Они могут подтверждать, укреплять или изменять наше восприятие того, кем и чем мы являемся.

Некоторые люди имеют очень детальную «Я»-концепция, они могут описать большое количество навыков, способностей, знаний по многим вопросам и личных качеств, которыми они обладают. Чем богаче наша «Я»-концепция, тем лучше мы знаем и понимаем, кто мы такие, и тем лучше мы можем справиться с трудностями, возникающими при взаимодействии с людьми. Наша «Я»-концепция начинает формироваться на ранних стадиях жизни, и информация, которую мы получаем от своей семьи, изменяет нашу «Я»-концепцию (Demo, 1987). Члены семьи должны чувствовать ответственность за развитие на основе их слов и поступков правильной и сильной «Я»-концепции у других членов семьи. Например, когда мама говорит: «Петя, твоя комната выглядит чисто убранной. Ты очень организованный мальчик», или брат замечает: «Наташа, дав взаймы Тамаре, ты действительно выручила ее. Ты очень великодушна», - это поможет Пете или Наташе осознать важную часть своей индивидуальности.

К сожалению, во многих семьях их члены наносят вред «я»-образу других, особенно развитию «Я»-концепции у детей. Очень вредно обвинять, давать клички и постоянно обращать внимание на недостатки других. Когда отец кричит: «Филлип, ты так глуп! Если бы ты только немного подумал, этого бы не случилось», он разрушает веру сына в свои умственные способности. Когда старшая сестра дразнит: «Эй, Слониха, сколько раз тебе говорить, ты слишком неуклюжа, чтобы быть балериной», она разрушает в сестре восприятие грациозности.

Развитие и поддержание самооценки

Вспомните, что самооценка, или наша общая оценка своей компетентности и личных достоинств, - это наша положительная или отрицательная оценка «я»-концепции. При этом иметь высокую самооценку - это не то же самое, что чувствовать себя в полном порядке, нужно еще иметь на это основания. Наша оценка личных достоинств основана на наших ценностях, и все время совершенствуется в результате опыта. С точки зрения Мрука (Mruk, 1999), самооценка - это не только то, как хорошо или плохо вы что-то делаете («Я»-концепция), но и то, какое значение мы сами придаем своим действиям или как оцениваем, хорошо мы что-то делаем или плохо. Например, частью «я»-концепции Федора является уверенность, что он физически силен. Но если Федя не считает физическую силу или другие качества, которыми он обладает, достойными внимания, в этом случае он не будет иметь высокую самооценку. Мрук считает, что высокую самооценку определяют восприятие имеющихся качеств и уверенность в том, что эти качества имеют ценность. Когда мы успешно используем наши навыки, способности, знания или личные качества в стремлении стать достойным человеком, мы повышаем самооценку. Когда мы не можем использовать наши навыки, способности, знания, компетентность или личные качества или когда мы используем их для достижения неблаговидных целей, мы снижаем самооценку.

Правильность «Я»-концепции и самооценки

Правильность нашей «Я»-концепции и самооценка зависит от точности собственного восприятия и от того, как мы реагируем на восприятие нас другими. Все мы переживали успех и неудачи и все мы слышали комплименты и критику в свой адрес. Если мы придаем чрезмерно большое значение успешному опыту и положительным результатам, наша «Я»-концепция может гипертрофироваться, и самооценка подвергнется инфляции. Если же мы, тем не менее, принимаем неудачи близко к сердцу и низко оцениваем наши успехи или если мы долго помним полученные критические замечания, наш образ себя может быть не сформирован и наша самооценка занижена. Ни в том ни в другом случае наши «Я»-концепция и самооценка не будут точно отражать, кем мы являемся.

Неконгруэнтность - это разрыв между неправильным восприятием себя и реальностью. Это становится проблемой, поскольку наше восприятие себя, вероятно, сильнее воздействует на наше поведение, чем наши реальные способности (Weiten, 1998). Например, Саша может на самом деле обладать всеми навыками, способностями, знаниями, компетентностью и личными качествами, чтобы стать успешным лидером, но если он не считает, что обладает этими качествами, он и шагу не сделает, когда появится необходимость в руководителе. К сожалению, отдельные личности склонны подкреплять свое восприятие себя, изменяя свое поведение в соответствии со своей «я»-концепцией. Таким образом, люди с высокой самооценкой склонны вести себя, демонстрируя большую уверенность, тогда как люди с низкой самооценкой склонны вести себя, всячески подтверждая низкую самооценку, во власти которой они находятся. Неточность искаженного образа себя усиливается посредством самоисполняющихся пророчеств и через фильтрацию сообщений.

Самоисполняющиеся пророчества - это события, которые происходят в результате собственных или чужих предсказаний, ожиданий или разговоров. Самоисполняющиеся пророчества - это те прогнозы, которые вы делаете о себе. Мы часто предрекаем себе успех или неудачу. Например, Денис видит себя легко входящим в контакт и способным без усилий узнавать людей, и он говорит: «Сегодня я собираюсь развлечься на вечеринке». В результате своего положительного самосознания он ожидает встретить новых людей, завязать несколько новых знакомств и развлечься. В противоположность ему Артур видит себя лишенным навыков к созданию новых отношений, и он говорит: «Сомневаюсь, что я кого-нибудь тут знаю. Мне предстоит совершенно отвратительный вечер». Поскольку он боится знакомиться с новыми людьми, он чувствует себя неловко, когда его представляют кому-то, и, как он и предсказывал, проводит время, одиноко стоя у стены и мечтая о том, когда он сможет уйти.

Самооценка оказывает важное воздействие на предсказания, которые делают люди. Например, люди с положительной самооценкой оценивают успех позитивно и уверенно предсказывают, что они могут его повторить. Люди с низкой самооценкой приписывают свой успех удачному случаю и предсказывают, что они не смогут повторить его (Hattie, 1992).

Предсказания других также могут воздействовать на ваши действия. Например, когда преподаватели ведут себя так, как если бы их студенты были способными, последние «покупаются» на ожидания и преуспевают. Таким же образом, когда профессора ведут себя так, как если бы их студенты были бездарными, последние могут «опуститься» до навязанного им предсказания. Таким образом, когда мы говорим с другими, у нас появляется возможность влиять на их будущее поведение.

Фильтрация сообщений

Наше восприятие себя также может быть искажено, когда мы фильтруем сказанное другими. Даже если мы «слышим» сообщения правильно (то есть наши уши получают сообщения, а наш мозг записывает их), мы не воспринимаем их одинаково. Например, вы составили план занятий для вашей студенческой группы. Кто-то говорит, что вы хороший организатор. Вы можете не услышать этот комментарий, можете проигнорировать его или ответить: «Любой может это сделать - здесь нет ничего сложного». Если вы действительно считаете себя хорошим организатором, вы обратите внимание на комплимент и можете даже усилить его, бросив реплику вроде: «Благодарю, я много работал, готовясь к занятиям, но это окупилось. Решение само шло в руки».

Вконтакте

Одноклассники

Вот 4 серьезных научных исследования, которые докажут вам, что в мире все совсем не так, как кажется на первый взгляд.

1. Эксперимент «Деревянная дверь ».

Этот эксперимент исследователи провели со студентами колледжа.

Ученые спрашивали у студентов, как пройти куда-то. Посреди разговора, когда студент показывал дорогу исследователю, между ними проходили рабочие, которые тащили большую деревянную дверь и что-то обсуждали.

В это время другой исследователь менялся местами с человеком, который спрашивал о направлении. Около половины участников эксперимента не заметили, что изменилось лицо, спрашивающее дорогу.

Этот эксперимент показывает, насколько мы иногда не в курсе того, что происходит с нами даже прямо сейчас.

2. Стэнфордский тюремный эксперимент.

Это одно из самых известных психологических исследований всех времен. Оно демонстрирует, как социальная среда влияет на наше поведение.

24 магистранта без криминального прошлого были помещены в поддельную тюрьму.

Некоторые исполняли роли охранников, а другие — заключенных. Через 6 дней пришлось прервать эксперимент, потому что охранники стали слишком жестокими, несмотря на то, что это была всего лишь «игра».

«Охранники усилили агрессию против заключенных, — говорит Зимбардо, исследователь, который инициировал эксперимент. — Они раздевали их догола, одевали мешки им на головы, и заставляли их совершать унизительные сексуальные действия».

Вывод: если люди уверены, что поступают правильно, они способны на жуткие вещи. И это относится ко всем нам.

3. Гарвардское исследование о счастье.

За 75 лет, 268 выпускников Гарварда переживали различные моменты, собирая данные о своей жизни.

К какому выводу они пришли?

Любовь делает вас счастливыми. Это банальность, но это правда. Любовь дает намнаибольшее чувство самоудовлетворения.

4. Эксперименты когнитивного диссонанса.

Когнитивный диссонанс — популярная теория в психологии. Ее суть в том, что люди не могут справиться с противоречивыми мыслями и эмоциями, не испытывая какой-то степени психического расстройства.

В одном из экспериментов по этому вопросу, проведенном Леоном Фестингером, участники решали длинные, рутинные задачи.

После решения задач половине людей заплатили $ 1, а другой половине — $20. Группу с гонораром 20$ попросили рассказать группе, получившей вознаграждение 1$, сколько удовольствия они получили, выполняя эти задачи.

Люди, которые получили $1, говорили, что они также считают, что это было веселое задание, хотя они явно так не думали.

Этот эксперимент демонстрирует, что мы часто лжем себе, чтобы оправдать то, как мы проживаем свои жизни.

А что вы думаете по поводу этого всего? Люди глупее, о чем о себе думают?

Понравилось? Поде лись с друзьями!

Понравилось? Присоединяйся к нашему сообществу:
Однокласники Вконтакте Facebook Twitter

Виды восприятия

Обычный человек воспринимает в пределах возможного, ограниченно. Пределы контролируют стихии. На каждый момент для каждого человека есть что-то познаваемое и запредельное. Если человек выходит за пределы, это называется проникновением в тайну, нарушением ее. Нарушается восприятие и нарушается равновесие во внутреннем мире.Человек воспринимает поэтапно, так он учится.

Виды восприятия возникают, когда стихии ставят пределы человеку, чтоб он смог понять причины.

Существует 4 вида восприятия:

  1. восприятие себя
  2. восприятие ситуации или окружающего
  3. восприятие других
  4. восприятие времени (изменчивости)

Каждый человек приходит на воплощение с какой-то задачей. Когда мы узнаем свою задачу (цель лекций!) , мы попадем в центральную точку координат.

Надо убрать искажения, выявить главную схему поведения. Как только мы признаем ее, она становится видимой, теряет силу, осыпается.

Подключение планет разбивает 3 вида восприятия еще на 2, т.к. люди еще не наработали круговое зрение.

восприятие себя : 1.1.восприятие достоинств

1.2. восприятие недостатков

восприятие ситуации : 2.1. управление ситуацией

2.2. сам процесс

восприятие других: 3.1. умение брать

1.2. умение отдавать

1. Восприятие себя (через восприятие других)

Гордость I Скромность

(любовь к себе) I (сострадание к себе)

Неискаженное восприятие себя:

Человек без схемы поведения, т.е. без негатива, он помнит, что есть слабости и есть достоинства. Обычно он регулирует восприятие себя в точке равновесия между скромностью и гордостью. В этой точке возникает осознание себя, что из себя представляет человек. В проявлении скромности будет предвкушать будущую гордость. Скромность перерастает в гордость . При проявлении гордости должно быть смирение перед будущей скромностью, тогда радость будет тихой. Если указывают вам на ваши недостатки, нужно настроиться на собственные достоинства, на гордость, которая может проявиться в будущем.

Искаженное восприятие себя:

Избыток гордости проявляется напыщенностью. Искажение гордости есть высокомерие. Это ненависть к себе, человек предьявляет большие требования к себе. Желаемое человека переводится, переносится в напыщенность. Все, что меньше желаемого, рождает ему страдание. Люди, склонные к высокомерию, очень ранимы. Надо признать их правду и указать на скромность, надо научиться шутить.

Искаженная скромность – ничтожность . Искажение гордости – самоунижение , страсть к себе. Человек в искаженной скромности не видит ничего, кроме своих недостатков. Собственное ничтожество доставляет наслаждение, если же кто-то другой об этом говорит, он не выносит. Самоуниженным нужно научиться слушать комплименты и похвалу. Иногда лучше успех такого человека не заметить или слегка похвалить, иначе он откажется и от этого.

2. Восприятие ситуации через взаимодействие

Отвага I Отрешенность

Неискаженное восприятие ситуации: неискаженная отвага “я действую ” (“я знаю”), неискаженная отрешенность “я подчиняюсь ” (когда не надо ничего делать). Когда человек готов действовать и готов подчиниться, он поднимается над ситуацией.

Искажение : избыток отваги проявляется торопливостью, искажение торопливости дает нетерпеливость . Это схема поведения, а не характер. Таким людям надо дать работу. Избыток отрешенности – человек мученник, искажение – покорность. Мученник привыкает к плохому, перекладывает ответственность на кого-то другого, это становится его жизнью.

Если ребенку запрещать что-то, не обьясняя, он начнет копить обиду, вырабатывая склонность к мученичеству.

3. Восприятие других через взаимообмен

(на каузальном плане – это то, что нам пишется в долги)

Жизнелюбие I Самоотдача

Искажение : “я хочу” . Избыток жизнелюбия – ненасытность и как искажение, (как следствие) – жадность – “все – мне!”. Это не скупость, скупость – только переход к жадности. Жадный легко отдает то, что у него есть, он этого не ценит. Но то, к чему он стремится, чего жаждет, он заранее не отдает, за это борется, а получив, понимает, что это ему уже не нужно. Радости нет, одна погоня. Жадность запускает страдание, тоску и грусть. Если сказал: “хочу” и почувствовал ущербность, значит, что-то неправильно, нужно это отслеживать. Жадный человек опасен для окружающих, т.к. он может открывать их целенаправленно, а потом бросать, ведь он ничего не ценит – ни дружбы, ни любви. Есть только жажда напиться. Нельзя поощрять это в детях. Ребенок хочет любви, а от него обычно откупаются, он привыкает к тому, что появляются заменители радости – вещи, обещания- и переключается на них. Его интересует уже только внешняя форма.

Избыток самоотдачи – нищета . Если нищета материальная, человек ненавидит то, чего у него нет, любую вещь приводит в грязь, раз нет у него. Другое искажение самоотдачи – расточительство . Это – человек-разрушитель. Если нет ничего, он ничего и не ценит – ни свое, ни чужое. Такому нельзя доверить и копейку в своей жизни. Такой человек не любит себя, а следовательно, и других. Такие часто играют со смертью. Если человек в детстве не чувствовал себя в безопасности, жизнь обесценивается, как таковая. Исследуется свобода, там, где грань между жизнью и смертью, вырабатывается презрение к жизни, а, следовательно, нищета. Нет понятия дома, семьи, такой человек не умеет организовать жизнь, накопить что-нибудь, рассматривает это как ограничение свободы.

4. Восприятие времени

Упорство I Дерзание

I (готовность к переменам)

Чрезмерного дерзания не бывает, от этого просто умирают. Чрезмерное упорство дает упрямство (неприятие перемен). Упрямство входит во все другие искажения: “упрямо покорный” , “упрямо жадный”.

Проявляется в детях.”Лучше иметь дурной характер, чем никакого”, говорила А.Г. Если ребенок упрямый, в нем есть возможность, которую нужно направить в определенное русло. “Битву можно выйграть, войну — проиграть” (Хозяйка дома, через который должна была быть проложена магистраль, выйграла битву,- ее дом не стали сносить, дорога сделала крюк вокруг дома. Но прежнее внимание к ее особе угасло, а дом сотрясался теперь от грохота движения). Упрямство выходит на время, вспыхивает неожиданно. Свое упрямство мало кто замечает, и человек уверен в своей правоте. Тон голоса жесткий, следовательно, правота не в меру. Обычно это звучит так:” Я сказал, и — все!” Воля должна быть гибкая, должно быть дерзание, готовность к переменам. Если проявляется упрямство, человек выпадает из жизни, уходит в небытие. Снимается поддержка времени, жизни, возникает некармическая ситуация. Уходит почва из-под ног. Когда вы проявляете упрямство, для времени и жизни вас нет. Упрямство – сила, направленная против жизни . Из упрямства вытекает и героизм, и борьба, и обиды. Сопротивление переменам – самый глупый вид упрямства. Они все равно придут.

Слова упрямого человека не слышны (для старца). М.С. рассказала, как мудро поступила А.Г., когда Марина, обиженная подругой, принесла свою обиду, задыхаясь от возмущения и надеясь, что сейчас свершится возмездие. А.Г. дала М.С. стопку чистой бумаги и попросила, пока она сама очень занята, написать все на черновике, потом сбегать на речку искупаться, а, вернувшись, перечитать и переписать на чистовик. После каждого купания строк на листке становилось все меньше, пока М.С. не махнула на это дело рукой, поняв, что не стоит эта обида времени. Оставшуюся на столе стопку бумаг смахнул порыв ветра. Появилось иное восприятие времени, потери времени и наработка воли.

Восприятие времени связано с понятием “река времени”, время течет, как река. Можно сравнить время с морем. Река времени обволакивает жизнь человека, шлифует ее, как жемчужину. Сильная волна перекатывает ее сильнее, делает ее чище, совершеннее. Так, морская жемчужина более драгоценна, чем речная. Где волна тихая, там ничего не происходит, это большое испытание для человека, он духовно не растет, в следующем воплощении он проваливается. Страдания – единственный вариант двигаться быстрее по карме. Жизненные бури надо принимать с радостью. “Буря для человека знающего – очень привлекательное и полезное явление”. Становится меньше долгов и мы еще растем. Человек становится драгоценнее для мира.

При каждом восприятии нужно научиться видеть вторую половину правды (сломал ногу, ура, отдал долги). Жизнь нас учит и на это дается время. Но приходит срок отдачи, применения мастерства. Если его нет, жизнь выбрасывает человека вовне, в сложные обстоятельства.

Связь видов восприятия с планетами. (‘ Расставление кубиков’)

1. Луна . Основная черта планеты – скромность.

Но человек должен ее наработать, включая внимание, может, самоунижение(-)

2. Венера . Отрешенность. (+)

3. Меркурий . Жизнелюбие. (-)

4. Сатурн . Гордость. (+)

5. Марс . Отвага. (-)

6. Юпитер . Самоотдача. (+)

7. Солнце . Дерзание. (+)

Все процессы в человеке переходят последовательно с 1 до 7. Человек не может перескочить через уровень.

Все типы планет делятся на положительные (+) и отрицательные (-).

Верх “креста” – 4,3,5 – озабоченные люди, направленные вовне. Они создают некое пространство во внутреннем мире, но основное нарушение производят вовне. Это те люди, которые нарушают границы. Есть теория существования границ человека, она связана, прежде всего, с национальной чертой характера и зависит от темперамента. Так, англичане всегда беседуют на расстоянии, итальянцы при разговоре стоят близко, и т.д.

Низ “креста” – 1,2,6 – люди ощущающие, направленные внутрь себя, где часто скручиваются поля и образуются дыры.

По теории известного психолога К.Юнга, это — экстраверты (4,3,5) и интраверты (1,2,6). С любого уровня человек должен прийти к Солнечному типу.

Связь схемы креста с уровнями

Кубик 1. Уровень: ”младенец ”. Задача: освоится в этом мире, закрепиться в вибрациях.

Кубик 2. Уровень: ”дети”. Задача: войти в процесс.

Кубик 3. Уровень: ”подросток ”. Задача: выработать умение получать дары и нарабатывать благодарность.

Кубик 4. Уровень: ”юноша”. Задача: занять место в жизни.

Кубик 5. Уровень: ”взрослый ”. Задача: научиться управлять и принимать решения, т.к. на этом уровне любое твое действие — судьба.

Кубик 6. Уровень: ”старец ”. Задача: подведение итогов, преобретение мудрости. Состоятельность раскручивает человека и выносит к дерзанию.

Кубик 7. Уровень: ”учитель”. Идеал, включает в себя все “кубики”.

Вертикаль “креста” – изменение ценностей с 3 -> 6

Горизонталь – внимание , идет переливание с 1,4 -> 5,2

Свое совершенствование человек начинает с восприятия себя (Луна).

Путем размышления надо прийти к своей планете и найти основной мотив (негатив) , почему вы сегодня пришли?

За одно воплощение человек может пройти весь путь, но, если, подойдя к 7-му типу, человек не проявил дерзания, он может скатиться вниз и начать снова с Луны.

Все мы родились под какой-то планетой. Все искажения, как мотив, записаны в каузальном теле: это задание что-то делать с собой. Вся жизнь, все ошибки исходят из главного мотива, они записываются в карму, потому что вы этого не понимаете. Там, куда вы пришли, наибольшее безобразие, и это все ваше. Необходимо отслеживать это через размышления.

Если выходим на главный мотив, будет волнение, сметение, возможен шок сначала. Но надо понять, что это – не вы, это только наработанные схемы, их надо отбросить, избавиться от них, пожалея себя и высказав себе поддержку.

Искаженное восприятие

1.Самоунижение (Луна). Главное искажение младенцев.

Когда ребенок с самоунижением вырастает, у него наработана ментальная программа: желание спрятаться, чувство никчемности, ко всему завышенные требования, он начинает сам себя критиковать, предсказывать будущие неудачи и от совпадений получать наслаждение. Получает энергию причинного плана, сам у себя кармический вампир, сам себя судит.

Самоуниженные должны признать, что боятся успеха, а, если он был, проходили мимо, что боятся оказаться неловкими. Максимальное их желание: “оставьте меня в покое!” Они должны увидеть, что не умеют радоваться своим успехам, все время себя критикуют, не верят комплиментам и не любят себя. В зеркале отмечают только недостатки. У них все падает, рушится в жизни.

Какие нужно делать упражнения, чтоб убрать искажения:

— надо перестать себя критиковать

— посмеяться над своим ворчанием

— отмечать свои успехи, (таких не захвалишь – хвалите себя, но не врите!)

— попросить у отображения в зеркале прощения за нелюбовь к нему, пойдут успехи, оздоровление

— самоунижение погибнет, если начать выступать на публике

Ребенок начинает выставлять себя на показ, детям позволительно все, для взрослых существуют этические нормы. Смех – самое сильное оружие против темного. Надо научиться доводить свое неумение до абсурда, появиться сначала отвращение, потом – совершенство.

2.Покорность (Венера). Главное искажение детей.

Должны признать, что они не умеют говорить правду о своем состоянии даже самим себе, не умеют просить помощи у окружающих. Не умеют брать ответственность за принятие решений. С помощью игр пытаются нагружать других и их же ругают за свои ошибки, любят сочувствие, не видят и не хотят увидеть выхода из создавшегося положения, обвиняют всех и себя. Очень долго успокаиваются. События пережевывают долго, не умеют развлекаться. Хотят иметь полную власть. “Как папа сказал, так по-маминому и будет”. Не умеют отказывать другим, поэтому сажают себе на шею.

Добавляется в детстве, когда ребенку обещают что-то и откладывают на потом. Ребенок чувствует себя жертвой, учится скрывать мотивы своего поведения.

Упражнения:

— глубоко вздохнуть и согласиться на предлагаемую помощь (попросить)

— научиться признавать свои ошибки и принимать решения

— не искать виновных

— научиться отказывать

— радоваться подаркам

— проявлять отвагу и искать выход из любого положения

3. Жадность (Меркурий). Главное искажение подростков.

Должны признать, что в постоянном поиске чего-то не умеют ценить то, что есть (болезнь голодных глаз). Порицают себя и других. Не умеют отказываться от того, чего у них нет. Хочу и требую, зарабатывая карму.

Упражнения:

— рассмотреть предмет очередной страсти: нужен он вам или нет?

— определить, с чем вы боретесь, что загоняете внутрь себя (оно обязательно вспыхнет позднее) – “буря в стакане воды”

— попытаться подарить кому-то то, что вам больше всго нравится, проявить щедрость

4. Высокомерие (Сатурн). Главное искажение юношей.

Любят критиковать себя и окружающих (повесить ярлык), стремятся быть лучше окружающих, страдают, если не обращают на них внимания. Действуют и уверены в успехе на 100 %. Помните: “Собирай коня и сбрую, а твоей удачей распорядится Господь” . Страх вызывается игнорированием присутствия и возможностью попасть в неловкое положение. Боятся открыть себя такими, какими являются на самом деле. Они живут в двух состояниях: гений и ничтожество. Главное в жизни – чувство безопасности. Они ранимы, бояться близкого знакомства (чтоб не узнали чего) и одновременно ищут его, чтоб оценили. Тревожаться о будущем, все просчитывают. В настоящем их нет, они одиноки, брезгливы, скептики. Все это – проявление гордыни.

Упражнения:

— вздохнуть глубоко, посоветоваться, посмотреть, что смущает вас в жизни?

— насколько соразмерна ваша безупречность (хочет выглядеть элегантно и долго к этому готовится)?

— умеете ли вы прощать слабости себе и другим?

— говорите другим комплименты

— научитесь принимать замечания, улыбаться

— определите свои слабости, согласитесь на будущие ошибки, пошутите на публике

— не проигрывайте заранее ситуацию

Принцип “молотка”: когда, сосед, идя к соседу за молотком, заранее просчитал, что тот не даст и набросился на ничего не подозревающего соседа, открывшего дверь, с кулаками.

5.Нетерпеливость (Марс). Главное искажение взрослых.

Страдают болезнью очевидности: находят первую попавшуюся причину и выносят свой приговор (судят! “Не судите и не судимы будете!”).

Имеют проблемы со временем, не принимают его, не умеют пользоваться временем, не успевают. Не умеют быть в тишине, нет внутреннего безмолвия. Нет плавности в движениях, невнимательны, торопливы – это закрывает двери в духовный мир.

В Библии сказано: “И торопливый ногами оступится”.

Грубы, раздражительны – разрушители.

Упражнения:

— принять девиз: “Жизнь, а не деятельность!” Он — то в прошлом, то – в будущем. Постараться хоть 1 день не планировать.

— сразу после решения не включаться в деятельность

— научиться слушать тишину

— снять часы и обходиться без них, поиграть со временем: назначить встречу не на конкретное время

6. Расточительство (Юпитер). Искажение, влияющее на здоровье старцев.

Рождаются со склонностью к самоотдаче, хотят отдавать и начинают всех лечить. Расточительные должны признать, что в их жизни царит беспорядок, т.к. они презирают то, что в глубине души хочется. Никогда они не чувствуют, что кому-то нужны и, на самом деле, оскорбительно относятся к себе и окружающим.

Упражнения:

— надо начать о ком-то заботиться (например, о животном)

— надо признать, что он отчаивается, горюет

— принимайте смерть, как советчика

— научитесь принимать подарки, что было человеку приятно и не быть обязанным

— перестаньте давать авансы и снимите завышенные требования

— не делайте поспешных выводов, сдерживайте свои попытки перепроверить

7. Упрямство (Солнце). Учитель.

Благородны. Если избавятся от упрямства, то откроется путь. Не умеют расслабляться, на каждый вопрос требуют ответ, не признают авторитетов, не способны меняться, не принимают перемен. “Не учи меня жить!” Отсутствует гибкость во взглядах, в решениях, негибкое тело. Если был негативный опыт в одной ситуации, он переносит его на следующую. Не признает ошибки и неудачи, всю жизнь борется с чем-то. Любой борьбой на любом уровне упрямство переводит в небытие.

Упражнения:

— научиться расслабляться

— слушать других, вникать в чужие слова и идеи, не формируя в голове свой ответ,

— беспрекословно подчиняться учителю – только благодаря учителю восстановится гармония

— признавать свои ошибки

— думать о несбывшемся, оно должно присутствовать в жизни и звать. Надо “смотреть горящим взглядом в темноту”, чтоб нести свет

Если эти качества воспитывать, Солнце привносится и смягчает планету.

Если нарабатывается упрямство, то человек деградирует.

По уровням восприятия:

Младенец.

Идеал:

Необходимо научиться правильно воспринимать в этом мире.

Физическое тело в норме, есть соразмерная забота о нем, он контролирует свои движения. Отсутствие дурных привычек.

Искажения:

Самоунижение проявляется в очевидном пренебрежении к своему виду, открыто демонстрирует свою никчемность.

Покорность : существует и возникает чувство толпы, полное отсутствие ответственности за поступки.

Жадность: “мне — прежде, чем другим”.

Высокомерие, желание завоевать любой ценой место в мире (хулиганство). Физическая власть для них – самая большая сила.

Полное отсутствие милосердия, жестокость.

Нетерпимость проявляется в желании немедленно получить удовольствие, даже с применением физической силы.

Расточительство проявляется как направляемая жестокость, мазохизм. ”Все вокруг враги, надо защищаться”

Упрямство проявляется в отказе от общения.Вместо Солнца проявляют тьму.

Если говорят: “я вышел из себя”, человек вышел на уровень младенца.

Ребенок.

Идеал:

Состоятельность в семье. Аккуратность во внешнем виде. Умеет беречь силы, сосредотачиваться, контролирует эмоции. Еще не может понять некоторых ценностей, но уже умеет делать что-то со своими руками.

При правильном обращении с вещами открываются дары и потоки. Вступает во взаимодействие со стихиями (знает, что нельзя плевать, сорить, экономит воду).

Ошибки детей:

Семейственность, для разборок в семье постоянно собирается “табор”. Культ еды.

Ребенок должен наработать аккуратность во всем

Искажения:

Самоунижение : открыто подчиняются на работе, демонстрируя свою несостоятельность перед большими начальниками, и дома. Животная преданность (чем муж больше бьет, тем сильнее жена любит). Высокомерие: ищут место, где можно проявить власть, хоть маленькую. Инструкция – это их любимая книга.

Подчинение своих интересов чужим, одевается, как все.

Жадность : обжорство, желание власти, наград. Деньги любят сами по себе, не понимая их сущности.

Высокомерие: ищут меесто, где могут проявить власть, давать инструкции, проверять правила.

Нетерпимость: к чужим и подчиненным, к чужой религии, грубость. Неаккуратен с вещами, теряет управление эфирным планом и сьезжает на уровень младенца.

Расточительство: такие словно потерялись в жизни, им правила уже не по силам, они собираются в группировки, изображают открытое презрение к жизни, чтоб другие боялись.

Упрямство: панически боятся перемен и не принимают подчинения.

Подросток.

Идеал:

У подростка легко открывается 3-ий глаз. Они увлекаются своей значительностью, идет наработка мастерства и проверка подготовки к видению.

Появляются цели.

Ошибки : когда желаемое принимается за действительность и человек начинает спешить.

Подросток должен наработать мастерство, после отработки этого уровня выходит профессионал.

Искажения:

Самоунижение : считают себя проигравшими, несостоявшимися в карьере, в мастерстве, в чувствах. Отказываются от соперничества, боясь оказаться победителями. Не ценят своих побед, бравируют проигышами. Это вампиры астрального плана.

Покорность: сознательно изображают себя мученниками и сознательно создают плохую ситуацию. Не требуют жалости, а требуют помощи.

Главное искажение – жадность. Проявляется в сексе, деньгах, власти. Власть им нужна, чтоб управлять чужими желаниями, возможностями. Хотят быть самыми-самыми. Неблагодарны. Идут по головам: “Ты –мне, я — тебе”.

Высокомерие проявляется скрытым презрением. Любят разыгрывать отцов демократии. Стремятся обладать высокой репутацией, идут на захват высших эшелонов власти. Для них очень важно происхождение.

Нетерпеливость проявляется в нездержанности, гонкой за победой, карьерой. Мнимое отсутствие времени. Когда он нетерпелив, теряется управление ситуацией. Когда он спешит, он не в настоящем. Спешка его возбуждает.

Расточительство: даже за внешним успехом скрывается невозможность жить сегодня, начинают жить без оглядки на завтра (“дым коромыслом”!). Не знают, что делатьсо своими талантами.

Упрямство: не любят перемен в делах, отличаются консервативным взглядом на мастерство, не меняют своих решений. Часто борются с другими.

Юноша.

Самый сложный для духовного роста уровень. С этого уровня начинается тирания внутреннего мира (“грызут себя”). Юноша опасен сам для себя, самые опасные – ученики. Они могут предать учителя. “О предавших и отставших не плачь, им стала тяжела дорога”. Юноша должен подчиниться тайной иерархии. Нельзя учиться у человека, которого критикуешь.

Если юноша сумеет справиться, то ему на взрослом уровне будет легче.

На этом уровне человек должен начинать видеть и понимать.

Промахи юношей: есть опасность пустословия, во всем видят знаки для себя, презирают земное, начинают всех учить, а на самом деле только возбуждают окружающих (у человека начинает работать астральное тело) – вместо того, чтобы жить для других, только говорят об этом. Нельзя говорить о том, чего не чувствуешь.

Самоунижение свое осознают, но не знают, что с ним делать, свирепствуют.

Ощущают недопонимание, кажется, что в этой жизни они никому не нужны, ищут смысл жизни и оказываются не у дел. Самоунижение может быть причиной ухода из жизни.

Могут осознать свое высокомерие , это главное их искажение, боятся оказаться не на высоте, страдают от одиночества и разочарования, молчаливы.

Покорность : считают себя жертвой общества, получая удовольствие от этого.

Направляет нетерпеливость на себя самого. Нетерпелив ко всему старому и земному. Это революционеры, разрушители.

Жадность: жаждут проявления любви к ним, ищут любовь и дружбу без выгоды, но чтобы их понимали. В противном случае окорбляются. С учителей жестко спрашивают, чтоб соответствовали идеалам.Имеют тайные дурные желания, привычки, но себя за это казнят. Периодично улетают в расточительство.

Расточительство проявляется в подведении итогов, уходом в алкоголь, наркотики, склонностью к самоубийству.

Упрямство: любят быть в оппозиции, боятся перемен, охраняяют свои взгляды на жизнь.

Взрослый.

Из-за сложностей юношеского возраста сюда мало кто попадает.

Взрослые должны научиться осваивать полученные знания, увидеть в них структуру, знание должно стать силой.

Идеал: взрослый расчитывает свои силы, лишних сведений не имеет, легко придает всему форму. Человек преобретает зрелость, может судить обо всем легко, проблем нет.

Промахи взрослого: возникает чувство собственной исключительности, ирония над другими людьми, как результат прельщения собой (“я — святой”). Такие люди уходят через аварии; ради спасения духа физическое тело уничтожается.

Искажения:

Самоунижение выражается в неуверенности в собственных силах, недостатке умения.

Высокомерие – в брезгливости к людям, нет живого интереса к людям, при этом своего высокомерия не признают. Пока они с ним не справятся, место в мире не найдут. Если они это не признают, дальше не пойдут.

Покорность: обижаются на карму и Бога (“куда Бог смотрит?”), на несправедливость.

Нетерпеливость : принимают процесс незавершенным, раньше времени, нет чувства меры и чувства такта. Встретили человека – считают, что судьба, прочитали книгу – считают, что все поняли, могут встретить неподготовленного ученика и нагрузить его.

Жадность: в преобретении знаний, но усваивают их поверхностно.

Расточительство: легкое разочарование от необходимости жить на земном плане.”Есть ли вообще какое-то предназначение у меня?” Могут быть разочарованы в своем пути, могут уйти.

Упрямство: выражается во внутренней тирании самого себя, самовоспитании, не умеют менять планы, касающиеся самих себя. Начинает толкать себя вперед насильно. На самом деле, если толкать перестанет, перейдет на уровень старцев.

Старец.

У старца – “мы”, но нет границы “я — ты”. Ему нет необходимости видеть ту и другую стороны правды. Ибо есть единое целое восприятие. Он поднимается над правдой и в этот момент через себя проявляет благодать. Его наказание будет благодатным, раскрывающим будущее. Старец никому не угождает, кроме Божественного. У него нет сомнений. Его состояние нарастает с каждым днем. Вокруг человека образуется столб света.

У старцев искажений нет , есть только влияние искажений на здоровье.

Самоунижение: человек о себе не заботиться.

Покорность: демонстрация боли, которая привелет к болезни. (у детей – хроническая алергия).

Жадность: излишества угнетают обмен веществ, страдает печень, эфирное тело.

Высокомерие: не признают усталости, страдают мышцы, суставы.

Нетерпеливость: нервное возбуждение влияет на сердце, сосуды, желудок, возможны травмы.

Расточительность: провоцирование несчастных случаев, уход из жизни.

Упрямство : окаменение организма, отложение солей, зашлаковка. Человек как бы сжимается изнутри, страдают слух и зубы.

Обобщения.

Любая ситуация, любое движение должно быть приемлимо , доведено до совершенства в идее.

Если идеал не соответствует действительности, человек несвоевременно теряет точку опоры, отказывается от нее.

Отдавая деньги, отдавайте навсегда, тогда они могут вернуться. Ситуация должна быть приемлимая. Если ситуация неприемлимая, не давать в долг.

Идеал – то, чему можно полностью себя посвятить. Это должна быть тайна, это то, что светит в мире, от чего идет радость. Ради самого себя надо сохранять свою жизнь в тайне, иначе не будет счастья. Перестанешь быть тайной, станешь вещью.

Принцип должен соответствовать идеалу. Они дают энтузиазм. Они должны быть четкими: доброта, благородство, верность – их следует соблюдать всегда.

Истинный идеал не меняется, он растет. Меняется его качество. Принципы меняются на более тонкие. Они выражают суть человека. Без принципов дело не станет большим и не получит поддержку вибраций Земли (благосостояния).

Если не создал нужных принципов, получишь ненужные. Принципы создают события. А события должны соответствовать принципам. Чтобы поменять события, нужно сделать принципиальные выводы . На ментальном плане люди должны обьяснить события своей жизни. Правильно назвать их и сделать выводы относительно себя. И исходя из каких-то представлений начать действовать , иначе не будет результата.

При переразвитии ментала можно, начиная с 4-го уровня опуститься на нижестоящие, так юноши, если не прошли свой уровень, сваливаются до детей.

Все способности обнуляются.

Мысль должна быть прочувствована, т.е. импульс должен пройти до физического тела. Работает интуиция, должна быть связка интуиции и ментала . При нарушении тонких тел появляется болтливость. Важно наработать связь между астральным и ментальным. Чувства должны назвать мысли . При переходе от астрального тела к эфирному, человек должен воплощать идеал в поступках. При этом чувства рождают эмоции. Эмоции рождают волю и включают задачу. Эмоция также должна доходить до физического тела. Научитесь его слушать: “Что я почувствовала?”. Боль очищает. У кого ничего не болит, тот не умеет радоваться. Физическое тело должно вызывать радость.

В поступках должен быть результат , надо доводить дело до конца и не с этим результатом соглашаться. Не сваливать на других, если что-то не нравится.

Искажения внутреннего мира вызывает неприятности вовне. Как только человек избавляется от схем (искажений), мир меняется сам по себе. Тонкая грань непосредственности ( переходит в щедрость) отслеживается по уверенности в себе. Важно отмечать свою непосредственность.

1-ый круг для человека – правильно воспринимаешь импульс, с 7-го по 1-ый уровень нет искажений.

Затем при прохождении импульса физическое тело почувствовало что-то, человек меняется. Если стоит на месте, меняться не хочет, идет толчок. Перед истиной возникает сметение, а оно возникает только тогда, когда принимаешь ситуацию.

Дети все время в сметении, в недоумении (в сладком или горьком) перед истиной. Они пока не сомневаются в происходящем.

Все виды непосредственности: сметение, изумление, недоумение – надо в себе воспитывать.

Для начала в точке сборки надо прийти в себя: “я здесь и сейчас”. “Со взьерошенным не разговаривают”. И сладкое и горькое нужно для того, чтобы быть в настоящем, это как лекарство. В любом неприятном состоянии надо его назвать: более абстрактно, это открывает большие возможности.

Человек живет для радости. Если женщина перестает радоваться, она теряет свою судьбу. Если что-то вас воодушевило, — делайте, все будет в порядке. Если потерял – принять, воодушевиться: расплатился. Бывает, что копит человек состоятельность в радости и не может пользоваться ею. Потому что создает не те представления. Истинные знания, представления на их основе – это ключ, открывающий новые возможности. В результате получения этих знаний может быть противоречивость стремлений. “Болезнь косых глаз” (никто не хочет стареть, но все считают, что стареем). Человек обессиливает себя.

На 1-ом круге на помощь приходят все силы.

Возникло событие : 1. Нисходящий импульс, восприятие.

Человек на физике почувствовал и: 2. Осознанное восприятие, восходящий импульс.

2-ой круг – включается интуиция, опыт 1. Переживание события

2. Осознание пережитого

3-ий круг – интуиция переходит в мудрость

  1. Переживание опыта
  2. Осознание опыта

На 1-ом круге необходимо отказаться от отождествления себя со своими искажениями (я – не жадность), этим мы приводим в порядок душу. Обида – это нарост на душе. Искаженные представления искажают душу. Если человек не раскрывает свои возможности, он гасит костер души. “Будьте, как дети”, — уверенность раскрывает душу. Нужно пытаться дальше увидеть чужое. Разгребите пепел, найдите радость. Она сможет возжечь внутренним огнем раскрывшихся возможностей.

При правильном отношении к жизни должно возникать сожаление по несделанному. Пока зовет несбывшееся, человек не умрет.

Духовный путь есть сама жизнь. И все способности приходят, как следствие. Что помогает в пути? – надо развивать виды внимания, уметь видеть боковым зрением, от плоских картин до обьемных, отмечать внутреннее состояние.

Если правильно смотреть на объект, включается слух и запах: “Цветок шелестит даже в тишине”.

Что такое “прийти в себя?” – одним внутренним движением собрать всю прежнюю состоятельность. Возникает высокое сожаление по несделанному. Есть опасность уйти в прошлое и начать переживать там события. На все случившееся надо “смотреть сверху”. Предлагается писать письма себе, несбывшемуся, в будущее, окинув прошлое взглядом, поняв, что все было не напрасно. При этом входишь в точку горькой благодарности. Надо себе сказать: “Вот если бы сейчас…, все было бы по-другому”. А если попробовать? Тогда появляется несбывшееся, и у человека загорается впереди огонь радости. К несбывшемуся подтянешься. И точка оживет. И тогда человек почувствует свое истинное “я”. И,может быть, в этот момент увидит себя настоящего, свой образ

— это выход в буддхиальный план. Лицо засветиться, поменяются запахи. Но чрезмерно не радуйтесь!

Как стремиться к точке сборки (“здесь и сейчас”)? Надо любую работу делать на “5”!


Нельзя добиться успеха, не разобравшись в самом себе. Эта работа принесет гораздо больше пользы, чем даже получение образования. Она позволит найти свои сильные стороны и реализовать имеющийся потенциал в полной мере. В то же самое время, интерес к себе выявит слабые места и даст возможность поработать над ними. Все это станет основой уверенности в себе, залогом достижения заветных высот.

Золотое детство

Большинство черт личности формируется в детстве. Родительские оценки, установки, запреты и примеры оказывают очень сильное влияние на восприятие самого себя любым человеком. Именно в периоде становления характера следует искать причины многих психологических проблем.
Докопавшись до истинных истоков своих странностей и фобий, человек получает возможность оценить их значимость. После этого он сможет отказаться от тех «пунктиков», которые вредят ему, сдерживают его развитие. И напротив, начать культивировать те черты, что могут принести пользу.

Такая переоценка активов должна происходить время от времени, ведь жизнь не стоит на месте. Ее обстоятельства постоянно изменяются, требуя активизации различных качеств и умений. То, что было актуально в детстве, и потому насаждалось и втолковывалось родителями, совершенно ненужно в юности. А табу, установленные для подростка, могут сослужить дурную службу взрослому человеку. Однако многие продолжают тащить подобные чемоданы без ручек всю жизнь, думая, что в этом и заключается , существенно замедляя свое движение вперед.

Человеку, стремящемуся к успеху, лишний груз совершенно ни к чему. Поэтому он найдет время и силы на проведение периодической «инвентаризации». Перебрав весь свой арсенал, он сможет что-то убрать в чулан, с чем-то и вовсе расстаться навсегда, а что-то поставить на самое видное место.

Альтруизм или эгоизм?

Разобравшись со своим багажом, успешный человек поймет, что ради достижения целей он должен действовать, подчиняясь своей природной сущности. То есть в его интересах стать самым настоящим эгоистом. Такая позиция принесет ему тройную пользу.

Во-первых, он не будет вызывать подозрений, пытаясь строить из себя альтруиста. Человек, прикидывающийся чрезмерно добрым, готовым отдать последний кусок голодающему ближнему, неминуемо заставляет окружающих искать подвох. Ведь такое поведение несвойственно обычным людям, а значит, является игрой, обманом.

Во-вторых, он обретет внутренний покой. Отсутствие необходимости бороться со своей натурой, принятие себя в «натуральном» виде избавляют успешного человека от многих внутренних конфликтов. Да и от внешних тоже, ведь соглашаясь со званием эгоиста, он получает свободу, независимость от чужого мнения.

В-третьих, он учится понимать окружающих. Адекватная оценка себя и своих поступков позволяет видеть мотивы действий остальных людей. А значит, прогнозировать их поведение. И относиться к нему снисходительно, без осуждения. Такой подход будет залогом хороших отношений со всеми людьми, оказавшимися рядом.

Правильное восприятие самого себя позволит успешному человеку стать полезней для общества. Эгоист будет совершенствоваться ради достижения собственных целей. Однако таким образом он станет способствовать общему улучшению мира, его росту и развитию. Одновременно с этим эгоизм не позволит ему навязывать свое видение мира окружающим, помешает «тянуть их за уши» к своему счастью.

Кроме того, эгоисту свойственно заботиться о себе. И исключительно ради собственного блага, сохраняя уважение к самому себе и чистоту своего «я», он не станет делать подлости ближним. В результате он окажется честнее и благороднее, чем большинство тех, кто проповедует альтруизм, но позволяет себе бесчестные поступки.

Желание добиться успеха должно быть подкреплено способностью работать со своим «я». Разбираясь в недрах собственной личности, нужно адекватно оценивать свои накопления, сформировавшиеся за годы жизни. Необходимо своевременно избавляться от «мусора» - устаревших понятий и установок. Также следует принять свой врожденный, естественный эгоизм и заставить его служить на пользу себе и миру. Эти действия станут залогом здоровых взаимоотношений с собой и окружающими, а значит, будут способствовать достижению желанного благополучия.

Я концепция - чувство собственной идентичности.

Самооценка - общая оценка человеком своей компетентности и ценности.

Я концепция и самооценка - вот два вида восприятия себя, которые в огромной степени воздействуют на то, как мы общаемся.

Я концепция - это чувство собственной идентичности. Это мысль или мысленный образ, которые у вас сложились о ваших навыках, способностях, знаниях, компетентности и индивидуальности. Самооценка - это ваша общая оценка своей компетентности и ценности.

Формирование и поддержание я концепции

Как вы узнаете, что в действительности представляют собой ваши навыки, способности, знания, компетентность и личность? Наша я концепция основана на отдельных интерпретациях себя, данных нами, исходя из нашего опыта и реакций других людей.

Восприятие себя

Мы формируем впечатление о себе, основанное на нашем собственном восприятии. Основываясь на собственном опыте, мы развиваем наше собственное восприятие своих навыков, способностей, знаний, компетентности и индивидуальности. Например, если вы считаете, что легко завязываете беседу с незнакомыми людьми и вам нравится непринужденно беседовать с ними, то можете сделать заключение, что вы необыкновенно дружелюбны.

Мы подчеркиваем огромную роль первого опыта как специфического феномена. Например, кто то, отвергнутый при первой же попытке назначить свидание, может воспринимать себя непривлекательным для противоположного пола. Если последующие опыты привели к аналогичным результатам, первоначальное восприятие закрепляется. Даже если первый опыт не повторится немедленно, вероятно, может потребоваться еще не одна успешная попытка, чтобы изменить первоначальное восприятие.

Когда мы получили положительный опыт, возникает высокая вероятность поверить, что мы обладаем теми личными качествами, которые у нас ассоциируются с этим опытом, и эти характеристики становятся частью нашего общего представления о себе. Так, если Соня быстро отлаживает компьютерные программы, с которыми безуспешно борется Джекки, она, наиболее вероятно, будет считать себя «компетентно решающей проблемы» в своей я концепции. Ее положительный опыт подтверждает, что она обладает определенными навыками, следовательно, эта характеристика получает подкрепление как часть ее я концепции.

Реакции других людей

В дополнение к нашему восприятию себя наша я концепция формируется и поддерживается тем, как на нас реагируют другие люди. Например, если в ходе «мозгового штурма» один из сотрудников сказал: «Вы мыслите действительно творчески», - вы можете решить, что эти слова как нельзя лучше подходят к вашему имиджу. Такие комментарии имеют особенную власть, воздействуя на восприятие себя, если вы уважаете человека, сделавшего вам комплимент. Эти замечания более действенны, если сделаны сразу после вызвавшего их факта. Вы используете высказывания других людей как подтверждение вашего мнения о себе. Они могут подтверждать, укреплять или изменять наше восприятие того, кем и чем мы являемся.

Некоторые люди имеют очень детальную я концепцию, они могут описать большое количество навыков, способностей, знаний по многим вопросам и личных качеств, которыми они обладают. Чем богаче наша я концепция, тем лучше мы знаем и понимаем, кто мы такие, и тем лучше мы можем справиться с трудностями, возникающими при взаимодействии с людьми.

Наша я концепция начинает формироваться на ранних стадиях жизни, и информация, которую мы получаем от своей семьи, изменяет нашу я концепцию. Члены семьи должны чувствовать ответственность за развитие на основе их слов и поступков правильной и сильной я концепции у других членов семьи.

Например, когда мама говорит: «Роберто, твоя комната выглядит чисто убранной. Ты очень организованный мальчик» , или брат замечает: «Киша, дав взаймы Томике пять долларов, ты действительно выручила ее. Ты очень великодушна» , - это поможет Роберто или Кише осознать важную часть своей индивидуальности.

К сожалению, во многих семьях их члены наносят вред я образу других, особенно развитию я концепции у детей. Очень вредно обвинять, давать клички и постоянно обращать внимание на недостатки других. Когда отец кричит: «Терри, ты так глуп! Если бы ты только немного подумал, этого бы не случилось» , он разрушает веру сына в свои умственные способности. Когда старшая сестра дразнит: «Эй, Дамбо, сколько раз тебе говорить, ты слишком неуклюжа, чтобы быть балериной» , она разрушает в сестре восприятие грациозности.

Развитие и поддержание самооценки

Вспомните, что самооценка, или наша общая оценка своей компетентности и личных достоинств, - это наша положительная или отрицательная оценка я концепции. Заметьте для себя, что иметь высокую самооценку - это не то же самое, что чувствовать себя в полном порядке, нужно еще иметь на это основания. Наша оценка личных достоинств основана на наших ценностях и все время совершенствуется в результате опыта. С точки зрения Мрука, самооценка - это не только то, как хорошо или плохо вы что то делаете (я концепция), но и то, какое значение мы сами придаем своим действиям или как оцениваем, хорошо мы что то делаем или плохо.

Например, частью я концепции Фреда является уверенность, что он физически силен. Но если Фред не считает физическую силу или другие качества, которыми он обладает, достойными внимания, в этом случае он не будет иметь высокую самооценку. Мрук считает, что высокую самооценку определяют восприятие имеющихся качеств и уверенность в том, что эти качества имеют ценность.

Когда мы успешно используем наши навыки, способности, знания или личные качества в стремлении стать достойным человеком, мы повышаем самооценку. Когда мы не можем использовать наши навыки, способности, знания, компетентность или личные качества или когда мы используем их для достижения неблаговидных целей, мы снижаем самооценку.

Правильность я концепции и самооценки

Правильность нашей я концепции и самооценки зависит от точности собственного восприятия и от того, как мы реагируем на восприятие нас другими.

Все мы переживали успех и неудачи и все мы слышали комплименты и критику в свой адрес. Если мы придаем чрезмерно большое значение успешному опыту и положительным результатам, наша я концепция может гипертрофироваться, и самооценка подвергнется инфляции. Если же мы, тем не менее, принимаем неудачи близко к сердцу и низко оцениваем наши успехи или если мы долго помним полученные критические замечания, наш образ себя может быть не сформирован и наша самооценка занижена. Ни в том ни в другом случае наши я концепция и самооценка не будут точно отражать, кем мы являемся.

Неконгруэнтность - разрыв между не правильным восприятием себя и реальностью.

Неконгруэнтность - это разрыв между неправильным восприятием себя и реальностью. Это становится проблемой, поскольку наше восприятие себя, вероятно, сильнее воздействует на наше поведение, чем наши реальные способности.

Например, Шон может на самом деле обладать всеми навыками, способностями, знаниями, компетентностью и личными качествами, чтобы стать успешным лидером, но если он не считает, что обладает этими качествами, он и шагу не сделает, когда появится необходимость в руководителе. К сожалению, отдельные личности склонны подкреплять свое восприятие себя, изменяя свое поведение в соответствии со своей я концепцией. Таким образом, люди с высокой самооценкой склонны вести себя, демонстрируя большую уверенность, тогда как люди с низкой самооценкой склонны вести себя, всячески подтверждая низкую самооценку, во власти которой они находятся. Неточность искаженного образа себя усиливается посредством самоисполняющихся пророчеств и через фильтрацию сообщений.

Самоисполняющиеся пророчества

Самоисполняющиеся пророчества - это события, которые происходят в результате собственных или чужих предсказаний, ожиданий или разговоров.

Самоисполняющиеся пророчества - это те прогнозы, которые вы делаете о себе. Мы часто предрекаем себе успех или неудачу. Например, Стефан видит себя легко входящим в контакт и способным без усилий узнавать людей, и он говорит: «Сегодня я собираюсь развлечься на вечеринке» . В результате своего положительного самосознания он ожидает встретить новых людей, завязать несколько новых знакомств и развлечься. В противоположность ему Артур видит себя лишенным навыков к созданию новых отношений, и он говорит: «Сомневаюсь, что я кого нибудь тут знаю. Мне предстоит совершенно отвратительный вечер» . Поскольку он боится знакомиться с новыми людьми, он чувствует себя неловко, когда его представляют кому то, и, как он и предсказывал, проводит время, одиноко стоя у стены и мечтая о том, когда он сможет уйти.

Самооценка оказывает важное воздействие на предсказания, которые делают люди. Например, люди с положительной самооценкой оценивают успех позитивно и уверенно предсказывают, что они могут его повторить. Люди с низкой самооценкой приписывают свой успех удачному случаю и предсказывают, что они не смогут повторить его.

Предсказания других также могут воздействовать на ваши действия. Например, когда преподаватели ведут себя так, как если бы их студенты были способными, последние «покупаются» на ожидания и преуспевают. Таким же образом, когда профессора ведут себя так, как если бы их студенты были бездарными, последние могут «опуститься» до навязанного им предсказания. Таким образом, когда мы говорим с другими, у нас появляется возможность влиять на их будущее поведение.

Фильтрация сообщений

Наше восприятие себя также может быть искажено, когда мы фильтруем сказанное другими. Даже если мы «слышим» сообщения правильно (то есть наши уши получают сообщения, а наш мозг записывает их), мы не воспринимаем их одинаково. Например, вы составили план занятий для вашей студенческой группы. Кто то говорит, что вы хороший организатор. Вы можете не услышать этот комментарий, можете проигнорировать его или ответить: «Любойможет это сделать - здесь нет ничего сложного» . Если вы действительно считаете себя хорошим организатором, вы обратите внимание на комплимент и можете даже усилить его, бросив реплику вроде «Благодарю, я много работал, готовясь к занятиям, но это окупилось. Решение само шло в руки».

Изменение я концепции и самооценки

Я концепция и самооценка - устойчивые характеристики, но они могут изменяться. В своем анализе некоторых других исследований Кристофер Мрук обнаружил, что самооценка может возрастать. Он сообщает: «В конечном счете самооценка возрастает в результате тяжелой работы и практики, практики, практики - это неотвратимый экзистенциальный факт».

Представление себя

Роль - это паттерн приобретенных форм поведения людей, используемый для достижения ожидаемых целей в определенной ситуации.

Мы также представляем другим наш я образ и самооценку через различные роли, которые мы исполняем. Роль - это паттерн приобретенных форм поведения людей, используемый для достижения ожидаемых целей в определенной ситуации. Например, в течение дня вы можете исполнять роли «студента», «брата или сестры» и «продавца».

Роли, которые мы исполняем, могут определяться нашими собственными нуждами, отношениями, которые мы создаем, культурными ожиданиями, влияющими на нас, выбором групп, членами которых мы хотели бы стать, и нашими собственными сознательными решениями. Например, если вы были старшим ребенком в большой семье, ваши родители могли поручить вам роль старшего брата, что наделяло вас функциями поддержания дисциплины, присмотра за братьями и сестрами или хозяйственными функциями, в зависимости от того, как они представляли себе семейные отношения. Или если ваши ровесники видят в вас «шута», вы можете продолжать играть эту роль, смеясь и рассказывая веселые истории, даже ощущая на самом деле, что эту роль вам навязали и она вам приносит только вред. Каждый из нас исполняет множество ролей ежедневно, и мы находим в себе различные навыки и свойства для исполнения этих ролей. В каждой новой ситуации мы можем попробовать знакомую нам роль или попытаться сыграть новую.

Я концепция, самооценка и коммуникация

Наши я концепция и самооценка влияют на правильность понимания себя. Они также влияют на наше общение, помогая преодолеть наши внутренние противоречия и влияя на стиль общения.

Восприятие себя снижает конкуренцию внутренних сообщений

Когда мы должны принять решение, мы можем особенно ясно ощутить различные и часто взаимоисключающие «голоса» в нашей голове. Послушайте монолог Кори по возвращении его с интервью при приеме на работу.

Кори: Полагаю, что я произвел очень хорошее впечатление на заместителя директора по кадрам, - я так думаю, потому что она долго разговаривала со мной. Ну, она поговорила со мной, но может быть, она только хотела быть любезной. Все таки это ее работа. Нет, тогда бы она не стала тратить на меня столько времени. И она просто засияла, когда я рассказал ей о моей учебе в интернатуре при Федерации. Да, она сказала, что заинтересована опытом, полученным мной в интернатуре. Говоря об этом, она дала мне понять, что это может повлиять на ее отношение ко мне как к будущему работнику.

Если Кори уверен в себе, он, возможно, сделает заключение, что интервью было искренним, и будет спокоен относительно него. Но если он считает себя не достойным и думает, что не обладает необходимыми навыками и способностями для хорошего исполнения работы, то, вероятно, будет больше «прислушиваться» к своим негативным оценкам ситуации и сделает заключение, что не имеет шанса получить эту работу.

Восприятие себя влияет на то, как мы говорим о себе с другими

Если мы высоко оцениваем себя, мы, скорее всего, общаемся уверенно. Например, люди с сильной я концепцией и высокой самооценкой обычно побуждают других верить в свой успех. Подобно этому люди со здоровым восприятием себя склонны защищать свою точку зрения даже под натиском контраргументов. Если мы низко оцениваем себя, мы, как правило, общаемся неуверенно, занижая свои достижения.

Почему некоторые люди принижают себя, невзирая на свои достижения? Люди, которые имеют низкую самооценку, вероятно, не уверены в ценности своего вклада и ожидают от других негативной оценки. В результате, может быть, люди с низкой я концепцией или низкой самооценкой находят менее болезненным принизить себя сами, чем слышать критику от других. Чтобы предвосхитить вероятное обсуждение другими их неудач, они делают это первыми.

Культурные и гендерные различия

Культура влияет на восприятие и воздействует на представление людей о себе. Большинство американских граждан придерживается так называемой «западной точки зрения на самих себя». Они говорят, что личность - это независимое существо с определенными способностями, чертами, мотивами и ценностями и что все эти факторы определяют поведение. Более того, люди с этой западной точкой зрения рассматривают личность как основную социальную единицу. В западной культуре позитивная я концепция и самооценка построены на таких ценностях, как независимость, а также раскрытие и выражение уникальности каждого человека.

До сих пор люди разных культур используют различные ценности для построения позитивных я концепции и самооценки. Во многих восточных культурах семья, а не личность является наименьшей социальной единицей. Такие культуры не принимают и не ценят независимость, скорее ценится взаимозависимость между людьми. Уверенный в себе индивидуалист в западной культуре может расценивать эти качества как достоинства и развить у себя позитивную самооценку. Человек, принадлежащий к восточной культуре и обладающий теми же качествами, рассматривает их как недостатки и будет развивать у себя негативную самооценку.

В западных культурах дети будут ценить свои личные качества, которые связаны с независимостью, развивая на этом основании высокую самооценку. В любых восточных культурах в ребенке стремятся развивать взаимозависимость. Такие дети будут повышать самооценку, когда они воспитывают в себе сотрудничество, помощь и самопожертвование.

Подобным образом мужчина и женщина в результате социализации рассматривают себя по разному и судят о себе по тому, соответствует ли их поведение ожидаемому от лиц их пола в их культуре. Если от женщины ожидают, чтобы она заботилась о доме и семье, тогда те женщины, которые находят в себе навыки, способности, знания, компетентность и персональные качества, необходимые для этого, будут обогащать я концепцию и повышать самооценку. Но женщины, которые не обладают этими качествами, вероятно, будут менее уверены в себе и, скорее всего, будут иметь низкую самооценку.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама