THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

16 мая 2013 года председатель Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий выступил с докладом на Всероссийском форуме «Россия многодетная».

Уважаемый Сергей Евгеньевич! Уважаемые участники высокого форума! Для меня большая честь передать вам сегодня приветствие Его Святейшества Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и пожелать успехов в работе.

Семья - это богоустановленный институт, священная традиция, не сводимая к сожительству партнеров, совместно воспитывающих детей. Это основополагающее понятие имеет в первую очередь нравственное измерение, упразднение которого есть разрушение фундамента государственного суверенитета и общественного согласия.

В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви говорится: «Семья есть единый организм, члены которого живут и строят свои отношения на основе закона любви. Именно в семье, как в школе благочестия, формируется и крепнет правильное отношение к ближним, а значит, и к своему народу, к обществу в целом». И если мы сегодня собрались для того, чтобы говорить о многодетной семье как о проблеме, а не как о проявлении Божией милости к людям и счастье, как это было всегда в России, значит, кризис затронул самые глубинные составляющие нашего национального сознания.

Обращая свое Первосвятительское слово к участникам первого заседания Патриаршей комиссии по вопросам семьи и защиты материнства, Святейший Патриарх Кирилл подчеркнул, что «состояние семьи, рождаемость, физическое и нравственное состояние молодежи - это залог выживания нашего общества».

Сегодня же треть жителей России, более 40,5 млн семей - бездетные. Около 68% семей с детьми имеют только одного ребенка; 27% - двоих детей, и только примерно 7% - троих и более.

От Русской Православной Церкви сердечно приветствую представителей этих героических семи процентов, которые решились в наше непростое время на благородный подвиг соработничества в таинстве Божественной любви - рожать и воспитывать много детей!

Дорогие мои! Церковь молится о вашем благополучии, готова помогать вам и защищать, в сотрудничестве с государством содействовать всем, кто хочет последовать вашему примеру.

К сожалению, многодетные семьи в современной России испытывают ряд серьезных проблем, и часто появление ребенка становится тяжелым испытанием, хотя должно приносить только радость.

За последнее десятилетие доля населения, испытывающего серьезные материальные затруднения, в России снижается. Но среди многодетных семей динамика обратная: половина таких семей испытывает значительные трудности с жилищем, треть - вынуждены ограничивать себя в самых необходимых повседневных нуждах. Часто дети из многодетных семей не успевают окончить школу, так как вынуждены пойти работать.

К сожалению, в сознании многих людей, в том числе определяющих информационную политику, семья, материнство и детство не являются приоритетными. Многодетность в информационном потоке нередко представляется как препятствие активной общественной жизни родителей, ограничение в личностном развитии детей.

Такое отношение к многодетности создает серьезную угрозу целостности семьи с тремя и более детьми - предполагает возможность неправомерного вмешательства органов опеки и попечительства во взаимоотношения между детьми и родителями.

Защитники внедрения ювенальных технологий нередко пытаются оспорить право родителей на воспитание своих детей в соответствии с принятыми в нашем народе национальными, религиозными и культурными традициями. Очень часто неблагополучными пытаются объявить те семьи, которые имеют скромный прожиточный минимум, а именно к этой категории в большинстве своем и относятся многодетные семьи.

В документе Архиерейского Собора 2013 года «Позиция Русской Православной Церкви по реформе семейного права и проблемам ювенальной юстиции» говорится: «Показательно, что в национальном и международном законодательстве прочно закреплено преимущественное право родителей на воспитание детей. Какое-либо ущемление этого права справедливо не приемлется широкими кругами общества. Церковь поддерживает эту обеспокоенность и солидарна с ней».

Однако на этом фоне есть и позитивные тенденции. Многочисленные исследования показывают, что семья является главным приоритетом для россиян. Традиционная семья и брак сохраняются как ценность для большинства наших сограждан. Более половины семей хотели бы иметь двоих детей, а более 25% - троих. Эти слабые пока проявления здорового национального и религиозного самосознания нуждаются во всяческом стимулировании и всесторонней поддержке.

Создание специальных жилищных проектов, поощрение работодателей, предоставляющих специальные пособия многодетным сотрудникам, государственные награды многодетным матерям и отцам, особые программы медицинского страхования - вот лишь те немногие формы возможной и уже реализуемой государственной поддержки многодетных семей, в которой готова участвовать не только Русская Православная Церковь, но и все традиционные религиозные конфессии России. Надеюсь, что этими словами выражаю общее мнение всех верующих людей, заинтересованных в духовном и экономическом процветании нашей Родины.

Благодаря сочувственному отношению большинства православных к сохранению и культивированию многодетности ежегодно открываются новые церковно-общественные центры защиты семьи и материнства, церковные приюты для беременных и матерей с детьми, попавших в трудную жизненную ситуацию, создаются православные детские сады и школы.

Главная задача этих конфессиональных образовательных центров - выработать у людей иммунитет к продуктам современной субкультуры, направленным на десакрализацию семьи, разрушение традиционных общественных устоев. Поэтому так важно, начиная уже с самого раннего, младенческого возраста, с детского сада, воспитывать детей в соответствии с традиционными нравственными ценностями.

Закладывая основы нравственности, уважения к родителям, прививая любовь и почтение к своей семье, к старшим, мы закладываем прочный фундамент для создания полноценной и прочной семьи в будущем. Человек, не руководствующийся нравственными законами, эгоцентричен, он не способен на жертвенную любовь к другим, которая является основополагающей в семейных отношениях. Воспитывать молодое поколение для создания семьи после совершеннолетия уже поздно… Именно поэтому Церковь настаивает на том, чтобы гарантии традиционного нравственного воспитания были зафиксированы в Законе об образовании, подзаконных актах, Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

Позитивная тенденция воспитания детей в соответствии с традиционными нравственными нормами наметилась и в светской общеобразовательной школе. Говорю о курсе «Основы религиозных культур и светской этики» для 4 класса, в рамках которого дети и их родители могут выбрать для освоения либо одну из традиционных для России религиозных культур, либо гражданскую этику, и постараться научиться слышать и правильно понимать голос совести и Бога. Конечно, пока это лишь начало пути, первые полшага. О серьезном воспитании можно будет говорить лишь при условии расширения этого курса по всем ступеням и годам обучения в общеобразовательной школе.

В контексте образования не могу не упомянуть и о православных негосударственных школах и гимназиях, большей частью сориентированных на многодетные и социально-незащищенные семьи. В основе организации учебного процесса в них изначально лежат принципы нравственного воспитания в соответствии с христианским мировоззрением. Этот драгоценный опыт нуждается в неменьшей, а, может быть, даже и в большей государственной поддержке и внимании.

Кроме улучшения материального положения многодетных семей, нужна и информационная поддержка. На центральных телеканалах должно быть выделено время для программ, прямо и привлекательно пропагандирующих семейные ценности. В сфере кино- и телеиндустрии нужна осознанная государственная политика, направленная на поддержку семейных ценностей и многодетности.

В современном российском законодательстве необходимы дополнительные гарантии права родителей на воспитание детей в соответствии с традиционными нравственными установками, включая право на определение мировоззрения ребенка, его религиозной практики, способов проведения им досуга, видов соразмерного его силам домашнего труда, пределов доступа к информации, способов удерживания от опасных поступков и так далее.

Церковь приветствует создание сильных родительских общественных организаций, которые были бы способны на деле защитить интересы крепкой счастливой многодетной семьи. Говоря об этом, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отметил: «Помощь семье - это ключевая задача, которая стоит сегодня перед государством и Церковью. Мы все должны понять, что крепкая семья - это действительно залог нашего будущего».

Говоря о том, что необходимо сделать на государственном уровне, Русская Православная Церковь приступила и к осуществлению собственных многочисленных проектов, направленных на оказание помощи многодетным и нуждающимся семьям. Цитируя Святейшего Патриарха, скажу, что задачей Церкви стало «поставить тему многодетной семьи в центр нашей приходской жизни». Ежегодно открывается несколько новых церковных приютов для беременных и матерей с детьми, попавших в трудную жизненную ситуацию, создаются церковно-общественные центры защиты семьи и материнства, священнослужители ведут предабортное консультирование в женских консультациях, для многодетных и нуждающихся семей работают досуговые центры, кружки и секции при приходах, реализуются экспериментальные обучающие программы в 10-11 классах «Нравственные основы семейной жизни», разрабатывается детальная программа церковной помощи многодетным семьям и многое другое. Определенно можно сказать, что при условии государственной поддержки развитие этих видов церковной деятельности сможет принести более значительный вклад в общее дело поддержки материнства и многодетной семьи.

Очень надеюсь, что с Божией помощью, совместными усилиями нам удастся преодолеть существующие трудности и вернуть многодетным семьям не только достойное материальное положение, но и заслуженное общественное признание и уважение. Благодарю за внимание.

Митрополит Ростовский и Новочеркасский

Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви

Член Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви
Член Президиума Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви

Глава Донской митрополии Русской Православной Церкви

настоятель храма Преображения Господня в Тушине (г. Москва).

Биография:

Митрополит Меркурий родился 21 января 1964 г. в г. Порхове Псковской обл. в семье рабочих. В 1981 г. окончил среднюю школу. В 1981-1982 гг. работал медбратом в районной больнице. В 1982 г. поступил в Ленинградский педиатрический медицинский институт, который окончил в 1989 г., получив диплом врача-педиатра.

В юности был иподиаконом у Псковских архиереев - митр. Иоанна (Разумова) и архиеп. Владимира (Котлярова, впосл. митрополит, ныне на покое).

12 марта 1988 г., во время учебы в институте принял монашеский постриг с именем в честь вмч. Меркурия Кесарийского.

15 января 1989 г. рукоположен архиеп. Смоленским и Калининградским Кириллом (Гундяевым, ныне Патриарх Московский и всея Руси) во иеродиакона, 6 августа – во иеромонаха, назначен штатным священником Никольского собора Калининграда.

С 3 апреля 1990 г. настоятель Казанской церкви в пос. Янтарном. С 13 января 1991 г. настоятель Серафимовской церкви г. Светлогорска. С 5 мая 1993 г. настоятель церкви Рождества Богородицы Калининграда. 5 мая 1996 г. назначен настоятелем строящегося кафедрального собора Христа Спасителя в Калининграде.

28 дек. 1999 г. решением Синода РПЦ избран епископом Зарайским, викарием Московской епархии, управляющим Патриаршими приходами в США. 9 января 2000 г. возведен в сан архимандрита.

6 февраля 2000 г. хиротонисан во епископа в московском кафедральном соборе в честь Богоявления Господня в Елохово. Хиротонию совершали: Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий; митрополиты Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший экзарх всея Беларуси, Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Смоленский и Калининградский Кирилл, Солнечногорский Сергий, Волоколамский и Юрьевский Питирим; архиепископы Псковский и Великолукский Евсевий, Тверской и Кашинский Виктор; епископы Бронницкий Тихон, Балтийский Пантелеимон, Орехово-Зуевский Алексий, Красногорский Савва. Руководил работами по реставрации и реконструкции Свято-Николаевского патриаршего кафедрального собора Нью-Йорка.

Экстерном окончил Санкт-Петербургские православные духовные семинарию и академию. 7 июня 2007 г. удостоен Ученым Советом СПбДА ученого звания кандидата богословия за соч. «Труды блаженного Августина, епископа Иппонийского, как литургический источник».

  • Определением Священного Синода от 31 марта 2009 г. (журнал № 18) освобожден от обязанностей управляющего Патриаршими приходами в США и назначен председателем Синодального отдела религиозного образования и катехизации.
  • Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла назначен настоятелем Подворья Патриарха Московского и всея Руси храмов Высоко-Петровского монастыря г. Москвы.
  • 10 октября 2009 года решением Священного Синода (журнал № 101) назначен наместником Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы.
  • Распоряжением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с декабря по июль 2010 года окормлял приходские храмы на территории Северного административного округа г. Москвы (Всехсвятское благочиние).
  • С 22 марта 2011 г. – член Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви.
  • В апреле 2011 г. назначен настоятелем Храма Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище города Москвы
  • Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 27.07.2011 (Журнал №68) назначен Преосвященным Ростовским и Новочеркасским с временным сохранением должности Председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации.

· Решением Священного Синода от 5-6 октября 2011 г. (журнал № 132) назначен главой новообразованной Донской митрополии , объединяющей Ростовскую (епархиальный архиерей), Волгодонскую и Шахтинскую епархии; также определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 06.10.2011 (журнал №120) назначен временно исполняющим обязанности ректора Донской духовной семинарии.

  • 8 октября 2011 года на малом входе Божественной литургии в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом возведен в сан митрополита Донского.
  • Решением Священного Синода от 26 июля 2012 г. (журнал № 77) освобожден от должности наместника Высоко-Петровского монастыря г. Москвы.
  • Решением Священного Синода от 29 мая 2013 г. (журнал № 62) освобожден от обязанностей ректора Донской духовной семинарии.
  • Указом Святейшего Патриарха Кирилла № У-01/343 от 17 июля 2013г. назначен настоятелем храма Успения Божией Матери в Вешняках г. Москвы.
  • Указом Святейшего Патриарха Кирилла № У-02/216 от 31 декабря 2018 г. освобожден от должности настоятеля Успенского храма в Вешняках и назначен настоятелем храма Преображения Господня в Тушине г. Москвы.

Исполняя послушания Священноначалия, Преосвященный Меркурий:

  • Как Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации возглавляет оргкомитет Международных Рождественских образовательных чтений; рабочую группу по подготовке Рождественских Парламентских встреч (с 2012 г.); Оргкомитет Всероссийского конкурса работ в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя»; Жюри Международного конкурса детского творчества «Красота Божьего мира»: Экспертный совет по присвоению грифа СОРОиК; Аттестационную комиссию СОРОиК
  • 26 июня 2009 г. возглавил Комиссию по вопросам духовно-нравственного воспитания в общеобразовательной школе, организованной при Синодальном отделе религиозного образования и катехизации.
  • Распоряжением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла от 29 июня 2009 года введен в состав Редакционного совета по написанию учебника и методических материалов по учебному курсу «Основы православной культуры» для средней школы.
  • Указом № 248 от 9 июля 2009 года министра образования и науки РФ А.А. Фурсенко введен в состав Совета Министерства образования и науки Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам.
  • 21 июля 2009 г. назначен председателем вновь образованного Отдела религиозного образования и катехизации города Москвы.
  • 27 июля 2009 г. на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви введен в состав Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви.
  • 10 октября 2009 года Священным Синодом утвержден членом Издательского Совета Русской Православной Церкви на период 2010-2012 гг. (журнал № 93).
  • 25 декабря 2009 года Священным Синодом утвержден членом рабочей группы по подготовке современного катехизиса Русской Православной Церкви.
  • 29 января 2010 года избран сопредседателем комиссии Межсоборного присутствия по вопросам духовного образования и религиозного просвещения.
  • 5 марта 2010 года решением Священного Синода назначен председателем Комиссии по церковным приютам и вопросам церковного попечительства о детях, созданной при Отделе религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви.
  • с 16 декабря 2010 г. член комиссии Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви по вопросам организации жизни монастырей и монашества
  • с декабря 2010 г. член Координационного комитета по поощрению социальных, образовательных, информационных, культурных и иных инициатив под эгидой Русской Православной Церкви, сопредседатель направления «Образование и духовное становление личности»
  • Определением Священного Синода от 22 марта 2011 г. (журнал № 30) назначен заместителем председателя Комиссии по церковным приютам и вопросам церковного попечительства о детях при Патриархе Московском и всея Руси.
  • член Межведомственного совета по обеспечению координации и контроля реализации плана мероприятий по введению с 2012/2013 учебного года во всех субъектах Российской Федерации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики»
  • определением Священного Синода от 25 декабря 2012 г. вошел в состав Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах (журнал № 114)
  • 11 января 2013 г., в соответствии с резолюцией Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, возглавил Межведомственную комиссию по оценке результатов и выработке инициатив по дальнейшему эффективному развитию Общероссийской олимпиады школьников по Основам православной культуры;
  • определением Священного Синода от 12 марта 2013 г. возглавил межведомственную рабочую группу для координации работы по открытию образовательных центров по подготовке специалистов в области катехизической, миссионерской, молодежной и социальной деятельности (журнал № 26)
  • 12 марта 2013 года решением Священного Синода назначен главой рабочей группы по подготовке специалистов в области катехизической, миссионерской, молодежной и социальной деятельности.
  • Назначен Председателем Оргкомитета Русской Православной Церкви по празднованию 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского (состав Оргкомитета утвержден Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом; письмо УД МП № 01/1402 от 16.04.2013).
  • 31 декабря 2013 г. резолюцией Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла включен в состав Совета по общественной экспертизе учебников и учебной литературы.
  • 20 января 2014 г. вошел в состав созданного решением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Организационного комитета Русской Православной Церкви по празднованию 1000-летия преставления святого равноапостольного князя Владимира.
  • решением Священного Синода от 23 октября 2014 г. (журнал № 91) введен в состав Межсоборного присутствия и президиума Межсоборного присутствия на 2014-2018 гг.
  • 23 октября 2014 г. назначен председателем комиссии Межсоборного присутствия по вопросам духовного образования и религиозного просвещения (до января 2017 г., в связи с реорганизацией структуры комиссий Межсоборного присутствия)
  • 1 декабря 2015 г. вошел в состав Совета по межнациональным отношениям и взаимодействию с религиозными объединениями при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (Распоряжение Председателя СФ ФС РФ от 01.12.2015 N 220рп-СФ)
  • в январе 2016 г. вошел в состав Совета по кадетскому образованию при Министерстве образования и науки Российской Федерации (28.01.2016 состоялось первое заседание Совета)
  • с января 2017 – член Комиссии Межсоборного присутствия по церковному просвещению и диаконии (решение принято на заседании Президиума Межсоборного Присутствия 30 января 2017 г.)
  • решением Священного Синода от 1 февраля 2017 г. (журнал № 1) вошел в состав Организационного комитета по реализации программы общецерковных мероприятий к 100-летию начала эпохи гонений на Русскую Православную Церковь
  • в октябре 2018 г. вошел в состав созданного решением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Оргкомитета Русской Православной Церкви по подготовке и проведению празднования 800-летия со дня рождения святого благоверного князя Александра Невского

Образование:

  • 1989 г. – Ленинградский педиатрический медицинский институт.
  • Санкт-Петербургская духовная семинария и академия.

Ученые степени и звания:

  • В 2013 г. присвоена степень почетного доктора Донского государственного технического университета.
  • В 2014 г. присвоена степень почетного профессора Ростовского государственного строительного университета.

Научные труды, публикации, интервью, доклады:

1. Речь архимандрита Меркурия (Иванова) при наречении во епископа Зарайского. М., 2000. № 03. 23-30.

2. Труды блж. Августина, епископа Иппонийского, как литургический источник (кандидатская диссертация). Кафедра церковно-практических дисциплин Санкт-Петербургской Духовной академии.

3. «Россия и Русская Церковь – православное свидетельство в США». Доклад на VIII Всемирном Русской Народном Соборе «Россия и православный мир». Храм Христа Спасителя г. Москвы, 3-4.02. 2004.

4. «Свидетельство о правде Божией через мучения и смерть». Доклад на конференции «Religions and Сultures: the Courage of a New Humanism», Милан, 5–7.09.2004.

5. Доклад на X Съезде Патриарших приходов в США. Пассейк, 12.10.2004.

65. «От сердца к сердцу». Интервью журналу «Вестник Донской Митрополии». – № 2, ноябрь 2012 г.

117. «Начало Евангелия». Интервью журналу «Вестник Донской Митрополии», № 10, 2015.

122. «Человек из сегодняшнего дня». Интервью к 1000-летию со дня преставления святого равноапостольного князя Владимира журналу «Вестник Донской Митрополии», № 12, 2015.

149. Доклад на международной Рождественской парламентской встрече «Молодежь: свобода и ответственность» в рамках IV региональных Рождественских образовательных чтений Смоленской области, г. Смоленск, 4.12.2018.

150. Выступление в программе «Вести. Интервью» на телеканале «Россия-24. Дон», г. Ростов-на-Дону, 13.12.2018.

151. «Разномыслие, но не разногласия». Выступление перед депутатами Законодательного собрания Ростовской области и представителями традиционных конфессий Дона 22 ноября 2018 г. // Публикация в журнале «Вестник Донской Митрополии», № 20, 2019.

152. «Сегодняшний Патриарх Русской Церкви – это Патриарх Богоносец» . Слово по окончании Божественной литургии в день открытия XXVII Международных Рождественских образовательных чтений, 27.01.2019.

153. Доклад на круглом столе «Духовно-нравственное образование в российской школе: состояние, проблемы, перспективы развития» в рамках VII Рождественских Парламентских встреч в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, 30.01.2019.

  • Церковные:
    • 2003 г. – Орден свт. Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского, II степени (Русская Православная Церковь)
    • 2003 г. – Орден свт. Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского, II степени (Православная Церковь в Америке)
    • 2003 г. – Орден св. равноап. кн. Владимира I степени (Украинская Православная Церковь)
    • 2005 г. – Грамота Священного Архиерейского Синода Православной Церкви в Америке
    • 2006 г. – Орден св. блгв. кн. Даниила Московского II степени
    • 2008 г. – Орден «1020-летие Крещения Руси» (Украинская Православная Церковь)
    • 2008 г. – Медаль «1020-летие Крещения Руси» Русской Православной Церкви
    • 2009 г. – Грамота Архиерейского Синода (РПЦЗ)
    • 2009 г. – Орден свт. Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского (РПЦЗ)
    • 2009 г. – Орден свт. Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского, II степени (Православная Церковь в Америке)
    • 2009 г. – Медаль свв. равноапп. Кирилла и Мефодия I степени (Украинская Православная Церковь)
    • 2013 г. – Орден священноисповедника Николая, митрополита Алма-Атинского и Казахстанского
    • 2013 г. – Благодарственное письмо Председателя Издательского совета Русской Православной Церкви
    • 2014 г. – Патриаршая грамота
    • 2014 г. – Диплом I степени IX открытого конкурса изданий «Просвещение через книгу» в номинации «Лучшая иллюстрированная книга»
    • 2015 г. – Патриарший знак «700-летие преподобного Сергия Радонежского»
    • 2015 г. - Медаль святителя Митрофана Воронежского I степени
    • 2015 г. - Орден преподобноисповедника Севастиана Карагандинского
    • 2018 г. - Медаль Святого благоверного князя Георгия Всеволодовича II ст. (Нижегородская епархия)
    • 2018 г. - Знак священномученика Серафима Петроградского (СПбДАиС)
    • 2019 г. - Орден святого благоверного князя Даниила Московского III степени
  • Светские:
    • 2013 г. – Почетная грамота Федеральной службы исполнения наказаний Министерства юстиции РФ за особые заслуги в оказании помощи в выполнении задач, возложенных на ФСИН России
    • 2013 г. – Почетная грамота Губернатора Ростовской области за большую и активную работу по возрождению традиционной духовности и культуры народов Дона
    • 2013 г. – Почетная грамота Законодательного Собрания Ростовской области
    • 2013 г. - диплом победителя Премии им. Великой княгини Елизаветы Федоровны в номинации: «Бескорыстное служение делу милосердия, благотворительности и гуманитарного образования молодого поколения» под девизом "Доброе сердце"» ИППО
    • 2014 г. - Медаль Федеральной службы исполнения наказаний России «За вклад в развитие уголовно-исполнительной системы России» (серебряная медаль ФСИН России)
    • 2014 г. - Почетная грамота Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе
    • 2014 г. - Почетный диплом лауреата Премии им. Великого князя Сергея Александровича в номинации: «Военно-патриотическое воспитание молодого поколения» под девизом "Патриоты России"» ИППО
    • 2015 г. - Благодарность Президента Российской Федерации за вклад в социально-экономическое развитие государства, активную общественную деятельность и многолетнюю добросовестную работу
    • 2015 г. - Благодарственное письмо заместителя Председателя Государственной Думы РФ
    • 2015 г. - Присвоено звание «Почетный гражданин города Новочеркасска»
    • 2016 г. - Знак отличия «За заслуги перед городом Ростовом-на-Дону»
    • 2016 г. - Орден Дружбы
    • 2016 г. - Почетная медаль «За защиту Семьи и Детства» Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка
    • 2016 г. - Благодарственное письмо заместителя Председателя Совета Федерации РФ
    • 2018 г. - Почетная грамота Совета Федерации РФ
    • 2018 г. - Почетная грамота Губернатора Ростовской области

МИТРОПОЛИТ РОСТОВСКИЙ И НОВОЧЕРКАССКИЙ МЕРКУРИЙ

Дата рождения: 21 января 1964 г. Дата хиротонии: 6 февраля 2000 г. Дата пострига: 12 марта 1988 г. День ангела: 7 декабря Биография:

В 1981 г. окончил среднюю школу. В 1981-1982 гг. работал медбратом в районной больнице. В 1982 г. поступил в Ленинградский педиатрический медицинский институт, который окончил в 1989 г., получив диплом врача-педиатра.

12 марта 1988 г. пострижен в монашество. 15 января 1989 г. рукоположен во иеродиакона, 6 августа - во иеромонаха, назначен штатным священником Никольского собора Калининграда.

С 3 апреля 1990 г. настоятель Казанской церкви в пос. Янтарном. С 13 января 1991 г. настоятель Серафимовской церкви г. Светлогорска. С 5 мая 1993 г. настоятель церкви Рождества Богородицы Калининграда. 5 мая 1996 г. назначен настоятелем строящегося кафедрального собора Христа Спасителя в Калининграде.

6 февраля 2000 г. хиротонисан во епископа Зарайского, викария Московской епархии, назначен управляющим Патриаршими приходами в США. Хиротонию совершали: Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий; митрополиты Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший экзарх всея Беларуси, Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Смоленский и Калининградский Кирилл, Солнечногорский Сергий, Волоколамский и Юрьевский Питирим; архиепископы Псковский и Великолукский Евсевий, Тверской и Кашинский Виктор; епископы Бронницкий Тихон, Балтийский Пантелеимон, Орехово-Зуевский Алексий, Красногорский Савва.

Экстерном окончил Санкт-Петербургские православные духовные семинарию и академию. Доктор богословия.

Определением Священного Синода от 31 марта 2009 г. (журнал № 18) освобожден от обязанностей управляющего Патриаршими приходами в США и назначен председателем Синодального отдела религиозного образования и катехизации .

Указом Святейшего Патриарха Кирилла назначен настоятелем подворья Патриарха Московского и всея Руси храмов Высоко-Петровского монастыря г. Москвы.

10 октября 2009 г. решением Священного Синода (журнал № 101) назначен наместником Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы.

С декабря 2010 г. по июль 2011 г. окормлял приходские храмы на территории Северного административного округа г. Москвы (Всехсвятское благочиние).

С 22 марта 2011 г. - член Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви.

Решением Священного Синода от 27 июля 2011 г. (журнал № 68) назначен Преосвященным Ростовским и Новочеркасским с временным сохранением должности председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации.

Решением Священного Синода от 5-6 октября 2011 г. (журнал № 132) назначен главой новообразованной Донской митрополии ; также определением Синода (журнал № 120) назначен временно исполняющим обязанности ректора Донской духовной семинарии.

8 октября 2011 г. возведен в сан митрополита.

Решением Священного Синода от 26 июля 2012 г. (журнал № 77) освобожден от должности наместника Высоко-Петровского монастыря г. Москвы.

Исполняя послушания Священноначалия, Преосвященный Меркурий:

    26 июня 2009 г. возглавил Комиссию по вопросам духовно-нравственного воспитания в общеобразовательной школе, организованной при Синодальном отделе религиозного образования и катехизации;

    указом № 248 от 9 июля 2009 г. министра образования и науки РФ А.А. Фурсенко введен в состав Совета Министерства образования и науки РФ по федеральным государственным образовательным стандартам;

    21 июля 2009 г. назначен председателем вновь образованного Отдела религиозного образования и катехизации г. Москвы;

    27 июля 2009 г. на заседании Священного Синода введен в состав Состав Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви;

    10 октября 2009 г. Священным Синодом утвержден членом Издательского Совета Русской Православной Церкви на период 2010-2012 гг. (журнал № 93);

    25 декабря 2009 г. Священным Синодом утвержден членом рабочей группы по подготовке современного катехизиса Русской Православной Церкви;

    29 января 2010 г. избран сопредседателем комиссии Межсоборного присутствия по вопросам духовного образования и религиозного просвещения;

    5 марта 2010 г. решением Священного Синода назначен председателем Комиссии по церковным приютам и вопросам церковного попечительства о детях, созданной при Отделе религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви.

Образование:

1989 г. - Ленинградский педиатрический медицинский институт.

Санкт-Петербургская духовная семинария и академия.

Научные труды, публикации:

    Речь архимандрита Меркурия (Иванова) при наречении во епископа Зарайского. М., 2000. № 03. 23-30.

    Труды блж. Августина, епископа Иппонийского, как литургический источник (кандидатская диссертация). Кафедра церковно-практических дисциплин Санкт-Петербургской духовной академии.


    Митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий (Иванов Игорь Владимирович) чинит беззакония и наводит порядки как ему вздумается , назначая на должности настоятелей храмов молодых недообразованных двадцатилетних юношей, священнический опыт служения которых составляет 2-6 месяцев. Сретенский и Покровский храмы города Ростова-на-Дону - яркие примеры...

    Древними соборами постановлено, чтобы в священники поставлять лишь лиц, имеющих не менее 30 л., а в диаконы — 25 л. В русской церкви соборами Владимирским (XIII в.) и Стоглавым для вступления в священники назначен 30-летний возраст, а в диаконы — 28-летний. В 1869 г. подтверждено новым указом Синода, чтобы в священники поставлять "по возможности" лиц, имеющих не менее 30 л., а в диаконы — 25л.

    Недоумение у верующих вызывает решение Владыки Меркурия снять с должности настоятеля храма игумена (монаха-священника, посвятившего себя служению Богу), который с "нуля" построил на пожертвования прихожан красивейший, большой храм, благоукрасил его, практически закончил роспись храма, создал воскресную школу, талантливые дети которой занимают первые места в православных олимпиадах, в хоре поют супер профессионалы с уникальными голосами. Отец-настоятель (игумен Всеволод) занимался духовным воспитанием учителей, школьников, врачей, осужденных, помогал больным, оказывал финансовую помощь людям, нуждающимся в сложных дорогостоящих операциях.

    Чему же может научить новоиспеченный "батюшка" прихожан? Что сказать детям в воскресной школе, которые так привыкли к своему духовному отцу? Похоже, что Владыка не подумал.

    Свято-Покровский храм города Ростова-на-Дону, который находится на самом большом кладбище в Европе, особое место. Здесь люди уходят в последний жизненный путь, обретают вечный покой, нуждаются в особо сильной молитве.

    Духовная жизнь не должна становиться светской. Сейчас в ростовских храмах стали продавать даже воду (20 рублей бутылочка). Нельзя превращать храмы в торговые комплексы по продаже гробов, оград, и прочего, с целью извлечения из верующих дополнительной прибыли для своих нужд. Господь сказал: "Дом Мой, домом молитвы наречется, а Вы превратили его в вертеп разбойников..."

    Многие прихожане всего города недовольны решением Владыки снять с должности настоятеля игумена Всеволода (Понича), отправив его за штат. Многие и так не хотят приходить в Святую Церковь, видя как ведут себя попы (строят себе дворцы, покупают дорогущие машины, а то и вовсе неподобающе себя ведут).

    Мы должны понимать, что есть попы, которые пришли заработать (на дворцы, машины и прочее), нажиться на старушках, которые несут копеечку Богу, а есть духовные отцы, которые пришли просветить, научить заповедям Божьим, наставить на истинный, праведный путь.

    Не будем отчаиваться, потому что есть ещё пастыри добрые! Давайте не будем путать добро и зло, научимся отделять "зерна от плевел"! Храните веру православную!

    С послевоенных дней и поныне главное общежитие находится «под чертогами», то есть на первом этаже «Царских чертогов». Звучит красиво, но на самом деле это хозяйственные помещения в здании 17 века. То есть они не задумывались как жилые. За века здание «вросло в землю», и подоконники оказались чуть выше уровня земли. Это анфилада из двух цепочек параллельных проходных и смежных комнат (кажется, в каждой из цепочек их по 5). Из спален бывает по три проходных двери к соседям.
    В каждой спальне – по двадцать и более кроватей. Коридора нет. Из всего этого лабиринта выход только один – через самую первую спальню. Посредине анфилады – огромный (пристроенный за счет двора) туалет.
    Вентиляция – только через окна. И те, чьи постели находятся у окон, зимой, конечно, не очень приветствуют их открытие. Да и кошки из академического сада не раз через окно прыгали ко мне на постель, устраивая незапланированный подъем.

    Официально подъем в половине восьмого, но первые жители общаги встают в половине шестого утра – чтобы пойти печь просфоры или петь на монашеском братском молебне. Потом встают те, кому петь на ранней литургии в Лавре, потом - те, кому петь на литургии в Академическом храме… И эти ручейки довольно шумно протекают через все комнаты.

    В общем, тем, кто считает, что в семинарию идут ради денег и комфорта, стоит попробовать пожить в этом темном и вонючем подвале пару лет…

    Теперь вы можете понять слова Патриарха:

    «С особым чувством я освятил это благолепное здание, предназначенное для жизни семинаристов. Вспоминаю, как еще будучи митрополитом, я ознакомился с жизнью и бытом семинаристов. Мне устроили экскурсию, которая на меня произвела тяжелейшее впечатление. Я тогда сказал, что не могут люди, готовящие себя к высокому духовному служению, с которым непременно сопрягается развитое эстетическое чувство, жить в условиях, которые разрушают всякую эстетику и не формируют никакого эстетического чувства» http://www.patriarchia.ru/db/text/3795736.html
    (легендарная патриаршия пресс-служба решила смягчить патриаршее слово и написала - «жить в столь сложных условиях»).

    Проблема, однако, в том, что «жить в условиях, которые разрушают всякую эстетику» приходится не только московским семинаристам, но и духовенству епархии владыки Питирима. Равно как и детям из их приходов.

    28 октября епархия разослала по всем приходам инструкцию - как праздновать Рождество. Делать это надо во всех приходских школах с графоманскими виршами самого Владыки и никак иначе.

    Учила нас звезда,
    Чтоб чтили мы царя.
    Святыми станем мы,
    Пройдем моря холмы,
    Наполним все умы
    Ученьем о Христе.
    Бог в Лицах Трех Един -
    Отец, и Сын, и Дух.
    Здесь воплотился Сын -
    Божественный Пастух.
    Всех упасет в любви,
    Он может нас спасти.
    «Без дел, вера мертва»-
    Его звучат слова.

    Мельхиор:

    Иисус Христос - лоза.
    Мы веточки с нее.
    Откроет нам глаза,
    Семь таинств у Него.
    Крещенье во Христа,
    Миропомазанье,
    И Исповедь чиста,
    Христа Причастие.
    Признаем брак одним,
    Священство нам родным.

    (Цари -мудрецы целуют икону Рождества и поют: ПЕСНЮ ТРЕХ ЦАРЕЙ, муз. и слова епископа Питирима)

    ПЕСНЬ ТРЕХ ЦАРЕЙ.

    Против злобы человечества положим
    Весть о Спасе, всех спасает доброта.
    Победить все зло с звездой проходим,
    Мощь ее в лучах, скрещенных в два Креста.

    Воплощен в яслях Младенец,
    Прежде всех веков Рожденец
    От Отца. Слава, почести, хвала
    С ним идут во все века!

    Родившийся Божественный Иисус Христос,
    Дощечки все Яслей Твоих хранятся и поныне!
    Родился и положен был на сене, освятив покос,
    Что бы овечки, съев, не заблудились бы в пустыне.

    Христос для нас, как первообраз абсолютной простоты,
    Лежит во яслях и овечек кроткими глазами созерцает.
    Вы посмотрите на Иисуса, в Нем так много доброты,
    Он любит всех и каждого из нас, крестя, благословляет!

    Свет выключается, звучит песня РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ПЕСНЬ ДЛЯ ДЕТЕЙ

    Овечки и ягнятки,
    И малые яслятки,
    Ку-ку-ше-ч-ки и птички,
    И шустрые зайчишки.
    Вставали и встречали,
    От радости скакали
    И прыгали, и пели,
    Всю ночь они смотрели.

    Буренки и лошадки,
    И малые телятки
    Му-му-ка-ли, и - го-ка ли,
    И ушками все хлопали.
    Пушистые козлятки
    Смотрели без оглядки.
    И соловьи глядели,
    И их звучали трели.

    Смотрели все ребятки,
    Как пели ангелятки,
    Как пели ангелятки,
    Христу свои колядки.

    КОЛЫБЕЛЬНАЯ ДЕВЫ МАРИИ

    Спи, мой маленький сыночек,
    Спи, Иисусе, спи,
    С кружевами лоскуточек
    Спи, Сыночек, спи.

    Заверну и на соломку
    В ясли положу,
    Кругом светлую головку
    Тюлью приложу.

    Музыка "Песнь райских цветов"(Аудиозапись на епархиальном сайте, муз. А. Мишарина на стихи Еп. Питирима) Дети танцуют в костюмах цветов.

    Дети читают около елки стихи. ЗАЙКА В РОЖДЕСТВЕНСКУЮ НОЧЬ

    Зимняя ночь,
    Звезда горит.
    Зайчика дочь
    Дома грустит.
    Пищу поели -
    Нечего есть.
    Дуют метели
    Радости весть.

    Возле пещеры
    Светится луч
    Из атмосферы
    Посреди туч.
    Иисус зовет
    Бедных зверей.
    Пищу дает,
    Идите скорей.

    Прыгает зайка,
    Боится лисиц.
    Мокра лужайка,
    Слезы с ресниц.
    Рыжей попасться
    Трясется боясь.
    Куда же деваться,
    Смотрит косясь.

    Вот и пещера,
    Радость кругом.
    Злости мегера
    Убита добром.
    Все веселятся,
    Гостинцы едят.
    Господу молятся,
    В ясли глядят.

    Зайке малышке
    Спас улыбнулся,
    Ручкой по шкурке
    Погладить нагнулся.
    Радости сколько!
    Серебряный смех,
    Звучащий тихонько,
    Радует всех!

    Все пригодятся
    Иисусу и Маме,
    Богу дивятся
    И молятся в храме.
    Звон на планете,
    Везде торжество!
    Люди ликуйте!
    Пришло Рождество!

    Младенец Христос улыбается елке.
    Мы станем пред Ним в хоровод.
    И рады на елке каждой иголке,
    Раскрылся над ней небосвод!

    ***
    Может, Синодальный отдел катехизации во главе с митр. Меркурием возьмет к себе на экспертизу этот сценарий?



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама