THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Человек выражается в своих поступках. Каждое утро он встает с кровати и начинает что-то делать. Когда происходит взаимодействие с другими людьми, он поступает одним образом, а его собеседники – другим. Почему люди совершают разные поступки в одних и тех же ситуациях? Все, что касается поведения человека, изучается бихевиоризмом в психологии, теорию, направления и представителей которых следует рассмотреть.

Что такое бихевиоризм?

Бихевиоризм – психологическая идея социальной психологии, которая занимается изучением поведения человека. Она основывается на идеях И. Павлова, который занимался изучением реакций животных, а также Дж. Уотсона, желавший сделать психологию более точной наукой, которая имеет объективные и видимые доказательства.

Большой вклад совершил Б. Скиннер, который занимался сопоставлением поведенческих действий с умственными реакциями. Он пришел к выводу мнимости и иллюзорности свободы воли, морали и прочих высокодуховных норм, поскольку человек действует исключительно с позиции манипулирования и влияния на окружающих.

Поведение – набор поступков, реакций и эмоционального настроя, которые выражает человек в определенной ситуации. Поведение выделяет человека либо, наоборот, напоминает о других людях, с которыми вы ранее общались и наблюдали у них подобную манеру. Это компонент любого индивида, зачастую регулируемый им самим.

Почему поведение людей бывает настолько отличным или похожим друг на друга? Почему одни люди поступают так, а другие — иначе в одной и той же ситуации? Все зависит от источника. Поведение регулируется следующими факторами:

  • Мотивами человека.
  • Социальными нормами, принятыми в обществе.
  • Подсознательными программами, алгоритмами поступков, которые человек усвоил в детстве или которые продиктованы инстинктами.
  • Сознательным контролем, то есть человек понимает, что он делает, зачем и сам контролирует процесс собственного поведения.

Сознательный контроль — это высший уровень развитости человека. Люди очень редко могут контролировать свое поведение, так как зачастую включаются в эмоциональный фон происходящего, подчиняясь эмоциям, а они уже диктуют им определенную программу поведения, которую они привыкли выполнять в конкретной ситуации. Но когда человек включается в ситуацию без чувственного восприятия, тогда он способен контролировать собственное поведение.

Подсознательные программы очень важны для человека особенно на первых годах жизни. Пока индивид не достиг сознательного возраста, он руководствуется инстинктами и моделями поведения, которые наблюдает в окружающем мире. Данный способ копирования позволяет человеку выжить, отрепетировать наработанные другими способы контакта с другими людьми и определиться, какие эффективные для него, а какие нет.

Социальные нормы усваиваются человеком уже в более сознательном возрасте. Оно зачастую продиктовано лишь желанием вызвать симпатию или интерес у других людей, а также наладить с ними деловые контакты. Социальные нормы очень хороши на первых этапах знакомства с новым человеком, но затем поведение меняется в зависимости от участников знакомства.

Мотивы человека также регулируют его поведение. Они занимают фоновую позицию, когда человек делает что-то, что не противоречит его желаниям. Но когда индивид начинает «наступать себе на горло», то есть делать что-то во вред собственных интересов, тогда его мотивы начинают занимать главенствующую позицию в алгоритме поведения.

Бихевиоризм в психологии

Когда психологов заинтересовал вопрос, что побуждает человека совершать конкретные действия, это привело к развитию целой науки – бихевиоризма, что берет свое название от английского слова «behavior» — в переводе «поведение». Бихевиоризм в психологии занимается изучением поведения. не становятся абстрактными явлениями, а проявляются как реакции организма.

Согласно мнению бихевиористов, мысли и чувства не могут влиять на поведение человека. Полезными становятся лишь реакции, которые возникают у человека вследствие воздействия на него определенных стимулов. Соответственно, здесь действует формула «стимул – реакция – поведение».

  • Стимул – это воздействие внешнего мира.
  • Реакция – это ответ человеческого организма на попытку отвергнуть или приспособиться к возникшему стимулу.

Между стимулом и реакцией может находиться подкрепление – это дополнительный фактор, который воздействует на человека. Подкрепление может быть:

  • положительным, то есть побуждает человека совершать ту реакцию, на которую он настроен (похвала, вознаграждение и пр.);
  • отрицательным, то есть побуждает человека не совершать тех поступков, на которые он настроен (критика, наказание, боль и пр.).

Положительное подкрепление побуждает человека в дальнейшем совершать те действия, которые он совершил. Отрицательное подкрепление говорит человеку о том, что необходимо отказаться от предпринятых действий, изменить модель поведения.

Бихевиористы не рассматривают внутренние мотивы поведения, поскольку их трудно изучить. Рассматриваются лишь внешние стимулы и реакции. Бихевиоризм идет в двух направлениях:

  1. Предугадывание реакции на основе имеющихся стимулов.
  2. Определение потенциального стимула по реакции человека.

Научение данной области позволяет изучать индивида, на которого хочется воздействовать. Ранее считалось невозможным предвосхитить поведение человека, однако бихевиоризм рассматривает механизмы влияния на людей. Люди, которые знают, какие стимулы смогут побудить на совершение нужных им поступков, могут создать такие условия, которые помогут им в достижении желаемого, что и является влиянием, .

В дополнении ко всем имеющимся данным были взяты учения Павлова – условные рефлексы, их формирование и закрепление.

Психолог Толмен не так упрощенно смотрел на схему «стимул – реакция», указывая, что в возникновении тех или иных поступков участвуют его физическое и психическое состояние, опыт, наследственность. Таким образом, данные факторы влияют на человека сразу после стимула, побуждая его на конкретные поступки, которые с годами могут меняться.

Синнер опровергал иллюзию свободы воли, поскольку указывал на выбор тех или иных поступков в зависимости от результатов, которых он достигнет или желает достичь. Таким образом было введено понятие оперантного воздействия, когда человек сначала ориентируется на последствия своих поступков, а потом выбирает, какие из них совершить.

Бандура основывал свои учения на склонности человека к подражанию. Более того, он копирует лишь то поведение, которое, как ему кажется, является наиболее благоприятным для него.

Направления бихевиоризма

Основоположником различных направлений бихевиоризма является Джон Уотсон (классический бихевиоризм). Он изучал лишь видимые явления, полностью исключая внутренние (психические) стимулы. В его концепции существовали только стимулы и реакции, которые у многих живых существ были одинаковыми. Это помогало ему сформировать теорию о том, что при создании определенных внешних условий окружающей среды можно влиять на развитие тех или иных склонностей, качеств, моделей поведения человека.

Павлов изучал рефлексы живых существ, которые формировались в зависимости от стимула и подкрепления. Чем значимее становилось подкрепление, тем глубже укреплялся рефлекс.

Бихевиоральное направление позволило дополнить психологические знания, которые лишь со временем были правильно скорректированы. Так, значимыми стали «что желает человек выразить через свое поведение», «что необходимо сделать, чтобы изменить ситуацию», «что индивид хочет изменить в собственном поведении».

На определенном этапе упрощенная схема «стимул – реакция» не вызывала одобрения со стороны специалистов, что разрешилось лишь со времен внесения в данную схему переменной. Таким образом, не только стимул влиял на поведение человека, но и прочие составляющие его психики и физиологии.

Необихевиоризм ставил своей задачей «программирование» действий человека с целью достижения им положительных результатов. Здесь неважным становилось воспитание человека. Главное – достижение цели через совершаемые поступки.

Ошибкой бихевиористов являлось исключение индивидуальных особенностей личности. Не замечалось, что разные люди неодинаково реагируют на одни и те же стимулы и ситуации. Всех людей можно объединить в группы по поступкам, но не сказать о том, что все действуют одинаково.

Теория бихевиоризма

В основе классических учений лежала теория бихевиоризма Павлова и Бехтерева. Павлов изучал рефлексы живых существ, а Бехтерев внес понятие «коллективной рефлексологии». Человек, который находится в группе, сливается с нею, образуя единый организм, при этом практически не участвует в выборе действий. Он совершает те поступки, которые совершает вся группа.

Айзенк рассматривал поведение человека в зависимости от ситуации, в которой он пребывает. Есть постоянная модель поведения, которая характеризуется постоянством индивида пребывать в определенных условиях, и изолированные поступки, которые совершаются в неординарных ситуациях.

Патопсихология – наука об анормальном поведении и анормальных психических процессах. Вводя такое определение, поднимается проблема соотношения нормы (нормальности) и отклонения от нее (анормальности).

Под анормальным подразумевают ненормальное – то, что находится за пределами обычного и общепринятого. Общество имеет свои стандарты поведения и стереотипы образа действий, устанавливающие, что допустимо, а что нет. Для индивидов, семей, а также для других групп населения определяются свои нормы, или стандарты, поведения. Если люди нарушают эти стандарты, общество закрепляет за подобным поведением либо человеком, действующим вне установленных шаблонов, ярлык «ненормальности».

Анормальное поведение определяется как такое низкоадаптивное поведение и такие психические процессы, которые способны причинить кому бы то ни было физический и психологический ущерб.

Понятие психического заболевания пришло из психиатрии, раздела медицины, посвященного психическим нарушениям. Начиная с XIX века, лечением людей с анормальным поведением занимались врачи. При этом они рассматривали «безумцев» именно как больных, а не как морально несостоятельных или одержимых. Таким образом, анормальное поведение было возведено в ранг одной из медицинских проблем и стало рассматриваться как недуг, поддающийся диагностике и лечению. Подобная точка зрения известна как медицинская модель психического заболевания. Когда задумались о существовании иных, отличных от медицинской модели способов оказания помощи психически больным людям, к процессу поиска подключились .

Представители бихевиоризма

Основным отличием бихевиоризма является изучение поведения живого существа, а не его сознания. Здесь главным являлось то, что можно изменить или пощупать, и отвергалось все, что не поддается чувственному изучению. Представителями бихевиоризма были:

  1. Джон Уотсон — основоположник.
  2. Эдвард Торндайк.
  3. И. Павлов.
  4. У. Хантер.
  5. Л. Карл.
  6. Э. Толмен.
  7. Б. Скиннер.

Каждый внес свою лепту в данную науку, основывая свои опыты лишь на реакциях живых существ. Благодаря им существует множество теорий того, как формируются поступки, чем они мотивируются, как на них можно влиять и даже программировать.

Фильмы, передачи, сериалы, мультфильмы и прочие телевизионные программы, которые человек постоянно смотрит, программируют его. Демонстрируемое героями поведение откладывается в подсознании, что потом влияет на то, как он сам поступает в реальной жизни. Вот почему многие люди предсказуемы и однообразны: они ведут себя так, как поступают те персонажи или их знакомые, за которыми они постоянно наблюдают. С самого детства каждому человеку дано качество – повторять, как обезьянка, все, что видишь в других людях. Люди ведут себя одинаково, поскольку наблюдают за одними и теми же персонажами (особенно по телевизору), которые и программируют их на определенные модели поведения.

Если все люди на похоронах плачут, то и вы сами вскоре начнете плакать, хотя в первые разы можете не понимать, почему должны делать это. Если мужчины бьют своих жен, то и сами начинаете бить свою жену, хотя вначале были против насилия. Постоянно наблюдая за поведением окружающих людей или любимых персонажей по телевизору, вы приучаете себя поступать так же. И этот закон действует независимо от того, нравится вам это или нет.

Однако можно применить данные знания и в благих целях. Например, можно выработать в себе качества и свойства, которые вас привлекают в других людях. Почаще наблюдайте за ними, общайтесь, обращайте внимание на те проявления личности, которые вас привлекают, и вскоре вы за собой заметите эти же качества. Ведь можно не только плохое, но и хорошее в себе выработать, постоянно контактируя с людьми, которые на собственном примере демонстрируют положительные модели поведения. Учитесь у них, используя простой закон «обезьянки»: становитесь лучше, просто наблюдая за теми, чьи качества и поведение вам нравятся.

Итог

Человек является сложным существом, чью жизнь во всех аспектах еще следует изучать. Бихевиоризм лишь частично раскрывает завесу. Если подкрепить знание информацией из других областей, то можно получить более полную картину. Итог познания бихевиористских учений – понимание собственного и чужого поведения, а также способность создавать такие обстоятельства, которые побудят окружающих на нужные действия.

Если у человека возникли проблемы с познанием собственных поступков, тогда рекомендуется обратиться за помощью психолога на сайте сайт. Специалисты займутся рассмотрением мотивов, стимулов, а также прочих факторов, которые участвуют в формировании того или иного поведения.

Когда человек научится управлять собственным поведением, он сможет изменить свою жизнь. Ведь окружающие люди видят лишь то, что человек делает. Они не умеют читать мысли и не обладают психологическими познаниями, чтобы понимать мотивы других. Человек должен понимать, что его поступки являются теми стимулами, которые вызывают у окружающих совершение тех или иных действий. Если поступки других людей не нравятся, значит, необходимо пересмотреть сначала собственное поведение.

Порой необходимо исходить не из понятий, «правильно или неправильно я поступаю», что означает моральность действий, а из категорий, «как интерпретируются мои поступки другим человеком». Ваши поступки – это стимул для другого человека, который полностью зависит от отношения к ним и вызываемых эмоций. Даже самые правильные поступки могут восприниматься негативно, что и приводит к непредсказуемым реакциям.

Критика функционализма, как мы видели, положила начало развитию бихевиоризма-направления, преобладающего в американской пси­хологии вплоть до настоящего времени. Его основатель, Дж. Б. Уотсон (J.B. Watson), провозгласил в 1913 году, что психология получит право считаться наукой лишь после того, как она выработает объективный подход - к исследуемым явлениям.

Подобно химику, который изучает плавление какого-то металла и которого интересует только изменение его состояния при данной температуре, психолог должен ограничиваться описанием и количест­венной оценкой форм поведения, возникающих в данной ситуации.

Предложенная Уотсоном схема S-R означает, что каждой ситуации (или стимулу-S) соответствует определенное поведение (или реакция - R).

Бихеовиористы считали, что с помощью этой схемы можно объяснить любую деятельность человека, а все понятия, связанные с созна­нием, следует изгнать из сферы научной психологии, по их мнению, например, выражения «этот ребенок боится собаки» или «я влюблен в эту женщину» в научном плане не означают ничего. Согласно бихевиористам, осознание» субъектом таких явлений слишком субъективно и совершенно бесполезно для исследователя. Напротив, объективные описания («слезы и дрожь у ребенка усиливаются, когда к нему приближается собака, и слабеют при удалении собаки», или «при встрече с этой женщиной сердце у меня бьется сильнее, а зрачки расширяются») дают возможность количественно оценить эти формы поведения и «измерить» чувство страха или степень увлеченности.

За несколько лет до этого русский физиолог И. П. Павлов и его группа при изучении данных, полученных при исследовании поведения животных в лаборато­рии, очень скоро натолкнулась на ряд трудностей, связанных с искусственными условиями, в которых проводятся эксперименты. Так, утверждения бихевиористов о том, что любое поведение всецело обусловлено научением, подверглись сомнению со стороны этологов, проводя­щих полевые исследования в природе. Этологи, как мы видели в предыдущей главе, выяснили врожденную основу большинства форм поведения, наблюдаемых у различных животных.



Сравнительно недавно возникшая социобиология доходит даже до утверждения, что в основе всех форм социального поведения человека лежат врожденные структуры, присущие ему так же, как и всем другим представителям животного мира. Так, наш образ жизни, который, как мы считаем, создали мы сами, на самом деле в значительной мере определяется нашими генами.

Хотя эти новые данные расширили уже имевшиеся знания о поведе­нии человека, они были подвергнуты сомнениям, иногда фундаменталь­ным, со стороны представителей научной психологии.

Уотсон Джон (1878-1958) - американский психолог, основатель бихевиоризма, автор трудов по поведению животных и человека, сравнительной психологии, научно-популярных книг по воспитанию детей и др.

Бихевиоризм


Хрестоматия по истории психологии
под ред. П.Я.Гальперина, А.Н.Ждан. М., 1980. С. 34-44.

Бихевиоризм (behaviorism, от англ. behavior - поведение) - особое направление в психологии человека и животных, буквально - наука о поведении. В своей современной форме бихевиоризм представляет продукт исключительно американской науки, зачатки же его можно найти в Англии, а затем и в России. В Англии в 90-х годах Ллойд Морган начал производить эксперименты над поведением животных, порвав, таким образом, со старым антропоморфическим направлением в зоопсихологии. Антропоморфическая школа устанавливала у животных такие сложные действия, которые не могли быть названы «инстинктивными». Не подвергая этой проблемы экспериментальному исследованию, она утверждала, что животные «разумно» относятся к вещам и что поведение их, в общем, подобно человеческому.

Ллойд Морган ставил наблюдаемых животных в такие условия, при которых они должны были разрешить определенную задачу, например поднять щеколду, чтобы выйти из огороженного места. Во всех случаях он установил, что разрешение задачи начиналось с беспорядочной деятельности, с проб и ошибок, которые случайно приводили к верному решению. Если же животным снова и снова ставилась та же задача, то в конце концов они научались разрешать ее без ошибок: у животных развивалась более или менее совершенная привычка. Другими словами, метод Моргана был подлинно генетическим . Эксперименты Моргана побудили Торндайка в Америке к его работе (1898). В течение следующего десятилетия примеру Торндайка последовало множество других ученых-зоологов. Однако никто из них ни в коей мере не приблизился к бихевиористической точке зрения. Почти в каждом исследовании этого десятилетия поднимался вопрос о «сознании» у животных. Уошборн дает в своей книге «The animal Mind» (1-е издание, 1908) общие психологические предпосылки, лежащие в основе работ того времени о психологии животных. Уотсон в своей статье «Psychology as the Behaviorist Views It» («Psychological Review», XX, 1913) первый указал на возможность новой психологии человека и животных, способной вытеснить все прежние концепции о сознании и ег подразделениях. В этой статье впервые появились термины бихевиоризм, бихевиорист, бихевиористический . В своей первоначальной форме бихевиоризм основывался на недостаточно строгой теории образования привычек. Но вскоре на нем сказалось влияние работ Павлова и Бехтерева об условных секреторных и двигательных рефлексах, и эти работы, в сущности, и дали научное основание бихевиоризму. В тот же период возникла школа так называемой объективной психологии , представленная Икскюлем, Беером и Бете в Германии, Нюэлем и Боном во Франции и Лебом в Америке. Но хотя эти исследователи и способствовали в большой мере накоплению фактов о поведении животных, тем не менее их психологические интерпретации имели мало значения в развитии той системы психологии, которая впоследствии получила название «бихевиоризм». Объективная школа в том виде, как она была развита биологами, была, по существу, дуалистической и вполне совместимой с психофизическим параллелизмом. Она была скорее реакцией на антропоморфизм, а не на психологию как науку о сознании.

Cущность бихевиоризма. С точки зрения бихевиоризма подлинным предметом психологии (человека) является поведение человека от рождения и до смерти. Явления поведения могут быть наблюдаемы точно так же, как и объекты других естественных наук. В психологии поведения могут быть использованы те же общие методы, которыми пользуются в естественных науках. И поскольку при объективном изучении человека бихевиорист не наблюдает ничего такого, что он мог бы назвать сознанием, чувствованием, ощущением, воображением, волей, постольку он больше не считает, что эти термины указывают на подлинные феномены психологии. Он приходит к заключению, что все эти термины могут быть исключены из описания деятельности человека, этими терминами старая психология продолжала пользоваться потому, что эта старая психология, начавшаяся с Вундта, выросла из философии, а философия, в свою очередь, из религии. Другими словами, этими терминами пользовались потому, что вся психология ко времени возникновения бихевиоризма была виталистической. Сознание и его подразделения являются поэтому не более как терминами, дающими психологии возможность сохранить - в замаскированной, правда, форме - старое религиозное понятие «души». Наблюдения над поведением могут быть представлены в форме стимулов © и реакций (Р). Простая схема С - Р вполне пригодна в данном случае. Задача психологии поведения является разрешенной в том случае, если известны стимул и реакция. Подставим, например, в приведенной формуле вместо С прикосновение к роговой оболочке глаза, а вместо Р мигание. Задача бихевиориста решена, если эти данные являются результатом тщательно проверенных опытов. Задача физиолога при изучении того же явления сводится к определению соответственных нервных связей, их направления и числа, продолжительности и распространения нервных импульсов и т. д. Этой области бихевиоризм не затрагивает, как не затрагивает он и проблему физико-химическую - определение физической и химической природы нервных импульсов, учет работы произведеной реакции и т. п. Таким образом, в каждой человеческой реакции имеются бихевиористическая, нейрофизиологическая и физико-химическая проблемы. Когда явления поведения точно сформулированы в терминах стимулов и реакций, бихевиоризм получает возможность предсказывать эти явления и руководить (овладеть) ими - два существенных момента, которых требует всякая наука. Это можно выразить еще иначе. Предположим, что наша задача заключается в том, чтобы заставить человека чихать; мы разрешаем ее распылением толченого перца в воздухе (овладение). Не так легко поддается разрешению соотношение С ® Р в «социальном» поведении. Предположим, что в обществе существует в форме закона стимул «запрещение» ©, каков будет ответ (Р) ? Потребуются годы для того, чтобы определить Р исчерпывающим образом. Многие из наших проблем должны еще долго ждать разрешения вследствие медленного развития науки в целом. Несмотря, однако, на всю сложность отношения «стимул-реакция», бихевиорист ни на одну минуту не может допустить, чтобы какая-нибудь из человеческих реакций не могла быть описана в этих терминах.

Основная задача бихевиоризма заключается, следовательно, в накоплении наблюдений над поведением человека с таким расчетом, чтобы в каждом данном случае - при данном стимуле (или, лучше сказать, ситуации) - бихевиорист мог сказать наперед, какова будет реакция, или, если дана реакция, какой ситуацией данная реакция вызвана. Совершенно очевидно, что при такой широкой задаче бихевиоризм еще далек от цели. Правда, эта задача очень трудна, но не неразрешима, хотя иным она казалась абсурдной. Между тем человеческое общество основывается на общей уверенности, что действия человека могут быть предсказаны заранее и что могут быть созданы такие ситуации, которые приведут к определенным типам поведения (типам реакций, которые общество предписывает индивидам, входящим в его состав). Церкви, школы, брак - словом, все вообще исторически возникшие институты не могли бы существовать, если бы нельзя было предсказывать - в самом общем смысле этого слова - поведение человека; общество не могло бы существовать, если бы оно не в состоянии было создавать такие ситуации, которые воздействовали бы на отдельных индивидов и направляли бы их поступки по строго определенным путям. Правда, обобщения бихевиористов основывались до настоящего времени преимущественно на обычных, бессистемно применявшихся методах общественного воздействия. Бихевиоризм надеется завоевать и эту область и подвергнуть экспериментально-научному, достоверному исследованию отдельных людей и общественные группы. Другими словами, бихевиоризм полагает стать лабораторией общества. Обстоятельство, затрудняющее работу бихевиориста, заключается в том, что стимулы, первоначально не вызывавшие какой-либо реакции, могут впоследствии вызвать ее. Мы называем это процессом обусловливания (раньше это называли образованием привычек). Эта трудность заставила бихевиориста прибегнуть к генетическому методу. У новорожденного ребенка он наблюдает так называемую физиологическую систему рефлексов, или, лучше, врожденных реакций. Беря за основу весь инвентарь безусловных, незаученных реакций, он пытается превратить их в условные. При этом обнаруживается, что число сложных незаученных реакций, появляющихся при рождении или вскоре после него, относительно невелико. Это приводит к необходимости совершенно отвергнуть теорию инстинкта. Большинство сложных реакций, которые старые психологи называли инстинктами, например ползание, лазание, опрятность, драка (можно составить длинный перечень их), в настоящее время считаются надстроенными или условными. Другими словами, бихевиорист не находит больше данных, которые подтверждали бы существование наследственных форм поведения, а также существование наследственных специальных способностей (музыкальных, художественных и т.д.). Он считает, что при наличии сравнительно немногочисленных врожденных реакций, которые приблизительно одинаковы у всех детей, и при условии овладения внешней и внутренней средой возможно направить формирование любого ребенка по строго определенному пути.

Образование условных реакций. Если мы предположим, что при рождении имеется только около ста безусловных, врожденных реакций (на самом деле их, конечно, гораздо больше, например дыхание, крик, движение рук, ног, пальцев, большого пальца ноги, торса, дефекация, выделение мочи и т. д.); если мы предположим далее, что все они могут быть превращены в условные и интегрированы - по законам перестановок и сочетаний, - тогда все возможное число надстроенных реакций превысило бы на много миллионов то число реакций, на которое способен отличающийся максимальной гибкостью взрослый человек в самой сложной социальной обстановке. Эти незаученные реакции вызываются некоторыми определенными стимулами. Будем называть такие стимулы безусловными [(Б)С], а все такие реакции - безусловными реакциями [(Б)Р], тогда формула может быть выражена так:

После образования условной связи

Пусть в этой схеме А будет безусловным стимулом, а 1 - безусловной реакцией. Если экспериментатор заставляет В (а в качестве В , насколько нам известно, может служить любой предмет окружающего мира) воздействовать на организм одновременно с А в течение известного периода времени (иногда достаточно даже одного раза), то В затем также начинает вызывать 1. Таким же способом можно заставить С, Д, Е вызывать 1, другими словами, можно любой предмет по желанию заставить вызывать 1 (замещение стимулов). Это кладет конец старой гипотезе о существовании какой-то врожденной либо мистической связи или ассоциации между отдельными предметами. Европейцы пишут слова слева направо, японцы же пишут вдоль страницы - сверху вниз. Поведение европейцев также закономерно, как и поведение японцев. Все так называемые ассоциации приобретены в опыте. Это показывает, как растет сложность воздействующих на нас стимулов по мере того, как наша жизнь идет вперед.

Каким образом, однако, становятся более сложными реакции? Физиологи исследовали интеграцию реакций главным образом, однако, с точки зрения их количества и сложности. Они изучали последовательное течение какого-либо акта в целом (например, рефлекса почесывания у собак), строение нервных путей связанных с этим актом, и т. п. Бихевиориста же интересует происхождение реакции. Он предполагает (как это показано в нижеприведенной схеме), что при рождении А вызывает 1, В - 2, С - 3. Действуя одновременно, эти три стимула вызовут сложную реакцию, составными частями которой являются 1, 2, 3 (если не произойдет взаимного торможения реакций). Никто все же не назовет это интеграцией. Предположим, однако, что экспериментатор присоединяет простой стимул Х всякий раз, как действуют А, В и С . Через короткое время окажется, что этот стимул Х может действовать один, вызывая те же три реакции 1, 2, 3, которые раньше вызывались стимулами А, В, С .

Изобразим схематически, как возникает интеграция или новые реакции всего организма:

Часто возбудителем интегрированной реакции является словесный (вербальный) стимул. Всякий словесный приказ является таким именно стимулом. Таким образом, самые сложные наши привычки могут быть представлены как цепи простых условных реакций.

Бихевиоризм заменяет поток сознания потоком активности, он ни в чем не находит доказательства существования потока сознания, столь убедительно описанного Джемсом, он считает доказательным только наличие постоянно расширяющегося потока поведения. На приведенной схеме показано, чем бихевиоризм заменяет джемсовский поток сознания.

На этой схеме перечислены (весьма неполно) действия новорожденного (непрерывные линии). Она показывает, что реакции «любовь», «страх», «гнев», появляются при рождении так же, как чихание, икание, питание, движение туловища, ног, гортани, хватание, дефекация, выделение мочи, плач, эрекция, улыбка и т. д. Она показывает далее, что протягивание рук, мигание и т. п. появляются в более позднем возрасте. Из этой схемы становится также ясным, что некоторые из этих врожденных реакций продолжают существовать в течение всей жизни индивидуума, в то время как другие исчезают. Важнее всего то, что, как показывает схема (пунктирные линии), условные реакции всегда непосредственно надстраиваются на основе врожденных.

Так, например, новорожденный ребенок улыбается [(Б)Р], поглаживание губ [(Б)С] и других зон тела (как и некоторые внутриорганические стимулы) вызывают эту улыбку.
Рис. 1. Поток активности. Черная непрерывная линия обозначает безусловную основу всякой системы поведения. Пунктирная линия показывает, как каждая система усложняется при образовании условных реакций

Cитуацию при этой врожденной реакции можно представить следующим образом:
(Б)С (Б)Р Поглаживающее прикосновение Улыбка После образования условной связи: (У)С (У)Р Вид материнского лица Улыбка При реакции гнева: (Б)С (Б)Р Препятствующее движение Громкий плач, сжимание тела и т.д. (гнев) После образования условной связи: (У)С (У)Р Вид человека, учиняющего препятствие Гнев

Рассмотрим реакцию страха. Работы Уотсона и Рейнера, Мосса Лекки, Джонса и других указывают на то, что основным безусловным стимулом [(Б) С], вызывающим реакцию страха, является громкий звук или потеря опоры. Все дети, за исключением только одного из тысячи, над которыми производился эксперимент, задерживали дыхание, морщили губы, плакали, а те, кто постарше, уползали, когда раздавался позади их громкий звук или когда одеяло, на котором они лежали, внезапно выдергивалось из-под них. Ничто другое, насколько удалось наблюдать, не вызывает реакции страха в раннем детстве. Но очень легко заставить ребенка бояться какого угодно другого предмета. Экспериментатору достаточно для этого, показывая данный предмет, ударить, скажем, в стальную полосу за спиной ребенка и повторить эту процедуру несколько раз. Схема этой ситуации такова:
(Б)С (Б)Р Громкий звук, потеря опоры Вздрагивание, плач и т.д. страх После образования условной связи: (У)С (У) Р Кролики, собака, предмет, опушенный мехом Страх

Другим интересным явлением, связанным с условными эмоциональными реакциями, является перенесение. Когда пытаются изобразить этот процесс в терминах Фрейда, натыкаются на тайну. Между тем экспериментальное изучение дало существенный фактический материал для выяснения его происхождения. Опыты над человеком и над собакой показали, что можно и того и другого заставить отвечать секреторной (слюнной) или двигательной реакцией на тон в 250 колебаний в секунду. Но эта реакция происходит не только тогда, когда действует условный стимул и каждый раз раздается именно этот тон, но и тогда, когда звучат более высокие или более низкие тона. Экспериментатор может, применяя особые приемы, ограничить ряд стимулов, вызывающих реакцию. Он может ограничить их настолько, чтобы только тон в 256 колебаний в секунду (± дробь колебания) мог вызывать данную реакцию. Такая реакция называются дифференциальной, точно настроенной. Очевидно, совершенно то же самое происходит в случае условной эмоциональной реакции. Приучите ребенка к тому, чтобы один вид кролика вызывал в нем страх, и тогда, если ничего другого не будет сделано, крыса, собака, кошка, любая опушенная мехом вещь будут вызывать в ребенке страх. Бихевиорист имеет основание думать, что в точности то же самое происходит и с реакциями любви и гнева. Это указывает на то, что одна прочная условная реакция в эмоциональной сфере может произвести обширные изменения во всей жизни индивида. Такие «перенесенные» страхи представляют, следовательно, собой реакции недифференцированные, «неопределенные», диффузные. Образование условных связей начинается в жизни ребенка гораздо раньше, чем думали до сих пор. Это процесс, который в короткий срок усложняет реакцию: ребенок 2 - 3 лет уже располагает тысячами реакций, воспитанных в нем окружающей его средой. Объяснение возникающих при этом сложных реакций бихевиоризм находит в механизме условных рефлексов. Бихевиористу нет необходимости при этом погружаться в бездонность «бессознательного» фрейдовской школы.

Процесс размыкания условной связи. Ввиду исключительной практической важности вопроса бихевиористами были проведены эксперименты в области размыкания условной связи или переключения ее. Нижеприведенный простой эксперимент иллюстрирует сказанное. У ребенка 1,5 лет была выработана условная отрицательная реакция: при виде сосуда с золотыми рыбками он отходил либо убегал. Приводим слова экспериментатора: «Ребенок как только увидит сосуд с рыбками, говорит: „Кусается“. С какой бы быстротой он ни шел, он замедляет шаг, как только приблизится к сосуду на 7 - 8 шагов. Когда я хочу задержать его силой и подвести к бассейну, он начинает плакать и пытается вырваться и убежать. Никаким убеждением, никакими рассказами о прекрасных рыбках, о том, как они живут, движутся и т. д., нельзя разогнать этот страх. Пока рыбок нет в комнате, вы можете путем словесного убеждения заставить ребенка сказать: „Какие милые рыбки, они вовсе не кусаются“, но стоит показать рыбку, и реакция страха возвращается. Испробуем другой способ. Подведем к сосуду старшего брата, 4-летнего ребенка, который не боится рыбок. Заставим его опустить руки в сосуд и схватить рыбку. Тем не менее младший ребенок не перестанет проявлять страх, сколько бы он ни наблюдал, как безбоязненно его брат играет с этими безвредными животными. Попытки пристыдить его также не достигнут цели. Испытаем, однако, следующий простой метод. Поставим стол от 10 до 12 футов длиной. У одного конца стола поместим ребенка во время обеда, а на другой конец поставим сосуд с рыбками и закроем его. Когда пища будет поставлена перед ребенком, попробуем приоткрыть сосуд с рыбками. Если это вызовет беспокойство, отодвиньте сосуд так, чтобы он больше не смущал ребенка. Ребенок ест нормально, пищеварение совершается без малейшей помехи. На следующий день повторим эту процедуру, но пододвинем сосуд с рыбками несколько ближе. После 4 - 5 таких попыток сосуд с рыбками может быть придвинут вплотную к подносу с пищей, и это не вызовет у ребенка ни малейшего беспокойства. Тогда возьмем маленькое стеклянное блюдо, наполним его водой и положим туда одну из рыбок. Если это вызовет смущение, отодвинем блюдо, а к следующему обеду поставим его снова, но уже поближе. Через три-четыре дня блюдо уже может быть поставлено вплотную к чашке с молоком. Прежний страх преодолен, произошло размыкание условной связи, и это размыкание стало уже постоянным. Я думаю, что этот метод основан на вовлечении висцерального компонента общей реакции организма; другими словами, для того, чтобы изгнать страх, необходимо включить в цепь условий также и пищеварительный аппарат. Я полагаю, что причина непрочности многих психоаналитических методов лечения заключается в том, что не воспитывается условная реакция кишечника одновременно с вербальными и мануальными компонентами. По-моему, психоаналитик не может при помощи какой бы то ни было системы анализа или словесного увещевания вновь включить в цепь условий пищеварительный аппарат потому, что слова в нашем прошлом обучении не служили стимулами для кишечных реакций» (Уотсон). Бихевиорист полагает, что факты такого рода окажутся ценными не только для матерей и нянь, но и. для психопатолога.

Представляет ли мышление проблему? Всевозрастающее преобладание речевых навыков в поведении растущего ребенка естественно вводит нас в бихевиористическую теорию мышления. Она полагает, что мышление есть поведение, двигательная активность, совершенно такая же, как игра в теннис, гольф или другая форма мускульного усилия. Мышление также представляет собой мускульное усилие, и именно такого рода, каким пользуются при разговоре. Мышление является просто речью, но речью при скрытых мускульных движениях. Думаем ли мы, однако, только при помощи слов? Бихевиористы в настоящее время считают, что всякий раз, когда индивид думает, работает вся его телесная организация (скрыто), каков бы ни был окончательный результат: речь, письмо или беззвучная словесная формулировка. Другими словами, с того момента, когда индивид поставлен в такую обстановку, при которой он должен думать, возбуждается его активность, которая может привести в конце концов к надлежащему решению. Активность выражается: 1) в скрытой деятельности рук (мануальная система реакций), 2) чаще - в форме скрытых речевых движений (вербальная система реакций), 3) иногда - в форме скрытых (или даже открытых) висцеральных реакций (висцеральная система реакций). Если преобладает 1-я или 3-я форма, мышление протекает без слов.

Бихевиористы высказывают предположение, что мышление в последовательные моменты может быть кинестетическим, вербальным или висцеральным (эмоциональным). Когда кинестетическая система реакций заторможена или отсутствует, тогда функционируют вербальные процессы; если заторможены те и другие, то становятся доминирующими висцеральные (эмоциональные) реакции. Можно, однако, допустить, что мышление должно быть вербальным (беззвучным) в том случае, если достигнута окончательная реакция или решение. Эти соображения показывают, как весь организм вовлекается в процесс мышления. Они указывают на то, что мануальная и висцеральная реакции принимают участие в мышлении даже тогда, когда вербальных процессов нет налицо; они доказывают, что мы могли все же каким-то образом мыслить даже в том случае, если бы мы не имели вовсе слов. Итак, мы думаем и строим планы всем телом. Но поскольку речевые реакции, когда они имеются налицо, обычно доминируют, по-видимому, над висцеральными и мануальными, можно сказать, что мышление представляет собой в значительной мере беззвучную речь.

Б. Скиннер (1904-1990) - американский психолог, представитель бихевиоризма, профессор психологии Гарвардского университета, внес значительный вклад в теорию и методики обучения, разработал филосою "науки человеческого поведения", служащую основой социального бихевиоризма. Основные произведения: "The behavior of organism" (1938), "Science and human behavior" (1956), "Reflektions on bahaviorism ans society" 1978
Публикуемый фрагмент представляет собой перевод введения из книги Б. Скиннера "Что такое бихевиоризм?", в котором приводятся основные аргументы против бихевиоризма, с которыми полемизирует Скиннер.

35. Проблемы психологии подросткового возраста. Теории подросткового кризиса. Проявления подросткового кризиса.

Абстракт

Подростковый возраст - сложное время как для самого индивидуума, так и для окружающих его людей. Выделяется три типа объяснений проблем переходного периода – психоаналитические; социально-психологические, теория Э. Эриксона Последний определяет кризис подросткового возраста как кризис идентичности, то есть поиск ответа на вопрос "кто я в различных жизненных и социальных ситуациях" и сведение всех этих ролей во внутренне непротиворечивый комплекс.

Выделяются две стадии подросткового кризиса – негативная и позитивная. Степень выраженности подросткового кризиса в последние годы уменьшилась. Его проявления могут быть различными. Подавляющее большинство проблем подросткового периода решается путем повышения самооценки. Неадекватные проявления требуют профессионального вмешательства.

Биологически подростковый возраст связывают с физиологическими изменениями в организме, которые определяются половым созреванием. Эти изменения обозначаются термином "пубертат " (от лат. pubescere - покрытый волосами) - совокупность биологических изменений, происходящих в организме подростка, которые влияют как на его восприятие другими людьми, так и на его самовосприятие, в особенности на образ собственного тела.

Биологически средний возраст начала пубертата: для девочек - от 10 до 13 лет (Европа и Северная Америка); для мальчиков - на два года позже. Заканчивается пубертат тогда, когда половой аппарат становится полностью готовым к функционированию.

Если обратиться к концепции социобиологии, то можно вспомнить, что аналогичный период есть уже у многих высших животных. У высших животных, где индивидуумы пространственно отделены друг от друга, возникают новые явления, обеспечивающие размножение. Прежде всего они должны территориально найти друг друга, для чего животные в течение созревания или даже незадолго до него охватываются возбуждением (бродят, птицы предпринимают полеты и т.д.). Другими словами, индивидуум должен выйти из состояния самоуспокоенности и начать активный поиск партнера. Применительно к человеку это означает, что он должен стать возбудимым, неудовлетворенным в своей замкнутости, и его Я должно раскрыться для встречи с ТЫ.

Все исследователи сходятся на том, что подростковый возраст - сложное время как для самого индивидуума, так и для окружающих его людей. Многие вводят даже специальное понятие - "кризис подросткового возраста".

Выделяется три типа объяснений проблем переходного периода – психоаналитические; социально-психологические, теория Э. Эриксона.

Психоаналитический подход - более старый, появился в 30-е гг. с работами дочери З. Фрейда Анны Фрейд.

Сформулируем основную идею этого подхода. В период полового созревания пробуждаются силы инстинктивной природы, которые нарушают уже установившееся внутреннее психическое равновесие. Происходит своеобразный возврат к уже пройденной (по Фрейду) генитальной фазе - разрушение эмоциональных связей с родителями, поскольку поиски соответствующего объекта любви выходят теперь за пределы семьи. Иначе говоря, чтобы ребенок смог в будущем полюбить другого человека и создать со временем новую семью, в душе его должно освободиться место, занимаемое родителями.

Такой подход объясняет некоторые феномены, действительно свойственные подросткам:

· обожание знаменитостей (кинозвезд и т.д.) как превращенная любовь к родителям, свойственная ранним фазам развития ребенка;

· резкие перепады между крайностями в поведении как возврат к инфантильным проявлениям (неуравновешенность мыслей и чувств и т.д.).

Для социально-психологического подхода главными понятиями в анализе юности являются социализация и роль. У индивидуума появляется множество возможностей в плане как выбора, так и принятия новых социальных ролей. Ослабление влияния прежних авторитетов и открывающаяся возможность экспериментирования в области социально-ролевого поведения часто приводит к возникновению у молодых людей сомнений и нерешительности. Другими словами, этот подход объясняет особенности юношеского развития процессом смены ролей.

Тогда путь юношеского развития - это путь социализации и освоения новых социальных ролей, нередко сопряженный с метаниями, неуверенностью, непоследовательностью, конфликтами и другими трудностями ролевого выбора. Если в детстве роли для ребенка определяют взрослые, то с наступлением юности возникает задача самостоятельного выбора и интерпретации ролевого поведения. При этом непременно возникают ролевые конфликты.

Пример: девушка чувствует себя обязанной провести вечер с матерью, у которой возникли какие-то проблемы, и в то же время она стремится на свидание с другом, к которому испытывает нежные чувства.

Итак, психоаналитический подход видит причину стресса и внутреннего напряжения, характерного для подросткового возраста, во внутренней эмоциональной нестабильности; социальная психология - в противоречивости тех воздействий, которые общество оказывает на молодого человека. Синтезом этих подходов является наиболее широко сейчас распространенная теория Э. Эриксона , согласно которому биологическое созревание и биологические побуждения взаимодействуют с социальными ролями, ожиданиями и требованиями на всем протяжении жизни человека. Это взаимодействие на каждой стадии развития приводит к возникновению кризиса как поворотной точки в процессе становления индивида, после которой возникает возможность дальнейшего интенсивного жизненного развития. Эриксон выделяет кризис подросткового возраста, определяя его как кризис идентичности, то есть формирование идентичности (ответа на вопрос "кто я в различных жизненных и социальных ситуациях" и сведения всех этих ролей во внутренне непротиворечивый комплекс) в противовес ролевой неопределенности детского личностного Я.

Чувство идентичности формируется у подростка постепенно. Его источником служат различные идентификации, уходящие корнями в детство. Ценностные и моральные стандарты детей, как уже говорилось, преимущественно отражают ценности и мораль их родителей; чувство собственной значимости у детей определяется в основном отношением к ним родителей (любят - не любят, принимают – не принимают и т.д.). В школе мир ребенка значительно расширяется, для него становятся все более важными ценности, разделяемые его сверстниками, и оценки, высказываемые учителями и другими взрослыми.

Подросток пытается выработать единую картину мировосприятия, в которой все эти ценности и оценки были бы синтезированы. Поиск идентичности значительно усложняется, если ценностные представления родителей, учителей и сверстников не согласуются между собой.

Стадии подросткового кризиса .

Как правило, выделяются две стадии подросткового кризиса – негативная и позитивная.

Негативная фаза – переход к новому типу отношений в условиях, когда сдвиги в развитии личности ребенка в начале подросткового периода опережают появление соответствующих им изменений в отношениям со взрослыми. То есть подросток путем разных форм неподчинения взрослому ломает прежние, детские отношения с ним и навязывает новый тип взрослых отношений, которым объективно принадлежит будущее (только при таких отношениях может развиваться социальная взрослость подростка).

Негативная фаза связывается с разрушением у подростка прежних и появление новых интересов. Если это происходит по инициативе подростка, то возникают конфликтные отношения, которые способствуют нежелательной эмансипации подростка, создают у него смысловой барьер к воздействиям взрослого. Если же это происходит по инициативе взрослых, то может протекать постепенно, без конфликтов. В этом случае взрослый начинает заранее перестраивать свое отношение к подростку и выяснять, где именно и как можно расширить его самостоятельность и права, а одновременно и повысить требования к нему, увеличить его ответственность.

Позитивная фаза - фаза культурных интересов. Из многообразия интересов постепенно, путем дифференциации, выбирается и укрепляется некоторое основное ядро интересов (как правило, от романтических стремлений к реалистичному и практичному выбору одного наиболее устойчивого интереса, который и определит всю его дальнейшую жизнь).

Степень выраженности подросткового кризиса . Все явления, которые мы уже описали и еще опишем, могут быть выражены с разной степенью. Так, во времена Фрейда все это наблюдалось в сильной степени. В то же время исследования 1975 года (США) показывают, что, хотя все подростки испытывают некоторое напряжение вследствие специфичных для этого возраста психологических трудностей, кризис наблюдался в исключительных случаях. Большинство подростков успешно решают все перечисленные задачи развития. Только у 20 процентов подростков наблюдается "беспорядочное взросление", соответствующее истинному подростковому кризису: эмоциональный стресс, аффективное реакции, крах Я, семейные и социальные конфликты.

Бихевиористский метод

Данный метод (от англ. behaviour -- поведение) заключается в исследовании поведения субъектов политических процессов -- отдельных людей и социальных групп. Однако обосновавшие данный метод американские социологи П. Лазарсфельд, Т. Лассуэл и другие акцентировали внимание главным образом на внешних обстоятельствах поведения людей и, по сути, игнорировали мотивы их политического поведения. Это вполне соответствует установкам бихевиоризма как одного из направлений современной психологии.

Политическое, правовое, экономическое, моральное и другое сознание людей, в том числе субъектов политической деятельности, осталось вне поля зрения представителей, так сказать политологического бихевиоризма, т.е. бихевиористского учения о политической деятельности. Это породило недооценку роли ценностных ориентации, целей и в конечном счете всей субъективной стороны политической деятельности людей.

По мнению некоторых авторов, истоки современного политологического бихевиоризма следует искать в позитивистской политической социологии Макашева З.М. Исследование систем управления -- М., Кнорус, 2008. Это отчасти соответствует действительности: в том и другом случаях одним из основных методов сбора данных о политическом поведении субъектов являются наблюдения исследователя", широко применяются количественные методы анализа полученных данных, в том числе статистические методы, моделирование и др.

Однако позитивизм вообще и позитивистская политическая социология в частности, в отличие от бихевиоризма, никогда не игнорировали сознание людей, в том числе мотивы их деятельности и ценностные ориентации. Напротив, именно этим факторам позитивизм отводит решающую роль в поведении людей и в складывающихся в ходе их деятельности социальных процессах, в том числе политических. Поэтому они в данном случае являются основным предметом анализа всей политической действительности. Что касается бихевиористского метода анализа политических явлений и процессов, то он не способствует получению целостных научных представлений о них - в этом его основной недостаток.

Основное внимание представители бихевиорального направления уделяли не политическим институтам (например, государству), а механизмам осуществления власти. Предметом их анализа явилось политическое поведение на индивидуальном и социально-агрегированном уровне (в группах, социальных институтах и т.д.). В поле зрения бихевиористов оказались многочисленные аспекты политического процесса, связанные с политическим поведением, такие как голосование на выборах, участие в других различных формах политической активности, в том числе и в неконвенциональных формах (демонстрации, забастовки и т.п.), лидерство, деятельность групп интересов и политических партий и даже субъектов международных отношений. Изучая эти разнообразные аспекты, они пытались ответить на вопрос: почему люди в политике ведут себя определенным образом.

Вместе с тем, бихевиорализм был несвободен от некоторых недостатков и спорных моментов. Чаще всего это методологическое направление подвергали критике за следующие типические особенности, которые выделяет Д. Истон:

попытку дистанцироваться от политической реальности и абстрагироваться от «особой ответственности» по практическому применению знаний, которую накладывают занятия профессиональной наукой;

концепцию научности процедуры и методов, которая уводила исследователя от изучения самого индивида, мотивов и механизма его выбора («внутреннего» поведения) к исследованию условий, которые влияют на действия («внешнее» поведение людей). Это могло привести к тому, что политическая наука превратится в «бессубъектную и нечеловеческую» дисциплину, в рамках которой изучение человеческих намерений и целей занимает достаточно скромное место;

«наивное предположение, что одна только бихевиоральная политическая наука свободна от идеологических посылок»;

некритическое восприятие «классической» позитивистской интерпретации природы научного познания, несмотря на то, что, начиная с 19 века, не раз раздавались критические высказывания в адрес этого научного направления и высказывалась мысль о наличии существенных особенностей гуманитарного знания;

неспособность к изучению ценностных аспектов политических отношений

индифферентное отношение к возникающей фрагментации знания, несмотря на необходимость его использования для решения комплекса социальных проблем.

Кроме того, среди недостатков данного подхода необходимо отметить отсутствие системного взгляда на политические процессы и игнорирование историко-культурного контекста.

Отмеченные недостатки бихевиорализма, его неспособность дать ответы на многие вопросы политической жизни, предсказать некоторые политические события (например, события 60-х гг.) вызвали кризис этого направления.

Сам термин «бихевиоризм» происходит от английского слова «поведение» — это направление психологии, который изучает основы поведения человека, причины тех или иных поступков, а также методы влияния. Классический бихевиоризм включает в себя также наблюдение за животными. Что примечательно, эта ветвь психоанализа не видит существенных отличий между поведением человека и братьев наших меньших.

История возникновения

Впервые о бихевиоризме американский психолог Джон Уотсон заявил в 1913 году в своем докладе «Психология, какой ее видит бихевиорист». Его основная идея заключалась в том, что психолог должен изучать поведение, отделяя его от мышления или психической деятельности. Он призывал наблюдать за человеком, точно так же, как за любым предметом исследования естественных наук. Уотсон отрицал значимость изучения сознания, ощущений, эмоций пациента, потому что считал их недостаточно объективными и пережитками философского влияния. Ученый стал в своем роде первооткрывателем науки только из-за того, что озвучил идею, которая активно обсуждалась в научных кругах. Огромное влияние на становление теории сыграло учение о рефлексе (И. П. Павлов, И.М. Сеченов, В.М. Бехтерев).

За время обучения в университете Джон Уотсон посвятил много времени наблюдению за поведением животных. В своей статье о бихевиоризме он раскритиковал популярный в то время метод интроспективного анализа (самоанализ без дополнительных методов исследования).

Его целью было умение предсказывать поведение человека и направлять его. В лабораторных условиях он вывел понятия «стимул-реакция». Это вытекает из учения о рефлексах как ответа на внешний или внутренний раздражающий фактор. По мнению ученого любая поведенческая реакция может быть предугадана, если врачу известны стимул и реакция пациента на него.

Реакция научного мира

Джона Уотсона можно по праву назвать лидером бихевиористичекого движения. Его идеи так пришлись по вкусу психологам, что его мировоззрение приобрело массу поклонников и сторонников. Популярность метода классического бихевиоризма также объясняется его простотой: никаких дополнительных исследований, простое наблюдение и анализ результатов.

Наиболее известными учениками считаются Уильям Хантер и Карл Лешли. Они работали над изучением отсроченной реакции. Ее суть заключалась в предоставлении стимула « сейчас» и получения реакции «потом». Наиболее распространенный пример: обезьяне показывали, в котором из двух ящиков находится банан; затем на время ставили ширму между животным и лакомством, убирали и ждали решения поставленной задачи. Тем самым было доказано, что приматы способны к отсроченной реакции.

Карл Лешли позже пошел по другому пути. Он изучал связь между реакцией на раздражители и различными участками центральной нервной системы. В своих опытах на животных он развивал определенный навык, а затем удалял различные части мозга. Он хотел выяснить зависит ли стойкость навыков от участков коры головного мозга. В ходе его экспериментов было установлено, что все участки мозга равноценны и взаимозаменяемы.

В 40-х годах этого же тысячелетия бихевиоризм трансформировался и дал жизнь новому направлению в психологии – необихевиоризму. Он появился потому, что классический бихевиоризм не мог дать исчерпывающие ответы на постоянно возникающие вопросы. Уотсон не учел, что поведение людей намного сложнее поведения животных. И один стимул может вызвать огромное множество «откликов». Поэтому необихевиористы ввели «промежуточные переменные»: факторы, влияющие на выбор линии поведения.

Отцом необихевиоризма является Б.Ф. Скиннер. Его мировоззрение отличалось от классических представлений бихевиоризма тем, что он не считал неподтвержденные объективно данные научными. Он не ставил перед собой цель воспитания, его больше интересовали мотивы и побуждения, движимые человеком.

Суть метода

Бихевиоризм несет в себе простую идею, что человеческим поведением можно управлять. Этот метод основан на определении зависимости стимул-реакция.

Основоположниками этого направления было выдвинуто мнение, что выбранное поведение человека является ответной реакцией на окружающую действительность. Уотсон пытался это продемонстрировать на примере поведения младенцев. Наиболее известен опыт с белой крысой. 11-месячному ребенку давали играть с лабораторным животным, которое не проявляло никакой агрессии, и малыш был вполне счастлив. Через некоторое время, когда ребенок вновь брал в руки животное, за его спиной сильно стучали палкой по металлической пластине. Младенец пугался громких звуков, бросал животное и плакал. Вскоре его пугал сам вид белой крысы. Таким образом, ученый искусственно сформировал негативную связь «стимул-реакция».

Бихевиоризм ставит перед собой цель управлять и предсказывать поведение человека. Этим по сей день успешно пользуются маркетологи, политики, менеджеры по продажам.

Поклонники этого направления определяют прямую зависимость от воздействия общества и окружающей среды на становление человека как личности.

К минусам данной теории можно смело отнести то, что никто не учитывает генетическую предрасположенность (например, тип темперамента передается по наследству) и внутренние мотивы, которые оказывают не последнее влияние на принятие решений. Ведь нельзя проводить параллель между поведением животного и человека, не учитывая различие психики и сигнальных систем.

Джон Уотсон считал, что если правильно подобрать стимулы, то можно запрограммировать человека на определенное поведение и выработать в нем необходимые качества личности и черты характера. Это ошибочное мнение, так как во внимание не берется индивидуальные особенности каждого и внутренне стремления, желания, побуждения. Отвергая идею различия и человеческой индивидуальности, все усилия приверженцев классического бихевиоризма направлены на создание послушной и удобной машины.

Методы

Гуру бихевиоризма использовал в своей практике следующие методы:

  • Простое наблюдение;
  • Тестирование;
  • Дословная запись;
  • Метод условных рефлексов.

Метод простого наблюдения или с использованием техники стал основным и полностью соответствовал главной идее этого направления в психологии – отрицание интроспекции.

Тестирование было направлено на более детальное изучение поведения человека, а не его психологических особенностей.

А вот с методом дословной записи все оказалось немного сложнее. Его использование говорит о несомненной пользе интроспекции. Ведь даже при своих убеждениях, Уотсон не мог отрицать важную роль наблюдения за глубинными психологическими процессами. В его понимании речь и словесное выражение мыслей было сродни действиям, за которыми можно наблюдать и которые можно анализировать. Записи, которые нельзя было объективно подтвердить (мысли, образы, ощущения) в расчет не принимались.

Ученые наблюдают за испытуемым в естественных для него условиях и в искусственно создаваемых в лаборатории ситуациях. Большую часть своих экспериментов они проводили на животных и выводили определенные закономерности и связи в их поведении. Полученные данные они переносили на человека. В опытах с животными исключалось влияние промежуточных факторов и внутренних скрытых мотивов, что упрощало обработку данных.

Метод условных рефлексов позволяет отследить прямую связь с учениями Павлова и Сеченова. Уотсон изучал закономерности между «стимулом» и реакцией на раздражитель и сводил их к простейшему союзу «стимул-ответ».

Бихевиоризм в психологии сводится к упрощению ее до уровня наук, которые довольствуются исключительно объективными фактами и данными. Этот раздел психологии стремится исключить ментальную составляющую и инстинктивное поведение человека.

Поведенческая психотерапия

Бихевиоризм как теоретическая ветвь психологии трансформировался в поведенческую психотерапию, которая стала одним из ведущих методов решения проблем.

Когитивно-бихевиориальная терапия направлена на решение психологических проблем, причиной возникновения которых были неправильные или вредные убеждения и аффирмации.

В начале прошлого столетия Эдвард Торндайк сформулировал два основных закона, которые успешно применяются и в современной психотерапевтической практике:

  1. Закон эффекта: чем сильнее удовольствие, которое вызывает определенное действие, тем сильнее связь «стимул-реакция»; соответственно, негативно окрашенные эмоции делают эту связь более слабой;
  2. Закон упражнения: повторение какого-либо действия облегчает его выполнение в дальнейшем.

В этой практике пациент играет ведомую роль: он отвечает на вопросы психолога, выполняет рекомендованные упражнения. В ходе лечения члены семьи принимают живое участие в терапевтических мероприятиях: они поддерживают пациента, помогают ему выполнять «домашние задания».

Бихевиоризм привнес в это направление психотерапии принцип «минимального вторжения». Это означает, что вмешиваться в жизнь пациента врач должен только в той степени, которая необходима для решения конкретной задачи. Отправной точкой является определенная проблема, которая требует разрешения (принцип «здесь и сейчас»).

Бихевиориальная терапия имеет в своем арсенале множество методов:

Название Суть метода
Имитационное обучение Пациент имитирует модель поведения. За образец может быть принят герой литературного произведения, фильма, известная личность. Иногда можно использовать дополнительные стимулы.
Ролевой тренинг Цель ролевой игры: пациент проживает трудную для него ситуацию, адаптируется к ней, ищет пути решения. Хорошие результаты приносит использование такого метода в группах пациентов.
Методы отучивания Формирование стойкой неприязни к какому-либо «стимулу»
Методы устранения Пациент должен научиться полностью расслабляться в момент стресса, что подкрепляется положительным влияние извне (приятная музыка, изображение)
Имплозивная терапия Пациента раз за разом подвергают влиянию отрицательных факторов, провоцируя возникновение стресса. Со временем он «привыкает» к неприятной ситуации и она утрачивает свою остроту

Поведенческая терапия не применяется с людьми в состояниях тяжелой депрессии, при остром психозе и в случаях глубокой умственной отсталости.

Применение в педагогике

В России бихевиоризм не пользуется большой популярностью, тогда как в Америке это направление психотерапии успешно применяется, откуда представители этого направления родом.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама