THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

1.5.3. Избирательные системы: мажоритарная, пропорциональная, смешанная.

Избирательная система – есть порядок организации и проведения выборов в представительные учреждения или индивидуального руководящего представителя (например, президента страны), закреплённый в юридических нормах, а также сложившейся практикой деятельности государственных и общественных организаций.

Бывают выборы парламентские, президентские, региональные (в субъектах федерации), муниципальные, вы­боры судей, некоторых должностных лиц (коронеров в США). В современных демократиче­ских государствах выборы, как правило, являются всеобщими, равными, прямыми с тайным голосованием. Лишь в США выборы являются косвенными (многостепенными), поскольку избиратели голосуют за выборщиков - представителей политической партии, а последние непосредственно выбирают президента. Специфической формой электоральной активности является референдум - особый тип всенародного голосования, объектом которого выступает важный государственный вопрос или законопроект (конституция). В редких случаях объек­том референдума становится конкретный человек - кандидат на пост президента (Арабская республика Египет).

Существует два основных типа избирательных систем: мажоритарная (альтернатив­ная) и пропорциональная (представительная).

При мажоритарной системе для избрания кандидат или партия должны получить большинство голосов избирателей округа или всей страны. Партии, собравшие меньшинство голосов никаких мандатов не получают. Мажоритарная система абсолютного большинства чаще используется на президентских выборах, где победитель должен получить больше по­ловины голосов (минимум 50 % плюс один голос). Если ни один кандидат не получил свыше половины голосов, проводится второй тур выборов, на котором представлены лишь два кан­дидата, получивших наибольшее число голосов (иногда во второй тур допускаются все кан­дидаты, набравшие в первом туре голосов больше установленного минимума). При системе относительного большинства (США, Великобритания, Канада, Франция, Япония и др.) для победы достаточно хотя бы на немного опередить других претендентов.

Преимуществом мажоритарной системы является сравнительная легкость формиро­вания правительства и его стабильность, поскольку парламентские мандаты распределяются в основном среди крупных партий-победителей. Мелкие партии отсеиваются. Как правило, между избирателями и депутатами, рассчитывающими на свое переизбрание, формируются устойчивые связи в конкретных округах. В то же время мажоритарная избирательная систе­ма существенно искажает картину предпочтений и волю избирателей. Партия, пользующаяся меньшей поддержкой избирателей, иногда одерживает верх над партией, получившей в це­лом по стране большинство голосов за счет победы в округах с меньшей численностью из­бирателей. Многое зависит от нарезания избирательных округов. Ограничивая доступ в де­путатский корпус небольших партий, мажоритарная система может ослаблять легитимность власти.

Пропорциональная избирательная система состоит в распределении мандатов пропорционально голосам, полученным партиями или избирательными коалициями, что по­зволяет представлять интересы всех групп общества. Разнородные партии часто вынуждены вступать во временные коалиции, которые распадаются при обострении противоречий и создают правительственные кризисы. Политика правительства, сформированного на базе меж­партийной коалиции, отличается неуверенностью и непоследовательностью. Для большей стабильности партийных коалиций в ряде избирательных систем используют загради­тельные барьеры, устанавливающие необходимый для получения депутатских мандатов ми­нимум голосов. Обычно он составляет три - пять процентов всех поданых голосов. В России с 2007 года - 7 процентов. Не преодолевшие заградительный барьер партии теряют право быть представленными в парламенте. Избиратель голосует за партийный список. Существу­ют три основных вида списков для голосования: жесткие списки, когда голосуют за партию в целом и кандидаты получают мандаты в той последовательности, в которой они представле­ны в партийных списках; полужесткие - в этом случае обязательно мандат получает канди­дат, возглавляющий партийный список, распределение же остальных полученных партией мандатов осуществляется в зависимости от полученных кандидатом голосов (преференций); свободные - распределение всех депутатских мест происходит в соответствии с преферен­циями избирателей.

Существуют различные модификации как мажоритарной, так и особенно пропорцио­нальной систем. Многие страны, стремясь максимально использовать достоинства каждой из них и смягчить их недостатки, применяют смешанные системы, сочетающие элементы мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. Так, в ФРГ одна половина депутатов бундестага избирается по мажоритарной системе относительного большинства, вторая половина - по пропорциональной системе. Подобная избирательная система исполь­зовалась и в России на выборах в Государственную Думу в 1993, 1995, 1999, 2003 гг. В по­следние десятилетия некоторые организации (ООН, партии «зеленых» и др.) используют консенсусную систему выборов. Она имеет позитивную направленность, т.е. ориентирована не на критику противника, а на нахождение наиболее приемлемого для всех кандидата или избирательной платформы. Практически это выражается в том, что избиратель голосует не за одного, а за всех (обязательно больше двух) кандидатов и ранжирует их список в порядке собственных предпочтений. Так, например, если на пост президента претендуют 5 кандида­тов, то голосующий определяет место каждого из них. За 1-е место дается 5бaллoв, за 2-е - 4, за 3-е - 3, за 4-е - 2, за 5-е - 1 балл. После голосования полученные баллы суммируются и по их количеству определяется победитель.

Ориентируя субъектов политики на определенный порядок борьбы за власть, различ­ные избирательные системы непосредственно определяют тип партийных систем и избира­тельных кампаний. Законы также могут влиять на характер партийных систем, накладывая, например, ограничения на деятельность немногочисленных партий, препятствуя допуску к выборам оппозиционных партий определенной направленности, разрешая насильственные действия по отношению к нелегальным партийным объединениям. Там, где действуют из­бирательные системы мажоритарного типа (определяя одного победителя по большин­ству полученных голосов), как правило, формируются двухпартийные системы или системы с одной доминирующей партией. Пропорциональные избирательные системы, напротив, давая шансы на представительство в органах власти большему числу поли­тических сил, инициируют создание многопартийных систем и партийных коалиций, облегчают возникновение новых партий.

Лидера и т.п. недопустима, она лишь оттолкнёт от политика большую часть людей. 2. PR и избирательные компании Избирательная кампания - система агитационных мероприятий, проводимых политическими партиями и независимыми кандидатами с целью обеспечить себе максимальную поддержку избирателей на предстоящих выборах. Избирательная кампания - сложное и многогранное понятие, которое можно...

И социал-демократическая рабочая партия, которые возникли на основе подпольных кружков в условиях отсутствия парламентаризма. Какие же функции выполняют партии в политической жизни современного общества? В работах известных специалистов по политическим партиям таких функций выделяется разное количество. Однако три из них в современной демократической политической системе осуществляет любая...

И территориальных общественных и некоммерческих организаций воздействие негативных аспектов этого феномена будет ослабевать, а позитивных – усиливаться. 2. Роль российских политических партий в современных условиях 2.1 Роль политических партий в российских региональных электоральных процессах В демократической политической системе партии выступают одним из главных акторов...

Обеспечения и траты денежных средств политическими партиями, но и стремится сделать этот процесс как можно более прозрачным.4.Особенности политических партий сегодняшней России. А. Становление многопартийности в России. Политическая жизнь России отличается нестабильностью и своеобразием. Страна переживает переходный период своей истории, главное содержание которого состоит в окончательном...

На фоне проходящих постоянно выборов у большинства людей возникает вопрос о том, что такое пропорциональная избирательная система? Эта проблема давно перестала носить чисто энциклопедический характер, перейдя в плоскость в большей степени практическую. Поэтому имеет смысл дать характеристику обозначенного выборного процесса и выявить его достоинства, а также недостатки.

Пропорциональная отличительные характеристики

Если просто сформулировать сущность данного то она может выглядеть следующим образом: избиратель голосует за имидж той или иной политической силы. И именно это отличает данный вид от мажоритарной модели. Но такое определение требует расшифровки. Итак, основными признаками пропорционального вида являются:

  1. Отсутствие неучтенных голосов.
  2. Прямое соотношение между процентом отданных на выборах голосов и процентом мест в избираемом органе.

Эти два признака обуславливают сам Фактически определенный участок страны или все государство представляет собой многомандатный округ, в котором каждый волен избрать понравившуюся ему политическую силу. При этом избираемыми выступают партии, движения, объединения, блоки, но в орган проходят лишь представленные в зарегистрированных списках физические лица. Стоит отметить, что в странах развитой демократии в пропорциональной системе выборов могут выставляться «соединенные списки» и «независимые списки». В первом случае объединяющиеся политические силы идут на выборы единым фронтом, при этом не уточняя, кто именно будет представлять их в органе. Во втором - пропорциональная избирательная система позволяет выставлять кандидатуру единственного физического лица (такое положение характерно для Бельгии или Швейцарии).

В целом избирательный процесс по данной системе выглядит следующим образом: придя на участок для голосования, избиратель отдает свой единственный голос за конкретную партию. После подсчета голосов политическая сила получает такое количество мест в органе, которое соответствует проценту, полученному на выборах. Далее количество мандатов распределяется согласно списку, зарегистрированному заранее, между членами политической силы. Ротация мест происходит только в тех случаях, когда не в состоянии в силу физических или законодательных причин осуществлять полномочия.

Из всего этого можно сделать вывод, что пропорциональная избирательная система - это особый вид процесса выборов, при котором представитель электората голосует не за конкретных лиц, а за политические силы. Также стоит помнить, что территория, на которой происходят выборы, представляет собой один крупный многомандатный округ.

Пропорциональная избирательная система: достоинства и недостатки

Как и любой тип избирательного процесса, эта система обладает как достоинствами, так и недостатками. К числу преимуществ следует отнести тот факт, что пропорциональная избирательная система способствует учету предпочтений всего электората, который решил огласить свою волю. В данном случае она выгодно отличается от мажоритарной, учитывающей только волю большинства.

А вот к существенному недостатку данной системы относится то, что избирателю фактически дают право голосовать за имидж той или иной политической силы, а не за конкретную личность. Стоит отметить, что в данном случае облик может строиться на харизме лидера (как это случилось, например, в Германии в 1933). При этом пришедшие к власти иные физические лица могут быть и вовсе незнакомы электорату. Таким образом, пропорциональная избирательная система способствует развитию «культа личности» и, как следствие, возможному переходу от демократического строя к автократии. Однако такое положение встречается не так часто вследствие имплементации норм сдерживания.

Следовательно, пропорциональная избирательная система - это удобный механизм учета мнения всего общества, проживающего в конкретной части страны или во всем государстве.

Для функционирования политической системы любого государства важное значение имеют избирательные системы , применяемые при формировании состава центральных и местных представительных учреждений, а также выборных должностных лиц.

Термин «избирательная система» имеет два з начения.

Во-первых, в широком смысле под избирательной системой понимается совокупность общественных отношений, возникающих в процессе выборов различного уровня: федеральных, региональных, муниципальных.

Именно в таком смысле термин «избирательная система России» употребляется в средствах массовой информации в преддверии или в процессе избирательной кампании по выборам Государственной Думы или Президента РФ, представительного органа субъекта Федерации или местного самоуправления.

Во-вторых, в узком смысле термин «избирательная система» представляет собой способ распределения мандатов между кандидатами или списками кандидатов .

И если избирательная система в широком смысле может включать в себя отношения как урегулированные, так и не урегулированные нормами права, то в узком смысле избирательная система - это всегда совокупность установленных избирательным законодательством правил, процедур, критериев, с помощью которых определяются результаты голосования.

Использование той или иной избирательной системы в определенной мере является результатом соотношения политических сил в обществе. От того, какая избирательная система используется, результаты выборов при одинаковых результатах голосования могут быть различными. Взвешивая свои возможности в рамках каждого вида избирательных систем, политические силы выбирают наиболее выгодный им вариант формирования выборного органа.

Наиболее распространенными являются два вида избирательных систем: мажоритарная и пропорциональная , а в ряде стран, в том числе и в РФ, применяется третья разновидность - смешанная избирательная система (соединение мажоритарной и пропорциональной).

Избирательные системы, которые для определения результатов голосования применяют принцип большинства, называются мажоритарными ,

а те, в основу которых положен принцип соответствия (пропорцио-нальности) между полученными голосами и завоеванными мандатами , носят название пропорциональны х.

Мажоритарная избирательная система считается старейшей: именно с нее начали проводиться выборы в парламенты. Она способствует созданию стабильного правительства, опирающегося на партию большинства, в ее основе лежит принцип большинства, т.е. избранным считается кандидат (список кандидатов), получивший боль- шинство голосов избирателей в избирательном округе (или в стране в целом).



За довольно долгий исторический срок применения мажоритарной системы сложилось три ее варианта , или три вида большинства: относительного, абсолютного и квалифицироваиного.

Мажоритарная система относительного большинства применяется во многих странах (США. Великобритания, Индия, страны англосаксонской правовой системы).

В РФ по мажоритарной избирательной системе относительного большинства до принятия нового Федерального закона 18 мая 2005 г. избиралась половина состава депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ и большинство законодательных (представительных) органов государственной власти субъектах РФ, представительных органов местного самоуправления. Федеральный закон о выборах депутатов Государсрственной Думы 2002 г. закреплял, что избранным по одномандатному избирательному округу признается зарегистрированный кандидат, который получил наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Таким образом, при этой системе кандидат (список кандидатов), чтобы быть избранным, должен получить больше голосов, чем любой другой кандидат (список). При такой системе победителем может стать кандидат, набравший лишь 10-12% голосов избирателей. Важно, чтобы ни один другой кандидат не получил больше голосов (если несколько кандидатов набрали одинаковое количество голосов, то вопрос решается жребием или по сроку регистрации).

Обычно при мажоритарной системе относительного большинства выборы проводятся по одномандатным округам, хотя возможно образование и многомандатных округов. Так, в некоторых регионах России на муниципальных выборах имеются примеры создания таких избирательных округов. Например, в Ярославской области город Псреславль-Залесский был объявлен одним многомандатным избирательным Округом, в котором избиралось число кандидатов, равное коллективу депутатских мест в городском представительном органе местного самоуправления.



Достоинством мажоритарной системы относительного большинства является ее результативность - всегда кто-то наберет относительное большинство. Этим исключается обременительный для избирателей и дорогостоящий второй тур выборов (повторное голосование). Применение этой системы дает неплохие результаты при двухпартийной системе, когда соперников кандидатов только два. Но когда кандидатов много и голоса избирателей распыляются между ними, эта система коренным образом искажает волю избирательного корпуса. Даже при двухпартийной системе а Великобритании были случаи, когда кандидаты одной партии получали в целом меньше голосов по стране, но больше мест в Палате общин.

Недостатком рассматриваемой системы является то, что она лишает представительства малые партии и дает искаженное представление о действительном соотношении политических сил, поскольку побеждают кандидаты, которых поддерживает менее половины избирателей. Голоса избирателей, поданные «против» победившего кандидата, пропадают, не учитываются, т.е. воля большинства не находит своего проявления на выборах.

Мажоритарная система абсолютного большинства также является достаточно распространенной. Иногда ее называют французской моделью, так как она традиционно используется во Франции и на ранее зависимых от Франции территориях. При этой системе для избрания необходимо получить не менее 50% (минимум 50% плюс один голос) всех поданных голосов. При этом избирательное законодательство стран, где применяется данная система, подчеркивает, что для избрания необходимо большинство действительных голосов, бюллетени же, признанные недействительными, из подсчета исключаются

Эта система далеко не всегда приносит результат с первого раза, так как при большом количестве кандидатов голоса избирателей распределяются между всеми кандидатами так, что ни один из них не получает необходимого большинства в 50%. При этой системе проводится второй тур голосования (повторное голосование) обычно между двумя кандидатами, набравшими наибольшее количество голосов. В результате одному из них легче набрать абсолютное большинство голосов.

В ряде стран могут в таком случае проводиться повторные выборы. Так, в нашей стране по законам 1978 г. о выборах в Верховный Совет СССР и в Верховный Совет РСФСР в случае, если ни один из баллотировавшихся по избирательному округу кандидатов в депутаты не был избран, предусматривались именно повторные выборы, т.е. проводились все избирательные процедуры: выдвижение и регистрация кандидатов, агитация, голосование. Такие же правила устанавливались и законодательством о выборах в Советы всех уровней - от областных (краевых) до сельских (поселковых). Такая система просуществовала до конца 80-х годов XX в., т.е. до тех пор, пока законодательно не был установлен принцип обязательной альтернативности выборов (до этого в каждом избирательном округе выдвигался только один кандидат, являвшийся кандидатом единого блока коммунистов и беспартийных, чье избрание было, как правило, предрешено).

В настоящее время мажоритарная избирательная система абсолютного большинства применяется в РФ при выборах Президента России. Федеральный закон «О выборах Президента РФ» 2002 г. устанавливает, что избранным считается зарегистрированный кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Число избирателей, принявших участие в голосовании, определяется по числу избирательных бюллетеней установленной, формы, обнаруженных в ящиках для голосования.

Закон устанавливает, что если в избирательный бюллетень было включено более двух зарегистрированных кандидатов и ни один из них по результатах общих выборов не был избран на должность Президента РФ, то Центральная избирательная комиссия РФ назначает повторное голосование (т.е. второй тур голосования) по двум зарегистрированным кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей. Повторное голосование назначается при наличии письменного заявления зарегистрированного кандидата о согласии на проведение по его кандидатуре повторного голосования. Если до проведения второго тура один из зарегистрированных кандидатов, по которому должно проводиться голосование, снял свою кандидатуру или выбыл по иным обстоятельствам, его место по решению ЦИК РФ передается следующему по числу полученных голосов зарегистрированному кандидату после кандидатур, по которым ЦИК первоначально назначила повторное голосование (при наличии его письменного согласия на проведение по его кандидатуре повторного голосования).

По итогам повторного голосования избранным на должность Президента РФ считается зарегистрированный кандидат, получивший при голосовании большее число голосов избирателей, при втором туре в таком случае достаточно относительного большинства голосов поэтому такую систему называют «системой двух туров».

Повторное голосование может проводиться по одной кандидатуре в случае, если после выбытия зарегистрированных кандидатов останется только один кандидат. При этом зарегистрированный кандидат считается избранным на должность Президента РФ, если он получит не менее 50% голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Повторное голосование по выборам Президента РФ проводится с 1991 г.

Мажоритарная избирательная система абсолютного большинства имеет свои достоинства и недостатки.

Ее достоинством считается то, что при ее использовании на парламентских выборах она позволяет создать прочное, стабильное правительство, опирающееся на большинство в парламенте. Недостаток заключается в том, что, как и в системе относительного большинства, голоса избирателей, поданные за кандидатов, потерпевших поражение, пропадают, и эти избиратели не проведут в парламент своего кандидата. К тому же эта система менее результативна, что вызывает необходимость проведения повторных голосований, при которых, как мы видели, итог выборов может устанавливаться в соответствии с системой относительного большинства.

Третья разновидность мажоритарной избирательной системы – система квалифицированного большинства, которая является еще более нерезультативной, поэтому применяется редко. При этой системе закон устанавливает определенный процент голосов, который должен получить кандидат (список кандидатов), чтобы быть избранным. Этот процент обычно больше абсолютного большинства, т.е. больше 50% плюс один голос, но может быть и иным. Так, в Италии до реформы избирательной системы 1993 г., которая внесла коррективы в действующую Конституцию 1947 г. и изменила порядок определения результатов выборов в Сенат и в Палату депутатов, кандидат в сенаторы должен был получить не менее 65% всех поданных голосов избирателей, что нереально (в лучшем случае избирали семь сенаторов из 315). Президент Италии избирается парламентом по системе квалифицированного большинства. Для победы необходимо большинство в две трети собрания, состоящего из депутатов. После третьего тура, если никто не одержал победу, предусмотрено абсолютное большинство, т.е. 50% плюс один голос. При отсутствии согласия между политическими группировками и фракциями выборы Президента часто требовали очень большого числа туров. например в 1971 г. проведено 23 тура.

Если при мажоритарной системе квалифицированного большинства в первом туре никто не побеждает, следует второй тур, который обычно проводится через одну-две недели. Во втором туре на новое голосование избирателей выносятся две кандидатуры, набравшие наибольшее число голосов на первом туре.

Но второй тур может быть организован и иначе. Процент голосов избирателей при системе квалифицированного большинства может быть установлен не от числа проголосовавших, а от числа всех зарегистрированных избирателей. Так, в Коста-Рике кандидату на пост Президента страны необходимо набрать 40% плюс один голос всех зарегистрированных избирателей (ст. 138 Конституции).

Пропорциональная избирательная система п озволяет избежать многих недостатков, присущих мажоритарной системе.

Эта система была впервые использована в конце XIX в. в ряде стран: в Сербии - с 1888 г., Бельгии - с 1889 г., в некоторых Швейцарских кантонах - с 1891- 1893 гг., в Финляндии - с 1906 г.

Главное в пропорциональной системе не установление большинства голосов, а вычисление избирательной квоты (избирательного метра). Это число голосов, необходимых для избрания хотя бы одного депутата из того или иного списка кандидатов, выдвинутых политической партией, избирательным блоком.

Места распределяются соответствующей избирательной комиссией (окружной, центральной) пропорционально собранным каждой партией голосам. Чтобы их распределить, комиссия сначала вычисляет избирательную квоту. Ее получают в результате деления общего числа поданных и признанных действительными голосов на число депутатских мест (мандатов) по данному округу. Эго самый простой способ вычисления квоты (метод Т. Хэйра). Например, в избирательном округе в ходе выборов подано 180 000 голосов, замещению подлежит девять мест в палате. Следовательно, избирательная квота будет равна 180 000: 9 = 20 000 голосов.

После определения избирательной квоты от каждого партийного списка депутатские мандаты получают столько кандидатов, сколько раз избирательная квота укладывается в собранное партией на выборах число голосов .

Если в избирательном округе за девять депутатских мандатов боролись три партии и за список партии А проголосовало 60 000 избирателей, за список партии Б - 80 000 избирателей, а за партию В - 40 000 избирателей, то депутатские мандаты распределятся следующим образом: партия А получит 3 места, так как избирательная квота уместилась в числе собранных ею голосов три раза (60 000: : 20 000 = 3); партия Б получит 4 мандата (80 000: 20 000 = 4); партия В получит два мандата (40 000: 20 000 = 2). В нашем примере по итогам голосования все девять мандатов оказались распределенными. Однако это идеальный вариант, а практически всегда складывается ситуация, в которой избирательная квота не укладывается целое число раз в количество голосов, собранное каждой партией.

Рассмотрим ситуацию на другом примере. На замещение пяти мандатов претендуют три партии. По избирательному округу подано 180 000 голосов избирателей. Эти голоса распределились следующим образом:

Распределение мандатов между партийными списками производится путем деления полученных ими голосов на избирательную квоту. Таким образом, результаты будут выглядеть следующим образом: партия А - 86 000: 36 000 = 2, 3889; партия Б - 22 000: 36 000 = = 0,6111; партия В - 72 000: 36 000 = 2. Таким образом, партия А завоевала 2 мандата, партия Б - 0, партия В - 2. Распределенными оказались четыре мандата из пяти.

Вопрос о том, как учесть эти остатки, является одним из самых трудных при определении итогов выборов по пропорциональной системе. Обычно используется два метода распределения остатков: метод наибольшего остатка и метод наибольшей средней. Первый - метод наибольшего остатка - заключатся в том, что нераспределенные мандаты передаются партиям, имеющим наибольший остаток, образовавшийся в результате деления полученных партийным списком голосов избирателей на избирательную квоту. Согласно этому методу нераспределенный мандат будет передан партии Б, так как ее остаток самый большой.

Второй метод - наибольшей средней - заключается в том, что нераспределенные мандаты передаются партиям, имеющим наибольшую среднюю. Эта средняя вычисляется путем деления числа полученных партией голосов на число уже полученных партийным списком мандатов, увеличенное на единицу.

Наибольшая средняя партии А составит 86000: (2+1) = 28,6667; партии Б - 22 000: (0+1) = 22 000; партии В - 72 000: : (2+1) = 24000.

Таким образом, наибольшая средняя у партии А. Она и получит один не распределенный с первой попытки мандат. Как мы видим, результаты по распределению мандатов получились разными при использовании различных методов. Правило наибольшего остатка наиболее выгодно небольшим, а правило наибольшей средней - более крупным партиям.

Более широкое распространение среди вариантов вычисления избирательной квоты получил метод, предложенный бельгийским ученым д"Ондтом (метод делителей), который позволяет сразу распределить все мандаты в избирательном округе. Суть его заключается в следующем: число голосов, полученных каждым партийным списком по округам, делят последовательно на 1, 2, 3, 4 и т.д. до цифры, соответствующей числу списков. Полученные цифры располагают в порядке убывания. То частное, которое по порядковому месту соответствует числу мандатов, приходящихся на данный избирательный округ, представляет собой избирательную квоту.

Полученные частные располагаем по убывающей и устанавливаем, что пятое место по порядку занимает число 28 667. Оно и является квотой. Делим голоса, полученные партиями на квоту, и определяем, что партии получили следующее количество мандатов: партия А - 3, партия Б - 0, партия В - 2.

Еще один метод применяется преимущественно в общегосударственных округах, где нераспределенными остались места не из-за применения квоты, а из-за" действия заградительного барьера (обычно такой барьер устанавливается на уровне от трех до пяти процентов. Семипроцентный барьер установлен законодательством Лихтенштейна и с 2007 г. - в РФ).

Заградительный барьер отвечает стремлению создать условия для эффективной работы парламента, когда в нем работают прежде всего партии, представляющие интересы больших групп населения и создающие крупные парламентские фракции. Он также препятствует прохождению в парламент мелких партий и стимулирует процесс их объединения или блокирования с более крупными. В то же время заградительный барьер - это своего рода ограничение демократии, поскольку его действие лишает небольшие партии, которых поддерживает определенный процент населения, права участвовать в распределении депутатских мандатов. Таким образом, воля проголосовавших за эта партии избирателей вообще никак не учитывается. В Российской Федерации противники пятипроцентного барьера обращались в Конституционный Суд РФ, стремясь отменить соответствующее положение законодательства о выборах. Однако Конституционный Суд воздержался от признания заградительного барьера неконституционным.

Заградительный барьер означает, что партии, собравшие меньше установленного в законе процента голосов, не допускаются к распределению мест. В этом случае оставшиеся нераспределенными мандаты передаются партиям, преодолевшим заградительный барьер, пропорционально числу голосов, собранных этими партиями. Чем больше партия получила голосов, тем больше пропорционально этому она получит мест из резерва нераспределенных депутатских мандатов.

При пропорциональной системе избиратель часто голосует не за отдельную личность, понравившихся ему кандидатов или лидера партии, а за программу партии. Голосуя, он поддерживает политику

той или иной партии (избирательного блока). Как распределить голося избирателей между конкретными кандидатами, включенными в партийные списки.

Этот вопрос решается в избирательном законодательстве по-разному. Во-первых, существует принцип очередности кандидатов в списке: мандаты вручаются липам, стоящим на первых местах в партийном списке и, следовательно, в избирательном бюллетене. Очередность кандидата в списке определяется партией и депутатами становятся кандидаты, занимающие в списке первые порядковые номера. Как привило, это лидеры партий (объединений), лица, направляющие их политику.

Во-вторых, избирателю может быть предоставлена возможность изменить порядок расположения кандидатов в списке путем преференциального (предпочтительного) вотума. Он позволяет избирателю поддержать голосованием определенную партию и вместе с тем отдать предпочтение конкретной кандидатуре или кандидатурам из данного партийного списка. Голосуя за список «своей» партии, избиратель может отметить цифрами 1.2.3 те лица, которые он желал бы видеть избранными в первую очередь. В этом случае избирательная комиссия должна посчитать число разных преференций и объявить избранными тех, кто собрал больше первых, затем вторых и т.д. преференций

Число избранных таким образом лиц, конечно, зависит от числа мест, полагающихся партии в соответствии с квотой. Впрочем, закон обычно не разрешает много преференций, в Австрии, например, избирателю позволяется указать только одну.

Смешанная избирательная система предполагает одновременное использование в стране и мажоритарной и пропорциональной систем. При этом достигается цель соединения преимуществ и достоинств каждой из этик систем при выборах различных государственных органов.

Смешанная избирательная система может быть двух видов:

1) в основном применяется мажоритарная система и дополняется пропорциональной. Например, в Мексике нижняя палата парламента состоит из 300 депутатов, избираемых по мажоритарной системе относительного большинства по одномандатным округам, и 100 депутатов, избираемых по системе пропорционального представительства, которое проводится по многомандатным округам. В 1993 г. к смешанной избирательной системе перешла Италия: 75% мест в каждой из палат парламента замешается по мажоритарной системе в одномандатных округах; 25% - в многомандатных округах по пропорциональной системе;

2) половина депутатов парламента избирается в одномандатных избирательных округах, которые охватывают всю страну, а вторая половина - по общегосударственным партийным спискам (Германия, Грузия и др.).

При любой разновидности смешанной избирательной системы избиратель, приходя на избирательный участок, получает два бюллетеня. В одном он выбирает кандидата по мажоритарной системе, но втором - партию (блок, объединение) - по пропорциональной. Данная система дает возможность избирателю выбирать и конкретного политического деятеля, и понравившуюся ему партию. При смешанных системах, как правило, применяется заградительный барьер.

Федеральный закон о выборах депутатов Государственной Думы 2005 г. изменил существовавшую с 1993 г. в России смешанную избирательную систему, отменив выборы 225 депутатов Госдумы по мажоритарной системе. На выборах 2007 г. все депутаты будут избираться по пропорциональной системе, т.е. по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты.

Что касается методики пропорционального распределения депутатских мандатов, то она соответствует правилам применяемой системы.

Центральная избирательная комиссия РФ подсчитывает сумму голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов (каждый из списков кандидатов должен получить 7 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что таких списков было не менее двух и что за эти списки подано в совокупности более 60% голосов избирателей).

Эта сумма голосов делится на 450 - число депутатских мандатов, распределяемых по федеральному избирательному округу. Полученный результат есть первое избирательное частное (так называемая избирательная квота), которое используется в процессе распределения депутатских мандатов между федеральными списками кандидатов.

Число голосов избирателей, полученных каждым федеральным списком кандидатов, допущенным к распределению депутатских мандатов, делится на первое избирательное частное. Целая часть числа, полученного в результате такого деления, есть число депутатских мандатов, которые получает соответствующий федеральный список кандидатов в результате первичного распределения депутатских мандатов.

Если после этой процедуры остаются нераспределенные депутатские мандаты, проводится их вторичное распределение. Нераспределенные мандаты передаются по одному тем федеральным спискам кандидатов, у которых оказывается наибольшая дробная часть числа, полученного в результате деления, процедура которого описана выше. При равенстве дробных частей (после запятой до шестого знака включительно) преимущество отдается тому федеральному списку кандидатов, за который подано большее число голосов избирателей.

После распределения депутатских мандатов между федеральными списками проводится их распределение внутри каждого списка между региональными группами кандидатов и общефедеральной частью федерального списка кандидатов. Подробно методика такого распределения устанавливается ст. 83 Федерального закона о выборах депутатов Государственной Думы 2005 г. Если же в результате реализации положений данной статьи Государственная Дума останется в неправомочном составе, нераспределенные депутатские мандаты передаются федеральным спискам кандидатов, не допущенным к распределению депутатских мандатов, получившим число голосов избирателей, которое превышает первое избирательное частное. Эти законодательные нормы исключают возможность возникновения однопартийного парламента.

В случае досрочного прекращения полномочий Государственной Думы либо если избранный депутат не сложил несовместимые с его статусом полномочия, Центральная избирательная комиссия передает его депутатский мандат зарегистрированному кандидату из того же федерального списка кандидатов. Депутатский мандат передается первому в порядке очередности зарегистрированному кандидату из числа кандидатов, не получивших депутатских мандатов и включенных в ту же региональную группу кандидатов, что и кандидат, депутатский мандат которого оказался вакантным. Если в федеральном списке кандидатов не осталось зарегистрированных кандидатов, депутатский мандат остается вакантным до следующих выборов депутатов Государственной Думы.

Современную демократию сложно представить себе без такого элемента, как избирательная система. Большинство политологов высказывают поразительное единство, высоко оценивая роль выборов в современном демократическом процессе. Его управляющей структурой можно смело назвать избирательную систему.

Определение избирательной системы

Свод формально определённых правил и приёмов, основное назначение которых состоит в обеспечении участия граждан страны в формировании ряда государственных органов, получил название избирательной системы. Поскольку в современных обществах существуют не только парламентские и президентские, но и выборы в другие органы власти, можно сказать, что избирательные системы вносят значительный вклад в формирование демократических основ общества.

Прежде чем сформировались современные типы избирательных систем, странам, избравшим демократические идеалы, пришлось пройти долгий и тернистый путь борьбы с сословными, расовыми, имущественными и другими ограничениями. ХХ век принёс с собой формирование нового подхода к избирательному процессу, основанному на разработке международной системы норм, в основу которой положен принцип свободы выбора.

В странах, создавших истинные демократические институты, сложились политические системы, предоставляющие доступ к власти и принятию политических решений только на основании результатов свободного всеобщего выбора граждан. Метод, позволяющий получить этот результат, - голосование, а особенности организации этого процесса и подсчёта голосов представляют сложившиеся типы избирательных систем.

Главные критерии

Для уяснения функциональной направленности избирательной системы и отнесения её к тому или иному виду следует иметь представление о том, что представляют собой всенародные выборы. Типы избирательных систем позволяют дополнить понимание выборного процесса, очертить цели и основные задачи, которым они служат. Суть их заключается в том, чтобы перевести решения, принятые избирателями, в определённый конституцией ряд правительственных полномочий и некоторое число мест в парламенте. Различие состоит в том, что именно будет использоваться в качестве критерия отбора: принцип большинства или некая количественная пропорция.

Инструментальные способы, благодаря которым реализуется перевод голосов избирателей в парламентские места и властные полномочия, позволяют наилучшим образом раскрыть понятие и типы избирательных систем.

Сюда включают:

  • количественный критерий, определяющий результаты - либо это один победивший, который получил большинство, либо несколько, исходя из пропорционального представительства;
  • способ голосования и формы выдвижения кандидатов;
  • способ заполнения и вид избирательного списка;
  • тип избирательного округа — сколько мандатов приходится на округ (один или много).

Выбор в пользу каких-либо способов или методов, в совокупности формирующих своеобразие избирательной системы той или иной страны, происходит под влиянием исторических условий, сложившихся культурно-политических традиций, а иногда на основании специфических задач политического развития. Политическая наука выделяет два основных типа избирательных систем: мажоритарную и пропорциональную.

Обобщённая типология

Главными факторами, позволяющими определить типы избирательных систем, являются способ голосования и метод распределения парламентских мандатов и правительственных полномочий. Тут следует заметить, что чистых систем в виде мажоритарной или пропорциональной не существует - обе на практике являют собой конкретные формы или виды. Их можно представить в виде непрерывной совокупности. Современный политический мир предлагает нам многообразие различных вариантов, исходя из такого же разнообразия демократий. Также открытым остаётся вопрос выбора лучшей из систем, поскольку каждая имеет как достоинства, так и недостатки.

Всё сложившееся в мировой практике многообразное сочетание элементов выборных институтов, формирующих демократические основы того или иного общества, отображают основные типы избирательных систем: мажоритарный и пропорциональный.

Мажоритарные и пропорциональные принципы

Название первой системы в переводе с французского означает «большинство». В этом случае победителем, получающим избрание, является кандидат, за которого проголосовала большая часть электората. Основная цель, которую преследует мажоритарный тип избирательной системы, заключается в том, чтобы определить победителя или некое большинство, способное претворять в жизнь политические решения. В техническом плане такая система самая простая из всех. Именно она стала первой, которую реализовали при выборах в представительные учреждения.

Главным её недостатком специалисты считают несоответствие между количеством голосов, отданных за кандидата или список, и числом полученных в парламенте мест. Проблематичным является и то, что избиратели, отдавшие голоса за партию, которая проиграла, не получают представительства в выборном органе. Поэтому уже во второй половине ХІХ столетия получила распространение пропорциональная система.

Особенности пропорциональной системы

В основу этой избирательной системы положен принцип, согласно которому места в выборные органы распределяются пропорционально - в соответствии с полученным партией или списком претендентов количеством голосов. Иными словами, партия или список получит то число мест в парламенте, какое количество голосов было за них отдано. В пропорциональной системе решена проблема предыдущей, поскольку абсолютно проигравших нет. Следовательно, те партии, у которых меньше голосов, не утрачивают своё право на распределение мест в парламенте.

Типы избирательных систем - пропорциональная и мажоритарная справедливо считаются основными, поскольку именно их начала составляют фундамент какой-либо избирательной системы.

Смешанная система — итог развития выборного процесса

Нейтрализовать недостатки и некоторым образом усилить достоинства первых двух был призван следующий, смешанный тип избирательной системы. Здесь может использоваться как мажоритарный, так и пропорциональный принцип. Политологи выделяют такие виды смешения: структурный и линейный. Применение первого возможно только в двухпалатном парламенте: здесь одна палата избирается исходя из мажоритарного начала, а вторая - из пропорционального. Линейный вид предусматривает применение тех же начал, но для части парламента, как правило - по принципу "50 на 50".

Типы избирательных систем. Их характеристика

Более подробно разобраться с типологией избирательных систем позволит изучение сложившихся в практике различных государств подтипов.

В мажоритарной системе сложились системы абсолютного, или простого, и относительного большинства.

Разновидности мажоритарного выбора: абсолютное большинство

В данном случае для получения мандатов потребуется наличие абсолютного большинства голосов - 50%+1. То есть такое количество, которое хотя бы на один голос превышает половину численности избирателей в том или ином округе. Как правило, за основу берётся количество проголосовавших или число голосов, признанных действительными.

Кому выгодна такая система? В первую очередь крупным и известным партиям, имеющим многочисленный и постоянный электорат. Для маленьких партий она практически не даёт шансов.

Достоинство этого подтипа заключается в технической простоте определения результатов выборов, а также в том, что победитель будет представителем абсолютного большинства выбравших его граждан. Оставшаяся часть голосов не будет представлена в парламенте - это серьёзный недостаток.

Политической практикой ряда стран, использующих мажоритарную избирательную систему, выработаны механизмы, позволяющие нивелировать ее влияние путём применения повторного голосования и перебаллотировки.

Применение первого предусматривает проведение такого количества туров, какое необходимо для того, чтобы появился кандидат, который наберёт абсолютное большинство голосов.

Перебаллотировка позволяет определить победителя, используя двухтуровое голосование. Здесь кандидата могут избрать уже в первом туре. Однако это становится возможным только при условии, что за него проголосует абсолютное большинство избирателей. Если этого не случилось, то проводят второй тур, в котором необходимо набрать всего лишь простое большинство.

Несомненным достоинством данного механизма является то, что победитель будет выявлен в любом случае. Он применяется при президентских выборах и характеризует тип избирательной системы РФ, а также таких стран, как Франция, Украина, Беларусь.

Относительное большинство, или первый у финиша

Здесь основным условием становится получение простого или относительного большинства, иными словами, чтобы голосов было больше, чем у противников. По сути, принимаемое здесь за основу большинство таковым нельзя назвать, поскольку это большее из представленных меньшинств. Перефразируя англичан, можно назвать этот подтип так - «первый, кто достиг финиша».

Если рассматривать относительное большинство с инструментальных позиций, то основной его задачей выступает перевод голосов избирателей определённого округа в одно из мест в парламенте.

Рассмотрение различных способов и инструментальных особенностей позволяет получить более глубокое представление о том, какие существуют типы избирательных систем. Таблица, приведённая ниже, системно представит их, связывая с практикой реализации в том или ином государстве.

Пропорциональный принцип: списки и передача голосов

Основная техническая особенность системы списков заключается в том, что на один округ выделяется более одного мандата, и в качестве основного способа выдвижения кандидатов используются сформированные списки кандидатов от партии. Суть системы сводится к тому, что партия, которая участвует в выборах, может получить столько мест в парламенте, сколько предполагается на основании пропорции, рассчитанной исходя из голосования по всей территории выборов.

Техника распределения мандатов выглядит следующим образом: итоговое количество голосов, отданных за список партии, делят на число мест в парламенте и получают так называемый избирательный метр. Он представляет собой то количество голосов, которое необходимо для получения одного мандата. Количество таких метров, по сути, является числом полученных партией парламентских мест.

Партийное представительство тоже имеет свои разновидности. Политологи выделяют полное и ограниченное. В первом случае страна представляет собой объединённый округ и единый электорат, в котором распределяются сразу все мандаты. Такой приём оправдан для стран с небольшой территорией, для больших же государств он в некотором роде несправедлив из-за тех избирателей, которые не всегда имеют представление о том, за кого отдать свой голос.

Нивелировать недостатки полного призвано ограниченное представительство. Оно предполагает, что выборный процесс и распределение мест происходят в нескольких округах (многомандатных). Однако в этом случае иногда возникают большие несовпадения между количеством голосов, которые получила партия по стране в целом, и числом возможных представителей.

Для того чтобы избежать присутствия крайних партий, раздробленности и разобщённости в парламенте, пропорциональность ограничивается процентным барьером. Такой приём позволяет пройти в парламент лишь тем партиям, которые преодолели этот порог.

Система передачи голосов получила не такое широкое распространение в современном мире, как другие. Её основной целью является сведение к минимуму числа непредставленных в парламенте голосов и дать возможность более адекватного их отображения.

Представленная система реализуется в многомандатных округах с использованием голосования по преференциям. Здесь у избирателя есть дополнительная возможность выбирать между представителями от той партии, которой он отдал свой голос.

Типы избирательных систем таблица, расположенная ниже, представляет системно, в зависимости от практики их реализации в тех или иных странах.

Тип системы Подсистема и ее характеристики Тип избирательного округа Формы голосования Страны применения
Мажоритарная Относительное большинство Одномандатный За одного кандидата в один тур Великобритания, США
Абсолютное большинство в два тура Одномандатный За одного кандидата в два тура Франция, Беларусь
ПропорциональнаяСписочная система партийного представительства Многомандатный: страна - один округ (полное партийное представительство) За список в целом Израиль, Голландия, Украина, Россия, Германия
Ограниченное представительство. Система многомандатных округов За списки с элементами преференцирования Бельгия, Дания, Швеция
Система передачи голосов Многомандатный За отдельных кандидатов, голосование по преференциям Ирландия, Австралия (сенат)
Смешанная Линейное смешение Одно- и многомандатный Германия, Россия (Госдума), Венгрия
Двойное голосование Одно- и многомандатный За отдельного кандидата и за списки Германия
Стуктурное смешение Одно- и многомандатный За отдельного кандидата и за списки Россия, Германия, Италия

Тип избирательной системы в России

В России становление собственной избирательной системы прошло долгий и трудный путь. Её принципы заложены в основном законе государства - Конституции Российской Федерации, где обозначено, что нормы избирательной системы относятся к современному ведению федерации и её субъектов.

Избирательный процесс в РФ регулируется ещё рядом нормативных актов, которые содержат в себе основные аспекты правового регулирования выборного процесса. Принципы мажоритарной системы нашли применение в российской политической практике:

  • при выборах президента страны;
  • при выборах половины состава депутатов представительных органов государственной власти;
  • при проведении выборов в муниципальные органы.

Мажоритарная система используется при выборах Президента Российской Федерации. Здесь применяется способ перебаллотировки с реализацией двухтурового голосования.

Выборы в российскую Государственную думу с 1993 до 2007 года осуществлялись на основе смешанной системы. При этом половина депутатов парламента выбиралась исходя из мажоритарного принципа по одномандатным округам, а вторая - по единому округу на основе пропорциональных начал.

В период с 2007 по 2011 гг. весь состав Госдумы избирался согласно пропорциональной избирательной системе. Следующие выборы вернут Россию к реализации предыдущей формы выборов.

Необходимо отметить, что для современной России характерна избирательная система демократического типа. Такую её особенность подчёркивают правовые нормы, согласно которым победа возможна только в том случае, если своё волеизъявление реализовала более чем четвёртая часть зарегистрированных избирателей. В другом случае выборы считаются недействительными.

Мажоритарная избирательная система характеризуется тем, что избранным считается кандидат (или список кандидатов), набравший предусмотренное законом большинство голосов. Мажоритарная система может быть различных видов в зависимости от того, какого большинства требует закон для избрания депутатов – относительного, абсолютного или квалифицированного.

В разных странах действуют различные виды мажоритарной системы. Так, в США, Канаде, Великобритании, Новой Зеландии действует система относительного большинства, а в Австралии – система абсолютного большинства. Иногда используются одновременно обе разновидности. Например, во Франции при выборах депутатов парламента в первом туре голосования применяется система абсолютного большинства, а во втором – относительного. Система квалифицированного большинства встречается реже, так как менее результативна, чем две другие.

При мажоритарной системе, как правило, существуют непосредственные связи между кандидатом и избирателями. На выборах побеждают представители более сильного политического течения в стране, что способствует вытеснению из парламента и других органов власти представителей мелких и средних партий. Мажоритарная система способствует возникновению и укреплению в странах, где она используется, двух- или трехпартийных систем. Созданные на этой основе органы власти являются устойчивыми, формируется эффективно работающее и стабильное правительство.

Однако мажоритарная система имеет и существенные недостатки. Они связаны с тем, что значительное число голосов избирателей (зачастую около половины) не учитываются при распределении мандатов, остаются «выброшенными». Кроме того, искажается картина реального соотношения политических сил в стране: партия, получившая наименьшее число голосов избирателей, может получить большинство депутатских мест. Потенциальная несправедливость, заложенная в данную избирательную систему, еще более ярко проявляется в совокупности с особыми способами нарезки избирательных округов, получившими название «избирательная геометрия» и «избирательная география».



Сущность «избирательной геометрии» состоит в том, что избирательные округа формируются таким образом, что при сохранении формального равенства в них заранее обеспечивается преимущество сторонников одной из партий, сторонники других партий рассредоточиваются в небольших количествах по разным округам, а максимальное их число концентрируется в 1–2 округах. То есть партия, осуществляющая формирование избирательных округов, старается сделать это таким образом, чтобы «загнать» максимальное число избирателей, голосующих за партию-соперника, в один-два округа. Она идет на это, чтобы, «потеряв» их, обеспечить себе победу в других округах. Формально равенство округов не нарушается, а фактически результаты выборов предопределяются заранее.

Законодательство как ряда зарубежных стран (США, Франции, Великобритании, Японии), так и России, исходит из того, что практически невозможно образовать абсолютно равные избирательные округа, а потому устанавливает максимальный процент (как правило, 25 или 33%) отклонения округов по численности избирателей от среднего округа. Это является основой «избирательной географии». Ее цель заключается в том, чтобы сделать голос более консервативного сельского избирателя более весомым, чем голос городского избирателя, создав в сельской местности больше избирательных округов с меньшим количеством избирателей, чем в городах. В результате при равном количестве избирателей, проживающих в городской и сельской местности, в последней может быть образовано в 2–3 раза больше округов. Таким образом, недостатки мажоритарной избирательной системы еще больше усиливаются.

При использовании пропорциональной избирательной системы в органах власти бывает представлена более реальная картина политической жизни общества и расстановки политических сил. Этому способствует то, что мандаты в избирательных округах распределяются между партиями в соответствии с числом голосов, собранных каждой из них. Каждая партия, участвующая в выборах, получает количество депутатских мест, пропорциональное числу полученных голосов избирателей. Пропорциональная система обеспечивает представительство даже для относительно мелких партий и в максимальной степени учитывает голоса избирателей. Именно в этом состоит преимущество пропорциональной избирательной системы по сравнению с мажоритарной. Сегодня ее придерживаются значительное число стран, такие как Бельгия, Дания, Норвегия, Финляндия, Швеция, Австрия, Израиль, Испания, Италия, Нидерланды, Португалия, Швейцария и др.

Пропорциональная система каждой страны имеет свою специфику, которая зависит от ее исторического опыта, утвердившейся политической системы и других обстоятельств. Хотя все пропорциональные системы имеют своей целью достижение пропорционального представительства, реализуется эта цель в разной мере. В соответствии с данным критерием выделяется три типа:

системы, в полной мере реализующие принцип пропорциональности;

системы с недостаточной пропорциональностью;

системы, которые хотя и достигают пропорциональности между поданными голосами и полученными мандатами, однако предусматривают различные заградительные барьеры проникновению некоторых политических сил в парламент. Кандидаты от политической партии, не набравшей установленного законодательством процента голосов избирателей в масштабе всей страны, в парламент не попадают. Такой «избирательный метр» в Египте, например, составляет 8%, в Турции – 10%, в Швеции – 4% по стране и 12% в избирательном округе, в ФРГ и России – 5%. В Израиле этот барьер один самых низких – 1%.

Так как пропорциональная избирательная система действует в многомандатных округах, партии выдвигают не отдельных кандидатов, а целые списки, которые включают столько кандидатов, сколько мандатов выделено на округ. В связи с этим немаловажным является вопрос о распределении мандатов внутри списков. Здесь возможны различные варианты.

При системе «жестких» списков кандидаты располагаются в них не произвольно, а в зависимости от «веса», своего положения в партии. Голосуя за список в целом, избиратели не высказывают отношения к отдельным депутатам. Выигранные списком мандаты отдаются кандидатам в соответствии с очередностью их расположения в списке.

При системе «гибких» списков избиратель, голосуя за список в целом, одновременно указывает кандидата, которому отдает предпочтение. Соответственно, мандат получает кандидат, имеющий наибольшее число знаков предпочтения.

При системе преференцированного голосования избиратель голосует не просто за список, а проставляет кандидатам в бюллетене преференции (1, 2, 3 и т.д.), указывая тем самым, в какой последовательности избрание кандидатов для него желательно. Такая система применяется, например, в Италии на выборах в Палату депутатов.

Несомненно, в условиях многопартийности пропорциональная система более демократична по сравнению с мажоритарной: она не дает большого числа неучтенных голосов избирателей и более адекватно отражает реальную расстановку политических сил в стране на момент выборов.

Однако у пропорциональной системы также имеются свои недостатки.

Во-первых, возникают сложности в формировании правительства, так как многопартийные коалиции включают в себя партии с разными целями и задачами. Им достаточно трудно выработать единую, четкую и твердую программу. Правительства, созданные на такой основе, отличаются нестабильностью. Например, в Италии, использующей пропорциональную избирательную систему, с 1945 г. сменилось 52 правительства.

Во-вторых, пропорциональная система приводит к тому, что представительство в органах государственной власти получают политические силы, пользующиеся поддержкой далеко не во всей стране.

В-третьих, при пропорциональной системе, вследствие того, что голосование осуществляется не за конкретных кандидатов, а за партии, непосредственная связь между депутатами и избирателями слабая.

В-четвертых, поскольку при данной системе голосование идет за политические партии, депутаты зависимы от своего партийного руководства, что может отрицательно сказаться на обсуждении и принятии важных документов.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама