THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Три области знаний имеют самое прямое отношение к душевным болезням: психопатология, психиатрия и психотерапия. Как они разграничиваются?

Психопатология описывает общие закономерности нарушений психической деятельности, ее в той или иной степени знают медики любых профессий, но особенно глубоко психиатры, основная задача которых - диагностировать эти расстройства и лечить их.

Психотерапия стоит несколько в стороне от психиатрии, хотя многие психиатры являются одновременно и психотерапевтами. Психотерапия использует психические способы воздействия на человека с целью снятия состояния психического напряжения, всевозможных нарушений со стороны соматических и психических функций.

В начале XX столетия появилось разделение психиатрии на большую и малую. Это деление сохраняется и по сей день. Большой психиатрией называют психиатрию, изучающую такие психические заболевания, при которых нарушается сознание, имеются грубые и выраженные психические расстройства, например бред, галлюцинации, состояния слабоумия и пр. К этим заболеваниям относятся шизофрения, эпилепсия, олигофрения и некоторые другие. Малая же психиатрия касается более легких, менее выраженных, более обратимых психических нарушении, находящихся как бы на границе психической нормы и патологии. Это неврозы, патологические изменения характера, различные ситуационно-обусловленные личностные реакции и т. д.

Болезни, относящиеся к области большой психиатрии, встречаются в жизни весьма редко: такие люди рано или поздно попадают в поле зрения психиатров, многие из больных излечиваются, несмотря на то что, казалось бы, проявления их заболевания не оставляли надежд на это. Нервно-психические расстройства, относящиеся к малой психиатрии (их чаще называют пограничными заболеваниями), наоборот, встречаются очень часто, они считаются функциональными, обратимыми. Значительная часть таких больных излечиваются. При подобных расстройствах не бывает бреда, галлюцинаций, явлений слабоумия. Многие такие люди никогда и не обращаются за помощью к психиатрам.

Таким образом, малая психиатрия только по выраженности психопатологической симптоматики является малой, но распространенность пограничных расстройств весьма велика. Большая же психиатрия, несмотря на выраженность симптоматики, занимается в общем довольно редкими расстройствами, некоторые из которых мы кратко обрисуем.

    психиатрия - область медицины, изучающая причины заболеваний психических, их проявления, способы лечения и предупреждения. Основным методом психиатрии является клиническое обследование с использованием методов нейрофизиологических, биохимических,… … Большая психологическая энциклопедия

    I Психиатрия (греч. psychē душа + iatreia лечение) область клинической медицины, изучающая этиологию, патогенез, клинику и распространенность психических болезней и разрабатывающая методы их диагностики, лечения и профилактики, порядок и методы… … Медицинская энциклопедия

    - (син. П. малая) раздел П., изучающий неврозы, психопатии и реактивные состояния … Большой медицинский словарь

    - (от Психо... и греч. iatréeia лечение) медицинская дисциплина, изучающая причины и сущность психических болезней (См. Психические болезни), их проявления, течение, способы их лечения и предупреждения, систему организации помощи больным.… … Большая советская энциклопедия

    Психиатрия пограничная - Раздел П., изучающий неврозы, неврозоподобные состояния, психопатии и реактивные состояния непсихотического уровня. Син.: П. малая … Толковый словарь психиатрических терминов

    Большое депрессивное расстройство Одна из последних картин Винсента Ван Гога «На пороге вечности» отражает тоску и безнадёжность его депрессии; он совершил самоубийство в год её написания. МКБ 10 F … Википедия

    Антидепрессанты психотропные лекарственные средства, применяемые прежде всего для лечения депрессии. У депрессивного больного они улучшают настроение, уменьшают или снимают тоску, вялость, апатию, тревогу и эмоциональное напряжение,… … Википедия

    I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… … Медицинская энциклопедия

    Франко Базалья Franco Basaglia … Википедия

    Вялотекущая шизофрения, или малопрогредиентная шизофрения … Википедия

Книги

  • , Бронин Самуил Яковлевич. Распространенность психических расстройств в населении - проблема не только медицинская, но и общечеловеческая. При этом недостаточно изучены так называемые малые расстройства, их характер и…
  • Малая психиатрия большого города , Бронин Самуил Яковлевич. Распространенность психических расстройств в населении - проблема не только медицинская, но и общечеловеческая. При этом недостаточно изучены| так называемые малые расстройства, их характер и…

ОБУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ

В ИНСТИТУТЕ СУПЕРВИЗИИ И ГРУППОВОЙ ТЕРАПИИ

Обучение психологии - первый шаг на пути вашей новой жизни. И поэтому это важное направление в работе Психологического Центра «Здесь и Теперь» и Института Супервизии и Групповой терапии. Мы не только консультируем, ведем группы для детей, взрослых и организаций, с 2001 года мы помогаем людям с непсихологическим образованием овладеть новой специальностью - «практический психолог».

Опытные преподаватели нескольких российских ВУЗов, практические психологи в разных направлениях практики на основе многолетнего опыта обучения, разработали для вас программу переподготовки по двум специальностям: «психолог-консультант» и «детский психолог».

Мы считаем, что хорошими психологами-консультантами могут быть люди, за плечами которых есть жизненный опыт - личный и профессиональный. Люди, которые осознанно решили сменить сферу деятельности и посвятить себя помогающей профессии. Поэтому мы принимаем в ряды своих учеников и будущих коллег представителей различных профессий, людей с любым высшим или средним специальным образованием. В этом случае важна внутренняя готовность стать психологом, желание учиться, личностные качества и умение начинать с себя.

Всем нашим студентам, которые увидят во время обучения на программе переподготовки, что работа психологом - это дело их жизни, также рекомендуется индивидуальная психотерапия и дальнейшее обучение на второй и третьей ступени в Институте. Часто наши выпускники становятся нашими коллегами и остаются работать в Психологическом Центре «Здесь и Теперь».

Работа психологом и обучение этому бывают сложны тем, кто находится далеко от Москвы, поэтому мы обучаем и дистанционно. Практикумы, групповая терапия и стажировки возможны в формате онлайн.

Мы считаем, что работа психологом должна приносить удовольствие и поэтому с радостью поможем вам освоить практические навыки психологического консультирования детей и взрослых.

Слушателей с высшим и средним специальным не психологическим образованием принимаем на программу переподготовки по курсам:

Обучение проходит очно или в он-лайн группе.

В результате очень интересного и полезного курса вы получаете диплом установленного образца, дающий право на новую профессиональную деятельность - психологическое консультирование.

Конечно, можно прийти на бесплатное собеседование, задать свои вопросы и окончательно определиться, чтобы обучение психологии у нас было подходящим именно вам.

ОТЗЫВЫ СТУДЕНТОВ О ПРОХОЖДЕНИИ ОБУЧЕНИЯ В ПРОГРАММАХ ПЕРЕПОДГОТОВКИ

«Весь процесс учебы,каждая пара, на которой я была, каким-то удивительным образом вписывалась в мою жизнь. Все процессы, которые шли у меня, начиная с того, что я пришла учиться на 9 месяце беременности, и продолжая тем, какие процессы разворачивались в жизни. Каждая пара, каждый преподаватель, каждая ситуация, в группе или с преподавателем, новый взгляд - все удивительным образом вписывалось в мою жизнь. И сейчас очень много воодушевления и намного меньше страха делиться, учиться чему-то новому, намного больше вдохновения. Хотела бы поблагодарить за то, что я здесь - и Институт, и учебную группу. Настолько все месяцы учебы быстро прошли, настолько все новое и незнакомое, что успеваешь только ловить кайф. Я как будто на драконе учусь лететь и все новое вокруг».

«Я точно стала гораздо серьезнее, потому что в начале у меня было твердое обесценивание, в плане: «Да это я тоже знаю, и это знаю..». А потом я поняла, что даже при том, что я знаю, я вижу, как много я беру. И для меня этот перелом случился после Нового года. Мне объективно сложно учиться из-за загрузки, и я не всегда в 6 вечера способна свой фокус внимания направить на лекцию, а вот переслушивать в записи очень помогает. И группа стала мне прямо домашняя- я это почувствовала недели 3 назад, когда пришла на динамическую группу, попросила поддержки и мне ее дали. Как будто вернулась домой».

Анна Родионова.

«Учеба – это очень важная часть моей московской жизни, мне иногда даже приходит мысль, что я ради нее сюда приехала. Я точно знаю, что я ей занимаюсь для себя, для своего собственного взросления.Мне очень нравятся процессы, которые в группе происходят, как группа взрослеет, как меняется. Мне кажется, я участвую в учебных процессах на 200 процентов. Я дома дорабатываю, доживаю, это львиная часть моей жизни».

Анна Добровольская.

«Для меня роль ученика - очень привычная, и то, как происходит обучение здесь, это родная для меня стихия. Не во все удается погрузиться: и конференции, и аквариумы, и семинары, но, к сожалению дети в выходные – в приоритете. Поэтому участвую насколько могу. Мне нравится все, мне полезно многое. Такой процесс, что все это сначала разбирает тебя, а потом все в какую-то точку собирается внутри. Но я была к этому готова. Интересно, что получается внедрять какие-то практики в работу очень быстро».

Курочкина Дарья.

«Я очень заинтересованный, очень жадный и очень благодарный студент. Тяжело и интенсивно. Справляюсь я с этим по-разному, но учиться мне очень нравится. Огромный, неослабевающий интерес. Очень благодарна, что попала в такой замечательный институт, я себя чувствую на своем месте».

Часть 1. Связь малой психиатрии с большой психиатрией.

Лекция 1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХИАТРИИ

Психиатрия - медицинская дисциплина, которая занимается

диагностикой и лечением психических болезней. Психические болезни (душевные болезни) (психические расстройства) болезни головного мозга, проявляющиеся разнообразными расстройствами психической деятельности.

Задачи психиатрии:

1.Диагностика психических расстройств.

2.Изучение клиники, этиологии и патогенеза, течения и исхода психических заболеваний.

3.Изучение эпидемиологии психических расстройств.

4.Разработка методов лечения психической патологии.

5.Разработка способов реабилитации больных с

психическими заболеваниями.

6.Разработка методов профилактики психических расстройств.

7.Разработка структуры организации психиатрической помощи населению.

Основные разделы психиатрии.

1.Общая психопатология – изучает основные закономерности проявлений психических расстройств, этиологические и патогенетические факторы лежащие в основе психопатологических нарушений.

2.Частная психиатрия – изучает клинику, динамику, исходы отдельных психических заболеваний.

3.Возрастная психиатрия – изучает особенности психических заболеваний в разные возрастные периоды (детская психиатрия, подростковая, психиатрия позднего возраста –

геронтологическая).

4.Организационная психиатрия.

5.Судебная психиатрия – решает вопросы вменяемости, дееспособности и организацию принудительных мер медицинского характера.

6.Психофармакотерапия –

занимается разработкой и изучением действия на психику

лекарственных веществ.

7.Социальная психиатрия.

8.Наркология – изучает влияние психоактивных веществ на состояние человека.

9.Транскультуральная психиатрия – занимается сравнением психической патологии в разных странах, культурах.

10.Ортопсихиатрия – рассматривает психические расстройства с точки зрения разных дисциплин (соматопсихиатрия, психосоматика).

11.Биологическая психиатрия (изучает биологические основы психических расстройств и методы биологической терапии).

12.Сексология.

13.Суицидология.

14.Военная психиатрия – изучает психопатологию военного времени и порядок проведения военно-психиатрической экспертизы.

15.Экологическая психиатрия – изучает влияние экологических факторов на психику.

16.Психотерапия.

Виды психических болезней на основании критерия основных

причин, их вызывающих :

·Эндогенные психические болезни с невыясненной пока этиологией (шизофрения, эпилепсия, маниакально-депрессивный психоз и др.).

·Экзогенные психические расстройства (соматогенные, инфекционные,

травматические).

·Психогении (реактивные психозы, неврозы).

·Патология психического развития (психопатии, олигофрении).

В качестве этиологических факторов психических заболеваний выступают эндогенные (чаще наследственная предрасположенность, генетические аномалии, конституциональная неполноценность) и экзогенные (инфекции, интоксикации, черепно-мозговые травмы, психические травмы).

При исследовании патогенеза психического расстройства необходимо учитывать

такое понятие, как «преморбид ». Это индивидуальные особенности организма,

наследственность, возраст, пол, биологическая фаза, остаточные явления перенесенных заболеваний. Преморбидные особенности способствуют, либо препятствуют развитию болезни, накладывают свой отпечаток на особенности клиники и течения заболевания.

Психиатрическое обследование -часть общего медицинского обследования.

1) выяснить причину обращения больного (или его родственников, друзей,

сослуживцев) за медицинской помощью;

2) создать доверительные отношения с больным,

заложив основу для взаимодействия с ним в процессе лечения;

3) сформулировать диагноз и план лечения;

4) сообщить больному и его близким о своих выводах.

Психиатрическое обследование проводят в спокойной, уютной обстановке,

предрасполагающей к открытому разговору. Умение завоевать доверие больного требует опыта и уверенности в себе.

Госпитализация больных в психиатрический стационар осуществляется при

наличии у гражданина психического расстройства и решения врача-психиатра о проведении обследования и лечения в условиях стационара.

Госпитализация осуществляется добровольно с письменного согласия больного. Без согласия больного или его законного представителя госпитализация осуществляется:

1 если его обследование и лечение возможны только в условиях стационара, а психическое расстройство обусловливает его непосредственную опасность для себя и окружающих; (социально опасен)

2 его беспомощность, то есть неспособность самостоятельно удовлетворять основные жизненные потребности,

3 нанесение вреда здоровью больного вследствие ухудшения психического состояния, если он будет оставлен без психиатрической помощи.

Решение о принудительной госпитализации

гражданина, страдающего психическим расстройством, принимается врачом психиатром.

Сведения о наличии у гражданина психического расстройства, фактах обращения

его за психиатрической помощью и лечения в психиатрическом учреждении, а также иные сведения о состоянии психического здоровья являются профессиональной тайной (врачебной тайной), охраняемой законом.

БИОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ

Термин «биологическая терапия» обозначает методы лечения, направленные на патобиологические механизмы патогенеза психических заболеваний.

Основные методы биологической терапии:

Психофармакотерпия:

Нейролептики устраняют психомоторное возбуждение, страх, агрессию, психопродуктивные расстройства –бред, галлюцинации и др.

Транквилизаторы –устраняют эмоциональную напряженность, тревогу

Антидепрессанты –устраняют болезненно

пониженное настроение и заторможенность психической деятельности

Ноотропы -повышают психический тонус, улучшают мышления, память.

Нормотимики- применяются

для профилактики аффективных приступов и для лечения маниакальных состояний.

Электросудорожная

Инсулинокоматозная

Лекция 3. Малая психиатрия, цель, задачи, объект исследования.

В начале XX столетия появилось разделение психиатрии на большую и малую. Это деление сохраняется и по сей день. Большая психиатрия изучает психические заболевания, при которых нарушается сознание, имеются грубые и выраженные психические расстройства: бред, галлюцинации, состояния слабоумия и т.д. К этим заболеваниям относятся шизофрения, эпилепсия, олигофрения и некоторые другие.

Малая же психиатрия касается более легких, менее выраженных, более обратимых психических нарушений, находящихся на границе психической нормы и патологии. Это неврозы, патологические изменения характера, различные ситуационно-обусловленные личностные реакции и т. д.

Нервно-психические расстройства, относящиеся к малой психиатрии (их чаще называют пограничными заболеваниями), встречаются очень часто, они считаются обратимыми. Значительная часть таких больных излечиваются. При подобных расстройствах не бывает бреда, галлюцинаций, явлений слабоумия. Многие такие люди никогда и не обращаются за помощью к психиатрам.

Таким образом, малая психиатрия только по выраженности психопатологической симптоматики является малой, но распространенность пограничных расстройств весьма велика.

Основателем «малой психиатрии», был Русский психиатр П.Б. Ганнушкин . Классический труд Ганнушкина «Клиника психопатий, их статика, динамика, систематика» был воистину делом всей его жизни. "Малая" психиатрия, сутью которой и являются пограничные психические расстройства, – писал П.Б.Ганнушкин, – отображает в миниатюре "большую клиническую психиатрию».

НЕВРОТИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА

Термин невроз впервые был введен в практику Уильямом Кулленом в

1776 году. Одновременно, в психиатрический лексикон вошло

прилагательное «невротический». Тогда под этим термином подразумевалось поражение нервной системы, которое не вызвано ни локализованной болезнью, ни лихорадочным заболеванием». Т.е невроз -психическое расстройство, лишенное органической основы.

В 30-х годах ХХ века распространение в психиатрии получают идеи З. Фрейда, о том, что многие формы невроза имеют ясные психологические причины. Он назвал их психоневрозами, включая сюда истерию, тревожные состояния и обсессии. Пытаясь установить причины психоневрозов, Фрейд пришел к заключению, что истоки кроются в тех процессах, которые определяют развитие личности.

К. Ясперс, К. Шнайдер считали, что невроз представляет собой реакцию на стресс, возникшую у личности определенного типа.

Широкое распространение в определении концепции неврозов получила гипотеза динамики невротических формирований, которая основывается на этапности: невротическая реакция, невротическое состояние, невротическое развитие личности.

Этиология и патогенез невротических расстройств определяется следующими факторами:

1. Генетически – это конституциональные особенности психологической склонности к невротическому реагированию и особенности вегетативной нервной системы.

2. Факторы, влияющие в детском возрасте – психотравмы раннего

3 Личность - у нормальной личности, невроз развивается только после серьезных стрессовых событий, например, неврозы военного времени.

Предрасполагающие черты личности бывают двух видов: общая склонность к развитию невроза и специфическая предрасположенность к развитию невроза определенного типа.

4. Факторы окружающей среды - (условия жизни, труда, отдыха.).

Неблагоприятная обстановка - в любом возрасте наблюдается четкая связь между психологическим здоровьем и показателями социального неблагополучия(не престижный род занятий, безработица, бедность домашней обстановки, теснота, ограниченный доступ к благам)

Депрессивный синдром.

Депрессия – одно из наиболее распространенных расстройств, встречающихся как в психиатрической, так и в общесоматической практике 3-6%.

Основу депрессивного синдрома составляет депрессивная триада , включающая:

а) Болезненно пониженное настроение. Выделяют 3 основных компонента эмоционального звена депрессивного синдрома: тоскливый, тревожный и апатический . Они находятся в динамической связи друг с другом, но, как правило, в отдельных случаях преобладает один из них.

Довольно характерна суточная ритмика депрессивных расстройств. Тоска и апатия достигают обычно максимальной выраженности в утренние часы, тревога нередко усугубляется к вечеру.

б) Идеаторные нарушения. В общем виде идеаторные расстройства при депрессивном синдроме характеризуются фиксированностью переживаний на определенной тематике. В тяжелых случаях настолько затруднено осмысление ситуации, нарушены память и внимание, что состояние напоминает картину слабоумия. В зависимости же от характера пониженного настроения имеются и некоторые особенности идеаторных расстройств.

в) Психомоторные нарушения. Психомоторныедепрессивные расстройства связаны в виде общей заторможенности, с доминирующим настроением. Общая поведенческая и волевая активность, чаще всего, имеет тенденцию к снижению (гипобулия).

Наряду с основными «триадными» признаками в структуру депрессивного синдрома входят психопатологические феномены тесно спаянные с собственно эмоциональными расстройствами.

Соматопсихические и соматовегетативные нарушения .

По своим клиническим проявлениям они разнообразны. Депрессивный синдром включает в себя разнообразные соматоневрологические расстройства, основным проявлением которых (особенно в остром периоде) является триада Протопопова : тахикардия, мидриаз, ( мидриа́з - расширение зрачка) и запоры . Соматическими проявлениями депрессии являются так же аменорея (отсутствие менструаций), похудание, диспепсии, алгии(боли разного происхождения) и пр.

Значительное место в структуре депрессии может занимать депрессивная деперсонализация , основным проявлением которой является «болезненная психическая анестезия», переживаемая как « скорбное бесчувствие», «чувство утраты чувств», обеднение, ущербность эмоциональной жизни. Наиболее значимыми для больных, являются переживания утраты естественных чувств к близким. Отмечаются так же чувство утраты: эмоционального отношения к окружающему вообще с безразличием к работе, к деятельности, к развлечениям; способности радоваться (ангедония) , откликаемости на печальные события, способности к состраданию. Особо мучительны переживания угнетения «витальных эмоций»: чувства голода, жажды, насыщения и удовольствия при приеме пищи, полового удовлетворения, чувства телесного комфорта, «мышечной радости» и утомления при физической нагрузке, естественного отрицательного эмоционального тона болевых ощущений. Часто присутствуют переживания: утраты чувства сна, «обезличенности», «чувство отсутствия мыслей», «речь без мыслей», «отрешенности» в общении, « бездушности».

Одним из характерных признаков депрессии являются идеи малоценности и самообвинения . В зависимости от клинического проявления депрессии, они могут проявляться в виде:

а) переживаний заниженной самооценки и идей малоценности, которые могут быть не стойкими, изменчивыми, чаще зависят от ситуации,

б) сверхценных идей, которые уже отличаются стойкостью, малой изменчивостью, потерей прямой связи с ситуацией,

в) бредовых идей. По содержанию это идеи самоуничижения, самообвинения, греховности, ипохондрии и пр.

Важное значение в диагностике депрессий могут иметь разнообразные нарушения сна. При тоске – укорочение сна, раннее пробуждение, ощущение неполного «бодрствования» в утренние часы. При тревоге – затруднено засыпание, бессонница, сочетается с частыми пробуждениями среди ночи. При апатии – повышенная сонливость, поверхностный ночной сон.

Расстройства влечений. Проявления зависят от ведущего состояния. Так например при тоскливом и апатическом состоянии отмечается угнетение аппетита (часто в совокупности с отвращением к пище или отсутствием вкусовых ощущений), угнетение полового влечения (вплоть до полного исключения). При тревожном состоянии, наблюдается усиление полового влечения.

Суицидальные проявления при депрессии .

По последним сводкам ВОЗ суициды (самоубийства), как причина смерти, занимает одно из первых мест наряду с сердечнососудистыми заболеваниями, онкологическими болезнями и несчастными случаями при ДТП. Одной из частых причин совершения суицида являются депрессии (до 15% депрессий завершаются суицидом).

Суицидальные тенденции при депрессии имеют разную степень оформленности и интенсивности в зависимости от характера депрессии. Суицидальный риск выше в случаях депрессий легкой и средней степени выраженности, «открытых» для влияния средовых воздействий и личностных установок больных, в ранние предутренние часы, при начале и окончании депрессивной фазы. Преобладают мотивы, обусловленные реальными конфликтами, переживаниями собственной измененности, депрессивной деперсонализацией, ощущением душевной боли.

В глубоких депрессиях суицидогенными являются бредовые идеи вины и ипохондрический мегаломанический бред (бред величия, характеризующийся грандиозным преувеличением своих духовных и физических сил, социального положения и связанных с этим возможностей). На высоте развития депрессивного состояния возможны импульсивные суициды. Суицидальные попытки чаще совершаются при тревожно-тоскливом аффекте, на начальных этапах развития депрессивных фаз, у больных с астеническими, сензитивными и истероидными чертами личности.

Депрессивные состояния проявляются в различной степени – от легких (субдепрессия) до тяжелейших состояний в виде психоза.

Варианты депрессии.

Меланхолическая (тоскливая, «классическая», эндогенная ) депрессия включает в себя триаду симптомов:

а) болезненно пониженного настроения в виде тоски;

б) замедленного темпа мышления;

в) психомоторной заторможенности (вплоть до депрессивного ступора).

Гнетущая, безысходная тоска переживается как душевная боль, сопровождающаяся тягостными физическими ощущениями в области сердца, эпигастрия («предсердечная тоска »). Настоящее, будущее и прошлое, видятся мрачными, все утрачивает смысл, актуальность. Стремление к деятельности отсутствует. Моторные расстройства при тоскливой депрессии предстают в виде: грустного или даже застывшего взгляда, страдальческой мимики («маска горя »), понурой позы, застывшей позы (депрессивный ступор ), опущенных рук и головы, взгляда, устремленного в пол. По своему внешнему виду эти больные выглядят сильно постаревшими (для них характерно понижение тургора кожи, что делает кожу морщинистой). Могут наблюдаться суточные колебания состояния – вечером легче, чем утром. Характерны идеи (вплоть до бредовых) самоуничижения, виновности, греховности, ипохондрические. Могут возникать суицидные мысли и тенденции, которые свидетельствуют о крайней тяжести депрессии. Расстройства сна проявляются бессонницей, неглубоким сном с частыми пробуждениями в первой половине ночи, нарушением чувства сна. Меланхолическая депрессия включает в себя разнообразные соматоневрологические расстройства, основным проявлением которых (особенно в остром периоде) является т.н. триада Протопопова . Так же могут встречаться: нарушение сердечного ритма, выраженное похудание (до 15-20 кг за короткий срок), алгии (боли различного происхождения), у женщин - нарушение менструального цикла, часто аменорея. Выражено угнетение сферы влечения: отсутствие аппетита и вкуса пищи, угнетение половой функции, понижение инстинкта самосохранения (суицидальные тенденции). Иногда ступор сменяется внезапно приступом возбуждения – взрыв тоски (меланхолический раптус ). В этом состоянии больные могут биться головой о стенку, вырвать себе глаз, расцарапать лицо, выпрыгнуть в окно и т.п. Меланхолический синдром характерен для клинической картины маниакально-депрессивного психоза, аффективных приступов при шизофрении.

Тревожная депрессия характеризуется переживанием тревоги и двигательным беспокойством, вплоть до двигательного возбуждения (ажитированная депрессия ). Идеаторные расстройства при тревоге характеризуются: ускорением темпа мышления, с неустойчивостью внимания, постоянными сомнениями, прерывистой, иногда малоразборчивой речью, беспорядочными, хаотическими мыслями. Больные высказывают идеи самообвинения, каются в «неправильных» поступках прошлого, мечутся, стонут. Переживания, в большей степени, ориентированы на будущее, которое представляется ужасным, опасным, тягостным. При тревожной депрессии взгляд беспокойный, бегающий, с оттенком напряженности, мимика изменчива, напряженная сидячая поза, с покачиванием, тереблением пальцев рук, при выраженной тревоге - неусидчивость. На высоте тревожных и ажитированных депрессий особенно высок риск совершения суицидных попыток. Ажитированная и тревожная депрессии у больных пожилого возраста встречаются чаще.

Апатическая депрессия на первый план выступают отсутствие или снижение уровня побуждений, интереса к окружающему (в тяжелых случаях к жизни вообще), снижение эмоционального реагирования на происходящие события, безразличие, снижение жизненного тонуса или анергия (анергическая депрессия ), недостаточность волевых импульсов с невозможностью преодолеть себя, сделать усилие над собой, принять определенное решение. У больных доминирует психическая инертность, «душевная слабость», «жизнь по инерции». Идеаторные расстройства при апатической депрессии характеризуются: обеднением ассоциаций, снижением их яркости и чувственной окраски, нарушением способности фиксации и произвольной направленности внимания. Идеи малоценности или вины наблюдаются не часто, доминирует чувство жалости к себе и зависти к окружающим. Экспрессия при апатической депрессии: взгляд равнодушный, спокойный, малоподвижный, сонливый, замедлена игра лицевых мышц, мимика скуки, равнодушия, безразличия, движения вялые, расслабленные, замедленные. Суицидальные тенденции редки. У некоторых из этих больных отмечается психомоторная заторможенность с замедлением движений, речевой продукции, они перестают следить за собой, залеживаются в постели, иногда полная обездвиженность (ступор). Такие депрессии обозначают как адинамическая (заторможенная) депрессия.

Астено-депрессивный синдром – характеризуется неглубоко выраженными симптомами депрессивной триады и выраженными астеническими расстройствами в виде повышенной утомляемости и истощаемости, раздражительной слабости, гиперестезии. Гиперестезия (греч. чрезвычайно, чрезмерно - ощущение, чувствительность) - повышенная чувствительность к раздражителям, действующим на органы чувств.. Астено-депрессивные синдромы встречаются при широком круге соматических заболеваний.

Депрессивно-ипохондрический синдром триада депрессивных симптомов выражена не ярко, больше представлены соматические симптомы депрессии. Кроме того больные высказывают убеждения в том, что они страдают тяжелым, неизлечимым соматическим заболеванием, в связи с чем активно посещают и обследуются в медицинских учреждениях. Встречаются при широком круге заболеваний.

Депрессивно-параноидный синдром – депрессивные симптомы могут иметь разную степень выраженности, вплоть до глубокой заторможенности, но при этом больные переживают тревогу, формулируют бредовые идеи преследования, отравления.

Синдром Котара (меланхолическая парафрения) – это сложный депрессивный синдром, включающий депрессивные переживания и ипохондрические идеи, имеющие характер громадности и отрицания. Больные считают себя великими грешниками, им нет оправдания на Земле, из-за них страдает все человечество и т.п. Больные высказывают ипохондрический бред - у них гниют все внутренности, кости, от них ничего не осталось, они заражены «страшной» болезнью и могут заразить весь мир и пр. Синдром Котара встречается редко, преимущественно, в клинике шизофрении, инволюционной меланхолии (предстарческие психозы, чаще у женщин 50-65 лет)

Атипичные («маскированные», «ларвированные», «вегетативные», «соматизированные», скрытые) депрессий При этих вариантах депрессий собственно пониженное настроение присутствует в стертом виде или вовсе отсутствует (тогда говорят о « депресси без депрессии »). Наибольшее значение имеют проявления в виде соматических «масок». Эти состояния чаще всего наблюдаются в амбулаторной практике врачей других специальностей с предъявлением только соматических жалоб (до 60-80 % депрессивных больных не попадают из-за этого в поле зрения психиатров). Такие депрессии составляют около 10-30% всех хронических больных общемедицинской практики. О принадлежности этих состояний к депрессиям можно судить по:

а) фазности течения, сезонным, весенне-осенним возобновлением

б) суточным колебаниям симптоматики,

в) наследственной отягощенности аффективными расстройствами,

г) наличию аффективных (маниакальных и депрессивных) фаз в анамнезе,

д) отсутствию органических причин страдания, подтвержденных объективным обследованием («негативная» диагностика),

е) многолетнее наблюдение у врачей другой специальности с отсутствие терапевтического эффекта от длительного лечения

ж) положительному эффекту от применения антидепрессантов. Чаще встречаются в практике депрессии с расстройствами сердечнососудистой и дыхательной систем. Реже встречаются «маски» желудочно-кишечной патологии в виде разнообразных диспептичесаких прявлений и болей в области живота.Так же в рамках таких депрессий описываются: периодическая бессонница, люмбаго, зубная боль, иктурия, сексуальные дисфункции, алопеция (очаговое облысение), экземы и др.

Маниакальный синдром.

Маниакальный синдром – представлен следующей триадой симптомов :

а) болезненно повышенное настроение (гипертимия); б) болезненно ускоренное мышление;в) психомоторное возбуждение. Больные оптимистично оценивают настоящее и будущее, ощущают необычайную бодрость, прилив сил, не утомляются, стремятся к деятельности, почти не спят, но из-за крайней изменчивости когнитивных процессов с выраженной отвлекаемостью внимания деятельность носит беспорядочный и непродуктивный характер. Повышение активности может достигать беспорядочного возбуждения (спутанная мания ).

Внешний вид больных манией: живая мимика, гиперемированное лицо, быстрые движения, неусидчивость, выглядят моложе своих лет. Больным свойственны переоценка собственной личности, своих способностей, вплоть до формирования бредовых идей величия. Оживление сферы влечений и побуждений - усиление аппетита (едят с жадностью, быстро глотают, плохо пережевывают пищу), полового влечения (легко вступают в беспорядочные половые связи, легко дают необоснованные обещания, женятся).

В зависимости от выраженности тех или иных компонентов различают несколько клинических вариантов мании.

Гипомания – слабо выраженная мания. В этом состоянии больные производят впечатление веселых, компанейских, деловитых, хотя и несколько разбросанных в своей деятельности людей.

Гневливая мания – к триаде маниакальных симптомов присоединяется раздражительность, придирчивость, гневливость, склонность к агрессии.

Заторможенная и непродуктивная мании – отличаются отсутствием одного из основных признаков маниакального синдрома, в первом случае – двигательной активности, во втором – ускоренного мышления.

Маниакальный синдром встречается при маниакально-депрессивном психозе, аффективных приступах при шизофрении.

Курс лекций «Малая психиатрия: страх, тревога, депрессия»

для студентов ИИПО, специальности « Психология».

(ст. преподаватель Булгак Э.Д.)

Параллельно с пересмотром теоретических положений о сущности психического заболевания происходит и серьезная перестройка в практической деятельности врача.

За последние десятилетия в психиатрии все возрастает интерес к изучению более легких форм психических заболеваний, в патогенезе которых преобладают функционально-динамические расстройства. При изучении болезненных форм все больше внимания уделяется диагностике ранних стадий болезни. Постепенно изменяются контингенты больных, обслуживаемых психиатрами.

За психиатрической помощью обращаются не только больные, страдающие выраженными формами психического заболевания, но и лица с легкими нервно-психическими отклонениями (реактивно-психогенные состояния, неврозы, аномальные личности).

Понятно, что при изменении состава обслуживаемых больных возникла необходимость пересмотра лечебно-диагностической деятельности врача, тактики и методов терапевтического воздействия. Перед психиатрами стала новая задача - лечить больных «в жизни», в условиях диспансера и поликлиники, не отрывая их от общественной и трудовой деятельности. Труд и общественная работа стали для этих больных новыми могучими лечебными факторами.

Расширились связи психиатров с другими специалистами, так как легкие психические расстройства, связанные с функционально-динамическими расстройствами высшей нервной деятельности, наблюдаются при самых разнообразных соматических заболеваниях. Поэтому клиника различных невротических состояний интересует не только психиатров и невропатологов, но и терапевтов, педиатров и других специалистов.

Изучение пограничных форм психических расстройств и начальных стадий психических заболеваний в отечественной психиатрии началось уже давно. О.В. Кербиков в историческом очерке развития учения о психопатии приводит ряд фактов, доказывающих, что уже в 80-х годах прошлого столетия в отечественной психиатрии изучалась проблема психопатий (И.М. Балинский, О.А. Чечот, В.X. Кандинский, В.М. Бехтерев). В конце прошлого и в начале текущего столетия уже были проведены фундаментальные клинические исследования, посвященные клинике неврозов и патологических личностей (С.А. Суханов, П.Б. Ганнушкин, Ю.В. Каннабих и др.).

Систематическое планомерное изучение пограничных форм началось главным образом после Великой Октябрьской социалистической революции. Уже в начале своего пути советская психиатрия значительно расширила задачи в области профилактики психических заболеваний. Наряду с реконструкцией больничной помощи было начато развертывание внебольничной сети и психоневрологических санатори ев. В 1928 г. организуется специальный научно-исследовательский институт невро-психиатрической профилактики (Л.М. Розенштейн). Почти заново был создан новый раздел психиатрии детского возраста.

Параллельно с развитием профилактического направления в советской психиатрии меняется и характер научно-исследовательской деятельности. Значительно больше внимания уделяется изучению пограничных форм психических заболеваний, повышается интерес к проблеме психопатий (П.Б. Ганнушкин, Е.К. Краснушкин,М.О. Гуревич, В.П. Осипов), психогенных реакций (Ю.В. Каннабих, А.Н. Буне ев, П.М. Зиновьев). При изучении клиники больших психозов фиксируется внимание главным образом на более легких стертых формах и ранних стадиях психического заболевания (В.А. Гиляровский, П.Б. Ганнушкин, Л.М. Розенштейн и др.).Более интенсивно изучаются так называемые экзогенные формы психических расстройств, обусловленных инфекциями, травмами и интоксикациями нервной системы, в отношении которых предупредительные мероприятия являются наиболее эффективными.

Развивается совершенно новый раздел теории и практики советской психиатрии - психогигиена и психопрофилактика. Л.М. Розенштейн совместно с сотрудниками руководимого им Института невро-психиатрической профилактики (И.А. Бергер, Т.И. Гольдовская, С.И. Гольденберг, Б.Р. Гурвич, Е.Н. Каменева, И.Г. Равкин, А.А. Чернуха) разрабатывают теоретические основы психогигиенической и психопрофилактической работы.

Изучение пограничных форм психических расстройств развивалось особенно интенсивно в новом разделе советской психиатрии - психиатрии детского возраста. В этих исследованиях были представлены клинические особенности психогенных реакций, неврозов, а также психопатических и психопатоподобных состояний у детей (М.О. Гуревич, В.А. Гиляровский, Н.И. Озерецкий, Е.А. Осипова, А.И. Винокурова, С.С. Мнухин, Т.П. Симпсон, Г.Е. Сухарева и др.). Характерной особенностью исследовательской работы в области пограничной психиатрии детского возраста является то, что она строилась на принципиальной основе единства и неделимости клинической и организационной работы. Параллельно с разработкой вопросов клиники отдельных форм пограничных состояний строилась и специальная сеть учреждений для таких детей. В этом отношении очень много было сделано Е.А. Осиповой, посвятившей свою научную и практическую деятельность делу организации психоневрологической помощи детям.

Таким образом, постепенно развивается новая область психиатрических знаний, которая получает название «малой», пограничной психиатрии. Уже в первые десятилетия развития советской психиатрии становится очевидным, что «малая» психиатрия имеет чрезвычайно большое значение. О большом значении «малой» психиатрии и сложности ее изучения очень хорошо было написано П.Б. Ганнушкиным: «Малая психиатрия, психиатрия пограничная, есть область несравненно более тонкая, область более сложная, требующая гораздо большего опыта, навыков и знаний, чем психиатрия большая, где дело идет о душевнобольных в узком смысле слова». Чем больше внимания уделяли изучению пограничных форм психических заболеваний, тем яснее становилось, что клинические исследования в этой области очень важны и для более углубленного понимания сложной по своей структуре картины «больших» психозов, так как очень часто корни патогенного воздействия на организм уходят далеко от начала манифестного начала психического заболевания.

П.Б. Ганнушкиным был точно очерчен круг вопросов «малой» психиатрии. Большой заслугой П.Б. Ганнушкина является и то, что он с предельной ясностью доказал, как важно изучить «болезненную почву», на которой развивается данное заболевание, чтобы лучше понять закономерности формирования его клинической картины. Другими словами, если в настоящее время развитие «малой» психиатрии находится в большой зависимости от уровня клинических знаний в области этиологии и патогенеза «больших» психозов, то есть все основания предполагать, что в будущем успешное развитие «малой» психиатрии будет содействовать более быстрому разрешению трудных проблем в области выраженных психозов.

Однако в настоящее время вопросы клиники, терапии и профилактики пограничных форм психических заболеваний еще значительно менее разработаны, чем клиника выраженных психозов. Эта отсталость объясняется не только молодостью данного раздела психиатрии, но и большей трудностью изучения причин и условий возникновения и развития пограничных форм.

Общие закономерности развития пограничных форм те же, что и выраженных психических заболеваний. Однако выявление этих закономерностей в каждом конкретном случае в пограничной психиатрии значительно труднее, чем в области «больших» психозов. Здесь более сильна опасность методологических ошибок в связи с большой сложностью условий развития болезненных состояний.

Советскими учеными - клиницистами, физиологами и патологами - всегда подчеркивалась опасность упрощенного понимания проблемы этиологии. Подчеркивая ведущую роль внешних вредностей в возникновении болезней, они в то же время отмечали большое значение «внутренних» факторов как в возникновении болезни, так и формировании ее клинической картины.

Так, И.В. Давыдовский пишет, что «невозможно дать определение болезни, исходя из внешней причины явления, причина болезни не равна действию». Он подчеркивает, что никакой фактор сам по себе не может быть причиной болезни. Такой причиной является всегда отношение организма к этому фактору и обратно. В то же время эти «внутренние моменты» отнюдь не представляют чего-либо стабильного, под воздействием внешней среды они претерпевают резкие изменения. К.М. Быков также выступает против элементарно упрощенного представления о болезни как о случайном эпизоде экзогенного происхождения. Он указывает на необходимость связи болезни со всеми предшествующими физиологическими основами не только соматической, но и психической жизни человека.

Разрешение вопроса о роли внутреннего фактора в возникновении и развитии болезни является особенно актуальным в области пограничных форм, так как роль индивидуальных особенностей личности (как одно из существенных условий возникновения патологического состояния) в «малой» психиатрии еще значительнее, чем в клинике больших психозов. Для понимания условий возникновения тех или других патологических реакций необходимо учесть в каждом конкретном случае склад личности больного, уровень его развития, его взаимоотношения в коллективе. У сенситивных субъектов, отличающихся большой склонностью к развитию конфликтных переживаний, патогенное значение может приобретать такая ситуация, которая для другого человека отнюдь не является «трудной». У личностей тревожно-мнительного склада под влиянием неудачного выражения врача возникает фобия, страх за свое здоровье; истерические реакции чаще наблюдаются у лиц с чертами инфантильности, повышенной внушаемости и самовнушаемости, с наклонностью к образованию гипноидных состояний. Таким образом, при многих формах психогенных реакций особенности личности имеют решающее значение. Они служат тем специфическим условием, при отсутствии которого патологическая реакция не возникает. Отсюда понятно, что при выяснении причин возникновения невроза и других психогенных реакций требуется большая осторожность, чтобы избежать упрощенного решения этого вопроса в духе механического монокаузализма. Для установления причины в каждом конкретном случае необходим не только тщательный анализ клинической картины патологической реакции, ее симптоматики и течения, но важно также выяснить и специфические условия, способствующие развитию болезни (особенности личности больного, его соматическое состояние в прошлом и в данное время, его преморбидный характер и т.д.). Наличие конфликтных переживаний у больного (лежащих в основе невроза), не может быть правильно понято без учета его общественных взаимоотношений.

При объяснении этиологии пограничных форм психических заболеваний возможны и другие методологические ошибки. Так, некоторые авторы, объясняя большую роль личности в происхождении психогенных реакций, придают «фатальное» значение патологической наследственности. И эти ошибочные взгляды постепенно преодолевались в исследованиях отечественных и зарубежных психиатров. В течение последних лет при анализе причинно-следственных соотношений в каждом конкретном случае больше внимания уделяется роли внешних факторов в происхождении заболевания. Такой положительный сдвиг во взглядах на этиологию психических расстройств, выражающийся в акцентуации роли внешних факторов, можно отметить в посвященных психиатрии детского возраста работах не только советских авторов, но и некоторых прогрессивных зарубежных ученых. Здесь следует назвать работы Трамера (Tramer, Швейцария), Эйе, Мишо (Heuyer, Michaux, Франция), Каннер, Десперт (Kanner, Despert, США), Санктис, Боллеа (Sanctis, Bollea, Италия), Вик (Wiek, Германская Демократическая Республика).

Необходимо, однако, учесть, что не всегда эта тенденция искать причину болезни в факторах внешней среды хорошо претворяется в практической деятельности. Такая тенденция может оказаться и реакционной, если она строится на ошибочной методологической основе. При неправильной исходной позиции, когда закономерности, определяющие развитие личности, трактуются в свете теории Фрейда или неофрейдизма и на первый план выдвигаются нарушения сферы инстинктов, резко меняется и трактовка понятия «среда» и «внешние факторы». В конечном счете причина болезни понимается неправильно, так как игнорируются общественные и экономические условия, в которых живет и воспитывается ребенок.

Методически неправильная позиция характерна и для того направления, которое носит название кондиционализма. Защитники кондиционализма утверждают, что для развития болезни необходимо наличие множества условий и нет единой причины. Эта теория также не соответствует клиническим данным, ибо при наличии многих патогенных факторов, предшествующих заболеванию, все же один из них является ведущим, служит производящей причиной, определяющей как возникновение психических расстройств, так и симптомы их течения. Остальные представляют собой лишь более или менее специфические условия, влияющие на развитие болезни.

В.М. Морозов справедливо указывает на связь кондиционализма с философией прагматизма и подчеркивает, что прагматическое направление нашло свое отражение и в психобиологической концепции Майера (Mayer).

Психическая болезнь, по мнению Майера, представляет собой сумму реакций личности, возникающих под влиянием многих факторов, взаимодействующих между собой.

Так же как и защитники кондиционализма, Майер не выделяет единой причины болезни. Нозологический принцип современной психиатрии Майер называл «догматичным» и предлагал устанавливать лишь типы патологических реакций. Тем самым стирается грань между патологией и нормой, между процессуальными формами психических заболеваний и психогенными реакциями, между неврозом и шизофренией.

Психобиологическая концепция, отрицающая наличие единой причины, не может способствовать правильному решению проблемы этиологии и патогенеза психических расстройств вообще и пограничных форм в частности. Такое понимание причин болезни не помогает врачу в его практической деятельности, не способствует раннему распознаванию болезни и не стимулирует в поисках дифференцированного метода лечения.

Затруднения, возникающие при обобщении клинических наблюдений в области «малой» психиатрии, объясняются еще и тем, что определение отдельных понятий в данном разделе психиатрии характеризуется большой расплывчатостью, отсутствует единая номенклатура. Эта нечеткость определений вполне понятна, так как при легких формах психических расстройств труднее провести грань между здоровьем и болезнью. Известно, что чем ближе к норме то или другое патологическое состояние, тем труднее дать ему четкое определение. Если учесть многогранность человеческой личности, многообразие отдельных индивидуальностей, сложность их общественных взаимоотношений, то становится понятным, почему отдельные клинические разновидности так называемой «малой» психиатрии не укладываются в определенную схему, почему так трудно создается общепринятая систематика психогенных реакций и психопатических личностей. Отсутствие общепринятой номенклатуры и систематики «малых» форм психических расстройств значительно затрудняет их клиническое изучение. Получается, таким образом, своеобразный порочный круг, который тормозит развитие научно-исследовательской работы в этой области. Одни и те же термины различными авторами употребляются неоднозначно, в одно и то же понятие вкладывается различное содержание, и психиатры перестают понимать друг друга.

Все сказанное по поводу трудностей исследования «малых» форм психических заболеваний было учтено, когда мы приступили к обобщению наших клинических наблюдений в области пограничной психиатрии детского возраста. Отдавая себе отчет в несовершенстве наших знаний в этой области и не надеясь в настоящем курсе клинических лекций разрешить эти трудные вопросы, мы все же считаем возможным представить наши клинические наблюдения в таком виде, как они есть, полагая, что они могут послужить фундаментом для дальнейшей разработки этих проблем. Одним из побуждающих моментов для нас было то обстоятельство, что наблюдения детской клиники (характеризующиеся большей элементарностью своих проявлений и более точными анамнестическими сведениями о причинах и условиях возникновения психических расстройств) могут быть использованы для того, чтобы ближе подойти к разрешению вопроса нозологической классификации этих форм. В настоящем курсе клинических лекций нами представлена такая попытка систематизировать психогенные реактивные состояния и психопатии не только по клиническим, но и по патогенетическим признакам. Хотя предложенная схема группировки ни в коей мере не должна расцениваться как нечто завершенное, она все же может послужить каким-то этапом, приближающим нас к нозологической классификации пограничных форм.

При изучении пограничных форм психических расстройств можно пойти двояким путем. Первый путь - «от болезни к здоровью», от «большой» психиатрии к «малой», второй - противоположный - от «здоровья к болезни». Первый путь является наиболее надежным, он был использован отечественными и многими зарубежными психиатрами. «Вся история психиатрии, - писал П.Б. Ганнушкин, - с очевидностью доказывает, что сначала изучаются и описываются более яркие, более заметные типы душевного расстройства», после чего легче понять и менее выраженные клинические проявления. При описании клиники психических расстройств у детей и подростков мы также выбрали этот путь от «большой» психиатрии к «малой» (первый том «Клинических лекций» посвящен выраженным формам психических заболеваний). Однако было бы неправильным полностью игнорировать и второй путь, дающий большие возможности изучать личность в ее взаимодействии с окружающей средой.

При описании отдельных клинических разновидностей пограничной психиатрии мы стремились использовать динамический метод изучения. Статический метод, когда много внимания уделяется изучению состояния больного и относительно мало течению болезни, оказывается несостоятельным и при изучении «больших» психозов (на это указывал и П.Б. Ганнушкин). Еще большее значение приобретает динамический метод при изучении пограничных форм психических расстройств, так как здесь клинические проявления могут быть правильно поняты только в аспекте их развития. Не приходится доказывать, что динамический метод особенно важен для детской клиники, объектом изучения которой является постоянно меняющийся, растущий детский организм.

Посвящая пограничным формам специальный том клинических лекций, мы руководствовались прежде всего большой актуальностью проблем «малой» психиатрии в детской клинике. Область пограничных состояний у детей значительно обширнее, чем у взрослых. Дети, страдающие легкими формами психических расстройств, составляют основную группу среди тех, которые нуждаются в психоневрологической помощи. По данным переписи, произведенной Е.А. Осиповой и С.Я. Рабинович в 1931 г., пограничные формы составляют до 70% всех психических заболеваний у детей. Изучение клинических особенностей «малых» форм психических заболеваний имеет чрезвычайно большое значение не только для психиатров, но и для школьного врача и педагога. Знания в этой области очень важны и для просветительной работы с родителями, для развития психопрофилактической деятельности врача. Они помогают и педагогу лучше дифференцировать методы педагогической работы в специализированных школах и детских садах, приспособить методику обучения к индивидуальным особенностям ребенка.

Таким образом, задачи врача, работающего в области «малой» психиатрии детского возраста, обширны и многообразны. Поэтому в курсе психиатрии детского возраста пограничным формам всегда уделялось больше внимания, чем в руководстве по общей психиатрии.

В области пограничных форм психических заболеваний различают самые разнообразные клинические разновидности: 1) реактивные состояния психогенной природы (неврозы, реактивные психозы, изменения характера под влиянием неблагоприятных условий воспитания; 2) различные формы врожденной или рано приобретенной нервности; 3) психопатии; 4) легкие формы умственной недостаточности.

Из перечисленных клинических форм мы остановимся в данном курсе «Клинических лекций» лишь на первых трех. Что касается клиники легких форм умственной отсталости, то мы считаем более целесообразным представить ее в третьем томе. Проблема олигофрении является очень важной в детской клинике и требует специального и подробного рассмотрения. В третьем томе будут представлены также данные об организации больничной и внебольничной психоневрологической помощи детям.

Источник информации: Александровский Ю.А. Пограничная психиатрия. М.: РЛС-2006. — 1280 c.
Справочник издан Группой компаний РЛС ®



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама