THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Что бы люди ни говорили, а деньги нужны всем. Деньги дают нам свободу выбора, перемещения, да и просто жизненный комфорт. Но бывает так, что человек работает с утра до ночи не покладая рук, а деньги всё к нему не приходят. А если приходят, то вместе с непредвиденными тратами. Обидно, не так ли? Если это про вас, то есть смысл попробовать магические заклинания на деньги, которые действуют безотказно (как говорят отзывы наших читателей). Рекомендуем вам в этой статье ознакомиться с методиками, как улучшить свое финансовое благополучие.

Заклинания на деньги – это древние ритуалы, пришедшие к нам из древних веков. Многие из них связаны с таким разделом колдовства, как черная магия, но именно они и являются наиболее действенными.

Многие успешные люди используют заклинания белой магии или носят с собой заговоренные амулеты. Те же, кто считают это глупыми суевериями, в итоге считают каждую копейку и не могут себе позволить простых жизненных радостей.

Вот одно очень действенное заклинание на привлечение денег в домашних условиях. Для его выполнения нужно взять 10 монеток достоинством в 1 рубль. Затем нужно зажечь две зеленые свечи, а между ними поставить пустой стеклянный сосуд. В сосуд нужно постепенно наливать освященную воду, приговаривая при этом такие слова:

«Пусть наполнятся карманы, деньги пусть придут в мой дом так же скоро, как сосуд наполняю я водой!».

Затем начинайте бросать в сосуд по одной монетке и на каждую из них говорите заклинание:

«Желаю здоровья. Желаю успеха. Желаю счастья. Желаю богатства. Желаю золота. Желаю серебра. Желаю изобилия. Желаю помощи. Желаю, чтобы деньги пришли в мою жизнь. Я желаю этого, так тому и быть!».

Не тушите свечи, они должны догореть сами. Наутро побрызгайте водой из сосуда все углы в доме, а оставшуюся воду вылейте за порог. Монетки выложите на подоконнике, а вечером положите их в копилку вместе с другими монетами, сэкономленными за день.

Заклинание на деньги на фитиле

Есть еще одно не очень сложное заклинание на получение денег. Возьмите фитиль от церковной свечи и подожгите его с двух сторон. Пока он будет гореть, быстро произнесите слова:

«Огонь вечен, а дух мой отмечен златом, серебром и всяким добром. Аминь!».

Потушите фитиль, а его остаток положите в кошелёк и всегда носите с собой.

Лестница богатства

Лестница богатства – это древний, очень действенный магический обряд. Конечно, вы вряд ли найдёте , которые действуют безотказно, ведь всё зависит от веры человека.

Но если вы правильно совершите этот обряд, то очень скоро сможете ожидать пополнения в вашем бюджете. Проводить это заклинание на деньги нужно обязательно на растущей луне.

Вам понадобится зелёная нить, девять бутонов гвоздики и зеленая свеча. Завязывайте на нитке узлы, привязывая к ней бутоны гвоздики, то есть всего у вас должно получиться 9 узлов. После этого возьмите нитку с бутонами в руку и произнесите такие слова:

«Лестница из девяти узлов, я создал(а) тебя, чтобы богатство, которого я хочу, стало моим. Чтобы я смог(ла) подняться по тебе к процветанию и благополучию. Такова моя воля, да будет так!».

Обвяжите «лестницу» вокруг зеленой свечи и ежедневно в течение девяти дней зажигайте её на некоторое время. Зажигать ее нужно до тех пор, пока свеча полностью не прогорит.

Обряд на процветание

Довольно сложный и обширный обряд для привлечения богатства и процветания в ваш дом нужно проводить в определенный день. Есть несколько вариантов временных отрезков для проведения этого ритуала:

  • В ночь с тридцатого апреля на первое мая
  • Ночь с тридцать первого июля на первое августа
  • Ночь с тридцать первого октября на первое ноября
  • Ночь с тридцать первого января на первое февраля.

В большинстве своем обычно проводятся ночью. Проведение этого обряда на процветание так же нужно начинать сразу же после полуночи.

Для выполнение этого заклинания на деньги вам понадобится шестнадцать свечей, из которых 1 золотая, 9 белых и 6 зелёных. Смажьте все свечи сосновым маслом, затем поставьте её в центр стола. Окружите золотую свечу зелёными, а белые, в свою очередь, поставьте вокруг зелёных.

В первую минуту после наступления полуночи насыпьте круг из соли вокруг белых свечей. Зажгите центральную золотую свечу, потом по часовой стрелке зеленые свечи, и по часовой же стрелке белые свечи. Трижды обойдите стол со свечами, напевая при этом:

«Трижды Юпитер вокруг солнца обойдет, деньги мне принесет».

Сядьте и представьте себе всё то материальное, чего вам не хватает. Потом потушите свечи в порядке, обратном тому, в котором вы их зажигали.

Заклинания на деньги и удачу

Для проведения этого ритуала вам снова понадобятся три разноцветных свечи. Свечи нужно будет купить в специализированном магазине, торгующим компонентами для магических обрядов.

Одна свеча белая, одна коричневая и одна зелёная. Белая свеча символизирует вас, зелёная – вашу материальную прибыль, а коричневая – вашу основную деятельность. Выстройте из свечек равносторонний треугольник: белая свеча прямо напротив вас, зеленая - чуть дальше, с левой стороны, а коричневая – с правой. Начинайте зажигать свечи, произнося при этом слова.

  • Сначала белая свеча:

Пламя - как душа, душа - как пламя.

  • За ней следует коричневая:

Дела в делах, пути в путях, все намазях.

  • И, наконец, зеленая свеча:

Прибыль в прибыли, деньги в деньгах.

В течение нескольких минут смотрите на свечи, держа руки по бокам от них. Потом сведите все три свечи вместе и произнесите:

В силе - власть, во власти - сила,
я с силой и с властью той.

Теперь дождитесь, пока свечи догорят, соберите весь оставшийся воск и храните его в недоступном постороннему глазу месте. Теперь это ваш талисман достатка и удач в делах.

Заклинание на возврат долгов

Бывает так, что кто-то взял у вас в долг деньги и никак не хочет их отдавать. При этом, никакие уговоры и увещевания о возврате долга на должника никак не действуют.

Такая ситуация неоднозначная и решить ее поможет или старорусское заклинание на возврат денег.

В период растущей луны возьмите уже традиционную зеленую свечу и смажьте её чем-нибудь липким и сладким. Для этого подойдет, например, мед или сахарный сироп. Поставьте её в центр стола и в течение нескольких минут грейте руки над пламенем. После этого прочтите такие слова:

«Как сладок сахар-сахарок, как липок мед-медок, так бы и денежки к моим рукам липли-прилипали, да не отлипали!».

Возьмите небольшой клочок бумаги, напишите на нём сумму, которую вам никак не вернёт должник, а под цифрой припишите:

«Мое - ко мне, не прячься нигде, не задерживайся!».

Бумагу подожгите от свечи и положите на блюдце догорать. Пока листок горит, произносите заклинание:

«Пусть вернется мне мое по праву, по чести, по совести. Благословляю руку дающую, да не оскудеет она! Да будет так!».

Пепел, оставшийся после горения бумаги, развейте по ветру (можно из окна), а свечу спрячьте до следующего раза. Помните, что этот обряд можно производить исключительно для возврата своих денег, а не для наживы. В противном же случае можно и денег не получить, и убытки понести.

Заговоры и заклинания на деньги(видео)

Когда вы произносите магические заклинания на деньги или другие магические заговоры , чемодан с деньгами не упадет вам на голову. Продолжайте трудиться, и вскоре вы заметите, как прибыли возрастают, должники возвращают старые долги, а расходы сокращаются и сокращаются.

25.10.2017 Тексты / Статьи

​Что такое древнееврейская магия?

Записала: Алена Бондарева

Фотография: предоставлена проектом «Эшколот» / Николай Бусыгин

рассказать друзьям:

0

0

15 октября, в рамках образовательной программы проекта «Эшколот», проходящей при поддержке фонда «Генезис», в библиотеке Достоевского профессор религиоведения Юваль Харари рассказал о заклинаниях, волшебных чашах и магических черепах древних евреев.

В начале выступления Юваль Харари * - исследователь, профессор еврейской мысли и фольклора израильского Университета Бен-Гуриона, автор множества статей о еврейской магии. заметил, что будет говорить в основном о магических предметах и еврейской магии, которые появилась еще до эпохи каббалы (период древней и поздней Античности).

Время

Магия была частью еврейской культуры с древнейших времен, которые зафиксированы в самых старинных памятниках еврейской письменности, в Библии. Но если говорить не о каких-то описательных источниках, а о самих магических предметах и оригинальных текстах, то многие дошли до нас с более позднего времени.

Такие материальные источники, касающиеся еврейской магии, затрагивают период с III-IV по XIII века. Это период до каббалы, ее появление сильно повлияло на еврейскую магию.

Начиная с XIII века магические практики стали называть практически каббалой. Но перемена названия не привела к кардинальным изменениям самих древних магических практик.

Что такое магия?

Я хочу прояснить несколько понятий. Вообще издревле ведутся споры о том, как определить магию, границы магического в культуре, чем магия отличается от религии или науки. «Магия» на иврите обозначается словом kishuf , которое иногда переводят как «колдовство», по поводу этого понятия всегда ведутся споры. Мы в рамках нашей лекции согласимся с тем, что магия - система верований и прежде всего практик, задача которых повлиять на состояние мира, изменить его, обращаясь к средствам, связанным со словом: к заговорам, заклинаниям и прочему. И вот это изменение мира при помощи ритуала, имеющего в своем ядре вербальную формулу, и дает нам определение того, что такое заклинание. На иврите это le-hashbia .

Вообще вся еврейская магия основывается на вере в большие возможности языка, слова и в то, что они могут менять мир. И в этом магия не очень сильно отличается от мейнстрима иудаизма, который считает, что мир был сотворен при помощи слова и что самая важная часть служения - молитва. То есть представление о силе языка и силе слова общее для еврейской магии и иудаизма в целом. Но в чем же тогда отличие? Магия считает, что при помощи определенных святых имен можно повлиять на небесные сущности, прежде всего ангелов и другие небесные силы, чтобы они проявились в мире и принесли определенную пользу людям. Благо тому, кто обладает знанием, тому, кто заклинает.

Еврейская магия XX-XXI веков

Но я хочу подчеркнуть, несмотря на то, что мы будем говорить про древность и древнюю магию, эта магия не осталась только в прошлом. В том обществе, где я живу в Израиле XX-XXI веков, она по-прежнему существует.


Перед вами кусок бумаги, который был написан в начале 1940 годов в Иерусалиме и отправлен человеку по имени Авраам Дехоки. Здесь содержится три магических средства, предназначенных для убийства Адольфа Гитлера. Эта бумага, касается того магического фронта, который открыли иерусалимские каббалисты против Гитлера и немцев в начале 1940 годов, когда Роммель приблизился к Суэцкому каналу и возникла реальная опасность захвата Палестины нацистами. В то время многие каббалисты пытались остановить наступление нацистов и перевернуть ход Второй мировой войны при помощи разных магических средств.

Описываемый ритуал - некоторые агрессивные действия, их задача привести к смерти Адольфа Гитлера. Речь идет о том, что нужно купить петуха, назвать его Адольф Гитлер, растить в своем доме, а потом разными неприятными способами умертвить. Или, другой вариант, сжечь святые имена ангелов, чтобы вызвать их гнев, и направить его на Адольфа Гитлера и так далее.

Фотография предоставленапроектом «Эшколот»


Еще один пример относится к началу 1960 годов. Тарелка с заговором. В нем говорится о том, что демон женского пола (его имя - Черная дочь черной) должен выпить кровь некой Фрехи (Freha) дочери Рахмы (Rahma). На самом деле перед нами цветочный горшок, на дне которого записали заговор. Горшок был брошен в озеро Кинерет для того, чтобы его не разбили, и тем самым не разрушили заклятие. Озеро Кинерет должно было хранить эту тайну, но мальчики-ныряльщики вытащили этот предмет со дна, увидели надпись. Позже горшок подарили президенту Бен-Цви, который был этнографом и фольклористом. И таким образом, горшок попал в поле зрения ученых.

Фотография предоставленапроектом «Эшколот»


Другой пример так называемая Таса (Tasa), магическая тарелка, предназначена для исцеления, была найдена на новом кладбище в израильском городе Иерухам (Yeruham) в 1997 году. Вызвала большой интерес и общественную дискуссию на тему современной магии.

Современные маги

Сегодня в Израиле живет Исраэль Мейер Альмагор, он занимается тем, что пишет различные заклинания и заговоры. В 2005 году он издал сборник магических рецептов, которые собрал из древних рукописей. Еще один каббалист Шимон Коэн, он изготавливает разные магические предметы. Его семья, приехав из Марокко, привезла с собой много разных рукописей и книг с магическими рецептами, все ингредиенты североафриканские и марокканские. И вот уже в Израиле он мне с гордостью рассказывал о том, что свои баночки и скляночки заказывает из Марокко.

Он изготавливает тарелки, на которые нанесены заклинания (которые нужно смыть, а воду выпить), магические сервизы, амулеты, предназначенные для разных мест - на каждом написано, куда его класть.

Но я не хочу, чтобы у вас создалось впечатление, будто в современном Израиле все занимаются магией. Это, конечно, не мейнстрим, но магия присутствует, ее можно легко увидеть среди религиозного населения.

Магия и интернет

В интернете множество сайтов, которые предлагают как обычные магические товары, так и более изысканные. Например, микрофильм каббалистической книги «Зогар», который нужно хранить в специальном футляре в доме, и он будет работать как оберег. На другом сайте представлены кольца с надписями, на которых записаны известные магические имена. Есть и более ароматный пример. Дорон Армоза (Doron Armoza) предлагает смеси масел и различных субстанций, которые кодируют на случай любви, защиты и плодовитости.

Источники

Но поговорим о прошлом. Что касается источников древней еврейской магии, очень важно разделять два типа - внутренние и внешние. Внешних, косвенных, источников много. У нас есть вся Библия, где присутствуют упоминания каких-то практик, литература эпохи Второго Храма, есть Иосиф Флавий, раввинская литература, литература караимов, сочинения Маймонида и так далее. Все эти люди не были магами, но им было что сказать про магов и их практику, как правило, что-нибудь критическое. Поэтому мы имеем очень большой корпус литературы о магии.

Однако в последние десятилетия ученые все больше занимаются изучением внутренних источников, то есть тех практиков, которые верили в то, что они пишут. Эти внутренние источники важны для нас, потому что дают нам доступ к внутреннему пониманию механизмов этой магии, которые не видны человеку, пишущему извне. Первичные внутренние источники принято делить на две части. Первая - артефакты, сами магические предметы, которые использовались в том или ином ритуале с той или иной целью для адресата. А вторая - магическая литература, разные сборники магических рецептов, средств, чаще всего это просто списки, но иногда встречаются и рамочные рассуждения о более теоретических аспектах магии, которые написаны самими магами.

Древние артефакты

Если говорить о древних артефактах, то до нас дошли предметы из двух регионов: земли Израиля и из Вавилонии, где в древности жили самые большие еврейские общины. Из Вавилонии до нас дошли магические чаши с заговорами, они предназначали для защиты от демонов. В земле Израиля были найдены металлические амулеты, они лучше всего сохранились, и редкие амулеты на обломках керамики. И основная масса таких находок относится к периоду с III по VII века новой эры. У нас почти нет данных об эпохе с VII по X века, а потом возникают предметы, относящиеся к периоду с X-XI и до XIII века, найденные в Каирской генизе.

Каирская гениза

В еврейской традиции запрещено выбрасывать книги, отслужившие свой век, их обычно складируют и захоранивают. И вот такое хранилище вышедших из употребления рукописей и книг называется «гениза». Обычно все, что находят в генизах, не сохраняется, как правило, истлевает из-за погодных условий. Но недалеко от Каира в одной из синагог существует уникальная гениза. Благодаря климату, все находки (написанные на еврейском языке) дошли до наших дней.

То есть все, что было написано в этом регионе с X по XV-XVI века. Это очень большой массив документов, касающийся всех сторон жизни.

Фотография с сайта history.emory.edu


В Каирской генизе сохранилось много амулетов и книг, содержащих различные магические рецепты.

Магические чаши Месопотамии

Большинство найденных чаш были раскопаны не археологами, поэтому мы часто не знаем, где именно была обнаружена та или иная чаша. Но встречались и те немногие, которые открыли ученые. Характерно то, что все они были закопаны перевернутыми, надписью вниз.

Фотография предоставленапроектом «Эшколот»


На сегодняшний день в регионе Месопотамии найдено 2500 магических чаш, они относятся примерно к V-VII века новой эры.

Если посмотреть на карту находок (охвачен весь регион), то можно убедиться в том, что это ни какая-то локальная практика одной семьи или одного мага, а особая магическая культура, которая объединяла не только евреев, но и другие народы. Происходило постоянное взаимодействие с представителями разных этнорелигиозных групп в сфере магических практик.

Зачем нужны демоны?

Зачем изготавливали чаши? Это связано с верой в демонов, вообще в древности демоны играли очень важную роль. В иудаизме демонология по-настоящему не вошла в еврейскую теологию. Она осталась за рамками официального богословия в отличие от христианства.

Демоны ассоциировались прежде всего с неудачами, болезнями и неприятными вещами, которые происходят с человеком в жизни. И я верю в интерпретацию реальности через демонов, это особый способ понимания мира. Когда с человеком происходит что-то плохое, у него есть две возможности: считать, что случившееся с ним - совпадение, и это очень тяжело вынести, или это воля Бога-Творца, с чем смириться еще сложнее. А очень по-человечески найти третий путь и объяснить случившееся через демонологию.

И если мы свои несчастия приписываем демонам, которые сокрыты, но тем не менее с ними возможно взаимодействие, то у нас есть способ защититься и что-то предпринять. И эти чаши предназначались для борьбы с бесами. Существовала два способа противостояния.

Если беда еще не проникла, то от демонов нужно было защищать с помощью чаш свой дом, семью, поле, владение. Если были признаки того, что беда пришла и демоны пробрались, то такими магическими чашами демонов можно было изгнать. И это делали двумя способами: вербальным или визуальным.

Фотография предоставленапроектом «Эшколот»


Когда демона изображают - это магическая практика, которая превращает демона из невидимого существа в видимое. Когда речь идет о вербальном способе - заклинаниях или назывании имени демона - это первое оружие, таким образом можно лишить демона первичного преимущества - невидимости. Вторая важная вещь - демона нельзя убить, не спрашивайте меня, почему, это аксиома.

Демонов можно только изгнать. Может быть, если мы совсем убьем демонов, то они исчезнут, и нам нечем будет объяснять неудачи, которые обрушиваются на нас в этом мире. Поэтому демоны нам нужны, но не здесь.

Существует несколько магических действий. Демонов можно ослабить, связать, сковать, окружить, изолировать и изгнать. Иногда демонов изображают либо в антропоморфном виде, либо в гибридном, где есть элементы зооморфные и антропоморфные. Иногда у них есть половые признаки, можно определить - это демон или демоница. И самое важное - они почти всегда изображаются связанными, на этих рисунках есть цепи, идущие от шеи к ногам, нарисованы демоны, скованные по рукам.

Магия визуальными или вербальными средствами пытается достичь того, чтобы изображенное стало реальностью. Однако, с точки зрения материального носителя, магические чаши не были чем-то исключительным, их не изготавливали специально, это были такие же миски для еды из простой обожженной глины и отличались от бытовых только наличием надписей. Которые писали чернилами, кисточкой из центра к периферии спиралью, это давало большую возможность писцу рассчитать расстояние.

Как сковать демона?

Фотография предоставленапроектом «Эшколот»


Главный мотив - это круг. Сам демон изображается внутри круглого сосуда, в центре окружности, потом опять же по кругу пишется заговор и по краям чаша запечатывается кромкой дегтя. Это магическая стратегия изоляции демона внутри концентрических кругов, с целью сковывания, ослабления. Сама практика разделения пространства архаическая: при помощи круга мы выделяем особое пространство.

Кибла

Фотография предоставленапроектом «Эшколот»


Я хочу сказать два слова про сосуды, которые называются «кибла». Зеркальные магические чаши, на верхней и нижней написано одно и тоже заклинание, чаши скреплялись ободком из дегтя и связывались веревками - очень важно было, чтобы они не распались. Из надписей понятно - такая зеркальная форма нужна была для того, чтобы вернуть злую магию тому, кто ее задумал. Очевидно, люди считали, что против них кто-то применял черную магию и старались защищаться с помощью киблы. Но самое интересное - полагалось недостаточным просто остановить или изгнать злые силы, которые наслали на человека, важно было развернуть магию против того, кто использовал (то есть действие выражено материально). Форма чаш четко отражает то магическое действие, которое необходимо совершить - они смотрят друг на друга и отражают магическую силу.

Магические черепа

Я хочу закончить этот древний период развития еврейской магии еще двумя артефактами. Существует пять черепов, которые использовались евреями в магических целях. Конечно же, тут начинаются вопросы. Как такое могло быть? Почему евреи занимались чем-то подобным, ведь это было запрещено, и Торой, и иудаизмом, как любая магию и колдовство. Но, как мы знаем, запреты никогда никого не останавливали. Если человек, хочет заниматься магическими практиками, то делает это. Довольно трудно прочитать и расшифровать надпись на этих черепах. Но на одной из находок она читается легко, поэтому подозревают, что это подделка. Здесь написано, что череп предназначен для исцеления. Однако зачем нужно выкапывать череп для исцеления, до сих пор не очень понятно.

Фотография предоставленапроектом «Эшколот»

О заклинаниях

Поскольку в заклинаниях должно быть упомянуто имя адресата - клиента, и имя его матери, то мы очень часто видим, что еврейские маги пишут заклинания для персов (понятно по именам), и это тоже распространенная ситуация, когда религиозная практика не ограничивается твоей этнорелигиозной группой, и тут маги напоминают врачей, которые лечат и своих, и представителей других общин.

Вот пример такой чаши, которая была написана очень подробно.

Чаша с заговором для исцеления Махоя, сына Иммы:

«Исцеление с небес для Махоя, сына Иммы, носящего также имя Баршути, и любое другое имя, которым его звали с детства. Да будет он исцелен от баракты (демон катаракты), что женского, что мужского пола, а также от злого духа, являющегося в видениях и от духа ниды, и от дейвы, и от нидры, и от шеда, и от тулинов, и от порчи, и от вредителя, и от всякой напасти, так чтобы они не напали на него, на Махоя, сына Иммы, отныне и вовеки. Амен, амен, сэла. Песнь, хвала и прославление всемогущества Царя всех царей, да будет Он благословен. Его великим именем я связываю и заклинаю вас, баракта мужского и женского пола, шеды, дейвы, злой дух, колдовская нидра и все прочие духи и вредители, которых создал в этом мире Бог Израиля. Да не смеете вы более связывать Махоя, сына Иммы, отныне и вовеки. Амен, амен, сэла. Я связываю заклятием и заклинаю вас, баракта мужского и женского пола, чтобы вы не нападали на Махоя, сына Иммы, не связывали и не сковывали его, чтобы вы не приходили с ним, и не уходили с ним, не сворачивали с ним, чтобы не случилось с ним напасти ни днем, ни ночью, чтобы вы не возобладали над ним, вы, баракта мужского и женского пола, над ним, ни справа, ни слева, и вы не должны обитать в доме... являться ему в страшных образах, страшных мыслях и кошмарах, и вы не должны являться ему ни в каком из видов, в которых вы являетесь людям... и женского пола, от Махоя, сына Иммы, от путей, которыми он входит и выходит, от места, в котором он обитает, и от четырех углов его дома, Баршути, сына Иммы, и вы должны уйти в другое место. Именем... амен, сэла». Перевод: Семен Парижский.

Справка RA:

Мы можем проанализировать весь этот текст подробно, но вы понимаете, речь идет о том, чтобы снять связывание, которым сковывают человека демоны, и заодно связать их самих.

Амулеты

Когда мы переходим на территорию земли Израиля, то картина меняется, там нет никаких магических чаш.

Здесь мы находим в основном металлические амулеты, свернутые в трубочку, похожие на микросвитки. И они хорошо сохранились, потому что были раскопаны учеными.

Подавляющее большинство этих амулетов использовалось единожды с определенной целью. На амулете написано имя адресата и имя его матери.

И здесь нужно напомнить, что магию называют донаучной технологией. Она стремится сделать жизнь человека более комфортной, используя те средства и то мировоззрение, которое было распространено в то время. Люди тогда представляли, что мир функционирует по определенным законам: есть Бог, который управляет всем, ангелы, которые выполняют свои роли, демоны, которые пытаются мешать. И если понимать, как работает такой мир, то можно выработать определенные технологии, при помощи которых нетрудно влиять на ангелов или демонов. То есть древняя магия - это ни какая-то мутная деятельность, ни фокусы, ни абракадабра. Здесь все очень технологично.

Сначала нужно поставить правильный диагноз - понять, в чем причина проблемы. Затем - четко идентифицировать адресата при помощи имени и имени его матери. А потом подобрать средство, которое поможет.

Фотография предоставленапроектом «Эшколот»


Интересно, что в области практической магии используется другой способ идентификации человека, чем в нормативном иудаизме. В последнем во всех источниках указывается имя отца. Когда в нормативных источниках упоминается имя матери - это, как правило, связано с влиянием магических практик.

Пример целительного амулета:

«Хороший амулет для изгнания сильного жара, лихорадки, хронического жара и полу-лихорадки... и всякого сглаза и дурного глаза из тела этого Симона, сына Кататии, из всех его членов, чтобы исцелить и сохранить его. Во имя всех этих святых имен и букв, записанных на этом амулете, я заклинаю и записываю именем Абрасакса, который хранит тебя, чтобы он искоренил тебя, жар и хворь, из тела этого Симона, сына Кататии, во имя букв высеченного имени... именем сего великого ангела... чтобы были изгнаны злой дух и жар, и лихорадка, и всякий злой дух из тела этого Симона, сына Кататии, и из всех его членов, амен, сэла. И во имя... имени Твоего, я заклинаю и записываю: Ты, исцели этого Симона, сына Кататии, от жара, который в нем, амен, амен, сэла». Перевод: Семен Парижский.

Справка RA:

То есть перед нами медицинский амулет, в котором говорится про разные виды жара и лихорадки (тройного жара, под которым поминает то, что держится трое суток и свидетельствует, скорее всего, о малярии). И мы можем предположить, что этот Симон сын Кататии страдал от малярии и ему нужен был вот такой амулет.

Интересно, что жар и лихорадка субстантивируются и даже персонифицируются, как некие демоны, которых надо изгнать из тела больного.

Но встречаются и редкие типовые, не именные амулеты. Здесь нет имени клиента и его матери, просто написано «носитель данного амулета», он работал как оберег.

Примеры из Каирской генизы

Что касается примеров из Каирской генизы, XI-XIII века, амулеты написаны на бумаге, различие в тщательности написания. Один создан прилежным писцом, другой неровен, магу даже пришлось дописывать что-то по краям.

Фотография предоставленапроектом «Эшколот»


В Каирской генизе также были найдены небольшие листочки, на которых люди пытались расшифровать магические знаки * - от греческого «карактер» - характер, символ, рисунок, они использовались еще с поздней античности для магических целей в разных магических культурах, не только еврейских. . Старались соотнести буквы алфавита и прочесть, что написано этими символами. Но им это никогда не удавалось.

Любопытный факт. Существовали амулеты, связанные с толкованием снов.

Например, амулет, связанный с вопрошанием ангелов во сне о месте нахождения клада. То есть человек написал амулет (в котором говорилось, что он просит у Метатрона, высшего ангела, раскрыть ему во сне место нахождения клада с золотыми монетами) и положил его под подушку.

Магическая практика вопрошания во сне была зафиксирована с IX-X веков, очевидно, что она существовала и ранее, но тому очень мало свидетельств.

Если подытожить разговор об амулетах, то существовали амулеты, связанные с защитой, изгнанием демонов, медицинские, предназначенные для исцеления, обеспечивающие благосостояние и связанные с желанием разбогатеть. Мы видели вопрошание во сне и попытки использовать сновидение.

Магические рецепты

Существовали книги, содержащей разные рецепты и магические средства, что-то вроде тетрадей. И если магические предметы - свидетельство тех практик, которые реально происходили, то подобные книги - скорее профессиональная литература самих магов, которые таким образом фиксировали свои знания. И надо сказать, что еврейская магия всегда была очень приземленной и прагматической. Маги пытались добиться того, что можно было достичь немагическими средствами, разумеется, кроме борьбы с демонами, в которой помогала только магия.

Что интересно, эти магические трактаты - раскрытая книга человеческой души. Это своего рода протоколы психотерапевтических сессий: люди делятся всеми своими страхами, сомнениями, рассказывают о комплексах, здесь есть практически все спектры проблем, с которыми сталкивается человек. До историков чаще всего не доходят подобные бытовые подробности, они выбрасываются из высокой литературы, а здесь, в магических рецептах они всплывают.

Яркий пример - 4 рецепта. Рецепты складывались по определенной системе.

Фотография предоставленапроектом «Эшколот»


Два, что справа, связаны с родами. Первый описывает случай, когда ребенок умер во чреве матери. Мы знаем, что эмбрион довольно сложно достать, и поэтому люди прибегали к магии. Второй рассказывает о том, что делать, если не выходит плацента после родов. Два левых рецепта связаны с разными агрессивными действиями. Например, есть надпись по отношению к связанному человеку. Слово «Связанный» - эвфемизм, использовавшийся для обозначения импотенции. Существовало очень интересное представление о том, что человек, который не может выполнять свой супружеский долг, был кем-то связан, и его нужно освободить. И поэтому второй рецепт должен был в буквальном смысле «заткнуть рот» тому, кто связывает.

О связи практической и теоретической магии

И напоследок у меня любопытный пример. Единственный амулет, написанный на ткани. Пример редкой связи между профессиональной магической литературой и реальной практикой. Сверху идут карактеры, те самые греко-римские символы, а потом просто буквы. Здесь написано: «Вы святые буквы и достославные символы зажгите и воспламените сердце Таршехина бен Амат-Алла к Герев бат Тефаха». То есть упоминается пара влюбленных. И амулет призывает Таршехина бен Амат-Алла влюбиться в Герев бат Тефаха. И мы долго не понимали, почему он написан на ткани, пока не был найден текст в рукописи XV. Тогда стало ясно, что этот амулет создавался согласно определенному рецепту, который существовал довольно давно и в итоге был зафиксирован.

Фотография предоставленапроектом «Эшколот»


Вот этот рецепт: «Для любви напиши на клочке новой льняной одежды, скрути из него фитиль и вставь в новую лампаду, и наполни ее розовым маслом. А напиши вот что: [здесь идут символы], aw ayw hh hhh www zzz. Вы, святые буквы и достославные символы, зажгите и воспламените сердце такой-то дочери такого-то великой любовью, а.а.с» * - Перевод: Семен Парижский .

И теперь понятно, почему этот амулет написан на ткани, но не ясно, почему он не сгорел, а попал в Каирскую генизу. Может быть, произошло что-то непоправимое и Герев бат Тефаха вышла замуж за другого и все было потеряно, а, может быть, они итак влюбились друг в друга, пока готовилось масло и зажигалась лампада...

Религиозный закон и повседневная практика

Михаил ЗАРАЕВ

Рабби Лёв оживляет голема. Старинная гравюра

Лет десять назад мировые СМИ как об экзотической диковине сообщили о каббалистическом проклятье, наложенном израильским раввином Йосефом Даяном на тогдашнего премьер-министра Израиля Шарона. Проклятье это называется «Пульса де-нура» — «удар огня» — и в талмудической литературе означает «болезненное наказание на уровне нефизического, сущностного мира».

Обряд этот проводится в весьма впечатляющей театральной обстановке: древнее заклинание произносится ночью на кладбище, и проклинаемый должен умереть, по одной версии, через 30 дней, а по другой — проклятье должно подействовать в течение года.

Предполагается, что раввин Хафец Хаим наложил проклятье «Пульса де-нура» на Троцкого. Однако Хафец Хаим скончался в 1933 г., а Троцкого убили в 1940-м.

В 2010 г. археолог Эхуд Нецер, нашедший могилу царя Ирода, был предупрежден раввинами, что он не должен ее вскрывать, иначе будет проклят. Вскоре после вскрытия могилы Нецер, стоя на вершине холма Иродион и общаясь с коллегами, оперся о деревянный парапет. Вылетели крепления, перила отвалились, и Нецер разбился, упав с высоты.

Ариэль Шарон был не первым премьер-министром Израиля, на которого было наложено это проклятье. Одиозный публицист и правый экстремист Авигдор Эскин утверждал, что именно он организовал эту процедуру применительно к Ицхаку Рабину, и тот через месяц был застрелен. Видеть ли в его убийце Игале Амире, отбывающем пожизненное заключение, руку Господа или усматривать в заявлении Эскина политическую провокацию, это уже дело каждого. Но Шарон, будучи больным человеком, как известно, в 2005 г. впал в кому и в 2014 г. скончался.

В июне 2014 г. появились сообщения о проведении обряда в отношении украинского олигарха и политика Игоря Коломойского. Год прошел. Олигарх, слава Богу, пока жив-здоров.

НЕСМОТРЯ НА ЗАПРЕТЫ

Оставляя в стороне вопрос о действенности древнего проклятья, задумаемся о том, сохранились ли в иудаизме элементы магии и вообще присутствуют ли в нашей религиозной практике элементы волшебства, оккультных обрядов.

Казалось бы, библейские источники недвусмысленны: всякая магия сурово осуждается как противоречащая вере во всемогущество единого Бога, воля которого неподвластна человеку. Управление сверхъестественными силами, подчинение и использование их в своих интересах, что, собственно, и является содержанием магии, несовместимо с принципом еврейского монотеизма. Колдовство приравнивается к неповиновению воле Божьей, и потому Библия повелевает предать смерти ворожею, вызывающую мертвых, или колдуна, приравнивая их грех к кровосмешению или скотоложеству.

Тем не менее, Библия полна описаниями знамений и чудес, которые входили в жизнь древних евреев, особенно в критические моменты их истории. И проблема чуда, его соответствия или противоречия законам природы занимает иудейскую религиозную философию на протяжении многих веков.

СПОР О ЧУДЕ

Что такое, собственно говоря, чудо? Это явление, не вытекающее из законов природы или естественных человеческих сил и способностей, рассматриваемое как результат вмешательства в ход природных или исторических событий высших духовных сил — божества или людей, наделенных сверхъестественными способностями. Вопрос о том, нарушает ли чудо законы природы, в Библии не ставится. Библейские рассказы о чуде преследуют определенные цели: человек должен знать, что Бог может сделать все, что Ему угодно, в любое время и в любом месте. Такому пониманию чуда соответствует библейское мировоззрение.

Но в более поздние, чем библейские, времена, в Средние века, в связи с усилением влияния аристотелизма в еврейской философии эта проблема приобрела особое значение. Согласно аристотелизму, естественный порядок предопределен разумным Бытием, то есть Богом, и все, что противоречит природе, по определению противоречит разуму. Таким образом, еврейский философ стоял перед выбором: либо отвергнуть аристотелевскую физику и метафизику, либо, признав их, объяснить с помощью их понятий библейское откровение.

Иегуда Галеви избрал первую возможность, Маймонид — вторую. Отвергая мысль о том, что интеллектуальное суждение должно подтверждать содержание откровения, Галеви рассматривал чудо как прямое откровение Бога. Чудо — это непосредственное общение Бога с человеком или народом. Подлинность откровения на Синае подтверждается тем, что Бог явил Свое присутствие не только Моисею, но всем сынам Израиля, дабы они могли свидетельствовать об откровении.

Маймонид оказался в более сложном положении. Стремясь примирить понятие чуда с аристотелизмом, он указывал, что сотворение мира и чудо — свободные акты Божественной воли, а по своей сущности и строению мир отражает Божественный разум.

Согласно Маймониду, чудеса были предусмотрены во время сотворения мира и, таким образом, не свидетельствуют о каких-то изменениях в Божественной воле и мудрости. Различие между природным актом и чудом — это различие между регулярным и уникальным, хотя уникальное также подчинено своим законам. Маймонид избегал определения чуда как нарушения законов природы. Он объяснял, что при переходе сынов Израиля через Чермное море природа воды не изменилась, но лишь подверглась влиянию другой природной силы — ветра. Откровение на горе Синай было особым актом творения и явилось скорее дополнением к природе, чем ее отменой.

Это противостояние двух подходов сохранилось и по сей день. Оно ощутимо и в еврейской философии новейшего времени. Такие мыслители, как Розенцвейг, Бубер, Хешел возвращаются к библейской концепции чуда, основанной на идее, что это «знак» Божественного присутствия. Второй подход, представленный Капланом, — это продолжение рационалистической тенденции в подходе средневековых еврейских философов.

Согласно первому подходу, сущность чуда заключается не в том, что оно противоречит природе, а в том, что оно обладает особым значением в истории. Второй подход отрицает всякое значение чудес, поскольку они, как полагают сторонники этого подхода, противоречат законам природы.

МИР КАК СФЕРА ДЕЙСТВИЯ ТАИНСТВЕННЫХ СИЛ

Возвращаясь к Библии, отметим, само настойчивое присутствие в ней темы магии и колдовства говорит о ее актуальности, о непреодоленности магической практики, которую не удается искоренить ни царям, ни пророкам. В основе такой практики лежит представление о мире как о сфере действия неких таинственных сил, которые могут быть как враждебны, так и благосклонны к человеку. Естественно, что религия Израиля развивалась в культурной среде, проникнутой магическими представлениями, и, несмотря на религиозные запреты, магические действия имели широкое распространение на протяжении всей истории еврейства.

Элементы магических представлений сохранились и в канонических религиозных ритуалах иудаизма. К таким элементам можно отнести ритуал каппарот, выполняемый в вечер, предшествующий началу Йом-Кипура. Этот обряд состоит в том, что мужчина или женщина вращает над головой петуха или курицу, приговаривая при этом: «Это моя замена, это мое возмещение, это мое искупление. Это петух обречен на смерть, а я — на добрую, долгую жизнь и покой». Таким образом, считается, что смерть или бедствия, сужденные человеку за грехи, символически переносятся на домашнюю птицу.

Голем — буквально «неоформленное тело», «истукан» — человекоподобное существо, созданное посредством магического акта. Это слово встречается в Библии лишь один раз и обозначает бесформенный зародыш человека. В Талмуде этим термином определяются незавершенные предметы и существа, не готовые или не приступившие к выполнению своих функций. Так, Адам до того, как Бог вдохнул в него душу, назван в агаде «голем».

Всем легендам о големе присущи представления о том, что это существо создается из девственно чистой материи и что оно лишено дара речи. Наибольшую известность приобрела легенда о големе, созданном якобы Иегудой Лёвом бен Бецалелем (Махарал) из Праги. Чтобы голем, исполнявший обязанности слуги, не работал в субботу, рабби Иегуда Лёв на исходе пятницы извлекал из-под его языка записку с тетраграмматоном — четырехбуквенным непроизносимым именем Бога, этим лишая его способности двигаться. Забыв однажды сделать это вовремя, рабби догнал голема в самый момент наступления субботы, но, когда он вырвал у него изо рта магическую записку, тот превратился в бесформенную массу глины.

Легенды о големе легли в основу многих литературных, музыкальных и сценических произведений ХХ в. Среди них — известный роман Густава Майринка «Голем», переведенный на русский язык. Были пьесы на эту тему, оперы и даже балет. Видимо, этот мифологический сюжет волновал воображение художников. А современный человек найдет в этой легенде аллюзию на созданный человеком искусственный интеллект, робота, который может вступить в конфликт со своим создателем.

КОМПРОМИСС ДУХОВНЫХ ЛИДЕРОВ

Но то, что приемлемо для художника, создателя народных легенд и людей, претендующих на роль магов, недопустимо для духовных лидеров. Тем не менее, эти лидеры в разные времена шли на компромисс с народными настроениями и верованиями, не проявляя достаточной жесткости в борьбе с суевериями и даже подчас признавая их, включая в ритуал. Такой «популизм» проявляли даже вавилонские гаоны, являвшиеся высшими религиозными авторитетами в еврейском мире в конце I тысячелетия.

Пожалуй, только Маймонид проявлял здесь бескомпромиссность. Когда на рубеже I и II тысячелетий начала распространяться практическая каббала, использовавшая всевозможные магические методы, он резко выступил против этого течения, обвиняя его адептов в распространении идолопоклоннических идей.

"Еврейская панорама", Берлин

МА́ГИЯ (на латыни - magia, по-гречески - mageia, от древнеперсидского магуш, в Библии מָג , маг - жрец в древнем Иране), волшебство, колдовство, чародейство, действия, связанные с верой в способность человека оказывать влияние на силы природы, судьбу отдельных лиц или целых народов с помощью сверхъестественных средств - заклинаний, амулетов и т. п.

Магия, возникшая в древнейшую эпоху, имела распространение среди всех народов мира. В основе магии лежит представление о мире как о сфере действия неких таинственных сил, могущих быть как враждебными человеку, так и благосклонными к нему. В первобытных культурах трудно провести различие между магией и религией. Критерием отнесения того или иного явления к сфере магии или религии является характер агента, производящего данное явление: если таким агентом является человек, якобы подчиняющий себе сверхъестественные силы и использующий их в своих интересах, явление принято относить к магии; если причиной явления считаются сами сверхъестественные силы, а человек выступает их слугой или исполнителем их воли, такое явление относят к религии. Согласно этому критерию, магия абсолютно несовместима с принципом еврейского монотеизма (см. Бог , Иудаизм).

У всех народов существовало различие между вредоносной («черной») и благотворной («белой») магией. В Библии различие между белой и черной магией не является вполне определенным, что, возможно, объясняется отрицательным отношением Библии ко всяким (не только вредоносным) видам магии. Однако термин мехашшефа (колдунья, ведьма) связывается в Библии исключительно с черной магией. Второзаконие (18:10–11) различает три вида волшебников:

  • предсказатели будущего по каким-либо знакам (ме‘онен - `предсказатель`, косем ксамим - `прорицатель`; менахеш - `гадатель`);
  • собственно волшебники (мехашшеф - `колдун`, ховер хевер - `чародей`);
  • занимающиеся как предсказанием будущего, так и собственно магией и некромантией, то есть вызыванием мертвых (ср. II Ц. 21:6; II Хр. 33:6; Миха 5:11–12; Иер. 27:9).

В средневековой еврейской литературе термины «магия» (кишшуф ), «волшебник» (мехашшеф ) и «волшебница» или «ведьма» (мехашшефа ) встречаются сравнительно редко, несмотря на частое упоминание магических действий. Библейский запрет магии, неоднократно упоминаемый в средневековой еврейской литературе, привел к тому, что магические акты именуются в ней эвфемистически: сгуллот (`средства`, `чары`), кме‘от (`амулеты`), рефуот (`целебные снадобья`), горалот (`судьбы`, `жребии`), симаним (`знаки`, `знамения`) и рефафот (зуд в различных частях тела как предзнаменование какого-то события). Термины мехашшеф и мехашшефа обозначают в средневековой литературе различные категории чародеев. Мехашшеф - это лицо, владеющее магическими тайнами и использующее свои знания в собственных интересах или в интересах других людей. В качестве профессионала он получает плату за свои услуги. Термин мехашшефа как обозначение ведьмы связан с суеверными представлениями о каннибализме и вампиризме и не относится к магии в строгом смысле слова. Средневековая еврейская литература, посвященная магии, мало отличается от аналогичной литературы других народов, она обильно цитирует нееврейские источники, пользуется заимствованными терминами и мотивами. Основой развития средневековой магической литературы послужили ангелология (см. Ангелы) и магические формулы на иврите, греческом и латинском языках, восходящие к эллинистической эпохе. Наряду с этими, средневековая еврейская литература, посвященная магии, использует термины и формулы из арабского, немецкого, французского, славянских и других языков. Некоторые средневековые еврейские сочинения по магии весьма близки к сочинениям нееврейских авторов. Другие, например, многочисленные магические формулы, собрания которых были опубликованы в 18 в., мало отличаются от формул, восходящих к эпохе гаонов (см. Гаон). Вообще, магические формулы и общее отношение к магии в разных странах и в разные эпохи весьма сходны. Собрание магических формул из Северной Африки мало отличается от аналогичных сочинений, написанных в Германии. Для всех этих сочинений характерно смешение древних и средневековых источников; все они содержат арабские, европейские и исконно еврейские элементы. Многие из этих произведений анонимны; в других имя автора или составителя указывается во введении. Эти имена редко встречаются в других источниках. Как правило, авторы сочинений по магии не отличались особой ученостью или литературными талантами. Некоторые из этих сочинений - псевдоэпиграфы, приписываемые библейским персонажам или известным авторам прошлого, от Са‘адии Гаона до Нахманида . Несмотря на широкое распространение, труды по магии редко привлекали внимание ученых еврейских авторов, как в средние века, так и в начале нового времени.

Магии посвящены глава в сочинении Менашше бен Исраэля «Нишмат хаим» («Дух жизни»), раздел в сочинении М. Х. Луццатто «Дерех х а-Шем» («Путь Господень»). Магия обсуждается в комментариях Нахманида к Пятикнижию и в сочинении Гдалии бен Иосефа Ибн Яхьи (1436–87) «Шалшелет х а-каббала» («Цепь предания»). Одним из самых богатых источников сведений о магии в средневековой еврейской литературе является литература Хасидей Ашкеназ (12–13 вв.), особенно «Сефер-хасидим» («Книга благочестивых»); эзотерические сочинения Иех уды бен Шмуэля х е-Хасида и его учеников, прежде всего Эл‘азара бен Иех уды из Вормса , автора сочинения «Хохмат х а-нефеш» («Наука о душе»).

Интерес Хасидей Ашкеназ к магии коренился в некоторых особенностях их теологии, которая усматривала в таких сверхъестественных явлениях, как магия, проявление силы скрытого Божества, стоящего над миром и его законами. Сохранилось много легенд о магических способностях, проявляемых представителями Хасидей Ашкеназ.

В средневековых сочинениях не проводится отчетливого различия между собственно магией, астрологией и медициной , в которой применение лекарств, растений или диеты сочеталось с использованием магических формул. Астрологические расчеты судеб (горалот ) также содержат магические рецепты. Много места уделяется в средневековой литературе различным знамениям (симаним ), поскольку Талмуд, несмотря на запрет магической практики, признает их значение. К категории знамений близки вещие сны. Дурное предзнаменование может быть нейтрализовано, согласно средневековым поверьям, с помощью магических средств - заклинаний и чар. Основным элементом всех магических средств сгуллот ) является имя или ряд имен, считающихся священными. С этим связано обычное наименование волшебника в Восточной Европе 17–18 вв. - ба‘ал-шем («владеющий [святым] именем») или ба‘ал шем-тов («владеющий [святым] добрым именем»). Чаще всего использовалось имя ангела , иногда - одно из многих имен Бога (см. Бог. Имена Бога ; Бог. В Библии. Имена). Обращение к имени демона или «дурного ангела» (мал’ах хаббала ) использовалось лишь во вредоносной (черной) магии. Иногда сгулла содержит обычные, хотя и странно звучащие имена, заимствованные из Библии, Талмуда и Мидраша ; многие имена заимствованы из мистической литературы талмудической эпохи и эпохи гаонов; некоторые - из нееврейских источников. Некоторые имена являются анаграммами других известных имен или библейских стихов. Наряду с именем, сгулла включает и различные другие элементы; магическое значение имеют форма написания, время и способ произнесения заклинания, некоторые животные или растительные материалы и т. п. Сгулла использовалась как непосредственно в магическом акте для достижения определенной цели, так и в виде вспомогательного средства при врачевании, гадании, толковании снов и т. д.

Связь между еврейской мистической литературой и магией не является необходимой, но обусловлена историческими обстоятельствами. Выражением этой связи является использование слова каббала (преемственность, традиция; см. Каббала) для обозначения как мистики (каббала июнит , `теоретическая традиция`), так и магия (каббала ма‘асит , `практическая традиция`). Представители науки о еврействе в 19 в. рассматривали каббалу и хасидизм как средневековое еврейское суеверие и не проводили различия между мистикой и магией, происходящими, по их мнению, из одного источника. Однако тщательное исследование еврейских сочинений по магии свидетельствует о том, что большинство их авторов не были знакомы с мистикой вообще и каббалой в частности. Книга Зох ар использовалась в магической практике не в большей степени, чем Псалмы . Многие каббалисты вообще не занимались магией. Однако определенная связь между развитием мистики и магии в еврейской литературе прослеживается еще с талмудической эпохи, когда, наряду с такими образцами ранней еврейской магии, лишенной каких-либо мистических тенденций, как «Сефер х а-разим» («Книга тайн», издана в 1966 г., редактор М. Маргалиот), возникла мистическая литература х ехалот и меркава , содержащая магические элементы. Средневековые авторы - Хасидей Ашкеназ и каббалисты, обращавшиеся к этой литературе, - восприняли и ее магические элементы, а иногда прибегали к магической практике. Хотя в произведениях теоретической каббалы редко трактуются вопросы магии, обладание магическими силами приписывалось ряду выдающихся каббалистов, в том числе Ицхаку Лурия и Исраэлю бен Эли‘эзеру Ба‘ал-Шем-Тову . Хаиму Виталу описывает некоторые магические акты в своем автобиографическом сочинении «Сефер х а-хезионот» («Книга видений»), однако не связывает их с учением Ицхака Лурии. Хотя Исраэль Ба‘ал-Шем-Тов и другие духовные вожди хасидизма верили в магию и занимались магической практикой (врачевание, изготовление амулетов), теоретическая хасидская литература и обширная гомилетическая литература, посвященная идеологии хасидизма, лишены каких-либо магических элементов.

Послебиблейский иудаизм никогда не усматривал в магии серьезной идейной или социальной угрозы. В средние века и в начале нового времени вера в силу магии имела, по-видимому, всеобщее распространение в среде еврейства как на Востоке, так и на Западе. Отрицание магии встречается лишь у немногих авторов той эпохи (Маймонид , Са‘адия Гаон, Х ай бен Шрира), причем ее критике отводится в их сочинениях незначительное место. Магия, практиковавшаяся под различными именами ввиду библейского запрета (см. выше), никогда не была предметом серьезного обсуждения для раввинистических авторитетов. Попытки разграничить в галахической литературе сферы допустимой и запрещенной магии не имели серьезного значения. Благодаря библейскому запрету, среди евреев не получили распространения наиболее вульгарные и «черные» формы магии; такие виды магии, как некромантия, были очень редки. Хотя в некоторых сочинениях содержатся формулы вредоносной или целебной магии, нет никаких свидетельств их применения на практике. По-видимому, эти формулы были заимствованы из нееврейских источников. Занятие магией не считалось в средневековом еврейском обществе законной профессией. Религиозные взгляды человека, занимавшегося магией, вызывали подозрения. Иудаизм не знал, однако, того жестокого преследования лиц, занимавшихся магией, которое было характерно для средневекового христианского общества. Случаи преследования евреями своих единоверцев, занимавшихся магией, были весьма редки и, как правило, обвинение в колдовстве служило лишь внешним поводом для преследований, обусловленных более серьезными причинами. Так, обвинение в колдовстве, выдвинутое раввинами Венеции против Моше Хаима Луццатто, было вызвано подозрением в его склонности к саббатианству (см. Саббатай Цви).

Магическая практика в еврейской среде получила легитимацию лишь в формулах херема , многие из которых явно представляют собой магические заклинания. Цели, ради которых применялись магические средства, как правило, носили несущественный и частный характер. Известны лишь немногочисленные попытки достичь с помощью магии важных, имеющих всенародное значение целей, вроде попытки Иосефа дела Рейна ускорить магическими средствами приход Избавления . Сравнительно слабое влияние магии на жизнь и мышление еврейства совершенно не соответствует огромной роли магических мотивов в мифологии антисемитизма. Вера в то, что каждый еврей - злой колдун, обладающий сверхъестественной силой, носила почти всеобщий характер в христианском обществе средних веков и начале нового времени. Она была одним из главных мотивов преследования евреев и кровавого навета . В основе этой веры лежали теологические представления христианства о евреях как народе-богоубийце, чья сатанинская природа является источником магической силы.

Об элементах магии в обычаях и представлениях различных групп еврейства в новое время см. Фольклор .

КЕЭ, том: 5.
Кол.: 14–21.
Издано: 1990.

Отношение религии евреев к магии.

Еврейская религия, чистейший монотеизм, не признавала никаких духов, ни добрых, ни злых, которые могли-бы иметь значение помимо Иеговы, единого Бога и творца мира. Евреи с древнейших времен были знакомы с магией египтян и соседних с ними народов, которая была тесно связана с религией и богами этих народов, и поэтому занятие магией было для евреев равносильно идолопоклонству и отпадению от Иеговы.

В законе Моисея волшебство приравнено к идолопоклонству, то и другое строго запрещено - “Не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою через огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник, и вопрошающий мертвых. Ибо мерзок пред Господом всякий,делающий это, и за сии то мерзости, Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего.”5 книга Моисея, Х,12.

Таким образом понятия “идолопоклонство” и “волшебство” казалось евреям равносильными. Поэтому и за то и за другое назначается Моисеем одинаковое наказание - побиение камнями.

Это постановление находим мы и в 3 книге Моисея,ХХ,1 сл. и 27.

“И сказал Господь Моисею, говоря: скажи сие сынам Израилевым; кто из сынов Израилевых и из пришельцев, живущих между израильтянами, даст из детей своих Молоху, тот да будет предан смерти; народ земли да побьет его камнями.”

“Мужчина ли или женщина, если будут они вызывать мертвых, или волховать, да будут преданы смерти; камнями должно побить их, кровь их на них”.

Таким образом в иудействе магия строго запрещена, тогда как в язычестве она естественно вытекает из самой религии, в силу чего ею занимаются и жрецы.

Реальное положение дел с магией у евреев.

Всем хорошо известно, что еврейские цари, а с ними вероятно и весь еврейский народ, часто преступали упомянутые пункты закона. Саул правда изгнал прорицательниц, однако меры предпринятые им не были слишком строгими и по крайней мере одна из них, а именно -волшебница эндорская, осталась и к ней потом не раз обращался и сам Саул.

Многие из последующих царей вообще были идолопоклонники, Ахаз приносил в жертву людей, а о Манасии сказано-“Он же проводил сыновей своих через огонь, в долине сына Енномова, и гадал, и ворожил, и чародействовал, и учредил вызывателей мертвецов и волшебников; многое делал он неугодного в очах Господа, к прогневлению Его.”

Таким образом, колдовство не только было известно евреям и воспрещалось законами Моисея, но они еще и активно использовали его. Однако вся эта магия была не еврейского происхождения, а заимствовалась у халдеев и египтян., она являлась нарушением Закона, а не естественным продолжением иудейской религии.

Происхождение еврейской магии.

В Египте еврейский народ жил изолированно и не общался тесно с другими народами, вероятно лишь немногие были посвящены в египетскую магию, тайны которой строго охранялись жрецами.

Когда же евреи поселились на собственной земле - сношений с другими народами оказалось достаточным, чтобы они познакомились с другими религиями и магией. Однако в те далекие времена от открытого занятия магией евреев еще удерживал Закон.

В Вавилоне дело меняется. Здесь евреи свободно жили между вавилонянами, во дворе Навуходоносора воспитывались еврейские мальчики, а в книге Ездры сказано, что когда евреи получили от царя Кира разрешение вернуться на родину, они обладали большими сокровищами.

Из этого видно, что они вольготно жили среди господствующего народа, а так как аккадийская магия не составляла тайны какого-нибудь класса, подобно египетской, а была достоянием всего народа, то всякий еврей мог познакомиться с ней.

Под влиянием аккадийской и халдейской магии развивается у евреев философия и литература, в в том числе религиозного содержания, поведшая к образованию сект стремившихся примирить халдейскую магию с законом Моисея. И хитроумные евреи преуспели таки в этом казалось бы безнадежном занятии!

Точкой опоры для них послужило следующее изречение Моисея:

“Когда люди начали умножаться на земеле и родились у них дочери, тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы и брали их себе в жены, какую кто выбрал. И сказал Господь: не вечно духу моему быть пренебрегаемому человеками сими, потому что они плоть, пусть будут дни их 120 лет. В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рожать им. Это сильные, издревеле славные люди.”

Это место толковали в том смысле, что под сынами Божими следует понимать ангелов, которые смешались с людьми и потому были падшими, отвергнутыми Богом, то-есть они стали демонами и породили демонов. Все это произошло с божественного соизволения по наущению дьявола, который благодаря этому сделался повелителем царства демонов. Ну а раз есть демоны, то они несомненно влияют на человека, вредят ему и человек должен использовать магию для защиты от этих злых существ.

С этих пор халдейская магия процветала у евреев во всех своих формах подобно тому, как она привилась и у других народов, приходивших с ней в соприкосновение. У евреев особенно было распространено искусство заклинания: греческие и римские писатели часто называют еврейских заклинателей в числе кудесников и прорицателей, странствующих по римской империи.

*Все это произошло в те далекие времена, когда евреи еще не открыли для себя каббалистическую магию.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама