THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Исходя исходя из сферы использования собаки необходимо формировать поведение собаки. Это делается путем выраброттки соответствующих навыков. Под ним понимают комплексы безусловных и условных рефлексов,выполняемых автоматически и имеющих законченный вид. Навыки - это действия собаки, которые в результате дли­тельного повторения стали в ответ на действие раздражителя проявляться как бы автоматически.

Навыки вырабатываются в ходе приспособления к окружающим условиям и целенаправленной дрессировки. Обычно навык - это последовательное проявление собакой нескольких положительных и тормозных условных рефлексов. Например, навык на команду «Ко мне!» состоит из несколь­ких условных рефлексов, находящихся между собой в опреде­ленном сочетании. Во-первых, проявляется рефлекс движения собаки к дрессировщику, во-вторых , собака садится около дрессировщика и, в-третьих, проявляется тормозной рефлекс, обеспечивающий выдержку собаки в занятом положении. При дрессировке собак у них вырабатывают общедисципли­нарные и специальные навыки. Одни из этих навыков более сложные, например, работа собаки по запаховому следу, вы­борка вещей, другие - менее, например, навыки на команды «Сидеть!», «Лежать!», «Стоять!»

Процесс выработки навыка у собак можно условно разделить на 3 стадии:

1-я стадия. Дрессировщик подбирает условия без сильных посторонних раздражителей и начинает выработку первона­чального условного рефлекса, входящего в состав навыка. Например, навык подносить предметы начинают с выработки у собаки по команде «Апорт!» и хватки за предмет, находящийся в руках дрессировщика.

2-я стадия. Совершенствуя первоначальный условный реф­лекс, начинают последовательную выработку новых рефлек­сов, входящих в состав данного навыка. Например, хвата­тельный рефлекс за предмет по команде «Апорт!» дополня­ется выработкой новых рефлексов: сначала собаку приучают брать предмет, брошенный вблизи, затем отыскивать предмет, заброшенный далеко, приучают брать его зубами и подносить дрессировщику. Таким образом, проявляется навык в целом.

3-я стадия. Продолжается усвоение выработанного во 2-й стадии навыка до автоматического его проявления по команде дрессировщика в разнообразных условиях и при наличии от­влекающих раздражителей.

Как уже говорилось, выработанный навык состоит из после­довательно проявляющихся условных рефлексов. Такое явле­ние обычно называют динамическим стереотипом, т. к. на ос­нове одного навыка вырабатывают следующий и т. д. Более простые навыки входят, как правило, в состав более слож­ных. Чем прочнее выработаны определенные стереотипные движения (навыки) в процессе дрессировки, тем безотказнее работа собаки при ее служебном использовании.

При дрессировке собак необходимо соблюдать следующие правила:

1) Наличие 2-х раздражителей: один должен быть услов­ный (например, команда), второй-безусловный (рывок поводком, пища).

2) Выработка условного рефлекса должна основываться на базе обязательного сильного безусловного рефлекса. Толь­ко в этом случае условный рефлекс выработается достаточно сильный и в более короткое время. Поэтому если условный рефлекс вырабатывается на базе безусловного пищевого, то собаку перед работой рекомендуется не кормить.

3)Сила возбуждения собаки на безусловный раздражитель должна быть большей, чем на условный сигнал, хотя четкость и приказная интонация команды тоже обязательный.

Так, например, нажим рукой на собаку должен быть доста­точной силы, четким, кратковременным. Если команду «Си­деть!» подавать даже очень громко, но на крестец не нажимать, а лишь прикасаться к нему, т. е. оказывать слабое раздраже­ние, то рефлекс не образуется. Но сила раздражителей должна соответствовать особенностям нервной системы собаки.

4)Условный и безусловный раздражители нужно правиль­но сочетать во времени. Безусловный раздражитель приме­няют через 1-2 секунды после условного. Например, подает­ся команда «Рядом!» и через 1-2 секунды делается рывок поводком.

5)Раздражители (условные и безусловные) должны при­меняться многократно. Повторять их действие можно пример­но через 3-5 минут. В течение дня рекомендуется 8-20 упраж­нений при выработке навыков на пищевом подкреплении и 3-10 упражнений при выработке оборонительных рефлексов. Однако когда вырабатываемый навык упрочивается, необхо­димо изменять режим упражнений и время между упражне­ниями то сокращать, то удлинять.

6)При дрессировке в первое время должны отсутствовать посторонние раздражители, т. к. они вызывают ориентировоч­ный рефлекс, а значит, отвлекают собаку, мешая выработке нужного рефлекса. Однако когда условный рефлекс уже вы­работан, обстановку следует постепенно усложнять, чтобы собака могла работать в любых сложных условиях;

7)Команды следует подавать четко, однократно, без лишних слов и крика.

8)Дрессируемая собака должна иметь нормальную рабо­тоспособность нервной системы, т. е. быть здоровой, бодрой, У вялой, больной собаки рефлексы не образуются.

9)Обращаться с собакой нужно спокойно, бережно. При грубом обращении условные рефлексы у собаки не образуются: их образование тормозится, защитными реакциями организма.

Важную роль в выработке условных рефлексов играет подражание.

Если собака наблюдает определенные действия дру­гой хорошо обученной собаки, то выработка навыка значи­тельно ускоряется.

Двигательные условные рефлексы вырабатываются быстрее, если нужные движения собака совершает сама и они вовремя подкрепляются дрессировщиком. Можно вызвать у собаки пассивные движения, например, заставить ее сесть, нажав в области крестца. Но рефлекс на команду «Сидеть!» обра­зуется быстрее, если создавать такие условия, чтобы собака начинала садиться сама, а дрессировщик тут же подавал ко­манду и затем поощрял собаку лакомством. Такой метод называется методом наталкивания.

Только дрессированная и хорошо воспитанная собака становится настоящим другом человека. Процесс дрессировки, или выработки у собак комплекса определенных навыков, складывается их двух этапов: общего курса дрессировки, то есть выработки общедисциплинарных навыков и специального курса дрессировки, с помощью которых на базе общедисциплинарных вырабатываются специализированные навыки.

Цель общей дрессировки - выработать у собаки навыки, делающие ее дисциплинированной, послушной, управляемой, обеспечивающие ей нормальную социализацию. Большинство этих навыков нужны всем собакам: и служебным, и охотничьим, и комнатно-декоративным. К тому же они служат базой для дальнейшего воспитания собаки, выработки у нее специальных навыков, необходимых для различных собачьих профессий.

Дрессировку собак с полной нагрузкой начинают с 8-10-месячного возраста. Но наиболее эффективной она будет, если начальные условные рефлексы выработаны еще в щенячьем возрасте (мы посвятим этому ниже специальную главу). Перед каждым занятием следует продумать его план, внимательно изучить методику выработки намеченных условных рефлексов. Прежде чем начинать занятие, собаку необходимо хорошо выгулять.

В начале занятия проведите упражнения на повторение уже выработанных условных рефлексов, а после этого приступайте к упражнениям на выработку новых условных рефлексов. Приступая к занятиям с собакой, необходимо помнить, что условные связи вырабатываются не только в часы занятий, но и в течение всей жизни собаки. Поэтому к ней нужно относиться серьезно и четко и во все остальное время, вне занятий. Не следует бравировать отработанными приемами, например, злоупотреблять командой «Фас!».

Методы дрессировки собак

Метод дрессировки собак - это совокупность приемов, при помощи которых у собаки вырабатываются разнообразные навыки. Традиционно принято выделять несколько основных методов:

♦ Механический: при этом методе условный сигнал подкрепляют элементарным механическим воздействием.

Это может быть нажим рукой, несильный удар, рывок за поводок и т.п. Так, при отработке команды «Сидеть!» слегка нажимают на область поясницы собаки и натягивают поводок вверх и назад.

♦ Вкусопоощрительный: условный раздражитель подкрепляют лакомством (или питьем). Команда «Ко мне!», например, сопровождается показом собаке кусочка пищи и поощрением, когда животное подойдет.

♦ Контрастный: суть этого метода состоит в том, что сигнал сперва подкрепляют механическим раздражителем, а после совершения собакой необходимого действия - кусочком пищи. Механический раздражитель способствует возникновению защитной реакции. Животное стремится избавиться от эмоционально-отрицательного болевого раздражителя и принимает желаемую позу. После этого оно сразу же получает положительно-эмоциональный раздражитель - подкрепление лакомством. Так, подав команду «Сидеть!», нажимают в области поясницы, натягивают поводок вверх-назад. Когда собака сядет, ей дают лакомство. Такой контрастный эмоциональный фон способствует выработке особенно прочных навыков. Этот метод является основным при тренировке взрослых собак.

♦ Подражательный: этот метод основан на «заразительном» поведении животных, в частности, подражании щенков действиям взрослых собак. В дрессировке эту форму поведения животных используют при научении собак преодолевать препятствия, хватать за одежду помощника дрессировщика, подавать голос по команде и т.п. Особенно широко данный метод используется при воспитании щенков.

Раздрожители собаки

Мы уже знаем, что раздражители - это все, что воздействует на рецепторы собаки. В дрессировке применяются самые разные раздражители:

Произнося команды, следует соблюдать следующие правила: команда дается четко и уверенно. Исключите многословие, отвлекающее внимание собак. Кроме того, на протяжении всего курса дрессировки команды должны оставаться неизменяемыми. Никаких синонимов и упрашиваний быть не должно! Собак, предназначенных для защитно-караульной и патрульно-постовой службы нужно постепенно приучать к выполнению команд, произносимых тихим, приглушенным голосом.

♦ Зрительные: жесты, поза дрессировщика, форма и размеры предметов, одежда и т.п.

♦ Обонятельные: запах человека, вещей, пищи и т.п.

♦ Пищевые: мясо, хлеб, сахар и т.п.

♦ Осязательные: давление рукой, воздействие поводком, удар хлыстом.

Поводок является основным средством управления поведением собаки. С его помощью сдерживают самовольные движения собаки, а также заставляют ее отреагировать на команду.

Эффективность воздействия поводком зависит от умения дрессировщика во время перехватывать его на нужном от ошейника расстоянии, обычно одной рукой, опуская остальную часть поводка на землю. Быстрое движение руками необходимо также для того, чтобы поощрить собаку лакомством или лаской. Не в коем случае не следует, наказывая собаку, бить ее поводком!

Вместе с этим на собаку воздействуют сложные комплексы раздражителей: дрессировщик, его помощник, сопутствующие условия. Раздражителями могут стать также мимика лица, интонация голрса, поза и движения дрессировщика. Сдвинутые брови человека, его крик, резкий наклон корпуса приводят собаку в смятение, так как у нее эти сигналы ассоциируются с болевым воздействием. Но самым сильным раздражителем для собаки, бесспорно, является дрессировщик (см. рис. 1), его голос, движения, индивидуальный запах.

Рис. 1. Восприятие собакой дрессировщика как комплексного раздражителя.

Безусловными являются раздражители, которые вызывают проявление безусловного рефлекса. К ним относятся осязательные и пищевые. Пищевой раздражитель будет эффективным в том случае, если дрессировку проводят до кормления, или через 4-5 часов после него. Механические раздражители лучше применять реже пищевых.

Условными, или сигнальными раздражителями являются те, которые стимулируют проявление условного рефлекса. К ним относятся:

♦ Команды и другие звуковые сигналы.

♦ Жесты и позы дрессировщика.

♦ Запах человека, пищи, вещей и других предметов окружающей обстановки.

♦ Поза животного.

Понятие о навыке собаки

Навыком называют действие собаки, которое вырабатывается в результате повторения упражнений при

подкреплении условного сигнала пищей или механическим воздействием. Навык - это динамический стереотип, представляющий собой сложный набор последовательных действий. Процесс выработки навыка можно разделить на три стадии:

I. Первая стадия - выработка первоначального условного рефлекса, входящего в состав навыка. На этой стадии дрессировщик подбирает место без. сильных посторонних раздражителей и начинает выработку первоначального рефлекса, который входит в состав навыка. Например, хватка за предмет, находящийся в руках дрессировщика, по команде «Апорт!»

ΙΙ. Вторая стадия - выработка последующих условных рефлексов, составляющих навык в целом. На данной стадии дрессировщик приступает к последовательной выработке новых рефлексов, которые входят в состав того же навыка. По, команде «Апорт!», например, приучает брать предмет, брошенный вблизи, затем отыскивать предмет, заброшенный далеко от собаки.

III. Третья стадия - упрочение навыка до его автоматического проявления в различных условиях.

Приводя щенка в дом, каждый человек мечтает о послушном, управляемом и воспитанном домашнем любимце. Для этого хозяину требуется уделять определенное время

В результате питомец не только научится определенным навыкам, но и будет лучше чувствовать и понимать своего хозяина. Общие правила дрессировки, команды для собак, список, жесты рассмотрим далее.

Общий курс дрессировки основан на систематических тренировках с собакой. Сформированные умения и навыки в ходе общего курса составляют базу для формирования у животного условных рефлексов. Кстати, один из первых навыков, которому В процессе обучения необходимо отрабатывать команды жестами для собак, а не только голосом.

В общие умения и навыки входят:

  • отклик на кличку;
  • привычка к ошейнику, поводку, шлейке;
  • подход к дрессировщику;
  • ходьба рядом;
  • привычка собаки к позициям лежа, сидя, стоя, ползком;
  • умение подавать голос, прекращать некоторые действия, преодолевать определенные препятствия;
  • отказ от чужого корма;
  • толерантность к шумовым раздражителям.

Общие принципы обучения

Для успешного обучения питомца необходимы систематические занятия. По продолжительности урок не должен превышать 2 часа. Команды для собак: список отрабатываемых приемов на уроке зависит от уровня подготовки собаки, к примеру

Постепенно количество приемов следует увеличивать в соответствии с успешностью формирования у собаки условных рефлексов.

Отработка новых приемов проводится в первой части занятия. После каждой команды необходимо организовывать трехминутный перерыв для питомца.

Правила успешной дрессировки щенка:

  1. Правильно выполняемые приемы должны закрепляться похвалой и поощрением.
  2. Указание лучше озвучивать однократно с сопровождением жестом.
  3. Соблюдение последовательности в приказе и жесте.
  4. Первые занятия должны проводиться в знакомой обстановке, затем можно менять место уроков.
  5. Хорошее настроение и у дрессировщика, и у собаки.
  6. Завершать занятие лучше командой, которая получается у щенка лучше остальных.

Список команд для собак и как научить

Обучение целесообразно начинать с главных и самых необходимых приказов, таких как «Ко мне!» и «Фу!».

Данные команды для дрессировки собак позволяют быстро подозвать щенка к себе при любой необходимости и пресечь нежелательные действия.

Указание «Рядом!» позволяет при разных обстоятельствах находиться рядом хозяином.

Приказ «На место!» заставляет собаку отправиться в вольер или на свой коврик.

Указание «Сидеть!» обычно разучивается совместно с командой «Рядом!».

Разрешительное указание «Гуляй!» дает возможность собаке свободно прогуляться.

Главные команды для собак: список и как научить рассмотрим далее.

  1. «Ко мне!».
  2. «Фу!».
  3. «Рядом!».
  4. «Сидеть!».
  5. «Лежать!».
  6. «Стоять!».
  7. «Дай!».
  8. «Апорт!».
  9. «Гулять!».
  10. «Место!».
  11. «Фас!».

«Ко мне!»

Команда считается основной. Ее четкое исполнение дает возможность руководить и управлять собакой. Для начала питомец должен находиться на поводке и иметь определенную свободу. Далее подается указание «Ко мне!» и показывается лакомство, оно в качестве благодарности отдается животному.

В случае непослушания щенка его нужно подтянуть к себе поводком рывками, а затем поощрить лакомством. Интонация должна быть спокойная, не вызывающая раздражение.

При приказе «Ко мне!» делается жест правой рукой к бедру. Далее она может отдаваться только жестом.

«Фу!»

Это еще одна базовая команда. Для нее требуется четкая и строгая интонация. Когда щенок будет стремиться поднять запрещенный предмет или побежит за кем-нибудь, нужно остановить ее поводком и приказать «Фу!». Отработать этот навык можно

«Рядом!»

Изучение этого навыка целесообразно проводить после того, как питомец нагуляется и его не будут отвлекать внешние факторы. Собаку нужно взять на короткий поводок и четко приказать «Рядом!».

Повторять этот прием нужно тогда, когда собака отойдет от ноги, при этом надо резко подтягивать поводок к себе. В целях закрепления навыка поощрите питомца. Далее эту команду нужно повторить уже в отсутствии поводка. Данный навык обязателен для серьезных пород уровня или .

«Сидеть!»

Данный навык разучивается с помощью короткого поводка. Вкусное лакомство нужно дать понюхать щенку, затем поднять его выше головы и четко озвучить указание. После успешного выполнения приема рекомендуется поощрить питомца. Для закрепления эту операцию необходимо повторить несколько раз.

«Лежать!»

Список команд для собак с жестами нужно осваивать по порядку. Переходить к изучению этого приема нужно после успешного выполнения приказа «Сидеть!». Положение лежа занимается из положения сидя путем надавливания на холку животного и потягивания без резкости поводка вниз.

Жест для этого приказа заключается в резком опускании правой руки вниз.

«Стоять!»

Для разучивания этого приказа исходная позиция – это положение лежа или сидя с левой стороны от дрессировщика. Нужно поднять поводок или ошейник, а левой рукой — живот собаки и произнести указание.

Для команды характерен жест правой прямой руки, которую необходимо поднять от бедра вверх.

«Дай!»

Отработка приказа «Дай!» начинается с игры. Понадобится знакомый предмет или игрушка. Когда щенок возьмет игрушку нужно рукой забрать ее и в это же время приказать «Дай!». При правильном исполнении указания обязательно поощрить питомца.

«Апорт!»

Команда «Апорт» лучше всего отрабатывается в игровом процессе с мячиком, игрушкой или другим знакомым предметом.

Сначала нужно усадить обучаемого приказом «Сидеть!».

После того, как собака возьмет предмет, нужно поблагодарить ее лакомством. Далее прием можно усложнять, тренируя питомца приносить откинутый предмет.

«Гулять!»

Эта команда для собаки не представляет затруднений. Произносится приказ «Гулять!», жестом указывается направление движения.

«Место!»

Список команд для собаки включает указание питомцу занять свое место. Для начала необходимо обозначить место знакомым для питомца предметом, но не тем, которым отрабатывается команда «Апорт». Собаке нужно приказать «Лежать!», расположить перед ней этот предмет и приказать «Место!». Далее отойти на доступное расстояние, позвать обучаемого к себе и скомандовать «Место!». Питомец должен уйти на место лечь рядом с этим предметом.

Команде соответствует жест указывания правой рукой ладонью вниз от пояса.

«Фас!»

К указанию «Фас!» следует приступать только после освоения всех предыдущих команд. Обучение этой команде рекомендуется проводить в присутствии инструктора. После получения команды собака должна атаковать объект. Возраст обучаемого должен быть не меньше 6-10 месяцев.

Обучать команде «Фас!» можно только психически здоровых и уравновешенных особей.


В ходе постоянных систематических тренировок собака постепенно начинает беспрекословно подчиняться хозяину, одновременно получает удовольствие от общения с человеком. Совместные уроки улучшают психологический контакт, учат более чутко воспринимать интонацию и настроение хозяина.

Дополнительно ознакомьтесь с видео об обучении собак каждой из основных команд:

По желанию хозяина могут вводиться следую­щие навыки: посадка, укладка, стойка, подача голо­са по команде, апортировка предметов, возвраще­ние на место, охрана вещи, плавание, безразличное отношение к выстрелам, переползание.

Если в вашем представлении идеал собаки — су­щество, спокойно лежащее на месте, и которым время от времени вы сможете воспользоваться, то лучше завести себе автомобиль.

Обязательные навыки для собак:

  • знание хозяина и своей клички;
  • безотказный ;
  • приучение к снаряжению, свободному со­стоянию;
  • выполнение запрещающих команд;
  • движение рядом с хозяином;
  • отказ от корма, предлагаемого посторонни­ми лицами или найденного случайно.

Навыки и привычки

Поведение, прежде всего, это видимые реак­ции и действия собаки. Причина любого поведе­ния — появление какой-либо потребности собаки.

В процессе дрессировки хозяин сам создает у собаки нужную ему потребность, и сам предла­гает ей способ удовлетворения данной потреб­ности. Пример: для обучения собак различным приемам (посадка, укладка и т. д.) можно вос­пользоваться ее желанием получить лакомство. Для этого собаку не кормят перед занятиями, в процессе урока и т. д., за правильное выполне­ние поощряют лакомством, то есть удовлетво­ряют пищевую потребность собаки.

Факт удовлетворения потребности (подкре­пление рефлекса) воспринимается собакой по­ложительно и способствует закреплению в па­мяти действия, которое привело к нему. Если действие многократно повторяется, оно заучи­вается, легко вызывается командой и воспро­изводится независимо от различных условий, то есть становится навыком. Например, собака в одиночестве и голод­на. Выход — самостоятельный поиск пищи для удовлетворения голода. Если пища тщательно не убрана, собака находит ее и съедает. Данный положительный результат поиска одновременно становится подкреплением тому способу (поиск), с помощью которого собака нашла пищу.

Доста­точно 2-3 раза не убрать обувь — готов навык уни­чтожения башмаков. Вариабельное (вероятностное) подкрепле­ние. Ваш щенок попрошайка. В процессе приема пищи вы не подкармливаете щенка у стола, зато в ваше отсутствие это охотно делают остальные члены вашей семьи. Навык можно без напряже­ния выработать, подкрепляя положительно каж­дую третью попытку. Для того, чтобы погасить на­выки, выработанные с помощью вероятностного подкрепления, понадобятся большие усилия, по сравнению с теми навыками, которые вырабаты­вались с помощью постоянного подкрепления.

Привычки отличаются от навыков. Если на­выки используются собакой как способы дости­жения какой-либо цели, то привычки — для себя самих. Когда собака в одиночестве бездель­ничает, а основные ее потребности удовлет­ворены, вот тогда и формируются привычки, просто от нечего делать, для того, чтобы время в одиночестве шло быстрее. Многократно по­вторяясь, привычки становятся необходимым условием для проведения свободного времени. Выход — формирование других привычек.

С привычками очень трудно бороться, так как они все приводят к возникновению у со­баки положительных эмоций. А потребность в положительных эмоциях является у живых ор­ганизмов одной из основных.

Частая — позднее воспитание. Но условные рефлек­сы образуются у щенка сразу же после рождения! Когда мы приступаем к воспитанию щенка, у него уже есть в запасе несколько отработанных навы­ков, а, может, и привычек.

Почему же отрицательное поведение вы­рабатывается достаточно быстро, а устраняет­ся с большим трудом? Дело в том, что научение у молодых собак происходит по типу запечат- ления (импринтинга), которое характеризуется чрезвычайной быстротой и фиксацией результатов в памяти легко и надолго. Пере­воспитание же требует настойчивости, после­довательности, терпения и упрямства со сто­роны дрессировщика.

Вам понравилось? Делитесь с друзьями!

Ставьте Лайк! Пишите комментарии!

Навык проявление лая (голоса) необходим для обозначения места обнаружения тяжелых, подвешенных предметов или укрывшегося человека в недоступном для собаки месте, как сигнал о местонахождении собаки во время дрессировки выполнения службы, а также при выполнении других специальных служебных задач. Для караульных собак навык самостоятельного облаивания постороннего человека на участке службы является одним из основных.

Безусловные раздражители - лакомство, апортировочный предмет, помощник, поглаживание.

Навык вырабатывают на основе пищевой, активно-оборонительной реакций, а также навыка апортировки. Можно использовать рефлекс подражания.

Прием вводится после выработки навыка садиться, ложиться. Основной метод дрессировки - вкусопоощрительный.

Методика и техника дрессировки. Условные рефлексы на команду и жест вырабатываются одновременно. При выработке этого навыка учитывается природная способность собаки проявлять лай в состоянии возбуждения на какие-либо раздражители. Наиболее распространенными являются способы вызова лая (голоса) у собак на пищу (лакомство), апортировочный предмет, помощника и на подражание другой собаке.

Вызов лая на пищу (лакомство). Посадив собаку перед собой, дрессировщик опускает поводок на землю и наступает на него ногой так, чтобы можно было ограничить подпрыгивание собаки. Затем, взяв в правую руку лакомство, помахивает им перед собакой и возбуждает ее до проявления лая, одновременно произнося команду «Голос!». Как только собака залает, дает ей лакомство. Движение руки с лакомством перед собакой должно походить на жест. Условный рефлекс быстрее вырабатывается при дрессировке голодной или полуголодной собаки. Упражнение можно выполнять во время кормления собаки. Кормушку с пищей дрессировщик ставит так, чтобы собака не могла достать ее. Собака возбуждается и начинает прыгать, визжать или лаять. В этот момент дрессировщик произносит команду «Голос!», и как только собака активно залает, дает пищу, повторяя команды «Хорошо!», «Голос!» (рис. 9).

Вызов лая на апортировочный предмет. У собак, заинтересованных в апортировке, условный рефлекс на команду «Голос!» вырабатывают путем возбуждения их на апортировочный предмет. Дрессировщик использует высокоподнятый предмет. Стараясь его достать, собака обычно возбуждается и начинает лаять. В момент дразнения дрессировщик произносит команду «Голос!». Как только она залает, дрессировщик дает ей апортировочный предмет. Затем забирает его и дает лакомство.

Вызов лая на помощника. Применяется для собак, не проявляющих лай на лакомство и апортировочный предмет.

Собаку привязывают или удерживают на поводке. Помощник, приближаясь к собаке, своими движениями воздуждает ее до проявления лая. В момент ее возбуждения дрессировщик произносит команду «Голос!» и когда собака залает, поощряет ее поглаживанием и лакомством.

По мере формирования у собаки условного рефлекса на команду и жест лакомство дают реже, собаку поощряют только поглаживанием и словом «Хорошо!».

Вызов лая методом подражания. Подбирают двух собак, спокойно относящихся друг к другу, одна из них должна активно подавать голос. Оба дрессировщика одновременно подают команду «Голос!». Активный лай подготовленной собаки, как правило, вызывает у неподготовленной собаки проявление лая. Как только собака начинает лаять, дрессировщик, повторяя команду «Голос!», поощряет ее лакомством. После отдыха в течение 2-3 мин упражнение повторяется.

Голосовую реакцию (подачу голоса) у собаки можно выработать и методом ухода от собаки. У собак с хорошей привязанностью к дрессировщику, как правило, при его уходе проявляется голосовая реакция. Поэтому, отходя от собаки, дрессировщик подает команду «Голос!», и как только собака начинает лаять, подает команду «Голос!», «Хорошо!», затем подходит и поощряет собаку лакомством, играет с ней. После выгуливания упражнение повторяют.

Первоначальный условный рефлекс считается выработанным, если собака по команде дрессировщика активно подает голос.

В последующем вводятся и параллельно отрабатываются следующие усложнения: постепенно увеличивают расстояние между дрессировщиком и собакой; управляют собакой по команде или жесту; вызов лая при различных положениях дрессировщика и собаки; приучение собаки к обозначению (облаиванию) вещей; подача голоса при наличии различных отвлекающих раздражителей; управление собакой без поводка; приучение собаки к облаиванию задержанного человека в присутствии и отсутствии дрессировщика (владельца); совершенствование навыка в ходе специальной дрессировки.

Упражнение выполняют таким образом: при обыске местности, работе по запаховому следу помощник оставляет на участке (на следу) предметы, которые собака не в состоянии поднять или достать. Когда собака обнаружит их, дрессировщик по команде или жесту вызывает у нее лай. Кроме того, и сам помощник периодически укрывается в местах, недоступных для собаки (на дереве, за высоким препятствием и т. д.). При обнаружении укрывшегося помощника дрессировщик провоцирует у собаки лай (голос) командой или жестом. Если собака не лает, то помощник своими действиями возбуждает ее до проявления лая. Упражнение заканчивается дачей лакомства или предоставлением собаке возможности «потрепать» помощника. При повторении подобных упражнений постепенно увеличивают расстояние между дрессировщиком и собакой.

Навык считают выработанным, если собака из любого положения при любой обстановке по первой команде или жесту на удаление 15 м от дрессировщика громко лает, а также самостоятельно облаивает обнаруженный предмет или помощника в недоступных для нее местах.

Возможные ошибки дрессировщика и их последствия:

  • Увлечение лаем, в результате чего собака привыкает лаять во всех случаях сильного возбуждения.
  • Вызов лая всегда в одинаковых условиях, в результате чего собака не проявляет лая в других случаях.
  • Приучение собаки подавать голос с применением механических раздражителей, причиняющих боль.
  • Многократное повторение команды до проявления лая, ввиду чего собака на первую команду не реагирует.


THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама