THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

НОД по художественно - эстетическому развитию (рисование)в старшей гр

Тема: «Дымковская слобода»

Цель: Приобщение детей к народному прикладному искусству, к истокам русской народной культуры.

Задачи:

Художественно - эстетическое развитие: формировать представление о дымковской игрушке, особенностях её росписи. Воспитывать чувство эстетического восприятия при рассматривании работы мастеров. Развивать чувство прекрасного, чувство ритма, цвета, композиции. Формировать художественно-творческие способности. Закреплять навыки работы кистью, акварельными красками, использование характерных элементов росписи (точки, круги, линии).

Познавательное развитие: развивать умение анализировать и выделять существенные признаки предметов, выполненных дымковскими мастерами.

Речевое развитие: развивать умение поддерживать беседу, отвечать на вопросы, поощрять попытки высказывать свою точку зрения.

Социально - коммуникативное развитие: формировать умение оценивать свою работу и работу сверстников находить для этого различные речевые средства. Воспитывать чувство гордости за свою страну Россию.

Физическое развитие: формировать умение самостоятельно следить за своей осанкой при работе за столом.

Материалы и оборудование:

Силуэты дымковских игрушек, вырезанные из белой бумаги (барышни, скоморохи, индюки, козлики, лошадки, петухи). Краски, баночки с водой, кисти, салфетки. Компьютерная презентация «Дымковская игрушка». Большой лист ватмана с деревенскими домиками. Дымковская игрушка.

Методические приемы:

Игровой (приход дымковской игрушки в гости к детям), наглядный (просмотр слайдов по дымковской росписи), художественное слово (загадка о дымке), проблемный (как помочь игрушке попасть в дымковскую слободу), продуктивный (роспись силуэтов), методы стимулирования и мотивации (одобрение, похвала, поощрение), подвижная русская народная игра «Шатер», рефлексия.

Связь с другими видами деятельности:

познавательно-исследовательская («Мы - россияне, наш язык русский», рассматривание тематического альбома «Дымка»); музыкальная деятельность (прослушивание русских народных песен «Пошла млада за водой», «Калинка»); коммуникативная деятельность (Д/Игры «Подбери узор», «Наша родина» , «Угадай русский народный промысел») ; изобразительная деятельность (рисование «Укрась платочек», «Красивый коврик» лепка «Барашек»); чтение художественной литературы «Народные промыслы»; двигательная деятельность (русские народные подвижные игры «Гуси-лебеди», «Платок», «Лошадки», «Петух»); самостоятельная деятельность (внесение дидактических игр по теме, выкладывание энциклопедического и наглядного материала).

Ход НОД:

Воспитатель: Ребята, в какой стране мы с вами живём?

Дети: (В России).

Воспитатель: А как нас с вами называют? Дети:(русские, россияне).

Воспитатель: В нашей стране очень трудолюбивый народ, у нас много народных промыслов, русские мастера используют для своей работы все природные богатства нашей родины. Какие природные материалы вы знаете?

Дети: (дерево, глина и т. д.)

Воспитатель: Глина - один из самых распространенных материалов в России. Что делали из глины, как вы думаете? Дети: (посуду, игрушки)

Воспитатель: Отгадайте загадку:

Весёлая белая глина,

Круги и полоски на ней.

Козлы и барашки смешные, табун разноцветных коней.

Кормилицы и водоноски, и всадники, и ребятня.

Собачки, гусары и рыба.

А ну, назови-ка меня! Дети: (Дымка)

Воспитатель: Да, это наша знаменитая дымка, которая дошла до наших времён, из-под Новгорода. Далеко за дремучими лесами стояло красивое русское село.

Каждое утро вставали жители, затапливали печи, и из труб домов поднимался голубой дымок. Вот и прозвали то село Дымково. Любили люди этой деревни лепить из глины веселые игрушки, яркие и красивые. Хотите посмотреть какие?

Дети: да!

Просмотр компьютерной презентации «Дымковская игрушка»

Понравились вам игрушки? Дети: да, красивые игрушки.

Воспитатель: ребята, давайте поиграем в русскую народную игру.

Пока звучит русская народная музыка, водим хороводы вокруг трех стульев с красивыми платками, затем собираемся в один большой хоровод. Как только музыка закончится, быстро подбегаем к своему платку и делаем из него шатёр, натягивая над головой, прячемся.

Игра «Шатёр»

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто это грустит здесь в сторонке?

Воспитатель показывает детям дымковскую игрушку.

Воспитатель: Её уже давно увезли из родной деревни, из Дымковской слободы и она очень скучает по своим друзьям.

Как вы думаете, чем мы можем помочь дымковской игрушке?

Дети: сделать для неё подарок, нарисовать для неё друзей и т. д. (варианты решения проблемы)

Воспитатель: Я предлагаю всем вместе создать Дымковскую слободу, как мы это можем сделать?

Дети: нарисовать, расписать игрушки.

Воспитатель: посмотрите, у нас есть большой лист бумаги, на котором есть дома - это деревня, в которой еще никого нет, давайте поселим здесь веселых жителей и пригласим нашу гостью. На столе много силуэтов различных дымковских игрушек. Выбирайте любую игрушку, подумайте какой узор ей больше подходит и начинайте расписывать, думаю, что у вас получатся очень красивые друзья для нашей гостьи. Вспомните какими цвета и элементы используют мастера дымки. Не забывайте о правильной осанке при работе за столом.

Дети расписывают силуэты игрушек.

(Воспитатель подходит к каждому ребёнку, поощряет его, хвалит, одобряет выбранные элементы узора, цвет.)

Готовые игрушки, по мере окончания работы располагают на большом листе ватмана.

Воспитатель: Посмотрите, как повеселела наша гостья, она благодарит вас за дружную работу, за радость, которую вы ей доставили. Расскажите ей, какие игрушки вам самим понравились больше и почему. Как вы думаете, какая игрушка самая яркая, нарядная? Какие элементы дымковской росписи вы использовали в своей работе?

Воспитатель: Ребята, вы сегодня работали как настоящие русские мастера, я горжусь вами.

Литература:

  1. Волчкова В.Н., Степанова Н.В.

Конспекты занятий в старшей группе детского сада.

Познавательное развитие. Учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Воронеж. ТЦ «Учитель» 2005 207с.

  1. Князева О.Л., Маханёва М.Д.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа развития личностной культуры дошкольников. Издательство «Детство- Пресс», 2004.

  1. Комарова Т.С.

Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа –М: Мозаика-Синтез, 2014- 128с.

4. Казакова Т.Г.

Развивайте у детей творчество (конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией) Пособие для воспитателей детского сада.М.Просвещение1985г.

5. Народное искусство в воспитании детей. Книга для педагогов дошкольных учреждений, учителей начальных классов, руководителей, художественных студий. Под редакцией Т.С. Комаровой М: Издательство «Российское педагогическое агентство» 1997 – 208с.


Название:
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, изобразительная деятельность, Старшая группа

Должность: воспитатель соответствие занимаемой должности
Место работы: МДОУ «Центр развития ребёнка — Детский сад № 4»
Месторасположение: Ивановская область город шуя

Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе на тему: «Дымковская игрушка»

Цель : Знакомство детей с народной культурой.
Задачи:

Образовательные: Закреплять знания детей о процессе изготовления дымковской игрушки и умение рассказать об этом. Формировать знание о характерных особенностях росписи игрушек, умение создавать узоры по собственному замыслу. Учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины). Учить расписывать дымковскими узорами.
Познакомить с историей Дымковской игрушки.

Развивающие: Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности. Углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве.

Воспитательные: Воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров, к народному искусству России.

Предварительная работа:

Рассказ воспитателя, рассматривание альбомов, картин о дымковских игрушках; беседы; лепка из глины дымковских игрушек; раскрашивание книжек-раскрасок, беседы о дымковской игрушке.
Материалы и оборудование к занятию:

краски – гуашь, кисточки, баночки для воды, салфетки, фартуки, силуэты дымковских игрушек, изображение мастера Тихона, магнитная доска, ширма, игрушки, цветные магниты (красный, зеленый, синий), презентация «Дымковские игрушки», мультимедийная приставка, экран, компьютер, ковер. Фонограмма русской народной музыки.

Ход занятия:

Воспитатель: — Дети, вы любите путешествовать? Сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие! А в путешествие мы с вами отправимся не обычным способом. Нам поможет сила воображения, наша фантазия и вот этот ковер-самолет. Усаживайтесь удобнее, крепко возьмитесь за руки и закройте глаза. Итак, наше удивительное путешествие начинается! (Звучит русская народная музыка, дети сидят с закрытыми глазами).

Воспитатель:- А теперь откройте глаза, посмотрите вокруг, и догадайтесь, куда вы попали?!

Слайд с изображением села Дымково.

А попали мы в село Дымково!

Дым идет из труб столбом,

Точно в дымке все кругом.

Голубые дали,

И село большое Дымково назвали.

Воспитатель: — В давние времена жители этой слободы, от мала до велика, лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке. Зимой вся слобода в дыму оттого, что топят печи, обжигают игрушки; в пасмурные дни стелется туман от речки легкой дымкой, возможно, от этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими. Что же это за игрушки? Давайте посмотрим.

Идет демонстрация слайдов “Барышня”, “Индюк”, “Олень”, “Конь” и др.



Посмотри, как хороша эта девица-душа.

Щечки алые горят, удивительный наряд,

Сидит кокошник горделиво,

Барышня так красива.

Кружочки, клеточки, полоски —

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор

От барыни и водоноски.

Через горные отроги,

Через крыши деревень

Красноногий, желторогий

Мчится глиняный олень.

Кони глиняные мчатся

На подставках, что есть сил!

И за хвост не удержаться,

Если гриву упустил!

Уточка-Марфуточка бережком идет,

Уточек-марфуточек купаться ведет”.

(Т.А. Маврина)

Вот индюк нарядный

Весь такой он складный.

У большого индюка

Все расписаны бока.

Посмотрите – пышный хвост

У него совсем не прост!

Точно солнечный цветок,

И высокий гребешок.

Воспитатель: — Ребята, я узнала, что в селе Дымково лучшим мастером является дедушка Тихон. Мне сказали, что дедушка Тихон этой зимой долго болел. Давайте зайдем к нему в гости, проведаем мастера.

Открывается ширма, на ватмане изображение старичка-мастера с одной игрушкой в руках.

— Скоро откроется весенняя ярмарка дымковской игрушки, а дедушка Тихон из-за болезни смог расписать только одну игрушку. Он опечален по этому поводу. Мастеру очень важно принять участие в ярмарке, показать людям свое мастерство.

— Ребята, давайте поможем дедушке Тихону. Я предлагаю вам стать его учениками, подмастерьями.

— Кто такие подмастерья?

— Подмастерьями называли молодых помощников мастера, они помогали месить глину, обжигать фигурки, покрывать игрушки белой краской, размешивать цветные краски, а когда осваивали все эти работы, то помогали мастеру создавать веселые игрушки, а после и сами становились мастерами.

— Как называли молодых помощников мастера? (ответ детей: совместный, индивидуальные).

— Прежде чем приступить к работе, давайте вспомним, что нам необходимо. Нам нужны фигурки для росписи, кисти, краски.

— Краски, какого цвета использовали мастера при росписи дымковской игрушки? Ответы детей . (Красный, желтый, оранжевый, голубой, синий, зеленый, розовый).

— Как, одним словом можно сказать про эти цвета? (яркие, нарядные, веселые, праздничные).

— У дедушки Тихона есть заготовки игрушек. Каждый из вас может выбрать фигурку по своему усмотрению.

— Какие элементы используются при росписи игрушек? (кружочки, точки, волны, полоски и т.д.). Изображение на экране поможет вам вспомнить элементы, которые используются при росписи дымковских игрушек.

Слайд с элементами дымковской росписи.


— Садитесь удобнее, начинаем работу.

Самостоятельная работа детей за столами.

Дети работают под музыку. Во время самостоятельной работы воспитатель держит в поле зрения всех детей, помогает затрудняющимся в создании композиции, следит за посадкой, за техникой исполнения работ.

Через 10 минут самостоятельной работы – физкультминутка.

Мы старались рисовать (руки в стороны)

Трудно было не устать (наклоны туловища в стороны)

Мы немножко отдохнём (присесть, руки вперёд)

Рисовать опять начнём (встать, опустить руки)

По окончании работы дети закрепляют свои изделия на столе перед дедушкой Тихоном.

— Дедушка Тихон очень доволен, и благодарен вам, ребята, ему понравились все ваши работы. Я предлагаю вам полюбоваться вашими игрушками.

— Какая из них вам нравится больше всего? Почему?

— Какую игрушку вы купили на ярмарке для своего дома, или кому-нибудь в подарок?

— А я бы, ребята, купила бы все игрушки, потому, что они очень красивые. Вы все старались, трудились, вложили в них своё умение!

— Теперь мастеру Тихону есть, что показать на весенней ярмарке народных мастеров. А заодно он и вас прославит.

Есть на Вятке слобода

Зовется Дымково она.

Там на ярмарке весной

Ждут игрушки нас с тобой.

Барыни и мужики,

Поросята, индюки.

Ярко все наряжены,

Пестро разукрашены.

Любит их и стар и млад,

Каждый тем игрушкам рад!

— Я предлагаю вам выразить свое настроение и впечатление от нашего путешествия. У меня есть цветные магниты: красный обозначает прекрасное настроение, путешествие очень понравилось; зеленый – вам все равно; синий – настроение плохое, путешествие не понравилось. Прикрепите магнитик, соответствующий вашему настроению, ниже ваших работ.

Дети отражают свое настроение при помощи магнитов.

— Я рада, что у вас хорошее настроение и путешествие вам понравилось, но нам пора возвращаться в изостудию. Приглашаю вас снова на чудесный ковер, закройте глаза (звучит музыка ). Ширма закрывает мастерскую дедушки Тихона.

Вот мы снова в детском саду. Наше путешествие закончилось, пора попрощаться. До свидания, ребята.

Мила Гусейнова

Программные задачи

Развивать эстетическое восприятие, образные представления, чувство цвета и композиции. Закреплять знания детей о дымковских игрушках , о дымковской росписи . Закреплять эмоционально положительное отношение к народному декоративному искусству. Развивать чувство прекрасного. Продолжать развивать навыки коллективной работы .

Методика проведения

Показать детям разные дымковские игрушки (барышню, коня, козлика, уточку и др.) . Спросить, как называются эти красивые изделия. Предложить расписать так же красиво вырезанную из бумаги фигурку, а затем сделать общую картину "Дымковская слобода " (село, деревня , где создают глиняные игрушки) . Более сложные игрушки предложить для росписи детям, которые хорошо владеют дымковской росписью (2-3 дома, 3-4 барышни и более мелкие фигурки) .

Материалы :

Силуэты дымковских игрушек , вырезанные из белой бумаги, краски гуашь, кисти, банка с водой, салфетка (на каждого ребёнка) . Большой лист бумаги для оформления картины.

Связь с другими занятиями и видами деятельности

Расширять представления детей о дымковских расписанных изделиях. Рассматривать альбомы декоративно-прикладного искусства.

Ход занятия:

Вводная часть : Здравствуйте ребята, сегодня у нас с вами будет интересное занятие , на котором вы узнаете, что представляет из себя дымковская игрушка .

1. Основная часть.

Вы знаете, что такое Дымковская игрушка , из чего она делается и где возник этот промысел? Такой игрушки как дымковская больше нет , она одна такая. Яркая, нарядная Дымковская игрушка стала своеобразным символом Вятской земли. На доске висят картинки с элементами дымковской росписи . Дымковскую игрушку расписывают (элементы) : кружками, кольцами, полосками, змейками. В дымковских игрушках цвета яркие : красный, оранжевый, желтый, малиновый, синий, голубой, изумрудный, зелёный и в очень большем количестве коричневый и чёрный. Что означали элементы, которые я вам показывала (на картинках? Ребята как вы думаете, что по вашему мнению мог означать круг (солнце? А как вы думаете, что могла означать волнистая или ломанная линия (воду? А что же могла означать клетка (поле?

2. Беседа с детьми :

Какого цвета бывают дымковские игрушки ? (Всегда только белые)

А какие узоры на дымковских игрушках ? (Прямая линия, волнистая линия, точка, круг, кольцо, клетка и решетка)

Какого цвета больше? Какие цвета использованы?

Какими приемами выполняются узоры? (Примакиванием, концом кисти, кистью плашмя по ворсу)

3. Физкультминутка

Мы старались рисовать (руки в стороны)

Трудно было не устать (наклоны туловища в стороны)

Мы немножко отдохнём (присесть, руки вперёд)

Рисовать опять начнём (встать, опустить руки)

4. Практическая деятельность

Сейчас я вам раздам листы, и вы подготовьте краски и будем расписывать на силуэтах дымковские узоры . На этом занятие мы с вами будем расписывать и использовать элементы дымковской росписи в нашей работе . Сейчас мы с вами попробуем нарисовать элементы дымки в отдельности . Дети рисуют узоры дымковской игрушки (дымковские силуэты ) . А теперь заканчивайте свои работы , дорисовывайте узоры . А потом посмотрим рисунков.

Итог занятия

1. Какая работа тебе больше всего понравилась? Почему?

2. Что тебе больше всего понравилось здесь?

3. Что особенного в этой работе ?

4. Какая у нас тема?

5. Понравились ли вам дымковские игрушки ?

6. Не сложно ли было вам рисовать узоры и расписывать дымковские игрушки ?

Спасибо ребята! Вы все молодцы! Вы очень хорошо старались и занимались и вот какая красивая коллективная работа у нас получилась ! Дымковская слобода ! Понравилось ли вам занятие ?

Публикации по теме:

Приглашаю Вас, дорогие друзья, в деревню Снегирево. Начали мы ее строить сразу после новогодних праздников, радуясь, что зима наконец-то.

Коллаж выполнен с воспитанницей Пономаревой Александрой (5 лет) в МБДОУ д/с № 95 "Росточек" города Волжского Волгоградской области в рамках.

Программное содержание: - продолжать формировать представления о признаках осени, цикличности изменений в природе; - учить детей отражать.

В нашем детском саду есть уголок художественного творчества. Мы с детьми часто посещаем его, рассматриваем игрушки народных мастеров: дымковских,.

Лето - пора вдохновения. Много времени проводим на улице, много наблюдаем. Свои летние впечатления и наблюдения мы решили отобразить в.

Коллективная работа «Поле одуванчиков». Конспект занятия по аппликации в средней группе Конспект непосредственной образовательной деятельности Аппликация. Средняя группа. Коллективная работа. Поле одуванчиков. Задачи:.

Конспект непосредственно - образовательной деятельности коллективная работа по ИЗО в старшей группе «Осеннее дерево». Автор: Титова Олена Олеговна, воспитатель МДОУ д/с «Малышок» г. Нерехта. Описание: данный конспект НОД рассчитан для детей старшего возраста.

Конспект НОД в старшей группе по рисованию

«Дымковская слобода (деревня)»

(Коллективная композиция)

Воспитатель: Байхонова Елена Аягановна

Предварительная работа : беседа о дымковских игрушках , рассматривание элементов росписи; просмотр мультимедийной презентации о народных промыслах « Дымковской слободе » , посещение выставок народной игрушки, декоративно-прикладного искусства. Рисование дымковских узоров , роспись бумажных силуэтов. Чтение стихотворений, загадок о народных промыслах. Разучивание наизусть потешек о дымковских игрушках .

Программное содержание. Развивать эстетическое восприятие, обзорные представления, чувство цвета и композиции. Закреплять знания детей о дымковских игрушках , о дымковской росписи . Закреплять эмоционально положительное отношение к народному декоративному искусству. Развивать чувство прекрасного, творческие способности и эстетический вкус. Воспитывать уважение и интерес к народным промыслам. Продолжать развивать навыки коллективной работы.

Методика проведения занятия. Показать детям разные дымковские игрушки (барышню, коня, козлика, уточку и др.) . Спросить, как на-зываются эти красивые изделия. Послушать стихи о Дымковской слободе ,предложить расписать так же красиво вырезанную из бумаги фигурку, а затем сделать общую картину « Дымковская слобода » (село, деревня . Более сложные игрушки предложить для росписи детям, которые хорошо владеют дымковской росписью (2-3 дома, 3-4 барышни и более мелкие фигурки) .

Дети приступают к рисованию . Воспитатель подходит к каждому ребенку, напоминает о том, что следует подумать о расположении элементов узора, об использовании разных элементов, разнообразных цветов.

По мере готовности изделий дети вместе с воспитателем раскладывают фигурки на большом листе бумаги, создавая картину.

По окончании занятия полюбоваться всем вместе обшей композицией. Сказать детям, что в свободное время картину можно дополнить, если у них появятся интересные предложения.

Материалы. Силуэты дымковских игрушек , глиняные дымковские игрушки , дымковские игрушки вырезанные из белой бумаги, краски гуашь, кисти разной толщины, подставки, палитры, баночки с водой, салфетка (на каждого ребенка) . Большой лист бумаги для оформления картины. Бумбокс, аудиозапись русских народных мелодий.

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Расширять представления детей о дымковских расписных изделиях . Рассматривать альбомы декоративно-прикладного искусства.

Ход занятия:

Дети входят в группу под русскую народную музыку и встают на полукруг.

Восп : Здравствуйте ребята! Посмотрите, как много красивых игрушек сегодня у нас в гостях! Такие интересные игрушки! Вы их узнали? Что это за игрушки?

Дети : Это уточки, кони, это дымковские игрушки .

Восп : Правильно ребятки, а что же мы знаем об этой яркой русской нарядной игрушке.

(перед детьми картина с видом Дымковской слободы )

(На мультимедийном проекторе)

Погляди-ка на картинку. Что за деревенька в дымке ?

(дети читают стихи о дымковском промысле и слободе )

1. И село родное люди « Дымково » назвали.

Там любили песни, пляски.

В том селе рождались сказки.

Вечера зимою длинны и лепили там из глины.

2. Все игрушки – непростые,

А волшебно – расписные

Белоснежны, как берёзки,

Кружочки, клеточки, полоски.

3. Говорят о ней повсюду.

Удивительному чуду мы поклонимся не раз!

И о дымковской игрушке

Мы ведем сейчас рассказ.

Восп : Молодцы, ребята!

Восп : А сейчас, предлагаю пройти в мастерскую и украсить дымковским узором модели барашек,коней, барышень, уточек которые я приготовила для вас.

Но что же это – мастерская закрыта!

Чтобы попасть в мастерскую, необходимо ответить на 2 вопроса :

1. Почему этот народный промысел называют дымковским ?

2. А где сейчас находятся мастерские, где делают дымковскую игрушку ?

Восп : Мастерская открыта – проходим и приступаем к работе.

Давайте разомнем пальчики и проверим осанку.

Пальчиковая гимнастика :

Наши пальчики расскажут

Все умеют, все покажут

Пять их на моей руке

Все делать могут

Всегда помогут

Они умеют рисовать

Палочки, кружочки

Разноцветные овалы

Кольца или точки

Мы возьмемся все за дело

Эх, работа закипела!

(дети украшают узором модели вырезанных из бумаги игрушек (во время рисования звучит народная музыка) , по окончании работы сделать общую картину « Дымковская слобода » (село, деревня , где создают глиняные игрушки) .

Восп : Ай да, Дымковская Слобода у нас получились ! Настоящие – дымковские игрушки !

Анализ детских работ :

Восп : Да, ребята, слобода у вас получились веселая и дружная!

Кто трудился от души – веселись теперь, пляши!

(дети под музыку водят хоровод) .

Вот такая у нас получилась

Дымковская слобода

Конспект занятия для детей подготовительной группы. Дымковская игрушка

Автор : Наира Игоревна Нерсесян, воспитатель МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида № 144", г.Воронеж

Назначение : Воспитатели ДОО, учителя начальных классов,любознательные родители.Конспект подходит для занятия с детьми 5-7лет.
Цель : Знакомство детей с народной культурой.
Задачи -Воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров, к народному искусству России.
- Формировать знание о характерных особенностях росписи игрушек,умение создавать узоры по собственному замыслу.Учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины).Учить расписывать дымковскими узорами.
- Познакомить с историей Дымковской игрушки.
- Закреплять знания детей о процессе изготовления дымковской игрушки и умение рассказать об этом.
- Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности. Углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве.
Предварительная работа составление презентации «Дымковская игрушка», оригинальные дымковские игрушки для демонстрации,напечатанные трафареты на белой бумаге(формат А4) и цветные карандаши.

Ход занятия

Воспитатель Ребята,у вас всех есть игрушки,а из чего они сделаны?
Дети Наши игрушки сделаны из пластмассы,резины,металла,дерева,ткани.
Воспитатель Давайте узнаем какие игрушки делают в селе Дымкого?
Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей.
В ней нету цвета дымного,
А есть любовь людей.
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы.
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы.
(В.Феофанов)
Воспитатель Ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымка. Откуда же такое удивительное название? С вами познакомимся с дымковскими глиняными игрушками.Родился в заречной большой слободе Дымково близ города Вятка.В давние времена жители этой слободы от мала до велика лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке. Зимой вся слобода в дыму от того, что топят печи,обжигают игрушки.В пасмурные дни стелется туман от речки легкой дымкой.Возможно,от этого и возникло название Дымкого,а игрушки стали называть дымковскими. Дымковские игрушки изготавливались для старинного праздника <Свистопляска>.Позднее ярмарка-праздник стала называться <Свистунья>. Что же это за игрушки,давайте посмотрим?




Через горные отроги,
Через крыши деревень,
Краснорогий,желторогий
Мчится глиняный олень.


Вот индюк нарядный,
Весь такой он ладный,
У большого индюка,
Все расписаны бока.
Посмотрите,пышный хвост,У него совсем не прост,
Точно солнечный цветок,
Да алее гребешок.


Дымковская барышня вся в оранжевых,золотых,алых и зеленых узорах.
Посмитри, как хороша
Эта девица-душа,
Щечки алые горят,
Удивительный наряд.


Даже кони в праздничных нарядах.
Кони глиняные мчатся
На подставках,что есть сил.
И за хвост не удержатся,
Если гриву упустил.


Воспитатель Что общего у всех этих игрушек?
Дети У всех игрушек яркие краски, все на белом фоне, покрыты красивыми узорами.
Воспитатель А как вы думаете,какой краской сначала покрывают игрушку?
Дети Белой.На белом фоне узоры хорошо и красиво выделяются.
Воспитатель А сможете предположить,откуда взяли мастера белый цвет?
Дети Они взяли от снега,у зимы. Игрушки же лепили зимой!!!
Воспитатель Правильно!Белый фон взяли мастера от заснеженных полей,когда зимой все вокруг белым-бело.В тех местах зима длинная,а снега много.Мастерам хочется сделать игрушку такой же чистой и белой,как снег. Почему их раскрасили в яркие цвета?


Дети Потому что они делались к празднику,поэтому раскрашивали их яркими красками.
Воспитатель Какие цвета использовали мастера для росписи игрушек?
Дети Они использовали яркие цвета:красный, синий, малиновый, желтый, оранжевый, зеленый.
Воспитатель Какие узоры вы видите на игрушках?
Дети На игрушках кружочки,точкиБ линии, клеточки, полоски, кривые, волны, квадраты, кольца, овалы.




Воспитатель Какие образы можно увидеть в дымковских игрушках?
Дети Лошадка,петушок,олень,баран,барышня.
Воспитатель Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоносы, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени и, конечно, молодые люди, скоморохи, барыни.




Воспитатель Давайте посмотрим как создается игрушка?

(Дети смотрят видео на интерактивном доске,воспитатель параллельно рассказывает).
Много труда надо вложить,чтобы игрушка стала такой нарядной.Она рождается три раза.Первый раз она рождается,когда ее лепят из красной глины.Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной и аккуратной поверхности.Игрушку надо обжечь,чтобы она стала прочной.От сильного жара игрушка раскаляется,а когда остывает,глина становится звонкой и крепкой.Так игрушка рождается во второй раз. Происходит испытание огнем.А когда рождается третий раз?
Дети В третий раз игрушка рождается,когда ее белят и расписывают красками.
Воспитатель Потом ее белят мелом,разведенным молоком,и расписывают.Иногда поверх узора налепляют кусочки сусального золота,придающее еще большую нарядность игрушке.Так она рождается третий раз.Красивые яркие,нарядные игрушки продают на ярмарке.Изготовление игрушки, от лепки и до росписи - процесс уникальный и творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух абсолютно одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна, единственна и неповторима.



Воспитатель Предлагаю вам стать настоящими народными мастерами и расписать трафареты дымковской игрушки.





Напечатанные трафареты раздается детям. Карандашами они начинают с удовольствием <расписывать>.В процессе самостоятельной работы воспитатель предоставляет детям полную творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Можно включить негромкую народную музыку. В конце занятия устраивается выставка.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама