THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Компанеец Олеся
Занятие по обучению грамоте «Звуки [М], [М’]. Буква М»

Тема : Звуки М , Мь. Буква М .

Цели : Познакомить детей со звуками М , Мь, с буквой М .

Задачи :

Коррекционно-образовательные :

Умение детей характеризовать звуки М , Мь

Закрепление знаний детей о домашних животных и их детенышах;

Коррекционно-развивающие :

Развитие у детей фонематического слуха и восприятия

Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики

Расширение и уточнение активного словаря

Коррекционно-воспитательная :

Воспитание у детей самоконтроля за речью

Оборудование : альбомы по обучению грамоте ; карандаши; наборы для составления схем; плакат с изображением домашних животных; картинки в названии которых присутствует звук М , Мь; счетные палочки; игрушка мишка с рюкзаком за спиной и мармеладом.

Ход занятия:

1 Организационный момент

Ребята сегодня на занятие к нам пришел гость , но чтобы узнать кто, нужно отгадать загадку :

Он мохнатый, он большой,

Спит в берлоге он зимой,

Летом ягоды жуёт,

Дикий мед у пчел берет,

Грозно может зареветь

Косолапый зверь …. (медведь)

Наш медведь пришел поучиться у вас писать, читать, т. к. он тоже на следующий год пойдет в школу.

2 Закрепление пройденного материала :

Мы сегодня вместе с мишуткой продолжим наше путешествие по волшебной стране звуков и букв , познакомимся с новыми звуками и буквой . А скажите, чем отличается буква от звука ? (звуки мы слышим и произносим, а буквы видим , пишем, читаем).

С некоторыми звуками и буквами мы уже познакомились, перечислите АУИЫО – они какие? (гласные) ; ПТКХ (согласные) . Чем отличаются согласный звук от гласного ? (при произношении согласных звуков воздух встречается с преградой, а при произношении гласных звуков воздух выходит свободно и их можно пропеть).

Игра «Угадай звук по артикуляции » - У А О И Ы

3 Сообщение темы занятия

У Мишки в лапках-царапках есть загадки, и он попросил меня загадать их :

Пьет бензин, как молоко,

Может бегать далеко

Возит грузы и людей

Ты знаком, конечно, с ней (машина)

Прыг-скок, прыг-скок,

Разыгрался колобок,

Выше Ани скачет

Наш веселый ….(мячик)

Давайте еще раз назовем эти слова-отгадки и выделим первые звуки в каждом слове .

Машина - М, мячик – Мь. Вот именно с этими звуками мы познакомимся . Это имена старшего и младшего брата, а их фамилия ЭМ. При произнесении этих звуков воздух выходит свободно или встречается с преградой? (с преградой, нам мешают губы) . Значит этот звук согласный , может быть твердым (синим) и мягким (зеленым) . А еще согласные звуки могут звонкими и глухими, проверьте и подскажите нам, какой это звук ? (звонкий) .

4 Связь буквы и звуков :

Палочка и палочка

Между ними галочка

И понятно сразу всем

Получилась буква М .

Посчитайте сколько элементов в этой букве ? (4)

Выкладывание буквы из счетных палочек :

И есть ещё одно стихотворение про эту букву , встаньте в пары, держась за руки, лицом вперед.

Взявшись за руки, мы встали

И на М похожи стали.

У вас на столах лежат три веселых человечка, вам нужно выложить при помощи их слоги : МЫ – мы-мы-мы в реке плавают сомы, МО- мо-мо-мо – Маша ела эскимо, МИ – ми-ми-ми машет птица крыльями.

Приготовьтесь к работе в альбомах, не забывайте, о правильной осанке.

5 Работа в альбомах по обучению грамоте О . С. Гомзяк

Открываем альбомы на стр. 22. К вам в гости на страничку пришли Маша и Миша у них день рождения им нужно подарить подарки возьмите синий и зеленый карандаши, к Маше мы будем проводить дорожки к подаркам синим карандашом, а к Мише зеленым карандашом.

6 Физминутка

Мы походим на носках,

А затем на пятках

Мы походим как ребята,

И как мишка-косолапый.

7 Игра на развитие фонематического слуха «Твердый, мягкий»

У вас на столах сигнальные карточки, я буду называть слова, если вы услышите мягкий звук вы поднимите зеленого человечка, твердый - синего человечка.

М- машины, кормушка, дым, сумки, самолет, муравьи

Мь – мел, помидор, кометы, мельница.

8 Звуко- буквенный анализ :

Ребята скажите, какое самое любимое слово для всех детей и людей в мире? МАМА

В этом слове сколько слогов, звуков М А М А пропечатаем это слово при помощи двух карандашей синего (согласный звук ) и красного (гласный звук ) .

Пальчиковая гимнастика :

Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая.

За ней козленочек бежит,

Колокольчиком звенит.

Ведь не только у людей есть мамы, мамы есть и у животных посмотрите на плакат, перечислите детеныша и назовите его маму. Проводите в своих альбомах маму к своему детенышу.

9 Итог занятия :

С какими звуками мы сегодня познакомились? Дайте характеристику этим звукам .

Молодцы ребята, вы очень хорошо потрудились. Ой, мне кажется мишутка пошевелился, он наверно очень доволен вами и что-то приготовил для вас, подойди сюда Миша посмотри, что лежит у мишке в рюкзаке. (мармелад) . Спасибо Мишутка, какая же все таки вкусная и сладкая буква М , ребятки, попробуют твой мармелад!


























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: закрепить знания детей о согласных звуках и буквах; учиться различать звуки по артикуляции, отличать звуки и букву, которая их обозначает. Развивать фонематический слух, внимание, логическое мышление, память, мелкую моторику.

Оборудование: презентация, мультимедийное устройство, тетради, ручки красного, синего и зелёного цвета.

Ход занятия

1. Организационный момент

.

Сядет тот, в чьём имени есть звук [И].

Психогимнастика. Логопед : Какое бывает выражение лица у мамы и папы, когда они сердятся? Что вы делаете, когда вас ругают (Слайд 1)(плачем, грустим, прячемся, защищаемся, молчим, извиняемся – дети мимикой выражают разное эмоциональное состояние). Разыгрываются 2-3 сценки.

2. Сообщение темы занятия.

(Показ слайда 2)

Логопед: Что это? – Дом. Какой последний звук в слове дом? (Звук [М]). В этом доме живут бабушка, дедушка, папа, мама, дети – сын и дочка по фамилии Михайловы. Скажите одним словом – “семья” (Слайд 3).Какой третий звук в этом слове? (Звук [М’]) – Сегодня мы будем учиться различать звуки [М]– [М’] и букву, которая обозначает эти звуки на письме. Буква М.(Слайд 4)

3. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам.

Логопед: Посмотрите на мои губы, они чуть-чуть улыбаются, когда произносят звук [М’], и чуть-чуть сердятся, когда произносят звук [М].

М – нам губы звук смыкает!
Звуку голос помогает. (Профиль звука [М]– (Слайд 5),

Обозначение звуков цветовыми символами и “звоночками” (Слайд 6)

4. Развитие фонематического слуха. Игра “Твёрдый – мягкий”

Логопед: Семья Михайловых – дружная. Они вместе трудятся и вместе отдыхают, любят играть в различные игры. Папа Матвей предлагает вам поиграть в игру “Твёрдый – мягкий”. Если услышите звук [М], то поднимайте синий квадратик, а если услышитезвук [М’], то поднимайте зелёный квадратик. (Слова: самолет, малина, мёд, мост, милый, мала, мясо, мука, медведь, муха) Логопед: А на что же похожа буква М?

Буква М с двумя горбами, Как верблюд - смотрите сами (Слайд 6)

Взялись за руки друзья.
И сказали: “Ты да я – это мы!
А между тем
получилась буква М.
А.Шибаев (Слайд 7)

Логопед: Внукам Мите и Майе очень нравится играть и с бабушкой Машей.

5. Развитие внимания, памяти, логического мышления. Игра “Четвёртый лишний”.

Логопед: Посмотрите на картинки, назовите их, найдите “лишнее слово”, объясните, почему вы так считаете.

Образец ответа: Я считаю, что слово “дом” “лишнее”, потому что звук [М] в конце слова, а во всех словах слышится в начале слова.

(Масло, машина, малыш, дом – Слайд 9),
(Мяч, мёд, мелки, море -Слайд 10)
(Мороженое, мясо , мыло, муха -Слайд 11), (2 варианта ответа)
(Мама , монеты, мост, мотоцикл-Слайд 12).

Чем похожи слова? (молоко, молоток – Слайд 13) (Начинаются на твёрдый согласный звук [М], в каждом слове 3 слога, пишутся с гласной буквой О). В чём различие?(молоко–это продукт, а молоток-инструмент. В слове “молоко” – 6 букв и 6 звуков, в слове “молоток” -7 букв и 7 звуков)

Логопед: С дедушкой Мишей дети любят что-то мастерить, постучать молоточком и посмотреть интересные фильмы (слайд15)..

6. Физминутка – “Молоточки” (слайд14).

О.С. – ноги – на ширине плеч, руки опущены. Пальцы сжаты в кулачок.

– Кулачок об кулачок постучали – чок да чок. Молоточки тук-тук-тук. По гвоздочкам стук-стук-стук. Молоточки тук-тук, по гвоздочкам стук-стук. Молоточки тук-тук-тук. По гвоздочкам стук-стук-стук. (Повтор – 2 раза под музыку, дети выполняют соответствующие движения)

7. Чтение слогов и чистоговорок.

Ма-ма-ма - дома я сама.
Му-му-му - молоко кому?
Мо-мо-мо - едим эскимо.
Мы-мы-мы - прочитали книгу мы.
Ми-ми-ми - поем ноту ми. (Слайд 17).

8. Письмо слогов с буквой М (

разноцветными ручками) в тетради.

Логопед: Мама учит Митю и Майю писать буквы, слоги и слова.

Слоги – МА, МУ, МО, МЫ, МИ,
Слова – Мама, ам, ум.

9. Итог занятия.

С какими звуками познакомились? Чем они похожи? В чём их различие?

Конспект НОД в старшей группе
компенсирующей направленности.
Тема: Звуки «м, мь», буква М.

Подготовила учитель-логопед МБДОУ № 41
высшей квалификационной категории

Тема: Звуки «м», «мь». Буква М.

Коррекционно-образовательные задачи:

Закрепить произношение гласных звуков, понятие «согласный звук». - Учить детей правильно произносить и различать звуки «м» и «мь», выделять нужный согласный звук в слогах, словах. - Учить различать твердые и мягкие согласные звуки. - Учить определять первый и последний звук в слове, гласный звук в середине слова. - Познакомить с буквой М. - Закрепить навыки звукового анализа, составления звуковой схемы обратного слога, чтения обратных слогов. - Развивать умения детей делить слова на слоги. - Упражнять в употреблении винительного и творительного падежей имен существительных, образовании относительных прилагательных, согласовании числительных с именами существительными.

Коррекционно-развивающие задачи:

Развивать слуховое и зрительное внимание, логическое мышление, фонематические представления, мелкую моторику, связность высказываний, творческое воображение.

Коррекционно-воспитательные задачи:

Воспитывать интерес к познавательной деятельности, инициативности, самостоятельности, умении взаимодействовать друг с другом.

Оборудование: игрушки - мышка и мышата, медвежонок, мартышка; предметные картинки с изображением дома, облаков, солнца, коровы и теленка на лугу; символы звуков (фишки), домики для звуков, для определения звука в слове; предметы: молоко, сметана, масло, мед; карточка с изображением буквы М.

Ход занятия

I. Организационный момент. Дети стоят в центре зала.

Реснички опускаются

Глазки закрываются,

Сном волшебным засыпаем

В страну сказок улетаем.

1, 2, 3, 4, 5 —

Смотрим глазками опять.

Логопед: На полянке дом стоит. Кто тут живет, сейчас узнаете, ребята. Послушайте загадку и среди картинок найдите картинку-отгадку.

Эти маленькие крошки

Рады даже хлебной крошке. (Мышки)

Кто в домике живет? (Ответы детей) Логопед выставляет игрушки - маму мышку и мышат.

II. Психогимнастика.

Логопед: Каждое утро мышата вставали рано, выглядывали в окошко и встречали солнышко. А сегодня оно спряталось за облака, и мышата загрустили. Покажите, ребята, как грустили мышата (Действия детей).

Но вскоре солнышко выглянуло из-за облаков, мышата улыбнулись ему, обрадовались. Покажите, как радовались мышата (Действия детей).

III. Артикуляционная гимнастика, развитие голоса.

Малыши улыбались и напевали свои песенки: у - а - и; и - а - о;

Повторите песенки мышат (дети пропевают сочетания звуков);

Какие звуки пропевали мышата? (Ответы детей)

Какие это звуки? (Ответы детей)

Почему они называются гласные? (Ответы детей)

В каком домике живут гласные звуки? (Ответы детей)

IV. Знакомство со звуком «м».

1. Отгадывание загадки.

Ранним утром, исполнив свои песенки, мышата выбежали на луг собрать зернышки (они заготавливали запасы на зиму), и увидели … огромное животное (мышата его никогда не видели). Кто же это, ребята, помогите мышатам, отгадайте загадку.

Голодная мычит, сытая жует,

Всем ребятам молока дает.

Кто это? (Ответы детей)

Правильно, ребята, это корова Марта.

Что ты делаешь, корова, длинные рога,

«М-м-м!» - мычит корова Марта, - «Пасусь я на лугах».

2. Произнесение звука, характеристика, развитие голоса.

Как мычала корова? (Ответ детей хором)

С каким звуком мы сегодня будем знакомиться? (Ответы детей)

Когда мы произносим звук «м», губы смыкаются, воздух не может пройти через рот, губы мешают. Воздух нашел другой путь - через нос. «М» - звук носовой.

Ребята, промычим, как Марта. (Дети: «М-м-м-м-м…»)

Песенка получилась? (Ответы)

Значит «м» какой звук? (Ответы)

Почему «м» согласный звук? (Ответы)

- Если горлышко дрожит, значит звонкий звук звучит.

- » М-м-м» - корова замычала, —

Она телушку Милку искала.

И телушка ей в ответ: «Мь-мь-мь».

Корова мычала строго: м-м-м-м; а телушка отвечала нежно, ласково: мь-мь-мь.

Как Марта мычала? (Отвечают дети) Как Милка отвечала? (Ответы)

Звук «м» - согласный, звонкий, твердый, носовой, обозначаем синей фишкой с колокольчиком, живет в синем домике (фишка помещается в синий домик).

Звук «мь» - согласный, звонкий, мягкий, носовой, обозначаем зеленой фишкой с колокольчиком, живет в зеленом домике (фишка помещается в зеленый домик).

V. Развитие фонематического слуха.

Игра «Кто мычит?»

Мышата сидят в травке и слушают, кто же мычит, Марта или Милка. Давайте, ребята, поможем им: если замычит Марта, поднимаем символ звука «м», если Милка - символ звука «мь».

1. Выделение звука из ряда согласных звуков:

в, м, н, мь, в, м, ф, мь, ш, мь, н, м ….

2. Из рядя слогов: ам, ап, ми, ва, пе, му, мя, мА, фо, ши, мы, ми…

VI. Развитие речевого дыхания, речевой памяти, голоса.

Логопед: Слушаем, запоминаем, чистоговорки четко повторяем.

Ма - ма - ма - на дворе зима,

Ма - ма - ма - холодная зима,

Мы - мы - мы - не боимся мы зимы,

Ме - ме - ме - рады мы зиме.

VII. Гимнастика для пальчиков

1. Игра «Сосчитай» (согласование числительных 1 - 5 с существительными)

Набрали мышата семечек на лугу и прибежали домой, мама их похвалила: «Будет запас еды на зиму». Давайте поможем мышатам сосчитать семечки.

У детей на блюдечках семечки, они считают и озвучивают свои действия.

2. Игра «Мышки моют лапки»

Логопед: Заготовили корм на зиму, теперь она не страшна. Надо мышатам лапки помыть, скоро придут друзья. Поможем им, ребята.

Мышки мылом мыли лапки,

Каждый пальчик по порядку:

Вот намылили большой,

Окропив его водой.

Не забыли про указку,

Смыв с него и грязь, и краску.

Средний мылили усердно,

Очень грязный был наверно.

Безымянный терли пастой —

Сразу кожа стала красной.

А мизинчик быстро мыли

Очень он боялся мыла.

VIII. Определение позиции звуков «м», «мь» в словах.

1. Употребление винительного падежа имен существительных.

К мышатам в гости пришли друзья. Кого мы видим в гостях у мышат?

(Ответы детей)

Какой первый звук мы слышим в слове «мартышка»? (Ответ)

А в слове «мишка»? (Ответ)

Игра «Кто что принес?»

Друзья принесли мышатам игрушки. Логопед помещает их на столе.

Попробуем догадаться, кто что принес?

(Ответы: Мартышка принесла матрешку, машинку.

Мишка принес пирамидку, мяч.)

2. Употребление творительного падежа имен существительных.

Чем угостили мышата своих друзей? На столе расположены предметы (продукты - молоко, масло, сметана, мед). Дети отвечают предложениями.

(Ответы: Мышата угостили друзей молоком.)

3. Образование относительных прилагательных

Мама Мышка приготовила для гостей угощение:

из молока она сварила кашу (какую?) …. (молочную),

из меда испекла торт (какой?) … (медовый),

из масла сделала крем для торта (какой?) …. (масляный)

IX. Развитие фонематического слуха.

1. Игра «Какой слог лишний»

Мартышка предложила друзьям поиграть в игру, и мы поиграем с ними. Логопед произносит ряд слогов, дети выделяют лишний:

Ма -ма - па му -му -ну

Ми - ми - пи мо -мо - но

2. Игра «Какой гласный прячется в слове?»

Мишка предлагает нам поиграть со словами, в которых прячутся гласные звуки. Какие? Послушайте и произнесите. (По индивидуальным картинкам: мак, мост, гусь, кит, кот, хвост, пар).

3. Игра «Какой звук убежал в конец слова?» (с опорой на предметные картинки)

Логопед произносит слово, дети называют последний звук.

4. Игра «Прошагаем слова»

Дети делят слова на слоги, выкладывают слоговые схемы.

Физминутка

Мышата предлагают друзьям подвигаться, и мы, ребята, с ними.

Раз, два - все вставайте,

Три, четыре - приседайте,

Пять, шесть - повернитесь,

Семь, восемь - наклонитесь,

Влево- вправо повернитесь

И друг другу улыбнитесь.

X. Звуковой анализ обратных и прямых слогов.

(слышен шум за дверью)

Логопед: Ребята, кто-то царапается за дверью, слышите?

Входит в группу кот Мурзик.

Мурзик: Я умммею часто мммыться не водой, а язычком.

И еще мммне часто снится блюдце с теплым мммолочкоммм и сммметанкой, а еще тут пахнет мммышатинкой.

Логопед: Кто это? (Ответ) Хулиган и проказник кот Мурзик. Узнали мы тебя.

Мурзик: Как много ребят, у вас праздник?

Логопед: Ребята, что мы делаем? (Ответы детей) Это ты бродишь по улицам, а ребята учатся и очень хорошо умеют различать звуки. Ты, Мммурзик, знаешь, какой 1-й звук слышим в твоем имени?

Мурзик: Нет, не знаю. Какой?

Логопед: Тебе сейчас ребята скажут (дети отвечают).

Ты к нам пришел в гости?

Мурзик: Мммышки тут - мммое любимммое лакомммство, аммм - аммм, как вкусно.

Логопед (шепотом): Ребята, давайте быстро выполним задания и тогда кот станет добрым, сказочным и не тронет наших мышат.

Звуковой анализ обратных слогов:

Сколько звуков Произнес Мурзик: аааммм (ответ),

Какой слышим 1-й звук - («а» - гласный),

Какой 2-й - («м» - согласный, звонкий, твердый),

Произнесите. Что получилось (аааммм)

Дети преобразовывают слоги: ам - ум - им - ом.

Что мы делали? (Ответы детей)

Звуки мы … (слышим, произносим). Звуки живут в буквах.

XI. Знакомство с буквой М.

Демонстрируется карточка с изображением буквы М.

Логопед: Букву мы видим, читаем.

1. Дети прописывают букву в воздухе, обводят контур буквы на доске., складывают из палочек.

2. Игра «Изобразим букву»

Быстро парами мы встали

На букву М похожи стали. - Дети изображают букву в парах.

3. Игра «Окошечки»

Ребята играют с пособием «Окошечки», соотносят звуки «а, у, и, о, м» и их буквы, читают слоги.

Мурзик хвалит ребят.

Мурзик: Ребята, простите меня, я не буду больше обижать мышек и хочу быть таким же добрым, как и вы.

Дети: Молодец, Мурзик!

Логопед: Чем мы угостим котика, ребята?

(Сметаной. Вот тебе, киска, сметаны миска)

Кот: Вкусная сммметана. Ребята, вы такие мммолодцы, как мммного знаете, умммеете. Я тоже хочу учиться и не буду больше охотиться за мммышками. Теперь я вас угощу.

Мурзик угощает ребят конфетами «Кот в сапогах» и уходит.

Понравилось вам в сказочной стране. С каким звуком мы сегодня познакомились? (Ответы детей)

А теперь нам пора возвращаться из сказки:

Раз, два, три, четыре, пять,

Вокруг себя повернитесь

Из сказки возвратитесь.

Молодцы, ребята. Вы очень старались и хорошо потрудились.

Тема: звуки М-МЬ. Буква М.

Коррекционно-образовательные цели: учить детей характеризовать звуки М и МЬ с опорой на различные виды контроля.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, графические навыки;
  • развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
  • расширять и уточнять словарь.

Коррекционно-воспитательные:

  • развивать у детей наблюдательность;
  • воспитывать у детей самоконтроль за речью.

Материал: костюмы для Мишки и Мышки, предметные картинки (мак, самолет, дом, мотоцикл, морковь, помидор, пирамида, мед, мяч), зеркала, камень небольшого размера, ватные шарики, мяч,индивидуальные конверты с фишками синего и зеленого цвета и счетными палочками, емкость с водой, салфетки, листы с домашним заданием для закрепления темы.

Ход занятия

Вводная часть

Дефектолог организует приветствие. Создание мотивации.

Дефектолог: Ребята сейчас к вам придут гости. А кто они, вы узнаете, если отгадаете мои загадки. Послушайте первую загадку:

Малину любит, любит мед,
Зимою лапу лишь сосет.
К весне он хочет похудеть.
В своей берлоге спит …(медведь). Молодцы! А теперь вторая загадка:

Очень любит сыр и крошки.
Это кошка? Нет, не кошка.
Сбила хвостиком яичко.
Это птичка? Нет, не птичка.
Карандаш грызет и книжки.
Догадались? Это … (мышка)

Дефектолог: Молодцы! К вам сегодня придут Мышка и Мишка. После стука в дверь входят Мышка и Мишка. Здороваются с детьми:

— Здравствуйте ребята. Мы принесли вам в подарок картинки.

Конверты с картинками отдают дефектологу (в конверте картинки с предметами в названии которых встречаются звуки М и МЬ)

Дефектолог: Спасибо Мышка и Мишка.

— Ребята, какое сейчас время года? (Осень)

— Мы знаем, что вам нужно спешить в лес, готовиться к зиме. Мы рады были вас видеть. До свидания Мышка и Мишка!

Основная часть

Фронтальная работа, организация диалога

Дефектолог достает из конверта картинки от Мышки (картинки, в названии которых звук М твердый), затем картинки от Мишки (с мягким звуком М). Дети называют изображенные на них предметы. Дефектологом проговариваются слова с утрированно произнесенными изучаемыми звуками.

Дефектолог: Ребята, вы называли разные картинки.Какие звуки вы слышали чаще всего? Правильно, и тема нашего занятия “звуки М и МЬ”.

Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам. Работа с зеркалами

Дефектолог: Посмотрите в зеркало, и произнесите звук М. Губы сжаты вместе, они не пускают Воздух. Но он нашел путь: Воздух идет через Нос. Когда говорим звук М, нос сердится, “гудит”, и Губы “гудят”. Это можно почувствовать, если дотронуться до них пальцами.

Дефектолог: Звук М какой? (согласный, твердый, звонкий) как обозначается? (фишкой синего цвета) как расположены губы? (плотно смыкаются)

Звук МЬ какой? (согласный, звонкий, мягкий) как обозначается? (фишкой зеленого цвета)в каком положении губы? (губы в улыбке, смыкаются)

Развитие фонематического слуха. Игра “Сигнальщики”

Дефектолог произносит звуки, слоги и слова со звуками М, Мь. Дети должны определить какой слышится звук – твердый или мягкий и показать синюю или зеленую фишку.

Звуковой анализ слогов МЫ и МИ

Дефектолог: Назовите первый звук в слове МЫ. Назовите второй звук (точно также анализируют слово МИ). Молодцы!

Молодцы! Теперь я приглашаю вас поиграть с мячиком. Выходите ко мне, и присаживайтесь на ковер.

Дифференциация твердых и мягких звуков в слогах. Дидактическая игра с мячом “Наоборот”.

Дефектолог бросает мяч ребенку, и произносит слог МА например, а ребенок обратно бросает мяч и говорит МЯ.

МА — …(м я) АМ — …(амь)

Мо — …(м ё) ОМ — … (омь)

М у — …(мю) УМ — …(умь)

Мы -…(ми) ЫМ — …(ымь)

Мэ -… (ме) ЭМ — …(эмь)

Дефектолог: Молодцы ребята! Теперь давайте сядем и сделаем упражнения для наших ручек. Упражнения на ритмическую организацию движений, переключаемость.

Развитие межполушарного взаимодействия

Игра “Кулак – ребро – ладонь”. На плоскости стола три положения руки последовательно сменяют друг друга.

Игра “Солнышко”

Дидактическая игра “Камень – вата”. Дифференциация твердых и мягких звуков

Дефектолог: Хорошо поработали ручками, а сейчас поиграем в игру “Камень – вата”. Дети выбирают себе картинки. На ковре стоят два столика. На одном лежат камешки, а на втором ватные шарики. Ребенок называет предмет на своей картинка, и определяет твердость или мягкость звука М. Затем относит свою картинку либо к камешкам (твердый звук), либо к ватным шарикам (мягкий звук). Детям разрешается потрогать камешки и шарики.

Знакомство с буквой “М”

Дефектолог: Давайте вспомним, чем отличаются буквы от звуков (слайд №1). Мы с вами знаем, что у каждого звука есть свой знак, которым он обозначается. Давайте мы познакомимся с буквой “М” (слайд №2). Дефектолог зачитывает стихотворение: “Взявшись за руки мы встали, и на М похожи стали”, а двое детей в это время изображают букву М. Остальные выкладывают ее из счетных палочек, затем пишут букву на воде.

Игра “ Поле чудес”.

Дефектолог: Сейчас мы поиграем в игру “Поле чудес”! Я загадала слово! Вы можете узнать, что я загадала, если составите слово по первым звукам названий картинок на доске.

На экране появляются одна за другой картинки (слайды №3-6). Дети последовательно выделяют первые звуки в словах и составляют слово мама.

Изображение угаданного слова появляются на экране монитора.

Получилось слово “МАМА”. Дети читают его.

Дефектолог: Ребята, я приготовила для вас домашнее задание. После сна с воспитателем вы его выполните, и закрепите пройденный материал.

Итоги. Молодцы! Ребята, вы отлично поработали сегодня. Какие звуки мы с вами изучали? Что было самым интересным на занятии? Что было самым трудным? Шаповалова Н., учитель-логопед.

Тихоненкова Елена Павловна

Учитель-логопед, МБДОУ общеразвивающего вида детский сад № 62 "Жемчужинка г. Мытищи, г. Москва

Тихоненкова Е.П. Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте: "Звуки М, Мь и буква М" // Совушка. 2016. N4(6)..02.2019).

Цель: уточнение знаний о звуках [М], [М"]

Задачи:

  • Образовательные : Познакомить со звуком [М] и графическим образом буквы, учить детей правильно давать акустико-артикуляционную характеристику, формировать навыки звукового анализа.
  • Развивающие : развивать навыки словообразования прилагательных от существительных, развивать мелкую и общую моторику, речевое дыхание и силу голоса, фонематический слух, внимание, мышление, пространственное восприятие;
  • Воспитательные : Воспитывать уважение к ответам товарища.

Оборудование:

Демонстрационный материал : красивый конверт с указанным адресом группы, листочки из лёгкой бумаги, “камни” - буквы, ковёр-“речка”, большой лабиринт c “норками”, игрушка мышка, рисунок дома, образец буквы, образцы заданий из рабочего листочка, три короба разной величины.

Раздаточный материал : разрезные картинки на подгруппу детей, рабочие листочки с заданиями, карандаши, подносы с элементами букв, полоски-слова, кружочки (зеленый, красный, синий).

Ход занятия

1. Оргмомент

Детей встречают на входе в группу. “Доброе утро, ребята! Многие из вас пришли в садик очень рано, а вы не забыли умыться и почистить зубы? Давайте вспомним, как мы это делаем”

- Самомассаж и артикуляционная гимнастика

Водичка, водичка, умой моё личико (ладошками рук ведём по лбу от центра к вискам)

Чтобы глазки блестели (от уголков глаз по скулам к вискам )

Чтобы щёчки краснели (круговыми движениями ладошками растираем щёчки)

Чтоб смеялся роток (указательными пальцами рук от центра над верхней губой, а затем под нижней губой ведём к краям губ)

Чист и бел был зубок (улыбнуться, показать зубки и удержать продолжительное время)

Логопед: Сегодня в садик пришло для вас послание из страны звуков и букв! (Показывает конверт) “Дорогие ребята! Приглашаем вас посетить нашу страну, познакомиться с новым звуком и научиться писать букву, обозначающую этот звук”

- работа над силой речевого дыхания

Когда дети дадут своё согласие и отправятся в путь, дорогу перекрывает “быстрая речка”. Но нет переправы.

Логопед спрашивает детей, какое время года на улице и предлагает обосновать ответ. (Дети называют признаки зимы.)

Логопед: И у нас снежинки закрыли всё на подносе. Давайте все вместе глубоко вдохнём носиками и сильно подуем на снежинки, сложив губы трубочкой.

Дети сдувают листочки и видят “камни ”с буквами А, О, У, Э, И.

Логопед: Эти камни мы используем для переправы через речку.

Камни помещают поперёк речки, и каждый ребёнок по образцу учителя перепрыгивает с камня на камень, называет букву громко и чётко на твёрдой атаке.

Перебравшись на другой берег, дети видят дом. “Кто в домике живёт?” Дети отгадывают загадку:

В подполье, в коморке

Живет она в норке

Серая малышка

Кто же это?... (Мышка)

3. Сообщение темы.

- Работа над словообразованием прилагательного от существительного

Логопед достаёт мышку-хозяйку. “Мышь бывает разная. Как можно назвать мышь, которая живёт в доме человека? (домашняя мышь). Мышь у компьютера? (компьютерная). А мышь, живущая в поле?” (полевая) Вот полевая мышка Мила и приготовила вам сегодня задания.

- Работа над ориентировкой на листе бумаги и развитием слухового внимания.

Перед детьми появляется планшет - лабиринт.

Логопед: У полевой мыши много кладовых и все они соединены подземными ходами. По моей подсказке пройдём в первую кладовую и узнаем, с каким звуком нас хотят познакомить.

Логопед говорит маршрут, а ребёнок ведёт по нему мышку: “Идём от стрелки вверх, поворачиваем направо, вниз, мимо цветочка”. Норку снимают с планшета, переворачивают и видят “?” (вопрос). Учитель показывает карточку с предметами: цветы, стол, стул, кровать. Просит перечислить предметы: ”Что на карточке лишнее? (Машина. Почему?(ответы детей) Эта лишняя картинка поможет нам в раскрытии темы занятия. Произнесём ещё раз слово “машина” и назовём первый звук” (мммашина).

Дети выделяют звук [М].

А вот еще одно задание, кто же лишний на этой карточке?

Произнесём ещё раз слово “медведь” и назовём первый звук” (мммедведь).

Дети выделяют звук [Мь].

Назовите еще раз первые звуки этих слов.

Мммашина. [М]

Мммедведь. [Мь]

Логопед: Да и именно об этих звуках мы сегодня будем говорить.

4. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам.

Логопед: Посмотрите в зеркало и произнесите сначала звук [М]. А теперь звук [Мь]. (хором, затем индивидуально)

Вопросы по схеме:

Губы открыты или смыкаются? (Они сначала смыкаются, а потом размыкаются.)

Где находится язык? (он лежит на дне рта)

Мешает ли что-либо выходить воздушной струе изо рта? (да, губы)

Вывод: Как мы называем звуки, при произношении которых воздушная струя встречает преграду? (согласные) Значит, звуки [М] и [Мь] какие? (согласные).

Логопед: А мы знаем, что согласные звуки могут быть звонкими или глухими. Давайте определим, какие наши звуки звонкие или глухие. Для этого приложим ладонь к горлу, и произнесём звуки [М] и [Мь]. … Чувствуете как звенит голос? Значит звуки [М] и [Мь] какие? (звонкие).

Логопед: Да, а еще согласные звуки могут быть мягкими и твёрдыми. Твердые звуки мы каким цветом обозначаем? (синим). А мягкие? (зеленым).

5. Развитие фонематическо восприятия.

Логопед предлагает пройти ко второй норке другому ребёнку с мышкой. (Идём вверх, поворачиваем налево, вверх, мимо колокольчика, мимо гриба боровика) С другой стороны норки нарисовано ухо.

Логопед: Поиграем в игру «Поймай звук». Я буду называть разные звуки. Если вы услышите [М], хлопните в ладоши, а если [Мь], топните ногой... (Небольшим экраном логопед прикрывает рот от глаз детей и произносит звуки) О-в-м-у-м-ы-мь-м-ш-н-нь-м-мь-мь-м. (Затем слоги) Ма-со-мы-ми-ты-ым-ом-им-ни-но-не. Затем слова: ложка, рыба, мед, коты, дым, помидор, малина, лыжи, ручка, мир, бык, дым…

А теперь физминутка.

Физминутка

6. Произношение звука в словах. Определение позиции звука в слове

Дети на столах работают с разрезными картинками на каждого ребёнка: на 1 ряду лежат 5 разрезных картинок: малина, морковь, мед, лимон, мороженое, помидоры.

На 2 ряду лежат разрезные картинки: самолет, машина, трамвай, самосвал, мотоцикл, метро.

Логопед: Назовите собранные картинки одним словом. (продукты (еда), транспорт)

Каждый ребёнок ещё раз называет собранную картинку, выделяя голосом звук [м] или [мь], и объясняет, где услышал заданный звук. (В начале, в середине, в конце слова). И выставляет кружочек в нужном месте.

7. Обозначение звуков [М] и [Мь] буквой “ЭМ”.

Один из детей снова подходит к лабиринту и проходит путь к норке по инструкции. На обратной стороне норки нарисован карандаш. “Ребята, как вы думаете, что мы с вами будем делать сейчас?” (учиться писать букву М).

Ребята, вот мы с вами говорили о звуках М и М. Мы их слышали, произносили, а что сделать, чтобы их увидеть. Что нам для этого нужно? (Буква).

Логопед: Да, нам нужна буква, которая обозначает эти звуки. Вот она.

Дети садятся за столы для письменных работ. Учитель показывает на карточке букву М. Сколько элементов в букве? Какие? (четыре вертикальных палочки),

Логопед: Соберите букву М по образцу из 4 элементов, которые лежат у каждого на столе.

- Развитие зрительного восприятия.

Логопед: Карандаш решил проверить вас и почти полностью закрыл букву от наших глаз, спрятал ее за рисунком (показывает карточку и направляет внимание детей на их рабочие листочки) (Приложение)

Найдите букву за линиями и раскрасьте её наполовину синим, наполовину зеленым карандашом. А чтобы буква получилась красивой, надо размять пальчики.

- Пальчиковая гимнастика.

В нашем маленьком домишке

Завелись серые мышки

Так и шмыгают кругом

Все на кухне кувырком

Круговые движения пальцами

То топочут под столом

Лакомятся молоком

На скамейку сесть хотят

И пугают там ребят

«Скамейка»

То на шкаф залезут мышки

То на стуле шалунишки

Так и хочется поймать

А они шмыг под кровать

Быстро прячут мышек

Затем дети раскрашивают букву.

Логопед: А теперь напишем букву в воздухе: (Логопед объясняет и показывает)

Палочка и палочка,

Между ними галочка.

И понятно сразу всем:

Получилась буква М.

Несколько раз дети вместе с логопедом “пишут” букву в воздухе. Затем логопед ставит образец следующего задания на доску. У детей задание напечатано на рабочих листках. Ребята учатся писать букву простым карандашом по пунктирным линиям. Дети обводят букву на листочках, затем по образцу пишут букву самостоятельно.

8. Развитие фонематических представлений и работа над звуковым анализом и схемой слова “дом”.

В нашем конверте-приглашении находятся звуки: мы их не можем увидеть, но можем услышать. Если звуки назвать быстро в той очерёдности как вы их ловили, то узнаете слово из конверта.

Логопед достаёт и “кидает” звуки [д] (Маша, какой ты звук поймала?) , [о] (Иван, какой ты звук поймал?),[м]. Какое слово было в конверте? (дом). Молодцы, вы хорошо справились с заданием.

У детей на столах есть конверты с кружочками для звукового анализа. Им необходимо составить из кружочков правильную схему.

А теперь придумайте красивые предложения с этим словом.

9. Организация окончания занятия.

Наше занятие подошло к концу.

С какими звуками познакомились?

Какое задание понравилось больше всего?

Логопед: Мне понравилось с вами путешествовать, поэтому на память для вас приготовлен сюрприз. Он находится не в первом и не в высоком коробе.

Дети отгадывают. Это картинка с последним заданием из рабочего листочка. Детям предлагается выполнить задание - провести мышку по лабиринту к сыру -по желанию самостоятельно или с родителями дома.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама