THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Уча Своих учеников практическим навыкам духовной жизни, вере в Бога и условиям, благодаря, которым человек может стать наследником спасения от вечной гибели, Иисус Христос поставил в пример детей: «Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете, как дети, не войдете в Царство Небесное. Итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном» (Матф.18:2-4). Как ни странно, взрослым у детей можно многому научиться. Ведь жесткие реалии жизни грешной земли заставили взрослых оставить немало ценных качеств в своем детстве. Иисус, указывая на детей косвенно возвращает память взрослых в лучшие годы своей жизни. Он проводит параллели между отношением детей к своим родителям и отношением людей к своему Богу Творцу.

Чему могут нас научить дети?
Вера и доверие
Посмотрите на веру детей. Дети, в отличие от взрослых, склонны легко поверить на слово. Сказать, что малые дети более доверчивы родителям, чем взрослые, это ничего не сказать. Как правило, изначально дети верят своим родителям на все 100%. Попробуйте серьезно сказать своему провинившемуся маленькому ребенку: «Так, сейчас буду лечить тебя от непослушания. Буду делать тебе укол». Вы увидите, сколько веры будет в его испуганных глазах. Он в страхе, со слезами будет громко просить вас этого не делать, хотя вы просто его припугнули. Кстати, подобными запугиваниями с целью добиться послушания родители постепенно ослабляют доверие своих маленьких детей. Когда мы что-то хорошее обещаем детям, то они этого с нетерпением ждут так, как будто обещанное находится уже в их руках. Если обещание не исполнено, они в недоумении на своем уровне переживают ужасное разочарование. В отличие от взрослых, дети не страдают скептицизмом. Они склонны верить чудесам. У них нет приземленного ограниченного опыта, который якобы доказывает, что чудес не существует. Используя пример абсолютного доверия детей, Иисус учит людей также доверять Богу и Его Слову. Однажды ангел Гавриил, сообщая Марии о чудесном рождении Спасителя, утвердительно сказал: «Ибо у Бога не останется бессильным никакое слово» (Луки 1:37).
Откровенность и искренность
В отличие от взрослых, малые дети весьма откровенны и искренни. Они не так лицемерны и лукавы. Они без всяких комплексов выдадут дяде Пете и тете Люсе все, что папа и мама говорили о них на кухне. Перед Богом наша жизнь как открытая книга. Он лично не нуждается в дополнительной информации о нас. То, что видит Он, является абсолютной правдой. От него невозможно что-либо скрыть. Тем не менее Господь ценит нашу искренность и откровенность. Ведь искренне и откровенно о себе, своих мыслях и чувствах мы говорим только с самыми близкими – теми, кому мы доверяем. Когда мы с искренностью изливаем душу в молитве Богу, Он нас слышит. Библия именно к этому и призывает: «Надейтесь на Него во всякое время; изливайте пред Ним сердце ваше: Бог нам прибежище» (Псал.61:9).
Дети не злопамятны
Малые дети быстро забывают обиды. Когда их наказывают родители, они не ожесточаются, как взрослые дети, а после этого способны проявлять еще больше любви. Они понимают, что родители, которые их наказывают, любят их и без них они не представляют себе жизни. Малые дети не обвиняют родителей во всех своих проблемах. Когда им плохо, они не убегают от них, а наоборот, сразу же просят у них помощи. «Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю», – однажды сказал Спаситель. Также и по отношению к сверстникам, они те держат зла и обид. При встрече после любой ссоры они не вспоминают и не требуют «справедливости», главное чтоб у них было общее занятие- в песочнице или с велосипедом…
Привязанность и покровительство
Малые дети, в отличие от взрослых, чрезвычайно привязаны к своим родителям. Они не мыслят себе даже и дня без мамы и папы. Они знают, что их папа и мама самые лучшие. Когда ребенок в толпе теряет из виду своих родителей, он сразу начинает паниковать и искать их испуганным взглядом. Дети не стесняются признавать свои слабости. Они поэтому и обращаются за помощью к ним. О Своей родительской любви Бог говорит: «Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя» (Исаия 49:15).
Обратитесь
Иисус Христос не только приводит детей в пример Своим ученикам. Он прямо их призывает: «Если не обратитесь и не будете, как дети, не войдете в Царство Небесное». Кажется, кто-кто, а ученики Иисуса уж точно должны были полностью соответствовать ожиданиям Спасителя. Тем не менее Иисус призывал их обратиться по-настоящему. Как оказалось, тогда они еще не верили Иисусу на все 100%. Они не воспринимали серьезно Его предсказания о Своей смерти и воскресении. Только когда это произошло, ученики были потрясены до глубины души. Только тогда они осознали – оказывается, Иисус был всегда прав. Он никогда не ошибался. «А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу верил, что Он есть и ищущим Его воздает» (Евр.11:6).
Обратиться – покаяться, означает перемена образа жизни. Взрослые люди гордятся пережитым опытом: военными действиями, трудовыми заслугами, рожденными детьми, образованием и др. Поэтому им трудно признать что жизнь без послушания Богу не заслуживает спасения и обречена на погибель. Чтоб обратиться и покаяться необходимо в полном смирении не только прийти к «нолю» своей жизни, но и осознать свое испорченное, обреченное состояние без Бога. И только глубокая вера, как у детей даст силы склониться пред Христом и принять Его как искупителя от погибели и подчинить Ему дальнейшую свою жизнь. «Ибо если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься, потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению» (Рим.10:9,10). Вот почему подавляющее большинство приходят к Богу, обращаются в молодые годы.

Почему в Евангелии звучит призыв «будьте как дети» (см. Мф. 18, 3) и каким именно детским качествам Христос призывает подражать? О том, в чем сила детской слабости, корреспондент Елизавета ПРАВИКОВА спрашивала у известной переводчицы Наталии ТРАУБЕРГ и православного психолога Ольги ФИЛИППОВСКОЙ. Ответы получились неожиданными.

Наталья Леонидовна ТРАУБЕРГ родилась в 1928 году в Ленинграде. Ее отец -- Леонид Трауберг -- известный советский театральный и кинорежиссер. В 1949-м окончила кафедру романо-германской филологии в Ленинградском университете (первоначально, по настоянию матери, поступила на физический факультет, но быстро поняла, что это совершенно не для нее). Переводчик с английского, итальянского и испанского языков (Г. К. Честертон, Вудхауз, Г. Грин, Х. Кортасар, М. А. Астуриас, М. Варгас Льоса, Р. Альберти, Ф. Гарсиа Лорка, К. Х. Села, Р. Гомес де ла Серна, Г. Деледда, Л. Пиранделло). Член правления Российского библейского общества, Честертоновского института (Великобритания), редакционного совета журнала «Иностранная литература». Переводчик детской литературы: П. Геллико «Томасина», К. С. Льюис «Хроники Нарнии», Дж. Уэбстер «Длинноногий дядюшка» и «Милый недруг», Сесилия Джемисон «Леди Джейн», Френсис Барнетт «Маленькая принцесса».


родилась в 1957 году в Москве. В 1979 году окончила факультет психологии МГУ. Работала на первом в Москве «Телефоне доверия». В настоящее время преподает на факультете психологического консультирования Московского городского психолого-педагогического университета. Автор многих популярных статей, опубликованных в психологических, педагогических и детских изданиях. Являясь прихожанкой московского храма св. Марона Пустынника Сирийского, проводит в приходе храма психологические консультации.

-- Какому именно детскому качеству призывает подражать Христос?
Наталия Трауберг:
В детских книгах, которые я переводила, все слишком оптимистически, потому что там все-таки описываются дети викторианские, идеализированные, дети, какими они должны быть: леди Джейн или Сара Кру («Маленькая принцесса»). А у меня очень печальные мысли о детях. Настоятель нашего храма отец Владимир Лапшин любит повторять: когда говорится «будьте как дети», вы только не подумайте, что это наши дети, которые к причастию всех раздвигают локтями. А имеются в виду дети, которые были в полной зависимости от взрослых, которые абсолютно никакой свободы не имели. То есть они могли ее иметь, если их любили, -- а могли ее и не иметь. Ребенок держался только на любви. Если его любили, он существовал, если его не любили -- то его как бы и не было. Потому что без опыта любви, без живого тепла душа не может нормально расти и развиваться.
В каком-то смысле дети -- это лучшие люди не потому, что они хорошие, а потому, что быть ребенком так невероятно тяжело. Насколько дети, если они не держатся на этом магните любви, на Божьем магните, могут быть трудными и для самих себя, и для родителей, и для окружающих, какие они бывают хитрые, врущие. Детей очень жалко, потому что они действительно совершенно беспомощные -- что беспризорники, что дети строгих родителей, что дети нестрогих родителей, которые их заласкивают, -- это абсолютно беспомощные существа.
Так что, я думаю, «будьте как дети» Христос сказал ни в коем случае не в смысле доктора Спока, не в том смысле, что это какие-то идеальные существа. Мы все знаем, что это за «идеальные существа», как только им даешь маленькую поблажку. Но ведь и не давать им поблажки и быть с ними очень жесткими -- тоже жестоко. Я это пережила, у меня была очень суровая мама, от которой я плакала десятилетиями. Хотя она сначала была такая заласкивающая, совсем руссоистка, в духе 20-х годов, когда считалось, что дети должны быть абсолютно свободны! Но как же ребенок будет свободным, если он подносит рубашечку к горячей печке и зажигает ее, если он выбегает на улицу и бежит через дорогу?
Ольга Филипповская: Традиционный путь толкования этого евангельского выражения обычно заключается в попытке найти такие чисто детские свойства, которым христианину стоило бы подражать. Но давайте обратимся еще раз к самому тексту. «В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном? Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное. Итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном» (Мф.18. 1-4). Ученики пытались рассуждать, кто больше, и Христос поставил перед ними ребенка, как бы давая образец меры -- «кто умалится, как это дитя, тот и больше». В этом фрагменте Евангелия ребенок выступает всего лишь как маленькое существо. Заметим, что речь здесь идет вовсе не о каких-то детских качествах или чертах. Более того, почти всюду в Евангелиях и Посланиях детское, младенческое выступает синонимом незрелости, неустойчивости, легковесной доверчивости. Например, Павел в Послании к Ефесянам (4. 13) призывает нас возрасти «в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова; дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения», а в Послании к Евреям (5. 13) пишет: «Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды; потому что он младенец».

Наталия Трауберг: Конечно, «как дети» -- это значит беспомощный. Ребенок, видимо, так же греховен, как и всякий. Хотя у детей лет до шести еще есть какой-то ангельский привкус. Но есть такие верующие дети, что не дай никому Господь. Они придуриваются, они такие фарисеи, они эгоистичны. Христос ведь когда говорит какую-то притчу, то это не аллегория, он берет часть явления и о ней говорит. А иначе «будьте как дети» -- это очень широкие слова. Можно сказать -- «будьте, как дети, непослушны», можно сказать -- «будьте, как дети, естественны».
Почему блаженны плачущие, жаждущие, нищие духом и что самое трогательное в людях вообще? Полная беспомощность перед падшим миром. Ребенок беспомощен перед падшим миром больше, чем кто бы то ни было. И я думаю, «будьте как дети», когда это советуют взрослым, -- это значит, не должен быть человек уверенным, всезнающим, всех судящим.
Ольга Филипповская: Многие детские качества христианину как раз следует преодолеть и уподобиться ребенку только в его малости, беспомощности, о которой говорила Наталья Леонидовна. Ребенок слаб и беспомощен по своему естеству. Взрослому принять это бесконечно сложно, страшно. Но только в сознании своей полной беспомощности и незащищенности мы можем искренне воскликнуть: «Господи, да будет во мне воля Твоя. В руки Твои, Боже мой, предаю всего себя, приди, вразуми!» У Матфея (Мф.11. 25) есть такие слова: «…славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных», т. е. по меркам мира сего от успешных, сильных...
Наталия Трауберг: И открыл младенцам… этим все сказано.
Ольга Филипповская: Кстати, и в быту у этих слов -- «ребенок», «взрослый» -- существует двоякий смысл. Например, мы говорим ребенку, стараясь призвать его к терпению, щедрости, снисходительности: «Ты же уже большой». Мы все время пытаемся перевести его в другую позицию, более зрелую, тянем его из этого детства. В то же время мы умиляемся детской наивности, непосредственности, восторженности, а слишком серьезных детей, сокрушаясь, называем «маленький взрослый», «маленький старичок».
Говоря о взрослом человеке, мы иногда с теплом произносим: «Он так и остался ребенком». Однако эту же фразу можно сказать и разочарованно, с сожалением, если мы хотим обратить внимание на инфантильность, эгоизм, безответственность.



Католический агиографический сюжет: св.Томас де Виллануэва ребенком раздает свою одежду нищим детям

-- Часто мы можем наблюдать у детей, даже у самых испорченных, полное доверие к Богу. Взрослые, молясь, могут рефлексировать: надо ли мне это, о чем я прошу? А ребенок молится и говорит: «Господи, у мамы зуб болит -- пусть он пройдет». И через десять минут приходит и спрашивает: «Ну что, стало легче?» То есть он, несомненно, верит, что Господь его услышал.
Наталия Трауберг:
Но попробуйте не дать ребенку игрушку, которую он попросил… Тут можно и такой пример привести -- обыкновенный верующий может быть даже очень противным. А совершенно по каждому поводу обращаться к святым…
Ольга Филипповская: В молитве не может быть автоматизма. Ребенок неизбежно столкнется с тем, что не всякая молитва будет сразу и буквально исполнена. Между простодушием детской молитвы и тихой простотой слов «…да будет не моя воля, но Твоя» -- долгий, сложный путь. Но, конечно, когда мы видим детскую наивную простоту, наш собственный взгляд как бы обновляется.

- Но все же есть в детях некоторые качества, которых почти нет у взрослого человека, например, незлопамятность?
Наталия Трауберг:
Незлопамятность у взрослых и детей трудно разделить. Дело в том, что часто, когда человек глубоко чувствует, -- он прощает абсолютно, но он помнит, что было. Не говорится -- «что вам ни сказано -- забудьте». Это не от вас зависит. Простите, а не забудьте, и к тому же надо, чтобы человек еще принял прощение. Ведь прощение -- это взаимная вещь.
Ольга Филипповкая: Я думаю, что незлопамятность ребенка и та способность к прощению, о которой говорит Христос, совершенно разные вещи. Как психолог скажу, что ребенок может оказаться не в состоянии действительно, по-настоящему простить. Нередко, страдая сам и мучая других, человек несет всю жизнь свои детские обиды и травмы. А помочь ему зачастую удается только в результате долгой психотерапевтической работы.
Но даже в самом благоприятном случае и обида, и прощение ребенка, существа неискушенного, -- еще до-опытны, слепы.
Прощение же в евангельском смысле имеет благодатную природу, оно реализуется синергийно, т. е. совместными усилиями человека и Бога. Например, в Нагорной проповеди Христос ставит непосильную для самого человека задачу – любить врагов, не только простить их, но полюбить!
Знаете, я сейчас, под конец нашей беседы, подумала еще вот о чем. «Ибо все вы - сыны Божии по вере во Христа Иисуса…» -- говорится в Послании к Галатам (3. 26). А сыны, дети «причастны плоти и крови» (Евр. 2.14) родителей. Быть как дети -- значит, еще и быть причастными Богу -- в этих словах одновременно и призыв к нам, и указание на путь, и обещание Царства.

Дабы не вырывать слов из контекста я привела 4 стиха и теперь рассмотрю их. Есть не совсем понятные слова - это "обратитесь" и "умалится" . Посмотрим, что говорит словарь (специально не выбирала, взяла можно сказать первый попавшийся в интернете).

ОБРАТИТЬСЯ - обращусь, обратишься, сов. (к обращаться). 1. Повернуться (книжн.). Обратиться лицом к свету. Обратиться вспять (повернуть назад; устар., теперь шутл.). Ѓ перейти, направиться на кого-что-н. обратно, возвратиться на кого-что-н. (книжн.). Оскорбление всегда может о. на оскорбителя. 2. во что. Превратиться в кого-что-н., принять новую форму, вид, строение, содержание. Куколка обратилась в бабочку. Он обратился в скептика. 3. Восприняв, усвоить что-н., перейти в новое состояние (книжн.). При князе Владимире Русь обратилась в христианство. 4. к чему. начать что-н. делать, приняться за что-н. (книжн.). Обратиться к науке. Обратиться к первоисточникам. 5. Отнестись, Адресоваться к кому-н. (с какими-н. словами, просьбой и т.п.). Генерал обратился ко мне и сказал с улыбкой. Пушкин. Обратиться по важному делу к директору. Обратиться за помощью к милиционеру. Обратиться с ходатайством. Обратиться с вопросом к соседу. Обратиться с речью к собранию. Войдя, он не знал, к кому обратиться. Ѓ Адресоваться к кому-н., надеясь на что-н. Обратиться к человеколюбию кого-н. Обратиться в бегство (книжн.) - побежать, начать поспешно отступать.
Думаю, что пункт 3 наиболее точно подходит к данному контексту слова обратиться .

ОБРАЩЕНИЕ (по гречески metanoia, метанойа ) - буквально означает полный переворот сознания; кардинальные изменения в мировосприятии человека. Именно этот момент и называется ПОКАЯНИЕМ. (Сергей Головин, Библейская стратегия благовестия, Симферополь, 2006, -С.8)

УМАЛИТЬСЯ - умалюсь, умалишься, сов. (к умаляться) (книжн.). 1. Уменьшиться (устар.). Со времени франко-прусской войны материальное благосостояние Франции не только не умалилось, но с какою-то невиданною выпуклостью выступило наружу. Салтыков-Щедрин. 2. перен. Принизиться, унизиться. Достоинство его умалилось. Значение его работы не умалилось.
Думаю, что здесь подходит пункт 2 - перефразируя - сойти до уровня ребенка (в нашем случае).

Итак, чтобы войти в Царство Небесное нужно полностью изменить свое мышление, перестать надеяться на себя или кого-то кроме Бога! Нужно стать полностью зависимым от Господа.

P.S. Эти размышления подтолкнули меня к исследованию вопроса т.н. "тренингов личностного роста" и т.п., где все сводится к тому, что ты - творец своей судьбы. Но об этом в следующем посте.

С миром Божьм!

Совсем недавно в издательстве «Никея» появилась книга отца Александра Дьяченко «В круге света».

В основе его рассказов - подлинные истории из жизни самого автора, а также людей, встречавшихся на его пути. Истории невероятно искренние и живые, и оттого такие близкие и понятные каждому. Автор не учит своего читателя, не назидает, а приглашает всех к откровенной беседе о жизни, о том, что «болит» и что радует, о вечных ценностях и, конечно, о Боге.

С разрешения издательства мы публикуем отрывок из книги .

…Мы любим повторять, что все мы родом из детства. Так оно и есть. Детство - это особое время, даже не время, скорее состояние души и духа. Дети ближе к Богу. С интересом наблюдаю за грудничками, когда после крещения вношу их в алтарь. Дитя до этого может плакать, а войдешь с ним в алтарь, глядишь, оно и замолчало. И только глазками водит туда-сюда. Думаю, что же ты там видишь, дружочек, ведь кроме закопченного потолка там ничего интересного, а он видит. Я в этом не сомневаюсь, и даже в их глазенки специально заглядываю, а вдруг в них отразится играющий ангел.

Есть у меня один приятель, ему четыре года, и зовут его Дениской. Где бы он меня ни встретил, сразу спешит поздороваться. Бежит и кричит своим хрипловатым голоском:

Батюшка, благослови! - Но здоровается строго за руку.

Мы с ним задружились еще до его рождения. Когда Ирина, его мама, ждала второго ребенка, ее муж ушел к другой. Он просто поставил ее перед фактом и ушел. И как тут быть? Первая девочка уже большая, да внимания все одно требует, роди второго и думай потом, как прокормиться. Не для того мужики уходят, чтобы о прежних детях заботиться.

Здравый смысл ей подсказывал, пока не поздно, избавиться от второго, да рука не поднималась. Вот в таком состоянии и пришла Ирочка к нам в общину. Воцерковилась быстро, и вопрос рожать или убивать решился сам собой.

В роддоме меня пропустили к Ирине в палату, и Дениску я увидел уже на второй день после его рождения.

Батюшка, я во время беременности постоянно причащалась, и дитя родилось так легко и быстро, что даже видавшие виды медики удивляются, - делится со мной мамочка. - У меня все хорошо, вот только имени мальчику никак не придумаю, может, ты чего посоветуешь.

Я начинаю вспоминать:

Вчера была память, - и перечисляю имена святых. - Вот-вот! Дионисий! Какое красивое имя!

Так наш Дениска и стал Дионисием. Мальчика причащали каждое воскресенье, и хра для него стал вторым домом. Девочки обычно начинают говорить раньше пацанов, и нам все казалось, что наш Дениска маленький, раз своего имени произнести не может. Однажды Ирочка подходит после службы к кресту, Дениска на руках. Я подаю ей приложиться и говорю:

Ну а Дениска у нас еще маленький, ему пока рановато крест целовать.

Малыш, не говоря ни слова, берет меня за руку с крестом, притягивает его к себе и целует. И при этом он смотрит на меня так победно, что невольно заставляет себя уважать.

А потом мальчик заговорил и стал задавать вопросы. Вы знаете, из кого состоит «хор небесный»? А попробуйте объяснить это трехлетнему ребенку. А как люди могут петь на небесах? Почему нужно молиться каждый день? Бог высоко на небе, а где же к Нему лесенка?

Я легко отвечаю на вопрос Дениски, есть ли друзья у Бога. Но зато следующий вопрос ставит меня в тупик:

Батюшка, но если ты тоже друг Христов, как же ты допустил, что Его убили?


Мне много приходится общаться с разными людьми и в разных местах, и что замечаю: вопросы задают только дети, их постоянно что-то интересует. А взрослых уже не интересует ничего, они не способны мыслить детскими категориями и не умеют летать. Детское мышление несравнимо более свободно. Девочка девяти лет спрашивает:

Но если Бог знал, что Адам и Ева отпадут, зачем же Он создавал человека?

Основную проблему христианства сформулировал девятилетний ребенок, взрослые такие вопросы исследуют в докторских диссертациях или дебатируют на Вселенских соборах. И самое главное, в разговорах с детьми нет необходимости доказывать им существование Бога, они в этом не сомневаются. Сомнения приходят с развитием страстей.

Когда мы только стали восстанавливать храм, нам помогали дети: они, словно муравьи, выстроившись в три-четыре ручейка, в несколько минут разгружали шаланду с кирпичом. Это было хорошо во всех отношениях, дети и помогали, и лишний раз бывали в церкви.

…В последние годы я стал замечать одну пугающую меня особенность. Если раньше, работая вместе с нами, убирая территорию от мусора, разбирая завалы из битого кирпича в самóм храме, разгружая с машин стройматериалы, никто из подростков не требовал оплаты, то сейчас все чаще и чаще я слышу от детей требование денег.

Учеников с пятого класса по девятый, с согласия их родителей, во время сдвоенных уроков труда учителя приводят трудиться в храм. И вот однажды дети не пришли. Мы, как обычно, напекли пончиков, заварили чай, а едоков нет. Думали, что урок труда сорвался по объективным причинам, а оказалось, что родители не пустили. Раз они там, у себя в церкви, детей эксплуатируют, так пускай и оплачивают детский труд.

И никакие доводы учителей, что дети не столько работают, сколько играют возле храма, никого не убедили. Нет работы, плати повременку. Нужно было искать какой-то выход, и тогда мы стали приглашать учителей истории проводить в церкви один обязательный урок по краеведению. Это и логично, храм самое старое и красивое место в округе, да и все нынешние родители, когда были детьми, играли среди его развалин. Меня всегда умиляет, когда в церковь заходят уже немолодые люди и начинают, осматриваясь в знакомом пространстве, исследовать стены, в надежде отыскать то место, где когда-то очень давно они с приятелями, словно на поверженном рейхстаге, оставили свои автографы.

Батюшка, мы здесь давно когда-то пацанами в войнушку играли, а здесь у нас был штаб, а вот на этом месте на плитах пола мы жгли костры. Смотрите-смотрите, - и растроганно так, - вот даже еще следы от огня остались.

Действительно, следы костров со старых плит не стираются и напоминают о том страшном времени запустения.

Ни у кого из тех, кто раньше бедокурил в заброшенном храме, нет ни к Богу, ни к Церкви какой-то ненависти или даже простой неприязни. Почему ломали - а кто ж его знает? Все ломали, ну и мы тоже, так было принято.

…Как-то приводят к нам девятиклассников на урок краеведения. Я привычно провел их по зимнему храму, а потом мы проходим в еще не восстановленную летнюю часть церкви. Тогда уже в ней стояли огромные леса, но к штукатурным работам не приступали. Дети слушали меня краем уха и все разглядывали надписи, оставленные на стенах туристами и местными. Привычные надписи «здесь был Вася» перемежались с неприличными. Внизу мы их затерли, но наверх нам было не забраться. Девятиклассники, локтями подталкивая друг дружку, показывают на нецензурщину. Они хихикают и с интересом поглядывают в мою сторону. Короче, я им про храм рассказываю, а они все эту похабщину разглядывают. Чувствую, что-то у них в головах не срастается, говорю:

Может, чего спросить хотите?

Один мальчик, указывая пальцем на исписанные стены, интересуется:

Батюшка, а кто вот это написал?

Ну, если вы местные жители, то, скорее всего, ваши родители вот в таком же приблизительно возрасте, как и вы сейчас.

Дети в недоумении:

А зачем они это написали?

Да глупые были, вот и написали, может, кто друг перед другом похвастать хотел, вот, мол, какой я крутой, вон аж куда забрался.

У нас, кстати, на внешней стороне купола, на одном из самых высоких мест долго еще, даже когда уже служить начали, была одна надпись, сделанная девочкой-подростком. Потом эта девочка выросла, окончила университет и каждый день, проходя на работу мимо храма, читала свою фамилию и краснела. Я об этом узнал, когда надпись наконец закрасили, и она пришла поблагодарить.

Возвращаюсь к девятиклассникам: они стоят, переваривают мои слова и только потом задают вопрос, который все расставляет по своим местам.

Ну вот, они все это писали, а ты-то где был, почему ты им разрешил такие слова написать?

И наступила уже моя очередь удивляться:

А вы что же, разве не знаете, что наш храм был заброшен? Что наших священников расстреляли, и не только наших, но и, почитай, всех остальных, кто служил в округе?

Оказалось, что они ничего этого не знают.

Удивительно, живут люди в одной семье, но живут в каких-то своих временных параллелях. И параллели эти не пересекаются. Неужели родители никому из своих детей не рассказывали о своем детстве, о том, что храм был заброшен и разрушался, а они играли в нем и искали клады? А о чем они тогда говорят, проходя с ними мимо церкви?

Времена, слава Богу, меняются, и сегодня родители вновь позволяют детям приходить в церковь. Помню, к крестному ходу нужно было срочно убрать территорию вокруг храма. На помощь знакомые учителя привели человек шестьдесят учеников пятых-шестых классов. Ребята собирали бумажки, где-то убирали прошлогоднюю листву и сухую траву, но большей частью они играли. Оно и понятно, детей без игры не бывает, тем более на свежем воздухе. Мимо по дороге шла пожилая женщина. Увидела работающих детей, остановилась и кричит:

Это что такое?! Почему здесь дети?! Они что, эксплуатируют детский труд? Так, слушайте меня, немедленно собирайтесь и идите в школу, наводите порядок в самом поселке, но не работайте на попа!

Дети опешили, прекратили собирать мусор и побежали за учительницей. Та пришла и объясняет разгневанной женщине, что дети работают с устного согласия их родителей, да и сами они выражают желание бывать в храме. Пожилая женщина недоверчиво спрашивает:

Так они что же, все верующие, что ли?

И детвора, не сговариваясь, хором:

Да! Мы верующие, мы православные!

Хорошие православные ребята, только о вере своей ничего не знают. Из всех ребятишек самостоятельно в храм зашел один мальчик, спросил свечку и стал искать «картину Аве Мария». Все обошел, но картину не нашел, попросил, чтобы показали. Матушка им потом о Пасхе рассказывала, и выяснилось, что из шестидесяти человек только одна девочка что-то знает о Христе. Ей единственной бабушка из храма детские книжки приносит.

После работы детвора возвращается в школу. В трапезной они набивают кармашки конфетами, понятное дело, что у нас они вкуснее, чем дома. Идут, галдят между собой, разворачивают конфеты и бросают фантики тут же на землю, где еще десять минут назад они сами же и убирали. Логика их поступка ставит меня в тупик. Это вам не четырехлетний рассудительный Дениска, он, кстати, с нами «Попа» смотрел, за два часа, что идет фильм, ни разу не пискнул. Что уж он там понял?

Недавно они с моей матушкой возле храма в беседке какую-то книжку читали. Дениска маленький, он сидит, а ножки до земли еще не достают, и он ими потешно болтает в воздухе. Матушка показывает ему картинку:

Смотри, какой здесь голубочек нарисован. Дионисий, ты сможешь нарисовать птичку?

Какую птичку? - переспрашивает малыш.

Ну, вот эту самую, что на картинке, - уточняет матушка.

Мальчик внимательно смотрит на то место, куда ему указывает взрослый человек, а потом говорит:

Матушка, смотри, здесь же Голгофа.

Действительно, на заднем плане картинки изображено место казни Христа. Взрослый и малыш одновременно смотрели на одну и ту же картинку, взрослый разглядел на ней птичку, а четырехлетний мальчик увидел Голгофу. Может, именно эту способность детей за внешней стороной жизни рассмотреть подлинную сущность вещей Господь и имеет в виду, когда призывает нас уподобиться детям?

На Антипасху ребятишки из воскресной школы поздравляют нас с праздником. И «кошечки», и «лисы», и «зайчики», и «собачки» - все славят Христа, потом рассказывают стихи и поют веселые песенки. На руках у мамы сидит полуторагодовалая Лизавета. На ее головке, как и положено девочке, платочек. Лизавете страшно нравится все, что происходит вокруг. Дитя ликует, улыбка не сходит с ее лица ни на минуту. Она даже пытается подпевать. Ротик от восхищения приоткрыт, и я вижу четыре зуба, может, там их уже и больше, но я вижу именно четыре. Потом Лизка сползает с маминых рук и направляется к детям. Те поют, а она пытается танцевать, ротик снова приоткрыт, и все те же четыре счастливых зуба. Да вот же, вот он, ликующий ангел!

Ребята поют, я смотрю на них, и на нашего мыслителя Дениску, и на счастливую Лизавету, и так хочется сказать: «Дети, милые дети, вырастая, не становитесь взрослыми, оставайтесь детьми, оставайтесь такими навсегда. Пойте Христа, танцуйте и смейтесь, тогда и нам, скучным взрослым, приоткроется через вас та таинственная завеса, через которую и мы станем причастниками небесной радости, видя, как в ваших глазах отразился играющий ангел».

О Кресте и Воскресении…

Великий пост – время покаяния, духовной работы над собой, молитвенных трудов, утоления духовной жажды души. Зачастую забываем мы про душу свою – все куда-то торопимся, суетимся, бежим, пресыщаемся телесно и душевно, о духовной же пище забываем. А душа страдает, мается, жаждет прильнуть к источнику Вечной Жизни, о котором говорил Христос самарянке у колодца Иакова: «Если Я дам тебе пить воды живой – не будешь жаждать вовек». Забываем мы об этом целительном, святом источнике, который питает душу и приводит ее в Царство Божие. Только придя в храм, стоя у Распятия Господня, вслушиваясь в скорбные, покаянные, трепетные великопостные песнопения, вдруг встрепенется душа, затомится, затоскует и шепнет вместе с самарянкой: «Жажду, Господи, дай мне Твоей живой воды, чтобы мне иметь полноту Жизни, Царство Божие внутри себя, чтобы не бродить всю жизнь в поиске других колодцев, не испытывать ненасытную жажду чего-то неземного, вечного, прекрасного, светлого, а припасть к Твоим стопам и, прикоснувшись к краю Твоей одежды, почувствовать, как евангельская кровоточивая, разливающуюся по всему телу Жизнь, телесное исцеление, духовное прозрение».

Мы все, рано или поздно приходим ко Кресту, и, стоя у ног распятого Спасителя мира, чувствуем себя то разбойниками, то воинами, бросающими жребий об одежде Иисусовой, то испуганными учениками, то отрекающимся Петром, а то и иудой. И это ощущение причастности к страданиям Христа, виновниками которых мы являемся, почему-то не повергает в уныние, о чем так печется и так старается враг рода человеческого, но дает силы и надежду, упорство и желание, даже после тяжкого падения, — встать и идти за Христом. Нести вместе с Ним Крест, идти вместе с Ним в ад – ад своей души, который можно очистить от нечисти, наполнить жизнью и светом только вместе с распятым Христом. Крестом Своих добровольных страданий, наполненных безграничной любовью к человеку, как духовным мечем, пронзает Господь змия, и там, где была смерть, разрушение, смрад, нечистота, вдруг прорастают благодатные ростки жизни, веры, любви, чистоты, света.

Мы с вами живем в маленьком городке на северо-западе Ленинградской области, живем, не оглядываясь назад, не вникая в перипетии нашей истории, не осознавая, что ходим по земле, пропитанной кровью многих поколений. Эти земли, за многовековую историю повидали столько войн, разорений, страданий, смертей, столько раз были завоеваны разными народами, ломавшими под себя коренное население, разрушавшими все, созданное другими, взлелеянное. И каждый раз, практически на пепелище, в первую очередь строили храм, или восстанавливали разрушенный, и потихоньку возрождалась жизнь, обрастая новыми корнями и святынями.

В конце 2-й мировой войны, когда советские войска вошли в наш город, первое, что они сделали – водрузили красное знамя на куполе нашего собора. Сохранилась послевоенная фотография, сделанная с самолёта: на фоне городских развалин и обуглившихся печных труб — невредимы стоят лишь два православных храма и лютеранская кирха. Но то, что чудом и милостью Божьей пощадила война, могло быть уничтожено человеческим равнодушием и бесчинством. После войны храмы города закрыли, слава Богу не взорвали, не уничтожили, но хорошенько осквернили, превращая то в склады, то в хранилища, типографии, комбинаты бытового обслуживания. Храмовые территории приходили в запустение, кладбище вокруг церкви Всех святых осквернили, и сам храм, без надлежащего ухода, ремонта, — обветшал и начал понемногу разрушаться.

Но все же храмы жили, жили какой-то невидимой нашим грубым телесным взорам таинственной жизнью. В разрушенных, оскверненных храмах богослужения совершали невидимо ангелы. И лишь иногда, случайный прохожий, забредший из любопытства, или от скуки, к заброшенному храму, краем уха слышал доносящееся, не весть откуда, тихое молитвенное пение, либо отголоски колокольного звона, настойчиво призывающего к пробуждению. Услышит прохожий, остановится, призадумается, и, может быть дрогнет в сердце тонкая струнка тоски по Богу. Старожилы говорили, что периодически слышались такие звуки в стенах заброшенного храма Всех святых, собора Рождества Пресвятой Богородицы, а также по ночам коридоров школы № 4, где в древности находился монастырь…

А храмы, пусть и поруганные, заброшенные — стояли, и своим стоянием, вопреки всему, уже свидетельствовали о вечности, о Правде Христовой, о Его любви и Крестной жертве. Когда-то величественные и красивые, стояли они в советское время, как немые свидетели, как раненые воины Христовы с покосившимися главками куполов, как будто склонив голову в слезной, покаянной молитве за нас, грешных.

Многие из вас, наверняка бывали в храме Всех святых подворья Валаамского монастыря и видели напротив алтарной стены храма, вросший в землю, старый, покосившийся Крест. Возможно вы слышали чудесную историю этого Креста, рассказанную очевидцем и передаваемую из уст в уста вот уже второе десятилетие.

Этот крест стоял на куполе заброшенного храма, стоял, сколько было сил. И вот наступил тот момент, когда кресту стало невмоготу держаться на своём месте. Физические законы тления были неумолимы, деревянные подпорки сгнили, и всей своей тяжестью крест повалился на бок и нехотя, как в замедленной киносъёмке, полетел вниз.

Свидетелем этого падения, кроме самого роняющего крест храма, был один мальчишка, что играл неподалёку. Его звали Петькой. Он услышал треск, взметнул взгляд наверх и увидел это тягучее падение, заставившее его на несколько секунд оцепенеть. Но оцепенение не могло быть слишком долгим. Спохватившись, как только крест исчез из вида, упав на южную сторону от церкви, Петька очнулся от потрясения и припустил туда же.

Ещё подбегая, он удивился, что крест воткнулся в землю и что он на самом деле оказался таким большим. Крест слегка надломился, обнажив на изломе старую чугунную плоть, но стоял также ровно, как солдат на посту, как будто сам не заметил своего падения и все еще ощущал себя возвышающимся на куполе храма над верхушками деревьев, домами, людьми, миром.

Когда Петька подошел поближе, то обнаружил потрясающую картину: крест не просто врезался в землю, но, пронзая плоть земли, он рассек пополам змею! Может – того «древнего змия»… Змея была ещё жива и двумя кольцами билась под крестом. Конечно, Петька был мал, не мог понимать глубокий символизм этого потрясающего видения, которое он наблюдал своими телесными очами, но удивительная картина настолько врезалась в его память, что вновь и вновь всплывала перед глазами, наполняясь все большими вопросами и смыслами.

И когда Пётр, в зрелом уже возрасте, обратился к Богу и был Им призван, то рассказывал часто историю о кресте, который, даже падая — побеждает!

Великая Пятница Страстной седмицы. Заходим в храм с маленьким сынишкой 3-х лет, чтобы поклониться Жертвенной Любви, великим Страданиях Христовым. Сначала подходим к большому Распятию. Леша останавливается, высоко задрав головку, долго разглядывает Спасителя. Что происходит в его головке… Вдруг малыш оборачивается и заговорщицким шепотом спрашивает:

— Мама, это кто – Христос?

— Да, это Христос, сынок.

— Мама, посмотри, у Него ножки болят и ручки болят.

На минуту замолкает, жалостливо глядя на Христа, потом вдруг радостно, словно его осенила хорошая мысль, шепчет:

— Мама, а давай я Христу ножки поцелую и Ему не будет так больно, а потом ты Ему ножки поцелуешь, и Ему еще лучше станет, а потом Ему ножки поцелуют все дяди и тети, и у Него не будут ножки болеть.

С умилением глажу сыночка по головке и сквозь слезы шепчу:

— Конечно, мое солнышко, поцелуй Христу ножки, и я поцелую, будем стараться не грешить, чтобы Христу не было больно.

Мы целуем ноги Спасителя, с кровавыми ранами, прибитые ко Кресту. Моего сыночка это не пугает, а подвигает на сострадание и желание помочь, облегчить боль. Отходя от Креста, я подумала: «А ведь, действительно, мой сынуля, не ведая того, сказал удивительно глубокую истину: наша любовь, со-страдание Христу, сподвигает нас нести этот Крест вместе с Ним, тем самым облегчая Его страдания, боль за нас. И мы сами становимся от этого немного чище, светлее, милосерднее. Христос входит в наши сердца».

Подходим с Лешей к святой Плащанице, поставленной посреди храма на гробнице, украшенной обилием белых лилий и кроваво-красных гвоздик. Под трогательное пение хора «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятного…», молящиеся чинно, друг за дружкой подходят приложиться к Плащанице, с трепетом и благоговением склоняясь в земном поклоне перед величием Жертвы Господней. Идем и мы. Леша целует изображенные на Плащанице стопы Христа, Святое Евангелие, задерживается немного, внимательно вглядываясь в Лик Спасителя, и в волнении шепчет:

— Мама, Христос спит, значит Ему уже не больно, Ему хорошо, Он отдыхает. Давай будем тихонько шуметь, чтобы Его не разбудить, пусть спит, ведь Ему так было больно…

Закончилась служба. Напоследок, хочется еще раз подойти, приложиться к святыне, напитаться благодатной помощью Господней любви. Проходя мимо Распятия, Леша вдруг останавливается и со знанием дела мне говорит:

— Мама, это не Христос, это Христос Воскрес!

Резко поворачивается и весело шагает к выходу. По дороге домой ни с того, ни с сего мой сынишка начинает петь: «Христос анести ек некрон танато патиса ке ти мни маси зо ин хари-са-ме-нос». Леша еще совсем маленький, конечно, слов он не понимает, какие-то слова пропускает, какие-то коверкает. Старшая сестричка любит петь ему эту песню перед сном, вот он и запомнил. Почему-то это незнакомое сплетение букв ему очень нравится. Спрашиваю:

— Леша, о чем это ты поешь?

Он нетерпеливо объясняет непонятливой мамочке:

— Понимаешь, «хари-са-ме-нос»! Мама, это ведь песенка про Христос Воскресе!

Идем дальше, мой молитвенник продолжает петь пасхальный гимн. И постепенно радость наполняет мое сердце: Христос Воскрес! Завтра, в Великую Субботу, Он разрушит врата ада, разрушит тьму наших грешных душ и озарит нас светом Своего преславного Воскресения, вольет в наши сердца всю полноту Жизни – Жизни с Богом, Жизни во Христе. Нам, грешным, нужно пройти тернистый путь поста, покаяния, слез, ушибов и падений, чтобы узреть Воскресшего Христа.

Только для младенцев круглый год «Христос Воскресе», для них приоткрыта завеса вечности и нескончаемой радости своего, неведомого нам, общения с Богом. «Будьте как дети, ибо их есть Царство Небесное», — сказал Христос, и повторяет нам вновь и вновь, показывая безграничное доверие Богу таких вот чистых душ, чтобы и мы учились также доверять Ему, любить, сострадать и радоваться.

Страница просмотрена (95) раз



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама