THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

11 сентября 2013 года при возвращении космонавтов с Международной космической станции (МКС) космического корабля "Союз ТМА-08М". Часть пути космонавты "летели на ощупь". В частности, экипаж не получал параметров о своей высоте и только по докладам спасательной службы узнавал, на какой высоте находится.

27 мая 2009 года с космодрома Байконур был осуществлен запуск космического корабля "Союз ТМА-15". На борту корабля находились российский космонавт Роман Романенко, астронавт Европейского космического агентства Франк Де Винн и астронавт Канадского космического агентства Роберт Тирск. Во время полета внутри пилотируемого корабля "Союз ТМА-15" возникли проблемы с регулированием температуры , которые были устранены с помощью системы терморегулирования. На самочувствие экипажа инцидент не повлиял. 29 мая 2009 года корабль произвел стыковку с МКС.

14 августа 1997 года при посадке "Союза ТМ-25" с экипажем ЭО-23 (Василий Циблиев и Александр Лазуткин) преждевременно, на высоте 5.8 км, сработали двигатели мягкой посадки . По этой причине посадка СА была жесткой (скорость приземления составила 7.5 м/с), но космонавты не пострадали.

14 января 1994 года после расстыковки "Союза ТМ-17" с экипажем ЭО-14 (Василий Циблиев и Александр Серебров) во время облета комплекса "Мир" произошло нерасчетное сближение и столкновение корабля со станцией. ЧП обошлось без серьезных последствий.

20 апреля 1983 года с 1-й площадки космодрома Байконур стартовал космический корабль "Союз Т-8" с космонавтами Владимиром Титовым, Геннадием Стрекаловым и Александром Серебровым на борту. Для командира корабля Титова это была первая командировка на орбиту. Экипажу предстояло несколько месяцев проработать на борту станции "Салют-7", провести множество исследований и экспериментов. Однако космонавтов поджидала неудача. Из-за нераскрытия на корабле антенны системы сближения и стыковки "Игла" экипажу не удалось пристыковать корабль к станции, и 22 апреля "Союз Т-8" совершил посадку на Землю.

10 апреля 1979 года стартовал КК "Союз-33" с экипажем в составе Николая Рукавишникова и болгарина Георгия Иванова. При сближении со станцией отказал основной двигатель корабля. Причиной аварии стал газогенератор, питающий турбонасосный агрегат. Он взорвался повредив резервный двигатель. При выдаче (12 апреля) тормозного импульса резервный двигатель работал с недобором тяги, и импульс был выдан не полностью. Однако СА благополучно осуществил посадку, хотя и со значительным перелетом.

9 октября 1977 года был произведен запуск КК "Союз-25", пилотируемого космонавтами Владимиром Ковалёнком и Валерием Рюминым. Программа полета предусматривала стыковку с ДОС "Салют-6", которая была выведена на орбиту 29 сентября 1977 года. Из-за возникшей нештатной ситуации, стыковку со станцией с первого раза выполнить не удалось. Вторая попытка тоже была неудачной. И после третьей попытки корабль, коснувшись станции и оттолкнувшись пружинными толкателями, отошел на 8-10 м и завис. Топливо в основной системе кончилось полностью, и отойти подальше с помощью двигателей было уже невозможно. Возникла вероятность столкновения корабля и станции, однако через несколько витков они разошлись на безопасное расстояние. Топливо для выдачи тормозного импульса впервые взято из резервного бака. Истинную причину неудачи стыковки установить так и не удалось. Вероятнее всего, имел место дефект стыковочного узла "Союза-25" (исправность стыковочного узла станции подтверждается последующими стыковками с КК "Союз"), но он сгорел в атмосфере.

15 октября 1976 года в ходе полета КК "Союз-23" с экипажем в составе Вячеслава Зудова и Валерия Рождественского была предпринята попытка стыковки с ДОС "Салют-5". Из-за нерасчетного режима работы системы управления сближением стыковка была отменена и принято решение о досрочном возвращении космонавтов на Землю. 16 октября СА корабля приводнился на поверхность озера Тенгиз, покрытую кусками льда при окружающей температуре —20 градусов по Цельсию. Соленая вода попала на контакты внешних разъемов, часть которых оставалась под напряжением. Это привело к образованию ложных цепей и прохождению команды на отстрел крышки контейнера запасной парашютной системы . Парашют вышел из отсека, намок и перевернул корабль. Выходной люк оказался в воде, и космонавты чуть не погибли. Их спасли пилоты поискового вертолета, которые в трудных метеоусловиях смогли обнаружить СА и, зацепив его тросом, волоком дотащить до берега.

5 апреля 1975 года был произведен запуск корабля "Союз" (7К-Т №39) с космонавтами Василием Лазаревым и Олегом Макаровым на борту. Программой полета предусматривалась стыковка с ДОС "Салют-4" и работа на ее борту в течение 30 суток. Однако из-за аварии во время включения третьей ступени ракеты корабль на орбиту не вышел. "Союз" совершил суборбитальный полет, приземлившись на горном склоне в безлюдном районе Алтая невдалеке от государственной границы с Китаем и Монголией. Утром 6 апреля 1975 года Лазарев и Макаров были эвакуированы с места посадки на вертолете.

30 июня 1971 года во время возвращения на Землю экипажа космического корабля "Союз 11" из-за преждевременного раскрытия клапана дыхательной вентиляции произошла разгерметизация спускаемого аппарата , что привело к резкому понижению давления в модуле экипажа. В результате аварии все находившиеся на борту космонавты погибли. Экипаж корабля, стартовавшего с космодрома Байконур, состоял из трех человек: командир корабля Георгий Добровольский, инженер исследователь Виктор Пацаев и бортинженер Владислав Волков. Во время полета был установлен новый на тот момент рекорд, продолжительность нахождения экипажа в космосе составила свыше 23 суток.

19 апреля 1971 года на орбиту была выведена первая орбитальная станция "Салют", а 23 апреля 1971 года к ней стартовал ТПК "Союз-10" с первой экспедицией в составе Владимира Шаталова, Алексея Елисеева и Николая Рукавишникова. Эта экспедиция должна была работать на орбитальной станции "Салют" в течение 22-24 суток. ТПК "Союз-10" состыковался к орбитальной станции "Салют", но из-за повреждения стыковочного агрегата пилотируемого корабля во время стыковки, космонавты не смогли перейти на борт станции и возвратились на Землю.

23 апреля 1967 года при возвращении на Землю произошел отказ парашютной системы корабля "Союз-1" , в результате чего погиб космонавт Владимир Комаров. Программой полета планировалась стыковка КК "Союз-1" с КК "Союз-2" и переход из корабля в корабль через открытый космос Алексея Елисеева и Евгения Хрунова, но из-за нераскрытия одной из панелей солнечных батарей на "Союз-1" запуск "Союз-2" был отменен. "Союз-1" совершил досрочную посадку, но на конечном этапе спуска корабля на Землю отказала парашютная система и спускаемый аппарат разбился восточнее города Орск Оренбургской области, космонавт погиб.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Бури, землетрясения, извержения вулканов - земным катаклизмам ничего не стоит уничтожить человеческую цивилизацию. Но даже самые грозные стихии никнут, когда на сцену выходит космическая катастрофа, способная взрывать планеты и тушить звезды — главная угроза Земле. Сегодня мы покажем, на что способна Вселенная во гневе.

Танец галактик раскрутит Солнце и выбросит в бездну

Начнем из самого масштабного бедствия - столкновения галактик. Уже через каких-то 3-4 миллиарда лет врежется в наш Млечный путь и поглотит его, превратившись в громадное яйцеобразное море звезд. В этот период ночное небо Земли побьет рекорд по количеству звезд - их станет в три-четыре раза больше. А вы знаете, ?

Само столкновение нам не грозит - если бы звезды были размером с мячик для настольного тенниса, то расстояние между ними в галактике составляло бы 3 километра.Наибольшую проблему представляет слабейшая, но одновременно самая мощная сила во Вселенной - гравитация.

Взаимное притяжение звезд в сливающихся Андромеде и Млечном Пути защитит Солнце от разрушения. Если две звезды сближаются, их гравитация разгоняет их и создает общий центр массы - они будут кружить возле него, как шарики по краям рулетки. То же самое произойдет с галактиками - прежде чем соединиться воедино, их ядра будут “танцевать” друг возле друга.

Как это выглядит? Смотрите на видео ниже:

Страх и ненависть в космической бездне

Эти танцы и принесут больше всего бед. Звезда на окраинах вроде Солнца сможет разогнаться до сотен и даже тысяч километров в секунду, что пробьет притяжение галактического центра - и наше светило улетит в межгалактическое пространство.

Земля и другие планеты останутся вместе с Солнцем - скорее всего, в их орбитах ничего не изменится. Правда Млечный Путь, что радует нас летними ночами, будет медленно отдаляться, а привычные звезды на небе сменятся светом одиноких галактик.

Но может и не повезти. В галактиках, кроме звезд, есть еще целые облака межзвездной пыли и газа. Солнце, оказавшись в таком облаке, начинает “поедать” его и набирать массу, следовательно, яркость и активность светила повысится, появятся нерегулярные сильные вспышки - настоящая космическая катастрофа для любой планеты.

Онлайн симулятор столкновения галактик

Чтобы смоделировать столкновение, щелкните левой кнопкой по черному участку и протяните курсор немного с зажатой кнопкой в сторону белой галактики. Так вы создадите вторую галактику и зададите ее скорость. Чтобы сбросить симуляцию, нажмите Reset внизу.

Кроме того, столкновения с облаками водорода и гелия вряд ли пойдут на пользу самой Земле. Если не повезет оказаться в массивном скоплении, можно оказаться внутри самого Солнца. А про такие вещи как жизнь на поверхности, вода и привычная атмосфера можно будет смело забыть.

Еще галактика Андромеда может попросту “отжать” Солнце и включить в свой состав. Сейчас мы живем в спокойном районе Млечного Пути, где мало сверхновых звезд, газовых потоков и прочих неспокойных соседей. Но никто не знает, куда “заселит” нас Андромеда - можно и вовсе угодить в , полный энергии самых диковинных объектов галактики. Там Земле не выжить.

Стоит ли бояться и собирать чемоданы в другую галактику?

Есть один старый русский анекдот. Идут две старушки мимо планетария и слышат как экскурсовод говорит:

— Итак, Солнце погаснет через 5 миллиардов лет.
В панике одна из старушек подбегает к экскурсоводу:
— Через сколько, через сколько погаснет?
— Через пять миллиардов лет, бабушка.
— Уф-ф-ф! Слава Богу! А мне показалось, что через пять миллионов.

Это же касается столкновения галактик - маловероятно, что человечество сумеет дожить до того момента, когда Андромеда начнет заглатывать Млечный Путь. Шансов будет мало даже в том случае, если люди очень постараются. Уже через миллиард лет Земля станет слишком горячей для существования жизни где-то помимо полюсов, а через 2-3 на ней не останется воды, как на .

Так что стоит бояться только катастрофы ниже - она куда опаснее и внезапнее.

Космическая катастрофа: вспышка сверхновой

Когда Солнце истратит свой запас звездного топлива-водорода, его верхние слои сдует в окружающее пространство, и от него останется только маленькое горячее ядро, белый карлик. Но Солнце - это желтый карлик, ничем не примечательная звезда. А большие звезды, массивнее нашего светила в 8 раз, уходят с космической сцены красиво. Они взрываются, разнося мелкие частицы и излучение на сотни световых лет.

Как и в случае со столкновениями галактик, здесь приложила руку гравитация. Она сжимает состарившиеся массивные звезды до такой степени, что все их вещество детонирует. Интересный факт - если звезда больше Солнца в двадцать раз, она превращается в . И перед этим она тоже взрывается.

Однако не обязательно быть большим и массивным, чтобы в один прекрасный день воссиять сверхновой. Солнце - звезда-одиночка, но есть множество звездных систем, где светила вращаются друг возле друга. Звезды-братья часто стареют с разной скоростью, и может оказаться так, что “старшее” светило выгорает до белого карлика, а младшее все еще в расцвете сил. Тут-то и начинается беда.

Когда “младшая” звезда постареет, она начнет превращаться в красного гиганта - ее оболочка расширится, а температура уменьшится. Этим и воспользуется старый белый карлик - поскольку в нем уже нет ядерных процессов, ему ничего не мешает подобно вампиру “высасывать” внешние слои своего брата. Причем высасывает он их столько, что ломает гравитационный предел собственной массы. Поэтому и взрывается сверхновой как большая звезда.

Сверхновые - это кузнецы Вселенной, ведь именно сила их вспышек и сжатие порождает элементы тяжелее железа, вроде золота и урана (по другой теории, они возникают в нейтронных звездах, но их появление невозможно без сверхновой). Еще считается, что вспышка звезды по соседству с Солнцем помогла образоваться , нашей Земле в том числе. Скажем же ей спасибо за это.

Не спешите любить сверхновые

Да, вспышки звезд бывают очень полезными - в конце концов, сверхновые являются естественной частью жизненного цикла звезд. Но для Земли они ничем хорошим не закончатся. Самая уязвимая часть планеты для сверхновых - это . Азот, с которого преимущественно состоит в воздух, под воздействием частиц сверхновой начнет соединяться с озоном

А без озонового слоя все живое на Земле станет уязвимым для ультрафиолетового излучения. Помните, что на ультрафиолетовые кварцевые лампы нельзя смотреть? А теперь представьте, что все небо превратилось в одну громадную синюю лампу, которая выжигает все живое. Особенно плохо придется морскому планктону, который производит большую часть кислорода в атмосфере.

Реальна ли угроза Земле?

Какова вероятность того, что сверхновая нас накроет? Посмотрите на следующую фотографию:

Это - останки уже отсветившей свое сверхновой. Она была столь яркой, что в 1054 году ее было видно как очень яркую звезду даже днем - и это при том, что сверхновую и Землю разделяет шесть с половиной тысяч световых лет!

Диаметр туманности составляет 11 . Для сравнения, наша Солнечная система от края до края занимает 2 световых года, а к самой близкой звезде, Проксима Центавре, 4 световых года. В пределах 11 световых лет вокруг Солнца есть как минимум 14 звезд - каждая из них может взорваться. А “боевой” радиус сверхновой составляет 26 световых лет. Такое событие случается не больше 1 раза в 100 миллионов лет, что очень часто в космических масштабах.

Гамма-всплеск — если бы Солнце стало термоядерной бомбой

Существует еще одна космическая катастрофа, куда опаснее сотни сверхновых одновременно — всплеск гамма-излучения. Это самый опасный вид радиации, который проникает через любую защиту — если забраться в глубокий подвал с металлобетона, облучение уменьшится в 1000 раз, но не исчезнет полностью. А какие-либо костюмы и вовсе неспособны спасти человека: гамма-лучи ослабевают всего в два раза, проходя сквозь лист свинца толщиной в сантиметр. Но свинцовый скафандр — неподъемная ноша, в десятки раз тяжелее рыцарского доспеха.

Однако даже во время взрыва атомной электростанции энергия гамма-лучей небольшая — нет такой массы вещества, чтобы их напитать. Зато такие массы есть в космосе. Это сверхновые очень тяжелых звезд (вроде звезд Вольфа-Райе, о которых мы написали ), а также слияние нейтронных звезд или черных дыр — недавно такое событие зафиксировали по гравитационным волнам. Сила гамма-вспышки таких катаклизмов может достичь 10 54 эрг, которые излучаются за период от миллисекунд до часа.

Единица измерения — взрыв звезды

10 54 эрг — много ли это? Если бы вся масса Солнца стала термоядерным зарядом и взорвалась, энергия взрыва составила бы 3×10 51 эрг — как у слабой гамма-вспышки. Но если такое событие произойдет на расстоянии 10 световых лет, угроза Земле будет не иллюзорной — эффект был бы как у взрыва ядерной бомбы на каждом условном гектаре неба! Это уничтожило бы жизнь на одном полушарии моментально, а на другом — спустя считанные часы. Расстояние не очень уменьшит угрозу: даже если гамма-излучение вспыхнет на другом конце галактики, до нашей планеты дойдет по атомной бомбе на 10км 2 .

Ядерный взрыв — не самое ужасное, что может случиться

Ежегодно регистрируется около 10 тысяч гамма-всплесков — они видны на расстояниях в миллиарды лет, с галактик на другом . В пределах одной галактики всплеск происходит приблизительно раз в один миллион лет. Возникает логический вопрос —

Почему мы еще живы?

Спасает Землю механизм образования гамма-всплеска. Энергию взрыва сверхновой ученые называют “грязной”, так как в ней участвуют миллиарды тонн частиц, которые разлетаются во все стороны. Гамма-всплеск же “чистый” — это выброс одной лишь энергии. Он происходит в виде сконцентрированных лучей, отходящих от полюсов объекта, звезды или черной дыры.

Помните звезды в аналогии с шариками для настольного тенниса, которые удалены друг от друга на 3 километра? Теперь давайте представим, что к одному из шариков прикрутили лазерную указку, светящую в произвольном направлении. Какой шанс, что лазер попадет в другой шарик? Очень и очень мал.

Но не стоит расслабляться. Ученые считают, что гамма-всплески уже однажды достигали Земли — в прошлом они могли вызвать одно из массовых вымираний. Узнать наверняка, доберется до нас излучение или нет, можно будет только на практике. Однако строить бункеры тогда будет уже поздно.

Напоследок

Сегодня мы прошлись лишь по самым глобальным космическим катастрофам. Но существует много других угроз Земле, например:

  • Удар астероида или кометы (мы написали о , где можно узнать о последствиях недавних падений)
  • Превращение Солнца в красного гиганта.
  • Вспышка на Солнце (их можно ).
  • Миграция планет-гигантов в Солнечной системе.
  • Остановка вращения .

Как защитить себя и предупредить трагедию? Следите за новостями науки и космоса, и исследуйте Вселенную с надежным гидом. А если осталось что-то неясное, или хотите узнать больше — пишите в чате, комментариях и заходите в

Трагедия, приключившаяся с американским шаттлом «Челленджер» стала одной из крупнейших космических катастроф ХХ века. Что же стало ее причиной? И все ли тут так однозначно?

История «Челленджера»

В 1971 году в США началось строительство космических летательных аппаратов многоразового использования – «Space Shuttle», что в переводе означает «космический челнок». Им предстояло курсировать между Землей и ее орбитой, доставляя различные грузы на орбитальные станции. Кроме того, в задачи «челноков» входили монтажные и строительные работы на орбите и проведение научных исследований.
В июле 1982 года в распоряжение НАСА был передан шаттл «Челленджер». До рокового дня он пережил уже девять успешных запусков.
28 января 1986 года шаттл выполнял очередной космический рейс. На борту находилось семь человек: 46-летний командир экипажа, подполковник Фрэнсис Ричард Скоби; 40-летний второй пилот, капитан Майкл Джон Смит; 39-летний научный специалист, подполковник Эллисон Сёдзи Онидзука; 36-летняя профессиональная летчица и научный специалист Джудит Арлен Резник; 35-летний физик Роналд Эрвин Макнейр; 41-летний специалист по полезной нагрузке, капитан ВВС США Грегори Брюс Джарвис; и, наконец, 37-летняя специалист по полезной нагрузке Шэрон Криста Корриган Маколифф, по профессии школьная учительница, единственное гражданское лицо в команде.
Проблемы возникли еще перед полетом. Старт корабля из-за различных организационных, погодных и технических проблем несколько раз переносили. Наконец он был назначен на утро 28 января. Температура к этому моменту опустилась до -1°С. Инженеры предупредили руководство НАСА о том, что это может повлиять на состояние уплотнительных колец двигателя, и порекомендовали снова отложить запуск, но их не послушали. К тому же обледенела стартовая площадка, но к 10 часам утра лед начал таять, и запуск все-таки состоялся.

Катастрофа и ее последствия

Старт произошел в 11 часов 40 минут с побережья Флориды. Семь секунд спустя из основания правого ускорителя повалил серый дым. На 58-й секунде полета шаттл начал разрушаться. Из внешнего бака стал вытекать жидкий водород, а давление в нем упало до критического уровня. На 73-й секунде полета бак полностью разрушился, и «Челленджер» превратился в огненный шар. Шансов на спасение у членов экипажа не было: система эвакуации людей на борту отсутствовала.
Обломки судна упали в Атлантический океан. 7 марта военные обнаружили на дне моря кабину, в которой находились тела погибших. При обследовании тел выяснилось, что какое-то время после катастрофы трое астронавтов – Смит, Онидзука и Резник, были еще живы, так как кабина оторвалась от хвостовой части. Им удалось включить персональные приборы подачи воздуха. Но пережить сильного удара о воду они уже не смогли.
К 1 мая из воды было извлечено 55% фрагментов челнока. Расследованием причин крушения несколько месяцев занималась специальная секретная Комиссия Роджерса (названная так по имени ее председателя Уильяма Пирса Роджерса). В ее состав входили ученые, инженеры, астронавты и военные.
В конце концов комиссия представила президенту Рейгану отчет, в котором подробно были изложены причины и обстоятельства гибели «Челленджера». Там было указано, что непосредственной причиной происшедшего стало повреждение уплотнительного кольца правого твердотопливного ускорителя. Оно не сработало при воздействии ударной нагрузки во время запуска двигателя, так как потеряло эластичность из-за низкой температуры.
Это привело к смещению элементов корабля и отклонению его от заданной траектории, вследствие чего он был разрушен в результате аэродинамических перегрузок.
Программу шаттлов свернули на три года. Соединенным штатам были нанесены огромные убытки в размере 8 миллиардов долларов. Было реорганизовано и само НАСА, в частности, там появилось особое ведомство, отвечающее за безопасность космических путешествий.

Крушение «Челленджера» - фейк?

Между тем, помимо официальной версии о технических неполадках как причине катастрофы «Челленджера», есть и другая, чисто конспирологическая. Она гласит, что крушение шаттла являлось фейком, постановкой, организованной НАСА. Но зачем понадобилось губить корабль? Очень просто, говорят конспирологи, программа шаттлов не принесла ожидаемого эффекта, и чтобы не потерять лицо перед СССР – основным конкурентом в области покорения космоса, США решили поискать повод для прекращения программы и перехода на традиционные одноразовые запуски. Хотя на самом деле шаттлы продолжали строиться и запускаться, взять хотя бы челнок «Колумбия», потерпевший крушение в 2003 году…
А как же погибший экипаж? Те же конспирологические источники утверждают, что в момент взрыва на борту челнока никого не было! И что якобы погибшие астронавты на самом деле живы. Так, Ричард Скоби якобы живет под своим собственным именем, возглавляет компанию «Cows in Trees ltd.». Майкл Смит преподает в Университете Висконсина. Онидзука и Макнейр будто бы выдают себя за собственных братьев-близнецов (не странно ли, что сразу у двоих членов экипажа вдруг оказались братья-близнецы?) А Джудит Резник и Криста Маколифф преподают юриспруденцию - одна в Йельском, другая в Сиракузском университете. И только о Грегори Джарвисе ничего не известно. Не исключено, что он и стал единственным погибшим на борту!
Но понятно, что все это лишь голословные утверждения, и никаких реальных доказательств данной версии не существует. Ну каким образом якобы погибший человек может жить и работать под собственным именем так, чтобы об этом не стало известно широкой общественности? Не говоря уж о «близнецах». Возможно, в США действительно есть люди с теми же именами, что у погибших астронавтов, однако это еще ни о чем не говорит. Так что единственной и основной версией катастрофы с «Челленджером» пока остается технический недосмотр.

Невероятные факты

В недавно вышедшем космическом триллере "Гравитация", зрители имеют возможность наблюдать за устрашающей ситуацией, когда астронавтов, которых играют Сандра Буллок и Джордж Клуни , уносит далеко в космос .

Катастрофа, происходит из-за того, что космический мусор выводит из строя космический челнок.

Хотя такая ситуация является вымышленной, вероятность гибели и разрушения является вполне реальной. Вот крупнейшие катастрофы, произошедшие в истории космических полетов.


1. Союз-1 и гибель космонавта Владимира Комарова 1967 года

Первая катастрофа со смертельным исходом в истории космических полетов произошла в 1967 году с советским космонавтом Владимиром Комаровым , находившимся на борту "Союза-1", который погиб при приземлении, когда спускаемый аппарат космического корабля врезался в землю.

По различным данным причиной трагедии стал отказ парашютной системы . О том, что произошло во время последних минут остается только догадываться.

При ударе на землю бортовой магнитофон расплавился, а от невероятных перегрузок космонавт, скорее всего, погиб мгновенно. От тела осталось лишь несколько обуглившихся останков.


2. Союз-11: смерть в космосе

Еще одна трагическая концовка в советской космической программе произошла 30 июня 1971 года, когда космонавты Георгий Добровольский , Владислав Волков и Виктор Пацаев погибли, возвращаясь на Землю с космической станции "Салют-1".

Расследование показало, что во время спуска "Союза-11", клапан дыхательной вентиляции, который обычно открывается перед посадкой, сработал раньше, вызвав асфиксию космонавтов.

Падение давления в спускаемом аппарате подвергло экипаж воздействию открытого космического пространства . Космонавты были без скафандров, так как спускаемый аппарат не был рассчитан на троих человек.

Уже через 22 секунды после разгерметизации на высоте примерно 150 км они стали терять сознание, а через 42 секунды их сердце остановилось. Их нашли сидящих в кресле, у них произошло кровоизлияние, были повреждены барабанные перепонки, а азот в крови закупорил сосуды.


3. Катастрофа шаттла "Челленджер"

28 января 1986 года космический шаттл НАСА "Челленджер" взорвался в прямом эфире вскоре после старта.

Запуск привлек к себе всеобщее внимание, так как на орбиту впервые отправилась учительница Криста МакОлифф , которая надеялась давать уроки из космоса, привлекая аудиторию из миллионов школьников.

Катастрофа нанесла серьезный удар по репутации США, и все могли наблюдать за этим.

Расследование показало, что из-за холодной температуры в день запуска возникли неполадки с кольцевым уплотнителем, который разрушил крепление.

В результате катастрофы скончались все семь членов экипажа, а программа шаттла закрылась до 1988 года.


4. Катастрофа шаттла "Колумбия"

Через 17 лет после трагедии с "Челленджером", программа шаттла понесла еще одну потерю, когда космический корабль "Колумбия" разрушился при входе в плотные слои атмосферы 1 февраля 2003 года к концу миссии STS-107.

Расследование показало, что причиной гибели стали обломки пены, повредившие термоизоляционное покрытие шаттла, образовав дыру диаметром около 20 см.

Найденные обломки корабля

Все семь членов экипажа могли спастись, но быстро потеряли сознание и погибли , в то время как шаттл продолжал разваливаться на куски.


5. Миссия Аполлон: пожар на Аполлон-1

Хотя во время полетов по программе "Аполлон" не погибло ни одного космонавта, два смертельных несчастных случая все же произошло в ходе связанных с ней деятельности. Трое космонавтов: Гус Гриссом , Эдвард Уайт и Роджер Чаффи погибли во время наземного испытания командного модуля , произошедшего 27 января 1967 года. Во время подготовки в кабине возник пожар, что вызвало удушье астронавтов, и их тела сгорели.

Расследование выявило несколько ошибок , включая использование чистого кислорода в кабине, легко воспламеняемых застежек-липучек и открывающийся внутрь люк, который не дал экипажу быстро выбраться.

До испытания трое астронавтов были обеспокоены предстоящей подготовкой и сфотографировались перед моделью корабля.

Несчастный случай привел к множеству изменений и усовершенствованию будущих миссий, благодаря которым позже осуществили первую высадку на Луну.

6. Аполлон-13: "Хьюстон, у нас проблема"

Миссия "Аполлон-13" ярко продемонстрировала опасности, которые подстерегают человека в космосе.

Старт космического корабля состоялся 11 апреля 1970 года в 13 часов 13 минут. Во время полета произошел взрыв кислородного бака , повредившего служебный модуль, что сорвало планы по высадке на Луне.

Поврежденный служебный модуль "Аполлона-13"

Чтобы вернуться на Землю, космонавтам нужно было облететь Луну, воспользовавшись ее гравитацией. Во время взрыва космонавт Джек Суайгерт по радиосвязи произнес фразу: "Хьюстон у нас была проблема". Впоследствии в известном голливудском фильме "Аполлон-13" ее изменили на ставшую известной цитату: "Хьюстон, у нас проблема ".

7. Удары молнии и тайга: Аполлон-12 и Восход-2

И в советской космической программе и в НАСА происходили довольно интересные, хотя и не катастрофические случаи. В 1969 году, во время запуска "Аполлон-12", молния дважды ударила по космическому кораблю на 36-й и 52-й секунде после старта. Несмотря на это, миссия прошла успешно.

"Восход-2" стал известен благодаря тому, что в 1965 году во время полета было совершен первый в мире выход космонавта в открытый космос.

Но при посадке произошел небольшой инцидент из-за задержки, вызванной дополнительным витком вокруг Земли. При этом место возращения в атмосферу было сдвинуто.

Алексей Леонов и Павел Беляев на борту корабля приземлились в глухой тайге примерно в 30 км от города Березняки Пермской области. Космонавты провели в тайге двое суток, после чего их обнаружили спасатели.

В СССР о жертвах космической гонки предпочитали молчать.

Катастрофа "Челленджера" © wikipedia.com

История покорения космоса двумя сверхдержавами - США и СССР - писалась кровью. За это время погибли десятки космонавтов.

сайт вспоминает громкие катастрофы американских шаттлов и менее известные случаи гибели советских космонавтов.

Авария Аполлон а -13

После того, как американские космонавты дважды удачно высаживались на Луну с помощью космических кораблей серии "Аполлон", в 1970 году США отправили в космос "Аполлон-13" - третью экспедицию, целью которой была высадка на лунную поверхность.

Первые двое суток Джон Суайгерт, Фред Хейз и командир Джеймс Ловелл летели до Луны без происшествий. Но на третий день, 13 апреля 1970 года, на "Аполлоне-13" взорвался кислородный баллон. Был поврежден главный двигатель. Экипаж видел, как из корабля в открытый космос вытекает струя кислорода. "Хьюстон, у нас проблемы", - мрачно сообщили космонавты в командный центр.

О высадке на Луну уже не могло быть речи. Однако "Аполлону-13" пришлось облететь спутник, выполняя гравитационный маневр, и только потом повернуть обратно к Земле.

  • СМОТРИТЕ ФОТО:

Чтобы сэкономить энергию, космонавты перешли из основной кабины в лунный модуль и выключили почти все системы, в том числе отопление, компьютер и освещение.

На четвертый день после аварии в кабине стал повышаться уровень углекислого газа. Температура упала до +11 градусов, но поскольку астронавты не двигались, им казалось, что в кабине едва выше нуля. Четыре раза пришлось включать двигатель лунного модуля, чтобы скорректировать курс на Землю, при этом рискуя лишиться энергии вообще.

Но, несмотря на все трудности, 17 апреля "Апполон-13" вошел в земную атмосферу и успешно приводнился в Тихом океане. Экипаж был подобран американским кораблем и доставлен на Гавайи. В 1995 году Голливуд снял по этой истории фильм.

Спасение экипажа "Аполлон-13": космонавта Фреда Хейза подбирает шлюпка

Катастрофа Союза-1: одна жертва

В 1967 году СССР отставал от США в космической гонке. В течение двух лет до этого Штаты провели пилотируемые полеты в космос один за другим, а Союз - ни одного.

Несмотря на то, что перед этим запуски непилотируемых "Союзов" заканчивались авариями, политики спешили любой ценой запустить на орбиту корабль "Союз-1" с астронавтом на борту. Этим астронавтом стал 40-летний Владимир Комаров. Он хорошо знал корабль, на котором ему приказали лететь, и осознавал степень его неготовности.

Неполадки в "Союзе-1" начались сразу после выхода на орбиту: у корабля не раскрылась одна из солнечных батарей, потом вышли из строя обе системы ориентации. Комаров сделал невозможное, сумев вывести неуправляемый корабль на посадочную траекторию вручную.

  • ЧИТАЙТЕ:

Но при посадке, на высоте семь километров, отказали оба парашюта - при их изготовлении на заводе нарушили технологию. Корабль с космонавтом столкнулся с землей в Оренбургской области на скорости 60 м/сек.

"Через час раскопок мы обнаружили тело Комарова среди обломков корабля. Первое время было трудно разобрать, где голова, где руки и ноги. По-видимому, Комаров погиб во время удара корабля о землю, а пожар превратил его тело в небольшой обгорелый комок размером 30 на 80 сантиметров", - вспоминал главнокомандующий советских ВВС по космосу Николай Каманин.

Жене Комарова официально не объяснили причины гибели мужа, вручив лишь свидетельство о смерти с записью "обширные ожоги тела", причем местом смерти числился город Щелково. Она понемногу узнавала подробности на приемах в Кремле, куда ее приглашали как вдову космонавта.

Гибель экипажа "Аполлон-1": три жертвы

Победная история американской лунной миссии "Аполлон" началась с трагедии. В 1967 году, за месяц до планируемого запуска, в "Аполлоне-1" произошел пожар.

Это случилось во время наземных испытаний на космодроме Кеннеди. Внутри корабля находился экипаж из трех космонавтов: Виджила Грисса, Эдварда Уайта и Роджера Чаффи. Кабина была заполнена не воздухом, а чистым кислородом.

К пожару привели недоработки инженеров и цепь случайностей: некоторые провода были плохо изолированы, и кто-то из механиков оставил внутри гаечный ключ. Этот металлический ключ, очевидно, переложил один из астронавтов, соприкоснув его с проводкой. Возникло короткое замыкание, вспыхнул кислород и загорелась внутренняя обшивка, в которой использовалось много легковоспламеняющихся материалов. В довершение всего, космонавты не смогли открыть люк.

Люди сгорели за 14 секунд. Последнее, что было слышно из горящего корабля, - крик 31-летнего Чаффи "Мы горим! Вытащите нас отсюда!"

Катастрофа Союза-11: три жертвы

В июне 1971 года в космос был запущен "Союз-11" с тремя космонавтами на борту - Георгием Добровольским, Владиславом Волковым и Виктором Пацаевым. Космический корабль состыковался с орбитальной станцией "Салют", в течение 23 дней работал на орбите, а затем начал возвращаться на Землю.

30 июня спусковой аппарат успешно приземлился в Казахстане. Но прибывшая на место посадки поисковая группа обнаружила всех троих космонавтов мертвыми.

Расследование показало, что при отделении от корабля спускового аппарата открылся вентиляционный клапан, и отсек разгерметизировался. Этот клапан был задуман, чтобы в случае неудачного приземления в кабину мог поступать воздух, но он почему-то открылся на высоте 150 км.

У космонавтов не было времени ни закрыть клапан, ни даже заткнуть небольшое отверстие пальцем. Кабину заполнил туман, а панель управления находилась на некотором расстоянии от сидений - чтобы достать до нее, нужно было отстегнуться и встать с кресла. Уже через каких-то 20 секунд после разгерметизации люди потеряли сознание.

Гибели космонавтов удалось бы избежать, если бы на них были скафандры. Но в то время советские корабли "Союз" были рассчитаны на одного космонавта, и троих человек в них буквально затрамбовывали, - а нужно было отправлять не меньше троих, ведь так делали американцы. В такой тесноте скафандры не помещались.

  • СМОТРИТЕ ФОТО:

После гибели Добровольского, Волкова и Пацаева следующие "Союзы" летели в космос уже с двумя космонавтами в скафандрах.

Катастрофа шаттла "Челленджер": семь жертв

Несмотря на гибель четырех советских космонавтов, корабли "Союз" в итоге оказались не такими опасными, как американские шаттлы. Два из пяти космических челноков НАСА потерпели катастрофу.

"Челленджер" выполнил девять удачных полетов. 28 января 1986 года посмотреть на десятый запуск шаттла на мыс Канаверал пришли десятки репортеров, школьников и других зрителей. Старт транслировался по спутниковому телевидению. В экипаж шаттла входили семь человек, в том числе один астронавт-непрофессионал - бывшая учительница, выигравшая в конкурсе право лететь в космос.

Утро выдалось холодное - 2 градуса ниже нуля, в то время как космические шаттлы рекомендовалось запускать как минимум при +11 градусах.

Авария произошла на 73-й секунде полета: одна из частей шаттла оторвалась и пробила топливный бак. "Челленджер" взорвался в небе на глазах изумленных зрителей. Многие были в ужасе, но большинство не поняли, что случилось. Кое-кто даже начал аплодировать, думая, что это запланированное отсоединение ускорителей.

Как выяснилось, после взрыва как минимум трое астронавтов были еще живы, так как носовую часть оторвало от остальной части корабля. Скорее всего, они сразу потеряли сознание, ведь кабина разгерметизировалась, и им не подавался воздух. В любом случае, те, кто выжил при взрыве, погиб, когда куски шаттла с огромной силой ударились о воду.

Катастрофа шаттла "Колумбия": семь жертв

В феврале 2003 года шаттл "Колумбия" возвращался из своего 28-го полета. На борту находилось семь человек. Кроме американцев среди астронавтов были гражданка Индии и израильтянин.

НАСА потеряло связь с кораблем за 16 минут до предполагаемой посадки на мысе Канаверал во Флориде. В это время шаттл начал разваливаться. Катастрофа произошла при скорости 20 тыс. км/час. Все семь космонавтов погибли.

Падение обломков сняли на любительские камеры случайные очевидцы трагедии. Почти сразу после катастрофы фрагменты "Колумбии" стали подбирать предприимчивые люди и продавать их на интернет-ауционах.

Расследование показало, что еще при старте от "Колумбии" отвалился кусок теплоизоляции и повредил обшивку корабля. Этот инцидент, на который никто не обратил внимания, и возымел трагические последствия спустя 16 дней, во время посадки.

  • СМОТРИТЕ ФОТО:

Напомним, что в прошлом году . В апреле последний челнок "Дискавери" был отправлен с мыса Канаверал в музей Вашингтона.

Узнавайте самые интересные новости от на



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама