Принципы классификации звуков.
Наиболее фундаментальным делением звуков является их деление на гласные и согласные (это – языковая универсалия). Различие гласных и согласных имеет артикуляционно-акустическую природу. Звуки могут вообще образовываться двумя путями:
- колебание голосовых связок в момент прохождения через гортань струи воздуха – ср. пение; они создают музыкальный тон звука, или голос; 2)
- шум, негармонический звук, образуемый в результате преодоления струей воздуха различных препятствий. Соотношение голоса и шума – есть ДП(Дифференциа́льный (различи́тельный) при́знак) для гласных и согласных, а также ДП для дальнейшего членения согласных. Система гласных звуков называется вокализм, согласных – консонантизм.
Гласные звуки:
Гласные звуки – это звуки, при образовании которых участвует только голос, без шума. Различительные же признаки гласных основываются на том, как меняется в ротовой полости – резонаторе положение органов речи, в нашем случае – губ и языка, придающих звуку разную окраску. Это звуки речи, основной функциональной особенностью которых является их роль в слогообразовании: гласный всегда образует вершину слога, является сонантом. Гласный - звук речи, при произнесении которого преобладает голос, или музыкальный тон., Не случайно и сам термин «гласный», равно как и соответствующие термины в других языках, связан со словом «голос»
Для гласных существует дифференциальнные признаки :
- Ряд- место подъема языка . Язык условно делится на три участка – передняя часть языка, средняя и задняя: по продвинутости гласные делятся на гласные переднего ряда (палатальные), гласные передне-среднего ряда (центральные), средне-заднего ряда, заднего ряда (велярные).
- Подъем-степень подъема языка . Условно делим на три степени – высокая степень подъема, средняя и низкая. По подъему различают гласные верхнего (высокие, узкие диффузные) и неверхнего подъема (компактные) - среднего или низкого (низкие, открытые, широкие).
- Лабиализация: участие или неучастие губ. ). По работе губ гласные бывают огубленные (лабиализованные, бемольные) гласные, при образовании которых губы округляются и выпячиваются, и неогубленные (нелабиализованные), при артикуляции которых губы не играют активной роли.
- Назализация. В зависимости от того, опущена ли небная занавеска, позволяя струе воздуха проходить одновременно через рот и нос, или нет. Носовые (назализованные) гласные, напр в польском ą,ę
- Долгота. В ряде языков (анг., нем., лат., древнегреческий, чешский, венгерский, финский) при одинаковой или близкой артикуляции гласные образуют пары, члены которых противопоставляются по длительности произнесения, т.е. различаются, напр., краткие гласные: [а], [i], [⊃], [υ] и долгие гласные: [а:], [ i:], [⊃:], . Отметим, что у звуков русского языка: А – долгий, а О, наоборот, – короткий. Но эти признаки в нашем языке не противопоставляют звуки друг другу (нет оппозиций), для русского уха одинаково звучат ДОМ и ДООМ, хотя это разные вещи (а англичанин, к примеру, различит долгое И в sheap овца и короткое в ship корабль, поскольку это для него разные слова, как раз и отличающиеся лишь признаком долготы/краткости).
- Дифтонгизация-Во многих языках гласные делятся на монофтонги и дифтонги. Монофтонг - это артикуляционно и акустически однородный гласный.Дифтонг - сложный гласный звук, состоящий из двух звуков, произносимых в один слог.
Согласные звуки:
Согласные звуки (консонантные звуки) - звук иречи, при произнесении которых обязательно наличие шума и не обязательно - тона. Тон присутствует в звонких согласных и сонантах (сонорных согласных). Согласные в отличие от гласных не могут быть слогообразующими.
Имеются 4 основных артикуляционных признака согласных:
Шумные глухие, которые произносятся без голоса (п, ф, т, с, ш).
2)Способ артикуляции . Суть этого способа - в характере преодоления преграды.
- Смычные согласные образуются путем смычки, образующей преграду воздушной струе. Они подразделяются на три группы:
Взрывные. У них смычка завершается взрывом (п, б, т, д, к, г);
Аффрикаты. У них смычка без взрыва переходит в щель (ц, ч);
Смычные носовые, у которых смычка без взрыва (м, н).
- Щелевые согласные образуются трением струи воздуха, проходящей через проход, суженный преградой. Их также называют фрикативными (латинское «frico» - тру) или спирантами (латинское «spiro» - дую) : (в, ф, с, ш, х);
- Смычно-щелевые , к которым относятся следующие сонанты:
Боковые (л), у которых сохраняются смычка и щель (бок языка опущен);
Дрожащие (р), с попеременным наличием смычки и щели.
- Активный орган. По активному органу согласные делятся на три группы:
- Губные двух видов:
Губно-губные (билабиальные) (п, б, м)
Губно-зубные (в, ф)
- Язычные согласные, которые делятся на переднеязычные, среднеязычные и заднеязычные;
4. Пассивный орган. По пассивному органу, т.е. месту артикуляции, различаются зубные (дентальные), альвеолярные, палатальные и велярные. При сближении спинки языка с твердым небом, образуются мягкие звуки (й, ль, ть, сь и т.д., т.е. палатальные). Велярные звуки (к, г) образуются сближением языка с мягким небом, что придает согласному твердость.
Употребление согласных в речи неравномерно. Так, в речи твердые встречаются почти в три раза чаще, чем мягкие; сонанты, составляя всего четверть общего количества согласных, составляют около 40% всех употреблений согласных.
Наша речь состоит из предложений.
Предложение - это законченная мысль.
Предложения состоят из слов.
Слова состоят из звуков.
Звук речи - то, что мы слышим и произносим.
Буква - это знак, обозначающий звук или несколько звуков. Буквы мы видим, пишем и читаем.
Звук на письме обозначается буквой.
Звуки речи делятся на гласные и согласные.
В русском языке шесть гласных звуков: [А, У, О, И, Э, Ы].
При произнесении гласных звуков воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды, выходит свободно. Гласным звуком мы можем позвать того, кто находится далеко от нас.
На схемах гласные звуки обозначаются красным цветом.
Гласных букв - десять
А, У, О, И, Э, Ы - соответствуют звукам, Я, Ю, Е, Ё (йотированные), которые обозначают два звука: (Я - [ЙА], Ю - [ЙУ], Е - [ЙЭ], Ё - [ЙО])
В начале слова (яма, ель, ёж, юла);
После гласного звука (маяк, каюта, поёт, тает);
После мягкого и твердого знаков (семья, подъезд).
В остальных случаях (после согласных) йотированные гласные буквы обозначают на письме мягкость впереди стоящего согласного звука и гласный звук:
Я - [А]. Ю - [У], Е - [Э], Ё - [О] (ключ - буква ю обозначает звук [у] и мягкость согласного звука [л"], мяч - буква я обозначает звук [а] и мягкость согласного звука [м"]).
Согласные звуки - звуки, при произнесении которых воздух, выходящий изо рта, встречает преграду (губы, язык, зубы).
Глухость и звонкость согласных звуков определяются по работе голосовых связок и проверяется ладошкой, приложенной к горлышку:
· глухие согласные звуки - голосовые связки не работают ("горлышко не дрожит") состоят из шума: К, П, С, Т, Ф, X и их мягкие пары, Ц, Ч, Ш, Щ;
· звонкие согласные звуки - голосовые связки работают ("горлышко дрожит") состоят из голоса и шума: Б, В, Г, Д, Л, М, Н, Р, 3 и их мягкие пары, Ж, Й.
Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух:
согласные звуки, которые могут быть твердыми и мягкими : Б, БЬ, В, ВЬ, Г, ГЬ, Д, ДЬ, 3, ЗЬ, К, КЬ, Л, ЛЬ, М, МЬ, Н, НЬ, П, ПЬ, Р, РЬ, С, СЬ, Т, ТЬ, Ф, ФЬ, X, ХЬ;
· всегда твердые согласные: Ж, Ш, Ц
· всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ
Твердые согласные звуки на схемах обозначаются синим цветом, мягкие - зеленым.
При определении наличия или отсутствия звука в слове, места звука в слове, следует использовать прием интонационного выделения голосом заданного звука.
Например: "Есть ли в слове "сон" звук О? Послушай внимательно как я произнесу это слово: сООО н. Какой первый звук в слове "сон"? Послушай, как я произнесу это слово: ССС он. А теперь послушай, как звучит последний звук в слове "сон" и назови его: соННН. Теперь назови все звуки в слове "сон" по порядку: с, о, н. Сколько всего звуков в этом слове?"
Уважаемые родители! Во время занятий с ребенком будьте терпеливы, тактичны и внимательны! Не проявляйте излишней настойчивости, но учите ребенка доводить начатое дело до конца. Хвалите и поощряйте его за правильные ответы, а в случае ошибок подбадривайте, и верьте в то, что у Вас всё получится!
Желаю удачи!
[а] «ё» -> [о] «ю» -> [у] «е» -> [э] 2 звука После гласных В начале слова После Ъ Ь [j][а] [j][о] [j][у] [j][э]" title="Гласные 1. [а][о][у][ы][э] [и] Буквы «я» «ё» «ю» «е» могут обозначать 1 звук После согласных «я» -> [а] «ё» -> [о] «ю» -> [у] «е» -> [э] 2 звука После гласных В начале слова После Ъ Ь [j][а] [j][о] [j][у] [j][э]" class="link_thumb"> 2 Гласные 1. [а][о][у][ы][э] [и] Буквы «я» «ё» «ю» «е» могут обозначать 1 звук После согласных «я» -> [а] «ё» -> [о] «ю» -> [у] «е» -> [э] 2 звука После гласных В начале слова После Ъ Ь [j][а] [j][о] [j][у] [j][э] [а] «ё» -> [о] «ю» -> [у] «е» -> [э] 2 звука После гласных В начале слова После Ъ Ь [j][а] [j][о] [j][у] [j][э]"> [а] «ё» -> [о] «ю» -> [у] «е» -> [э] 2 звука После гласных В начале слова После Ъ Ь [j][а] [j][о] [j][у] [j][э]"> [а] «ё» -> [о] «ю» -> [у] «е» -> [э] 2 звука После гласных В начале слова После Ъ Ь [j][а] [j][о] [j][у] [j][э]" title="Гласные 1. [а][о][у][ы][э] [и] Буквы «я» «ё» «ю» «е» могут обозначать 1 звук После согласных «я» -> [а] «ё» -> [о] «ю» -> [у] «е» -> [э] 2 звука После гласных В начале слова После Ъ Ь [j][а] [j][о] [j][у] [j][э]"> title="Гласные 1. [а][о][у][ы][э] [и] Буквы «я» «ё» «ю» «е» могут обозначать 1 звук После согласных «я» -> [а] «ё» -> [о] «ю» -> [у] «е» -> [э] 2 звука После гласных В начале слова После Ъ Ь [j][а] [j][о] [j][у] [j][э]">
[j][и] Сравнить:ручьи […чjи] обручи […чи] ьо -> [j][о] Во французских заимствованиях: бульон […лjо…] павильон […лjо…] Возможность обозначения буквой двух звуков ведет к несовпадению количества букв и " title="NB! Буквы «и» «о» могут обозначать 2 звука: ьи -> [j][и] Сравнить:ручьи […чjи] обручи […чи] ьо -> [j][о] Во французских заимствованиях: бульон […лjо…] павильон […лjо…] Возможность обозначения буквой двух звуков ведет к несовпадению количества букв и " class="link_thumb"> 3 NB! Буквы «и» «о» могут обозначать 2 звука: ьи -> [j][и] Сравнить:ручьи […чjи] обручи […чи] ьо -> [j][о] Во французских заимствованиях: бульон […лjо…] павильон […лjо…] Возможность обозначения буквой двух звуков ведет к несовпадению количества букв и звуков в слове. Следует также помнить, что «Ъ» и «Ь» звука не обозначают. [j][и] Сравнить:ручьи […чjи] обручи […чи] ьо -> [j][о] Во французских заимствованиях: бульон […лjо…] павильон […лjо…] Возможность обозначения буквой двух звуков ведет к несовпадению количества букв и "> [j][и] Сравнить:ручьи […чjи] обручи […чи] ьо -> [j][о] Во французских заимствованиях: бульон […лjо…] павильон […лjо…] Возможность обозначения буквой двух звуков ведет к несовпадению количества букв и звуков в слове. Следует также помнить, что «Ъ» и «Ь» звука не обозначают."> [j][и] Сравнить:ручьи […чjи] обручи […чи] ьо -> [j][о] Во французских заимствованиях: бульон […лjо…] павильон […лjо…] Возможность обозначения буквой двух звуков ведет к несовпадению количества букв и " title="NB! Буквы «и» «о» могут обозначать 2 звука: ьи -> [j][и] Сравнить:ручьи […чjи] обручи […чи] ьо -> [j][о] Во французских заимствованиях: бульон […лjо…] павильон […лjо…] Возможность обозначения буквой двух звуков ведет к несовпадению количества букв и "> title="NB! Буквы «и» «о» могут обозначать 2 звука: ьи -> [j][и] Сравнить:ручьи […чjи] обручи […чи] ьо -> [j][о] Во французских заимствованиях: бульон […лjо…] павильон […лjо…] Возможность обозначения буквой двух звуков ведет к несовпадению количества букв и ">
Упражнения 1 В каком ряду все слова состоят из 7 звуков? 1.воробьи, перебьют, поставь 2. объедки, уязвить, обжечься 3.увлечься, мальчонка, съешьте 4.маячить, разрежьте, бурьян 2 В каком ряду все слова состоят из 12 звуков? 1.несъедобная, сверхъемкий, фельетонист 2.Прибайкалье, безъядерный, сильнейший 3.разъяснение, межъязыковой, интервьюировать 4.объединение, компьютерный, субъективизм 2 В каком ряду все слова состоят из 9 звуков? 1.взъерошить, настольная, сверхчутье 2.бельевая, сафьяновый, льстивость 3.объемность, Приамурье, въездная 4.разъемный, льющийся, соловьиные
2. Буква обозначает соответствующий её написанию звук в сильной позиции, находясь под ударением. При этом орфографический облик слова не должен вводить в заблуждение. (речь идет о редуцированных (ослабленных в звучании) и о буквах «е» «ё» «ю» «я».) Н-р: приятелья-> NB! Следует обратить внимание на то, что буквы «е» и «а» в некоторых случаях могут обозначать звук [ы] Жена[жы…] Жакет [жы…] Жасмин[жы…] Лошадей[..шы..]
NB! Следует обратить внимание на то, что буквы «е» и «а» в некоторых случаях могут обозначать звук [ы] Жена[жы…] Жакет [жы…] Жасмин[жы…] Лошадей[..шы..]">
После твердых непарных[ж] жив [жы…] [ш] шип[шы…] [ц] цирк[цы…] После иностранных приставокДезинформация […зы…] После предлогов, оканчивающихся на согласный Без имен [бэзымон] Под известью [пады…] В сложносокращенных словах, если первый корень оканчивается на согласный Спортигра [спортыгра] Буква «и» обозначает [ы]
Согласные ЗвонкиеГлухие [б][п] [в][ф] [г][к] [д][т] [ж][ш] [з][с] В положении перед глухим В положении перед звонким Происходит уподобление согласного последующему Оглушение звонкогоОзвончение глухого Например: Пробка […пк…]Просьба […зб…] Веревка […фк…]Вокзал […гз…] Подсказка […ск…]Отбить […дб…]
NB! Если рядом стоящие согласные оба звонкие или оба глухие, озвончения или оглушения НЕ может происходить Например: здесь [здэс], когда [кагда], сделать [здэлат], когти [кокти] -В конце слова звонкий согласный оглушается Например: зуб [зуп] Непарные согласные. Звонкость – глухость. Всегда звонкие, или сонорные, НЕ оглушаются никогда [л][р][м][н][й] Всегда глухие [х][ц][ч][щ] Примечание: Для удобства запоминания рекомендую следующую фразу: «ХоЧу Целую Щуку».
Согласные ТвердыеМягкие [б][б] [п][п] [в][в] [ф][ф] Твердость – мягкость согласного определяется только в контексте, т.е. в слове. Если после согласного в слове стоит 1) Ъ или Ь 2)буквы «е» «ё» «ю» «я» «и», то он произносится мягким. бить [бит] лед [лот] лягу [лагу]
Непарные согласные. Звонкость – глухость. Непарные твердые: [ж][ш][ц] NB! Непарный твердый никогда не произносится мягко. Даже если после него Ь или «е» «ё» «ю» «я» «и» Например: ножевой [нажэ ы воj] желтый [жолтыj] молодежь [маладош] брошюра [брашура] жюри [жури] цифра [цыфра] NB! У некоторых согласных мягкость бывает не обозначена ничем. Например: гвозди [гвозди] бантик [бантик] гости [гости] Непарные мягкие: [ч][щ][й] (=[j]) Независимо от последующих гласных эти согласные произносятся мягко. Например: чудо [чуда] чаща [чаща]
Запомнить: «сш» бесшумный [бэшумный] [ш] без шапки [бэшапки] «зш» «сж» сжать [жат] [ж] брезжит [брэжыт] «зж» «сч» счастье [щастjэ] [щ] приказчик [прикащик] «зч» «тч» отчаянный [ачаjаный] [ч] переводчик [пэрэвочик] «дч» «тц» отцы [ацы] [ц] молодцы [малацы] «дц» дс/ тс/ тьс(я) [ц] смеётся [смэjоца], заводской [завацкой]
Артикуляционно все звуки речи делятся на два класса - гласные и согласные, основные различия между которыми связаны со способом образования этих звуков и их ролью при формировании слога: при образовании гласных обязательно участие голосовых связок и отсутствие преграды в полости рта, типичным артикуляционным движением является размыкательное, тогда как при образовании согласных - необязательно участие голосовых связок, но обязательно наличие преграды и смыкательной артикуляции; слогообразующими являются, как правило, гласные, которые образуют вершину слога, поэтому практически во всех языках мира число согласных превышает число гласных.
Гласные - это звуки, которые состоят только из голоса. Выдыхаемый воздух проходит через рот, не встречая никаких преград (именно поэтому известный русский ученый В.А. Богородицкий называл их «ртораскрывателями»). Фонетическая функция гласных -в организации звуковой целостности слога, слова и синтагмы. В артикуляционных классификациях гласных учитываются следующие критерии: 1) степень подъема языка (т.е. степень его вертикального смещения); 2) степень продвинутое™ языка вперед или назад; 3) положение губ; 4) положение мягкого неба.
В большинстве языков мира по степени подъема языка гласные делятся натри группы: 1) гласные нижнего подъема, при артикуляции которых язык занимает максимально низкое положение в полости рта, а благодаря опущенной нижней челюсти достигается широкий раствор рта, поэтому эти гласные называют также широкими: рус. а; 2) гласные верхнего подъема, при образовании которых язык занимает самое высокое положение в полости рта, причем раствор рта узкий, поэтому эти гласные называют узкими: рус. и, у, ы; 3) гласные среднего подъема, т.е. не относящиеся ни к гласным верхнего подъема, ни к гласным нижнего подъема, рус. е, о. Некоторые ученые (Л.В. Щерба, Л.Р. Зиндер) предлагают выде-
лять не три, а четыре и даже семь степеней подъема гласных (по мнению Л.Р. Зиндера, отакм ведет непрерывный ряд гласных, возникающих при медленном подъеме языка).
Горизонтальное смещение языка в переднюю или заднюю часть полости рта является основанием для классификации гласных по ряду. С точки зрения этого признака гласные во многих языках мира делятся также на три группы: 1) гласные переднего ряда, при артикуляции которых язык продвигается вперед, рус. и, е; 2) гласные заднего ряда, при образовании которых язык перемещается назад, рус. у, о; 3) гласные среднего ряда, при образовании которых язык вытянут вдоль полости рта, рус. ы, а. Следует, однако, отметить, что в некоторых языках (например, в тюркских) выделяются только два ряда - передний (ö, ü ,/) и задний (у, о, и).
При артикуляции гласных важную роль играют губы, которые могут вытягиваться вперед с разной степенью округления или лабиализации (< лат. labialis "губной"). С этой точки зрения гласные делятся на две большие группы: 1) лабиализованные, т.е. огубленные, при образовании которых губы сближаются, уменьшая выходное отверстие и удлиняя ротовой резонатор: рус. о, у; 2) нелабиализованные, т.е. неогубленные, рус. и, е, а, ы.
По положению мягкого неба гласные делятся на две группы:
1) ртовые, при артикуляции которых мягкое небо поднято и закрывает проход воздуха в полость носа: все русские гласные; 2) носовые, при образовании которых мягкое небо опущено, воздух проходит в полость носа: носовые гласные в польском, португальском, французском языках.
В некоторых языках мира учитываются также такие характеристики гласных, как длительность и тон. При этом выделяются долгие и краткие гласные (однако есть языки, например, эстонский, где различаются три степени долготы гласных - долгие, сверхдолгие и краткие). Долгие гласные отличаются от соответствующих им кратких прежде всего длительностью звучания (ср. словенские долгие гласные е., а:), хотя иногда они могут отличаться и некоторыми артикуляционными характеристиками (например, английский звук /: долгий более закрытый и передний, чем /"). Долгота гласных в некоторых языках семасиологизирована: в латинском языке, например, с длительностью гласного были связаны различия в значениях слов (ср. лат. os "кость" и o:s "рот",populus "народ" npo.pulus "толпа").
В тональных языках (например, в языках юго-восточной Азии) при классификации гласных по тону учитываются более сложные
признаки, в частности, скорость изменения частоты, время, за которое происходит изменение, регистр и др.
Типологические исследования в области фонетики показали, что в основе системы вокализма большинства языков лежит противопоставление трех универсальных признаков - подъема, ряда и лабиализованное™, все остальные признаки являются уже специфическими, отличительно характеризующими тот или иной язык.
С точки зрения однородности артикуляции гласные подразделяются на дифтонги (< греч. diphthongos "двугласный") и монофтонги (< греч. monos "один" и phthongos "звук"). Дифтонг - это сложный гласный, возникший в результате слияния двух (а иногда и трех) гласных в одном слоге, произносимый единым артикулято-рным движением (ср., например, английский дифтонг at, немецкий ае). В зависимости от того, на какой гласный приходится вершина слога, различают восходящие, нисходящие и восходяще-нисходящие дифтонги: восходящий дифтонг - это дифтонг, у которого слогообразующим является второй гласный (ср., например, испанский дифтонг ue.fuente "источник"); нисходящий дифтонг - это дифтонг, у которого слогообразующим является первый гласный (ср. немецкий дифтонг au: Maus "мышь"); восходяще-нисходящий (или истинный) дифтонг - это дифтонг, состоящий из двух одинаково ударных гласных (ср. латышский дифтонг au: tauta "народ"). Все дифтонги, как правило, обладают большей длительностью, чем монофтонги. Монофтонг - это гласный, характеризующийся артикуляционной и акустической однородностью, органы речи при артикуляции звука не меняют своего положения на всем протяжении артикуляции, тогда как при произнесении дифтонга происходит сдвиг органов речи (ср., например, английский дифтонг в словах now "сейчас" и pound "фунт").
От дифтонгов следует отличать дифтонгоиды, качественно неоднородные гласные, имеющие в своем составе призвук, выступающий в качестве переходного (ср., например, русский диалектные звуки е" (е склонный к и) или (о склонный к у).
Кроме артикуляционных, существуют акустические характеристики гласных, где в качестве дифференциальных выступают иные признаки: частота звука, зона его образования и др. Надгортанные полости (рта и носа), выступающие в роли резонаторов, усиливают определенные частоты гласных звуков. Эти резонансные частоты называются формантами гласных. При классификации гласных с акустической точки зрения учитывают обычно сведения о частоте двух формант - первой и второй, относительно которых известно,
что их частота определенным образом связана с артикуляционными свойствами гласных: частота первой форманты зависит от подъема гласного (чем более открытый гласный, т.е. чем ниже его подъем, тем выше частота первой форманты, рус. гласный а и, наоборот, чем более закрытый гласный, т.е. чем выше его подъем, тем частота ниже, рус. гласные и, ы, у); частота второй форманты зависит от ряда гласного (чем более передний гласный, тем выше частота второй форманты, рус. гласные е, и); лабиализованность гласных понижает частоту обеих формант. В соответствии с этим гласные верхнего подъема и, ы, у имеют наиболее низкую по частоте первую форманту, тогда как гласный нижнего подъема а имеет наиболее высокую первую форманту. Наиболее высокую вторую форманту имеет нелабиализованный гласный переднего ряда и, а наиболее низкую - лабиализованный гласный заднего ряда у.
Согласные - это звуки, которые состоят из шума или голоса и шума: при артикуляции согласных выдыхаемый воздух встречает на своем пути преграды в полости рта (поэтому согласные нередко называют «ртосмыкателями»). Согласные как класс звуков противостоят гласным еще и потому, что они, как правило, не являются слогообразующими: само название «со-гласный», т.е. встречающийся вместе с гласным, указывает на подчиненную роль согласного в слоге (хотя существуют языки, например, сербский, хорватский, македонский, словенский и др., где согласные, но только сонорные, обладают слоговостью; в русском языке в беглой речи в позиции конца или начала слова они также могут приобретать сло-говость, ср. бобр, мудр, ржав, льстить). Артикуляционная классификация согласных строится на основе следующих признаков: 1) поведение голосовых связок; 2) положение активного действующего органа, образующего преграду; 3) способ образования преграды и ее место; 4) положение мягкого неба.
В зависимости от степени участия голосовых связок при образовании согласных они делятся на звонкие и глухие. При артикуляции звонких согласных голосовые связки напряжены и находятся в состоянии колебания, в артикуляции глухих согласных они не участвуют. В большинстве артикуляционных классификаций приводится акустический признак - степень участия шума при образовании согласного. В соответствии с этим признаком все согласные делятся на шумные (образуемые либо при помощи шума, либо -голоса и шума) и сонорные (< лат. sonorus "звучный"), образуемые при помощи голоса и незначительного шума: р, л, м, н, j, что с акустической точки зрения приближает их к гласным.
В зависимости от места образования согласного, т.е. от того, какой активный орган образует преграду, а также от того, где возникает эта щумообразующая преграда, все согласные делятся на губные, язычные, увулярные, фарингальные и ларингальные.
Губные согласные - это звуки, в которых шумообразующая преграда обеспечивается либо губами (губно-губные согласные, рус. п, б,м), либо губами и зубами (губно-зубные согласные,рус.в, ф).
В язычных согласных активным действующим органом, создающим шумообразующую преграду, является язык, артикулирующий к верхним зубам, альвеолам (бугоркам у корней верхних зубов), разным частям неба. В зависимости от того, какая часть спинки языка создает преграду, различают переднеязычные, среднеязычные и заднеязычные согласные.
В переднеязычных согласных работает передняя часть и кончик языка. Они подразделяются на апикальные согласные (< лат. apex "верхушка"), в которых активным органом является кончик языка, приподнимающийся к верхним зубам и альвеолам (англ. /, d); дорсальные (< лат. dorsum "спина"), в которых передняя часть спинки языка приближается к верхним зубам (рус. т, д); какуминальные (< лат. саситеп "острый конец, вершина"), в которых происходит подъем всего края передней части спинки языка (слн. dz "); ретрофлексные, в которых активным органом является кончик языка, загнутый вверх и назад (рус. р).
В среднеязычных согласных шумообразующая преграда создается сближением средней части спинки языка ствердым небом (рус. j).
При артикуляции заднеязычных согласных преграда образуется за счет сближения задней части спинки языка с мягким небом (рус. к, г, х).
Увулярные согласные (< лат. uvula "язычок") - это согласные, при образовании которых преграда создается за счет сближения маленького язычка и мягкого неба с задней частью языка (ср. нем. [х] в слове Buch или парижское произношение звука [г]).
Фарингальные, т.е. глоточные согласные (< греч. pharynx "зев") - это согласные, в которых шумообразующая преграда создается путем сужения глотки (ср. укр., слц., чеш. [И], укр. нога; слц. hora; чеш. hlava).
Ларингальные или гортанные согласные (< греч. larynx "гортань") - это согласные, в которых шумообразующая преграда создается вследствие сближения голосовых связок (чеш. диал. ?око, араб, ahl "семья", иврит, mahir "искусный").
В зависимости от способа образования согласного, т.е. от того, каков характер преграды, преодолеваемой воздухом, и способ ее преодоления, все согласные подразделяются на смычные, щелевые
и дрожащие.
При образовании смычных согласных проход воздушной струи по речевому тракту преграждает смычка, которую образуют губы, язык и небо, язык и зубы. В зависимости от того, как раскрывается смычка, смычные согласные подразделяются на взрывные, в которых смычка раскрывается мгновенно (рус. п,б,щд,к г)", аффрикаты (< лат. affricata "притертая"), в которых смычка раскрывается медленно, постепенно, при этом после смычки следует щелевая фаза, так как артикулирующие органы не раскрываются полностью и между ними сохраняется сужение (рус. ч, ц); носовые, в которых смычка образуется полным замыканием ротовой полости и одновременным опусканием небной занавески, вследствие чего воздух свободно протекает в носовую полость (рус. н, м).
Некоторые ученые среди смычных выделяют также имплозивные (или сомкнутые) согласные, которые имеют только фазу смычки и не заканчиваются взрывом (ср. рус. а[бб]ат, о[тт]уда).
Щелевые согласные - это согласные, при артикуляции которых язык образует затор, оставляя для выхода воздуха щель (рус. с, з, ш, ж,ф,в,х, n,j), В зависимости от того, где образуется щель - в срединной части языка или сбоку (между боковой частью языка и зубами) - различают срединные согласные (рус. с,з,ш,ж, ф, в, x,j) и боковые (рус. л).
При образовании дрожащих согласных происходит вибрация кончика языка, смыкание и размыкание его с альвеолами (рус. р). По этому признаку дрожащие согласные рассматриваются иногда в классе смычных согласных.
В зависимости от положения мягкого неба (или точнее, небной за-навески)при произношении согласных различают ртовые и носовые согласные. Ртовые согласные-это согласные, при артикуляции которых мягкое небо поднято и закрывает проход воздуха в полость носа (все русские согласные, кромем,н); в носовых согласных мягкое небо опущено и открывает проход воздуха в полость носа (рус. м, н).
В зависимости от того, происходит ли наложение дополнительной (йотовой) артикуляции на основную, все согласные подразделяются на мягкие (или палатальные < лат. palatum "небо") и твердые. Мягкие согласные - это согласные, при образовании которых происходит дополнительный подъем средней части спинки языка к твердому небу и продвижение всей массы языка вперед (ср.
Рус. мягкие согласные б\ в", д\ т" и др.); твердые согласные произносятся без этой дополнительной артикуляции, хотя последние исследования в области фонетики показали, что при произнесении твердых согласных наблюдается приподнятие задней части языка по направлению к мягкому небу, т.е. веляризация < лат. velum "завеса" (ср. произношение русского веляризованного согласного [л] и невеляризованного, т.н. европейского [/]).
Учитываются и другие артикуляционные признаки согласных, в частности, участие пассивного органа в образовании преграды (зубов, альвеол, различных частей неба). Так, например, язычные (по активному действующему органу) согласные по пассивному органу, т.е. по тому органу, с которым происходит смычка языка, могут быть охарактеризованы как дентальные (или зубные, рус. т,д,с,з,л,н,ц\ альвеолярные (или надзубные англ. /, d), передненебные (рус. ш, ж, ч р), средненебные (рус. у), задненебные (рус. к, г, х).
Кроме артикуляционной, существует акустическая классификация согласных, в которой учитывается прежде всего сила шумовых составляющих. В соответствии с этим критерием, как уже указывалось, согласные подразделяются на шумные и сонанты. При артикуляции сонантов наблюдается преобладание голоса над шумовыми составляющими, что с акустической точки зрения приближает их к гласным, при образовании шумных согласных преобладающим является шум.
Важнейшим акустическим признаком согласных является характер нарастания шума в начале их звучания (именно по этому признаку различаются взрывные и щелевые согласные), а также характер его спада в конце звучания: по этому признаку выделяют глот-тализованные (или смычно-гортанные согласные), при образовании которых происходит гортанная смычка в конечной фазе артикуляции (слн. [?]) и неглоттализованные. Существуют и другие акустические признаки, использующиеся в акустической классификации согласных.
Стремление описать все многообразие звуков человеческой речи на единых классификационных основаниях способствовало разработке новых универсальных классификаций, построенных по дихотомическому (< греч. dicha "на две части" и tome "сечение") принципу. Первая такая классификация была предложена американскими учеными P.O. Якобсоном, М. Халле, Г. Фантом. Выделив 12 пар различительных признаков (среди которых были, например, такие, как: гласный/негласный, согласный/несогласный, компакт-
ный/диффузный, т.е. учитывается степень концентрации произносительной энергии, напряженный/ненапряженный, т.е. степень напряжения мускулатуры речевых органов, прерванный/непрерванный, т.е. учитывается наличие и характер преграды при прохождении воздушной струи, носовой/ртовый, звонкий/глухой и др.), они попытались описать звуки, представленные во всех языках мира. Позднее эта классификация была упрощена американскими учеными Н. Хомским и М. Халле, предложившими учитывать три основных признака при описании звуков речи: сонорный/несонорный, вокальный/невокальный, консонантный/неконсонантный, которые, однако, при необходимости можно расширить за счет введения дополнительных (таких, например, как способ артикуляции, место образования звука, источник голоса или шума и др.). Эти классификации свидетельствуют о том, что возможности описания звуков речи во всем их многообразии еще далеко не исчерпаны. Работа над созданием универсальных классификаций продолжается и в настоящее время.
СЛОГ КАК АРТИКУЛЯЦИОННО-АКУСТИЧЕСКАЯ ЕДИНИЦА
Слог как артикуляционно-акустическая единица речи относится к числу сложнейших фонетических явлений. Единой теории слога в лингвистике пока нет, каждая из имеющихся теорий акцентирует внимание на одних сторонах слога, оставляя без объяснения другие. Существуют разные определения слога. Основное различие между ними связано с тем, какие признаки (артикуляционные или акустические) берутся за точку отсчета.
С артикуляционной точки зрения слог - это минимальная единица речевого потока (Л.В. Бондарко) или минимальная артикуляционная единица речи (Ю.С. Маслов). Иногда эти определения уточняют, расширяя их указанием на организацию дыхания в процессе речи: «Слог - это минимальная единица речи, произносимая одним выдыхательным толчком или одним импульсом мускульного напряжения» (Л.В.Щерба). Это так называемая экспираторная теория слога. Однако данные экспериментальной фонетики свидетельствуют о том, что число дыхательных толчков и число слогов не совпадают.
Существует и другая теория слога - сонорная, основанная на акустических критериях. При акустическом подходе слог определяют как волну нарастания и ослабления звучности. «Слог - это отре-
зок речи, ограниченный звуками с наименьшей звучностью, между которыми находится слоговой звук, звук с наибольшей звучностью» (Р.И. Аванесов). Этот наиболее звучный звук является слогообразующим, вокруг него группируются неслогообразующие звуки.
Существуют и другие, менее распространенные теории слога, например, динамическая, согласно которой слог - это волна силы, интенсивности звука. Самый интенсивный звук слога - слоговой, менее сильные звуки - неслоговые (Л.Л. Касаткин).
В русском языке (как и во многих других языках) слогообразующим является гласный. Именно гласный образует вершину слога, составляя его ядро, на периферии же располагаются согласные. Однако существуют языки (например, сербский, хорватский, македонский, чешский), в которых в роли слогообразующего могут выступать и согласные, но только сонорные (ср. сх. врх "верх", мак. врба "верба", чеш. vlk "волк"). В русском языке в потоке речи сонорные также могут иногда приобретать слоговость, однако только в позиции конца или начала слова при беглом произношении (ср. смотр, театр, рдеть, рты).
Слоги могут иметь разную структуру: если элементы слога обозначить латинскими буквами С - consonans "согласный", V - vocalis "гласный", то структуру слога можно представить следующим образом: CV (мо-ло-ко), CVV (лау-ра), V (у-жас), С VC (о-вес), VC (ар-ка), CVVC (нем. Maus "мышь"), CCVVV (вьетнам. ngoäi "снаружи"): в двух последних случаях один гласный, а именно [а], составляет ядро, а другие периферию и т.д.
В зависимости от того, на какой элемент заканчивается слог, различают открытые и закрытые слоги. Открытые слоги оканчиваются слоговым звуком (ма-ма), закрытые - неслоговым (у-тес). Учитывается не только качество звука, закрывающего слог, но и звука, с которого начинается слог. В зависимости от этого слоги подразделяются на прикрытые (начинающиеся с неслогового звука: бар-кас) и неприкрытые (начинающиеся со слогового звука: у-сы). В большинстве языков мира преобладают открытые слоги, хотя в рамках этих слогов существуют различия в сочетаемости входящих в них согласных (ср. возможную для русского языка в начальном открытом слоге сочетаемость четырех согласных типа встре-ча и невозможность подобных сочетаний во французском языке), есть языки (например, полинезийские), которые допускают только открытые слоги (ср., например, названия островов Тихого океана: Са-мо-а, Ра-па-ну-и), однако для германских языков более типичны закрытые слоги (тип CVC).
В истории русского языка существовали разные тенденции в построении слога. В древний период (Х-ХИ вв.) преобладала тенденция к открытому слогу, которая имела силу закона, о чем свидетельствуют древнерусские памятники, где встречаются написания типа къто, съна и др., в которых первый слог заканчивает редуцированный гласный звук «ер». Однако со временем (после процесса «падения редуцированных») эта тенденция стала носить менее выраженный характер, так как появились и закрытые слоги (др.-рус. съ-нъ > сон).
Конец одного слога и начало другого образует слогораздел, являющийся границей слога. На границе слога происходит, как правило, уменьшение звучности, что связано со строением слога. В современной фонетической литературе существует несколько теорий слогораздела. Согласно теории, разработанной Р.И. Аванесо-вым, каждый слог в русском языке строится по закону восходящей звучности, т.е. звуки располагаются в слоге от наименее звучного к наиболее звучному, поэтому слогораздел проходит всегда на месте спада звучности (в слове, имеющем слоговую структуру CVCV, слогораздел пройдет между гласным и последующим согласным CV-CV: во-да). Исходя из того, что наиболее звучными являются гласные, а из согласных - сонорные, Р.И. Аванесов предложил следующие правила слогораздела:
1) сочетание шумных согласных между гласными (модель
VCCV) отходит к последующему слогу, т.е. V-CCV: ко-стюм;
2) сочетание шумного и сонорного согласного между гласными (модель VCCV)otxoäht к последующему слогу, т.е. V-CCV: до-бро;
3) сочетание сонорных между гласными (модель VCCV) отходит к последующему слогу, т.е. V-CCV: ко-рма;
4) сочетание сонорного и шумного между гласными (модель VCCV) имеет слогораздел внутри слога, т.е. VC-CV: пар-ma, поскольку сонорный обладает большей звучностью, чем шумный. При таком слогоразделе следующий слог строится в соответствии с законом восходящей звучности.
5) сочетание j с любым согласным между гласными (модель
VCCV) имеет слогораздел внутри слога, т.е. VC-CV: лей-ка.
Однако эти правила слогораздела распространяются только на неначальные слоги, в начальных слогах закон восходящей звучности нарушается (ср. рта, льды, где имеются два «пика звучности» -на начальном сонорном и на гласном), иногда он может нарушаться и в неначальных слогах (ср. ло-жка, где щелевой согласный [ш] более звучный, чем смычный [к]). В связи с этим появилась другая
теория, согласно которой слогораздел всегда проходит после гласных (Л.В. Бондарко).
Существует, однако, еще одна теория, сформулированная JLB. Щер-бой, в соответствии с которой граница слогораздела в русском языке тесно связана с ударностью слога:
1) если ударным является первый слог, то следующий за ним согласный является сильным и примыкает к ударному гласному, образуя закрытый слог: шап-ка;
2) если ударным является второй слог, то оба согласных в модели VCCV отходят к ударному слогу в связи с действующей в русском языке тенденцией к открытому слогу: до-стать;
3) в сочетании сонорного и шумного согласных между гласными принцип ударности не действует, так как слогораздел проходит внутри слога, т.е. VC-CV: сол-дат.
Однако данные экспериментальной фонетики не подтвердили зависимости места слогораздела от локализации ударения, хотя признак ударности слога для слогораздела является значимым.
Законы слогораздела в языках мира неодинаковы (во французском языке, например, в отличие от русского, слогораздел, как правило, проходит между согласными, ср. tek-nik), они могут различаться в диалектах даже одного языка (ср., например, севернорусское и южнорусское слогоделение слова картошка: сев.-рус. кар-тош-ка, юж.-рус. ка-рто-шка).
В разных языках соотношение между членением слова на слоги и его морфемным членением складывается по-разному: в русском, например, связь между слоговым и морфемным членением отсутствует (ср. различие в слоговом и морфемном членении слова сбежали: слоговое членение сбе-жа-ли, морфемное с-беж-а-л-и). Об отсутствии влияния морфологической границы на слогораздел свидетельствует и тот факт, что согласный в абсолютном конце слова произносится в одном слоге с гласным, начинающим следующее слово, ср. [но-чу-жа-са]. Однако в китайском и вьетнамском языках (являющихся языками слогового строя) эта связь прослеживается: слог почти всегда выступает в качестве представителя морфемы, и границы слогов не могут перемещаться, ср. вьетн. bat "чашка" и bat Ыее "чашечка".
Наша речь представляет собой поток звуков, и при членении этого речевого потока, кроме звука и слога, выделяются фонетическое слово, фонетическая синтагма (или речевой такт) и фраза, хотя выделение их происходит на разных основаниях - собственно фонетических, функциональных, смысловых и интонационных.
Фонетическое слово -это отрезок речевой цепи, объединенный одним ударением. В русском языке это чаще всего сочетание знаменательного слова с примыкающим к нему служебным (ср. сон ли, на гору, чтобы прочитать), однако есть языки, где в этот отрезок могут входить три и более знаменательных слова (ср. франц. Elle est heureuse "она счастлива").
Фонетическая синтагма - это отрезок речевой цепи, объединенный интонационно-смысловым единством входящих в него знаменательных слов, образующих одну ритмомелодическую группу (ср. Завтра вечером \ туристская группа \ в полном составе \ возвращается на базу). В семантическом плане синтагма представляет собой отрезок осмысленно расчлененной речи, в противном случае речь теряет свою информативность (ср. нарушение смысла высказывания при ином его членении на синтагмы: Завтра \ вечером туристская I группа в полном \ составе возвращается на \ базу).
Фраза - это отрезок речевой цепи, заключенный между двумя паузами, обладающий интонационно-смысловой законченностью, имеющий определенную интонационную структуру и характеризующийся синтаксической связанностью. Фраза как фонетическая единица может состоять из одного или нескольких предложений (ср. фразу, которая представлена тремя предложениями: Вот вы сели, лошади тронулись, колокольчик зазвенел).
Артикуляционно все звуки речи делятся на два класса - гласные и согласные, основные различия между которыми связаны со способом образования этих звуков и их ролью при формировании слога: при образовании гласных обязательно участие голосовых связок и отсутствие преграды в полости рта, типичным артикуляционным движением является размыкательное, тогда как при образовании согласных - необязательно участие голосовых связок, но обязательно наличие преграды и смыкательной артикуляции; слогообразующими являются, как правило, гласные, которые образуют вершину слога, поэтому практически во всех языках мира число согласных превышает число гласных. Гласные - это звуки, которые состоят только из голоса. Выдыхаемый воздух проходит через рот, не встречая никаких преград (именно поэтому известный русский ученый В.А. Богородицкий называл их «ртораскрывателями»). Фонетическая функция гласных - в организации звуковой целостности слога, слова и синтагмы. В артикуляционных классификациях гласных учитываются следующие критерии: 1) степень подъема языка (т.е. степень его вертикального смещения); 2) степень продвинутое™ языка вперед или назад; 3) положение губ; 4) положение мягкого неба. В большинстве языков мира по степени подъема языка гласные делятся натри группы: 1) гласные нижнего подъема, при артикуляции которых язык занимает максимально низкое положение в полости рта, а благодаря опущенной нижней челюсти достигается широкий раствор рта, поэтому эти гласные называют также широкими: рус. о; 2) гласные верхнего подъема, при образовании которых язык занимает самое высокое положение в полости рта, причем раствор рта узкий, поэтому эти гласные называют узкими: рус. и, у, ы; 3) гласные среднего подъема, т.е. не относящиеся ни к гласным верхнего подъема, ни к гласным нижнего подъема, рус. е, о. Некоторые ученые (Л.В. Щерба, Л.Р. Зиндер) предлагают выде- лять не три, а четыре и даже семь степеней подъема гласных (по мнению Л.Р. Зиндера, от а к и ведет непрерывный ряд гласных, возникающих при медленном подъеме языка). Горизонтальное смещение языка в переднюю или заднюю часть полости рта является основанием для классификации гласных по ряду. С точки зрения этого признака гласные во многих языках мира делятся также на три группы: 1) гласные переднего ряда, при артикуляции которых язык продвигается вперед, рус. и, е\ 2) гласные заднего ряда, при образовании которых язык перемещается назад, рус. у, о; 3) гласные среднего ряда, при образовании ко- ! торых язык вытянут вдоль полости рта, рус. ы, а. Следует, однако, | отметить, что в некоторых языках (например, в тюркских) выделяется только два ряда - передний (о, и,/) и задний (у, о, и). При артикуляции гласных важную роль играют губы, которые -могут вытягиваться вперед с разной степенью округления или ла- " биализации (