THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Итак, эстетическая мысль в понимании прекрасного прошла долгий эволюционный путь. В процессе исторического функционирования в культуре выработалась целая система принципов, на которых основывалось искусство в той или иной культурно-историческом ареале (имеется в виду искусство европейско-средиземноморского ареала в историческом интервале от Древнего Египта до евроамериканского искусства XX в.). Классическая эстетика обнаружила эту систему основных категорий и художественных принципов искусства, составлявших его базу в течение нескольких тысячелетий.

Основные категории эстетики

Термин "категория" используется для определения наиболее обобщенных, фундаментальных понятий, в которых отражается история процесса освоения обществом реальности по законам красоты. Итак, категории эстетики - это эстетические чувства, вкусы, оценки, переживания, идеи, идеалы, эстетические соображения, суждения, выступающие мерилом человеческих чувств. Категории эстетики исторически меняются и развиваются, отражая определенные этапы в развитии человеческого познания. Обратимся к рассмотрению конкретных категорий классической эстетики,

Прекрасное является центральной категорией эстетики, это самая высокая эстетическая ценность, которая демонстрирует представления человека о совершенстве, это основная положительная форма эстетического освоения действительности. То есть, прекрасным для человека есть все то, в чем она находит совершенное, желательно, гармоничное, бескорыстное. Именно поэтому, прекрасное - особое измерение человека, связанный с ее самореализацией и самоутверждением в своих родовых качествах, целостном функционировании, свободном проявлении своих сил.

Если сделаем небольшой историко-философский экскурс, то найдем много интересных идей относительно данной категории. Например, Платон четко не определяет прекрасное, однако оно для него - это прежде всего несколько чрезвычайно объемное по своему содержанию, это «сущность», это "идея". В своих диалогах Платон пытается определить как можно больше признаков прекрасного одновременно разрабатывает своеобразную "ступеньку красоты»: опираясь на человеческие чувства, красота "движется", от красоты отдельных тел к идее красивого тела вообще, от телесной красоты к красоте духовной. Существуют и более высокие степени красоты - красота законов и, наконец, красота чистого знания. Итак, Платон пытался раскрыть развитие такого сложного понятия, как "прекрасное", от низшей телесной красоты к красоте высшей - абсолютной. Аристотель пытался определить прекрасное как универсальную категорию, охватывающую все сферы жизни человека. Он, действительно, подошел к пониманию прекрасного как бытие, как существование и через такое широкое определение рассмотрел специфику проявления прекрасного в природе, в искусстве, красоте математических измерений и красоту человеческого тела, красоту мыслей, чувств, поступков и т. Еще один важный аспект размышлений философа связан с отождествлением прекрасного и блага, а благо обладает, по Аристотелю, самоценностью. Однако он не ограничивается отождествлением прекрасного с благом, а соотносит его с чувственными способностями человека, со способностью определенных предметов и явлений вызвать чувство удовлетворения, наслаждения. По мнению Л.Б. Альберти, красота - это нечто большее, чем конкретные элементы, которые составляют любой предмет, красота как определенный уровень прекрасного - это гармония. Интересны взгляды английского эстетика А. Шефтсбери, который предложил рассматривать красоту как единство трех видов. Красота мертвых форм (камня, металла) - это самый простой и самый низкий вид красоты. На втором уровне, более высоком, формируется второй вид красоты - красота форм, способны порождать другие живые формы. К этому виду красоты следует отнести красоту, которая создает искусство. Шефтсбери достаточно высоко оценивает художника, называет его "виртуозом". Опираясь на красоту, созданную "виртуозом", человек, по мнению философа, овладевает третий - высший - вид красоты, ведь она сама является прекрасным архитектором материи и может мертвым телам придать форму и образ собственными руками. Однако то, что устраивает ум и придает им образ, включает в себя всю красоту, которую придавали образу все эти "умы". И. Кант, например, связывал прекрасное со способностью суждения вкуса. При этом он подчеркивал значение субъективного фактора и рассматривал прекрасное не только как качество предмета, объекта, но и как отношение субъекта к объекту. Таким образом, указанная категория, действительно, является центральной для эстетики и имеет большую историю.

В эстетике существует несколько моделей понимания прекрасного:

o Прекрасное понимают как воплощение Бога (абсолютной идеи) в конкретных вещах или явлениях.

o Источником и утечкой прекрасного является сам человек, его духовный мир.

o Прекрасное - это естественное проявление объективных качеств явлений действительности, наиболее близкий к их природных особенностей.

o Прекрасное - это соотношение объективных особенностей жизни с человеком как мерой красоты.

o Прекрасное воспроизводится в процессе соединения объективных качеств с субъективным восприятием человека, но в качестве необходимого должен присутствовать совпадение объективно существующих качеств действительности с представлением о совершенной вещь, явление и т.

o прекрасное имеет объективную основу, отразилась в так называемых законах красоты: законах гармонии, симметрии, меры;

o оно имеет конкретно-исторический характер;

o представление о прекрасном зависит от конкретных социальных условий жизни личности, то есть от ее образа жизни;

o идеал прекрасного определяется также особенностями национальной культуры;

o субъективное понимание прекрасного обусловлено уровнем индивидуальной, личной культуры, особенностями эстетического вкуса.

Следующая категория - безобразное - противоположность прекрасного, его антипод. К уродливого относят все то, что выступает как антиценность и не соответствует человеческой сущности. Эта категория связана с оценкой тех явлений, которые вызывают человеческое возмущение, недовольство вследствие дисгармонии и отражает невозможность или отсутствие совершенства.

Возвышенное - категория эстетики, которая отображает совокупность природных, социальных и художественных явлений, являются уникальными по своей природе, и выступают как источник глубокого эстетического переживания. Если прекрасное несет в себе человеческую меру, то возвышенное - это превышение меры, то есть возвышенное - это то, что поражает человеческое представление силой или масштабом своего проявления. Это эстетическая категория, выражающая сущность явлений, событий, процессов, которые имеют большую общественную значимость, которые влияют на жизнь человека, на судьбы человечества. События и явления, которые оцениваются как возвышенные, эстетически воспринимаются человеком как противопоставление всему приземленном, примитивном, обыденном. Возвышенное вызывает у человека особые чувства и переживания, которые поднимают ее над всем примитивным, ведет человека на борьбу за высокие идеи. Возвышенное тесно связано с прекрасным, также выступая воплощением эстетического идеала.

Низкое - категория эстетики, которая воспроизводит явления действительности особенности общественного и индивидуального жизни, которые вызывают у человека соответствующую (отрицательную) эстетическую реакцию (презрение и пренебрежение). Низкое в противовес приподнятом является обыденным, обычным. Но это не вся обычная реальность, это хуже, ниже ее часть.

Трагическое - это категория, отражающая диалектику свободы и необходимости, воплощая наиболее острые жизненные противоречия между необходимостью или желанием, и невозможностью их осуществления. В центре трагического - конфликт между тем, что человек может (необходимость), и тем, чего она желает (свобода), или же между тем, что человек имеет (службы) и чего хочет (желанию). То есть конфликт между стремлениями разного уровня - личными и социальными.

Эстетическая мысль XX века активно разрабатывает проблему трагического. При этом речь идет не о какой-то стране или о конкретной практике искусства. В понятие трагического начинают вкладывать глубокий философский, нравственный смысл. Трагическое анализируется в широком контексте общих жизненноважных проблем, проблем будущего человеческой цивилизации.

Комическое - результат контраста, расстройства, противостояние прекрасного уродливом, низкого - приподнятом, внутренней пустоты - внешнему виду, претендующая на значительность. Комическое, как и любое эстетическое явление социальным. Оно находится не в объекте смеха, а в том, кто воспринимает противоречия как комическое. Комическое связано с общей культурой человека.

Комическое как жанр искусства, хотя и возникло в условиях античности, впоследствии развивалось неоднозначно. Ведь для создания высокохудожественной комедии, художник должен иметь опережающий мышления в современных ему условиях увидеть и явления, которые тормозят общественное развитие, создавая человеческие отношения, разрушают мораль. Каждая настоящая комедия, по сути, формирует идеал и систему прогрессивных ценностей, критикуя все, что весит ее утверждению.

Традиционно выделяют следующие формы комического 9 юмор (использование остроумия и игры слов);

o сатира (критика недостатков, противоречий)

o ирония (скрытый смех, замаскированный серьезной формой)

o сарказм ("злая ирония", что разрушительную силу).

Рассмотрены эстетические категории воспроизводят важнейшие процессы эстетического отношения человека к действительности.

Основные принципы искусства. Искусство является уникальным феноменом конкретно чувственного выражения реальности, не поддается никаким другим формам и способам выражения. Специфика этого выражения проявляется в главных принципах искусства.

Истоки трагизма творчества художников Возрождения

Столкновение античных и христианских начал послужило причиной глубокого раздвоения человека, считал русский философ Н. Бердяев. Великие художники Возрождения были одержимы, считал он, прорывом в иной, трансцендентный мир. Мечта о нем была уже дана человеку Христом. Художники были ориентированы на создание иного бытия, ощущали в себе силы, подобные силам Творца; ставили перед собой по существу онтологические задачи. Однако эти задачи были заведомо невыполнимы в земной жизни, в мире культуры. Художественное творчество, отличающееся не онтологической, но психологической природой, таких задач не решает и решить не может. Опора художников на достижения эпохи античности и их устремленность в высший мир, открытый Христом, не совпадают. Это и приводит к трагическому мироощущению, к возрожденческой тоске. Бердяев пишет: «Тайна Возрождения в том, что оно не удалось. Никогда еще не было послано в мир таких творческих сил, и никогда еще не была так обнаружена трагедия общества».

В эстетике Возрождения категория трагического занимает значительное место. Суть трагического мироощущения заключается в неустойчивости личности, в ^конечном итоге опирающейся только на саму себя. Как уже подчеркивалось, трагическое мироощущение великих возрожденцев связано с противоречивостью этой культуры. (С одной стороны, в ней присутствует переосмысление античности, с другой -- продолжает доминировать, хотя и в модифицированном виде, христианская (католическая) тенденция. С одной стороны, Возрождение -- эпоха радостного самоутверждения человека, с другой, эпоха глубочайшего постижения всей трагичности своего существования).

Итак, в центре внимания возрожденцев стоял человек.

В связи с изменением отношения к человеку изменяется и отношение к искусству. Оно приобретает высокую социальную сущнностъ.

Эстетические исследования велись не учеными, не философами, а практиками искусства -- художниками. Общеэстетические проблемы ставились в рамках того или иного вида искусства, преимущественно живописи, скульптуры, архитектуры, тех искусств, которые получили наиболее полное развитие в эту эпоху. Правда, довольно условно в эпоху Возрождения было разделение деятелей Возрождения на ученых, философов и художников. Все они являлись универсальными личностями.

Общий исследовательский дух эпохи был связан с их стремлением собрать в одно целое, в один образ всю ту красоту, что растворена в окружающем, Богом созданном мире» Философской основой этих взглядов, как отмечалось был антропологически переработанный неоплатонизм. Этот неоплатонизм Возрождения утверждал личность; устремленную к космосу, стремящуюся и способную постичь красоту и совершенство мира, созданного Богом, утвердить себя в мире. Это и отразилось на эстетических взглядах эпохи. эстетика возрождение человек

Интерес к теории искусства. В связи с основной мировоззренческой установкой -- отображением реального, признанного прекрасным мира, в связи с подражанием природе, особенно важными становятся разработки теории искусств, правил, которым должен следовать художник, ведь только благодаря им и возможно создать произведение, достойное красоты реального мира.

Логическая организация пространства. Художники эпохи Возрождения и заняты этими проблемами, в частности, изучением логической организации пространства. Ченнино Ченнини («Трактат о живописи»), Мазаччо, Донателло, Брунеллески, Паоло Учелло, Анто-нио Поллайола, Леон-Батиста Альберти (Раннее Возрождение), Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буонаротти поглощены исследованием технических проблем искусства (линейная и воздушная перспектива, светотень, колорит, пропорциональность, симметрия, общая композиция, гармония).

Эстетика Возрождения может быть охарактеризована как материалистическая (основной гносеологический вопрос эстетики об отношении искусства к действительности решается материалистически), но с известной долей условности.

Художники Возрождения обращаются в своем творчестве к окружающему миру, но он достоин воспроизведения только потому, что является произведением Творца. Художники отображают мир идеализированно. Эстетика Возрождения -- эстетика идеала.

Утверждая идеалы, гуманисты ищут равновесия в художественном образе между идеалом и действительностью, правдой и вымыслом. Так они непроизвольно выходят на проблему общего и единичного в художественном образе. Эта проблема присутствует у многих художников Возрождения. Особенно четко она поставлена у Альберти в его трактате «О статуе»: «У скульпторов, если только я правильно это толкую, пути схватывания сходства направляются по двум руслам, а именно: с одной стороны, создаваемое ими изображение должно быть в конечном счете как можно более похожим на живое существо, в данном случае на человека, причем, совершенно не важно, воспроизводят ли они образ Сократа, Платона или какого-нибудь другого известного человека, -- они считают вполне достаточным, если достигнут того, что произведение их похоже на человека вообще, хотя бы самого неизвестного; с другой стороны, надо постараться воспроизвести и изобразить не только человека вообще, но лицо и все телесное обличие именно этого человека, например, Цезаря, или Катона, или любого другого известного человека, именно так, в данном положении -- восседающим на трибунале или произносящим речь в Народном собрании» (Цит. по кн.: Овсянников М. Ф. История эстетической мысли. М., 1978. С. 68).

Альберти также писал, что надо прилагать как можно больше сил к изучению как можно большего количества красоты, но «в одном теле не найти всех красот вместе, они распределены по многим телам и встречаются редко...» (История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. М., 1961. С. 534). Здесь налицо проблема воспроизведения прекрасного. Его единичное изображение мыслится как обобщение множества прекрасных образов. Показательна сама постановка Альберти проблемы общего и единичного в художественном образе.

И Леонардо отмечал, что художники должны «подстерегать красоту природы и человека», наблюдать ее в те мгновения, когда она наиболее полно выявляется в них.

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Томский политехнический университет »

Юргинский технологический институт

ТЕМА РЕФЕРАТА

по дисциплине: «Философия»

Основные принципы эстетики И.Канта

Выполнила студентка гр._______________ ____________ ______________

(номер группы) (подпись) (фамилия и.о.)

Руководитель ___________ ___________________

(подпись) (фамилия и.о.)

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

1. НЕМЕУКАЯ КЛАСИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ…………………………….5

2. ИММАНУИЛ КАНТ………………………………………………………….7

2.1. Личность и творчество…………………………………………………...7

2.2. Творчество в докритический период……………………………………7

2.3 Этика Канта………………………………………………………………..9

2.4 Эстетика Канта…………………………………………………………..11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..12

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………...13

Введение

На нынешнем этапе истории осуществляется коренная ломка привычных стереотипов, устоявшихся, догматизированных представлений. Рождается новое мышление. И ведь это происходит не первый и не последний раз в человеческой истории. В такие времена философия, откликаясь на ускорение исторического процесса, обычно рождала, применяла и усовершенствовала диалектические идеи приёмы, методы, позволяющие овладевать в мысли всё более стремительным развитием общества и истории. Проблему - задачу эту можно считать вечно, возникающей вновь на каждом витке развития цивилизации. А начиналось её решение с того, что английский философ XVII веке Ф. Бэкон называл расчищением "площади ума" от сковывающих его "идолов", "призраков". И разве не сходная задача стоит перед нами сегодня? В том же веке французский мыслитель Р. Декарт выдвинул и систематически развил идею о необходимости " методического сомнения " в унаследованных знаниях, проверки их на содержательность, осмысленность и доказательность - и эта великая идея вместе с другими идеями французского философа стала сегодня остроактуальной.

В эпоху особой актуализации тех или иных философских идей прошлого возникает вызов и для них самих некоторые из философских идей - в том виде, в каком они были первоначально выдвинуты и сформулированы, - подвергаются уточнению, критике, а то радикальному пересмотру; им на смену приходят существенно отличные философские идеи. Так было, например, в новое время с идеей свободы. Тогда возникли незнакомые прошлому философские идеи, с помощью которых обосновывались всеобщие, не знающие никаких исключений права человека. Но то, над чем бились философы, начиная с глубокой древности и в новое время не потеряло своего значения.

Философские идеи не рождаются и не существуют в неком изолированном самостоятельном царстве "чистого духа", "чистой мысли". Они живут и обновляются в контексте действительной исторической жизни вполне определённых, реальных индивидов. "Место" их существования - проблема", вокруг которой, было так много споров и фантастических, хотя и не беспочвенных вымыслов, - это и есть мир реальной истории, а конкретнее, мир сознания, общения, действия индивидов, мир человеческих цивилизации и культуры. В последнее десятилетие всё больше приходилось сосредоточивать внимание на уточнении концепции социально - исторической обусловленности философской мысли и её обратного влияния на общество. В центре обновлённой концепции, стоят понятия "цивилизация", "эпоха", "историческая ситуация ".

Противоречия современной цивилизации - её взлёты и откаты, и стремительный бег, невиданное ускорение и вдруг душные времена, мертвящие зоны застоя, наконец, самый страшный парадокс: угроза уничтожения цивилизации, и не какой-то внешней силой, а творениями самой цивилизации - вот что в конечном счёте заставляет на пороге нового столетия и нового тысячелетия высветить именно цивилизованные аспекты человеческого бытия, как они видятся сквозь призму исторической философии.

Из необозримого множества отдельных периодов, шагов исторического развития философии представляют проблему противоречия человеческой цивилизации и человека цивилизации поистине выдающие мыслители. Можно выделить особо мыслящих и тревожащихся о цивилизации мыслителей Запада, таких как досократики, Сократ, Платон, Аристотель, Дж. Бруно, И. Кант. Эти мыслители сильнее других утвердили идеи, без сохранения и развития которых человечество не спасёт своё создание, цивилизацию, оказавшуюся столь хрупкой.

Эти великие, такие старые и такие новые мировоззренческие идеи: единство, целостность мира, Вселенной Космоса и человека; единство свободы и ответственности, прав и свобод личности; единство индивида и человечества, индивида и народа, народа, нации, народов человечества.

Эти мыслители какими бы проблемами ни занимались - размышляли ли, писали ли о природе, космосе и Боге, об атомах или идеях, о познании или логике, мысли всё равно возвращались, к вопросу о человеке, его свободе, достоинстве, традициях его судьбы. В работах мыслителей можно сконцентрироваться на общей проблеме: трудного становления Человека Цивилизации и вокруг идей философов, которые внесли особый вклад в рождение, развитие, защиту общечеловеческих гуманистических ценностей.

1. Немецкая классическая философия

Иммануила Канта (1724-1804) считают родоначальником немецкой классической философии - грандиозного этап в истории мировой философской мысли. Охватывающего более чем столетие духовного развития - напряжённого, очень яркого по своим результатам и важного по своему воздействию на человеческую духовную историю. Он связан по истине с великими именами: наряду с Кантом это И. Г. Фихте (1762-1814), Г. Гегель (1770-1831), Л. А. Фейербах (1804-1872) - все они в высшей степени оригинальные мыслители.

Прежде всего мыслителей немецкой классики, объединяло исходное понимание роли философии в истории человечества, в развитие мировой культуры. Гегелю, принадлежат крылатые слова: "Философия есть... современная ей эпоха, постигнутая в мышлении". И представителям немецкой классики удалось запечатлеть ритм, динамику, запросы своего тревожного и бурного времени - периода грандиозных социально-исторических преобразований. Они обратили свои взоры и к человеческой истории как таковой, и к человеческой сущности.

Кант, Фихте, Гегель возносят философию высоко, т. к. мыслят её как строгую и систематическую науку, науку как специфическую по сравнению с естествознанием.

Вторая особенность немецкой классической мысли заключается в том что ей выпала миссия придать философии облик широко разработанной и значительно более дифференцированной, чем раньше, специальной системы дисциплин, идей и понятий, системы сложной, отдельные звенья, которой взаимосвязаны в единую интелектуальную цепь философских абстракций. Именно немецкая классика, несмотря на свою трудность при усвоении, смогла оказать огромное воздействие не только на культуру, но и на социальное действие.

Кант и другие представители философски рассуждают о мире - о мире в целом, о закономерностях её развития. Это так называемый онтологический аспект философии - учение о бытие . В тесном единстве с ним строится учение о познании, т. е. Теория познания, гносеология . Философия разрабатывается и как учение о человеке, т. е. философская антропология . Вместе с тем классики немецкой мысли стремятся рассуждать о человеке, исследуя различные формы человеческой деятельности, в том числе социальную жизнедеятельность человека. Они размышляют об обществе, общественном человеке в рамках философии права, нравственности, всемирной истории, искусства, религии - таковы были в эпоху Канта дисциплины философии. Еще задолго до Канта охватывалось понятие "метафизика". Немецкой классической философии была присуща метафизика в смысле целостного мировоззренческого подхода.

Поэтому третья особенность этой философии заключается в проложении пути новому по отношении к метафизике методу мышления и познания - методу диалектизму, разработала целостную и разветвленную диалектическую концепцию развития, приложимый к исследованию всех областей человеческой жизни. Диалектические идеи проходят через всю немецкую классическую философию, обогащаясь и развиваясь от одного философского учения к другому.

Четвертый момент - это некоторые общие принципы подхода к проблеме исторического развития. В трактовке развития общества прилагаются рациональные мерки и критерии: историческое развитие предполагается исследовать не с помощью прозрения - интуиции, а научно - теоретически. Законы истории понимались как принципы исторической "разумности". Немецкие философы полагали, что главным двигателем истории являются взгляды, идеи, побуждения людей, т. е. идеальные мотивы, объединяемые в понятия сознания, "духа", мышления, познания, центральных для немецкой классической философии.

И наконец, последнее, что объединяет немецкую классику в единое целое: в своем рассмотрении человека и истории эта философия чётко и ясно сконцентрирована на вокруг принципа свободы и других гуманистических ценностей .

Немецкая классическая философия является непреходящим достижением философской мысли , к которому примыкают и многие другие философские достижения человечества немецкой классики. Она потому имеет общечеловеческое значение , что пыталась ответить на вопросы, которые человечество задавало себе с самого начала развития философии, на те вопросы, которые оно задаёт себе и сегодня.

Философия немецкой классики и в наши дни продолжает свою жизнь как относительно единое образование. Но немецкая классическая философия - созвездие, которое состоит из ярчайших звёзд. На всю последующую жизнь человечества они зажглись на небосклоне немецкой, европейской, мировой культуры. И одна из самых ярких этих звёзд - Иммануил Кант. Жизнь и поистине бессмертные идеи Канта станут предметом наших дальнейших размышлений.

Выполнила: студентка УГТУ-УПИ гр. ГО 35041 Екатеринбург 2007 Старикова Юлия Тема: Понятие эстетика. Принципы и законы эстетического формообразования.(на основе работы Ф.Т.Мартынова “Философия, эстетика, архитектура”)СодержаниеВведение1.Понятие эстетика.2.1. Основные законы и принципы эстетического формообразования.2.2. Бытийно-осмысляющий подход к дизайну.ЗаключениеСписок используемой литературыВведение Выбор темы происходил довольно долго, взгляд останавливался на более знакомых и объяснимых… Появилась мысль: ведь есть понятия, которыми оперируют словесно, но порой не могут сходу объяснить, что они подразумевают под ними. Для меня таким понятием стала эстетика. Захотелось найти точное объяснение, а что же это? Определить ее критерии* и принципы*. Разобраться, как они применимы к формообразованию, в частности в дизайне. Слово “эстетика” - довольно часто употребляемое и в повседневной жизни и в искусстве, как в практике, так и в критике, а также в философии и некоторых других сферах деятельности. Говорят об эстетике фильма, спектакля, какого-то конкретного писателя, эстетике исторического периода, например античной, эстетике определенной культуры, например, японской, и даже выделяют практическую эстетику, к которой относят эстетику быта, человеческого поведения и т.д. Исходя из этого, целями данной работы являются:1.Поиск определения понятия эстетики как таковой и попытка создания определения лично для автора реферата.2.Попытка поиска применения законов и принципов эстетического формообразования конкретно в дизайне, т.к. Ф.Т.Мартынов рассматривает их применительно к архитектуре.3.Определение актуальности темы для современных целей дизайна и проблем формообразования именно после изучения всего материала5.Определение “полезности” выбранной литературы В качестве основного источника взята монография Ф.Т.Мартынова “Философия, эстетика, архитектура”.Отсюда задачи:1.Изучение заявленной литературы по теме. 2.Ее переосмысление и попытка приведения конкретных примеров.3.Подведение итогов и создание выводов по проблеме и достижения целей. 1 Понятие эстетика.

Слово эстетика происходит от греческого “айстетикос ” - чувствующий, чувственный относящийся к чувственному восприятию. Как известно, само понятие ввел Н.Баумгартен лишь в XYIII веке. Однако история эстетики как мировой науки восходит своими корнями к глубокой древности.
Многообразие использования слова "эстетика" за пределами науки - свидетельство широкой содержательности этого понятия. “Всюду, где речь шла о принципах чувственной выразительности творений человеческих рук и природы, обнаруживалось единство в строении предметов и явлений, способных сообщать чувства эмоционального подъема, волнения, бескорыстного любования - закладывались традиции эстетического анализа.” [О.А. Кривцун “Эстетика”] При рассмотрении понятия эстетика можно вспомнить вербально созвучное ему понятие - этика, прерогативой которого является доброе (также как прерогатива науки - истинное). Хотя, думается, что прежде всего понятие эстетика относится к творению человеческих рук, и даже его действиям, а затем уже к чему-то, рожденному самой природой. Получение эстетического удовольствия от просмотра театральной постановки или примерки шляпки, созданной именитым дизайнером и любование гладью озера несколько различны. В первом случае человек активно задействован в процессе, работают его социальные и статусные связи, во втором же он более пассивен, близок к природе, а не к обществу, к познанию себя, а не к утверждению в социуме. Т.е. здесь важно понимать различие понятий эстетического порядка и просто какие-либо эмоциональные переживания, которые лучше относить к изучению психологии. Эстетическими их делает выраженность в определенном качестве Формы, и появлению чувства прекрасного.В большинстве энциклопедий эстетика объясняется как учение о прекрасном (или об изящном у В.Даля) прежде всего в искусстве, а затем уже в жизни. Что же, дизайн не является искусством, тем самым можно сказать, что он относится к категории жизнь, здесь уже возникает вопрос, что же рациональнее поставить на первое место? Хочется думать, что жизнь… Поначалу эстетика была инструментом философов, позднее теологов, уже в средние века понятием стали пользоваться художники, т.е. практики, уже в современном обществе критерии и принципы эстетики стремятся применить к формообразованию в архитектуре и дизайне. Можно сделать вывод, что особая природа эстетики как науки состоит в её междисциплинарном характере. Эстетика ориентирована на выявление универсальных критериев для чувственного восприятия выразительных форм окружающего мира. “В широком смысле это универсалии строения произведения искусства, художественного творчества и восприятия, универсалии художественной деятельности вне искусства” (дизайн, промышленность, спорт, мода и др.), “универсалии эстетического восприятии природы”. Эта последовательность
взята из той же работы О.А. Кривцуна. Как видно, восприятие природы стоит на последнем месте.Трудность владения эстетическим знанием состоит в том, что оно одновременно представляет собой: единство логической конструкции, высоких философских обобщений, нормативности, совмещающихся с проникновением в импульсы человека творчества, реальные парадоксы жизни, социального и культурного бытия.
Причем эстетика располагает растянутыми временными и пространственными критериями. Т.е. она объединяет опыт можно сказать всего человечества, корректируясь, конечно, конкретным человеком. Мартынов выделяет три значения употребления понятия эстетика. Первое - это идеи и способ творчества в создании произведений искусства, вещей того или иного автора. В прошлом это актуально было бы применить к писателю, сейчас к дизайнеру или архитектору. Второе - это те же идеи и способы создания и восприятия уже определенного вида деятельности, будь то кино, архитектура, труд, техника и т.д. В это так далее я бы включила эстетику жизни и поведения человека, а также дизайна.Ну и третье - это эстетика в смысле философского учения, которая и породила все остальные виды. Далее хочу привести фразу Мартынова, которая стала опорной для моего личного понимания эстетики: эстетика стремится, прежде всего, выявить, ЧТО представляют собой те явления действительности и те явления сознания, которые вызывают у нас чувство прекрасного. Действительно, можно полностью с ним согласиться, но опять же - что такое чувство прекрасного? Оно менялось на протяжении времени, и зависело не только от культуры и государства, ступени развития всего человечества, но и взглядов, мировоззрения, сложившихся стереотипов, неосознаваемых и осознанных, и воспитания отдельных людей. В какой-то мере чувство прекрасного, предметы и события, вызывающие восхищение конкретны для каждого человека. Но существует нечто общее, объединяющее, то, что наращивалось веками, не относящееся к чисто рефлекторному, или сиюминутно-эмоциональному. Прекрасное - это скорее то, что основывается на чем-то неосязаемом, невидимом, но понятном и опознаваемом как нечто красивое во всех смыслах. Но я не соглашусь с автором, что “прекрасное не есть полезное”. Ведь ощущение даже мысленного прикосновения к чему-то прекрасному, можно сказать совершенному, может принести совершенно неожиданный результат и даже существенно повлиять на взгляды, эмоциональное, а порой и физическое состояние человека. Известны случаи, когда для излечения физического или психологического недуга использовались культурное обогащение и соприкосновение с миром искусства и прекрасных вещей (катарсис с помощью с искусства). К тому же, по мнению некоторых философов (к примеру Гегеля), которое я поддерживаю, прекрасное или красота - это присутствие идеи в конкретном явлении. Именно идеи, когда есть, что постигать с помощью предмета, - это уже гораздо больше, чем просто удачно применить его в конкретной деятельности. “ Красота-это форма целесообразности предмета”, - говорил Кант. Т.е. без сомнения, без красоты нет и предмета, так же как и красота должна выражаться, раскрываться в чем-то конкретном. Предмет имеет право на существование, если он красив. А также эта красота, или прекрасное должно быть всеобщим, являться объектом всеобщего удовольствия. Проще говоря, должна затрагивать каждого, кто с ней соприкасается. Красота содержит в себе истину и благо. Красота, таким образом - это одна из категорий эстетики, причем ключевая, центральная. В свою очередь она является одной из сторон идеи, а идея уже принадлежит сущему, тому, что лежит в основе бытия.Получается, эстетическое удовольствие- это постижение через красоту фундаментальных основ бытия, причем через чувство. Я бы даже сказала, что если соприкосновение с предметом вызывает эмоциональный подъем и чувство вдохновения, значит, произошло несколько замечательных и важных событий: эстетическое переживание и, исходя из этого, приближение к познанию чего-то скрытого на первый взгляд и глубинного. Постижение идеального через предметно-чувственное. Это называется поиск эстетического значения, погружение в эстетическую реальность. Т.е. дизайнер, создавая предметный мир, должен отдавать себе, отчет в том, что целесообразность предмета выражается обязательно в красоте, а не только в практической функциональности. Так же становится понятно, что эстетические явления не всегда порождают светлые чувства, это может быть и потрясение, и легкая печаль. Ее можно расценить как встречу с потерянным, (или недостижимым) идеалом. Т.е. какой-либо предмет, вещь, даже действия (спектакль не относится напрямую к частной жизни человека) вызывают похожие чувства, как какое-то происшествие в жизни человека. Но они различны. Получается, что эстетические явления заставляют подняться и мысленноотвлечься от реального мира и приобщиться к чему-то общечеловеческому, духовному и нравственному. Это не связано с биологическим аспектом, а только лишь с социальным.Более того, я могу утверждать, что все без исключения люди ощущают этот процесс прикосновения к эстетически наполненному предмету, вещи, событию, пространству, но лишь обладающие какими-то даже малейшими представлениями о природе эстетического могут осознать чувства, объяснить, и в полной мере осмысленно ими насладиться. Также на этот процесс может повлиять индивидуальное желание и способность к познанию, и уровень духовного и развития и образования. Эстетический предмет всегда имеет автора, но не любой предмет, созданный человеком, можно назвать эстетическим. А как тогда относиться к современным объектам дизайна? Нередко, некоторые из них на первый взгляд не то, что не являются выражением эстетического, вообще антигуманны (примеры можно найти даже среди детских игрушек). Любование чем-то низменным, не вполне приличным, то же зачастую бескорыстно (что не скажешь о создании таких объектов) и является частью нашей жизни, или бытия, чувственным его проявлением. Общество меняется, современная массовая культура принимает такое направление развития, но все-таки общие истоки прекрасного неизменны, человек, создающий предметную среду должен это понимать. Итак, исходя из этого краткого рассуждения о том, что же такое эстетика, и какие понятия ее характеризуют, можно вывести следующее определение: Эстетика-это область познания, основанная на чувственно-духовном восприятии мира, затрагивающая все виды деятельности человека, обращающаяся к созерцанию истины и поиску общечеловеческих ценностей. Полагается на законы красоты.Включает понятия: эстетическая реальность, эстетическое отношение, эстетическое суждение и т.д.2.1.Основные законы и принципы эстетического формообразования. Проблема формообразования - одна из ключевых в дизайне. Ведь дизайн и есть по сути,- создание формы. Что такое форма, каковы ее особенности, как ее создать, на эти вопросы многие философы и теоретики дизайна не раз искали ответы. Мартынов пишет “именно благодаря форме неустойчивые, распадающиеся образования превращаются в устойчивые, организованные, из хаоса возникает порядок, то есть определенное содержание”. Получается, форма- это основа содержания, но форма должна быть в чем-то воплощена,- в материи. “Нет содержания без формы, и наоборот”. И в самом деле, рассуждения логичны. И когда мы создаем форму, мы создаем и изменяем новое содержание.Также формообразование-это проблема и эстетики. Все, что происходит в бытии “совершается в определенной форме и через форму” (Ф.Т.Мартынов) Несложно сделать вывод, что эстетическая форма возникает в первую очередь в воображении, она мысленная, образная. Единственное, что неясно, как она затем может перейти в предметно-материальную, она скорее является воображаемой организацией социальных и идеальных реальностей. А эстетическое формообразование, в свою очередь “- это смыслообразование и творение истины”. Формообразование может и должно включать эстетическую составляющую, но это как происходит и на чем она основано? По каким принципам происходит эстетическое формообразование, и чем оно может быть полезно в дизайне? Рассмотрим основные законы эстетического формообразования, выделенные Мартыновым:1.Преодоление стереотипности, автоматизма повседневного восприятия, чувственное и духовное слияние с общечеловеческим, и сопоставление возникающих при этом образов с повседневным опытом человека. На протяжении жизни у людей складываются определенные стереотипы, как в общении друг с другом, так и по отношению к предметам. Например, что холодильник создан для хранения продуктов, шапки с бомбошками могут носить только дети и т.д. Появляется определенный схематизм. Несомненно, хорошо, когда каждый предмет имеет свое устоявшееся и проверенное временем значение, человеку нужна стабильность, но жизнь без расширения сознания, новизны мало кому покажется привлекательной. Всегда нужно стремиться к открытиям, к познанию и созданию чего-то нового. Так появляются, как практичные и логичные многофункциональные устройства принтер-сканер-копир, походный нож, в котором скрыты еще ножницы, вилка и ложка, так и интересные, но трудные в использовании калькулятор-измеритель давления, или клавиатура - настольная лампа. Но в этом и есть поиск, не всегда то, что в неизменном виде сохраняется веками, в полной мере является практичным, возможно, просто новое решение пока не найдено. Здесь важно чувство сомнения, когда не хочется принимать все на веру, а возникает желание разобраться в увиденном и используемом предмете. Новизна может проявляться не только в практическом, но и идеальном, в случае застоя или неправильных, антигуманных установок общества. С другой стороны, не стоит забывать о тех общечеловеческих ценностях, поисках потерянного идеального и совершенного мира, на которых основывается эстетическое формообразование. Углубляться можно вниз - чувственное взаимодействие человека с предметом и реальностью, и вверх - действие воображения и высших слоев сознания. Т.е. в первом случае - выявление в итоге практических функций предмета и его места в социальной реальности, во втором поиск скрытых смыслов, символов в этом предмете, и возможно, преобразование и создание новых предметов на этой основе. Проскользнувший где-то в книге совет стать на время ребенком с непосредственным, незашоренным стереотипами взглядом на мир, вполне можно применить к дизайнерской деятельности, когда нужно сделать нестандартное решение, создать инновационный проект.2. закон не дословно звучит как: идеальная организация материала вживания в новый эстетический мир и его эстетически образное и эстетически-концептуальное выражение.Сложно сказать, что здесь имеется ввиду, должно быть, созданная, или открытая путем “знакомства” с предметом новая реальность, т.е. познанный смысл и особенности нового мира. Или наиболее правильная концепция познания эстетического мира. Скорее второе, т.к. последний третий закон звучит так:3. Достижение единства универсализации и индивидуализации вновь создаваемого эстетического мира. Возникает вопрос - почему вновь? В том смысле, что эстетический мир он един, существует по своим идеальным законам, и был когда-то нами, людьми, утерян? Или то, что, познав сущность одного предмета, мы пытаемся мысленно создать эстетический мир, на основе, или даже тот, который несет в себе предмет? Универсализации - значит подчиненности снова тем же законам идеального и общечеловеческого, а индивидуализации - привнесение своих взглядов и духовных ценностей в этот мир. Получается главный итог эстетического формообразования - возникновение порыва и стремления к созданию нового, более совершенного мира и в конце попытка его создания, включающего и предметно - пространственный мир, в создании которого огромную роль играет дизайнер. Дизайнер совмещает свое Я с чем-то общим и универсальным, в первую очередь ближайшим окружающим миром.На пути создания этого мира стоит выдвижение и обоснование эстетической концепции проекта. Это прогноз того, как будет образно, пластически выглядеть определенная часть этого мира, и какую значимую и смысловую нагрузку будет выражать организация предмета. Она осуществляется с помощью принципов формообразования, “которые можно рассматривать как специфические способы эстетически бытийного осмысления и эстетического миросозидания”. Итак, к таким принципам относятся: принципэстетической целостностиэстетической целесообразностиэстетической гармонизации и эстетической выразительности 1. Принцип эстетической целостностиЧто такое целостность в формообразовании, представляет каждый. Единство отдельных элементов формы, а точнее, относя к эстетике, свойств и сторон предмета, особенность этого единства. Когда они воспринимаются одним целым, но каждая часть выражает целое. У Мартынова прозвучала замечательная фраза “это требование и способность видеть целое ранее его частей”. Действительно, когда нам приходиться по крупинкам воссоздавать целое, это и есть формообразование. А восприятие предмета - это, прежде всего восприятие и использование целого. Другое дело, что какая то часть может быть как бы главенствующей, и приходить сразу, но вторым открытием непременно будет целое. Можно сказать, что здесь все так же, как и в любом формообразовании, только части этого целого другие. Эта целостность достигается путем диалога дизайнера и потребителя, через познание и переживание, технического расчета, вживания в ситуацию, преодоление стереотипов. В итоге появляется и полнота смыслов (смысловая целостность). Причем это созданное целое находится в каком то соотношении с первоосновами бытия и вечностью. Гораздо интереснее второй принцип - эстетической целесообразности. Что такое целесообразность? Соответствие ранее поставленным целям, или, если они оказались не заявлены, возможность и приемлемость в конкретной ситуации. Право на существование, грубо говоря. В эстетическом формообразовании это выявление утилитарной целесообразности, и в то же время возвышение над ней и ее обогащение, это попытка сделать формообразование самоценной деятельностью, но, не уходя от технической, социальной, экологической и экономической целесообразности предмета. Например, если сделать дома натяжной потолок с мерцающими в темноте звездами, одна лишь эта деталь будет придавать пространству особенный смысл, даже какое-то таинство, напоминать о неизведанности космоса и вечности этих самых звезд и неба над людьми. А еще, во времена, когда вещи и бытовые приборы у большинства населения нашей страны были в небольшом количестве и одинаковые, у нас в семье было радио, которое выделялось тем, что имело форму не обычного белого, быстозагрязняющего параллелепипеда с черным кружком для регулировки мощности, а изящной, с покрытием из дерева вытянутой и плоской коробочки. Оно напоминало картину, там было изображение прекрасной девушки, с растущими цветами у ног. Сейчас невозможно вспомнить, где и кем оно было произведено, но, глядя на такое радио, казалось, что и все новости, песни, доносящиеся из него, должны быть такими же прекрасными и обязательно хорошими. Вот и утилитарная, и социальная, и техническая на тот момент целесообразность, а также посыл к безграничности радости жизни, единения с природой и созерцания (девушка не рвала там цветы) красоты. Также различают внутреннюю и внешнюю целесообразность. 2.Принцип эстетической гармонизации Гармония - это очень важная категория эстетики. Гармония - это соотношение, как целого, так и частей предмета со всем спектром многопланового эстетического мира. Это одна из гармоний. Они достигается путем синтеза гармоний других видов: социальной, физической, духовной… Она соединяет в себе и целостность, и выразительность, и целесообразность. Понятно, что такая гармонизация очень сложна, и зависит от многих противостоящих факторов, таких как практические действия, идеальные установки, даже чувственные переживания. Безусловно, появление гармонии - постоянно ускользающее от людей явление. Но стремиться к ней необходимо. Ведь, если создавать каждое изделие гармоничным, весь мир человека постепенно гармонизируется в соответствии со всеми смыслами. Единство, а точнее гармоничное отношение человека и природы (и что взять за образец гармонии?), единство разума и чувства, поиск оптимальных путей налаживания общности людей, несмотря на их социальную, и другие принадлежности - вот глобальные задачи гармонизации. И здесь есть много путей, и споры по-прежнему не утихают. Этот принцип актуален в том плане, что затрагивает не просто важные, а жизненно необходимые проблемы современности, связанные с экологией. Гармония человека с природой, разумное пользование природных ресурсов с взглядом в будущее. Весомая часть этих проблем ждет решения от дизайнера, заставляя его решать внушительный ряд задач. 3.Принцип эстетической выразительности Не особо вникая в суть вопроса, можно подумать, что эстетическое - это и есть выразительное, красивое и так далее. Или что эстетика - это суть выразительности Мартынов и в этом принципе настаивает на процессе выражение одного через другое, одних миров через другие. И чем больше повторять это высказывание, тем меньше верится, что на самом деле понимаешь его смысл. Он говорит о нейтральной выразительности. Хотя как она возможна, непонятно. Безличная - да. Когда не видно так скажем личных и интимных подробностей процесса создания этой выразительности, а точнее переживаний, подтолкнувших к творению. Он уходит вглубь проблемы навязывания потребителям крупным бизнесом ложных ценностей, когда мы оцениваем все: и предметы, и вещи, и людей через исключительно внешне украшенную форму, особо не задумываясь о том, что скрыто внутри. Это злободневно. Особенно для России, где и встречают “по одежке”, и провожают обычно по ней же. Полагаю, автор намекает об утрате именно эстетической выразительности, уходе основополагающих смыслов жизни из формообразования. Если подумать, как человек заявляет о себе? Первые доступные “средства”- это его тело и предметная среда, говорит Мартынов. Но ведь просто тело - это поверхностно. Сюда входит мимика, физиологическая красота, тембр голоса. Вещи, разумеется, выполняют функцию якорей, по которым можно особенно не углубляясь понять, к какому социальному статусу принадлежит человек, поставить мысленную заметку, и по созданным обществом штампам представить систему его ценностей. Смотря на предмет, мы как бы соотносим себя с ним, и в то же время возвышаемся над ним, “воспаряем” в поисках скрытых ценностей. Все, как должно быть в эстетическом формообразовании, но вот смысловая и чувственная основа у этой выразительности не эстетическая, вот что скорее всего возмущает Мартынова. При формообразовании дизайнер заложил не те чувственные посылы, и руководствовался лишь желанием выгодно продать. Вот о чем речь. Я понимаю этот принцип как итог действия первых трех, при соблюдении эстетической целостности, эстетической целесообразности и эстетической гармонизации, возможно появление эстетической выразительности. Она (выразительность) самоценна и в то же время несет незримую пользу человеку, которая в итоге может вылиться в действия.Остается открытым самый важный вопрос: а каковы те смыслы, которые должна содержать в себе эстетика? Должно быть, ответы следует искать в философских рассуждениях. И где хорошему дизайнеру, не очень искушенному в философии их взять? А может он и хочет действовать согласно законам эстетического формообразования… А может быть, они должны приходить в результате его развития, как своего рода озарения? Или они и вовсе всегда есть в нас, но им нужно помочь вылезть наружу путем приближения к совершенству? 2.2. Бытийно-осмысляющий подход к дизайну. Мартынов выделяет такой подход к рассмотрению деятельности архитектора, который можно применить и к дизайнеру, как бытийно-осмысляющий.Он выражается в следующем (с моей поправкой на дизайн): Во-первых, осознание и понимание того, что дизайнер, проектируя, создает Новый объект реальности, который должен соотноситься с внутренней структурой личности, для которой он предназначен, ее потребностями, ценностями социальных, этнографических, территориальных групп, к которым она относится, и учитывать направленность развития общества в целом, структурой существующей модели мира. Например, в век технической культуры, постиндустриального общества, нано технологий, неоправданно создавать объект дизайна в массовом объеме, уступающий в своих технических характеристиках аналоги на несколько десятков лет. Это не попадает под интересы общества, не будет полезно в социальном плане, не отвечает пути развития человеческого мира. Или, в более узком смысле, странно было бы использовать дизайнеру белый цвет в платье невесты в восточной стране, где он является траурным. Или навязывать определенному социальному слою статусные вещи (к примеру, часы) более низкого экономического уровня. Можно в самом урезанном варианте свести проект к вопросам: кому? зачем? как? Далее дизайнер должен уметь дать прогноз успешности проекта во всех смыслах, и он предполагает способы совершенствования качества жизни при помощи данного продукта. Проект должен включать: социальное, экономическое, эстетическое(!), и техническое обоснование. Т.е. предпроектный анализ состоит из трех последовательных ступеней: индивидуальные, социальные, и общечеловеческие потребности. Я думаю, что первые две ступени исследуются практически каждым дизайнерам, а последняя, в которой и скрыты эстетические смыслы, часто не принимаются в расчет в полной мере. Во-вторых, “участное мышление”(термин М.М. Бахтина), которое предполагает способность вжиться в самые разные социальные, духовные, смысловые миры. Дизайнер, при работе над проектом, должен отвечать за каждый свой поступок, мыслить нравственно, но при этом не быть безучастным наблюдателем, и бездумно делать все, что по душе заказчику. Например, когда создается интерьер или книга в определенном исторически известном стиле, а заказчик не вполне представляет, чем он характеризуется, важно ему помочь, но прежде подумать, но не исключать возможности поступить так, как он хочет.Но и чрезмерно навязывать свою позицию тоже, ведь предмет создается для заказчика. Полагаю, что понимание внутреннего, духовного мира адресата дизайна, мягкое подталкивание его к нужным решением и согласие в основных пунктах - это и есть условие успеха современного дизайнера, когда между своими предпочтениями и вкусами заказчика, он чаще склоняется ко вторым… Этот пункт предполагает возможность “диалога” с другим направлением дизайна, другой школой, концепцией, и даже автором. Реалии сегодняшнего дня таковы, что автор должен иметь свой характерный стиль, изюминку, но должен быть готов в любой момент к корректировке своих приемов, знаний и отличительный черт, ведь мир не стоит на месте. И, наконец, в-третьих, что касается непосредственной темы, понимание объекта дизайна как смыслового объекта, который соединяет повседневную реальность с сущностным, идеальным планом реальности. Дизайн рассматривается как социально-эстетическое и духовно-осмысленное совершенствование существующих предметно-пространственных систем, а также как открытие новых, и создание высокоорганизованных социально-предметных структур, позволяющих их реализовать. ЗаключениеПодходя к заключению, нужно признать, что первая цель достигнута однозначно. Определение выведено, путем осмысления материала и применения собственной опытно-смысловой базы. Чем дальше происходило углубление в материал, тем больше появлялось отрывочных суждений, и меньше конкретики. Названия принципов эстетического формообразования подкупают своей конкретностью, но их наполнение совсем не соответствует принятым за основу понятиям целостности в формообразовании, и так далее. Не совсем ясно как все это возвышенно-идеальное претворить в жизнь одному человеку в одном конкретном предмете. Первый закон эстетического формообразования можно бы взять на вооружение всем “формообразователям”. С остальными дела обстоят менее хорошо… Но все-таки тема более актуальна для общих проблем дизайна, направления его отношений с природой, отношений в социуме и дальнейшего пути развития человеческой цивилизации, в зависимости от которых дизайн будет видоизменяться. Для самой проектной деятельности очень полезен бытийно-осмысляющий подход, где давно известные “постулаты” названы по-новому и расширены. Само же эстетическое формообразование довольно трудно применить на практике. Вопросы, поднимаемые Мартыновым в монографии настолько глобальны, что заставляют (призывают-то точно) задуматься о будущем человека и места дизайнерской деятельности в этом мире. Многочисленные ссылки на учения других философов и теоретиков искусства и дизайна, дают широкое и многоплановое представление о поднятой теме, показывая ее развитие и противоречия. Но иногда они остаются вовсе без критической оценки автора, выглядят нагромождением, хотя это можно принять за стремление подтолкнуть изучающего на собственные размышления и выводы. В общем, тема оказалась интересной, но еще более сложной, чем на первый взгляд. Возник итог, не только на основе данной темы, но благодаря ей. Человек являются частью природы, или природа покорена человеку, но он так или иначе связан с нею. Так почему бы при создании предметного мира человека не руководствоваться главным, что есть во всем природном - единство удивительной функциональности с поразительной красоты (выразительностью). Взять хотя бы самую обыкновенную стрекозу: ничего лишнего и прекрасно радует глаз...*ПРИНЦИП, и (устар.) ПРИНЦИ"П, а, м. [от латин. principium - начало] (книжн.).1. Основное начало, на к-ром построено что-н. (какая-н. научная система, теория, политика, устройство и т. п.) Основные принципы механики. Незыблемые принципы философии марксизма. || Закон, основное положение о чем-н. П. всемирного тяготения. 2. Убеждение, точка зрения, правило поведения. Это против моих принципов. В принципе - теоретически, в основном. В принципе я согласен. (Толковый словарь русского языка Ушакова)* КРИТЕРИЙ, я, м. [греч. kritērion - средство для решения] (книжн.).Признак, на основании к-рого производится оценка, определение, классификация чего-н., мерило. Верный к. К. истины. Этот признак служит критерием (чего-н. или для чего-н.).(Толковый словарь русского языка Ушакова)Список используемой литературы1. Ф.Т.Мартынова “Философия, эстетика, архитектура”Архитектон, 19982. Е.Г.Яковлев “Эстетика”3. О.А. Кривцун “Эстетика”



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама