THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Поведение человека в разных экстремальных ситуациях может быть различным:

Люди испытывают страх, чувство опасности и замешательства,

Переживают ощущения тупиковой ситуации, испытывают дискомфорт

Ведут себя безрассудно, апатично, не ищут выход из сложившегося положения,

Другие наоборот торопятся принять необдуманное решение.

В экстремальной ситуации необходимо сосредоточиться, успокоиться, начать анализировать, оценивать и, по возможности, контролировать ситуацию. В этих условиях необходимо конструктивно и позитивно общаться с окружающими, использовать технику релаксации, иметь представление о выживаемости и безопасности.

В экстремальных условиях человек должен сосредоточиться на изучении обстановки, на конкретной ситуации, в которой он находится. Нужно знать, что опасность может исходить отовсюду, поэтому ее трудно предугадать. При неожиданном повороте событий главное - не растеряться, адекватно воспринять событие. Практика говорит о том, что в условиях чрезвычайных ситуаций у человека временно возникает состояние растерянности, когда он не воспринимает увиденное и услышанное, снижается восприятие окружающей его обстановки.

Однако человек быстро осваивается и начинает воспринимать происходящее адекватно. Позднее наступает состояние усталости и переутомления. В этих состояниях нельзя допускать, чтобы уровень тревоги стал непереносимым, т.к. это приводит к срывам, агрессивному поведению против окружающих и даже против самого себя. Постоянное состояние напряженности опасно для здоровья человека, т.к. быстро истощает его психо-физиологические возможности и приводит к ошибкам в поведении.

Опытный человек, переживший или работавший ранее в кризисных условиях, лучше чувствует свою защищенность и испытывает меньший стресс. Однако это явление может быть не только положительным, но несет в себе и негативные последствия, т.к. постоянная угроза провоцирует нервное напряжение организма.

Очень важно правильно ориентироваться в угрозах действительных и мнимых и научиться побеждать страх.

В экстремальных условиях у человека вырабатывается комплекс реакций, мобилизующий весь психофизиологический потенциал. Именно он помогает обрести опору, овладеть собой и справиться с ситуацией, а иногда и совершить то, что кажется выше человеческих сил. Помощь всегда вызывает доверие и уважение к человеку. Это может пригодиться. Одна из главных задач - избежать ранения. Но если все-таки такая неприятность с вами приключилась, не паникуйте и не спешите прощаться с жизнью.

Осознайте, что самое страшное - позади. Вы остались живы и должны выжить. Имейте в виду, что по статистике большее количество умерших от ран - люди, ударившиеся в панику. Умирают они от страха, от шока, а не от последствий ранения. Предсказывать развитие ситуации в зонах катастроф - занятие сомнительное. Всякое может случиться. Не пускайтесь в авантюры, связанные с проникновением в очаг поражения. Не играйте со смертью.

При авариях, катастрофах, стихийных бедствиях и других чрезвычайных ситуациях массовые поражения людей могут возникнуть внезапно и одновременно. Огромное количество раненых и пораженных будет нуждаться в первой медицинской помощи. Профессионалов - медицинских сестер и врачей на каждого пострадавшего просто не хватит, да и прибыть в район беды они могут не всегда быстро, как этого требует ситуация. Вот почему немедленная помощь может быть оказана только теми, кто окажется рядом с пострадавшим в порядке взаимопомощи, или самим пострадавшим, если он способен, в порядке самопомощи.

Взрывы при террористических актах, пожары, землетрясения, наводнения, оползни, аварии на транспорте - все они приводят, как правило, к многочисленным жертвам. Роль своевременно и умело оказанной медицинской помощи несомненна. Ее основной и главный принцип - предупреждение и ослабление опасных последствий. Первая медицинская помощь оказывается на месте поражения, а ее вид определяется характером повреждений, состоянием пострадавшего и конкретной обстановкой в зоне чрезвычайной ситуации.

Проблема состояния, поведения и деятельности людей в экстремальных ситуациях

Проблема состояния, поведения и деятельности людей в экстремальных ситуациях с витальной угрозой в последние годы вызывает серьезную озабоченность ученых и практиков всего мира. Однако до настоящего времени основное внимание исследователей было направлено преимущественно на изучение последствий подобных ситуаций — медико-психологических, экономических, социально-политических и т. д. Вероятно, следует признать, что, несмотря на значительный объем достаточно обоснованных данных о воздействии различных экстремальных факторов и особенностях организации спасательных и антитеррористических операций, ряд аспектов проблемы, в частности, динамика состояния и поведения пострадавших и заложников до настоящего времени принадлежат к наименее исследованным. Вместе с тем именно специфика реакций пострадавших, а также их динамика во времени во многом определяют стратегию и тактику антитеррористических операций, спасательных, медицинских и медико-психологических мероприятий как непосредственно в период чрезвычайной ситуации, так и в последующем.


Результаты исследования людей, подвергшихся воздействию экстремальных факторов во время войсковых, антитеррористических операций и катастроф

В реферате мы рассмотрим обобщенные результаты изучения состояния, психических и поведенческих реакций, а также деятельности людей, подвергшихся воздействию экстремальных факторов. Эти данные были получены М.М. Решетниковым в процессе исследований, проведенных во время и после войсковых операций сопровождавшихся значительными потерями в Афганистане (1986), землетрясения в Армении (1988), катастрофы двух пассажирских поездов в результате взрыва газа под Уфой (1989), спасения экипажа подводной лодки «Комсомолец» (1989), а также обследования военнослужащих и спасателей, находящихся на реабилитации после антитеррористических операций и аналитического изучения материалов других аналогичных ситуаций.

В связи со спецификой условий и с учетом этических принципов, к обследованию привлекались преимущественно потерпевшие, военнослужащие и спасатели, которые либо не нуждались в оказании неотложной медицинской помощи, либо принадлежали к категории пострадавших с легкими и средними степенями тяжести поражений. В силу этого большинство полученных данных характеризовались определенной фрагментарностью, а целостные представления формировались путем сопоставления разрозненных наблюдений.

Полученные данные позволили выделить в динамике состояния пострадавших (без тяжелых травам) 6 последовательных стадий:

1. «Витальных реакций» — длительностью от нескольких секунд до 5 — 15 минут, когда поведение практически полностью подчинено императиву сохранения собственной жизни, с характерными сужением сознания, редукцией моральных норм и ограничений, нарушениями восприятия временных интервалов и силы внешних и внутренних раздражителей (включая явления психогенной гипо- и аналгезии даже при травмах, сопровождавшихся переломами костей, ранениях и ожогах 1–2-й степени до 40% поверхности тела). В этот период характерна реализация преимущественно инстинктивных форм поведения, в последующем переходящих в кратковременное (тем не менее — с очень широкой вариативностью) состояние оцепенения. Длительность и выраженность витальных реакций в существенной степени зависит от внезапности воздействия экстремального фактора. Например, при внезапных мощных подземных толчках, как при землетрясении в Армении, или крушении поезда под Уфой в ночное время, когда большинство пассажиров спали, имели место случаи, когда, реализуя инстинкт самосохранения, люди выпрыгивали из окон шатающихся домов или горящих вагонов, на некоторые секунды «забывая» о своих близких. Но, если при этом они не получали существенных повреждений, уже через несколько секунд социальная регуляция восстанавливалась, и они вновь бросались в обрушивающиеся здания или пылающие вагоны. Если спасти близких не удавалось, это определяло течение всех последующих стадий, специфику состояния и прогноз психопатологии на весьма протяженный период. Последующие попытки рационального разубеждения в том, что инстинктивным формам поведения невозможно противостоять или противодействовать, оказывались малоэффективными. Апеллируя к последним трагическим событиям, следует признать, что, отчасти, аналогичная ситуация наблюдалась после внезапного взрыва мины и начала массового расстрела заложников.

2. «Стадия острого психоэмоционального шока с явлениями сверхмобилизации». Эта стадия, как правило, развивалась вслед за кратковременным состоянием оцепенения, длилась от 3 до 5 часов и характеризовалась общим психическим напряжением, предельной мобилизацией психофизиологических резервов, обострением восприятия и увеличением скорости мыслительных процессов, проявлениями безрассудной смелости (особенно при спасении близких) при одновременном снижении критической оценки ситуации, но сохранении способности к целесообразной деятельности. В эмоциональном состоянии в этот период преобладало чувство отчаяния, сопровождавшееся ощущениями головокружения и головной боли, а также сердцебиением, сухостью во рту, жаждой и затрудненным дыханием. Поведение в этот период подчинено почти исключительно императиву спасения близких с последующей реализацией представлений о морали, профессиональном и служебном долге. Несмотря на присутствие рациональных компонентов, именно в этот период наиболее вероятны проявления панических реакций и заражение ими окружающих, что может существенно осложнять проведение спасательных операций. До 30% обследованных, при субъективной оценке ухудшения состояния одновременно отмечали увеличение физических сил и работоспособности в 1,5–2 и более раз. Окончание этой стадии может быть как пролонгированным, с постепенным появлением чувства истощения, так и наступать внезапно, мгновенно, когда только что активно действующие люди оказывались в состоянии близком к ступору или обмороку, вне зависимости от ситуации.

3. «Стадия психофизиологической демобилизации» — ее длительность до трех суток. В абсолютном большинстве случаев наступление этой стадии связывалось с пониманием масштабов трагедии («стресс осознания») и контактами с получившими тяжелые травмы и телами погибших, а также прибытием спасательных и врачебных бригад. Наиболее характерными для этого периода являлись резкое ухудшение самочувствия и психоэмоционального состояния с преобладанием чувства растерянности (вплоть до состояния своеобразной прострации), отдельных панических реакций (нередко» — иррациональной направленности, но реализуемых без какого-либо энергетического потенциала), понижение моральной нормативности поведения, отказ от какой-либо деятельности и мотивации к ней. Одновременно наблюдались выраженные депрессивные тенденции, нарушения функции внимания и памяти (как правило, обследованные вообще не могут сколько-нибудь ясно вспомнить, что они делали в это время но, естественно, эти пробелы затем «заполняются»). Из жалоб в этот период ведущими являлись тошнота, «тяжесть» в голове, ощущения дискомфорта со стороны желудочно-кишечного тракта, отсутствие аппетита, резкая слабость, замедление и затруднение дыхания, тремор конечностей.

4. Последующая динамика состояния и самочувствия пострадавших во многом определяется спецификой воздействия экстремальных факторов, полученными поражениями и морально-психологической ситуацией после трагических событий. Вслед за «психофизиологической демобилизацией» (при относительно высокой индивидуальной вариативности сроков) с достаточным постоянством наблюдалось развитие 4-й стадии — «стадии разрешения» (от 3 до 12 суток). В этот период, по данным субъективной оценки, постепенно стабилизировались настроение и самочувствие. Однако по результатам объективных данных и включенного наблюдения у абсолютного большинства обследованных сохранялись пониженный эмоциональный фон, ограничение контактов с окружающими, гипомимия (маскообразность лица), снижение интонационной окраски речи, замедленность движений, нарушения сна и аппетита, а также различные психосоматические реакции (преимущественно со стороны сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта и гормональной сферы). К концу этого периода у большинства пострадавших появлялось желание «выговориться», реализуемое избирательно, направленное преимущественно на лиц, не являвшихся очевидцами трагических событий, и сопровождавшееся некоторой ажитацией. Этот феномен, входящий в систему естественных механизмов психологической защиты («отторжение воспоминаний путем их вербализации»), в ряде случаев приносил пострадавшим существенное облегчение. Одновременно восстанавливались сны, отсутствовавшие в предшествующие периоды, в том числе — тревожного и кошмарного содержания, в различных вариантах трансформировавшие впечатления трагических событий.

На фоне субъективных признаков некоторого улучшения состояния объективно отмечалось дальнейшее снижение психофизиологических резервов (по типу гиперактивации), прогрессивно нарастали явления переутомления, существенно уменьшались показатели физической и умственной работоспособности.

5. «Стадия восстановления» психофизиологического состояния (5-я) начиналась преимущественно с конца второй недели после воздействия экстремального фактора и первоначально наиболее отчетливо проявлялась в поведенческих реакциях: активизировалось межличностное общение, начинала нормализоваться эмоциональная окраска речи и мимических реакций, впервые появлялись шутки, вызывавшие эмоциональный отклик у окружающих, восстанавливались сновидения у большинства обследованных. В состоянии физиологической сферы позитивной динамики и в этой стадии выявлено не было. Клинических форм психопатологии, за исключением транзиторных и ситуационных реакций, в «острый» период (до двух недель) после воздействия экстремальных факторов не наблюдалось. Основными формами транзиторной психопатологии (по ведущему признаку) у пострадавших, как правило, являются: астенодепрессивные состояния — 56%; психогенный ступор — 23%; общее психомоторное возбуждение — 11%; выраженный негативизм с явлениями аутизации — 4%; бредово-галлюцинаторные реакции (преимущественно в просоночный период) — 3%; неадекватность, эйфория — 3%.

6. В более поздние сроки (через месяц) у 12% — 22% пострадавших выявлялись стойкие нарушения сна, немотивированные страхи, повторяющиеся кошмарные сновидения, навязчивости, бредово-галлюцинаторные состояния и некоторые другие, а признаки астено-невротических реакций в сочетании с психосоматическими нарушениями деятельности желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой и эндокринной систем определялись у 75% пострадавших («стадия отставленных реакций»). Одновременно нарастали внутренняя и внешняя конфликтогенность, требующая специальных подходов.

Апеллируя к событиям в Беслане, следует признать, что тяжесть и динамика состояния пострадавших может быть существенно иной. Когда человек лишается родителей, мир пустеет, но, тем не менее, как это не горько — это соответствует обыденным представлениям и естественному ходу событий. Когда умирают дети, все краски мира меркнут, на многие годы и десятилетия, а иногда — навсегда.

Несколько слов о модификации общества. Усиление базисной тревоги и ухудшение психофизиологического состояния людей, даже находящихся в тысячах километров от трагедии — это общеизвестный факт, в основе которого лежит неизбежное психоэмоциональное включение субъекта в любое наблюдение. Стоило бы особо подчеркнуть — именно «наблюдение» (или «визуальный ряд», трансляцию которого, как представляется, стоило бы «дозировать» на фоне полного содержательного освещения событий). Неизбежное психоэмоциональное включение формирует феномен «соучастия» и последующие идентификации. Основной формой идентификации в культурном сообществе является идентификация с жертвами и пострадавшими, что предполагает необходимость широкой социальной терапии. Однако, в некоторых случаях возможна защитно-бессознательная «идентификация с агрессором» (особенно у молодых людей), что может приводить к росту правонарушений и преступности.

После подобных трагических ситуаций, как правило, усиливается сплоченность нации и одновременно люди испытывают потребность в каких-то ярких переменах, чтобы в жизни все стало честнее, благороднее, искреннее, лучше, чем было раньше, что налагает особые обязательства на представителей всех государственных органов.

Многие люди попадают в экстремальные ситуации. Это могут быть землетрясение, наводнение, пожар, терроризм и многое другое.

В стрессовых ситуациях человек может растеряться или стать на время экстрима боевой личностью. В итоге после того, как пережили ужас и страх, страдает психика. Человек нуждается в помощи квалифицированных специалистов.

Что такое экстремальные ситуации

Иногда с человеком происходят неблагоприятные случаи, влияющие на психику. Часто это называется экстремальными ситуациями. Проще говоря, это смена привычных жизненных условий.

Когда происходит критическая ситуация, у человека появляется страх, с которым необходимо бороться. Ведь пока он присутствует, люди не подвластны сами себе. Чаще всего сильный страх охватывает тогда, когда человек понимает, что определённая ситуация угрожает жизни. Поэтому после пережитого человек не в состоянии справится с собой, со своей психикой. Таким людям необходима помощь специалиста.

После страшного эпизода эмоции волнения переполняют. Бытует мнение, что выброс адреналина из организма - это хорошо. Однако психологи придерживаются другой точки зрения. Ведь если случается что-то непредвиденное, например, пожар, у человека появляется шок. После благополучного исхода возможны сердечный приступ, инфаркт и другие неблагоприятные исходы. Поэтому лучше таких ситуаций избегать. Психология экстремальных ситуаций - это проблема, от которой очень сложно избавиться.

Виды

Экстремальные ситуации могут быть неожиданными и прогнозированными. Например, невозможно ожидать стихийные бедствия. Эти ситуации появляются внезапно. Поэтому от неожиданности человек может растеряться и не успеть предпринять необходимые меры. Экстремальные ситуации подразделяются на следующие виды.

1. По масштабу распространения. Имеются в виду размеры территории и последствий.

  • Локальные ситуации находятся только на рабочем месте и не выходят за его пределы. Пострадавших людей может быть максимум 10-11, не больше.
  • Объектовые ситуации. Это опасность на территории, однако её можно ликвидировать своими силами.
  • Местные ситуации. Страдает только определённый город (пригород или село). Экстремальная ситуация не выходит за пределы местности и ликвидируется своими средствами, ресурсами и силами.
  • Региональные. Опасная ситуация распространяется на несколько приближённых районов. При ликвидации участвуют федеральные службы. При региональной экстремальной ситуации пострадавших должно быть не больше 500 человек.

2. По темпу развития.

  • Неожиданные и внезапные (аварии, наводнения, землетрясения и мн. др.).
  • Стремительные. Это очень быстрое распространение. К ним относятся пожары, выбросы газообразных ядовитых веществ и т.д.
  • Средние. Выбрасываются радиоактивные вещества или извергаются вулканы.
  • Медленные. Это могут быть засухи, эпидемии и др.

Любая экстремальная ситуация представляет угрозу для жизни человека.

Каждая катастрофа оставляет свой след на психике людей. Поэтому необходимо быть очень внимательным и знать, как реагировать в определённой ситуации.

Правила поведения

Не все задумываются о том, как нужно себя вести в определённый момент. Поведение в экстремальной ситуации очень важно. Ведь от него многое зависит, в том числе и жизнь человека.

В первую очередь необходимо быть очень спокойным и хладнокровным. Посчитайте быстро до трёх и восстановите дыхание. Постарайтесь на данный момент забыть про страх и боль. Реально оцените свои возможности, силы и ситуацию в целом. Растерянность, паника и нерешительность вам только навредят при таких обстоятельствах.

Каждый человек всегда должен быть готов к непредвиденной опасности. Тогда проще можно с ней справиться. Вы должны знать, как правильно оказывать первую помощь. При хорошей подготовке всегда есть возможность спасти свою жизнь или окружающих. Поведение в экстремальных ситуациях необходимо контролировать.

Выживание

Прежде всего вы сами должны убедиться, что ваше жильё безопасное и крепкое. Сможете ли вы находиться в доме, если будут ураганы или землетрясения? Регулярно проверяйте проводку. Вы должны точно знать, что при пожаре сможете выбраться невредимыми из ловушки.

В каждой семье должны находиться медикаменты на все случаи жизни. Нельзя забывать про бинты, йод, средство от ожогов. Они не каждый день нужны, но иногда просто необходимы. Выживание в экстремальных ситуациях - очень важный фактор для каждого человека.

Если у вас есть машина, она всегда должна быть готова к отъезду. Старайтесь горючее хранить для таких случаев.

Не забывайте о запасной одежде, которая должна находиться недалеко от вашего дома. Возможно, в гараже или подвале. Пусть она будет старая, зато согреет в мороз.

Если каждый человек будет думать о своей безопасности заранее, то выжить будет намного легче в любых экстремальных условиях.

Действия

Что делать человеку в экстремальных ситуациях? Не все смогут ответить на этот вопрос. Стот отметить. что экстремальные ситуации с людьми случаются каждый день, поэтому необходимо ответ на данный вопрос знать заранее.

Если человек обнаружил подозрительное устройство в общественном месте, то его нельзя подбирать, а необходимо сообщить в милицию. Пусть даже анонимно. Не бойтесь сообщать, ведь если пострадаете не вы, так кто-то другой.

В любой ситуации нельзя поддаваться панике. Это самое опасное чувство. Старайтесь взять себя в руки, успокоиться и действовать согласно ситуации.

Выход есть всегда, им главное правильно воспользоваться. Как правило, есть окружающие, к которым можно обратиться за помощью. Действия в экстремальных ситуациях должны быть молниеносными. Ведь от этого зависит жизнь. Если вы понимаете, что справиться не в состоянии, кричите пока сможете, чтобы вас услышали. Ясно, что помогут не все, но хоть один человек, но откликнется на вашу беду.

Памятка гражданам

Каждому гражданину необходимо помочь в экстремальных ситуациях. Для этого существует памятка, которая не даёт забыть, как надо действовать в случае непредвиденных происшествий.

Если вы понимаете, что с электричеством что-то случилось, например, трещит в счётчике или неправильно мигает лампочка, то сразу же обесточьте квартиру. Ведь могут наступить нежелательные чрезвычайные ситуации. В это же время желательно выключить газ и воду. После этого не раздумывая вызывайте мастера или аварийную службу.

Часто бывает, что люди не придают значения некоторым мелочам. Из-за этого случаются пожары, взрывы и др. Поэтому ваши документы должны находиться в одном месте и желательно ближе к выходу. В случае опасности необходимо их взять с собой. Это первое, что должно прийти в голову человеку.

Деньги и необходимые вещи должны находиться также не слишком далеко от выхода. В стрессовых и экстремальных ситуациях не всегда найдётся время бегать по квартире и собирать чемоданы. Поэтому необходимо заранее думать о том, что опасные случаи могут произойти в любой момент. Всегда нужно помнить правила в экстремальных ситуациях, которые могут помочь.

Экстремальные природные ситуации

Не только в квартире может настигнуть человека опасность. В природе тоже хватает экстрима. Поэтому человек должен быть готов ко всему.

Например, вы можете попасть в не сосем комфортные погодные условия -сильный мороз и снег. Лучшее решение - пережить холод. Можно построить небольшую пещеру.

Знайте, что снег - это отличный теплоизолятор. Поэтому благодаря снежной пещере можно переждать холод.

Никогда в жару не ходите без воды. Это очень опасно. Ведь когда пить захочется, а воды не окажется рядом, вы готовы будете на что угодно, лишь бы вам дали глоток прохладительного напитка. Без воды, как известно, человек долго не проживёт.

В природных экстремальных ситуациях можно себя спасти. Однако вы всегда должны помнить о мерах предосторожности. Чрезвычайные ситуации могут настигнуть человека в любое время.

Адаптация

Человек может привыкнуть к любым жизненным условиям. Даже в современном мире не все могут пользоваться в полной мере водой, электричеством и газом. Поэтому к экстремальным ситуациям можно тоже адаптироваться.

Прежде чем привыкать к опасным или необычным условиям, необходимо подготовиться психологически. Для этого прочитайте про неизвестную местность, куда собираетесь выехать. Старайтесь овладеть необходимыми навыками.

Очень важно настроить себя психологически. Если вы сомневаетесь, то может ещё не время рисковать? Экстремальная жизненная ситуация не должна вас сломать. Настройтесь только на позитив.

Чтобы вам легче было адаптироваться к экстремальным ситуациям, позаботьтесь о пище, воде и тёплой одежде. Без самого необходимого выжить намного тяжелее.

Последствия

Люди, которые попали в экстремальные ситуации, нуждаются в помощи. У каждого из них нарушена психика. Последствия у людей разные. Одни стараются забыться и находят утешение в алкоголе, другие становятся наркоманами, третьи предпочитают покончить жизнь самоубийством. Всем им необходима помощь квалифицированных специалистов, которые выведут человека из этого состояния.

Психологи помогут снять стресс, страх и вернуться в нормальную жизнь. Этих людей нельзя осуждать, ведь никто из них не виноват в случившемся. Избавиться от воспоминаний совсем непросто. Если вы стали свидетелями подобной ситуации, то не отворачивайтесь от таких людей, а постарайтесь помочь им вернуться в прошлую жизнь, где им было спокойно и комфортно.

Каждый день очень много людей нуждаются в общении с такими врачами, как психологи или невропатологи. После стресса человек перестаёт существовать, начинает жить одним днём. Для того чтобы легче было пережить сложные дни, психологи советуют:

  • Не паниковать;
  • В любой ситуации оставаться спокойным;
  • Чаще заниматься самовнушением;
  • Много отдыхать;
  • Как можно больше времени проводить с друзьями и родственниками;
  • Не оставаться в одиночестве.

Когда вы видите перед собой что-то страшное, старайтесь избегать слёз и паники, а искать выход из сложившейся ситуации.

Если человек, который пережил сильный стресс, обратится к специалисту, ему будет легче пережить сложившуюся проблему. Психология экстремальных ситуаций - это очень серьёзно, поэтому на неё необходимо обращать внимание в первую очередь.

Заключение

Каждый человек по-разному реагирует на стрессовые ситуации. Одни сделают всё возможное, чтобы спастись, другие начнут паниковать. Всё зависит от индивидуальности человека. Психика у всех разная. Поэтому нельзя осуждать тех людей, что сдаются. Ведь они не виноваты в своей слабости. Есть некоторые факторы экстремальных ситуаций. Именно о них каждый человек должен помнить.

При стрессовых ситуациях у человека истощается организм, отсюда и появляется много других заболеваний. Для того, чтобы избежать в будущем нежелательных последствий, необходимо обращаться за помощью к специалистам, которые помогут восстановить нервную систему и вернуться в прежнюю беспроблемную жизнь.


Поведение человека в экстремальных ситуациях.

Формы поведения человека экстремальных ситуациях.
«Гибель Помпеи» К. Брюллова – всемирно известная картина. Но способны ли мы увидеть и почувствовать в неё нечто большее, чем её высокие художественные достоинства? Разрушается город, гибнут родные и близкие. Что чувствует человек в такие минуты, как ведёт себя? Не праздное любопытство и не теоретический интерес к психологии заставляют задать этот вопрос. Трагедия Помпеи в разных масштабах многократно повторялась и будет повторяться. Как же ведут себя люди в тяжёлых критических си-туациях, что лежит в основе их поведения, как повысить устойчи-вость поведения в этих ситуациях?

Поведение определяется сочетанием трёх основных факторов:

биологические свойства организма (наследственность; нервно- психические заболевания; физико – химические нарушения в составе окружающей среды);

личность человека, как совокупность индивидуально – психи-ческих особенностей (нравственное и правовое сознание, цен-ностные ориентации, установки и т. д.);

внешняя среда с её экономическими, социальными, политичес-кими, культурными и другими нормами.

Чрезмерные психические и физические нагрузки, возникающие в чрезвычайных ситуациях, могут снижать эффективность поведения и деятельности вплоть до полной дезорганизации. Возникающие на этой почве так называемые трудные состояния могут выражаться в стрессе, фрустрации, тревоге, страхе.

Стресс (англ.stress – давление, напряжение) – это особое состоя- ние человека в период приспособления к новым условиям сущест-вования. Его психическим выражением может стать повышенная тревожность, неуверенность в себе, переутомление.

Фрустрация (лат. frustratio – обман, тщётное ожидание) – есть острое переживание неудовлетворённой потребности, как биоло-гической (голод, жажда, сон и т.д.), так и социальной. С точки зрения нарушения в сфере поведения фрустрация может появлять-ся в двух уровнях: как утрата волевого контроля (дезорганизация поведения) или как снижение степени обусловленности сознания адекватной мотивацией (потеря терпения и надежды).

Тревога – напряжённость, тягостный душевный дискомфорт. Раздражители, ранее являвшиеся нейтральными, усиливают трево-гу. Интенсивная тревога снижает возможность логической оценки воспринимаемой информации, её правильной переработки.

Страх – ощущение безысходности, неотвратимости надвигаю – щейся катастрофы – вызывает повышенную двигательную актив – ность, панические поиски помощи.

Тревожно – боязливое возбуждение – такое название получило крайнее выражение расстройств тревожного ряда. Оно характери – зуется дезорганизацией поведения, невозможность целенаправлен-ной деятельности.

Экстремальные ситуации сопряжены с психическим травмами, которые могут стать причиной психических болезней, объединён – ных под общим названием психогений. Клинические проявления таких расстройств многообразны. Наибольший удельный вес при – надлежит неврозам и реактивным психозам.

Неврозы – это группа заболеваний, возникающих под влиянием психических травм, сопровождающихся нарушением самочувст-вия и соматовегетативных функций, повышенной психической истощаемостью при достаточно сохранной оценке окружающего и осознании факта своего болезненного состояния.

Реактивные психозы – это выраженные психогенно обуслов-ленные расстройства преимущественно психотического характера, возникающие в связи с действием факторов, угрожающих жизни, благополучию индивидуума или особо для него значимых. Эти расстройства возникают в связи с тяжёлым эмоциональным стрессом. Имеются наблюдения, когда психические расстройства после тяжёлых травм возникают спустя некоторое время (отстав-ленные реакции) и долго не проходят после завершения действия эмоциональной травмы.

В зависимости от клинических проявлений реактивные состоя-ния подразделяются на острые и затяжные.

Острые реактивные состояния (аффективно- шоковое реак-ция) проявляется в виде возбуждения или заторможенности вплоть до ступора. Реакции с возбуждением протекают на фоне суженного сознания. Поведению людей в этот период хаотично, беспорядочно. Поступки людей бывают бессмысленны, а иногда и во вред им. Например, во время пожара лица, охваченные таким хаотическим возбуждением, могут выброситься из окна и погиб-нуть, хотя непосредственной угрозы для жизни могло и не быть.

После выхода из такого состояния больные плохо помнят про-исшедшем, испытывают состояние общей слабости, вялости, апа – тии. При аффетивно-шоковых реакциях с заторможенностью может наступить частичная или полная обездвиженность (состоя-ние ступора). Лица в таких состояниях испытывают трудности с выполнением действий.

В условиях угрожающей опасности человек испытывает осо-бую тяжесть в ногах, его движения замедлены. Он не в состоянии чётко и быстро действовать, чтобы избежать опасности. Иногда в таких ситуациях наступает как бы оцепенение (ступор). Однако лица, пребывающие в состоянии частичной или полной затормо-женности, могут достаточно правильно воспринимать и оценивать окружающую их обстановку.

Аффективно-шоковое состояния, как уже отмечено, возни-кают в условиях, угрожающих жизни, и проходят, когда эти обстоятельства и исчезают. Такие больные обычно не наблюдают-ся в больничных условиях.

Другую группу составляют затяжные психогенные реакции. Они могут возникать после случаев, имеющих для больного особую значимость (смерть близких, угроза дальнейшему благопо-лучию и т.д.). наиболее типичными формами таких реакций являются реактивная депрессия и реактивный параноид.

Следующие примеры иллюстрируют поведение людей в стрес-совых ситуациях, когда те или иные психические нарушения приводили к тяжёлым последствиям.

Для состояния ажитации в условиях аварии наиболее типич-ны неадекватность восприятия окружающей действительности. В частности, случается нарушение оценки временных интервалов, что затрудняет понимание ситуации в целом. Примером может быть такое наблюдение. Во время полёта по маршруту загорелся самолёт. В состав экипажа, кроме пилота, входили ещё два челове-ка. Исход создавшейся ситуации: лётчик катапультировался, а остальные члены экипажа погибли, хотя в их распоряжении тоже были катапультные установки.

При расследовании выяснилось, что командир перед катапуль-тированием дал команду оставить самолёт, однако, по его словам, не получил ответа, хотя ждал несколько минут. Фактически же промежуток времени между командой и катапультированием составил лишь несколько секунд. Остальные члены экипажа за этот промежуток времени не смогли подготовиться к катапуль-тированию. Доли секунды субъективно были восприняты пилотом как минуты, что и привело к гибели двух человек.

Кратковременный ступор в условиях угрозы для жизни характе-ризуется внезапным оцепенением. При этом сохраняется интел-лектуальная деятельность. Лётчик, выполняя полёт на высоте 8000 м, услышал резкий хлопок. Этот звук ассоциировался для него со взрывом. Это привело его в состояние кратковременного ступора – он не мог управлять самолётом из-за наступившего оцепенения. За это время самолёт потерял 3000 м высоты. Осознав, что звук вызван отказом двигателя, лётчик пришёл в нормальное состояние и начал действовать в соответствии с ситуацией.

Когда намерения к действию уже сформированы и начинают реализоваться, появление неожиданных, неопределённых раздра-жителей наносит «удар» по системе предвидения. Этот «удар» даже у людей с высокой подготовленностью может вызвать аффективное состояние.

Пример. 8 декабря 1972 года «Боинг-707» с пассажирами на борту потерпел катастрофу. Расследование показало, что идя на посадку, лётчик привёл в действие интерцепторы – металлические пластины, выдвигаемые из крыльев самолёта поперек воздушного потока для уменьшения скорости. Но посадочная полоса оказалась занятой. Руководитель полетов в резкой форме дал пилоту приказ пойти на второй круг. Лётчик, не ожидая такого распоряжения, растерялся; вывел двигатели на полную мощность, но забыл убрать интерцепторы. Это явилось причиной катастрофы – само-лёт упал на жилые дома и взорвался.

Готовность к экстремальным ситуациям.

Известно, что поведенческие реакции человека в экстремаль-ных ситуациях, психофизиологические возможности людей – величины чрезвычайно вариативные, зависящие от особенностей нервной системы, жизненного опыта, профессиональных знаний, навыков, мотивации. Вывести интегральную формулу поведения человека в сложной ситуации сейчас не представляется возмож-ным. Тем не менее появляется всё больше данных, что психологи-ческие факторы индивидуальные качества, способности человека, готовность, установки, характер, темперамент – в сложной обстановке не суммируются арифметически, а образуют некий комплекс, который реализуется либо в правильных, либо ошибоч-ных действиях.

Возможность противостоять экстремальной ситуации включает три составляющие:

физиологическую устойчивость, обусловленную особенностя-ми организма (конституция, тип высшей нервной деятельности, вегетативная пластичность и т.д.).

психическую устойчивость, обусловленную профессиональной подготовкой и общим уровнем качеств личности (специальные навыки действий в напряжённой ситуа-ции, наличие положительной мотивации, чувство долга и др.).

психологическую готовность (активно-деятельное состояние, мобилизованность всех сил и возможностей на предстоящие действия).

Первостепенное место в поведении человека занимают социаль-ные ценности, поскольку именно они определяют характер челове-ческих отношений.

Готовность к экстремальным ситуациям нужна каждому челове-ку, чтобы не быть застигнутым врасплох, не стать их жертвой, и особенно тем, кто работает в напряжённых условиях. Это люди многих профессий: космонавты, авиаторы, военные, спасатели и др. Принципы подготовки к деятельности в экстремальных, опас-ных ситуациях общие.

Для понимания сущности рассматриваемой готовности важно учитывать значение установок личности. Установка – это внутре-ннее состояние человека, определяющее устойчивость и направ-ленность деятельности и изменяющихся условиях.

Готовность не достигается помимо установок. Она включает не только разного рода осознанные и неосознанные установки, но и осознание задачи, модели вероятного поведения, определение оптимальных способов деятельности, оценку своих возможностей.

Чрезвычайно ответственные и опасные условия могут вызвать психические состояния, которые способны не только понизить, но и дезорганизовать готовность. Поэтому готовность следует рассматривать с учётом природы таких состояний, как стресс, фрустрация, психическая напряжённость.

Эти состояния нарушают прежде всего сложные действия и интеллектуальные процессы, тогда как простые обладают относи- тельно большей устойчивостью. Отрицательное влияние данных состояний выражает в ухудшении понимания, памяти, мышления, в скованности действий, несоразмерности, даже хаотичности движений. Затрудняет протекание контролирующих и регулирую-щих функций сознания, а это мешает своевременно учитывать и предвосхищать изменения в обстановке, изменения в обстановке, оперативно видоизменять приёмы и способы действий.

Положительные эффекты стресса выражаются в активизации психики, ускорении психических процессов, гибкости мышления, улучшении оперативной памяти и т.д. при психологическом стрессе его выражённость зависит от той оценки, которую человек даёт воздействующему фактору. Изменив оценку, можно изменить интенсивность стрессовой реакции.

Устойчивость к стрессу, сохранение эффективности деятель-ности в напряжённой ситуации определяется прежде всего высо-ким уровнем профессионального мастерства, направленностью личности, мотивами поведения, готовностью к активным дейст-виям. Именно поэтому морально-психологическая подготовка к выполнению задач, умелое руководство могут предупредить появление крайних форм стресса, помочь людям преодолеть трудности.

Есть основания, наряду с индивидуальным, выделять группо-вой стресс, который может нарушить общую деятельность, пони-зить уровень коллективного взаимодействия.

Если возникший групповой стресс связан с трениями, конфликтами и т.п., то нарушается взаимопонимание, исчезают синхронность и согласованность в работе.

Отрицательные эффекты группового стресса предупреждаются воспитанием сплочённости и готовности коллектива, формирова – нием взаимного доверия, выработкой навыков успешного взаимо –действия. Предупреждает групповой стресс опыт коллективной деятельности, накопленный в ходе совместного выполнения задач.

В сложной обстановке личные доброжелательные взаимоотно-шения выступают существенным фактором успеха.

Социально – психологическая общность группы, солидарность достигается тогда, когда члены группы не просто идентифициру- ют себя с ней, но обладают системой представлений о целях своей группы на макросоциальном уровне.

Сказанное иллюстрируется многочисленными случаями из жизни. Например, в 1973 году небольшое грузовое судно «Звезда» с десятью моряками перевернулось и затонуло у берегов Тасма-нии. Члены экипажа в течение девяти дней держались на плоту, борясь с холодом и штормовым морем, не имея воды и пищи. Один не выдержал, умер. Когда, наконец, достигли земли, трое отправились за помощью. Вернулись только на четвёртый день. К тому времени скончалось ещё двое их товарищей.

Позднее оставшиеся в живых рассказывали, как они боролись за жизнь. По мнению врачей, во многом помогло выдержать такое испытание так называемое привязанностное воображение. Люди в экстремальных условиях постоянно думали о тех, кто им дорог – о жёнах, матерях, детях, друзьях. Один так и сказал: «Я просто думал о жене, о семье, о тех, ради кого должен выживать». Другой из пострадавших говорил: «Единственное, о чём я думал – это выбраться из ужасной передряги, и даже не помышлял о том, чтобы сдаться».

Немаловажным фактором в деле выживания надо признать «моделирование» или веру в лидеров, стремление быть похожим на них. В данном случае надежды команды были связаны со стар-шим помощником капитана, который для всех служил воплоще-нием выдержки, компетентности, надёжности.

Примером развития реактивного психоза в условиях групповой изоляции может служить случай, имевший место во время транс-океанского плавания на плоту «Таити – Нуи II» с экипажём из четырёх человек под руководством Э.Бишопа. один из низ – Хуанито – оказался в социальной изоляции. В кульминационный момент нарастания психического напряжения он поднялся с места, схватил топор и, не говоря ни слова, стал рубить крепления эква-липтового бушприта. Когда его спросили, что он собирается делать с отрубленными брёвнами, в ответ хлынул поток бессвяз-ных слов: «Я буду строить себе полт… , я больше не могу…, заткнитесь…, во всём виноваты ты…» Трясущимися пальцами он указал на Бишопа.

Размахивая топором, Хуанито угрожающее кричал, что не позволит, чтобы ему мешали построить плот. Его больному воображению представлялось, что легче погибнуть от жажды в просторах солёной воды, чем переносить муки одиночества среди людей.

Физиологические основы поведения человека в экстремальных ситуациях и адаптация к ним.

Стрессоры-факторы, воздействующие на человека (психические, физические, химические, биологические) – обладают специфичес-ким и неспецифическим действием. Каждое предъявленное организму требование в каком – то смысле своеобразно т.е. специ-фического эффекта, все воздействующие на нас агенты вызывают также и неспецифическую потребность осуществить приспособи-тельные функции и тем самым восстановить нормальное состояние.

Стресс – трёхфазная реакция.

Первая фаза – реакция тревоги. Организм меняет свои характе-ристики, но сопротивление его недостаточно, и, если стрессор сильный, может наступить смерть.

Вторая фаза – сопротивление;

Третья фаза – истощение.

После длительного действия стрессора, к которому организм приспособился, постепенно истощаются запасы адаптационной энергии; вновь появляются признаки реакции тревоги.

Организм человека и его психика могут приобрести устойчи-вость(адаптироваться) к определённому стрессорному фактору (факторам) окружающей среды и таким образом жить в условиях, ранее несовместимых с жизнью, и решать задачи, прежде неразре-шимые.

В развитии большинства адаптационных реакций прослежива-ется два этапа: начальной этап – «срочная», но несовёршённая адаптация, и последующий этап – долговременная адаптация.

«Долговременный» этап адаптации возникает постепенно в результате длительного или многократного действия на организм факторов окружающей среды.

Такова адаптация, обеспечивающая осуществление организмом ранее недостижимой по своей интенсивности физической работы, приобретение устойчивости к холоду, теплу, ядам. Такова же каче-ственно более сложная адаптация к окружающей действительнос-ти, проявляющаяся возникновением новых устойчивых временных связей и их реализацией в виде соответствующих поведенческих реакций. Переход от «срочного» этапа к «долговременному» – это узловой момент адаптационного процесса, так как именно он делает возможной постоянную жизнь организма в новых условиях, расширяет свободу поведения вменяющейся биологической и социальной среде.

Реакция на любое новое и достаточно сильное воздействие среды – на любое нарушение гомеостаза (постоянство внутренней среды) – обеспечивается, во – первых, системой, специфически реагирующей на данный раздражитель, и во – вторых, стрессреа – лизующими, адренергической и гипофизарно-адреналовой систе – мами, неспецифически реагирующими на самые различные изменения окружающей среды.

По существу адаптация – это формирование определённой функциональной доминирующей системы, представляющей собой совокупность нервных центров и подчиняющихся им исполните-льных органов.

В организме не бывает готовых функциональных систем, способных обеспечить реакцию, соответствующую требованиям окружающей среды. Для того чтобы сложилась устойчивая, гаран- тированная в будущем адаптация, необходимо время и некоторое количество повторений, т.е. упрочение нового стереотипа.

Для перехода «срочной» адаптации в гарантированную «долго-временную» внутри возникшей функциональной системы реализу-ется важный процесс, обеспечивающий фиксацию сложившихся адаптационных систем и увеличение их мощности до уровня, диктуемого средой.

Последовательность явлений при процессе формирования «долговременной» адаптации состоит в том, что увеличение физиологической функции клеток систем, ответственных за адап-тацию, вызывает увеличение скорости транскрипции информационной РНК на структурных генах ДНК в ядрах этих клеток. Это приводит к интенсивному синтезу клеточных белков. В результате масса структур увеличивается и происходит увеличе-ние функциональных клеток, составляющих основу «долговремен-ной» адаптации.

Существенно, что после того, как системный структурный «след» полностью сформировался и стал основой адаптации, устойчивая адаптация устраняет нарушение гомеостаза, и, как следствие, исчезает ставшая излишней стресс – реакция.

Системный структурный «след» влияет на устойчивость организма не только к тому фактору, к которому шла адаптация, но и к другим. Так, при адаптации к физической нагрузке или высотной гипоксии повышается резистентность организма к стрес-сорным повреждениям.

Это пример положительно перекрёстной резистентности.

Стресс - реакция является важным достижением в эволюции и составляет необходимое звено в адаптации. Однако в так называе-мых безвыходных условиях, когда действующий на организм фактор необычайно силён или ситуация слишком сложна, приспо – собительная реакция оказывается неосуществимой. Эффектив-ная функциональная система и системный структурный след в ней не формируются. В результате первоначальные нарушения гомео-стаза сохраняются, а формируемая ими стресс – реакция достигает чрезвычайной интенсивности и длительности и из звена адаптации превращается в звено повреждения и разрушения. Это может привести к гибели человека или возникновению так называемых стрессорных заболеваний, занимающих одно из основных мест в современной медицине (ишемическая болезнь сердца, гипертония, язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки, психические болезни, диабет и др.).

Однако очень важное обстоятельство состоит в том, что большинство людей, поставленных в так называемые безвыходные ситуации, приобретает или иную степень резистентности к ним.

Следовательно, организм должен обладать механизмами, обес- печивающими адаптацию к стрессовым ситуациям, которую мож-но обозначить как процесс, обеспечивающий сохранение жизни и активной деятельности, а также предупреждение заболеваний в опасных, потенциально повреждающих ситуациях, которые не могут быть преодолены путём простых реакций из бегания, избав-ления или путём специфического приспособления к какому – либо физическому, химическому или биологическому фактору.

В результате такой адаптации возможна специализированная работа людей, несмотря на опасность и изменения окружающей среды, например, на высоте, в космосе, в военной обстановке, при действии таких факторов как боль, холод и т.д.

Успешная деятельность людей в экстремальных природных и социальных условиях – одна из важных задач, выдвигаемых совре-менным этапом цивилизации.

Многообразные ситуации, вызывающие тяжёлый и длительный стресс, чреватый повреждением внутренних органов, в конечном счёте сводятся к конфликту между повелительной потребностью немедленного осуществления оборонительной, пищевой, половой реакций и непреодолимым запретом на них. Этот конфликт является более сложным, когда человек подвергае-тся воздействиям социальной сферы, угрожающим его существованию или достоинству, а запрет на ответную реакцию наложен другими (тоже социально детерминированными) условиями.

Выдержка, действительно, оказывает обеспеченной путём критического напряжения механизмов коркового торможения. Но при этом заторможенным или видоизменённым оказывается лишь внешний поведенческий компонент реакции. Её внутренний вегетативный компонент, т.е. стресс – реакция, мобилизация функ-ций кровообращения, дыхания, сохраняется и даже может оказать-ся более интенсивным и длительным, чем при осуществлении самой поведенческой реакции. В основе этих вегетативных изменений лежит длительное и значительное повышение концент-рации катехоламинов и глюкокортикоидов в крови.

Тревожное ожидание и конфликт между опытом и реальностью резко усиливают стресс – реакцию в безвыходных ситуациях.

Многочисленные свидетельства, представленные в историче-ской, военной, спортивной литературе, и экспериментальные данные говорят о том, что повторное воздействие стрессорных ситуаций может реально предупреждать их первоначальное повреждающее действие на организм.

Адаптация к стрессорным повреждениям – это состояние повышенной резистентности (сопротивляемости) к стрессорным воздействиям, характеризующее организм в целом и состветствен-но обеспечивающее предупреждение самых различных стрессор-ных повреждений.

Основные изменения нейрогуморальной регуляции при адап-тации к повторным стрессорным воздействиям заключаются в:

адаптивном увеличении потенциальной мощности стресс – реализующих систем;

снижении степени включения таких систем, т.е. уменьшении стресс –реакции по мере повторения стрессорных ситуаций;

снижении реактивности нервных центров и исполнительных органов к медиаторам и гормонам стресса – их своеобразная десенситизация.

В результате адаптации к повторным стрессорным воздействиям

стрессорная реакция угасает.

Снижения активизации гипофизарно - адреналовой системы не зависит от истощения функциональных возможностей надпочеч-ников. В основе адаптации к многократному или длительному действию стрессорной ситуации лежит, во-первых, торможение высших адренергических центров в головном мозге за счёт синте-за определёнными системами нейронов стресс – лимитирующих агентов (ГАМК, дофамин, серотонин, глицин, опиоидные пептиды и др.) и, во-вторых, за счёт десенситизации, т.е. уменьшения чувствительности мозга и периферических тканей к стрессорным гормонам. Понижают чувствительность периферических тканей к стрессорным гормонам адениннуклеотиды, простагландины, анти-оксиданты, выступающие в роли модуляторов стресс – реализую-щих систем.

Таким образом, при эмоциональном стрессе, возникающем под влиянием сложной ситуации, аппарат эмоций детерминирует по меньшей мере два связанных между собой звена целостной реак-ции организма.

Первое звено, обращенное во внешнюю среду, - это эмоцио-нальное поведение и мышление – энергетически расточительные и беспорядочные на первый взгляд процессы, в действительности обеспечивающие поиск нового решения, нового модуса поведения.

Второе звено, реализующееся внутри организма, проявляется активизацией адренергической и гипофизарно-адреналовой систе-мы, которые вызывают стандартный комплекс метаболических и физиологических изменений, необходимых для энергетического и структурного обеспечения поискового поведения, т.е. в конечном счёте для формирования новой структурно закреплённой функцио-нальной системы, ответственной за адаптацию.

В настоящее время очевидно, что стресс – лимитирующие сис-темы моделируют оба эти звена, составляющие существо эмоцио-нального стресса, и тем самым ограничивают избыточность и уточняют вектор как поведенческих реакций, так и стандартной стресс – реакции, развёртывающейся внутри организма. Показано, что активация стресс – лимитирующих систем с помощью адапта-ции к мягким стрессорным воздействиям или с помощью прицель-но действующих химических веществ может предупредить не только многообразную гамму болезней – от язв желудка и сердеч-ных аритмии до нарушения противоопухолевого иммунитета, но также предотвращает повреждения, вызванные прямым действием физических и химических факторов, адаптирует к эмоциональным стрессам.

Примеры отрицательной перекрестной резистентности при напряжённой адаптации к интенсивному действию факторов окру-жающей среды также могут оказаться достаточно выраженными.

Адаптация к чрезмерным физическим нагрузкам или гипоксии может ослабить иммунитет; адаптация к стрессорным ситуациям и некоторым видам физической нагрузки тормозит функцию поло-вых желез.

Явления отрицательной перекрестной адаптации или «цены» адаптации повышают значимость правильного «дозирования» факторов окружающей среды и управления адаптационным процессом.

Способы выхода из кризиса людей, переживших экстремальные ситуации.

Экстремальные ситуации часто связаны с тяжелейшими психи-ческими травмами переживших их людей. Человек оказывается в состоянии психического кризиса (греч. crisis – решение, поворот-ный пункт). Это состояние, порождаемое вставшей перед индиви-дом проблемой, от которой он не может уйти и которую не может разрешить в короткое время и привычным способом (смерть близ-кого, тяжёлое заболевание, изменение внешности, резкое измене-ние социального статуса).

Кризисные ситуации требуют от человека тяжёлой внутренней интеллектуально – волевой работы по восстановлению душевного равновесия и утраченной осмысленности существования. В преде-льном понимании это борьба против невозможности жить, против смерти внутри нас.

Психологи выделяют четыре типа переживания кризисных ситуаций, что определяется интеллектом личности, её отношени-ем к окружающему миру.

Гедонистическое игнорирует свершившийся факт, внутренне искажает и отрицает его («ничего страшного не случилось»), формирует и поддерживает иллюзию благополучия и сохран-ность нарушенного содержания жизни. Это защитная реакция инфантильного сознания.

Реалистическое подчиняется принципу реальности; в основе его лежит механизм терпения, трезвого отношения к тому, что происходит. Человек, в конечном счёте, понимает реальность случившегося, приспосабливает свои потребности и интересы к новому смыслу жизни. Человек имеет прошлое, но теряет историю.

Ценностное полностью признает критическую ситуацию, повреждающую смысл жизни но отвергает пассивное принятие удара судьбы. Ставшее невозможным жизненное отношение не сохраняется в неизменном виде в сознании, как при гедонисти-ческом переживании, и не изгоняется из него полностью, как при реалистическом переживании. Ценностное переживание строит новое содержание жизни в связи с понесённой утратой. Ориентированное на само углубление и самопознание оно может достичь и более высокого постижения смысла жизни.

Творческое характерно для сложившейся волевой личности.

Исход переживаний кризиса здесь может быть двояким: либо восстановление прерванной кризисом жизни, возрождение её, либо её перерождение в другую по существу жизнь.

В любом случае это самосозидание, самостроительство.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Реальный процесс преодоления критических ситуаций чаще всего включает в себе несколько типов переживаний. От того, какой тип переживаний доминирует, зависит степень сохранности личности после выхода из кризиса. Если доминантным был прин-цип удовольствия (гедонистический), то переживание может привести к регрессу личности; принцип реальности в лучшем случае удерживает от деградации. Только принципы ценности и творчества обладают возможность превратить потенциально разрушительные события жизни в точки духовного роста и совер-шенствования лично.

Выход из кризиса подразумевает большую внутреннюю работу, тяжёлый нервный труд.

Установлено, что поведенческие реакции человека в экстремальных условиях, их временные характеристики, вообще психофизиологические возможности людей -- величины чрезвычайно вариативные, зависящие от особенностей нервной системы, жизненного опыта, профессиональных знаний, навыков, мотивации, стиля деятельности.

В настоящее время вывести интегральную форму поведения человека в напряженной ситуации почти не представляется возможным. Тем не менее появляется все больше данных, что психологические факторы -- индивидуальные качества, способности человека, его навыки, готовность, установки, общая и специальная подготовка, его характер и темперамент -- в сложной обстановке не суммируются арифметически, а образуют некий комплекс, который в конечном счете реализуется либо в правильном, либо в ошибочном действии.

В общем виде экстремальная ситуация представляет собой совокупность обязательств и условий, оказывающих сильное психологическое воздействие на человека.

Стиль поведения в экстремальной ситуации

Поведение в состоянии аффекта.

Аффект характеризуется высокой степенью эмоциональных переживаний, которая приводит к мобилизации физических и психологических ресурсов человека. В практике достаточно часто встречаются случаи, когда физически слабые люди в состоянии сильного душевного волнения совершают действия, которые не смогли бы совершить в спокойной обстановке. Например, наносят большое количество смертельных повреждений или одним ударом высаживают дубовую дверь. Еще одним из проявлений аффекта является частичная утрата памяти, которая характеризует не каждую аффективную реакцию. В некоторых случаях субъект не помнит событий, предшествующих аффекту, и событий, произошедших во время последнего.

Аффект сопровождается возбуждением всей психической деятельности. В результате этого у лица происходит снижение контроля над своим поведением. Данное обстоятельство приводит к тому, что совершение преступления в состоянии аффекта влечет за собой специфические правовые последствия.

В УК ничего не говорится о том, что у лица, находящегося в состоянии аффекта, ограничена возможность осознавать характер своих действий или руководить ими. В этом нет необходимости, так как сильное душевное волнение характеризуется ограничением сознания и воли. Именно «суженность» последних позволяет говорить о том, что состояние аффекта имеет определенное юридическое значение. «С позиции уголовного законодательства юридически значимыми могут быть признаны такие эмоциональные состояния обвиняемого, которые значительно ограничили его волевое целенаправленное поведение».

Аффект оказывает существенное влияние на психическую деятельность человека, дезорганизуя ее и затрагивая высшие психические функции. Мышление утрачивает гибкость, снижается качество мыслительных процессов, что обусловливает осознание лицом только ближайших целей своих действий, а не конечных. Внимание целиком концентрируется на источнике раздражения. То есть у лица в силу сильного эмоционального напряжения ограничивается возможность выбора модели поведения. Из-за этого происходит резкое снижение контроля над действиями, что приводит к нарушению целесообразности, целенаправленности и последовательности действий.

Внезапно возникшему сильному душевному волнению предшествует одна из следующих описанных в законе ситуаций.

Насилие, издевательство, тяжкое оскорбление, иные противоправные или аморальные действия (бездействие) потерпевшего. Здесь состояние аффекта формируется под воздействием разового и очень значимого для виновного события. Например: супруг, внезапно возвратившийся из командировки, обнаруживает воочию факт супружеской измены.

Длительная психотравмирующая ситуация, возникающая в связи с систематическим противоправным или аморальным поведением потерпевшего. Аффективная реакция формируется в результате длительного «накопления» отрицательных эмоций, которое приводит к эмоциональному напряжению. Для возникновения аффекта в этом случае достаточно очередного факта противоправного или аморального поведения.

По смыслу закона аффект возникает в связи с определенными действиями или бездействием потерпевшего. Но в практике встречаются случаи, когда внезапно возникшее сильное душевное волнение вызывает противоправное или аморальное поведение нескольких людей. При этом для развития аффективной реакции необходима совокупность действий (бездействия) двух или более лиц, то есть поведение одного из них, в отрыве от поведения другого, могло и не явиться поводом для возникновения аффекта.

Поведение в состоянии стресса

Стресс - эмоциональное состояние, внезапно возникающее у человека под влиянием экстремальной ситуации, связанной с опасностью для жизни или деятельностью, требующей большого напряжения. Стресс как и аффект такое же сильное и кратковременное эмоциональное переживание. Поэтому некоторые психологи рассматривают стресс как один из видов аффекта. Но это далеко не так, так как они имеет свои отличительные особенности. Стресс, прежде всего, возникает только при наличии экстремальной ситуации, тогда как аффект может возникнуть по любому поводу. Второе отличие заключается в том, что аффект дезорганизует психику и поведение, тогда как стресс не только дезорганизует, но и мобилизует защитные силы организации для выхода из экстремальной ситуации.

Стресс может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на личность. Положительную роль оказывает стресс, выполняя мобилизационную функцию, отрицательную роль - вредно действуя на нервную систему, вызывая психические расстройства и различного рода заболевания организма.

Стрессовые состояние по разному влияют на поведение людей. Одни под влиянием стресса проявляют полную беспомощность и не в состоянии противостоять стрессовым воздействиям, другие, наоборот, являются стрессоустойчивыми личностями и лучше всего проявляют себя в моменты опасности и в деятельности, требующие напряжения всех сил.

Поведение в состоянии фрустрации

Особое место в рассмотрении стресса занимает психологическое состояние, возникающее вследствие реальной или воображаемой помехи, препятствующей достижению цели, называющееся фрустрацией.

Защитные реакции при фрустрации связаны с появлением агрессивности или уходом от трудной ситуации (перенос действий в воображаемый план), а также возможно снижение сложности поведения. Фрустация может привести к ряду характерологических изменений связанных с неуверенностью в себе или фиксации регидных форм поведения.

Механизм фрустрации достаточно прост: сначала возникает стрессовая ситуация, приводящая к перенапряжению нервной системы, а затем это напряжение «разряжается» в ту или иную наиболее уязвимую систему.

Выделяют положительные и отрицательные реакции на фрустрацию.

Уровень тревожности в экстремальных ситуациях

Тревога - это эмоциональное переживание, при котором человек испытывает дискомфорт от неопределенности перспективы.

Эволюционное значение тревоги заключается в мобилизации организма в экстремальных ситуациях. Определенный уровень тревоги необходим для нормальной жизнедеятельности и продуктивности человека.

Нормальная тревога помогает адаптироваться к различным ситуациям. Она возрастает в условиях высокой субъективной значимости выбора, внешней угрозе при недостатке информации и времени.

Патологическая тревога, хотя и может провоцироваться внешними обстоятельствами, обусловлена внутренними психологическими и физиологическими причинами. Она непропорциональна реальной угрозе или не связана с ней, а главное - не адекватна значимости ситуации и резко снижает продуктивность и адаптационные возможности. Клинические проявления патологической тревоги разнообразны и могут носить приступообразный или постоянный характер, проявляясь как психическими, так и - даже преимущественно - соматическими симптомами.

Чаще всего тревогу рассматривают как негативное состояние, связанное с переживанием стресса. Состояние тревоги может варьировать по интенсивности и изменяться во времени как функция уровня стресса, которому подвергается индивид, но переживание тревоги свойственно любому человеку в адекватных ситуациях.

Причины, вызывающие тревогу и влияющие на изменение её уровня, многообразны и могут лежать во всех сферах жизнедеятельности человека. Условно их разделяют на субъективные и объективные причины. К субъективным относятся причины информационного характера, связанные с неверные представлением об исходе предстоящего характера, приводящие к завышению субъективной значимости исхода предстоящего события. Среди объективных причин, вызывающих тревогу, выделяют экстремальные условия, предъявляющие повышенные требования к психике человека и связанные с неопределённостью исхода ситуации.

Постстрессовая тревога развивается после экстремальных, обычно неожиданных ситуаций -- пожаров, наводнений, участия в боевых действиях, изнасилования, похищения ребенка. Обычно наблюдаются также беспокойство, раздражительность, головная боль, усиленный четверохолмный рефлекс (реакция на внезапный раздражитель), расстройства сна и кошмары, включающие картины пережитой ситуации, чувство одиночества и недоверия, ощущение собственной неполноценности, избегание общения и любых видов деятельности, которые могут напомнить происшедшие события. Если весь этот комплекс развивается спустя определенный латентный период после экстремальной ситуации и приводит к существенным нарушениям жизнедеятельности, то ставится диагноз посттравматического стрессового расстройства. Постстрессовая тревога реже развивается, если человек во время экстремальной ситуации активно действует.

экстремальная ситуация поведение

О казаться на волосок от смерти может каждый. Спасти того, кто оказался на волосок от смерти, может только герой. Парадокс в том, что и героем может оказаться каждый.

Запомните эти . Они спасут вам и вашим друзьям жизнь в экстремальной опасной ситуации , которая потенциально может произойти с каждым человеком .

В огне

Главное правило : никогда не пытайтесь самостоятельно тушить пожар. Звоните в пожарную службу.

Если вы проснулись и увидели огонь, немедленно убирайтесь из комнаты. Если выход из помещения затруднен, максимально близко подберитесь к окну. При большой концентрации дыма ложитесь на пол (горячий воздух с дымом поднимается к потолку) и ползите. Дверь в горящую комнату закройте, а щели заткните полотенцем.

Если вдруг ваша одежда загорелась, не нужно панически и прыгать. Таким поведением вы только еще больше распространите по телу огонь. Ложитесь на пол и катайтесь, пока не потушите пламя. Также можно использовать какую-нибудь плотную ткань, например одеяло или пальто, чтобы победить огонь.

Поможет существенно повысить шансы на выживание в экстремальной ситуации предварительная подготовка. Установите пожарную сигнализацию, обдумайте аварийный маршрут и всегда держите при себе ключи и телефон.

В воде

Главное правило : не паникуйте! Лучше берегите силы.

Если чувствуете, что идете ко дну, поднимите одну руку и громко закричите. Чувствуете, что можете добраться до берега? Помните, что расстояние всегда больше, чем кажется. Да и усталость может только усложнить ваше положение.

Всегда предупреждайте кого-нибудь, что собираетесь на реку или море, чтобы близкие знали, где вас искать в первую очередь, если вы пропали.

Если вы видите, как кто-то барахтается в воде, отдавайте себе отчет в том, что человек находится в паническом состоянии. Он легко может потащить вас с собой на дно. Срочно зовите профспасателя или звоните в скорую. Если же у вас с собой есть доска для серфинга, используйте ее, чтобы поддержать пострадавшего. Помогайте ему держаться на плаву и постепенно тащите к безопасному месту.

В воздухе

Переохлаждение начинается, когда температура тела падает ниже 35 градусов. Запомните симптомы: дрожь, бледная и сухая кожа, дезориентация, учащенное дыхание, медленный пульс.

Если кто-то вблизи вас подвергся гипотермии, немедленно отведите его в помещение, переоденьте в теплые и сухие вещи и дайте согревающий напиток или высококалорийную еду.

Готовясь к походу, следует тщательно обдумать содержимое сумки, свое поведение и любую возможную ситуацию . Например, в горы необходимо взять с собой верхнюю одежду, которая не промерзает и «дышит», шапку-фантомаску, термобелье, дополнительную одежду для ветро- и влагозащиты, перчатки, бахилы, ботинки.

Если налицо все признаки обморожения, нельзя давать пострадавшему спиртное или сразу нести к огню. Согревание должно происходить медленно.

На земле

Первое, что вы должны сделать на месте, где произошло происшествие, так это убедиться, что все в безопасности . Обдумайте свое поведение : как вы сможете помочь пострадавшему пешеходу или мотоциклисту. Например, перегородите машиной дорогу или включите аварийку, вызовите скорую.

В девяти из десяти случаев остановить открытое кровотечение можно обычной перевязкой. Используйте одежду, неважно чью. Туго обвяжите рану, чтобы остановить потерю крови. Если человек потерял конечность, одежду заменит ремень. Эта несложная процедура может спасти человеку жизнь .

Если вы оказались рядом с оборванным проводом, уходите с этого места мелкими шажками. И обязательно сообщите координаты этого места МЧС. Шаговое напряжение возникает, когда неизолированный конец провода падает на землю. Опасная зона располагается в радиусе 8-10 м от конца провода. Влажная земля дает дополнительный проводниковый эффект и увеличивает опасную территорию.

Даже самая экстремальная опасная ситуация потенциально оставляет человеку шанс на спасение. Главное правило поведения - это собраться с духом и не паниковать. Надеемся, что какое бы чрезвычайное происшествие ни случилось в вашей жизни , вы с этим справитесь!

Но всегда помните о безопасности!



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама