THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Дыхательная система имеет большое физиологическое значение. С её помощью в организм поступает кислород, необходимый для процессов окисления, и выделяется углекислый газ, являющийся конечным продуктом обменных процессов организма. При окислении продуктов питания освобождается необходимая организму энергия. Условно в дыхании выделяют три основных процесса:

а) Обмен газов между окружающей средой и лёгкими (внешнее дыхание).

б) Обмен газов в лёгких между воздухом и кровью.

в) Обмен газов между кровью и тканевой жидкостью (внутреннее дыхание).

В системе выделяют дыхательные пути , по которым воздух циркулирует в лёгкие и дыхательную систему (лёгкие ), где происходит газообмен.

Носовая полость. ( cavitas nasi ).

Разделена костно-хрящевой перегородкой на две части. В полости находятся извилистые носовые ходы, в слизистой которых много кровеносных сосудов. Функции:

1. Согревание вдыхаемого воздуха.

2. Железы слизистой связывают и обезвреживают микроорганизмы и пыль, увлажняют воздух. Реснички гонят пыль назад из полости

3. Обонятельная функция.

Носовая полость открывается в носоглотку внутренними ноздрями (хоанами). Из глотки воздух проходит в гортань .

Гортань. ( larynx ).

Расположена на уровне 4 –6 шейных позвонков. Снаружи заметна по характерному выступу (адамово яблоко – кадык – щитовидный хрящ). Вверху глотка, внизу трахея . Образована несколькими подвижно соединёнными хрящами в виде колец (9 хрящей). Вход в гортань закрывает надгортанный хрящ . Он препятствует попаданию пищи при глотании. По форме полость гортани напоминает песочные часы.

В среднем отделе между хрящами натянуты голосовые связки (plicae vocales ). Они ограничивают голосовую щель . В щель проходит выдыхаемый воздух из лёгких. Форма щели меняется в зависимости от степени натяжения голосовых связок и положения хрящей.

В спокойном состоянии (когда молчим) щель имеет треугольную форму и достаточно велика. При разговоре связки натягиваются, сближаясь между собой. Выдыхаемый воздух с силой прорываясь через их сомкнутые края, вызывает вибрацию связок, в результате возникает звук. Чем короче связки, тем выше их звук.

Частота колебаний зависит от силы натяжения и может быть от 80 до 10000 Гц (минимум 20,6 Гц).

Окончательное формирование звука происходит в полостях глотки, носоглотки, рта и носа и зависит от положения губ , нижней челюсти (зуб) и языка , мягкого нёба . Имеются значительные возрастные и половые особенности. У женщин гортань расположена выше и 1/3 меньше.

Трахея.( trachea ).

Начинается от гортани, расположена от 7 шейного до верхнего края 5 грудного позвонка, где раздваивается (в лёгкие ). Идёт перед пищеводом, спереди и с боков ограничена хрящевыми полукольцами (в результате просвет всегда открыт), полукольца соединяются связками и мышцами. Задняя стенка мягкая и прилегает к пищеводу . Полукольца называют ещё – С –образные хрящи. Трахею изнутри выстилает мерцательный эпителий с железистыми клетками. Длина до 12 см.

Трахея разветвляется на 2 главных бронха, образованных хрящевыми кольцами. Бронхи входят в левое и правое лёгкое.

Лёгкое.( pulmo ).

Правое и левое лёгкое расположены в полости грудной клетки . Эта полость отделена от брюшной полости особой мышцей – диафрагмой . Форма лёгких – уплощенный конус с закруглённой верхушкой, выступающей над I ребром. Делятся анатомически на доли, в правом – 3, в левом – 2 доли (место под сердце сердечное вырезка ). Снаружи легкое покрыто соединительно-тканной оболочкой – плеврой . Плевр – две: наружная – пристеночная , она сращена со стенкой грудной клетки, и лёгочная (висцеральная ) плевра, покрывающая легкие. Между ними – плевральная полость, в ней серозная жидкость (для смазки) и отрицательное давление (9 – 30 мм рт ст). Между правым и левым плевральными мешками располагается комплекс органов – средостение. В них расположены – тимус, сердце, трахея и сосуды .

Главные бронхи , войдя в лёгкие, делятся на более мелкие бронхи (соответственно долям на 2 и3 бронха). Каждый бронх многократно делится на ещё более мелкие трубки – бронхиолы . Образуется своеобразная структура – бронхиальное дерево , хрящ постепенно исчезает, диаметр уменьшается (меньше 1 мм). Бронхиолы заканчиваются многочисленными альвеолярными ходами, а они гроздьями тонкостенных лёгочных пузырьков – альвеол . Их кол-во 600 – 700 млн., общая площадь = до 150 м 2 . Толщина стенок около 0,0001 мм. Наружная стенка альвеол густо оплетена кровеносными капиллярами. Внутри стенки выделяют особое вещество – сурфактант (препятствует слипанию и обезвреживает микробов).

Физиология дыхания .

В стенках альвеол идет газообмен между воздухом и венозной кровью. Газообмен происходит за счёт диффузии и разницы в парциальном давлении газов.

Давление кислорода воздуха = 105 мм рт ст, а кислорода крови = 40 мм рт ст.

Давление диоксида углерода воздуха = 40 мм рт ст, в крови = 47 мм рт ст.

В результате в стенках альвеол кровь из венозной превращается в артериальную.

Дыхательные движения .

Ввод и вывод воздуха осуществляется за счёт растягивания или сокращения лёгких. Поскольку они не имеют собственной мускулатуры, поэтому свой объём изменяют пассивно, вслед за изменением объёма грудной клетки . Это происходит вследствие ритмичного сокращения дыхательных мышц – межрёберных и диафрагмы.

1. Вдох . Сокращаются межрёберные мышцы ребра поднимаются вверх, грудина отдаляется от позвоночника. Сокращается диафрагма – купол становится плоским, опускается вниз. Грудная клетка увеличивает свой объём – лёгкие растягиваются вслед за ней.

2. Выдох. Межрёберные мышцы и диафрагма расслабляются и возвращаются в прежнее положение. Вследствие этого объём грудной клетки уменьшается, и воздух из лёгких выталкивается. При глубоком вдохе и выдохе также участвуют мышцы груди и брюшной стенки.

Объём легких.

Жизненная ёмкость лёгких – это тот объём воздуха, который человек может выдохнуть после глубокого вдоха = 3500 мл. Он складывается из следующих величин:

а) Дыхательный объём . Кол-во воздуха при спокойном дыхании =500 мл.

б) Дополнительный объём . После спокойного вдоха, человек может дополнительно вдохнуть ещё 1500мл.

в) Резервный объём . После нормального выдоха ещё выдохнуть 1500 мл.

Сумма трех величин и составляет жизненную ёмкость лёгких.

г) Остаточный объём . После первого вдоха при рождении и до смерти при любых условиях лёгкие полностью не освобождаются от воздуха. Этот объём = 1000 – 1500 мл.

д) Мертвое (вредное) пространство . Воздух в воздухоносных путях в газообмене не участвует. Объём = 500 мл – 360 мл = 140 мл.

Вдыхаемый воздух. Выдыхаемый воздух

Кислород= 20% Кислород = 16%

Диоксид углерода = 0,03% Диоксид = 4%

Азот = 79% Азот =79% + пары воды и около 200 ядов.

Регуляция дыхания .

1. Нервная . В продолговатом мозгу находятся две группы нейронов (дыхательный центр ), их деятельность вызывает ритмичную смену вдоха и выдоха. Центр состоит из двух частей – центр вдоха и центр выдоха . Когда возбуждается центр вдоха, то он передает возбуждение по нервам на сокращение дыхательных мышц – происходит вдох. При этом он тормозит центр выдоха. Затем в центрах происходит смена нервных процессов на противоположные. Хотя работа дыхательного центра автоматическая, он контролируется КБП, следовательно, человек может произвольно затормозить или ускорить дыхание. Здесь же расположен и синхронно работает с дыхательным центром – центр управления речи. Кроме этого центр осуществляет и некоторые рефлексы – «захватывание духа» и защитные – чихание и кашель.

2. Гуморальная регуляция .

Нейроны дыхательного центра чувствительны к концентрации диоксида углерода. Если в крови, омывающей дыхательный центр, избыток диоксида, то повышается возбудимость нейронов и дыхание становится частым и глубоким. Обратное действие при недостатке углекислого газа.

Частота дыхательных движений в покое = 14 – 20 в минуту (минутный объём дыхания – МОД ).

Возрастные особенности органов дыхания.

В пренатальном периоде собственные органы дыхания плода не работают, кислород идёт через плаценту. С первым вдохом лёгкие расправляются и начинают ритмично работать с частотой 40 – 60 раз в мин.

В процессе онтогенеза значительно увеличивается масса и объём лёгких. Слизистые у детей нежнее, суше и богаче сосудами, лёгкие менее эластичны (отсюда опасность патологий). Изменяется частота и глубина дыхания, ЖЕЛ достигает к 16 – 17 годам функционального уровня взрослых, процент используемого кислорода у детей меньше. Произвольная регуляция дыхания совершенствуется параллельно развитию речи и приближается к уровню взрослого только к 11 – 12 годам.

Тема урока: Дыхание. Потребность организма человека в кислороде. Строение органов дыхания.

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока:

Образовательные: изучить особенности строения органов дыхания; найти взаимосвязь строения органов и выполняемой ими функциями; раскрыть сущность процесса дыхания, его значение в обмене веществ; выяснить механизмы голосообразования;

Развивающие: продолжить формирование основ гигиены (правила гигиены дыхания);

развивать умения сравнивать, анализировать и делать выводы;

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к своему организму, к своему здоровью, к здоровью окружающих;

Провести аналогию: дыхание – жизнь;

Оборудование: таблицы: «Органы дыхания», «Гортань и органы полости рта при дыхании и глотании», презентация «Дыхательная система человека».

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний, необходимых для изучения нового материала.

Через нос проходит в грудь

И обратно держит путь,

Он не видимый, и все же

Без него мы жить не можем.

(воздух, кислород)

Фронтальный опрос:

1) Для чего организму необходим кислород? (Кислород участвует в химических процессах расщепления сложных органических веществ, в результате которых выделяется энергия, необходимая для поддержания жизнедеятельности организма, его роста, движения, питания, размножения и т.д. 6 кл.)

2) Что называется дыханием? (Дыхание - это поступление в организм кислорода и выделение углекислого газа. 6 кл.)

3) Где образуется и накапливается энергия в клетке? (Митохондрии - органоиды, основной функцией которых является окисление органических соединений, сопровождающиеся высвобождением энергии. Эта энергия идет на синтез молекул аденозинтрифосфорной кислоты (АТФ), которая служит как бы универсальным клеточным аккумулятором.)

4) Как связаны обмен веществ и дыхание? (Дыхание - это часть обмена веществ, при которой происходит газообмен между организмом и внешней средой: кислород поступает в организм из внешней среды, а углекислый газ удаляется из организма. 8кл.)

5) Каково назначение органов дыхания? (Органы дыхания насыщают кровь кислородом и удаляют из крови углекислый газ. 6 кл)

6) Какие органы дыхания у животных вам известны? (Жабры, трахеи, легкие)

7) Зависят ли строение дыхательной системы от среды обитания животных?

8) Можно ли предположить, что дыхательная система человека и млекопитающих животных имеет схожее строение? Ответ обоснуйте.

9) Какое участие в дыхании принимает кровеносная система? (Кровь выполняет транспортную функцию.)

3. Изучение нового материала.

1) Учитель формулирует тему урока: Строение и функции дыхательной системы

Учитель формулирует цель урока:

    изучить особенности строения органов дыхания;

    раскрыть сущность процесса дыхания, его значение в обмене веществ;

Мы часто говорим: «Это нам нужно, как воздух!». Что же означает эта поговорка?

Еще древнегреческий ученый Анаксимен, наблюдая за дыханием животных и человека, считал воздух условием и первопричиной жизни. Великий врач Древней Греции Гиппократ назвал воздух «пастбищем жизни». Хотя представления о воздухе как о единственной обособленной причине всего существующего наивны, но они отражают понимание огромного значения воздуха для организма.

Проведем практическое наблюдение: сделайте спокойный вдох и задержите дыхание. Что вы наблюдаете? Через какой промежуток времени вы испытываете нехватку воздуха?

Сколько дней человек может прожить без пищи? Без воды? А без воздуха? (до 30 дней, до 8 дней, до 5 минут)

Почему без воздуха даже натренированные люди могут обходиться не более 6 минут?

Воздух содержит кислород. Более длительное кислородное голодание может привести к смерти. Ведь в нашем организме нет запасов кислорода, поэтому он должен равномерно поступать в организм.

Дыхание – это газообмен между организмом и внешней средой: извне в организм поступает кислород, а из организма во внешнюю среду выделяется углекислый газ.

Процесс дыхания состоит

из 4-х этапов:

    обмен газов между воздушной средой и легкими;

    обмен газов между легкими и кровью;

    транспорт газов кровью;

    газообмен в тканях.

Система органов дыхания выполняет лишь первую часть газообмена. Остальное выполняет система органов кровообращения. Между дыхательной и кровеносной системами существует глубокая взаимосвязь.

Органы дыхания человека по функциональному признаку можно разделить на две группы: воздухоносные, или дыхательные и органы газообмена.

Дыхательные пути : носовая полость → носоглотка → гортань → трахея → бронхи.

Органы газообмена : легкие.

2) Строение органов дыхательного пути. Выполнение задания 140 на стр. 92 рабочей тетради.

Органы дыхания человека

Где расположен

Особенности строения

Носовая полость

В лицевой части черепа

Образована костями лицевой части черепа и рядом хрящей. Внутри носовая полость разделена на две половины. В каждую половину вдаются 3 выступа (носовые раковины), значительно увеличивающие поверхность слизистой оболочки полости носа. Слизистая оболочка, выстилающая носовую полость, обильно снабжена ресничками, кровеносными сосудами и железами, выделяющими слизь.

Очищение, увлажнение, обеззараживание и согревание воздуха, восприятие запахов.

Носоглотка

Соединяет носовую полость и гортань

В передней части шеи на уровне IV-VI шейных позвонков

Состоит из нескольких хрящей, соединенных суставами и связками. Наиболее крупный хрящ гортани – щитовидный. Хрящи окружают гортанную щель; надгортанник прикрывает ее сверху, предохраняя от попадания пищи. В основании гортани лежит перстневидный хрящ. Между щитовидным и черпаловидным хрящами натянуты голосовые связки. Пространство между голосовыми связками называют голосовой щелью.

Гортань - часть дыхательных путей, в гортани имеется голосовой аппарат – орган, в котором образуются звуки

Трубка длиной 8,5 – 15, чаще 10-11 см. Имеет твердый скелет в виде хрящевых полуколец. Мягкая задняя часть трахеи примыкает к пищеводу. Слизистая оболочка содержит многочисленные клетки реснитчатого эпителия.

Часть воздухоносных путей, очищает воздух, увлажняет воздух

На уровне V грудного позвонка трахея разделяется на 2 главных бронха

В легких главные бронхи ветвятся, образуя бронхиальное дерево. Бронхи выстланы мерцательным эпителием

Часть воздухоносных путей, очищают и увлажняют воздух

В грудной полости

Каждое легкое снаружи покрыто тонкой оболочкой – плеврой, которая состоит из 2-х листков. Один листок покрывает легкое, другой выстилает грудную полость, образуя замкнутое вместилище для этого легкого. Между этими листками находится щелевидная полость, в которой содержится немного жидкости, уменьшающей трение при движении легких. Ткань легких состоит из бронхов и альвеол

Орган газообмена

4. Закрепление.

    Почему нужно дышать через нос, а не через рот?

    Почему опущенный в воду кусочек легких не тонет?

    Как возникает и формируется звук?

    Задание 138 стр. 91 в рабочей тетради.

    Задание 142 стр. 93 в рабочей тетради.

5. Домашнее задание:

1. Изучить текст и рисунки учебника на стр. 158-161.

В ходе этого урока мы узнаем о том, какие существуют типы дыхания и какие органы обеспечивают этот процесс.

Тема: Дыхательная система

Урок: Строение органов дыхания

Рис. 1.

Без пищи и воды человек может прожить несколько дней, а без воздуха не сможет прожить и 10 минут.

Дыхание - это процесс поступления кислорода в наш организм с целью окисления химических веществ и выведения углекислого газа и других продуктов обмена.

Существует 2 типа дыхания (см. Рис. 2).

Рис. 2.

Кислород является составной частью воздуха. Его там содержится 21% (см. Рис. 3).

Рис. 3.

Для попадания кислорода в организм необходима дыхательная система (см. Рис. 4). Она состоит из воздухоносных путей и легких.

Рис. 4.

К воздухоносным путям относят полость носа, носоглотку (это ВДП), гортань, трахею, бронхи.

К дыхательной части относят легкие.

При нормальном дыхании воздух попадает в организм человека через нос. Он проходит через наружные ноздри в носовую полость, которая разделена костно-хрящевой перегородкой на 2 половины (см. Рис. 5).

Стенки носовых ходов выстланы слизистой оболочкой. Она выделяет слизь, которая увлажняет поступающий воздух, задерживает частицы пыли и микроорганизмы, обладает бактерицидным свойством. Под слизистой оболочкой располагается большое количество кровеносных сосудов, что согревает вдыхаемый воздух. Также носовая полость снабжена рецепторами, которые обеспечивают чихание.

Рис. 5.

Носовая полость соединена с полостями костей черепа: гайморовой, лобной и клиновидной. Эти полости являются резонаторами при голосообразовании.

Из носовой полости воздух через внутренние ноздри (хоаны) поступает в носоглотку, а оттуда в гортань.

Гортань образована хрящами, ее полость выстлана слизистой оболочкой и снабжена рецепторами, вызывающими рефлекторный кашель (см. Рис. 6). При глотании вход в гортань закрывается надгортанным хрящом.

Рис. 6. Гортань

Самый крупный хрящ гортани - щитовидный. Он защищает гортань спереди.

Рис. 7. Щитовидный хрящ

Таким образом, функции гортани:

Препятствие попаданию частиц в трахею

Для начала необходимо найти на шее щитовидный хрящ. После этого выполнить глотательное движение. Так можно почувствовать, что при глотании щитовидный хрящ сначала поднимается вверх, затем опускается вниз. Это защитный механизм, при котором закрылся надгортанник, воспрепятствовав попаданию пищи в дыхательные пути.

В момент глотания дыхание останавливается. Потому, что во время глотания язычок закрывает выход из носоглотки, а надгортанник перекрывает вход в трахею.

Поэтому во время активного разговора в процессе еды человек может подавиться.

Гортань переходит в трахею. Стенки трахеи образованы хрящевыми полукольцами. Задняя стенка трахеи, прилегающая к пищеводу, не имеет хрящей. Это связано с тем, чтобы не препятствовать прохождению пищевого комка по пищеводу.

Внизу трахея делится на 2 бронха. Трахея и бронхи изнутри выстланы слизистой оболочкой, покрытой мерцательным эпителием. Здесь воздух продолжает согреваться и увлажняться.

Список литературы

1. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. 8. - М.: Дрофа.

2. Пасечник В.В., Каменский А.А., Швецов Г.Г. / Под ред. Пасечника В.В. Биология. 8. - М.: Дрофа.

3. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология. 8. - М.: Вентана-Граф.

3. Медецинская энциклопедия ().

Домашнее задание

1. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. 8. - М.: Дрофа. - С. 138, задания и вопрос 1, 2; с. 139, задания и вопрос 5.

3. Какое строение имеет трахея? С чем это связано?

4. Подготовьте небольшое сообщение о заболеваниях, вызванных накоплением гноя и посторонних веществ в пазухах черепа человека.

На этом уроке учащиеся раскроют значение дыхания, узнают, как устроена и как работает дыхательная система. Кроме того, ученики познакомятся с механизмом образования голоса и узнают, почему голоса разных людей отличаются друг от друга, познакомятся с болезнями верхних дыхательных путей и их профилактикой.

(Прим. К уроку прилагается компьютерная презентация.)

Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путей.

Эпиграф урока: “Пока дышу, надеюсь”
(Dum spiro, spero)
Овидий – римский поэт.

Задачи урока: дать понятие значения дыхания как процесса, необходимого для жизни; установить взаимосвязь строения и функций воздухоносных путей, рассмотреть голосообразование и артикуляцию звуков речи; познакомить с болезнями верхних дыхательных путей; развивать у учащихся умение применять полученные знания в жизни, решать проблемные и интеллектуальные задачи.

Демонстрационное оборудование: муляж гортани, торс человека с внутренними органами, настенные таблицы, видеоматериал “Дыхательная система”.

Тип урока: урок-введение, знакомство с новым материалом.

Изучение нового материала

Ещё в древности дыхание считали первопричиной жизни. Поговорка “Это нам нужно как воздух” доказывает это. Люди заметили, что без воздуха человек гибнет через несколько минут (самое большее через 6 минут).Люди долго не знали, что для дыхания одного человека в герметически закрытом помещении требуется 2м 3 воздуха на 1 час. Так в 1846 году на судне “Мери Сомс” погиб батальон солдат, укрывшийся во время бури в трюме, хотя судно осталось абсолютно невредимым.

Вопрос: Но для чего мы дышим? Какое значение для нас, как, впрочем, для любого живого организма, имеет дыхание?

(Учитель вместе с классом обсуждает данный вопрос и переходит к сообщению целей урока, подводит к нужным выводам.)

I. Значение дыхания:

1. Обеспечение организма кислородом и использование его в окислительно-восстановительных реакциях.

2. Образование и удаление из организма углекислого газа и некоторых конечных продуктов обмена веществ: паров воды, аммиака и др.

3. Окисление (распад) органических соединений с высвобождением энергии, необходимой для физиологических функций организма.

Формула окисления

Органические вещества + кислород = углекислый газ + вода + энергия .

Внимание! Энергия необходима для жизнедеятельности организма: вы слушаете, смотрите, пишите. Я говорю, двигаюсь – на всё затрачивается энергия.

Вывод: Мы дышим ради получения энергии. Таким образом, кислород – основа жизнедеятельности организма.

Вопрос: Каким образом кислород поступает в клетки?

Ответ: Через кровь.

Вопрос: А как кислород проникает в кровь?

Ответ: Через лёгкие.

(Ученикам предлагается дать определение процесса дыхания.)

Подробное определение:

Дыхание – это процесс поступления О 2 в клетки организма, участие О 2 в реакциях окисления, удаление продуктов распада.

Самое краткое определение:

Дыхание – это обмен газов между клетками и окружающей средой.

(Учащиеся записывают определение дыхания в рабочую тетрадь.)

Обмен газов между кровью и атмосферным воздухом происходит в органах дыхания – это лёгочное дыхание . Обмен газов между кровью и клетками тканей называется тканевым дыханием.

Органы дыхания – это воздушные ворота в организм. Познакомимся со строением органов дыхания, проследим, какой путь проделывает воздух, прежде чем перейдёт в кровь, а обратно выделится углекислый газ.

II. Строение органов дыхания

Воздухоносный путь начинается с носовой полости .

Вопрос: А, может, было бы проще, чтобы воздух шёл через рот? Экономнее и лучше? Почему ребёнку говорят: дыши носом?

Опыт с двумя кроликами. Взяли двух кроликов. Одному из них ввели в носовую полость трубочки, чтобы воздух проходил, не соприкасаясь со стенками носовой полости. Через несколько дней кролик умер, а другой, дышащий нормально, остался жив. Объясните, почему?

Вывод: В носовой полости воздух обеззараживается.

Вопрос: Что произойдёт, если в морозную погоду мы будем дышать ртом? Объясните почему.

Вывод: в носовой полости воздух обеззараживается, обогревается (с помощью кровеносных сосудов) + очищается от пыли и увлажняется.

(Учащиеся записывают вывод в своих тетрадях.)

1. Строение носовой полости. Носовая полость отделяется от ротовой особой перегородкой – нёбом. Носовая полость разделяется костно-хрящевой перегородкой (именно она придаёт форму носу) на правую и левую половины. В каждой из них находятся извилистые ходы, которые значительно увеличивают внутреннюю поверхность носовой полости. <Рисунок 1>

Вся носовая полость выстлана слизистым эпителием. Эпителий имеет специальные выросты – реснички и клетки, вырабатывающие слизь. А так же, в слизистой оболочке очень большое количество кровеносных сосудов.

Вопрос: Как вы считаете, для чего в носовой полости так много кровеносных сосудов?

Ответ: Для согревания.

Вопрос: А для чего реснички в слизистой оболочке?

Ответ: Очищение от пыли.

Прим. Если бы реснички не удаляли из дыхательных путей пыль, то за 70 лет в лёгких её скопилось бы 5 кг.

Вопрос: Для чего нужна слизь?

Ответ: Для увлажнения и обеззараживания, так как в слизи находятся лимфоциты и фагоциты.

Из носовой полости воздух попадает в носоглотку (верхняя часть глотки), а затем в глотку, с которой сообщается и ротовая полость. Поэтому мы можем дышать и через рот. Кстати, глотка как перекрёсток ведёт и в пищевой канал, и в дыхательное горло (трахею), которое начинается гортанью.<Рисунок 2>

2. Строение гортани. Гортаньимеет вид воронки, стенки которой образованы несколькими хрящами. Самый крупный их них – щитовидный. У мужчин он несколько выступает вперёд, образуя кадык. Вход в гортань во время проглатывания пищи закрывается хрящом – надгортанником.

Задание. Найдите гортань. Сделайте несколько глотательных движений. Что происходит с гортанью?

(Щитовидный хрящ во время глотания поднимается вверх, а затем вновь возвращается на старое место. При этом движении надгортанник закрывает вход в трахею и по нему, как по мосту, движется слюна или пищевой комок в пищевод.)

Задание. Выясните, что происходит с дыханием во время глотания.

(Оно останавливается.)

В узкой части гортани находятся 2 пары голосовых связок . Нижняя пара участвует в голосообразовании. Спереди связки прикрепляются к щитовидному хрящу, а сзади – к правому и левому черпаловидным хрящам. При движении черпаловидных хрящей связки могут сближаться и натягиваться.

При спокойном дыхании связки разведены. При усиленном они разводятся ещё шире, чтобы не мешать движению воздуха. При разговоре связки смыкаются, оставляя лишь узкую щель. При прохождении воздуха через щель края связок вибрируют и издают звук. Крик вредит голосовым связкам. Они напрягаются, трутся друг о друга.

Задание. На рисунке 65 вашего учебника изображены голосовые связки трёх людей. Определите по голосовым связкам, кто из них глубоко дышит после бега, кто спокойно стоит, кто поёт.

(Ученики дают ответы.)

У мужчин длина голосовых связок 20–24 мм, у женщин – 18-20 мм. Чем длиннее и толще голосовые связки, тем голос ниже. Голоса девочек и мальчиков практически не различаются, только у мальчиков в подростковом возрасте начинают меняться – ломаться (из-за неравномерного роста хрящей и связок). Чем сильнее колеблются голосовые связки, тем голос громче.

(Прим. Вспомните крик Тарзана, которого играл Джонни Вайсмюллер – мировой рекордсмен и олимпийский чемпион по плаванию. Вместе с ним кричало четверо человек.)

Вопрос: Звуки речи возникают при вдохе или при выдохе?

Ответ: При выдохе.

Но, оказывается, колебаний голосовых связок недостаточно. Для возникновения членораздельной речи необходимы определённые позиции языка, зубов, губ. Рот и носовая полость усиливают звук, обогащают его различными оттенками. (Прим. Произнесите фразу: “Миноносец мчался”. Почему исказилось предложение?)

В мозгу существуют специальные центры речи. Они согласовывают работу мышц речевого аппарата и связаны с процессами сознания и мышления. Процесс образования речи называется артикуляцией и формируется у маленьких детей до 5-и лет.

Вывод. Значение гортани: глотание, образование звуков речи.

Из гортани воздух попадает в трахею.

3. Строение трахеи. Трахея – широкая трубка, которая состоит из 16-20 хрящевых полуколец и поэтому всегда открыта для поступления воздуха. Трахея расположена спереди от пищевода. Её мягкая сторона обращена к пищеводу. При прохождении пищи пищевод расширяется, и мягкая стенка трахеи не мешает этому. Внутренняя стенка трахеи покрыта мерцательным эпителием, который выводит пылевые частицы из лёгких. В нижней части трахея делится на 2 бронха: бронхи имеют хрящевые кольца. Они входят в правое и левое лёгкое. В лёгких каждый из бронхов ветвится, подобно дереву, образуя бронхиолы. Бронхиолы заканчиваются альвеолами – лёгочными пузырьками, в которых происходит газообмен. Лёгочные пузырьки образуют губчатую массу, которая формирует лёгкое. Каждое лёгкое покрыто оболочкой – плеврой.

Носовая полость – носоглотка – гортань образуют верхние дыхательные пути.

Трахея и бронхи образуют нижние дыхательные пути.

III. Заболевания дыхательных путей.

Большинство микроорганизмов задерживается и обезвреживается слизистой оболочкой верхних дыхательных путей. Иногда они вызывают различные заболевания: грипп, ангину, дифтерию, гайморит, фронтит.

В некоторых костях черепа имеются воздушные полости – пазухи. В лобной кости есть фронтальная пазуха , а в верхнечелюстной – гайморовы пазухи. Они усиливают звуки речи и придают им дополнительные оттенки. Форма голосовых связок и гайморовых пазух индивидуальна. Поэтому голос каждого человека неповторим, и мы различаем людей по голосу.

Грипп, ангина, ОРЗ могут вызвать воспаление слизистых оболочек пазух – гайморит и фронтит. У человека нарушается носовое дыхание, выделяется гнойная слизь из носа.

Профилактика. Необходимо лечение у отоларинголога.

Перед входом в гортань и пищевод находятся миндалины (из лимфоидной ткани), они содержат множество лимфоцитов и служат для защиты от инфекции. Воспаление миндалин называют тонзиллитом.

За мягким нёбом находятся глоточные миндалины – аденоиды. При их воспалении затрудняется дыхание.

При дифтерии (в пер. петля) воспаляются миндалины: на них возникают дифтерийные плёнки-налёты серо-белого цвета. Опухает шея. Из-за токсинов страдает сердце – миокардит.

Профилактика. Людям делают прививку от дифтерита.

1. Жизнедеятельность организма возможна лишь при поступлении в его клетки кислорода и удалении углекислого газа.
2. В носовой полости воздух очищается, нагревается и увлажняется.
3. В гортани находятся две пары голосовых связок. Нижняя пара участвует в голосообразовании. Звуки речи формируются в ротовой и носовой полости.
4. Газообмен происходит в альвеолах лёгких.

Закрепление изученного материала

Просмотр учебного видеофильма (5мин.).

Вопросы на повторение

1. Для чего мы дышим?
2. Почему нельзя разговаривать во время еды?
3. Почему у человека меняется голос при потере зубов, насморке, нахождении пищи во рту?

Тест “Дыхательная система”

1. В каком органе дыхания воздух обогревается?

А) носовая полость;
Б) гортань;
В) трахея.

А) носовая полость;
Б) гортань;
В) трахея.

3. У какого органа передняя стенка образована хрящевыми полукольцами?

А) носовая полость;
Б) гортань;
В) трахея.

А) никак не влияет;
Б) улучшает;
В) ухудшает.

5. Какой из перечисленных органов не относится к дыхательной системе?

А) лёгкие;
Б) трахея;
В) лёгочная артерия;
Г) бронхи.

Итоги урока. (Оценки за активную работу на уроке, за тест. Домашнее задание: п. 26, ответить на вопросы стр.138-139)

Докучаева Елена Ивановна

учитель биологии


ГБОУ СОШ «Школа здоровья» № 404

Урок по биологии и английскому языку на тему:

"Органы дыхания: строение и функции"

Цели урока:

    Образовательные:

      изучить особенности строения органов дыхания в связи с их функциями;

      раскрыть сущность процесса дыхания, его значение в обмене веществ;

      научиться называть их не только на русском, но и на английском языке (расширение словарного запаса)

      развить навыки монологической речи

      отработка конструкции «I have …»

      изучить, как дышать правильно.

    Развивающие:

      продолжить формирование основ гигиены (правила гигиены дыхания);

      развивать память, внимание, мышление;

    Воспитательные:

      воспитывать бережное отношение к своему организму, к своему здоровью, к здоровью окружающих;

      провести аналогию: дыхание – жизнь; легкие человека – легкие нашей планеты (растительный мир)

      научить работать в группе.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

Вопросы учителя биологии:

1) В какой среде мы с вами живем? (Наземно-воздушной).

2) Какой газ поступает в наш организм из воздуха? (Кислород)

3) Для какого процесса человеку и всем живым организмам нужен кислород? (Для дыхания).

4) Какой газ мы выдыхаем при дыхании? (Углекислый газ).

5) Какое царство живых организмов поставляет в атмосферу кислород?. (Царство растений в процессе фотосинтеза)

– Почему говорят: дыхание – это жизнь?
– Влияет ли строение органа на выполняемую им функцию?
На все эти и многие другие вопросы мы с вами постараемся найти ответы на сегодняшнем уроке.

III. Изучение нового материала (учитель английского языка)

Как вы догадались тема нашего сегодняшнего урока – «Органы дыхания» или «Organs of respiratory system » (тему урока представляют оба учителя)

Цели нашего урока: (учитель биологии)

1. Узнать, какие органы участвуют в дыхательном процессе.

2. Научиться называть их не только на русском, но и на английском языке (расширение словарного запаса)
3. Узнать, как дышать правильно.

Дыхание – это совокупность процессов, обеспечивающих поступление кислорода, использование его в окислении органических веществ и удаление углекислого газа и некоторых других веществ.

Кислород находится в окружающем нас воздухе, поступление его в организм и обеспечивает дыхательная система.

Значение дыхания (2 учителя)

    Обеспечение организма кислородом (Учитель английского языка пишет на доске «oxygen » и произносит, ученики повторяют за ним)

    Удаление углекислого газа (Учитель английского языка пишет на доске «carbon dioxide » и произносит)

    Окисление органических соединений с выделением энергии, необходимой человеку для жизнедеятельности (energy )

    Удаление конечных продуктов обмена веществ (пары воды, аммиак, сероводород и т.д.)

Новая тема вводится совместно двумя учителями. Учитель биологии рассказывает о функциях каждого органа дыхания, а учитель английского языка вводит лексику следующим образом: учитель биологии называет орган дыхательной системы и объясняет функции данного органа, а учащиеся записывают основную информацию об этом органе. Учитель англ. языка называет этот же орган по-английски, учащиеся повторяют это слово и подчеркивают в раздаточном материале (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).

Верхние дыхательные пути

При нормальном дыхании воздух обязательно проходит через носовую полость , которая разделена костно-хрящевой перегородкой на две половины. В каждой половине находятся извилистые носовые ходы, увеличивающие поверхность носовой полости. Их стенки выделяют слизь, которая делает вдыхаемый воздух влажным, задерживает пыль и микроорганизмы. Здесь много кровеносных сосудов, которые согревают вдыхаемый воздух. С помощью носа мы чувствуем различные запахи, и защищаемся чиханием.. Носовая полость открывается в носоглотку, а оттуда – в гортань.

Дыхательная система

Воздухоносные пут и Дыхательная часть

    Полость носа Легкие

(Воздух очищается, (газообмен между организмом

увлажняется, согревается) и окружающей средой)

3. Трахея

(прохождение воздуха в бронхи)

4. Бронхи

(прохождение воздуха в легкие)

Схему записывает учитель английского языка и вводит лексику, учитель биологии представляет материал в устной форме.

Гигиена носового дыхания

    Больной человек, не соблюдающий правил гигиены, становится источником инфекции.

Гортань - трубка 10-12 см длиной и 15 – 18 мм в диаметре образована хрящевыми полукольцами, поэтому просвет трахеи всегда открыт. Вход в гортань при еде закрывает надгортанник. Здесь также выделяется слизь, которая очищает воздух.

Крик повреждает голосовые связки, что может вызвать их воспаление, привести к хрипоте или потере голоса. При шёпоте связки расслабляются. Частые воспаления дыхательных путей, курение и алкоголь оказывают негативное влияние на голосовые связки.

Внизу трахея делится на 2 бронха .

Глотая крупные куски пищи, можно подавиться и перекрыть трахею. Народная мудрость гласит «Когда я ем, я глух и нем».

При воспалительных процессах возникает кашель, помогающий удалять слизь из дыхательных путей.

Легкие

Легкие – крупный парный орган конусообразной формы. Есть правое и левое легкое. Они состоят из легочных пузырьков. Стенки этих пузырьков очень тонкие и состоят из одного слоя клеток. Клетки легких выделяют биологически активные вещества, которые препятствуют слипанию легочных пузырьков и обезвреживает микроорганизмы, попавшие в легкие.

. Гигиена дыхания

Курение нарушает физиологические свойства биологически активных веществ, легкие слипаются и не участвуют в газообмене.

IV . Закрепление нового материала. (учитель английского языка)

Now you ll divide into 4 groups of three .

Первичное закрепление лексики. (Учащиеся разделяются на 4 группы, каждой даётся список транскрипций слов, они должны подписать слова, при этом для каждой группы слова стоят по-разному)

You should write the words, using their transcriptions.

["neɪz(ə)l] ["kævətɪ]

["brɔŋkaɪ]

["lærɪŋks]

["or(ə)l] ["kævətɪ]

      The game “Snowball” ( Игра снежный ком ).

Let’s play the game. The first student should name one organ of respiratory system and show where it is. Then the second pupil will repeat the first word and call his/her own one. For example: I have a nasal cavity: I have a nasal cavity, a throat, ….

      Отработка орфографического навыка.

Every group has a picture of a person. You should stick different organs of respiratory system on the picture of a human body and then sign ( подписать ) them. You have 5 minutes to do this task.

Now let s check ! (По окончании работы на магнитную доску вывешиваются работы групп и оцениваются вместе по следующим критериям: последовательность расположения органов, правильное написание слов по-английски)

      Песня «Respiratory system ». Listen and say what organ of respiratory system a singer has mentioned in this song. Sing a song.

      Активизация ЛЕ в речи.

Work in groups. Make up the sentences from the given words and translate them into Russian. Use the words in brackets. (приложение 3)

1 группа : the /nose/breath/we/must/through

(Мы должны дышать через нос)

    группа : warms/ in/ a/ cavity/cleans/nasal/the/air/and/moistens

(В носовой полости воздух согревается, очищается и становится влажным.)

Если возникают проблемы с переводом предложения, включаем 1 часть песни « Respiratory system » и спрашиваем, о каком органе дыхательной системы идёт речь.

    группа : for/is/lungs/dangerous/smoking

(Курение опасно для лёгких . )

    группа : throat/the/vocal/in/codes/there/ are

      Подведение итогов урока

Проверь себя (закрепление материала по группам или дом. задание)

Необходимо соотнести название органа с выполняемой им функцией поставив возле каждой цифры необходимую букву. (Приложение 4 )

1. - ? 2. - ? 3. - ? 4. - ?

Понравился ли урок? Какие органы дыхательной системы вы узнали? Можете ли назвать их по-английски? Как следует дышать правильно: через нос или рот? Что опасно для наших лёгких?

XI . Домашнее задание

Выучить слова, практиковать полное дыхание

О рганы дыхания (organs of respiratory system)

Воздухоносные пути Орган дыхания

    Нос легкие

a nasal cavity lungs

(a nose)

    Гортань

a larynx

(Here there are vocal codes. Здесь находятся голосовые связки)

    Трахея

a trachea

    Бронхи

bronchi ( a bronchus )

    Ротовая полость – an oral cavity

[" br ɔŋ ka ɪ]

[ tr ə" ki ːə]

[" l æ r ɪŋ ks ]

[ l ʌŋ z ]

[" ne ɪ z (ə) l ] [" k æ v ə t ɪ]

[" or (ə) l ] [" k æ v ə t ɪ]

[" ne ɪ z (ə) l ] [" k æ v ə t ɪ]

[" br ɔŋ ka ɪ]

[" l æ r ɪŋ ks ]

[" or (ə) l ] [" k æ v ə t ɪ]

[ tr ə" ki ːə]

["or(ə)l] ["kævətɪ]

[" ne ɪ z (ə) l ] [" k æ v ə t ɪ]

[" l æ r ɪŋ ks ]

[ tr ə" ki ːə]

[" br ɔŋ ka ɪ]

[" ne ɪ z (ə) l ] [" k æ v ə t ɪ]

[" br ɔŋ ka ɪ]

[" l æ r ɪŋ ks ]

[ tr ə" ki ːə]

[" or (ə) l ] [" k æ v ə t ɪ]

1 группа:

the

nose

we

must

through

breathe

moistens

in

a

cavity

cleans

nasal

the

air

and

warms

    группа :

    группа:

for

is

lungs

dangerous

smoking

4 группа:

throat

the

vocal

in

codes

there

are

1. - ? 2. - ? 3. - ? 4. - ?

1. - ? 2. - ? 3. - ? 4. - ?

1. - ? 2. - ? 3. - ? 4. - ?

1. - ? 2. - ? 3. - ? 4. - ?



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама