THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Дисфункция чаще всего развивается у детей по причине незрелости структур головного мозга к моменту рождения. Также нарушается обмен веществ и кровообращение в основных структурах мозга. Это возникает на фоне наследственной предрасположенности или патологии беременности и родов.

Расстройства могут возникнуть при недоношенности в результате преждевременных родов, при различных болезнях и токсикозах и недостаточном питании во время беременности. Анемия беременной, гипоксия и асфиксия плода могут также привести к нарушению головного мозга. Причиной часто бывает гемолитическая болезнь, угроза выкидыша или самопроизвольного аборта, различные патологии родов, например, слабая родовая деятельность, скорые роды.

Причинами, которые способствуют дисфункции в раннем детском возрасте, служат такие факторы, как недоедание, неправильное питание, недостаток витамин, тяжелые заболевания, в особенности инфекционные, а также те патологии, при которых возникает недостаток кислорода (бронхиальная астма, порок сердца, сердечная недостаточность).

Факторы риска

В группу риска попадают люди с черепно-мозговой травмой, постоянным нарушением кровообращения, частыми утратами сознания. Существенно возрастает риск развития патологии у детей, имеющих нарушение сердечной и дыхательной функции, подверженных частым приступам эпилепсии, нервных срывов, потери сознания, судорог.

Любые заболевания, при которых развивается дефицит кислорода, влекут за собой нарушение нормального функционирования мозга.

Патогенез

В основе патогенеза лежат нарушения в структуре и функциональном состоянии головного мозга. В большинстве случаев повреждения возникают при внутриутробном развитии ребенка. После рождения патология усугубляется под действием различных неблагоприятных факторов внешней среды. Происходят преимущественно функциональные нарушения, тогда как органические поражения менее заметны.

Симптомы дисфункции структур мозга

Основными симптомами являются различные функциональные нарушения головного мозга. У ребенка может наблюдаться заторможенность или гиперактивность, поведение резко меняется и существенно отличается от сверстников. Ребенок поздно садится, поздно начинает ходить. У него наблюдается отставание в развитии: нарушается нормальная речь, произношение, развиваются различные невротические реакции и психические расстройства. Нарушается мелкая моторика и координация движений.

Часто патология проявляется на фоне стрессовой ситуации, при длительном нахождении ребенка в незнакомо обстановке. Для больного характерна невозможность сосредоточиться, отсутствие усидчивости, повышенная отвлекаемость и отсутствие концентрации внимания. Впоследствии ребенок не может справиться со школьной программой, отстает в обучении, отличается поведением.

Также у ребенка появляется плохой сон, часто меняется настроение, наблюдается эмоциональная лабильность, импульсивность. Обычно гиперактивность преобладает над другими качествами. Снижение чрезмерной активности наступает к подростковому возрасту.

Следует обратить особое внимание на ребенка, если он становится неусидчивым, беспорядочно дергает руками и ногами, не может успокоиться и прийти в себя, слишком импульсивно реагирует на любые события. Ребенок с дисфункцией не может сосредоточиться на одном деле, постоянно берется за что-то новое, не доводит дела до конца. При общении со сверстниками может проявлять импульсивность, агрессию.

Внешние раздражители легко отвлекают его внимание, после чего он длительное время не может сосредоточиться на определенном действии. Ребенок может не видеть или не слышать, когда к нему обращаются, очень много и без повода говорит, разговаривает сам с собой. Часто такие дети назойливы, перебывают других, требуют к себе постоянного внимания. Часто теряют и забывают свои вещи дома и в школе, совершают абсолютно бездумные поступки, которые могут быть опасны для жизни и здоровья.

Стадии

Как показывает практика, если в детстве были диагностированы минимальные расстройства мозга, со временем они проходят, или существенно снижаются. Тем не менее, следует отметить, что проходят преимущественно неврологические проблемы, тогда как психологические и адаптационные продолжают сохраняться. Также у взрослого может возникнуть дисфункция на фоне черепно-мозговой травмы.

Взрослые с дисфункцией мозга испытывают трудности в межличностном общении, социальном взаимодействии. Часто таким людям свойственно чувство несостоятельности, незрелости. Они проявляются низкий уровень адаптационных способностей, неудовлетворительные учебные и трудовые навыки.

Часто на дисфункцию мозга в зрелом возрасте указывают проблемы с моторной функцией, например, неловкость, неуклюжесть. Человек не способен к обучению, не может длительное время заниматься одним и тем же делом, у него нет усидчивости. Настроение постоянно сменяется, развиваются депрессии, причем зачастую, без какого-либо объективного повода. Существует проблема с произвольным вниманием, импульсивное поведение, чрезмерная агрессивность.

Такой человек тяжело переносит стрессы, ему свойственна высокая степень раздражительности, истерия. Ему трудно справляться с повышенной физической и интеллектуальной нагрузкой. Основным методом коррекции состояния является массаж, сеансы остеопатии.

Минимальная дисфункция мозга

Зачастую именно минимальная дисфункция является причиной частых головных болей. У детей она приводит к развитию гиперактивности и гиперчувствительности. Дети чрезмерно возбудимы, им трудно сосредоточиться на выполняемом задании, на однообразной работе. На фоне этих расстройств появляются вторичные патологии: нарушение памяти, внимания, повышенная утомляемость, сниженная работоспособность и обучаемость.

Со временем могут развиться невротические расстройства, эпилепсия. В настоящее время минимальные расстройства наблюдаются примерно у 20% детей.

Легкая дисфункция мозга

Под легкой дисфункцией подразумевают незначительное поражение функций головного мозга, при котором нарушено только функциональное состояние, тогда как органических поражений не наблюдается. Такие повреждения обратимые. У детей отмечается гиперактивность, плохая память. Внимательность практически не развита.

В школе у таких детей развиваются проблемы с обучением. Дети не могут грамотно писать, четко излагать свои мысли, у них нарушена пространственная ориентация. Гиперактивность не дает возможности сосредоточиться. В лечении данной патологии важная роль отводится психологическому фактору. Такие дети должны быть окружены достаточным уровнем внимания.

У некоторых детей, наоборот, проявляется гипоактивность. Они выглядят вялыми, апатичными, практически не имеют никаких желаний, интересов. Часто нарушена речь. Наблюдается неустойчивость вегетативной нервной системы.

Расстройства особенно интенсивно проявляются в подростковом возрасте, когда происходят эндокринные нарушения, дисбаланс гормонов, несовершенство нервной регуляции. Для подростков свойственен повышенный интерес к алкоголю, наркотикам, появляется тяга к ранним половым контактам и различным извращенным вкусам. Подростки с такими патологиями становятся асоциальными, агрессивными. Часто их тянет на совершение преступлений, участие в противозаконных и криминальных организациях. Проявляется склонность к жестокости, насилию, азартным играм.

Умеренная дисфункция мозга

Проявляется достаточно стойким нарушением венозного оттока, застойными явлениями в результате травмирующего повреждения головы. Также дисфункция может возникнуть во время родов, при неправильном уходе за младенцем, развитии различных инфекционных и воспалительных процессов. Часто развиваются головные боли. Боль может носить пульсирующий характер. Обычно она связана со сменой погоды, перепадами давления. Может появляться спазм головного мозга, который сопровождается тошнотой, рвотой. По утрам возникают тупые боли, бывают случаи потери сознания, обморочные состояния. На лице наблюдается синюшный оттенок, появляется цианоз. Развивается чувство потемнения в глазах. В первую половину дня, как правило, отсутствует активность, наблюдается плохое самочувствие. По утрам появляются отеки, в частности, отекает лицо, веки.

Для лечения часто применяют различные физиотерапевтические процедуры, массаж, мануальную терапию, сеансы остеопатии. Также необходима комплексная диагностика, которая позволит поставить точный диагноз, определить причину патологии и подобрать соответствующее лечение. Рекомендуется также медикаментозное лечение.

Кроме того, ребенок с умеренной дисфункцией должен проходить психокоррекцию, как со специалистом, так и дома. В работе обязательно принимает участие педагог, логопед, психолог. Это связано с тем, что головные боли, спазмы и другие симптомы часто приводят к психическим нарушениям у ребенка. Для него важно создать развивающую среду, спокойную обстановку. Контакты с большим количеством незнакомых людей лучше ограничить.

Необходимо уделять ребенку как можно больше внимания, заботы. Родители должны понимать и осознавать, что возникающие трудности связаны не с особенностями характера или поведения ребенка, а с функциональными нарушениями мозга. Поэтому важно адекватно относиться к заболеванию, воспитывать его, заниматься с ним.

Нужно строго соблюдать режим дня. Задания должны быть направлены на концентрацию внимания. Родители должны быть терпеливы к ребенку, разговаривать только в спокойном тоне, избегая чрезмерной эмоциональности. Указания нужно давать четко, они не должны быть противоречивыми. Компьютер и телевизор необходимо ограничить. Важным условием является поддержание необходимого уровня физической активности. Важно контролировать питание, следить за тем, чтобы оно было полноценным, сбалансированным. Только при строгом соблюдении всех рекомендаций врача, своевременном лечении, тщательной работе с ребенком, дисфункция мозга может быть успешно вылечена. В противном случае болезнь будет прогрессировать.

Формы

Существует множество различных классификаций поражений головного мозга, в зависимости от того, какая именно часть подвержена деформации. По локализации патологического процесса различают следующие виды дисфункций:

  • дисфункция дизэнцефальных структур головного мозга, при которых нарушается регуляция аппетита, сна. Нарушается терморегуляция и обменные процессы;
  • дисфункция стволовых структур головного мозга, которые отвечают преимущественно за жизненно важные функции, такие как дыхание, нарушение аппетита, нарушение мышечного тонуса;
  • дисфункция срединных структур головного мозга, которые отвечают за вегетативные функции нервной системы, эмоциональное состояние.

Осложнения и последствия

Последствия могут быть социальными и физическими. К числу социальных последствий относят трудности адаптации, проблемы с общением, обучением, работой. Вместе с социальными нарушениями развивается вегето-сосудистая дистония, перепады артериального давления, нарушение сосудистого тонуса.

В детском возрасте последствия менее серьезные, чем во взрослом. Основной проблемой взрослого контингента является высокий уровень социальной дезадаптации, вплоть до психических расстройств и нервных патологий.

Во взрослой жизни дисфункция мозга влечет за собой невозможность реализовать себя на профессиональном плане, отсутствие карьерного роста и профессионального становления. Такие люди часто страдают наркоманией, алкоголизмом, склонны к суицидам и противоправным поступкам. Также дисфункция мозга влечет за собой большое количество разводов, постоянные переезды и смену места работы, частую смену половых партнеров, аморальный образ жизни.

Диагностика дисфункции структур мозга

Основную диагностику проводит врач-остеопат. Первый диагностический сеанс включает в себя сразу же и коррекцию состояния. Это даст возможность оценить, станет ли пациенту лучше после сеанса. Если наступят улучшения, значит, проблема остеопатического характера и требует дальнейшего лечения. Если же улучшений не наступает в течение нескольких дней, значит, проблема иного характера и необходима дальнейшая диагностика для обнаружения причин патологии. В большинстве случаев проводится инструментальная и дифференциальная диагностика.

В задачи остеопата входит определение поврежденных мест. После этого при помощи массажа проводится правка. Путем перемещения спинномозговой жидкости, позвоночник вновь приобретает правильное положение, нормальную структуру. Несколько сеансов остеопатии даст возможность вправить позвонки. Несколько сеансов существенно облегчит состояние пациента.

Анализы

Для исследования необходима кровь пациента. Основное исследование направлено на обнаружение в крови глиального нейротрофического вещества. Анализ проводится преимущественно методом иммуноферментного анализа. Для того чтобы пациенту был поставлен диагноз минимальная мозговая дисфункция, показатели глиального вещества должны превышать 17,98 пг/л.

Также весьма информативными могут быть клинические анализы крови, мочи. При необходимости проводится исследование спинномозговой жидкости.

Многие заболевания диагностируются на основе клинической картины патологии. Для того чтобы сделать окончательный вывод по поводу диагноза, нужно сопоставить данные лабораторных исследований, инструментальных методов и анамнеза. Изучается семейный анамнез человека, а также анамнез жизни и болезни. Дополнительно могут потребоваться консультации таких специалистов, как ортопед, окулист, психиатр. При необходимости они назначат дополнительные анализы.

Инструментальная диагностика

Представляет собой основной этап, который дает возможность поставить окончательный диагноз. Используют преимущественно специальные методы исследования, например, РЭГ, КИТ, КТ, УЗИ, ЭЭГ. Результаты всех исследований сопоставляют с результатами анализов, после чего выводят окончательный диагноз.

Если есть подозрение на травму во время родов, кровоизлияние, проводится спондилография шейных позвонков. Это метод, который позволяет оценить степень и тяжесть патологического процесса. Процедура состоит их 4 снимков рентгена. Их выполняют сбоку, прямо, снизу (при запрокинутой назад голове) и с наклоном головы вперед. Это исследование особенно информативно при обильном слюноотделении и синкопальных симптомах.

Широкое применение нашел такой метод, как УЗИ допплерография. При помощи этого метода можно получит информацию о состоянии кровотока в голове, а также о том, как осуществляется венозный отток от головного мозга. Исследуются особенности реакции сосудов головного мозга на задержку дыхания, повороты головы.

При дисфункциональных расстройствах также обязательно проводят сонографическую проверку мозга, которая позволяет оценить состояние сосудов, размеры желудочков мозга. Обследование дает возможность выявить, причину возникновения проблем развития мозга.

При помощи ЭЭГ регистрируют показатели биоэлектрической активности мозга, а также регистрируют изменения, происходящие в головном мозге. Показаниями к проведению электроэнцефалограммы служат различные судорожные состояния. Дополнительно применяются такие методы исследования, как УЗИ мозга, допплерография, энцефалограмма, нейросонография, сканирование состояния мозга, рентген, УЗИ. эти методы дают возможность не только проводить диагностику, но и осуществлять лечебные мероприятия.

Дисфункция срединных структур мозга на ЭЭГ

Электроэнцефалограмма является очень информативным методом, который проводят при подозрении на нарушения в функциональном состоянии мозга. Исследование проводится в специальной комнате. Комната темная, с хорошей светоизоляцией и шумоизоляцией.

Пациенту дают различные раздражители и регистрируют показатели работы мозга. По показателям активности судят о задержке психического и физического состояния человека. а также о степени развития его навыков. При помощи этого метода можно выявить очаги эпилептической активности.

Определяют тета-ритм и дельта-ритм, который имеет частоту 8-14 Гц. Эти ритмы отражают состояние покоя человека, и регистрируется у человека, который находится в состоянии бодрствования, но с закрытыми глазами. Возникновение такого патологического дельта ритма указывает на нарушение функции головного мозга. Появляется он именно над той областью, в которой развиваются патологические изменения.

При дисфункции мозга наибольшую диагностическую значимость имеют показатели альфа-ритма. Если они проявляются с высокой частотой и носят нестабильный характер, можно говорить о травматическом повреждении головного мозга. Такое часто возникает после сотрясения мозга или на фоне черепно-мозговой травмы.

Выявлена закономерность: чем больше периодичность, длительность и амплитуда таких веретен, тем тяжелее воспалительный процесс.

На развитие второго типа неврозов может указывать десинхронизация ЭЭГ. При этом во всех частях мозга преобладают медленные волны, которые фиксируются в норме только во время сна.

Если на ЭЭГ появляется синхронный тета-ритм, дельта-волны, регистрируемые во всех частях мозга, а также вспышки билатерально-синхронных тета-волн с высокой амплитудой, можно диагностировать приобретенное слабоумие. Наличие пароксизм и тета-ритмов указывает на преобладание возбудимого типа психопатии.

Появление диффузных изменений без каких-либо других нарушений может рассматриваться как вариант нормы. Однако если такие изменения обнаруживаются на фоне пароксизмозных изменений и очагов патологической активности, можно говорить о наличии эпилепсии и склонности к судорогам.

Депрессия может проявляться в виде сниженной биоэлектрической активности мозга. ЭЭГ может показать особенности функционального состояния мозга при различных физиологических состояниях пациента, например, при сне, бодрствовании, активной умственной или физической активности. Также можно зарегистрировать признаки ирритации коры и срединных структур мозга, пароксизмальную активность.

Дифференциальная диагностика

В основе дифференциальной диагностики лежит выделение специфических признаков определенных заболеваний и дифференцировка различных заболеваний со сходными признаками. Например, для того чтобы поставить диагноз дисфункция мозга, нужно дифференцировать его от такой патологии, как ДЦП. Легче всего это сделать на основании клинических признаков, а также с использованием инструментальных методов исследования.

Также нужно дифференцировать дисфункцию от травм и повреждений головы, инфекционных заболеваний, таких как менингит. Для этого используются преимущественно бактериологические методы исследования. Подобным образом проявляют себя различные отравления, в частности, отравление свинцом. Для дифференциации диагноза проводят токсикологическое исследование. Для дифференциации от церебральной гипоксии проводят функциональные тесты и инструментальные исследования. Необходимо дифференцировать от нервных и психических расстройств.

Лечение дисфункции структур мозга

Известно множество методов коррекции дисфункциональных состояний головного мозга. Все они резко отличаются друг от друга. В основе каждого из методов лежат различные подходы. В целом, ученые различных стран мира сходятся на единой точке зрения о том, что для коррекции мозговых дисфункций необходим комплексный подход. Коррекционные воздействия осуществляются на основе индивидуального подхода. В арсенале специалистов есть множество подходов, которые дают возможность учесть потребности различных категорий пациентов.

Основными методиками, которые чаще всего применяются на практике, являются методики нейропсихологической и педагогической коррекции. Модификация поведенческих и эмоциональных реакций.

При неэффективности применяемой терапии, прибегают к медикаментозной коррекции. Основными группами лекарств являются транквилизаторы, антидепрессанты, писхостимуляторы, ноотропные вещества. Наиболее эффективными средствами большинство врачей признает амфитамины, такие как риталин и амитриптилин, которые относят к группе антидепрессантов.

Для проведения диагностики и принятия своевременных мер, при появлении первых признаков дисфункции необходимо обращаться к педиатру (терапевту), или психиатру.

Необходимо отметить, что лечение болезни связано с рядом сложностей. Например, необходимо обеспечить ребенку или взрослому необходимый уровень двигательной активности, поскольку без него невозможно гарантировать успех лечения. Важно обратить внимание на развитие таких качеств, как ловкость и координация движений.

При использовании психологических и педагогических методов коррекции важно обеспечить полноценную работу с ребенком в семье. Ему необходимо уделять должное внимание, использовать различные развивающие совместные игры. Необходимо ограничить время пребывания ребенка за компьютером, перед телевизором. Этот вид досуга целесообразно заменить подвижными играми, прогулками на свежем воздухе. Родители должны проводить как можно больше времени вместе. Должен быть тщательно продуман режим дня, организовано общение с ребенком. Питание должно быть своевременным и полноценным. Ребенок должен получать необходимое количество внимания, должный уровень поощрений и похвал.

План терапии зависит от того, каких целей необходимо достичь, а также от выраженности основных симптомов. Например, при гиперактивности терапия должна быть направлена на снижение активности, устранение импульсивности, предотвращение необдуманных действий. Ребенка нужно приучить к внимательности, контролю над собой. Помогут в этом седативные, успокаивающие средства. Можно применять как лекарственные препараты, так и различные травы, гомеопатические средства. Проводится обязательная витаминотерапия. При необходимости в рацион вводят добавки, содержащие питательные вещества.

Если обнаруживаются и другие проявления заболевания, проводится симптоматическая терапия, направленная на подавление этих симптомов.

Если же у ребенка преобладает торможение, терапия должна быть направлена на возбуждение, активизацию структур головного мозга. Также важно применять средства, направленные на активизацию моторики, психической деятельности. Зачастую применяют различные стимулирующие средства.

Лекарства

Мозговая дисфункция довольно эффективно лечится медикаментозными средствами. При их применении нужно соблюдать ряд мер предосторожности. Лекарства ни в коем случае нельзя пить самостоятельно, без назначений врача. В большинстве случаев это заканчивается серьезными последствиями. Ситуация только усугубляется, развиваются патологии других отделов головного мозга. При неправильном лечении из легкой формы дисфункция может перерасти в выраженную, устойчивую. Лекарства требуют точного соблюдения дозировки, схем лечения. Побочные эффекты проявляются в виде усугубления патологии, головных болей, мигреней.

Хорошо зарекомендовал себя меллерил, относящийся к группе сильнодействующих неролептиков. Но снижает гиперактивность, повышенную возбудимость и нормализует работу ЦНС. Применяют при дисфункции головного мозга, сильной раздражительности, неврастении, неврозах. Рекомендуется принимать по 0,005 грамм трижды в сутки. При тяжелых психических заболеваниях дозировка увеличивается до 50-100 мг в день. Нужно учитывать, что при длительном приеме возможно снижение количества лейкоцитов. Может возникать сухость во рту, часто развиваются экстрапирамидные расстройства. Нельзя принимать при заболеваниях глаз и проблемах с сетчаткой.

Триоксазин применяют при повышенной возбудимости и невротических заболеваниях. Также эффективно борется с раздражительностью, бессонницей, слабостью и повышенной утомляемостью. Принимают по 0,3 грамма трижды в день. Побочным эффектом и признаком передозировки служит сухость во рту, тошнота, рвота.

Седуксен способствует расслаблению мышц, успокаивающе воздействует на ЦНС, устраняет судороги. Суточная дозировка для взрослого человека составляет 8-10 мг.

Аминалон применяется для лечения родовых травм и послеродовых повреждений головного мозга. Препарат показан при задержке психического развития, отставании в физическом и умственном развитии, различных дисфункциях мозга. Принимается по 1 грамму дважды в сутки.

Витамины

  • Витамин РР – 60 мг
  • Витамин Н – 150 мкг
  • Витамин С – 500-1000 мг
  • Витамин Д – 45 мкг.

Физиотерапевтическое лечение

Применяется в том случае, если традиционное медикаментозное лечение неэффективно. Физиотерапевтические методики подбирают, исходя из индивидуальных особенностей организма, цели и задач проведения коррекционных вмешательств. В большинстве случаев комплекс лечебных методик содержит сеансы мануальной терапии, сеансы, направленные на восстановление позвоночника, массаж. Хорошо зарекомендовала себя кинезотерапия. Для улучшения обменных процессов могут применять методы акупунктуры и электростимуляции.

Народное лечение

Народное лечение широко применяется для лечения дисфункциональных расстройств головного мозга.

Рекомендуется принимать витаминизированную смесь, которую можно легко приготовить в домашних условиях. Для приготовления нужно взять по 150 грамм кураги, изюма, чернослива и грецкого ореха. Пропустить все это через мясорубку. Добавить сок одного лимона и сок, полученный из мякоти листа алоэ. Все это тщательно перемешивают, добавляют столовую ложку меда. Настаивают в течение суток в холодильнике. Принимают по столовой ложке трижды в день. Насыщает организм витаминами, способствует быстрому восстановлению, стимулирует иммунную систему.

Также при дисфункциях целесообразно пить витаминизированный сок. Для приготовления требуется 200 мл гранатового сока и 50 мл сока или сиропа боярышника. Смешивают, можно добавить мед по вкусу. Выпивают в 2 приема: часть утром, вторую часть – вечером. Продолжительность курса составляет 7-14 дней.

Для очищения организма, стимуляции обменных процессов, назначают сок алоэ с медом. Для приготовления берут 50 грамм сока и столовую ложку меда. Тщательно смешивают. Дают возможность настояться в течение получаса. Пьют за 1 или 2 подхода. Курс лечения – от 5 до 7 дней.

], ,

Лечение травами

Можно лечить дисфункции травами. В этом хорошо помогает ромашка лекарственная. Она помогает снять воспалительный процесс, оказывает тонизирующее успокаивающее воздействие на организм. Применяют отвар: 1,5 столовые ложки травы заливают стаканом кипятка, настаивают в течение получаса. Пьют по половине стакана дважды в день. Также можно добавлять ромашку в чай и пить в неограниченных количествах в течение дня.

Хорошо зарекомендовал себя отвар мяты. Для приготовления требуется 1-2 столовые ложки мяты. Заливают стаканом кипятка, пьют небольшими глотками в течение дня. Воздействует на организм успокаивающе, тонизирует нервную систему. Устраняет побочные диспептические расстройства, тошноту. Не рекомендуется принимать мужчинам, так как содержит в составе женские гормоны, которые способствуют восстановлению и нормализации женского гормонального фона и негативно влияют на гормональный фон мужчин.

При повышенной возбудимости нервной системы, раздражительности, нервозности, неусидчивости принимают отвар пустырника. Для приготовления 2 столовые ложки травы заливают 500 мл кипятка, настаивают в течение часа. Пьют как чай. Весь отвар необходимо выпить за сутки. На следующий день заваривают новый. Продолжительность лечения должна составлять не менее месяца.

Гомеопатия

Гомеопатические средства являются довольно эффективными в лечении различных нарушений работы мозга. Однако они не являются столь безопасными, чтобы их можно было бесконтрольно принимать. Они могут оказывать серьезные побочные эффекты, как на головной мозг, так и на другие органы и системы. Важной мерой предосторожности является соблюдение осторожности – принимать гомеопатические средства только после того, как будет сделана комплексная диагностика и выявлена причина патологии. Это даст возможность подобрать средство максимально точно, встроить оптимальную схему лечения.

Хорошо зарекомендовал себя растительный сбор. Для приготовления требуется взять по столовой ложке травы ромашки, цветков календулы и мяты. Смешивают, заливают двумя стаканами кипятка, пью в течение суток. Помогает снять стресс, усталость, нервно-психическое перенапряжение. Воздействует тонизирующее и успокаивающе.

При депрессивном состоянии, упадке сил, слабости нервного происхождения рекомендуется растительный сбор. Для приготовления берут столовую ложку соцветий астры и половину столовой ложки горца птичьего. Для заваривания смесь заливают стаканом кипятка, настаивают в течение часа. Затем пьют по трети стакана трижды в день.

Для устранения расстройств головного мозга и нормализации его основных функций применяют настой женьшеня. Для приготовления берут 5-10 грамм растения, заливают стаканом водки, настаивают в течение суток. Пьют по 2 столовые ложки трижды в день в течение 15 дней.

Прогноз

При минимальной и легкой степени патологии симптомы заболевания самостоятельно исчезают по мере взросления ребенка и окончательно перестают его беспокоить к подростковому возрасту.

При более тяжелых патологиях, расстройства самостоятельно не исчезают, а требуют обязательной коррекции. Если выполнять все рекомендации врача, заниматься с ребенком дома, можно преодолеть дисфункцию без последствий. Если же относиться к коррекции и лечению безответственно, дисфункция мозга может привести к ухудшению здоровья, нарушению психики и социальной адаптации.

Люди с дисфункцией ствола головного мозга, по данным ABR-иссле-дования (реакции ствола головного мозга на слух, см. главу "Биологические основы аутизма"), обычно имеют некоторые структурные нарушения ствола мозга. Эти нарушения обычно ведут к более длительной передаче импульсов в этой ("низкой") области головного мозга. Слуховые импульсы обычно задерживаются на 15-20% или более. Это скорей всего ведет к расстройству кодирования обычного (быстрого) разговорного языка, которое нуждается в быстрой трансмиссии, передаче нервных импульсов, через ствол головного мозга для эффективного декодирования (понимания) речи со стороны собеседника.

Так, индивиды, страдающие аутизмом, имеющие невысокие результаты по ABR-исследованию (с более длительной продолжительностью трансмиссии подкорковых структур), могут нуждаться в более медленном темпе речи обращающихся к ним людей и в использовании только нескольких слов в определенный отрезок времени для того, чтобы они могли лучше понимать разговорный язык.

В дополнение, наш многолетний опыт показывает, что люди с аутизмом и с нарушением функций ствола головного мозга (по данным ABR-исследования или по данным других тестов, таких как тест пост-механического "нистагма") не очень хорошо переносят музыку (или отдельные виды музыки) по сравнению с теми, у кого нет нарушении функции ствола головного мозга Это очень важно, так как существует широко распространенное мнение, что все люди с аутизмом любят музыку. Это определенно не является правдой. Исследование типа ABR могут иногда служить в целях выявления тех, кто страдает от чрезмерного влияния действия музыки. (В данном случае это, конечно, не говорит о том, что музыка не воспринимается многими людьми с аутизмом и заболеваниями этого спектра).

Многие аутичные люди имеют мышечную гипотонию средней степени т к. их общий мускульный тонус низкий, и в результате этого они могут показаться вялыми и неуклюжими. Дисфункции ствола головного мозга (и дисфункция мозжечка) могут быть причинами такой гипотонии.

Дисфункции мозжечка

Данные нескольких исследований о том, что нарушение функции мозжечка существует во многих случаях заболеваний аутистического спектра могут являться причиной часто присутствующей неуклюжести. Ранее предполагалось что аутизм в какой-то мере ассоциируется с хорошими моторными навыками. Систематические исследования опровергли это предположение, так как многие люди, страдающие аутизмом, имеют в некоторой степени моторную неуклюжесть. Это более явно может быть выражено при синдроме Аспергера. Неспособность координации движений различных частей тела в одно и тоже время, средние моторные навыки, слегка трясущаяся и нестабильная походка (и в большой степени нетерпеливая"), встречающаяся у многих маленьких детей с аутизмом и синдромом Аспергера - все они являются отражением нарушения функции мозжечка. "Неловкий" язык тела во время социального взаимодействия может также вызываться дисфункциями мозжечка.

Нанесения себе повреждений

Многие люди с аутизмом наносят себе физические повреждения. Они бьют себя или ударяются головой о стены, пол или окна. Группа людей, страдающих аутизмом и имеющих тяжелую умственную отсталость, имеет наиболее тяжелые проблемы в этой области. Это те люди, у которых обнаруживаются наибольшие трудности в коммуникации (вербальной и невербальной) с другими людьми. Всегда важно рассматривать возможность скрытого физического нарушения в таких случаях, особенно тогда, когда такие симптомы появляются в первый раз у людей, у которых ранее не было замечено таких симптомов. Сломанная челюсть или кость конечности, инфекция среднего уха, пневмония или аппендицит могут доставить боль в такой мере что человек, страдающий аутизмом, не может справиться с коммуникацией или выразить себя другим образом, кроме как путем нанесения себе повреждений. Иногда попадание в желудок иголок, лезвий бритв, растений могут являться причинами тяжелых нарушений кишечника которые будут выражаться только через нанесение себе большего количества повреждений. Таким образом, в случаях когда встречается такое поведение должно быть проведено врачебное обследование.

Неврология

Начнем с того, что школа ЭЭГ, которая широко используется в России, не совсем сопоставима с той интерпретацией ЭЭГ, которая используется в западных медицинских школах.

Соответственно, никаких дисфункций срединных структур, стволовых структур, мезенцефальных структур просто не существует. Потому, что термин «дисфункция» достаточно непонятный. Нарушение функций, не более того. В клинической практике применить его практически невозможно.

Бывает так, что назначают ЭЭГ без надобности. Например, пациенту с головной болью. Врач, который описывает ЭЭГ, который не знает ничего про пациента, пишет про эту так называемую дисфункцию каких-либо структур. И пациент начинает получать ненужное лечение, потому что невролог, который назначил ЭЭГ, не понимает, что это значит. Он видит, что есть какая-то дисфункция. Получается порочный круг. И пациенты ходят с ненужными назначениями после ненужных обследований.

Известно множество методов коррекции дисфункциональных состояний головного мозга. Все они резко отличаются друг от друга. В основе каждого из методов лежат различные подходы. В целом, ученые различных стран мира сходятся на единой точке зрения о том, что для коррекции мозговых дисфункций необходим комплексный подход. Коррекционные воздействия осуществляются на основе индивидуального подхода. В арсенале специалистов есть множество подходов, которые дают возможность учесть потребности различных категорий пациентов.

Основными методиками, которые чаще всего применяются на практике, являются методики нейропсихологической и педагогической коррекции. Модификация поведенческих и эмоциональных реакций.

При неэффективности применяемой терапии, прибегают к медикаментозной коррекции. Основными группами лекарств являются транквилизаторы, антидепрессанты, писхостимуляторы, ноотропные вещества. Наиболее эффективными средствами большинство врачей признает амфитамины, такие как риталин и амитриптилин, которые относят к группе антидепрессантов.

Для проведения диагностики и принятия своевременных мер, при появлении первых признаков дисфункции необходимо обращаться к педиатру (терапевту), или психиатру.

Необходимо отметить, что лечение болезни связано с рядом сложностей. Например, необходимо обеспечить ребенку или взрослому необходимый уровень двигательной активности, поскольку без него невозможно гарантировать успех лечения. Важно обратить внимание на развитие таких качеств, как ловкость и координация движений.

При использовании психологических и педагогических методов коррекции важно обеспечить полноценную работу с ребенком в семье. Ему необходимо уделять должное внимание, использовать различные развивающие совместные игры. Необходимо ограничить время пребывания ребенка за компьютером, перед телевизором. Этот вид досуга целесообразно заменить подвижными играми, прогулками на свежем воздухе. Родители должны проводить как можно больше времени вместе. Должен быть тщательно продуман режим дня, организовано общение с ребенком. Питание должно быть своевременным и полноценным. Ребенок должен получать необходимое количество внимания, должный уровень поощрений и похвал.

План терапии зависит от того, каких целей необходимо достичь, а также от выраженности основных симптомов. Например, при гиперактивности терапия должна быть направлена на снижение активности, устранение импульсивности, предотвращение необдуманных действий. Ребенка нужно приучить к внимательности, контролю над собой. Помогут в этом седативные, успокаивающие средства. Можно применять как лекарственные препараты, так и различные травы, гомеопатические средства. Проводится обязательная витаминотерапия. При необходимости в рацион вводят добавки, содержащие питательные вещества.

Если обнаруживаются и другие проявления заболевания, проводится симптоматическая терапия, направленная на подавление этих симптомов.

Если же у ребенка преобладает торможение, терапия должна быть направлена на возбуждение, активизацию структур головного мозга. Также важно применять средства, направленные на активизацию моторики, психической деятельности. Зачастую применяют различные стимулирующие средства.

Лекарства

Мозговая дисфункция довольно эффективно лечится медикаментозными средствами. При их применении нужно соблюдать ряд мер предосторожности. Лекарства ни в коем случае нельзя пить самостоятельно, без назначений врача. В большинстве случаев это заканчивается серьезными последствиями. Ситуация только усугубляется, развиваются патологии других отделов головного мозга. При неправильном лечении из легкой формы дисфункция может перерасти в выраженную, устойчивую. Лекарства требуют точного соблюдения дозировки, схем лечения. Побочные эффекты проявляются в виде усугубления патологии, головных болей, мигреней.

Хорошо зарекомендовал себя меллерил, относящийся к группе сильнодействующих неролептиков. Но снижает гиперактивность, повышенную возбудимость и нормализует работу ЦНС. Применяют при дисфункции головного мозга, сильной раздражительности, неврастении, неврозах. Рекомендуется принимать по 0,005 грамм трижды в сутки. При тяжелых психических заболеваниях дозировка увеличивается до 50-100 мг в день. Нужно учитывать, что при длительном приеме возможно снижение количества лейкоцитов. Может возникать сухость во рту, часто развиваются экстрапирамидные расстройства. Нельзя принимать при заболеваниях глаз и проблемах с сетчаткой.

Триоксазин применяют при повышенной возбудимости и невротических заболеваниях. Также эффективно борется с раздражительностью, бессонницей, слабостью и повышенной утомляемостью. Принимают по 0,3 грамма трижды в день. Побочным эффектом и признаком передозировки служит сухость во рту, тошнота, рвота.

Седуксен способствует расслаблению мышц, успокаивающе воздействует на ЦНС, устраняет судороги. Суточная дозировка для взрослого человека составляет 8-10 мг.

Аминалон применяется для лечения родовых травм и послеродовых повреждений головного мозга. Препарат показан при задержке психического развития, отставании в физическом и умственном развитии, различных дисфункциях мозга. Принимается по 1 грамму дважды в сутки.

Витамины

  • Витамин РР – 60 мг
  • Витамин Н – 150 мкг
  • Витамин С – 500-1000 мг
  • Витамин Д – 45 мкг.

Физиотерапевтическое лечение

Применяется в том случае, если традиционное медикаментозное лечение неэффективно. Физиотерапевтические методики подбирают, исходя из индивидуальных особенностей организма, цели и задач проведения коррекционных вмешательств. В большинстве случаев комплекс лечебных методик содержит сеансы мануальной терапии, сеансы, направленные на восстановление позвоночника, массаж. Хорошо зарекомендовала себя кинезотерапия. Для улучшения обменных процессов могут применять методы акупунктуры и электростимуляции.

Народное лечение

Народное лечение широко применяется для лечения дисфункциональных расстройств головного мозга.

Рекомендуется принимать витаминизированную смесь, которую можно легко приготовить в домашних условиях. Для приготовления нужно взять по 150 грамм кураги, изюма, чернослива и грецкого ореха. Пропустить все это через мясорубку. Добавить сок одного лимона и сок, полученный из мякоти листа алоэ. Все это тщательно перемешивают, добавляют столовую ложку меда. Настаивают в течение суток в холодильнике. Принимают по столовой ложке трижды в день. Насыщает организм витаминами, способствует быстрому восстановлению, стимулирует иммунную систему.

Также при дисфункциях целесообразно пить витаминизированный сок. Для приготовления требуется 200 мл гранатового сока и 50 мл сока или сиропа боярышника. Смешивают, можно добавить мед по вкусу. Выпивают в 2 приема: часть утром, вторую часть – вечером. Продолжительность курса составляет 7-14 дней.

Для очищения организма, стимуляции обменных процессов, назначают сок алоэ с медом. Для приготовления берут 50 грамм сока и столовую ложку меда. Тщательно смешивают. Дают возможность настояться в течение получаса. Пьют за 1 или 2 подхода. Курс лечения – от 5 до 7 дней.

Лечение травами

Можно лечить дисфункции травами. В этом хорошо помогает ромашка лекарственная. Она помогает снять воспалительный процесс, оказывает тонизирующее успокаивающее воздействие на организм. Применяют отвар: 1,5 столовые ложки травы заливают стаканом кипятка, настаивают в течение получаса. Пьют по половине стакана дважды в день. Также можно добавлять ромашку в чай и пить в неограниченных количествах в течение дня.

Хорошо зарекомендовал себя отвар мяты. Для приготовления требуется 1-2 столовые ложки мяты. Заливают стаканом кипятка, пьют небольшими глотками в течение дня. Воздействует на организм успокаивающе, тонизирует нервную систему. Устраняет побочные диспептические расстройства, тошноту. Не рекомендуется принимать мужчинам, так как содержит в составе женские гормоны, которые способствуют восстановлению и нормализации женского гормонального фона и негативно влияют на гормональный фон мужчин.

При повышенной возбудимости нервной системы, раздражительности, нервозности, неусидчивости принимают отвар пустырника. Для приготовления 2 столовые ложки травы заливают 500 мл кипятка, настаивают в течение часа. Пьют как чай. Весь отвар необходимо выпить за сутки. На следующий день заваривают новый. Продолжительность лечения должна составлять не менее месяца.

Гомеопатия

Гомеопатические средства являются довольно эффективными в лечении различных нарушений работы мозга. Однако они не являются столь безопасными, чтобы их можно было бесконтрольно принимать. Они могут оказывать серьезные побочные эффекты, как на головной мозг, так и на другие органы и системы. Важной мерой предосторожности является соблюдение осторожности – принимать гомеопатические средства только после того, как будет сделана комплексная диагностика и выявлена причина патологии. Это даст возможность подобрать средство максимально точно, встроить оптимальную схему лечения.

Хорошо зарекомендовал себя растительный сбор. Для приготовления требуется взять по столовой ложке травы ромашки, цветков календулы и мяты. Смешивают, заливают двумя стаканами кипятка, пью в течение суток. Помогает снять стресс, усталость, нервно-психическое перенапряжение. Воздействует тонизирующее и успокаивающе.

При депрессивном состоянии, упадке сил, слабости нервного происхождения рекомендуется растительный сбор. Для приготовления берут столовую ложку соцветий астры и половину столовой ложки горца птичьего. Для заваривания смесь заливают стаканом кипятка, настаивают в течение часа. Затем пьют по трети стакана трижды в день.

Для устранения расстройств головного мозга и нормализации его основных функций применяют настой женьшеня. Для приготовления берут 5-10 грамм растения, заливают стаканом водки, настаивают в течение суток. Пьют по 2 столовые ложки трижды в день в течение 15 дней.

При нарушениях работы мозга, истериях и депрессивных состояниях применяют цикорий. Примерно 20 грамм цикория на стакан воды. Заваривают как чай, пью 2-3 раза в день.

» Мозг ребенка

На ваши вопросы отвечают врачи детского медицинского центра Инпромед - специалисты детской практики.

Дисфункции диэнцефальных структур головного мозга

Вопрос:
Здравствуйте!Моей дочке 3,6 года.Мы до сих пор толком не разговариваем,слух хороший,говорит отдельные слоги и слова мама,папа,баба..Невропатолог отправила на ээг,вот что там получилось1.Примечание исследование проводилось в затемненной комнате,глаза открыты.Напряжена.Запись со множеством двигательных и
Миографических артефактов.Нагрузки не выполнила. 2.Описание ЭЭГ Анализ ЭЭГ затруднен с условиями регистрации.На свободных от двигательных артефактов участков записи,преобладает миографического артефакта,частотой 20-26Гц,амплитудой до 30мкВ.Альфа-ритм дезорганизован,регистрируется фрагментарно,частотой 8Гц,амплитудой сред.50мкВ,индекс снижен в связи с условиями регистрации.Зональные различия не четкие.Медленноволновая активность умеренная,в виде волн тета-диапазона в центрально-теменных областях,частотой 6 Гц и амплитудой до 110мкВ.3.Реакции на раздражители оценить дисбаланс регулирующих систем головного мозга невозможно,т.к.нагрузочные работы не проводились. 4. заключение.Выявляются умеренные изменения с признаками дисфункции диэнцефальных структур головного мозга.Усиление бета-активности.Альфа-ритм сформирован,но индекс снижен в связи с условиями регистрации.Типичных очагов эпиактивности в данной записи не выявлено.От мамы ребенок психует от того что не может высказаться,что нам делать,дочка раздрожительна!заранее спасибо!

Ответ:
Добрый день Кристина! По данным ЭЭГ, запись которой проводилась с нарушением условий регистрации в связи с особенностями ребенка и возраста никаких значительных изменений не выявлено. Дисфункциональные нарушения встречаются у подавляющего количества детей в этом возрасте. Вам необходима консультация невролога и психоневролога для выявления причины речевой задержки. В дальнейшем таким детям необходима длительная реабилитация, включающая как медикаментозное лечение, так и занятия с логопедами, педагогами.

Вы ищете: Ирритация стволовых структур головного мозга - добавлено по просьбе Любов Хмельовська.

Приступы длятся, в среднем, сутки. Исследование электрической активности головного мозга изучается в покое, с применением функциональных проб и проб на гипервентиляцию и фотостимуляцию зрительного анализатора, с депривацией сна. Это ваш народ, и они любят вас. Врач поставил диагноз ангиоспазм, мигрень. Остеохондроз ШОП I ст. Слово «ирритация» - это заимствованное слово, корни которого происходят от латинского слова irritare, означающего «озлоблять» или «раздражать». В частности, соматосенсорная ассоциативная зона раз­мещена позади постцентральной извилины. Анализ причин развития гипервентиляции показал, что у трех пациентов дыхательный объем соответствовал целевому, рассчитанному респиратором, в то время как частота дыхания и, соответственно, минутный объем вентиляции значительно превышали целевые. Признаки функциональной лабильности регуляторных стволовых структур с нарушенными возбудительно-тормозными соотношениями. Реактивностсь на внешние раздражители ослаблена. Четких признаков межполушарной и очаговой асимметрии нет. У детей ЭЭГ отличается рядом особенностей. На внешней поверхности лобной доли кроме вертикальной прецентральной извилины различают еще три горизон­тальные: верхнюю, среднюю и нижнюю. Латеровентрикулоасимметрия D на ээг ребенку 3,5 лет выдали заключение на фоне возрастной нейрофизиологической незрелости мозга, имеют место умеренно выраженные диффузные изменения биоэлектрической активности головного мозга с признаками дисфункции стволовых структур и признаками снижения порога возбудимости. Лимбический отдел полушарий большого мозга включает корковые зоны обонятельного морской конек, или гиппокамп; прозрачная пере­городка, поясная извилина. а также вкусового кора вокруг островка анализаторов. При сравнительно легких формах повреждения головного мозга, с кратковременной потерей сознания, чаще обнаруживаются различной выраженности диффузные общемозговые изменения типа дезорганизации частоты колебаний, дизритмии, ирритации, нарушения равномерности по амплитуде, патологической медленной активности острых волн. Jones PA, Andrews PJ, Midgley S, et al. Пятеро жителей Астрахани погибли в ДТП в Калмыкии.

Дисфункция коры головного мозга. Лечение дисфункций структур мозга

В покое тонус коры неустойчивый, повышенный. Повреждение коры в этих участках заметных расстройств слуха, обоняния и вкуса не вызывает, поскольку связь каждого полушария мозга со своими воспринимающими аппаратами на периферии двусторонняя. Отчетливой межполушарной асимметрии не выявлено. Заключение: Диффузные изменения БЭА головного мозга. Умеренные диффузные изменения биоэлектрической активности мозга в виде неравномерности альфа-ритма,усилением бетта-ритма и наличия острых потенциалов что аоррелирует с тревожностью и невротизацией. Обеспечивается это явление, по-видимому, тем, что изменение кровоснабжения мозга неизбежно связано с явлениями гипоксии и гиперкапнии, которые в свою очередь приводят к нарушению процессов клеточного метаболизма. У меня большая проблема. Статистика За сутки добавлено 174 вопроса, написано 288 ответов, из них 74 ответа от 16 специалистов в 11 конференциях. Повреждение участка над шпорной бороздой клин предопределяет воз­никновение нижней квадрантной гемианопсии, под ней язычная извили­на - верхней квадрантной гемианопсии.

Лечение минимальных мозговых дисфункций у детей: терапевтические возможности Инстенона

Минимальные мозговые дисфункции (ММД) у детей представляют собой наиболее распространенную форму нервно-психических нарушений в детском возрасте. По данным отечественных и зарубежных исследований, частота встречаемости ММД среди детей дошкольного и школьного возраста достигает 5-20% .

В настоящее время ММД рассматриваются, как последствия ранних локальных повреждений головного мозга, выражающиеся в возрастной незрелости отдельных высших психических функций и их дисгармоничном развитии. При ММД наблюдается задержка в темпах развития функциональных систем мозга, обеспечивающих такие сложные интегративные функции, как речь, внимание, память, восприятие и другие формы высшей психической деятельности. По общему интеллектуальному развитию дети с ММД находятся на уровне нормы, но при этом испытывают значительные трудности в школьном обучении и социальной адаптации. Вследствие очагового поражения, недоразвития или дисфункции тех или иных отделов коры больших полушарий мозга, ММД у детей проявляются в виде нарушений двигательного и речевого развития, формирования навыков пись* ма (дисграфия), чтения (дислексия), счета (дискалькулия). По-видимому, наиболее распространенным вариантом ММД является синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).

Термин «минимальная мозговая дисфункция» получил распространение в 1960-е годы, когда его начали использовать применительно к группе различных по этиологии и патогенезу состояний, сопровождающихся расстройствами поведения и трудностями обучения, не связанными с общим отставанием в интеллектуальном развитии. Применение нейропсихологических методов при изучении отмечавшихся у детей с ММД поведенческих, познавательных и речевых расстройств позволило установить определенную взаимосвязь между характером нарушений и локализацией очагового поражения ЦНС. Важное значение принадлежит исследованиям, в которых была подтверждена роль механизмов наследственности в возникновении ММД.

В связи с многообразием клинических проявлений, неоднородностью факторов, лежащих в основе этиологии и патогенеза ММД, для последнего пересмотра Международной классификации болезней МКБ-10 , рекомендованной Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ, 1994), были разработаны диагностические критерии для ряда состояний, ранее рассматривавшихся в рамках ММД (табл. 1). Таким образом, по мере научного изучения ММД все более отчетливо прослеживается тенденция к их разграничению на отдельные формы. Однако следует отметить то, что в клинической практике нередко приходится наблюдать у детей сочетание симптомов, которые относятся не к одной, а к нескольким диагностическим рубрикам для ММД по классификации МКБ-10.

Возрастная динамика минимальных мозговых дисфункций

Изучение анамнеза показывает,-что в раннем возрасте у многих детей с ММД обнаруживается синдром гипервозбудимости. Проявления гипервозбудимости возникают чаще в первые месяцы жизни, в 20% случаев они отставлены на более поздние сроки (старше 6-8 месяцев) . Несмотря на правильный режим и уход, достаточное количество пищи, дети беспокойны, у них отмечается беспричинный крик. Он сопровождается избыточной двигательной активностью, вегетативными реакциями в виде покраснения или мраморности кожных покровов, акроцианоза, усиленной потливости, тахикардии, учащения дыхания. Во время крика можно наблюдать повышение мышечного тонуса, тремор подбородка, рук, клонусы стоп и голеней, спонтанный рефлекс Моро. Также характерны нарушения сна (затрудненное длительное засыпание, частое спонтанное пробуждение, раннее пробуждение, вздрагивания), трудности с кормлением и желудочно-кишечные нарушения. Дети плохо берут грудь, беспокойны во время кормления. Наряду с нарушением сосания отмечается предрасположенность к срыгиванию, а при наличии функционального неврогенного пилороспазма - рвота. Склонность к жидкому стулу связана с повышенной возбудимостью кишечной стенки, приводящей к усиле.

Источники: Комментариев пока нет!

Первичный диагноз

Причины ММД:

  • трудные роды;
  • инфекционные заболевания;

  • диэнцефальных структур
  • стволовых тканей
  • срединных структур
  • венозная

Срединные структуры

  • заниженный болевой порог;
  • тремор;

Сбой в работе ствола

  • черепно-мозговая травма;
  • родовая травма;
  • сотрясение и ушиб.

  • предобморочное состояние;
  • обмороки;
  • нездоровый цвет лика;
  • мушки и пелена в глазах;
  • вялость с утра;
  • отек мягких тканей.

Далеко идущие последствия

организма.

  • проблем с речью, дизартрии;
  • дисфонии;
  • дисфагии.

Задать вопрос ВРАЧУ, и получить БЕСПЛАТНЫЙ ОТВЕТ, Вы можете заполнив на НАШЕМ САЙТЕ специальную форму, по этой ссылке

Диагноз дисфункция головного мозга, поставленный врачом, в большинстве случае очень пугает пациента.

Медицинский термин «дисфункция» - это сбой в работе какой-либо функции в теле человека. В данном конкретном случае он указывает на проблемы с тканями ствола головного мозга.

Это анатомический участок, который контролирует почти все важные для жизни процессы организма. Ствол регулирует биение сердца, температуру тела, дыхательный аппарат, обработку пищевых элементов и др.

Первичный диагноз

В ситуациях, в которых мозг человека получает повреждения определенного характера, почти всегда урон получает и ствол. Это приводит к различным сбоям в выполнении мозговых функций. Наиболее травмоопасны роды, гипоксия, сильный удар, ушиб или сотрясение.

Примечательно, что сбои могут быть ярко выражены определенной симптоматикой, но порой диагностировать нарушения приходиться, используя различные исследовательские методики.

Когда у врача возникают подозрения в дисфункции мозга, то чаще всего выдается направление на прохождение компьютерной томографии. Этот способ диагностики позволяет обнаружить повреждения мозга, в том числе и в стволовой части, через послойное его отображение на мониторе.

Бывает, что постановка диагноза не требует использования томографии, обычно это затрагивает ситуации, в которых нет причин подозревать наличие травмы.

В таких случаях невролог рекомендует пациенту сделать ЭХО-ЭГ. Этот метод диагностики основывается на последовательной записи и исследовании электрических сигналов мозга. При поражении структур часто наблюдается ирритация, она указывает на раздражение одной из его зон.

ММД и другие виды мозговых дисфункций

Сравнительно остального тела масса головного мозга невелика, его средний вес у взрослого человека находятся в пределах 1.5 кг. Однако это не мешает ему контролировать большинство процессов, которые отвечают за жизнеспособность организма.

Несмотря на свою важность, мозг очень уязвим. Даже небольшие нарушения при родах способны очень сильно отразится на развитии ребенка, его видении мира, эмоциональном состоянии.

Сегодня диагноз минимальной мозговой дисфункции (ММД) ставится примерно 25% пациентов детского возраста. Нарушения проявляются как в неврологической так и психологической сферах.

Наиболее ярко симптоматика проявляется в школьном возрасте, когда ребенок идет в школу. Следствием становятся частые головные боли, чрезмерная подвижность и гиперактивность у детей, высокий уровень нервозности. Большинство детей говорит о плохой памяти и быстрой утомляемости. Часто наблюдаются проблемы с развитием, плохая концентрация, страдает моторика и речь.

  • трудные роды;
  • беременность протекала тяжело;
  • инфекционные заболевания;
  • длительное действие токсинов на тело женщины;
  • неправильный уход за ребенком в младенчестве.

Также нарушения могут быть вызваны черепно-мозговой травмой, которая была спровоцирована ударом, аварией, ушибом, болезнью.

У взрослых людей негативному воздействию могут подвергаться разные участки мозга. Дисфункция головного мозга может обнаруживаться в области:

  • диэнцефальных структур – контролируют обменные процессы, сон человека, температуру, аппетит;
  • стволовых тканей – отвечают за регулировку главных процессов жизнеобеспечения человека, аппетит, тонус мышечных волокон и дыхание;
  • срединных структур – участвуют в процессах жизнедеятельности, контролируют эмоциональный фон организма, вегетативные процессы НС;
  • венозная – самые заметные симптомы которой это сильная утомляемость и головные боли.

Срединные структуры

Это область отвечает за стабильную работу вегетативной НС человека, регулировку процессов сна и эмоциональный фон. Часто нарушение в данной области вызвано родовой или черепно-мозговой травмой. Диагноз ставится при изучении ЭЭГ.

Дисфункция срединных структур головного мозга проявляется в таламических нарушениях, а также группой нейроэндокринных синдромов:

  • плохая чувствительность на теле и лице;
  • заниженный болевой порог;
  • тремор;
  • резкий, неестественный смех или плач;
  • преждевременное половое созревание;
  • нарушения в работе эндокринной системы.

Сбой в работе ствола

Именно ствол головного мозга отвечает за самые важные процессы жизнеобеспечения, - сокращения сердечной мышцы, регулирование температуры организма и другие. Дисфункцию стволовых структур головного мозга вызывают:

Часто диагноз совмещается с визуальными изменениями - у пациента может наблюдаться изменение лицевых костей, неправильное формирование челюсти. Существует вероятность развития астении, что влияет на речевое развитие. Также возникают проблемы с тонусом мышц, проявляется чрезмерная потливость, слюноотделение.

При своевременной диагностике и корректном лечении последствия нарушений можно обратить, а функциональность хотя бы частично восстановить.

Венозная мозговая недостаточность

Венозная дисфункция характеризуется повреждением сосудистого оттока головного мозга. Может быть вызвана травмой, сердечной недостаточностью. Спровоцировать развитие заболевания может тромбоз вен.

Для данного нарушения характерно наличие головных болей пульсирующего типа, резких скачков давления, мигрени.

Часто головные боли сопровождаются чувством тошноты, рвотой, судорожным синдромом. Другие симптомы:

Диэнцефальные структуры в области риска

Нарушения могут распространяться на разные отделы мозга, что отражается на симптоматике, так при затрагивании промежуточного отдела в области диэнцефальных структур дисфункция характеризуется проблемами с обменными процессами, нарушениями сна и клинической картиной, характерной для иных областей.

Ирритация проявляется раздражением мозга. Симптоматика будет различаться в зависимости от пораженной области. Обычно ирритация является не отдельным заболеваниям, а следствием течения другой болезни (опухоль, нейроинфекция и др.).

Приступы эпилепсии являются итогом дисфункции срединных и стволовых структур головного мозга. Также обнаруживаются нарушения речи, вегетативной системы. При повреждениях нижних отделов могут наблюдаться проблемы с сознанием (путаница с временем), вниманием, памятью.

Далеко идущие последствия

Дисфункция мозговых тканей представляет большую опасность для человека. В частности ствол отвечает за важные процессы в работе всего организма.

При нарушениях в его работе непременно стоит ожидать развитие:

При образовании очага в стволовой части может развиться паралич.

Источник:

Дисфункция головного мозга - причины и симптомы сбоев в различных областях

Диагноз дисфункция головного мозга, поставленный врачом, в большинстве случае очень пугает пациента.

Медицинский термин «дисфункция» - это сбой в работе какой-либо функции в теле человека. В данном конкретном случае он указывает на проблемы с тканями ствола головного мозга.

Это анатомический участок, который контролирует почти все важные для жизни процессы организма. Ствол регулирует биение сердца, температуру тела, дыхательный аппарат, обработку пищевых элементов и др.

Первичный диагноз

В ситуациях, в которых мозг человека получает повреждения определенного характера, почти всегда урон получает и ствол. Это приводит к различным сбоям в выполнении мозговых функций. Наиболее травмоопасны роды, гипоксия, сильный удар, ушиб или сотрясение.

Примечательно, что сбои могут быть ярко выражены определенной симптоматикой, но порой диагностировать нарушения приходиться, используя различные исследовательские методики.

Когда у врача возникают подозрения в дисфункции мозга, то чаще всего выдается направление на прохождение компьютерной томографии. Этот способ диагностики позволяет обнаружить повреждения мозга, в том числе и в стволовой части, через послойное его отображение на мониторе.

Бывает, что постановка диагноза не требует использования томографии, обычно это затрагивает ситуации, в которых нет причин подозревать наличие травмы.

В таких случаях невролог рекомендует пациенту сделать ЭХО-ЭГ. Этот метод диагностики основывается на последовательной записи и исследовании электрических сигналов мозга. При поражении структур часто наблюдается ирритация, она указывает на раздражение одной из его зон.

ММД и другие виды мозговых дисфункций

Сравнительно остального тела масса головного мозга невелика, его средний вес у взрослого человека находятся в пределах 1.5 кг. Однако это не мешает ему контролировать большинство процессов, которые отвечают за жизнеспособность организма.

Несмотря на свою важность, мозг очень уязвим. Даже небольшие нарушения при родах способны очень сильно отразится на развитии ребенка, его видении мира, эмоциональном состоянии.

Сегодня диагноз минимальной мозговой дисфункции (ММД) ставится примерно 25% пациентов детского возраста. Нарушения проявляются как в неврологической так и психологической сферах.

Наиболее ярко симптоматика проявляется в школьном возрасте, когда ребенок идет в школу. Следствием становятся частые головные боли, чрезмерная подвижность и гиперактивность у детей, высокий уровень нервозности. Большинство детей говорит о плохой памяти и быстрой утомляемости. Часто наблюдаются проблемы с развитием, плохая концентрация, страдает моторика и речь.

  • трудные роды;
  • беременность протекала тяжело;
  • инфекционные заболевания;
  • длительное действие токсинов на тело женщины;
  • неправильный уход за ребенком в младенчестве.

Также нарушения могут быть вызваны черепно-мозговой травмой, которая была спровоцирована ударом, аварией, ушибом, болезнью.

У взрослых людей негативному воздействию могут подвергаться разные участки мозга. Дисфункция головного мозга может обнаруживаться в области:

  • диэнцефальных структур – контролируют обменные процессы, сон человека, температуру, аппетит;
  • стволовых тканей – отвечают за регулировку главных процессов жизнеобеспечения человека, аппетит, тонус мышечных волокон и дыхание;
  • срединных структур – участвуют в процессах жизнедеятельности, контролируют эмоциональный фон организма, вегетативные процессы НС;
  • венозная – самые заметные симптомы которой это сильная утомляемость и головные боли.

Срединные структуры

Это область отвечает за стабильную работу вегетативной НС человека, регулировку процессов сна и эмоциональный фон. Часто нарушение в данной области вызвано родовой или черепно-мозговой травмой. Диагноз ставится при изучении ЭЭГ.

Дисфункция срединных структур головного мозга проявляется в таламических нарушениях, а также группой нейроэндокринных синдромов:

  • плохая чувствительность на теле и лице;
  • заниженный болевой порог;
  • тремор;
  • резкий, неестественный смех или плач;
  • преждевременное половое созревание;
  • нарушения в работе эндокринной системы.

Сбой в работе ствола

Именно ствол головного мозга отвечает за самые важные процессы жизнеобеспечения, - сокращения сердечной мышцы, регулирование температуры организма и другие. Дисфункцию стволовых структур головного мозга вызывают:

Часто диагноз совмещается с визуальными изменениями - у пациента может наблюдаться изменение лицевых костей, неправильное формирование челюсти. Существует вероятность развития астении, что влияет на речевое развитие. Также возникают проблемы с тонусом мышц, проявляется чрезмерная потливость, слюноотделение.

При своевременной диагностике и корректном лечении последствия нарушений можно обратить, а функциональность хотя бы частично восстановить.

Венозная мозговая недостаточность

Венозная дисфункция характеризуется повреждением сосудистого оттока головного мозга. Может быть вызвана травмой, сердечной недостаточностью. Спровоцировать развитие заболевания может тромбоз вен.

Для данного нарушения характерно наличие головных болей пульсирующего типа, резких скачков давления, мигрени.

Часто головные боли сопровождаются чувством тошноты, рвотой, судорожным синдромом. Другие симптомы:

Диэнцефальные структуры в области риска

Нарушения могут распространяться на разные отделы мозга, что отражается на симптоматике, так при затрагивании промежуточного отдела в области диэнцефальных структур дисфункция характеризуется проблемами с обменными процессами, нарушениями сна и клинической картиной, характерной для иных областей.

Ирритация проявляется раздражением мозга. Симптоматика будет различаться в зависимости от пораженной области. Обычно ирритация является не отдельным заболеваниям, а следствием течения другой болезни (опухоль, нейроинфекция и др.).

Приступы эпилепсии являются итогом дисфункции срединных и стволовых структур головного мозга. Также обнаруживаются нарушения речи, вегетативной системы. При повреждениях нижних отделов могут наблюдаться проблемы с сознанием (путаница с временем), вниманием, памятью.

Далеко идущие последствия

Дисфункция мозговых тканей представляет большую опасность для человека. В частности ствол отвечает за важные процессы в работе всего организма.

При нарушениях в его работе непременно стоит ожидать развитие:

При образовании очага в стволовой части может развиться паралич.

Этот раздел создан чтобы позаботиться, о тех, кому необходим квалифицированный специалист, не нарушая привычный ритм собственной жизни.

Головной мозг – анатомическая структура, которая при своем незначительном весе и размере, управляет практически всеми функциями организма. Особенно много жизненно важных центров заложено в стволе мозга, который состоит из диэнцефальных, стволовых и серединныхструктур, а также венозных тканей.

Поражение любого из этих участковведет к серьезным расстройствам и осложняет жизнедеятельность всего организма. Например, дисфункция срединных структур головного мозга является причинойэмоциональной неуравновешенности и сбоев в работе вегетативной нервной системы.

Ствол головного мозга является продолжением спинного мозга, причем четкой границы между ними нет. Находится он в районе отверстия затылочной доли черепа и в норме имеет размер не более 7 см. В таком незначительном по размеру отделе сосредоточены: срединный мозг, продолговатый мозг и варолиев мост. По некоторым источникам, в состав ствола включаются также промежуточный мозг и мозжечок .

Патологические изменения в структуре и функционировании ствола могут произойти как в целом, так и в отделах в частности. В зависимости от локализации проблемы больному могут устанавливаться диагнозы:

  • Дисфункция диэнцефальных структур . Характерные жалобы: нарушения сна,плохой аппетит, скачки температуры тела, нарушения процессов саморегуляции и обмена веществ. Это наиболее часто диагностируемая форма расстройств неврологического характера. Её типичным примером является знакомая многим вегето сосудистая дистония, поражающая 30% женского населения.
  • Дисфункция стволовых структур мозга . Больные отмечают неравномерное дыхание и сбои в тонусе мускулатуры. К данной группе патологий относятся также ослабления голосовых связок и проблемы в работе речевого аппарата (дисфония), затрудненные глотательные движения и частые поперхивания (дисфагия), плохое восприятие речи (дизартрия).
  • Дисфункция срединных структур . Вызывает эмоциональные расстройства, неуравновешенность поведения, резкие перепады настроения, вегетативные формы соматических нарушений.

В норме процессы регуляции жизнедеятельности человека со стороны ствола мозга четко налажены и не требуют коррекции. Однако под действием определенных факторов риска возникают заболевания, которые, в зависимости от степени сложности, могут выразиться яркими либо стертыми клиническими проявлениями.

Каковы факторы риска?

Негативное воздействие на здоровье стволовых участков головного мозга могут оказать: травматические факторы, отравляющее влияние на мозговую ткань химических веществ и биологических токсинов, радиационное облучение, экологические катастрофы, инфекционные болезни.

Если рассматриваемый диагноз выставлен новорожденному ребенку, то под подозрение неонатолога попадает качество проведения родов и первичный послеродовой период.

Не исключена наследственная предрасположенность к такого рода патологии, а также нарушения кровоснабжения, ведущие к гипоксии клеток и атрофическим явлениям в тканях в целом. У взрослых больных с такими проблемами причинами могут быть черепно-мозговые травмы, отравления, различного рода гормональные сбои, онкологические заболевания и их последствия различного уровня.

В зависимости от места локализации неполноценно действующих клеток и тканей, последствия дисфункции срединных структур могут иметь следующие клинические проявления:

  • теряется чувствительность кожи на всех ее участках;
  • отмечается чрезмерная болевая восприимчивость с повышением ее индивидуального порога;
  • заметным становится тремор конечностей (даже в состоянии покоя);
  • рано появляются признаки полового созревания;
  • в поведении появляются беспричинные смены настроения: плач сменяется смехом, вплоть до истерик, и наоборот;
  • работа эндокринной системы дает серьезные сбои. В зависимости от места поражения могут наблюдаться явления гипертермии, а также повышения либо понижения артериального давления.

Такие нарушения можно охарактеризовать, как таламические, а возникающие синдромы именуются нейроэндокринными.

Насколько серьезна минимальная дисфункция?

Часто ребенку с такими признаками выставляется диагноз минимальной дисфункции. Его жалобы умеренны, а в анамнезе заболевания имеют место:

  • беременность с осложнениями либо протекающая в тяжелой форме, с необходимостью медикаментозной коррекции;
  • несостоятельность родовой деятельность и необходимость ее стимуляции различными путями;
  • инфекционные заболевания либо обострения хронической патологии в различные природы беременности;
  • стрессы и сильные психоэмоциональные возбуждения во время вынашивания ребенка;
  • радиационные аварии;
  • экологические проблемы.

Такая патология сегодня встречается довольно часто. Опубликованы статистические данные, что её обнаруживают у каждого пятого малыша.

Дети с этим диагнозом предъявляют следующие жалобы:

  • регулярные головные боли;
  • раздражительность, плаксивость, частые нервные возбуждения;
  • нарушения речи;
  • плохая память;
  • снижение внимания;
  • отставание в развитии;
  • сложность пребывания в коллективе;
  • проблемы со сном и аппетитом.

На начальном этапе появления жалоб часто должного внимания этому не уделяется. Такие пограничные состояния расцениваются как индивидуальные особенности характера. По мере развития болезни, симптомы не прекращаются, а переходят в свою новую стадию , более интенсивную и выраженную. В конце концов, они могут достичь серьезных нервных расстройств, например, переходящих в эпилепсию.

В то же время, если к врачу обратиться вовремя, начальная стадия дисфункции срединных структур хорошо лечится и не оставляет негативных последствий. Схема лечения основывается на постоянной динамике за развитием структур мозга и неспецифической коррекцией диагностируемых проблем.

Как ставится диагноз?

Основным методом инструментальной диагностики является электроэнцефалография головного мозга. В ходе такого обследования обнаруживаются зоны возбуждения головного мозга и ствола в частности.

В ходе ЭЭГ проводятся основные и дополнительные тесты, которые позволяют объективно оценить активность и типическую принадлежность волн, их среднюю амплитуду и доминирующую частоту. Соответствие клинических симптомов и характеристики волн – гарантия правильно поставленного педиатром-неврологом диагноза.

Однако кроме ЭЭГ врачу бывает необходимо получить картину послойного анализа структуры мягких тканей мозга , которые видны на снимках компьютерного томографа либо МРТ. Это чаще необходимо в тех случаях, когда у человека с описанными симптомами в анамнезе отсутствуют данные о полученной травме, ушибе либо прочем провоцирующем факторе.

В таком случае врач, визуально отмечая признаки мозговых нарушений, в том числе дисфункции стволовых структур, должен выяснить механизм их развития. МРТ и КТ – способы, с помощью которых выявляются различного рода скопления тканей и клеток, не исключая атипичные элементы.

Кроме этого, такие исследования позволяют выявить сочетанную патологию, например параллельную венозную дисфункцию – состояние, при котором нарушен отток крови из головного мозга вследствие сосудистых нарушений. Клинически к симптомам поражения стволового и диэнцефального характера добавляются головные боли, обморочные состояния, синюшность лицевой части головы, потемнение в глазах, отеки мягких тканей лица.

Дальнейшее уточнение таких ирритаций проводится с помощью дополнительных исследований, например, ангиографии либо .

Определенную долю информации врач получает из лабораторных исследований крови на наличие глиального нейротрофического вещества. Это разновидность иммуноферментного анализа. Концентрацией, необходимой для подтверждения диагноза, являются количества более 17,98 пг/л.

От чего следует дифференцировать патологию?

Диагноз «дисфункция мозга» в любых его разновидностях нуждается в дифференциации от:

  • детского церебрального паралича;
  • травм и повреждений головы;
  • инфекционных патологий;
  • церебральной гипоксии;
  • токсических отравлений (например, парами свинца);
  • прочих проблем.

Специфические методы обследования в таком случае выбираются соответственно профилю основных симптомов.

К вопросу о лечении

Выбор схемы лечения проводится врачом с учетом визуального осмотра, анамнеза заболевания и жизни пациента (для ребенка – протекания беременности у матери и характера родов), результатов инструментальных методов исследования, часто назначаемых в динамике.

Кроме того, для врача имеет значение нейропсихологическая диагностика (особенно если имеют места расстройства речи). Выбираемые методики лечения носят индивидуальный характер и включают нейропсихологические и педагогические направления.

Если начальные этапы лечения не дали позитивного результата, назначают медикаментозные препараты , основными из которых являются транквилизаторы, психостимуляторы, ноотропы. Хорошо зарекомендовали себя в лечении амфитамины (риталин, амитриптилин).

Лечение детей должно проводиться на фоне полноценной борьбы с болезнью в семье. Это режимные моменты, пребывание на свежем воздухе, общение, развивающие занятия, интересный и познавательный досуг. В случае сопутствующих жалоб врач может назначить симптоматическое лечение. Однако возможно, что такие симптомы пройдут по мере лечения основной причины.

Диагноз «дисфункция срединных структур» можно назвать топическим, поскольку он четко содержит в себе обозначение место патологического изменения в головном мозге. Можно услышать такое мнение, что он не отражает клинической картины болезни, ведь природа головного мозга познается день ото дня все глубже. А такой диагноз, как, например, «минимальная дисфункция головного мозга», как и «подкорковая дисфункция», в десятой международной классификации болезней отсутствует вовсе. Время покажет, но на сегодня для неврологов это понятие отображает причину тех или иных клинических проявлений и дает право назначить соответствующее лечение.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама