THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Соборование у многих ассоциируется с предсмертным церковным обрядом, ведь к умирающему человеку всегда приглашают священника для последнего помазания. Я очень удивилась, когда моя золовка предложила пройти соборование в Великий пост. Я же не собираюсь умирать, зачем мне собороваться? Но оказалось, что я сильно ошибалась, и Таинство соборования проводят даже для здоровых молодых людей. В статье я вам расскажу об особенностях елеосвящения, когда его проводят и для чего.

Во время елеосвящения (помазания освященным церковным маслом) на человека снисходит божья благодать. В это время можно исцелиться от тяжких недугов. Но главным смыслом соборования является отпущение даже тех грехов, о которых человек не ведает либо забыл. Хотя соборование проводят для умирающих людей, но оно предназначено для всех верующих. Не соборуют только детей до семи лет, так как они не совершают осознанных грехов.

Соборование является одним из семи церковных Таинств и отличается от молебна или литургии. Если во время молебна мы свидетельствуем свою веру, надеемся на прощение и милость бога. То во время Таинств на человека снисходит божья благодать, независимо от его заслуг.

Таинство елеосвящения было установлено апостолами, учениками Иисуса:

Так как большинство болезней вызвано грехами человека, то отпущение грехов приводит к телесному исцелению. Однако лукавство не поможет человеку получить божью благодать. Если на исповеди верующий утаил грехи, рассчитывая на автоматическое прощение через елеосвящение, этот вариант не пройдет. Бог зрит сердце человека и все его тайные помыслы знает. Поэтому перед соборованием следует пройти исповедь и во всем раскаяться чистосердечно.

Почему елеосвящение именуется соборованием? Потому что в обряде принимают участие 7 священников — собор. Во время елеосвящения вычитывают 7 глав из евангелия после обязательных молитв. Цифра 7 в христианстве считается священным и обозначающим полноту чего-либо. После каждого вычитывания главы из евангелия священник совершает помазание тела верующего елеем. Всего совершается 7 помазаний.

Таинство соборования проводят в храме в дни Великого поста, а также в любом другом месте, где находится тяжело больной человек. Если верующий соборуется в Великопостные дни, он должен соблюдать церковный пост. Однако тяжело больным людям этого правила можно не придерживаться, если им прописана врачебная диета.

Что нужно сделать после елеосвящения? Необходимо причаститься Святых Даров в ближайшую литургию.

Отличие елеосвящения от миропомазания

Некоторые верующие не видят разницы между миропомазанием и соборованием, а также помазанием Всенощного бдения. Миропомазание (печать Святого Духа) проводится сразу же после крещения человека, это два взаимодополняющих друг друга Таинства. Помазание во время Всенощного бдения не относится к Таинствам, это часть церковного обряда.

Кому необходимо собороваться

Елеосвящение обязательно совершают над умирающим человеком, чтобы очистить душу от прегрешений. Таинство проводят и над всеми православными, страдающими физическими и душевными недугами. Например, отчаяние и печаль считаются душевными немощами, которые требуют исцеления. Неосознанные прегрешения, которые христианин не принимает во внимание, тяжким грузом лежат на душе — отсюда и появляется печаль, скорбь и уныние.

Таинство не проводят над психически больными людьми и больными в бессознательном состоянии.

Многие верующие не понимают, зачем нужно соборование, если существует Таинство покаяния? Человеческая природа немощна по своей сути, и мы не всегда можем осознавать свои прегрешения. Ходатайство собора священников за человека имеет огромную духовную силу, ведь богу приятно, когда молятся за своих братьев и сестер. Собор священников умоляет Господа даровать верующему отпущение грехов и телесное исцеление, и эта мольба не может быть не услышанной.

Какие грехи прощаются при соборовании:

  • давно забытые и неисповеданные;
  • совершенные в неведении;
  • о которых не может рассказать тяжело больной по состоянию здоровья;
  • которые нельзя искупить добрыми делами.

Все ли верующие исцеляются после Таинства соборования? Существует суеверие, что после елеосвящения человек выздоровеет либо умрет. Это заблуждение. Исцеления может и не быть, ведь на все воля божья. Верующий должен стремиться исправиться, вести богобоязненный образ жизни, а не разочаровываться в неполученном исцелении. Соборование не является магическим обрядом или медицинской процедурой, но благодатью божьей.

Исцеление — свободный дар божьей благодати, которая не зависит от выполненных действий людей. Нужно, прежде всего, думать о духовных вещах, а не стремлении получить помощь в нужде.

Тяжело больные люди иногда опасаются елеосвящения, думая, что оно неминуемо приведет к смерти. Но это серьезное заблуждение. Смертный час человека не зависит от церковного обряда. Бог может продлить жизнь больному, чтобы тот позаботился о своей душе: успел покаяться, причаститься и подготовиться к смертному часу.

Вопросы и ответы

Требуется ли специальная подготовка к Таинству? Если есть возможность, желательно исповедоваться и причаститься перед елеосвящением. На елеосвящение принося с собой растительное (оливковое) масло, кагор, свечи, рис (пшеницу).

На Таинство необходимо прийти заранее и записаться в церковной лавке, указав свое крестильное имя. Там же нужно купить свечу.

Необходима ли специальная одежда для соборования? Так как священник будет крестообразно мазать грудь елеем, следует надеть кофту с пуговицами или молнией. Нельзя надевать свитер под горло или водолазку. Рекомендуется взять на Таинство елеосвящения платочек или салфетку, чтобы удалить с кожи лишнее масло.

Сколько раз в год можно собороваться? Достаточно одного раза, если не случится непредвиденной болезни или травмирующих событий.

Соборование не заменяет Таинство покаяния и не отменяет его.

Можно ли продолжать медицинское лечение после соборования? Духовное врачевание не отменяет медицинского лечения, так как это разные вещи. Необходимо пройти весь курс назначенной терапии до конца.

Можно ли есть мясную пищу после исцеления? Многие люди уверены, что полученное исцеление налагает на них запрет употребления мясной пищи. Это суеверие, не связанное с церковными правилами.

Нужно ли после исцеления поститься по понедельникам , кроме среды и пятницы? Это тоже относится к суеверию, соборование не возлагает обязательства дополнительного поствования.

Есть еще одно суеверие, что после соборования запрещено иметь супружеских отношений и париться в бане . Это абсолютное заблуждение, которое не относится к церковным канонам и правилам.

Как правильно применять освященный елей , взятый из церкви? Елей можно добавлять в еду, а также мазать крестообразно больные места после произнесенной молитвы.

Что делать с зернами пшеницы, взятыми после соборования в церкви ? Из них можно сварить кашу либо прорастить на блюде с водой и скушать. В церковной практике нет специального обряда с пшеничными зернами, которые употреблялись на елеосвящении.

Вино после соборования можно добавлять в еду , принимать внутрь. Свечи после елеосвящения зажигают дома, когда кто-нибудь из домочадцев занедужит. Однако если в Таинстве елеосвящения принимало участие много больных людей, свечи лучше не брать домой.

Что такое соборование? Кому и зачем нужно собороваться? Почему в храме соборование совершается только во время постов?

Православный катехизис дает этому Таинству следующее определение: «Соборование (Елеосвящение) есть Таинство, в котором при помазании тела елеем призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные». Вопреки распространенному ложному мнению, это Таинство не носит характера исключительно напутствия умирающим и не служит всего лишь неким «полезным дополнением» к медицине. Соборование - это Таинство исцеления; в нем открывается возможность приостановить процесс не только физического, но и духовного умирания, вновь ввести человека в благодатную атмосферу жизни Царствия Божия, в «радость и мир» (см.: Рим. 14 , 17). Святого Духа. Прибегать к этому Таинству может всякий верующий, православный человек, чувствующий свою немощь - телесную или душевную, нуждающийся в помощи Божией и молитвах Церкви, привлекающих эту помощь. Немощью в данном случае может быть как тяжкая, ведущая к смерти болезнь, так и просто заболевание, угнетающее тело и душу, но не сопряженное с угрозой близкой смерти. Может немощью быть и тяжелое душевное состояние - уныние, отчаяние, то, что часто именуют депрессией.

Собороваться можно в любое время церковного года - как в храме, так и на дому, если больной прикован к постели. Традиция собороваться Великим и Рождественским постами вполне объяснима с точки зрения духовной: пост - время по преимуществу покаянное, и такой же характер носит данное Таинство.

Нужно ли готовиться к соборованию? Можно ли собороваться тем, кто не ходит в храм постоянно, не исповедуется, не причащается?

Собороваться людям, не ведущим полноценной церковной жизни, можно. Более того - приходилось видеть, как человек, по чьему-то совету пришедший в храм постом на соборование, затем становился прихожанином этого (или другого) храма: по совершении Таинства в жизни его происходил переворот, она вся разворачивалась к Богу... Однако в идеале это Таинство требует подготовки. Прежде всего - осознанной, глубокой, серьезной исповеди, которая соборованию должна предшествовать. А уже после исповеди и соборования человек приступает к Таинству Причащения. В практике Древней Церкви соборование воспринималось не только как Таинство исцеления, но и как Таинство, во многом покаянное - чтобы понять, почему это так, достаточно внимательно прочитать его последование. В некоторых Поместных Церквах Таинство соборования совершалось над людьми, находившимися под длительным запрещением: когда заканчивался срок епитимии, отлучения, они соборовались и приступали к Причастию.

Я соборуюсь ежегодно. Однако мои болезни никуда не делись, а некоторые даже усугубились. Почему так происходит, ведь соборование по своей сути - это Таинство исцеления?

Да, Таинство исцеления. Однако мы часто забываем, что подлинная наша цель - не здоровье само по себе, а спасение души, для которого порой полезно и поболеть. Поэтому соборование - не универсальное «лекарство», которое действует «автоматически». Соборуясь, мы предаем себя воле Божией - в надежде на его милость. Если даровал нам Господь исцеление - важно, чтобы мы были подлинно благодарны Ему, жили так, как это Ему угодно. А если попустил еще пострадать - важно, чтобы изменилось наше отношение к болезни, чтобы мы перестали воспринимать болезнь как стихийную, неизвестно откуда обрушившуюся на нас беду и увидели бы в ней средство, поданное нам Господом для уврачевания наших душевных недугов, епитимию за наши грехи.

Нужно ли соборовать детей, тем более младенцев, которые еще не исповедуются, не имеют «забытых грехов» и, в принципе, здоровы? Слышала о случаях, когда дети, наоборот, заболевали после того, как над ними было совершено Таинство соборования.

Детей в возрасте до семи лет соборовать, безусловно, не надо. Однако о случаях, когда маленькие дети после совершения над ними Таинства соборования заболевали бы, мне неизвестно.

Несколько лет назад умирала наша бабушка. Она не была воцерковленным человеком и не выражала желания собороваться, но, когда она уже была без сознания, мы пригласили священника, и он соборовал ее. Недавно ситуация повторилась с другой нашей родственницей. Но священник (из другого храма) отказался ее, уже бессознательную, соборовать, узнав, что она не ходила в церковь. Кто из этих батюшек прав?

Отношение к возможности соборования людей, находящихся без сознания, у различных пастырей мы можем видеть различное, это вопрос до известной степени дискуссионный. В «Настольной книге священнослужителя» мы читаем, что совершение этого Таинства над людьми в бессознательном состоянии невозможно. Но есть, например, практика Болгарской Церкви, допускающая соборование даже заочное. То же самое мы находим и в практике Греческой Церкви. В жизнеописании известного афонского старца иеросхимонаха Ефрема Катунакского рассказывается о том, как он именно заочно несколько раз соборовал одного из старцев своей келлии, удалившегося для операции со Святой Горы в Салоники. Лично мне близка позиция пастырей, которые допускают соборование людей, впавших в бессознательное состояние, но прежде того живших сознательной церковной жизнью, а тем паче - выражавших свое желание, чтобы над ними было совершено Таинство елеосвящения. И не допускают это в отношении тех, кто церковной жизни был чужд, поскольку в данном случае действительно имело бы место некое насилие над волей человека.

Я проходил соборование от своей болезни еще до Великого поста. Можно ли повторить соборование? Если да, то через какой срок это можно сделать? Во время соборования я забыл записать свое имя. Важно ли это?

Препятствий к тому, чтобы повторить соборование, нет. Однако нет нужды приступать к этому Таинству и слишком часто, раз за разом. Имя свое, конечно же, обязательно нужно записать, чтобы священник мог помянуть его, произнося соответствующие молитвословия.

Я читал недавно книгу убитого священника Даниила Сысоева («Инструкция для бессмертных, или Что делать, если вы все-таки умерли...») - очень рекомендую ее всем! Отец Даниил говорит о соборовании то, что мне, как и вам, не поднимет настроения. Ссылаясь на святых отцов, он утверждает, что соборование разрешает только от болезней разного рода (духовных, душевных, телесных), но не от забытых грехов. Во время соборования молятся о даровании воспоминания о забытых грехах, но «автоматического» оставления этих грехов Церковь не обещает...

В Церкви вообще ничего не совершается «автоматически», в неком одностороннем порядке. Все требует участия самого человека, его труда, сознательного очищения сердца. Что касается забытых грехов... Это вообще сложный вопрос. Мы грешим не только ежедневно, но и ежечасно, порой - ежесекундно. Можем ли мы упомнить решительно все свои грехи - и делом, и словом, и помышлением содеянные? Разумеется, нет. Мы должны жить внимательно, испытывать свою совесть, просить у Бога зрения своих грехов, каяться в них с сокрушением сердечным, ничего не утаивая и не скрывая. А самое главное - приносить плоды, достойные покаяния, уклоняясь от зла и творя благо (см.: Пс. 33 , 15). В этом суть покаяния, в этом залог нашего прощения и оправдания на Страшном суде. Но не в том, чтобы с математической точностью высчитывать и определять, сколько раз и как мы согрешили, не упустив при этом ни дела, ни слова, ни мысли греховных.

Грех уродует человека, удаляет от Бога, вырастает в стену между нами и Господом. И мы не можем сами эту стену зачастую преодолеть. А в Таинстве соборования мы как раз и просим, чтобы преклонился Господь к нашей немощи, исцелил изъязвленную страстями душу, уврачевал ее раны Своей благодатью, восполнил то, на что недостает сил, разума, решимости нам самим. Никто никогда не скажет Вам: «Вы соборовались (покаялись, причастились) и потому точно спасены». Спасение наше всегда будет совершаться, по слову преподобного Петра Дамаскина, между страхом и надеждой.

По мнению моего духовника, соборование для молодых незамужних девушек не рекомендуется, если ты в будущем собираешься выходить замуж, а если не собираешься, то можно.

Поверьте: абсолютно никакой связи между соборованием и семейным положением девушки или молодого человека нет и быть не может. Думаю, Вы просто не совсем правильно поняли своего духовника.

Мне посоветовали собороваться, потому что не все ладится у меня - и в личной жизни, и в материальном смысле, одним словом, не везет...

Нельзя относиться к Таинству так утилитарно. Чего мы ищем - в Церкви, в Таинствах ее? Или, точнее, чего должны искать? Царствия Божия и правды его (см.: Мф. 6 , 33). А все остальное, по-настоящему необходимое, приложился, как свидетельствует Евангелие, а вернее сказать - Сам Господь.

Игумен Нектарий (Морозов)
Газета «Православная вера» № 5 (457)

Церковь уже не играет в жизни современных людей настолько значимую роль, как это было еще во времена наших дедов и прадедов. И все же даже мы, дети нового времени и члены современного общества, несмотря на всю свою ежедневную занятость и типичный скепсис в отношении к духовному, знаем, что то место – твердыня стабильных, вечных ценностей. Причем место в данном случае – понятие не столь географическое, сколь символическое, а потому может присутствовать как на карте города, так и в душе. А в душе практически каждый из нас все равно понимает, насколько важны церковные традиции. И отдает себе отчет в том, что их возникновение и сохранение не просто не случайно, но несет в себе глубокий, истинный смысл. И пусть большинство затрудняется объяснить, в чем заключаются церковные таинства и вряд ли помнит их наизусть, но о существовании таких ритуалов как Причащение, Исповедь и Соборование слышали все. Даже те, кто ни разу не принимал церковных таинств, признают их важность для людей верующих. А верующий – все равно что знающий, и это уже повод с уважением и вниманием отнестись к таинствам церкви.

Существует много таинств в церкви, но только семь из них именуются Великими. И даже среди них не все известны широкому кругу людей. Например, Венчание и Крещение находятся на слуху, и многие из вас или ваших знакомых наверняка принимали их сами. Что касается Соборования, то это таинство тоже относится к списку Великих Таинств. Но оно менее известно в силу своего содержания и особенностей проведения. Тем не менее, Соборование до сих пор проводится и в церкви, и на дому, и продолжает помогать многим верующим людям вернуть силу, желание жить и славить Господа. И даже в том случае, если вы слышите о нем впервые, в каком бы возрасте это ни происходило, если ваша душа потянулась в церковь и попросила о таинстве – это знак. Знак не отказывать ей, а посвятить время и силу узнаванию, изучению и подготовке к таинству. Потому что именно для души оно и совершается, и, возможно, именно Соборование – больше, чем некоторые другие таинства. А для того, чтобы вам легче было подготовить себя к Соборованию внутренне и внешне, прочтите наши советы. Прочтите спокойно и вдумчиво, лучше всего в тишине и одиночестве. Пусть каждая деталь ритуала отзовется в вас и вы поймете, что ни одна из них не случайна, каждая имеет свой глубокий смысл и выполняет определенную роль – как в подготовке, так и в проведении Соборования.

Что такое таинство Соборования
Соборование, или иначе - Елеосвящение, - это одно из семи Великих, то есть важнейших таинств православной церкви. Основал его еще сам Иисус, который сам исцелял страждущих людей и учил этому своих апостолов. Иаков сказал об этом в своем Послании (Иак. 5, 14-15): «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему». Проанализировав этот фрагмент Евангелия, мы уже получим часть ответов на свои вопросы о Соборовании. Действительно, это таинство совершается над тем, кто болен. Но болезнь подразумевается не только (и не столько телесная), сколько душевная и духовная. Вот почему неверно считать (а такое мнение бытует в народе), что Соборование совершается исключительно перед смертью. Как раз наоборот: Соборование нужно людям живым и стремящимся жить, но жить не как попало, а в мире и гармонии с собой, честно и в согласии с окружающими. И если вы почувствовали, что этот хрупкий баланс нарушен по вашей же вине – это уже повод обратиться к духовнику. Но в любом случае, не помешает проходить Соборование раз в год – лучше всего во время Великого Поста, ведь это время как никакое другое располагает к смирению и покаянию.

Если человек ощущает себя нездоровым, если его мучает уныние и/или гнетут тяжелые мысли – это тоже показание к Соборованию. Согласно Церкви, подобные недуги – это следствие совершенных нами грехов, и только с помощью Соборования можно излечиться от них. Причем не только тех грехов, которые мы помним и которые давят на нашу совесть, но и те, о которых мы могли вовсе позабыть по причине их кажущейся незначительности. На этот счет даже существует древняя притча о юноше, который просил отпустить ему лишь большие грехи, умолчав о мелких прегрешениях. Тогда духовник велел молодому человеку отправиться на пустырь с пустым мешком и набрать в него камней, но только самых маленьких, не трогая крупные валуны. Юноше следовало наполнить мешок мелкими камешками до краев, и когда он выполнил задание, то попросту не смог сдвинуть отяжелевший баул с места, придя к наставнику с пустыми руками. Тот пояснил несмышленышу, что не только крупные, но и мелкие камни, то есть грехи, имеют большой вес, если накапливаются в большом количестве. Так вот, Соборование призвано отпустить прихожанину все грехи, большие и малые, изгнать всех демонов, терзающих его душу и плоть. После этого страждущий обязательно почувствует облегчение, успокоение и умиротворение.

По правилам, Соборование проводят вместе семь (это число вообще обладает в православной традиции особенной силой) или хотя бы несколько священников. Отсюда и название таинства, ведь получается своеобразный Собор, когда священнослужители собираются вместе для совершения обряда. Сила их молитвы тоже объединяется и помогает страждущему быстрее излечиться. Более того, среди них незримо присутствует сам Христос, своей рукой и волей помогая совершаться таинству. Но современная церковь идет навстречу своим прихожанам и понимает, что в сегодняшних условиях соблюдение этого правила возможно далеко не всегда, особенно, если соборование происходит на дому у заболевшего человека. В этом случае Соборование может совершить и один опытный священник, но он все равно прочтет ровно семь определенных фрагментов текста Евангелия и Апостола. А затем совершит очень важное для этого Великого таинства действие: помажет прихожанина елеем, то есть церковным маслом, смешанным с освященным вином. Молитвословия, произносимые во время Соборования о постели больного, повествуют о милосердии и сострадании, о вере в Господа и его страданиях, о покаянии и последующем исцелении. И помазание тоже происходит семь раз – после каждого фрагмента молитвы.

Соборование может проводиться и на дому (со специального разрешения архиерея), если у прихожанина недостаточно слабеющих сил, чтобы самому прийти в церковь. Но часто происходит оно и в храме, хотя, в отличие от Крещения или Венчания, и не требует определенных внешних условий, оборудования и/или обстоятельств. Детям младше семи лет собороваться ни к чему, церковь не проводит над ними это таинство, потому что Господь и так прощает им все детские прегрешения. Начиная с 8 лет, по желанию родителей, чадо может собороваться, если будет благословлено на это духовным лицом. Но в большинстве случаев Соборование проводится над лицами с 16, а то и 18 лет. В этом возрасте человек уже в состоянии осознавать свои грехи, испытывать муки совести и желание покаяться, а также связанные с этим недуги, излечить которые призвано Соборование. И все же, несмотря на столько благосклонностей, сопутствующих этому Великому таинству, Соборование имеет свои строгие правила и требования, без соблюдения которых оно не может быть проведено. И немалую часть их занимает даже не сам процесс Соборования, проведение которого лежит уже на священнике, а подготовка к проведению таинства, которую должен пройти сам прихожанин.

Подготовка к Соборованию и проведение Соборования
Так уж повелось, что большинство наших соотечественников обращаются к таинству Соборования в период Великого поста. Возможно, некоторые просто не знают, что Соборование можно пройти и в любое другое время – тогда, когда вы почувствуете в этом потребность. Но ежегодное совершение Великого таинства, во время Поста или в другое время, можно считать своеобразной «профилактикой» души, защищающей ее и дающей силы для праведной жизни. Например, общее (то есть коллективное для многих прихожан) Соборование вы можете принять в своем храме на Крестопоклонной седмице, вечера накануне Великого Четверга и Великой Субботы во время Страстной недели тоже традиционно считаются временем для Соборования. И не забывайте, что Соборование крайне редко проводится заочно (только в исключительных случаях: посмертно, над больными в бессознательном состоянии, буйными и т.п.), поэтому присутствовать при таинстве вы должны лично. А отправляясь в церковь, воспользуйтесь такими подсказками:

  1. Исповедь обычно предшествует Соборованию. Покаявшись, то есть, очистив свою душу искренним покаянием, человек оказывается лучше подготовлен к принятию Соборования. И, хотя никакого специального приготовления к Соборованию вообще-то не требуется, но предварительная исповедь будет не только полезной, но и вполне логичной в этом случае. На Исповеди будут отпущены грехи, в которых вы покаялись сами, а Соборование очистит вас о ненароком забытых прегрешениях. Но не думайте, что формальное перечисление грехов справится с задачей. К Исповеди нужно приходить в особом состоянии души, верить и надеяться на отпущение грехов, уповать на милость Господа, но ни в коем случае не допускать в сердце гордыню.
  2. Соборование , происходящее в храме, - это тоже своеобразное испытание на чистоту помыслов. Находясь среди других прихожан, вы должны ощущать собственное смирение и то, что вы – лишь часть большого мира. С тим внутренним настроем вы пройдете все три части Соборования. Сначала услышите пение молебнов – в нем вы может узнать знакомые молитвы, и это не удивительно: ведь звучит немного сокращенный вариант утрени, которая поется в дни покаяния и Поста. Это и начальные утренние молитвы, и 142-ой псалм, и ектенья. Но вместо «Бог Господь» во время Соборования поется «Аллилуйя». Обязательно поются покаянные тропари, 50-й псалом и Канон «Моря чермную пучину». Только после этого священник испрашивает у Господа исцеления для больного (страждущих прихожан).
    Елей, то есть масло для Соборования, приготовляется и освящается после чтения этих молебнов и является переходом ко второму этапу Таинства. А затем происходит его суть: произносится Евангелие и Апостол, читается молитва о больном, которого крестообразно помазывают освященным елеем. Помазание происходит в строго определенных местах на теле: это чело (лоб), ноздри, ланита (щеки), уста, перси (грудь) и обе руки. Во время помазания звучит обращение к Богу Отцу, Богородице и другим святым с просьбой об исцелении. В этом и заключается ритуал и порядок проведения Соборования, и эта последовательность действий совершается, как уже было сказано выше, ровно семь раз. Следствием становятся два божественных Дара, посылаемых людям свыше. Первый Дар – телесное и духовное исцеление, второй Дар – отпущение грехов.
  3. Елей и пшеница являются материальными атрибутами проведения таинства Соборования. Кроме них, используются крест и, конечно Евангелие. Эти предметы, в том числе большое блюдо с пшеницей располагаются посреди застеленного стола, присутствующего в помещении, где происходит Соборование. Разумеется, как и любые ритуальные предметы, все эти компоненты Таинства не случайны. В частности, пшеница символизирует новую жизнь, которая наступит после выздоровления и/или всеобщего воскресения в будущем. Евангелие и Крест – это символы самого Иисуса. А масло, смешанное с вином, наливается в сосуд подобно тому, как это происходило в притче о самарянине (см. Лк 10, 34). Таким образом, каждый элемент Соборования играет свою важную роль для процесса Таинства и его эффективности в исцелении больных.
    Сами больные, проходящие Соборование, и их родственники, которые могут и даже должны присутствовать при таинстве для усиления молитвы, нередко не знают, что делать с этими реликвиями после совершения таинства. Служители церкви говорят, что мало можно использовать дома для благословения детей и близких, смазывать им больные места и с благоговением хранить как святыню. Что касается зерен пшениц, то относительно их нет специальных указаний в Святом писании, поэтому не запрещается использовать их на свое усмотрение: хранить дома, прорастить или даже истолочь и использовать в пищу. Главное, чтобы отношение и к пшенице, и к елею было соответствующим: уважительным и благоговейным, а масло наносилось на тело крестообразно и с молитвой.
  4. Причащение Святых Христовых Таинств происходит на ближайшей Литургии после Соборования в храме. Никто не может обязать вас посетить его, но все же лучше не упускать такой возможности, ведь это поможет достойно пройти таинство Соборования, правильно завершить его и размыслить о своей жизни, о своих грехах и себе самом. Тем более, что исцеление тела и души происходит именно через Господню благодать и Дары Святого Духа, не случайно освящается елей для Соборования. Приближаясь к Чаше во время Причащения, не спешите и не стремитесь обойти и/или обогнать окружающих. Вместо этого продолжайте мысленно молиться, каяться и благодарить Господа. Затем примите Тело и Кровь Христа, как это предписано таинством Причащения (Евхаристии). И знайте, что в отельных случаях Причащение можно пройти не после, а до Соборования – если на то есть особые жизненные обстоятельства и разрешение духовного лица.
  5. Елеосвящение и Миропомазание не следует путать между собой. Действительно, во время обоих этих таинств происходит помазание освященным елеем. Но во время Соборования помазание исцеляет больного, тогда как таинство Миропомазания происходит после Крещения и/или принятия в Православие представителя другой конфессии. Миропомазание может совершаться и отдельно, символизирую новое рождение после Крещения. Кроме того, помазание священным елеем происходит и во время Всенощной, но оно является лишь частью богослужения не может считаться Таинством.
  6. Запрет собороваться налагается на женщин во время менструации – они не допускаются ни к этому, ни к любому другому Таинству. В остальном Соборование проводится тогда, когда оно необходимо и только частные случаи могут быть противопоказанием к нему. Хотя в целом – это одно из самых доступных и допустимых Таинств церкви. Впрочем, принимать его чаще раза в год необходимости нет, особенно, если другие Таинства вы принимаете регулярно и посещаете храм. Но не забывайте, что Соборование не влияет на законы физики и химии, не может кардинально изменить биохимию человеческого тела. С одной стороны, это значит, что за Соборованием следует обращаться лишь в случае действительно серьезного и тяжелого недуга (то есть, насморк или больной зуб к ним не относится, а вот длительная депрессия - вполне). С другой стороны, это говорит о том, что Соборование не может заменить медицинского осмотра и врачебной помощи тогда, когда она необходима для спасения жизни и здоровья человека на физиологическом уровне.
Соборование – одно из Великих Таинств, которое помогает в борьбе с физическими и душевными недугами тем, кто искренне раскаивается в своих грехах и верит в силу Божественного исцеления. Такому человеку прощаются даже забытые грехи – но именно забытые невольно, а не сознательно утаенные от исповеди! Зато по-настоящему раскаявшегося грешника Господь милует вплоть до седьмого колена, а значит, готовясь и проходя Великое Таинство, мы помогаем не только себе, но нашим близким, лечим и очищаем свой род, даже тех его членов, кто еще не родился на свет. Не давайте своей душе накапливать грехи, даже мелкие (на ваш взгляд), чтобы не засорять ее, не заставлять ее слабеть и болеть. Регулярно обращайтесь к Соборованию и другим Великим Таинствам, анализируйте свою жизнь и поступки, молитесь о прощении и уповайте на милость Господа. Это даст нам надежду на спасение души и благопристойную, благополучную жизнь. Бог вам в помощь!

@daniilburov

У православной и католической церкви есть похожие таинства, важные для любого верующего человека. Одно из них - соборование, или елеосвящение. Этот древний обряд, пришедший еще с евангельских времен, сегодня претерпел сильные изменения, но его смысл остался прежним.

Что это такое и для чего нужно?

Таинство в православии связано с маслопомазанием, т. к. елей - особое вещество, которое для лечения больных людей когда-то применяли Иисус Христос и его апостолы. Осуществляться елеосвящение может как в храме, так и на дому, если человек не в состоянии придти в церковь. Основной целью соборования является избавление от духовных и телесных недугов, для чего приглашают духовного отца. Во время обряда священник отпускает верующему грехи, о которых он забыл, совершил неосознанно, скрыл по какой-либо причине или не успел исповедоваться в храме.

Таинство нередко совершается «собором», т. е. несколькими священнослужителями и осуществляется в любое время года. Но в большинстве случаев, чтобы осуществить обряд, люди дожидаются Великого Поста. В данный период выделяется несколько дней, чтобы успеть принять всех желающих. В 2019 году пост продлится с 11 марта по 27 апреля.

Кто же может собороваться?

До соборования допускаются:

  • люди с тяжелыми болезнями;
  • дети от 7 лет;
  • больные, страдающие психическими нарушениями (депрессия, отчаяние, скорбь);
  • люди, находящиеся при смерти.

В каких случаях надо соборовать человека?

Многие ошибочно думают, что осуществлять таинство следует только, когда человек готовится уйти в мир иной. Это далеко не так. Соборование не является отпущением грехов перед смертью, а тем более не имеет ничего общего с отпеванием. Прежде всего таинство необходимо больным людям, но если обряд проводится на дому, то помазывают елеем всех членов семьи с целью благословить их. Елеосвящение доступно любому христианину начиная с 7-летнего возраста. Осуществить таинство может каждый человек, но не чаще 1 раза в год в Великий или Рождественский пост.

Кто не допускается к елеосвящению?

Нельзя соборовать уже умерших людей и тех, кто находится в бессознательном состоянии, поскольку обряд совершается только с добровольного осознанного согласия человека. Не разрешается проводить обряд буйным психическим больным, женщинам в период менструации, а также детям до 7 лет, в отличие от таинства крещения, которое может совершаться в любом возрасте. Более младших соборуют, но в редких случаях, если ребенок тяжело болен.

Как подготовиться к соборованию?

Особых приготовлений не нужно, желательно только, чтобы человек исповедовался и причастился, признавшись в тех проступках, которые он помнит. Важно наличие веры и искреннее раскаяние в совершенном грехе, обряд в этом случае окажет должное воздействие. Поэтому прежде всего необходимо морально подготовиться к таинству и уже затем заручиться благословением батюшки. Поститься перед соборованием необязательно, если только оно не осуществляется в Великий Пост.

Необходимо заранее написать свое имя и принести в церковь кагор, пшеницу и масло. Нужно правильно подобрать одежду, которая должна быть на пуговицах или другой застежке, чтобы священник мог нанести елей. Понадобится и небольшой платочек для удаления остатков масла. После исповеди непременно нужно причаститься.

Как происходит обряд?

Обряд может производиться как в храме, так и в другом месте.

В православной церкви

Традиционно соборование в церкви проходит с участием 7 священнослужителей. Такое число обусловлено количеством молитв и текстов из Евангелия и Апостола. Связано это и с тем, что каждый пришедший человек 7 раз помазывается елеем. В некоторых случаях допускается проведение ритуала 1 священником. Условно таинство делится на 3 части:

  • молебное песнопение;
  • освящение елея;
  • помазание.

Перед началом соборования прихожане зажигают свечи, затем идут чтение молитв и песнопения. В молитвах упоминаются имена всех людей, пришедших на елепомазание, которое начинается со слов: «Благословен Бог наш…» Во 2 части происходит освещение елея, для чего в одном сосуде смешиваются оливковое масло и вино, символизирующее кровь Иисуса, которая была пролита ради спасения всех людей на земле. Затем зажигается 7 свечей и произносится молитва.

В заключительной части таинства священник помазывает соборующихся. Одновременно читают священные писания, краткую ектению и молитву об исцелении верующих и их прощении. Повторяется эта часть 7 раз, но отрывки из Апостолов и Евангелия при этом читаются разные. Затем соборующиеся становятся вокруг священников, которые произносят молитву и поочередно на каждого прихожанина кладут раскрытое Евангелие. После этого все целуют священное писание, идут ектения и поклоны прошедших через таинство.

На дому

Если человек не может придти в храм, то елеосвящение проходит на дому, в комнате, где висят иконы Иисуса Христа и Богородицы. Обряд почти ничем не отличается от проведения его в церкви. При таинстве присутствуют близкие родственники, которых священник также помазывает елеем. Перед началом необходимо приготовить:

  • столик, чистую скатерть;
  • пшеничные или другие зерна, лежащие на блюдечке, что будет символизировать оздоровление духа и тела);
  • 7 свечек;
  • посуду для елея;
  • красное вино;
  • оливковое масло:
  • 7 палочек, обернутых ваткой.

Стоимость таинства

Вопрос о стоимости проведения таинства не совсем корректен. У каждого человека свои возможности, из чего и стоит исходить при оплате соборования. Об этом можно спросить самого батюшку, который сориентирует в цене или проведет обряд бесплатно во имя Господне, в зависимости от того, как устроен быт человека.

Священникам нередко приходится бывать как в богатых семьях, так и в бараках, где живут люди с небольшим достатком. Если в семье много детей или инвалид, нуждающийся в постоянном уходе, то батюшка всегда войдет в положение и не возьмет денег. В качестве оплаты допускается вместо денег преподнести немного риса и бутылку оливкового масла.

Когда недуг – телесный или душевный, собственный или близкого – грозит утянуть в бездну отчаяния, Православная церковь издавна призывает на Таинство Соборования.

Что это и для чего - постараемся дать ясные ответы на все вопросы в данной статье.

Что такое Таинство Соборования (Елеосвящения)

Внешне весь процесс выглядит так: священнослужитель наносит освященный елей (оливковое масло) на тело больного с призывом к Богу излить Свою благодать и исцелить духовные и телесные немощи человека.

Действие должно проводиться Собором священников (в количестве семи), потому и называется Соборованием. Чаще всего проводят все имеющиеся священники, которые служат в той церкви, куда пришёл верующий.

Это священное действо вошло в перечень семи таинств христианской церкви достаточно поздно: более-менее современный чин сложился ближе к 13-14 веку. Зачем проводится такое Таинство? В Евангелии от Марка (глава 6 стих 13), сказано, что апостолы получили дар врачевать: «многих больных мазали маслом и исцеляли».

Совершается служба во время Великого поста. Расписание нужно узнавать в конкретном храме, так как частота проведения Елеосвящения может быть различна - где-то дважды в неделю, а где-то один раз за все семь недель поста.

Во время совершения Таинства прочитываются 7 текстов из посланий Апостолов и 7 из Евангелий. Затем священники помазывают освященным маслом - елеем - определённые участки тела больного - щёки, лоб, грудь (чуть ниже ключиц) и кисти обеих рук. Когда служба подходит к концу, священник возлагает Священное Писание на голову христианина и просит у Бога для него прощения грехов.

Важно помнить: Елеосвящение - это не магический ритуал, после которого наступает обязательное исцеление. Это Таинство, и освобождение человека от болезни во власти Всемогущего Бога.

От человека требуется вера, покаяния и смирение. Именно поэтому верующие, регулярно посещающие службы , знают, что перед участием нужно подготовиться: сходить в субботу вечером на исповедь, а с утра причаститься.

Сколько стоит Соборование в Православной Церкви

Это на усмотрение каждого храма. Негласно считается, что плата должна быть посильной. Служитель Бога может войти в положение прихожанина и провести таинство просто во славу Божью в случае крайней нужды или исключительно сложного положения.

Каждый человек уникален, и любой случай нужно обговаривать со священником. Как правило, верующие приносят бутылку оливкового масла и рис.

Но опять же, все должно быть по силам и по совести. Если у вас несколько детей, или на иждивении немощные родственники, любой священнослужитель войдёт в ваше положение и разрешит собороваться бесплатно.

Как подготовиться к Таинству Соборования

Священнослужители советуют подготовиться и предварить елеосвящение исповедью и причастием. Переводя на бытовой язык, это как если бы кто-то пожелал явиться в гости к дорогой большой семье отдохнувшим и празднично одетым, а не заскочить впопыхах, в джинсах и в стоптанной обуви. Но ведь в семье в любом случае обрадуются приходу – главное, что дорогой гость добрался.

Так что никакой специальной подготовки не требуется, важна вера и покаяние.

Часто женщины не решаются преступить к священнодействию из-за регулярной немощи. Лучше спросить батюшку. Ведь это тоже телесная слабость и следствие греха – отчего отказывать в возможности приблизиться к царствию, как и всем другим болеющим?

В назначенный день нужно записаться на участие в притворе церкви, назвав свое имя и взяв свечу. В некоторых храмах выдают бумажную салфетку – чтобы собрать излишки масла с кожи. Перед началом действа нужно обнажить руки, шею и лоб.

Как проходит Соборование

Зачитывается подготовительный чин: покаянные молитвы, канон и стихиры – в текстах проговаривается суть будущего таинства. Благословляется масло и зерно (рис), которое означает человека, возрожденного к жизни вечной после всеобщего воскресения.

Основная часть состоит из трехкомпонентных частей. Каждая включает апостольское чтение с прокимном и аллилуарием, чтение Евангелия, ектению об исцелении участников и молитв о них.

Перед первым помазанием зачитывается свидетельство апостола Иакова о выздоровлении больных после елеопомазания и притча о добром самаритянине.

Второе чтение призывает возлюбить страждущих как Христос. После напоминают сюжет встречи грешника Закхея с Христом, историю о покаянии и духовном возрождении.

Перед третьим — цитируют бесподобный «гимн любви» апостола Павла и библейская история о призвании на служение Христу апостолов, жаловании им даров любви (способности излечивать больных и воскрешать мертвых).

Перед четвертым – напоминание об изначальной чистоте человека, как его замышлял Творец, а библейский отрывок рассказывает об исцелении Христом тещи Петра.

Пятая часть: произносятся слова надежды на Христа от апостола, чувствующего на себе дыхание смерти. В притче о десяти девах звучит тема грядущего страшного суда. И молитва будто ставит присутствующих пред Богом-судьей с надеждой на Его снисхождение.

Перед шестым помазанием повествуют о духовных плодах веры (Гал. 5:22-6. 2, 1 Фес.5: 14-23). Звучит библейское сказание о вознагражденном человеческом смирении (сюжет о хананеянке и выздоровлении ее бесноватой дочери).

Последнее чтение призывает по примеру проповедника Матфея стойко следовать Христу (Мф. 9:9-13).

Венчает всё чтение священных текстов, произнесенные молитвословия и молитва «Отче Святый».

После на головы прихожан возлагают Святое Евангелие, которым обещано испытание на Божием суде. Приступившие к Таинству в знак благодарности прилагаются устами к Книге Священного Писания и Кресту.

В каких случаях надо соборовать человека

Священнослужители сходятся, что это необходимо в следующих случаях:

  • серьезное телесное заболевание – даже если это дитя в возрасте до семи лет (вообще-то дети младше — к общему Соборованию не приступают);
  • страдание от тяжелого душевного недуга: уныние, скорбь, отчаяние;
  • болезнь, смертельная, не дающая подняться с постели и явиться в храм.

В любом случае верующий должен быть в сознании. Соборование не совершается над буйными психическими больными. И еще: елей служит для помазания живых, а не мертвых.

Здоровые люди не должны принимать участие в Таинстве Елеосвящения.

Стоимость соборования на дому

Что делать, когда болезнь настолько завладела телом, что человек не может прийти в церковь?

Церковь приходит сама: Таинство проводится у постели больного, помня слова Апостола Иакова (глава 5, стихи 14 и 15): «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему ».

Опять же, фиксированной стоимости быть не может – священник работает за жертву: кто сколько подает.

Заключение

Соборование нужно, чтобы душа верующего восторжествовала над слабым телом. Священное действо чудесным образом примиряет сознание со своей слабой человеческой природой и дает душам присутствующих целительное просветление. Страдалец чувствует в себе силы повторить вслед за Христом: «Мужайтесь, Я победил мир» (Ин. 16, 33).



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама