THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Наши сны нередко нас так удивляют неожиданными сюжетами и загадочными предсказаниями, что невольно возникает сомнение - а не причастны ли высшие силы к рождению сновидений? Быть может, это боги создают сны и дарят нам возможность наслаждаться другой реальностью или уносят нас каждую ночь в иной мир, где царят свои законы, над которыми мы невластны.

Согласно древнегреческой мифологии нашими снами управляют несколько всемогущих богов - ониров. Главный бог сна, Гипнос , живет где-то на самом краю земли в пещере забвения, скрываясь от солнечных лучей. Гипнос всемогущ и имеет власть над богами и людьми, погружая их в забытье и отстраняя от внешнего мира. Гипнос настолько могуч, что сумел усыпить самого громовержца Зевса, за что чуть не поплатился своим существованием, но был спасен от гнева любящей матерью, богиней Никтой. Древние греки изображали Гипноса как прекрасного юношу с крыльями, летающего над миром с рогом в руках, из которого на землю выливается снотворный напиток. У главного бога сна три сына, каждый из которых повелевает различными сторонами сновидений.

Бог сновидений, Морфей , является людям во снах в человеческом облике, способен подражать стилю и голосу любого человека и нередко предостерегает таким образом от, казалось бы, неминуемых событий в жизни. Описывают Морфея либо как старца с длиной бородой и с маком в руках, либо как юношу, на висках которого видны небольшие крылышки. Цвет бога сновидений – черный, обязательный атрибут – двойные ворота, которые ведут в мир снов. Ворота, изготовленные из слоновой кости, впускают в мир обманчивых снов, а роговые ворота олицетворяют истинные и пророческие сны. Издревле считается, что попасть в плен к Морфею – это значит погрузиться в мир необыкновенных снов и оторваться от действительности. Отсюда и пошло крылатое выражение «объятия Морфея» .

Другой сын Гипноса – Фобетор . Этот бог не отличается благосклонностью к людям и повелевает кошмарами. Прогневить Фобетора означает накликать беспокойный сон. К людям бог кошмаров приходит в виде различных животных и птиц. И третий сын главного бога сна – Фантаз , управляющий неодушевленными предметами в сновидениях и создающий парадоксальные ситуации. Эти ониры могут принести человеку массу неприятных ночных ощущений, но вездесущий Морфей всегда начеку и всеми силами оберегает человеческий сон от влияний Фобетора и Фантаза. Овидий, описывающий греческих богов в знаменитых и почитаемых поколениями «Метаморфозах», утверждает, что богов сна гораздо больше, и многообразие наших снов объясняется существованием тысячи сыновей Гипноса.

В мифах древней Эллады бог сна носит имя Гипнос. На божественном Олимпе он занимает особое место, имея власть над другими богами, Сам Зевс вынужден считаться с ним. Гипнос был рожден в результате союза богини ночи Никты и бога вечного мрака Эреба, вместе с братом близнецом-богом смерти Танатосом. В отличие от брата-близнеца, являвшегося беспощадным богом, Гипнос был более благосклонен к людям, приносил успокоение и отдых.

БОГ СНА
В представлении древних греков, дошедших до нас в скульптурах и фресках, ГИПНОС - это крылатый юноша, держащий в руках цветок или головку мака и набольшой рог. Древние греки, считали остров Лемнос - обиталищем Гипноса. На острове есть пещера, перед которой цветут маки и растут травы, из сока которых мать Гипноса богиня ночи Никта получает сон. Пролетая над миром, Гипнос насылает сон на все живое.

Перед пещерой течет река Забвения, ни шелест листьев, ни крики зверей и птиц не нарушают тишину, здесь царит сон и ничто не должно потревожить его. В пещере есть грот, посреди которого стоит ложе, покрытое нежнейшим пухом, на котором покоится бог сна. Согласно легенде, Гипнос является посланником Зевса. Богиня Гера, замышляя козни против своего грозного супруга, просит Гипноса усыпить Зевса, пока она преследует Геракла.

Гнев проснувшегося Зевса был страшен. Гипноса спасла мать Никта, с которой Зевс не решился ссориться. Спасаясь от гнева Зевса, Гипнос превратился в птицу и второй раз по просьбе Геры усыпил Зевса, чтобы дать возможность ахейцам победить в троянской войне. В награду Гера пообещала Гипносу отдать в жены Пасифею, в честь которой он создал цветок мака, ставшего его символом.
Сын бога сна ГИПНОСА МОРФЕЙ.
У Гипноса множество детей, но избранный сын – бог сновидений МОРФЕЙ, который обнимает людей своими крыльями и погружает их в свой мир сновидений. С тех пор и существует выражение: попасть в объятия Морфея, то есть, погрузиться в сон. Главные атрибуты Морфея – двойные ворота в мир сновидений: одни из слоновой кости для лживых снов, другие – роговые ворота для истинных снов.

В обязанности Морфея так же входит следить за снами избранных – героев и царей. Морфей одет в черные одежды, в руках кубок с маковым нектаром. Древние греки размещали изображение Морфея на вазах, древние же римляне – на саркофагах. Иногда он изображался с венком из цветков мака на голове, в черном плаще, по полю которого рассыпаны звезды. Морфей, являясь людям во сне, способен принимать любой образ, подражать любому голосу.

Братья Морфея так же являются людям в снах, Фобетор подражает животным и птицам, Фантэз же является спящим в образах окружающего мира – земли, воды, деревьев, камней и других предметов. У Эллинов бог сновидений Морфей пользовался не меньшим почитанием, чем его отец бог сна Гипнос, существовала особая каста дельфийских жрецов, занимавшихся расшифровкой его посланий.

Люди придавали большое значение толкованию сновидений еще в далекой древности. Ученые при археологических раскопках находят глиняные таблички и осколки глиняных горшков с прототипами современных сонников. Вещие сновидения в мифологии разных народов показывают, что древние считали важным то, что они видели во сне. Не только простой народ верил снам, но и правители управляли царствами, опираясь на собственные сны и прогнозы астрологов.

Толкования снов найдены на египетских папирусах, на записях в Индии, датируемых примерно I веком до нашей эры. Без сновидений не обошлось и в Новом Завете, где, например, Иосиф видел вещий сон о рождении Иисуса.

Сон в греческой мифологии

И Пифагор, и Гераклит, и Демокрит, и Платон, и другие древнегреческие философы в своих трудах уделяли внимание расшифровке сновидений. В частности, Платон рассказывал о снах Сократа с предупреждением о приближающейся смерти. Сократ и в самом деле умер вскоре поле того, как увидел это во сне.

В Древней Греции считалось, что существует несколько богов сна: Гипнос, его сын Морфей (в переводе это имя означает «формирователь снов») и менее известный второй сын - Фантас. Наиболее популярен, конечно, Морфей, - юноша с крылышками на висках, обладающий способностью являться людям в разных обличиях.

А вещие сны, если верить греческой мифологии, персонажи видели регулярно. Например, Гекуба, жена царя Приама, будучи беременной Парисом, увидела страшный сон о том, что она родила горящий факел, который сжег Трою. Вещий сон в мифологии - это послание богов для предупреждения в основном о несчастьях, катастрофах и болезнях. Но иногда людей предупреждали и о нежданной радости, например, прибавлении в семействе. Древние греки даже иногда приходили спать в храмы, чтобы получить вещие послания. А многие молились Морфею, чтобы он послал во сне подсказку, как поступить в тревожащих ситуациях.

А что же в наше время?

Сколько воды утекло со времен седой древности, а люди по-прежнему продолжают верить в вещие сны и пытаются их объяснить и растолковать. Есть даже целые инструкции, как нужно спать, чтобы увидеть вещий сон. Один из важнейших пунктов при этом - готовиться ко сну заранее и спать в комфортной обстановке. Если хотите увидеть вещий сон, укладывайтесь на свежее белье, например, выберите или подобное качественное белье.

Позаботьтесь, чтобы вам ничто не мешало, проветрите спальню и облачитесь в мягкую уютную ночную рубашку или пижаму. Возьмите широкое двуспальное одеяло и хорошую подушку. О подушке следует подумать отдельно, чтобы вместо вещего сна не получить при пробуждении боль в шейном отделе позвоночника и плохое настроение.

Обратитесь в хороший интернет-магазин мягких подушек и выберите подходящую подушку для себя, а заодно и для всех членов семьи. Тогда ваши сны будут если не вещими, то, во всяком случае, приятными и легкими. Кстати, в японской мифологии существует дух Баку - пожиратель плохих сновидений - очень удобное существо, к которому обращались японцы, желая избавиться от кошмаров. Но в уютной постели, надеемся, вам это не понадобится.

В представлениях наших предков сон был неразделим со временем ночи, а заснувший напоминал умершего. Подобно мертвецу, он смежает свои очи и делается недоступным внешним впечатлениям.
И Сон, и Смерть были признаваемы славянами за живые мифические существа, родственные друг другу.
В славянских сказках богатыри, убитые врагами, воскресая при окроплении их трупов живою водою, обыкновенно произносят: «Ах, как же я долго спал!» - «Спать бы тебе вечным сном, если б не живая вода и не моя помощь!» - отвечает добрый товарищ.
В современном языке вечный сон уподобляется смерти; наоборот, сон летаргический слывет в простонародье обмиранием, во время которого, по рассказам поселян, душа оставляет тело, странствует на том свете, видит рай и ад и узнает будущую судьбу людей. Животные, впадающие в зимнюю спячку, по общепринятому выражению, замирают на зиму.

Заходящее вечером солнце представляется не только умирающим, но и засыпающим, а восходящее утром - восстающим от сна; зимняя смерть природы иначе называется ее зимним сном; о замерзших реках и озерах выражаются, что они заснули.
Умерших называют усопшими; в Смоленской губернии мертвецы в старину назывались жмурики (от глагола «жмурить» - закрывать глаза); в Архангельской губернии существовало поверье: кто засыпает тотчас, как ляжет в постель, долго не проживет; у литовцев была примета: когда молодые ложились в первый раз вместе, кто из них засыпал прежде - тому и умереть суждено раньше.
Сербы не советуют спать, когда заходит солнце, чтобы вместе с умирающим светилом дня не заснуть и самому вечным сном.


Спящий мальчик (Портрет Тыранова) Крылов

Слово «стемнеть» употребляется в народном говоре в значении «ослепнуть» и «умереть»; не потому ли упырей (мертвецов, являющихся по смерти) большею частью представляют слепыми.
Как сон сближается со смертью, так, наоборот, бодрствование уподобляется жизни; поэтому «живой» означает неспящего, например: «Мы приехали на живых», то есть мы приехали, когда еще никто не спал; глагол «жить», употребляется в некоторых местах в смысле бодрствовать, не спать.

Эти братство сна и смерти, и верование, что душа во время сна может оставлять тело и блуждать в ином мире и видеть там все тайное, послужили основанием, почему сновидениям придано вещее значение. Для живой и впечатлительной фантазии наших предков виденное во сне не могло не иметь прямого отношения к действительности, среди которой так много было для них непонятного, таинственного, исполненного высшей, священной силы. Они признавали в сновидениях то же участие божества, какое признавали в гаданиях и оракулах; сновидения являлись, будто быстролетные посланники богов, вещатели их решений. Вера в пророческий смысл снов неискоренима и по сей день.

Эта тема часто встречается в сказаниях, преданиях нашего народа. Например, в «Слове о полку Игореве» есть рассказ о вещем сне князя Святослава:

В Киеве далеком, на горах,
Смутный сон приснился Святославу,
И объял его великий страх,
И собрал бояр он по уставу.
«С вечера до нынешнего дня, -
Молвил князь, поникнув головою, -
На кровати тисовой меня
Покрывали черной пеленою.
Черпали мне синее вино,
Горькое отравленное зелье,
Сыпали жемчуг на полотно
Из колчанов вражьего изделья.
Златоверхий терем мой стоял
Без конька, и, предвещая горе,
Вражий ворон в Плесенске кричал
И летел, шумя, на сине море».

Весь этот сон состоит из мрачных предзнаменований: черный покров и крик ворона знаменуют грядущее несчастье, терем без конька означает гибель кого-то из семьи, жемчуг - слезы, горькое вино напоминает выражение «упиться горем». Сон Святослава пророчески оправдался - русское войско потерпело поражение. Чудилось, кто-то нашептал Святославу черную весть, - а наши предки в самом деле верили, что спящий человек находится в сношениях с невидимым миром и получает оттуда загадочные вести.

СОННОЕ ЦАРСТВО

Жил-был царь, и была у него дочка, да такая красавица, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Много женихов обивало пороги дворца, однако все уходили ни с чем, да еще бога благодарили, что живыми ушли. Царевна больше всего на свете любила плясать и выставляла такое условие:

За того замуж пойду, кто меня перепляшет!

И вот, чуть только появлялся новый жених, царевна увлекала его в пару и носилась по всем палатам дворца. Самые лучшие плясуны пытались тягаться с нею, однако она была неутомима, готова была хоть целый день носиться туда-сюда под музыку, и никто не мог ее переплясать. Некоторые, послабее, падали бездыханными, те, кто посильнее, еле уходили на подгибающихся ногах, навек зарекшись пускаться в пляс.

И вот однажды появился во дворце новый гость. Заиграла музыка, и царевна встала с ним в пару. И что же? Минул час, и два, и три, а гость был по-прежнему неутомим. К концу дня царевна еле передвигала ноги, а жених плясал да плясал с таким видом, будто только-только начал. В конце концов девушка лишилась чувств, не закончив танца, сломленная усталостью, и гость засмеялся:

Царь, я мог бы потребовать свою награду, но мне не нужна твоя дочь. От этого безумного веселья я успокою вас на вечные времена: ты, и царевна, и стольный град твой, и все царство - вы отдохнете наконец. Вы уснете непробудным сном, и будете спать до тех пор, пока не явится тот, кто сможет меня пересилить.

А надо сказать, что это был не простой человек, а сам бог зимы и смертного оцепенения Карачун, ненавистник всяческого веселья. Как он посулил, так и сделал: все в этом царстве заснули - и царь, и царевна-плясунья, и придворные, и слуги, и все жители, что люди, что животные. Скоро тропы и дороги заросли так, что ни пройти, ни проехать никто не мог, и лишь в сказках да преданиях хранилась память о Сонном царстве.

И вот молодой царевич из тридевятого царства услышал одну такую сказку, и овладело его душой неудержимое любопытство. Во что бы то ни стало решил он отыскать Сонное царство и отправился в путь. Ехал долго ли, коротко ли, и вот оказался среди непроходимых зарослей. Врубился он в них со своим мечом, и вот наконец показались ворота стольного града. На всех углах спали люди, собаки, лошади, птицы. То же было и во дворце: на троне спал царь, а рядом - прекрасная девушка, царевна. Лишь только поглядев на нее, юноша влюбился и, схватив царевну в объятия, начал ее целовать. Напрасно! Его горячие уста не могли разомкнуть сонного оцепенения.

Ее разбудит только тот, кто сможет меня пересилить!

Царевич обернулся и увидел грозного Карачуна.

Будем биться на мечах или драться на кулачках? - спросил храбрый юноша.

Вот еще! - усмехнулся Карачун. - Я предлагаю поглядеть, кто сможет больше выпить.

И тотчас перед ними оказалось две бочки зелена вина - да такие огромные, что в каждой можно было утонуть. Юноша понимал, что ему не выпить это вино никогда в жизни, и решил взять свое хитростью. Он занес ногу через край бочки, словно собирался туда кинуться.

Что это ты делаешь, смертный? - удивился Карачун.

Да неохота мне пить через край, - усмехнулся юноша. - Бочка-то тяжелая, разве поднимешь? Я лучше погружусь в бочку да потихоньку все вино и выхлебаю.

И я хочу попробовать, - обрадовался Карачун, плюхнулся в бочку и скрылся в ней с головой.

В то же мгновение царевич схватил крышку и задвинул ее, да для надежности забил покрепче.

УХ, как завыл Карачун! Он мигом лишился всей своей волшебной силы.

Выпусти меня, и я исполню любое твое желание, - закричал он, булькая и задыхаясь. - Чего ты хочешь?

Разбуди спящих и больше никогда не появляйся здесь, - потребовал царевич, и Карачуну пришлось поклясться, что он так и сделает.

Царевич открыл крышку - и в тот же миг Сонное царство пробудилось. А сердце царевны наконец-то пробудилось для любви, и она охотно отдала свою руку спасителю.

Вот только плясать она, пока спала, совсем разучилась. Но об том никто особенно не горевал!

***

Славянская мифология

Русские сказания

Из сотен тысяч духов сновидений, черных крылатых существ, порожденных ночью, выделялся один бессмертный бог, которого свято чтили древние греки, еженощно посвящая ему молитвы. Его имя навсегда увековечено в литературных произведениях и шедеврах живописи; в его честь названо и одно из наркотических, обезболивающих веществ, которое до сих пор применяется в медицине. Морфей, бог сна в ряде мифологий, вошел в историю как повелитель ночных видений людей и богов, его власть простирается от неба до земли, а умение перевоплощаться поистине не знает границ.

Меняющий обличья и формирующий сны. Венец из маков

Изучая памятники ушедших тысячелетий, невозможно однозначно сказать, как выглядел предводитель онейров, духов тьмы и снов. В одних источниках Морфей - красивый, молодой и стройный юноша с маленькими крылышками на висках, в других он предстает в виде крылатого старца, чья голова увенчана маковыми цветами. Традиционно греческий бог сна изображается с букетом огненных маков в руках или с чашей, до краев наполненной зельем с маковым соком. Не менее символичен и черный цвет - оттенок тьмы и ночи, один из главных атрибутов божества.

Крепкие семейные узы. Могущественные родственники

Морфей, чье имя в переводе с греческого означает "формирующий сны", - сын властного и замкнутого Гипноса, который тоже известен как бог сна в греческой мифологии. Но если отец дарует сладкий покой и распределяет сновидения между людьми и богами, то сын - живое воплощение сна, наделенное способностью врываться в сны в виде любого человека, подражая его манере говорить, ходить и одеваться. Морфей обладает редким искусством с особой точностью перенимать интонацию, тембр и речь всякого так, что невозможно отличить, где заканчивается реальность и начинается сновидение.

Доподлинно не известно, кто мать божества. Согласно одним источникам, родительницей покровителя снов была сама богиня ночи Нюкта (Никта). По другим данным, матерью Морфея была одна из спутниц Афродиты, богини любви и красоты, грация Аглая, дочь бога-громовержца Зевса и кроткой океаниды Эвриномы, чье имя в переводе с греческого означает "ясная, сияющая". Во второй трактовке Никта является бабушкой многоликого духа.

Древнеримский поэт и историк Овидий в своей книге "Метаморфозы" рассказывает о братьях повелителя сновидений. Каждый из них зарекомендовал себя как бог сна, но поскольку эллины свято верили, что образы в ночных видениях соответствуют отдельному божеству, то выделяли трех основных духов из семейства онейров: Морфея, являвшегося в человеческом виде и в подобных людям существах, Фобетора, предстающего во снах в качестве дикого зверя или домашнего животного, и Фантаза, насылающего образы неодушевленных предметов или явлений природы.

Не менее могущественны, чем Гипнос, бессмертный бог сна в греческой мифологии, были и другие родственники Морфея, братья и сестры его отца: Танатос - воплощение смерти, Харон - перевозчик душ умерших через священную реку Стикс, Эрида - богиня раздора и хаоса, Немезида - олицетворение мести и возмездия, и мойры Клото, Лахесис и Атропос - безжалостные богини судьбы.

Знаки отличия. Почет и поклонение эллинов

Греческий бог сна отличается от пантеона Олимпийских богов по ряду признаков. Его обителью никогда не была священная гора Олимп, поскольку другие боги панически боялись безграничной власти повелителя ночных видений. Жилищем Морфею, как и всему семейству онейров, согласно Гомеру, служил остров Лемнос, по Овидию - пещера в Киммерии, а Гесиод утверждал, что бог сна проживает на самом краю мира, где его не могут коснуться лучи бога солнца, Гелиоса.

Кроме того, в отличие от других верховных божеств, покровителю ночных грез не строили храмов или алтарей, что вовсе не означало отсутствие почитания великого духа. Морфей - бог сна, его истинное воплощение не имеет одного лица или формы. Именно поэтому в Элладе не существовало священных мест для поклонения, но каждую ночь в домах древних греков возносились молитвы в честь непостоянного властелина видений, а днем его образы с традиционными атрибутами выписывали на вазах.

Искусство вечно! Литературное наследие

Самые искусные художники слова использовали легендарное имя Морфея в своих произведениях. Лауреат Нобелевской премии по литературе И.А. Бунин посвятил целое стихотворение многоликому духу грез, начав повествование со следующих строк:

"Прекрасен твой венок из огненного мака,
Мой Гость таинственный, жилец земного мрака."

Не менее изящно и глубоко пишет великий русский поэт А.С. Пушкин свое послание "К Морфею", взывая:

"Морфей, до утра дай отраду
Моей мучительной любви.
Приди, задуй мою лампаду,
Мои мечты благослови!"

Шутливо и иронично обыграл образ древнегреческого божества и О.Э. Мандельштам в своей эпиграмме:

"Милая, где ты была?
Я лежала в объятьях Морфея.
Женщина, ты солгала,
В них я покоился сам".

Полет кисти и души. Живопись и миф

Бог сна стал центральным персонажем и в шедеврах живописцев. Полотна великих мастеров Рене-Антуана Уасса "Ирида и спящий Морфей" и Пьера Нарсиса Герена "Морфей и Ирида" посвящены одному из мифов греческой мифологии, сюжет которого заключается в том, что вестница Олимпийских вседержателей мира, богиня радуги Ирида отправляется к отдыхающему повелителю ночных видений с важным поручением от Геры, покровительницы брака, жены верховного бога Зевса. Сцена, в которой юная посланница пытается разбудить уставшего духа, и легла в основу обеих картин.

Шаг вперед в науке. Бог сна и медицина

Неразрывно связано имя Морфея и наркотик, выведенный в 1805 году ученым Фридрихом Сертюрнером из опиума. Для открытия в ход пошли головки мака, важный символ, без которого не появлялся бог сна. Мифология наделила цветы священным значением, а наука из растения, в свою очередь, выявила обезболивающее и позаимствовала у покровителя ночных грез название для нового вещества - морфия (морфина).



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама