THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

В определении понятия «общество» в научной литературе существует многообразие подходов, что подчеркивает абстрактный характер этой категории, и, определяя ее в каждом конкретном случае, необходимо исходить из того, в каком контексте употребляется это понятие.

1) Природный (влияние географических и климатических условий на развитие общества).

2) Социальный (причины и исходные моменты общественного развития обусловлены самим обществом).

Совокупность этих факторов предопределяет общественное развитие.

Существуют различные пути развития общества:

Эволюционный (постепенное накопление изменений и их естественно-обусловленный характер);

Революционный (характеризуется относительно быстрыми изменениями, субъективно направляемыми на основе знания и действий).

МНОГООБРАЗИЕ ПУТЕЙ И ФОРМ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

Общественный прогресс в созданных в XVIII—XIX вв. трудах Ж. Кондорсе, Г. Гегеля , К. Маркса и других философов понимался как закономерное движение по единому для всего человечества магистральному пути. Напротив, в концепции локальных цивилизаций прогресс представляется идущим в разных цивилизациях различными путями.

Если вы мысленно окинете взглядом ход мировой истории, то в развитии разных стран и народов заметите немало общего. Первобытное общество везде сменилось обществом, управляемым государством. На смену феодальной раздробленности пришли централизованные монархии. Во многих странах произошли буржуазные революции. Колониальные империи рухнули, и на их месте возникли десятки независимых государств. Вы сами могли бы продолжить перечисление сходных событий и процессов, происходивших в различных странах, на разных континентах. В этом сходстве проявляется единство исторического процесса, определенная тождественность сменяющих друг друга порядков, общность судеб различных стран и народов.

Вместе с тем конкретные пути развития отдельных стран и народов многообразны. Нет народов, стран, государств с одинаковой историей. Многообразие конкретно-исторических процессов вызвано и различием природных условий, и спецификой хозяйства, и своеобразием духовной культуры, и особенностями образа жизни, и множеством других факторов. Значит ли это, что каждой стране предопределен свой собственный вариант развития и он является единственно возможным? Исторический опыт свидетельствует о том, что в определенных условиях возможны различные варианты решения назревших проблем, возможен выбор способов, форм, путей дальнейшего развития, т. е. историческая альтернатива. Альтернативные варианты нередко предлагают те или иные группы общества, различные политические силы.

Вспомним, что при подготовке Крестьянской реформы , проведенной в России в 1861 г., разные общественные силы предлагали неодинаковые формы осуществления перемен в жизни страны. Одни отстаивали революционный путь, другие — реформистский. Но среди последних не было единства. Предлагалось несколько вариантов реформ.

А в 1917-1918 гг. перед Россией возникла новая альтернатива: либо демократическая республика, одним из символов которой было всенародно избранное Учредительное собрание, либо республика Советов во главе с большевиками.

В каждом случае выбор был сделан. Такой выбор совершается государственными деятелями, властвующими элитами, народными массами в зависимости от соотношения сил и влияния каждого из субъектов истории.

Любая страна, любой народ в определенные моменты истории оказываются перед судьбоносным выбором, и его история осуществляется в процессе реализации этого выбора.

Многовариантность путей и форм общественного развития небеспредельна. Она включена в рамки определенных тенденций исторического развития.

Так, например, мы видели, что ликвидация изжившего себя крепостного права была возможна и в форме революции, и в форме осуществляемых государством реформ. А назревшая потребность в ускорении экономического роста в разных странах осуществлялась либо путем привлечения новых и новых природных ресурсов, т. е. экстенсивным путем, либо путем внедрения новой техники и технологии, повышения квалификации работников, на основе роста производительности труда, т. е. интенсивным путем. В разных странах или одной и той же стране могут быть использованы различные варианты реализации однотипных изменений.

Таким образом, исторический процесс, в котором проявляются общие тенденции — единство многообразного общественного развития, создает возможность выбора, от которого зависит своеобразие путей и форм дальнейшего движения данной страны. Это говорит об исторической ответственности тех, кто делает этот выбор.

Инструкция

Динамической называют систему, которая постоянно находится в состоянии движения. Она развивается, меняя собственные черты и признаки. Одной из таких систем является общество. Смена состояния общества может быть вызвана влиянием извне. Но в ее основе иногда лежит внутренняя потребность самой системы. Динамическая система отличается сложной структурой. Ее составляет множество подуровней и элементов. В мировом масштабе человеческое общество включает в себя много других обществ в виде государств. Государства составляют общественные группы. Единицей общественной группы является человек.

Общество постоянно взаимодействует с другими системами. Например, с природой. Оно использует ее ресурсы, потенциал и т.д. На протяжении всей истории человечества природная среда и природные катаклизмы не только помогали людям. Иногда они тормозили развитие общества. И даже становились причиной его гибели. Характер взаимодействия с другими системами формируется благодаря человеческому фактору. Под ним обычно понимают совокупность таких явлений, как воля, интерес и сознательная деятельность индивидуумов или социальных групп.

Характерные признаки общества как динамической системы:
- динамизм (изменение всего общества или его элементов);
- комплекс взаимодействующих элементов (подсистемы, социальные институты и т.д.);
- самодостаточность (система сама создает условия для существования);
- (взаимосвязь всех компонентов системы);
- самоуправляемость (способность проявлять реакцию на события вне системы).

Общество как динамическая система состоит из элементов. Они могут быть материальными (здания, технические системы, учреждения и т.д.). И нематериальными или идеальными (собственно идеи, ценности, традиции, обычаи и т.д.). Так, экономическую подсистему составляют банки, транспорт, товары, услуги, законы и т.п. Особый системообразующий элемент - . Он имеет возможность выбора, обладает свободной волей. В результате деятельности человека или группы людей могут происходить масштабные изменения в обществе или отдельных его группах. Это делает социальную систему более подвижной.

Темпы и качество изменений, происходящих в обществе, могут быть разными. Порой сложившиеся порядки существуют несколько сотен лет, а потом изменения происходят достаточно быстро. Их масштабы и качество могут быть различны. Общество постоянно находится в развитии. Оно является упорядоченной целостностью, в которой все элементы находятся в определенной взаимосвязи. Это свойство иногда называют неаддитивностью системы. Еще одна особенность общества как динамической системы - самоуправляемость.

Тема: Общество как сложная динамичная система

Цель: подвести курсантов к выводу о том что общество сверхсложная система и для того чтобы жить с ним в гармонии необходимо приспособиться к нему. Условия адаптации к современному обществу является знания о нем.

Образовательные:

    Раскрыть особенности социальной системы.

    Объяснить курсантам такие понятия как: общество, социальная система, социальные институты

    Охарактеризовать главные социальные институты

Развивающие:

1. Развивать умения и навыки работы с текстом

    Прививать навыки критически оценивать и анализировать обществоведческую информацию

Воспитательные:

    Формировать любознательность и интерес к данному курсу на примере темы: Общество как сложная динамичная система

    Особенности социальной системы

    Социальные институты

Ход урока

Особенности социальной системы

    Существует ли связь между разнообразными событиями и явлениями в жизни общества?

    Что придает устойчивость и предсказуемость развитию общества?

На предыдущем занятии мы разбирали определения понятия «общество», подчеркнута идея взаимосвязи людей и взаимодействия различных сфер общественной жизни. В философской литературе общество определяется как «динамическая система». Новое понятие «система» может показаться сложным, но есть смысл в нем разобраться, так как в мире немало объектов, которые охватываются этим понятием. Системами являются и наша Вселенная, и культура отдельного народа, и деятельность самого человека. Слово «система» греческого происхождения, означает «целое, составленное из частей», «совокупность». Таким образом, каждая система включает взаимодействующие части: подсистемы и элементы. Главное значение приобретают связи и отношения между ее частями. Динамические системы допускают различные изменения, развитие, возникновение новых и отмирание старых частей и связей между ними.

    Что означает понятие система

    Каковы же характерные черты общества как системы?

    Чем эта система отличается от природных систем?

В общественных науках выявлен ряд таких отличий.

Во-первых, общество как система имеет сложный характер, поскольку включает в себя множество уровней, подсистем, элементов. Так, можно говорить о человеческом обществе в глобальном масштабе, об обществе в пределах одной страны, о различных общественных группах, в которые включен каждый человек (нация, класс, семья и т. п.).

    Из каких подсистем состоит общество?

Макроструктура общества как системы состоит из четырех подсистем, которыми являются основные сферы человеческой деятельности - материально-производственной, социальной, политической, духовной. Каждая из этих известных вам сфер имеет свое собственное сложное строение и сама является сложной системой. Так, политическая сфера выступает как система, включающая в себя большое число компонентов - государство, партии и т. п. Но государство, например, тоже является системой с множеством составляющих.

Таким образом, любая из существующих сфер общества, являясь по отношению к обществу подсистемой, одновременно и сама выступает как достаточно сложная система. Поэтому можно говорить об иерархии систем, состоящих из ряда различных уровней.

Иными словами, общество - это сложная система систем, своего рода суперсистема.

    Назовите характерную черту общества

Во-вторых, характерной чертой общества как системы является наличие в ее составе разнокачественных элементов, как материальных (различных технических устройств, учреждений и т. п.), так и идеальных (ценностей, идей, традиций и т. п.). Например, экономическая сфера включает в себя предприятия, транспортные средства, сырье и материалы, производственные товары и вместе с тем экономические знания, правила, ценности, образцы экономического поведения и многое другое.

    Назовите основные элементы общества

В-третьих, основным элементом общества как системы является человек, который обладает способностью постановки целей и выбора средств осуществления своей деятельности. Это делает социальные системы более изменчивыми, подвижными, чем природные.

    Опираясь на исторические знания докажите что общественная жизнь находиться в постоянном изменении (письменно)

Общественная жизнь находится в постоянном изменении. Темпы и масштабы этих изменений могут быть различными; в истории человечества известны периоды, когда сложившийся порядок жизни не менялся в своих основах столетиями, но со временем темпы изменений стали нарастать.

Из курса истории вы знаете, что в обществах, существовавших в различные эпохи, происходили те или иные качественные изменения, в то время как природные системы тех периодов существенных изменений не претерпевали. Этот факт свидетельствует о том, что общество - динамичная система, обладающая свойством, которое в науке выражается понятиями «изменение», «развитие», «прогресс», «регресс», «эволюция», «революция» и т. д.

Следовательно, человек - это универсальный элемент всех социальных систем, поскольку он непременно включен в каждую из них.

    Приведите примеры доказывающие что общество представляет собой упорядоченную целостность

Как и любая система, общество представляет собой упорядоченную целостность. Это означает, что компоненты системы не находятся в хаотичном беспорядке, а, напротив, занимают внутри системы определенное положение и определенным образом связаны с другими компонентами. Следовательно, система обладает интегративным качеством, которое присуще ей как единому целому. Ни один из компонентов системы, рассматриваемый в отдельности, этим качеством не обладает. Оно, это качество,- результат интеграции и взаимосвязи всех компонентов системы. Так же как отдельные органы человека (сердце, желудок, печень и т. д.) не обладают свойствами человека, так и экономика, система здравоохранения, государство и другие элементы общества не имеют тех качеств, которые присущи обществу в целом. И только благодаря многообразным связям, существующим между компонентами социальной системы, она превращается в единое целое, т. е. в общество (как благодаря взаимодействию различных человеческих органов существует единый организм человека).

Проиллюстрировать связи между подсистемами и элементами общества можно различными примерами. Изучение далекого прошлого человечества позволило ученым сделать вывод о том, что нравственные отношения людей в условиях первобытности строились на коллективистских началах, т. е., говоря современным языком, приоритет всегда отдавался коллективу, а не отдельному индивиду. Известно также, что моральные нормы, существовавшие у многих племен в те архаические времена, допускали убийство слабых членов рода - больных детей, стариков - и даже людоедство. Повлияли ли на эти представления и взгляды людей о пределах морально допустимого реальные материальные условия их существования? Ответ ясен: бесспорно, повлияли. Необходимость сообща добывать материальные блага, обреченность на скорую гибель человека, оторвавшегося от рода, и заложили основы коллективистской морали. Руководствуясь теми же способами борьбы за существование и выживание, люди не считали безнравственным освобождаться и от тех, кто мог стать обузой для коллектива.

Другим примером может быть связь правовых норм и социально-экономических отношений. Обратимся к известным историческим фактам. В одном из первых сводов законов Киевской Руси, который называется Русская Правда, предусмотрены различные наказания за убийство. При этом мера наказания определялась в первую очередь местом человека в системе иерархических отношений, его принадлежностью к тому или иному социальному слою или группе. Так, штраф за убийство тиуна (управителя) был огромен: он составлял 80 гривен и равнялся стоимости 80 волов или 400 баранов. Жизнь смерда или холопа оценивалась в 5 гривен, т. е. в 16 раз дешевле. Интегральные, т. е. общие, присущие всей системе, качества любой системы не являются простой суммой качеств, ее составляющих, а представляют новое качество, возникшее в результате взаимосвязи, взаимодействия входящих в нее компонентов. В самом общем виде это качество общества как социальной системы - способность созда вать все необходимые условия для своего существования, производить все потребное для коллективной жизни людей. В философии самодостаточность рассматривается в качестве главного отличия общества от составляющих его частей. Как органы человека не могут существовать вне целостного организма, так не может существовать ни одна из подсистем общества вне целого - общества как системы.

    Как вы понимаете управленческую функцию общества

Еще одна черта общества как системы заключается в том, что эта система относится к числу самоуправляемых. Управленческую функцию выполняет политическая подсистема, придающая согласованность всем компонентам, образующим социальную целостность.

Любая система, будь то техническая (агрегат с автоматической системой управления), или биологическая (животное), или социальная (общество), находится в определенной среде, с которой она взаимодействует. Средой социальной системы любой страны является как природа, так и мировое сообщество. Изменения в состоянии природной среды, события в мировом сообществе, на международной арене являются своего рода «сигналами», на которые общество должно реагировать. Обычно оно стремится либо адаптироваться к изменениям, происходящим в среде, либо адаптировать среду к своим потребностям. Другими словами, система реагирует на «сигналы» тем или иным образом. При этом она реализует свои основные функции: адаптации; целедостижения, т. е. способности поддерживать свою целостность, обеспечивающую реализацию ее задач, влияя на окружающую природную и социальную среду; поддержания образца - способности сохранять свою внутреннюю структуру; интеграции - способности интегрировать, т. е. включать новые части, новые общественные образования (явления, процессы и т. п.) в единое целое.

Социальные институты

Важнейшим компонентом общества как системы являются социальные институты.

    Что такое социальные институты

Слово «институт» в переводе с латинского institute означает «установление». В русском языке оно часто используется для обозначения высших учебных заведений. Кроме того, как вы знаете из курса основной школы, в области нрава слово «институт» означает совокупность норм права, регулирующих одно общественное отношение или несколько отношений, связанных друг с другом (например, институт брака).

В социологии социальными институтами называют исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности, регулируемой нормами, традициями, обычаями и направленной на удовлетворение фундаментальных потребностей общества.

    Перечислите признаки социальных институтов, опираясь на определение

В истории общества сложились устойчивые виды деятельности, направленные на удовлетворение важнейших жизненных потребностей.

    Перечислите общественные потребности

Социологи выделяют пять таких общественных потребностей:

    потребность в воспроизводстве рода;

    потребность в безопасности и социальном порядке;

    потребность в средствах существования;

    потребность в получении знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров;

    потребность в решении духовных проблем смысла жизни.

    Какие социальные институты соответствуют названным потребностям

Соответственно названным потребностям в обществе сложились и виды деятельности, которые, в свою очередь, потребовали необходимой организации, упорядочения, создания определенных учреждений и иных структур, выработки правил, обеспечивающих достижение ожидаемого результата.

    Какие социальные институты вы знаете

Этим условиям успешного осуществления главных видов деятельности отвечали исторически сложившиеся социальные институты:

    институт семьи и брака;

    политические институты, особенно государство;

    экономические институты, в первую очередь производство;

    институты образования, науки и культуры;

    институт религии.

Каждый из этих институтов объединяет большие массы людей для удовлетворения той или иной потребности и достижения определенной цели личного, группового или общественного характера.

Возникновение социальных институтов привело к закреплению конкретных видов взаимодействия, сделало их постоянными и обязательными для всех членов данного общества.

Итак, социальный институт - это, прежде всего, совокупность лиц, занятых определенным видом деятельности и обеспечивающих в процессе этой деятельности удовлетворение определенной значимой для общества потребности (например, все работники системы образования).

    Как регулируются социальные институты

Далее, институт закреплен системой правовых и нравственных норм, традиций и обычаев, регулирующих соответствующие типы поведения. (Вспомните, например, какие социальные нормы регулируют поведение людей в семье).

    Назовите характерную черту социального институты

Еще одна характерная черта социального института - наличие учреждений, снабженных определенными материальными средствами, необходимыми для какого-либо вида деятельности. (Подумайте, к каким социальным институтам относятся школа, завод, милиция. Приведите свои примеры учреждений и организаций, относящихся к каждому из важнейших социальных институтов.)

Любой из названных институтов интегрирован в социально-политическую, правовую, ценностную структуру общества, что позволяет узаконить деятельность данного института и осуществлять контроль за нею.

Социальный институт стабилизирует социальные отношения, вносит согласованность в действия членов общества. Для социального института характерно четкое разграничение функций каждого из субъектов взаимодействия, согласованность их действий, высокий уровень регуляции и контроля. (Подумайте, как эти черты социального института проявляются в системе образования, в частности в школе.)

    Назовите признаки социального института

Рассмотрим основные признаки социального института на примере такого важного института общества, как семья. Прежде всего, каждая семья - это основанная на интимности и эмоциональной привязанности небольшая группа людей, связанных узами брака (супруги) и кровного родства (родители и дети). Потребность в создании семьи - одна из фундаментальных, т. е. основополагающих, потребностей человека. Вместе с тем семья выполняет в обществе важные функции: рождение и воспитание детей, экономическую поддержку малолетних и нетрудоспособных и многое другое. Каждый член семьи занимает в ней свое особое положение, предполагающее соответствующее поведение: родители (или один из них) обеспечивают средства к существованию, ведут домашние дела, занимаются воспитанием детей. Дети, в свою очередь, учатся, помогают по дому. Такое поведение регулируется не только внутрисемейными правилами, но и общественными нормами: моралью и правом. Так, общественная мораль осуждает отсутствие заботы старших членов семьи о младших. Закон закрепляет ответственность и обязательства супругов по отношению друг к другу, к детям, совершеннолетних детей к престарелым родителям. Создание семьи, основные вехи семейной жизни сопровождаются установившимися в обществе традициями и обрядами. Например, во многих странах брачный ритуал включает обмен супругов обручальными кольцами. Наличие социальных институтов делает поведение людей более предсказуемым, а общество в целом более устойчивым.

    Какие социальные институты можно отнести к главным

    Какие социальные институты можно отнести к неглавным

Помимо главных социальных институтов, существуют и неглавные. Так, если главным политическим институтом является государство, то неглавными - институт судебной власти или, как в нашей стране, институт представителей президента в регионах и т. п.

Наличие социальных институтов надежно обеспечивает регулярное, самовозобновляющееся удовлетворение жизненно важных потребностей. Социальный институт делает связи между людьми не случайными и не хаотичными, а постоянными, надежными, устойчивыми. Институциональное взаимодействие - это хорошо отлаженный порядок социальной жизни в основных сферах жизнедеятельности людей. Чем больше социальных нужд удовлетворяется социальными институтами, тем более развито общество.

Поскольку в ходе исторического процесса возникают новые потребности и условия, постольку появляются новые виды деятельности и соответствующие связи. Общество заинтересовано в придании им упорядоченности, нормативного характера, т. е. в них институциализация.

    Что такое институализация

    Каким образом она проходит

В России в результате реформ конца XX в. появился, например, такой вид деятельности, как предпринимательство. Упорядочение этой деятельности привело к возникновению различных видов фирм, потребовало издания законов, регулирующих предпринимательскую деятельность, способствовало становлению соответствующих традиций.

В политической жизни нашей страны возникли институты парламентаризма, многопартийности, институт президентства. Принципы и правила их функционирования закреплены в Конституции Российской Федерации, соответствующих законах.

Таким же образом происходила институциализация других возникших за последние десятилетия видов деятельности.

Бывает, что развитие общества требует модернизации деятельности социальных институтов, исторически сложившихся в предшествующие периоды. Так, в изменившихся условиях возникла необходимость по-новому решать проблемы приобщения к культуре молодого поколения. Отсюда предпринятые шаги по модернизации института образования, в результате которых может произойти институциализация Единого государственного экзамена, нового содержания образовательных программ.

Итак, мы можем вернуться к определению, данному в начале этой части параграфа. Подумайте, что характеризует социальные институты как высокоорганизованные системы.

    Почему их структура устойчива?

    Какое значение имеет глубокая интеграция их элементов?

    В чем заключается многообразие, гибкость, динамичность их функций?

Подведение итогов

    Общество - сверхсложная система, и, для того чтобы жить с ним в гармонии, необходимо приспособиться (адаптироваться) к нему. Иначе не избежать конфликтов, неудач в своей жизни и деятельности. Условием адаптации к современному обществу являются знания о нем, которые дает курс обществознания.

    Понять общество можно лишь при условии выявлений его качества как целостной системы. Для этого необходимо рассмотреть различные срезы структуры общества (основные сферы деятельности людей, совокупность социальных институтов, социальные группы), систематизирующие, интегрирующие связи между ними, особенности процесса управления в самоуправляющейся общественной системе.

    В реальной жизни вам придется взаимодействовать с различными социальными институтами. Чтобы сделать это взаимодействие успешным, необходимо знать цели и характер деятельности, оформившейся в интересующий вас социальный институт. В этом вам поможет изучение правовых норм, регулирующих данный вид деятельности.

    В последующих разделах курса, характеризующих отдельные сферы деятельности людей, полезно повторно обращаться к содержанию данного параграфа, чтобы, опираясь на него, рассматривать каждую сферу как часть целостной системы. Это поможет понять роль и место каждой сферы, каждого социального института в развитии общества.

Закрепление

    Что означает понятие «система»?

    Чем социальные (общественные) системы отличаются от природных?

    В чем заключается главное качество общества как целостной системы?

    Каковы связи и отношения общества как системы со средой?

    Что такое социальный институт?

    Охарактеризуйте главные социальные институты.

    Каковы основные черты социального института?

    В чем значение институциализации?

Организация домашнего задания

Применяя системный подход, проанализируйте российское общество начала XX в.

    Охарактеризуйте все основные черты социального института на примере института образования. Используйте материал и рекомендации практических выводов данного параграфа.

В коллективной работе российских социологов говорится: «...общество существует и функционирует в многообразных формах... Действительно важный вопрос сводится к тому, чтобы за особенными формами не потерять само общество, за деревьями - леса». Как это утверждение связано с пониманием общества как системы? Аргументируйте свой ответ.

Билет № 1

Что такое общество?

Существует много определений понятия «общество». В узком смысле под обществом может пониматься как определенная группа людей, объединившихся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности, так и конкретный этап в историческом развитии народа или страны.

В широком смысле общество - это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.
В философской науке общество характеризуется как динамическая саморазвивающаяся система, т. е. такая система, которая способна, серьезно изменяясь, сохранять в то же время свою сущность и качественную определенность. При этом система определяется как комплекс взаимодействующих элементов. В свою очередь элементом называется некоторый далее неразложимый компонент системы, принимающий непосредственное участие в ее создании.
Признаки общества:

  • Совокупность индивидов, одаренных волей и сознанием.
  • Общий интерес, имеющий постоянный и объективный характер. Организованность общества зависит от гармоничного сочетания общих и индивидуальных интересов его членов.
  • Взаимодействие и сотрудничество на основе общих интересов. Должна быть заинтересованность друг в друге дающая возможность осуществления интересов каждого.
  • Регулирование общественных интересов посредством обязательных правил поведения.
  • Наличие организованной силы (власти), способной обеспечить обществу внутренний порядок и внешнюю безопасность.



Каждая их этих сфер, будучи сама элементом системы, называемой «общество», в свою очередь оказывается системой по отношению к элементам, ее составляющим. Все четыре сферы общественной жизни взаимосвязанны и взаимно обусловливают друг друга. Разделение общества на сферы несколько условно, но оно помогает вычленять и изучать отдельные области реально целостного общества, многообразную и сложную общественную жизнь.

  1. Политика и власть

Власть - право и возможность воздействовать на других людей, подчинять их своей воле. Власть появилась с возникновением человеческого общества и будет в той или иной форме всегда сопутствовать его развитию.

Источники власти:

  • Насилие (физическая сила, оружие, организованная группа, угроза применения силы)
  • Авторитет (семейные и социальные связи, глубокие познания в какой-то области и т.п.)
  • Право (положение и полномочия, контроль над ресурсами, обычай и традиция)

Субъект власти - тот, кто отдает распоряжения

Объект власти - тот, кто выполняет.

На сегодняшний день исследователи выделяют различные общественной власти :
в зависимости от преобладающего ресурса власть делится на политическую, экономическую, социальную, информационную;
в зависимости от субъектов властвования власть подразделяют на государственную, военную, партийную, профсоюзную, семейную;
в зависимости от способов взаимодействия субъектов и объектов власти различают власть диктаторскую, тоталитарную и демократическую.

Политика - деятельность общественных классов, партий, групп, определяемая их интересами и целями, а также деятельность органов государственной власти. Часто под политической борьбой подразумевают борьбу за власть.

Выделяют следующие виды власти:

  • Законодательная (парламент)
  • Исполнительная (правительство)
  • Судебная (суды)
  • В последнее время средства массовой информации характеризуются как «четвёртая власть» (владение информацией)

Субъекты политики : индивиды, социальные группы, классы, организации, политические партии, государство

Объекты политики: 1. внутренние (общество в целом, экономика, социальная сфера, культура, национальные отношения, экология, кадры)

2. внешние (международные отношения, мировое сообщество(глобальные проблемы)

Функции политики: организационная база общества, контролирующая, коммуникативная, интегративная, воспитательная

Виды политики:

1. по направленности политических решений – экономическая, социальная, национальная, культурная, религиозная, государственно-правовая, молодежная

2. по масштабу воздействия – местная, региональная, общегосударственная (национальная), международная, мировая (глобальные проблемы)

3. по перспективам воздействия - стратегическая (долговременная), тактическая (неотложные задачи по достижению стратегии), конъюктурная или текущая (срочные)

Билет № 2

Общество как сложная динамическая система

Общество – сложная динамическая саморазвивающаяся система, которая состоит из подсистем (сфер общественной жизни), которых обычно выделяют четыре:
1) экономическая (ее элементами являются материальное производство и отношения, возникающие между людьми в процессе производства материальных благ, их обмена и распределения);
2) социальная (состоит из таких структурных образований, как классы, социальные слои, нации, из их взаимоотношений и взаимодействий друг с другом);
3) политическая (включает в себя политику, государство, право, их соотношение и функционирование);
4) духовная (охватывает различные формы и уровни общественного сознания, которые в реальной жизни общества образуют явление духовной культуры).

Характерные черты (признаки) общества как динамической системы:

  • динамизм (возможность изменения с течением времени как общества, так и отдельных его элементов).
  • комплекс взаимодействующих элементов (подсистемы, социальные институты).
  • самодостаточность (способность системы самостоятельно создавать и воссоздавать условия, необходимые для собственного существования, производить все необходимое для жизни людей).
  • интеграция (взаимосвязь всех компонентов системы).
  • самоуправляемость (реагирование на изменения в природной среде и мировом сообществе).

Билет № 3

  1. Природа человека

До настоящего времени нет ясности относительно того, какова природа человека, определяющая его сущность. Современная наука признает двойственную сущность человека, сочетание биологического и социального.

С точки зрения биологии, человек относится к классу млекопитающих, отряду приматов. Человек подвержен тем же биологическим закономерностям, что и животные: испытывает потребности в пище, двигательной активности, отдыхе. Человек растет, подвержен болезням, стареет и умирает.

«Животная» личность человека находится под влиянием врожденных программ поведения (инстинктов, безусловных рефлексов) и приобретаемых в течение жизни. Эта сторона личности «отвечает» за питание, сохранение жизни и здоровья, продолжение рода.

Сторонники теории происхождения человека от животных в результате эволюции
объясняют особенности внешнего облика и поведения человека длительной борьбой за существование (2,5 млн.лет), в результате которой выживали и оставляли потомство особи наиболее приспособленные.

Социальная сущность человека складывается под влиянием общественного образа жизни, общения с окружающими. Благодаря общению человек может передать другим то, что он осознает, о чем он думает. Средством общения людей в обществе является прежде всего язык. Известны случаи, когда маленькие дети воспитывались животными. Попав в человеческое общество уже во взрослом состоянии, они не могли овладеть членораздельной человеческой речью. Это может свидетельствовать о том, что речь и связанное с ней абстрактное мышление формируются только в социуме.

К социальным формам поведения можно отнести способность человека к сочувствию, заботу о слабых и нуждающихся в помощи членах общества, самопожертвование ради спасения других людей, борьба за правду, справедливость, и др.

Высшей формой проявления духовной стороны человеческой личности является любовь к ближнему, не связанная с материальным вознаграждением или общественным признанием.

Бескорыстная любовь, альтруизм являются основными условиями духовного роста, совершенствования собственной личности. Духовная личность, обогащаясь в процессе общения, ограничивает эгоизм биологической личности, так происходит нравственное совершенствование.

Характеризуя социальную сущность человека, как правило, называют: сознание, речь, трудовую деятельность.

  1. Социализация

Социализация – процесс освоения знаний и навыков, способов поведения, необходимых человеку, чтобы стать членом общества, правильно действовать и взаимодействовать со своим социальным окружением.

Социализация – процесс, в ходе которого младенец постепенно превращается в обладающее самосознанием разумное существо, понимающее суть культуры, в которой он родился.

Социализация подразделяется на два вида - первичную и вторичную.

Первичная социализация касается непосредственного окружения человека и включает, прежде всего, семью и друзей, а вторичная относится к опосредованному, или формальному, окружению и состоит из воздействий учреждений и институтов. Роль первичной социализации велика на ранних этапах жизни, а вторичной – на поздних.

Выделяют агентов и институты социализации . Агенты социализации - это конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей. Институты социализации - социальные учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его. К агентам первичной социализации относят родителей, родственников, друзей и сверстников, учителей и врачей. Ко вторичным - должностных лица вуза, предприятия, армии, церкви, журналистов и т.д. Первичная социализация - сфера межличностных отношений, вторичная - социальных. Функции агентов первичной социализации взаимозаменяемы и универсальны, вторичной - невзаимозаменяемы и специализированы.

Наряду с социализацией возможна и десоциализация - утрата или сознательный отказ от усвоенных ценностей, норм, социальных ролей (совершение преступления, психическое заболевание). Восстановление утраченных ценностей и ролей, переобучение, возвращение к нормальному образу жизни называется ресоциализацией (такова цель наказания как исправления) - изменение и пересмотр представлений, сформированных ранее.

Билет №4

Экономические системы

Экономические системы - это совокупность взаимосвязанных экономических элементов, образующих определенную целостность, экономическую структуру общества; единство отношений, складывающихся по поводу производства, распределения, обмена и потребления экономических благ.

В зависимости от способа решения главных экономических проблем и типа собственности на экономические ресурсы можно выделить четыре основных типа экономических систем:

  • традиционная;
  • рыночная (капитализм);
  • командная (социализм);
  • смешанная.

Билет №5

Билет № 6

Познание и знание

В словаре русского языка Ожегова С. И. даются два определения понятия знания :
1) постижение действительности сознанием;
2) совокупность сведений, познаний в какой-нибудь области.
Знание – это многоаспектный проверенный практикой результат, который был подтвержден логическим путем, процесс познания окружающего мира.
Можно назвать несколько критериев научного знания:
1) систематизированность знания;
2) непротиворечивость знания;
3) обоснованность знания.
Систематизированность научного знания означает, что весь накопленный опыт человечество приводит (или должно приводить) к определенной строгой системе.
Непротиворечивость научного знания означает, что знания в различных областях науки дополняют друг друга, а не исключают. Этот критерий непосредственно вытекает из предыдущего. Первый критерий в большей мере помогает устранять противоречие – строгая логичная система построения знания не даст одновременно существовать нескольким противоречивым законам.
Обоснованность научного знания . Научное знание может подтверждаться путем многократного повторения одного и того же действия (т. е. эмпирически). Обоснование научных концепций происходит путем обращения к данным эмпирического исследования либо путем обращения к возможности описывать и предсказывать явления (проще говоря, опираясь на интуицию).

Познание – это процесс приобретения знания путем эмпирического или чувственного исследования, а также постижение закономерностей объективного мира и совокупность знаний в какой-нибудь отрасли науки, искусства.
Выделяют следующие виды познания:
1) житейское познание;
2) художественное познание;
3) чувственное познание;
4) эмпирическое познание.
Житейское познание – это опыт, накопленный за многие века. Заключается оно в наблюдении и смекалке. Данное познание, без сомнения, приобретается только в результате практики.
Художественное познание. Специфика художественного познания заключается в том, что оно строится на зрительном образе, отображает мир и человека в целостном состоянии.
Чувственное познание – это то, что мы воспринимаем с помощью органов чувств (например, я слышу звонок мобильного телефона, я вижу красное яблоко и т. д.).
Главное отличие чувственного познания от эмпирического заключается в том, что эмпирическое познание осуществляется с помощью наблюдения или эксперимента. При проведении эксперимента используется компьютер или другой прибор.
Методы познания:
1) индукция;
2) дедукция;
3) анализ;
4) синтез.
Индукция – это умозаключение, сделанное на основе двух и более предпосылок. Индукция может приводить как к верному, так и к неверному выводу.
Дедукция – это переход, сделанный от общего к частному. Метод дедукции, в отличие от метода индукции, всегда ведет к истинным выводам.
Анализ – это деление изучаемого объекта или явления на части и составляющие.
Синтез – это процесс, противоположный анализу, т. е. соединение частей объекта или явления в единое целое.

Билет № 7

Юридическая ответственность

Юридическая ответственность - это способ, при помощи которого интересы личности, общества и государства получают реальную защиту. Юридическая ответственность означает применение к правонарушителю санкций правовых норм, указанных в них определенных мер взыскания. Это наложение на правонарушителя мер государственного принуждения, применение юридических санкций за правонарушение. Такая ответственность представляет собой своеобразное отношение государства и правонарушителя, где государство в лице своих правоохранительных органов имеет право наказать правонарушителя, восстановить нарушенный правопорядок, а правонарушитель призван быть осужденным, т.е. лишиться определенных благ, претерпеть те или иные установленные законом неблагоприятные последствия.

Эти последствия могут быть различны:

  • личные (смертная казнь, лишение свободы);
  • имущественные (штраф, конфискация имущества);
  • престижные (выговор, лишение наград);
  • организационные (закрытие предприятия, освобождение от должности);
  • их сочетание (признание договора незаконным, лишение водительских прав).

Билет №8

Человек на рынке труда

Особенной и неповторимой сферой социально-экономических отношений людей является сфера взаимоотношений по продаже людьми своей рабочей силы. Место, где продается и покупается рабочая сила - рынки труда. Здесь полновластным царит закон спроса и предложения. Рынок труда обеспечивает распределение и перераспределение трудовых ресурсов, взаимное приспособление объективных и субъективных факторов производства. На рынках труда человек получает возможность действовать в соответствии с собственными интересами, реализовать свои способности.

Рабочая сила – физические и умственные возможности, а также навыки, позволяющие человеку выполнять определенный вид работ.
За продажу своей рабочей силы работник получает заработную плату.
Заработная плата – величина денежного вознаграждения, которое выплачивает работодатель работнику за выполнение определенного объема работ или исполнения своих служебных обязанностей.
Значит, ценой рабочей силы является заработная плата.

Вместе с тем"рынок труда" означает для каждого конкуренцию за рабочие места, определенную свободу рук для нанимателя рабочей силы, что при неблагоприятных обстоятельствах (предложение превышает спрос) может вызвать весьма негативные социальные последствия - уменьшение зарплаты, безработица и т.д. Для того, кто ищет работу или работает по найму, это означает, что он должен путем повышения квалификации и переквалификации поддерживать и углублять интерес к себе в качестве рабочей силы. Это не только дает определенные гарантии от безработицы, но представляет собой основу для дальнейшего профессионального развития. Конечно - это не гарантия от безработицы, ведь в каждом конкретном случае следует учитывать разнообразные личные причины (например, желания и претензии на определенную деятельность), реальные условия (возраст человека, пол, возможные препятствия или ограничения, место жительства и многое другое). Следует отметить, что и ныне и в будущем наемные работники должны учиться приспосабливаться к требованиям, которые ставит перед ними рынок труда, и самих условий, которые быстро меняются. Чтобы соответствовать условиям современного рынка труда каждый должен быть готов к постоянным изменениям.

Билет № 9

  1. Нация и национальные отношения

Нация – это высшая форма этнической общности людей, наиболее развитая, исторически устойчивая, объединенная экономическими, территориально-государственными, культурными, психологическими и религиозными признаками.

Некоторые ученые считают, что нация – это согражданство, т.е. люди живущие в одном гос-ве. Принадлежность к той или иной нации называют национальностью. Национальность определяется не только происхождением, но и воспитанием, культурой и психологией человека.
Существуют 2 тенденции в развитии нации:
1.Национальная, которая проявляется в стремлении каждой нации к суверенитету, развитию своей экономики, науки и искусства. Национализм-это доктрина приоритета интересов и ценностей своей нации, идеология и политика, основанная на идеях превосходства и национальной исключительности. Национализм может перерасти в шовинизм и фашизм – агрессивные проявления национализма. Национализм может вести к национальной дискриминации (принижению и ущемлению прав человека).
2.Интернациональная – она отражает стремление наций к взаимодействию, взаимообогащению, расширению культурных, экономических, и др. связей.
Обе тенденции взаимосвязаны и способствуют прогрессу человеческих
цивилизаций.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ - это отношения между субъектами национально-этнического развития - нациями, народностями, национальными группами и их государственными образованиями.

Эти отношения бывают трех типов: равноправие; господство и подчинение; уничтожение других субъектов.

Национальные отношения отражают всю полноту социальных отношений, определяются экономическими и политическими факторами. Основными являются политические аспекты. Это обусловлено значением государства как важнейшего фактора формирования и развития наций. К политической сфере относятся такие вопросы национальных отношений, как национальное самоопределение, сочетание национальных и интернациональных интересов, равноправие наций, создание условий для свободного развития национальных языков и национальных культур, представительство национальных кадров в структурах власти и др. В то же время исторически складывающиеся традиции, социальные чувства и настроения, географические и культурно-бытовые условия наций и народностей оказывают сильное воздействие на формирование политических установок, политического поведения, политической культуры.

Главные вопросы в национальных отношениях - равноправие или подчинение; неравенство уровней экономического и культурного развития; национальная рознь, распри, вражда.

  1. Социальные проблемы на рынке труда

Билет № 10

  1. Культура и духовная жизнь общества

Культура представляет собой весьма сложное явление, что находит свое отражение в существующих на сегодняшний день сотнях ее определений и трактовок. Наиболее распространенными являются следующие подходы к пониманию культуры как явления общественной жизни:
- Технологический подход: культура - совокупность всех достижений в развитии материальной и духовной жизни общества.
- Деятельностный подход: культура - осуществляемая в сферах материальной и духовной жизни общества творческая деятельность.
- Ценностный подход: культура - практическая реализация общечеловеческих ценностей в делах и отношениях людей.

Начиная с I в. до. н. э. под словом «культура» (от лат. cultura - уход, обработка, возделывание земли) понимали воспитание человека, развитие его души и образование. Оно окончательно вошло в употребление в качестве философского понятия в XVIII - начале XIX в. и обозначало эволюцию человечества, постепенное совершенствование языка, обычаев, государственного устройства, научного знания, искусства, религии. В это время оно было близко по значению к понятию «цивилизация». Понятие «культура» противопоставлялось понятию «природа», т. е. культура - это то, что создал человек, а природа - то, что существует независимо от него.

На основании многочисленных трудов различных ученых понятие «культура» в широком смысле слова можно определить как исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей.

Культура в узком смысле - процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.

В связи с существованием двух типов деятельности - материальной и духовной - можно выделить две основные сферы существования и развития культуры.

Материальная культура связана с производством и освоением предметов и явлений материального мира, с изменением физической природы человека: материально-технические средства труда, коммуникация, культурно-бытовые сооружения, производственный опыт, умения, навыки людей и др.

Духовная культура – совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению: наука, искусство, религия, мораль, политика, право и др.

Критерий деления

Деление культуры на материальную и духовную весьма условно, так как провести грань между ними порой бывает очень сложно, потому что в «чистом» виде они просто не существуют: духовная культура может воплощаться и в материальных носителях (книгах, картинах, орудиях труда и т. д.). Понимая всю относительность различия между материальной и духовной культурой, большинство исследователей тем не менее полагают, что оно все же существует.

Основные функции культуры:
1) познавательная – это формирование целостного представления о народе, стране, эпохе;
2) оценочная - осуществление дифференциации ценностей, обогащение традиций;
3) регулятивная (нормативная) - формирование системы норм и требований общества ко всем индивидам во всех областях жизни и деятельности (нормы морали, права, поведения);
4) информативная - осуществление передачи и обмена знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений;
5) коммуникативная - сохранение, передача и тиражирование культурных ценностей; развитие и совершенствование личности через общение;
6) социализации - усвоение индивидом системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям, нормативному поведению, стремление к самосовершенствованию.

Под духовной жизнью общества обычно понимают ту область бытия, в которой объективная реальность дается людям не в форме противостоящей предметной деятельности, а как реальность, присутствующая в самом человеке, являющаяся неотъемлемой частью его личности.

Духовная жизнь человека возникает на основе его практической деятельности, является особой формой отражения окружающего мира и средством взаимодействия с ним.

К духовной жизни относят, как правило, знания, веру, чувства, переживания, потребности, способности, стремления и цели людей. Взятые в единстве они составляют духовный мир личности.

Духовная жизнь тесно связана с другими сферами общества и представляет собой одну из его подсистем.

Элементы духовной сферы жизни общества: мораль, наука, искусство, религия, право.

Духовная жизнь общества охватывает различные формы и уровни общественного сознания: нравственное, научное, эстетическое, религиозное, политическое, правовое сознание.

Структура духовной жизни общества:

Духовные потребности
Представляют собой объективную нужду людей и общества в целом создавать и осваивать духовные ценности

Духовная деятельность (духовное производство)
Производство сознания в особой общественной форме, осуществляемое специализированными группами людей, профессионально занятыми квалифицированным умственным трудом

Духовные блага (ценности):
Идеи, теории, образы и духовные ценности

Духовные общественные связи индивидов

Сам человек как существо духовное

Воспроизводство общественного сознания в его целостности

Особенности

Его продуктами являются идеальные образования, которые не могут быть отчуждены от их непосредственного производителя

Всеобщий характер его потребления, так как духовные блага доступны всем - индивидам без исключения, являясь достоянием всего человечества.

  1. Право в системе социальных норм

Социальная норма - установленное в обществе правило поведения, регулирующее отношения между людьми, общественную жизнь.

Общество представляет собой систему взаимосвязанных социальных общественных отношений. Эти отношения многочисленны и разнообразны. Не все из них урегулированы правом. Вне правового регулирования находятся многие отношения частной жизни людей - в сфере любви, дружбы, досуга, потребления и т. п. Хотя политические, публичные взаимодействия большей частью носят правовой характер, и они помимо права регулируются иными социальными нормами. Таким образом, право не обладает монополией на социальное регулирование. Правовые нормы охватывают лишь стратегические, общественно значимые аспекты отношений в обществе. Наряду с правом большой объем регулирующих функций в обществе выполняют самые разнообразные социальные нормы.

Социальная норма - это правило общего характера, регулирующее однородные, массовые, типичные общественные отношения.

Помимо права к социальным нормам относятся мораль, религия, корпоративные правила, обычаи, мода и др. Право – это только одна из подсистем социальных норм, обладающая своей особенной спецификой.

Общее назначение социальных норм заключается в упорядочении совместного существования людей, обеспечении и согласовании их социального взаимодействия, придании последним стабильного, гарантированного характера. Социальные нормы ограничивают индивидуальную свободу индивидов, устанавливая пределы возможного, должного и запрещенного поведения.

Право регулирует общественные отношения во взаимодействии с иными нормами, как элемент системы социального нормативного регулирования.

Признаки правовой нормы

Единственная в ряду социальных норм, которая исходит от государства и является официальным выражением его воли .

Представляет собой меру свободы волеизъявления и поведения человека .

Издается в конкретной форме .

Является формой реализации и закрепления прав и обязанностей участников общественных отношений.

Поддерживается в своем осуществлении и охраняется силой государства .

Всегда представляет собой властное предписание государства .

Является единственным государственным регулятором общественных отношений .

Представляет собой правило поведения общеобязательного характера , т. е. указывает: каким образом, в каком направлении, в течение какого времени, на какой территории необходимо действовать тому или иному субъекту; предписывает правильный с точки зрения общества и потому обязательный для каждого индивида образ действий.

Билет № 11

  1. Конституция РФ – основной закон страны

Конститу́ция Росси́йской Федера́ции - высший нормативный правовой акт Российской Федерации. Принята народом Российской Федерации 12 декабря 1993 года.

Конституция обладает высшей юридической силой, закрепляющей основы конституционного строя России, государственное устройство, образование представительных, исполнительных, судебных органов власти и систему местного самоуправления, права и свободы человека и гражданина .

Конституция – это основной закон государства, обладающий высшей юридической силой, закрепляющий и регулирующий базовые общественные отношения в сфере правового статуса личности, институтов гражданского общества, организации государства и функционирования публичной власти.
Именно с понятием конституции связана ее сущность – основной закон государства призван служить главным ограничителем для власти в отношениях с человеком и обществом.

Конституция:

· закрепляет государственный строй, основные права и свободы, определяет форму государства и систему высших органов государственной власти;

· обладает высшей юридической силой;

· обладает прямым действием (положения конституции должны выполняться вне зависимости от того, противоречат ли им другие акты);

· отличается стабильностью, обусловленной особым, усложненным порядком принятия и изменения;

· является базой для текущего законодательства.

Сущность конституции, в свою очередь, проявляется через ее основные юридические свойства (то есть характерные признаки, определяющие качественное своеобразие этого документа), к которым относятся:
выступление в качестве основного закона государства;
юридическое верховенство;
выполнение роли основы всей правовой системы страны;
стабильность.
Иногда к свойствам конституции относят и другие признаки – легитимность, преемственность, перспективность, реальность и др.
Конституция Российской Федерации является основным законом страны. Несмотря на то что в официальном названии и тексте этот термин отсутствует (в отличие, например, от Конституции РСФСР 1978 года или конституций ФРГ, Монголии, Гвинеи и других государств), это вытекает из самой правовой природы и сущности конституции.
Юридическое верховенство. Конституция РФ обладает высшей юридической силой по отношению ко всем остальным правовым актам, ни один правовой акт, принимаемый в стране (федеральный закон, акт Президента РФ, Правительства РФ, акт регионального, муниципального или ведомственного правотворчества, договор, судебное решение и т. д.), не может противоречить Основному закону, а в случае противоречия (юридических коллизий) приоритет имеют нормы Конституции.
Конституция РФ является ядром правовой системы государства, основой развития текущего (отраслевого) законодательства. Помимо того что Конституция закрепляет компетенцию различных органов публичной власти по нормотворчеству и определяет главные цели такого нормотворчества, прямо определяет сферы общественных отношений, которые должны быть урегулированы федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента РФ, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и так далее, она содержит и многие базовые положения, лежащие в основе развития других отраслей права.
Стабильность конституции проявляется в установлении особого порядка ее изменения (по сравнению с законами и иными правовыми актами). С точки зрения порядка изменения российская Конституция является «жесткой» (в отличие от «мягких», или «гибких» конституций некоторых государств – Великобритании, Грузии, Индии, Новой Зеландии и других – где изменения в конституцию вносятся в том же порядке, что и в обычные законы, или, по крайней мере, по достаточно простой процедуре).

  1. Социальная мобильность

Социальная мобильность - изменение индивидом или группой места, занимаемого в социальной структуре (социальной позиции), перемещение из одного социального слоя (класса, группы) в другой (вертикальная мобильность) или в пределах одного и того же социального слоя (горизонтальная мобильность). Социальная мобильность - это процесс изменения че­ловеком своего общественного статуса. Социальный статус - положение, занимаемое индивидом или социальной группой в обществе или отдельной подсистеме общества.

Горизонтальная мобильность - переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне (пример: перемещение из православной в католическую религиозную группу, из одного гражданства в другое). Различают индивидуальную мобильность - перемещение одного человека независимо от других, и групповую - перемещение происходит коллективно. Кроме того, выделяют географическую мобильность - перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса (пример: международный и межрегиональный туризм, переезд из города в деревню и обратно). В качестве разновидности географической мобильности выделяют понятие миграции - перемещения из одного места в другое с переменой статуса (пример: человек переселился в город на постоянное место жительства и поменял профессию).

Вертикальная мобильность - продвижение человека по служебной лестнице вверх или вниз.

Восходящая мобильность - социальный подъём, движение вверх (Например: повышение в должности).

Нисходящая мобильность - социальный спуск, движение вниз (Например: разжалование).

О БЩЕСТВО КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ, ЕГО СУЩНОСТЬ, ПРИЗНАКИ И СТРУКТУРА

Как отмечалось выше, объектом и предметом исследования социологии как науки является общество и протекающие в нем многообразные процессы сотрудничества, взаимопомощи и соперничества людей, объединенных в большие и малые социальные группы и общности - национальные, религиозные, профессиональные и т. п.

Краткое изложение данной темы необходимо начать с того, что собой представляет человеческое общество; каковы его отличительные признаки; какую группу людей можно назвать обществом, а какую - нет; каковы его подсистемы; в чем суть социальной системы.

При всей внешней простоте понятия «общество», ответить на поставленный вопрос однозначно невозможно. Ошибочным было бы рассматривать общество как простую совокупность людей, индивидов с их некими изначальными качествами, которые проявляются лишь в социуме, или как абстрактную, безликую целостность, в которой не учитывается своеобразие индивидов и их связей.

В повседневной жизни это слово употребляется достаточно часто, широко и многозначно: от небольшой группы людей до всего человечества (анатомическое общество, хирургическое общество, Белорусское общество потребителей, общество анонимных алкоголиков, Международное общество Красного Креста и Красного Полумесяца, общество землян и др.).

Общество - это достаточно абстрактное и многогранное понятие. Оно изучается различными науками - историей, философией, культурологией, политологией, социологией и др., каждая из которых исследует только ей присущие стороны и процессы, происходящие в обществе. Наиболее простое его толкование - это человеческая общность, которую образуют люди, живущие в ней.

Социология дает несколько подходов в определении общества.

1. Известный русско-американский социолог П. Сорокин, например, считал: для того, чтобы общество могло быть, нужно, по меньшей мере, двое людей с определенной связью взаимодействия (семья). Такой случай будет простейшим видом общества или социального явления.

Общество - это не любая механическая совокупность людей, а такое их объединение, в рамках которого происходит более или менее постоянное, устойчивое и достаточно тесное взаимовлияние и взаимодействие этих людей. «Какую бы социальную группу мы ни взяли - будет ли ею семья, класс, партия, религиозная секта или государство, - писал

П. Сорокин, - все они представляют собой взаимодействие двух или одного со многими или многих людей со многими». Все бесконечное море человеческого общения состоит из процессов взаимодействия: односторонних и двусторонних, временных и длительных, организованных и неорганизованных, солидарных и антагонистических, сознательных и бессознательных, чувственно-эмоциональных и волевых.

Весь сложнейший мир общественной жизни людей распадается на очерченные процессы взаимодействия. Группа взаимодействующих людей представляет своего рода коллективное целое или коллективное единство. Тесная причинная взаимозависимость их поведения и дает основание рассматривать взаимодействующих лиц, как коллективное целое, как одно существо, составленное из многих людей. Подобно тому, как кислород и водород, взаимодействуя один с другим, образуют воду, резко отличающуюся от простой суммы изолированных кислорода и водорода, так и совокупность взаимодействующих людей резко отлична от простой их суммы.

2. Общество - это совокупность людей, объединенных конкретными интересами, целями, потребностями или взаимными связями и видом деятельности. Но и это определение общества не может быть полным, так как в одном обществе могут быть люди с разными, а иногда и противоположными интересами и потребностями.

3. Общество - это объединение людей, обладающее следующими критериями:

– общность территории их проживания, обычно совпадающей с государственными границами и служащей тем пространством, в рамках которого складываются и развиваются взаимосвязи и взаимодействия индивидов данного общества (белорусское общество, китайское общество

и др.);

его целостность и устойчивость, так называемое «коллективное единство» (по П. Сорокину);

определенный уровень развития культуры, который находит свое выражение в выработке системы норм и ценностей, лежащих в основе социальных связей;

самовоспроизводство (хотя оно может увеличивать свою численность и в результате миграционных процессов) и самообеспечение, гарантируемое определенным уровнем развития экономики (в т. ч. и за счет импортных поставок).

Таким образом, общество - это сложноорганизованная, целостная, саморазвивающаяся система социальных взаимодействий между людьми

и их общностями - семейными, профессиональными, религиозными, этнонациональными, территориальными и т. п.

Общество как сложная, динамичная система обладает определенными признаками, структурой, этапами исторического развития.

1. Социальность, которая выражает общественную сущность жизни людей, специфику их отношений и взаимодействий (в отличие от групповых форм взаимодействия в животном мире). Человек как личность может сформироваться только среди себе подобных в результате его социализации.

2. Способность поддерживать и воспроизводить высокую интенсивность социально-психических взаимодействий между людьми, присущих только человеческому обществу.

3. Важным признаком общества является территория и ее природноклиматические условия, где происходят различные социальные взаимодействия. Если взять для сравнения способ производства материальных благ, образ жизни, культуру и традиции разных народов (например, цен- трально-африканских племен, малых этнических групп крайнего Севера или жителей средней полосы), то станет понятно огромное значение тер- риториально-климатических особенностей для развития того или иного общества, его цивилизованности.

4. Осознание людьми происходящих в обществе изменений и процессов в результате их деятельности (в отличие от природных процессов, независимых от воли и сознания людей). Все, что происходит в обществе, осуществляется только людьми, их организованными группами. Они создают специальные органы для осуществления саморегуляции общества - социальные институты.

5. Общество обладает сложной социальной структурой, состоящей из разных социальных слоев, групп и общностей. Они различаются между собой по многим параметрам: уровню доходов и образования, отношению

к власти и собственности, принадлежностью к разным религиям, политическим партиям, организациям и т. п. Они находятся в сложных и разнообразных отношениях взаимосвязи и постоянного развития.

Тем не менее, все вышеназванные признаки общества взаимодействуют между собой, обеспечивая целостность и устойчивость его развития как единой и сложноорганизованной системы.

Общество подразделяется на структурные компоненты, или подсистемы:

1. Экономическая подсистема.

2. Политическая подсистема.

3. Социокультурная подсистема.

4. Социальная подсистема.

Рассмотрим данные структурные компоненты подробнее:

1. Экономическая подсистема общества (часто называемая экономической системой) включает производство, распределение, обмен товаров и услуг, взаимодействие людей на рынке труда, экономическое

стимулирование различных видов деятельности, банковские, кредитные

и другие, подобные им, организации и учреждения (изучается студентами

в курсе экономической теории).

2. Политическая подсистема (или система) представляет собой всю совокупность социально-политических взаимодействий между индивидами и группами, политическое устройство общества, режим власти, деятельность органов государственного управления, политических партий

и общественно-политических организаций, наличие политических прав

и свобод граждан, а также ценностей, норм и правил, регулирующих политическое поведение индивидов и социальных групп. С этой системой студенты знакомятся в курсе политологии.

3. Социокультурная подсистема (или система) включает в себя образование, науку, философию, искусство, мораль, религию, организации

и учреждения культуры, средства массовой информации и т. п. Изучается она в таких учебных курсах, как культурология, философия, эстетика, религиоведение, этика.

4. Социальная подсистема - это форма жизнедеятельности людей, которая реализуется в развитии и функционировании социальных институтов, организаций, социальных общностей, групп и отдельных личностей и объединяет все остальные структурные компоненты общества. Она является предметом исследования социологии.

Взаимодействие основных подсистем общества можно представить

в виде схемы (рис. 3).

Общество как целостная система

Рис. 3. Структура общества

Социальная подсистема общества в свою очередь включает в себя следующие структурные компоненты: социальную структуру, социальные институты, социальные отношения, социальные связи и действия, социальные нормы и ценности и т. д.

Существуют иные подходы в определении структуры общества как социальной системы. Так, американский социолог Э. Шилз предложил изучение общества как определенной макроструктуры, основными эле-

ментами которой являются социальные общности, социальные организации и культура.

В соответствии с этими компонентами, общество необходимо рассматривать в трех аспектах:

1) как взаимосвязь множества индивидов. В результате взаимосвязи множества индивидов формируются социальные общности. Именно они являются главной стороной общества как социальной системы. Социальные общности - это реально существующие совокупности индивидов, образующие определенную целостность и обладающие самостоятельностью в социальных действиях. Они возникают в процессе исторического развития общества и характеризуются многообразием видов и форм.

Наиболее значимыми являются социально-классовые, социальноэтнические, социально-территориальные, социально-демографические и т. п. (подробнее - в отдельных темах пособия).

Формы взаимодействия между людьми в социальных общностях различны: индивид – индивид; индивид – социальная группа; индивид – общество. Они формируются в процессе трудовой, практической деятельности людей и представляют собой поведение индивида или социальной группы, значимое для развития социальной общности в целом. Такое социальное взаимодействие субъектов определяет социальные связи между индивидами, между индивидами и внешним миром. Совокупность социальных связей является основой всех социальных отношений в обществе: политических, экономических, духовных. В свою очередь, они служат фундаментом для функционирования политической, экономической, духовной и социальной сфер (подсистем) жизнедеятельности общества.

В то же время все сферы жизни общества, любая социальная общность не могут успешно функционировать, а тем более развиваться без упорядочения, регулирования отношений между людьми в процессе их практической деятельности и поведения. Для этого общество выработало своеобразную систему такого регулирования и организации общественной жизни, его «инструменты» - социальные институты. Они представляют собой определенную совокупность учреждений - государство, право, производство, образование и др. В условиях стабильного развития общества социальные институты выполняют роль механизмов согласования общих интересов различных групп населения и индивидов;

2) второй важнейшей стороной общества как социальной системы является социальная организация. Она означает ряд способов регулирования действий отдельных индивидов и социальных групп для достижения определенных целей общественного развития. Иначе говоря, социальная организация - это механизм интеграции действий индивидов и социальных общностей в рамках той или иной социальной системы. Ее элемента-

ми являются социальные роли, социальные статусы индивидов, социальные нормы и социальные (общественные) ценности (в отдельной теме).

Совместная деятельность индивидов, распределение социальных статусов и социальных ролей невозможны без определенного управляющего органа в рамках социальной организации. Для этих целей формируются организационно-властные структуры в виде администрации, а также управленческое звено в виде менеджеров и специалистов-руководителей. Возникает формальная структура социальной организации с различными социальными статусами, с административным разделением труда по принципу «руководители – подчиненные»;

3) третьей составляющей общества как социальной системы является культура. В социологии под культурой понимают систему социальных норм и ценностей, закрепленных в практической деятельности людей,

а также саму эту деятельность. Главным связующим звеном социальной

и культурной систем выступают ценности. Их задача - служить поддержанию образца функционирования социальной системы. Нормы в социологии являются преимущественно социальным феноменом. Они выполняют в основном функцию интеграции, регулируют огромное количество процессов, содействуют внедрению нормативных ценностных обязательств. В цивилизованных, развитых обществах основой социальных норм является правовая система.

В центре внимания социологии стоит вопрос о социальной роли культуры в обществе - в какой степени те или иные социальные ценности способствуют гуманизации общественных отношений, формированию всесторонне развитой личности.

О СНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА, ЕГО ТИПЫ И КОНЦЕПЦИИ

Как отмечалось выше, общество является постоянно развивающейся, динамичной системой. В ходе такого развития оно проходит ряд исторических этапов и типов, характеризуемых особыми отличительными признаками. Ученые-социологи выделили несколько основных типов общества.

1. Марксистская концепция развития общества, предложенная в середине XIX в. Марксом и Энгельсом, исходит из главенствующей роли способа производства материальных благ в определении типа общества. Согласно этому, Маркс обосновал наличие пяти способов производства

и соответствующих им пяти общественно-экономических формаций, последовательно сменяющих одна другую в результате классовой борьбы

и социальной революции. Это первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная и коммунистическая формации. Хотя известно, что ряд обществ не прошли в своем развитии те или иные стадии.

2. Западные социологи второй половины XIX – середины XX вв. (О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, А. Тойнби и др.) считали, что в мире существуют всего два типа обществ:

а) традиционное (т. н. военная демократия) - это аграрное общество

с примитивным производством, малоподвижной иерархической социальной структурой, властью земельных собственников, собранием вооруженных воинов; неразвитой наукой и техникой, незначительными накоплениями;

б) индустриальное общество, которое складывается постепенно, приходит на смену традиционному в результате великих географических и научно-технических открытий. Начинается медленный рост технического прогресса, увеличение производительности сельскохозяйственного труда, появление слоя купцов, торговцев, формирование централизованных государств. Первые буржуазные революции в Европе приводят к возникновению новых социальных слоев, а также к зарождению идеологии либерализма и национализма, демократизации общества. Исторические рамки этого типа общества - от эпохи неолита до индустриальной революции, осуществляемые в различных странах и регионах в разное время.

Для индустриального общества характерны:

урбанизация, увеличение доли городского населения до 60–80 %;

ускоренный рост промышленности и сокращение сельского хозяйства;

внедрение достижений науки и техники в производственные процессы и повышение производительности труда;

появление новых отраслей производства в результате научнотехнического прогресса;

увеличение доли накоплений капитала в ВВП и инвестирование их в развитие производства (15–20 % ВВП);

изменение структуры занятости населения (увеличение доли рабочих, занятых умственных трудом за счет сокращения неквалифицированного, физического);

рост объема потребления.

3. Со второй половины XX в. в западной социологии появились концепции трёхстадийной типологии общества. Р. Арон, З. Бжезинский, Д. Белл, Дж. Гэлбрейт, О. Тоффлер и др. исходили из того, что человечество в своем историческом развитии проходит три основных этапа и типа обществ (цивилизаций):

а) доиндустриальное (аграрно-ремесленное) общество, главное богатство которого - земля. В нем господствует простое разделение труда, мануфактурное производство. Основная цель такого общества - власть, жесткая авторитарная система. Основные его институты - армия, цер-

ковь, сельское хозяйство. Господствующие социальные слои - знать, духовенство, воины, рабовладельцы, позже - феодалы;

б) индустриальное общество, главное богатство которого - капитал, деньги. Для него характерно крупное машинное производство, научнотехнический прогресс, развитая система разделения труда, массовое производство товаров на рынок, развитие СМИ и т. п. Господствующий слой - промышленники, бизнесмены.

в) постиндустриальное (информационное) общество приходит на смену индустриальному. Главная ценность его - знания, наука, производящая информацию. Главный социальный слой - ученые. Постиндустриальное общество характеризуется появлением новых средств производства: информационно-электронных систем с миллиардами операций в секунду, компьютерной техники, новых технологий (генная инженерия, клонирование и т. п.); использование микропроцессоров в промышленности, сфере услуг, торговли и обмена; резкое сокращение доли сельского населения и увеличение занятости в сфере сервиса и т. д. Соотнешение различных типов общества представлено в табл. 1.

Таблица 1

Различия между традиционным, индустриальным

и постиндустриальным типами общества

Признаки

Тип общества

Традиционное

Индустриальное

Постиндустриальное

(аграрное)

Натуральное

Товарное хозяйство

Развитие сферы

хозяйствования

хозяйство

услуг, потребления

Преобладающая

Аграрное

Промышленное

Производство

сфера экономики

производство

производство

информации

Ручной труд

Механизация иавто-

Компьютеризация

способ труда

матизацияпроизвод-

производства

стваиуправления

и управления

Главные социаль-

Церковь, армия

Промышленные

Образование,

ные институты

корпорации

университеты

Священники,

Бизнесмены,

Ученые, менеджеры-

социальные слои

феодалы, знать

предприниматели

консультанты

Способ политиче-

Военная демокра-

Демократия

Гражданское

ского управления

тия, деспотичное

общество,

управление

самоуправление

Главный фактор

Физическая власть,

Капитал, деньги

управления

божественная власть

Основные

Между высшими

Между трудом

Между знанием

противоречия

и низшими

и капиталом

и незнанием,

сословиями

некомпетентностью

Олвин Тоффлер и другие западные социологи утверждают, что развитые страны с 70–80-х гг. ХХ в. переживают новую технологическую

революцию, ведущую к непрерывному обновлению социальных отношений и созданию сверхиндустриальных цивилизаций.

Теория индустриального и постиндустриального общества объединяет в себе пять тенденций социального развития: технизации, информатизации, усложнения общества, социальной дифференциации и социальной интеграции. О них речь пойдет ниже, в отдельных главах данного издания.

Однако надо иметь в виду, что все вышесказанное касается развитых стран. Все остальные, в т. ч. Беларусь, находятся на индустриальной стадии (или в доиндустриальном обществе).

Несмотря на привлекательность многих идей постиндустриального общества, проблема его формирования во всех регионах мира остается открытой в силу исчерпаемости многих ресурсов биосферы, наличия социальных конфликтов и т. п.

В западной социологии и культурологии выделяется также теория циклического развития общества, авторами которой являются О. Шпенглер, А. Тойнби и др. Она исходит из того, что эволюция общества рассматривается не как прямолинейное движение к его более совершенному состоянию, а как своеобразный замкнутый цикл подъема, расцвета и упадка, вновь повторяющийся по мере его завершения (циклическую концепцию развития общества можно рассматривать по аналогии с жизнью отдельного человека - рождение, развитие, расцвет, старость и смерть).

Особый интерес у наших студентов вызывает «теория здорового общества», созданная немецко-американским психологом, врачом и социологом Эрихом Фроммом (1900–1980 гг.). Эмигрировав из Германии в США в 1933 г., он много лет работал практикующим врачом-психо- аналитиком, позже занялся научной деятельностью, с 1951 - стал профессором университета.

Критикуя капитализм как больное, иррациональное общество, Фромм разработал концепцию создания гармоничного здорового общества при помощи методов социальной терапии.

Основные положения теории здорового общества.

1. Разрабатывая целостную концепцию личности, Фромм выяснил механизмы взаимодействия психологических и социальных факторов

в процессе ее формирования.

2. Здоровье общества он выводит из здоровья его членов. Понятие здорового общества Фромма отличается от понимания Дюркгейма, который допускал возможность наличия в обществе аномии (т. е. отрицания его членами основных социальных ценностей и норм, ведущих к соци-

альной дезинтеграции и последующему девиантному поведению). Но Дюркгейм относил это только к индивиду, но не к обществу в целом. И если допустить, что девиантное поведение может быть свойственно

большинству членов общества и привести к господству деструктивного поведения, то мы получаем больное общество. Этапы «заболевания» следующие: аномия → социальная дезинтеграция → девиация → деструкция

→ распад системы.

В противовес Дюркгейму Фромм называет здоровым такое общество,

в котором люди развили бы свой разум до такой степени объективности, которая позволяет им видеть себя, других людей и природу в их истинной реальности, отличать добро от зла, делать свой собственный выбор. Это означало бы общество, члены которого развили в себе способность любить своих детей, семью, других людей, себя, природу, чувствовать единение с ней, и в то же время - сохранить чувство индивидуальности, целостности и превосходить природу в творчестве, а не в разрушении.

Намеченной им цели, считал Фромм, пока удалось достичь меньшинству. Задача состоит в том, чтобы большинство общества превратить

в здоровых людей. Идеал здорового общества Фромм видит в преобразовании всех сфер общественной жизни:

в экономической области должно быть самоуправление всех работающих на предприятии;

следует уравнять доходы до такой степени, чтобы обеспечить достойную жизнь различным социальным слоям;

в политической сфере необходима децентрализация власти с созданием тысяч небольших групп с межличностными контактами;

изменения должны одновременно охватить все другие области, т. к. перемены только в одной разрушительно действуют на изменения

в целом;

человек не должен быть средством, используемым другими или самим собой, а ощущать себя субъектом своих сил и возможностей.

Достаточно интересна и теория социального изменения общества Т. Парсонса. Он исходит из того, что эволюции подвержены различные системы общества: организм, личность, социальная система и культурная система как ступени растущей степени сложности. Действительно, глубокими изменениями являются только те, которые происходят в культурной системе. Экономические и политические перевороты, не затрагивающие уровень культуры в обществе, не меняют в своей основе и само общество. Примеров тому огромное множество.

Подытоживая вышесказанное, необходимо отметить, что все научнотехнические и технологические радикальные изменения влекут за собой перевороты и в других сферах общественной жизни, однако они не сопровождаются социальными революциями, как утверждали Маркс, Энгельс, Ленин. Классовые интересы, естественно, существуют, противоречия - тоже, однако наемные работники вынуждают владельцев собственности идти на уступки, повышать зарплату, увеличивать доходы, а значит

и поднимать жизненный уровень и благосостояние. Все это ведет к снижению социальной напряженности, сглаживанию классовых противоречий и отрицанию неизбежности социальных революций.

Общество как социальная, динамично развивающаяся система всегда было, есть и будет наиболее сложным и привлекающим внимание социологов объектом изучения. По степени сложности оно может сравниться только с человеческой личностью, индивидом. Социум и индивид неразрывно связаны между собой и взаимоопределяются одно через другое. В этом заключается методологический ключ к исследованию других социальных систем.

В ОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Что означает человеческое общество?

2. Каковы основные подходы в определении понятия «общество»?

3. Назовите основные признаки общества.

4. Дайте характеристику ведущих подсистем общества.

5. Изложите структурные компоненты социальной системы общества.

6. Какие теории развития общества вы можете назвать?

7. Охарактеризуйте суть «теории здорового общества» Э. Фромма.

Литература

1. Американская социологическая мысль. М., 1994.

2. Бабосов, Е. Общая социология / Е. Бабосов. Минск, 2004.

3. Горелов, А. Социология / А. Горелов. М., 2006.

4. Луман, Н. Понятие общества / Н. Луман // Проблемы теоретической социологии. СПб., 1994.

5. Парсонс, Т. Система современных обществ / Т. Парсонс. М., 1998.

6. Поппер, К. Открытое общество и его враги / К. Поппер. М., 1992. Т. 1, 2.

7. Сорокин, П. Человек, цивилизация, общество / П. Сорокин. М., 1992.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама