THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама


1882 год

1907 год


  • Германская пресса, характеризуя страны, которые участвовали в Первой мировой войне, писала о них:
  • «представительница самого крайнего абсолютизма»,
  • «мать революции и гильотины»,
  • «самое старое на свете конституционное государство».

АВСТРИЙСКИЙ УЛЬТИМАТУМ

Гаврила Принцип


28 июня 1914 года – сербский террорист убил наследника австрийского и венгерского престола Франца-Фердинанда

АВСТРИЙСКИЙ УЛЬТИМАТУМ

Убийство эрцгерцога Франца-Фердинанда в Сараево

Гаврила Принцип



Война и русское общество.

На Невском

после объявления

войны.

Начало войны вызвало в России взрыв патриотизма. В крупных городах прошли антигерманские манифестации и погромы. Санкт-Петербург был переименован в Петроград. Уже в 1-е дни на мобилизационные пункты явились почти все военнообязанные, а женщины добровольно работали санитарками.


Начало боевых действий.

Тела убитых

французов

на р.Марна.

В августе 1914 немцы начали наступление на Западе. Обойдя линию укреплений на франко-германской границе они нанесли удар через территорию Бельгии, и поставили Францию в тяжелое положение. На р.Марна началась тяжелая битва. Французы обратились к России за помощью, прося начать наступление на Восточном Фронте.


Немецкая подводная лодка U-14.

Потопление подводной лодкой U-9 под командованием О. Веддигена трех британских крейсеров 22 сентября 1914 г.


Ход войны в 1915-16 гг.

Атака

немецкой

пехоты

Солдаты собирали винтовки убитых товарищей. Тем не менее сопротивление врагу нарастало и вскоре стали говорить, о «великом отступлении», т.к. немецкие потери достигли огромной цифры. Союзники помочь России отказались, и остановить наступление неприятеля удалось лишь к началу осени.


10 тысяч русских военнопленных, захваченных

в Галиции.

Австрийские военнопленные под конвоем сербов


Революционная ситуация.

Митинг

на фронте

В 1915 г. Царь взял командование армией в свои руки и проводил много времени в Ставке в Могилеве. Управление страной легло на императрицу, которую в обществе подозревали в измене. Кроме того она попала под влияние авантюриста Г.Распутина. Он получил возможность влиять на принятие решений. Чтобы спасти авторитет монархии в высших русского общества кругах возник заговор.


Война может иметь хорошие последствия у дикарей, способствуя отбору наиболее сильных и стойких, но на цивилизованные народы влияние её обыкновенно самое пагубное: она ведёт к взаимоистреблению самых лучших и самых храбрых. Фулье


Английский танк пересекает германскую траншею

Подбитый английский танк








в 101 выстрел.

Первая мировая война закончилась.

Из документа о капитуляции Германии:

«…. Прекращение военных действий на суше и в воздухе в течение 6-ти часов… немедленная эвакуация занятых стран: Бельгии, Франции, Люксембурга, равно как Эльзас и Лотарингии, в течение 15-ти дней… уступка военных материалов (пушек, минометов, аэропланов… подводных лодок…крейсеров), интернирование военных судов» и др.

Американские войска возвращаются домой

В войну были вовлечены 33 государства с населением свыше 1,5 млрд. человек.

В в результате военных действий погибло свыше 10 млн. человек и в 2 раза больше ранено. Тысячи городов и селений были превращены в развалины, разрушены дороги и мосты, миллионы людей лишились крова, имущества…

Сто лет со дня окончания Первой мировой войны для России является возможностью восстановления исторической справедливости и памяти о павших героях. Об этом заявил член комитета по международным делам, сенатор Анатолий Лисицын.

«Бережное отношение к истории Отечества, традициям, примерам мужества и самопожертвования героев - важный момент патриотического воспитания, необходимое условие для сохранения нашей национальной культуры, формирования положительного имиджа страны в мире. И столетний юбилей Великой войны для России является возможностью восстановления исторической справедливости и памяти о наших героях, а также фундаментом, укрепляющим сотрудничество братских славянских народов. Благотворительный фонд, председателем попечительского совета которого я являюсь, на протяжении нескольких лет ведет работу по возвращению в историческую летопись России утраченных страниц о Первой мировой»,- отметил сенатор.

По его словам, благодаря поддержкепрезидента России Владимира Путина работы, призванные увековечить память российских солдат Первой мировой войны, вышли на новый уровень. «В России с 2013 года появилась официальная памятная дата: 1 августа – День памяти жертв Первой мировой войны. В феврале 2013 года правительство России приняло решение об образовании оргкомитета по подготовке мероприятий, связанных со 100-летием начала Первой мировой войны. В начале апреля в Общественной палате состоялось заседание круглого столa «Воинский подвиг предков: сохранение памяти о событиях и жертвах войн, где было принято решение об установлении в Москве памятника героям Первой мировой. Мероприятия к 100-летию Первой мировой включены в программы и проходят в 2013–2014 гг. во всех регионах России»,- сказал Лисицын.

«В рамках проекта «Добродетель памяти» на территории Ярославской области планируется найти и привести в порядок захоронения участников Первой мировой войны, провести научно-исследовательскую работу и восстановить историческую память о незаслуженно забытых героях-ярославцах. Запланированы «уроки памяти» в учебных заведениях, передвижные выставки, издание книг и брошюр, раскрывающих роль Ярославского края в военный период 1914–1918 гг. и рассказывающих о наших земляках-героях»,- добавил сенатор.

Он подчеркнул, что столетний юбилей Великой войны может послужить уникальным поводом к духовно объединяющему сотрудничеству братских народов, к примеру: русских и сербов. «Сто лет назад такая связь существовала, взращенная и укреплённая веками и, к сожалению, не раз скреплённая славянской кровью, пролитой нашими народами. Иначе бы не вступила Россия в эту страшную войну, придя на помощь своим братьям-славянам»,- подчеркнул он.

«Уничтожив историческую память, у народа отняли не только часть его корней, связь поколений, но и порвали те прочные нити, связывающие братские страны, единоверцев, близких по духу и менталитету сербов. Сегодня при комплекс историко-мемориальных памятников «Русский Некрополь» в Белграде включен в список мест, имеющих для России историко-мемориальное значение. Реконструкция русских могил в Белграде может стать одним из значительных шагов навстречу к духовному сближению и упрочению связи русско-сербского союза»,- сказал Лисицын.

«Несмотря на все трудности в реализации, которые пережил проект «Русский Некрополь» за время своего существования, я ни на минуту не сомневался в успешном его окончании. И теперь, когда наши инициативы нашли поддержку у Президента Российской Федерации, понимаю, что данная исторически важная миссия завершится успешно»,- заключил он.

Первая мировая война длилась чуть более 4 лет: с 1 августа 1914 по 11 ноября 1918 года. В театр военных действий было вовлечено 38 из существующих тогда 59 независимых государств. Театр военных действий развернулся на территории Европы, Азии и Африки, на всех океанах и многих морях. На полях войны сражалось более 70 млн человек. Историки до сих пор не сошлись в едином мнении по числу жертв Первой мировой. Называются цифры от 10 до 20 млн убитых и десятки миллионов пострадавших. По итогам войны с карты мира исчезли четыре могущественные империи: Российская, Германская, Австро-Венгерская и Османская. «Версальский мир», положивший конец Первой мировой, не смог разрешить всех противоречий между враждующими странами и через 20 лет привел человечество к еще более кровавой войне. Так Вторая мировая стала продолжением Первой мировой. Из стран-союзниц, входивших в Антанту, Великобритания и Франция до сих пор ежегодно отмечают 11 ноября как День перемирия.

Классный час

« Первая мировая война в лицах»

К 100-летию окончания Первой мировой войны.

Цель : рассказать учащимся об историческом событии - Первой мировой войне.

Задачи :

Познакомить учащихся с историей Первой мировой войны.

Воспитание чувства гражданственности и патриотизма.

Воспитание негативного отношения к войне как методу решения международных вопросов.

Оборудование : презентация, цветная бумага, клей, ножницы, музыка «Марш славянки»,

Планируемые метапредметные результаты:

Личностные: понимать и эмоционально оценивать события первой мировой войны.

Коммуникативные: правильно выражать свои мысли, эффективно сотрудничать как с учителем, со сверстниками.

Ход классного часа.

    Организационный момент.

Звучит музыка «Марш славянки».

Первая мировая война…. Что нам известно о ней?! Может, родители вам рассказывали о тех страшных временах? Что вы о ней знаете?(Ответы детей)

Многие из нас наслышаны о Второй мировой войне. Кто – то знает события, кто – то имена той войны, но большинство не сможет рассказать и немного о том, что происходило с 1914 по 1918 года.

Давайте попробуем разобраться.

    Историческая справка

Первую мировую войну называют «Большой войной». Основные факты этой «Большой войны» .

продолжительность войны – 1554 дня;

Долго ли это, как думаете? (Долго.)

Безусловно. 1554 дня – это 4 года. Это столько же, сколько вы обучаетесь в начальной школе. Правда во время войны нет выходных и праздников.

число стран-участниц – 38;

А что значит это число? (38 стран участвовали в войне.)

Правильно. 38…. Нашему воображению, наверное, и не получится представить, какое количество народу были вовлечены в войну.

Англия, Франция, Россия, Германия, Австро-Венгрия, Турция, Болгария;

Как думаете, что означает эти группы стран? (Стороны противостояния.)

Совершенно верно. Англия, Франция и Россия объединились в союз, который назвали «Антанта». Потом в их союз вошли еще и другие страны. А вот Германия, Австро – Венгрия, Турция и Болгария – объединились, что бы противостоять союзу.

Первая мировая война, стала войной на истребление народов. Гибли и дети, причем не только случайно в тылу, но и на боевых позициях т.е. дети-воины, охваченные патриотическим порывом.
Дети хотели защищать свою Родину.

С первых дней войны из городов и сел шли дети добровольцами на фронт в действующую армию. Им хотелось приключений и подвигов, детского романтизма и поэзии, желание быть разведчиками, артиллеристами, героями?! Воспитанники гимназий, семинарий, кадетских корпусов и училищ нередко обращались к своему начальству с просьбой отпустить их на войну .

В военное время очень много рассказывали о юных добровольцах, их подвигах на полях сражений, ранениях и боевых наградах. На войне ребята быстро становились взрослыми, стойко перенося окопные страдания и лишения, голод, холод и смерть боевых друзей. Проявляя чудеса самопожертвования и героизма, в свои 12-15 лет они нередко становились Георгиевскими кавалерами.
Их награждали наградами.

3. Рассказ о герое Первой мировой войны –Антонине Пальшиной.

Родилась Антонина Пальшина 21 января 1897 года в деревне Шевырялово Сарапульского уезда Вятской губернии в многодетной крестьянской семье. Родители умерли рано. Она училась в церковно-приходской школе, пела в церковном хоре. После её окончания 10-летняя Антонина переехала в Сарапул к старшей сестре, где стала работать в швейной мастерской. В 1913 году уехала в Баку и устроилась на работу в булочную.

В 1914 году, когда началась Первая мировая война, Антонина остригла волосы, купила старое солдатское обмундирование и под именем Антона Пальшина ушла добровольцем на фронт. Узнав, что проще попасть в кавалеристскую часть, купила у раненого солдата лошадь и была направлена во 2-й Кавказский артиллерийский полк. Под турецкой крепостью Гасанкола в бою после гибели командира эскадрона повела бойцов в атаку, разбив врага. В этом бою она получила ранение, в лазарете её тайна была раскрыта. Антонина решила пойти воевать на другой фронт. Но на вокзале при проверке документов её задержала полиция. После выяснения личности девушку отправили по этапу в Сарапул.

Там она окончила краткосрочные курсы сестер милосердия военного времени, и в апреле 1915 года её направляют на Юго-Западного фронта в город Львов для работы в эвакогоспитале. Она самоотверженно трудилась, но, по её словам, её «тянуло на передовую линию».

В мае 1915 года, переодевшись в форму умершего солдата, Антонина дошла до линии фронта (первые полтора суток - пешком, затем пристала к одному из следовавших на фронт обозов). «Солдат Антон» был определён в 75-й пехотный Севастопольский полк 8-й армии Юго-Западного фронта. За успешный захват «языка» получила первую Георгиевскую медаль, через неделю - вторую за самоотверженный вынос 18 раненых с поля боя. Вскоре её тайна была раскрыта, однако из армии Антонину Пальшину не уволили ввиду больших заслуг. Осенью 1915 года за взятие высоты на реке Быстрице. За мужество, проявленное во время боя под Черновцами Пальшину наградили Георгиевским крестом 4-й степени, присвоили звание ефрейтора и назначили командиром отделения. После боев в Карпатах генерал Брусилов лично вручил ей Георгиевский крест 3-й степени и сообщил о присвоении звания младшего унтер-офицера. После ранения в феврале 1917 Пальшина попала в военный лазарет в Киеве, где пролежала до лета.

4. Практическая часть.

Ребята, вы знаете, что Георгиевские ленточки – дань памяти воинам, павшим во время Великой Отечественной войны. В Великобритании есть подобная акция. В ноябре, 11 числа, в день окончания Первой мировой войны все жители страны прикалывают на лацканы красные маки. Маки "расцветают" на одежде прохожих, они буквально повсюду - на улицах, в офисах, на официальных и неофициальных мероприятиях. Красные маки стали в Великобритании символом Дня памяти погибших в войнах. Каждый год, 11 ноября в 11 утра (т.е. 11.11 в 11.00), проходят две общенациональные минуты молчания в честь погибших. Первая минута молчания была проведена в Лондоне 11 ноября 1919 года.

А сейчас мы своими руками сделаем себе такие символы памяти – красные маки. Ребята, пожалуйста, раздайте заготовки и клей.

(Раздаются заготовки для маков и клей.)

Дети изготавливают маки.

5. Подведение итогов. Рефлексия.

Ребята, о каком важном событии мы сегодня говорили? (Сегодня мы говорили о Первой мировой войне)

Что нового вы узнали? (ответы детей)

Когда началась война и когда закончилась? (1914 - 1918гг.)

Посчитайте, сколько она продолжалась. (Война продолжалась 4 года)

Как назывался союз, в котором состояла Россия? (Союз назывался Антанта)

Давайте вспомним, сколько стран участвовало в войне? (38 стран

А кто такая Антонина Пальшина?

Где зародилась традиция носить бумажные маки на лацкане? (Традиция зародилась в Великобритании.)

Ребята, вы молодцы. Хорошо поработали и даже сделали себе символ памяти.

А теперь прошу, оцените свою работу.

Закончите фразы:

1 Мне было интересно…..

2 Я узнал(а)……..

3 Мне было трудно…….

Ребята, а теперь вы сможете рассказать про Первую мировую войну? (Да, сможем)

Молодцы! Можете дома рассказать мамам и папам, бабушкам и дедушкам! Спасибо за работу!

Всероссийский урок, посвящённый 100-летию начала Первой мировой войны

Главная цель Всероссийского урока - способствовать развитию гражданского самосознания у молодежи России, формированию чувства сопричастности российского гражданина к своей стране и ее истории, уважения к предкам.

Задачи:

Образовательные : содействовать осмыслению сущности патриотизма и форм его проявления на примере истории Первой мировой войны, адаптированных к возрасту обучающихся.

Коррекционно-развивающие : коррекция исторических знаний и представлений; пополнение активного и пассивного словаря; развитие внимания, памяти, речи; формирование устойчивого познавательного интереса.

Воспитательные : воспитывать чувство патриотизма, уважение к героическому прошлому нашей страны, к соотечественникам - «солдатам Первой мировой войны».

Наглядные пособия и оборудование:

  • мультимедийный проектор, фотографии;
  • презентация «К 100-летию Первой мировой войны»; «Это интересно»;
  • фильмы «Россия в Первой мировой войне. Архив»; «Первая мировая. Неизвестная война».

Словарная работа : коалиция, таран.

Презентация посвящается 100-летию начала Первой мировой войны «Забытая война»

Ход мероприятия

Прослушивание государственного гимна.

Вводное слово учителя.

2 слайд Этот учебный год особенный. В 2014 году исполнилось 100 лет Первой мировой войны. Мы уделяем этому событию большое внимание.

«Люди, отдавшие свои жизни за интересы России,
не должны быть забыты».

В.В. Путин

Первая мировая война — один из крупнейших вооружённых конфликтов в истории человечества. Началась война и велась противоборствующими сторонами с целью передела мира, а в итоге стала войной на истребление народов.

3 слайд Первая мировая война 1914-1918 — война между двумя коалициями (союзами) держав.

4 слайд Летом 1914 года в войну вступили оба военных союза. В течение нескольких месяцев начали воевать 38 государств. Поэтому эту войну назвали мировой.

5 слайд Четыре года продолжалась первая мировая война. Вот её основные характеристики (данные записаны на доске):

  • продолжительность - 1554 дня;
  • число стран-участниц - 38;
  • число государств, на территории которого походили военные действия -14;
  • численность населения стран-участниц войны- 5о млн. человек (62% населения планеты).
  • численность погибших - 10 млн. человек.

Характеристика войн (см. презентацию «К 100-летию Первой мировой войны»).

  1. Причины войны. Повод к началу военных действий. Хронологические рамки.
  2. Воюющие страны или группировки стран.
  3. Цели сторон.
  4. Характер войны.
  5. Герои Первой мировой войны.
  6. Итоги Первой мировой войны.
  7. Дети - герои войны.
  8. Памятники героям Первой мировой войны.
  9. Это интересно (см. презентацию «Это интересно»; приложение 1).
  10. Тест «Первая мировая война» (см. приложение 2).
  11. Государственный гимн России.

6 слайд Гаврило Принцип - сербский гимназист, убивший австрийского престолонаследника Франца Фердинанда и его жену Софию.
7 слайд 1 августа 1914 г. Германия объявила войну России.
8 слайд карта.
9 слайд Цели воюющих держав (захватнические).
10 слайд В 1914 году все участники войны собирались закончить войну за несколько месяцев путём решительного наступления; никто не ожидал, что война примет затяжной характер.
Фото: Николай II объявляет войну Германии с балкона Зимнего дворца.
11 слайд НОВАЯ ТЕХНИКА
Стихотворение «Медали» Н. Журбина (Солуянов Юра 9а)
12 слайд ПОДВИГ КАЗАКА КОЗЬМЫ КРЮЧКОВА
13 слайд ПОДВИГ ЛЁТЧИКА П.Н. НЕСТЕРОВА
14 слайд СЕСТРА МИЛОСЕРДИЯ РИММА МИХАЙЛОВНА ИВАНОВА
15 слайд Итоги Первой мировой войны:

Человечество еще не могло знать, что эта война:

Продлится 4 года и 3 месяца;
- унесет миллионы жизней;
- изменит до неузнаваемости политическую карту мира и судьбы многих народов.

16 слайд Брестский мир. Первая мировая война закончилась для России 3 марта 1918 года подписанием Брестского мира с Германией, Австро-Венгрией и Османской империей - это означало полное поражение России.

17 слайд Юные добровольцы.
18 слайд Тринадцатилетний Василий Правдин неоднократно отличался в сражениях. Вынес из гущи боя раненого командира полка. Получил три Георгиевских креста.
19 слайд Малолетний герой разведчик, крестьянский мальчик с. Крестникова, Симбирского уезда, Василий Наумов, ему было 12 лет, когда его дважды ранили. Он награждён двумя Георгиевскими крестами, Георгиевской медалью и произведён в старшие унтер-офицеры.
20 слайд Пятнадцатилетний казак Иван Казаков. Самостоятельно в бою с немцами отбил пулемет, позже спас жизнь своему товарищу, неоднократно с успехом принимал участие в разведке. Получил три Георгиевских креста и три Георгиевских медали, а также звание унтер-офицера.
21 слайд Некоторые из добровольцев, погибали. Харитон Владимирович Жук, ученик гимназии г. Смоленска был убит 24 ноября 1914 года во время разведки у деревни Богдановой. Посмертно его наградили Георгиевской медалью «За храбрость».
22 слайд Памятник на Поклонной горе. 1 августа 2014 года был установлен памятник в Москве, в Парке Победы на Поклонной горе.
23 слайд Храм Всех Святых. Храм-памятник павшим в годы Первой мировой войны. Единственный в России храм-памятник павшим в годы Первой мировой войны строится в г. Гусеве Калининградской области. Он будет являться центральным собором города.
24 слайд МЕМОРИАЛ ГЕРОЯМ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ НА БРАТСКОМ КЛАДБИЩЕ (НА СОКОЛЕ). Единственный в России и в Москве уникальный Мемориальный комплекс героям Первой мировой войны, где погребено свыше 17,5 тысяч участников Великой войны 1914-18 годов.
25 слайд

Пусть чисто будет небо над землей,
Пусть жизни мирной радуются люди!
А Вас, кто рядом был с войной,
Мы помним, бережем и любим!

Приложение 1 Игра «По страницам Первой мировой войны»

1. Кто впервые в апреле 1915 года применил отравляющий газ на основе хлора? (немцы) .

2. В 1914 году немецкие и английские солдаты на линии фронта устроили незапланированное перемирие. Они пели, обменивались подарками, играли в футбол. В честь чего было это перемирие? (В честь Рождества).

3. 1 апреля 1915 года над немецким лагерем появился французский самолёт и сбросил огромную бомбу. Но взрыва не произошло. Вместо бомбы приземлился большой мяч. Что было написано на мяче? («С первым апреля!» ).

4. Посмотрите на фотографию. Что на ней изображено? (Танк Лебеденко. Царь танк. Самый большой в мире танк. Построен инженером Николаем Лебеденко в 1914-1915 гг. ).

5. Кто изобрёл первый в мире противогаз? (Академик Н.Д. Зелинский ).

6. Кто и когда в Первой мировой войне применил первый таран? (Впервые таран был применён 8 сентября 1914 года русским лётчиком Нестеровым. В результате оба самолёта упали на землю ).

7. Российская подводная лодка «Пантера», построенная в 1916 году, стала единственной в мире лодкой, участвовавшей в трёх войнах. В каких? (Первой мировой, Гражданской, Великой Отечественной ).

8. Под видом цистерн для питьевой воды эту технику отправили на фронт. Английское название прижилось. О какой технике идёт речь? (Танк. По-английски цистерна - tank ).

9. Какой птице было официально присвоено звание полковника британской армии? За какие заслуги? (Почтовому голубю № 888 за большие заслуги в Первой мировой войне. Он доставил несколько сотен сообщений и погиб при выполнении особо важного задания. После гибели легендарный голубь был похоронен со всеми воинскими почестями ).

10. Это животное служило в Южно-Африканском пехотном полку, носило форму, стояло в строю. За свои заслуги получило медаль и звание капрала. (Капрал Джеки был обезьяной-бабуином ).

11. Этому животному присвоено воинское звание сержанта, герой Первой мировой войны, кавалер множества орденов и медалей. (Питбультерьер Стабби ).

12. Кто и когда первым предложил использовать боевых тюленей, дельфинов и морских котиков? (Первые опыты такого рода проводились в России в 1915 году. Дрессировщик Владимир Дуров, предложил научить морских животных искать мины. Было обучено 20 животных, но в один из дней все они были отравлены ).

13. Во время Первой мировой войны кошек держали в окопах. Для чего? (Кошки своим поведением заранее предупреждали о газовой атаке ).

Приложение 2 Тест «Первая мировая война»

1. Когда началась первая мировая война?
а) 1914 г. б) 1915 г. в)1907 г. г)1916 г.

2. Сколько стран принимало участие в первой мировой войне?
а) 32 б) 25 в) 38 г)20

3. Когда Россия вышла из первой мировой войны?
а)1915 г. б)1918 г. в)1919 г.

4. Основной причиной к началу войны послужило….
а) Возвышение германской расы
б) Убийство Франца Фердинанта
в) Потопление Лузитании

5. Когда Германия объявила войну России
А)1 августа 1914 г. Б)9 ноября 1915 г. В)Апрель 1914г. Г)29 июля 1915г.

6. Когда впервые было применено газовое оружие
А) Сентябрь 1914 г. Б) Апрель 1915 г. В) Декабрь 1916 г. Г) Май 1917 г.

7. Кем впервые было применено газовое оружие
А) Османская Империя Б) Франция В) Япония Г) Германия

8. Советское правительство заключило Брестский мир с Германией в
А)1 августа 1914 г. Б)11 ноября 1918 г. В) 3марта 1918 г. Г)29 июля 1915 г.

Урок Знаний в 5 "Б" классе

«100-летие Первой мировой войны"

Цель:

  1. воспитывать чувство патриотизма, уважение к героическому прошлому нашей страны, к соотечественникам – «солдатам Первой мировой войны».
  2. воспитание негативного отношения к войне как методу решения международных вопросов.
  3. воспитывать учащихся в духе благодарности к ветеранам фронта и тыла, ко всем, кому мы обязаны сегодня независимостью и мирной жизнью;
  4. довести до ребят мысль о смысле жизни, о войне и мире, о добре и зле, о несовместимости войны и детства.
  5. затронуть современную обстановку в горячих точках.
  6. Обучающие: дать начальные сведения о. Первой мировой войне, способствовать осознанию понятий «героизм и подвиг» на примерах некоторых исторических фактов, адаптированных к возрасту учащихся.

Наглядные пособия и оборудование:

  • Интерактивная доска, проектор
  • Презентация.

Ход урока

Вводное слово учителя. Дорогие ребята!

1 августа 2014 году исполнилось 100 лет со дня вступления России в Первую мировую войну, когда-то названной Великой войной. Эта война называлась и Второй Отечественной войной – после Отечественной войны 1812 года, и германской, и империалистической. И каждое название абсолютно верно и правдиво отражает ее смысл.

Первая мировая – одна из самых длительных, кровопролитных и значительных по последствиям в истории человечества. Она продолжалась более 4 лет. В ней участвовало 38 стран из 59, обладавших в то время государственным суверенитетом. Население воюющих стран составляло свыше 1,5 млрд. человек. Под ружье было поставлено в общей сложности 73, 5 млн. человек. Более 10 млн. было убито и 20 млн. ранено. Жертвы среди мирного населения, пострадавшего от эпидемий, голода, холода и других бедствий военного времени, также исчислялись десятками миллионов

Поводом к войне послужило 28 июня 1914 года австрийского эрцгерцога Франца Фердинанда девятнадцатилетним сербским террористом, студентом из Боснии Гаврилой Принципом , который являлся одним из членов террористической организации « Млада Босна », боровшейся за объединение всех южнославянских народов в одно государство.

Четверной союз : Германия , Австро-Венгрия , Османская империя , Болгария .

Антанта : Россия , Франция , Великобритания .

Союзники Антанты (поддержали Антанту ввойне): США , Япония , Сербия , Италия (участвовала в войне на стороне Антанты с 1915 года, несмотря на то, что была членом Тройственного союза ), Черногория , Бельгия , Египет , Португалия , Румыния , Греция , Бразилия , Китай , Куба , Никарагуа , Сиам , Гаити , Либерия , Панама , Гватемала , Гондурас , Коста-Рика , Боливия , Доминиканская республика , Перу , Уругвай , Эквадор .

Начало Первой мировой войны [

28 июля 1914 года Австро-Венгрия объявила войну Сербии. В ответ Россия заняла угрожающую позицию, начав всеобщую мобилизацию. Германия не стала терять времени и 1 августа объявила войну России, а 3 августа – Франции. 4 августа против Германии выступила Великобритания. Наконец, 6 августа о состоянии войны с Россией заявила Австро-Венгрия.

Так началась одна из самых затяжных и тяжелых войн России. Одним из страшнейших испытаний для человека на войне стало применение новейших образцов вооружений, из-за чего количество потерь возросло в разы и составило к концу войны 10 миллионов человек, больше, чем за все войны, предыдущего тысячелетия.

Война и техника.

На момент начала войны Россия имела самый большой воздушный флот в мире (283 самолета). Сначала самолеты использовались только для разведки и корректировки артиллерийского огня (в самолетах не было оружия). Если встречались в воздухе два самолета враждебных государств, они просто мирно расставались, помахав виде приветствия крыльями. Но скоро начались первые воздушные бои, и самолеты-разведчики наносили врагу большой урон. С ними нужно было бороться. К 1916 году у всех воюющих стран появились истребители со встроенным бортовым оружием – пулеметами

А знаете вы что…

«Илья Муромец» - это общее название нескольких серий четырехмоторных цельнодеревянных бипланов. В декабре 1914 года император утвердил постановление военного совета о создании эскадры бомбардировщиков «Илья Муромец», ставшей первым в мире соединением бомбардировщиков. Слайд 6.

Еще одной диковинкой Первой мировой войны стал танк. Он появился не случайно, а по крайней необходимости. Дело в том, что война была позиционной, т.е. по обе стороны линии фронта люди зарывались в глубокие окопы, окружали их различными укреплениями и сидели в них друг напротив друга как суслики в норках. Хождения в атаки было чистым самоубийством: прорвать фронт противника никто не мог. Требовалось средство прорыва. И этим средством стал танк.

В годы первой мировой войны ускоренными темпами развивался подводный флот. Это привело к тому, что субмарины стали грозным оружием.

Значительная часть населения нашей страны встретила войну с энтузиазмом, совсем не предвидя грядущие многолетние тяготы. 20 июля (старый) на Дворцовой площади Петербурга в присутствии огромной толпы царь поклялся на Евангелии и иконе вести войну до тех пор, пока ни одного неприятеля не останется на русской земле.

Сражения Первой мировой.

Наши войска отличились особым героизмом, чуть ли не ежедневно беря пленных. Именно на полях Галиции впервые отличились гвардейские полки, а также многие в последствии известные военачальники (П.А. Плеве, А.А. Брусилов, А.И. Деникин и другие).

Во время второй битвы при Ипре весной 1915 впервые в истории было применено химическое оружие. Позже один из отравляющих газов получил название в честь реки, на которой произошло это сражение.

«Атака мертвецов». Этот легендарный эпизод связан с обороной крепости Осовец. Ее еще сравнивают с обороной Брестской крепости во время Второй мировой войны.

Обойти крепость было невозможно, кругом одни болота. Немцы обстреливали крепость в течение недели. Командование просило продержаться защитников крепости хотя бы 48 часов. Крепость стояла еще полгода. В конце концов, против защитников крепости были применены отравляющие газы. Противогазов у русских солдат не было. Когда германские цепи подошли к русским окопам, им на встречу в штыковую контратаку поднялись выжившие защитники, чуть больше 100 человек. Еле держась на ногах, они все-таки пошли в бой, который, казалось бы, уже проигран. Вид их был ужасен. Со следами химических ожогов на лицах, обмотанные тряпками. Неожиданность атаки и вид противника ввергли германцев в такой ужас, что они сломались. 7000 человек стадом ринулись назад, затаптывая своих. Запутавшись в проволочных заграждениях второй линии окопов, многие из них погибли от шрапнели русских батарей.

Герои и награды.

Стойкость армии и ее победы достигались деятельностью многих офицеров: и командиров корпусов, дивизий и полков, и тех, кто стоял во главе армий и фронтов. И чем дальше от нас события, тем с большей высоты мы на них смотрим, порою забывая истинных авторов побед.

Героическая история нашей Родины является неиссякаемой сокровищницей, таящей в себе выдающиеся примеры служения Богу, Царю и Отечеству. Не исключение и Первая мировая война. За выдающуюся храбрость, проявленную в бою против неприятеля, солдаты награждались высшей наградой – Георгиевским крестом.

Георгиевский крест – орден, учрежденный 26 ноября 1769 года императрицей Екатериной II в честь святого Георгия для отличия офицеров за заслуги на поле боя и выслугу в воинских чинах. Имел четыре степени отличия. Но чаще всего этот орден ассоциируется именно с Первой мировой войной. В 2002 году этот орден восстановлен в качестве военной награды РФ. Первым георгиевским кавалером Великой войны стал Козьма Фирсович Крючков.

Есть в русском языке одно очень теплое слово, еще недавно несправедливо забытое – милосердие. Образ женщины в сознании многих неразрывно связан с этим понятием. Сестры милосердия… Белые голубки… Так называли женщин, посвящавших себя очень тяжелому, но прекрасному делу – служению в те минуты, когда к человеку приходит беда – болезнь.

Первая мировая война началась с небывалого патриотического подъема. Многие женщины становились сестрами милосердия. С самого ее начала повсюду в России стали открываться госпитали для раненых, многие из которых были созданы на частные средства. Пример подала царская семья. Уже осенью 1914 года в Большом Царскосельском дворце был открыт большой госпиталь имени императрицы Александры Федоровны. Сама государыня и ее дочери великие княжны Ольга и Татьяна Николаевны прошли курс обучения хирургической сестры милосердия, получили установленные дипломы и постоянно работали в палатах. Помогали им в госпитале и младшие дочери царя.

Война и культура.

Война была затяжная, тяжелая и кровопролитная, но к 1917 году Россия была готова стать победителем. Достижения русского военного гения, беспримерные ратные подвиги русских солдат неизменно вели к победе русского оружия. Однако события внутри страны привели к подписанию обидного для России мирного договора в Брест-Литовске уже между новой властью – РСФСР – и Центральными державами. 3 марта 1918 года Россия вышла из войны.

На полях сражений Великой войны погибло более двух миллионов русских солдат и офицеров. Память о павших героях, стойко сражавшихся с неприятелем и положивших свою жизнь за Веру, Царя и Отечества, долго оставалась только в исторических архивах. Мы будем помнить и чтить своих предков, сражавшихся за Родину на фронтах этой войны.

В Москве есть Мемориально-парковый комплекс героев Первой мировой войны. Ранее на месте парка находилось Московское городское Братское кладбище жертв Первой мировой. В последние десятилетия в парке появился ряд мемориалов и построена часовня в память о погибших.




THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама