THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным. Родители играют исключительную роль в жизни ребенка; на них ложится основная ответственность за его развитие. Семья должна представлять собой коллектив единомышленников и действовать согласованно со школой. Педагогика должна стать наукой для всех: и для учителей, и для родителей Поэтому одной из важных и насущных проблем является сотрудничество школы и семьи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитатель ГПД МАОУ Гимназия № 3 Павленко Оксана Владимировна

Тема: Технология сотрудничества во взаимодействии семьи и школы

Цель: Организовать совместные мероприятия с родителями

«Пусть каждый припомнит своё детство, и он увидит, что праздник для ребёнка совсем не то, что для нас, что это действительно событие в детской жизни и что ребёнок считает свои дни от праздника до праздника …. Тускло и серо было бы детство, если бы из него выбросить праздники...»

К. Д. Ушинский

Известно, что определяющее значение в формировании личности ребенка имеют социум, семья, а школа направляет этот процесс в русло конкретных педагогических задач. Драматург и писатель Виктор Розов писал: «Я придаю семье значение чрезвычайное. Это точка опоры. Нет семьи – растет сорная трава под названием перекати-поле. Дом-это место, переступая порог которого ты сбрасываешь всю тяжкую ношу дня, расслабляешься, отдыхаешь, набираешься сил для дня грядущего. И сколько бы мне не говорили о воспитательном значении школы, все-таки основы формирования личности начинаются в семье.»

Семья, как и школа, - это своего рода посредник между формирующейся личностью и обществом. На сегодняшний день актуальное значение приобретает не только взаимодействие в нашем традиционным понимании, а прежде всего, взаимопонимание, взаимодополнение, сотворчество школы и семьи в воспитании и образовании детей.

Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным. Родители играют исключительную роль в жизни ребенка; на них ложится основная ответственность за его развитие. Семья должна представлять собой коллектив единомышленников и действовать согласованно со школой. Педагогика должна стать наукой для всех: и для учителей, и для родителей Поэтому одной из важных и насущных проблем является сотрудничество школы и семьи.

Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми в общеобразовательном учреждении важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет только в том случае, если организована совместная деятельность педагогов, детей, родителей. Семья – маленькое сообщество кровно близких людей, которое призвано вырастить, сформировать личность, воспитать в детях добро, честь и достоинство, ответственность и порядочность.

Педагог, непосредственно работающий с детьми, может по сути своей профессиональной деятельности внести посильный вклад в дело укрепления семьи. Организуя в школе совместную работу семьи и школы, он стремится к достижению конечной цели– обеспечению оптимального личностного развития каждого ребенка. Следовательно, целесообразно значительную часть сотрудничества организовывать совместно с семьей и школой. Общеизвестно, что родители младших школьников испытывают огромный интерес к делам школы, поэтому именно этот период следует использовать для укрепления единства семьи и школы в деле воспитания.

Януш Корчак подчеркивает, что «сотрудничество, вера в опыт и совместная жизнь движут обучение и воспитание». Нельзя не согласиться с данным высказыванием, так как личный опыт, совместная работа школы и семьи в условиях сотрудничества позволяют поднять на качественно новый уровень педагогический процесс, сделать его более интенсивным и эффективным.

Таким образом, семейно-педагогическое сотрудничество может быть представлено через взаимодействие учителей, воспитателей и родителей осуществляемое в совместной ценностно значимой̆ деятельности на основе субъект-субъектных отношений, характеризующееся диалогическим общением, направленностью на совместный поиск решения педагогических задач и преодоление конфликтов в условиях партнерства и взаимосодействия, что обеспечивает личностный рост школьников и развитие воспитательного потенциала семьи.

Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласовано будут решать проблемы воспитания. Ни для кого не секрет, что деятельность школы в разы превышает интенсивность деятельности семьи. Но иначе и быть не может, так как именно педагоги являются специалистами в области образования, а потому именно мы должны инициировать взаимодействие с родителями, приводящее обе стороны к сотрудничеству.

Каждая школа в работе с родителями имеет свой определённый опыт. Проведение таких совместных мероприятий, как круглые столы, фестивали, выставки, родительские спектакли, и многие другие мероприятия способствуют взаимопониманию учителей, родителей, детей, где они одновременно являются организаторами и участниками.

Основная форма работы с семьей из моей практики - это вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс. На протяжении второго года работы в классе, в котором я работаю, сложилась традиция проведения ряда мероприятий, активными участниками которых являются родители («Ищем Деда мороза и подарки»).

Задача сотрудничества «Семья и школа» - сделать школу и семью союзниками в воспитании детей.

Работа с семьёй – важная задача образовательной системы. Без сотрудничества педагога с родителями невозможно решать никакие вопросы воспитания, развития ребёнка. Вовлечение родителей в жизнедеятельность школы происходит через познавательные, творческие, спортивные мероприятия. «Туристический слет» - школьный слет, посвященный Всемирному Дню Туризма 27 сентября. Школьники и родители проходили испытания на лесной поляне в городском парке. На каждой станции были свои задания. Завершился туристический слет пикником, который подготовили родители. Заряд бодрости и сплоченности получили участники соревнований.

Перед воспитателями стоит очень важная задача – поселить счастье в каждой семье. В основе нашей работы с семьёй – педагогика равноправного сотрудничества, диалога и взаимодействия. Лейтмотив общения: “Школа - для семьи, вместе с семьёй”. Каждая семья по-своему определяет для себя процесс воспитания, но каждая же в силу разных обстоятельств и пусть в разной степени, нуждается в квалифицированной педагогической помощи.

Сделать родителей непосредственными участниками педагогического процесса нам позволяют разнообразные формы взаимодействия.

В поисках доверительности, теплоты отношений у каждого педагога своя тайна, свой взгляд и свои подходы. Повернуть семью лицом к ребёнку, его интересам и проблемам, вызвать расположение и симпатии к делам класса, школьного учреждения, мне помогают следующие, наиболее оправдавшие себя в работе, интерактивные формы сотрудничества.

Каждый воспитатель группы продленного дня выстраивает свою систему взаимоотношений, ищет свои формы и методы работы с различными категориями родителей. Необходима тщательная диагностика семейного воспитания, чтобы определить позитивный опыт, педагогический потенциал семей, скорректировать недостатки в воспитании, определить ценностные ориентации, которые должны быть восприняты родителями. Положительное воспитывающее воздействие со стороны семьи и школы должно быть взаимодополняемым и сочетать в себе диалог и партнерские отношения. Таким образом, складывается система работы воспитателя группы продленного дня с родителями.

Свою работу с детьми выстраиваю на основе тесного взаимодействия с семьей, через проведение совместных мероприятий и праздников. Их задача: обогатить родителей педагогическими знаниями для успешного всесторонне- гармоничного развития личности ребёнка. Активно использую разнообразные формы работы: экскурсии, стенгазеты, выставки детских работ, конкурсы, праздники, мастер-классы, акции, беседы и др. О нескольких из них я хочу вам рассказать.

Первый праздник, который провела в первом и во втором своем классе в группе продленного дня - День матери, вошедший теперь в традицию класса. День матери занимает особое место в нашей стране. Это праздник, к которому никто не может остаться равнодушным. Поддержим традиции бережного отношения к женщине, закрепим семейные устои. Ко Дню матери с привлечением пап класса я надумала испечь сахарное печенье, помимо открыток. В организации праздника участвуют только папы. В преддверии праздника папы и дети в столовой гимназии готовят из сахарного песочного теста печенье для мам, вырезают различными формочками тесто и посыпалось печенье яркими посыпками, орехами и с помощью повара подарки выпекают, а вечером дома с папами сладкий подарок, созданный своими руками, будет вручен любимым мамам. В классе после того, как печенья испеклись, мы привязывали ленту на печенье. Можно только представить, как папы и дети совместно готовят печенье! Если раньше родители (особенно папы) были только пассивными зрителями школьной жизни своего ребенка, то сейчас они становятся ее активными участниками. Цель такого праздника: углублять представления учащихся о ценности семьи и соблюдении добрых традиций, объединяющих родных и близких. И теперь с каждым годом дети и папы ждут это мероприятие в классе. Некоторые родители поделились своими яркими впечатлениями об этом мероприятии и рассказали, как они дома стали тоже к празднику выпекать печенье всей семьей.

Школьное мероприятие «Осенняя ярмарка» - это масштабное мероприятие, охватывающее учащихся всей школы и их родителей. Это событие долгожданное, любимое и детьми, и родителями. Подготовка начинается заблаговременно: вместе с детьми родители продумывают тематику своих столов, изготавливают плакаты, баннеры, шьют костюмы, придумывают, кричалки-зазывалки. Дети и родители приходят на ярмарку со своим «товаром» для продажи, одетые в традиционные русские костюмы. Такая совместная деятельность и родителей сближает, работает на сплочение классного коллектива, заряжает позитивной энергией на весь учебный год.

Следующее мероприятие - День именинника, ставшее традицией класса. За организацию мероприятия отвечают родители, я готовлю сценарий праздника. Родители делятся на творческие группы и определяют для каждой группы свое мероприятие. Кто-то из этой группы занимался покупкой подарков, другая часть родителей занималась организацией стола, а третья помогала с конкурсами для детей.

Новогодняя мастерская – добрая традиция проведения предновогодних мастер-классов по изготовлению елочных игрушек из фетра, магнитов с символикой года, изготовление совместно с родителями огромных конфет, ставших прекрасным дополнением к торжеству.

Акция «Кормушки и скворечники для птиц» - одна из старейших традиций развешивание скворечников, синичников, гоголятников и прочих птичьих домиков. Ученики пришли в школу с кормушками и скворечниками, которые они изготовили вместе с родителями.

Праздник первой отметки – еще один из праздников ставший традиционным в начальной школе имеет важное значение в жизни ребят и их родителей. Название праздника говорит само за себя. Какие отметки самые лучшие, с какими надо дружить, а какие приносят только слезы и неприятности. Чтобы узнать эти ответы на все вопросы, в классе провела мероприятие. Получение первых школьных отметок – знаменательное событие в жизни каждой семьи.

На тематических выставках представляем детские работы, поделки, изготовленные детьми, сделанные семьями.

Акция «Бессмертный полк» - посвящена чествованию героев Великой Отечественной войны и поклонению их памяти. Участники акции будут нести транспаранты, на которых изображены портреты дедов и прадедов, бабушек и прабабушек, которые защищали нашу Родину в Великой Отечественной войне. Цель акции - сохранение семейной памяти о родственниках участниках боевых сражений. Наш класс вместе со своими родителями принял активное участие.

По организации совместной работы начальной школы и семьи в условиях сотрудничества позволила прийти к таким выводам: в свою очередь большинство родителей принимают активное участие в проведении мероприятий для детей: участвуют сами, помогают в организационных вопросах.

Взаимодействие педагогов с родителями в целях повышения качества воспитательно-образовательного процесса необходимо! Таким образом, создание единой воспитательной среды нужно для раскрытия потенциальных возможностей каждого дошкольника. Именно поэтому необходимо сотрудничество, общение на равных - такое взаимодействие педагогов и родителей решает поставленные воспитательно-образовательные задачи в целях воспитания гармонично развитой личности ребёнка.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод решение проблемы социализации личности ребенка невозможно без тесного сотрудничества и активного взаимодействия школы и родителей. От эффективности взаимодействия между педагогом и родителями зависит решение многих задач воспитания и обучения, что дает нам право говорить о семейно-педагогическом сотрудничестве.

Сотрудничество учителей и воспитателей группы продленного дня, учащихся и родителей в образовательно-воспитательном процессе позволяет получить в союзники родителей и дольше удерживать желание учеников учиться в школе.

Список литературы

1. Коджаспиров, А. Ю. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / А. Ю. Коджаспиров. – М. : Академия, 2000. – 176 с.

2. Корчак Я. Как любить ребенка / Я. Корчак. – Екатеринбург: У–Фактория, 2009. – 384 с.

3. Крылова, Н. Б. Культурология образования / Н. Б. Крылова. – М. : Народное образование, 2000. – 272 с.

4. Селевко Г. К. Социально-воспитательные технологии: учебное пособие для студ., обуч. / Г. К. Селевко. – М., 2002. – 196 с.

5. Семёнов, В. Д. Взаимодействие школы и социальной среды / В. Д. Семёнов. – М.: Педагогика, 1986. – 112 с.

6. Организация сотрудничества семьи и школы./ И.Парфенова, Е.Казакова // Воспитание школьников. - 2002. - №3. – С.25-28.

7. Педагогические основы взаимодействия школы и семьи в воспитании. Л.Байбородова // Воспитательная работа в школе. – 2003. - № 4. – С.8-12.

8. Гайворонская Н. И. Взаимодействие школы и семьи в воспитании // Педагогическое мастерство: материалы II междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). - М.: Буки-Веди, 2012.

Подписи к слайдам:

Осенняя ярмарка

Социализация личности ребенка невозможна без тесного сотрудничества и активного взаимодействия школы и родителей.

Спасибо за внимание! Фотоматериалы для презентации подготовлены из опыта работы воспитателя группы продленного дня МАОУ Гимназии №3 г. Южно-Сахалинска - Павленко Оксаны Владимировны


Сотрудничество семьи и школы в современных условиях.

Большакова М. П.

Краснова С. Б.

МОУ НОШ № 1

Наше сообщение хочется начать со слов В.А. Сухомлин­ского, который со свойственной ему восторженностью и правотой утверждал: «Задача школы и родителей - дать каждому ребенку счастье. Счастье многогранно. Оно и в том, чтобы человек раскрыл свои способности, полюбил труд и стал в нем творцом, и в том, чтобы наслаждаться красотой окружающего мира и создавать красоту для других, и в том, чтобы любить другого человека, быть любимым, растить детей настоящими людьми. Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье».

Положения закона «Об образовании», провозглашающие «демократический, государственно-общественный характер управления образованием…» служат исходными нормами для обеспечения сотрудничества школы и родителей (Закон РФ "Об образовании" от 10.07.1992).
Новый Федеральный государственный образовательный стандарт, определяя семью, как важнейший институт общества, основу и опору государства, отвечающую за социализацию новых поколений, рассматривает родителей как равноправных участников образовательного процесса. «В целях обеспечения реализации основной образовательной программы начального общего образования в образовательном учреждении для участников образовательного процесса должны создаваться условия, обеспечивающие возможность участия обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в разработке основной образовательной программы начального общего образования, проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, а также в формировании и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся» (Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2011).

Вопрос взаимодействия семьи и школы весьма актуален, так как изменения социально-политических, социально-экономических отношений повлекли за собой социально-психологические изменения в межличностных отношениях.

Сегодня многие семьи беспокоит, прежде всего, экономическое благополучие, родители большую часть дня проводят на работе, и дома предпочитают обсуждать денежные проблемы, все чаще уклоняясь от воспитания ребенка, перекладывая эту миссию на педагогов школы.

Это порождает проблемы и во взаимоотношениях семьи и школы. Изменились и сами образовательные учреждения и общая ментальная составляющая семьи. Произошла резкая дифференциация семей по экономическому критерию, по социальному статусу, по предъявляемым требованиям к образовательному учреждению. Традиционно характер взаимодействия семьи и школы описывался как консультирующе - контрольный и касался в основном вопросов успеваемости и посещаемости ребёнка в школе. Сегодня спектр сторон взаимодействия значительно расширился: это и вопросы успеваемости и воспитания детей, вопросы профессионального определения и профильной подготовки, вопросы помощи школе и вопросы управления школой через государственно-общественную структуру.

Таким образом, налицо ряд противоречий, требующих решения:

Между новыми требованиями семьи с учётом их дифференциации к образовательному учреждению и недостаточностью механизмов удовлетворения данных запросов;

Между проблемой в воспитании коммуникативной, толерантной, самостоятельной личности школьника и её успешной социализации и недостаточной интеграцией семьи и школы.

В этих условиях, когда реализуется принцип общественно-гражданского управления, и, учитывая превалирующее значение семьи в становлении, воспитании и социализации личности, отношения семьи и педагогов должны отвечать концепции «открытой» школы.

Семья занимает центральное место в воспитании ребенка , играет основную роль в формировании мировоззрения и нравственных норм поведения ребенка.

Взаимодействие школы и семьи в воспитании ребенка необходимо , поскольку родители хотят видеть своих детей достойными гражданами нашего общества.

Без помощи друг друга невозможно обеспечить высокие результаты в воспитании.

Задачи сотрудничества «Семья и Школа»:

    Сделать школу и семью союзниками в воспитании детей;

    Обеспечивать взаимопонимание и согласованность действий школы и семьи (осуществлять комплексный подход);

    Нейтрализовывать возможные негативные влияния на ребенка;

    Компенсировать и корректировать семейное воспитание совместными усилиями: выявлять, поддерживать, развивать

Основы личностного развития человека закладываются в семье в раннем детстве.

Семейное воспитание имеет ряд преимуществ:

    оно индивидуально, воздействует непосредственно на данную личность;

    любовь к родителям обеспечивает всю полноту чувств ребенка;

    семья как социальная микрогруппа передает разносторонний социальный опыт подрастающему поколению, является важнейшей ступенью социализации личности

Обязанности и права семьи

Из конституции и семейного кодекса РФ:

Воспитание детей – конституционная обязанность родителей. Они призваны:

    воспитывать детей в духе уважения и любви к труду,

    подготавливать их к общественно полезной деятельности,

    приучать к дисциплине,

    заботиться о развитии и укреплении физического и психического здоровья,

    стимулировать к осознанному выбору профессии.

Обязанности и права школы

Несет ответственность за жизнь и здоровье обучающегося во время образовательного процесса (по законодательству РФ)

Организует учебно-воспитательный процесс в школе

Обеспечивает обучающемуся приобретение знаний, умений и навыков в объеме общего образования, с выдачей, при условии успешной сдачи государственной итоговой аттестации, аттестата (свидетельства) государственного образца;

В рамках школы создает максимально благоприятные условия для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности школьника, всестороннего развития его способностей.

Адекватно применяет формы, методы и средства организации образовательного процесса возрастным и психофизиологическим особенностям, склонностям, способностям, интересам обучающегося.

Предоставляет обучающемуся дополнительные образовательные услуги: факультативы, предметные кружки, спортивные секции, социальную помощь.

Организовывает (при необходимости) различные формы педагогической и психологической поддержки для оказания помощи учащимся, не усваивающим (по объективным и уважительным причинам) учебную программу.

Эффективность воспитания ребенка зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья.

Обстановка несогласия, недоброжелательности и нервозности формирует у детей плохое настроение с которым они идут в школу, где не могут сосредоточиться на материале и вымещают агрессию на других.

Часто забота о материальных выгодах для ребенка полностью отодвигает чувство ответственности и долга на второй план, отрицательно влияет на личность ребенка.

Разумный контроль родителей помогает детям более ответственно относиться к выполнению своих обязанностей, преодолевать отрицательные соблазны.

Родителям нужно и важно следить за соблюдением режима дня, знать, с кем дружат их дети, где и как проводят свой досуг, побуждать к выполнению своих школьных обязанностей и помощи по дому.

Издавна школа являлась центром формирования педагогической культуры родителей, а в широком смысле - общества в целом, поскольку каждый член общества прямо или косвенно, в полном объеме или частично осуществляет воспитательные функции.

В настоящее время у нас сложилась система мероприятий, направленных на сотрудничество с родителями: это родительские собрания; заседания родительских комитетов; организация концертов для родителей; общешкольные и классные мероприятия с участием родителей; индивидуальная работа; организация совместных экскурсионных поездок и т.д. Помощь родителей играет важную роль в развитии учебной деятельности детей, воспитании познавательных интересов. Регулярно проводятся выставки поделок детей из различных материалов, выполненных при участии родителей. Взрослые члены семьи помогают нашим ученикам подобрать и оформить информацию для сообщений и проектов на уроках окружающего мира и других, а также во внеклассной и во внеурочной деятельности. Особого внимания заслуживают проекты «Моя родословная» и «Традиции моей семьи», которые реализуются в 1 и 4 классах.

Союз «ШКОЛА-УЧЕНИК-СЕМЬЯ» направлен на благополучие и гармоничное развитие личности школьника, на сохранение желания учиться, на укрепление веры в себя. Это сотрудничество – результат огромных усилий и творчества двух сторон – школы и семьи .

Школа – дом второй, семья вторая,

Поэтому и связаны они.

Ведь семье в учебе роль большая

Стала отводиться в наши дни.

Эта связь все крепче и сильнее,

И растет, и крепнет с каждым днем.

И учиться проще, веселее

Если в тесной дружбе мы живем.

Литература:

    Лизинский В.М. “Практическое воспитание в школе”, М, Центр “Педагогический поиск”, 2002.

    Гуткина ЛД. Планирование и организация воспитательной работы в школе. М. Центр “Педагогический поиск”, 2002.

    Кузнецова ЛВ. Воспитательная работа в школе. М. “Школьная пресса”, 2002.

    Семенов ГС. Организация воспитательной работы в школе. М. “Школьная пресса”, 2002.

    Щуркова НЕ. Классное руководство: рабочие диагностики. М. 2001.

    Степанов Е.Н. Педагогу о воспитательной системе школы и класса: Учебно-методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 224 с.

    Закон РФ "Об образовании" от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 03.12.2011, с изм. и доп., вступающими в силу с 01.02.2012).

    Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Вестник образования, № 4, 2010.

    Сухомлинский В.А. Избр. произв. В 5-ти т. – Киев, 1979 – 1980.семье и школе Минск, «Современное слово», 2003 г. – 280 стр. Аннотация... сила взаимного тяготения, закон-условие добровольного единения и сотрудничества ), осно­ва созидания и гармоничного...

  1. Общие основы взаимодействия семьи и школы

    Документ

    Детей, сколько может сделать семья . В современной семье изменились условия выполнения ею своих важнейших функций... великое из всех дел человеческих. Сотрудничество семьи и школы . Работа школы с родителями в последнее время значительно...

  2. Нашего собрания звучит «Семья и школа – партнёры в воспитании». По своему психологическому статусу школа и семья – противоположные полюсы. В семье всё основано на эмоциональных связях и привязанностях. Какие бы проблемы не терзали ребёнка, родители

    Документ

    Неполных и имеющих одного ребенка семей . В этих сложных современных условиях растут наши дети, и им... , которые проводит школа , а выявление проблем и разработка мероприятий по организации сотрудничества педагогов и родителей...

  3. Педсовет "Пути и средства взаимодействия семьи и школы в развитии личности ребенка" слайд 1 I. Вступительное слово

    Документ

    Этого необходимой психолого-педагогической информации. Семья в современных условиях не всегда может выйти из... к гармонии и целостности. СЛАЙД 6 Социальная основа сотрудничества семьи и школы в воспитании детей заключается в том, чтобы...

НОВЫЕ ТРАДИЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА СЕМЬИ И ШКОЛЫ НОВЫЕ ТРАДИЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА СЕМЬИ И ШКОЛЫ МОУ Карьерская основная общеобразовательная школа 2007 г г. Авторы: Белкина К.В. – классный руководитель Иванова А.Н. – учитель начальных классов



ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ Какую бы сторону развития ребёнка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья Параметры семьи Определение Социально-культурный Образовательный уровень родителей и их участие в жизни обществ Социально-экономический Имущественные характеристики и занятость родителей на работе Технико-гигиенический Условия проживания, особенности образа жизни Демографический Структура семьи




Ожидаемые результаты - Повышенный интерес родителей к проблемам школы; - Повышенный интерес родителей к проблемам школы; - стимулирование положительной мотивации детей к учению; - стимулирование положительной мотивации детей к учению; - активность родителей в школьных делах; - активность родителей в школьных делах; - более конкретное решение воспитательных проблем. - более конкретное решение воспитательных проблем.


Обоснование Родители, занятые решением наболевших вопросов обустройства быта, материального благополучия, а порой и просто физического выживания семьи, всё меньше уделяют внимания проблемам воспитания детей. Родители, занятые решением наболевших вопросов обустройства быта, материального благополучия, а порой и просто физического выживания семьи, всё меньше уделяют внимания проблемам воспитания детей. Всё начинается с детства. Формируется характер, выбираются друзья, складываются взаимоотношения с близкими, вырабатываются нормы поведения, а главное – закладываются традиции семейного воспитания в будущей семье – всё берет своё начало в детстве. Всё начинается с детства. Формируется характер, выбираются друзья, складываются взаимоотношения с близкими, вырабатываются нормы поведения, а главное – закладываются традиции семейного воспитания в будущей семье – всё берет своё начало в детстве.


Исходя из интересов учащихся, их склонностей, потребностей и стремления к самореализации, мы отошли от традиционного проведения родительских собраний и нашли оригинальную форму сотрудничества семьи и школы. Исходя из интересов учащихся, их склонностей, потребностей и стремления к самореализации, мы отошли от традиционного проведения родительских собраний и нашли оригинальную форму сотрудничества семьи и школы.




День первый (г.) «Посиделки с бабушками»







День второй (г.) День открытых дверей – посещение уроков родителями




День третий (г.) Веселые старты «Папа, мама, я – спортивная семья!»






День четвертый (г.) Круглый стол «Школа в жизни моей семьи»







День пятый (г.) Подведение итогов «Родительской недели» - Праздник в дошкольной группе «В гости осень к нам пришла!» - Концертная программа - Доклад «Роль семьи в жизни школы» - Встречи с классными руководителями


В зеркале прессы ЗаметкаЗаметка о проведении «Родительской недели» была опубликована в газете «Ростовский вестник» от г. Заметка


Итог Родительской недели Мнения родителей и учеников доказывают, что такая форма работы выбрана удачно. Это подтверждается активностью родителей. Воспитательные проблемы решаются более конкретно. Интерес родителей к проблемам школы стимулирует положительную мотивацию детей к учению, их активность в школьных делах. Мнения родителей и учеников доказывают, что такая форма работы выбрана удачно. Это подтверждается активностью родителей. Воспитательные проблемы решаются более конкретно. Интерес родителей к проблемам школы стимулирует положительную мотивацию детей к учению, их активность в школьных делах.



Новый человек является на свет слабым и беспомощным, и всё-таки взрослые, сильные люди держат равнение на этого малыша, окружают его прежде и раньше всего своей заботой, растят, воспитывают, проводят над его колыбелью бессонные ночи, охраняют его от всяческих напастей и болезней, ибо понимают: этому малышу принадлежит будущее.

М. Алексеев.

Будущее детей….

Каким мы хотим его видеть? Безоблачным или полным тревог и огорчений, стабильным или неопределенным, светлым или мрачным? Я думаю, выбор очевиден.
Русский философ, педагог-новатор Николай Федоров напоминает нам из XIX века: «Дети - не только наше будущее, дети – наше настоящее, которое не может ждать». И он прав, будущее, как известно, закладывается в настоящем. Заботливые дети – это достойная старость родителей, грамотные специалисты – это процветающее общество, настоящие граждане страны – это стабильность и безопасность государства и мира в целом.
Вневременным показателем общества (вчера, сегодня, завтра) я считаю его духовность и нравственность. Без этих составляющих невозможно существование человека. Невозможно его будущее. Нравственное возрождение нации – главная задача нашего Отечества.
Вселяет надежду тот факт, что эта идея легла в основу государственной политики. Недавно её озвучил президент страны Д.А. Медведев: «Без сомнения, благополучие семьи, сбережение нации, забота о близких, детях и старшем поколении – всё это залог успешного будущего России , наших национальных перспектив ». А государство – это мы с вами. И именно нам заниматься возрождением России.
Что может сделать учитель в столь важном деле? Многое! Но… только в союзе с родителями, общественностью. Как тут не вспомнить слова индийского философа современности Сатья Саи Бабы: «Родители и учителя должны прилагать все усилия, чтобы привить детям идеалы. Лучше всего, если ценности будут прививать родители в семье, учителя - в школе, и окружающие люди на улице». Каждый на своем месте, а вместе это - сотрудничество.

Понятие СОТРУДНИЧЕСТВО у меня ассоциируется со словами трудно, совместный труд, творчество .

Труд… Трудно … Действительно, воспитание – процесс непрерывный и трудоемкий. Сложно порой бывает найти общий язык учителю с родителем: большинство родителей озабочено материальными проблемами семьи и самоустраняются от планомерного воспитания ребенка.
Трудно приходится и родителю, который, даже занимаясь воспитанием, не всегда владеет знаниями по психологии, возрастным особенностям ребенка. Такой родитель зачастую действует интуитивно, а это не способствует положительному результату.
Особенно трудно бывает учителю в двух ипостасях – педагога и родителя. Я утверждаю это, опираясь на личный опыт. С одной стороны, я владею теорий, имею опыт работы с детьми разного возраста. Но часто моя учительская позиция вступает в конфликт с моей родительской. Всегда считаешь, что твой ребенок должен быть примером для остальных. Ведь он учительский … Мои «учительско-родительские» старания не прошли бесследно: старшая дочь продолжила семейную педагогическую династию, выбрав профессию учителя.
Но трудности , как известно, закаляют. Я в этом уверена. А их преодоление - процесс увлекательный и творческий.
Творчество. .. Это слово вызывает у меня особые чувства. Ведь это – создание новых по замыслу ценностей. А ребенок – ценность. Да ещё какая! Каждый ребенок уникален. И заслуга в этом родителей в первую очередь. Именно они вкладывают в него основы нравственности, формируют его внутренний мир, знакомят с азами этики и эстетики. У В.А. Сухомлинского есть замечательные слова о том, что «семья - это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро».
Учитель тоже обладает огромным потенциалом влияния на ребенка. Он дает знания, способствует развитию интеллекта, прививает культуру общения.
А если объединить наши усилия? По-моему, от такого творческого тандема выигрывают все и, в первую очередь, ребенок. Дети, воспитанные в обстановке любви и взаимопонимания, вырастают уверенными в себе людьми. Они ответственны, доброжелательны, отзывчивы и умеют любить. Ну, разве не такими мы хотим видеть своих детей?

Труд – вид деятельности. А деятельность предполагает наличие цели , средств , результата.

Цель у школы и родителей едина: воспитать Человека успешного, достойного, конкурентоспособного. Но в погоне за успехом важно не растерять более ценное, что есть в человеке – Совесть. Для достижения такого результата потребуется работа ума и сердца как семьи, так и школы.
В выборе средств воспитания школа и родители стараются найти общий язык. Хотя это и не просто. Ведь родители - взрослые люди со своими взглядами и претензиями. И не каждый готов к такому сотрудничеству. А без взаимного согласия здесь не обойтись.

Сотрудничество и только сотрудничество! И оно дает свои плоды!

Дорогие папы и мамы! Будущее наших детей - это наше будущее. И оно в наших руках! Мы, учителя, ваши союзники. И у нас общий интерес: Сохраненные дети в Сбереженном мире.

Внимание, любовь, заботу
Своим мы детям отдаем.
Родитель – трудная работа,
Но есть в ней смысл, раз мы живем.
Объединим свои порывы!
Я повторяю много раз,
Что дети – это наша сила!
И процветание России
Зависит только лишь от нас!

Беспалова Марина Владимировна, учитель истории и обществознания филиала МОУ СОШ № 1 «СОШ в п. Маяковское»

РОДИТЕЛИ И ШКОЛА: СОТРУДНИЧЕСТВО ВО ИМЯ БУДУЩЕГО ДЕТЕЙ

Волнуются мама, и папа, и я,
Весь вечер волнуется наша семья.
Давно всё готово – и форма, и бант.
И чудо-цветы украшают сервант.
А мама растеряна: «Всё ли в порядке?» –
И снова на форме прогладила складки.
А папа забылся совсем от волненья –
Коту, вместо каши, он бухнул варенья.
Я тоже волнуюсь и даже дрожу,
За мамой и папой весь вечер хожу:
«Поставьте будильник, чтоб нам не проспать.
На часиков шесть или лучше на пять».
Мне мама сказала: «Наивной не будь –
Я думаю, как бы сегодня заснуть!
Ведь ты завтра в школу пойдёшь в первый раз!
Всё завтра меняется в жизни у нас».

…Знакомая каждому картина. Так началась моя школьная жизнь. И моих друзей, и еще многих тысяч детей по всей стране.

СЕМЬЯ +ШКОЛА+УСПЕШНЫЙ ВЫПУСКНИК = НАШЕ БУДУЩЕЕ!

Смыслова Виктория Анатольевна, учитель немецкого языка МОУ СОШ № 3

Родители и школа: сотрудничество во имя будущего детей

Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю
нашей страны и, значит, и историю мира…
А.С.Макаренко.

Видимо, подавляющее большинство людей согласится с А.С.Макаренко. Действительно, нынешние родители воспитывают будущее нашей страны. А помочь им в этом призвана школа.

Испокон веков семья помогала человеку появиться на свет, вырасти и жить.

На протяжении всей истории человечества вне семьи было невозможно не только нормальное существование, но даже физическое выживание.

В сегодняшнем цивилизованном мире люди все равно стремятся держаться вместе, уживаться друг с другом, несмотря на связанные с этим трудности.

Семья – это материальная и духовная ячейка для воспитания детей.

Все люди разные. И все семьи разные. И все дети разные. Это естественно. Но как часто мы склонны это забывать, и искать помощи в каких-то общих рекомендациях, употребляя при этом скучные и фальшивые слова: «ребёнок должен…», «положено, чтобы ребёнок…» и т.п. Это ошибка. Ребёнок изначально ничего не должен, и ничего ему не положено. Это мы должны создать ему условия для нормального развития, научить его жить среди людей, понимать их чувства, желания и действия. И только со временем, когда он сам поймёт, что он именно должен и кому, он будет отдавать эти «долги» - отдавать своей любовью, привязанностью, теплом по отношению к другим людям, к своим родителям, друзьям и, наконец, к своим детям.

А для этого нам надо принять нашего ребёнка таким, какой он есть, постараться понять его и с учётом его особенностей найти тот единственный способ взаимоотношений с ним, который не приведёт к дополнительным сложностям, а, наоборот, даст почувствовать истинную любовь, тепло и защищённость, которые являются самыми ценными в семье.

«Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми; надо принимать их как повторение своего детства, чтобы совершенствоваться самому; надо, наконец, жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом», - писал Ш. А. Амонашвили.

Первая причина особой роли семьи в воспитании – устойчивость, постоянство, долговременность семейного влияния.

Вторая – её разносторонность. Семья – настоящий университет человеческих отношений. И учёба эта особенно прочна и действенна ещё и потому, что не только и не столько проходит через холодный анализ разума, а воспринимается отзывчивым, чутким и ранимым ребячьим сердцем, которому свойственно ничего не забывать, проносить порой через всю жизнь воспоминания о первых радостях, горе, несправедливостях и обидах.

Немаловажным является воспитание и развитие ребёнка. И если в семье сложился отрицательный микроклимат, то возникают трудности в воспитании детей, что часто приводит к появлению трудновоспитуемых ребят, приводит к правонарушениям. К сожалению, есть такие родители, которые считают, что они обязаны детей одевать, кормить, а воспитание – это удел школы. Такие родители ошибаются.

Семья – это основа первичной социализации человека, именно в семье закладываются основы личности. Родители своим примером помогают ребенку освоить такие понятия, как честность, отзывчивость, добропорядочность. Чтобы ребенок не был двуличным, семья и школа должны работать в одном направлении.

В своё время А.С. Макаренко указывал: «Семьи бывают хорошие, и семьи бывают плохие. Поручиться за то, что семья воспитает, как следует, нельзя. Говорить, что семья может воспитать, как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание, и организующим началом должна быть школа, как представительница государственного воспитания» /соч. - т.IV – c.504/.

Конкретная помощь со стороны школы на разных ступенях обучения школьников различна, она имеет свои задачи и содержание. Если в дошкольном возрасте главным видом деятельности ребёнка являлась игра, то с поступлением ребёнка в школу основным и новым видом деятельности для него является учебная деятельность. Родители с помощью школы помогают первоклассникам в усвоении требований школы, в выполнении нового для них режима дня, приучают ребят к самостоятельности, умению жить в новом для них школьном коллективе. Школа привлекает родителей к работе с детьми.

Воспитание детей – это единая цель всего сообщества - родителей, педагогов. Объединившись, мы сумеем достичь её, чтобы наши дети были воспитанными, образованными, имели четко сформированную гражданскую позицию.

Исходя из этой цели, пересматриваются отношения: учитель – ученик, учитель – родитель, родитель – ученик. Я ставлю целью перестроить отношение так, чтобы оно было единым: ученик – учитель - родитель , т.е. главная фигура в воспитании и образовании – ученик-ребёнок.

А для этого как учитель начальных классов должна уметь:

Направлять семейное воспитание на всестороннее развитие детей;

Развивать у родителей положительное отношение к школе, обучению детей, доверие к учителю;

Помогать родителям в руководстве учебной работой детей в домашних условиях;

Тактично руководить педагогическим самообразованием родителей, развивать у них стремление к самосовершенствованию.

Школа должна привлекать родителей к работе с детьми, к участию в школьной жизни своего ребёнка. Это можно делать различными способами, так как существует множество форм работы учителя с родителями. Эти формы делятся на две большие группы: индивидуальные и коллективные. Я стараюсь использовать в своей работе разные формы общения с родителями моих учеников.

Индивидуальные:

1. Изучение семьи школьника . Визит в семью – ответственный момент, часто решающий, будут ли родители доверять учителю, прислушиваться к его советам, наладится ли контакт и взаимопонимание в вопросах воспитания ребёнка в школе и в семье.

2. Анкетирование, социологические исследования – необходимы для знакомства с учениками и изучения условий жизни и быта в семье.

3. Беседы (индивидуальные). Они дают мне возможность не только оказывать влияние на родителей, но и, в свою очередь, во многом помогают родителям в выборе правильного подхода к детям.

Коллективные:

1. Беседы (коллективные) или консультации для родителей могут быть плановыми или неплановыми. Беседы с родителями можно проводить на любые темы.

2. Родительские собрания – основная форма коллективной деятельности. Классные собрания могут быть построены по-разному. Я стараюсь проводить их в нетрадиционной форме. Это может быть семинарское занятие, деловая игра, диспуты и т.п.

Более полное знакомство с родителями начинается с первого родительского собрания, где я знакомлю их с основными законодательными документами и уставом школы.

Собрания в конце каждой четверти или полугодия провожу отчетные. Моя задача состоит в том, чтобы показать родителям, насколько выросли их дети в плане знаний, умений и навыков. Для таких собраний вместе с детьми оформляем выставки лучших работ по различным предметам, выставку лучших тетрадей, лучших поделок и рисунков и т.п.

Такие выставки помогают мне показать, а родителям представить уровень развития их детей. Таким образом, собрания сближают не только родителей и детей, но и учителя и родителей.

Использование всех форм работы с родителями в системе всегда объективны и обязательны для учителя. Зная, какие в семье взаимоотношения, учитель может оказать помощь в определении методов и приёмов воспитания ребёнка. Не менее важным является авторитет родителей. Он помогает формированию взглядов и убеждений ребёнка, способствует становлению его самостоятельных суждений. Дети очень чутко реагируют на любовь и ласку, остро переживают их дефицит. Любовь – творец всего доброго, возвышенного. Это основа человеческих отношений. Живя в семье, ребёнок, по словам В.А.Сухомлинского, должен быть уверен, что его кто-то очень, очень любит и он тоже кого-то любит безгранично. При этом ребёнок активнее постигает мир, легче овладевает знаниями. У него свободнее раскрываются дарования, он увереннее определяет свою дорогу в жизни, выбирает друзей.

В педагогике существует множество как традиционных, так и нетрадиционных форм работы с родителями. Каждый учитель вправе выбирать те формы, которые, по его мнению, в большей степени подходят для данного класса учеников и их родителей.

Когда я принимала незнакомый мне класс, меня в одинаковой степени волновало, что из себя представляют мои будущие ученики, какие у них родители, как они воспитывают своих детей, будут ли они моими помощниками.

С первого дня знакомства с родителями я говорю им: чтобы дети выросли духовно здоровыми , необходим постоянный контакт с учителем, абсолютная откровенность в отношениях, согласованная работа. Эффективность воспитательной работы учителя во многом зависит от его умения находить общий язык с родителями, опираться на их помощь и поддержку.

Я смею надеяться, что, работая в содружестве (родители + учитель), мы достигнем поставленных целей в воспитании детей, и пусть это будет нашей совместной победой.

Лукша Инна Михайловна,

учитель начальных классов МОУ гимназии № 6

РОДИТЕЛИ И ШКОЛА: СОТРУДНИЧЕСТВО ВО ИМЯ БУДУЩЕГО ДЕТЕЙ

– Ну и профессию ты выбрала себе, – много лет назад сказал мой одноклассник: – Каждый день рассказывай об одном и том же, объясняй одно и то же. Скучно. Не надоест?

… Вот уже 25 лет мой Новый год начинается 1-го сентября – первым школьным звонком и заканчивается 25 мая, когда звенит последний школьный звонок.

… Вот уже 25 лет каждый день я живу по одному и тому же расписанию:

8.30 – звонок

45 минут – урок

10 минут – перемена

45 минут – урок

……….

Скучно? Но разве скучно быть ПЕРВЫМ? Ведь учитель – первый, кто зажигает свечу от свечи философа, социолога, исследователя, зажигает, чтобы, освещая путь и согревая теплом своего сердца, идти вместе с детьми к тайнам познания. Идти каждый день, каждый год …

Послушайте!

Ведь, если звезды

зажигают -

значит - это кому-нибудь нужно?

Значит - это необходимо,

чтобы каждый вечер

над крышами

загоралась хоть одна звезда?!

Ну кто, скажите, кроме учителя, по-доброму может похвастаться своим созвездием – СОЗВЕЗДИЕМ УЧЕНИКОВ, где каждая звездочка – большая она или малая – РАВНОЗНАЧИМАЯ, РАВНОВАЖНАЯ, РАВНОНУЖНАЯ?!

И я равнозначно одинаково спешу к моим звездочкам, как только что появившимся на моём небосклоне, так и уже сияющим не первый год.Спешу каждый день, каждый год…А особенно трепетны и волнительны встречи с теми, кто ушел в самостоятельную жизнь. Как всегда, за неделю до Вечера встречи с выпускниками звонки (нет, теперь не звонки, теперь SMS-ки, электронные письма): «Когда?.. Во сколько?.. Приглашаем!.. Очень ждем!»

Мои 26-летние одиннадцатиклассники (а как иначе назвать?) из школьных звездочек стали действительно звездами: врач, банковский работник, менеджер солидной фирмы, преподаватели (!!!) техникума и академии, научный сотрудник (в 26 лет!). У многих решён пресловутый квартирный вопрос, многие уже опора для родителей… Но многие, особенно парни, не спешат создать семью.

– Жениться? К чему? Сейчас всё так нестабильно…

– А у меня всё распланировано: вначале учёба, работа, устроенный быт, карьера. Затем можно и замуж, но вначале пожить для себя и только потом дети…

(Вы только вдумайтесь, что молодежь оставляет на потом?!)

– А вы смотрите фильм «Школа»? Мы с мужем не спешим иметь детей, а когда посмотрели пару серий… Родить ребенка, вырастить и отдать в такую школу?!

…Такая школа… «Гротеск», – по поводу этого сериала говорят мои нынешние одиннадцатиклассники. И все же… Измученные контрольными срезами, мониторингами, экзаменами ученики, вечно занятые и куда-то спешащие родители, недовольные и нервные учителя. Такую картину мы наблюдаем довольно часто в современной школе. А самая основная проблема современной школы, как отметил ректор МГУ Виктор Садовничий на заседании Совета по науке, технологиям и образованию, – воспитание школьников и отношения семьи и школы. Отметив, что эти отношения «всегда были непростыми», он привел слова Льва Толстого о том, что «взгляды родителей и учителей трудно примирить», так как и те и другие «по-разному смотрят на цели образования».

Не секрет, что в настоящее время чаще всего школа берёт на себя ответственность только за обучение. И учитель, приспосабливаясь к критериям оценки его деятельности, понимает, что основной способ осуществления поставленной перед ним задачи (Даешь высокий балл! Даёшь высокое качество знаний! Даёшь высокий результат ГИА и ЕГЭ) – это труд, труд, труд. Но позволю себе вспомнить народную притчу. «Человек, впрягшись в плуг весной, вспахивает борозду за бороздой. Пот заливает его лицо, а он, тяжело дыша, повторяет: «Пахать, надо пахать!»…А пришел осенью на поле – пустое оно, нет урожая. Оказывается, кроме того что надо ПАХАТЬ, надобно ещё и СЕЯТЬ». Сеять разумное, доброе, вечное. Об этом гласит и Закон РФ «Об образовании»: «Образование – целенаправленный процесс воспитания и образования».

– Но ведь процесс воспитания начинается в семье! – возразят многие. – И успешность его зависит прежде всего от образа жизни родителей, которые являются примером для детей.

А другие добавят:

– И в «Концепции модернизации российского образования» сказано: «Исключительная роль в воспитании детей принадлежит семье».

…Очередной выпуск и очередной 5-й класс. Среди любопытных, робких, спокойных лиц пятиклашек отмечаю одно – жизнерадостное, весёлое, открытое. Как тянул он руку, как спешил он выплеснуть всё, что знает! И какими искорками загорались его глаза, каким становился он важным, когда учитель ставил заветную «5» в дневник! Но случалось, и довольно часто, другое – потухший взгляд, совершенная апатия…

Я потом узнала, что папы у мальчика нет, а мама пьёт. И лишь когда она выходила из запоя, вспоминала о своих обязанностях, помогала сыну в учёбе. Но с каждым годом это было всё реже и реже. Мальчик не готовился к урокам, пропускал занятия, потому что дома шумные мамины компании и, как следствие, бессонные ночи.

Как-то задала ему выучить стихотворение, чтобы хоть за что-то поставить оценку. На мой очередной вопрос – «Выучил?», раздраженно ответил: «Да что вы привязались со своим стихотворением? У меня мамку лишают родительских прав, а меня в приют. А я не хочу в приют, я хочу с мамкой!»

Мать лишили родительских прав, подросток попал в детский дом, совсем забросил учебу и по окончании 9-ти классов получил справку. Сейчас ему 18. Частенько вижу в городе подвыпившим… Знаю, что социальные педагоги, учителя, воспитатели пытались повлиять на мать, на ребёнка. Пытались! Но, вероятно, недостаточно. А сколько таких учеников выходит из стен школы! В погоне (любой ценой!)за средним баллом мы не успеваем заметить, что творится в душах детей.

Я давно пришла к убеждению: каждый учитель в своей работе должен преследовать следующие цели: понять личностные качества ребёнка, определить уровень не только предметных, но и жизненных знаний, т.е. приоткрыть микромир каждого ребёнка, показать, что даже самый «плохой» ученик в душе талантлив, а может быть, и гениален, научить ребёнка жить в этом «прекрасном и яростном мире», помочь осознать – важно не то, кем ты будешь, важно, каким ты будешь. И как здорово, когда и для родителей важен прежде всего внутренний мир ребёнка, его душа!

Ещё один мой ученик – Иван Пчелинцев. С малых лет заметив в сыне страсть к рисованию, мама всячески старалась развить в нём этот талант: учеба в ДШИ, выставки, конкурсы в России и за рубежом... О его успехах не однажды писали в газетах. В 7-м классе на Московской международной Неделе Моды и Искусства подросток занял III место и получил специальный приз от Московского Дома Моды. В свои 14 лет – член молодежной лиги «Союза дизайнеров России» и …неуспевающий ученик в школе. Как сильно он переживал эту дисгармонию! «Мне очень стыдно…Я стараюсь учиться, – говорил Иван, – но у меня почти нет свободного времени: выставки, конкурсы … Только мама понимает меня и поддерживает, как может». А если бы не понимала? Если бы, как многие другие родители, интересовалась только одним: «Что получил?»

И тысячу раз прав Лев Толстой, сказав однажды: «Счастлив тот, кто счастлив дома». Я уверена (и очень рада, что в этом убеждении я не одинока): эффективность образовательного процесса в школе возможна только при условии партнерства с родителями , ведь, по сути, мы, и учителя, и родители, делаем одно: воспитывая и обучая сегодня, мы создаём завтра, ибо сегодняшние дети – завтрашние взрослые, а значит, и лицо страны.

На сегодняшний день отношения между семьёй и школой обнаруживают массу проблем, связанных с несовпадением взаимных ожиданий. Как правило, родители не удовлетворены качеством образования. А школа в свою очередь предъявляет серьёзные претензии к семье: родители не выполняют свои обязанности по отношению к собственным детям.

А дети? В семье они слышат нелестные суждения о школе, а в школе должны подчиняться тому, что не одобряют родители. Мало того, что в большинстве случаев родители молчат и в борьбе за хороший аттестат боятся открыто заявить о своих претензиях, они убеждают детей терпеливо выносить эту несправедливость, дабы не впасть в немилость и не накликать беду. А потом удивляемся: где научились наши дети так выкручиваться, угодничать, лицемерить?

Вот и получается: жизнь – большая полноводная река. На одном берегу – школа, на другом – семья. А посередине, в лодке, – наши дети. И плывут они по жизни, гребя изо всех сил, а многие – просто опустив весла, каждый своим курсом, в зависимости от того, что им повезло или не повезло получить от семьи и школы.

Это в природе – гора с горой не сходится. Но мы люди, homo sapiens. И я уверена, мы можем найти компромиссное решение проблемы взаимоотношений семьи и школы, чтобы будущее наших детей, а значит, и страны, было светлым и прекрасным. Я думаю, школа должна заниматься не перевоспитанием, а максимально использовать то, что в ребёнке заложено природой и семьёй, сохраняя при этом индивидуальность, развивая творческое начало, заложенное в ребёнке. А семья должна смотреть на школу как на помощницу в деле воспитания. Благотворность правильных взаимоотношений семьи и школы необходима, ибо взаимный дух СО-ТРУДНИЧЕСТВА, СО-ТВОРЧЕСТВА, СО-ВМЕСТНОГО поиска хороших для детей решений принесёт пользу всему обществу . Нет на свете неспособных детей. Есть глухие и слепые дяди и тети, которые не верят или боятся верить, что их ребенок – ЛИЧНОСТЬ.

Как страшный приговор современному состоянию семьи и школы читаю слова Николая Белозёрова, учителя истории из Вологодской области: «Семья и школа – два тяжелобольных человека. И у одного и у другого – кризис ценностей и экономия души». Да, «пилюля горькая, а проглотить придётся».

Раздался детский плач в ночной тиши -

Потерянный, надрывный, безутешный...

Наверное, твоей святой души

Коснулась тень моей души мятежной.

Не плачь, малыш... Я свечку затеплю

Перед иконой над твоей кроваткой.

Прижмись покрепче к моему теплу

И спи спокойно, безмятежно, сладко.

О высшем мире, о святой любви

Я так душой израненной тоскую...

Когда целую пальчики твои,

Я словно руки Ангела целую.

Не плачь... Мне никогда не надоест

Дарить тебе любовь и утешенье,

Дитя моё…Мой неподъемно легкий крест,

Моя Голгофа и мое спасенье.

Засни, улыбкой сердце мне согрей...

Я сон твой грешной мыслью не нарушу

Быть может, ради чистоты твоей

Бог исцелит больные наши души.

Кто-то из древних сказал: «Везде в мире я искал счастье и покой. И лишь в одном месте я нашел это – в своём доме». Наша страна – Россия – наш большой дом. И все мы – родители, воспитатели, учителя – обязаны создать такой дом, где под его огромной крышей будут жить дружно и семья и школа. Дом, в котором будет комфортно ребенку. Дом, в котором каждый вечер будут зажигаться ЗВЕЗДЫ, РАВНОЗНАЧИМЫЕ, РАВНОНУЖНЫЕ, РАВНОВАЖНЫЕ…

Дерманская Ирина Петровна,

учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 1

Светлана Садовщикова
Взаимодействие педагогов с семьёй: традиции и современность

: традиции и современность

«Ребенок – это живой человек. Это вовсе не орнамент нашей жизни, это отдельная полнокровная и богатая жизнь. По силе эмоций, по тревожности и глубине впечатлений, по чистоте и красоте волевых напряжений детская жизнь несравненно богаче жизни взрослых».

Антон Макаренко

Взаимодействие детских дошкольных учреждений с родителями согласно действующим требованиям ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования) – как один из важнейших аспектов взаимодействия семьи и детского учреждения. Воспитание подрастающего поколения подразумевает взаимопонимание между дошкольным учреждением и семьей . Очень часто педагоги и родители малышей не находят общего языка – им не хватает терпения, такта, а зачастую, и времени для того, чтобы слышать и понимать друг друга. Новые требования ФГОС ДО усиливают роль родителей в воспитательном процессе, как на уровне каждого детского сада, так и на муниципальном. Перед системой образования поставлены четкие задачи : за результативность учебно-воспитательного процесса в каждом детском учреждении ответственность возложена на родителей, поскольку качество образования и развития дошкольников зависит от активной позиции родительской общественности (ФГОС ДО ч. I п. 1.6 п. 9) .

Сотрудничество родителей и педагогов основывается на равенстве партнерских позиций, уважительном отношении двух заинтересованных сторон. В ходе взаимодействия обязательно учитываются индивидуальные способности и возможности. Активное совместное взаимодействие родителей и педагогов – возможность лучше узнать слабые и сильные стороны друг друга, правильная система взаимоотношений , основанная на взаимопознании , взаимодоверии , взаимопонимании и взаимоуважении . Работа по организации активного взаимодействия ДОУ с родителями находится в стадии динамичного развития. И если еще несколько лет назад привлечь родителей к работе детского садика было довольно сложно, то сегодня обстановка кардинально изменилась.

Родители стали намного инициативнее и часто сами предлагают новые формы общения.

- Педагоги стали более профессиональными и смелыми, активно использующими в работе творческий потенциал и фантазию.

Изменились формы общения воспитателей с родителями, которые сегодня взаимодействуют не только с активной ячейкой, но и со всеми родителями. Несмотря на то, что при подготовке к групповым мероприятиям инициатива чаще исходит от педагогов , хорошо уже то, что родители охотно поддерживают эти начинания.

Традиционные формы подразделяются на :

Информационно – наглядные (материалы на стендах, папки-передвижки, рекомендации, выставки детских работ, фотовыставки);

Индивидуальные (беседы, консультации) ;

Коллективные (родительские собрания, конференции, круглые столы, тематические консультации).

Досуговые (совместные досуги, праздники, выставки, экскурсии, ярмарки, школа молодого родителя);

В последнее время наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию, как в педагогическом процессе , так и в жизни детского сада.

В настоящее время взаимодействие с родителями воспитанников, занимает достойное место в ряду приоритетных направлений воспитательно-образовательного процесса дошкольных учреждений. Поэтому не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность.

В современном дошкольном образовательном учреждении используются новые, интерактивные формы сотрудничества с родителями, позволяющие вовлечь их в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка.

Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка от слова «interact» , где «inter» - это взаимный , «act» - действовать.

Интерактивный означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (например, человеком) .

Самой общей задачей педагога в интерактивной технологии является фасилитация (поддержка, облегчение) - направление и помощь процессу обмена информацией.

В настоящее время активно используются нетрадиционные интерактивные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей . В новых формах взаимодействия с родителями реализуется принцип партнерства, диалога. Заранее спланировать противоречивые точки зрения по вопросам воспитания детей (наказания и поощрения, подготовка к школе и т. д.) . Положительной стороной подобных форм является то, что участникам не навязывается готовая точка зрения, их вынуждают думать, искать собственный выход из сложившейся ситуации.

Семейные клубы. В отличие от родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма общения, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности.

Дискуссия является одной из важнейших форм деятельности, стимулирующей формирование коммуникативной культуры.

Различают следующие формы дискуссии :

Круглый стол - самая известная форма; особенность ее состоит в том, что участники обмениваются мнениями друг с другом при полном равноправии каждого;

Симпозиум - обсуждение какой-либо проблемы, в ходе которого участники по очереди выступают с сообщениями, после чего отвечают на вопросы;

Дебаты - обсуждение в форме заранее подготовленных выступлений представителей противостоящих, соперничающих сторон и опровержений, после чего слово предоставляется для вопросов и комментариев участникам от каждой команды.

Интерактивная игра - это интервенция (вмешательство) ведущего в групповую ситуацию «здесь и теперь» , которая структурирует активность членов группы в соответствии с определенной учебной целью.

Такие интервенции известны под другими названиями - «структурирующие упражнения» , «моделирующие игры» , «ролевые игры» и т. п.

Термин «интерактивные игры» , подчеркивает два основных признака : игровой характер и возможность взаимодействия .

Тематические акции – это одна из интерактивных форм работы с родителями. Акции направлены на сотрудничество семьи в решении проблем образования и воспитания детей, повышения роли и ответственности родителей в деле гражданского образования и воспитания ребёнка.

Таким образом, взаимодействие семьи и детского сада - это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий от педагогов и родителей терпения, творчества и взаимопонимания . В новых формах взаимодействия с родителями реализуется принцип партнерства, диалога. Разнообразие интерактивных форм взаимодействия с родителями , позволяет воспитателям значительно улучшить отношения с семьями , повысить педагогическую культуру родителей , расширить представления детей по различным образовательным областям.

Список использованной литературы

1. Арнаутова Е. П. Планируем работу с семьей . // Управление ДОУ 2002г., № 4 .

2. Антипина, Г. А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ [Текст] / Г . А. Антипова // Воспитатель ДОУ. - 2011. - №12. – С. 88 – 94.

3. Арнаутова, Е. П. Планируем работу с семьёй . [Текст]/ Е. П. Арнаутова. // Управление ДОУ. - 2006.- №4. – С. 66 – 70

4. Антонова Т, Волкова Е., Мишина Н. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка // Д/в 1998 №6

5. Богославец Л. Г., Давыдова О. И., Майер А. А., «Работа с родителями в ДОУ» Управление ДОУ 2008г., №5

6. Борисова, Н. П. Детский сад и родители. Поиск активных форм взаимодействия[Текст] / Борисова Н . П., Занкевич С. Ю. // Дет. сад. управление. – 2007. - № 2. – С. 5-6

7. Елисеева, Т. П. Детский сад и семья : современные формы взаимодействия [Текст] / Т . П. Елисеева. – Мн.: Лексис, 2007. – 68с.

8. Хабибуллина Р. Ш. «Система работы с родителями воспитанников. Оценка деятельностости ДОУ родителями» // Дошкольная педагогика 2007г ., №7.

9. Чиркова С. В. Родительские собрания в детском саду.

10. Шатверян Т. С., Прищепа С. С. «Технология гармонизации детско-родительских отношений» .

Взаимодействие педагогов с семьёй : традиции и современность



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама