THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Буддийские места в Индии и Непале могут быть разделены на пять категорий:1) святые места, связанные с важными этапами в жизни Будды;2) святые места, которые посещал Будда или где он провел часть жизни;3) святые места, связанные с выдающимися святыми и мастерами буддизма;4) святые места, связанные с буддизмом как религией, его историей и культурой;5) святые места, в которых продолжается буддийская жизнь.

Паломнические центры буддизма в Индии и Непале

Паломнические места связаны с этапами жизненного пути Будды. Есть восемь центров почитания Будды, четыре из них являются главными для верующих:Лумбини (Непал), Бодхгая (Индия), Кушинагара (Индия), Сарнатх (Индия).Четыре главных центра почитания Будды : На территории современного городка Лумбини (Непал) в 543 г. до н. э. родился Сиддхартха Гаутама. Рядом находятся руины дворца, где он жил до 29 лет. В Лумбини находится более 20 монастырей. Бодхгая (штат Бихар, Индия) находится в 12 км от известного центра индуистских паломников Гая. Именно здесь Будде было ниспослано просветление. Центром привлечения паломников является Махабодхи Мандир, храм, находящийся на том месте, где Будда обрел просветление. Сарнатх (штат Уттар Прадеш, Индия) расположен в 6 км к северу от г. Варанаси. Здесь Будда прочитал свою первую проповедь о четырех благородных истинах. Кушинагар а(штат Уттар Прадеш, Индия) находится около городка Горакхпур, здесь Будда покинул свое тело в возрасте 80 лет.
Другие центры почитания Будды: Раджгар (штат Бихар, Индия), где Будда поведал миру свое учение опустоте. Здесь расположена пещера, где проходил первый буддийский собор. Вайшали (штат Бихар, Индия), здесь Будда читал свои проповеди, в том числе учение о природе Будды, и предсказал свой скорый уход из земного мира. В штате Махараштра находятся пещерные храмы Аджанты и Эллоры. Всего 29 храмов, воздвигнутых в скальных породах ущелья, нависающего над рекой.
Паломнические центры буддизма в Тибете

Основной паломнический центр Тибета - его столица, город Лхаса . В Лхасе находится дворец Потала, бывшая резиденция далай ламы . В Лхасе существуют три кольца (круга), по которым буддисты паломники совершают обход святых мест.Важнейшим паломническим местом в Тибете является священная гора Кайлаш и озеро Манасаровар, расположенное неподалеку. Любопытно, что гора Кайлаш является священной горой для представителей четырех религий - буддизма, индуизма, джайнизма и древней тибетской религии бон. Вокруг Кайлаш паломники следуют по внешнему и внутреннему кругу. Принято вступать на внутренний круг, если паломник прошел по внешнему минимум 12 раз. Паломники обходят гору Кайлаш по внешнему кругу примерно за 30 часов (длина круга 55 км, он находится на высоте 4800- 5600 м над уровнем моря). Практикуется и обход горы Кай лаш с простираниями (паломники лежат на горе в акте поклонения), но это занимает одну две недели. На внешнем круге находятся четыре тибетских монастыря, на внутреннем - два.Второй по величине город Тибета - Шигацзе , находится на трассе Катманду - Лхаса. Здесь туристы посещают монастырь Ташилунгпо, резиденцию панчен ламы.

Другие паломнические центры буддизма Центр буддизма в Японии
Одним из самых почитаемых мест в Японии является город Нара . Одно время этот город был столицей японского государства. В наше время Нару посещают ежегодно около 3 млн паломников. На территории в 525 га расположены несколько буддийских и синтоистских храмов и кумирен. Наиболее известный - Великий восточный храм - буддийский храм Тодайцзы , в котором находится одна из самых больших статуй Будды в мире и самая большая в Японии (высота 22 м).Центры буддизма на Шри Ланке
Это прежде всего царственный город Канди , в котором на берегу искусственного озера стоит храм Священного зуба Будды, где хранится зуб Будды . Город Анурадхапура привлекает ежегодно тысячи паломников. Здесь расположены восемь святых мест, среди которых саженец дерева Бодхи, под которым, согласно преданию, принц Сиддхартха Гаутама достиг просветления, и Тупа рама - первое религиозное сооружение и ступа, где хранится частица ключицы Будды. В городе Полонарува есть второй храм Священного зуба Будды, храм Лежащего Будды и самый знаменитый Каменный храм, где колоссального размера четыре статуи Будды высечены в гранитной скале. Особое внимание паломников привлекают пещеры и храмы Дамбуллы. Пещерный храм Дамбуллы был преподнесен в дар ордену буддийских монахов королем Шри Ланки в I в. до н. э. В нем находится самая известная 14 метровая статуя лежащего Будды с преданным учеником Анандой у его ног. Она воссоздает момент входа Будды в нирвану. В самой большой пещере расположен храм Великих королей, где представлены 16 стоящих статуй Будды и 40 статуй Будды в медитации .

Центры буддизма в ТаиландеВ Таиланде находятся более 18 тыс. буддийских храмов и монастырей . Из них более 400 - в Городе ангелов - Бангкоке. Самый известный - храм Изумрудного Будды , который располагается на территории королевского дворца. По пути от Бангкока до города Канчанабури находится самый высокий буддийский памятник в мире - Пхре Пахтом Чеди. К северу от Бангкока простираются Центральные равнины. В сердце этого района находится город Аютхайа, который более 400 лет являлся столицей Таиланда, вплоть до его разрушения в 1767 г. Сейчас там можно увидеть лишь руины многочисленных храмов, оставшихся от того, что считалось когда то самым крупным и могущественным городом Востока. В Камбодже находится знаменитый храмовый комплекс Ангкор Ват, его площадь составляет 260 кв. км и включает около 200 различных культовых сооружений.В Индонезии на острове Ява расположен всемирно известный храмовый комплекс Боробудур.В России с конца 80 х гг. ХХ в. продолжается возрождение буддизма, в первую очередь среди представителей таких народов, как буряты, тувинцы и калмыки. В последние годы в Бурятии восстановлены более 20 дацанов, а также построены новые: Балдан Брайбун, Гусиноозерский, Тамчинский, Мурочинский. В Калмыкии в 1996 г. закончено строительство буддийского комплекса Гедден Шеддуп Чойкорминг . Это крупнейший храм в Европе, в нем находится позолоченная статуя Будды.

Религиозный туризм в исламе

Религиозный туризм мусульман имеет ярко выраженную паломническую составляющую. Для каждого мусульманина необходимо хотя бы раз в жизни совершить паломничество (хадж) в священные города - Мекку и Медину. Характерная черта - резкий всплеск числа паломников мусульман именно во время хаджа, который бывает раз в году, с меняющимися в зависимости от лунного календаря датами. Эти города разрешается посещать только мусульманам, что ограничивает экскурсионную составляющую, поскольку экскурсанты - представители других религий не могут посетить главные святыни ислама. История возникновения и основы вероучения исламаИслам является самой молодой религией из существующих трех конфессий. В исламе суннитского толка (этого направления придерживаются большинство мусульман) отсутствует культ святых. Ничто не должно нарушать принципы верховности и единства Бога и отвлекать верующих от поклонения Аллаху. Поэтому в исламе запрещены изображения Бога, людей, животных. Соответственно в исламе отсутствует иконография.Отсутствие культа святых, чудотворных икон, монастырей - все это приводит к тому, что в исламе значительно меньше, чем в христианстве, священных мест, привлекающих туристов паломников.Ислам зародился в VII в. н. э. в Западной Аравии среди арабов. Слово «ислам» можно перевести как «покорность богу».Примерно в 570 г. н. э. в Мекке родился основатель ислама Пророк Мухаммед. В 610 г. в пещере горы Хира ему явился архангел Джибраил (Гавриил), который указал ему на слово Бога (Аллаха). Мухаммед (значение имени - «восхваляющий») не умел писать, поэтому декламировал эти откровения, словно стихи Бога. Эта ночь откровения известна как «ночь славы». После этого события на протяжении более 20 лет у Мухаммеда случались озарения, как в присутствии людей, так и когда он был в одиночестве. Проповеди Мухаммеда встречали сопротивление значительной части населения Мекки, поэтому в 622 г. состоялась хиджра - переселение Пророка в Медину. С этого года начинается отсчет мусульманского календаря. В 629 г. Мухаммед совершил свое первое и последнее паломничество в Мекку, где разрушил племенных идолов в святилище Каабе. 8 июля 632 г. Пророк Мухаммед умер в Медине в возрасте 63 лет. Догматы ислама 1. Вера в Аллаха(т. е. вера в Бога). Бог в исламе един, превосходящ, вне времени, милостив и милосерден 2. Вера в священные книги. С каждым из посланников Всевышний посылал людям Книгу откровений. Тору через Моисея, Евангелие через Иисуса, Коран через Мухаммеда.3. Вера в ангелов, дьявола и джиннов. Ангелы, сотворенные из света, служат проводниками и помощниками Бога. Джинны, созданные из огня, населявшие землю до человека, могут быть как добрыми, так и злыми. Дьявол (шайтан, иблис) - падший ангел, возглавивший враждебные человеку силы.4. Вера в пророков. До прихода Мухаммеда было 124 тысячи пророков. В Коране записано 26 пророчеств. Мухаммед считается последним посланником, печатью пророков.5. Вера в рай и ад.6. Вера в предопределение (аль кадр). Аллаху известно все, все происходящее имеет свой смысл и является выражением его воли.7. Вера в жизнь после смерти (ахира) и в бессмертие души (рух).Исламский символ веры звучит так: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед - Пророк его». Ислам основан на пяти заповедях: 1. Свидетельство - «шахада». Сущностью ислама является покорность богу и признание того, что Мухаммед - его посланник.2. Молитва - «салат». Выражает преклонение перед богом и благодарность ему. Молитва совершается пять раз в день - на восходе, в полдень, после обеда, на закате и вечером.3. Милостыня - «закят». Своего рода налог в пользу нуждающихся мусульман. Раз в год мусульманин выплачивает 2,5 % своего капитала в качестве милостыни нуждающимся.4. Пост - «саум». Мусульмане постятся в течение всего месяца рамадан.5. Паломничество - «хадж». По меньшей мере один раз в жизни мусульманин должен отправиться в паломничество в Мекку, к Каабе . В исламе отсутствуют таинства, характерные для христианства. Чтобы стать мусульманином, достаточно произнести в присутствии уважаемых людей исламский символ веры. В исламе отсутствует институт священства, поэтому духовенство и миряне не противопоставляются друг другу. Стать имамом, т. е. «производящим молитву», может любой уважаемый человек, хорошо разбирающийся в Коране и ритуальной практике. На молитву верующие должны надевать чистую одежду, совершив омовение. Во время молитвы верующие обращаются лицом в сторону Мекки. Направление на Мекку указывает михраб - ниша в стене мечети. В Коране четко говорится о необходимости пожертвований. Поэтому в исламе проповедуется подаяние нищим, больным, забота о своих семьях и нуждающихся в помощи. Требуется также уплата милостыни (2,5 %) от всего нажитого человеком в пользу бедных. В девятый месяц лунного календаря рамадан мусульманам предписан пост. Наиболее важной заповедью является хадж. Паломничество совершается в строго определенное время - в месяц зуль хиджа, четвертый после рамадана. Мусульманские праздники В исламе самыми большими праздниками считаются два: Ид аль Фитр (Ураза байрам) - праздник разговения после строгого поста в месяц рамадан и Ид аль Адха (Курбан байрам) - праздник жертвоприношения, совершаемого во время хаджа. Мусульмане также с большими почестями и глубоким уважением отмечают день рождения Пророка Мухаммеда, ночь его вознесения, ночь заповеди и ночь могущества.,Суннизм и шиизм В исламе существуют два основных течения - суннизм и шиизм. Они расходятся в вопросах преемственности духовной власти. Суннизм базируется на Коране и Сунне (деяния, поступки и слова Мухаммеда) и признает принцип выборности халифов (преемников Мухаммеда). Шиизм опирается на Коран и хадисы (предания), принадлежащие Али и его потомкам. Али - четвертый халиф, муж дочери Мухаммеда Фатимы. Шиизм признает 12 имамов, прямых потомков Али. Приверженцы этого течения также верят в приход в мир незадолго до Страшного суда тайного имама - Махди, который установит равенство и справедливость В исламе существует также мистическое течение - суфизм, здесь делаются акценты на эмоциональной и интуитивной стороне религиозного опыта. Основными целями суфизма являются: полное растворение человеческого сознания в сознании Бога, непосредственное эмоциональное переживание опыта общения с Богом, поиски внутренней духовной жизни. Территория распространения ислама В мире насчитывается примерно 1 млрд 126 млн приверженцев ислама, что составляет примерно 19 % населения Земли. В России насчитывается более 20 млн мусульман. В современной России имеется примерно 3,5 тыс. мечетей, действует около 30 духовных управлений, в том числе Центральное духовное управление мусульман (ЦДУМ) России. Функционируют исламские вузы и медресе, действуют исламские партии.В Азии: в Индонезии проживает 177 млн приверженцев ислама, в Бангладеш - 101 млн, в Индии - 99 млн, в Иране - 18 млн, в Турции - 55 млн, в Китае - 27 млн, в Ираке - 18 млн, в Афганистане - 16 млн, в Саудовской Аравии - 13 млн.В африканских странах:в Египте насчитывается более 46 млн мусульман, в Алжире - 25 млн, в Марокко - 25 млн, в Судане - 18 млн, в Эфиопии - 16 млн.В США проживает около 6 млн мусульман.4.4. Религиозные объекты исламаКак уже отмечалось, паломничеством в исламе считается посещение двух священных городов - Мекки и Медины, находящихся вСаудовской Аравии.Эти паломничества подразделяются на две категории:1) хадж (большое паломничество);2) умра (малое паломничество).Мекку и Медину ежегодно посещают около 2 млн паломников. Здесь построена одна из самых больших мечетей в мире - Харам бейт Уллах. Внутри мечети находится святилище Кааба. Название «Кааба» происходит от формы здания, похожего на куб, но в действительности прямоугольного, размером приблизительно 10×12 м, высотой 15 м. Кааба построена из серого камня с окрестных гор, основание из мраморного фундамента высотой 25 см. Ее четыре угла называются - красный, сирийский, йеменский и черный (так как около него находится «черный камень», к которому паломники стремятся прикоснуться и поцеловать его). Снаружи святилище Кааба покрыто черным покрывалом (кисеей). Этот покрывало ежегодно изготавливается в Египте. Незадолго до прибытия паломников черное покрывало заменяют на белый чехол. В конце паломнического месяца ее снова облачают в новое черное покрывало, а старое разрезают на куски и продают паломникам, как реликвию. Дверь Каабы находится на высоте 2 м от земли, к ней поднимают лестницу. Внутри три деревянные колонны поддерживают кровлю, множество ламп с надписями, пол выложен мраморными плитами. Камень, на который по преданию становился Авраам, находится во дворе, в небольшом строении. Паломничество в Медину обычно совмещают с паломничеством в Мекку. Между Меккой и Мединой расстояние 300 км. Это расстояние паломники обычно преодолевают на самолете или автомобиле. Мечеть в Медине меньше, чем в Мекке. В ней похоронен Пророк Мухаммед. В Медине паломники поднимаются на гору Джабал ал Нур, чтобы посетить пещеру, где великому Пророку Мухаммеду было ниспослано первое видение, на гору Джабал ат Таур, где он скрывался от преследователей. Паломники посещают места знаменитых сражений и мечети.Кроме паломнических центров в Мекке и Медине, исламские паломники посещают и другие религиозные объекты в других странах мира. В Иерусалиме находится одна из важнейших святынь ислама - мечеть халифа Омара («Купол скалы»). Она находится на горе Мориа, на месте бывшего храма царя Соломона. Это место священно для христиан, иудеев и мусульман, поскольку здесь Авраам собирался принести в жертву своего сына Исаака. Для мусульман это место важно тем, что отсюда пророк Мухаммед совершил свое ночное путешествие на небеса.Некоторые другие важные мусульманские паломнические святыни:- в Стамбуле находится Голубая мечеть (бывший Софийский собор);- в Дамаске - мечеть Омейядов;- в Багдаде - Золотая мечеть;- в Каире - мечеть Ибн Тулуна и султана Хасана;- в Дели - минарет Кутб Минар и мечеть Кувват уль Ислам.

Хадж в Мекку Паломничество в Мекку считается хаджем, если оно закончилось в праздник Ид аль Адха (Курбан байрам) и человек совершил все необходимые ритуалы в течение 10 дней. Паломничество, менее продолжительное по срокам и закончившееся в другой день, называется умра. Во время хаджа мусульманам необходимо выполнить четыре условия:1) облачиться в белое одеяние - ихрам;2) совершить обход вокруг Каабы (таваф);3) совершить предстояние в долине Арафат (вукуф);4) вновь совершить обход вокруг Каабы после возвращения из долины Арафат. При въезде в Мекку верующий добровольно принимает на себя особые ограничения (ихрам). Смысл ихрама заключается во всеобщем очищении, равенстве, единоустремлении и самопожертвовании. Все люди, независимо от их сословия и благосостояния, одеваются в одинаковые одежды и предстают перед Богом равными. В знак смирения мужчины не носят головных уборов, хотя зонтики от солнца разрешены. Женщины не должны скрывать свое лицо для утверждения атмосферы доверия и чистоты. Паломники должны держать свой ум в состоянии покоя, не допускать раздражения, ссор, обид. Проявление похоти или интимные отношения делают хадж недействительным. Во время хаджа нельзя свататься или вступать в брак.
Итак, хадж начался в тот момент, когда люди вошли в ихрам. Во время проведения паломничества специальная полиция отслеживает соблюдение организационных моментов, следит за порядком проведения мероприятий, наблюдает за порядком проведения ритуала. Следует отметить, что законодательство Саудовской Аравии очень строгое. Программа хаджа 1. Седьмого числа месяца зуль хиджа - проповедь в мечети Каабы. Паломники семь раз обходят Каабу против часовой стрелки. В тот же вечер или на следующее утро паломникам показывают Мекку. Семь раз совершают ритуальный бег между холмами Сафа и Марва. Посещают святой источник Зам зам. На этом малое паломничество может закончиться, и тогда оно будет считаться паломничеством умра.2. На восьмой день процессия паломников совершает полное омовение и следует к долине Мира в 10 км от Каабы. Затем отправляется к горе Арафат, которая расположена в 24 км от Мекки.3. Девятого числа начинается предстояние перед Богом на горе Милости. Паломники стоят с полудня до наступления сумерек (мужчины с непокрытой головой) и совершают молитвы.4. Десятого числа паломники отправляются в долину Мина, где бросают семь камешков, подобранных ранее, в столб, символизирующий дьявола (Иблиса). Этот ритуал носит название «побивание камнями дьявола». Затем закалывают жертвенное животное (овцу, козу или верблюда). Мясо раздается бедным. Затем паломники обривают себе волосы на голове и подстригают ногти (обрезанные волосы и ногти зарываются в землю). По возвращении в Мекку паломники вновь обходят Каабу. После чего паломничество Хадж считается завершенным. Паломник мужчина, совершивший хадж, называется хаджи, женщина - хаджа.Очень часто с паломничеством в Мекку принято совмещать посещение могилы великого Пророка Мухаммеада в Медине. Иногда в довершение хаджа совершается путешествие паломничество в Иерусалим на гору Пророков.

«По святым местам Будды»

Будда провозгласил Четыре Благородных Истины: что корни жизни - в страдании, что причина страданий - в тяге к земным вещам, и что страданий можно избегнуть, перестав желать мирского, и путь, ведущий к устранению этих желаний - Благородный Восьмеричный Путь. Этот путь заключен в правильном понимании, правильном намерении, правильной речи, правильном действии, правильном образе жизни, правильном усилии, правильном осознании и правильной концентрации. Добившись всех этих восьми целей, можно достигнуть Нирваны.

Несмотря на то, что буддизм возник именно в Индии, сегодня он почти полностью ушел с ее территории. Сейчас большая часть буддистских последователей - беженцы с территории Тибета, жители тибетских поселений.

Буддизм является старейшей из трех мировых религий. Буддийский мир охватывает многие страны Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии, а также ряд регионов России. Существует множество буддийских храмов в странах Западной Европы. По оценкам некоторых ученых, в мире насчитывается более 325 млн. приверженцев буддизма. Эта цифра не учитывает тех верующих, которые одновременно являются последователями и буддизма, и других конфессий. По другим статистическим данным, буддистов в современном мире около 500 млн. В Азии проживает около 325 млн., в Америке примерно 1,5 млн., в Европе - 1,6 млн., в Африке около 38 тыс. В разных странах буддистов насчитывается: в Японии - 72 млн человек, в Таиланде - 52 млн., в Мьянме - 37 млн., во Вьетнаме - 35 млн., в Китае - 34 млн., на Шри Ланке - 12 млн., в Корее - 12 млн., в Камбодже - 7 млн., в Индии - 82 млн., в Лаосе - 2,4 млн., в Непале - 1,3 млн., в Малайзии - 3 млн. [ 7 ] Все вышеуказанные цифры свидетельствуют о большом спросе религиозных туров по всему миру с направленностью именно к истокам возникновения религии и к главным её святыням.

Традиции буддийского паломничества восходят ко времени жизни самого Будды. Согласно канону Трипитака, Будда завещал своим последователям посещать места, где он родился (Лумбини, Непал), получил просветление (Бодхгая, штат Бихар, Индия), прочитал свою первую проповедь (Сарнатх, около г. Варакаси, штат Уттар Прадеш, Индия) и ушел из этого мира (Кушинагара, около г. Горакхпур, штат Уттар Прадеш, Индия).

В V, VI, VIII вв. осуществились паломничества китайских монахов буддистов в Индию. Монахи следовали двумя маршрутами. Первый, "северный", маршрут пролегал по Великому шелковому пути через Афганистан и Пакистан. Второй маршрут - через Южно Китайское море, Бенгальский залив.

Тело Будды после его ухода в нирвану было кремировано, останки разделены на 8 частей и помещены в ступы. Паломничества в буддизме начались с поклонения останкам Будды. Паломничество в буддизме заключается в посещении святых мест для получения духовных результатов, поклонения и выражения почтения высшим силам. В каноне сказано, что паломник - это тот, кто отказался от мира, а места паломничества возвышаются лесенками в небо.

Лумбини (санскр. «любимый») -- храмовый комплекс и место паломничества буддистов на территории Непала в округе Рупандехи, на границе с Индией. Лумбини считается местом рождения Будды Гаутамы, основателя буддизма (предположительно 563 до н. э.--483 до н. э.). Недалеко от Лумбини находился город Капилавасту, где Будда жил до 29 лет. [ 2 ]

Перед тем, как принять рождение в человеческом мире, Бодхисаттва был владыкой Тушита. Там он решил родиться в последний раз и продемонстрировать всему миру достижение просветления. Он проверил пять мест и решил, что южный континент, где людская жизнь равняется 100 годам - самое подходящее место для него. Поскольку королевская каста была самая уважаемая в то время и линия царя Шуддходаны и царицы Майи была чиста, он решил родиться их сыном, принцем династии Шакья. В ту ночь, когда он был зачат, Царица Майядэви видела во сне слона, который вошёл в её утробу. Земля затряслась шесть раз. Однажды Майя приехала в Сад Лумбини, который находился примерно в 10 милях от Капилавасту. Выходя из воды, с лицом обращённым на восток она оперлась правой рукой о дерево сала. Тогда из её правого бока и родился Бодхисаттва. Он сразу прошёл семь шагов, и на том месте стали распускаться лотосы. Посмотрев по всем сторонам света, мальчик объявил: «Я - самый лучший из существ, это моё последнее рождение». Потом он посмотрел вниз, указывая на то, что он победит Мару и принесёт благо существам в нижних мирах благодаря своему учению. Затем он посмотрел вверх, указывая на то, что весь мир будет ценить и почитать его деяния.

Затем Владыки Брахма и Индра в сопровождении множества охранителей приняли его и омыли. В то же время двое нагов, Нанда и Упанада заставили воду литься каскадом над ним, позже там образовалось озеро, из которого монахи брали воду для питья, даже во времена Фа Хьена (китайского путешественника). Юного принца обернули в тонкий муслин и отнесли во дворец в Капилавасту. [ 3 ]

Все буддисты почитают Будду как основателя духовной традиции, носящей его имя. Индуисты почитают его, как одно из воплощений Вишну. Поэтому Лумбини для буддистов и индуистов, является святым местом.

Центральную часть комплекса Лумбини занимает храм Храм Майя-Деви, посвящённый матери Будды, с древним памятным камнем, изображающим рождение Будды. Тысячи паломников ежегодно посещают этот храм. Новый храм был возведён над развалинами старого храма. Вокруг храма -- археологическая зона с остатками сооружений раннего буддизма и священное дерево Бодхи.

Рядом с храмом Майя-Деви возвышается Калонна Ашоки, подтверждающая, что это место рождения Будды.

Неподалёку от храма находится священный водоём Пушкарини, где Майя Деви приняла омовение незадолго до рождения Будды.

Парк разделен на две части, восточную и западную. В восточной части расположены монастыри ранней буддистской школы Тхеравада, а в западной монастыри, относящиеся к школам Махаяна и Ваджраяна. За недавнее время многие страны, в которых почитается буддизм, построили в Лумбини свои храмы и пагоды. Весь комплекс состоит из десятка буддийских монастырей, храмов, ступ разных конфессий и других памятников.

Бодхгая. О древней истории Бодхгаи почти ничего не известно. Судя по материалам археологии, там, скорее всего, существовала небольшая монашеская община. Центром паломничества местечко стало намного позже - в III веке до н.э., когда индийский царь Ашока (правил в 268-232 до н. э.), покровительствующий буддизму, построил в Бодхгае большой храм Махабодхи. О его форме мы можем судить лишь по барельефам ступы в Бхархуте (I в. до н.э.). Наиболее полные сведения о Бодхгае принадлежат китайским путешественникам - Фа Сяню (V в. н.э.) и Сюанцзяну (VII в. н.э.). Последний описывает Бодхгаю как крупный религиозный центр с большим количеством храмов. Однако все это было разрушено в результате мусульманского завоевания Индии и образования Делийского султаната (XIII в.). Тибетский путешественник Дхармасвамин, посетивший город в 1234 году, сообщает, что от былого великолепия там остались лишь руины. Святыня обрела второе рождение во второй половине XIX века, в первую очередь, благодаря археологическим изысканиям сэра Александра Каннингхэма (1814-1893), полковника колониальных войск, возглавившего в 1861 археологический комитет Британской Индии. Сегодня Бодхгая - крупный религиозный центр, где насчитывается более 150 культовых построек. Нет ни одной буддийской школы, которая не имела бы здесь своего храма или представительства. Ежегодно город посещают более 400 тыс. туристов и паломников.

Главной достопримечательностью является Дерево Бодхи (Бо), или «Дерево Просветления», как называют его индийцы, - это баньян. Под ним находился Будда в момент просветления. Правда, это не именно то дерево, а его пра-правнук. Сейчас он превратился в 24-х метровое дерево. Под ним находится Алмазный Трон - каменная плита, на которой, по преданию, сидел Будда в момент просветления. Любой паломник считает за большую удачу поймать листик упавший со священного дерева и вынесенный ветром за высокую загородку. Еще лучше - получить стружки от спиленного священного сучка. Однако в 2000 году листья святыни начали чернеть. Японские ученые определили, что это последствие возжигания перед ней газовых ламп: из-за большой интенсивности горения на листьях образовалась пленка копоти, мешавшая фотосинтезу. С тех пор использование таких светильников в Бодхгае запрещено.

Сарнатх. После своего просветления спустя 5 недель Будда покинул Бодхгайю и отправился в Сарнатх. Ещё до этого, когда он прекратил свою аскетическую практику его друзья-соратники по аскезе покинули его и ушли в Сарнатх. Достигнув же просветления Будда отправился туда дать им учение, т.к. силой своего ясновидения он узрел, что они смогут быстро постичь Дхарму. Он объяснил Четыре Благородныхе Истины и предписал Восьмеричный Путь. Послушав Будду, его товарищи стали его первыми учениками. В то время была основана Сангха, сообщество просветлённых. Учение, которое дал им Будда называлось Дхаммачаккапаватана Сутра, оно было преподано на полнолуние Асалха. Впоследствии Будда провёл свой первый сезон дождей в Сарнатхе в Мулагандхакути. Сангха разрослась до 60 человек и Будда разослал их по всему свету, чтобы они, одинокие странники учили Дхарме. Все 60 монахов были архатами.

В настоящее время Сарнатх - небольшой городок, расположенный в 13 км к северо-востоку от Варанаси в индийском штате Уттар Прадеш. Большинство древних сооружений были варварски разрушены мусульманами-турками, но некоторые достопримечательности можно видеть и по сей день:

Ступа Дхамек -- древний памятник буддийской архитектуры. В ознаменование Первого Поворота Колеса Учения император Ашока воздвиг одну из самых ранних ступ в 249 г. до н. э., т.к. именно на этом месте Будда Шакьямуни передал своё первое учение. От этой постройки в настоящее время остались лишь немногочисленные рельефы. Существующее массивное здание возведено в нач. VI в н. э. Его высота 40 м, диаметр -- 28 метров.

Дхармараджика Ступа - одна из немногих оставшихся ступ, построенных до Ашоки, (хотя осталось от неё только основание). Остальная часть Ступы Дхармараджика была вывезена в Вранаси как строительный материал в 18 веке. В то время там были найдены реликвии, которые были брошены в реку Ганг.

Чаукханди Ступа -- это большая разрушенная Ступа, датируемая V в. н.э., и построенная на том месте, где Будда встретил своих первых последователей. На вершине Ступы находится монгольская башня, построенная в XVI в. в память о посещении этого места императором Хумаюном.

Руины Мулагандхакути Вихары ознаменуют место, где Будда провёл свой первый сезон дождей. Современная Мулагандхакути Вихара, монастырь, построенный в 1931 г. Обществом Махабодхи, с красивыми настенными росписями, в котором находятся реликвии Будды. Позади этого здания находится известный Олений Парк (где до сих пор водятся олени).

Основание Колонны Ашоки (стамбха) возведённой царём Ашокой, с высеченными на ней кодексом буддийского государства, известная как Дхарма Чакра (Колесо Закона). Первоначально она была около 10 метров высотой и была увенчана капителью со львами, хранящаяся в настоящее время в Археологическом Музее Сарнатха, которая стала национальной эмблемой Индии и национальным символом на флаге Индии.

Дерево Бодхи, растущее возле храма было пересажено в 1893 г. от дерева Бодхи из Анурадхапура со Шри Ланки, которое также было выращено от изначального дерева в Бодхгае, под которым Будда достиг просветления.

Кушинагар-- один из главных буддийских центров паломничества в Индии. Здесь в 543 г до н. э. в полнолуние месяца Вайшак (апрель-май) по индийскому календарю Господь Будда вошёл в Махапаринирвану -- "Великий уход". Говорится, что после того, как Будда заболел, он пожелал отправится домой, чтобы оставить тело (умереть) в родных местах. Однако во время пути, сопровождаемый своими учениками Будда объявил, что пришло его время. Лёжа на правом боку, он впал в медитативное состояние, а затем, покинув тело вошёл в нирвану. Его последними словами, обращенными к ученикам, были: "Все составляющие вещи изменчивы. Трудитесь усердно, чтобы достичь вашего собственного спасения."

Кушинагар, также известный как Кушинара или Касия, -- один из четырёх знаменитых буддистских паломнических городов наряду с Лумбини, Бодхгаей и Сарнатхом. Его главными святынями являются храм Махапаринирваны и Нирвана Ступа. Руины храма и ступы были обнаружены в 1876 году во время раскопок. Ступа, сооруженная в III в., была восстановлена в 1927 году. На этом месте был найден медный сосуд с надписью на древнем "брахми", в которой говорилось, что останки Господа Будды были помещены здесь. На одном возвышении со Ступой расположен храм Махапаринирваны. Он был реконструирован в 1956 году. Внутри храма находится одно из самых известных извояний Будды. Это шестиметровая статуя входящего в нирвану Будды, лежащего на правом боку. Монахи покрыли статую позолотой и шёлковым одеянием. Возвышение, на котором лежит Будда, украшает резьба по дереву, изображающая женщину в смятении, медитирующего и скорбящего монахов. Это одна из очень немногих статуй Будды (прибывающего в нирване), найденных на территории Индии. [ 3]

Матхакуар расположен вблизи Нирвана Ступы. Здесь была обнаружена Статуя Будды из чёрного камня в форме бхумиспарша-мудра (Будда, касающийся земли пальцами правой руки). По существующему поверью, последняя проповедь Будды состоялась именно в этом месте.

Рамабхар Ступа. Это пятнадцатиметровая Ступа, датируемая V в., в древних буддийских текстах называемая Мукут-Бандхан Вихар.

Местная легенда гласит, что Ступа стоит на том самом месте, где был кремирован Господь Будда. Существуют археологические доказательства того, что Нирвана Ступа в действительности была сооружена на месте кремации. Однако, определить кто именно был кремирован здесь невозможно.

В системе жизненных приоритетов современного человека материальные ценности занимают главенствующие позиции, из-за чего в жизни духовной постепенно образуется пробел.

Кто-то не придает этому совершенно никакого значения, а кто-то всеми силами пытается этот пробел восполнить, а потому, планируя свой отдых, начинает интересоваться не звездностью отеля и не наличием системы all inclusive, а турами, которые относятся к категории так называемого «религиозного туризма ».

Виды религиозного туризма

Религиозный туризм подразумевает под собой посещение мест, сыгравших важную роль в становлении или развитии какой-либо из мировых религий, при этом цели таких посещений могут быть совершенно разными, в зависимости от чего в этом виде отдыха и выделяется две разновидности туров - паломнические поездки и религиозные туры экскурсионно-познавательной направленности.

Последние идеально подойдут тем, кого к святыням ведет жажда новых знаний, кто воспринимает религиозные объекты скорее как памятники культуры и истории, чем как место поклонения. А вот паломником может стать только тот, для кого первостепенными являются религиозные чувства.

При выборе наиболее подходящего вам вида религиозного туризма стоит также учесть тот факт, что в паломнических поездках вы можете столкнуться с довольно суровыми условиями проживания - местом, где вас разместят, может стать и аскетичная монашеская келья, и палаточный лагерь. Та же самая история и с едой - меню, как правило, не блещет разнообразием блюд, особенно если ваша поездка совпадет с днями какого-либо поста.

Поэтому если вы хотите не только новых впечатлений, но и привычного комфорта, то вам стоит крепко задуматься, сможете ли все-таки примерить на себя звание паломника.

Кстати, «паломником» путешественника, идущего поклонится религиозным святыням, справедливо называть только по отношению к православным христианам. В католической Европе таких путешественников называют «пилигрим». В исламе подобное явление называется «хадж», в буддизме посещение мест, связанных с жизнью Будды, а также других святых и величайших мастеров этой религии, обозначается словом «кора».

Основные направления

Для каждой из основных мировых религий можно выделить свои направления религиозного туризма. Однако, есть на нашей планете уникальное место, город, где в самом ближайшем соседстве сосредоточены святыни христианства, ислама и иудаизма - израильский город Иерусалим.

Евреи, прибывшие сюда первым делом идут к Стене Плача, единственному уцелевшему фрагменту древнего комплекса Храмовой горы, где находился Иерусалимского храм, главная святыня иудаизма. Давнюю утрату этого символа былого величия Израиля евреи оплакивают здесь до сих пор, но в то же время здесь они молятся о возрождении и процветании единой страны для еврейского народа.

Для христиан Иерусалим является местом, где случились основополагающие для этой религии события - Распятие Хритово и Воскресение Господне. В целом же в этом городе и на прилегающих к нему территориях находится великое множество христианских святынь, а потому для приверженцев этой самой многочисленной мировой религии Иерусалим является самым священным местом на всей земле.

Мусульмане посещают в Иерусалиме восьмиугольную мечеть Купол Скалы, где остался след ног пророка Мохаммеда и где в одной из опор, согласно преданию, хранятся волосы из его бороды.

Таким образом, город трех религий для двух из них является главенствующим, и только для мусульман первостепенными все же являются священные города ислама Мекка и Медина.

Хадж сюда обязателен для каждого правоверного, причем посещение Мекки и Медины будет считаться хаджем только за десять дней до праздника Курбан-Байрам при условии, что за это время мусульманин выполнит все предписанные в Коране ритуалы.

В Мекке находится главная мечеть мусульманского мира Аль-Хараам и святилище Кааба, а в Медине - могила пророка. Также важные святые места ислама находятся в Стамбуле, Дамаске, Багдаде, Каире и Дели.

Однако, как быто ни было, Западная Европа все-таки является оплотом католицизма, форпост которого находится в Риме, в Ватикане, но по большому счету католические святыни можно встретить практически в любом городе современно Евросоюза.

Что касается буддизма, то в этой религии считается, что тело Будды после смерти было кремировано, а пепел разделен на 8 частей и помещен в ступы, которые сегодня находятся в 8 разных местах. Из них-то и выделяют четыре наиболее почитаемых - в Непале, в городе Лумбини, и Индии , в Бодхгае, Кушинагаре и Сарнатхе. Крупные буддийские центры также есть на Тибете, в Лхасе, самая большая статуя Будды находится в японской Наре. Кроме того буддисты часто посещают Шри-Ланку , Таиланд , столицу которого, Бангкок, даже зовут городом ангелов, Индонезию и Камбоджу , а в России, в Калмыкии, находится крупнейший буддийски храм Европы.

July 22nd, 2016

“Четыре великих святых места буддизма связаны с рождением Будды Шакьямуни, достижением Просветления, первым поворотом Колеса учения и уходом в Паринирвану. Земля, где родился Будда, раньше принадлежала Индии, но если мы посмотрим на современную карту мира, то увидим, что сейчас она находится в Непале, однако сохранила старое название Лумбини.

Королевский дворец царя Шуддходаны - отца Будды Гаутамы - находился в городе Капилавасту, относительно месторасположения которого существуют споры: некоторые утверждают, что настоящее Капилавасту - в Индии, другие считают, что в Непале. Почему же все-таки существует два Капилавасту и два мнения на этот счет? Согласно одной истории давным-давно этот город находился на территории Индии и принадлежал роду Шакья. Но в результате войны многие выходцы из знаменитого рода погибли, а часть оставшихся в живых вынуждена была бежать в Непал, где основала второй город под названием Капилавасту.

Через двести лет после ухода Будды Шакьямуни в Паринирвану родился император Ашока, который установил во всех святых местах каменные колонны. Современный Лумбини соответствует историческому месту рождения Будды, и границы города точно определены. Если вы купите билет, войдете в заповедную зону Лумбини, окруженную охранными стенами, и пройдете чуть ниже, то увидите застекленное помещение, внутри которого находилось дерево Бодхи: говорят, что оно возникло чудесным образом на месте рождения Будды. Однако это дерево в свое время было продано непальцами японцам за очень большие деньги.

Если говорить о таком чудесном деянии Будды Шакьямуни, как его рождение, то нужно упомянуть королеву Махамайу - супругу царя Шуддходаны, отца Будды Сиддхартхи. Когда она была беременна Сиддхартхой, то попросила своего мужа позволить ей отправиться в гости к своему отцу. После разрешения Шуддходаны она на повозке отправилась по дороге из города Капилавасту в Лумбини - отцовское владение. Преодолев довольно длинный путь, Махамайя захотела отдохнуть и прогуляться в красивом парке. Там королева неожиданно ухватилась руками за ветки дерева, и Будда родился из ее правого бока.

Следующее место, связанное с жизнью Будды, а точнее с достижением им Просветления, зовется Бодхгая. Рядом с ним есть святое местечко Шесть лет аскезы, название которого говорит само за себя: там Будда совершил еще одно свое чудесное деяние - провел шесть лет аскетической жизни в джунглях, которые помогли осознать ему истину Срединного пути.

Родители были очень обеспокоены тем, что их сын решил заняться аскетическими практиками, отречься от мирской жизни и встать на путь монаха. В течение шести лет они направляли сотни своих подданных и родственников, чтобы те помогали Будде выживать в лесу. В результате возле Будды Гаутамы собралось много посланных его родителями людей, которые присоединись к аскетическим практикам своего молодого хозяина.

История гласит, что из более двухсот подданных, направленных отцом, и двухсот пятидесяти, отправленных матерью, с Буддой осталось только пять человек, которые стали его учениками; остальные вернулись домой. Изнуряя себя голодом в течение шести лет, шестеро аскетов довели себя до истощения: они постоянно уменьшали количество принимаемой пищи, и их тела стали невероятно сухими. Вы, наверное, видели статуи и изображения Будды, отражающие этот период. Ожидаемые результаты не приходили: спустя шесть лет Будда понял, что если он и дальше будет отказываться от пищи, изнемогать от телесных страданий, то не сможет достичь состояния Будды, потому что для этого необходима телесная сила. Он отверг аскетический путь как неверный и осознал, что истина находится посередине, что не нужно впадать в крайности, что еда и одежда способны помочь на духовном пути. Будда вошел в реку Нирагьяна, которая раньше была полноводной, но сейчас обмелела, омыл свое тело и принял пищу. Когда другие ученики увидели, что Будда ест и купается, то стали упрекать его в предательстве, в отказе от практики. Но тем не менее Будда твердо осознал принцип Срединного пути. Позже пятеро учеников признали правильность суждений Будды и последовали за ним.

Благодаря аскетической практике Будда подошел к состоянию Просветления и вечером одного из дней прибыл в Бодхгаю, сел под деревом Бодхи на траву куша. Духи различных классов, обеспокоенные тем, что Будда близок к Просветлению, пытались чинить ему препятствия, однако в этот же день, в первую треть ночи он сумел одержать победу над вредоносными демонами. Затем он вошел в состояние медитативного сосредоточения - самадхи и на рассвете следующего дня, когда только начинает светать и можно разглядеть узор на ладони, достиг состояния Просветления. Мы до сих пор отмечаем этот день, это чудесное деяние как большой буддийский праздник.

Те ученики, которые не стали следовать за Буддой после совместной аскетической жизни, увидев идущего вдали Будду Гаутаму, решили, что не станут проявлять к нему уважение как к своему учителю. Однако когда он, уже обладающий всеми признаками Просветленного существа, подошел к ним, и они увидели невероятное сияние, исходящее от его тела с золотым отливом, то начали вставать и делать поклоны. Во время этой встречи Будда сказал, что открыл учение, которое позволяет избавиться от страданий.

В Бодхгае рядом друг с другом находятся дерево Бодхи и очень высокая ступа, олицетворяющая собой достижение Буддой состояния Просветления , по четырем сторонам окруженная более маленькими ступами. Существуют разные версии относительно того, когда она была установлена. Известно, что еще при жизни Будды в Бодхгае была маленькая ступа, Будда сам видел ее. Есть и другая версия о том, что эта величественная ступа была установлена позже царем Ашокой и не была такой высокой, как сейчас. Однако затем из поколения в поколение буддийские цари делали ее все выше и выше, и она стала такой, какой мы видим ее в настоящее время.

Пройдя во внутреннее помещение ступы, вы увидите статую Будды Шакьямуни, а также темный каменный квадрат со старинными узорами. История этого камня связана с известным буддийским археологом, который, проводя в этом месте раскопки, обнаружил, что под ним находится еще один камень, а под ним и другие пласты, относящиеся к разным историческим датам. Там же он нашел кувшин со старинными золотыми монетами, которые датировались примерно 2-3 столетием, и различные предметы времен до прихода императора Ашоки. Раскопки показали, что история этой ступы очень древняя.

Каковы же были следующие действия Пробужденного, нашедшего «нектар учения, который может освободить от страдания и привести к освобождению»? Не сразу Будда решился отрыть его людям, думая, что постигнутое им учение вряд ли кто-то сможет понять: настолько оно обширно и глубоко. В течение семи недель Будда пребывал в молчании, но важно упомянуть, что в этот период он посещал различные места, находящиеся в Бодхгае.

С просьбой даровать учение для блага всех живых существ к Будде обратились божества Индра и Брахма: Брахма поднес Просветленному золотое тысячеспицевое колесо, а Индра - белую раковину. При первом Повороте Колеса учения, а точнее проповеди о Четырех благородных истинах, присутствовало множество живых существ, однако пять ближайших учеников Будды были основными слушателями. Это деяние Будды произошло в городе Варанаси, в местечке Сарнатх.

На самом деле у этих пяти учеников были очень сильные связи с Буддой. Скорее всего в прошлых жизнях они уже слушали его учение. Один из них по имени Каутеная, присутствуя на учении о Четырех благородных истинах, достиг состояния видения. Ученики внимали Будде, пока он давал это учение разными способами, и постепенно все ученики проходили различные стадии реализаций. В результате все они достигли состояния архатства, и их одежды сами собой превратилась в монашеские рясы шафранового цвета.

После того, как Будда Шакьямуни прочел первую проповедь, сформировалось три колесницы - шраваков, пратьекабудд и Бодхисаттв. В практике всех трех колесниц занимаются реализацией учения о пустоте - очень глубокого и сложного для понимания, но необходимого для тех, кто стремится стать архатом или Буддой. Что же отличает колесницу Махаяны или колесницу Бодхисаттв от колесницы Хинаяны? Учение о бодхичитте.

В Сарнатхе находится очень известная старинная ступа, на месте которой, согласно одной из версий, первоначально находилась небольшая ступа, которая со временем надстраивалась с приходом власти все новых и новых царей. Если вы посетите это место, то заметите колонну, установленную императором Ашокой, а вокруг ступы, справа и слева, очень много старинных монастырей и храмов. Самый старинный из них, служащий центром этого святого места в Сарнатхе, вы можете узнать по количеству золотых пластин, которые привозят многочисленные паломники и делают ими подношения, наклеивая на стены. Развалины этого храма хранят подлинную историю жизни Будды. Недалеко стоит шриланкийский храм Махабодхи, основанный Анукрикой Дхармапалой. В нем хранится одна из реликвий Будды Шакьямуни.

Место, где Будда достиг Паринирваны, называется Кушинагар. Здесь также много храмов и ступ.

Помимо эти основных перечисленных мною святых мест, есть и другие, такие, как например, местечко Раджгир возле Бодхгаи, где находится Гора коршунов: здесь Будда вскоре после Пробуждения провел около четырех или пяти лет и даровал учение Праджняпарамиты. Здесь же - бамбуковая роща, которая была поднесена Будде королем Зунчен Нингпо. В этом красивом месте когда-то был горячий источник.

Еще одна святыня - большой монастырский университет Наланда , существовавший тысячелетие тому назад. Его руины покоятся неподалеку от Бодхгаи. В те времена существовало три крупных университета, дающих образование по всем аспектам буддийского учения. Наланда особенно выделялся среди них. Чем же он был знаменит? Воспитанники Наланды получали образование с точки зрения всех философских школ - Вайбхашики, Саутрантики, Читтаматры, Мадхьямики; здесь также давались знания по Тантре. Все, что составляет учение Будды, было включено в программу этого монастырского комплекса, и каждый мог получить образование в соответствии со своим желанием. Более того, преподаватели разъясняли и небуддийские труды, а также обучали ремеслам и наукам, таким как грамматика, метафизика и другим. Когда человек выпускался из Наланды, он получал статус пандита - мудреца или того, кто имеет обширные знания. Важно отметить, что в Наланде были знатоки, которые пользовались уважением и со стороны небуддистов.

Мотивация, с которой необходимо ехать в Индию, должна быть схвачена с Бодхичиттой, однако породить ее очень сложно, потому что когда мы говорим о Бодхичитте, то, прежде всего, подразумеваем приоритет счастья других живых существ перед нашим собственным. В каждом из нас присутствует себялюбие: мы всячески заботимся о себе, добиваемся личного счастья и очень сильно любим себя. Бодхисаттве же - существу, практикующему Бодхичитту, присуща замена установки заботы о себе на установку заботы о другом.

Если мы породим Бодхичитту, то станем Бодхисаттвами, но еще не достигнем полного состояния Пробуждения: необходима еще и мудрость, которая в буддизме связана с прямым постижением пустоты. Мудрость бессамостности - это то, что помогает нам освобождаться от двух видов завес - завес к омрачениям и завес к всеведению.

Я думаю, что тем людям, которые отправятся в паломничество, полезно было бы иметь в качестве мотивации Бодхичитту, устремленность к Просветлению; немаловажно и понимание того, что Будда - это необычная, святая личность. Паломники должны знать, что они встречаются с местами, связанными с жизнью самого Будды Шакьямуни. Поэтому необходимо порождать в своем сердце очень чистую веру, начитывать молитву кьябдо - Прибежище, молиться о том, чтобы достичь состояния Просветления ради блага всех живых существ. Почему это так важно? Существует два вида благословения: первый - когда личность благословляет место (в данном случае это Будда) и второй - когда место благословляет человека, приезжающего в эти места. Поэтому так важно молиться.

Я хочу от всего сердца поблагодарить тех людей, которые будут совершать паломничество. На самом деле, я думаю, что они имеют очень благие кармические отпечатки, созданные в прошлых жизнях. Благодаря этим кармическим отпечаткам у них появилась возможность совершить паломничество. Я также хочу сказать, что у вас есть возможность встретиться с самим Его Святейшеством Далай-ламой, послушать учение из его уст, накопить добродетели. Со своей стороны я буду молиться о том, чтобы из жизни в жизнь вы следовали этому чистому пути и не становились на ложный путь. Пусть удача вам сопутствует всегда, и пусть вы продолжаете практику буддийского учения и в последующих жизнях. Я буду молиться об этом. Спасибо”.

Перевод: Хонгр Эльбиков

Фото: настенные росписи калмыцкого хурула “Гедден Щуддуб Чойкорлинг” (”Святая обитель теории и практики школы Гелуг”)

Находится в 110 км от Горакхпура в Уттар-Прадеше, ближайшая ж/д станция Наугарх (35 км). Когда-то Капилавасту был столицей клана Сакья, и одной из первых республик. Именно в изобильных, процветающих окрестностях Капилавасту принц Сиддхарт (Гаутам Будда) провёл свой детство. Здесь он видел боль, страдания, болезни и смерть. И, наконец, он увидел излучающего свет счастливого садху, и тогда Будда решил отречься от всех мирских богатств и наслаждений, чтобы искать правду и ступить на путь спасения.
Капилавасту представляет большой интерес для буддийских паломников, там есть несколько Ступ. В ходе археологических раскопок были обнаружены каменные шкатулки, где хранились реликвии, принадлежащие Будде.

Бодхгайа

Бодхгайа (штат Бихар) признана самым важным центром буддийских паломников, это место, где Шакьямуни (Гаутама Будда) обратился к медитации, подвигнутый на это многочисленными страданиями человечества. Огромное дерево Бодхи (пипал), которое мы можем видеть и сегодня, выросло из дерева Бодхи, под которым Принц Сиддхартх медитировал и достиг Нирваны. Там также есть Чаукрамана, Дорожка из драгоценных камней, где, глубоко задумавшись, прогуливался Будда. Великолепный храм Маха Бодхи архитектурное слияние различных культур, например традиции династии Гупта. На стенах храма Будда высечен из камня в различных позах, и в святая святых огромная статуя Будды, касающегося земли, что имеет мифологическое значение в буддийском учении. В храме сохранились надписи, которые свидетельствуют о визитах паломников из Шри Ланки, Китая, Мьянмы в 7 и 10 веке. Хиеун Тсанг, китайский путешественник, также посещал храм в 7 веке.
Другие достопримечательности
Рядом с храмом Махабодхи расположен Монастырь Шайвов, где находится 4 храма, окружённые пышной растительностью. В этих храмах есть несколько самадхи, неподалёку - кельи монахов.
Недалеко от монастыря Шайвов расположен храм Джаганнатх, который посвящён Господу Шиве. Там есть статуя божества, высеченная из блестящего чёрного камня.
И в заключение, экскурсия в Археологический музей Бодхгайи. Здесь собрана коллекция буддийских скульптур с 1 века до н.э. по 11 век н.э.
Бодхгайя расположена в 245км от Варанси и в 178 км от Патны через Раджгир и Наланду.

Экскурсии
Гайа:
святое место для индусов. Находится в 12км от Бодхгайи, между Претшилой и холмами Рамшила, омывается рекой Пхалгу. В Гайе множество буддийских храмов. Когда Будда принимал суровую аскезу, он ослаб, утомился и был голоден. Он остановился отдохнуть под деревом, и ему предложила еду осуждённая женщина, которую звали Суджата. Ко всеобщему удивлению Будда принял её пищу. Легенда гласит, что после того, как Будда поел, проявленное им сочувствие превратилось в божественный свет и он осознал Высшую Правду: ни полное потворство своим желаниям, ни их постоянное подавление не требуется в жизни. Необходимо придерживаться середины. Суджата Стхан или храм Даргешвари построен как напоминание об этом событии.
Вблизи Бодхгайи есть несколько интересных для туристов мест, таких как храм Сурьи в Део, 20км от Гайи, храм Солнечного Бога в Умайя, храм Кончишвар Махадев в Кончи, пещеры Барабар в 40км, буддийские пещеры 3 века до н.э. в Сасараме, в 123 км.

Сарнатх

Сарнатх находится примерно в 10км от Варнаси, это священное место, которое выбрал более, чем 2500 лет назад Будда чтобы прочитать свою первую, после достижения Нирваны, проповедь. Пять учеников, которые следовали за Буддой, были удивлены, увидев его пылким, разгорячённым. Будда сумел убедить их, прочитав первую проповедь, сейчас это называют Дхарамачакра Правартан. Это положило начало традиции Сангхи, популяризации учения Будды по всему миру.
Будда Гаутама с пятью учениками образовали первую Сангху, вместе с Яшой из Варанаси и 54 его друзьями.
Начало знаменитой мантры «Буддам Шаранам Гачхами» обязано своим происхождением Сарнатху.
Каждый буддийский паломник, посетив Бодхгайю, стремится побывать в Сарнатхе.
Дхамекх Ступа имеет особое значение, потому что она символизирует «место священного Будды», где он объявил о своей религии. Она около 34 м высотой, а вместе с фундаментом 42м. Кроме этого, в Сарнатхе есть развалины ступы Дхармаджаджика и храма Мулгандхакути, который, согласно описаниям, был около 61м высотой. Будда любил отдыхать и медитировать там.
Император Ашока (273-232 г до н.э.) обратился в буддизм и также посещал Сарнатх. Блестящая каменная колонна, называемая Колонной Ашоки, напоминает о его визите и кладёт начало буддийской Сангхе в этом месте. Капитель в виде льва на вершине колонны теперь национальная эмблема Индии.
Ступа Чаукханди в период Гупта (4-6 в до н.э.) была храмом с террасой. В 1588г Говардхан, сын Раджи Тодармала, построил восьмиугольную башню в память о визите Хумаюна, отца Акбара. Позднее Говардхан стал правителем под покровительством Акбара.

Раджхир

Раджхир значит «Королевский Дворец», он находится в 12км южнее Патны. Это место имеет огромное значение для последователей Буддизма. Холм Гридхакута был местом, откуда Будда произнёс большинство своих проповедей. Здесь впервые его учения были записаны учениками. Канатная дорога довозит туристов туда, где японцы построили прекрасную Ступу.
Множество исторических и археологических достопримечательностей находятся вблизи Раджхира. Тюрьма Бимбисара напоминает о царе Маурьев Бимбисаре, который был буддистом и решил провести свои последние дни именно в этом месте. Отсюда он видел Будду, поднимающегося на холм Грихакута для медитации.
Форт Аджаташастру ещё одно место, привлекающее туристов. Скульптура, которая изображает Паринирвану, или «великую приостановку» - ещё один памятник искусства и истории. Она представляет собой Будду, лежащего на правом боку с правой рукой на голове.
Другие место в Раджхире, заслуживающие внимания - Саптдхара, горячие источники, обладающие силой исцеления; Венуван вихара, резиденция, построенная царем Бимбисаром для Будды; манговая роща Дживака, резиденция пылкого последователя Будды Дживаки, который был хирургом; искусственное озеро Каранда, где купался Будда.
Патна находится в 102км от этого места, в 34км отсюда - Гайя.

Каушамби

54 км от Аллахабада. Будда посещал Каушамби в 6-ой и 9-ый годы после просветления. Он произнёс здесь несколько проповедей. Сегодня можно увидеть руины колонны Ашакан, старый форт и монастырь Гхоситарам. Археолдогические раскопки в этом месте помогли обнаружить большое количество скульптур, фигур, монет. Всё это можно увидеть в музее Аллахабада.

Кушинагар

Кушинагар находится в 55км от Горакхпура. Именно здесь закончил свою жизнь Татхагата. Этому событию посвящён храм Махапаринирвана, стоящий в зарослях рощи, он служит напоминанием об утрате.
Огромная статуя Лежащего Будды была найдена в 1876 г в храме. Она была привезена из Матхуры монахом Харибалом.
Весь Кушинагар, с момента Махапаранирваны Будды, превратился в достопримечательность, там есть несколько ступ, включая уникальную ступу - Мукутбандхана. Китайские путешественники, которые в разное время посещали Кушинагар, описывали это место, их записи позднее стали руководством к раскопкам.
Достопримечательности Кушинагара делятся на три категории - храм Махапаринирвана, в центре которого статуя Лежащего Будды; усыпальница Мата Кунвар, где образ Будды сделан из голубого аспидного сланца; ступа Рамбхар, которая предположительно является местом, где Будду кремировали его пепел разделили на 8 равных частей. Кроме этого, можно посмотреть Китайский храм, буддийский и Тибетский храмы.

Сравасти

Расположен в 134 км от Лакхнау и в 29 км от Балрампура. Сравасти был столицей древнего королевства Кошала, Сады Джетвана были удостоены чести стать пристанищем Будды на 24 сезона дождей.
Существует предание о том, что город был основан древним царем Сравастом. Там есть древние ступы, прекрасные монастыри и несколько храмов. Говорят, что Будда сотворил здесь несколько чудес.
В этом месте также есть знаменитое дерево Ананд Бодхи, которое было посажено последователем Будды Анандом.

Вайшали

Считается, что Вайшали был первой в мире республикой. В Колхве Будда произнес свою последнюю проповедь, в которой Он рассказал о Своем приблежающемся уходе. Позднее император Ашока воздвиг огромную колонну в память о месте, где Будда прочитал последнюю проповедь. Вайшали также был центром второго буддийского церковного собора, проведенного спустя сто лет после Паринирваны Будды для того, чтобы обсудить десять положений Винайя.
В ходе археологических раскопок было обнаружено древнее здание парламента Раджа Вишал Ка Гарх.
В Вайшали жил известный танцор и куртизан Амрапали, который предложил Будде орхидею и был настолько поражен его учением, что решил стать монахом.
Раскопки в Вайшали окрыли миру Ступу Будды 1 (4 в. до н.э.) и Ступу Будды 2, построенную из кирпича и содержащая пепел Будды. Другие исторические достопримечательности Вайшали: храм Чатурмукхи Махадева с лингамом, на котором высечены четыре лика Господа Шивы; храм Бхаван Пакхар, где несколько индуистких божеств собраны в одном месте, где им всем поклоняются; искусственное озеро для коронации, где цари Личхави совершали омовение перед коронацией; Музей Вайшали, где есть небольшая коллекция работ местных ремесленников. Также стоит посетить Кундупур, находящейся в 4 км отсюда. Это место, где родился Господь Махавира (6 в. до н.э.), который провел здесь 22 года.

Это были несколько важных мест, которые непосредственно связаны с жизнью Будды. Стечением времени буддизм распространялся по всей Индии и за ее пределами, поэтому расширялась география и священных буддийских мест. Дальше мы расскажем о некоторых важных местах в каждой части Индии, начиная с востока, где влиянием буддизма был охвачен целый регион.

Восточная Индия

Наланда

Наланда расположена в 90 км южнее Патны, его название дословно означает «место, дарующее лотосы». Тут один из самых древних университетов в мире, который достиг своего расцвета между 5 и 12 в. н.э. И Господь Будда, и Господь Махавира посещали это место. Император Ашока построил Вихару, император Харшвардхан приказал создать медную статую Будды в 26 м высотой. В 1951 году в Наланде был открыт Международный центр изучения буддизма, в 2-х км отсюда находится буддийский институт Нава Наланда Вихар.

Орисса

Недавние археологические раскопки открыли новое место буддийского туризма - Ориссу. Холм Дхаули на берегу реки Дайа находится недалеко от основной дороги из Бхубанешвара в Пури и Конарк. Калинга Неппон-Будда Сангха установил Шанти Ступу и построил монастырь Саддхарма Вихар. Лолитагири - одно из первых буддийских комплексов 1 в. н.э. имеет огромный монастырь из кирпича, несколько Ступ. В Ратнагири раскопки подтвердили установление буддийского центра в первой половине 6-го века н.э. В Удаигири был обнаружен комплекс из кирпичного монастыря и нескольких буддийских скульптур.

Сикким

Сикким расположен в западных Гималаях, вдоль границ с Бхутаном (на западе), Тибетом (на севере), Непалом (на востоке) и Западным Бенгалом (на юге). В столице, Гангтоке есть много мест, которые стоит посмотреть, особенно Исследовательский институт тибетологии, мировой центр изучения буддийской философии и религии, там большая коллекция статуй и более 200 буддийских икон. В 24 км расположен монастырь Румтек, который является одним из мировых памятников архитектуры. В 3 км от Гангтока расположен монастырь Энчей, построенный 200 лет назад, где был благословлен великим учителем Лама Друптаб Карпа.

Таванг

Недалеко от Бомдила в Аруначал-Прадеше раскинулась прекрасная область Таванг, в центре которой расположен монастырь Таванг. Монастырь выходит на долину и окружён горами. Около 500 лам живут в 65 строениях. Местные называют монастырь Гомпа и верят, что ему 400 лет.

Северная Индия

Ладакх

Известный как «королевство отшельников», Ладакх привлекает снежными вершинами, спокойными озёрами, мистической культурой. Как и в Тибете, там существуют крепкие буддийские традиции, что подтверждают и цифры: отношение монахов к обычным людям 1:8. Там есть 13 основных Гомпа (монастырей), среди которых выделяется Хемис, монастырь монастырей. Это наиболее важный монастырь в Ладакхе, он находится под покровительством королевской семьи. Во дворе монастыря расположены 2 храма. В июне проводится знаменитый фестиваль Хемис, кторый посещает множество туристов.
Алчи, небольшая деревня в 70км от Леха в Джамму и Кашмире, известна как жемчужина среди религиозных достопримечательностей Ладакха. Раньше этот монастырь находился под руководством монахов Ликхира, ближайшего функционирующего монастыря. Он известен как Чос-кор (религиозный анклав) и состоит из 5 храмов, где находится богатейшая в Ду-Кханге коллекция изображений и 3 легендарно известных Сам-Тсеков.

Санкиса

Санкиса расположена в центральном Уттар-Прадеше, в 47км от Фарукабада. Считается, что Будда, вместе с Брахмой и Девраджем Индрой спустился именно в этом месте, где позднее построили храм Будды. Тут также есть храм, посвящённый Бисари Деви, огромный Шива Линга. В месяц Шравана (июль-август) тут проводится большая ярмарка.
Ближайший аэропорт - Агра и оттуда на поезде до Пакхмы (12км от Санкиса).

Табо

Монастырь, основанный в 996 г. н.э. по инициативе великого учителя Ринченсанг По, также известный как Махагуру Ратнабхадра. В июне-июле 1996 г. Табо отметил тысячелетие своего существования. Табо часто называют «Аджанта Гималаев».
Монастырь Табо находится на высоте 3050 м, это комплекс, где расположены 9 храмов, 23 чортенов, обители монахов. Общая площадь комплекса - 6300 кв.м. К тому же, там есть несколько пещер, которые использовались как пристанище для монахов.

Центральная Индия

Санчи

Санчи - это холм, окружённый ступами, монастырями, храмами и колоннами (3в до н.э.-12в н.э.). Санчи издавна является местом поклонения буддистов, здесь нашли свой скульптурное выражение многие легенды.
В архитектурных композициях Санчи нет прямого изображения Будды, он представлен через символы (это традиция раннего буддизма). Лотос символизирует рождение Будды, дерево - просвещение, колесо - его первую проповедь, ступа - нирвану или избавление.
С 13 в по 1818 г Санчи был забыт, стоял в руинах, пока его вновь не открыл миру генерал Тейлор, офицер британских войск.
Некоторые важные памятники в Санчи:
Великая Ступа №1
Высота - 16,4 м, диаметр - 36,5 м. Одно из самых древних каменных строений в Индии. Ступа была построена по приказу императора Ашоки, затем перестроена в 2-3 в. до н. э. Последним дополнением стали 4 ворот или Торан, украшенных высеченными изображениями. Первыми были сооружены ворота на Южном входе, затем на Северном, Западном и Восточном.
Южные ворота построены в честь рождения Гаутамы. Изображения на Северных воротах иллюстрируют чудо, произошедшее с Буддой и описанное в историях Джатака. На Западных воротах изображён принц Гаутама, покидающий дворец отца, отрекающийся от мирского в поисках просветления. На внутренней части правой колонны изображён сон Майи, матери Будды. Восточные ворота символизируют 7 инкарнаций Будды, 4 представлены деревьями и 3 - ступами; Будда, произносящий первую проповедь.
Ступа №2 датируется 2в до н.э. Она расположена на холме и окружена каменной балюстрадой.
Ступа №3 расположена на северо-западе от Великой Ступы, тут хранятся мощи Сарипутры и Махамогалана, двоих наиболее известных последователей Будды. Купол украшен короной в знак особого религиозного значения места. В ступе есть только один вход. Ступа была построена примерно в 150-140 г до н.э.
с четырьмя головами льва, высеченными в 3в до н.э. расположена недалеко от Южных Ворот Великой Ступы. Уникальность этого монумента в бриллиантовом напылении.
Храм Гупта (4в н.э.) Сейчас он разрушен. Храм является одной из самых ранних архитектурных построек Индии.
Храм 18 , расположенный напротив Южных Ворот Великой Ступы (7в н.э.), он напоминает зал чаитья пещер Карла в Махараштре.
Монастырь и храм 45 , построенные примерно в 7-11в, отражают более развитый стиль архитектуры.
Великая Чаша , высеченная из цельного камня, содержит еду, которая была распространена между монахами Санчи.
Археологическая экспозиция музея Индии представлена на входе в монумент.

Западная Индия

Пещеры Карла

2 в до н.э. Пещеры расположены в 11 км от Лонавала. Прекрасный зал чаитья считается самым большим. Отличительные черты пещер: колонны, большие окна и крыша со сводом. Всего интерьер украшен 37 колоннами, на 30 из них изображены преуспевающие мужчины и женщины, которые едут на лошадях и слонах, чтобы поклониться Будде. Крыша поддерживается деревянными подпорками. Только здесь можно увидеть работу из дерева, которой более 2000 лет. В конце холла расположена ступа, над которой высится зонт - символ королевской власти.

Пещеры Аджанта

Комплекс состоит из 30 пещер, включая и незаконченные, которые датируются с 200г до н.э. до 250г н.э. Эти пещеры расположены в 104 км от Аурангабада и в 52 км от ж/д станции Джалгаон. Пещеры отрезаны от вулканической лавы Деканского плоскогорья лесами холмов Сахьядри. Они были обнаружены в 1819 г. Джоном Смитом. Аджанта - это уникальная комбинация архитектуры, скульптуры и живописи. 2 основных типа буддийской архитектуры представлены в Аджанте: зал чаитья (пещеры №9, 10, 19, 26, 29) и вихара или монастырь (остальные 25 пещер). Пещеры можно также разделить согласно периоду возникновения. Период Хинаяны включает 2 зала чаитья (пещеры №9, 10) и 4 вихары (пещеры №8, 12,13, 15А). К периоду Махаяна относятся 3 зала чаитьи (пещеры №19, 26, 29) и 11 вихар (пещеры № 1, 2, 4, 6, 7, 11, 15, 17, 20-24).
Пещера 1 один из самых прекрасных монастырей, здесь восхитительно расписана внутренняя часть. На стенах изображено чудо Сравасти, сцены из сказаний Джатаки, такие как Шиби Джатака, Шамкхпала Джатака, Махаджанка Джатака.
Пещера 2 повторяет основную схему пещеры 1. роспись на потолке изображает геометрический орнамент, образы сидящего Будды, рождение Будды, сон Майи, матери Будды.
Пещеры 4, 6 представляют собой вихары или монастыри, очень интересные объекты архитектуры.
Пещеры 9, 10,12 ,15А - залы чаитья периода Хинаяна. Пещера 10 (2 в до н.э.) была найдена одной из первых, она поражает воображение. Там есть как ранние, так и более поздние художественные работы. В пещере 15 А уцелела только фронтальная стена. Пещеры 14, 15, 16 - вихары, периода Махаяны. Пещера 14 задумывалась как масштабное строение, но так не была закончена. Веранда пещеры 15 почти обрушилась. На входе расположена ступа. Образ Будды можно увидеть на стенах зала. Пещера 16 - один из прекраснейших монастырей Аджанты. На одной из стен изображёно обращение Нанды, кузена Будды. Другая картина - чудо Сравасти, процессия слонов, первая медитация Гаутама, сцены из Хасти Джатака и Маха Уммагга Джатака. В пещере 17 вихара сохранила множество восхитительных изображений на стенах, включая панель Индры, летящего через облака, Будда, подчиняющий себе разъярённого слона, которого послал его кузен, сцены из сказаний Джатаки.
Пещера 19 - вырезанная в скале чаитья.
Пещера 20 - небольшой монастырь, где нет ни одной колонны. Пещеры 21-24 представляют собой поздние образцы ансамбля Аджанты. Все они на разных стадиях завершения. Пещера 26 - зал чаитья, больше, чем пещера 19, но сделанная по той же схеме.

Пещеры Канхери

Расположены в 42км от Мумбая, рядом с Боливири, в самом сердце Национального парка Боливири. Всего 109 пещер (1в до н.э. - 9в н.э.). наиболее важная - пещера №3 6-го века. В зале чаитья 34 колонны (зал 28х13 м), окружающие Дагобу или ступу, на которой высечены слоны, поклоняющиеся ступе.
Пещера 11 известна своим залом со статуей Будды, которая наиболее почитается приверженцами буддизма. Пещера 34 напоминает тёмное подземелье, там есть изображения Будды на потолке. В пещере 41, помимо других скульптур, есть фигура одиннадцатиголового Авалокитешвара.

Пещеры Джуннар

177км от Мумбаи по маршруту Мумбаи-Аурангабад. Пещеры можно разделить на 3 группы (2в до н.э. - 3в до н.э.). 5км на восток расположена группа Тулиджа Лена с круглым куполом над чаитья (пещера №3). Вторая группа расположена в 1.5км на юг от города, по направлению к холмам Манмоди. У этой группы хорошо сохранился фасад. Третья группа Ганеш Лена расположена в 4км южнее Джуннара. Наиболее известна вихара Ганеш Лена.

Пещеры Бхаджа

18 пещер 2в до н.э. Самая большая пещера - №12. Наиболее известна скульптура "Танцующая пара". Пещеры расположены в 12 км от Лонавала, чтобы добраться до них, надо взбираться на гору в течение получаса. Путь начинается от станции Малавали на направлении Мумбай - Лонавала - Пуна.

Южная Индия

Нагарджуна Конда

В древние времена называлась Виджаяпури, расположена в 150 км от Хайдарабада в Андхра-Прадеше (3 в до н.э.). Это место названо в честь буддийского святого. Раскопки позволили увидеть Махачаитью. Записи на Брахми свидетельствуют, что останки Будды покоятся в Махачайтьи.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама