THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Дети не знают о том, как пища влияет на здоровье. Им важнее получить от нее удовольствие, а не пользу, поэтому они отказываются от каш и супов, а вместо них требуют пельмени, жареную картошку, сухарики и чипсы, шоколадные конфеты. При этом многие родители идут у своих чад на поводу, находя для себя простое оправдание: «Лучше пусть кушает такое, чем ничего».

Это в корне неверный подход, из-за которого молодая семья может столкнуться с серьезными проблемами. Сотрудники ВОЗ с сожалением констатируют, что статистика детского ожирения во всем мире выросла до катастрофических цифр. Современные дети испытывают большие физические и умственные нагрузки. После школы они не идут домой отдыхать, а бегут к репетиру по иностранному языку, на спортивную секцию или еще куда-нибудь, куда их записали заботливые мамы и папы.

«Рабочий день» ребенка зачастую заканчивается гораздо позже, чем у них самих. В таком режиме организм никак не может обойтись без необходимого набора полезных веществ, если он будет получать одни лишь быстрые углеводы (сидеть на крекерах, пирожных и кока-коле), то рано или поздно даст сбой. Именно поэтому главная задача взрослых – организовать своему ребенку правильное питание на каждый день.

☘ Что подразумевается под правильным питанием

Ограничение выдачи карманных денег, чтобы сын или дочь не могли покупать сладости в ларьках – это не выход из ситуации. Здесь нужно действовать иначе: рассказывать о вреде такой еды, подавать хороший пример, постепенно приучать к здоровому рациону, состоящему исключительно из полезных блюд. То есть, все детские блюда должны быть приготовлены из качественных натуральных продуктов, в которых нет красителей, консервантов, усилителей вкуса и прочего медленного яда. Полученные вместе с ними микроэлементы и витамины принесут много пользы: зарядят энергией, обеспечат полноценное физическое, умственное и психическое развитие, укрепят иммунную систему.

☘ Какие вещества необходимы растущему организму?

Их список достаточно большой.

· Углеводы – простые и сложные. Первые поднимут активность, только брать их нужно не из шоколадных батончиков (сахароза), а из фруктов, ягод, орехов, меда (фруктоза, глюкоза). В отличие от них сложные углеводы не дадут быстрый энергетический заряд. Они действуют постепенно и поддерживают активность ребенка на протяжении всего дня. На первом месте здесь злаки, овощи, зелень, грибы.

· Белки – важнейший компонент меню правильного питания для семьи с детьми. Это вещества, без которых невозможно нормальное развитие маленького человека. Больше всего их в мясе, рыбе, яйцах, кисломолочной продукции и бобовых.

· Жиры – отказываться от них нельзя ни в коем случае, ведь организму нужна подкожная жировая прослойка. Вопрос только в их количестве и качестве. Чтобы уже в раннем возрасте на боках не появились характерные складки, ребенка следует оградить от насыщенных жиров животного происхождения и обеспечить его организм легкоусвояемыми растительными. Такими богаты растительные масла, орехи и рыбий жир.

· Микроэлементы – обязательная составляющая детского питания. Кальций нужен для роста и укрепления костей, калий – для развития мышц, в железе нуждается кровь, йод необходим для нормального функционирования щитовидной железы, фосфор, магний и селен требуется нервной системе, а фтор укрепляет зубную эмаль.

· Витамины – обеспечивают полноценное развитие. Витамины А, Е, D, РР и некоторые другие нормализуют работу внутренних органов, С является главным иммуномодулятором, В нужен нервным клеткам и клеткам мозга, он повышает активность и настроение.

· Клетчатка – нормализует пищеварение. Это вещество содержится далеко не во всех продуктах, а если и есть, то в минимальных дозах. Больше всего клетчатки в бобовых, зелени, овощах и фруктах.

· Молочнокислые бактерии – составляют основную часть микрофлоры кишечника, препятствуют размножению вредных для здоровья гнилостных бактерий. Поддержать их количество на должном уровне помогут кефир, ряженка, сметана, творог.

Все вышеперечисленные вещества должны поступать в организм ребенка только со свежими натуральными продуктами. Именно из них надо сформировать рацион.

☘ Основные принципы детского питания

Сложно найти человека, которому бы не нравилась жареная пища. Довольно часто родители, заботясь о здоровье малыша, запрещают ему жареные блюда, при этом сами уплетают их за обе щеки, причем прямо у него на глазах. Подавать такой пример недопустимо, поскольку ребенок будет искать и найдет такую пищу за пределами дома.

Например, уличный фастфуд: картофель фри, блинчики, колбаски, куриные крылышки… Взрослые опомниться не успеют, как их ненаглядное чадо пристраститься к подобной еде. Чтобы не допустить этого, им самим надо отказаться от жареного и освоить другие способы приготовления блюд для всей семьи. Можно тушить, запекать, отваривать, готовить на пару. Вариантов много, нужно лишь собраться и изменить свои привычки.

Отказ от жареного – это первый этап, здоровое питание для детей требует от родителей выполнения еще нескольких правил.

· Пища должна быть достаточно разнообразной, если варить одни только каши, юный гурман быстро от них откажется.

· Ежедневно в меню должны присутствовать фрукты, овощи и молочная продукция (молоко в свежем виде – не больше 200 г в сутки).

· Из рациона следует исключить кетчупы, майонезы, острые соусы и специи.

· Желательно снизить потребление соли и сахара.

· Если дочь или сын привыкли к кондитерским изделиям и газировкам, стоит поискать им альтернативную полезную замену.

· Важно уже с ранних лет знакомить свое чадо с азбукой правильного питания. Для детей такую информацию следует подавать в особой форме. К примеру, чтобы пройти следующий уровень компьютерной игры, нужно скушать тарелку овсяной каши, которая добавит сил.

Конечно, на одной овсянке рацион для ребенка не построишь. Придется постараться и научиться готовить много разных блюд. Важно понять, что вкусная и полезная еда для детей – это не фантастика. Она действительно может приносить и пользу, и удовольствие одновременно, а для ее приготовления подойдут привычные и вполне доступные продукты.

☘ Примеры меню на каждый день для детей разного возраста

Стремление сделать питание своего ребенка полноценным и максимально его разнообразить не должно стать причиной «конфликта поколений». При подборе продуктов также следует учитывать и его желания, если они не идут в разрез со здоровым образом жизни. Что можно предложить малышу утром, в обед, вечером и в качестве перекуса между основными приемами? В организации питания рекомендуется руководствоваться возрастными особенностями. Рассмотрим несколько образцов.

2-3 года

  • Завтрак – пшенная каша с кусочками тыквы, хлеб с маслом (легкий бутерброд), чай.
  • Обед – куриный суп, картофельное пюре с тефтелей, свежий сок.
  • Полдник – яблоко, печенье, домашний йогурт.
  • Ужин – творожная запеканка, компот.

4-5 лет

До пяти лет продолжается четырехразовое питание, основанное на продуктах, способствующих правильному развитию ребенка.

  • Завтрак – рисовая каша на молоке, стакан какао.
  • Обед – гречневый суп, овощной салат, кисель.
  • Полдник – запеченные яблоки, овсяное печенье.
  • Ужин – рыбное филе, пудинг, сок.

6-7 лет

В этом возрасте практически все дети становятся слишком уж капризными по отношению к еде, многое им не вкусу. Несмотря на это питание должно оставаться сбалансированным и достаточно калорийным, чтобы поддерживать энергию. Количество приемов пищи можно увеличить до пяти.

  • Завтрак – любая молочная каша, хлеб с маслом и твердым сыром, чай.
  • Второй завтрак – яблоко или банан (берет с собой в школу).
  • Обед – суп, тушеное мясо, салат из овощей, компот из сухофруктов.
  • Полдник – запеканка (как вариант – пудинг), свежий фрукт, кукурузное печенье с молоком.
  • Ужин – мясо кролика на пару, гарнир из тушеных овощей, кефир.

В организации правильного питания для детей важную роль играет родительский пример. Если папа или мама на глазах у ребенка кушает жареный окорочок с золотистой корочкой, не скрывает своего удовольствия и при этом рассказывает о вреде такой пищи, он не поверит ни одному слову. Мало того, ему будет завидно, очень обидно и обязательно захочется попробовать точно такой же. Поэтому взрослым желательно пересмотреть и свой рацион, это пойдет на пользу всей семье.

Давать ребенку витамины или всё-таки обеспечить полноценное питание? Ответственные родители наверняка выберут второе. Из статьи вы узнаете, каким должно быть правильное питание для детей по рекомендациям педиатра Института питания РАМН Наталии Таран.

Пищевая пирамида

Специалистами была составлена пирамида питания, которая в процентном соотношении показывает, сколько человеку нужно употреблять белков, углеводов и жиров в течение дня. Она актуальна как для взрослых людей, так и для детей, поэтому при составлении детского меню обязательно следует изучить ступеньки пирамиды. Детальнее можете почитать .

Если описать кратко, то основа рациона - это злаки. Далее идут овощи и фрукты в достаточном количестве. Затем следуют белковые продукты (мясо, молочные продукты), и только вершину пирамиды занимают сладости и жиры.

Теперь давайте посмотрим распределение всех продуктов в течение дня. На нижеприведенном графике видно, что 65% суточной калорийности приходится на первую половину дня. Это те калории, которые идут на обеспечение активности растущего организма. И только 35% калорийности приходится на вторую половину дня.


Правила детского здорового питания


Это были азы меню правильного питания для детей. Примечательно, что только 12% родителей и детей следуют всем указаниям. Из-за этого у 70-100% детей наблюдается дефицит витамина С, у 40-80% - витамина В, у 40-60% - витамина А, у 10-30% опрошенных дефицит железа, у 10-30% - дефицит Омега-3 и абсолютно у всех наблюдается нехватка йода. Некоторые витамины не синтезируются в организме, поэтому они должны поступать с пищей.

Один из вопросов, который мне часто задают как детскому психологу: «Что делать, если мой ребёнок не ест?». Рекомендации для родителей по организации питания детей мне приходится давать довольно часто.

Вопрос, который мне задают знакомые мамы: «Почему твои дети так хорошо едят?» И ещё: «Твоя дочка ест ЭТО?! Как ты научила её?» Мои дети действительно хорошо едят, а моя дочка ещё и из тех, кто ест всё и предпочитает цветную капусту сосиске. Чтобы добиться этого, мне пришлось пройти через все типичные ошибки, которые только могут сделать молодые неопытные мамы, заставить взять себя в руки, признать промахи и провести работу над ошибками.

К сожалению, исправить все ошибки, которые я наделала с сыном, было уже невозможно. Но благодаря этим ошибкам я смогла помочь моей дочке питаться здоровой пищей. Привычка, которая, надеюсь, останется у неё на всю жизнь. Ведь пищевые привычки формируются в самом раннем детстве. А правила здорового питания для детей, на самом деле, совсем несложные.

Я расскажу вам свой личный опыт организации питания моих детей: сына, которому сейчас 8 лет, и дочки 3 лет. Надеюсь, этот опыт чем-то поможет вам и вашим детям.

Ошибка 1: докармливание смесью.

Я уверена, многие скажут: «Не все могут выкормить ребёнка грудью». Да, действительно, иногда это невозможно по медицинским показаниям. Однако таких случаев по-настоящему мало. А мам, докармливающих смесью, значительно больше.

Также бывают случаи, когда женщина сама делает выбор в пользу смеси. Я считаю, что это достойно уважения хотя бы потому, что такая женщина (а видела я такую всего однажды) осознанно говорит: «Я не готова сейчас кормить грудью, у меня много работы, и я не могу справиться». Она делает выбор и берёт за него ответственность.

Чаще всего, к сожалению, я слышала другие фразы. Именно их я говорила, кормя сына смесью: «Я не молочная», «Он не наедается и плачет», «Врач сказал, что нужен докорм, я что, буду спорить с врачом?»

Кроме того, абсолютно все вокруг считают своим долгом что-то сказать или подсказать молодой неопытной маме:

– Молоко не пришло на второй день? Скорее всего, и не придёт! – говорит гинеколог.

– По часам кормить не нужно, но и не каждые пять минут! – объясняет подруга.

– Ну ты взвесь его до и после еды, и всё станет ясно, – утверждает мама.

– Почему он так плачет? Он голодный? – недоумевает муж.

Эти фразы я не придумала – мне действительно их говорили. В такой ситуации не проинформированной заранее маме практически невозможно не сдаться и не начать докорм. Даже если мама не сдаётся сразу, это часто происходит в 1–3 месяца, когда начинаются колики, ребёнок не набирает по одному кг каждый месяц или у мамы лактационный кризис.

Так сдалась и я. Сдалась, обвинив себя в «немолочности».

Работа над ошибками.

Если мама готовится к грудному вскармливанию сама, она с удивлением узнает, что для здорового ребёнка существуют всего несколько простых советов питания грудью, которым она может следовать и успешно кормить. Вот они:

– Давать грудь по требованию до 6 месяцев. Это значит, что до 6 месяцев вы не сможете расстаться с ребёнком. И давать грудь вы будете действительно каждый раз, когда ребёнок этого пожелает.

– Не давать ребёнку соску, пока не установилось грудное вскармливание. Всё время, пока ребёнок сосёт соску, он не сосёт грудь.

– Не кормить ребёнка из бутылочки (ни смесью, ни сцеженным молоком).

– Взвешивать ребёнка только на плановых осмотрах врача.

– Узнать реальные таблицы возможной прибавки в весе. Они очень отличаются от того, что часто говорят врачи.

– Уяснить, что измерение количества молока весами (взвешивая до и после) и сцеживанием – неэффективно.

Дочку я решила кормить грудью во что бы то ни стало. Это не значит, что я решила просто не взвешивать её или не слушать врачей. Напротив: дочка родилась с очень низким весом, и поэтому я была особенно внимательна. У меня были весы и, вопреки рекомендациям, я взвешивала дочку каждые три дня (на самом деле, втихаря каждый день), потому что врачи мне сказали следить, чтобы она не теряла в весе.

Также у меня был наготове телефон консультанта по грудному вскармливанию, которому мне так и не пришлось звонить. Но, по моему опыту, важно, чтобы была возможность такой консультации в любой момент.

Несмотря на то, что молоко пришло только на пятый день, как и с сыном, что дочка кричала, когда была не у груди, и что весила она очень мало при выписке из роддома, потом она прекрасно набирала вес. Я кормила её до 2 лет в соответствии с рекомендациями педиатров и просила прощение у сына за свою «безмолочность» для него.

Ошибка 2: питание «прикормом» вместо обычной еды.

Итак, моя вторая ошибка, которую я в последствии наблюдала у многих мам, – длительное питание прикормом вместо еды с общего стола.

Надо сказать, что прикорм сыну я вводила по обычным нормам: моноовощи, монофрукты, крупа в виде несладкой каши. Не буду спорить, правильно это или нет, но уж точно могу сказать: прикорм должен оставаться прикормом. То есть в течение нескольких месяцев питание ребёнка грудным молоком или смесью дополняется некоторыми продуктами. Он их пробует, учится их есть, воспринимает и исследует их вкус. Все необходимые вещества и свою норму ребёнок по-прежнему получает из молока. Прикорм следует воспринимать как знакомство. К сожалению, я воспринимала его только как знакомство для желудка, а не как знакомство для вкусовых рецепторов.

Когда сыну исполнилось 8 месяцев, он хорошо ел перетёртый кабачок, в 10 месяцев – перетёртый кабачок с курочкой, в год – перетёртый кабачок с брокколи и постной говядиной. В год сын стал есть плохо. Но я всё также думала, что ему надо съедать норму супа в 300 граммов. Конечно, я давала ему и обычные продукты: кусочек хлеба или детское печенье, но основу составляли пресные каши, фрукты и суп из здоровых продуктов. Даже мысли заменить всё это на тарелку макарон в моей голове не возникало.

Такая еда мало привлекала сына, и нам приходилось развлекать его во время еды, чтобы занести в рот очередную ложку.

Работа над ошибками.

К рождению дочки я ознакомилась с таким понятием, как педагогический прикорм – ребёнок ест не обычный прикорм, а еду с общего стола микродозами. Идея мне понравилась, но казалось сложным дать микродозу. А если ребёнок захочет ещё? Казалось странным полностью отказаться от рекомендаций педиатров и вводить продукты не по положенным срокам.

Ещё мне нравилась идея Монтессори-педагогики в скором времени после начала прикорма давать еду кусочками, а не в перетёртом виде.

Тогда я просто выяснила, чем можно кормить ребёнка в 6 месяцев (можно многие фрукты, овощи, крупы без глютена), в 8 (овощи, фрукты, крупы, курицу) и так далее. На основе этих продуктов я стала готовить еду для всех. Я начала прикорм с супа, которые ели все члены семьи: картошка, морковка, кабачок, немного риса. Дочке – перекрутить в блендере, другим – посолить и добавить приправ. Пресную кашу заменила кашей с кусочками сочных сладких фруктов. Конечно, я кормила других членов семьи не только этими продуктами, но пробовали их все.

С 8–10 месяцев я стала давать дочке пробовать многое, что было у нас на столе в неперетёртом виде: свежие овощи из салата, политые оливковым маслом, крупы, куриные котлеты, которые мы ели на ужин, кусочки фруктов, сыр, когда нам разрешили вводить молочные продукты. В год дочка ела всё с общего стола. Я ничего не готовила для неё отдельно.

В результате дочка ела и ест обычную еду, которую привыкли есть мы все. Сын до сих пор не признаёт салаты, думаю, именно потому, что все овощи для него мы слишком долгое время варили.

Ошибка 3: не давать пробовать новое.

Эта ошибка вытекает из предыдущей. Если вы кормите ребёнка специальными продуктами: супом, кашей и творожками, – скорее всего, у него не будет желания пробовать новые вкусы. Конечно, дети могут быть более или менее консервативны в еде в силу характера, но всё же вкусовые привычки формируется с раннего детства. Я знаю детей, которые и в 5 лет питаются только супом и йогуртами «Агуша», и мамы в ужасе от того, что ничего не могут изменить. Также и мой сын приходил в ужас, когда я предлагала попробовать незнакомый продукт.

Работа над ошибками.

Так как дочка ела с общего стола практически с самого начала, к году она пробовала такое, что сын не хотел пробовать и в свои 6 лет. Смотря, как дочка с удовольствием ест гуакамоле (блюдо из авокадо), он тоже решил попробовать немного «этого зелёного». Хочу заметить, что мои дети не ели сосиски или индустриальную выпечку. Когда в вашей семье есть малыш, который кушает с общего стола, вам приходится менять свой рацион в пользу здорового питания.

Если в семье уже есть ребёнок, который «ничего нового не ест», просто переводите его за общий стол. Неважно, сколько ему лет – год или 5! Просто перестаньте отдельно ему готовить и покупать «Агушу».

Сейчас моему сыну 8, и он не боится пробовать новое, хотя часто и отказывается что-то есть. Правило в нашей семье – съесть одну ложку нового блюда.

Ошибка 4: отдельный приём пищи.

Если вы кормите ребёнка его собственной едой, скорее всего, вы делаете это отдельно ото всех. У малыша может быть и отдельное расписание приёма пищи, как это было у нашего сына. В этом случае ребёнок даже не знает, что и как едят взрослые, потому привычки поведения за столом формируются гораздо позже.

Работа над ошибками.

Я знаю, как это сложно. Дочку я сажала за стол со всеми вместе с первого прикорма, и мне приходилось кормить её одной рукой, а другой пытаться есть самой. Если у вас есть другие дети, то и они требуют внимания и просят принести им воду, соль или салфетки. В итоге маме практически не хватает времени поесть. Просто смиритесь – это ненадолго. Я очень скоро увидела множество положительных моментов в таком подходе: старший сын (и даже муж) перестали беспокоить меня по пустякам и стали сами наливать себе воду и брать салфетки, а дочка в год уже вполне неплохо орудовала ложкой и быстро обучилась правилам поведения за столом.

Ошибка 5: телевизор и другие развлечения во время еды.

И эта ошибка вытекает из всех предыдущих. Если ребёнок ест один свою собственную пресную пищу, ему становится скучно, и приходится развлекать его. Как развлекать – зависит от семьи. Проще всего, конечно, включить мультики. Тогда ребёнок исправно открывает рот и съедает свою норму полезного супа. Но не думайте, что игра «За маму, за папу» и «Самолётик летит в рот» многим лучше телевизора. Всё это отвлекает ребёнка от непосредственного принятия пищи и сводит на нет пищевой интерес.

Работа над ошибками.

В этом случае мы смогли провести работу над ошибками уже с сыном. В 3 года мы просто перестали включать телевизор и детские песенки за едой. А сыну объявили, что теперь мы будем во время еды общаться за общим столом. Сын стал съедать в два раза меньше. Для меня, как и для любой мамы, это был сложный период. Так что лучше сразу же делать так, как мы делали с дочкой: не включать телевизор во время еды и не читать, сколько граммов должен съедать ребёнок в том или ином возрасте!

Ошибка 6: кормить ребёнка.

Предыдущие ошибки предполагают и долгое кормление ребёнка. Так как у малыша нет здорового пищевого интереса и он больше занят мультиками или вашим пением потешек, он ещё не готов самостоятельно пользоваться ложкой.

Работа над ошибками.

В педагогике Монтессори есть полезный трюк: с первого прикорма давать ребёнку две ложки. Одной ложкой его будете кормить вы, другой ложкой ребёнок будет пытаться есть сам. Таким образом наша дочка уже к году могла съесть всё что угодно ложкой (конечно, всё ещё помогая себе руками). Когда я убедилась, что она не останется голодной, я просто перестала её кормить и стала спокойно съедать собственный обед.

Ошибка 7: заставлять есть.

Самая вредная и самая часто встречающаяся ошибка. Если с самого начала вы не пробудили пищевого интереса у ребёнка, он начинает воспринимать еду как нечто в целом неприятное. Поэтому, чтобы он съел свою норму, вам всегда придётся заставлять его есть.

Я делала эту ошибку с сыном около трёх лет. Сын не был пухленьким ребёнком никогда, поэтому не заставлять его есть было страшно.

Я знаю очень худенькую девочку с пониженным гемоглобином, которую от страха заставляли есть до рвоты. Понятное дело, она так и не поправилась. Кроме того, ненавидела еду в принципе! Хотя с удовольствием могла съесть целый торт. Очень надеюсь, что в будущем у неё не будет серьёзных проблем с питанием.

Работа над ошибками.

Самое лучшее в этой ошибке – её можно устранить в любом возрасте ребёнка. Просто перестаньте заставлять его есть. Я перестала заставлять сына есть в 3 года (тогда же, когда запретила телевизор во время еды). И первое время он отказывался есть вовсе и худел ещё больше. Однако уже через несколько месяцев интерес к еде восстановился, хотя его меню немного изменилось: супы-пюре и кашу он больше не ел никогда. Но у меня больше не возникало проблемы накормить сына. Кстати, сейчас от бывшей худобы не осталось и следа!

Естественно, дочку я не заставляла есть никогда. Однажды мой педиатр рассказал мне любопытную теорию: все дети переживают всплески роста, когда им требуется гораздо большее количество пищи, а потом замедления – и тогда пищи требуется меньшее количество. Я не знаю, правда ли это, я не врач. Но действительно, по моему опыту, для многих детей характерно есть больше или меньше еды в течение одного месяца без особых причин. Стоит позволять им это и не мерить порцию по тому, что ребёнок съедает обычно, а по желанию есть именно сегодня. В нашей семье дети сами говорят, сколько еды положить в тарелку. Если ребёнок просит всего одну ложку, я уважаю его выбор. После всегда можно попросить добавку.

Ошибка 8: не давать выбора блюд.

Когда вы решили, что теперь ребёнок будет есть всё, легко впасть в другую крайность, что со мной и произошло в то время, когда я перестала насильно кормить сына. Я перестала уважительно относиться к его вкусовым предпочтениям. В надежде, что легко можно всё исправить, я стала готовить много овощных блюд, которые сын так и не начал есть. Нам часто кажется, что дети должны есть то, что им дают, тогда как сами частенько отказываемся от одного или другого блюда просто потому, что именно сейчас не хотим его. У нас есть преимущество – мы можем открыть холодильник, приготовить или сбегать в магазин за желаемым блюдом. У ребёнка такого преимущества нет.

Работа над ошибками.

Если вам заведомо известно, что ребёнок не ест какие-либо блюда, не заставляйте его их есть. Я знаю, сложно пережить, что ваш ребёнок, как мой сын, вообще не ест кашу или суп. Ведь это основные составляющие детского меню. Но попробуйте искать этим блюдам здоровую альтернативу, например, суп-пюре или жидкие рагу.

Не стоит полностью исключать эти блюда из вашего меню. Также раз за разом предлагайте ребёнку «просто попробовать» блюдо. Однако надо видеть разницу между ситуацией, когда ребёнок не ест какое-то определённое блюдо или продукт и когда ребёнок ест только несколько определённых блюд. Предпочтения ребёнка не должны полностью менять ваше меню и заставлять вас каждый день готовить ему отдельно. Обычно в ситуации, когда есть «первое» и «второе» блюдо или закуска и основное блюдо, ребёнок (да и взрослый) может выбрать еду себе по вкусу.

Если ребёнок просит приготовить какое-то определённое блюдо, старайтесь не отказывать ему, а лучше привлеките его к готовке.

Ошибка 9: не разрешать готовить с вами.

Признаюсь, этой ошибки мой опыт Монтессори-педагога мне сделать не дал. К приготовлению еды я привлекала обоих детей с самого раннего возраста. Однако это достаточно типичная ошибка, особенно занятых родителей. Сложно привлечь ребёнка к приготовлению еды, когда надо быстро накормить голодную семью. В итоге некоторые дети вообще не знают, откуда берётся еда, и представить себе не могут, что суп – это соединение тех самых овощей, которые они учат с мамой по карточкам.

Работа над ошибками.

Дети очень любят есть то, что сами приготовили. Поэтому детей нужно привлекать к готовке с раннего детства. Уже в год ребёнок может смешивать ингредиенты, а в полтора-два чистить варёные яйца, взбивать, замешивать тесто и делать печенье и хлеб, резать мягкие продукты. Если ребёнок плохо ест, предлагайте как можно чаще готовить вместе, и вы увидите, как самостоятельно приготовленное блюдо будет особенно привлекательно для малыша.

Ошибка 10: вредная еда.

Все мамы, особенно мамы первого ребёнка, прекрасно знают: ребёнка нужно кормить полезной пищей. Нельзя ни в коем случае давать малышу сладкое, солёное, аллергенное, сок, газировку, шоколад, колбасу, продукты с консервантами и пищевыми добавками, ГМО и вообще покупное. Тут можно продолжать или сокращать список, всё зависит от семьи. Но в общем всем ясно, что домашняя еда для детей должна быть полезной.

Однако со временем вредная еда станет интересной для ребёнка. Особенно ему будет интересна такая еда, если вы сами едите её дома, но ребёнку не даёте.

Мой сын не ел всё вышеперечисленное до 3–4 лет, как и полагается. Он в принципе не знал о существовании большей части этих продуктов.

С дочкой так не получилось. Она довольно рано стала ходить на детские праздники и в гости со старшими детьми, где её угощали сладостями и чипсами. Так как она была за общим столом, после года она иногда ела и ветчину или другие покупные продукты, которые она видела у нас на столе. В тот момент мне это очень не нравилось, но я не знала, как с этим бороться. Я как раз наблюдала за девочкой 5 лет из класса сына, которой мама запрещала все вредные продукты. На детских днях рождениях девочка хватала сладости и чипсы и ела их буквально под столом втайне от мамы. Мне казался неприемлемым такой вариант, поэтому я разрешала дочке пробовать всё, чем её угощали.

Работа над ошибками.

К моему огромному удивлению, попробовав, дочка быстро потеряла интерес ко всей вредной еде. На детских праздниках она вообще практически не ела, а отдавала предпочтение игре с детьми. Дома она перестала есть ветчину. Единственный интерес остался к конфетам, но и их она съедает 1–2 на праздниках. Дома я даю детям немного качественного шоколада.

В то же время, я стала замечать, что мой взращённый на здоровой еде сын при виде хот-дога теряет рассудок. Дома мы не едим сосиски и колбасу, однако я решила покупать их иногда специально для сына, потому что наглядно увидела, что детей интересуют вредные продукты не из-за их вкуса, а из-за их запрещённости. Надеюсь, что интерес сына к сосискам также постепенно сойдёт на нет.

Сейчас у детей каникулы. Они как раз проснулись и сели завтракать. Я кладу на стол хлеб для бутербродов, ветчину, сыр, йогурты и фрукты. Сын съедает бутерброд с ветчиной. А дочка выбирает йогурт и фрукты. Она вообще не ест колбасные изделия и очень редко – хлеб. Я съедаю бутерброд с сыром и заставляю себя «только попробовать» фрукты, молча завидуя дочке. Видимо, мне не сформировали пищевой интерес в детстве, а заставляли съесть яблочко «через не хочу».

Возможно, вам будет интересна . В ней всё по науке, но простыми словами. Самое важное всего на 60-ти страницах.

Освоение школьных программ требует от детей высокой умственной активности. Маленький человек, приобщающийся к знаниям, не только выполняет тяжелый труд, но одновременно и растет, развивается, и для всего этого он должен получать полноценное питание. Напряженная умственная деятельность связана со значительными затратами энергии.

В течение последних 10 лет в РФ заболевания органов пищеварения у детей занимают 2-ое место в структуре общей заболеваемости, что характерно и для нашего региона. За год в областной детской больнице проходит лечение более 300 ребятишек с гастроэнтерологическими заболеваниями.
В связи с этим специалисты Липецкого областного центра медицинской профилактики напоминают о правилах здорового питания для школьников.

Современный школьник должен есть не менее четырех раз в день, причем на завтрак, обед и ужин непременно должно быть горячее блюдо. За день школьники должны выпивать не менее одного-полутора литров жидкости, но не газированной, а обычной питьевой воды или соков.

В утренний завтрак школьников, помимо сладкого чая, должны обязательно входить хлебобулочные изделия, каши (овсянка зарекомендовала себя лучше всех), из фруктов предпочтительны яблоки, богатые клетчаткой и пектином.

Белки - это основной материал, который используется для построения тканей и органов ребенка. Белки отличаются от жиров и углеводов тем, что содержат азот, поэтому белки нельзя заменить никакими другими веществами. Ежедневно в меню школьника должны присутствовать мясные и рыбные продукты, яйца, орехи, овсяная, гречневая крупы. Необходимы молочные и кисломолочные продукты (творог, йогурт, молоко). В связи с этим молоко должно рассматриваться как обязательный, не подлежащий замене продукт детского питания. Для детей школьного возраста суточная норма молока - 400 мл (с учетом приготовления молочных блюд).

Овощи – необходимый источник витаминов и микроэлементов. В рационе должно быть до 50% сырых овощей и фруктов. При этом надо иметь в виду, что овощи и фрукты надо включать каждый раз и обязательно употреблять до еды или через 40-60 минут после еды.

Для нормального функционирования мозга необходимы фосфор, сера, кальций, железо и магний. Фосфор и фосфорные соединения способствуют образованию клеток мозга, сера нужна для насыщения их кислородом. Витамин мозга – витамин Е, а также: витамины В1, В2, В6.

В связи с этим вам будет полезно знать, какие продукты питания содержат вышеперечисленные микроэлементы, витамины. Это: говядина, печень, яичный желток, масло оливковое, картофель, капуста, морковь, огурцы, петрушка, сухофрукты, вишня, смородина, клубника, крыжовник, малина, виноград, апельсины, хлеб из муки грубого помола, кисломолочные продукты.

Пища – единственный источник, с которым ребенок получает необходимый пластический материал и энергию. Нормальная деятельность головного мозга и организма зависит в основном от качества и количества употребляемой пищи. Родителям полезно знать о том, что «трудный» характер ребенка часто является результатом нерационального питания, что правильное питание улучшает умственные способности, развивает память у детей и, таким образом, облегчает для него процесс обучения.

10 правил здорового питания школьника

Правило первое : завтрак должен быть обязательно! Забудьте о хлопьях с молоком или соком, лучше потратить на 2 минуты больше времени, но сделать 2 бутерброда из цельнозернового хлеба с сыром, зеленью, творогом или курицей. Белка хватит до самого обеда.

Правило второе: в школу надо взять с собой маленькую бутылку минералки и пару яблок или банан. Калий, содержащийся в банане, прекрасно снимает усталость. Это весьма кстати для тех школьников, которые вечером засиделись перед компьютером и, разумеется, не выспались.

Третье правило : если в школе не предусмотрено питание для детей, то можно дать ребенку с собой бутерброд. Заверните его в фольгу, чтобы избежать крошек среди листов учебников и тетрадей.

Правило четвертое , для школьников младших классов: пользуйтесь тем, что государство предоставляет вам молоко, выпивайте его. Кальций для детских зубов и косточек – то, что доктор прописал!

Правило пятое: в школьном буфете можно купить сок, пирожок или булочку, но точно не чипсы, газировку или картофель фри. Насытиться этими вещами вы не насытитесь, но аппетит вам они разыграют.

Правило шестое: перекусы не так плохи, как может показаться. Только вот перекусывать надо с умом. Шоколадка, конечно, придаст вам энергии, но лишь на короткое время, да и пользы от нее будет гораздо меньше, чем вреда. А вот большое яблоко в качестве перекуса куда уместнее.

Правило седьмое , связанное не с тем, ЧТО есть, а с тем, КАК есть: не ешьте на бегу. Сядьте в школьной столовой за стол и потратьте на завтрак время всей перемены. Ну и, конечно, непременно мойте руки перед едой.

Правило восьмое : по возвращении из школы горячий обед обязателен. Это должно стать аксиомой для школьника любого класса.

Правило девятое: не злоупотребляйте полуфабрикатами. Пельмени, может, приготовить куда проще, чем, скажем, омлет, но по пользе для организма они не сопоставимы. Супы, горячие блюда, гарниры – все это должно присутствовать в рационе школьника.

Правило десятое : обилие овощей и фруктов – непременное условие для здорового питания ученика. Выбирайте плоды по сезону и приучайте ребенка к мысли, что есть их надо обязательно.

Правильное питание ребенка очень важно. Сегодня у большинства родителей отсутствует понимание о правильном составлении дневного рациона для детей. Но в данной теме необходимо разбираться всем, у кого уже есть дети и тем, кто планирует в будущем их завести. С самого маленького возраста крохам необходимо прививать культуру и основы правильного питания.

Родители показывают пример

Правильное питание ребенка - это основа его здоровья. В семьях, где в рацион включены полезные продукты, редко возникает ситуация, когда ребенок перебирает или вовсе отказывается есть. Поэтому с малых лет очень важно показывать пример малышу. Объясняйте ребенку, что пища быстрого приготовления плохо сказывается на работе желудочно-кишечного тракта, а большое потребление сахара вредит организму в целом.

Конечно, сегодня существует множество ресторанов и кафе, которые предлагают своим посетителям детское меню. Но мы не можем быть уверены в качестве продуктов, которые использовались для приготовления блюд. Зачастую в заведениях готовят несбалансированную еду, где калорийность заказанного вами блюда превышает свою среднестатистическую норму по КБЖУ.

Существует очень интересный подход, который поможет составить ребенку меню, в основе которого будет правильное питание. Картинки для детей с овощами и фруктами в этом помогут. А ребенок точно укажет, какие продукты любит, а какие нет.

Поэтому старайтесь никогда не покупать при ребенке еду в сомнительных ларьках, кафе или забегаловках. Подавайте хороший пример своим детям. То же самое касается и снеков в продуктовых магазинах. Сухарики, чипсы, орешки и прочие продукты подобного типа имеют опасный для здоровья состав. Красители, усилители вкуса и ароматизаторы пагубно влияют на работу нашего желудка, а всасываясь в кровь, оказывают серьезную нагрузку на остальные органы.

Правильное питание для детей дошкольного возраста

Ребенок в возрасте до 6-ти лет тратит огромное количество энергии. Поэтому очень важно составить рацион правильно, чтобы возместить все энергозатраты, кроме этого, наполнить организм растущего человечка всеми необходимыми витаминами, микроэлементами, белками и жирами.

Основные полезные компоненты содержатся в злаковых культурах, фруктах, хлебе и овощах. Мясо положительно влияет на уровень гемоглобина в крови. Растительное масло - лучший источник правильных жиров для растущего организма.

Ребенок в таком возрасте должен питаться 5 раз в день маленькими порциями. Перерыв между приемами пищи составляет порядка 3-4 часов. Примерный перечень продуктов питания на день.

  1. Завтрак. Блюда из молочных продуктов (творог, сырники), омлет, каша, сладкие фрукты.
  2. Ланч. Йогурт, кефир, фрукты.
  3. Обед. Легкий овощной супчик, предпочтительно использовать бульон на мясе или рыбе. На второе: мясо с овощами либо мясное блюдо с крупой и овощной салатик. Компот из свежих ягод или сухофруктов.
  4. Полдник. Творожная запеканка, молоко, кефир и печенье.
  5. Ужин. Блюдо из овощей или молока, можно приготовить омлет.

Для правильного сохранения витаминного состава фрукты и овощи лучше употреблять сырыми, так как термическая обработка лишает пищу массы полезных свойств. Один раз в 7 дней можно заменять мясо и рыбу субпродуктами, такими как печень, сердечки и прочие. Избегайте полуфабрикатов, в рационе детей их быть не должно. То же касается майонезов и кетчупов.

Регулярность в питании

Соблюдение точного режима приема пищи играет важную роль в усвоении питательных веществ нашим организмом. На завтрак должно приходиться порядка 25 % , на обед - 35 %, на полдник - 15 %, а на ужин - около 25 % суточного рациона на день.

Старайтесь не допускать дополнительных перекусов, так как ребенок, насытившись, попросту может отказаться от приближающегося обеда или ужина. Если тактика не приносит успехов, то отучайте постепенно. Предлагайте малышу перекусить фруктом или соком, такой прием пищи не испортит аппетит.

Восполняем энергетические затраты

Правильное питание детей оказывает положительное влияние на активность и обменные процессы в организме. Если вы заметили у вашего ребенка наличие лишнего веса, то незамедлительно урежьте количество сладостей и высококалорийных продуктов. Поставьте на видное место полезные перекусы в виде фруктов, злаковых хлебцев и орехов. Не бойтесь сладких фруктов, они содержат кладезь витаминов. А большинство детей имеет способность чувствовать, что необходимо организму в данный период и сами могут попросить, например, очередное яблоко.

Старайтесь правильно организовывать досуг своего ребенка, он должен много гулять, посещать спортивные кружки. В скором времени, ориентируясь на активность вашего ребенка, вы сможете выстроить грамотную схему питания для восполнения энергетических затрат.

Готовим пищу

Относительно правильного питания детей уже все понятно. Но как готовить еду правильно, и на что в первую очередь стоит обращать пристальное внимание? Помните, продукты должны быть свежими и высокого качества. Если хранить их в течение длительного времени, они начинают портиться и большинство полезных микроэлементов существенно снижается. Повторное разогревание также оказывает негативное влияние на сохранность полезных свойств блюда. Считается, что дополнительная тепловая обработка служит катализатором для появления токсичных нитратов, которые способны вызвать отравление детского организма.

Чтобы сохранить все полезные витамины и микроэлементы в продуктах отдавайте предпочтение приготовлению блюд на пару. Избегайте жарки на растительном масле, лучше запеките в духовке, отварите либо потушите. Все дело в том, что продукты, приготовленные в процессе жарки, негативно влияют на работу слизистой желудка и могут вызвать серьезные проблемы со здоровьем.

Для выпечки старайтесь выбирать овсяную, рисовую и гречневую муку. Она намного полезнее белой, которая переработана несколько раз исключительно для привлекательного вида. Пользы в ней практически нет.

Едим в удовольствие

Помните, нельзя заставлять ребенка есть, если он категорически отказывается от еды. В ваших интересах пробудить аппетит, а не заталкивать силой очередную ложку каши.

Можете позвать малыша к столу тогда, когда он сам проявит желание покушать.

Рассмотрим тонкие хитрости, направленные на то, как пробудить аппетит у дошкольника:

  1. Прогулки на свежем воздухе, спортивные занятия и игры способствуют улучшению аппетита.
  2. Красиво оформите стол. Создайте атмосферу ресторана, которая сама по себе привлекает к тому, чтобы попробовать одно из блюд.
  3. Предложите ребенку кусочек яблока. Ведь, как известно, аппетит приходит во время еды.

Соблюдаем питьевой режим

Старайтесь не давать ребенку пить во время и после еды. Дело в том, что дополнительная жидкость разбавляет желудочный сок, тем самым уменьшает концентрацию ферментов, а это негативно сказывается на переваривании пищи.

В остальное время ребенок должен регулярно пить чистую воду. Больше всего жидкости ребенок теряет во время длительных прогулок на свежем воздухе и активных игр. Избегайте употребления сладких компотов, покупных соков. Лучше готовьте самостоятельно фруктовые морсы и компоты без сахара. Еще отличной альтернативой могут стать детские чаи, в состав которых включены полезные травы и ягоды.

Примерное меню для детей от 1 до 3 лет

Правильное питание для детей в год уже может быть достаточно разнообразным, поэтому сложностей с приготовлением возникнуть не должно.

  1. Завтрак. Молочная каша 100-150 мл. Фрукт, компот или травяной чай.
  2. Обед. Легкий овощной салат, заправленный растительным маслом. Желательно отдавать предпочтение оливковому маслу холодного отжима, в нем больше насыщенных жиров. Овощной супчик на легком мясном или рыбном бульоне. Мясное суфле с гарниром (крупа, отварной картофель). Макароны желательно включать в рацион не чаще 1 раза в неделю.
  3. Полдник. Творожок, йогурт или кефир с печеньем. Можно добавить фрукт, тут все зависит от аппетита ребенка.
  4. Ужин. Мясная котлетка и овощи, тушенные или приготовленные на пару. А также можно отдавать предпочтение отварной гречке или другим легко усваиваемым крупам. Не менее привлекательным вариантом для ужина считается творожная запеканка с ложечкой джема.

Примерное меню для детей от 3 до 6 лет

Дети в таком возрасте также очень активны. Калорийность пищи для ребенка в возрасте 3-4 лет должна составлять порядка 1700 ккал, в 5 лет около 1900-2000 ккал, а с 6 лет - от 2200 ккал.

Правильное питание детям, меню на неделю.

  1. Завтрак. Злаковые мюсли с фруктами. Кусочек хлеба со сливочным маслом и чай с медом (при отсутствии аллергии). Творожные запеканки, молочные каши и сырники также станут отличным вариантом для завтрака.
  2. Обед. Овощной салат с тушеным мясом в сметане, мясными котлетками, отварным мясом или зразами. На гарнир отварная крупа (рис, гречка, булгур и проч.). Можно добавлять к мясному блюду отварной картофель или пюре. Стакан компота или кисель. Ломтик белого или цельнозернового хлеба.
  3. Полдник. Кефир, творожная запеканка, сырники, булочка или печенье со сливочным маслом.
  4. Ужин. Овощная запеканка, картофельные зразы, пудинг, фаршированные перцы. Запивать можно компотом, молоком или чаем.

Несмотря на представленное меню, помните, что в первую очередь в процессе составления рациона вы должны отталкиваться от предпочтений своего ребенка. Если он ненавидит кабачки, не стоит насильно его заставлять их кушать, так как в них масса полезных витаминов и микроэлементов.

Возможные проблемы

У детей в довольно раннем возрасте начинают формироваться основные предпочтения во вкусах. Поэтому еще недавно привычная еда воспринимается в штыки и ребенок отказывается есть то или иное блюдо. Не нужно заставлять детей употреблять нелюбимый продукт. Составьте грамотно рацион и исключите блюда подобного типа. Когда пройдет немного времени, попробуйте снова предложить данный продукт.

Если у ребенка отсутствует аппетит, постарайтесь выяснить причину. Быть может предыдущий прием пищи был очень сытным либо присутствовали незапланированные перекусы, и ребенок еще не проголодался.

И помните! Только вы можете показать правильный пример своему ребенку.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама