THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Закрепляет право работодателя на установление режима разделения рабочего дня на части, которое реализуется при следующих условиях:

Особый характер труда в организациях (например, осуществление педагогической работы в образовательных учреждениях с круглосуточным пребыванием обучающихся, воспитанников; в животноводстве - это доение, кормление животных, уход за больными животными и другие схожие работы);

Производство работ, интенсивность которых не одинакова в течение рабочего дня (смены) (например, в организациях транспорта).

2. Применение режима разделения рабочего дня на части возможно при соблюдении требования - общая продолжительность рабочего времени не может превышать предусмотренную продолжительность ежедневной работы.

3. Предоставив право работодателю на установление режима разделения рабочего дня на части, все остальные вопросы регулирования такого режима законодатель отнес к сфере локального регулирования.

4. Локальный нормативный акт о разделении рабочего дня на части принимается работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

Полагаем, что вопросы применения режима разделения рабочего дня на части могут рассматриваться как самостоятельным локальным нормативным актом, так и правилами внутреннего трудового распорядка.

5. На уровне организации определяется:

На какое количество частей может быть разделен рабочий день. На практике рабочий день делится на две части с перерывом не более двух часов. Возможно установление большего количества перерывов. Указанные перерывы не оплачиваются. Обеденный перерыв включается в указанные перерывы;

Должности работников с режимом разделения рабочего дня на части;

Величину продолжительности частей, на которые разделен рабочий день, величину продолжительности перерыва между ними;

Срок, на который вводится раздробленный рабочий день (или срок не указывается), и др.

6. На практике работникам с режимом разделения рабочего дня на части устанавливаются доплаты компенсационного характера.

7. В отношении некоторых категорий работников регулирование режима разделения рабочего дня на части получает закрепление в подзаконных нормативных правовых актах министерств.

Перечень профессий и должностей работников, по которым можно выплачивать указанные доплаты, утвержден соответствующими республиканскими органами государственного управления (приложение 1 к постановлению Минтруда РБ от 21.01.2000 № 6 «О мерах по совершенствованию условий оплаты труда работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций»). Руководителям организаций системы Минжилкомхоза рекомендовано для работников, у которых в связи с производственной необходимостью рабочий день предусмотрен с разделением его на части, устанавливать доплаты в размере до 50 % (включительно) тарифной ставки (п. 6 Рекомендаций о порядке оплаты труда работников организаций системы Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь, утвержденных постановлением Минжилкомхоза РБ от 12.08.2011 № 19).

Шаблон положения о разделении рабочего дня на части

YGб»╛oЛxЬDл╖╗█▓ш╛[цКеN4╫DGe?Щu$grАp╩z╨мaФ║яef┴╟4√{yRхЬlTolR╔nDЩfU$lVЯ|│VRАрС∙╒Щн┬█╗eВузеV╜╡ХКЭФ)╔їл+╔j’▀OеАКGo(7Ь╒ф3SiьY7еO~rM!З═╡td]╪ыЮM:╥Рк│Їеь╠└хy$╒pё $HЛ»╕Bx8╔bг│ЛНзи`░WКD1▒ є╗╜X╢ E┤#б|╟»иP$М =x└е┤$x╪ ╟ О┤хbС░r╘S!r╚WЎщ0ЙбЪBОДuв─НмI s╨Ъ|N╙+Vt╚┼6,(╙┴я@t9$╛ЖЪЕЩW Ь`vеF▀УВщIЙ% иR;у╜»Т^@p╠8╧j╩vHF┬ ╞1Ъ√|yА8ыК°ч─┌╜ўО oKнўPЕ<=жъtЁ└╫[^{Иbi╢FvЭмwgВ ┤АMЖ│тиЛч√FЧ У╦дKcУЧЭ╩mIUUH;╖8щ═{▄┌к╪█╔ЎЖXbs;68юyь=k─g┐М:W╞_КW7:Л№A~▒XН║L┌y╡▒┌kO Т5w├ ьxzэ5Е╖┴▀=═їЦЫnЎRF╫3+<<вгR┤_2}5√П╓- └▌z╧C╢Ё7Л-fЫP╒нд╕ЬИoчydxсСЗa╩n ЄсqМWл■═Ц╓╛°9вн╛И|2.

Разделение рабочего дня на части

Возникает вопрос: относится ли этот максимум к первому исключению? Исходя из смысла части первой ст. 127 ТК положительный ответ дать нельзя. Следовательно, один перерыв может быть больше 4 ч. Это отвечает специфике работы, например, городского транспорта, организаций сельского хозяйства, театра. При разделении рабочего дня на части должны соблюдаться следующие требования: – время перерывов в течение рабочего дня, включая обеденный, в рабочее время не включается (часть вторая ст.
127 ТК); – общая продолжительность рабочего времени каждой части рабочего дня не должна превышать установленную продолжительность ежедневной работы (часть первая ст. 127 ТК). При этом установленной считается продолжительность, закрепленная графиком работ (сменности) в соответствии со ст. 112–117 ТК и локальными нормативными актами.
Для водителей автомобилей может быть введен рабочий день с разделением его на части. Между отдельными частями рабочего дня возможны либо один перерыв для отдыха и питания свыше 2 ч, но не более 4 ч, либо 2 перерыва и более, включая перерыв для отдыха и питания, общей продолжительностью не более 4 ч. При этом общая продолжительность рабочего времени не должна превышать установленную графиком работ (сменности) продолжительность ежедневной работы.

Время перерывов между частями рабочего дня в рабочее время не включают. Перерыв между двумя частями рабочего дня предоставляется в месте, определенном для стоянки автомобиля и оборудованном для отдыха водителя автомобиля. Решение о разделении рабочего дня на части принимает наниматель по согласованию с профсоюзом (при его наличии).

Образец положения о режиме рабочего времени разделение дня на части

В ст. 105 ТК РФ говорится о том, что при выполнении работ особого характера, а также работ, имеющих различную интенсивность труда в течение рабочего дня (смены), рабочий день может быть разделен на части. Но при этом общая продолжительность рабочего времени не должна превышать продолжительность ежедневной работы. Разделение рабочего дня на части должно производиться работодателем путем издания локального нормативного акта, принятого с учетом мнения выборного профсоюзного органа данной организации.
Содержание действующего законодательства позволяет выделить следующие юридически значимые обстоятельства, доказанность которых позволяет признать законным и обоснованным разделение рабочего дня на части. Во-первых, требуется доказать издание приказа о разделении рабочего дня на части полномочным представителем работодателя с соблюдением процедуры учета мнения профсоюза, действующего организации.

Вариант II Может применяться в случаях, когда водитель автомобиля в течение рабочего дня не полностью загружен выполнением своей основной работы: например, осуществляет перевозку основных рабочих к месту расположения объектов работы и обратно. В этом случае график работ (сменности) водителя автомобиля также может быть составлен с 2 выходами на работу. Общая продолжительность времени внутрисменных перерывов, включая перерыв для отдыха и питания, будет колебаться от 2 ч до 4 ч.

Важно

Общая продолжительность рабочего времени (смены) не должна превышать установленную продолжительность ежедневной работы. Во время внутрисменного перерыва водитель автомобиля может выполнять другую работу, не требующую его переквалификации и дополнительного обучения. ЭТО ВАЖНО! Выполнение данной работы оформляется другим трудовым договором.

Положение о разделении рабочего дня на части образец

Решение о разделении рабочего дня на части принимает наниматель на основании локального нормативного правового акта с учетом мнения профсоюза. Пример 1 Работнику организации установлен рабочий день с 8:00 до 22:00 и перерыв, включая перерыв для отдыха и питания, с 14:00 до 18:00. Перерыв продолжительностью 4 ч используется работником по своему усмотрению и в рабочее время не включается (ст.


127 Трудового кодекса РБ (далее – ТК)). Таким образом, при установленном рабочем дне с 8:00 до 22:00 рабочее время, подлежащее оплате, рассчитываем без учета перерыва продолжительностью 4 ч (с 14:00 до 18:00). Продолжительность оплачиваемого рабочего времени составит 10 ч.
Материал сопровождается заполненными формами в рубрике «Полезная документация» на с. 21–23 журнала. Часто работники кадровых служб сталкиваются с нестандартными случаями оформления рабочего времени. Одним из таких случаев является оформление разделения рабочего дня на части.
В данном материале особое внимание уделено порядку такого учета рабочего времени водителям организации. По общему правилу норма продолжительности ежедневной работы должна быть отработана в течение рабочего дня (смены) с одним перерывом для отдыха и питания, не превышающим 2 ч (ст. 134 Трудового кодекса РБ (далее – ТК)). Законодательство допускает 2 исключения из этого правила: 1) рабочий день разделяется на 2 части, между которыми предусмотрен один перерыв, превышающий 2 ч, в который входит перерыв на обед и отдых; 2) перерывов 2 и более, включая перерывдля отдыха и питания, общей продолжительностью не более 4 ч.
Справочно: в указанный перечень вошли: – заведующий организацией из числа работников, не освобожденных от основной работы по обслуживанию населения; – контролер-кассир (контролер); – продавец-консультант, продавец; – кассир (старший кассир); – буфетчик; – официант; – приемщик товаров; – администратор торгового зала; – гардеробщик; – грузчик; – машинист моечных машин; – мойщик посуды; – уборщик помещений (производственных) – при условии выполнения работ непосредственно в торговом зале (зале); – электромеханик по торговому и холодильному оборудованию (приложение 2 к Рекомендациям № 41). Перерыв в работе свыше 2 ч с разделением смены на части устанавливают с учетом потоков покупателей (потребителей) в целях улучшения их обслуживания и экономного использования трудовых ресурсов.

Есть 2 условия, наличие которых дает право нанимателю разделять рабочий день на части (часть первая ст. 127 ТК): 1) особый характер труда; 2) интенсивность выполняемых работ в течение рабочего дня (смены) неодинакова. Под особым характером труда в ст. 127 ТК нужно понимать специфику производства и (или) работы, исключающую или делающую экономически нецелесообразным нормальный, т.е. не разделенный на части, режим рабочего дня. Более конкретно сформулировано в ТК второе условие разделения рабочего дня на части: невозможность обеспечить равномерную загруженность работников на протяжении рабочего дня (смены), вызванную, к примеру, разным потоком покупателей, заказчиков, пассажиров на протяжении суток.

Законодательство не содержит исчерпывающего перечня условий (причин, оснований) разделения рабочего дня на части и оставляет его открытым для нанимателя и профсоюза.

Заниматься своей работой в то время, когда трудятся остальные сотрудники, им крайне неудобно, поэтому разделение рабочего дня на части для них - естественное решение проблемы.

  • Интенсивность должна быть неодинаковой в течение дня (смены). Грубо говоря, работник качественно трудится несколько часов в начале и несколько часов в конце дня, а в остальное время ничего не делает. Естественно, что работодатель не горит желанием оплачивать ему все время.
  • При этом в любом случае для разделения рабочего дня на части требуется, чтобы на предприятии был принят локальный акт соответствующего содержания.

    Обычно разделениепроизводится на основании локального положения, утвержденного работодателем после согласования с профсоюзом либо иным органом, представляющим интересы работников. Также сведения об этом заносятся в трудовые договоры работников, трудящихся в таком режиме.

Пример 2 Рабочим животноводства может устанавливаться рабочий день, разделенный не более чем на 3 части, между которыми предусматриваются перерывы продолжительностью не менее 2 ч, включая перерыв для отдыха и питания (часть третья ст. 317 ТК). При этом общая продолжительность рабочего времени не должна превышать для данной категории рабочих продолжительности ежедневной работы. Компенсации за разделение рабочего дня на части Как правило, режим рабочего времени с разделением рабочего дня на отдельные части с перерывом в работе свыше 2 ч считается неудобным для работников, поэтому если он вводится по инициативе нанимателя, то за работу в таком режиме работникам устанавливается доплата.
Размер доплат, которые могут быть установлены работникам организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями, предусмотрен подп. 2.6 п.

Разделение рабочего дня на части (Орлова Е.)

Дата размещения статьи: 16.11.2015

Некоторые виды работ имеют разную интенсивность в течение трудового дня. В тех компаниях, где практикуются подобные виды деятельности, может быть установлен особый режим работы, предусматривающий разделение рабочего дня на части. Это делается для того, чтобы отдельные категории сотрудников компании более рационально и эффективно использовали свое рабочее время (с учетом специфики их труда) и не сидели на рабочем месте, что называется, сложа руки.

Чаще всего разделенный рабочий день вводится в коммунальных и эксплуатационных службах, на предприятиях связи, транспорта, гражданской авиации, животноводческого хозяйства и др. Мы расскажем, какие особенности надо учитывать при установлении такого нетрадиционного режима рабочего времени, его документальном оформлении и оплате труда работников, чье рабочее время разделено на части.

Порядок установления режима разделения рабочего дня на части

Разделение рабочего дня на части является одним из видов режима рабочего времени (ч. 1 ст. 100, ст. 105 ТК РФ). На практике его обычно называют "раздробленный", "разделенный", "разорванный" или "разрывной" рабочий день.

Основания для установления такого режима

Разделение рабочего дня на части возможно при соблюдении следующих условий (ст. 105 ТК РФ):
- при выполнении работ, где это необходимо вследствие особого характера труда;
- при осуществлении работ, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены);
- порядок и условия разделения рабочего дня на части должны быть установлены в локальном нормативном акте работодателя с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (при ее наличии в компании).
В случае возникновения трудового или налогового спора работодатель должен будет доказать наличие объективных причин для разделения рабочего дня на части.
Например, особый характер работы может быть связан с отсутствием возможности выполнять трудовые обязанности в течение рабочего дня. В частности, крайне сложно убирать офисные помещения в присутствии сотрудников, в связи с чем рабочий день по уборке помещений может быть разделен на части. Первая часть рабочего дня может протекать до начала работы в организации, а вторая - после его окончания.
Исходя из норм ст. 105 ТК РФ работодатель должен изучить необходимость и основания введения данного режима рабочего времени, возможности и методы учета рабочего времени в этом режиме.

Суть режима

Режим разделения рабочего дня на части - это разделение рабочего дня (смены), в течение которых работник трудится у данного работодателя, на несколько частей, между которыми установлены перерывы определенной продолжительности, при этом общая продолжительность рабочего времени не должна превышать установленной продолжительности ежедневной работы.
Статья 105 ТК РФ содержит только общие условия, которые, однако, очень важны (основания для введения такого режима работы, продолжительность рабочего времени при его введении). При этом Трудовой кодекс РФ не определяет количество частей, на которые может быть разделен рабочий день, а также их продолжительность. На практике рабочий день делится на две части с перерывом не более двух часов. Возможно установление большего числа перерывов (в зависимости от специфики труда отдельных категорий работников).
Чтобы определить, является ли рабочий день разделенным на части, надо установить характер перерыва в середине рабочего дня. В большинстве случаев таким перерывом является перерыв для отдыха и питания, или так называемый обеденный перерыв, который регулируется ст. 108 ТК РФ. Исходя из этого на практике делается вывод, что если перерыв в середине рабочего дня более 2 часов, то такой рабочий день считается разделенным на части, но для его установления надо соблюдать условия, определенные ст. 105 ТК РФ.
Этот вывод подтверждается и рядом нормативных правовых актов на федеральном уровне, которыми установлены особенности рабочего времени и времени отдыха для отдельных категорий работников, о которых речь идет далее.

Обратите внимание! Работа при разделении рабочего дня на части (ст. 105 ТК РФ) не относится к сменной работе (ст. 103 ТК РФ). Это разные режимы рабочего времени, регулируемые по разным правилам.

Неоплачиваемые перерывы между частями рабочего дня

Время перерывов в рабочее время не включается и не оплачивается. Количество частей, на которое может делиться рабочий день, а также продолжительность неоплачиваемых перерывов между этими частями Трудовым кодексом РФ не установлены. Поэтому работодатель самостоятельно определяет условия труда для работников, рабочий день которых делится на части (ч. 1, 2 ст. 8, абз. 7 ч. 1 ст. 22, ст. 105 ТК РФ). Как правило, это две приблизительно одинаковые части с перерывом более двух часов. В то же время для отдельных категорий работников составляющие режима разделения рабочего дня на части установлены отраслевыми нормативными правовыми актами, а также отраслевыми соглашениями. Например:
- для членов экипажей воздушных судов гражданской авиации (п. п. 29 - 33 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации РФ, утвержденного Приказом Минтранса России от 21.11.2005 N 139);
- для водителей трамваев и троллейбусов (п. 9 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей трамвая и троллейбуса, утвержденного Приказом Минтранса России от 18.10.2005 N 127);
- для водителей автобусов, работающих на регулярных городских, пригородных и междугородных автобусных маршрутах (п. 13 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного Приказом Минтранса России от 20.08.2004 N 15);
- для работников железнодорожного транспорта, работающих в должностях специалистов, обслуживающих служебные и специальные вагоны (п. 38 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов, утвержденного Приказом МПС России от 05.03.2004 N 7);
- для работников метрополитена, непосредственно связанных с обслуживанием пассажиров, а также при производстве работ, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены) (п. 17 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха для работников метрополитена, утвержденного Приказом Минтранса России от 08.06.2005 N 63);
- для работников образовательных учреждений с круглосуточным пребыванием учащихся (п. 3.3 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 27.03.2006 N 69);
- для работников связи (Приложение 3 к Положению об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников связи, имеющих особый характер работы, утверждено Приказом Минсвязи России от 08.09.2003 N 112);
- для работников, ухаживающих за животными (п. 2.305 Правил по охране труда в животноводстве, утвержденных Приказом Минсельхоза России от 10.02.2003 N 49);
- для работников организаций Спецстроя России (п. 7.14 Отраслевого соглашения по организациям Федерального агентства специального строительства на 2014 - 2016 годы, утвержденного Общероссийским профсоюзом работников специального строительства России, Спецстроем России 19.11.2013);
- для работников организаций наземного городского электрического транспорта (п. 3.2 Отраслевого соглашения по организациям наземного городского электрического транспорта Российской Федерации на 2015 - 2017 годы, утвержденного Советом Общероссийского отраслевого объединения работодателей "Городской электрический транспорт", Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 20.11.2014).
Помните также, что особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта, с учетом мнения соответствующих общероссийского профсоюза и общероссийского объединения работодателей. Эти особенности не могут ухудшать положение работников по сравнению с установленными Трудовым кодексом РФ (ч. 2 ст. 329 ТК РФ).
Если разделение рабочего дня на части предусмотрено отраслевыми нормативными правовыми актами и соглашениями, их положения нужно учесть при разработке локального нормативного акта работодателя.
Вместе с тем наличие нормативно закрепленных перечней профессий и должностей работников, для которых может устанавливаться разделение рабочего дня на части, не исключает возможности применения данного режима рабочего времени к работникам, профессии и должности которых в указанных перечнях отражения не нашли. Однако для этого должны быть основания (в организации ведутся работы, при которых разделение необходимо вследствие особого характера труда, или работы, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены)) и должна быть соблюдена процедура введения режима разделения рабочего дня на части.
Как следует из положений ст. 105 ТК РФ, разделение рабочего дня на части производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.
Отсутствие выборного профсоюзного органа не является препятствием к введению режима разделения рабочего дня на части, однако, если работники не согласны с таким введением, они могут обратиться с жалобой на действия работодателя в комиссию по трудовым спорам (при ее наличии в компании), государственную трудовую инспекцию или в суд.

Перерыв для отдыха и питания

Работникам, чей рабочий день разделен на части, нужно так же, как и другим работникам, предоставить перерыв для отдыха и питания (ч. 1 ст. 108 ТК РФ). Эта норма обязательна для исполнения всеми работодателями вне зависимости от организационно-правовой формы и формы собственности, а также от режима рабочего времени, установленного в организации, продолжительности рабочего дня (смены) и т.д. (Определение Верховного суда Республики Коми от 25.06.2012 N 33-2603АП/2012).
Время, предоставляемое для отдыха и питания, может быть использовано в любой части рабочего дня, главное - чтобы оно составляло не менее 30 минут и не более 2 часов. Такой перерыв не включается в рабочее время и не оплачивается (ч. 1 ст. 108 ТК РФ). Перерыв для отдыха и питания может быть предоставлен в любой из частей рабочего дня, его можно присоединить к одному из перерывов между частями рабочего дня (ч. 1, 2 ст. 108 ТК РФ).

Доплата за разделение рабочего дня на части

Разделение рабочего дня на части создает неудобства для работников, которые вынуждены оставлять рабочее место, а затем возвращаться на работу. Это компенсируется установлением доплаты работникам, выполняющим трудовую функцию с данным режимом рабочего времени.
При выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных, работнику производятся соответствующие выплаты. К таким условиям относится в том числе режим разделения рабочего дня на части. Указанные выплаты могут быть предусмотрены законодательством, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (ст. 149 ТК РФ). Эти выплаты относятся к числу компенсационных и не учитываются в размере оклада (Определение Верховного суда Республики Коми от 13.01.2011 N 33-8/2011). Например:
- для женщин (независимо от места их проживания), работающих в сельской местности, где по условиям труда рабочий день разделен на части (с перерывом более 2 часов), предусмотрена оплата труда, повышенная на 30% (п. 1.7 Постановления Верховного Совета РСФСР от 01.11.1990 N 298/3-1, Письмо Госкомэкономики РСФСР от 12.12.1990 N 19-117, ст. 423 ТК РФ);
- для работников ряда организаций жилищно-коммунального хозяйства, сферы бытового обслуживания населения и ремесленников введена доплата за работу по графику с разделением смены на части - в размере не менее 30% тарифной ставки за отработанное в смене время (пп. "з" п. 2.8.2.1 Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2014 - 2016 годы, утвержденного Минрегионом России, Общероссийским отраслевым объединением работодателей "Союз коммунальных предприятий", Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 09.09.2013; пп. "ж" п. 2.8.2 Отраслевого соглашения по организациям сферы бытового обслуживания населения и ремесленников на 2014 - 2016 годы, утвержденного Российским объединением работодателей сферы бытового обслуживания населения и ремесленников "Росбытсоюз", Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 15.11.2013);
- для руководителей структурных подразделений железных дорог, структурных подразделений отделений железных дорог и обособленных структурных подразделений при работе с разделением рабочего дня (смены) на части (с перерывом в работе более 2 часов) может устанавливаться доплата в размере до 30% тарифной ставки (оклада) за фактически отработанное время (п. 4.4 Положения об оплате труда работников филиалов ОАО "Российские железные дороги", утвержденного Решением правления ОАО "РЖД" от 15.04.2004, Протокол N 8 (Письмо ОАО "РЖД" от 05.05.2004 N ФА-4049)).
Если разделение рабочего дня на части предусмотрено отраслевым соглашением, то локальный нормативный акт работодателя разрабатывается с учетом требований соответствующих положений. При этом работодатель не вправе установить меньший размер доплаты, чем предусмотренный отраслевым нормативным правовым актом или отраслевым соглашением, к которому он присоединился.
На практике далеко не все работодатели устанавливают работникам доплату за разделение рабочего дня на части, ошибочно считая, что размер такой доплаты для всех категорий работников законом не определен.
Если в локальном нормативном акте работодателя не будет установлена доплата за разделение рабочего дня на части, работник может обратиться с жалобой в ГИТ за защитой своих прав. Рассмотрев жалобу, ГИТ может предъявить предписание об устранении нарушений трудового законодательства, обязательные к исполнению работодателем (ст. 356, абз. 6 ч. 1 ст. 357 ТК РФ). По результатам проверки работодатель может быть привлечен к административной ответственности за нарушение законодательства о труде. Должностным лицам грозит административный штраф в размере от 1000 руб. до 5000 руб., юридическим лицам - от 30 000 руб. до 50 000 руб. (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ).

Налогообложение доплат за разделение рабочего дня на части

Доплаты за разделение рабочего дня на части, предусмотренные ст. 149 ТК РФ, носят компенсирующий характер.
Такие доплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором:
- учитываются в целях налогообложения прибыли в качестве расходов на оплату труда при соблюдении требований п. 1 ст. 252 НК РФ на основании п. 3 ст. 255 НК РФ, а также признаются в составе расходов на оплату труда в целях исчисления налога при применении упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения "доходы минус расходы" (пп. 6 п. 1, п. 2 ст. 346.16, п. 1 ст. 252 НК РФ);
- облагаются налогом на доходы физических лиц на основании п. 1 ст. 209, п. 1 ст. 210 НК РФ;
- облагаются страховыми взносами в ПФР, ФСС РФ, ФФОМС, а также страховыми взносами от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" и ч. 1 ст. 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".

Документальное оформление

Процедура введения режима разделения рабочего дня на части включает в себя следующий алгоритм действий работодателя.
Шаг 1. Разрабатываем проект локального нормативного акта, устанавливающего порядок и условия разделения рабочего дня на части (ч. 1 ст. 8, абз. 7 ч. 1 ст. 22, ст. 105 ТК РФ).
Это может быть специальный раздел правил внутреннего трудового распорядка или отдельный локальный нормативный акт (например, положение о режимах рабочего времени компании).
В таком документе нужно указать следующую информацию:
- категории, профессии и должности работников, для которых вводится разделение рабочего дня;
- количество частей рабочего дня;
- продолжительность, время начала и окончания каждой части рабочего дня;
- количество и продолжительность неоплачиваемых перерывов в течение рабочего дня;
- продолжительность, время начала и окончания перерыва для отдыха и питания;
- дата, с которой вводится разделение рабочего дня на части;
- период, в течение которого действует данный режим, то есть дата, с которой вводится разделение рабочего дня на части, и срок его действия (при установлении определенного срока);
- размер доплаты работнику за разделение рабочего дня на части;
- иные условия (при необходимости).
Шаг 2. Получаем мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации (при его наличии).
Если в компании создан профком, то локальный нормативный акт (далее - ЛНА) принимается с учетом его мнения (ст. ст. 105, 372 ТК РФ).
Шаг 2.1. Направляем сопроводительное письмо и проект локального нормативного акта в профком.
Направление локального нормативного акта в профком целесообразно осуществлять вместе с сопроводительным письмом. В содержательной части сопроводительного письма нужно изложить причины утверждения режима разделения рабочего дня на части и обратиться с просьбой к профкому об оформлении мотивированного мнения.
Факт получения сопроводительного письма профкомом важно зафиксировать, так как этот орган должен направить работодателю мотивированное мнение по проекту локального нормативного акта в письменной форме не позднее 5 рабочих дней со дня получения проекта локального нормативного акта (ч. 2 ст. 372 ТК РФ). Отметку о получении можно оформить на копии сопроводительного письма.
Шаг 2.2. Получаем мотивированное мнение профкома.
Профком должен направить работодателю мотивированное мнение (в письменном виде) по проекту локального нормативного акта не позднее 5 рабочих дней со дня его получения. Если профком в установленный срок не направил работодателю мотивированное мнение в письменной форме или представил немотивированное мнение, работодатель имеет право утвердить локальный нормативный акт в том виде, в каком он был представлен.
Шаг 2.3. Учитываем мотивированное мнение профкома.
Шаг 2.3.1. Если письменное мотивированное мнение отражает согласие на утверждение локального нормативного акта в представленном виде, то после его получения на титульном листе локального нормативного акта делается отметка в верхнем левом углу: "Мнение профкома учтено (протокол от "__" _______ 2015 г. N __)", и сам локальный нормативный акт утверждается руководителем организации.
Шаг 2.3.2. Если письменное мотивированное мнение не содержит согласия на утверждение локального нормативного акта в представленном виде и работодатель согласен с внесенными поправками, локальный нормативный акт направляется на доработку с учетом внесенных замечаний и только после этого утверждается с пометкой об учете мнения первичной профсоюзной организации.
Шаг 2.3.3. Если письменное мотивированное мнение не содержит согласия на утверждение локального нормативного акта в представленном виде и работодатель не согласен с внесенными поправками, в течение 3 дней после получения мнения работодатель должен:
1) известить профком о времени и месте проведения дополнительных консультаций;
2) провести дополнительные консультации;
3) оформить протокол по результатам консультаций, указав в нем:
- (или) достигнутые договоренности по локальному нормативному акту;
- (или) факт недостижения согласия сторон по возникшим разногласиям.
После оформления протокола работодатель утверждает локальный нормативный акт и делает отметку об учете мнения профкома. Учет мнения профкома не означает согласования с ним локального нормативного акта. Работодатель вправе прислушаться к мотивированному мнению профкома или решить вопрос на свое усмотрение и утвердить локальный нормативный акт в том виде, в каком считает целесообразным.
Шаг 3. Утверждаем локальный нормативный акт.
Локальный нормативный акт, в котором предусмотрено разделение рабочего дня на части, должен быть утвержден руководителем организации или иного уполномоченного должностного лица:
- или путем проставления в верхнем правом углу на титульном листе локального нормативного акта грифа "Утверждаю", наименования должности лица, утверждающего документ, его подписи, Ф.И.О. и даты утверждения (п. 3.16 ГОСТ Р 6.30-2003, утвержденного Постановлением Госстандарта России от 03.03.2003 N 65-ст);
- или путем издания приказа по организации, вводящего в действие этот документ (с указанием конкретной даты введения, а также лиц, ответственных за контроль исполнения такого локального нормативного акта).
При любом способе утверждения на титульном листе локального нормативного акта, в его верхнем левом углу нужно зафиксировать: "Мнение профкома учтено (протокол от "__" _______ 2015 г. N __)" или "Выборный орган первичной профсоюзной организации отсутствует".
Шаг 4. Знакомим работников, чей рабочий день разделен на части, с локальным нормативным актом.
С локальным нормативным актом, вводящим режим разделения рабочего дня на части, работодатель должен ознакомить работников, для которых введен такой режим, под подпись как при приеме на работу (до подписания трудового договора), так и в случае внесения в него соответствующих изменений (абз. 10 ч. 2 ст. 22, ч. 3 ст. 68 ТК РФ). При несоблюдении работником такого режима рабочего времени от ответственности работника освобождает именно неознакомление его работодателем с таким локальным нормативным актом.
Шаг 5. Заключаем с работником дополнительное соглашение к трудовому договору о разделении его рабочего дня на части.
Режим рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя) относится к числу обязательных для включения в трудовой договор условий (абз. 6 ч. 2 ст. 57 ТК РФ).
В связи с этим введение режима разделения рабочего дня на части в соответствии с утвержденным локальным нормативным актом признается изменением обязательных условий трудового договора, которое может быть произведено работодателем только с согласия работника, то есть после внесения соответствующих изменений в письменной форме в заключенный с ним трудовой договор (ст. 72 ТК РФ).
То есть в одностороннем порядке разделить работнику рабочий день на части нельзя. Таким образом, в дополнительном соглашении к трудовому договору нужно предусмотреть условия о новом режиме разделения рабочего дня на части, времени отдыха и доплате за такой режим.
В отношении вновь принимаемых на работу работников, чей рабочий день разделен на части, указанные условия, связанные с установлением режима разделения рабочего дня на части, будут изначально включены в текст трудового договора при его заключении.

— мера, к которой прибегает работодатель в том случае, если в течение суток труд работника требуется лишь время от времени. Разберемся на примере водителей, как это выглядит и как регулируется нормами трудового права.

Как производится разделение рабочего дня на части для водителей

Одним из ярчайших примеров является труд водителей. В частности, такое активно практикуется для тех из них, кто управляет рейсовыми автобусами на пригородных и междугородних маршрутах. Дело в том, что водители должны подчиняться графику отправления автобусов, устанавливаемому местными предприятиями пассажирского транспорта. В результате промежуток, охватывающий все поездки, может превышать стандартные для 40-часовой недели с 5 рабочими днями 8 часов в день. При этом ни сверхурочные (ст. 99 ТК РФ), ни ненормированный день (ст. 101 ТК РФ) применить не получится, т. к.:


Возможно использование сменного графика при суммированном учете времени труда, однако при таком режиме работы составить график достаточно сложно. Кроме того, работа в течение 2 смен подряд по закону недопустима, а на практике вполне реальна — например, когда водитель выполнил один рейс, затем прождал пару часов и поехал на другой, потому что работника, который бы заменил его между сменами, не было.

Выходом является разделение рабочего дня на части , т. к. в этом случае за счет нерабочего промежутка общее количество отработанных часов за день не превышает установленной законом нормы. При этом службам по персоналу транспортных и иных предприятий, осуществляя разделение рабочего дня на части для водителей, необходимо руководствоваться как ст. 105 ТК РФ, так и конкретно положением, утвержденным приказом Минтранса РФ «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени…» от 20.08.2004 № 15. В частности, п. 13 вышеуказанного положения, говоря о рабочем дне для водителей, указывает, что с согласия самих работников допускается деление трудового времени на 2 части с таким расчетом, чтобы общая их продолжительность не превышала установленной нормы.

При этом важно учесть следующие моменты:

  1. Разрыв между обеими частями должен начинаться не позже чем через 5 часов после начала смены.
  2. Если разрыв составляет больше 4 часов, водитель вправе рассчитывать на перерывы для отдыха в первой части работы (продолжительность каждого перерыва — не меньше 15 минут). Правило это касается, впрочем, только водителей на городских и пригородных маршрутах (т. е. не междугородних).
  3. Разрыв между частями рабочего дня — не свыше 2 часов. В это время не входит ни обеденный перерыв, ни время отдыха. Увеличение перерыва до 3 часов допускается, если есть соответствующее соглашение по отрасли, локальный акт и сам работник на такие условия согласился.

Необходимость получения согласия водителя легко объяснима: при время перерыва не учитывается и не оплачивается, работник же при этом лишен возможности заниматься своими личными делами. Именно поэтому важно, чтобы его самого устроил такой режим работы.

Разделение дня для водителей электротранспорта и метро

Применительно к водителям, управляющим не автобусами, а трамваями и троллейбусами, действует другой нормативный акт — положение, утвержденное приказом Минтранса РФ «Об утверждении Положения об особенностях…» от 18.10.2005 № 127. Основными отличиями от разделения рабочего дня на части для водителей автобусов в этом случае являются следующие пункты:

  1. Перерыв между обеими частями дня должен начинаться не позже чем через 4 часа.
  2. Длительность перерыва: не более 2 часов — днем и не больше 6 часов — ночью. Варианты удлинения не предусмотрены, но время обеда и отдыха не учитывается (как у водителей автобусов пригородных и городских маршрутов).
  3. На время перерыва при разделении рабочего дня на части водителю должно быть предоставлено место для отдыха.

В том случае, если речь идет не о водителях, а о машинистах метро (хотя суть их работы та же — управление пассажирским электротранспортом), действуют уже п. 17 и 18 положения, утвержденного приказом Минтранса РФ «Об утверждении Положения об особенностях режима…» от 08.06.2005 № 63. Согласно этим нормам, разделение рабочего дня на части машинистов метро производится по следующим правилам:

  • вводится либо 1 перерыв на 2 часа, либо 2 — по часу;
  • отдых и питание в перерыв включаются;
  • у работников, занятых в составе локомотивных бригад при разделении рабочего дня на части в ночное время перерыв между частями не может быть меньше 2,5 часов.

Условия и порядок оформления разделения трудового дня

Скачать форму трудового договора

Для того чтобы сотрудник работал в режиме разделения рабочего дня на части , необходимы следующие условия:

  1. Труд должен носить особый характер. Это уже было рассмотрено на примере разделения рабочего дня на части в случае с водителями, но то же самое касается, в частности, уборщиков офисных и производственных помещений. Заниматься своей работой в то время, когда трудятся остальные сотрудники, им крайне неудобно, поэтому разделение рабочего дня на части для них — естественное решение проблемы.
  2. Интенсивность должна быть неодинаковой в течение дня (смены). Грубо говоря, работник качественно трудится несколько часов в начале и несколько часов в конце дня, а в остальное время ничего не делает. Естественно, что работодатель не горит желанием оплачивать ему все время.

При этом в любом случае для разделения рабочего дня на части требуется, чтобы на предприятии был принят локальный акт соответствующего содержания. Обычно разделениепроизводится на основании локального положения, утвержденного работодателем после согласования с профсоюзом либо иным органом, представляющим интересы работников. Также сведения об этом заносятся в трудовые договоры работников, трудящихся в таком режиме.

Скачать приказ о разделении рабочего дня

На некоторых предприятиях используется нетрадиционный график работы с разделением на части. В связи с разрывным графиком труда устанавливается соответствующая оплата. Также особая специфика существует и при оформлении документов с таким графиком работы. Обо всех нюансах и тонкостях оформления сотрудников с разрывным графиком труда, оплаты их деятельности и прочего пойдет речь в статье.

Из этой статьи вы узнаете:

  • в чем суть разрывного графика работы;
  • при каких условиях устанавливается такой график;
  • каковы особенности разрывного графика труда;
  • в каких размерах работникам выплачиваются доплаты за разрывной график работы.

На тех работах и предприятиях, где присутствует особый характер труда, практикуется разделение рабочего дня на части. Также это актуально для тех компаний, где интенсивность работы в течение дня или смены неодинакова. При этом очень важно, чтобы общая продолжительность рабочего времени не превышала установленную норму времени в течение рабочей смены (рабочего дня).

Такой график работы характерен для предприятий, работающих в сферах:

  • коммунальных и эксплуатационных услуг;
  • транспорта и связи;
  • животноводческого хозяйства;
  • гражданской авиации и прочих.

Суть разрывного графика работы

Под режимом разделения рабочего дня на части подразумевается такой график работы, когда смена (рабочий день) сотрудника делится на несколько частей с перерывами между ними. При этом общая продолжительность смены не должна превышать установленную норму рабочего дня (ст. 105 ТК РФ).

Трудовой Кодекс РФ не определяет количество частей, на которые делится рабочая смена, а также продолжительность перерывов между ними. На практике же рабочий день делится на две части, а перерыв между ними составляет не более двух часов. В некоторых случаях рабочая смена может быть поделена на большее количество частей (в зависимости от специфики труда отдельных категорий работников).

Чтобы определить, что рабочий день является разделенным на части, нужно проанализировать характер перерыва в середине смены. В том случае, когда он составляет два или более часов, можно сделать вывод, что это разрывной график работы. Важно помнить, что для установления разрывного графика работы недостаточно иметь обеденный перерыв продолжительностью более 2-х часов, также необходимо соблюдать условия, определенные в ст. 105 ТК РФ.

Основания для установления такого режима

В соответствии со ст. 105 ТК РФ, основанием для установления разрывного графика работы могут служить такие условия:

  • на работах, где такое разделение необходимо из-за определенного характера труда;
  • при осуществлении работы, где интенсивность нагрузки в течение смены неодинакова.

Порядок и осуществление разделения рабочего дня на части должен ввести руководитель предприятия, а также отразить все изменения в локальном нормативном акте. Также в этом случае важно учесть мнение выборного органа первичной профсоюзной организации, если таковой числится на предприятии.

Особенности разрывного графика работы

При разрывном графике труда на предприятии перерыв устанавливается не позже, чем через 4 часа после начала смены. При этом перерыв должен составлять не более двух часов (время для отдыха и питания сюда не входит) в дневное время. В ночное время количество часов перерыва увеличивается до 6, без учета времени, отведенного на питание и отдых. Кроме того, общая продолжительность рабочей смены при разрывном графике работы не должна превышать 10 часов, в отдельных случаях – 12 часов.

Перерыв между частями рабочего дня не учитывается как рабочее время и не оплачивается (ч.1 ст. 108 ТК РФ). Продолжительность перерыва не может быть меньше 30 минут и больше двух часов. При желании сотрудника обеденный перерыв на отдых и питание может быть использован в любой части рабочего дня, а также присоединен к одному из перерывов между частями рабочей смены (в соответствии с ч.1,2 ст. 108 ТК РФ).

Разделение рабочего дня на части приносит неудобства работникам, которые в связи с таким графиком работы должны покидать рабочее место в течение дня, а потом снова возвращаться обратно. По этой причине таким сотрудникам предусмотрена доплата. Такие выплаты считаются компенсационными, поэтому их не учитывают в размере оклада. Размер компенсации будет зависеть от характера труда, например:

  • женщины, которые работают в сельской местности (независимо от места проживания) и работают в условиях разделенного графика труда, предусмотрена доплата в размере не менее 30% от оклада;
  • для работников жилищно-коммунальной сферы, ремесленников, а также сотрудников сферы бытового обслуживания населения предусмотрены доплаты в размере не менее 30% от оклада за отработанное время;
  • руководители структурных подразделений железных дорог, структурных подразделений отделений железных дорог, обособленных структурных подразделений по закону имеют право на доплаты в размере до 30% от оклада.

В случае, когда разделение рабочего дня на части предусмотрено отраслевым соглашением, то локальный нормативный акт работодатель разрабатывает с учетом требований соответствующих положений. Причем руководство не имеет права установить меньший размер доплаты, чем предусмотрено отраслевым нормативным правовым актом. Если же работодатель отказывается учитывать доплату за разделение рабочего дня, сотрудник имеет право подать жалобу в ГИТ для защиты своих прав.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама