THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Ольга Калинина
Конспект занятия с презентацией «Наши чудо-уши»

Конспект занятия

«Наши чудо уши »

Образовательные задачи : дать детям элементарные знания об органах слуха.

Развивающие задачи : развивать у детей слуховое восприятие через опытно-экспериментальную деятельность.

Воспитательные задачи : воспитывать желание соблюдать правила ухода за ушами, использовать самомассаж ушной раковины.

Предварительная работа

1. Обучение элементам самомассажа ушной раковины

2. Рассматривание схемы-плаката «Строение уха»

3. Дидактические игры : «Что это за звук?» , «Угадай музыкальный инструмент» , «Испорченный телефон» .

4. Составление схем парных органов.

Словарная работа : звук, слух, ушная раковина, среднее ухо, внутреннее ухо, барабанная перепонка, молоточек, наковальня, стремечко, «глухие или слабослыщащие люди» , голосовые связки,парный.

Педагог. (1Слайд) Ребята, к нам пришло письмо. (Читает) «Я спешу к вам в гости. (2Слайд) Угадайте, кто я? У меня уши не самые большие, не самые длинные, не на самой макушке, не с кисточками»

(Показывает картинки : слон, медведь, Чебурашка, человек, белка, заяц)

(3 Слайд) А вот и наш гость. (Показывает Чебурашку)

Проходи, пожалуйста, Чебурашка. Какие у тебя красивые, мягкие, большие, ушки! Что ты ими делаешь?

Чебурашка. Я не знаю…

Для чего они тебе?

Чебурашка. Не знаю …

Ребята, а вы знаете, для чего нужны уши? (Ответы)

Правильно, с помощью ушей мы с вами слышим. Что можно услышать? (Ответы)

Правильно, мы слышим звуки. Они могут быть громкими, а могут быть и тихими. Звук проходит через воздух и воду, через твердые предметы – двери, стены. Вот и сейчас вы слышите посторонние звуки.

(4 Слайд) Поиграем в игру “Закончи предложение”. Вам нужно одним словом “уши”

закончить предложения, но сказать в нужной форме. Кто правильно ответит, тот садится на своё место.

У человека есть (уши) .

У рыбы нет (ушей) .

На морозе холодно (ушам) .

Я грею свои (уши) .

Некоторые умеют шевелить (ушами) .

Девочки носят серёжки (в ушах) .

Хотите узнать, что такое звук? Давайте проведем опыт. Будьте внимательны! (Берет балалайку, оттягивает струну.) Видите, как дрожит струна? От того, что дрожит струна, появляется звук. Сейчас мы проверим, так ли это. Возьмите бумажный листок, сверните в трубочку и подуйте в него. (Дети выполняют.)

Что вы чувствуете? (Бумажная трубочка дрожит, пальцам стало щекотно)

Это звук заставляет дрожать бумажную трубочку, а трубочка щекочет пальцы. Теперь давайте прислушаемся к своему телу. Обхватите ладонями горло и произнесите свои имя. Что вы чувствуете? (Внутри горла что-то дрожит)

(5 Слайд) В сказке «Три медведя» все герои разговаривают по-разному. (Педагог показывает иллюстрации к сказке. Трое детей произносят фразу разными голосами, остальные отгадывают героев сказки.)

С этим заданием вы справились легко. А сумеете ли вы отгадать музыкальный инструмент по его звучанию?

(6 Слайд) Игра «Угадай по звучанию» (Пианино, барабан, гитара)

Благодаря чему мы слышим эти прекрасные звуки? (Ответы)

(7 Слайд) Педагог (Выставляет схему плакат) Да, вы их услышали и узнали по звучанию. Сегодня мы поговорим с вами об одном нашем очень важном органе – ухе. Его еще называют «орган слуха» , догадываетесь, почему? Сколько у вас ушей? Как по-другому можно назвать «два» ? (пара) . Поэтому ухо еще называют парным органом. А на самом деле не два, а шесть. Только два – видимые, а четыре невидимые, спрятанные внутри.

Рассмотрите ухо своего соседа. Что вы можете о нем сказать? На что ухо похоже? (предположения детей) . Люди давно заметили, что ухо человека очень похоже на ракушку, по-другому – на раковину. Поэтому ухо называют «ушная раковина» . Но раковина – только то, что нам видно. Ухо – очень сложный орган. Заметили дырочку в раковине, которая идет куда-то вглубь головы? Это слуховой проход (показ на иллюстрации из пособия «Человек» ). Ушная раковина собирает звук и направляет его в слуховой проход. Он идет очень глубоко, чтобы никто не мог туда забраться. Там дальше прячется среднее ухо, а за ним и внутреннее. В конце слухового прохода, есть тоненькая-тоненькая пленочка, она называется барабанная перепонка (повторить название с детьми) . Если ее повредить – человек может навсегда остаться глухим. Поэтому ни в коем случае нельзя ковыряться в ухе, засовывать в него бусинки, пуговки. … Возьмите трубочку, представьте, что это слуховой проход. Положите в него горошину. А теперь попробуйте её достать, не переворачивая трубочки. Что произошло? Можно так делать? Почему? (Ответы детей.) – Застрянет в ухе, можно оглохнуть.

За перепонкой находится среднее ухо Дальше расположено внутреннее ухо, оно похоже на домик улитки. Его так и называют – ушная улитка. Догадались, почему такое название? «Улитка» в ухе следит за тем, чтобы мы различали громкие звуки и тихие, могли песенку отличить от марша. Вот какой сложный орган – ухо. Человек с нормальным слухом слышит шаги за пять метров от себя, волк - за пятьдесят. Отличным слухом обладают ежи, дельфины, киты.

(8 Слайд) К тому же ухо – очень нежный орган, он не любит, когда в него попадает вода, или когда прямо в ухо дует холодный ветер. За ушами надо следить : беречь их от ветра, от попадания посторонних предметов и от воды. А еще уши нужно содержать в чистоте – чистить их, но только с помощью взрослых! И, конечно, нужно обращаться к доктору, если ухо вдруг заболит! Доктор этот называется «Ухо-горло-нос» , значит, кроме ушей он еще лечит и другие органы – какие?

Чебурашка. Чтобы ваш слух был хорошим, я научу вас делать массаж ушей. (Выполняют самомассаж ушей) . Потрите ладошки, чтобы они стали горячими. Правую ладошку положите на правое ухо, левую на левое. Тепло? Потрите ушки. Делаем это бережно. Возьмемся за мочки уха и аккуратно потянем их вниз три раза. Раз, два, три. Теперь возьмемся за серединку ушной раковины и потянем ушки в стороны три раза, потом за верхний край – потянем вверх три раза, пощиплем их снизу и сверху. Молодцы!

(9 Слайд) Педагог. Некоторые люди плохо слышат – они называются слабослышащими. А есть люди, которые не слышат совсем – они глухие. Закроем уши ладонями. (Дети закрывают уши.) Понравилось вам ничего не слышать? (Ответы.) Да очень неприятно жить без слуха. Слух для человека – это большая ценность. Чтобы уши не болели, и слух оставался хорошим, нужно знать и выполнять основные правила. А какие, мы с вами узнаем, сыграв в Игру «Хорошо – плохо» Что нужно делать, чтобы уши были здоровыми и слышали все звуки? (Ответы детей) . У вас на столе лежат карточки; на них изображено, что полезно и что вредно для ушей. Задание : разложить карточки на две стопки – в одну, что полезно, а в другую - что нет для ушей

Опыт «Как шум уху мешает» .

Ребята, вы уже поняли, от чего уху может стать плохо. Но у уха есть еще враг. Это – шум. Ухо не любит очень громких звуков. Давайте, проверим. Поиграем в необычную игру. Как только я взмахну зеленым флажком, вы начинайте кричать, стучать, топать, визжать – в общем, шалить! В нашей игре это можно. Но имейте ввиду, во время игры я буду что-то говорить, а вы должны будете мне это повторить. Игра останавливается, как только я взмахну красным флажком. Готовы шалить? Начали! (взмах зеленым флажком) . Пока дети шумят, воспитатель обычным спокойным голосом проговаривает слова «уши» , «любят» , «тишину» . По сигналу красного флажка игра прекращается.

Ну, кто-нибудь может сказать, какие слова я произнесла, пока вы шумели? Никто не услышал? Почему не услышали моих слов? А я сказала «Уши любят тишину» ! Какой вывод вы можете сделать? И заметьте : вы все не услышали! Даже тот, кто и не шумел, и не кричал вовсе, не услышал. … Это значит, что если даже всего один человек шумит, страдают все вокруг. Какие вы можете назвать громкие звуки, которые мешают другим? (крики, громкая музыка, звук дрели) . Эти звуки не просто неприятны, от них может заболеть голова. И если уж совсем некуда от таких звуков спрятаться, на помощь могут прийти специальные наушники.

Педагог. Ребята, давайте с вами составим схему «Наше ухо» и подарим ее Чебурашке. (Выполняют задание)

Дети самостоятельно подбирают подходящие для схемы картинки, объясняют свой выбор.

Буква «У» - слово «ухо» начинается с этой буквы;

Цифра «2» - парный орган;

Барабан, балалайка, телефон – уши слышат разные звуки;

Труба – уши не любят очень громких звуков;

Шапка, ветер – ветер опасен для ушей, а шапка их прикрывает от ветра;

Красный крест – если ухо болит, нужно обратиться к врачу;

Улитка – внутри уха есть «улитка» ;

Пуговицы, ножницы, иголки – опасные для уха предметы.

(11 Слайд)

Чебурашка. Спасибо, ребята, теперь я все знаю про ушки! А вам от меня в подарок песенка.

Одним из важнейших органов чувств считаются уши. Трудно представить жизнь без слуха, он помогает человеку ориентироваться в пространстве, воспринимать происходящее в полном объеме. Со слухом человека связано немало интересных фактов.

Самый широкий диапазон звуков человеческое ухо воспринимает в детском возрасте. Малыши и детки-дошкольники слышат звуковые волны от 20 герц минимум до 20 тыс. герц максимум.

Весьма распространенным заболеванием является возрастная тугоухость или потеря слуха. По данным мировой статистики этим заболеванием страдают 60% пожилых (от 65 до 74 лет) и 72% старых (от 75 и выше) людей. Современны медицинские технологии позволяют улучшать слух с помощью слуховых аппаратов, но только 15% людей с тугоухостью ими пользуются.

Мужчины чаще сталкиваются с потерей слуха еще в молодом возрасте. Причина проста – работа в местах с нарушением санитарных норм шумового загрязнения, а также там, где громкие звуки являются нормой, издержкой профессии.

Необычные факты, о которых не многие знают

Не так давно ученые выяснили, что перед поступлением в мозг, звук проходит «фильтрацию» еще в ушах. Причем, каждое ухо самостоятельно делает эту процедуру, распознавая звуки и отправляя их нужное полушарие головного мозга.

Новорожденным деткам не чистят ушки, ведь они очищаются сами. Производимая порами в ушной раковине сера, выталкивается наружу мелкими волосками (ресничками) или вымывается водой. С возрастом ничего не меняется, уши очищаются самостоятельно на протяжении всей жизни человека.

Использование ушных палочек для удаления серы из ушей часто приводит к образованию серных пробок. Особенно подвержены этому детки до 6 лет. Для сохранения здоровья от использования ватных палочек лучше отказаться.

Прослушивание музыки в наушниках на большой громкости длительное время приводит к нарушению слуха и патологическим изменениям в ушах. К тому же, наушники способствуют размножению бактерий, увеличивая его в 700 раз.

Постоянный шум более 85 дБ приводит к повреждению перепонок и нарушению слуха. Для детей максимально допустимая громкость прослушивания без ущерба здоровью составляет 70 дБ. Звук в 140 дБ и выше повредит слух мгновенно и довольно быстро приводит к смерти.

Ушные инфекции нарушают способность человека держать равновесие и ориентироваться в пространстве. Происходит это из-за поражения канальцев, находящихся рядом с улиткой уха и работающих как гироскоп.

могут многое поведать. Слух – это привычное чувство для каждого человека. Но что собой представляет пара ушных раковин? Почему, когда мы прикладываем к уху ракушку, то полагаем, что слышим шум моря?
  1. В отличие от женщин мужчины чаще сталкиваются с потерей слуха . Дело в том, что мужская половина населения работает в шумной среде, постоянная работа в которой и служит причиной повреждённого слуха.
  2. Уши могут самоочищаться . В ушном проходе есть поры, которые производят серу. С помощью мелких волос они выталкивают её из ушей.
  3. Когда человек подносит к уху раковину он считает, что слышит шум океана, но это не так . Всё, что мы слышим – это звук крови, которая бежит по венам.
  4. Причиной потери слуха может служить вода, которая по некоторым причинам попала в ухо . Наиболее часто это явление наблюдается у детей. В свою очередь, это вызывает ушную инфекцию. На легко поддаётся лечению, но влечёт страшные последствия, если её игнорировать.
  5. Благодаря ушам человек сохраняет своё равновесие в пространстве . Возле улитки уха находится 3 канала. Они выполняют функцию гироскопа, держа человека в равновесии и обеспечивая информацией о местонахождении. Нередко можно наблюдать, когда у человека есть ушная инфекция, он с трудом держит равновесие.
  6. Игроки регби имеют уши, которые с виду напоминают цветную капусту . Это легко объяснить. Во время игры внешний хрящ уха неоднократно повреждается и со временем становится похожим на капусту.
  7. Дети обладают более чувствительным слухом, который с годами слабеет . Когда человек рождается, он может слышать даже самые низкие звуки, например, ниже звуков, которые производит фортепиано. То же самое касается высоких звуков.

    7

  8. Ушную серу очень активно использовали в хозяйстве . Переписчики во времена Средневековья добывали из неё пигменты, с помощью которых иллюстрировали книги. Также они помогали швеям сохранить кончики нитей от потрёпанности. Раньше не было вощёных нитей. В 1832 году в одной книге было описано, что сера способна смягчить боль от ушиба колющего предмета.
  9. Всемирные эскимосские Олимпийские игры известны благодаря некой интересной игре . Она называется «перетягивание каната ушами». Необычный вид спорта популярен. Два противника садятся друг напротив друга. Каждому на ухо надевается петля одного каната. Далее, они стараются перетянуть шнур до тех пор, пока он не соскочит из уха противника или тот не пожалуется на боль.
  10. Известно, что первые золотые серьги начали носить моряки . Это нужно было для того, чтобы их могли похоронить достойно. Вот такое применение украшению.
  11. По статистике около 73% человек во время концерта поворачиваются к собеседнику именно правым ухом . Они пытаются расслышать разговор или расшифровать речь на фоне очень громкой музыки. Некоторые не предают этому значению и слушают либо тем, либо другим ухом, в зависимости от ситуации.
  12. Нос и уши – две части тела, которые способны расти на протяжении всей жизни человека . Сами слуховые косточки не растут, наблюдается только растягивание мочки уха.
  13. По мнению учёных, слух ухудшается, если человек много ест . Вот почему после сытного обеда мы испытываем дискомфорт в этой области лица.
  14. Удивительно, но уши «работают» круглые сутки . Они продолжают слышать звуки даже тогда, когда человек спит. Но как мы тогда не просыпаемся? Дело в том, что мозг игнорирует все посторонние шумы в это время, давая организму возможность отдохнуть.
  15. Африканская земля славится неким племенем по имени Маабан . Они уникальны тем, что живут в полной тишине. Члены племени, когда достигают пожилого возраста могут слышать шёпот на расстоянии 300 м.

Мы надеемся Вам понравилась подборка с картинками - Интересные факты об ушах человека (15 фото) онлайн хорошего качества. Оставьте пожалуйста ваше мнение в комментариях! Нам важно каждое мнение.

Человеческий орган слуха необходим для естественного функционирования человека. Уши отвечают за восприимчивость звуковых волн, переработку в нервные импульсы и отправление преобразованных децибел в головной мозг. Кроме этого, ухо отвечает за выполнение функции равновесия.

Несмотря на внешнюю простоту ушной раковины, конструкция органа слуха считается невероятно сложным. В данном материале строение уха человека.

Ушной орган имеет парное строение и расположилось в височной части коры полушария большого мозга. Ушной орган характеризуется постоянным выполнением нескольких задач.

Однако, среди главных функций считается прием и обработка звуков разных частот .

В дальнейшем они передаются в мозг и посылают сигналы в организм в виде электрических сигналов.

Слуховой аппарат воспринимает как низкочастотные звуки, так и высокочастотные до 2 десятков кГц.

Человек принимает частоты выше шестнадцати Герц. Однако наивысший порог человеческого уха не превышает двадцати тысяч Герц.

Для человеческого глаза открыта только наружная область. Кроме этого, ухо состоит из двух отделов:

  • среднее;
  • внутреннее.

Каждый раздел слухового аппарата обладает индивидуальным строением и определенными функции. Три раздела соединяются в удлиненной слуховой трубке, которая направлена в головной мозг. Для визуализации данной картины осмотрите фото уха в разрезе.

Состав уха человека

Исключительный орган в строении организма – орган слуха. Несмотря на внешнюю простоту, данная область имеет сложную конструкцию. Главная функция органа – различие сигналов, шумов, тонов и речи, их преобразование и повышение или понижение.

За поддержание всех задач в ухе отвечают следующие элементы:

  1. Наружная часть. В строение данной области входит внешняя раковина, которая переходит в слуховую трубку.
  2. Далее находится барабанная область, отделяющая наружное ухо от средней области.
  3. Полость, находящаяся за барабанной областью, называется средним ухом, в которое входит слуховые кости и евстахиева трубка.
  4. Далее расположилась внутренняя область уха, которая считается одной из самой замысловатой и запутанной в строении описанного органа. Главная задача данной полости - поддержание равновесия.

В анатомию уха находятся следующие структурные элементы:

  • завиток;
  • – это выпуклость на наружной части уха, расположившееся на внешней части;
  • парный орган козелка - противозавиток. Он находится на верхней части мочки;
  • мочка уха.

Наружная область

Внешняя часть уха , которую видит человек, называется наружной областью. Она состоит из мягких тканей и хрящевидной оболочки.

К сожалению, из-за мягкого строения данной области,

Это приводит к сильным болям и затяжному лечению.

Больше всего от сломанных хрящей и костей уха страдают маленькие дети и люди, профессионально занимающиеся боксом или восточными боевыми искусствами.

Кроме этого, ушная раковина подвержена многочисленным вирусным и . Чаще всего это происходит в холодное время года и при частом прикосновении грязными руками к органу слуха.

Благодаря наружной области, человек имеет возможность слышать звуки . Именно через наружную часть слухового органа звуковые частоты переходят в головной мозг.

Интересно, что в отличие от животных, у человека орган слуха неподвижный и помимо описанных функций не обладает дополнительными возможностями.

При поступлении звуковых частот в наружное ухо, децибелы попадают по слуховому проходу в среднюю часть. Для защиты и поддержания функционирования средней области уха, она покрыта кожными складками. Это позволяет дополнительно защищать уши и обрабатывать любые звуковые частоты.

Человеческое ухо может определить звуки на различных расстояниях: от одного сантиметра до двадцати или тридцати метров, в зависимости от возраста.

Серная пробка.

Услышать описанные звуковые колебания наружному уху помогает слуховая трубка, которая в конце прохода преобразуется в костную ткань. Кроме этого, слуховая труба отвечает за функционирование серных желез.

Сера – это слизистое вещество желтого оттенка необходимая для защиты органа слуха от инфекций, бактерий, пыли, инородных предметов и попадания мелких насекомых.

Обыкновенно сера выводится из организма самостоятельно . Однако, при неправильном очищении или отсутствии гигиены, образовывается серная пробка. Самостоятельное устранение пробки запрещено, так как вы можете протолкнуть ее дальше по слуховому проходу.

Для ликвидации такой неприятной проблемы обратитесь к специалисту. Он промоет ухо специализированными настойками. При той ситуации, что поход к квалифицированному врачу невозможен, приобретите « » или « ». Данные средства деликатно устранят серу и очистят ухо. Однако, пользоваться препаратами разрешено при небольшом скоплении серы.

Наружное ухо переходит в среднюю область . Их разделяет барабанная перепонка. После обработки звуков данной областью, звук переходит в среднюю часть. Для визуализации смотрите фото наружной раковины ниже.

Строение наружной области

Наглядно увидеть строение наружного уха человека с описанием можно на схеме ниже.

Ушная раковина состоит из двенадцати элементов разной сложности строения:

  • завиток;
  • ладья;
  • бугорок Дарвина;
  • полость ушной раковины;
  • противокозелок;
  • мочка;
  • ножка завитка;
  • козелок;
  • чаша раковины;
  • нижняя ножка противозавитка;
  • треугольная ямка;
  • верхняя ножка противозавитка.

В основу наружного уха входит эластичный хрящ. Верхний и наружный край уха преобразуется в завиток. Парный орган завитка располагается ближе к проходу. Он огибает наружное отверстие и образует два выступа:

  1. Протипокозелок, находящийся сзади.
  2. Козелок, расположившийся спереди.

Мочка уха представляет собой мягкую ткань , в которой отсутствуют кости и хрящи.

Бугорок Дарвина имеет патологическое строение и считается аномалией организма.

Строение среднего уха человека

Среднее ухо человека находится за барабанной областью и считается основным строением органа слуха. Объем средней части составляет около одного кубического сантиметра.

Средняя область приходится на височную часть головы, в которой расположились следующие элементы:

  1. Барабанная область.
  2. Слуховая трубка, объединяющая носоглотку и барабанную часть.
  3. Далее находится часть височной кости под названием сосцевидный отросток. Он расположился сзади наружной части слуховой трубки.

Из представленных элементов необходимо подробнее разобрать структуру барабанной части, так как в данной области проходят основные функции обработки звуковых частот. Итак, барабанная область делится на три части:

  1. К барабанной перепонке примыкает первая часть - молоточек . В его функцию входят получение звуковых волн и передача их в следующим области.
  2. После молоточка находится наковальня . Главная функция данной области – первоначальная обработка звуков и направление к стремечку.
  3. Непосредственно перед внутренней областью органа слуха и после молоточка находится стремечко . Оно обрабатывает полученный звук и переводит очищенные сигналы далее.

Главная функция слуховых косточек – это преобразование сигналов, шумов, низких или высоких частот и передача из наружной части во внутреннее ухо. Кроме этого, молоточек, наковальня и стремечко отвечают за следующие задачи:

  • поддержание тонуса барабанной области и поддержка его функционирования;
  • смягчение слишком высоких звуков;
  • увеличение низких звуковых волн.

Любая травматизация или осложнения после приводят к дисфункции стремени, наковальни и молотка. Это может спровоцировать не только ухудшение слуха, но и потерю остроты звуков навсегда.

Важно понимать, что резкие звуки, например, взрывы, могут вызвать рефлекторное сокращение тем самым навредить строению органа слуха. Это приведет к частичной или полной потере слуха.

Внутреннее ухо

Внутреннее ухо считается одной из самых сложной составляющей описываемого органа. Из-за сложной конструкции, данную область часто называют перепончатым лабиринтом.

Внутренняя часть располагается в каменистой области височной кости и соединяется со средним ухом окошечками разной формы.

В строение внутреннего уха человека входят следующие элементы:

  • преддверие лабиринта;
  • улитка;
  • каналы полукружной формы.

В состав последнего элемента входят жидкости формы двух видов:

  1. Эндолимфа.
  2. Перилимфа.

Кроме этого, во внутреннем ухе находится вестибулярная система . Она отвечает за функцию равновесия в пространстве.

Как уже было сказано выше, лабиринт находится внутри костного черепа.

Внутреннее ухо разделяется от головного мозга пространством, заполненная вязкой жидкостью. Она отвечает за проведение звуков.

В этой же области расположилась улитка.

Улитка выглядит в форме спиралевидного канала, который разделяется на две части. Данный спиралевидный канал отвечает за преобразование звуковых колебаний.

Заключение

Ознакомившись, из чего состоит ухо и с его строением, важно ежедневно следить за здоровьем ушей. Важно поддерживать иммунную систему и при малейших признаках заболевания обратиться к специалисту.

Иначе, главная функция органа слуха может нарушиться и привести к тяжелым осложнениям в виде потери чувствительности звуков и шумов навсегда.

Помните, что орган слуха должен выполнять свои функции бесперебойно. Воспаления ушей влекут тяжелые последствия, и любые расстройства серьезно влияют на жизнедеятельность человека.

Анатомия уха

Ухо состоит из наружного, среднего и внутреннего уха.

Наружное ухо

Ушная раковина человека

Наружное ухо человека состоит из ушной раковины и наружного слухового прохода . Ушная раковина - сложной формы упругий хрящ, покрытый кожей ; его нижняя часть, называемая мочкой , - кожная складка, которая состоит из кожи и жировой ткани. Ушная раковина очень чувствительна к любым повреждениям (поэтому у борцов эта часть тела очень часто деформирована). В свою очередь, ушная раковина состоит из мочки, козелка и противокозелка , завитка и его ножек, противозавитка. Примерно у 10 % людей на задней стороне одного или двух ушей присутствует дарвинов бугорок - рудиментарное образование, оставшееся со времён, когда у предков человека уши были ещё острыми. Также у всех людей есть ушные мышцы - развитые, например, у лошадей , они почти атрофировались у человека, в результате чего подавляющее большинство людей их не использует .

Ушная раковина имеется лишь у млекопитающих . Она работает как приёмник звуковых волн , которые затем передаются во внутреннюю часть слухового аппарата. Значение ушной раковины у человека намного меньше, чем у животных, поэтому у человека она практически неподвижна. Но многие звери, поводя ушами, способны гораздо точнее, чем человек, определить нахождение источника звука. У водных млекопитающих (киты , большинство ластоногих) и некоторых роющих видов (кроты , слепыши) ушные раковины отсутствуют (вторично утрачены). Ряд полуводных зверей (бобры , каланы , ушастые тюлени) имеют ушные раковины, способные замыкаться при нырянии .

Складки человеческой ушной раковины вносят в поступающий в слуховой проход звук небольшие частотные искажения, зависящие от горизонтальной и вертикальной локализации звука. Таким образом мозг получает дополнительную информацию для уточнения . Этот эффект иногда используется в акустике , в том числе для создания ощущения объёмного звука при использовании наушников .

Функция ушной раковины - улавливать звуки; еe продолжением является хрящ наружного слухового прохода, длина которого в среднем составляет 25-30 мм . Хрящевая часть слухового прохода переходит в костную, а весь наружный слуховой проход выстлан кожей, содержащей сальные , а также серные железы, представляющие собой видоизменённые потовые . Этот проход заканчивается слепо: от среднего уха он отделён барабанной перепонкой . Уловленные ушной раковиной звуковые волны ударяются в барабанную перепонку и вызывают её колебания, передающиеся в среднее ухо. Форма же собственно ушной раковины практически индивидуальная у всех людей - уши могут быть в разной степени оттопырены, торчать вперёд, иметь ярко выраженную или сросшуюся мочку, дарвинов бугорок или какие-то врождeнные дефекты.

Среднее ухо

Основной частью среднего уха является барабанная полость - небольшое пространство объёмом около 1 см³, находящееся в височной кости. Здесь находятся три слуховые косточки: молоточек , наковальня и стремечко - они передают звуковые колебания из наружного уха во внутреннее, одновременно усиливая их .

Слуховые косточки являются самыми маленькими фрагментами скелета . Они представляют собой цепочку, передающую колебания. Рукоятка молоточка тесно срослась с барабанной перепонкой, головка молоточка соединена с наковальней, а та, в свою очередь, своим длинным отростком - со стремечком. Основание стремечка закрывает овальное окошечко внутреннего уха. Наличие указанной цепочки позволяет увеличить давление на овальное окошечко в 20 раз по сравнению с давлением на барабанную перепонку .

Полость среднего уха связана с носоглоткой посредством евстахиевой трубы (рудимент брызгальца), через которую выравнивается среднее давление воздуха внутри и снаружи от барабанной перепонки. При изменении внешнего давления иногда «закладывает» уши , что обычно решается тем, что рефлекторно вызывается зевота . Опыт показывает, что ещё более эффективно заложенность ушей решается глотательными движениями , или если в этот момент дуть в зажатый нос.

Чтобы избежать разрыва барабанных перепонок ударной волной, военнослужащим рекомендуют по возможности заранее открывать рот, когда ожидается взрыв или выстрел. В этом случае также работает механизм компенсации давления воздуха на барабанную перепонку со стороны слухового прохода таким же давлением со стороны носоглотки.

Внутреннее ухо

Из трёх отделов органа слуха и равновесия наиболее сложным является внутреннее ухо; его из-за замысловатой формы часто называют перепончатым лабиринтом , который погружён в костный лабиринт каменистой части височной кости. Со средним ухом внутреннее ухо сообщается овальным и круглым окошечками, затянутыми перепонками .

Перепончатый лабиринт состоит из преддверия, улитки и полукружных каналов (расположенных во всех трёх взаимоперпендикулярных плоскостях и заполненных жидкостями - перилимфой и эндолимфой ). Во внутреннем ухе расположена как улитка (орган слуха), так и вестибулярная система , являющаяся органом равновесия и ускорения .

Колебания овального окошечка передаются жидкости, которая раздражает расположенные в улитке рецепторы; те, в свою очередь, формируют нервные импульсы .

Рецепторы вестибулярного аппарата - вторичные механорецепторы, расположенные на кристах каналов. Это волосковые чувствительные клетки двух типов: формы колбы с закруглённым дном и формы цилиндра. Волоски обоих типов на кристах размещены противоположно друг другу: с одной стороны расположены стереоцилии (смещение в их сторону вызывает возбуждение), а с другой - киноцилии (смещение в сторону которых вызывает торможение) .

Собственный голос, воспроизведённый со звукозаписи, значительно отличается от того, что человек слышит при разговоре. Это объясняется тем, что в последнем случае звук достигает уха не только по воздуху, но и через кости черепа, которые лучше передают низкочастотные колебания. Из-за этого люди с некоторыми дефектами развития внутреннего уха могут слышать движение своих глаз в глазницах, а их собственное дыхание звучит для них непереносимо громко .

Эволюция элементов уха

Внутреннее ухо как орган слуха и равновесия возник ещё у первых позвоночных и с тех пор претерпел много усовершенствований в процессе эволюции. Кроме того, аппарат слуха постепенно дополнялся средним ухом (впервые появляется у амфибий) и наружным, имеющимся у птиц и млекопитающих.

Эволюция наружного и внутреннего уха

Внутреннее ухо (лабиринт) у позвоночных животных возникло как орган равновесия. Оно состояло из преддверия, в состав которого входят круглый и овальный мешочки, а также полукружные каналы. У миксин имеется только одна пара полукружных каналов, у миног - две, у всех других позвоночных (то есть у челюстноротых : начиная с хрящевых рыб и кончая птицами и млекопитающими) - три .

Формирование стремечка обеспечено высвобождением гиомандибулярной кости из системы подвески челюстей, что произошло ещё на стадии формирования группы хоановых или лёгочнодышащих позвоночных (Choanata). Эта косточка топографически связана со спиракулюмом , который в дальнейшем стал полостью среднего уха и взял на себя функцию передачи колебаний из покровных образований к собственно уху. Указанная косточка (с названием стремечко , или столбик ) присутствует у всех четвероногих. Она имеет палочковидную форму с острым внутренним концом. Гомологичная кость у рыб (гимандибулярная) выполняла функцию опоры челюстей.

Рептилии Слух развит хорошо. Впервые появляется структура, похожая на улитку: в лагене имеются три канала, дно лагены формирует базилярную мембрану. У всех рептилий, кроме змей, есть среднее ухо. У змей стремечко присоединено к квадратной кости челюсти, поэтому они в основном плохо слышат звуки в воздухе, но хорошо улавливают колебания земли . Птицы Ухо имеет три отдела: внутреннее, среднее и наружное ухо, последнее представлено наружным слуховым проходом. Во внутреннем ухе находится улитка, она короче, чем у млекопитающих, и не закручена. Большинство птиц могут слышать примерно в том же диапазоне частот, что и человек. Однако млекопитающие такого же размера способны воспринимать более высокочастотные звуки. Птицы хорошо отличают частоты звуков, и могут устанавливать место, откуда поступает звук . Млекопитающие Особенностью строения уха млекопитающих является наличие ушной раковины, трёх слуховых косточек в среднем ухе и закрученная улитка. В зависимости от образа жизни ушные раковины различных млекопитающих отличаются по строению. У большинства животных имеются специальные мышцы, позволяющие поворачивать уши; у других млекопитающих, включая человека, подвижность ушной раковины резко ограничена.

Строение внутреннего уха у различных млекопитающих также несколько отличается. Так, количество поворотов колеблется от четверти у утконоса до четырёх у свиньи и морской свинки. У кита - полтора поворота, у лошади - 2, у человека - 2,75, у кота - 3 .

Особенно тонкий слух имеют звери, активность которых самая большая в ночное время. Верхний частотный предел чувствительности у собак - 45 кГц , у котов - 50 кГц . Некоторые млекопитающие, в частности, летучие мыши и китообразные, обладают способностью к эхолокации, верхний предел частотной чувствительности уха у них достигает 100 кГц .

Органы слуха беспозвоночных животных

Патология

Различают врождённые дефекты, травмы (акустическая травма , баротравма) и заболевания уха (отосклероз , болезнь Меньера , отит , лабиринтит).

Нарушение костной системы уха не даёт полной глухоты за счёт проводимости костей .

Ухо в культуре

Существует три вида украшения ушей - клипсы , каффы и серьги . Серьги обычно вдеваются в проколотые ушные мочки , клипсы же не требуют прокалывания. Пирсинг ушей был широко распространен по всему миру с древних времён, в особенности в племенных культурах, о чём свидетельствуют многочисленные археологические находки. Неоднократно были обнаружены мумифицированные тела с ушными проколами. Так в леднике Симилаун в Австрии была найдена мумия Эци с проколотыми ушами, возраст мумии составляет 5300 лет . Помимо украшения, возможна модификация ушей растягиванием тоннелей.

Операция по изменению формы ушей называется отопластикой . Чаще всего она необходима для изменения формы или размера уха, так как в течение жизни оно не претерпевает значительных изменений.

См. также



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама