THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

1. Какие признаки являются общими для человека и млекопитающих животных?

1. Теплокровность

2. Непрямое развитие

3. Незамкнутая кровеносная система

4. Трехкамерное сердце

5. Наличие диафрагмы

6. Наличие производных кожи - сальных желез

Объяснение: это задание будем решать методом исключения: у человека прямое развитие (у нас нет стадии личинки или головастика (эмбриогенез не в счет)). Кровеносная система у человека (как и у всех позвоночных) замкнута. Сердце четырехкамерное - два предсердия и два желудочка. Остаются 3 признака, они и роднят нас с млекопитающими. Правильный ответ: 1,5,6.

2. Одноклеточные животные, в отличие от бактерий,

1. Осуществляют процесс хемосинтеза

2. Выполняют в экосистеме роль консументов

3. Служат источником ряда болезней

6. Относятся к доядерным организмам (прокариотам)

Объяснение: некоторые бактерии - хемосинтетики, простейшие - гетеротрофы. Бактерии - могут быть и продуцентами и консументами и редуцентами, простейшие - консументы. Служат источником ряда болезней - и те и те. Митохондрии, как и оформленное ядро есть только у простейших. К прокариотам относятся бактерии. Правильный ответ - 2, 4, 5.

3. Рецепторы - это нервные окончания в организме человека, которые

1. Воспринимают информацию из внешней среды

2. Воспринимают импульсы из внутренней среды

3. Воспринимают возбуждение, передающееся к ним по двигательным нейронам

4. Располагаются в исполнительном органе

5. Преобразуют воспринимаемые раздражения в нервные импульсы

6. Реализуют ответную реакцию организма на раздражение из внешней и внутренней среды

Объяснение: рецепторы - объединения отростков нейронов, воспринимающие раздражения, как внешние, так и внутренние, и преобразуют их в нервные импульсы. В связи с этим из представленных ответов выберем все, что связано с воспринятием информации, то есть 1, 2, 5.

4. Большой круг кровообращения в организме человека

1. Начинается в левом желудочке

2. Берет начало в правом желудочке

3. Насыщается кислородом в альвеолах легких

4. Снабжает органы и ткани кислородом и питательными веществами

5. Заканчивается в правом предсердии

6. Приносит кровь в левую половину сердца

Объяснение: рассмотрим большой круг кровообращения.

Как видно из рисунка, большой круг берет начало в левом желудочке и несет кровь (кислород, гормоны и т.д.) во все клетки организма, а углекислый газ забирает из клеток и несет его обратно в сердце, а именно, в правое предсердие. Правильный ответ - 1, 4, 5.

5. В двенадцатиперстной кишке человека происходит процесс

1. Эмульгирования жиров

2. Расщепления жиров до глицерина и жирных кислот

3. Расщепления целлюлозы до дисахаридов

4. Всасывания гликогена в капиллярную сеть

5. Взаимодействия пищи с ферментами поджелудочной железы

6. Всасывания крахмала в лимфатические сосуды

Объяснение: двенадцатиперстная кишка - отдел тонкого кишечника, который располагается сразу после желудка и рядом с поджелудочной железой, то есть ферменты поджелудочной железы попадают в двенадцатиперстную кишку. Поэтому, в двенадцатиперстной кишке происходит эмульгирование жиров, расщепление жирова до глицерина и жирных кислот и взаимодействие пищи с ферментами поджелудочной железы. Правильный ответ - 1, 2, 5.

6. В связи с прямохождением у человека

1. Освобождаются верхние конечности

2. Стопа приобретает сводчатую форму

3. Большой палец верхних конечностей противостоит остальным

4. Таз расширяется, его кости срастаются

5. Мозговой отдел черепа меньше лицевого

6. Уменьшается волосяной покров

Объяснение: в связи с прямохождением у человека сместился центр тяжести тела со спины (как у всех тетраподов) к тазу, поэтому таз стал массивнее, в результате чего стопа приобрела сводчатую форму, так как нагрузка на стопу увеличилась (раньше нагрузка распределялась между передними и задними конечностями), при хождении мы перестали опираться на верхние конечности, то есть они освободились. Правильный ответ - 1, 2, 4.

7. В пищевой рациона человека должны входить витамины, так как они

1. Оказывают влияние на обмен веществ

2. Осуществляют проведение нервных импульсов

3. Входят в состав ферментов и ускоряют протекание химических реакций

4. Являются в организме источником энергии

5. Стимулируют процесс отдачи тепла с поверхности кожи

6. Необходимы для нормальной жизнедеятельности

Объяснение: витамины - это группа органических соединений (не классификационная, а состоящая из молекул разных классов), поступающих в организм с пищей и выполняющих коферментативную функцию. То есть они играют большую роль в обмене веществ, осуществляя различные реакции. Правильный ответ - 1, 3, 6.

8. Гладкая мышечная ткань, в отличие от поперечнополосатой мускулатуры, в организме человека

3. Обладает большей скоростью сокращения

Объяснение: гладкая мускулатура состоит из одноядерных вытянутых клеток, иннервируется вегетативной нервной системой (без нашего желания), располагается в стенках внутренних органов, сокращается медленно, ритмично, непроизвольно. Правильный ответ - 2, 5, 6.

9. При динамической работе мышц человека, в отличие от статической,

1. Быстрее наступает утомление

2. Движения в суставах не происходит

3. Работоспособность более продолжительна

4. Уменьшается частота сердечных сокращений

5. Утомление наступает медленно

6. Сокращение мышц чередуется с расслаблением

Объяснение: для мышц человека лучше, когда сокращение чередуется с расслаблением, в такой ситуации усталость наступает медленнее, организм меньше устает и может выдержать более длительную работу, поэтому и выбираем - 3, 5, 6.

1. Служат основным питательным материалом

3. Образуются из аминокислот

5. Откладываются в запас

Объяснение: белки в организме человека выполняют огромное количество функций, например, ферментативную - часть белков является ферментами, которые осуществляют почти все реакции в организме; белки состоят из аминокислот; не выполняют функцию запаса энергии; служат основным питательным материалом. Правильный ответ - 1, 3, 6.

11. Нарушение функций щитовидной железы приводит к следующим заболеваниям

1. Сахарный диабет

2. Микседема

3. Базедова болезнь

4. Малокровие

5. Кретинизм

6. Гигантизм

Объяснение: нарушение работы щитовидной железы в детском возрасте приводит к кретинизму, а во взрослом возрасте к базедовой болезни или микседеме. Правильный ответ - 2, 3, 5.

12. Какую функцию выполняют вставочные нейроны в нервной системе человека?

Объяснение: самая простая рефлекторная дуга состоит из чувствительного, вставочного и двигательного нейронов. Вставочные нейроны воспринимают импульс от чувствительных нейронов, передают сигнал из спинного мозга в головной и передают импульс к двигательным нейронам. Правильный ответ - 1, 3, 4.

13. К искривлению позвоночника или развитию плоскостопия может привести

1. Активный образ жизни

2. Слабое развитие мышц

5. Стрессовая ситуация

6. Нарушение режима питания

Объяснение: активный здоровый образ жизни и правильное питание никогда не приведут к нарушениям в организме. А слабое развитие мышц, постоянное ношение тяжестей в одной руке и ношение в детстве обуви без каблука привести могут. Правильный ответ - 2, 3, 4.

14. При близорукости

Объяснение: близорукость - это такой дефект зрения, когда изображение фокусируется перед сетчаткой при этом близко расположенные предметы видны хорошо. При таком зрении нужно пользоваться линзами с отрицательным значением, то есть двоковогнутые. Правильный ответ - 1, 4, 6.

15. При дальнозоркости

1. Плохо различимы детали близко расположенных предметов

2. Плохо удаленные предметы

3. Изображение предмета фокусируется позади сетчатки

4. Изображение предмета фокусируется перед сетчаткой

5. Необходимо носить двояковогнутые линзы

6. Необходимо носить двояковыпуклые линзы

Объяснение: дальнозоркость - дефект зрения при котором человек вдали видит хорошо, а вблизи плохо. При этом изображение фокусируется за сетчаткой и линзы нужно носить двояковыпуклые линзы. Поэтому, выбираем - 1, 3, 6.

16. Поперечнополосатая мышечная ткань, в отличие от гладкой,

1. Состоит из многоядерных клеток

2. Состоит из вытянутых клеток с овальным ядром

3. Обладает большей быстротой и энергией сокращения

4. Составляет основу скелетной мускулатуры

5. Располагается в стенках внутренних органов

6. Сокращается медленно, ритмично, непроизвольно

Объяснение: поперечнополосатая мышечная ткань составляет скелетную мускулатуру, сокращается по нашему желанию и состоит не из отдельных клеток, а из синцития. Посмотрим как она выглядит

Правильный ответ - 1, 3, 4.

Задания для самостоятельного решения

1. Какие признаки объединяют речного рака, паука-крестовика и майского жука в тип Членистоногие?

1. Деление тела на отделы

2. Фасеточные глаза

3. Одинаковое строение органов выделения

4. Брюшная нервная цепочка

5. Хитиновый покров тела

Правильный ответ - 145.

2. Какие функции выполняет в организме человека внутренняя среда?

1. Информационную

2. Защитную

3. Двигательную

4. Регуляторную

5. Транспортную

6. Опорную

Правильный ответ - 245.

3. К периферической нервной системе относят

1. Вставочные нейроны

2. Продолговатый мозг

3. Черепно-мозговые нервы

4. Спинно-мозговые нервы

5. Проводящие пути от рецепторов в мозг

6. Подкорковые ядра

Правильный ответ - 345.

4. Признаки, характерные для грибов, -

1. Наличие хитина в клеточной стенке

2. Запасание гликогена в клетках

3. Поглощение пищи путем фагоцитоза

4. Способность к хемосинтезу

5. Гетеротрофное питание

6. Ограниченный рост

Правильный ответ - 125.

1. Являются многолетними растениями

3. Имеют цветки и соцветия

4. Образуют плоды с семенами

5. Представлены разнообразными жизненными формами

6. Размножаются семенами

Правильный ответ - 345.

6. Растения класса Однодольные можно отличить по

1. Строению цветка

2. Наличию камбия в стебле

3. Наличию на корнях клубеньковых бактерий

4. Строению семени

5. Форме и жилкованию листьев

6. Строению зон корня

Правильный ответ - 145.

7. Чем характеризуется бактериальная клетка?

1. Наличие нуклеоида

2. В составе клеточной стенки - хитин

3. Наличие рибосом

4. Отсутствие ядерной оболочки

5. Наличие мелких лизосом

6. Хромосомы линейной формы

Правильный ответ - 134.

8. Какие признаки характерны для растений класса Двудольные?

1. Вставочный рост стебля

2. Цветки с четырьмя или пятью лепестками

4. Полые внутри стебли

5. Стебель без вторичного утолщения

6. Корневая система стержневого типа

Правильный ответ - 236.

9. При повышенной теплоотдаче в организме человека

1. Усиливается секреторная функция печени

2. Ускоряется процесс биосинтеза белка

3. Изменяется количество тромбоцитов в плазме

4. Усиливается приток крови к коже

5. Усиливается испарение воды через потовые железа

6. Увеличивается просвет капилляров кожи

Правильный ответ - 456.

10. Белки в организме человека и животных

1. Служат основным строительным материалом

2. Расщепляются в кишечнике до глицерина и жирных кислот

3. Образуются из аминокислот

4. В печени превращаются в гликоген

5. Откладываются в запас

6. В качестве ферментов ускоряют химические реакции

Правильный ответ - 136.

11. Какую функцию выполняют вставочные нейроны в нервной системе человека?

1. Передают нервные импульсы с двигательного нейрона в головной мозг

2. Передают нервные импульсы от рабочего органа в спинной мозг

3. Передают импульсы от спинного в головной мозг

4. Передают нервные импульсы к рабочим органам

5. Воспринимают нервные импульсы от чувствительных нейронов

6. Передают нервные импульсы двигательным нейронам

Правильный ответ - 356.

12. К искривлению позвоночника или развитию плоскостопия может привести

1. Активный образ жизни

2. Слабое развитие мышц

3. Постоянное ношение тяжестей в одной руке

4. Ношение в детстве обуви без каблука

5. Стрессовая ситуация

6. Нарушение режима питания

Правильный ответ - 234.

13. При близорукости

1. Плохо видны удаленные предметы

2. Плохо различимы детали близко расположенных предметов

3. Изображение предмета фокусируется позади сетчатки

4. Изображение предмета фокусируется перед сетчаткой

5. Необходимо носить двояковыпуклые линзы

6. Необходимо носить двояковогнутые линзы

Правильный ответ - 146.

14. Неправильная осанка может привести к

1. Смещению и сдавливанию внутренних органов

2. Нарушению кровоснабжения внутренних органов

3. Растяжению связок в тазобедренном суставе

4. Нарушению мышечного и связочного аппаратов стопы

5. Деформации грудной клетки

6. Увеличению содержания минеральных веществ в костях

Правильный ответ - 125.

15. Какова роль испарения воды в жизни растений?

1. Защищает от перегрева

2. Способствует двойному оплодотворению

3. Увеличивает тургор клеток

4. Ускоряет процесс дыхания

5. Обеспечивает всасывание воды корнями

6. Способствует передвижению веществ в растении

Правильный ответ - 156.

16. Что отличает двудольные растения от однополых?

1. Вставочный рост

2. Семена с двумя семядолями

3. Листья с сетчатым жилкованием

4. Из зародышевого корешка развивается главный корень

5. В стебле не происходит вторичного утолщения

6. Стержневая корневая система

Правильный ответ - 236.

17. Почему бактерии относят к прокариотам?

2. Состоят из множества дифференцированных клеток

3. Имеют одну кольцевую хромосому

4. Не имеют клеточного центра, комплекса Гольджи и митохондрий

5. Не имеют обособленного от цитоплазмы ядра

6. Имеют цитоплазму и плазматическую мембрану

Правильный ответ - 345.

18. Бактерии, в отличие от растений,

1. Являются доядерными организмами

3. Только одноклеточные организмы

4. Размножаются митозом

5. Являются хемосинтетиками и гетеротрофами

6. Имеют клеточное строение

Правильный ответ - 135.

19. Чем отличаются грибы от бактерий?

1. Составляют группу ядерных организмов (эукариот)

2. Относятся к гетеротрофным организмам

3. Размножаются спорами

4. Являются одноклеточными и многоклеточными организмами

5. При дыхании используют кислород воздуха

6. Участвуют в круговороте веществ в экосистеме

Правильный ответ - 134.

20. У собак, кошек и других млекопитающих

1. Сердце трехкамерное с неполной перегородкой в желудочке

2. Сердце четырехкамерное

3. Артериальная кровь не смешивается с венозной

4. Артериальная и венозная кровь разделены неполностью

5. Обмен веществ происходит интенсивно

6. Зубы не дифференцированы

Правильный ответ - 235.

21. Какие признаки присущи растениям?

1. Ограниченный рост

2. Рост в течение всей жизни

3. Автотрофный способ питания

4. Гетеротрофный способ питания

5. Наличие клетчатки в оболочках клеток

6. Наличие хитина в оболочках клеток

Правильный ответ - 235.

22. Растения, как и грибы,

1. Растут в течение всей жизни

2. Имеют ограниченный рост

3. Всасывают питательные вещества поверхностью тела

6. Имеют клеточное строение

Правильный ответ - 136.

23. Мхи, как и покрытосеменные растения,

1. Имеют клеточное строение

2. Имеют корни, стебли, листья

3. Образуют цветки и плоды

5. Способны к фотосинтезу

6. Размножаются семенами

Правильный ответ - 145.

24. Сходство грибов и животных состоит в том, что

1. У них гетеротрофный тип питания

2. У них автотрофный тип питания

3. Клеточная стенка грибов и покровы членистоногих содержат хитин

4. В их клетках содержатся вакуоли с клеточным соком

5. В их клетках отсутствуют хлоропласты

6. Их тело состоит из тканей

Правильный ответ - 135.

25. В тонком кишечнике происходит всасывание в кровь

1. Глюкозы

2. Аминокислот

3. Глицерина

4. Гликогена

5. Клетчатки

6. Гормонов

Правильный ответ - 126.

26. Оптическая система глаза состоит из

1. Хрусталика

2. Стекловидного тела

3. Зрительного нерва

4. Желтого пятна сетчатки

5. Роговицы

6. Белочной оболочки

Правильный ответ - 125.

27. Какие особенности организма человека играют важную роль в сохранении постоянной температуры тела?

1. Снабжение клеток тела артериальной кровью

2. Наличие потовых желез

3. Развитие коры головного мозга

4. Усложнение строения органов чувств

5. Интенсивный обмен веществ

6. Усложнение строения органов пищеварения

Правильный ответ - 125.

28. Какие признаки характерны только для растений?

1. Имеют ограниченный рост

2. Растут в течение всей жизни

3. Имеют автотрофный способ питания

4. Питаются готовыми органическими веществами

5. А оболочках клеток содержат клетчатку

6. Образуют полисахарид - гликоген

Правильный ответ - 235.

29. По каким признакам определили принадлежность археоптерикса в классу Птиц?

1. Тело покрыто перьями

2. На передних конечностях три пальца с когтями

3. На задних конечностях удлиненная кость - цевка

4. На ногах четыре пальца (три направлены вперед, один назад)

5. На челюстях зубы

6. Грудина небольшая, без киля

Правильный ответ - 134.

30. Признаки пресмыкающихся у археоптерикса -

1. Длинный хвост, состоящий из многих позвонков

2. Обтекаемая форма тела

3. Расположение зубов на челюстях

4. Образование цевки из части костей стопы

5. Превращение передних конечностей в крылья

6. Отсутствие полостей в костях

Правильный ответ - 136.

31. Безусловные рефлексы, обеспечивающие жизнедеятельность птиц,

1. Вырабатываются в процессе индивидуального развития

2. Сформировались в процессе исторического развития

3. Имеются у всех особей вида

4. Строго индивидуальны

5. Сформировались в относительно постоянных условиях среды

6. Не являются врожденными

Правильный ответ - 235.

32. Какие функции в организме человека выполняет соединительная ткань?

1. Выполняет рефлекторную функцию

2. Участвует в транспорте кислорода от легких к клеткам

3. Обеспечивает постоянство состава внутренней среды

4. Вырабатывает пищеварительные ферменты

5. Образует подкожную жировую клетчатку

6. Задерживает и удаляет частицы пыли в носовой полости

Правильный ответ - 235.

33. Что лежит в основе высшей нервной деятельности человека?

1. Абстрактное мышление

2. Инстинкты

3. Сознание

4. Речь

5. Безусловные рефлексы

6. Торможение рефлексов

Правильный ответ - 134.

34. Сходство ракообразных, паукообразных и насекомых состоит в том, что у них

1. Тело состоит из отделов

2. Нервная система в виде трубки

3. Конечности разделены на отделы

4. Покров состоит из хитина

5. Одинаковое количество усиков

6. Замкнутая кровеносная система

Правильный ответ - 134.

35. Белое вещество головного мозга человека

1. Образует его кору

2. Расположено под корой

3. Состоит из нервных волокон

4. Образует подкорковые ядра

5. Осуществляет проводниковую функцию в ЦНС

6. Анализирует сигналы от всех рецепторов тела

Правильный ответ - 235.

36. Особенность безусловных рефлексов заключается в том, что они

1. Возникают в результате многократного повторения

2. Являются признаком, характерным для отдельной особи вида

3. Являются генетически запрограммированными

4. Характерны для всех особей вида

5. Являются врожденными

6. Не передаются по наследству

Правильный ответ - 345.

37. Гладкая мышечная ткань, в отличие от поперечно-полосатой,

1. Состоит из многоядерных волокон

2. Состоит из вытянутых клеток с овальным ядром

3. Обладает большей скоростью и энергией сокращения

4. Составляет основу скелетной мускулатуры

5. Располагается в стенках внутренних органов

6. Сокращается медленно, ритмично, непроизвольно

Правильный ответ - 256.

38. Какое влияние на организм человека оказывает парасимпатический отдел вегетативной нервной системы?

1. Увеличивает амплитуду сердечных сокращений

2. Усиливает образование желчи

3. Стимулирует секрецию пищеварительных соков

4. Стимулирует выработку слюны

5. Вызывает выброс адреналина в кровь

6. Усиливает вентиляцию легких

Правильный ответ - 234.

39. Выберите анатомические структуры, являющиеся начальным звеном анализаторов человека.

1. Веки с ресницами

2. Палочки и колбочки сетчатки

3. Ушная раковина

4. Клетки вестибулярного аппарата

5. Хрусталик глаза

6. Вкусовые сосочки языка

Правильный ответ - 246.

40. Укажите признаки, позволяющие объединить ракообразных, паукообразных и насекомых в тип Членистоногих

1. Способность к жаберному дыханию

2. Хитиновый покров тела

3. Сегментированность тела

4. Парные зеленые железы

5. Развитие крыльев как органов движения

6. Членистые конечности

Правильный ответ - 236.

Задание 1. Мышечная система осуществляет движение организма, поддержание равновесия тела, а также дыхательные движения, транспортировку пищи, крови внутри организма. В тканях мышечной системы химическая энергия превращается в механическую и тепловую. Мышечная система представляет собой совокупность способных к сокращению мышечных волокон, объединённых в пучки, которые формируют особые органы - мышцы или же самостоятельно входят в состав внутренних органов.

У человека выделяют три типа мышц: 1. Скелетные мышцы (они же поперечнополосатые, или произвольные). Прикрепляются к костям. Состоят из очень длинных волокн, длина от 1 до 10 см, форма - цилиндрическая. Их поперечная исчерченность обусловлена наличием чередующихся двоякопреломляющих проходящий свет дисков - анизотропных, более темных, и однопреломляющих свет - изотропных, более светлых.

2. Гладкие мышцы (непроизвольные). Они находятся в стенках внутренних органов и сосудов. Для них характерны длина: 0,02 -0,2 мм, форма: веретеновидная, одно ядро овальное в центре, нет исчерчености. Эти мышцы участвуют в транспортировке содержимого полых органов, например, пищи по кишечнику, в регуляции кровяного давления, сужении и расширении зрачка и других непроизвольных движений внутри организма. Гладкие мышцы сокращаются под действием вегетативной нервной системы.

3. Сердечная мышца . Она имеется только в сердце. Эта мышца неутомимо сокращается в течение всей жизни, обеспечивая движение крови по сосудам и доставку жизненно важных веществ к тканям. Сердечная мышца сокращается самопроизвольно, а вегетативная нервная система только регулирует её работу.

В теле человека около 500 скелетных мышц.

Функции мышечной системы (мышц)

Двигательная (мышечная ткань участвует в сердцебиении; перистальтика внутренних органов; скелетная мышечная ткань приводит в движение суставы);

Удержание тела в пространстве (скелетные мышцы обладают мышечным тонусом, что обеспечивает вертикальное положение тела);

Энергетическая (превращение химической энергии в механическую и тепловую. Благодаря наличию/отсутствию тепла мышцы способны расслабляться/напрягаться и непроизвольно быстро сокращаться в холодную погоду - дрожь);

Защитная (например, защита брюшной полости брюшным прессом);

Формировочная (развитие мышц в некоторой степени определяет форму тела);

Является своеобразным органом чувств за счет наличия специальных рецепторов

Участвует в образовании стенок полостей тела (ротовая, брюшная)

Способствует к улучшению крово- и лимфообращения

Является депо солей, воды и кислорода

Значение

Мышечная система состоит из различных органов и мышечной ткани. Каждый из этих органов и тканей мышц имеет определенную задачу в функционировании организма.

Гиподинамия недостаточная мышечная активность. Распространённость гиподинамии возрастает в связи с урбанизацией , автоматизацией и механизацией труда, увеличением роли средств коммуникации. Из-за отсутствия необходимых физических нагрузок человек все больше и больше времени проводит в сидячем или лежачем положении. Без работы мышцы слабеют и постепенно атрофируются. Уменьшаются сила и выносливость, нарушаются нервно-рефлекторные связи, приводя к расстройству деятельности нервной системы (развиваются вегетососудистая дистония , депрессия , миофасциальные синдромы), нарушается обмен веществ. С течением времени из-за гиподинамии нарастают изменения со стороны опорно-двигательного аппарата: прогрессирующе уменьшается костная масса (развивается остеопороз ), страдает функция периферических суставов (остеоартроз ) и позвоночника (остеохондроз ) . Длительная гиподинамия приводит к сердечно-сосудистым заболеваниям (ишемическая болезнь сердца , артериальная гипертония ), расстройствам дыхания (хроническая обструктивная болезнь лёгких ) и пищеварения (нарушение функции кишечника).

Цепь эндокринных нарушений вследствие гиподинамии проявляется метаболическим синдромом (ожирение, инсулинорезистентность и увеличение риска атеросклероза).

Все эти изменения в конечном итоге приводят к уменьшению продолжительности жизни.

Задание 2.

Установите соответствие между особенностями форменных элементов крови.

Свойства

Форменные элементы

Участвую в переносе кислорода 1.

1. Эритроциты

Участвуют в переносе углекислого газа 1.

2. Лейкоциты

Не имеют ядра 1.

Имеют ядро 2.

Могут изменять свою форму 2.

Способны к диапедезу 2.

Вырабатываются в красном костном мозге 1.

Дифференцируются в тимусе 2.

Способны к фагоцитозу 2.

Количество в одном литре 4-5 х10 12 1.

Количество в одном литре 4-9 х10 9 2.

Живут 80-120 дней 1.

Вырабатывают иммунные белки 2.

Выберите анатомические структуры, являющиеся начальным звеном анализаторов человека.

Анатомические структуры

Отношение к анализатору

Веки с ресницами 1.

1. Являются начальным звеном

Палочки и колбочки сетчатки 2.

2. Не являются начальным звеном

Ушная раковина 1.

Вкусовые сосочки языка 1.

Хрусталик глаза 2.

Зрительный нерв 2.

Верхняя височная извилина 1.

Клетки обонятельной зоны слизистой полости носа 2.

Зрительный перекрест 2.

Барабанная перепонка 2.

Установите соответствия между характеристикой мышечной ткани и ее видом.

Характеристика

Вид ткани

Образует средний слой стенок кровеносных сосудов 1.

1. Гладкая

Состоит из многоядерных клеток – волокон 2.

2. Поперечнополосатая

Обеспечивает изменение размеров зрачка 1.

Образует скелетные мышцы 2.

Образует поперечную исчерченность 2.

Сокращается медленно 1.

Образует стенки полых органов 1.

Не осуществляет моторную функцию 1.

Подчиняется ЦНС 2.

Участвует в теплообмене 2.

Установите соответствия между процессом пищеварения и отделом пищеварительного канала, в котором он протекает у человека.

Процесс пищеварения

Отделы пищеварительного канала

Состоит из отделов: 12-перстная кишка, тощая и подвздошная 1.

1. Тонкая кишка

Слизистая имеет круговые складки 1.

2. Толстая кишка

Слизистая имеет полулунные складки 2.

Начинают перевариваться питательные вещества 1.

Имеются ворсинки 1.

Не имеет микроворсинок 2.

Вырабатывается желчь 1.

Всасывается вода 2.

Имеются гаустры и сальниковые отростки 2.

Подвешена на брыжейке 1.

Установите соответствия между функцией нейрона и его видом.

Вид нейрона

Преобразует раздражения в нервные импульсы 1.

1.Чувствительный

Передает в мозг нервные импульсы от органов чувств и внутренних органов 1.

2.Вставочный

Осуществляет передачу нервных импульсов с одного нейрона на другой в головном мозге 2.

3.Двигательный

Является эфферентным нейроном 3.

Является афферентным нейроном 1.

Осуществляет трофическую и разграничительную функцию 2.

Располагается в передних рогах спинного мозга 3.

Передает нервные импульсы мышцам, железам и другим исполнительным органам 3.

Располагается в задних рогах спинного мозга 2.

Передает нервные импульсы только в одном направлении. 1.

Установите разницу между нервной и гуморальной регуляцией.

Особенности

Вид регуляции

Включается быстро и действует коротко 1.

1. Нервная

Включается медленно и действует долго 2.

2. Гуморальная

Сигнал - нервный импульс 1.

Сигнал – гормон 2.

Передача сигнала электрическая (по нервным волокнам) и химическая (через синапс) 1.

Передача сигнала химическая (через жидкие среды организма) 2.

Распространение сигнала по нервным структурам рефлекторной дуги 1.

Распространение сигнала по сосудам с током крови 2.

Не оказывают регуляторного влияния на гомеостаз 2.

Ответ четко локализован (отдельный орган) 1.

Ответ, как правило, генерализован (весь организм) 2.

Норадреналин участвует в нервной регуляции 1.

Норадреналин участвует в гуморальной регуляции 2.

Установите разницу в строении и функциях больших пищеварительных желез (печени и поджелудочной железы)

Особенности строения и функций

Осуществляет барьерную функцию 1.

1. Печень

Образуется желчь 1.

2. Поджелудочная железа

Имеются островки Лангерганса – Соболева 2.

Принимает участие в пищеварении 1.

Имеет трубчато - альвеолярное строение 2.

Структурно - функциональной единицей является нефрон 1.

Образуется панкреатический сок 2.

Пищеварительный сок поступает в 12-перстную кишку 2.

Паренхима органа образована гепатоцитами 1.

В состав сока входит холестерин 1.

В состав сока не входят ферменты 1.

Клетки железы вырабатывают гормон тироксин 2.

Установите разницу между видами эндокринных и экзокринных желез.

Свойства

Вид железы

Являются железами внутренней секреции 1.

1. Эндокринные

Являются железами внешней секреции 2.

2. Экзокринные

Имеют выводные протоки 2.

Не имеют выводных протоков 1.

Выделяют свои секреты в кровь или лимфу 1.

Секрет железы выделяется в полость или внешнюю среду 2.

Железы образуют ферменты 2.

Железы образуют гормоны 1.

Лимфатические узлы относятся к железам 1.

Обеспечивают гомеостаз 1.

Тропные гормоны вырабатываются 1.

Липаза вырабатывается 2.

Лизоцим вырабатывается 2.

Установите соответствие между условными и безусловными рефлексами

Отличительные признаки

Вид рефлекса

Врожденные, наследственные 2.

1. Условные

Приобретенные в процессе жизнедеятельности 1.

2. Безусловные

Постоянны и сохраняются в течение всей жизни 2.

Являются индивидуальными 1.

Они непостоянны и могут угасать 1.

Рефлекторные центры находятся на уровне спинного мозга и ствола головного мозга 2.

Рефлекторные центры находятся в коре головного мозга 1.

Сосательный рефлекс новорожденного 2.

Могут образовываться на любой воспринимаемый организмом раздражитель 2.

Не передаются по наследству 1.

Реакция ребенка на слово нельзя 1.

Реакция ребенка на вид чужого, незнакомого человека 2.

Установите соответствие между особенностями фаз гомеостаза

Процессы

Механизм

Сосудистый спазм 1.

1. Микроциркуляторный

Активация тромбопластина 2.

2. Гемокоагуляционный

Образование тромбоцитарной пробки 1.

Образование тромбина из протромбина 2.

Уплотнение тромбоцитарной пробки 1.

Образование фибрина из фибриногена 2.

Участвуют ионы кальция 2.

Участвуют ионы натрия и калия 1.

В процессе участвуют тромбоциты 1.

Остановка крови происходит только в мелких сосудах 1.

В процессе принимает участие витамин К 2.

Перечень вопросов задания №1.

1. Опишите особенности процесса переваривания белков в различных отделах желудочно-кишечного тракта.

2. Проводниковая и рефлекторная функции спинного мозга.

3. Сущность нервной и гуморальной регуляции в деятельности отдельных органов и систем. Их взаимосвязь в процессах жизнедеятельности человека на примере регуляции работы сердца.

4. Дайте характеристику форменных элементов крови: количество, форма, функции.

5. Опишите фазы желудочной секреции

6. Опишите последовательность пути проведения нервного импульса по рефлекторной дуге.

7. Опишите, какие изменения произойдут в организме при нарушении функции печени.

8. Опишите физиологические процессы, происходящие в толстом кишечнике. Укажите на роль микрофлоры толстого кишечника.

9. Что лежит в основе процесса газообмена в легких и как изменяется в результате этого газовый состав крови.

10. Опишите закономерности движения крови по сосудам. Виды артериального давления.

11. Дайте характеристику гомеостаза, и какие процессы поддерживают его постоянство.

12. Какие структуры покровов тела обеспечивают защиту организма человека от воздействия температурных факторов внешней среды? Объясните их роль.

13. Опишите фазы сердечной деятельности и их регуляцию.

14. Назовите процессы, участвующие в процессе мочеобразования.

15. Функции яичника и их связь с менструальным циклом.

16. Энергетический обмен. Его связь с обменом веществ. Пищевой рацион и его значение для разных профессий. Регуляция метаболизма.

17. Роль первой и второй сигнальной системы человека в процессе его жизнедеятельности.

18. Описать все функции глаза, участвующие в формировании изображения на сетчатке (рефракция, аккомодация, сужение зрачка)

19. Определите понятие «прием пищи», «переваривание пищи», «всасывание пищи», «дефекация».

20. Рецепторный аппарат слухового анализатора. Механизм образования звуковых ощущений.

21. Почему лечение человека антибиотиками может привести к нарушению функции кишечника и иммунитета.



22. Назовите выделительные системы организма. Почему объем мочи выделяемой телом человека за сутки не равен объему выпитой за это же время жидкости

23. Регуляция мочеобразования. Отличие в составе первичной и вторичной мочи.

24. Перечислите функции мышечной системы и ее значение. Влияние гиподинамии на работу систем органов человека.

25. Что представляют собой витамины, какова их роль в жизнедеятельности организма человека? Понятие о гиповитаминозе.

26. Опишите три этапа процесса дыхания. Значение в этих процессах гемоглобина и парциального давления газов.

27. Особенности внешнего дыхания, его показатели. Аппарат внешнего дыхания. Дыхание в особых условиях

28. Плазма крови. Сыворотка крови. Особенности их состава. Осмос, осмотическое давление. Онкотическое давление. Значение буферных систем крови.

29. Основные свойства сердечной мышцы. Проводящая система сердца и ее значение

30. Водно-солевой обмен и механизмы его регуляции. Функции воды и электролитов. Водный баланс.

Перечень вопросов задания №2.

1. Установите соответствие между характеристикой ткани и ее типом.

Особенность ткани Тип ткани
А Промежуточное вещество практически отсутствует 1. Эпителиальная
Б Выполняет питательную и опорную функцию 2. Соединительная
В Выстилает изнутри полости
Г Образует внутреннюю среду организма
Д Располагается на границе внешней и внутренней среды
Е К ней относится хрящевая ткань
Ж Имеет волокнистое строение
З Получает питание через базальную мембрану
И Способна передавать импульсы
К Клетки в своем строении имеют реснички

2. Установите соответствие между функциями и строением тонкого кишечника.

Особенность ткани Признак
А Завершается расщепление углеводов и белков до растворимых в воде органических веществ 1. Строение
Б Имеет пальцеобразные выросты слизистой оболочки (ворсинки) 2. Функция
В Начинается расщепление более сложных углеводов пищи до менее сложных
Г Соляная кислота активизирует пищеварительные ферменты
Д Происходит всасывание питательных веществ в кровь и в лимфу
Е Каемчатый эпителий увеличивает площадь всасываемой поверхности
Ж Ее дистальный отдел называют подвздошной
З Открываются протоки поджелудочной железы
И Осуществляется пристеночное и полостное пищеварение
К Имеет щелочную среду

3. Установите соответствие между характеристикой системы органов и ее типом.

4. Установите последовательность расположения органов дыхания, по которым кислород поступает при вдохе в легкие.

5. Выберите анатомические структуры, являющиеся начальным звеном анализаторов человека.

6. Установите соответствие в строении глазного яблока.

7. Установите соответствия между характеристикой мышечной ткани и ее видом.

8. Установите последовательность движения лекарственного препарата введенного в вену левой руки до головного мозга.

9. Установите соответствия между процессом пищеварения и отделом пищеварительного канала, в котором он протекает у человека.

10. Установите соответствия между функцией нейрона и его видом.

Функции Вид нейрона
А Преобразует раздражения в нервные импульсы Чувствительный
Б Передает в мозг нервные импульсы от органов чувств и внутренних органов Вставочный
В Осуществляет передачу нервных импульсов с одного нейрона на другой в головном мозге Двигательный
Г Является эфферентным нейроном
Д Является афферентным нейроном
Е Осуществляет трофическую и разграничительную функцию
Ж Располагается в передних рогах спинного мозга
З Передает нервные импульсы мышцам, железам и другим исполнительным органам
И Располагается в задних рогах спинного мозга
К Передает нервные импульсы только в одном направлении.

11. Установите соответствие между признаками рефлексов и их типом.

12. Установите соответствие между процессами газообмена в легких тканях.

Механизм газообмена Место газообмена
А Углекислый газ переходит в кровь 1. Легкие
Б Углекислый газ выделяется из крови 2. Ткани
В Кислород переходит в кровь
Г Кислород выделяется из крови
Д В основном газообмен происходит между азотом и альвеолярным воздухом
Е Происходит в капиллярах большого круга кровообращения
Ж Газообмен происходит через аэрогематический барьер
З Переходу газов способствую процессы диффузии
И Кровь из артериальной становится венозной
К Кровь из венозной становится артериальной

13. Установите разницу между естественным и искусственным иммунитетом.

14. Назовите отличительные признаки симпатической и парасимпатической нервной системы.

Отличительные признаки Отделы вегетативной нервной системы
А Центры расположены в боковых рогах спинного мозга 1.Симпатическая
Б Ганглии образуют пограничную симпатическую цепочку вдоль позвоночника 2.Парасимпатическая
В Центры располагаются в стволе головного мозга
Г Центры располагаются в мозжечке
Д Ганглии образуют чревное (солнечное) сплетение
Е Ганглии располагаются внутри стенки органов
Ж Медиатор ацетилхолин
З Медиатор норадреналин
И Медиатор гистамин
К Работу сердца усиливает
Л Работу сердца тормозит
М Расширяет зрачок

15. Назовите отличительные признаки соматической и вегетативной нервной системы.

Отличительные признаки Отделы нервной системы
А Обеспечивает непроизвольное сокращение гладких мышц 1. Соматическая
Б Обеспечивает произвольное сокращение скелетных мышц 2. Вегетативная
В Контролируется корой головного мозга
Г Обеспечивает регуляцию гомеостаза
Д Однонейронный эфферентный путь рефлекса
Е Двунейронный эфферентный путь рефлекса
Ж Основные функциональные ядра располагаются в мозжечке
З Высокая скорость проведения (70-100 м/с)
И Низкая скорость проведения (1-5) м/с
К Волокна толстые (миелиновые)
Л Рефлекторная дуга не имеет собственных афферентных волокон
М Волокна тонкие (безмиелиновые)
Н Увеличивается потребление кислорода
О Уменьшается потребление кислорода

16. Установите разницу в строении стенки вены и артерии.

Отличительные признаки Название сосуда
А Мышечный слой тонкий 1.Вена
Б Интима изнутри покрыта эндотелием 2.Артерия
В Стенки мягкие, легко сдавливаются скелетными мышцами
Г Наружный слой адвентиция
Д Наружный слой брюшина
Е Стенка имеет три слоя
Ж Стенка оказывает сопротивление давлению крови
З Хорощо развит мышечный слой
И Стенки толстые, упругие
К Имеется эластическая мембрана
Л По сосудам кровь течет к сердцу
м По сосудам кровь течет от сердца
Н По сосудам течет только артериальная кровь

17. Установите разницу между нервной и гуморальной регуляцией.

Особенности Вид регуляции
А Включается быстро и действует коротко 1. Нервная
Б Включается медленно и действует долго 2. Гуморальная
В Сигнал - нервный импульс
Г Сигнал - гормон
Д Передача сигнала электрическая (по нервным волокнам) и химическая (через синапс)
Е Передача сигнала химическая (через жидкие среды организма)
Ж Распространение сигнала по нервным структурам рефлекторной дуги
З Распространение сигнала по сосудам с током крови
И Не оказывают регуляторного влияния на гомеостаз
К Ответ четко локализован (отдельный орган)
Л Ответ, как правило, генерализован (весь организм)
М Норадреналин участвует в нервной регуляции
Н Норадреналин участвует в гуморальной регуляции

18. Определите элементы среднего и внутреннего уха.

19. Установите разницу в строении и функциях больших пищеварительных желез (печени и поджелудочной железы)

Особенности строения и функций Железы
А Осуществляет барьерную функцию 1. Печень
Б Образуется желчь 2. Поджелудочная железа
В Имеются островки Лангерганса - Соболева
Г Принимает участие в пищеварении
Д Имеет трубчато - альвеолярное строение
Е Структурно - функциональной единицей является нефрон
Ж Образуется панкреатический сок
З Пищеварительный сок поступает в 12-перстную кишку
И Паренхима органа образована гепатоцитами
К В состав сока входит холестерин
Л В состав сока не входят ферменты
М Клетки железы вырабатывают гормон тироксин

20. Установите соответствие между названием мышцы и отделом скелета, к которому они относятся.

21. Установите разницу между видами эндокринных и экзокринных желез.

Свойства Вид железы
А Являются железами внутренней секреции 1. Эндокринные
Б Являются железами внешней секреции 2. Экзокринные
В Имеют выводные протоки
Г Не имеют выводных протоков
Д Выделяют свои секреты в кровь или лимфу
Е Секрет железы выделяется в полость или внешнюю среду
Ж Железы образуют ферменты
З Железы образуют гормоны
И Лимфатические узлы относятся к железам
К Обеспечивают гомеостаз
Л Тропные гормоны вырабатываются
М Липаза вырабатывается
Н Лизоцим вырабатывается

22. Установите отличие в строении и функциях ствола головного мозга и коры больших полушарий.

Отличительные признаки Отдел мозга
А Выполняет функции высшей нервной деятельности 1. Кора
Б Выполняет функции низшей нервной деятельности (регуляции гомеостаза) 2. Ствол
В Серое вещество находится снаружи, под ним белое вещество
Г Белое вещество находится снаружи, внутри него расположены ядра серого вещества
Д Расположены центры условных рефлексов
Е Расположены центры безусловных рефлексов
Ж Расположены центры координации движения и равновесия
З Расположены ядра ретикулярной формации
И Расположены ядра черепно-мозговых нервов
К Расположены ядра спинно-мозговых нервов
Л Расположены центральные отделы анализаторов
М Расположены центры произвольных движений
Н Расположены двигательные центры красных ядер

23. Установите соответствие между условными и безусловными рефлексами

Отличительные признаки Вид рефлекса
А Врожденные, наследственные 1. Условные
Б Приобретенные в процессе жизнедеятельности 2. Безусловные
В Постоянны и сохраняются в течение всей жизни
Г Являются индивидуальными
Д Они непостоянны и могут угасать
Е Рефлекторные центры находятся на уровне спинного мозга и ствола головного мозга
Ж Рефлекторные центры находятся в коре головного мозга
З Сосательный рефлекс новорожденного
И Могут образовываться на любой воспринимаемый организмом раздражитель
К Не передаются по наследству
Л Реакция ребенка на слово нельзя
М Реакция ребенка на вид чужого, незнакомого человека

24. Установите соответствие между особенностями форменных элементов крови.

Свойства Форменные элементы
А Участвую в переносе кислорода 1. Эритроциты
Б Участвуют в переносе углекислого газа 2. Лейкоциты
В Не имеют ядра
Г Имеют ядро
Д Могут изменять свою форму
Е Способны к диапедезу
Ж Вырабатываются в красном костном мозге
З Дифференцируются в тимусе
И Способны к фагоцитозу
К Количество в одном литре 4-5 х10 12
Л Количество в одном литре 4-9 х10 9
М Живут 80-120 дней
Н Вырабатывают иммунные белки

25. Установите соответствие между особенностями фаз гомеостаза

Процессы Механизм
А Сосудистый спазм 1. Микроциркуляторный
Б Активация тромбопластина 2. Гемокоагуляционный
В Образование тромбоцитарной пробки
Г Образование тромбина из протромбина
Д Уплотнение тромбоцитарной пробки
Е Образование фибрина из фибриногена
Ж Участвуют ионы кальция
З Участвуют ионы натрия и калия
И В процессе участвуют тромбоциты
К Остановка крови происходит только в мелких сосудах
Л В процессе принимает участие витамин К

26. Отличия состава и процесса образования первичной и вторичной мочи.

Отличительные признаки Моча
А Образуется в почечном тельце 1.Первичная
Б Образуется в канальцах нефрона 2. Вторичная
В Является результатом фильтрации
Г Является результатом реабсорбции
Д Является результатом секреции
Е Является результатом синтеза
Ж В сутки образуется 150-180 литров
З В сутки образуется 1,5-2,0 литра
И В состав мочи входит глюкоза
К В состав мочи входит белок
Л Процесс требует затраты энергии
М Процессу способствуют особенности «чудесной сети» капилляров

27. Установить соответствие в строении и функции полости рта и желудка

Отличительные признаки Отдел пищеварения
А Имеет три слоя: слизистый, мышечный и соединительнотканный 1. Полость рта
Б Имеет один слой - только слизистая оболочка и под ней костная или мышечная основа 2. Желудок
В Слизистая покрыта цилиндрическим однослойным эпителием
Г Слизистая покрыта многослойным плоским неороговеваюшим эпителием
Д Слизистая покрыта каемчатым эпителием
Е Имеются сфинктеры
Ж Выделяет секрет, содержащий лизоцим
З Выделяет секрет содержащий муцин
И Имеет кислую среду
К Имеет слабощелочную среду
Л Секрет содержит фермент, расщепляющий углеводы (амилазу)
М Секрет содержит фермент липазу

28. Укажите соответствие между белками и витаминами

Свойства Вид соединения
А Состоят из аминокислот 1. Белки
Б В их состав входит азот 2. Витамины
В Способны образовывать иммунные тела
Г Являются основой ферментов
Д Входят в состав фермента как кофермент
Е Являются строительным материалом для клетки
Ж Участвуют в синтезе родопсина, протромбина
З Источником являются свежие овощи и фрукты
И Основная функция энергетическая
К Источником является в основном животная пища
Л Разрушаются при длительной термической обработке пищи
М В пище вегетарианцев их содержится недостаточно

29. Выделите характерные отличия эндокринных желез

Отличия Железы
А Альдостерон 1.Надпочечники
Б Адреналин 2. Поджелудочная
В Инсулин
Г Тироксин
Д Кортизон
Е Половые гормоны
Ж Глюкагон
З Имеет корковое и мозговое вещество
И Является железой смешанной секреции
К Участвует в пищеварении
Л Являются стероидными гормонами
М Для их образования требуется холестерин
Н При гипофункции развивается сахарный диабет
О При гипофункции развивается бронзовая болезнь

30. Выделите характерные отличия эндокринных желез.

Отличия Железа
А Тироксин 1. Гипофиз
Б Вазопрессин 2. Щитовидная
В Окситоцин
Г Соматотропин
Д Трийодтиронин
Е Гонадотропные гормоны
Ж Синтезирует йодсодержащие гормоны
З Является железой всех желез
И Определяет основной энергетический обмен
К Является центральной эндокринной железой
Л Является периферической эндокринной железой
М При гиперфункции развивается базедова болезнь
Н При гиперфункции развивается гигантизм

1. Какие признаки млекопитающих не характерны для человека?
1) наличие диафрагмы
2) наличие подшёрстка
3) наличие семи шейных позвонков
4) хвостовой отдел позвоночника
5) подвижное наружное ухо
6) альвеолярное лёгкое

2. Человек, в отличие от других позвоночных животных,
1) имеет пять отделов головного мозга
2) образует различные природные популяции
3) обладает второй сигнальной системой
4) может создавать искусственную среду обитания
5) имеет первую сигнальную систему
6) может создавать и использовать орудия труда

3. Гладкая мышечная ткань, в отличие от поперечнополосатой
1) состоит из многоядерных клеток (волокон)

3) обладает большей быстротой (скоростью) и энергией сокращения


4. Двигательные нейроны
1) воспринимают возбуждение от вставочных нейронов
2) передают возбуждение к мышцам
3) передают возбуждение вставочным нейронам
4) передают возбуждение к железам
5) передают возбуждение на чувствительные нейроны
6) воспринимают возбуждение, возникшее в рецепторах

5. К центральной нервной системе относят
1) чувствительные нервы 4) мозжечок
2) спинной мозг 5) мост
3) двигательные нервы 6) нервные узлы

6. В теле человека под контролем вегетативной нервной системы осуществляется деятельность мускулатуры
1) органов пищеварительного канала
2) верхних и нижних конечностей
3) поясов конечностей
4) почек и мочевого пузыря
5) сердца и кровеносных сосудов
6) шейного отдела тела

7. Функции промежуточного мозга заключаются в регуляции
1) работы сердца 4) мочеиспускания
2) температуры тела 5) работы желёз внутренней секреции
3) обмена веществ 6) дыхания

8. Белое вещество переднего отдела головного мозга
1) образует его кору
2) расположено под корой
3) состоит из нервных волокон
4) образует подкорковые ядра
5) соединяет кору с другими отделами головного мозга и со спинным мозгом
6) образовано телами нервных клеток

9. Рецепторы – это нервные окончания, которые
1) воспринимают информацию из внешней среды
2) воспринимают информацию из внутренней среды
3) воспринимают возбуждение, передающееся к ним по двигательным нейронам
4) располагаются в исполнительном органе
5) преобразуют воспринимаемые раздражения в нервные импульсы
6) реализуют ответную реакцию организма на раздражение из внешней и внутренней среды

10. Выберите анатомические структуры, являющиеся начальным звеном анализаторов человека
1) веки с ресницами 4) клетки вестибулярного аппарата
2) палочки и колбочки сетчатки 5) хрусталик глаза
3) ушная раковина 6) вкусовые сосочки языка

11. В каких структурах органов чувства воспринимающие звенья анализаторов?
1) слуховые косточки
2) сетчатка
3) обонятельный нерв
4) волосковые клетки улитки
5) хрусталик глаза
6) сосочки языка

12. Оптическая система глаза человека состоит из
1) хрусталика
2) стекловидного тела
3) зрительного нерва
4) желтого пятна сетчатки
5) роговицы
6) белочной оболочки

13. При близорукости
1) плохо видны удалённые предметы
2) плохо различимы детали близко расположенных предметов
3) изображение предмета фокусируется позади сетчатки
4) изображение предмета фокусируется перед сетчаткой
5) необходимо носить двояковыпуклые линзы, усиливающие преломление лучей
6) необходимо носить двояковогнутые линзы, рассеивающие свет

14. Дальнозорким людям необходимо использовать очки, т.к.
1) у них изображение фокусируется перед сетчаткой
2) у них изображение фокусируется позади сетчатки
3) они плохо видят детали близко расположенных предметов
4) они плохо различают расположенные вдали предметы
5) имеют двояковогнутые линзы
6) имеют двояковыпуклые линзы

15. Безусловные рефлексы человека, в отличие от условных
1) передаются по наследству
2) приобретаются в течение жизни
3) присущи всем особям вида
4) изменчивы и со временем угасают
5) относительно постоянны (сохраняются всю жизнь)
6) связаны с деятельностью коры больших полушарий

16. В каком случае поведение животных можно отнести к инстинктам?
1) нерестовые миграции рыб
2) реакции инфузории на поваренную соль
3) сбор нектара и пыльцы пчелами
4) передвижение эвглены зелёной в освещенное место
5) реакция аквариумных рыб на постукивание кормушки
6) откладывание кукушкой яиц в гнёзда чужих птиц

17. Реакция ребёнка на бутылочку с питательной смесью – это пример рефлекса
1) врождённого
2) приобретённого в течение жизни
3) имеющегося у всех грудных детей
4) имеющегося у детей с искусственным или смешанным вскармливанием
5) передающегося по наследству
6) не передающегося по наследству

18. Условное (внутреннее) торможение
1) обеспечивает выполнение физиологических функций организма
2) возникает при неподкреплении условного раздражителя безу­словным
3) не зависит от раздражителя
4) врожденное свойство организма
5) приобретенное свойство организма
6) возникает при появлении нового сильного раздражителя

19. В чём состоит сходство скелета человека и других млекопитающих?
1) позвоночник имеет пять отделов
2) стопа имеет свод
3) мозговой отдел черепа больше лицевого
4) имеются парные суставные конечности
5) в шейном отделе семь позвонков
6) форма позвоночника S-образная

20. Неправильная осанка может привести к
1) смешению и сдавливанию внутренних органов
2) нарушению кровоснабжения внутренних органов
3) изменению длины плечевого отдела верхних конечностей
4) растяжению связок в тазобедренном суставе
5) увеличению содержания минеральных веществ в костях
6) деформации грудной клетки

21. Внутренняя среда организма образована
1) органами брюшной полости
2) кровью
3) лимфой
4) содержимым желудка
5) межклеточной (тканевой) жидкостью
6) ядром, цитоплазмой, органоидами клетки

22. Кровь, как разновидность соединительной ткани,
1) регулирует содержание углеводов в организме
2) имеет жидкое межклеточное вещество
3) развивается из мезодермы
4) выполняет секреторную функцию
5) состоит из неприлегающих друг к другу клеток
6) имеет упругое, эластичное межклеточное вещество

23. Каковы функции крови в организме человека?
1) удаление из организма жидких продуктов обмена
2) снабжение клеток тела кислородом
3) защита организма от инфекций
4) освобождение от непереваренных остатков пищи
5) перенос питательных веществ к органам
6) разные формы пассивного движения

24. Лейкоциты — клетки крови, которые
1) не имеют ядер
2) изменяют форму
3) имеют форму двояковогнутого диска
4) содержат ядра
5) уничтожают чужеродные тела
6) содержат гемоглобин

25. По артериям большого круга кровообращения у человека течет кровь
1) от сердца
2) к сердцу
3) насыщенная углекислым газом
4) насыщенная кислородом
5) быстрее, чем в других кровеносных сосудах
6) медленнее, чем в других кровеносных сосудах

26. По артериям большого круга кровообращения у человека кровь течет
1) от левого желудочка
2) насыщенная кислородом
3) от левого предсердия
4) насыщенная углекислым газом
5) быстрее, чем в венах
6) от правого желудочка

27. Из левого желудочка сердца человека вытекает кровь
1) по направлению к лёгким
2) по направлению к клеткам тела
3) артериальная
4) венозная
5) по артериям
6) по венам

28. По венам большого круга кровообращения у человека кровь течёт
1) от сердца
2) к сердцу
3) насыщенная СО 2
4) насыщенная кислородом
5) быстрее, чем в капиллярах
6) медленнее, чем в капиллярах

29. У человека в левое предсердие поступает кровь
1) из малого круга кровообращения
2) из большого круга кровообращения
3) артериальная
4) венозная
5) по артериям
6) по венам

30. Какие особенности характерны для строения и функций тонкого кишечника человека?
1) обеспечивает всасывание питательных веществ
2) выполняет барьерную роль
3) слизистая оболочка не имеет выростов — ворсинок
4) включает в состав двенадцатиперстную кишку
5) выделяет желчь
6) обеспечивает пристеночное пищеварение

31. В тонкой кишке у млекопитающих животных
1) происходит механическая обработка пищи
2) завершается расщепление углеводов и белков до растворимых в воде органических веществ
3) начинается расщепление более сложных углеводов пищи до менее сложных
4) соляная кислота активизирует пищеварительные ферменты
5) происходит всасывание питательных веществ в кровь и в лимфу
6) жиры превращаются в глицерин и жирные кислот

32. В тонком кишечнике происходит всасывание
1) глюкозы 4) гликогена
2) аминокислот 5) клетчатки
3) глицерина и жирных кислот 6) гормонов

33. Признаки строения и функций поджелудочной железы человека
1) выполняет барьерную функцию
2) вырабатывает желчь
3) самая крупная железа пищеварительной системы
4) имеет внешнесекреторную и внутрисекреторную части
5) имеет протоки, открывающиеся в двенадцатиперстную кишку
6) вырабатывает пищеварительный сок, расщепляющий белки, жиры, углеводы

34. Какова роль поджелудочной железы в организме человека?
1) участвует в иммунных реакциях
2) образует клетки крови
3) является железой смешанной секреции
4) образует гормоны
5) выделяет желчь
6) выделяет пищеварительные ферменты

35. Много углеводов содержат следующие продукты питания
1) свекла 4) картофель
2) творог 5) хлеб
3) сыр 6) рыба

36. Много белков содержат продукты питания
1) сахар 4) картофель
2) творог 5) хлеб
3) сыр 6) рыба

37. Растения, содержащие в семенах большое количество растительных жиров
1) кукуруза 4) рожь
2) пшеница 5) подсолнечник
3) лен 6) овес

38. Витамины – это органические вещества, которые
1) оказывают влияние на обмен веществ в малых количествах
2) влияют на превращение глюкозы в гликоген
3) входят в состав ферментов
4) являются в организме источником энергии
5) уравновешивают процессы образования и отдачи тепла
6) поступают, как правило, в организм вместе с пищей

39. Какие особенности организма человека играют важную роль в сохранении постоянной температуры тела?
1) снабжение клеток тела артериальной кровью
2) наличие потовых желёз
3) развитие коры головного мозга
4) усложнение строения органов чувств
5) интенсивный обмен веществ
6) усложнение строения органов пищеварения

40. Выберите названия желез внутренней секреции и укажите характерные для них признаки
1) печень, железы желудка и кишечника
2) щитовидная железа, гипофиз, надпочечники
3) выделяют образующиеся в них вещества через выводные протоки
4) не имеют выводных протоков
5) выделяют секреты в полости тела и во внешнюю среду
6) вырабатывают вещества, которые поступают непосредственно в кровь

41. Гормоны в организме человека образуются в
1) печени 4) поджелудочной железе
2) гипофизе 5) слюнных железах
3) надпочечниках 6) желчном пузыре

42. Поперечнополосатая мышечная ткань, в отличие от гладкой
1) состоит из многоядерных клеток
2) состоит из вытянутых клеток с овальным ядром
3) обладает большей быстротой и энергией сокращения
4) составляет основу скелетной мускулатуры
5) располагается в стенках внутренних органов
6) сокращается медленно, ритмично, непроизвольно

43. На звонок с урока
1) реагируют дети любого возраста одинаково
2) сходно реагируют дети школьного возраста
3) рефлекс приобретается в процессе жизни
4) рефлекс передается по наследству
5) рефлекс является врожденным
6) рефлекс не передается по наследству

44. В среднем ухе расположены
1) ушная раковина
2) улитка
3) молоточек
4) вестибулярный аппарат
5) наковальня
6) стремечко

45. У человека в связи с прямохождением
1) позвоночник образует четыре плавных изгиба
2) кости в суставах соединены подвижно
3) пальцы руки соединены с пястью
4) пояс нижних конечностей широкий, имеет вид чаши
5) в стопе хорошо выражен свод
6) большой палец кисти противопоставлен всем остальным

46. Симпатический отдел нервной системы человека
1) контролирует реакцию у организма в стрессовой ситуации
2) доминирует в спокойном состоянии
3) усиливает потоотделение
4) усиливает выделение желудочного сока
5) учащает частоту сердечных сокращений
6) усиливает волнообразные движения кишечника

47. Какое влияние на организм человека оказывает парасимпатический отдел нервной системы?
1) увеличивает амплитуду сердечных сокращений
2) усиливает образование желчи
3) стимулирует секрецию пищеварительных соков
4) стимулирует выработку слюны
5) вызывает выброс адреналина в кровь
6) усиливает вентиляцию лёгких

48. При динамической работе мышц человека, в отличие от статической,
1) быстрее наступает утомление
2) движения в суставах не происходит
3) работоспособность более продолжительна
4) уменьшается частота сердечных сокращений
5) утомление наступает медленно
6) сокращение мышц чередуется с расслаблением

49. Белки в организме человека и животных
1) служат основным строительным материалом
2) расщепляются в кишечнике до глицерина и жирных кислот
3) образуются из аминокислот
4) в печени превращаются в гликоген
5) откладываются в запас
6) ускоряют химические реакции в организме

50. Нарушение функций щитовидной железы приводит к следующим заболеваниям:
1) сахарный диабет 2) микседема
3) базедова болезнь 4) малокровие
5) кретинизм 6) гигантизм

51. В нервной системе человека вставочные нейроны передают нервные импульсы
1) с двигательного нейрона в головной мозг
2) от рабочего органа в спинной мозг
3) от спинного мозга в головной мозг
4) от чувствительных нейронов к рабочим органам
5) от чувствительных нейронов к двигательным нейронам
6) из головного мозга к двигательным нейронам

52. К искривлению позвоночника или развитию плоскостопия может привести
1) активный образ жизни
2) слабое развитие мышц
3) постоянное ношение тяжестей в одной руке
4) ношение обуви без каблука в детстве
5) стрессовая ситуация
6) нарушение режима питания

53. Сердечная мышца человека характеризуется
1) наличием поперечной исчерченности
2) обилием межклеточного вещества
3) самопроизвольными ритмичными сокращениями
4) наличием веретеновидных клеток
5) многочисленными соединениями между клетками
6) отсутствием ядер в клетках

54. Особенность безусловных рефлексов заключается в том, что они
1) возникают в результате многократного повторения
2) являются признаком, характерным для отдельной особи вида
3) являются генетически запрограммированными
4) характерны для всех особей вида
5) являются врождёнными
6) не передаются по наследству

55. Какую роль играет микрофлора толстого кишечника в организме человека?
1) активизирует ферменты кишечного сока
2) синтезирует витамины
3) участвует в переваривании клетчатки
4) разрушает клетки крови
5) тормозит развитие гнилостных бактерий
6) усиливает сокращение стенок кишечника

56. К периферической нервной системе относят
1) черепно-мозговые нервы
2) вставочные нейроны
3) продолговатый мозг
4) спинномозговые нервы
5) подкорковые ядра
6) проводящие пути от рецепторов в мозг

57. Слуховой анализатор включает в себя
1) слуховые косточки
2) рецепторные клетки
3) слуховую трубу
4) чувствительный нерв
5) полукружные каналы
6) кору височной доли

58. Вегетативная нервная система контролирует
1) сгибание и разгибание пальцев
2) передвижение пищи в пищеварительном тракте
3) работу сердца
4) расслабление и сокращение мышц лицевой части черепа
5) повышение и понижение кровяного давления
6) поднятие и опускание верхних конечностей

59. В организме человека средний отдел головного мозга
1) осуществляет контроль за поддержанием тонуса скелетных мышц
2) осуществляет координацию сердечнососудистой деятельности
3) контролирует ориентировочные рефлексы на звук и свет
4) регулирует рефлексы в процессе ходьбы и стояния
5) регулирует обмен веществ в организме
6) осуществляет контроль за постоянством внутренней среды организма



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама